«Эсмеральда» — дешево, но сердито!

30 253 95
«Эсмеральда» — дешево, но сердито!

«Благодаря появлению «Эсмеральды» крейсера увеличили скорость, лишились парусов, а Армстронг — разбогател», — сказал главный строитель Королевского флота сэр Натаниэль Барнаби. Не в бровь, а в глаз! Именно так всё и было.


Уильям Армсронг

Начнём с начала. Во второй половине XIX века Чили в Латинской Америке считалась известным «возмутителем спокойствия»: страна успела поучаствовать во всех латиноамериканских войнах, ряд из которых сама и развязала. О пользе минеральных удобрений агрономы уже успели узнать, но производить искусственно химики их ещё не научились, поэтому Чили с запасами калийной селитры и «гуано» — птичьего помёта — стали резко богатеть. А богатея, местные элиты начали «хотеть странного» — отжать что-нибудь у соседей. Уделяя много внимания оснащению армии и флота.




Джон Рендел

Поскольку своей судостроительной промышленности страна практически не имела, корабли чилийцы стали заказывать английской фирме Армстронга, имевшей верфи в Эльсвике. Правда, главный конструктор мистера Армстронга, Джон Уайтвик Рендел, занимался в основном канонерками, а чилийцам нужно было что-то посерьёзнее. Поэтому Рендел спроектировал, а Армстронг построил по чилийскому заказу крейсер «Артуро Прат» — 1380 тонн водоизмещения, скорость 16,5 узлов, стальной корпус с тараном, разделённый на водонепроницаемые отсеки, вооружение: 2х1 254-мм пушки в носу и в корме, 4х1 130-мм орудий по бортам, 2 торпедных аппарата.

Брони, по мнению большей части историков, корабль не имел (упоминания карпасной палубы есть, но сомнительны). Зато нёс пару мачт с косым парусным вооружением. Корабль спустили на воду в 1879 году, а готов он был уже в 1880-м, но чилийцы, видя, что очередной войны с Перу не случилось, продали корабль японцам. А китайцы заказали Армстронгу пару таких же для своего флота.


Крейсер «Артуро Прат», он же «Чаоюн».

Но в начале 80-х вновь выяснилось, что война не за горами, и в Чили начали сбор средств по подписке на строительство нового корабля. Имя подобрали знаковое! В Чили «Эсмеральда» — что «Варяг» в России: корабль, героически погибший в неравном бою с монитором «Уаскар», причём командир корабля и национальный герой Артуро Прат попытался взять перуанский корабль на абордаж и погиб. В общем, максимально духоподъёмная история. Поэтому деньги на строительство новой «Эсмеральды» собрали быстро.


«Эсмеральда» в доке.

После чего вновь отдали заказ Ренделу с Армстронгом. Требования выставили стандартные для Латинской Америки: сильное вооружение, высокая скорость, но чтоб недорого. И англичане, не чувствуя над собой контроля заказчика, дали волю инженерной мысли! 5 апреля 1881 года начато строительство, 6 июня 1883 года корабль был спущен на воду, а в 1884 году — введён в эксплуатацию. Что это был за корабль! Стальной корпус с гладкой палубой и таранным форштевнем. Две трубы, полное отсутствие рангоута, 18,3 узла скорости на мерной миле!

При этом на корабле была и броня, хоть и слабенькая: карпасная бронепалуба, уходившая скосами под ватерлинию по всей длине корабля. Над погребами толщина брони — 51 мм, над машинами — 25 мм, в оконечностях — 12,7 мм. Дополнительную защиту давали расположенные на скосах бронепалубы угольные ямы и коффердам, заполненный пробкой.

Вооружение — 2х1 254-мм казнозарядных орудия в носу и в корме, расположенных в барбетах, 6х1 152-мм орудий на станках Вавассера, защищённых двухдюймовыми бронещитами, для защиты от миноносцев — две 57-мм пушки и пятиствольная 37-мм пушка Гочкиса, боевая рубка — защищена дюймовой бронёй. И всё это — уместили в 2800 тонн водоизмещения!


Будущий Эдуард VII а пока - просто принц Уэльский...

Уильям Армстронг умел в пиар: интервью он давал пачками, при этом не стеснялся превозносить своё детище, называя «Эсмеральду» «самым быстрым и хорошо вооружённым крейсером в мире», при этом она, по его словам, была «почти полностью защищена от самых разрушительных снарядов». К кораблю было привлечено внимание не только моряков, но и монарших особ: 22 августа 1884 года на борт поднялся принц Уэльский — будущий король Эдуард VII, что добавило ещё больше популярности кораблю. Очарован «Эсмеральдой» оказался и Степан Осипович Макаров, назвавший крейсер «идеальной боевой машиной».


«Эсмеральда» во всей красе.

Армстронга корабль озолотил! «Элсвикские крейсера» стали стандартом, 12 стран заказало верфи 51 клон «Эсмеральды». Они служили по всему миру — от Китая до Чили, от Бразилии до Турции и Румынии. Тем более, что боевой опыт использования «Эсмеральды» поначалу вдохновлял. В 1885 году, воспользовавшись очередной Гражданской войной в Соединённых Штатах Колумбии (была на тот момент такая страна — СШК), на побережье высадилась американская морская пехота. Чилийцы сильно не любили, когда США вмешиваются в дела Латинской Америки, и отправили разрулить ситуацию новенькую, пахнущую свежей краской «Эсмеральду». Эффект был потрясающий! Не успел крейсер бросить якорь у побережья Панамы (она тогда входила в состав СШК), как американцы поспешили ретироваться. «Эсмеральда» могла уничтожить все наши корабли, расположенные в Панаме, одновременно, даже без потерь», — писали американские газеты.


