Китайский истребитель «Белый император» — это фейк!

77 821 84
Китайский истребитель «Белый император» — это фейк!

Почему-то с весьма приличной оттяжкой (полагаю, выборы отвлекли) американские профильные СМИ обратились к теме «Белого императора». И то, что началось, вызывает удивление. Статьи пошли прямо потоком, а их содержание было не то чтобы близко к истеричному, скорее, сложилось впечатление, что американские СМИ поставили задачей максимально успокоить электорат. Вот такие тезисы, судите сами:

- В то время как оборонная промышленность Китая добилась значительного прогресса в разработке таких самолётов, как J-20 и J-35A, «Белый император» кажется скорее выдумкой, чем реальностью.



- Китайские государственные СМИ утверждают, что он может работать в космосе, но эксперты считают это пиар-ходом, призванным продемонстрировать технологическое превосходство и сбить с толку иностранных аналитиков.

- Как и предыдущие экспериментальные самолёты, он может служить испытательным стендом, а не боевым истребителем.

- Основное внимание по-прежнему уделяется развитию Китаем малозаметных технологий в рамках программ J-20 и J-35.

Любой из этих тезисов можно оспорить, и китайским профильным СМИ, возможно, стоило бы это сделать. Однако со стороны Поднебесной, как всегда, гробовое молчание. Постоянство, конечно, признак мастерства, так что удивляться полному отсутствию какой-либо риторики не приходится. В Китае знают то, что должны знать, а мнение американской стороны там не сильно-то кого и интересует.

Так попробуем разобраться в том, что пишут в США на тему «Белого императора», что это: настоящий военный самолёт или ненаучно-фантастическая выдумка?


Из транспортных средств, которые китайцы демонстрируют миру, что на самом деле является, а что не является реальным примером китайского истребителя нового поколения, снова стало предметом всё более активных спекуляций.

Это стало возможным благодаря нескольким новым прототипам самолётов, представленным в последние месяцы.

На вершине списка новейших разработок находится проект самолёта под названием «Байди» или «Белый император», который был представлен в ноябре прошлого года и вызвал множество вопросов о его истинном предназначении.


Более 15 лет Китайская авиационная промышленная корпорация (AVIC) работает над серийным производством боевых самолётов нового поколения, которые могли бы конкурировать с американскими самолетами F-22A и F-35.

Тайна того, насколько далеко они продвинулись, была частично раскрыта 11 января 2011 года, когда самолёт Chengdu Aerospace (CAC) J-20 совершил первый публичный полёт с главного предприятия компании, расположенного на аэродроме №132.


Чтобы не отставать, главный конкурент CAC, Shenyang Aircraft Works (SAC), почти два года спустя, в октябре 2012 года, представил один из первых прототипов того, что сейчас известно как самолёт J-35A. Тогда он получил обозначение FC-31 в экспортной конфигурации и совершил первый полёт на международной выставке Air Show China в ноябре 2014 года в провинции Гуандун в городе Чжухай.

Тут надо понимать, что китайские компании, производящие военную авиацию, предпочитают показывать свои достижения в своих новых разработках во время выставки в Чжухае, которая проводится только в чётные годы. Это как новую боевую технику в СССР показывали на параде 7 ноября в Москве.

В случае с J-20, J-36 и последней разработкой SAC — эти полёты состоялись сразу после ноябрьской выставки.


«Белый император» в Чжухае

В ноябре 2024 года состоялась 15-я «Китайская международная выставка авиационной и космической техники», как называется Air Show China. Она совпала с 75-й годовщиной создания Военно-воздушных сил Народно-освободительной армии Китая (PLAAF).

На протяжении трёх десятилетий выставка (за исключением периода пандемии) была масштабным мероприятием, на котором AVIC и другие крупные китайские оборонные концерны демонстрировали свои последние достижения.

Airshow China уже давно является крупнейшей аэрокосмической выставкой в КНР. Ходило множество слухов о том, что SAC J-35A, предположительно палубный вариант лёгкого малозаметного истребителя компании, вернётся в Чжухай, чтобы показать, насколько улучшилась конструкция с момента первого появления FC-31 десять лет назад.

Но китайская промышленность не менее искусна и хитроумна, чем остальная часть государственного аппарата, в том, что касается демонстрации обманчиво «новых» систем вооружения, которые не предназначены для серийного производства или даже являются прототипами реальных разработок.

В США считают, что как раз «Белый Император» стал последним примером такого способа обмануть всех со стороны китайцев.

Англоязычная газета South China Morning Post, издававшаяся в Гонконге и являвшаяся главным источником новостей для внешнего мира, сообщила, что этот самолёт — проект государственного аэрокосмического и оборонного конгломерата AVIC по разработке того, что государственные СМИ назвали «интегрированным воздушно-космическим истребителем».

«Голос Китая», дочерняя компания Пекинского Центрального телевидения (CCTV), сообщила, что «концепция дизайна включает в себя возможность летать на сверхзвуковых скоростях и прорываться сквозь атмосферу Земли для работы в космосе».

Белый Император: больше фантастики, чем науки?



Но лишь немногие наблюдатели видят в этом самолёте нечто большее, чем «привлекающий внимание» объект, который одновременно демонстрирует технологическое превосходство AVIC и создаёт как можно больше неразберихи.

В одной из недавних статей в таком издании, как известный нам NI, об авиационной программе Китая отмечается:

«Ни J-36, ни новый самолёт SAC не имеют никакого отношения к вымышленной комиксной модели «Белый император», показанной в Чжухае». Фраза «Белый император», используемая в тех же обсуждениях «самолётов шестого поколения», «в лучшем случае вводит в заблуждение, а в худшем — является активной дезинформацией. Это всё равно что включить «Тёмную звезду» из «Лучшего стрелка: Маверик» в анализ реальных разработок гиперзвуковых самолётов».

Что забывается, так это то, что в мире проектирования боевых самолётов есть множество примеров летательных аппаратов, которые были построены и испытаны, но так и не поступили в производство. Вместо этого они предназначались для получения данных, которые можно было использовать для проектирования совершенно другого типа платформы. Как пример – российский Су-47 «Беркут», ставший летающим полигоном, с помощью которого было отработано много решений для новых моделей самолетов.


Взгляните еще на испытательный стенд Tacit Blue, построенный компанией Northrop несколько десятилетий назад.


Эта неуклюжая калоша мало того, что могла летать, она еще стала ключевым этапом в разработке малозаметного бомбардировщика B-2. Но, простите, где у нас В-2 и где вот это? Но такой расклад может быть самым правдоподобным объяснением существования «Белого императора». Испытательная программа или чей-то научный проект, но не предназначенный для использования в качестве боевого истребителя.

Так что в США сомневаются. Там никто не знает, существует ли китайский истребитель 6-го поколения White Emperor NGAD, или хитрые китайцы просто хотят запугать обывателя своей мощью и силой.

Очень многие сегодня задаются вопросом: а может ли Китай обогнать в гонке авиатехнологий США и Россию? Вдруг действительно этот малозаметный (ну вы поняли, это фетиш в США) истребитель шестого поколения «Белый император» обладает теми возможностями, которых от него ожидают? Эксперты постоянно изучают гипотетические возможности самолета, и здесь есть два ключевых момента, которые стоит озвучить.

Ключевой момент № 1 — этот высокотехнологичный самолёт обладает гиперзвуковыми возможностями, способен летать на околоземных высотах, интегрирован с искусственным интеллектом и, возможно, оснащён лазерами или иным оружием для поражения вражеских спутников.

