Гербы и рыцари Круглого стола

11 950 82
Гербы и рыцари Круглого стола
Явление Св. Грааля Артуру и рыцарям Круглого стола на праздник Пятидесятницы. Миниатюра рукописи «Ланселот и Св. Грааль». 1405—1407 гг.


Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
Первое послание к коринфянам Апостола Павла, 10:16




Гербы и рыцари. Мы закончили рассматривать «Манесский кодекс» и сделанные на основе его миниатюр фигурки рыцарей-миннезингеров. В целом у авторов проекта получилась просто роскошная коллекция. Осталось только решить вопрос с доставкой его в Гейдельбергский университет, чтобы каждый, кто посмотрел на его фолиант, мог бы увести на память еще и «маленького рыцаря», и… дело сделано! Ну а многих читателей «Военного обозрения» заинтересовали не столько сами фигурки, сколько их нашлемные украшения и гербы на их щитах и сюрко. О гербах здесь было несколько статей, но давно, поэтому есть смысл вернуться к «гербовой теме» вновь. И, конечно же, опять привести в качестве «наглядного пособия» все те же фигурки рыцарей работы «Silver Dream Studio» и «Les Etains du Graal».

Гербы, если судить по сохранившимся письменным источникам и эффигиям, первым гербом стал герб на щите Жоффрея, графа Анжуйского, упоминание о котором датируется 1127 годом. Старейший сохранившийся до нас герб относится к концу XII века. Это герб Зеедорфа с изображением «восстающего льва».

А вот у известного вождя крестоносцев во время первого крестового похода, Готфрида Бульонского, герб был совершенно «крестоносного» содержания: большой золотой крест в серебряном поле, дополненный четырьмя маленькими.


Геральдические цвета и их графическое исполнение. Рис. А.Шепса

Форма герба долгое время была связана с формой царского щита и изменялась одновременно с ним. Наиболее древней была форма «нормандского щита». Традиционных цветов было всего девять: два «металла» (золото и серебро) и шесть «эмалей»: гюльз (алый цвет), траур или сабль (черный), верт (зеленый), лазурь (голубой) и пурпур (пурпурный). Причем последний мог иметь самые разные оттенки.


Почетные геральдические фигуры. Рис. А.Шепса


Цвета и фигуры дополняли «меха». Вверху беличий и «противобеличий» (перевернутый), внизу – горностаевый. Рис. А. Шепса.


Разделение герба на части. Рис. А. Шепса


Позы геральдических львов. Рис. А. Шепса


Формирование брачного герба (женский герб имел форму ромба). У знатной пары, вступившей в брак, родилось два сына и одна дочь. Соответственно, все они получили гербы, указывающие на их положение в семье. Первый сын получил в герб «ламбель» — «турнирный воротник». Второй — полумесяц — «колыбель Христа». Рис. А. Шепса.

Понятно, что всё это лишь основные, азбучные понятия геральдики. В принципе, на герб могло попасть всё, что угодно, вплоть до копулятивных органов жеребца, и никого в то время это не смущало. Интересно, что самые простые гербы — они же и самые древние. Чем не больше на гербе различных изображений, тем он «моложе». Хотя понятно, что очень часто изначально «простые» гербы со временем становились всё сложнее и сложнее.


Атлас рыцарских гербов. Британская библиотека. Лондон


Самые разные гербовые изображения из манускрипта 1470 г. из Хаутонской библиотеки Гарвардского университета.

В Средние века гербы являлись «паспортом рыцаря». Их помещали на щит, на его налатник — сюрко, вышивали его на конских попонах и копейных вымпелах. Понятно, что всё это делало фигуру рыцаря определенной эпохи очень красочной и яркой. Причем это время пришлось как раз на самый начальный период Столетней войны. И, наверное, читателям ВО будет интересно посмотреть на гербы ее участников, которые можно увидеть на фигурках рыцарей легендарного Круглого стола!


Эврар д’Эспенк. Рыцари Круглого стола и видение Святого Грааля, 1475 г. Национальная библиотека Франции, Париж.

Но разве это не легенда — Круглый стол короля Артура, за которым восседали его верные вассалы? А вот это, кстати говоря, интереснейший исторический факт, связанный напрямую как с миром легенд, так и с суровой реальностью. Начнем с того, что о «Круглом столе» Артура впервые рассказал англо-нормандский поэт Вас примерно около 1150 года. Его перу принадлежит целый ряд историй о короле Артуре, и вот в них-то как раз и идет речь о его рыцарях, восседавших именно за круглым столом.

Какой в этом был смысл? А дело всё в том, что в Европе тогда процветало местничество — правила и нормы, возникшие в ходе формирования сословий и определявшие ранг семьи (прежде всего, знатной) и её отдельных членов в феодальной иерархии. Кто кого выше — регламентировалось. Взаимоотношения с другими семьями, назначение на воинскую службу и административные должности, участие в официальных торжествах — всё определялось «местом» человека в данной иерархии.

