Центр боевого применения ВВС США – авиабаза Неллис

21 533 26
Центр боевого применения ВВС США – авиабаза Неллис

В военно-воздушных силах ряда экономически развитых стран, обладающих достаточно крупным авиационным парком, имеются Центры боевого применения, в которых осуществляются войсковые испытания новых самолётов и авиационных боеприпасов, вырабатываются приёмы и методы применения боевой техники и средств поражения, а также ведётся обучение лётного и технического состава.

Например, в России это 929-й ГЛИЦ в Ахтубинске, во Франции – 118-й авиабаза Мон-де-Марсан, расположенная на юго-востоке страны, в Великобритании – авиабаза Спадеадам в Камрии, в Италии – авиабаза Пратика-ди-Маре, в 12 км южнее Рима, а в США – авиабаза Неллис, в южной части штата Невада.



Первая грунтовая взлётно-посадочная полоса и тренировочная база периода Второй мировой


В 13 км северо-восточней Лас-Вегаса расположена авиабаза Неллис (Nellis Air Force Base), площадь которой сейчас составляет 42 км². Помимо реализации разного рода испытательных программ, одной из главных функций авиабазы является подготовка американских и зарубежных лётчиков-истребителей.

Первая грунтовая взлётно-посадочная полоса появилась в этом районе в 1925 году. Полевой аэродром, с колодцем питьевой воды, несколькими дощатыми сараями, где хранились бочки с авиационным бензином, маслом и запасами продовольствия, предназначался для промежуточных посадок почтовых самолётов компании Western Air Express.


С 1929 года этой ВПП стала эпизодически пользоваться американская армия. В середине 1930-х присутствие военных здесь стало постоянным. В 1939 году, после начала боевых действий в Европе американское военное ведомство искало малозаселённую равнинную территорию для авиационного полигона, и район будущей авиабазы Неллис сочли вполне подходящим. Определяющими факторами стали дешевизна земли, большое число солнечных дней в году и наличие транспортного сообщения. Участок размером 60 × 90 миль официально был передан военным 29 октября 1940 года.

Первоначально данный объект именовался как Армейский аэродром Лас-Вегаса.


Вид с воздуха на армейский аэродром Лас-Вегаса в июле 1941 года

Строительство жилых и служебных зданий, а также ангаров для авиатехники началось в середине 1941 года.


Но на первом этапе личный состав в основном размещался в палатках. Возведение капитальной ВПП и большей части сооружений завершилось в 1943 году.

По состоянию на 7 декабря 1941 года здесь имелось 10 учебно-тренировочных North American AT-6 Texan и 17 бомбардировщиков Martin B-10.


Бомбардировщики Martin B-10

В начале 1942 года этот район Невады стал активно использоваться для подготовки экипажей тяжелых бомбардировщиков Boeing B-17 Flying Fortress. В разгар войны каждые пять недель выпускались примерно 600 воздушных стрелков и до 215 вторых пилотов.


В 1944 году начались тренировки на бомбардировщиках Consolidated B-24 Liberator и «воздушных канонерках» Boeing B-40 Flying Fortress. С марта 1945 года стали готовить экипажи для «стратегов» Boeing B-29 Superfortress. На пике количество размещённых здесь военнослужащих превышало 11 000 человек.

Первые послевоенные годы и эпоха «холодной войны»


В сентябре 1945 года тренировочные полёты были прекращены, а инфраструктура аэродрома до середины 1946 года использовалась в качестве перевалочной базы при демобилизации лётного и технического персонала сокращаемых бомбардировочных авиакрыльев. После чего объект законсервировали, оставив подразделения охраны и обслуживания.


Снимок с воздуха аэродрома Лас-Вегас, сделанный в 1945 году

В январе 1948 года аэродром Лас-Вегас передали ВВС США, подчинив командованию авиабазы Уильямс и разместив здесь 3595-е учебное крыло, состоявшее из пяти эскадрилий и готовившее пилотов поршневых истребителей North American P-51D Mustang. Всего в рамках 6-месячных курсов до начала 1951 года было подготовлено около 3000 лётчиков.