Ключевой момент № 2 — в то время как американская программа «Воздушное превосходство нового поколения» (NGAD) сталкивается с неопределённостью в финансировании, а российский МиГ-41 остаётся делом неявным, быстрый прогресс Китая позволяет предположить, что он будет готов к эксплуатации к 2035 году или раньше. Готовность Пекина вкладывать значительные финансовые средства без ограничений позволяет ему изменить глобальный баланс военно-воздушных сил, что представляет собой серьёзную угрозу для воздушного превосходства США и региональной безопасности.

Здесь, конечно, многое подлежит обсуждению и сомнению, начиная с возможности самолета летать в космосе (к этому вернемся ниже) и заканчивая угрозой для региональной безопасности. Второе особенно сомнительно, поскольку присутствие сильных ВВС КНР в регионе ну никак не может поставить под угрозу безопасность. Это все равно что сказать, что тысяча американских F-35 ставят под угрозу безопасность всей Америки.

Чего мы могли ожидать в будущем от Белого Императора?



Искусственный интеллект, материнские корабли-дроны и гиперзвуковое оружие – вот неполный набор страшилок для завтрашнего дня. Туда же еще высокоэнергетическое оружие, рои дронов и что-то еще, что еще не придумано, но над чем идут работы в секретных лабораториях.

Как видится многим экспертам, все самолеты нового поколения будут зависеть от достижений в области искусственного интеллекта для улучшения информационных возможностей пилота. Чем лучше пилот будет знать тактическую обстановку, тем быстрее он сможет реагировать на изменения. Искусственный интеллект, скорее всего, будет управлять автономными дронами типа «Loyal Wingman» («Верный ведомый»), которые смогут летать впереди для разведки, передавать пилоту данные о целях, использовать свой запас вооружения и работать в качестве летающих станций РЭБ.

Истребители шестого поколения могут быть оснащены гиперзвуковым оружием или смогут подниматься на околоземные высоты и уничтожать спутники. Максимальная скорость может достигать 4+ Маха.

Вот это сомнительно. Дело в том, что ни один самолет классического плана не в состоянии подняться в космос, используя подъемную силу крыла и тягу.

Надо сказать, что ни один современный самолёт, используя подъёмную силу крыла, подняться на высоту даже в 100 километров не может. Плотность атмосферы быстро падает с набором высоты, и очень скоро она становится просто недостаточной для создания подъёмной силы. Ну а турбореактивные двигатели без атмосферного кислорода не хотят работать и, что характерно, не работают.

Так что максимум, на который поднимался самолет с обычными двигателями, — это почти 26 км в исполнении Lockheed S-71 Blackbird.


Но если запихнуть в обычный самолет третий ракетный двигатель и решить вопрос размещения ракетного топлива и окислителя, то вот тогда да, самолет сможет выйти на орбиту. Вопрос только в том, сколько он там сможет совершать различные эволюции. Вообще в целом это реализуемо, вопрос только в размерах самолета.

Кстати, «Белый император» вроде как трехдвигательный. Это очень сильно напрягает экспертов там, где беспокоятся, потому что такой аппарат, вышедший на орбиту на высоте 150–200 км над Землей, уже представляет собой угрозу для ЛЮБОЙ орбитальной спутниковой группировки на высотах от 300 до 550 км.

Надо понимать, что физически ракете, которая окажется на такой высоте, практически не надо будет прилагать усилий для преодоления сопротивления воздуха и земной гравитации. И вместо 150-200 км, на которые летят современные ракеты «воздух-воздух», такая ракета сможет преодолеть намного большее расстояние и на любой высоте вывалить самый смертоносный груз для спутников – металлические шарики. И всё, и орбитальной группе на определённой высоте будет очень сложно.

Дешево и сердито, и не нужны лазеры.


North American X-15

Первым «космическим» самолётом стал гибрид самолёта и ракетоплана North American X-15.


До высоты 8,5 км его поднимал обыкновенный самолёт (бомбардировщик B-52), после чего самолёт использовал ракетный двигатель. Эта штуковина совершила почти две сотни полетов, большое количество суборбитальных и два раза вышла за так называемую «линию Кармана», то есть Х-15 под управлением Джо Уокера оказался в космосе.

В полёте достигнут неофициальный рекорд высоты для самолёта, продержавшийся с 1963 до 2004 года. Максимальная скорость — 7274 км/ч. Максимальная высота — 107,96 км. Рекорд был побит только в 2005 году посудиной SpaceShipOne, которую удалось поднять до 112 км.

Профиль большинства полётов выглядел приблизительно следующим образом: после отделения от самолёта-носителя жидкостный ракетный двигатель X-15 включался на 85 секунд. К моменту выключения двигателя ускорение составило порядка 4G (39 м/с²). В апогее траектории аппарат выходил за пределы атмосферы, невесомость продолжалась около 4 минут. В течение этого времени пилот проводил запланированные исследования и ориентировал (с помощью струйных газовых рулей) аппарат для входа в атмосферу. При возвращении в атмосферу внешняя обшивка аппарата местами нагревалась до 650°C. Перегрузки на участке возвращения в атмосферу достигли 5G в течение 20 секунд. Общее время полёта от момента отделения от носителя до приземления составило 12 минут.


SpaceShipOne действовал абсолютно по такой же схеме. Но это были суборбитальные выпрыгивания в космос по параболической траектории. Для работы или боевых действий на орбите аппарат должен быть иным, более похожим на «Буран» или «Спейс Шаттл».


«Белый император» на космические челноки не похож, это так, но возможность, подобно американским аппаратам, выскочить в космос и там устроить нечто такое – для этого возможностей аппарата может хватить. Вопрос только исключительно в возвращении обратно. Для этого нужна дорогостоящая и тяжелая теплоизоляция, без которой никак не обойтись. И если китайцы ничего не придумали – им еще много над чем нужно поработать.

Так что возможные гиперзвуковые скорости на границе плотных слоев атмосферы – это еще не космический аппарат. И даже не субкосмический, но кто знает, что на самом деле планируют китайцы?

Лидирует ли Китай в гонке шестого поколения?


«Белый император» может быть готов к 2035 году, если AVIC добьётся своего, а Китай решит перейти от стадии прототипа к производству. Так что к концу десятилетия, если все испытания пройдут удовлетворительно, то «Белый император» может и пойти в серию. А это будет означать только одно: США со своим проектом NGAD проиграли Китаю. А больше претендентов как бы нет, не будем же мы рассматривать бумажные разработки кучкующихся европейцев и откровенную сказку про МиГ-41, который полетит в 2025 году?

Впрочем, споры по поводу того, пойдет, а если пойдет, то когда, в серию этот «Белый император», не утихают. И ответ могут дать только китайцы, демонстрацией некоторого количества этих аппаратов. Скажем так, уж что-что, а устраивать лихие презентации в Китае умеют, так что весь мир снова встанет на уши, если на очередном параде будет устроен пролет некоторого количества этих машин.

Будут ли на них в перспективе лазеры или рельсотроны, либо китайские оружейники придумают еще что-то такое, фантастическое, не так важно. Важно само наличие. А развяжут «Белые императоры» войну в космосе или что еще – это, в конце концов, уже вторично.

Конечно, американцам очень хотелось бы быть уверенными в том, что «Белый император» — это фейк, макет или что угодно, но, увы, это прототип, который уже летает. И о нем уже нельзя говорить как о потенциальном проекте типа NGAD или МиГ-41.