Ну а формальным выражением знатности было право сидеть как можно ближе к своему сеньору. То есть «место» до определенного времени было важнее личных заслуг, отсюда, кстати, и происходит русский термин «местничество». Причем феодальные споры о «месте» рядом с государем нередко приводили даже к вооружённым конфликтам. Так что форма стола подчеркивала значимость одних рыцарей и… указывала на место других, ближе к двери, но дальше от короля!


Диорама «Рыцари Круглого стола». Фотография «Silver Dream Studio»


Диорама «Рыцари Круглого стола». Фрагмент. Налицо исключительно эффектное выполнение. Фотография «Silver Dream Studio»

По идее, такой стол не мог быть очень большим. Тем более что, согласно легенде, Артур специально завел его, чтобы участники пиров не спорили бы друг с другом о лучшем месте и были их равноправными участниками. Ну а позднее Круглый стол стал одним из главных атрибутов историй о короле Артуре. Интересно, что легенды говорят о том, что рыцарей Круглого стола было около 150 человек, и вот тут сразу возникает вопрос, а как все они за ним помещались? Легенды говорят также, что главным занятием всего этого воинства были поиски Грааля. И о том же писали и авторы куртуазных романов — валлийских, германских, английских, французских. Самыми знаменитыми из них были уже известные нам Кретьен де Труа (XII в.), и Вольфрам фон Эшенбах (XII в.), и несколько анонимных авторов.

Точное количество рыцарей остается на совести тех, кто о них писал. Так, во французских текстах XIII века встречаются цифры 150, 240 и 366, а в поэме Лайамона «Брут» даже 1600 рыцарей. Но в более позднее время авторы все-таки стали больше подчеркивать избранность рыцарей и потому ограничили их число: у Джона Драйдена их всего 12, ну а Вальтер Скотт насчитал 16 рыцарей. Но легенда легендой, однако, и самый настоящий стол, как об этом было уже сказано, реально существовал.


Это же надо было такое сделать: всех слепить, заформовать, отлить и расписать!!! Фотография «Silver Dream Studio»

А было так, что еще в 1284 году английский король Эдуард I по прозвищу «Длинноногий» организовал «Круглый стол» в Карнарвоншире, чтобы отпраздновать со своими приближенными рыцарями покорение Уэльса. Затем в январе 1344 года уже его внук Эдуард III, будучи горячим поклонником артурианских романов и куртуазных обычаев, учредил в Виндзорском замке рыцарское общество «Круглого стола», устроив сначала, по рассказу хрониста Адама Муримута, рыцарский турнир, а затем и «роскошный ужин».


Вот какой он, Эдуард III в роскошном королевском плаще, подбитым горностаевым мехом. Фотография «Silver Dream Studio»

Вот так он свой «Круглый стол» и создал, а затем принял клятвы от некоторых графов, баронов и рыцарей, которых пожелал за ним видеть. Затем Эдуард приказал сделать в замке обширную пристройку до 200 футов в диаметре с черепичной крышей, внутри которой находился пиршественный зал и огромный стол круглой формы. В 1348 или 1349 году Эдуард III организовал Круглый стол в Личфилде, и там за тем, кроме самого короля, восседало 17 рыцарей. Но после битвы при Креси король свои сумасбродные затеи оставил, вместо «Круглого стола» учредил Орден подвязки.


Нил Лоринг (ок. 1315/20 — 1386) — английский рыцарь и один из числа основателей ордена Подвязки. Под командованием Эдуарда III и Чёрного принца сражался в битвах при Креси и при Пуатье, а также участвовал в английском походе в Кастилию в 1367 году.


Отто (Отис) Холланд (ум. в 1359) — 3-й сын Роберта Холланда, 1-го барона Холланда, и Мод де Ла Зуш. Был обладателем очень красивого герба с серебряным восстающим львом в лазурном поле, усыпанном серебряными «флер де лис». На груди льва червленый лапчатый Крест свободы (или тамплиерский крест). Участник Столетней войны, а в 1348 году был одним из 26 рыцарей-основателей ордена Подвязки. В 1359 году стал хранителем Нормандских островов, однако в этом же году умер.

Кстати, в Винчестере Круглый стол на 24 участника собирается до сих пор в течение многих лет, так что традиция эта жива и поныне.

P.S. Фигурки производства фирмы Les Etains du Graal. Роспись «Silver Dream Studio».

Продолжение следует…
82 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    1 марта 2025 04:15
    Спасибо Вячеслав Олегович!
    Доброе утро друзья!
    Лет 10 назад из Белоруссии дочка привезла фигурку (солдатика) рыцаря 14 века. Глядя на очередную красоту в работах Автора, впервые подумал, а не попробовать силы самому и поработать красками.
    Всем хорошего дня, успехов и желаний!!!
    1. +5
      1 марта 2025 07:46
      Цитата: Коте пане Коханка
      а не попробовать силы самому и поработать красками.

      Обязательно попробуйте! Это так захватывает. Только инструменты должны быть хорошие! Тонкие кисточки. Акриловые краски. Матовые. Включая металл, бронзу, золото. Продумать, за что держать фигурку при покраске! И - да, всем тоже хорошего весеннего настроения!Первый день весны!!!
      1. +3
        1 марта 2025 11:18
        А вот у известного вождя крестоносцев во время первого крестового похода, Готфрида Бульонского, герб был совершенно «крестоносного» содержания: большой золотой крест в серебряном поле, дополненный четырьмя маленькими.