«Эсмеральда» и «Магеллан» обстреливают войска президента Бальмаседы, 1891 год.

Потом было участие в Гражданской войне в самом Чили: в 1891 году не смогли договориться президент Хуан Мануэль Бальмаседа и Национальный Конгресс. Большая часть флота, включая «Эсмеральду», стала на сторону Конгресса, армия поддержала президента. 254-мм орудия крейсера были весомым аргументом, сильно деморализовавшим верных президенту, что привело к победе Конгресса в войне. В 1894 году Армстронг предложил модернизировать крейсер — поменять котлы и артиллерию, обшить тиком, добавить полуют с полубаком... Но чилийцы отказались. И продали крейсер Японии. Почему?


На волнении нос «Эсмеральды» захлёстывало волнами...

Тут нужно заметить, что «эльсвикские крейсера» не заказала себе ни одна из крупных морских держав. Бразилия с Румынией заказывали, а Россия, Германия или Франция — нет. Разгоняли рекламу крейсеру представители «молодой школы» (взгляды, близкие к которой, высказывал и С. О. Макаров), считавшие подобные корабли «линкорами будущего». А британское адмиралтейство крейсер не заинтересовал. В чём тут дело? Ну, начнём с того, что «Империи, над которой никогда не заходило Солнце», требовался крейсер помореходнее. А «Эсмеральда» с её высотой надводного борта 3,6 метра завидной мореходностью не отличалась. Да и дальность плавания в 2200 миль что для Роял Нэви, что для Российского Императорского флота была явно недостаточной.

Кроме того, опытные моряки понимали, что корабль в 2800 тонн водоизмещением — не самая устойчивая платформа для 254-мм орудий. Тем более что скорострельность этих орудий — 1 выстрел в 3 минуты для любого уважающего себя флота в конце XIX века была слишком низкой. Да и, учитывая низкую мореходность, возможность ведения огня из носовой десятидюймовки в ветреную погоду ставилась под сомнение. При этом для выполнения основных задач, стоявших перед крейсерами: разведки, защиты своей торговли и уничтожения вражеской, 254-мм не скорострельные монстры были и вовсе не нужны. Совсем!


HMS «Mersey»

Поэтому то же британское Адмиралтейство поставило на другой проект крейсеров второго ранга — класс «Мерси». Головной корабль серии из четырёх крейсеров вошёл в строй в 1887 году — всего на три года позже «Эсмеральды». По скорости он несколько уступал «звезде подмостков», показав на мерной миле всего 17 узлов, но дальность хода у него была в четыре раза больше — 8750 миль! При этом корабль нёс, при водоизмещении в 4050 тонн, два 203-мм орудия и десять — 152-мм: по пять в спонсонах по каждому борту. Для защиты от миноносцев имелись три скорострельных 57-мм «6-фунтовых» орудия Гочкиса и три скорострельных 47-мм «3-фунтовых» орудия той же фирмы. При этом броня у крейсеров данного проекта была куда серьёзнее, чем у «Эсмеральды» — карпасная бронепалуба толщиной 51–102 мм, а боевая рубка была и вовсе бронирована по-взрослому: 229 мм!


Винтовой корвет «Рында»

Россия же большого внимания бронепалубным крейсерам и вовсе не уделяла, предпочитая развивать крейсера броненосные. Тем не менее, практически одновременно с английскими крейсерами типа «Мерси» в строй вошла пара «винтовых корветов»: «Витязь» и «Рында», так же снабжённых бронепалубой, а через пару лет в Сент-Назере был построен бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов». Это были корабли, вооружённые 152-мм орудиями главного калибра, имевшие броню не толще 76 мм, но к работе по защите собственной торговли и разрушению чужой приспособленные гораздо лучше.


Бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов»

В целом, оценивая проект «Эсмеральды», можно отметить наличие множества прогрессивных технических решений, которые Рендел и Армстронг вложили в проект. «Эсмеральда» определила облик кораблей своего класса на десятилетия вперёд, но назвать проект удачным... Если иметь в виду коммерческую удачу Уильяма Армстронга, то он, несомненно, выстрелил. Но основой успеха стало то, что корабль стал оптимальным вариантом с точки зрения «цена-качество» для флотов второстепенных морских держав. Игроки покрупнее предпочитали менее прорывные корабли, с более сбалансированными характеристиками.
95 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    8 марта 2025 06:22
    Рендел спроектировал, а Армстронг построил по чилийскому заказу крейсер «Артуро Прат»
    При этом он был спроектирован путём фактического «удвоения» Ренделовских канонерок (бывших предыдущим хитом продаж). Этакий «тянитолкай», когда две канонерки, повернувшись друг к дружке кормой, «срослись» миделями...

    Крейсер «Артуро Прат», он же «Чаоюн»
    Вообще-то «Артуро Прат» стал у японцев «Цукуси». А китайские «Чаоюн» и «Янгвэй» были построены с нуля. Оба погибли в сражении при Ялу.

