Military Review

Test submarine "Sarov" project 20120

24
B-90 “Sarov” is a Russian test or, as it is called, a diesel-electric submarine, which is the only ship that was built according to the 20120 project. This submarine is designed to test new types of military equipment and weapons and was built at the Krasnoye Sormovo and Sevmash plants. By order of the Commander-in-Chief of the Russian Navy dated 26 in May 2007, this boat was given the official honorary title “Sarov”. The submarine was launched in December 2007 of the year, 7 of August 2008 of the year after signing the acceptance certificate on the boat the flag of the Russian Navy was raised.


The large pilot diesel-electric submarine originally wore the designation “Sargan”. Work on it began in the 80-s of the last century. By March, 1988, the design of the boat stand “Sargan” at the Rubin Central Design Bureau was completed. The main designer of the project was A. V. Belov. In March 1989, the technical design was approved, and the production of the boat’s working drawings began. There is an assumption that the basis for the design of the hull of the new boat was the design of the submarine 877B. The only boat series was laid 18 September 1988 of the year, the planned delivery date - 1993 year. However, the collapse of the USSR and the lack of funding almost ruined the project. In 1998, the construction of the submarine was stopped when the project was ready at 40%.

The decision on the further completion of the submarine at the Sevmash Production Association was made in October 2001. The hull of the submarine “Sargan” was completed for the project 2003 finalized in June 20120 (A.P. Praselin was the chief designer). Work on the boat was started in August 2003. In 2007, the ship was launched, representatives of the Navy, design organizations and the management of the manufacturer took part in the ceremony of launching the boat from the workshop. In 2008, the boat became part of fleet, by this time her first crew had already undergone the necessary training at the training center of the fleet. The boat is currently based in the Northern Fleet, in the city of Severodvinsk.
Test submarine "Sarov" project 20120

The design of the submarine project 20120 - two-hull. In front of the case and on the sides are comformed streamlined blocks. It is very likely that they are designed to install an additional compensating ballast system, which is used during tests of prototypes of torpedoes and other means of defeating the enemy. At the same time, there is an opinion that this is an ordinary atavism, which the boat inherited from the project “Sargan” whose purpose is unknown, and which for the time being (or in general) will not be used. The submarine of the 20120 project is equipped with a pop-up rescue chamber; until now, similar rescue devices were installed only on nuclear submarines.

The propulsion system of the boat includes a 1 diesel generator and a 1 rowing motor. Also reported on the installation on the boat of the power plant "Crystal-27", created by SKBK on the basis of fuel cells, which allow extending the autonomous diving period of the boat to 60-90 days. This installation is characterized by cryogenic and intermetallic storage of oxygen and hydrogen, as well as a low-temperature electrochemical generator with an alkaline matrix electrolyte.

The surface displacement of the boat is 2300 tons, scuba - 3950 tons, maximum length - 72,6 meters, width - 9.9 meters, draft - 7 meters (if you believe the pictures of the resource maps.google.com, the boat’s length and width are greater than these values ​​and are 98,5 and 12,5 meters respectively). The maximum submerged speed is 17 nodes, the above-water speed is 10 nodes. The maximum depth of immersion is 300 meters, the autonomy of navigation is 45 days. The crew of the boat consists of 52 people (midshipmen and officers). The armament of the boat consists of X-NUMX-x torpedo tubes and a large launcher located in the bow of the boat. It is possible that the experimental PU mounted on the submarine is a removable module, which can be revolving and multiply charged.

October 29 2012, the submarine B-90 "Sarov" went to sea for testing. As it turned out later, an experimental hydrogen engine is being tested on a boat. According to the newspaper "Izvestia", this kind of engines are planned to be installed on diesel submarines of the 677 "Lada" project and its export version Amur-1650 in the future. According to the representative of the Ministry of Defense, work on an air-independent power plant (VNEU) was intensified in 2011 year. Currently, German U-212 submarines and their export versions of U-214 are equipped with this type of power plant. The meaning of the installation of these engines is that the electric motor of the submarine will receive current not from batteries, but from fuel cells operating on the basis of hydrogen.