        Премного удивлен!!! Это герб второго иерусалимского короле́вства или Королевств А́кра, восстановленного в 1192 году после Третьего крестового похода с центром в Акре и к самому Го́тфриду IV Бульо́нскому правителю первого Иерусалимского королевства не имеет ни какого отношения. На мой взгляд крайне неприглядная ошибка автора статьи о гербах , который повелся исключительно наминиатюры из манускриптов, созданных спустя столетия после событий, и на современный американский кинематограф. Есть же в конце -концов бархатная книга дворянских родов Европы (The Velvet Book of the Noble Families of Europe).
        Го́тфрид IV Бульо́нский, также известный как Годфруа́ де Бульо́н (фр. Godefroi de Bouillon, нем. Gottfried von Bouillon, нидерл. Godfried van Bouillon) (ок. 1060, Булонь — 18 июля 1100, Иерусалим) — граф Бульонский (1076—1096), герцог Нижней Лотарингии (1087—1096), барон Иерусалима(1099-1100) сын Евстахия II, графа Булонского и Иды, сестры Готфрида III имел свой родовой герб графов Бульонских (герб 1), затем, став герцогом Нижней Лотарингии, добавил к своему родовому гербу и элементы герба герцогства (герб 2). После захвата Иерусалима был провозглашён правителем Иерусалимского королевства (с 1099), вместо королевского титула принял титул барона свяшенного города Иерусалима Baron of the Holy City of Jerusalemи и «Защитника Гроба Господня» (лат. Advocatus Sancti Sepulchri). Его баронский герб до нас к сожалению не дошел
        1. +4
          1 марта 2025 11:36
          Иерусалимский крест или Герб второго Иерусалимского королевства представляет собой золотой крест, окруженный четырьмя меньшими золотыми крестами. Он нанесен на серебряном поле, что в корне противоречило всем правилам средневековой геральдики. Металл на металл наносить было крайне нежелательно
          1. +4
            1 марта 2025 12:52
            Цитата: Ричард



            Ричард
            (Ричард)
            +1
            Сегодня, 11:36
            Иерусалимский крест или Герб второго Иерусалимского королевства представляет собой золотой крест, окруженный четырьмя меньшими золотыми крестами. Он нанесен на серебряном поле, что в корне противоречило всем правилам средневековой геральдики. Металл на металл наносить было крайне нежелательно

            Я ничего не придумываю: "Атрибутируемый герб Готфрида Бульонского представляет собой так называемый иерусалимский крест (крест с Т-образными окончаниями ветвей), окружённый четырьмя меньшими крестами, золотой на серебряном поле. Являющийся нарушением всех канонов геральдики, согласно которым наложение металла на металл и эмали на эмаль не допускается, он был присвоен Готфриду после взятия Иерусалима соратниками, желавшими отметить его заслуги в организации Крестового похода. Позднее иерусалимский крест стал одним из символов христианства".
            1. +3
              1 марта 2025 14:19
              он был присвоен Готфриду после взятия Иерусалима соратниками, желавшими отметить его заслуги в организации Крестового похода

              То бишь, благодарные соратники, нарушая все строгие геральдические каноны просто взяли и присвоили Готфриду герб "Jerusalem cross"? belay
              Лихо! А чего же они и других организаторов и руководителей этого крестового похода подобным не отметили? Как говорится -уж нарушать то скопом - семь бед - один ответ.
              Калибр, при всем уважении, не стоит тиражировать сомнительные данные из интернета. Там не все - истина. Гораздо больше веры специализированной литературе. Например - труду Пастуро М. "Символическая история европейского Средневековья". [пер. с фр.]. – СПб.: Alexandria, 2012.
              А Мишель Пастуро - известный французский историк-медиевист, заведующий кафедрой истории западной символики в Практической школе высших исследований (Париж), вице-президент Французского общества геральдики. yes
              1. +2
                1 марта 2025 15:55
                Цитата: Ричард
                Мишель Пастуро -

                Я не спорю. Но моя информация это хоть что-то... ее можно "усовершенствовать" в разы. Можно игнорировать. Можно считать достоверной. Развозить бодягу из кучи разных мнений тоже можно. Но это уже отдельная будет тема.
                1. +7
                  1 марта 2025 17:40
                  Я не спорю. Но моя информация это хоть что-то... ее можно "усовершенствовать" в разы

                  Верно. Чем собственно мы комментаторы и занимаемся. Вы как автор даете "запевку", а коментаторы подхватывают её и развивают.
                  Спасибо за тему статьи!
        2. +4
          1 марта 2025 12:58
          Приветствую, Дмитрий
          Цитата: Ричард
          Премного удивлен!!!

