Американский средний танк M2 Medium Tank

18 696 8
Американский средний танк M2 Medium Tank
Один из сохранившихся средних танков M2. Фото Wikimedia Commons


В конце тридцатых годов в США был разработан перспективный средний танк M2 Medium Tank. Он создавался на основе ряда новых и интересных решений, но не все они показали себя лучшим образом. Как следствие, от массового выпуска нового танка отказались, а кроме того, он не попал на поля сражений. Тем не менее, средний M2 внёс заметный вклад в будущее развитие американского танкостроения.



Новый средний


По опыту применения бронетехники в Первой мировой войне армия США пришла к выводу о необходимости создания нового среднего танка. Первый проект такого рода разработали уже в начале двадцатых годов, но получившаяся машина не устроила военных. В дальнейшем имели место новые проекты, так же не давшие желаемого результата. Неудачи продолжались до середины тридцатых годов — хотя и способствовали накоплению полезного опыта.

Очередной проект разработки среднего танка запустили в 1936 г. Рок-Айлендскому арсеналу поручили создать боевую машину с противоснарядным бронированием, пулемётно-пушечным вооружением, высокой подвижностью и т.д. Проект получил рабочее обозначение T5.

В основу новой машины легли наработки по уже существующему легкому танку M2 Light Tank. Некоторые узлы и агрегаты удалось заимствовать с небольшими изменениями, в то время как другие пришлось создавать с нуля. В результате танки M2 и T5 отличались как внешне, так и по внутреннему строению.

Первый опытный танк T5 достроили в середине ноября 1937 г. Для ускорения работ машина имела неполную комплектацию и нуждалась в дооснащении. На предварительных испытаниях танк показал приемлемые характеристики, после чего отправился на досборку и доработку.


Опытный T5 / M2. Фото Hunnicutt R.P. — Sherman: A History of the American Medium Tank

В феврале 1938 г. опытный T5 Medium Tank вновь отправился на испытания. Первый их этап состоялся на Абердинском полигоне, а затем танк перевезли на базу Форт-Беннинг. На полигонах машина демонстрировала свои ходовые качества на различных трассах, вела огонь по мишеням и т.д.

В том же году к первому прототипу присоединился второй. Этот танк, получивший обозначение T5 Phase II, имел некоторые отличия. С учётом накопленного опыта были доработаны различные его узлы и системы. Затем появился танк «3-й фазы», сочетавший в себе лучшие черты двух предыдущих образцов.

Танк в производстве


В конце весны танк был рекомендован к принятию на вооружение. Решение о его «стандартизации» принималось долго, но в итоге было принято. Новая бронемашина была принята армией под исходным обозначением, а позже появилось название M2 Medium Tank.

Заказ на производство первой партии танков M2 поступил в начале лета 1939 г. Сборку техники поручили Рок-Айлендскому арсеналу, который ранее построил несколько опытных образцов. Производство началось в августе, и за этот месяц было изготовлено 15 первых танков. По своему техническому облику и комплектации они соответствовали третьему опытному образцу, т.е. учитывали ранее накопленный опыт испытаний.

В начале 1940 г. организация-разработчик провела очередную модернизацию танка. Она улучшила двигательную установку, защиту и т.д. Все эти доработки привели к повышению подвижности в разных условиях, а также к росту безопасности экипажа. Этот вариант танка обозначили как M2A1.


Вид спереди. Фото Минобороны США

Армия планировала наладить массовый выпуск новой бронемашины и начать полномасштабное перевооружение танковых частей. Однако производство Рок-Айлендского арсенала могло выпускать технику только ограниченными партиями, и потребовалось найти другого подрядчика.

Им стала компания Chrysler. В августе 1940 г. ей выдали контракт на строительство 1 тыс. танков M2. Выпуск техники должен был освоить завод компании в Детройте. На выполнение заказа отводилось два года. Последние партии танков по этому заказу ожидались не позднее осени 1942 г.

Негативный опыт


Серийные танки M2 и M2A1 передавались заказчику в максимально короткие сроки. Он распределял их между существующими пехотными и танковыми частями. Основным пользователем новых M2 Medium Tank стал 67-й пехотный полк (впоследствии 69-й танковый) на базе Форт-Беннинг.

Пока в США велись работы над новым средним танком, в Европе началась война. Американские военные внимательно следили за ходом боевых действий и применением различных систем и вооружений. Они делали выводы и использовали их для формирования собственных планов.

