Самый уникальный мотоброневагон в истории

81 414 105
Самый уникальный мотоброневагон в истории
Мотоброневагон «Заамурец». Модель в масштаба 1:87. Работа Ю. Пивкина. Компания "Major models", Пенза. Фотография автора


Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера.
Откровения Иоанна Богослова, 9:17




История оружия. Уже сталкивался на «ВО» с мнением некоторых читателей, утверждавших, что в царской России ничегошеньки путного не было, ни ученых мирового уровня, ни открытий мирового значения, а уж техника и вовсе хромала, и отчасти действительно так и было. Но только отчасти. Наши инженеры умели удивлять и подчас создавали настоящие технические шедевры. Вот и в годы Первой мировой войны случилось нечто подобное…


Вид броневагона в своем изначальном облике. Вооружение в куполообразных башнях – пушки Норденфельда калибра 57-мм с высокой скорострельностью. Благодаря особенности башенных установок эти орудия можно было использовать для стрельбы по аэропланам. То есть перед нами не просто мотоброневагон, а еще и зенитный мотоброневагон!

А было так, что опыт уже первого года войны показал, что бронепоезд, как орудие войны, имеет ряд существенных недостатков. Он большой, то есть хорошая цель, выдает себя облаками дыма и пара, а самое главное, несмотря на большие размеры, он достаточно слабо вооружен. Сам собой напрашивался вывод сделать бронепоезд в виде одного единственного вагона с дизельным двигателем и вооружением в башнях.

И уже осенью 1915 года подполковник Бутузов, начальник отдела железнодорожных войск и полевых железных дорог управления военных сообщений Юго-Западного фронта, представил проект такого самоходного броневагона. Двигатель — дизель, значит, нет дымовой трубы и клубов дыма и пара, управление огнём, которое на обычных бронепоездах при повреждении связи с бронеплощадками здесь принципиально не могло быть нарушено, ну а мощное вооружение и надежная броня должны были еще больше повысить ценность данной машины войны.

Работой занялась бывшая Заамурская ремонтная бригада, трудившаяся в Одесских мастерских Юго-Западной железной дороги. О важности работы свидетельствует тот факт, что строительство броневагона контролировал генерал-майор М. В. Колобов, причем доклады о его ходе в Ставку Верховного Главнокомандующего отправлялись еженедельно. Уже 16 ноября мотоброневагон, названный в честь своих создателей «Заамурец», отправили на показ царю в Ставку.

В силу особенностей своего вооружения «Заамурец» весной и летом 1917 года использовался в качестве зенитной самоходной установки в зоне действия 8-й армии Юго-Западного фронта. После чего в сентябре убыл в Одессу на ремонт, где и встретил Октябрьскую социалистическую революцию.

Когда в январе 1918 года одесские большевики начали восстание, «Заамурец» также вступил в бой и активно поддерживал красные войска. А вот дальше он попал в руки анархистов, которые разъезжали на нём по Юго-Западной железной дороге и взимали «контрибуции в пользу Советской власти» водкой и салом. Безобразия эти закончились, когда революционными матросами А. В. Полупанова он был отбит и стал использоваться в составе бронепоезда № 4 «Свобода или смерть» (другое название «Полупановцы»).

Вплоть до мая 1918 года «Заамурец» вместе с бронепоездом № 4 «Свобода или смерть» действовал у городов Одессы и Мелитополя, а затем убыл на Восточный фронт. Там 22 июля в бою за Симбирск мотоброневагон и бронепоезд были потеряны красными, но «Заамурец» не пропал, а оказался в руках у чехословаков. А те в свою очередь прикрепили его к бронепоезду чехословацкого корпуса «Орлик» и перевооружили (57-мм орудия Норденфельда, стоявшие в его башнях, оказались без снарядов) трехдюймовыми пушками 1902 года. В таком виде мотоброневагон циркулировал по Транссибирской магистрали летом 1919 года, обеспечивая ее безопасность.


Модель мотоброневагона после модернизации. Пушки пока ещё старые, но башни уже новые, увеличенного объема, и снабжены командирскими башенками. Количество пулеметов уменьшено, но зато они снабжены броневыми щитками...

Тут надо заметить, что «Заамурец» был на то время самым настоящим шедевром военно-технической мысли. Имел два дизеля фирмы «Фиат», динамомашину, телефонную связь, имел два скорострельных орудия и десять пулемётов. Несмотря на большой вес, он отлично преодолевал крутые подъёмы, имел скорость 45 км/ч и даже мог передвигаться на одном двигателе! Бронеплощадки «Заамурца» получили новые броневые башни – всё также полусферической формы, но при этом более высокие.


Внутри пулемётного каземата мотоброневагона «Заамурец»

Став боевой единицей чехословацкого корпуса, «Заамурец» (теперь уже «Орлик») потрудился и на дипломатическом поприще — сопровождал американскую дипмиссию на встречу с адмиралом Колчаком в Омск. Участвуя в боях, он показал себя с наилучшей стороны. Мог быстрее обычного бронепоезда сменить позицию, его было труднее засечь и, следовательно, уничтожить.


Интересно, что существует даже снятой в те годы киносюжет, на котором этот мотоброневагон хорошо виден в движении…

Когда в 1920 году Чехословацкий корпус начал эвакуацию из России, «Орлик» попал в руки японских интервентов, но находился у них недолго, так как те передали его местным белогвардейцам. Интересно, что чинить его практически не пришлось, хотя он и проехал тысячи километров от Киева и Одессы до Москвы, Симбирска, Иркутска, Читы и Владивостока, поучаствовав при этом в сотнях боев. Будучи в составе «Белоповстанческой армии» генерала В. Молчанова, он принял участие в «Хабаровском походе» и во взятии Хабаровска 22 декабря 1921 года. Но долго удерживать город генерал не смог и начал отступать. При этом командир броневагона полковник Чехов решил больше не воевать и увёл бронепоезд в Харбин, причем вместе со всем его экипажем.


Перед уходом в Китай

М. Коломиец и И. Дроговоз в своей книге «Броня русской армии» написали, что в 1924 году «Заамурец» вместе с чешским «Орликом» под командованием все того же полковника Чехова в составе войск Чжан-Чзу Чана участвовал в боях против Народно-революционной армии Китая. И советские военные советники в составе НРА сообщали, что бронепоезда Чехова наводили прямо-таки ужас на китайских солдат. Затем уже в 1925 году мотоброневагон с русским экипажем сфотографировал американский военный атташе. Ну а в 1931 году он вроде был захвачен японцами в Маньчжурии и затем какое-то время служил ещё и в Квантунской армии!


Владивосток, 1920 год.


«Орлик» в Китае, 1925 год

В любом случае только с чешскими легионерами этот мотоброневагон прошел около 9300 километров по Транссибирской магистрали от Москвы до Тихого океана. Он сыграл важную роль в сопровождении не менее чем 259 эшелонов с легионерами от Пензы до Владивостока. О том, сколько всего при этом было вывезено из Советской России, здесь вряд ли имеет смысл говорить, но вот, что у всего этого богатства был еще и такой вот прекрасный «конвоир», история никогда не забудет!

Что же касается самой модели, то сделана она очень современным способом – распечатана из специального пластика в технологии 3D. Ходовая часть стандартная от подобных железнодорожных моделей: подогнанная под размеры корпуса рама, пары колес, микроэлектродвигатель, токосъемники и редуктор. Рельсы покупные, так же как гравий и трава.

Есть и другой вариант изготовления подобной модели для тех, у кого нет возможности использовать технологию 3D. Все детали корпуса, и даже полусферические башни, делаются из тонкого листового полистирола, который склеивается полистирольным клеем. Все заклепки прочеканиваются на корпусе изнутри до разрезания на «броневые листы», что позволяет не сминать края вдоль линии разреза. То есть сначала изнутри чеканить, а затем уже резать. Аналогичным образом корпус можно сделать из тонкого латунного листа: сначала прочеканить заклепки, а затем всё спаять.

Полусферические башни легко выдавливаются при помощи деревянных шариков подходящего размера, ну а шарики эти продаются в магазине «Леонардо». Лист полистирола нагребают над газом или свечкой, а затем берут шарик и вдавливают его в полистирол. Лишнее обрезают, и башня практически готова. Тонкие стержни – китайские зубочистки либо вытяжки из литников от сборных пластиковых моделей. Красится модель с помощью аэрографа, но можно это сделать и кисточкой, используя для этого акриловые краски.

P.S. Автор и администрация сайта выражают глубокую признательность Ю. Пивкину за предоставленные фотографии изготовленной им модели мотоброневагона «Заамурец».
105 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    6 марта 2025 05:27
    Аппарат симпатичный, но не более. Австрийцы на год раньше построили бензиновый мотоброневагон в составе "бронепоезда Шобера".
    Кстати, не факт что "Заамурец" был дизельным.
    https://dzen.ru/a/Yu-brZILwE3y0doH?ysclid=m7wpvs0l8y867461773

    То есть перед нами не просто мотоброневагон, а еще и зенитный мотоброневагон!
    Сверхоптимистичная оценка.
    1. +5
      6 марта 2025 05:39
      Цитата: Владимир_2У
      Кстати, не факт что "Заамурец" был дизельным
      На фотографии, если это только не продукт Фотошопа, дымоотводящей трубы не видно. Да и габариты для парового двигателя не совсем соответствующие (нужна вода и отделение для угля. Там этого просто негде разместить)
      1. +6
        6 марта 2025 06:27
        Цитата: Голландец Михель
        Да и габариты для парового двигателя не совсем соответствующие (нужна вода и отделение для угля. Там этого просто негде разместить)

        Я не к тому, что паровоз, а к тому что бензиновый.
        Цитата: Голландец Михель
        Уголь был на любой станции, а вот солярка в России относилась к топливной экзотике

        А бензин был в каждой аптеке! wink
        1. +9
          6 марта 2025 07:27
          Собственно в аптеках Берта Бенц и заправлялась во время своего знаменитого автопробега.
        2. +3
          6 марта 2025 13:14
          Цитата: Владимир_2У
          А бензин был в каждой аптеке!

          мне кажется, что на аптечной расфасовке "целый поезд" не далеко бы уехал (столько аптек в округе не сыскать), а дизели на растительном масле прекрасно работали, которое можно было "грузить бочками" (братья карамазовы) :)
          1. +1
            6 марта 2025 14:05
            Цитата: Rodez
            мне кажется, что на аптечной расфасовке "целый поезд" не далеко бы уехал
            Ну это шутка с долей шутки, первые автомобилисты частенько брали бензин в аптеках, но где первые автомобилисты и где 1915 год.
            1. +1
              6 марта 2025 16:42
              Цитата: Владимир_2У
              первые автомобилисты частенько брали бензин в аптеках, но где первые автомобилисты и где 1915 год.

              да я не в обиде :)
              действительно было такое, но я - про размер бензобака... тут поминали, что дизельное топливо тогда в дефиците было, но мотор сам был задуман, чтобы работать на "всем, что горит", дизель сначала вообще работы с угольного порошка начинал на деньги углевладельцев, да не оправдал их надежд :)
          2. 0
            15 марта 2025 21:28
            Не стоит исключать возможность установки болиндера.
      2. +4
        6 марта 2025 06:53
        Цитата: Голландец Михель
        если это только не продукт Фотошопа,

        Кому и зачем это нужно?
        1. +2
          6 марта 2025 13:31
          Цитата: kalibr
          Кому и зачем это нужно?

          Я Вас умоляю!
          Да потому что есть возможность и свободное время!)))
          1. 0
            6 марта 2025 18:16
            Цитата: Старший матрос
            Кому и зачем это нужно?

            Но мне это не нужно!
            1. +1
              6 марта 2025 18:20
              Цитата: kalibr
              Но мне это не нужно!

              Так Вы и не фотошопите)))
              Вы делаете\делали модели для детей. Другие балуются с фотошопом, лепя иной раз невероятных кадавров. Да так, что иной раз и не разберешь, где реальная картинка, а где творение сумрачного гения
    2. +1
      6 марта 2025 11:23
      Цитата: Владимир_2У
      Сверхоптимистичная оценка.

      Просто наш был реально лучше: 2 пушки против 1-ой, 12 пулеметов против 6.
      1. -1
        6 марта 2025 14:30
        Цитата: kalibr
        Просто наш был реально лучше: 2 пушки против 1-ой, 12 пулеметов против 6.

        Лучше. Но это не означает что он был зенитным. Потому что даже 12 пулемётов при казематном расположении не могут вести зенитный огонь, а пушки, хоть и скорострельные и даже с большим углом возвышения, но с примитивными прицелами и такими же снарядами, имели ограниченную ценность, фактически были зенитными пугачами.
        И это при открытом размещении, с вменяемой скоростью наведения. А ведь, как Вы понимаете, наведение башни требует намного больше усилий, и с обзором в ней намного хуже.
        1. 0
          6 марта 2025 18:20
          Цитата: Владимир_2У
          Но это не означает что он был зенитным. Потому что даже 12 пулемётов при казематном расположении не могут вести зенитный огонь, а пушки, хоть и скорострельные и даже с большим углом возвышения, но с примитивными прицелами и такими же снарядами, имели ограниченную ценность, фактически были зенитными пугачами.