          Этот гербы 9 достойных. 3 язычника, 3 иудея, 3 христианина.
          Гэтих героев могли называть "девять принцев", "девять храбрецов", но наиболее часто "девять достойных"(англ. - "the Nine Worthies"). В число "девяти достойных" входили:
          трое праведных язычников - Гектор, Юлий Цезарь, Александр Македонский,
          трое достойных иудеев - Иисус Навин, царь Израиля Давид, Иуда Маккавей,
          и трое великих христиан - легендарный вождь бриттов король Артур, основатель Франкской империи Карл Великий и Годфрид Бульонский.
          У всех фантастические гербы.
          1. +4
            1 марта 2025 13:50
            Приветствую, Андрей Борисович!
            Сразу видно человека всерьез разбирающегося в геральдике. Несколько лет назад мы с Михаилом Хозяином Трилобитов. тоже здесь не последним знатоком геральдики уже подробно разбирали историю иерусалимского креста.Дело в том, что иерусалимский крест, как герб, смиволизирующий "Nine Worthies" появится только в начале четырнадцатого века у Жака де Лонгийона в его «Voeux du Paon» (1312г), и впервые как герб ""Nine Worthies" был представлен в Кодексе Ингерама 1459 года. Обсуждали с Мишей и то, что и и Пуатье (1356 г.) и Франциск I неоднократно время от времени появлялись при дворе с такими гербами, чтобы показать чтот они тоже одни из Девяти принцев. Но истины ради, впервые герб "Jerusalem cross" появляется во втором иерусалимском королевстве в Акре о чем пишет Беньямин из Туделы- раввин из наваррского города Тудела, который в 1165—1173 годы предпринял паломничество в Святую землю, и который оставил свои мемуары. Равин-путешественник был поражен красотой символики второго королевства. Книга Вениамина Тудельского была очень популярна, многократно переписывалась. Впервые текст Вениамина Тудельского был напечатан в 1543 году в Константинополе (на врите).Латинский перевод его текста был популярен в Европе XV века
            1. +4
              1 марта 2025 13:59
              PS. Андрей, с огромным нетерпением ожидаю на ВО твоих замечательных иллюстрированных статей о полковой геральдике РИ, которыми зачитывался на портале "Фиалка".
              С огромным уважением
              Дмитрий
            2. +3
              1 марта 2025 16:11
              Впервые текст Вениамина Тудельского был напечатан в 1543 году в Константинополе на врите

              Прошу прощения за смешную очепятку request - естественно не на врите, а на иврите.
      2. +4
        1 марта 2025 11:48
        Продумать только за что держать фигурку при покраске

        Как вариант - сверху подвесить на леске, а снизу на леске утяжелить грузом.
        В детстве довелось побывать на экскурсии в мастерской дымковской игрушки. Там для раскраски мелких фигурок художники использовали подобный метод
        1. +5
          1 марта 2025 12:46
          Цитата: Ричард
          Как вариант - сверху подвесить на леске, а снизу на леске утяжелить грузом.

          По мне удобнее сверлить отверстие между ног и вставлять в него бамбуковую палочку. Держать удобно. Отверстие незаметно. И хорошо закрашивается.
          1. +3
            1 марта 2025 18:09
            По мне удобнее так сделать отверстие между ног и вставлять в него бамбуковую палочку.

            Да вы, Калибр, страшный человек. belay Стесняюсь спросить- у вас в роду самураев не было? Прямо - печально известная японская бамбуковая пытка "таке но гома". 「竹の拷問」 laughing
            1. +5
              1 марта 2025 18:47
              Цитата: Ричард
              Стесняюсь спросить- у вас в роду самураев не было?

              Мне часто снятся сны, что я в Англии и говорю по-английски, хотя там не был ни разу. И часто снятся сны, что я в Японии, где тоже не был. И там говорю по-японски, и по-английски тоже. Если верить в перерождение душ, то возможно мои предки были из этих двух стран. А еще мне нравится все английское и японское на каком-то инстинктивном уровне.Боюсь, что это неспроста. Почему не нравится французское, немецкое, польское, итальянское, венгерское, хорватское...Вот и думай...
            2. +1
              2 марта 2025 08:42
              Цитата: Ричард
              печально известная японская бамбуковая пытка "таке но гома". 「竹の拷問」 laughing

              "на кол его, на кол", - напомнило, несколько западнее японии :)
    2. +4
      1 марта 2025 08:10
      Владислав доброе утро!
      О сия стихия поглотит Вас.
      Пишу, как глубоко погруженный в тему.
      PS всегда шокировал разбор окрасов на 54 -мм миниатюре «знатоков»: тень на глазах наведена неверно, в это время года, в этой местности, освещение дает другую тень laughing laughing
      С уважением,
      hi
      1. +3
        1 марта 2025 08:29
        тень на глазах наведена неверно, в это время года, в этой местности, освещение дает другую тень
        Освещение никак не влияет на синяки под глазами. laughing
        Здравствуйте, Эдуард!
        1. +6
          1 марта 2025 09:06
          Доброе утро Антон,
          это только цитата.
          Вот кто Вам поставил минус?
          Освещение никак не влияет на синяки под глазами.