Until now, all generations of non-nuclear submarines, including diesel-electric submarines of the 636 Varshavyanka project, used batteries that were charged from a diesel engine. After their charging, the boat was forced to float to the surface to start the engine, at which point the submarine became very vulnerable to the enemy. At the same time, the submarine B-90 "Sarov", equipped with a new power plant, has an almost unlimited underwater course, which is comparable to modern submarines.

In the case of successful tests of the new VNEU, it will be equipped with modern Russian non-nuclear submarines of the 4 generation. The first submarine of the project 677 "St. Petersburg" was launched with a conventional diesel engine and batteries. At the same time, the construction of the export version of the Amur-1650 was stopped in 2009, then in January of 2009, the construction of the following boats of the 677 project for the needs of the Russian Navy was suspended. The United Shipbuilding Corporation (USC) and the Ministry of Defense decided to suspend the construction of the Kronstadt B-586 and Sevastopol B-587 submarines due to the lack of engines. Their construction will begin if the tests at Sarov are successful.

The advantage of non-nuclear submarines is that their electric motors are hardly audible. At the same time, pumps of the reactor cooling system, which can unmask the boat, are constantly working on the submarines. In addition, for solving a number of tasks such boats are redundant, very difficult to repair and operate, and require well-trained personnel. At the same time, the usual diesel on the boats of the 677 Ave. does not have any advantages over the outdated Varshavyanka project boats, which to this day enjoy commercial success. The boat Amur-1650, equipped with a conventional diesel engine, in comparison with the German U-214, is just the past century, while with the new VNEU it will be able to fight the German boat for its buyer, representatives of the Russian Navy believe.

According to Vladimir Zakharov, Rear Admiral of the Reserve, an air-independent power plant is a significant step forward in the development of the Russian submarine fleet. VNEU significantly reduces the acoustic noise of submarines and increases their autonomy, increasing the combat capabilities of the boats. Thus, the experimental submarine of the 20120 "Sarov" project can bring closer the day when the Russian fleet receives principally new diesel submarines.

Information sources:
- http://militaryrussia.ru/blog/topic-216.html
- http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/on_1992/20120/list.htm
- http://www.arms-expo.ru/049057054050124051051055048.html
- http://izvestia.ru/news/538431
Author:
24 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. avt
    avt 28 March 2013 09: 16
    10
    Experienced ships are needed like air! Then you don’t have to actually turn the lead ships of the series into them. It’s a pity of course that we don’t know what is inside, but it’s for the better. Such a saying was in the USSR - you will get ten years for the guessed answer. bully
    1. Russian
      Russian 28 March 2013 09: 54
      +5
      That's for sure! I am glad that in our period of publicity and openness, after all, not all cards are revealed!
    2. Rustiger
      Rustiger 28 March 2013 10: 21
      +5
      . It is a pity of course that we don’t find out what's inside, but it’s for the better. Such a saying was in the USSR - you will get ten years for the guessed answer


      The adage is good, but not relevant. In terms of air-independent power plants, Russia is catching up again. The same Germans who already have a lot of contracts with almost a dozen countries. And it is unlikely that all these buyers will line up for the Cupids.
      And what is the fundamental, breakthrough novelty of the B-90 "Sarov", in addition to the weapons of the "Yakhont" and "Caliber" families (and this is no longer a curiosity). Well, if, of course, "what no one should know about," then it is still understandable, but the article is from the category "sad, and should have been done yesterday." ... ...

      Submarines from VNEU of various countries of the world:
      German U-212
      German U-214 (A)
      French Scorpion
      Spanish S80
      Japanese submarine "Soryu"
      Swedish Gotland and Westergetland
      Chinese project 041 "Yuan."
      1. doktor_alex
        doktor_alex 28 March 2013 17: 14
        +3
        The gate sobsna is not fighting by and large. there is no point in comparing it with something serial, this boat is exclusively for experiments, and for which very few people know for certain. I can only say that I tortured my fellow soldiers, what is there, and even they don’t know, everything is so secret there that in their drawings the pipes crossing a certain border are bluntly cut off by a wavy line and hell knows what is next for it. Therefore, your assumptions about calibers and yachts are highly unlikely.
        1. Alexander K.
          Alexander K. 29 March 2013 00: 52
          0
          doktor_alex, IMHO you wrote a little more details about the project than you should write in open sources.