К осени 1940 г. стало ясно, что средний M2 не соответствует современным требованиям и вряд ли сможет продемонстрировать достойные результаты в боевых условиях. Главным недостатком было малокалиберное орудие с ограниченными боевыми характеристиками. Также предъявлялись претензии к составу прочего вооружения, уровню защиты и т.д.


Серийный M2A1. Фото Hunnicutt R.P. — Sherman: A History of the American Medium Tank

В связи с этим было принято два ключевых решения. Первое предусматривало модернизации танка M2 с заменой вооружения. На него требовалось установить полноценную 75-мм пушку, способную поражать современные танки. Вскоре эта идея была воплощена в проекте танка M3 Medium Tank.

Кроме того, решили отказаться производства тысячи танков M2. По мере выпуска новых M3, производство более старого изделия должно было сокращаться. В середине 1941 г. производство M2 полностью остановилдось. К этому времени успели построить всего 112 танков этого типа. Первые 18 были изготовлены по исходному проекту T5 / M2, а следующие 94 относились к модификации M1A2.

Технические решения


Танки M2 двух серийных модификаций являлись боевыми бронированными машинами на гусеничном ходу с пушечно-пулемётным вооружением. Они имели боевую массу ок. 18,5-18,7 т и небольшие габариты. Длина танка не превышала 5,4 м при ширине 2,6 м. В то же время, высота конструкции превышала 2,8 м.

Базовый танк M2 имел корпус из брони толщиной от 6,4 до 32 мм, закрепленной на броне. Обеспечивалась всеракурсная защита от пуль и осколков; лобовая проекция должна была выдерживать и снаряды. В проекте M2A1 использовалась более прочная лобовая броня толщиной 50 мм, что значительно повышало живучесть и устойчивость машины. Корпус имел характерную форму с пирамидообразной носовой частью и выступающими агрегатами по бокам. На крыше корпуса монтировалась полноповоротная башня.

M2 получил авиационный звездообразный двигатель Wright R-975 мощностью 340 л.с. В модернизированном варианте M2A1 использовался улучшенный двигатель R-975 C1, развивающий уже 400 л.с. В обоих случаях использовалась механическая трансмиссия с передачей момента на носовые ведущие колеса. Ходовая часть была выполнена на основе трёх тележек с парой катков и пружинной подвеской.


Средние танки M2 (слева) и M3. Фото Минобороны США

Для своего времени танк обладал неплохими показателями подвижности и проходимости. На шоссе он развивал скорость до 40-42 км/ч и имел запас хода 210 км. Гусеничное шасси позволяло двигаться по разной местности и преодолевать препятствия.

Средний танк двух модификаций получил полноценную башню, установленную на крыше корпуса. В ней находилась установка с 37-мм пушкой M3. Боезапас — 200 снарядов. На дистанции 500 м такое орудие могло пробить до 46 мм брони.

Дополнительное вооружение состояло из 4 пулемётов Browning M1919. Два находились в поворотных установках по углам надстройки корпуса. Конструкция и размещение этих установок позволяли обстреливать цели в широких секторах. Ещё два неподвижно ставились под лобовой броней.

Экипаж танка M2 должен был включать шесть человек. Водитель отвечал за управление машиной. Командир, работавший в башне также являлся заряжающим и наводчиком. Остальные члены экипажа отвечали за применение четырёх пулемётов.

В новом статусе


В середине 1941 г. производство средних танков M2 Medium Tank было прекращено, и за счёт этого высвободили мощности для выпуска более нового и удачного M3. При этом от имеющихся M2 отказываться не спешили, но им нашли новую роль.

В начале 1942 г. командование приняло решение использовать все средние M2 в учебных целях. На этих танках готовили экипажи для других типов бронетехники, в первую очередь для новых M3. В качестве учебных машин они прослужили около года. В конце 1942-го было принято решение перевести учебные подразделения на другую технику, а оставшиеся M2 вывели в резерв.


Танки M2 и M2A1 во главе колонны бронетехники на учениях, 1941 г. Фото Hunnicutt R.P. — Sherman: A History of the American Medium Tank

В дальнейшем некоторые из средних танков M2 использовались в различных экспериментах. Например, один из них получил новое специальное оснащение и стал опытным огнеметным танком. Проводились эксперименты с превращением танков в самоходные артиллерийские установки. Также такую технику использовали при отработке различных инженерных систем.