МиГ-41 вообще пока непонятно в какой стадии, а вот его американский коллега NGAD находится на «паузе» разработки до тех пор, пока Министерство обороны США заново пристально не рассмотрит программу. Новый министр обороны США Пит Хегсет вообще больше заинтересован в создании беспилотников, поэтому NGAD может быть беспилотным, что значительно затянет процесс приобретения. Но даже до полета NGAD в качестве прототипа еще очень далеко. Речь идет о таком полете, который покажут общественности, как это сделали китайцы, а не просто заявление заместителя секретаря ВВС США по закупкам, технологиям и логистике Ропера о том, что NGAD начал летать. Как говорится, доказательства в студию, господа! Джентльмены на слово верят, но не настолько же…

Вообще в Китае должны быть довольны тем, как страна движется по пути к самолетам следующего, шестого поколения. Гиперзвуковое оружие, в том числе и ядерное, незаметность, искусственный интеллект, оружие направленной энергии, высота полета, близкая к космической, — все эти амбициозные качества для «Белого императора» или любой другой возможной китайской программы истребителей будут очень полезны не только в боевом, но и в политическом аспекте.

А уж если говорить о деньгах…


Мы уже говорили, что, по американским же источникам, NGAD может стоить до 300 миллионов долларов за единицу. Эта цифра должна снизиться, иначе «Хегсет», скорее всего, не будет вкладывать в проект столько денег. И вообще, кажется, что время неограниченных бюджетов для США закончилось. Конгресс тоже будет иметь право голоса в этом вопросе, и есть мнение, что Конгресс будет на стороне тех, кто станет завинчивать гайки до скрежета. Если президенту Трампу не нравится смотреть на ржавые корабли, хотя деньги на содержание флота выделяются исправно, значит, смысла в их тратах нет.

Председатель комитета Сената по вооружённым силам Роджер Уикер и председатель комитета Палаты представителей по вооружённым силам Майк Роджерс хотели тратить на оборону гораздо больше, чем администрация Джо Байдена. Но когда Хегсет был утверждён в должности и объявил о ежегодном сокращении бюджета на 50 миллиардов долларов, Уикер и Роджерс перестали обсуждать увеличение расходов на оборону.

NGAD может оказаться мертворожденным проектом (как «Фридом», «Индепенденс», F-22, «Сивулф» и так далее по списку провалов последних лет) именно из-за ценовых ограничений.

А вот китайцев это устраивает, поскольку ограниченные оборонные бюджеты не мешают Си Цзиньпину. Он готов позволить своим авиапромышленникам использовать свои инженерные возможности, чтобы к концу десятилетия создать полностью функционирующего «Белого императора» или, возможно, что-то близкое к нему.

На Востоке говорят: «Хоть сто раз скажи «халва», во рту слаще не станет». В США могут сколько угодно объявлять «Белого императора» макетом или фейком, но когда Китай буквально через пять лет покажет эти самолеты в строю ВВС НОАК (как это было с тем же J-20), вот тогда гонка за первенство в истребителях шестого поколения закончится и для России, и для США.

Конечно, товарищ Си будет этому очень рад, для престижа Китая это будет очень сильная подача, но мы не станем бить тревогу и впадать в уныние. Откровенно рановато, не шестое поколение воюет сегодня в мире. И даже не пятое. И вот это тоже надо хорошо понимать.
84 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    5 марта 2025 03:23
    Китайцы конечно молодцы, но что бы понять что на первом фото нелетающая фигня, а на остальных едва ли способный к полёту даже не прототип, а концепт, много ума не надо.
    1. +9
      5 марта 2025 04:11
      Белый Император: больше фантастики, чем науки?
      Зато выглядит красиво, футуристически ! winked
      1. 0
        5 марта 2025 08:52
        Цитата: Uncle Lee
        Зато выглядит красиво, футуристически !

        Ага, создателям Топ Ган 3 упростили задачу...
      2. +7
        5 марта 2025 08:53
        Нет таких высот, какие не могут взять коммунисты. Интернет все помнит. Как здесь писали про китайцев "никогда не смогут построить авианосец", "все их БПЛА детские модельки", "не смогут создать палубный самолет", "не смогут сделать катапульту".... вот и сейчас все "кулацкие подпевалы" поют про, то, что "самолет фанерный". Хотя фанерным оказался рейхстаг.
        1. +4
          5 марта 2025 15:37
          в целом согласен, но есть один вопрос - не подскажете, а для коммунистической партии нормально иметь членов партии миллиардеров которые эксплуатируют труд наемных рабочих и присваивают себе результаты их труда?
          1. +2
            5 марта 2025 17:24
            Цитата: Павел Кисляков
            есть один вопрос - не подскажете, а для коммунистической партии нормально иметь членов партии миллиардеров которые эксплуатируют труд наемных рабочих и присваивают себе результаты их труда?

            А Вы поинтересуйтесь как звучит слово "коммунизм" по китайски и его обратным переводом .
            "Власть Кланов" !
            И они недалеки от первоисточника , ибо в переводе с латыни , в т.ч. вульгарной (народной) латыни (французский) слово "коммунизм" от слова "коммуна" - община .
            У китайцев в словаре слова "община" нет , но есть аналог - слово "клан" . Поэтому как только они перевели , то им всё сразу стало понятно и ни в чём от буквального значения коммунизма они и не занимаются . В клане есть Глава , его выбирают и он всё решает . Ну и есть ещё "совет старейшин" , они тоже всё решают при стратегическом планировании . А про неполезность миллиардеров и вообще богатства , китайцы ничего не знают и деньги очень любят .
            1. +1
              5 марта 2025 17:35
              вот именно что у них не коммунизм а перевод этого слова, и при Мао у них миллиардеров не было.
              1. +7
                5 марта 2025 17:56
                Цитата: Павел Кисляков
                и при Мао у них миллиардеров не было.

                При Мао у них была нищета и "Большой Рывок" с закидонами типа уничтожения воробьёв .
                И кто Вам сказал , что при Сталине , когда Социализм в СССР только строился , не предусматривались богатые люди , в т.ч. миллионеры ? И такие были . При Сталине у нас была Многоукладная Экономика , когда наряду с госпредприятиями и колхозами существовали производственные кооперативы , артели , была широко распространена индивидуальная трудовая деятельность .
                Это при Хрущёве у нас стали строить карикатуру "социализма для нищих" .
                1. 0
                  6 марта 2025 13:19
                  про Сталина в курсе , как и в курсе что вообще артели не были предприятиями глобального масштаба, да и прибыль там шла не одному владельцу. вот НЭП больше похоже на то что Вы описываете, но там больше троцкисты чем Сталин.
                  1. +2
                    6 марта 2025 13:32
                    Цитата: Павел Кисляков
                    про Сталина в курсе , как и в курсе что вообще артели не были предприятиями глобального масштаба

                    Вообще-то предприятия промкооперации давали 18% ВВП СССР . И среди них были довольно крупные обувные фабрики , фабрики по производству первых телевизоров , радиол , магнитол , да большая часть потребительских товаров и значительная часть продовольственных производилась промкооперацией . Даже наши знаменитые на весь мир вертолётные КБ Миля и Камова начинали свою работу как конструкторские кооперативы на государственном подряде . И при Сталине именно это направление всячески стимулировалось , ибо именно такая организация труда наибольшим образом соответствовала идеологии Социализма .
                    Кстати абсолютно все детские и ёлочные игрушки в СССР выпускались кооперативами и артелями Промкооперации . После их упразднения в СССР на долгие годы пропали как ёлочные , так и детские игрушки . А с дефицитом потребительских товаров троцкистско-хрущёвский СССР так и не справился до конца своих дней . Вот что значит ломать через колено совершенно построенное и организованное государство . После всех "реформ" Хрущёва СССР превратился в пародию на социалистическое государство - в казарменный социализм для нищих . Так Враг Народа отомстил Стране , её Вождю и Создателю и всему Советскому Народу .
                    Цитата: Павел Кисляков
                    прибыль там шла не одному владельцу.