    Ну и да. «Эсмеральда» — это и есть то самое «Идзуми», с которого началась наша Цусима...
    1. +6
      8 марта 2025 09:00
      Да, крейсер сильно напоминает канонерку: крупнокалиберная артиллерия при малом водоизмещении…
  2. +4
    8 марта 2025 09:42
    2х1 254-мм пушки в носу и в корме, 4х1 130-мм орудий по бортам,

    Довольно странный для того времени калибр.
    Нет, я в курсе что в русской вики так написано. Но в других указаны армстронговские же 4.7"
    1. 0
      8 марта 2025 11:01
      Я склонен верить русской вики: у японцев на "эльсвиеках" носовые 12'' стояли - та же логика...
      1. +5
        8 марта 2025 11:07
        Цитата: Летучий_Голландец
        Я склонен верить русской вики:

        Вопросы религии для меня священны, просто в тот период нигде больше 130мм не встречается.
        Цитата: Летучий_Голландец
        у японцев на "эльсвиеках" носовые 12'' стояли

        Где? belay
        На "Нанивах" стояли германские 26см. На "Такасаго" и американцах армстронговские 8".
        1. 0
          8 марта 2025 11:19
          На "Мацусиме", "Хасидате", Икацусиме" 12,6'' на носу стояли.
          1. +7
            8 марта 2025 11:23
            Цитата: Летучий_Голландец
            На "Мацусиме", "Хасидате", Икацусиме" 12,6'' на носу стояли.

            Я как бы вкурсе. yes Но 320мм это немножечко больше 12". Не говоря уж о том, что "Симы" ну вот ни разу не "эльсвики" request
            1. 0
              8 марта 2025 11:33
              Я не понимаю сути дискуссии: на "Нанивах", которые типичные "Эльсвики", стояли 260-мм пушки, почему на "Эсмеральда" 254-мм - "странный калибр"? Та же самая логика, кстати, той же самой "молодой школы", по канонам которой выстроены "Симы"...
              1. +7
                8 марта 2025 11:37
                Цитата: Летучий_Голландец
                Я не понимаю сути дискуссии

                Это заметно))))
                Еще раз. В самом первом коменте, я шрифтом выделил 130мм
                Потом еще написал
                Цитата: Старший матрос
                в тот период нигде больше 130мм не встречается.

                То есть, 254мм для эльсвиков того периода действительно нормальны. А вот 130 мм нет!

                Цитата: Летучий_Голландец
                Та же самая логика, кстати, той же самой "молодой школы", по канонам которой выстроены "Симы"...

                "Молодая школа" к "симам" и "эльсвикам" никаким боком.
                1. 0
                  8 марта 2025 12:06
                  Если Вам не нравится русская Википедия, то финская и болгарская дают те же 130-мм, японская - 120 мм, но, я так догадываюсь, что это те же 130, но посчитанные не от верхней кромки нареза, а от нижней.
                  1. +4
                    8 марта 2025 12:47
                    Цитата: Летучий_Голландец
                    то финская и болгарская

                    Господи, они то тут при чем?
                    Операторами корабля были японцы которые по идее должны знать, что за пушки у них стояли. Но у них написано четко - 120мм.
                    У Англичан тоже
                    Вооружение: от завершения
                    2 Основные пушки \\\ 254 /L=?? (1863 02 01_YY) (Боезапас: 121) \\\ В одной барбете
                    4 Вспомогательное орудие \\\ 120 /L=?? (YYYY_YY) (Боезапас: 401) \\\ В одинарной установке на палубе
                    2 пушки QF \\\ 64 /L=?? (1879 10 02_YY) (Боезапас: 401) \\\ В однопалубной установке
                    4 пушки QF \\\ 37 /L=23 (1879_Rs) (Боезапас: 2001) \\\ В одноорудийной установке \\\ Дальность (м): 1852; Скорострельность (1 орудие/выстрел/минуту): 32
                    2 T-Tube \\\ 457 (YYYY_YY) (Боеприпасы: 2) \\\ В палубном монтаже

                    https://web.archive.org/web/20100121133616/http://www.battleships.ru/warships/arturo_prat_1879_chmalkov/ship_rsmalkov.html
                    Но главное даже не в этом. Если такие пушки производились серийно, а чилийцы вряд ли могли позволить себе эксклюзив, значит они должны были ставиться и на других кораблях. Но как-то вот не попадались.
                    Цитата: Летучий_Голландец
                    но посчитанные не от верхней кромки нареза, а от нижней.

                    Англичане в принципе так и меряют.
                    Цитата: Летучий_Голландец
                    И, да - таки "Симы" были построены по всем канонам молодой школы:

                    Распространненое заблуждение. (опять таки тиражируемое нашей викой))))
                    "Симы" проектировал конечно Бертен, но не потому что сочувствовал "Молодой школе", а потому что такого кадавра заказали ему японцы. Но если "творения" школы адмирала Оба, должны были цитата:
                    поддержку миноносцам должны были оказывать также небольшие безбронные суда, вооруженные одной крупнокалиберной пушкой.
                    — В. Кофман. Уроки «молодой школы».

                    То "Симы" строились для проттиводеййствия китайским броненосцам. Иными словами, у них было разное назначение.
                    Цитата: Летучий_Голландец
                    с одной 320-мм пушкой в носу - как раз по Макарову

                    вы реальные проекты Макарова когда-нибудь видели или читали о них?
                    С.О. Макаров был активным и энергичным сторонником этой идеи и, используя свой авторитет и влияние на генерал-адмирала и ряд высших руководителей морского ведомства, неустанно её отстаивал. Ещё в 1894 г. он предложил строить крейсера или, как он их называл, безбронные боевые суда, водоизмещением 3000 т. Адмирал считал, что «для всех боевых целей должно строить корабли одного и того же вида», и его корабли должны заменить и броненосцы и крейсера. Вооружение состояло из пяти 152-мм орудий и четырех торпедных аппаратов, полный запас угля -600 т, скорость полного хода - 20 узлов.