          And the article is interesting, so it's a pity that Izvestia's lies about the mythical tests of VNEU in October did not pass it by.
          1. doktor_alex
            doktor_alex 29 March 2013 10: 06
            +2
            Alexander, you are wrong, I only wrote something that everyone already knows, but everyone knows that the purpose of the boat is not really known to anyone, forgive the pun, and a small detail, in principle, only adds piquancy, but does not add information at all. I remember very well my signature on "certain documents".
            1. Alexander K.
              Alexander K. 29 March 2013 17: 27
              0
              I'm not talking about the purpose of the B-90, which everyone (almost) knows exactly to the extent that you wrote about, but about the very very beginning of your message.
              However, your business!
              1. doktor_alex
                doktor_alex 29 March 2013 18: 26
                0
                Everyone knows about the purpose of the boat in general too, I mean that it is not combat and it was created for testing that is not clear what, in fact, the article says more than I know, for example, I had no idea that tests were carried out on anaerobic EC.
              2. doktor_alex
                doktor_alex 29 March 2013 18: 34
                0
                Alexander, this is also not a secret, let's just say, on more profiled forums people have figured out "who is who" for 5 years already, this is the open secret.
        2. Andrey57
          Andrey57 29 March 2013 10: 00
          0
          In addition, if there are only officers and midshipmen in the crew, this also says a lot, but with such secrecy, it’s definitely not just experimental ... hi
    3. Civil
      Civil 28 March 2013 20: 03
      +1
      1. Keep the "effective and successful" away from such technologies.
      2. Do not sell until we release the 2nd generation of these engines.
      3. Prepare a peaceful application for commercial use.
  2. lab29
    lab29 28 March 2013 10: 12
    0
    In the photo, neither Sarov
    1. 955535
      955535 28 March 2013 12: 10
      +2
      You need to look more closely. In the photo "Sarov" is in the first body, stern forward. Recognizable by the characteristic hump on the superstructure.
      1. lab29
        lab29 28 March 2013 13: 36
        0
        He frowned, looked at Varshavyanka.
  3. lab29
    lab29 28 March 2013 10: 25
    +2
    The stamp of secrecy on it was said to be higher than on Losharik. Now stands on the Star.
  4. Delta
    Delta 28 March 2013 14: 14
    0
    PU, apparently for "Waterfall".
    1. gradient
      gradient 29 March 2013 09: 10
      0
      But why test the developments of the late 60s on the experimental boat "Waterfall" and why does "Waterfall", which is launched from the launchers of the PU?
    2. gradient
      gradient 29 March 2013 09: 11
      0
      But why test the developments of the late 60s on the experimental boat "Waterfall" and why does "Waterfall", which is launched from the launchers of the PU?
    3. gradient
      gradient 29 March 2013 09: 17
      0
      But why test the developments of the late 60s on the experimental boat "Waterfall" and why does "Waterfall", which is launched from the launchers of the PU?
    4. gradient
      gradient 29 March 2013 09: 55
      0
      Why would a "Waterfall" launched from a PU torpedo tube? I'm not even talking about what is the point of testing the complex of the late 60s on a secret experimental boat.
    5. gradient
      gradient 29 March 2013 09: 55
      0
      Why would a "Waterfall" launched from a PU torpedo tube? I'm not even talking about what is the point of testing the complex of the late 60s on a secret experimental boat.
    6. gradient
      gradient 29 March 2013 09: 56
      0
      Why would a "Waterfall" launched from a PU torpedo tube? I'm not even talking about what is the point of testing the complex of the late 60s on a secret experimental boat.
  5. vadson
    vadson 28 March 2013 17: 13
    +1
    the article was very pleased, definitely +, although not by leaps and bounds, but forward
  6. vadson
    vadson 28 March 2013 17: 13
    +1
    the article was very pleased, definitely +, although not by leaps and bounds, but forward
  7. toldanger
    toldanger 28 March 2013 21: 34
    +1
    Beautiful boat. And without them there will be no future
  8. toldanger
    toldanger 28 March 2013 21: 34
    0
    Beautiful boat. And without them there will be no future.
  9. t-101
    t-101 30 March 2013 16: 46
    0
    Commercialization of the Russian, or rather, in my opinion, Soviet shipbuilding! Will probably help some enterprises to feel the DIFFERENCE! Alas, Plant and Design Bureau! Subcontractors-and this is 80% of the work-as always-in touch!
  10. duchy
    duchy 30 March 2013 20: 02
    0
    Let's hope, wait and believe that ours will do better. drinks
  11. saryman
    saryman 31 March 2013 12: 39
    0
    New diesel submarines are simply necessary for the army and navy !!!
  12. caretaker
    caretaker 20 July 2013 08: 57
    0
    Do the Germans mean they have a hydrogen propulsion?