                    В этом и был смысл Промкооперации . И уставы для таких предприятий были составлены государством .
                    1. 0
                      9 марта 2025 14:25
                      А вот почему товарищ Сталин никогда в своих речах и выступлениях не упоминал промкооперацию, как будто её не существовало? Насчёт 18 процентов ВВП Вы, конечно, преувеличили, цифры были скромнее. Кстати,за несколько лет до упразднения промкооперации (хотя старательские артели, артели инвалидов и артели в области художественных промыслов всё же оставили) наиболее крупные фабрики промкооперации перевели в госсобственность. Обоснование было такое - промкооперация изначально это объединение кооперированных кустарей и ремесленников, а эти предприятия давно перестали быть кустарно-ремесленными.
                      1. +3
                        9 марта 2025 16:26
                        Цитата: Sergej1972
                        А вот почему товарищ Сталин никогда в своих речах и выступлениях не упоминал промкооперацию, как будто её не существовало?

                        Цитата: Sergej1972
                        А вот почему товарищ Сталин никогда в своих речах и выступлениях не упоминал промкооперацию, как будто её не существовало?

                        С самого начала осуществления своей программы он об этом и писал , и говорил . И о сельхоз-кооперативах (колхозах) , и о артелях , и о производственных кооперативах . И в своей речи на съезде (не партийном , хозяйственном) подводя итоги 1-й Пятилетки он приводил такой пример (воспроизвожу по памяти) : " В первую пятилетку мы построили лгромный текстильный комбинат в Иваново , который выпускает все виды тканей и покрывает 50% потребностей в тканях для наших граждан . Подкопив денег мы сперва хотели во вторую пятилетку построить ряд швейных фабрик для выпуска готовой одежды , но подумав решили поступить иначе и на эти деньги построить ещё один такой же комбинат , для удовлетворения 100% потребностей наших граждан в тканях . А пошив готовой одежды отдать на откуп производственным кооперативам , артелям и швеям-модистам индивидуалам . Они лучше чувствуют потребности граждан , моду и шьют под заказ . Так мы за те же деньги решаем не 50% , а 100% вопроса по обеспечению наших граждан тканями и готовой одеждой . И даём свободу для развития кооперативному движению , артелям и модистам надомникам" .
                        Цитата: Sergej1972
                        Насчёт 18 процентов ВВП Вы, конечно, преувеличили, цифры были скромнее.

                        Нет , это точные цифры из официальной статистики тех лет . Но Сталин считал , что этого мало и доля промкооперации (без индивидуалов) должна составлять не менее 25% . Ибо это и есть самая социалистическая форма собственности на средства производства в Солидарном - Социалистическом Обществе .
                        Удивлены ?
                        Просто читайте Сталина , там очень много злободневного и для сегодняшнего дня .
                      2. 0
                        9 марта 2025 16:47
                        Так я читал Сталина. Честно говоря, до Ленина ему как теоретику далеко. Много носятся в последнее время с его последней работой "Экономические проблемы социализма в СССР". Как по мне, насквозь догматическое произведение. Разве в те времена вообще использовалось понятие валового внутреннего продукта?
                      3. +2
                        9 марта 2025 17:17
                        Цитата: Sergej1972
                        Разве в те времена вообще использовалось понятие валового внутреннего продукта?

                        Использовалось . Но вот услуги в этот вал додумались включать только в США , а от них остальные . Но в основном считали в "штуках , литрах , киллограммах" .
                        Цитата: Sergej1972
                        Так я читал Сталина. Честно говоря, до Ленина ему как теоретику далеко.

                        Он практикой занимался . За теорию (развитого) социалистического общества взялся лишь незадолго до смерти .
                        Цитата: Sergej1972
                        Много носятся в последнее время с его последней работой "Экономические проблемы социализма в СССР". Как по мне, насквозь догматическое произведение.

                        Ну это на Ваш взгляд . Я знал действительно серьёзных специалистов (и тоже практиков) которые и эту , и другие работы Сталина ценили очень высоко . Это были ведущие специалисты в своих отраслях . Среди них руководитель Группы Мозгового Штурма при отраслевом Институте Нефти и Газа . Все 17 участников его группы позже сделали очень удачные карьеры - до уровня зам. министра и ведущих специалистов крупнейших компаний . Кстати Полное Собрание Сочинений И.В.Сталина я впервые увидел именно в его домашней библиотеке (это отец моего друга) и мы с этим мудрым человеком (ему тогда - в начале 90-х было слегка за 70) на эти темы немало говорили . И по книгам было видно , что хозяин их с ними работал . Находил в них решения текущим вопросам . Сам он свою трудовую карьеру начал в Госплане , как лучший выпускник своего ВУЗа , а до института 5 лет отслужил на Флота . С 1943 г. Общался и с другими весьма уважаемыми и авторитетными людьми . И с одиозными тоже . И участие в голосовании за создание Всероссийского Экономического Общества имени Шарапова , мне тоже участие принимать довелось . В том самом зале , где в фильме "Брат-2" детский хор пел "Гудбай Америка" .
                      4. 0
                        9 марта 2025 16:59
                        В научной литературе встречал такие цифры о доле промкооперации. Работало около двух миллионов человек. Доля в общем объёие промышленного производства примерно 6 процентов, в том числе производстве товаров ширпотреба более 20 процентов. В некоторых сферах процент больший. А вот в сфере бытовых услуг населения доля была гораздо выше. Как я понимаю, старательские артели шли по особой графе.
                      5. +3
                        9 марта 2025 17:39
                        Цитата: Sergej1972
                        А вот в сфере бытовых услуг населения доля была гораздо выше. Как я понимаю, старательские артели шли по особой графе.

                        В то время большая , если не подавляющая часть ресторанов , кафе , парихмахерских , ателье , кабинетов дантистов (эти как правило были частниками\индивидуалами на патенте) были именно кооперативными . И очень большая часть магазинов . Так что в среднем по экономике 18% это реальная цифра . И это без индивидуалов , которых тоже было совсем немало . Я слышал о мебельных мастерах индивидуалах , которые делали замечательную мебель , и видел их работы . Так что Сталин строил именно Многоукладную Экономику . Индустриализация обеспечила промышленный и научно-технический рывок Страны из лаптей сразу в мировые лидеры . Но вот Качество Жизни советских граждан , кроме социальных законов и программ , должны были обеспечивать именно Народные предприятия промкооперации , артели и мастера-индивидуалы . И Государство им в этом помогало .
                        Цитата: Sergej1972
                        Как я понимаю, старательские артели шли по особой графе.

                        Врял-ли , ведь это предприятия коллективной собственности , занимавшиеся производительным трудом . Были и лесозаготовительные артели , по производству разной утвари , по пошиву обуви . И валенки для фронта тоже многие артели валяли , у меня дед был руководителем такой валяльной мастерской от артели "Кедровая шишка" (лесозаготовительная) .
                        Нужно же понимать в каких условиях становление Страны Советов происходило - Гражданская война , послевоенная разруха и неустроенность , десятилетие НЭПа , затем Сталинская Программа ( Коллективизация и Индустриализация) , едва успели - Война , послевоенное восстановление и начало Холодной Войны . Это же постоянный экстрим и Гонка на время . Чуть замешкал , опоздал , совершил ошибку - всему Государству , да и Народу конец . Это были десятилетия дикого экстрима , на разрыв сухожилий и связок . Наркомы молодыми умирали на посту от переутомления ... Что уж о обычных людях говорить . Зато какие Люди были - ка сталь , как кремень . И какие чистые души ... какая нравственность . Я многих людей того поколения помню . Они себя надрывали для нас создавая Страну ... кто бы знал что после смерти Сталина такая мразь во власть прорвётся ...
                      6. 0
                        9 марта 2025 17:11
                        Когда упразднили предприятия промкооперации, то большинство предприятий пищепрома и хлебопекарной промышленности из системы промкооперации передали не государству, а в систему потребительской кооперации, которая, хотя и в значительно выхолощенной форме, тоже относилась к кооперативной собственности. А так, промкооперацию в 1956 году лишили полноценных промышленных предприятий, оставив только то, что имело отношение к бытовому обслуживанию и к предприятиям кустарно-ремесленного типа. А в 1960 году и остальное либо передали государству, либо в меньшей степени, потребкооперации. Плюс, как я уже писал, отдельно решался вопрос о старательских артелях (у меня родственники в таких трудились, правда, в 80-е годы), артелях инвалидов и артелях художественных промыслов. Думаю, преобразование значительной части колхозов в совхозы шло в русле той же политики.
                      7. +2
                        9 марта 2025 17:51
                        Цитата: Sergej1972
                        Думаю, преобразование значительной части колхозов в совхозы шло в русле той же политики.

                        Да , всё именно тогда происходило , всё по инициативе Хруща .
                        Но он ведь и Советское Правительство упразднил !!!
                        И отраслевые министерства !!!
                        И Госплан распустил , который именно тогда был на такой высоте профессионализма и качества государственного планирования . Какие "сталинские зубры" там трудились ... какой интеллект , опыт и прозорливость ... Это я со слов своего знакомого , который там успел несколько лет проработать после института , до роспуска\упразднения .
                        Хрущь ввёл тогда "прямое партийное управление" . Мало того - саму Партию большевиков переименовал - из ВКПб в какую-то КПСС (уже троцкистского толка) . Это был форменный разгром Советского Государства . Все лучшие кадры были отстранены или переведены с понижением . В Экономике СССР к началу 60-х случился форменный коллапс в целом ряде отраслей , появились чудовищные дефициты , уровень жизни граждан провалился из "среднего класса" в форменную нищету ... Одна денежная реформа чего стоила с переоценкой рубля (резкое сокращение содержания золота) . А как зарплаты порезали специалистам ? А с инженерным корпусом что паршивец творил ?? В нищету !! Инженеры в простые рабочие переходили чтоб семьи кормить . Не даром один старый мудрый японец сказал "До 1955 г. вы были недостижимо мудры ... А сразу после - стали как 5-летние дети" .
                2. +1
                  9 марта 2025 14:13
                  Вообще-то колхозы и артели-кооперативы в городах относились к одной группе предприятий колхозно-кооперативной формы собственности. Просто в силу ряда причин у колхозов реальной самостоятельности было меньше.
                  1. +1
                    9 марта 2025 14:28
                    Совершенно верно , форма собственности одна и уставы похожи .
                3. +1
                  9 марта 2025 14:21
                  При Мао бывшие владельцы частных предприятий получали 5 процентов от прибыли их бывших предприятий. Хотя и по ним прошлась "Культурная революция". Многие из доживших до начала реформ Дэна предпринимателей вновь занялись привычным делом. А Жунь Ижень, крупнейший китайский предприниматель, представитель одной из богатейших китайских фамилий, вновь активно занявшийся бизнесом в 1978 году, был даже в 1993-1998 годах заместителем Председателя КНР. Хотя в годы "Культурной революции был репрессирован.
                  1. 0
                    9 марта 2025 14:44
                    В России после ВОСР национализация происходила во время Гражданской войны , так что поэтому было всё весьма жестко и без компенсаций . Хотя некоторых бывших хозяев лояльных власти ставили директорами этих производств и предприятий . Потом вообще НЭП с разгулом частных собственников - шараханья . Ибо большевики точно не были готовы взять всю полноту власти в свои руки , для них тоже всё произошло достаточно неожиданно . Но они спасали Россию от развала и гибели , когда её уже рвали на части с национальных окраин , а в наши порты со всех сторон зашли флоты и контингенты интервентов .
                    А по поводу культурной революции в КНР , так Си тоже хлебнул в молодости - несколько лет исправительно-перевоспитательного лагеря в сельской местности . Рассказывал как-то в интервью , что еле выжил тогда .
            2. +1
              5 марта 2025 23:57
              Это так, очень специфическая сборная народов объединенных под общим названием китайцы. Стоит посмотреть их фильмы и мультфильмы(не надо кривить, на них делаются огромные игры и продвигается культура) про культиваторов и кланы и сразу становиться понятен их менталитет.
              1. +1
                9 марта 2025 14:30
                Да ладно, ханьцы, составляющие 93 процента населения КНР, вполне себе единый народ, несмотря на региональные и диалектные различия. Народ за последние десятилетия там капитально перемешался, десятки миллионов людей сменили место жительства. Для молодого поколения все эти региональные различия уже не имеют значения.
        2. +3
          5 марта 2025 17:14
          От авианосца до космолета довольно большое расстояние. Авианосцы клепают уже сто лет, а с космолетами дела так себе. Да и коммунисты из китайцев такие себе
          1. +1
            5 марта 2025 23:59
            Почему так себе? Буран на обычной автоматика отлично сработал. А ещё был вариант у Бартини но его загнобили.
            1. +1
              6 марта 2025 01:54
              Буран вообще не космолет в том понимании, что в статье идет, к нему двухтысячетонная энергия полагалась для вывода на орбиту. Чтоб прям с аэродрома на орбиту и потом обратно целым куском - такого нет, на попытки сделать что-то подобное давно забили - физику обмануть трудно
        3. -1
          5 марта 2025 22:09
          Цитата: Гражданский
          писали про китайцев "никогда не смогут построить авианосец", "все их БПЛА детские модельки", "не смогут создать палубный самолет", "не смогут сделать катапульту"

          Авики ВМС КНР все советской постройки. Тот который якобы должен быть с катапультой, класса Нимиц, или Форд под 100 тыс тонн пока что проект на бумаге. Палубный самолёт китайцев J-11B на базе Су-27/ Су-33 и китайское там только название. БПЛА китайские берут те страны, которые не могут позволить себе, или не имеют возможность приобрести американские, или израильские, в ходе эксплуатации китайских ударных БПЛА Винг Лонг и тому подобных, выявилось масса проблем, как небольшая боевая нагрузка, большой ЭПР, так как китайцы не умеют их делать из авиационного композита, а делают их из авиационного алюминия и плохая надёжность. Это чудо с названием "Белый Император" вообще не летает, об этом говорят все независимые авиаконструкторы.
      3. +3
        5 марта 2025 12:00
        Самолет в стиле "гэймерская мышь" laughing
      4. +4
        5 марта 2025 17:48
        Цитата: Uncle Lee
        Зато выглядит красиво, футуристически !

        Выглядит интересно и даже симпатично , но это точно не "гиперзвуковой" аппарат . Основа (принцип) архитектуры планера (центроплана) взят от Т-10 (Су-27\30\35) , крыло наподобие прототипа МиГ-1.42 или ихнего же J-20 , наклонённая немного вниз носовая часть с "кабиной" говорит о амбициях на хорошую маневренность , как и ПГО , которое с гиперзвуком вообще никак не сочетается . Двигатели ... Тут главное - что реально может Китай на сегодня\завтра . А это доведённый до ума прототип позднесоветского\раннероссийского Р-279В-300 с тягой 18,5 т.с. Это очень хороший показатель , на 1 т.с. выше чем было у SR-71 и на 2 т.с. выше , чем у МиГ-31 . Следовательно скорость такого аппарата можно оценить по максимальной шкале в 3 - 3,5М . "Малозаметная" конфигурация планера говорит о том , что в задачи столь высокая скорость совсем не ставится и ожидать от аппарата следует скорости до 3000 км\ч - плюс\минус . Если его вообще будут разгонять до таких скоростей . Скорей всего ограничатся разрешенной скоростью в 2 - 2,5 М . Но при малозаметности и крейсерском сверхзвуке .
        А про выход в Космос и лазерные дуэли со "Звездой Смерти" , это всё от неуёмной фантазии .
        Ах да - ПЛОСКИЕ СОПЛА . Которые так же на 10-15% уменьшают тягу при трансформации потока в канале . Так что если полетит таки , то будет просто более удачная замена для не вполне удачного J-20 . А возможно так и останется концептом или макетом . Ибо ещё не летал . Если бы взлетел , показали бы обязательно .
    2. 0
      6 марта 2025 09:36
      Цитата: Владимир_2У
      что бы понять что на первом фото нелетающая фигня, а на остальных едва ли способный к полёту даже не прототип, а концепт, много ума не надо.

      Надо смотреть не а летающую фигню,а на психологию китайцев .Там в пределах одной фирмы могут быть сотни подразделений и проектов. Что у них происходит с автомобилями ,телефонами ,компьютерами.
      1. 0
        6 марта 2025 09:40
        Цитата: APASUS
        Надо смотреть не а летающую фигню,а на психологию китайцев .

        Причём тут психология китайцев и скачки вокруг концепта? Скачут то с предположениями не китайцы...
  2. -3
    5 марта 2025 04:50
    Роман,поправлю,МиГ31 поднимался на высоту больше 40 километров, установив абсолютный рекорд для серийных самолётов. И то самолёт максимально облегчили, и усилили корпус, чтобы выдержал полёт на такой высоте. А,потом когда самолёт сел,пилот ждал когда рарежут деформированный от перегрева фонарь кабины, чтобы покинуть самолёт.
    1. +20
      5 марта 2025 05:20
      Разрешите тоже немного поправить. Всетаки эото был МиГ-25 («Е-266»). 31 августа 1977 года. Абсолютный рекорд высоты – 37 650 м (летчик А.В. Федотов)
      1. +3
        5 марта 2025 06:22
        Цитата: AlexHens
        31 августа 1977 года. Абсолютный рекорд высоты – 37 650 м
        Конечно же, это был рекорд, но это не был серийный самолёт, который в стандартной своей комплектации поставлялся в авиаполки
      2. +5
        5 марта 2025 10:02
        Там Александром Васильевичем Федотовым на МиГ-25РБ с двигателем Р15БФ2-300 целых ТРИ рекорда было установлено: 22 июля - 37080 м. с грузом 1 и 2 тонны, 21 августа - 37650 м. без груза.

        Цитата: Голландец Михель
        но это не был серийный самолёт

        Самолеты с двигателем Р15БФ2-300 могли бы быть серийными, но всё опять упиралось в возможности промышленности, а её мощностей для налаживания серийного выпуска на моторостроителном заводе не было. Акцент сделали на двухместном истребителе-перехватчике МиГ-25МП, являющимся прототипом МиГ-31.
    2. +1
      5 марта 2025 08:48
      Локхид достиг 26 км. в горизонтальном полете. А МиГ-31 разгонялся на высоте 20 км., а потом переходил в вертикальный подъем и достигал 40 км. в полете по инерции.
  3. +3
    5 марта 2025 04:54
    Китайская поделка это всего лишь концепт, даже не прототип, с такими воздухозаборниками ему в космосе делать нечего, этот летак может летать на пару десятков километров ввысь, больше уже сомнительно.
    1. +1
      5 марта 2025 12:05
      Так намекают о третьем движке, ракетный, для выхода в космос. Тем временем турбины и воздухозаборники отдыхают ...
      1. +1
        5 марта 2025 14:54
        Цитата: stankow
        Так намекают о третьем движке, ракетный, для выхода в космос
        Может быть просто какой-то одноразовый ускоритель?
        1. 0
          6 марта 2025 15:32
          Твердотопловный ускоритель конечно дешевле и надежднее. Тогда ставим два - один для выхода на суборбите, второй для гашения вкорости. Да, накладно, зато скорость и дальность ого какие получаются. И хана авианосцу. Или спутнику. Или самолету ДРЛО.
  4. 0
    5 марта 2025 05:13
    Конечно, товарищ Си будет этому очень рад, для престижа Китая это будет очень сильная подача, но мы не станем бить тревогу и впадать в уныние. Откровенно рановато, не шестое поколение воюет сегодня в мире. И даже не пятое. И вот это тоже надо хорошо понимать.

    Как стало известно из авторитетных источников, Россия и США бьются над созданием совершенного электро-магнитного оружия. Именно его обладатель вернёт себе лидерство в области военной техники и вооружения. И в России кое-что имеется:
    Российская СВЧ-пушка сможет поражать ударные беспилотники на дистанциях до 20 километров.
    Появившаяся информация о том, что российские военные испытывают прототип новейшего вооружения, в частности, речь идёт о зенитном СВЧ-комплексе, позволяет судить о том, что на сегодняшний день это оружие может оказаться самым эффективным средством борьбы с беспилотными летательными аппаратами. На данный момент известно о том, что эффективная дальность поражения целей прототипом составляет около 5 километров, однако, серийный комплекс, как ожидается, сможет поражать цели на дистанциях до 20 километров.

    Мало того, в России создан материал, благодаря которому летают наши гиперзвуковые ракеты:
    Материаловеды МИСиС создали керамический материал карбонитрид гафния, способный выдерживать рекордную температуру 4200 °C.