          Это потому, что Вы не миниатюрщик. laughing
          если зайти на сайты миниатюрщиков, там и не такое узнаешь. Про цвет снега на траке танка весной 1942 г. под Харьковом, про тень от козырька шлема легионера. Про неправильную проливку и .т.д. и .т.п.
          hi
          1. +4
            1 марта 2025 09:13
            Вот кто Вам поставил минус?
            "Жалкие, ничтожные личности!"(С) laughing
            1. +4
              1 марта 2025 09:44
              Цитата: 3x3zsave
              "Жалкие, ничтожные личности!"(

              "Вот она была и нету!"
            2. +3
              1 марта 2025 11:19
              Может, случайно заглянувшие сюда дамы, которые имеют свои способы борьбы с синевой под глазами.
              1. +4
                1 марта 2025 11:23
                Нет, Владимир.
                Это очередная секта "Свидетелей Шпаковского". Такое уже не раз было.
                1. +4
                  1 марта 2025 16:20
                  Привет, Антон. Я иногда задаюсь вопросом: что заставляет людей (не демоны же ходят сюда) минусовать просто данные или не оценочную объективную информацию. Как будто минус магическим образом изменит реальность.
                  1. +5
                    1 марта 2025 16:34
                    что заставляет людей (не демоны же ходят сюда) минусовать просто данные или не оценочную объективную информацию
                    Ограниченность ума, подсосзнательно ощущая которую, пытаются самоутвердится. За всю мою практику на этом ресурсе был только один (!) минус в мой адрес, автор которого потрудился аргументировать свою оценку.
                    1. +1
                      1 марта 2025 22:27
                      "потрудился аргументировать свою оценку".Мой поэт,у Вас,моих минусов,нет и не было. Я,редко ставлю минус,по возможности, стараясь аргументировать
                      1. +1
                        1 марта 2025 22:46
                        Моя Прекрасная Незнакомка, было бы совсем неуютно ждать минусы от Вас...
                  2. 0
                    2 марта 2025 17:09
                    камрад Балабол,браво, хорошо сказано;"магическим образом изменит реальность". Увы, на сайте хватает:"особо одаренных",а такой народец запросто поверит и в магию и прочую дребедень
                    1. 0
                      2 марта 2025 17:31
                      Святослав, если отвлечься от совсем "одиозных личностей", то есть некоторая особенность. У многих участников взгляды и оценки крайне бескомпромиссны и не диалектичны. Мир воспринимается простым и статичным, старые истины вечны, события и мнения не укладывающиеся в простой и привычный конструкт - ложь и ошибка.
                      Причем, немного почитав комментарии отдельных членов здешнего сообщества, заметил следующую особенность. В своей профессиональной области человек склонен оценивать задачу разно разносторонне, комплексно и взвешенно. В то же самое время не профессиональные вопросы решаются (предлагаются пути решения) им с глобальной широтой, предельно просто и, к сожалению, глупо.
                      Почему вспомнил данное обстоятельство - недавно читал в литературе по психологии мудреное название такому явлению. Но забыл название, вот беда.
                      1. 0
                        2 марта 2025 17:51
                        Вы, правы. Есть:люди,что видят окружающий мир в черном и белом свете
                        Это так же вредно как и розовые очки
                2. +1
                  1 марта 2025 21:14
                  Такое уже не раз было.

                  Вот чтоб на меня не подумали, сейчас всем присутствующим поставлю плюс, а сама получу дежурный минус от Сергея Ивановича, Авиатора нашего.
                  Всем хорошего воскресенья!
                  1. +2
                    1 марта 2025 22:56
                    Еще одна жертва легенды о "мужском шовинизме"!
          2. +5
            1 марта 2025 10:14
            Это потому, что Вы не миниатюрщик. laughing
            если зайти на сайты миниатюрщиков, там и не такое узнаешь.

            Думаете у реконструкторов как-то по-другому?
            "- Com sa va?
            - Так тогда не говорили!!!
            - Откуда ты знаешь старофранцузкий, если на русском в слове "еще" четыре ошибки делаешь?"(С)
            1. +2
              1 марта 2025 13:27
              Думаете у реконструкторов как-то по-другому?

              Нет, не думаю.
              laughing
        2. +2
          1 марта 2025 11:08
          Освещение никак не влияет на синяки под глазами.

          laughing
        3. +1
          1 марта 2025 22:20
          Мой поэт,синяки под глазами,возможны,когда не выспался или не в меру"дегустировал"напитки..
      2. +2
        1 марта 2025 09:49
        Цитата: Эдуард Ващенко
        PS всегда шокировал разбор окрасов на 54 -мм миниатюре «знатоков»: тень на глазах наведена неверно, в это время года, в этой местности, освещение дает другую тень

        Когда был "танкистом" (100 моделей в коллекции, как фирменных, так и своих рукодельных) тоже ненавидел "бодания знатоков" - "тут не все заклепки, здесь не тот номер, тут не так лопата..." Всегда считал, что каждую миниатюру нужно рассматривать с точки зрения того, какую цель ставит перед собой ее автор..."
        1. +4
          1 марта 2025 09:55
          ненавидел "бодания знатоков"

          Да здесь как говорится, пусть расцветёт сто цветов, направлений море, выбирай не хочу.