Испытательная подводная лодка «Саров» проекта 20120

Б-90 «Саров» – это российская испытательная или как ее называют опытовая дизель- электрическая подлодка, являющиеся единственным кораблем, который был построен по проекту 20120. Данная субмарина предназначена для осуществления испытаний новых образцов военной техники и вооружений и была построена на заводе «Красное Сормово» и «Севмаш». Приказом Главнокомандующего ВМФ России от 26 мая 2007 года данной лодке было присвоено официальное почетное наименование «Саров». Подводная лодка была спущена на воду в декабре 2007 года, 7 августа 2008 года после подписания акта приемки на лодке был поднят флаг ВМФ России.

Большая опытовая дизель-электрическая подлодка первоначально носила обозначение «Сарган». Работы над ней были начаты еще в 80-е годы прошлого века. К марту 1988 года разработка проекта лодки-стенда «Сарган» в ЦКБ МТ «Рубин» была закончена. Главным конструктором по проекту являлся А. В. Белов. В марте 1989 года был утвержден технический проект, и началось изготовление рабочих чертежей лодки. Существует предположение, что основой конструкции корпуса новой лодки стал проект ПЛ 877Б. Единственная лодка серия была заложена 18 сентября 1988 года, планируемый срок сдачи – 1993 год. Однако распад СССР и отсутствие финансирование чуть не погубили проект. В 1998 году постройка подводной лодки была остановлена при готовности проекта на 40%.

Решение о дальнейшей достройке подлодки на ПО «Севмаш» было принято в октябре 2001 года. Корпус подлодки «Сарган» поступил на достройку по доработанному в июне 2003 года проекту 20120 (главным конструктором выступил А. П. Праселин). Работы на лодке были начаты в августе 2003 года. В 2007 году корабль был спущен на воду, в торжественной церемонии вывода лодки из цеха приняли участие представители ВМФ, проектных организаций и руководство предприятия-изготовителя. В 2008 году лодка вошла в состав флота, к этому времени ее первый экипаж уже прошел необходимую подготовку в учебном центре флота. В настоящее время лодка базируется на Северном флоте, в городе Северодвинск.
Испытательная подводная лодка «Саров» проекта 20120


Конструкция подводной лодки проекта 20120 – двухкорпусная. В передней части корпуса и по бокам расположены комформные обтекаемые блоки. С большой долей вероятности можно говорить о том, что они предназначены для установки дополнительной компенсирующей балластной системы, которая применяется во время испытаний опытных образцов торпед и других средств поражения противника. В то же время существует мнение, что это обыкновенный атавизм, который достался лодке в наследство от проекта «Сарган» назначение которого неизвестно, и который пока что (или вообще) не будет использоваться. Подводная лодка проекта 20120 оснащена всплывающей спасательной камерой, до сих пор подобные спасательные устройства устанавливались только на атомных подводных лодках.