                    Был еще проект с восьмидюймовками, но они должны были стоять побортно. request
                    1. +1
                      8 марта 2025 13:20
                      Если не ошибаюсь, в "Размышлениях по поводу морской тактики" Макаров как раз наличие 12'' на носу корабля постулирует, читал давно, но по-моему, именно так...
                    2. 0
                      9 марта 2025 00:54
                      Стоп! В английской версии ясно сказано, что на «Симах» стояли 4,7’’ орудия. Японцы, уточняют, что армстронговские 120 мм 1887 года. С чего Вы взяли, что на «Эсмеральде» стоял другой калибр? Кто одновременно держит на вооружении 130 и 120 мм орудия? Даже если на чилийском крейсере стояли пушки и постарше (все таки он 1883 года), то калибр-то должен быть тот же! На русские дредноуты поставили орудия более новые чем на броненосцы, но это были те же 12’’! Логичнее предположить, что просто в разных странах калибр считали по разному, от разных граней нареза…
                      1. +2
                        9 марта 2025 09:22
                        Цитата: Летучий_Голландец
                        Стоп! В английской версии ясно сказано, что на «Симах» стояли 4,7’’ орудия. Японцы, уточняют, что армстронговские 120 мм 1887 года. С чего Вы взяли, что на «Эсмеральде» стоял другой калибр?

                        А где я писал про "Эсмеральду"?)))
                        Разговор был про "Артуро Пратт" у которого по Вашим словам (и данным русской вики) и был 130мм калибр.
                        Цитата: Летучий_Голландец
                        Кто одновременно держит на вооружении 130 и 120 мм орудия?

                        Аллилуйя! Вы наконец-таки поняли, что меня удивило)))
                        Цитата: Летучий_Голландец
                        Даже если на чилийском крейсере стояли пушки и постарше

                        Гораздо старше. С длинной ствола в 22 калибра.
                        Для сравнения, у нас такие на "Забияке" стояли.
                        Цитата: Летучий_Голландец
                        На русские дредноуты

                        Вас опять несет куда-то не туда.
                        Цитата: Летучий_Голландец
                        Логичнее предположить, что просто в разных странах калибр считали по разному, от разных граней нареза…

                        В каких именно странах?
                        В Чили калибр этого орудия (пришлось лезть в источники) обозначалось как 4,7 дюйма. В Великобритании так же.В Японии 12см. В России у более поздних армстронговских орудий 120 мм
                        Какой мерзавец посчитал это калибр как 130 мм?
                2. 0
                  8 марта 2025 12:07
                  И, да - таки "Симы" были построены по всем канонам молодой школы: с одной 320-мм пушкой в носу - как раз по Макарову, а его вполне можно к Молодой школе отнести (ну, или к сочувствующим оной, на худой конец).
                  1. +2
                    8 марта 2025 14:16
                    Цитата: Летучий_Голландец
                    И, да - таки "Симы" были построены по всем канонам молодой школы: с одной 320-мм пушкой в носу

                    Эти корабли не были построены по канонам молодой школы. Вся идея молодой школы воплотилась в одном корабле "Gabriel Charmes" и была признана неудачной.
                    1. 0
                      8 марта 2025 14:47
                      Но это - именно та логика, в которой была построена как "Эсмеральда" так и "Симы"! Маленький быстроходный корабль, несколько которых будут сильнее броненосца. Именно это логика молодой школы, и названная Вами канонерка - наиболее полное воплощение, но далеко не единственное! Япония - океанская страна и корабли для неё должны были быть мореходными, но логика "небольшой корабль с большой артиллерией" - именно влияние молодой школы.
                      1. 0
                        8 марта 2025 15:07
                        Цитата: Летучий_Голландец
                        Маленький быстроходный корабль, несколько которых будут сильнее броненосца. Именно это логика молодой школы, и названная Вами канонерка - наиболее полное воплощение, но далеко не единственное!

                        Это не было логикой "молодой школы", идею такого корабля высказал писатель и журналист Gabriel Charmes, не имевший к флоту не какого отношения. Также издал брошюру, где описывал достоинства такого корабля, ну а моряки эту идею не приняли и только личный приказ адмирала Оба вынудил построить такой корабль. Который после испытаний прослужил не долго и был перестроен в миноноску.
                        Эмиль Бертен строил для японцев корабли береговой обороны, о чем указывается в его документах, то, что адмирал Макаров увлекся этими идеями через десять лет после их появления, сложно понять.
                      2. +3
                        8 марта 2025 15:51
                        Цитата: Летучий_Голландец
                        Маленький быстроходный корабль, несколько которых

                        В том-то и дело, что "Симы" не быстроходны.
                      3. 0
                        9 марта 2025 00:44
                        «Симы» построили в Японии, вы реально думаете, что на момент их постройки японцы МОГЛИ построить быстроходный корабль, но НЕ ЗАХОТЕЛИ это делать? Я не понимаю, что Вы хотите доказать? Что идеи молодой школы на японское кораблестроение не влияли? А какие доказательства этого Вы можете предоставить?
                      4. +1
                        9 марта 2025 08:47
                        Цитата: Летучий_Голландец
                        «Симы» построили в Японии, вы реально думаете, что на момент их постройки японцы МОГЛИ построить быстроходный корабль

                        Марш учить матчасть!
                        "Ицукусима" и "Мацусима" построены во Франции на верфи Société Nouvelle des Forges et Chantiers de la Méditerranée.
                        В Японии построен или точнее собран "Хашидате", поскольку все материалы для него были привезены из Европы.
                        Я не понимаю

                        Не в первый раз)))
                        Цитата: Летучий_Голландец
                        что Вы хотите доказать?