Истребитель P-51D Mustang на аэродроме Лас-Вегас

Хотя к тому моменту в боевой авиации началась «реактивная эра», поршневые истребители «Мустанг» оставались в строю до второй половины 1950-х, принимали активное участие в Корейской войне, и для них требовались пилоты.

Вскоре в составе 3595-го авиакрыла появилась первая учебная эскадрилья реактивных истребителей Lockheed P-80 Shooting Star, которые в качестве ударных машин также применялись в Корее.


Истребители P-80 Shooting Star

Однако территория, инфраструктура базы и полигона были слишком велики для размещения здесь одного учебного авиакрыла, и 11 февраля 1949 года командование ВВС США приняло решение о развёртывании 3525-й учебной авиационной артиллерийской эскадрильи и школы подготовки операторов РЛС.

30 апреля 1950 года авиабаза была названа именем лейтенанта Уильяма Харрелла Неллиса – летавшего на истребителе Republic P-47 Thunderbolt и погибшего 27 декабря 1944 года в ходе штурмовки немецкой колонны.

В ноябре 1950 года 3595-е авиакрыло начало готовить пилотов и техников истребителей-бомбардировщиков Republic F-84 Thunderjet.


Истребители-бомбардировщики F-84 Thunderjet

В связи с ростом взлётных и посадочных скоростей реактивных боевых самолётов потребовалась реконструкция ВПП. В 1951-1954 годах были построены две капитальные взлётно-посадочные полосы увеличенной длины, с примыкающими к ним рулёжными дорожками и расширенными стоянками авиатехники. На авиабазе деревянные конструкции времён Второй мировой войны заменили железобетонными капитальными строениями. Также велось масштабное строительство казарм и жилого фонда для кадровых военных и специалистов, работающих по контракту, продолжавшееся до 1960 года.

В 1950-е годы специалисты и инфраструктура авиабазы задействовались в ядерных испытаниях, проводимых на Невадском полигоне. 1 января 1954 года была основана «Школа вооружения истребителей ВВС США». В 1956 году с авиабазы Люк в Неллис передислоцировалась пилотажная группа Thunderbirds, летавшая первоначально на F-84F Thunderchief.


1 февраля 1958 года авиабаза была подчинена Тактическому авиационному командованию, и обучение перешло от общего курса обучения пилотирования истребителей и стрелковой подготовки к получению инструкторских навыков и высшей квалификации.

1 января 1966 года был основан Центр тактического истребительного оружия – являющийся сейчас Центром боевого применения ВВС США.


Истребитель F-100D на авиабазе Неллис

На первом этапе здесь тренировались лётчики, летавшие на истребителях North American F-86 Sabre, а затем на истребителях North American F-100 Super Sabre, истребителях-бомбардировщиках Republic F-105 Thunderchief и McDonnell Douglas F-4 Phantom II. Забегая вперёд, стоит отметить, что в последующем подготовку в школе проходили экипажи самолётов другого назначения. В том числе: A-10 Thunderbolt II, AC-130 Gunship, B-1В Lancer, B-2А Spirit, B-52Н Stratofortress, C-17А Globemaster III, C-130Н/J Hercules, EC-130H Compass Call, F-15C Eagle, F-15E Strike Eagle, F-16 Fighting Falcon, F-22A Raptor, F-35А Lightning II, HC-130J Combat King II, KC-135 Stratotanker, RC-135 Rivet Joint, U-2 Dragon Lady. Обучались экипажи вертолётов HH-60 Pave Hawk, операторы БПЛА RQ-1 Predator и MQ-9 Reaper, передовые авиационные наводчики, координаторы и планировщики воздушных операций, а также персонал, обслуживающий и охраняющий ракетные базы МБР Minuteman III.

В рамках программы Wild Weasel с середины 1960-х на полигоне Неллис велась подготовка экипажей «охотников за радарами». Сначала это были пилоты и штурманы-операторы самолётов F-105F, а затем F-4G.


Истребитель-бомбардировщик F-105F Wild Weasel

В январе 1968 года на авиабазе Неллис развернули 474-е тактическое истребительное крыло, с ударными самолётами General Dynamics F-111А Aardvark. 15 марта 1968 года шесть F-111А с изменяемой геометрией крыла были отправлены для боевых испытаний во Вьетнам. В 1970-е в эскадрильях, летавших на «Фантомах», велась углублённая подготовка пилотов других авиационных частей, а само 474-е крыло, являясь одним из наиболее боеспособных подразделений Тактического авиационного командования, рассматривалось как боеспособный резерв, дислоцированный на территории США, пригодный для быстрой переброски за пределы Северной Америки.

В 1980-году 474-е крыло перевооружили истребителями 4-го поколения General Dynamics F-16А/В Fighting Falcon. Истребители F-16 ранней серии эксплуатировались до 1989 года, после чего авиакрыло расформировали, а его изрядно изношенные «Сражающиеся Соколы» передали в ВВС Национальной гвардии или отправили на «кладбище костей» в Дэвис-Монтан.

В сентябре 1969 года площадь авиабазы Неллис увеличилась на 2832 га за счёт присоединения объекта Лейк-Мид, который использовался для хранения оружия ВМС США.

В конце 1969 года на авиабазе Неллис было сформировано 57-е истребительное авиационное крыло (в 1977 году переименовано в 57-е тактическое учебное авиакрыло). На это подразделение в 1970-е годы возлагались задачи: повышение квалификации пилотов-истребителей, войсковые испытания новых авиационных средств поражения, выработка новых тактических приёмов воздушного боя, испытания средств РЭБ и обеспечение учений «Красный флаг» (Red Flag), на которых пилоты 57-го крыла, летая на самолётах F-4E, Т-38А и F-5E/F, выступали в качестве условного противника. В 1980-е годы «Агрессоры» стали использовать самолёты A-10, F-15 и F-16.

В конце 1970-х на аэродроме Тонопа (Tonopah Test Range Airport), расположенном также в Неваде, одновременно с испытаниями «малозаметного» истребителя-бомбардировщика F-117A велись работы по программе «Констант Пег» (Constant Peg).


Целью этой секретной программы являлось изучение советских истребителей в части их возможностей по ведению воздушного боя и выработка мер противодействия. В распоряжении пилотов специально сформированной 4477-й тестово-оценочной эскадрильи ВВС США «Красные орлы» (Red eagles), oрганизационно входившей в состав 57-го крыла, в разное время были самолёты МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21 и МиГ-23.

Авиабаза Неллис после окончания «холодной войны»


После окончания «холодной войны» программа «Констант Пег» была официально закрыта, однако интерес руководства ВВС США к советской и российской авиатехнике не исчез.

В 1990-2000-е годы испытания истребителей советского производства (в том числе МиГ-29 и Су-27) в США продолжились. После ликвидации 4477-й эскадрильи к испытаниям привлекли пилотов 57-й тактической группы, входящей в состав 57-го авиакрыла. На это оперативное подразделение «Центра боевой подготовки ВВС США» возлагались задачи по обеспечению проведения лётных учений, поддержание на должном уровне лётной квалификации пилотов-истребителей и имитация действий боевых самолётов потенциального противника.

Так как в режиме секретности особой нужды уже не было, самолёты советского производства летали с ВВП авиабазы Неллис, и их не прятали от посторонних глаз.


Параллельно с испытаниями образцов авиатехники, закупленной в государствах, входивших в Восточный блок, и в бывших республиках СССР, регулярно осуществлялось «совместное маневрирование» с МиГ-29 стран, принятых в НАТО после 1991 года.

В настоящее время истребители МиГ-21 и МиГ-29 наряду с другой авиационной техникой размещены в мемориальном комплексе авиабазы.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители МиГ-21 и МиГ-29 в окрестностях авиабазы Неллис

Судя по спутниковым снимкам, эти машины установлены «на вечную стоянку» после 2010 года.

Распад ОВД и СССР привёл к сокращению расходов на содержание американских военно-воздушных сил, в связи с чем «Тактическое воздушное командование» расформировали, а базу Неллис передали «Боевому воздушному командованию». После этого на авиабазе изменилась организационно-штатная структура, а в 57-е авиакрыло ввели подразделение БПЛА, занимавшееся войсковыми испытаниями беспилотных аппаратов, отработкой боевых приёмов и обучением операторов.


До 2007 года ВПП авиабазы Неллис использовалась для взлётов и посадок RQ-1 Predator и MQ-9 Reaper. После чего беспилотники передали 432-му крылу дислоцированному на авиабазе Крич.

В 1993 году в Неллис была создана «Школа боевых спасателей ВВС США» для подготовки экипажей поисково-спасательных вертолётов МН-60/HH-60 Pave Hawk, предназначенных для доставки бойцов сил специальных операций, а также для поиска и спасения сбитых лётчиков.


Вертолёт HH-60G Pave Hawk

В ноябре 2001 года начали функционировать курсы подготовки технических специалистов (372-я учебная эскадрилья) для обслуживания истребителей 5-го поколения F-22A и ремонтно-эксплуатационный центр. Первый «Раптор» появился в составе 422-й испытательно-оценочной эскадрильи 14 января 2003 года. Это подразделение, являющееся частью 53-го авиакрыла, занимается опытной эксплуатацией новой авиатехники и отработкой боевого применения.


Истребитель F-22A Блок 30, принадлежащий 422-й испытательно-оценочной эскадрильи

В 422-й эскадрильи имеется следующая авиатехника: истребители F-16C, F-15С, F-15Е, F-22A, F-35A и штурмовики А-10С.


Спутниковый снимок Google Earth: штурмовики А-10С из состава 422-й эскадрильи на стоянке авиабазы Неллис

88-я испытательная эскадрилья, также входящая в состав 53-го авиакрыла, занимается тестированием новых поисково-спасательных средств и углублённым обучением членов экипажей самолётов HC-130J Combat King II и вертолётов MH-60/HH-60 Pave Hawk.

В 2003 году произошло возрождение программы «Агрессор». Для имитации противника в ходе учений ВВС США в составе 57-й тактической группы сформировали две эскадрильи: 64-ю и 65-ю.


Истребители F-16C и F-15C эскадрилий «Агрессор»

Пилоты 64-й эскадрильи летали на F-16C/D (имитировали МиГ-29), а 65-й на F-15C/D (имитировали Су-27). Служить в этих эскадрильях считалось очень престижно. Сюда отбирались самые высококвалифицированные пилоты, имеющие большой налёт и опыт участия в реальных боевых действиях.

Самолёты 64-й и 65-й эскадрилий были специально подготовлены для ведения ближних воздушных боёв, они облегчены и окрашены в цвета «вероятного противника».


Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-16C 64-й эскадрильи «Агрессор» на авиабазе Неллис

В авиационных подразделениях, изображающих в ближних учебных воздушных боях самолёты противника, всегда был высок уровень аварийности, так как их высококвалифицированные пилоты летают на пределах возможностей авиатехники и стремятся любой ценой одержать победу. Так, 30 июля 2008 года в воздухе столкнулись два «Орла» из состава 65-й эскадрильи. Одному пилоту удалось катапультироваться, а другой погиб.

В настоящее время пилоты 64-й эскадрильи по-прежнему используют F-16C, 65-я эскадрилья сдала свои F-15C и находится в процессе реорганизации и переучивания на истребители 5-го поколения F-35A Lightning II.


Истребители F-35A Lightning II 65-й эскадрильи

Также рассматривается вопрос создания ещё одной эскадрильи «Агрессоров» или включения в состав 65-й истребителей F-22A, которые должны изображать в ходе учебно-тренировочных схваток китайские и российские боевые самолёты 5-го поколения. Относительно недавно была обнародована информация, что большая часть пилотов 65-й эскадрильи получила допуск к выполнению учебно-тренировочных миссий, что означает их готовность изображать противника во время учений «Красный флаг» (Red Flag).

Учения «Красный флаг» – это двухнедельные учения ВВС США по углублённой боевой подготовке, которые проводятся несколько раз в год. Их цель – предложить максимально реалистичную боевую подготовку для пилотов ВВС США и стран-союзников.

Важную роль в проведении учений играет нелетающая 414-я эскадрилья боевой подготовки, в ведении которой находится полигон Неллис Рейндж (Nevada Test and Training Range) размерами 111 × 190 км – это больше, чем Невадский ядерный полигон.

В разные годы на полигоне было возведено несколько взлётно-посадочных полос, имитирующих аэродромы противника, мишенные комплексы с разного рода строениями, железнодорожными составами, позициями ЗРК, мостами, колоннами бронетехники и узлами долговременной обороны. При сооружении этих мишеней проектировщики старались воспроизвести реально существующие объекты в СССР, КНР, КНДР и странах Восточной Европы. Например, в начале 1980-х на полигоне в подробностях был воспроизведён советский аэродром Йютербог под Бранденбургом в ГДР. Всего с середины 1950-х годов на авиационном полигоне построено и установлено более 1200 различных наземных мишеней.


В качестве мишеней используются не только отслужившие своё транспортные средства и устаревшая бронетехника. На ВПП и в капонирах аэродромов в качестве мишеней размещена списанная авиатехника. Это не только самолёты американского производства, кое-где встречаются планеры советских самолётов: МиГ-21, МиГ-29 и Су-22.

Также на полигоне имеются радиолокаторы советского производства и элементы зенитных ракетных комплексов, в том числе С-300П и «Бук-М1», а также имитаторы, воспроизводящие работу иностранных станций наведения зенитных ракет.


Спутниковый снимок Google Earth: элементы ЗРК С-300П на полигоне Неллис Рейндж

На плоских вершинах гор в окрестностях полигона для обеспечения безопасности полётов, контроля боевого применения и координации действий функционируют четыре стационарных радиолокационных поста и узлы связи. Во время масштабных учений и при испытаниях новых видов авиационного вооружения в отдельных районах полигона разворачиваются мобильные радиолокаторы AN/TPS-43 и AN/TPS-72.

В прошлом для контроля воздушного пространства над полигоном планировалось разместить аэростатную радиолокационную систему LASS (Low Altitude Surveillance System – система наблюдения на малых высотах) с дальностью обнаружения 300 км, но из-за финансовых ограничений от этих планов отказались.

В данный момент контроль воздушной обстановки в данном районе осуществляется стационарными трёхкоординатными РЛС с АФАР AN/FPS-117 (стационарный вариант AN/TPS-59). От мобильного варианта радиолокаторы AN/FPS-117 отличаются увеличенной мощностью излучения, а также расширенными возможностями по обнаружению тактических и оперативно-тактических ракет. Дальность обнаружения высотных целей у РЛС AN/FPS-117 может достигать 470 км, целей, летящих на малой высоте – 100 км.


Спутниковый снимок Google Earth: стационарный радиолокационный пост на полигоне Неллис Рейндж

Стационарные радиолокаторы установлены на капитальных бетонных основаниях, для защиты от ветра и осадков их антенны размещаются под радиопрозрачным куполом диаметром около 20 метров.


Спутниковый снимок Google Earth: бомбардировщики В-52Н и самолёт-заправщик КС-135 на стоянке авиабазы Неллис

Для проведения учений «Красный флаг» на авиабазу Неллис перебрасываются самолёты других авиационных частей. В том числе дальние бомбардировщики, заправщики и самолёты ДРЛО.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты ДРЛО E-3С на стоянке авиабазы Неллис

Также нередко здесь можно увидеть машины иностранного производства.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-35A и Eurofighter Typhoon на стоянке авиабазы Неллис

В учениях регулярно принимают участие пилоты ВВС других стран на своей авиатехнике. В последние несколько лет авиабазу посещали не только самолёты, состоящие на вооружении в ВВС и ВМС США, но и такая «экзотика», как: А-4 Skyhawk, MB-339, Mirage F1, Mirage 2000, Eurofighter Typhoon, Dassault Rafale, Panavia Tornado.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители Mirage F1 и УТС MB-339 на стоянке авиабазы Неллис

Как уже говорилось выше, авиабаза Неллис является домом авиационной группы ВВС США Thunderbirds. Группа создана в 1953 году и является одной из самых старейших в мире. С 1982 года «Буревестники» летают на истребителях F-16 Fighting Falcon.


В настоящее время в распоряжении пилотов группы находятся специально модифицированные F-16C. Самолёты облегчены, и с них демонтировано вооружение. Это связано не только с желанием улучшить тяговооружённость и манёвренность пилотажных машин, но и с тем, что правительства ряда стран возражают против присутствия американских боевых самолётов на своей территории. С учётом того, что «Буревестники» часто выступают за рубежом, наличие даже встроенных 20-мм пушек на борту самолётов могло бы вызвать ненужные осложнения.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёты пилотажной группы Thunderbirds на стоянке авиабазы Неллис

Пилотажные F-16C окрашены в белый цвет, с красными и чёрными полосами на аэродинамических поверхностях. Самолёты имеют характерный внешний вид и легко идентифицируются на спутниковых снимках.

Помимо обеспечения учебно-тренировочного процесса и испытаний техники и авиационного вооружения, авиабаза Неллис играет заметную ежедневную роль в непосредственной обороне территории США. Здесь находится региональный командный «Центр воздушных и космических операций», отвечающий, помимо прочего, за свою зону ПВО, а также размещены истребительные эскадрильи 57-го авиакрыла (6-я на F-35A и 16-я на F-16C/D), которые, помимо участия в учениях и тестирования авиационного вооружения, привлекаются к обеспечению противовоздушной обороны Северной Америки.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    5 марта 2025 09:47
    hi
    Как всегда, интересная статья!
    1. +5
      5 марта 2025 10:34
      Андрей, добрый день!
      Цитата: Wildcat
      hi
      Как всегда, интересная статья!

      Увы, реальная информация по потенциальному противнику (уважаемым партнёрам) в отличии от фантазий на тему лазеров и плазмоганов на Ту-160 интересна очень не многим.
      В Неваде расположено не мало важных американских оборонных объектов. Один из них Naval Air Station Fallon - где находится широко известная "Школа истребительного вооружения ВМС США" (TOPGUN ). В планах написать и про неё, но это скорей для собственного удовольствия, чем для массового читателя.
      1. +3
        5 марта 2025 10:50
        Увы, реальная информация по потенциальному противнику (уважаемым партнёрам) в отличии от фантазий на тему лазеров и плазмоганов на Ту-160 интересна очень не многим.
        Добрый день! Оценил вашу иронию lol , но все же надеюсь, что лавры популярного автора статей типа "Лазерганы - наше светлое будущее" вас не прельщают. wink

        В Неваде расположено не мало важных американских оборонных объектов. Один из них Naval Air Station Fallon - где находится широко известная "Школа истребительного вооружения ВМС США" (TOPGUN ). В планах написать и про неё, но это скорей для собственного удовольствия, чем для массового читателя.
        Даже массовый читатель из ваших статей может многое почерпнуть.
        Жаль, что ссылки на Ютуб уже не работают, в вашей статье о радиоуправляемых мишенях для меня было открытием, что в "курсе боевого применения" даже национальные гвардейцы (на Ф15, кажется), не с первого Сайда смогли сбить противника - радиоуправляемая мишень уклонялась и маневром, и ловушками. Видео было впечатляющим.
        1. +4
          5 марта 2025 10:55
          Цитата: Wildcat
          но все же надеюсь, что лавры популярного автора статей типа "Лазерганы - наше светлое будущее" вас не прельщают.

          Я в отличие от Митрофанова регулярно прохожу достаточно строгую медкомиссию, где с недавних пор присутствует не только психиатр, но и психолог, провоцирующий разного рода ситуации и задающий весьма неординарные вопросы.
          Цитата: Wildcat
          Даже массовый читатель из ваших статей может многое почерпнуть.

          Ну, наверное не массовый, а интересующийся нюансами...

          Цитата: Wildcat
          для меня было открытием, что в "курсе боевого применения" даже национальные гвардейцы (на Ф15, кажется), не с первого Сайда смогли сбить противника - радиоуправляемая мишень уклонялась и маневром, и ловушками.

          Это пример того, какой должна быть боевая подготовка!
          1. 0
            5 марта 2025 13:02
            Цитата: Bongo
            Я в отличие от Митрофанова регулярно прохожу достаточно строгую медкомиссию

            В отличие от всех нас, капитанов дальнего диванного плавания)
            1. +3
              5 марта 2025 13:07
              Цитата: AlexSam
              В отличие от всех нас, капитанов дальнего диванного плавания)

              Откровенно говоря, я бы предпочёл этого избежать. Медкомиссия как в космос, очень утомительно и угнетает нервную систему.... sad
              1. +2
                5 марта 2025 21:54
                Цитата: Bongo
                Цитата: AlexSam
                В отличие от всех нас, капитанов дальнего диванного плавания)

                Откровенно говоря, я бы предпочёл этого избежать. Медкомиссия как в космос, очень утомительно и угнетает нервную систему.... sad

                Сергей!
                Вы не любите кошек?
                Вы просто не умеете их правильно готовить!
                ;))))

                После 20 лет подряд полиграфов - медкомиссия вообще ни о чем.
      2. 0
        16 мая 2025 13:33
        Добрый день! Я думаю, что многие читатели с удовольствием ознакомятся с этой статьёй, если она появится на свет.
  2. 0
    5 марта 2025 10:23
    «Например, в России это 929-й ГЛИЦ в Ахтубинске» - в Ахтубинске расположен не центр боевого применения, что видно даже по аббревиатуре, а летно-испытательный центр. Центров боевого применения в РФ несколько и расположены они в других местах.
    1. +1
      5 марта 2025 10:36
      В военно-воздушных силах ряда экономически развитых стран, обладающих достаточно крупным авиационным парком, имеются Центры боевого применения, в которых осуществляются войсковые испытания новых самолётов и авиационных боеприпасов, вырабатываются приёмы и методы применения боевой техники и средств поражения, а также ведётся обучение лётного и технического состава.

      Правильно ли я понимаю, Вы утверждаете, что в Ахтубинске этим не занимаются?
      1. -4
        5 марта 2025 10:47
        Чем занимаются там сейчас я обсуждать не буду, благо и не знаю. А вот лет 20 - 30 назад приходилось сталкивать по работе и с испытательной тематикой и тематикой боевого применения, и для каждого из этих двух направлений существовали свои площадки ибо тематика мало пересекается. После реформ Сердюкова могло произойти все что угодно.
        1. +1
          5 марта 2025 10:48
          Цитата: Сергей Валов
          Чем занимаются там сейчас я обсуждать не буду, благо и не знаю.

          Тогда может быть лучше промолчать?
          1. -3
            5 марта 2025 10:55
            Обсуждать эту тему будут либо информированные глупцы, которых весьма мало, либо неинформированный дилетанты, которые преобладают в инфополе. Вот в чем Вы правы, так это лучше промолчать.
            1. +1
              5 марта 2025 10:56
              Вас не заставляют раскрывать подробности, но если чего-то не знаете, то действительно лучше промолчать! yes
              1. 0
                5 марта 2025 21:26
                промолчать
                Интересно получается, статью про американский центр можно написать, и секретов там у американцев выше крыши, а про наш центр в Ахтубинске, лучше промолчать, две подобных статьи, про два центра, наш и американский, был бы высший пилотаж!!!
                1. 0
                  6 марта 2025 12:36
                  Цитата: Hexenmeister
                  две подобных статьи, про два центра, наш и американский, был бы высший пилотаж!!!

                  Да, и присесть лет так на десять... sad
                  1. 0
                    6 марта 2025 13:00
                    Ну зачем же, сами же написали
                    Вас не заставляют раскрывать подробности

                    История, выдающиеся люди, события, про американцев нашли же.
                    1. +2
                      6 марта 2025 13:08
                      Цитата: Hexenmeister
                      История, выдающиеся люди, события, про американцев нашли же.

                      Дело не в том, чтобы найти, по "открытым источникам" можно много чего накопать. Вы ведь хотите видеть не тупую и скучную агитку в стиле "Красной звезды", а интересную и достоверную статью. Но даже "открытые источники" не защищают от многих проблем.
                      1. +1
                        3 июня 2025 20:32
                        Цитата: Bongo
                        Но даже "открытые источники" не защищают от многих проблем.

                        И этому есть прямые подтверждения реальных уголовных дел. По моему Сутягин, звали, спеца по подлодкам, который какие-то никому не интересные статьи исключительно по открытым источникам и собственной компетенции в вопросе писал. Там ему совсем дикий срок дали в 20 лет по моему.
        2. +1
          5 марта 2025 22:09
          Цитата: Сергей Валов
          А вот лет 20 - 30 назад приходилось сталкивать по работе и с испытательной тематикой и тематикой боевого применения, и для каждого из этих двух направлений существовали свои площадки ибо тематика мало пересекается.

          Все время мне интересно, как блин в некоторых мозгах:
          - Тематика испытаний новейшей авиационной боевой техники "непересекается" с тематикой боевого применения....
          В вашем мозге как реализуется формирование методик противодействия действиям вражеской авиации?
          Здесь я буду изучать свои летные характеристики...
          Здесь я буду изучать вражеские летные характеристики...
          И сложить результаты мне не дано...
          Так по вашей логике?
          Либо у вас ущербная логика, либо в летной системе ущербная логика.

          Эскадрильи "Агрессор" и их аналоги во всех ВВС мира - это лучшее что было придумано для обучения собственных ВВС.
    2. +2
      5 марта 2025 22:00
      Цитата: Сергей Валов
      «Например, в России это 929-й ГЛИЦ в Ахтубинске» - в Ахтубинске расположен не центр боевого применения, что видно даже по аббревиатуре, а летно-испытательный центр. Центров боевого применения в РФ несколько и расположены они в других местах.

      Угу.
      А я в Тинаки Су-57 просто так "не видел"... Мерещится мне все...
  3. +2
    12 марта 2025 04:45
    В 1993 году в Неллис была создана «Школа боевых спасателей ВВС США» для подготовки экипажей поисково-спасательных вертолётов МН-60/HH-60 Pave Hawk, предназначенных для доставки бойцов сил специальных операций, а также для поиска и спасения сбитых лётчиков.
    Было бы интересно почитать о службах ВВС США: ППС (в Лаосе вроде бы это до сих пор "нештатные" и "кого назначили") и ПАН (Файтербомбер пишет, что в Лаосе ПАНов уже готовят в училище как отдельных специалистов).
    1. +3
      12 марта 2025 06:34
      Андрей, это интереснейшая для вас и меня тема! yes Но многим ли это надо на Военном обозрении? no Здесь полно иди0тов неспособных даже совершить элементарные математические действия, посчитав энергию тела, зная скорость и массу.
      1. +2
        12 марта 2025 12:00
        hi
        Добрый день!
        ...неспособных даже совершить элементарные математические действия, посчитав энергию тела, зная скорость и массу
        ИМХО, в данном случае скорее речь идет об обычном конформизме - люди отвечают/пишут так, как считают "должно быть социально одобряемым". Особенно когда "социально одобряемый ответ" идет от субъектов, "обладающих большим социальным авторитетом/властью". request
        Кстати, нельзя и советский опыт забывать - "говорим одно, думаем другое, надеемся на третье". laughing

        это интереснейшая для вас и меня тема
        Абсолютно согласен!
        На всякий случай winked оставлю это здесь (данные ВВС США о требованиях и видах подготовки Баттл Контроллеров (ПАНы на нашем языке)):
        https://www.airforce.com/careers/special-warfare-and-combat-support/special-warfare/combat-control
        Ну и вот:
        https://sofprepcoach.com/how-to-become-an-air-force-combat-controller/
  4. +1
    29 мая 2025 23:01
    Интересно, как во времена Холодной войны амеры получили Миг21 и 23?
  5. +1
    29 мая 2025 23:05
    Цитата: Hexenmeister
    промолчать
    Интересно получается, статью про американский центр можно написать, и секретов там у американцев выше крыши, а про наш центр в Ахтубинске, лучше промолчать, две подобных статьи, про два центра, наш и американский, был бы высший пилотаж!!!

    Улыбнуло. Суровые люди в гражданской одежде нагрянули бы к автору в течении следующих 48 часов. И потом годков 20-25. Сейчас даже пушки разработки 1947 г нельзя фотографировать :)