          Прям соблазняете Вы меня Вячеслав Олегович, пожалуй продолжу тему "сражений на столе", про пластиковых солдатиков, за одно и коллекцию "кодифицирую", laughing
          1. +4
            1 марта 2025 12:25
            Цитата: Эдуард Ващенко
            Прям соблазняете Вы меня Вячеслав Олегович, пожалуй продолжу тему "сражений на столе", про пластиковых солдатиков, за одно и коллекцию "кодифицирую",

            А то! Вы же отлично пишите и коллекция у Вас дай бог всякому.
        2. +1
          2 марта 2025 17:19
          В.О, дозвольте, не со гласиться: по мне ,хоть и в миниатюре,а изволь следовать точности. Впрочем,на сайте были Ваши материалы по миниатюрам. На мой взгляд :качественные у Вас работы
          1. 0
            2 марта 2025 19:27
            Цитата: vladcub
            а изволь следовать точности.

            Святослав! Я наверно не вполне точно выразился. Одно дело модель-копия - тут само собой все должно соответствовать чертежам и фото. Другое дело - эта же модель, но игрушка. Тут уж к 100 точности стремиться можно, но в принципе смысла нет. Тоже и модель-наглядное пособие. Она должна точно передавать внешний вид объекта, но в мелких деталях это опять же не нужно. Это не детский уровень. Вот что я имел ввиду..Творчество многообразно. Кто-то делает модели из спичек, кто-то танки из хлеба, кто-то... Тут я согласен в Эдуардом - пусть будет много всего и разного.
  2. +2
    1 марта 2025 08:01
    "– Я не помню гербов, – резко и грубо прервал сулимец. – В общей схватке они для меня ничего не значат. Важно, в которую сторону обращена морда коня. Если в противоположную морде моего, то я рублю, пусть там хоть сама Богородица у него на гербе. Впрочем, когда кровь налипает на пыль, а пыль – на кровь, то все равно на щитах ни хрена не видно."
    1. 0
      1 марта 2025 08:40
      Хорошая цитата! Что-то знакомое... Откуда?
      1. +3
        1 марта 2025 10:39
        Цитата из Анджея Сапковского "Божьи воины".
        Доброе утро, Вячеслав Олегович.
        Спасибо за интересную статью. ЕМНИП о гербах Вы уже писали, тем не менее фото и слова о фигурках и великолепной диораме добавило материалу новые краски smile
        1. +2
          1 марта 2025 10:48
          Спасибо, Борисыч!
          Это не читал... crying
          1. +2
            1 марта 2025 10:58
            Привет Антон. Прочесть все интересное никогда не удастся.
            О. Ю. Шмидт (известный полярник) как то составил список книг, которые хотел прочитать, список получился огромным, а расчет времени показал, что всей жизни не хватит, даже если не заниматься ничем другим... smile
            1. +3
              1 марта 2025 11:14
              Надо заметить, что какую-то часть жизни Отто Юльевич потратил на составление списка, упустив возможность прочитать что-то из оного.
              1. +3
                1 марта 2025 12:29
                Цитата: 3x3zsave
                Надо заметить, что какую-то часть жизни Отто Юльевич потратил на составление списка, упустив возможность прочитать что-то из оного.

                Когда писал учебник по ПР для студентов, был ограничен количеством часов и тем. Соответственно, к каждой теме подобрал художественную книгу и кинофильм, которые помогали понять суть и дух ПР. Студенты были довольны, потом говорили, что никогда раньше не читали столько книг, сколько за этот семестр! И список им понравился.
        2. +1
          3 марта 2025 21:49
          Цитата из Анджея Сапковского "Божьи воины".

          Слегка поправлю вас. Это "Башня шутов". Речь шла о битве под Грюнвальдом.
  3. +3
    1 марта 2025 08:27
    Вячеслав Олегович,
    Доброе утро,
    Добавлю отсебятины по фигуркам рыцарей «Круглого стола».
    Самая известная история среди металлических солдатиков, выпускались в 50-е гг. ХХ в. – это Тimpo toy.
    Среди качественного современного ВИМа сейчас наиболее известные «рыцари круглого стола» таких брендов как Британс и King and Country
    1. +4
      1 марта 2025 09:45
      Цитата: Эдуард Ващенко
      Британс и King and Country

      Уважаемый Эдуард, спасибо за информацию.
  4. -1
    1 марта 2025 08:44
    Позы геральдических львов
    В перечне поз есть .."трусливый лев".

    Приглашение к избиению? recourse
    1. +2
      1 марта 2025 09:46
      Цитата: Ольгович

      Приглашение к избиению?

      Это наказание. Был в гербе нормальный лев. Но хозяин... струсил... и король мог повелеть льва перерисовать в наказание!
      1. +2
        1 марта 2025 10:46
        Цитата: kalibr
        . Но хозяин... струсил... и король мог повелеть льва перерисовать в наказание!

        Кто согласится с подобным "гербом?

        Опозорившийся лев-лев с отрубленным хвостом.

        А были еще львы с...отрубленными лапами и головой или с ошейником на цепи...
  5. +4
    1 марта 2025 09:45
    На Руси с круглым столом не сложилось почему-то
    1. +6
      1 марта 2025 09:52
      Когда в России складывался "классический" феодализм в стиле "круглого стола", как в Европе, уже требовалось не на коне скакать против дракона, а в строю с ружьём стоять и геометрию учить. Вот и не сложилось, как говорится: специфика развития феодальных отношений.
      С уважением,
      hi
      1. +3
        1 марта 2025 21:36
        "с ружьём стоять и геометрию учить"
        Эдуард, геометрия это как бы эпоха Петра 1, а"классический феодализм ", по моему, был, во времена Василия Шуйского или и даже раньше.
        К примеру, придворным И.Грозного знание геометрии, необходимо : как рыбе зонтик.
        Пётр 1, был не равнодушным к точным наукам и тут геометрия будет к месту
        1. +2
          1 марта 2025 22:09
          Вспомните как Иван IV Казань брал. Без геометрии тихую сапу не выкопать request
          1. 0
            4 марта 2025 21:13
            Вообще-то нет без исключения..
            Так и тут: всё спланировал Воротынцев(?). Впоследствии, жертва Скуратова
        2. +1
          1 марта 2025 22:14
          "Классический феодализм*,я отношу ко времени :"Владимиро-Суздальского княжества Вообще-то,надо историков посмотреть
          Я и Квтя,с уважением относимся к классическим историкам
          1. +1
            2 марта 2025 11:05
            Уважаемая Астра,
            эти представления - школьная программа, которая изложена на основе уровня знаний науки 40-50-х гг. ХХ в. наука давно сделала большие шаги вперед.
            И такого понятия, как классические историки не существует в науке, тогда бы ими были Геродот и Ксенофонт. Существуют историки 19, 20, 21 века с представлениями, соответствующими уровню развития всей науки на конкретный период.
            Говорить "классические" историки, все равно, что говорить, что современная физика не права, а прав Ломоносов с "корпунскулами" или надо лечить, как классические врачи времен М.Н. Карамзина, который кстати умер от воспаления легкий, лечение от чего предлагали поездкой в швейцарский "санаторий".
            Это не к спору, а к констатации методологии. И я здесь в цикле на ВО детально представил взгляд современной науки на эту ситуацию. Одна из статей так и называется "Феодализм в России".
            С уважением,
            hi
            1. +1
              4 марта 2025 21:05
              Возможно, прозевала.
              Поищу
            2. 0
              14 марта 2025 08:21
              Эдуард, спорить с Вами?! Не собираюсь по двум причинам :1)Вы, Валерий и Вячеслав Олегович,мои любимые авторы . ценю вашу эрудицию и добросовестность в работе .2) я училась в советскую ,школьные учебники очень консервативные,на на одном из них, помню надпись:"издание 12 е,дополнение" . Соответственно,для меня: Ключевский и Карамзин: классические историки
              Р
              S
              Справедливости ради:'при воспаление лёгких, климат имеет большое значение для лечения . Сравнить климат Питера и Альпы - сравнить:дережабль и реактивный самолёт ..
              Кстати, от воспаления лёгких , если признаешь умирают и сейчас
              1. 0
                16 марта 2025 17:17
                Кстати, от воспаления лёгких , если признаешь умирают и сейчас

                Я знаю, в детстве сам болел
                С глубоким уважением,
                Эдуард
        3. +2
          2 марта 2025 10:38
          Екатерина,
          добрый день,
          в ряде статей здесь на ВО я знакомил читателей знакомил читателей с современным взглядом науки на данную проблему, посмотрите пожалуйста, это не вопрос "по-моему" или "не по-моему", а вопрос научных знаний в данной области.
          С уважением,
          hi
        4. 0
          2 марта 2025 18:06
          Катя,Вы правы и не правы: камрад Ващенко,говорил о Европе.
          Вообще-то трудно сказать,когда в россии начался:начался " классический феодализм
  6. +3
    1 марта 2025 12:43
    Заинтересовала разница в картинах, посвященных явлению Грааля. Понятно, что на второй, помимо легендарных героев, художник изобразил еще и современных ему монархов. Но вот кого именно?
    Спасибо, Вячеслав Олегович!
  7. +4
    1 марта 2025 13:26
    В статье мне понравилась и часть о геральдике, где сегодня я понял кое-что больше о значении гербов, и красивая диорама о рыцарях круглого стола.Что касается того, как раскрасить миниатюру, то я, будучи маленьким моделистом, не использую никакой основы для покраски миниатюры, без труда держу ее в руке. Вместо этого гораздо важнее иметь кисти хорошего качества, которые очень помогают в рисовании.Изделия из волоса соболя или колонки считаются лучшими, хотя сегодня они стали значительно дороже. Качество акриловой краски также важно.
  8. +4
    1 марта 2025 15:10
    В Средние века герб являлся "паспортом рыцаря
    Есть все же что-то стабильное в нашем мире! Как сейчас бьют по морде, а не по паспорту, так и тогда били по шлему, а не по гербу.
    1. +4
      1 марта 2025 17:28
      Добрый день, Антон!
      били по шлему, а не по гербу.