    Будем ждать конкретных результатов, чтобы было что и с чем сравнивать.
    1. +7
      5 марта 2025 10:57
      Мало того, в России создан материал, благодаря которому летают наши гиперзвуковые ракеты:
      Задолбали этим карбонитридом гафния.
      1) Цена 1 кг гафния – более $700/кг, плотность более 13 г/см куб. Значит, 1 кв.м. покрытия при толщине 1 мм будет стоить заведомо дороже 10000 долларов.
      2) Да, это тугоплавкий материал. И что с того? Вольфрам тоже тугоплавкий, только защитных покрытий из него не делают: он отлично горит. Теплота сгорания карбонитрида гафния вдвое больше, чем у магния! Он в химическом отношении очень похож на карбонитрид циркония, и горит ослепительно-белым пламенем.
      3) Это вещество – типичное соединение внедрения, азот и углерод находятся в междоузлиях решетки гафния. А потому по свойствам это – металл, т.е. у него высокая теплопроводность. А раз так, то тепловую защиту чего-либо осуществлять нельзя! Это – все равно, что делать куртку из железа. Теплозащита должна быть из керамики, лучше – из пористой армированной керамики, еще лучше – с абляционным наполнителем. И так ее и делают. Тугоплавкий карбонитрид гафния – это интересный научный результат, но толку для защиты от эрозии при гиперзвуковом полете для ракет и космических аппаратов от него – ноль!
  5. +3
    5 марта 2025 06:05
    Эх мечты.... Но я думаю все страны уперлись в материалы, они должны выдерживать высокие температуры, большие нагрузки на изгиб и излом, как при нагреве, так и в холодном состоянии. Так же у данного аппарата должно быть какое-то "зрение" на этапе выхода в космос и при входе в атмосферу. Решили китайцы все эти вопросы? Пока есть только предположение, что наши смогли решить проблему видимости через плазму, но это именно предположение. Если предположить, что снижение происходит плавно без образования плазмы, то сразу вопрос с удержанием аппарата в пространстве, должны быть газодинамические рули и ИИ в придачу. Если снижать скорость нижней плоскостью аппарата (привет Шаттлам), то где на аппарате теплозащита? Возможно аппарат и выскакивает в стратосферу 50-60к метров, где возможно еще слабое давление на плоскости, что позволит управлять аппаратом. И сопла у него не все ракурсные, что так же не способствует управлению в разряженной атмосфере.
    Мое мнение, в космос ему рано, а вот в стратосферу подняться он может. hi
    1. +1
      5 марта 2025 12:08
      Зачем зрение, по приборам можно преодолевать (яркий) вход в атмосферу.
      1. 0
        5 марта 2025 23:53
        Согласен что можно, и летают КА именно так, но это ж не КА а типа истребитель..... А раз истребитель, то он должен видеть все и найдя цель ее атаковать. А раз по приборам то там очень мало данных будет, а уж про обнаружение и целеуказание точно можно забыть. hi
        1. 0
          6 марта 2025 15:36
          Так "зрение" он потеряет на несколько минут, на обратном пути, только при входе в атмосферу.
    2. 0
      5 марта 2025 17:17
      Какие ещё материалы? Проблема в конструкции реактивных двигателей, которые чем больше скорость тем меньше эффективность. На одной ступени далеко не улетишь, планета слишком большая и тяжелая
  6. -2
    5 марта 2025 06:38
    Понятно сразу, фейк 100%, не понимаю, почему китайцы не клонировали МиГ-25, доступ к нему у них есть, его обмазать стелс термокраской, воздухозаборники и сопла сделать с эрп экраном, фонарь кабины, блистер заменить на сталь, радара, камеры и приборов достаточно для пилотирования, и до 4 Махов он легко бы разогнался, ах да два твердотопливных ускорителя и он мог на высоте 30-35 км гонять как в космосе drinks
    1. +1
      6 марта 2025 09:00
      На самом деле китайцы так делают во всем. Берут изделие, разбирают до винтиков и на основе этого делают свои более дешёвые и менее качественные аналоги. Проблема в том, что китайцы многие вещи не могут делать так качественно как делают на западе. Не дошли они ещё до таких технологий. Так же и с советскими самолётами. Вроде скопировали, а как сделать например двигатель хотя бы с такими же характеристиками не знают. Так что одного доступа к МИГ-25 слишком мало.
  7. +8
    5 марта 2025 07:01
    Русские слова "ложь", "липа" окончательно ушли из употребления.....
    1. 0
      5 марта 2025 15:14
      Цитата: Vulpes
      Русские слова "ложь", "липа" окончательно ушли из употребления.....

      Есть слово пурга laughing
  8. -4
    5 марта 2025 07:42
    - "..и жёлтая расса будет править миром!" Вот уж точно, всё к этому идёт, нравится кому то или нет, это уже просто факт а не пророчество. Сомневаться тут нет смысла, полетит, он или другой, но полетят сотнями. Не очень давно над китайскими машинами тоже смеялись, злорадствовали, уничижали. А теперь обсуждают какая лучше и на какую копить!
    1. 0
      5 марта 2025 10:53
      Цитата: Вадим С
      Вот уж точно, всё к этому идёт, нравится кому то или нет, это уже просто факт

      Не спешите...
      Цитата: Вадим С
      А теперь обсуждают какая лучше и на какую копить!

      Это только потому, что другие производители ушли...
    2. 0
      5 марта 2025 22:53
      Цитата: Вадим С
      Не очень давно над китайскими машинами тоже смеялись, злорадствовали, уничижали. А теперь обсуждают какая лучше и на какую копить!

      Где? В Китае, или РФ и то из-за санкций. Всё что китайское более менее качественное на платформах Вольксваген. Мазда и тп и их же моторной базе. Среднемагистральный пассажирский самолёт с французскими двигателями и прочими импортными комплектующими не в состоянии в серию запустить. Много чего конкурентноспособного не умеют. Где китайцы хорошо продвинулись, это в аккумуляторах, тут они один из мировых лидеров. И конечно они много над чем упорно работают, но то ли не совсем свободная система, то ли особенности менталитета, но креативности им не хватает. По этому так мало патентов и полное отсутствие нобелевских лаурятов именно с Китая.
  9. +1
    5 марта 2025 08:18
    А почему "Белый император"? Для китайцев было бы логично назвать его "Жёлтый император".
    1. +3
      5 марта 2025 08:54
      Цитата: Авиатор_
      Для китайцев было бы логично назвать его "Жёлтый император"

      Дык они то себя "желтыми" не считают. Они так то те еще расисты.
      1. +1
        5 марта 2025 22:57
        Цитата: Дырокол
        Они так то те еще расисты.

        Абсолютно верно. Китайцы махровые расисты и это хорошо знают тибетцы, уйгуры и другие нацменьшинства, к которым Пекин относится как к людям второго класса.
        1. 0
          9 марта 2025 14:35
          Так тибетцы вроде бы такие же монголоиды, как и ханьцы. Вот уйгуры, те европеоиды. Хотя, прямо скажем, ханьцы нетипичные монголоиды. Там есть австралоидная примесь, масса людей совсем не узкоглазые.
          1. 0
            9 марта 2025 18:27
            Поинтересуйтесь как проходил процесс аннексии Тибета Китаем. Маоисты уничтожили большую часть древней архитектуры, обложили запретами тибетцев на культуру и религию, про управление Тибетом уже молчу, все посты занимают китайцы. Потом китайцы выстроили смешные пародии тибетских зданий для туристов. Китайцам плевать на каких либо монголоидов, кроме себя любимых.
    2. +2
      5 марта 2025 10:54
      Цитата: Авиатор_
      А почему "Белый император"? Для китайцев было бы логично назвать его "Жёлтый император".

      Всегда стремились к белому. Даже сейчас отбеливание кожи в КНР бьет все рекорды.
    3. +1
      6 марта 2025 03:52
      «Бай-ди» (Белый Император) — один из Пяти Императоров древнекитайской мифологии, в число которых также входят:

      Хуан-ди (Жёлтый Император)

      Чи-ди (Красный Император)

      Цин-ди (Синий/Зелёный Император)

      Хэй-ди (Чёрный Император).
      1. 0
        6 марта 2025 07:46
        Особенно синий (голубой) и чёрный императоры впечатляют. Прямо в духе современной толерастии.
        1. +1
          6 марта 2025 11:30
          Цитата: Авиатор_
          Особенно синий (голубой) и чёрный императоры впечатляют.

          У них была свои цветовая дифференциация штанов...
  10. 0
    5 марта 2025 08:28
    Истребители шестого поколения могут быть оснащены гиперзвуковым оружием или смогут подниматься на околоземные высоты и уничтожать спутники. Максимальная скорость может достигать 4+ Маха.

    Это неизбежно ведет к увеличению массы планера и как следствие,о сверхманевренности можно забыть.
    Это похоже на летающий Буран,какой из него истребитель.Это орбитальный челнок.
    1. 0
      5 марта 2025 11:02
      Цитата: dragon772
      о сверхманевренности можно забыть.