                        Ничего. Я просто заинтересовался странным, на мой взгляд калибром. Это Вы зачем-то приплели Jeune École
                        идеи молодой школы на японское кораблестроение не влияли?

                        Оказывали. Только "Симы" тут не при чем.
                        Цитата: Летучий_Голландец
                        А какие доказательства этого Вы можете предоставить?

                        Вы сделали заявление, Вам его и доказывать))
                      5. 0
                        9 марта 2025 11:21
                        У моего заявления долго искать доказательства не нужно - Википедия в помощь. Вы утверждаете, что она не права - докажите!
                      6. +3
                        9 марта 2025 13:46
                        Если что-то существует, существование этого можно доказать. Если что-то не существует, ни доказать ни опровергнуть его существование невозможно.
                        Никакой внятной связи между "мацусимами" и "Jeune École" кроме Ваших голословных заявлений и статьи в вике, которую мог оставить кто угодно, нет.
                        Французы у которых и была эта самая "молодая школа" ничего подобного "симам" для себя не строили. Их крейсера построенные в рамках этой концепции имели совершенно иные ТТХ в особенности скорость и вооружение.
                        По сути единственный Ваш довод (и как по мне весьма сомнительный) в пользу принадлежности "Сим" к этой концепции это наличие крупнокалиберного орудия в носу. И тут возникает два вопроса. 1) Как быть с "Хашидате" у которого это самое орудие в корме?
                        2) Неужели наш "Гангут" (одна труба, одна пушка, одно недоразумение) тоже был построен в рамках "Jeune École"?)))
                      7. -1
                        9 марта 2025 14:48
                        Гм... Повторюсь ещё раз: Макаров был сторонником идей "молодой школы"? Мне из его "Размышлений..." понятно, что был. Идём дальше. "Влияние идей "молодой школы"" не означает принятия её концепций во всей полноте. Французы малость перебрали в вопросе строительства миноносцев и т. д. и т. п., но, "Симы" очень сильно напоминают те корабли, за которые двумя руками голосовал Макаров: небольшой крейсер (не считаете же Вы "Симы" большими крейсерами?), вооружённый одной крупнокалиберной пушкой и несколькими скорострельными. И логика Макарова именно в том, что три-четыре небольших корабля потопить сложнее чем один броненосец, а вооружение у них будет то же самое. И ведь "Симы" строились как раз для совместной атаки китайских броненосцев! Иными словами, логика идей "молодой школы" в их создании, на мой взгляд, прослеживается: вместо строительства небольшого числа больших кораблей - строить много маленьких.
                      8. +2
                        10 марта 2025 11:53
                        Ладно, мне Ваша позиция в принципе понятна, а после этого
                        Цитата: Летучий_Голландец
                        Я указываю свои источники (Википедию), Вы отсылаете к архиву французского морского министерства...

                        дискуссия вообще не имеет смысла. request
                        Цитата: Летучий_Голландец
                        (не считаете же Вы "Симы" большими крейсерами?

                        Я Вам больше скажу, "Симы" и крейсерами-то не больно считаю)))
                        Это кадавр, технический оксюморон. ББО без пояса. Но никак не крейсер.
                        Иными словами, логика идей "молодой школы" в их создании, на мой взгляд, прослеживается:

                        Эдак к "Jeune École" можно любой корабль приятнуть. И даже "Гангут")))
                        Ну да ладно.
                    2. 0
                      9 марта 2025 00:55
                      С чего Вы это взяли? Доказательства тому есть?
                      1. +2
                        9 марта 2025 08:34
                        С чего Вы это взяли? Доказательства тому есть?

                        "Эмиль Бертен : его роль в создании японского флота". capitaine Togari.
                      2. 0
                        9 марта 2025 11:27
                        Я не силён в аниме, можно что-то более серьёзное?
                      3. +2
                        9 марта 2025 11:44
                        Цитата: Летучий_Голландец
                        Я не силён в аниме, можно что-то более серьёзное?

                        Причём здесь аниме? Это издание описывающие деятельность Э. Бертена в Японии. Если хотите документы ищите их в Ministère De La Marine , они доступны для скачивания.
                      4. -1
                        9 марта 2025 12:37
                        С чего ради? Я указываю свои источники (Википедию), Вы отсылаете к архиву французского морского министерства... Оно мне надо там копаться? Я выдвинул тезис, вы с ним не согласны, аргументация - на Вашей совести. Я не собираюсь тратить своё время на поиски не пойми где того, что нужно вам.
                      5. +1
                        9 марта 2025 14:11
                        Цитата: Летучий_Голландец
                        С чего ради? Я указываю свои источники (Википедию),

                        Источник так себе, при желании эту статью можно переделать минут за 10-15 и появятся новые данные. laughing
                      6. 0
                        9 марта 2025 14:52
                        Ну так дайте цитату из архива французского морского министерства, опровергающую данный тезис, с какого перепугу я за вас её должен искать?
                      7. +1
                        9 марта 2025 17:57
                        Цитата: Летучий_Голландец
                        Ну так дайте цитату из архива французского морского министерства,