Однако большинство построенных M2 простаивали без дела, и затем их отправили на разделку или на полигоны в качестве мишеней. До нашего времени дожило всего несколько таких танков. Из-за особенностей их эксплуатации ни один из них не сохранил свой первоначальный облик. Тем не менее, следы доработок и модернизаций — это лучше, чем полное отсутствие исторического образца.

Танковое наследие


Средний танк M2 не показал заметных результатов, но стал базой для разработки будущего M3 Medium Tank. У него заимствовали отдельные решения и даже целые агрегаты. В результате этого неудачный и малосерийный танк смог повлиять на дальнейшее развитие американского танкостроения.

Например, из проекта T5 / M2 в более новый M3 перешли наработки по общей компоновке и размещению некоторых агрегатов. Также использовались и перерабатывались идеи в области корпуса и бронирования. Для M2 была разработана улучшенная ходовая часть, нашедшая применения на следующих средних танках.

Таким образом, M2 Medium Tank не смог дойти до полномасштабного серийного производства и самостоятельно обеспечить переоснащение американской армии. Однако он фактически стал платформой для отработки уже известных и новых решений, нашедших применение в будущих проектах. Кроме того, 112 машин внесли значительный вклад в подготовку танкистов, которым вскоре пришлось отправиться на фронт.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    15 марта 2025 09:50
    мда, для 40-ого года то еще чудо-юдо, но чем были хороши американцы - быстро перестраивались
    1. +6
      15 марта 2025 10:10
      Да и автор - чудо! "M2 имел корпус из брони толщиной от 6,4 до 32 мм, закрепленной на броне". Писатель!
      1. 0
        15 марта 2025 10:14
        не ругайте пианиста, он играет как умеет, ну скосячил чуток - бывает bully
        1. 0
          15 марта 2025 10:42
          Стрелять и ругать - сильно разные действия.
  2. 0
    15 марта 2025 16:57
    Насколько я помню, - танки относились к кавалерии. И сражаться должны были против неё же, ведя огонь с места.
    1. +3
      15 марта 2025 19:52
      Нет. Решением Конгресса танки строго-настрого были закреплены исключительно за пехотой. Поэтому кавалерия свои танки официально называла "бронемашинами". А если что-то называлось "танк" (как этот М2), то оно было в пехоте. Ровно такая же петрушка была у французов, причем у них кавалерийские "бронемашины" оказались лучше пехотных "танков".
  3. 0
    17 марта 2025 22:12
    Камрады, первое, что бросилось в глаза- размеры танка. Если бы,американцы не сделали разумные выводы. Эти машины , в Европе,стали бы любимой мишенью для немецких средств ПТО.
    Такого" жирафв , за версту будет видно, пока он доберется до дистанции 500 м. немецкие ФАК 88 , из него друшлаг сделают!
    Я знал мех вода Т-34/85, Он хорошо знал :"генерала Гранта". Восхищался: местом водителя, удобное кресло, мягкое управление. Очень, хорошая фара,но не смотря на все +, У 34 ки были 2 главных преимущества: неприхотливый двигатель и меньшая высота. "34ка "могла спряраться за любым сараем или в кустарниках.
    вспомирная войну он не раз говорил:"як бы, у нас було управление як американьцив" Потерь было бы значительно меньше: после марша водители "тридцатьчетверок" рук не чувствовали и если в бой сразу вступать, водитель ели мог управлять танком, а танковой дуэли, главное спасение "тридцатьчетверки"-ее мвневреность. Смотровые щели водителя были очень мутными и поэтому танкисты предпочитали ездить с открытым люком. Танковый перескоп водителя, так же был не айс. В середине 1944,наши "Кулибины"старались : преспособить оптику с разбитых немцев. У американцев; была качественней.
    Драбкин в книге :"Я. дрался на Т 34" тоже подтверждал,что наша оптика, заметно уступала немецкой и американской.
    П.С вспомнил, как Катуков оценивал английские "Матильды"мощная броня, танкисты любили "матильду"за надежную броню. Кажется,до 1943 года, немцы ничего не молли противопоставить броне Матильды, но у нее была плохая проходимость по лесу, Английчане расчитывали на европейские автодороги, русское бездорожье им оказалось: по зубам
    го н
    1. 0
      17 апреля 2025 18:53
      У немцев были какие то "фак-88"?Или это были зенитные Flak-8, 8?И эти " фак-88" по два десятка на км фронта у немцев стояли?