Двигательная установка лодки включает в свой состав 1 дизель-генератор и 1 гребной электродвигатель. Также сообщается об установке на лодке энергетической установки «Кристалл-27», созданной ОАО СКБК на базе топливных элементов, которые позволяют продлить срок автономного подводного плавания лодки до 60-90 суток. Данная установка отличается криогенным и интерметаллидным хранением кислорода и водорода, а также низкотемпературным электрохимическим генератором со щелочным матричным электролитом.

Водоизмещение лодки надводное составляет 2300 тонн, подводное – 3950 тонн, максимальная длина – 72,6 метра, ширина – 9.9 метра, осадка – 7 метров (если верить фотоснимкам ресурса maps.google.com, длина и ширина лодки больше этих значений и составляют 98,5 и 12,5 метров соответственно). Максимальная скорость подводного хода составляет 17 узлов, надводного – 10 узлов. Максимальная глубина погружения – 300 метров, автономность плавания – 45 суток. Экипаж лодки состоит из 52 человек (мичманы и офицеры). Вооружение лодки состоит из 2-х торпедных аппаратов и пусковой установки больших размеров, расположенной в носовой части лодки. Возможно, установленная на подлодке экспериментальная ПУ является съемным модулем, который может являться револьверным и многозарядным.
Испытательная подводная лодка «Саров» проекта 20120

29 октября 2012 года подводная лодка Б-90 «Саров» вышла в море на испытания. Как позднее выяснилось, на лодке испытывается экспериментальный водородный двигатель. По информации газеты «Известия», подобного рода двигатели в будущем планируется устанавливать на дизельные подводные лодки проекта 677 «Лада» и ее экспортный вариант – «Амур-1650». По словам представителя Минобороны, работы над воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ) были активизированы в 2011 году. В настоящее время подобного рода силовыми установками оснащаются немецкие подлодки U-212 и их экспортные версии U-214. Смысл установки данных двигателей заключается в том, что электродвигатель подводной лодки будет получать ток не от аккумуляторных батарей, а от топливных элементов, работающих на базе водорода.

До настоящего времени все поколения неатомных субмарин, включая дизель-электрические подводные лодки проекта 636 «Варшавянка», применяли аккумуляторы, которые заряжались от дизельного двигателя. По истечении их зарядка лодка была вынуждена всплывать на поверхность для запуска двигателя, в этот момент субмарина становилась очень уязвима для противника. В то же время подводная лодка Б-90 «Саров», оснащенная новой энергетической установкой, обладает практически неограниченным ресурсом подводного хода, который сопоставим с современными АПЛ.

В случае успешных испытаний новой ВНЭУ ей будут оснащены современные российские неатомные подлодки 4-го поколения. Первая субмарина проекта 677 «Санкт-Петербург» была спущена на воду с обычным дизельным двигателем и аккумуляторными батареями. В то же время строительство экспортного варианта «Амур-1650» было остановлено в 2009 году, тогда же в январе 2009 года была приостановлена постройка следующих лодок проекта 677 для нужд ВМФ России. Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и Минобороны приняли решение приостановить постройку лодок Б-586 «Кронштадт» и Б-587 «Севастополь» из-за отсутствия двигателей. Их постройка начнется в том случае, если испытания на «Сарове» закончатся успешно.
Испытательная подводная лодка «Саров» проекта 20120

Плюсом неатомных субмарин является то, что их электродвигатели практически не слышны. В то же время на АПЛ постоянно работают насосы системы охлаждения реактора, которые могут демаскировать лодку. К тому же для решения ряда задач такие лодки избыточны, очень сложны в ремонте и эксплуатации и требуют хорошо обученного личного состава. В то же время обычный дизель на лодках пр. 677 не имеет никаких преимуществ перед устаревающими лодками проекта «Варшавянка», которые по сей день пользуются коммерческим успехом. Лодка «Амур-1650», оснащенная обычным дизельным двигателем, в сравнении с немецкой U-214 – это просто прошлый век, в то время как с новой ВНЭУ она сможет бороться с немецкой лодкой за своего покупателя считают представители ВМФ России.