      А нужна ли она?
      ЗУР все равно маневреннее самолета и на перегрузки большие рассчитана, чем человек в кабине. Осведомленность - разведка, дальнобойное оружие, системы РЭП - в этом векторе все развивается.
      1. -3
        5 марта 2025 16:59
        Cу-34 получилось увернуться от PAC-3 ,хотя у него ограничения до 7G.
    2. 0
      5 марта 2025 12:09
      Может истребитель спутников ?
      1. -1
        5 марта 2025 17:02
        StatLink высота от 350-500км,не достанет.Да и плодить мусор на орбите,будет как в ф-ме "Гравитация",осколки все спутники и станции задели и сносят все на своем пути.Нужны иные методы воздействия на спутники.
        1. +1
          6 марта 2025 15:34
          Достанет. И доставали.
  11. +1
    5 марта 2025 08:35
    надо понимать, что физически ракете, которая окажется на такой высоте, практически не надо будет прилагать усилий для преодоления сопротивления воздуха и земной гравитации.
    а куда это гравитация девается?, то что с удалением объектов падает это понятно, но на высоте 200 км она не сильно меньше чем на уровне моря, спутники не падают не потому что высоко летают, и испытывают малую гравитацию, а потому что летают быстро и фактически падают только угол их падения равен углу кривизны земли, и поэтому они как бы вечно падают, но для этого повторюсь нужна большая скорость, а чтобы ее создать нужно много энергии....
  12. -2
    5 марта 2025 08:58
    Фи.
    Много слоф ни о чем.
    У нас был на выставке макетик "шахимата", у них - более сложного "императора"

    В реале - классическая схема, зализанная поверхность, чуть увеличенные размеры и трактовка ,приближенная к 1 версии "6го поколения" (полеты в околокосмосе, там скорость больше)

    Все реально, но во что выльется в итоге.... имхо, как у всех, будет сильно отличаться от начального вида.

    Главное не это. Главное Сроки.
    Пример: амеры уже выкатывают прототип сверхзвукового авиалайнера.
    А где наш сверзвуковой бизнесджет, обещанный самим ВВП вроде, для шейхов и олигархов?
  13. 0
    5 марта 2025 09:14
    У меня возник вопрос, если Император трехдвигательный то где на фото третий двигатель? ясно видны только два сопла.
  14. +4
    5 марта 2025 09:39
    вы что упоролись ? в серьёз эту тему обсуждать. это был макет по манге толи по игре. вообще к реальности не относящийся !
  15. -1
    5 марта 2025 10:03
    Так что максимум, на который поднимался самолет с обычными двигателями, — это почти 26 км в исполнении Lockheed S-71 Blackbird.

    Не правда ваша.
    Максимум 37200 метров над уровнем моря, вроде бы. what
    И принадлежит этот рекорд советскому истребителю МиГ-25.
    1. 0
      5 марта 2025 23:01
      Речь о крейсерском горизонтальном полёте, а не пиковом достижении высоты.
  16. 0
    5 марта 2025 11:58
    А разве нельзя без аэродинамического торможения и громоздкой изоляции ? Делим топливо ракетного двигателя пополам, на первой половине выходим в космос, на второй плавно возвращаемся в атмосферу без разметания искр. Заводим турбины. Ведь не надо на орбиту выходить о там оставаться. Прыжок за линию Калмана, отстрел по спутникам, возвращение на "родной колхоз".
    1. -2
      5 марта 2025 13:03
      А у ракетных двигателей есть задняя скорость ?
      Если переднее сопло делать, то как его при взлёте прикрывать ?
      Если для торможения задним соплом в космосе кувыркаться, то надо маневровые мелкие ракетные движки делать..
      1. +1
        6 марта 2025 15:05
        Есть "задняя" wink , ориентация соплом вперед и зажигание. В космосе только так, обычное дело. И конечно нужны движки ориентации. Что тут такого, и Буран, и Шатл такое уже проделали. Не говоря о Старшипе, смотрите как возвращается его первая ступень. При этом умудряется без маневровых движков, только управлением вектора тяги.
  17. -4
    5 марта 2025 12:25
    Тут есть мысля, и её надо думать.

    Ну, кто сказал, что БИ стартует с обычной ВПП, и, помахивая крылышками, устремляется в космос?
    Я бы предположил, что один-два-десять самолётов монтируются на/в головной части ракеты-носителя a ka Буран и прочие спейс-шаттлы и ею же выводится в верхние слои атмосферы и/или ближний космос.
    Тем самым экономится топливо самолётов на взлёт, разгон, подъём, да и время на достижение точки боевого применения.
    Для коррекции положения в безвоздушном пространстве ВОЗМОЖНО достаточно сбрасываемых после опустошения баллонов со сжатым газом - оборудовать их управляемыми соплами не такая уж и проблема.
    БИ выполняет миссию в космосе, после чего либо возвращается на аэродром, либо входит в атмосферу над территорией противника, освобождаясь от всего оружия, к нему прикрученного.
    Ну а лишь потом, пользуясь высокой скоростью и высотой, покидает враждебное пространство и рулит куда там ему надо.

    Вариант?
  18. +3
    5 марта 2025 17:23
    Боже, до сих пор не понимаю, кто всерьёз воспринимает этот проект!
    Да, формально он связан с AVIC, но говоривший это явно не заметил, что речь идёт о дочерней компании по культурному продвижению — «План Наньтяньмэнь» (Проект "Южные Небесные Врата") чисто научно-фантастическая франшиза, созданная для продвижения фильмов и литературы на космическую тематику. Никакого военного применения! Китайцы не питают никаких иллюзий насчёт «Белого императора» — скорее, поражаются абсурдности восприятия этого арт-проекта как реальной военной программы.
  19. +2
    5 марта 2025 18:25
    Итак, берем китайский самолет, о котором ничего не известно, Наш Миг-41, о котором ничего не известно, и американский НГАД, о котором, в сущности, тоже ничего неизвестно. Объявляем, что Китай всенепременно поставит свой самолет в серию в течении 10 лет, а прочие самолеты ждет провал. request
  20. -1
    5 марта 2025 23:37
    Наверное, повторюсь, что китайский "Белый император" - выставочный блеф и "лапша на уши" всевозможным СМИ... Китайцы молодцы, так "рванули" вперёд на американских и европейских технологиях, что не заметили, как впали в банальный технический "блуд", сопровождающий любое "головокружение" от успехов в экономике. А для создания летательного аппарата, с "нуля", с ТТХ "Белого императора", нужна "школа" конструирования, технологии, машиностороения, типа "Boeing Integrated Defense Systems", "Су", "МиГ", "Northrop Grumman Corporation", "Ту", "Pratt & Whitney"... А Китай начинал, с банального копирования всего и вся, так и продолжает делать копии... Правда, надо отдать должное, что эти копии становятся всё лучше и лучше... Но! В авиационном двигателестроении они так и не достигли тех "высот", которых "требует" «Байди», продолжая летать на оригиналах советско - российских или на их копиях, местного разлива... Это, как в советской присказке про сливочное масло и маргарин: вроде масляное, пахнет маслом и питательное и дешевле масла - это маргарин, но маргарин - далеко не масло... Вот китайцы и летают на "маргарине"...Пожалуй и всё про «Байди».....
  21. +1
    12 марта 2025 10:07
    Журналисты любят делать друг другу миньет: на маркетинговых поколениях авиационной техники, термоядерных реакторах, полетам на Марс и Луну. Площадок много. Сами придумали, потом сами себя разоблачили. Отличный ход. Здесь главное давить на эмоции. Смотрите китайцы - "Иго-го!". Потом как правило подтягиваются "британские ученые".)))