                        " Chine venait de faire construire en Allemagne deux bons cuirassés de 7.335 tonnes. Le Japon ne possédait que deux petits cuirassés de 3.777 et de 2.284 tonnes, presque sans valeur. Avec un budget limité, il s'agissait de construire une escadre susceptible de se mesurer avantageusement avec la flotte chinoise.
                        Bertin décida de construire trois bâtiments de 4.278 tonnes, qui à leur naissance furent baptisés garde-côles pour la satisfaction d'un programme naval défensif.
                        Les bâtiments anglais le Blake et le Blenheim, de 9.000 tonnes, n'ont pas été armés pour la lutte contre les cuirassés de ligne. Les trois bâtiments japonais classe Matsoushima, du déplacement plus modeste de 4.300 tonnes, ont reçu,un puissant canon de perforation en tourelle blindée, qui leur a permis de participer, à toutes les opérations de guerre
                        ."
                      8. 0
                        10 марта 2025 17:07
                        Ну и? Где здесь указано, что Бертен не был сторонником молодой школы? В англоязычной Вики (если русская не устраивает) четко сказано: Bertin's concept of lightly armored, heavily-gunned cruisers was soon overtaken by the pre-dreadnoughts; by the time of the Russo-Japanese War of 1904–1905, the concepts of the Jeune École had largely been discredited. Вы цитаты опровергающей данное положение не привели…
                      9. 0
                        10 марта 2025 21:16
                        Цитата: Летучий_Голландец
                        В англоязычной Вики (если русская не устраивает) четко сказано: Bertin's concept of lightly armored, heavily-gunned cruisers was soon overtaken by the pre-dreadnoughts; by the time of the Russo-Japanese War of 1904–1905, the concepts of the Jeune École had largely been discredited. Вы цитаты опровергающей данное положение не привели…


                        Ваша вера в википедия сильна.

                        " L'Itsukushima, le premier des "croiseurs Bertin", du nom de leur concepteur, a été lancé à La Seyne en 1889. Le capitaine Ingles, conseiller naval des Japonais, les avait fortement persuadés contre les cuirassés ; on leur avait également déconseillé le gros canon. Cependant, ils étaient déterminés à monter un canon capable de percer n'importe quel blindage dans la marine chinoise ou dans les navires de guerre étrangers susceptibles de venir en Extrême-Orient. cependant, la décision des Japonais de les avoir ne peut être condamnée, étant donné que la construction navale partout en 1888 était basée sur le gros canon. Ayant une idée précise de leurs besoins, les Japonais ont décidé que le Lépante italien incarnait le type de navire le plus utile pour eux, et les Itsukushima ont été commandés sur ce principe." 1904 год.

                        Где Вы видите влияние "молодой школы" или концепции Бертена? Бедные японцы, они и не знали, что Бертен "подсунул" им итальянский проект для продвижения теорий "молодой школы".
                        Вам самому не смешно? Продолжайте верить википедии, если по Вашему мнению это "лучший" источник информации. hi
                      10. -1
                        11 марта 2025 11:43
                        Вам самому не смешно? Где в приведённой цитате указано отсутствие влияния молодой школы"? То, что не сказано о его наличии, не означает его отсутствие! А о влиянии "Лепанто" - полная чушь написана! Вы ТТХ японских крейсеров и итальянского броненосца сравните. Там полное водоизмещение 15,5 тысяч тонн! 4х17'' орудия вооружение! С какого боку здесь "Симы"? Слабая броня? Ну и что? по этому признаку можно сказать что "кошки Фишера" слизали с "Икацусимы". Почему нет? Большие пушки и слабая броня! Уж лучше Википедию цитировать, чем откровенный бред...
                      11. 0
                        11 марта 2025 13:22
                        Цитата: Летучий_Голландец
                        А о влиянии "Лепанто" - полная чушь написана! Вы ТТХ японских крейсеров и итальянского броненосца сравните. Там полное водоизмещение 15,5 тысяч тонн! 4х17'' орудия вооружение! С какого боку здесь "Симы"?

                        Вы в своём комментарии назвали чушью написанное, по крайней мере, тремя уважаемыми людьми того периода времени. Чей авторитет признан, в кораблестроении и истории развития ВМФ разных стран, во всём мире, ну кроме Вас. Это Louis-Émile Bertin, William Henry White и Fred T. Jane. Ministère De La Marine, где строились эти корабли, думаю будет безразлично.
                        Уж лучше Википедию цитировать, чем откровенный бред...

                        Удачи в работе с википедией в опровержении кораблестроителей того периода времени.
                        Думаю дискуссию можно прекращать. hi
                    3. 0
                      9 марта 2025 14:24
                      А такие кораблики как броненосные канонерские лодки типа "Ахерон"?
                      1. +1
                        9 марта 2025 15:46
                        Цитата: Maxim G
                        А такие кораблики как броненосные канонерские лодки типа "Ахерон"?

                        "Бронированные канонерские лодки «Achéron», представляют собой защищенные малотоннажные суда, предназначенные для действия в мелководных реках, небольших заливах и лагунах. Они, защищены бронёй от артиллерийского огня, предназначены разрушать артиллерийским огнём форты и полевые укрепления, как на берегу, так и возведенные в глубине суши. Вооружены одним орудием большого калибра, обладают достаточной скоростью, чтобы преодолевать пороги, и достаточно мореходные, чтобы их можно было отправлять служить в самые отдаленные страны."