          Значит все-таки зенитным? Иногда процесс столь же важен как и результат!
          1. -1
            7 марта 2025 03:19
            Цитата: kalibr
            Значит все-таки зенитным?

            Пушки были пугачами, специально переделанные, в идеальных условиях размещения, и не факт, что именно они были установлены в мотоброневагон, в заведомо более худшие условия.

            Цитата: kalibr
            Иногда процесс столь же важен как и результат!

            Вам виднее. laughing
    3. +3
      6 марта 2025 14:49
      Калибр: Самый уникальный мотоброневагон в истории

      Владимир_2У:Сверхоптимистичная оценка.

      Ну так а кто автор? А у него все -самое-пресамое. Главное - статью по хайповей назвать
      Автор: мощное вооружение и надежная броня еще больше повышали ценность данной машины войны.
      По факту - две 57-мм береговых пушки Норденфельда с рамочными прицелами и 10-12мм. катаной гомогенки
      1. +5
        6 марта 2025 15:04
        Самый уникальный мотоброневагон в истории

        Неплохой мото броневагон. Но в чем его уникальность? Первый? Далеко нет. Например - австро-венгерский 3-х осный мотоброневагон капитана Шобера. А мотобронедрезина Дыренкова была помощнее и по броне и по вооружению- в двух башнях с 16 мм. броней 76.2-мм противоштурмовые пушки обр.1913 года
        На фото1- мотоброневагон Шобера
        На фото2 - мотобронедрезина Дыренкова
        1. +6
          6 марта 2025 15:23
          Реально уникальным можно назвать советский бронепоезд "Ленинградец"- по гитлеровской классификации -"Schwer fassbar" ("Неуловимый") Для осаждавших Ленинград немцев было шоком когда он неожиданно разединился и аттаковал сразу на четырех отдаленных друг от друга участках. Дело в том, что в его состав кроме бронеплощадок входили две бронемотодрезины Д2 и мотоброневагон МБВ-2 (на фото ниже), за свои боевые заслуги получивший личное официальное имя - "Стремительный"
          1. +2
            6 марта 2025 16:07
            А вот фото и самого легендарного бронепоезда
            1. +3
              6 марта 2025 16:11
              советский мотоброневагон МБВ-2
              1. +3
                6 марта 2025 16:33
                Немцы во вторую мировую для охраны ж.д.путей широко применяли мотоброневагоны Kommandowagen (фото1) Но... в отличии от наших все они были легкими. Эффективность советских тяжелых мотоброневагонов МБВ-2 оценило и гитлеровское командование, И к концу войны выпустило свой тяжелых мотоброневагон для борбы с советскими танками Motorpanzerwagen Nr. 16 „Panzerjäger“ (рис.2 ). Правда ничем особым этот "Истребитель танков-16"не отметился - в первом же своем бою он был внезапно атакован взводом тридцатичетверок мл. лейтенанта Н.Силкова, лишился хода и предпочел капитулировать.
          2. +3
            6 марта 2025 18:18
            Цитата: Ричард
            Реально уникальным можно назвать советский бронепоезд

            Это было потом!
            1. +2
              6 марта 2025 18:22
              Естественно. Его построили в 39-ом. И в финской и ВОВ довелось поучаствовать
              1. +2
                6 марта 2025 18:24
                Цитата: Ричард
                Естественно.

                А раз естественно, то какого хрена сравнивать его с пальцем. Речь идет о машине начала века, а не его середины... В СВО тоже есть бронепоезд, что же Вы с ним-то не сравниваете?
                1. +1
                  6 марта 2025 19:19
                  какого хрена сравнивать его с пальцем. Речь идет о машине начала века

                  Раз уж вы начили грубить, попробую ответить вам вашим же языком -с какого хрена это самый уникальный мотоброневагон в истории? Он был не первый - МБВ "Заамурец" был изготовлен в ноябре 1916, а австровенгерский МБВ Шобера еще в мае 1915г. По броне, вооружению, скорости и запасу хода уступал даже первой мотобронедрезине Дыренкова 16-ого года , не говоря уже о знаменитой второй- мотобронедрезине Дыренкова БД2 советской простройки 1936г. А с мотоброневагонами МБВ-1(1935г.) и МБВ-2 (1936-1937гг) его характеристики вообще стыдно сравнивать. Так почему-ж по вашему "Заамурец- Orlik" - самый уникальный мотоброневагон в истории?
                  какого хрена сравнивать БП "Ленинградец с БМВ "Заамурец".Речь идет о машине начала века, а не его середины.

                  Тут речь идет не о сравнении, а пример реально уникальной железнодорожной боевой машины.
                  1. +1
                    6 марта 2025 19:31
                    Цитата: Ричард
                    Так почему-ж по вашему "Заамурец- Orlik" - самый уникальный мотоброневагон в истории?

                    Потому, что австриец ему уступал! И он был такой самый первый.
                    1. +2
                      6 марта 2025 20:01
                      Браво!!! Рукоплещу вашей логике! Шобер -хоть и первый, но хуже. Ровестник Дыренков - будем считать примерно одинаковый, МБВ-1,МБВ-2, и БД2 вообще не учитываем - это машины не начала века, а его середины.Итого вывод - "Заамурец"- однозначно самый уникальный мотоброневагон в истории! fellow
                      Прямо как у Райкинского бухгалтера: wink
                      Это в уме, это вычеркиваем, это здесь не считаем, это тоже не считаем, это вообще не учитываем. Все,- Готово!(с)
                      1. 0
                        6 марта 2025 20:35
                        Цитата: Ричард
                        Итого вывод - "Заамурец"- однозначно самый уникальный мотоброневагон в истории!

                        Вы правы, как всегда!
          3. +1
            8 марта 2025 17:47
            Моща! Жаль люки заварены.
        2. +1
          6 марта 2025 18:17
          Цитата: Ричард
          На фото1- мотоброневагон Шобера
          На фото2 - мотобронедрезина Дыренкова

          Первый был хуже нашего. Второй был ... вторым.
        3. +1
          6 марта 2025 19:29
          Цитата: Ричард
          А мотобронедрезина Дыренкова была помощнее и по броне и по вооружению- в двух башнях с 16 мм. броней 76.2-мм противоштурмовые

          Такая же броня стояла и на "Заамурце" и пушки 76,2-мм обр.1902 года этим орудиям не уступали. И опять же "дыренковцы" были после!
  2. +2
    6 марта 2025 05:34
    Цитата: В. Шпаковсаий
    Двигатель — дизель, значит, нет дымовой трубы
    Зато, наверное, была проблема с топливом. Уголь был на любой станции, а вот солярка в России относилась к топливной экзотике, тем более, что этот броневагон прополз через всю Россию до самого Владивостока
    1. +9
      6 марта 2025 07:25
      Не факт,что он весь километраж намотал на собственном ходу.Вполне мог и в качестве прицепного.
      1. +3
        6 марта 2025 13:34
        Кстати, да. Это обычный способ не только для мотовагонов. но и для самих бронепоездов. Бронепаровызы, как правило, были под парами только во время боя, а на перегонах использовали обычные не бронированные локомотивы.
    2. +11
      6 марта 2025 08:14
      В России были широко распространены полудизели — нефтяные двигатели с калоризатором, которые ценились за простоту и дешевизну. Часто такие двигатели называли «болиндерами» — по названию шведской компании, одной из первых начавшей массово производить их.
      Некоторые производители полудизелей: Фёдор Блинов. В конце XIX века получил распространение дешёвые нефтяные двигатели с простой калильной головкой (или открытым калоризатором) без водяного охлаждения. В 1899 году Блинов решил применить вместо открытой калильной головки запальник — предварительно раскалённый элемент, помещаемый через крышку в запальную камеру. 1Яков Мамин. Вместе с братом Иваном на собственном предприятии — «Чугуно-литейном механическом заводе братьев Я. и И. Маминых» — в 1903 году был сделан первый двигатель мощностью 9,5 лошадиных сил на базе двигателя английской фирмы «Хорнсби». В 1908 году Мамины получили привилегию и патент №14061 на двигатель, который назвали «Русский Дизель».
      Эти двигатели могли работать на любом жидком топливе, даже на отработки и растительном масле и конечно керосине...
      Моторные вагоны тоже не новейшее изобретение, их называли мотрисами...
      1. +4
        6 марта 2025 10:40
        Цитата: Толстый
        В России были широко распространены полудизели — нефтяные двигатели с калоризатором
        Что-то давно ещё слышал про такие двигатели, но они особо-то в технике и не прижились. Представляю, как они забивали форсунку. Спасибо за развернутый ответ
        1. +5
          6 марта 2025 11:16
          Цитата: Голландец Михель
          забивали форсунку.

          Этих проблем не было. Топливо подавалось под давлением около 5 атм.
          "Болиндеры" вообще отличались совершенной неприхотливостью и простотой обслуживания в полевых условиях. Двигатель малочуствителен к добавлению в топливо воды. Понятно что у этого типа двигателей, кроме небольшой мощности полно недостатков, но окончательно в историю они не ушли...
        2. +1
          6 марта 2025 13:36
          https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%86_(%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80)
        3. +2
          6 марта 2025 15:00
          Был на Курилах в 65 году.Японские "Болиндеры" находились там в большом кол-ве. Применялись и как двигатели на "Кавасачках",так и в кач-ве двигателей к генераторам. Массивный ,полуметрового диам. цилиндр,с массивной крышкой на 4-х болтах. На крышке крепилась "свеча" с кулак величиной,которую разогревали до красна паяльной лампой,затем крепили.Массивный маховик.Но что интересно-крутанешь маховик-цилиндр ходит без каких-либо усилий. Уже потом узнал,что смазочные масла японцы готовили на основе китового жира,который практически не разлагался,т.к. в атмосфере нет бактерий,разлагающих его. Только в море.
          1. 0
            6 марта 2025 15:05
            Цитата: Zyablicev43
            Японские "Болиндеры" находились там в большом кол-ве
            Для чего такой индустриально продвинутой нации, как японцы нужны такие двигатели? wink
            Цитата: Zyablicev43
            смазочные масла японцы готовили на основе китового жира,который практически не разлагался,т.к. в атмосфере нет бактерий,разлагающих его
            Сейчас по-моему, можно синтезировать любое масло. Зачем для этого истреблять китов?
            1. +4
              6 марта 2025 15:19
              Было это в 1965 году,чз. 20 лет после освобождения Курил.Так что Ваши вопросы как-то...
    3. +2
      6 марта 2025 13:32
      Цитата: Голландец Михель
      Уголь был на любой станции, а вот солярка в России относилась к топливной экзотике,

      Дизель и керосин может кушать request
      А уж его-то в тогдашней России хватало
      1. +1
        6 марта 2025 14:49
        Цитата: Старший матрос
        Дизель и керосин может кушать
        Керосин не самое лучшее топливо для такого двига. Лучше уж пусть работает на грязной соляре wink
        1. +4
          6 марта 2025 15:11
          Цитата: Голландец Михель
          Керосин не самое лучшее топливо для такого двига.

          Для современных - да. А для тогдашних практически норма. Собсно первый двигатель Дизеля как раз на керосине и работал.
          1. 0
            15 марта 2025 01:12
            Первый двигатель Дизеля был на угольном порошке.
      2. 0
        15 марта 2025 01:10
        И на сырой нефти работает полудизель. Его тоже в России хватало.
    4. 0
      9 марта 2025 07:48
      Зато, наверное, была проблема с топливом. Уголь был на любой станции, а вот солярка в России относилась к топливной экзотике, тем более, что этот броневагон прополз через всю Россию до самого Владивостока

      Это не совсем так. Хорошо если рядом были угольные копи, а если их не было, то добытый уголь надо было везти за сотни вёрст. Поэтому на каких-то дорогах с углём действительно не было проблем. А где-то его не было от слова совсем. Паровозы на Амурской и северной части Уссурийской передвигались на дровах. Такая же проблема была на северных дорогах, на которые завозили кардифский уголь из Англии.
  3. +8
    6 марта 2025 07:08
    Всем доброго утра!
    Вспоминая об «Забайкальце», стоит напомнить, что в Советском Союзе - эта тема была не забыта.
    МбВ-2
  4. +6
    6 марта 2025 07:14
    В центральном каземате размещалось 8 пулеметов с боекомплектом (по четыре с каждого края), а также силовая установка из двух бензиновых двигателей («Фиат» и «Флоренция») мощностью 60 л.с. каждый, «установленных на общем валу, соединенных между собой реверсами и коробкой скоростей, передача энергии двум ведущим осям производится при помощи двух карданных валов и конического зубчатого зацепления». Такая конструкция обеспечивала движение и на одном двигателе, а реверс обеспечивал движение вперед и назад с одинаковыми скоростями. Мотоброневагон оснащался двумя комплектами тормозов — ручным и пневматическим «Вестингауз», воздух для которого «нагнетается особым компрессором, приводимым в действие первичным валом коробки скоростей».


    "Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне" Максим Коломиец
  5. +2
    6 марта 2025 08:36
    Уже сталкивался на «ВО» с мнением некоторых читателей, утверждавших, что в царской России ничегошеньки путного не было, ни ученых мирового уровня, ни открытий мирового значения,


    Ну это последствия Сталинской пропаганды как из "лапотной" России за 10 лет вдруг появилось индустриальное социалистическое государство...
    Про то, что Россия по уровню промышленного развития занимала 4 место в мире мало кто любит вспоминать, что инженеров Вузов в царской России ежегодно выпускалось в два раза больше чем в Германии...
    Вся лёгкая промышленность центральных областей РСФСР работала на фабриках построенных ещё до революции...
    Большевики сами виноваты, что из-за развязанного ими террора большая часть инженерных кадров либо примкнула к белякам, либо эмигрировала из России.
    1. +5
      6 марта 2025 12:02
      Про то, что Россия по уровню промышленного развития занимала 4 место в мире мало кто любит вспоминать, что инженеров Вузов в царской России ежегодно выпускалось в два раза больше чем в Германии...

      Соотнесите 1) натуральные показатели объемов выпуска продукции к количеству населения, собственно 2) промышленных рабочих к количеству населения, 3) натуральные показатели объемов выпуска продукции к количеству рабочих. 4) мощность двигателей, используемых в промышленности к натуральным показателям объемов выпуска продукции. Ну и 5) количество выпускников технических вузов к количеству населения.
      И ваш мыльный пузырь про 4 место, раздуваемый "Волковым и Со" сразу лопнет.
      Ну а для конкретики можете рассказать про то, как в век условно прозванный алюминиевым (по аналогии с бронзовым, железным) обстояло дело с промышленным производством "металла века" в России в начале 20 века, по сравнению с другими странами.
      А еще для конкретики, можете рассказать, как обстояли дела в империи с тем, без чего бессмысленно мечтать о индустриализации. А именно о стандартизации.
      1. +2
        6 марта 2025 16:43
        Добавим то, что промышленность России на тот момент по большей части России не принадлежала, этим самым канонизированным вместе с семейством был освоен отличный бизнес, сдача России вместе с народом в аренду за недорого, соответственно совершенно скотское отношение к работникам (Ленские прииски например) и спровоцировало не мало выступлений в защиту своих прав, которые царское правительство разгоняло плётками
        1. 0
          6 марта 2025 18:26
          Цитата: д^Амир
          совершенно скотское отношение к работникам

          При очень даже неплохой зарплате!
          1. +1
            6 марта 2025 18:31
            Вячеслав Олегович!!! hi Очень сильно и подольше здравствуйте!!! было бы в России всё так хрустобулочно и духовноскрепно то и аrmorácia rusticána оно бы так в 1917 рвануло, так глядишь до сих пор бы как мелкобриты при монархе жили
            1. +2
              6 марта 2025 18:34
              Цитата: д^Амир
              было бы в России всё так хрустобулочно и духовноскрепно

              А все как раз и не было! В избытке было темных и невежественных крестьян и таких же господ, державшихся за старое уже в новом мире!
              1. +1
                6 марта 2025 18:41
                и это тоже, правление концерна ПРОДУГОЛЬ монополиста в РИ сидело в Париже, правление концерна ПРОДМЕТ сидело в Брюсселе, "всё текло через границы, за бесценок, за дарма" но этом фоне очень неплохой уровень жизни например ижевских оружейников, массово революцию не поддержавших погоды не разу не делал hi
                1. -1
                  6 марта 2025 19:30
                  Цитата: д^Амир
                  но этом фоне очень неплохой уровень жизни например ижевских оружейников, массово революцию не поддержавших погоды не разу не делал

                  Конечно, не делал. Рулила деревня!
                  1. +2
                    6 марта 2025 19:44
                    абсолютно в большинстве своём нищая, зато дворянство изволило по заграницам, еще раз с уважением Вячеслав Олегович, не было бы причин, действительных причин, никакой Ленин с никаким бронштейном и и иже с ними этот кошмар, который "гевогюция" и гражданская война не устроил бы
                  2. 0
                    6 марта 2025 19:50
                    и да, у Вас финал боевого пути не описан, что с ним стало то как он к японцам попал???
                    1. +1
                      6 марта 2025 19:57
                      Цитата: д^Амир
                      и да, у Вас финал боевого пути не описан, что с ним стало то как он к японцам попал???

                      Нет информации.
                      1. +1
                        6 марта 2025 20:02
                        Плохо, очень жаль, просто разобрали на металл наверное
                      2. +2
                        6 марта 2025 20:36
                        Цитата: д^Амир
                        просто разобрали на металл наверное

                        Рано или поздно - обязательно!
    2. +1
      7 марта 2025 21:17
      Маленький такой факт, российские заводы не смогли освоить производство полного цикла турбин даже для эсминцев. Турбины на Новинке стояли немецкие, ЛК "Александр третий" достраивался долго из-за того что не успели до начала войны доставить через Дарданеллы, в последний момент параход с турбинами развернули и отправили в Архангельск, потом их через всю Россию тащили на Чёрное.
      Измаилы - тоже британские турбины Браун.
      СССР купив лицензию у Итальянцев организовал полный цикл производства независимо от запада.
      1. -1
        8 марта 2025 00:29
        Если бы не октябрьский переворот и Российская Империя освоила бы своё производство турбин.
        К 1916 - му РИ перевела экономику на военные рельсы обеспечивают армию патронами, снарядами, пулеметами..
        Только измена 5-й колонны в руководстве РИ привела к краху и вырвала у России победу в ПМВ.....
        1. +1
          8 марта 2025 14:40
          Там такой клубок, коррупции и всяких денежных интересов, государство да хотело все у нас, но хозяева заводов что в Питере, Николаеве и Харькове были зарубежные, в итоге почти за десять лет 07 го как приняли программу строительства нового флота, не смогли. Доходило до того что броня произведенная у нас стоила дороже чем из-за рубежа.
          Самый дурдом был в том что мы перед первой заказали лёгкие крейсера, а так же иэ турбины для ЭМ типа Новик и крейсеров типа Светлана в Германии. В итоге эти турбины пошли на ЭМ типа V с которыми, наш Новик потом встретился. А Новики на которые их планировали поставить так и Светланы (под немецкие турбины) не достроили, Светланы корпуса которых не дождались турбин потом при советах переделали в танкеры. Иногда проще написать что делали у нас, коротко получается, вот то что не делали список бесконечный.
  6. +3
    6 марта 2025 11:08
    Хорошая статья, интересный агрегат! Автору спасибо!
    Интересно, а в Русско-Японской бронепоезда использовались?
  7. +5
    6 марта 2025 11:17
    Уже сталкивался на «ВО» с мнением некоторых читателей, утверждавших, что в царской России ничегошеньки путного не было, ни ученых мирового уровня, ни открытий мирового значения, а уж техника и вовсе хромала, и отчасти действительно так и было.

    Проблема Империи была в том, что открытия и опытные образцы её наука и промышленность ещё тянули. Но вот как доходило дело до постановки образцов мирового уровня в серию - то начинался адский ад. Хорошо, если удавалось достать части и агрегаты за границей. А если нет? Причём иногда затык был даже не в сложных механизмах, типа двигателей - развёртывание производства автомобилей в Империи во время войны столкнулось с отсутствием нужных сортов сталей.
    Вот построили мотоброневагон. Отзывы - отличные. И что дальше? А ничего - так и остался опытным образцом.
    1. -2
      6 марта 2025 12:05
      Так в то время и британские танки выпускали ь в единичных экземплярах...
      1. 0
        6 марта 2025 13:16
        Погугли для начала, сколько было выпущено бритами танков, а потом по клаве клацай.))
      2. +1
        6 марта 2025 13:17
        за 1916-17гг. британцами было выпущено порядка 2 тысяч тяжелых танков серии Марк и двести Уиппетов
        1. 0
          6 марта 2025 18:24
          faiver, за 1916-17гг. британцами было выпущено порядка 2 тысяч тяжелых танков серии Марк и двести Уиппетов


          Вот врать не надо!!!
          За 16-17 г было выпущено 75 "самцов" и 75 "самок"
          1. +3
            6 марта 2025 18:40
            А остальные Марки вы куда подевали? вторые? третьи, четвертые, пятые?
            1. 0
              6 марта 2025 22:03
              Когда появились 4, 5.... РИ уже не стало....
              Мы же сравниваем, что было в 1916 году в РИ и ВБ....
      3. +7
        6 марта 2025 16:30
        Цитата: штурм
        Так в то время и британские танки выпускали ь в единичных экземплярах...

        Вот только лайми во время войны не только смогли сделать единичные экземпляры танков, но и перейти от штучного производства к вот такому:

        British Mark IV tanks in mass production at the Oldbury Carriage Works in WWI. 1918
      4. 0
        7 марта 2025 21:32
        Российская империя построила всего один единственный "танк" Ахтырец, да и то забронировав трактор Алис-Чалмес.
        Так что сравнение не корректно.
        1. 0
          8 марта 2025 07:56
          а как же хрень Лебеденко? laughing
          1. 0
            8 марта 2025 14:45
            А с колесами обозрения, тупой попил. Как и с Святогором, красивый самолёт, вот только с моторов для него не нашлось, даже трофеи с дережбамбеля не с смогли его поднять в воздух.
    2. +2
      6 марта 2025 13:19
      Но вот как доходило дело до постановки образцов мирового уровня в серию - то начинался адский ад
      - вот незнаю, но что-то мне это напоминает bully
    3. +4
      6 марта 2025 13:31
      Проблема Империи была в том, что открытия и опытные образцы её наука и промышленность ещё тянули. Но вот как доходило дело до постановки образцов мирового уровня в серию - то начинался адский ад
      - не стоит еще забывать о преклонении царственных особ и прочих сливок того общества перед всем заграничным
      1. 0
        8 марта 2025 00:36
        не стоит еще забывать о преклонении царственных особ и прочих сливок того общества перед всем заграничным

        А среди царственных особ Русских не осталось совсем, сплошная немчура...
        1. 0
          8 марта 2025 07:55
          это точно, только в результате переворотов устраиваемых англичанами.....
    4. +2
      6 марта 2025 15:04
      Цитата: Alexey RA
      Но вот как доходило дело до постановки образцов мирового уровня

      русское паровозостроение-массовое и передовое в мире.

      русское речное пароходостроение-то же, самый большой речной флот.
      1. +5
        6 марта 2025 16:35
        Цитата: Ольгович
        русское паровозостроение-массовое и передовое в мире.
        русское речное пароходостроение-то же, самый большой речной флот.

        Отлично. Сколько лет прошло со времени изобретения паровоза и парохода? wink

        На 1914 год образцы мирового уровня - это уже автомобиль и самолёт. Свои автомобиль и самолёт, а не набивание корпусов импортными комплектующими, которые в случае войны либо исчезают, либо резко сокращаются поставкой.
  8. -4
    6 марта 2025 11:20
    После этой фразы читать бросил-"Тут надо заметить, что «Заамурец» был на то время самым настоящим шедевром военно-технической мысли. Имел два дизеля фирмы «Фиат».
    Потянуло булкохрустятиной.
    Непонятно что в этом сундуке выдающегося?
    Какой идиот формировал такую сложную форму корпуса?Зачем малоудобные полусферические сборные башни?
  9. -1
    6 марта 2025 11:24
    Цитата: штурм
    Большевики сами виноваты, что из-за развязанного ими террора большая часть инженерных кадров либо примкнула к белякам, либо эмигрировала из России.

    Хоспаде -да кие еще инженерные кадры-ничего своего не было-ни электродвигателей,ни паросиловых установок ,ни двигателей внутреннего сгорания,ни точной оптики-как руки то не отсохнут у таких почитателей величия РИ?
    1. -1
      6 марта 2025 12:13
      Почитайте для общего развития:
      https://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/rossija_kotoruju_my_im_podarili_845.htm
  10. -2
    6 марта 2025 11:57
    царской России ничегошеньки путного не было, ни ученых мирового уровня, ни открытий мирового значения, а уж техника и вовсе хромала,

    только один из примеров: каждый из миллиардов, включающих телевизор, может вспомнить, что первая в мире ТЕЛЕпередача была произведена в РОССИИ русским ученым , дворянином, Борисом Львовичем Розингом. в ещё в 1911г.

    В 1931 году был арестован режимом по «делу академиков»... «за финансовую помощь контрреволюционерам», сослан в рабочий посёлок Котласа, Коми. Умер в ссылке в Архангельске, как и многие-ногие тысячи других великих русских ученых и инженеров.
    1. +8
      6 марта 2025 13:06
      первая в мире ТЕЛЕпередача была произведена в РОССИИ русским ученым , дворянином, Борисом Львовичем Розингом. в ещё в 1911г.

      Если отталкиваться от термина "телепередача", то ему соответствовал уже диск Нипкова. Если отталкиваться от "включающих телевизор", то тогда надо вспоминать не Розинга, а Зворыкина или Грабовского.
      И, если быть справедливым в поисках того, благодаря кому появилось современное телевидение, то спасибо надо сказать бессребренику Брауну, который отказался патентовать свою электронно-лучевую трубку и Кемпбелл-Суинтону, который придумал полностью электронную схему (у Розинга все еще электронно-механическая была, передатчик был механическим). Вообще же, значимые изобретения - это почти всегда заслуга плеяды ученых, дорабатывающих работы друг друга.
      Проблема в Российской империи была не в отсутствии ученых, а в отсутствии промышленных технологий и самой промышленности, позволяющей реализовать их труды. С этим и связан успех некоторых русских ученых, переехавших в США или Германию - промышленность этих стран могла реализовать их идеи, а владельцы промышленности увидели в них коммерческий потенциал.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
      2. +2
        6 марта 2025 16:00
        Россия во многом была готова, но не успела совершить переход в новый технологический уклад. Кристаллы для роста были, среда перенасыщенная идеями тоже, но массовость использования новых технологий в комплексе - такого еще не произошло. Диалектика, и одни правы и другие. Каждый может найти примеры подтверждающие его точку зрения, но анализа в целом по экономике - нет. Строго говоря, паровозы (паровые машины) это предыдущий уклад. С ним более-менее хорошо. А двигатели внутреннего сгорания во всех видах, электротехника (в основном западные производители) идр - на старте. Кстати, вопрос спроса, рынок слабоват был, чтоб поглотить большой объем высокотехнологичной индустриальной продукции, те большой срок окупаемости инноваций. Одной причины и одного простого ответа не найти.
        1. +3
          6 марта 2025 16:52
          Россия во многом была готова, но не успела совершить переход в новый технологический уклад.

          "Готовность во многом" уже никакой роли не играла. Да и ингибиторов "перехода" хоть отбавляй.
          Если интересно, ознакомьтесь с трудами Пребиша, Кардозу, Зингера и прочими последователями теории зависимого развития государств. И готова ли была империя применить те методы, которые позволяют уйти от зависимого развития? Большие сомнения на этот счет.
          Над Россией конца 19 начала 20 века Дамокловым мечом навис рост сельского населения, намного опережающий рост производительных сил. Чтобы в таких условиях стране дальше развиваться, неизбежно пришлось бы пройти через административный принудительный массовый переток крестьянства, причем в крайне сжатые сроки. С неизбежной пауперизацией последнего, так как в эти же сроки не могли бы уложиться ни создание требуемого количества рабочих мест, ни развитие требуемой для такого количества населения инфраструктуры. Страна уже прошла точку невозврата, социальный взрыв был только вопросом времени.
          1. 0
            6 марта 2025 18:30
            Цитата: Гнусный скептик
            Дамокловым мечом навис рост сельского населения, намного опережающий рост производительных сил.

            Как хорошо Вы сказали!
          2. +1
            6 марта 2025 21:13
            Так кто же спорит. Мы всего лишь слегка коснулись технических аспектов. А анализ экономики в целом, политической ситуации и социальных особенностей Российской Империи - тут точно в одном комментарии не рассказать.
          3. 0
            6 марта 2025 21:28
            Но по поводу теории зависимого развития и России я бы заметил следующее.
            Если считать, что теория зависимого развития, возникшая в середине 20 века, стремится объяснить, как и почему некоторые страны остаются экономически отсталыми, в то время как другие развиваются. Теория оперирует несколькими базовыми аспектами.
            Неравное распределение ресурсов: Развитие стран происходит в условиях неравномерного распределения ресурсов и богатств, что приводит к зависимости от более развитых стран.
            Исторический контекст колониализма: Колониальное прошлое многих стран создало структуры, которые продолжают влиять на их экономическое развитие, оставляя их зависимыми от бывших метрополий.
            Экономическая зависимость: Страны, находящиеся на периферии, часто зависят от экспорта сырьевых товаров и импорта готовой продукции, что ограничивает их возможности для самостоятельного развития.
            Неравные торговые отношения: Развивающиеся страны часто сталкиваются с невыгодными условиями торговли, что приводит к ухудшению их экономического положения и увеличению долговой зависимости.
            Влияние международных институтов: Международные финансовые организации (такие как МВФ и Всемирный банк) могут навязывать условия, которые усугубляют зависимость развивающихся стран, ограничивая их экономическую самостоятельность.
            Социальные и политические факторы: Политические режимы и социальные структуры в зависимых странах могут быть подвержены влиянию внешних сил, что затрудняет процесс самостоятельного развития.
            Необходимость альтернативных путей развития: Теория подчеркивает важность разработки собственных моделей развития, которые учитывали бы уникальные условия и потребности стран, а не следовали бы навязанным внешним стандартам.
            Эти принципы помогают анализировать сложные взаимосвязи между развитыми и развивающимися странами, а также выявлять механизмы, способствующие или препятствующие экономическому развитию.
            Теория зависимого развития применима для анализа экономической и социальной динамики Российской империи начала 20 века. Можно оценить, как внешние экономические факторы, такие как иностранные инвестиции и экспорт сырья, влияли на зависимость России от западных стран, что затрудняло ее внутреннее развитие. Экономическая зависимость
            Теория зависимого развития объясняет, как Россия, будучи аграрной страной, была вынуждена полагаться на экспорт сырья, что ограничивало ее возможности для индустриализации. Это создавало условия для ухудшения торговых позиций и зависимого положения на международной арене.
            Влияние иностранного капитала
            Иностранные инвестиции играли значительную роль в экономике России, однако они часто приводили к созданию зависимых отношений, где местные ресурсы использовались для удовлетворения потребностей иностранных компаний, что тормозило развитие отечественной промышленности.
            Социальные последствия
            Зависимость от внешних экономических факторов способствовала социальному неравенству и классовым конфликтам. Крепостное право и традиционные формы хозяйствования продолжали существовать, что мешало формированию современного рабочего класса и развитию гражданского общества.
            Модернизация и ее ограничения
            Процесс модернизации в России был неполным и неравномерным. Теория зависимого развития помогает понять, почему попытки индустриализации не привели к устойчивому экономическому росту, а также почему многие регионы оставались в состоянии отсталости.
            Исторический контекст
            В начале 20 века Россия находилась на перекрестке между традиционным аграрным обществом и современным индустриальным. Теория зависимого развития позволяет анализировать, как внутренние и внешние факторы взаимодействовали, формируя уникальный путь российской модернизации.

            Но ряд авторов указывает на определенные противоречия, связанные с многообразием экономических процессов, наличием внутреннего потенциала и активными реформами, которые не всегда соответствуют концепции зависимости. Также важно учитывать уникальные социальные и политические условия, влияющие на развитие страны. Внутренние ресурсы и потенциал
            Наличие значительных природных ресурсов, таких как нефть, уголь и металлы, позволяло России развивать собственную промышленность.
            Разнообразие сельскохозяйственных условий способствовало развитию местного производства и торговли.
            Модернизация и реформы
            Проведение реформ, таких как реформы Сергея Витте, направленных на индустриализацию и модернизацию экономики, противоречит идее о полной зависимости от внешних факторов.
            Попытки создания железнодорожной сети и развитие финансовой системы также указывают на активные шаги к самостоятельному развитию.
            Социальные и политические условия
            Социальные движения и политические реформы, такие как создание Государственной думы, показывают стремление к изменениям внутри страны.
            Разнообразие этнических и культурных групп в Российской империи создавало уникальные условия для развития, которые не всегда соответствуют теории зависимости.
            Влияние внешних факторов
            Внешние экономические связи и международная политика также играли важную роль, но не всегда определяли внутренние процессы.
            Участие России в международной торговле и политике могло способствовать как зависимостям, так и независимым инициативам.
  11. +3
    6 марта 2025 12:19
    Вопросы:
    Масштаб модели Н0?
    Реальные размеры состава?
    Оригинал создан на основе пульмана или полностью самостоятельная разработка ходовой части
    1. +2
      6 марта 2025 16:38
      Цитата: balabol
      Оригинал создан на основе пульмана или полностью самостоятельная разработка ходовой части

      Похоже, что база МБВ была спецпостройки:
      Первоначально в качестве базы предполагалось использовать четырехосную железнодорожную платформу Фокс-Арбель, на которой размещалось вооружение и силовая установка. Однако впоследствии от использования этой ходовой части пришлось отказаться. В объяснительной записке к проекту Бутузов писал: «Постройка бронированного моторного вагона на ходовой раме вагонов Фокс-Арбеля не представляется возможной ввиду слабой конструкции шкворневых балок этих вагонов, плохой конструкции их тележек, имеющих весьма сложные рамы, а также жесткие рессоры. Кроме того, ходовая рама имеет недостаточную длину (всего 14 м), при которой не представляется возможным размещение всех приборов для правильного действия мотовагона».
    2. 0
      6 марта 2025 18:32
      Цитата: balabol
      Вопросы:

      Все ответы у Вас в личке!
  12. +2
    6 марта 2025 15:13
    Уважаемый автор, напомню определение: "Уникальный — единственный в своём роде, неповторимый, существующий в одном экземпляре". Следовательно, слово "уникальный" не может иметь сравнительной степени, как у вас в заголовке.
    1. 0
      6 марта 2025 18:35
      Цитата: УАТ
      Следовательно, слово "уникальный" не может иметь сравнительной степени, как у вас в заголовке.

      Ха! Зато привлекает внимание и к тому же второго "Заамурца" ведь не было? Так что он в своем роде единствненный!
      1. 0
        7 марта 2025 08:59
        Так что он в своем роде единствненный!

        Зачем же ломиться в открытую дверь, в уникальности "Заамурца" никто не сомневается. А привлекать внимание малограмотностью - это неуважение не только к читателю, но и к себе.
        1. 0
          7 марта 2025 09:52
          Цитата: УАТ
          А привлекать внимание малограмотностью - это неуважение не только к читателю, но и к себе.

          Не бывает людей без страха и упрека!
  13. +3
    6 марта 2025 20:38
    Уже сталкивался на «ВО» с мнением некоторых читателей, утверждавших, что в царской России ничегошеньки путного не было, ни ученых мирового уровня, ни открытий мирового значения, а уж техника и вовсе хромала, и отчасти действительно так и было. Но только отчасти. Наши инженеры умели удивлять и подчас создавали настоящие технические шедевры. Вот и в годы Первой мировой войны случилось нечто подобное…
    Русская земля всегда была богата на Кулибиных , Ломоносовых с этим некто не спорит.Дело то в другом.
    57-мм орудия Норденфельда,
    Ну и где пушки русских инженеров? К примеру, как в СССР Ф. Ф. Петрова, В. Г. Грабина . Нету! Дальше
    Имел два дизеля фирмы «Фиат»,
    Почему фиатовские? В те далёкие времена итальянцы не шибко дизелями интересовались.А где свои российские ? В Союзе был свой дизель НАТИ-1-60. РИ имела тоже свой , завода Нобиля .Почему не поставили? Выходит" русский шедевр" с бельгийскими пушками и итальянскими двигателями?! И какое тут достижение? Единственное, что вызывает удивление, как он ещё мог работать с фиатовскими двигателями , не важно какими, бензиновыми или дизелями, после того как
    дальше он попал в руки анархистов
    1. 0
      7 марта 2025 06:44
      Цитата: Unknown
      Нету!

      Будут материалы обо всем, чего "нету"...
  14. +3
    7 марта 2025 09:46
    К вопросу о топливе: В начале XX века дизельного топлива в современном его понимании - просто не производили, из-за отсутствия технологии его производства. Примитивные кубовые установки вырабатывали из нефти -только бензин, керосин или их смесь под названием лигроин. Все остальное шло в остаток перегонки - мазут. Вот на этом самом лигроине почти все тракторные и прочие дизельные двигатели тогда и работали. В тракторных двигателях лигроин использовался аж до конца 40-х годов. Такое топливо конечно было не на каждой станции - но достать можно. Из приведенных в статье фото ясно, что в большинстве случаев для передвижения просто использовался паровоз. И не надо ни какого лигроина.
  15. 0
    7 марта 2025 20:12
    Обьединяет бронепоезда в том что броня была лишь противопульная. А так даже 20 мм автоматические пушки могли продырявить такой броневагон. 76 мм пушки от Т-34 башен вполне оправданно, такие башни ещё устанавливали помимо танка, бронекатера.Хотя в начале 1930 гг. пушки были откровенно слабые.
    Второй недостаток помимо слабой брони это привязанность к ж/д путям
    и мостам. Именно поэтому применение таких БП было похоже на доставку груза или сопровождения нежели сражения. Было потеряно за 1941 год немало бронепоездов, в основном из-за Юнкерсов Ю-87