      "Били" в средние века и по рыцарским гербам. Причем нередко. Даже специальная процедура была регламентирована. Правовой характер герба делал его своего рода юридическим «заместителем» владельца. Изгнание из рыцарского сословия достигалось публичной позорной «казнью» герба - его переворачиванием "вверх ногами ". После этого бывший владелец герба лишался и "прописки" - родовой земли и и родни.
      1. +3
        1 марта 2025 19:25
        рыцарского сословия
        Добрый вечер, Дима!
        Все так, но рыцарство и дворянство - не одно и то же. Кроме того, в каждом государстве были свои условия и понятич о рыцарстве, как, например, имущественный ценз. В Англии он был заградительным, во Франции - пощряющим. Тот же Ги д'Ногарэ стал обладателем рыцарских шпор в достаточно зрелом возрасте.
        1. +3
          1 марта 2025 20:23
          Тот же Ги д'Ногарэ

          Спасибо, интересно. Не знал таких любопытных подробностей о канцлере железного короля. Впрочем, и немудрено - в отличии от тебя, я не особо всерьез знаком с историей средневековой Франции. Так, поверхостно. Единственный интересный факт, что я знаю о Гийоме де Ногаре́ это то, что Морис Дрюон в своем историческом цикле "Проклятые короли" допустил непростительно досадный ляп:
          В романе Дрюона во время своей казни в 1314 году магистр тамплиеров Жак де Моле проклинает Климента V, короля Филиппа и Ногаре и предсказывает им смерть в течение года. На самом деле к моменту казни магистра в марте 1314 года Ногаре не было в живых уже около года. Он умер, емнип, в апреле у 1313 года.
          1. +2
            1 марта 2025 22:01
            Дрюон передергивал как Пикуль, в пользу драматизма и художественности событий.
      2. +2
        1 марта 2025 21:17
        "Родовой земли и родни" с землёй понятно:сюзерен мог и отобрать землю, а родни... Тут двояко:зависит от родственных чувств, а тут и воля сюзерена не всемогуща.
  9. +4
    1 марта 2025 20:11
    В.О, спасибо Вам за "рыцарский цикл", а у меня такое предчуйствие,а точнее желание,чтоб было продолжение.
    Вроде, не очень давно, было о рыцаря,но все равно интересно
  10. +4
    1 марта 2025 21:07
    Всем, доброго вечера.
    Вячеслав Олегович, спасибо за :*Артура и его рыцарей.
    Скажу, честно: не собиралась заходить на сайт. Новости, ничего особенного : Украина, "диванные" аналитики и стратеги , уже всех победили, Путин уже трижды, "саботажник", а подумать.... Я, сержант медицинской службы, больше думаю, чем, некоторые*полководцы", с кучей звёзд на аватарке .
    Чисто, случайно, вошла в "Историю"
    "Орден Подвязки" настолько, я помню: Анна Бойлен, случайно потеряла повязку с чулка и король подал подвязку.
    Это хрестоматийное изложение :начала их романа(встречала версию, что это Сеймур потеряла подвязку). У, меня , подозрение, что подвязка"случайно "под ноги короля, а не пажа или официанта.
    В детстве, видела какой-то фильм и там мелькнула фраза:" Лучший экспромт - подготовленный*, мне запомнилась .
    Женская интуиция подсказывает, что был силок и король в него попал .
    Из жизни, я могу столько "случайностей" рассказать, что.....
    Кто, сомневается, спросите у Людмилы Яковлевной или у Веры
    1. +1
      1 марта 2025 22:03
      "у Веры",'трещетка не исправимся
      Она,умница и надёжная подруга,но,мягко говоря,не молчунья
  11. +2
    1 марта 2025 21:58
    Вячеслав Олегович, коллеги добрый вечер. Я, сегодня, планировала:"без телефонный "день,а то он затягивает ,что мне не нравится. Но,позвонила Катя:"открой сайт. Там, Вячик, Вячеслав Олегович, прочтите за фамильярность,с "рыцарями "
  12. +1
    2 марта 2025 08:31
    А как так получается, что цветов было 9, но при этом 2 металла и 6 эмалей, причем черная эмаль имеет два равноправных названия?
    1. +1
      2 марта 2025 23:18
      Моё почтение, Андрей!
      В классической геральдике принято семь цветов: два металла (золото и серебро) и пять эмалей (финифтей). Основные цвета финифтей: червлень (красный), лазурь (голубой), зелень (зелёный), чернь (чёрный) и пурпур (фиолетовый). Не приветствуется, но иногда допускается замена металлов на финифти - золото на желтую эмаль и серебро на белую. Каждый цвет имеет свое значение:
      .
      А как так получается, что черная эмаль имеет два равноправных названия?

      Если быть точным , то не два, а целых три. Все зависит от статуса хозяина герба. Чернь (фр. и англ. Sable) — общее традиционное название для чёрного цвета в геральдике. В геральдической литературе именуется также: чёрный, соболь, диамант, диамантовый, траур. В гербах принцев выражается термином «Saturne», в гербах пэров — «diamant», во всех прочих «sable».
      Как то коротко так.
      С уважением
      Дмитрий.
  13. +1
    3 марта 2025 01:52
    Сектор "Приз"!