По мнению Владимира Захарова контр-адмирала запаса, воздухонезависимая энергетическая установка – это существенный шаг вперед в развитии российского подводного флота. ВНЭУ существенно снижает акустические шумы субмарин и повышает их автономность, повышая боевые возможности лодок. Таким образом, опытовая подводная лодка проекта 20120 «Саров» может приблизить тот день, когда российский флот получит принципиальной новые дизельные подлодки.

Источники информации:
- http://militaryrussia.ru/blog/topic-216.html
- http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/on_1992/20120/list.htm
- http://www.arms-expo.ru/049057054050124051051055048.html
- http://izvestia.ru/news/538431
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 24
  1. avt 28 марта 2013 09:16
    Опытовые корабли нужны как воздух! Тогда не придется по факту превращать в них головные корабли серии .Жаль конечно что не узнаем что там внутри ,но оно и к лучшему . Присказка такая была в СССР - за угаданный ответ ты получишь десять лет . bully
    avt
    1. р_у_с_с_к_и_й 28 марта 2013 09:54
      Это точно! Радует, что в наш период гласности и открытости, всё-таки не все карты раскрывают!
    2. Рустайгер 28 марта 2013 10:21
      .Жаль конечно что не узнаем что там внутри ,но оно и к лучшему . Присказка такая была в СССР - за угаданный ответ ты получишь десять лет


      Присказка годная, но не актуальная. В смысле воздухонезависимых энергетических установок Россия опять догоняет. Тех же немцев, у которых контрактов уже уйма с почти десятком стран. И вряд-ли все эти покупатели выстроятся в очередь за "Амурами".
      И в чем принципиальная, прорывная новизна Б-90 «Саров», кроме может быть вооружения .семейств «Яхонт» и «Калибр» (и это уже не диковина). Ну если, конечно "то, о чём не должен знать никто", тогда ещё понятно, а так статья из разряда "грустно, и надо было сделать вчера" . . .

      Подлодки с ВНЭУ различных стран мира:
      Немецкая U-212
      Немецкая U-214(А)
      Французская «Скорпен»
      Испанская S80
      Японская ПЛ «Сорю»
      Шведские «Готланд» и «Вестергетланд»
      Китайская проекта 041 «Юань».
      Рустайгер
      1. doktor_alex 28 марта 2013 17:14
        Калитка собсна не боевая по большому счёту. нет смысла её с чем то серийным сравнивать, эта лодка исключительно для экспериментов, причем для каких именно мало кому доподлинно известно. Скажу лишь, что я пытал моих коллег вооруженцев, что же там такое, и даже они не знают, там настолько все секретно, что в их чертежах трубы пересекающие определенную границу тупо обрываются волнистой линией и хрен его знает что там дальше за ней. Поэтому ваши предположения о калибрах и яхонтах весьма маловероятны.
        1. Александр К. 29 марта 2013 00:52
          doktor_alex, имхо Вы написали чуть больше подробностей о проекте, чем следует писать в открытых источниках.