                        Не какого отношения к "молодой школе" эти корабли не имеют, решение о строительстве "canonnières cuirassées" было принято в ходе, так называемой, Тонкинской экспедиции 1881-1884 годов.
                      2. 0
                        9 марта 2025 22:17
                        А насколько удачными/неудачными они были, или это невозможно оценить?
        2. 0
          12 мая 2025 09:30
          Конечно не встречается, так как это 5"/25 BL, то есть 127мм.
          1. 0
            12 мая 2025 09:46
            А что это за пушка и откуда взялась?
            1. +1
              12 мая 2025 09:52
              http://www.navweaps.com/Weapons/WNBR_5-25_mk1.php
              1. 0
                12 мая 2025 11:20
                Цитата: Китун Евгений
                http://www.navweaps.com/Weapons/WNBR_5-25_mk1.php

                Спасибо!
    2. 0
      12 мая 2025 09:44
      о в других указаны армстронговские же 4.7"

      Они появились только в 1886году, а Артуро Прат фактически в 81-83 в строй вступил.
  3. +1
    8 марта 2025 09:53
    Для своих задач вполне удачный - всякие локальные свары. Приплыть к соседям, деморализовать их грозным выстрелом из большой пушки. Если соседи не испугались можно быстро убежать.

    Хорошая мореходность и большая дальность тут не нужны.
    1. 0
      8 марта 2025 11:02
      Да, по большому счёту для местных разборок хватало канонерок, "Эсмеральда" и есть канонерка, по сути дела, только большая...
    2. -2
      8 марта 2025 11:17
      Ну, а по берегу из 10 дюймов шарахнуть - вообще святое. Даже 1 раз за 3 минуты никому мало не покажется.
      1. +1
        8 марта 2025 11:26
        Ага, если какие-то выйдут на пляж покупаться))) если кто поумнее - с пригорка можно спокойно поплёвывать - угол возвышения, никакой.
        1. +2
          8 марта 2025 11:34
          Как показывала практика, целей на берегу у этих крейсеров было в избытке...
          1. 0
            8 марта 2025 13:24
            Конкретнее пожалуйста. Что, когда и где разбомбила эта "Эсмеральда"?
            1. 0
              8 марта 2025 13:50
              Внимательнее читайте сам текст: там есть пример того, как "Эсмеральда" и "Магеллан" обстреливали войска президента с непроизносимой фамилией в ходе Гражданской войны в Чили.
              1. 0
                8 марта 2025 16:04
                И какова была эффективность этого обстрела? Я не отрицаю - подошли к берегу, постреляли))) результат?
                1. +2
                  9 марта 2025 00:57
                  Войска президента капитулировали - отличный результат обстрела.
                  1. -1
                    9 марта 2025 11:09
                    После того - не означает в следствиии того.
                    1. +2
                      9 марта 2025 14:49
                      Нет, именно вследствие того! 254-мм снаряд взорвавшийся рядом - сильный аргумент для впадения в панику...
                      1. -1
                        9 марта 2025 15:27
                        Это для рядового солдата. который оказался не в том месте. А вот для генерала, который от туда за тысячи км., просто две строчки в рапорте.
          2. 0
            8 марта 2025 20:45
            только там где не было современной береговой артиллерии
            1. +2
              8 марта 2025 22:11
              А много где в Латинской Америке она была?
    3. 0
      8 марта 2025 13:56
      Цитата: Kvakosavrus
      Хорошая мореходность и большая дальность тут не нужны.

      Японцы на этом и обожглись. Внезапно обнаружилось, что против одного русского 6000-ка нужно выставлять целый отряд "собачек". Размер оказывается имеет значение. smile
      1. +2
        8 марта 2025 14:23
        6000 тонн - это уже броненосный крейсер типа "Гарибальди" или броненосец 2 класса.
        1. +3
          8 марта 2025 16:05
          Ну, вообще-то "гарибальдийцы" - это 7 700 т. нормального ВИ.
          1. 0
            8 марта 2025 20:09
            Цитата: ТермиНахТер
            Ну, вообще-то "гарибальдийцы" - это 7 700 т. нормального ВИ

            Ага, уже почти Асама smile
            1. +2
              8 марта 2025 20:14
              Ну, "Асама" и потяжелее будет, хотя почему самураи захотели старые котлы, мне до сих пор интересно. "Идзумо" - самый лучший, из всех британской постройки.
              1. 0
                8 марта 2025 20:34
                Цитата: ТермиНахТер
                "Идзумо" - самый лучший, из всех британской постройки.

                Согласен. К тому же и самый быстрый.
            2. 0
              8 марта 2025 20:43
              Ничего что Асама за десятку будет?
              1. +1
                8 марта 2025 21:41
                Ну, это при максимальной загрузке. Однако, в РЯВ - этого не требовалось. В 6000 тонн уложились "Аскольд" и "Варяг" ( ну, почти уложился). А "богини местного производства" - получились 6700 т., а полного вообще 7 100 т. Мне всегда было интересно - зачем строить такое одоробло, имея возможность или заказать за границей или по заграничным проектам построить у себя?
          2. 0
            8 марта 2025 22:36
            Аргентинский "Гарибальди" - 6 840 тонн.
            "Богатырь" - 7 428 тонн.
            1. +1
              8 марта 2025 23:29
              "Гарибальди" 6800 - это стандартное, полное 7 700. "Богатырь" 7400 - это полное с перегрузом. Нормальное, думаю где-то 6700 т.
              1. 0
                9 марта 2025 00:00
                Думайте.
                У бронепалубного и броненосного примерно одно и тоже выходит. yes
                1. 0
                  9 марта 2025 00:14
                  "Богатырь" 7400 т. - это с перегрузом, не думаю, что так было сильно часто. Немцы аккуратные кораблестроители, превысить на 1400 т. - сомневаюсь. Думаю реально 6 600-6700 т.
                  1. 0
                    9 марта 2025 00:46
                    Думать можно все, что угодно.

                    По водоизмещению бронепалубные крейсера 1 ранга РИФ дотягивают до броненосных, и до броненосцев 2 класса, да и по цене тоже.

                    При сомнительной боевой ценности, в виду разве что против японских собачек.
                    1. 0
                      9 марта 2025 11:07
                      Мельников указывает ВИ "Очакова" и "Кагула" - 6780 т., не думаю, что они сильно отличались от немецкого оригинала. До броненосных крейсеров можно сказать - почти дотягивают, про броненосцы II - го класса, не стоит горячится, совсем другие корабли.
                      1. 0
                        9 марта 2025 11:31
                        Цитата: ТермиНахТер
                        До броненосных крейсеров можно сказать - почти дотягивают,

                        Хорошо, что сошлись на этом. drinks


                        Цитата: ТермиНахТер
                        броненосцы II - го класса, не стоит горячится, совсем другие корабли.

                        Почему же, "Бувине" с 2 305-мм выглядит вполне убедительно.
                      2. +1
                        9 марта 2025 12:25
                        Два "бувине" французы числили в классе броненосцев береговой обороны. Это скорее малоудачный эксперимент, чем боевые единицы. Как по мне, так для нужд Дальнего Востока, вместо трех "паллад" можно было построить два "Ростислава". У них, по крайней мере баллистика одинаковая с "ослябями".
                      3. 0
                        9 марта 2025 13:07
                        Мое мнение другое.
                        Была линия развития развития отечественных (и построенных по заказу) эскадренных броненосцев с 305-мм/40 орудиями: "Сисой Великий", тип "Полтава", "Ретвизан", "Цесаревич", тип "Бородино".
                        Вот линия была удачная, к ней только нужно было недорогие крейсера 2 ранга, как разведчики, репетичные суда.

                        Бувине - скорее именно 2 класса, он похож на более ранние колониальные французские броненосцы, тем что высокобортный.
                      4. 0
                        9 марта 2025 13:27
                        Не отрицаю, что линия "Сисой Великий" - "Бородино", вполне логичная и разумная, соответствующая мировым тенденциям. Однако, имело место колебание - "Пересветы" + "Ростислав" на ЧФ.
                        "Бувине" - малоудачный эксперимент. Они, даже между собой различались, разные котлы. Один двухтрубный, другой двухтрубный. Французы искали свой путь, но похоже, ничего не нашли.
                      5. 0
                        9 марта 2025 13:41
                        Различались и что, обычное дело для того времени.
                      6. +1
                        9 марта 2025 15:09
                        Обычное, потому, после постройки двух малоудачных экземпляров, прекратили и забыли.
                      7. 0
                        9 марта 2025 15:18
                        У Франции тогда еще и другие небольшие броненосцы были построены.
                      8. +1
                        9 марта 2025 15:29
                        Да я ж не спорю. Не зря французский флот, конца XIX - го - начала XX - го века, называли "флотом неудачных образцов".
                      9. 0
                        9 марта 2025 15:31
                        Просто флот образцов, называли.
                      10. 0
                        9 марта 2025 15:35
                        Если бы образцы были удачные, их бы строили серийно.
                      11. 0
                        9 марта 2025 22:19
                        Их и строили серийно, 2 судна.
                        Но дело в том, что время таких небольших броненосцев ушло.
                        И Франция вообще перестала их строить.
                      12. +1
                        10 марта 2025 00:04
                        Серия из двух? У одного из которых, была одна труба и одни котлы, у другого две трубы и другие котлы. Весьма сомнительная серия.
                      13. 0
                        12 марта 2025 18:50
                        Например, "Дмитрий Донской" и "Владимир Мономах" тоже различались.
                        И подобные больше не строились.
                      14. 0
                        12 марта 2025 19:42
                        А кто говорил, что они однотипные? На тот момент, в России. не очень хорошо понимали преимущества серийной постройки.
                      15. 0
                        12 марта 2025 20:01
                        Однотипные. Один проект.
            2. 0
              11 марта 2025 03:01
              Ну, а английские броненосные за 13500 и что? Каждый строит корабли из своих задач.
              И эти "Гарибальди" оказались очень хорошими только для конкретных условий русско-японской.
              1. 0
                12 марта 2025 20:50
                А кто спорит? И "Асамы" оказались хороши для РЯВ, а вот потом, они особо не нигде и не участвовали. Впрочем, до ВМВ дожили.
        2. 0
          8 марта 2025 20:38
          6000 тонн это Аврора и ее спящие сестры, бронепалубники
          1. 0
            8 марта 2025 22:42
            К 6000 тонным относили:
            Варяг, Аскольд, Богатырь (а также крейсера отечествнной постройки этого типа), 3 крейсера типа Диана.
            1. +1
              8 марта 2025 22:58
              и броненосных среди них нет, все бронепалубники
              1. +1
                8 марта 2025 23:07
                А я про броненосный крейсер какого типа писал?
  4. +1
    9 марта 2025 10:19
    Спасибо за статью, очень информативно и интересно написано.