          А статья интересная, поэтому жаль что ложь "Известий" про мифические испытания ВНЭУ в октябре не обошла её стороной.
          1. doktor_alex 29 марта 2013 10:06
            Александр, вы не правы, я написал лишь, то что и так всем известно, а всем известно, что назначение лодки толком никому не известно, простите за каламбур, а небольшая подробность в принципе лишь добавляет пикантности, но совершенно не добавляет информации. О своей подписи на "определенных документах" я отлично помню.
            1. Александр К. 29 марта 2013 17:27
              Я не про назначение Б-90, которое всем (почти) известно ровно в той степени о которой Вы написали, а про самое-самое начало Вашего сообщения.
              Впрочем, дело Ваше!
              1. doktor_alex 29 марта 2013 18:26
                Про назначение лодки в общих чертах тоже всем известно, имею в виду что она не боевая и создана для тестирования непонятно чего, собственно даже в статье написано больше чем известно мне, я например понятия не имел о том что проводились испытания анаэробных ЭУ.
              2. doktor_alex 29 марта 2013 18:34
                Александр, это тоже не секрет, скажем так, на более профилированных форумах люди уже лет 5 как разобрались "кто есть кто", это дано уже секрет полишинеля.
        2. Андрей57 29 марта 2013 10:00
          К тому же, если в экипаже только офицеры и мичманы, это тоже о многом говорит, а, при такой секретности, точно не просто экспериментальная... hi
    3. Гражданский 28 марта 2013 20:03
      1. Не подпускать "эффективных и успешных" на пушечный выстрел к подобным технологиям.
      2. Не продавать пока не выпустим 2 поколение данных двигателей.
      3. Подготовить мирное применение для коммерческого использования.
  2. lab29 28 марта 2013 10:12
    На фото ни как не Саров
    1. 955535 28 марта 2013 12:10
      Смотреть нужно внимательнее. На фото "Саров" стоит первым корпусом, кормой вперёд. Узнаваем по характерному горбу на надстройке.
      1. lab29 28 марта 2013 13:36
        Обмишурился, смотрел на Варшавянку.
  3. lab29 28 марта 2013 10:25
    Гриф секретности на ней как говорили был выше чем на Лошарике. СеЙчас на Звездочке стоит.
  4. Delta 28 марта 2013 14:14
    ПУ, видимо для "Водопада".
    1. Gradient 29 марта 2013 09:10
      Только зачем испытывать на опытоывой лодке "Водопад" разработки конца 60-х годов и зачем "Водопаду", который запускается из тарпедных аппаратов ПУ?
      Gradient
    2. Gradient 29 марта 2013 09:11
      Только зачем испытывать на опытоывой лодке "Водопад" разработки конца 60-х годов и зачем "Водопаду", который запускается из тарпедных аппаратов ПУ?
      Gradient
    3. Gradient 29 марта 2013 09:17
      Только зачем испытывать на опытоывой лодке "Водопад" разработки конца 60-х годов и зачем "Водопаду", который запускается из тарпедных аппаратов ПУ?
      Gradient
    4. Gradient 29 марта 2013 09:55
      А зачем "Водопаду", запускаемому из торпедного аппарата ПУ? Я уж не говорю о том какой смысл испытывать на секретной опытовой лодке комплекс конца 60-х годов.
      Gradient
    5. Gradient 29 марта 2013 09:55
      А зачем "Водопаду", запускаемому из торпедного аппарата ПУ? Я уж не говорю о том какой смысл испытывать на секретной опытовой лодке комплекс конца 60-х годов.
      Gradient
    6. Gradient 29 марта 2013 09:56
      А зачем "Водопаду", запускаемому из торпедного аппарата ПУ? Я уж не говорю о том какой смысл испытывать на секретной опытовой лодке комплекс конца 60-х годов.
      Gradient
  5. vadson 28 марта 2013 17:13
    статья очень порадовала, однозначно +, хоть и не семимильными шагами но все вперед
  6. vadson 28 марта 2013 17:13
    статья очень порадовала, однозначно +, хоть и не семимильными шагами но все вперед
  7. toldanger 28 марта 2013 21:34
    Красивая лодка. И без них будущего не будет
    toldanger
  8. toldanger 28 марта 2013 21:34
    Красивая лодка. И без них будущего не будет.
    toldanger
  9. т-101 30 марта 2013 16:46
    Коммерциализация российского,а правильнее, на мой взгляд-Советского судостроения !возможно поможет некоторым предприятиям почувствовать РАЗНИЦУ! УвЫ-Завод и КБ !Смежники-а это 80%работ-как всегда-в ауте!
    т-101
  10. duche 30 марта 2013 20:02
    Будем надеяться, ждать и верить, что наши сделают лучше. drinks
  11. saryman 31 марта 2013 12:39
    Новые дизельные подлодки просто необходимы армии и флоту!!!
    saryman
  12. смотритель 20 июля 2013 08:57
    У немцев значит водородный движитель есть?
    смотритель

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня