Из конца в начало. Бронепоезд XI

17 027 57
Из конца в начало. Бронепоезд XI
Бронепоезд Panzerzug IX в полном составе, 1915 год. На переднем плане мотоброневагонвагон, за ним пулеметная бронеплощадка, бронепаровоз и второй пулеметный вагон. За характерный приземистый силуэт этот бронепоезд в войсках получил прозвище «плоский»


Весело хлопает страус крыльями, но они не сравнятся с перьями и пухом аиста.
Книга Иова, 39:13




История оружия. А было так, что публикация материала о мотоброневагоне вызвала прямо-таки какой-то нездоровый ажиотаж среди читателей «ВО». Тут и заявления были, что ничегошеньки у нас тогда не было: ни инженеров, ни двигателей — наверное, одни лапти, и что в создании мотоброневагонов первенствовали не мы, а австрийцы. Ну да, конечно. Именно так. Но дьявол всегда скрывается в мелочах. Поэтому лучше всего будет рассказать об этой австрийской машине войны, то есть вернуться от конца к началу.

Ну а начать нужно с того, что в конце апреля 1915 года в мастерских в Ной-Сандеце должна была начаться реконструкция Panzerzug I – одного из бронепоездов Австро-Венгерской монархии. Основным требованием было улучшение брони, чтобы она могла выдерживать попадание орудийных гранат. Силуэт должен был стать как можно ниже, чтобы уменьшить площадь цели для огня противника. Кроме того, резкие контуры следовало сгладить и закрасить зеленовато-серым слоем краски, чтобы машина лучше сливалась с окружающей местностью. Поэтому форма вагонов была выбрана округлой, напоминающей подводные лодки или торпедные катера.


Схема мотоброневагона Шобера

Строительство началось 1 мая 1915 года, а завершилось 31 июля 1915 года. Причем бронепоезд сначала назывался Panzerzug Schober («Бронепоезд Шобера»), но с 1916 года он был переименован в Panzerzug XI. Стоимость строительства бронепоезда составила 278 500 австро-венгерских крон. Локомотив бронепоезда был построен в 1907 году локомотивным заводом Krauss & Comp. Он использовался в Галиции на государственной местной железной дороге Тарнув–Щуцин.

С началом войны район железной дороги был занят русскими войсками. Транспортные средства были заранее эвакуированы. Поэтому в мае 1915 года списанный локомотив был включен в состав вновь построенного бронепоезда XI. Броня паровоза состояла из броневых листов толщиной 18 мм, которые полностью закрывали паровоз. Для увеличения дальности хода и вместимости по перевозке угля и воды к локомотиву был прицеплен двухосный тендер, который также был забронирован. Причем единого целого с паровозом этот тендер не составлял.


Мотоброневагон Шобера. Бронепоезд Panzerzug IX

Артиллерийская установка «Бронепоезда XI» представляла собой бронированный вагон с мотором, построенным по чертежам капитана Шобера и машинного комиссара Государственных железных дорог Лео Поплавски. Это был трехосный вагон весом 45 тонн. В середине машины находилась вращающаяся орудийная башня, вращавшаяся на погоне со стальными шарами. Внутри неё была установлена 7-см морская пушка L/30 фирмы Škoda (реальный калибр — 66-мм). Орудийная башня имела высоту 1,90 м и диаметр 2,00 м. В ней было место для трех человек, обслуживавших орудие, и 80 артиллерийских снарядов. Они хранились вокруг башни во взрывобезопасном внутреннем магазине.

Поскольку здесь же размещался и командир бронемашины, башня была оснащена зрительной трубой, дальномером и электрическим прожектором. Сама башня могла вращаться на 360°, причем поворачивалась либо с помощью двигателя, либо, в экстренной ситуации, вручную солдатом, крутившим рукоять зубчатого привода. Остальная часть корпуса вагона имела высоту 1,10 м и ширину 2,90 м. Оконечности были полукруглыми, закругленными и изогнутыми. Это означало, что вагон имел значительно меньшее сопротивление воздуха при движении на высоких скоростях, и такая форма обеспечивала большую защиту от выстрелов, поскольку пули часто от неё отскакивали. В оконечностях вагона имелось по три бойницы для пулемётов. Склад боеприпасов располагался в передней части машины, а двигатель и топливный бак — в задней.


Он же. На башне хорошо видна прожекторная установка

Здесь же был установлен четырехцилиндровый бензиновый двигатель мощностью 85 л.с. Привод на среднюю ось осуществлялся от двигателя через коробку передач и цепь. С этим двигателем «броневик» развивал максимальную скорость 40 км/ч. Освещение обеспечивалось динамо-машиной Bosch напряжением 12 вольт.


Модель Panzerzug IX в масштабе НО

Вагон состоял из сборных стальных арок длиной 5 м. Стальные арки были соединены между собой и с рамой винтами. Бойницы и свод башни были укреплены железобетоном. Стальные арки были усилены и бронированы 18-миллиметровыми бронелистами компании Witkowitz. Ходовая часть машины также была бронирована со всех сторон броневыми листами толщиной 18 мм. В полу автомобиля имелось два запираемых выходных люка.

«Бронепоезд XI» имел также два пехотных вагона той же конструкции, что и артиллерийский вагон. Как и артиллерийский вагон, это были трехосные О-образные вагоны. Они также состояли из сборных стальных арок и были бронированы слоем брони толщиной 18 мм. Однако у них не было независимой двигательной установки и орудийной башни. В корпусах имелось несколько бойниц для винтовок и пулеметов. Для противовоздушной обороны в центре имелись две пулеметные установки. Для связи с другими вагонами и паровозом имелась телефонная и звонковая система. Несколько перископов, обеспечивавших беспрепятственный обзор снаружи во время боя или вражеского огня, были установлены в каждом вагоне. Экипаж и посадку и высадку из вагона производил через два прямоугольных люка на крыше корпуса.


Наш «Заамурец» после первой модернизации с башнями большего объема и старыми 57-мм орудиями

«Бронепоезд XI» находился в эксплуатации с августа по конец октября 1915 года в Вальсугане в направлении Борго-Вальсугана в связи с вступлением Италии в войну. Бронепоезд подчинялся Командованию национальной обороны Тироля под командованием генерала Виктора Данкля. Из-за постоянно растущего количества артиллерийских орудий противника на окружающих горах бронепоезд пришлось перебросить на восток.

10 сентября 1916 года румынские войска атаковали восточнее Эгихазаса-Олахфалу и вынудили отступить 19-ю горнострелковую бригаду «Ландштурм». В то же время батальон «Ландштурма» II 12 и основная часть 1-й гусарской бригады «Ландштурма» под командованием полковника Чечи-Надя были отброшены в седловину к востоку от Мезёхаваса. После очередной атаки войска отступили на позицию в десяти километрах к востоку от Прайда. По этой причине были задействованы резервы и «бронепоезд XI», но лишь с большим трудом смогли предотвратить потерю артиллерийских орудий в Местерхазе. С подписанием Брестского мира боевые действия на Востоке прекратились. Еще до начала переговоров «бронепоезд XI» переведен на итальянский фронт и принял участие в небольших стычках Двенадцатой битвы при Изонцо.


«Заамурец» в окончательном виде с 76,2-мм орудиями мод. 1902 г.

В 1917 году боевая карьера австрийского мотоброневагона закончилась. В сентябре «IX» попал под огонь неприятельской артиллерии, и мотоброневагон был потерян, но сам бронепоезд потом всё же удалось починить. Позднее, а именно до 1919 года, была построена ещё пара таких же броневагонов, действовавших в составе Венгерской Красной армии.

ТТХ: общая масса 59,0 т (локомотив), 45,0 т (броневагон с пушкой). Длина 10,58 м (локомотив), ширина 2,90 м. Скорость 30 км/ч (локомотив), 40 км/ч (броневагон с пушкой).

Очевидно, что данный мотоброневагон не являлся самостоятельной боевой единицей и не мог действовать на значительном удалении от основного состава. По сути, это был не мотоброневагон, а так называемая автомотриса, или моторный самоходный железнодорожный вагон с вооружением и бронированием, или самоходная бронеплощадка ограниченного радиуса действия.

По сравнению с российским «Заамурцем» он был меньше, слабее вооружен (57-мм пушки Норденфельда обладали более высокой скорострельностью – 36 выстрелов в минуту) и не мог действовать достаточно долго в отрыве от остального состава. А наш «Заамурец» мог. То есть сравнение получается явно не в пользу австрийца…
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    11 марта 2025 05:24
    в конце апреля 1915 года в мастерских в Ной-Сандеце должна была начаться реконструкция Panzerzug I
    Ной-Сандец, это Галиция, где совсем не было никакой промышленности. Это самый бедный и отсталый район Австро-Венгрии. Как там могли соорудить такое? wink
    1. +1
      11 марта 2025 06:26
      Цитата: Голландец Михель
      Как там могли соорудить такое?

      Как-то...
      1. +2
        11 марта 2025 19:19
        На переднем плане мотоброневагонвагон, за ним пулеметная бронеплощадка

        Автор ошибается - в составе шоберовских бепо никаких отдельных пулеметных бронеплощадок не было. Это стандартный шоберовский бронированный пехотно-штурмовой вагон (Schober Panzergrenadier-Sturmwagen) на 88 чел. десанта и четыре пулеметных расчета
        1. +3
          11 марта 2025 19:32
          шоберовский бронированный пехотно-штурмовой вагон (Schober Panzergrenadier-Sturmwagen) на 38 чел. десанта и четыре пулеметных расчета
          1. +2
            11 марта 2025 19:43
            Schober Panzergrenadier-Sturmwagen

            на фото модели Schober Panzerzug № II нго можно подробно рассмотреть
            1. +2
              11 марта 2025 19:52
              У девятого панцерцуга, того, что с автомотрисой, броневагоны трехосные...
              Приветствую, Дмитрий
              1. +2
                11 марта 2025 20:00
                Салют, Борисыч! Ниже я подробно об этом написал
            2. +4
              11 марта 2025 19:55
              Ну бог с ними с шоберами, коль авторская статья о "Заамурце"
              выложу редкое фото заамурца на японской службе и его илюстрации из
              "Моделиста-конструктора" работы замечательного худ. В.Бута
              1. +3
                12 марта 2025 08:16
                Цитата: Ричард
                "Моделиста-конструктора"

                Нет. Это из журнала "Наука и техника" издававшегося на Украине.
      2. +5
        11 марта 2025 21:02
        Приветствую, змей-искуситель Калибр!
        Прямо уж и не знаю - хвалить вас или ругать. laughing - Начитавшись ваших статей пр бронемотовагоны, заказал по интернету хоббибосовские сборные модели 1:35 МБВ-2 аж двух видов - с башнями под Ф-34 и башнями под КТ-28. Продавцы до кучи уговорили и на дрезину БДТ-35 в том же масштабе, но прежде не встречавшейся мне фирмы AMG. Обещают к 23 марта все доставить. Ждем-с. Склею если будет интерес - выложу что получилось. Теперь вот сижу и ломаю голову - куда все это ставить
        1. +2
          11 марта 2025 21:10
          не успел вставить фото заказанных наборов.
          Интересно они с клеем? красками? и рельсами подставками? Подскажите кто уже сталкивался
          1. +2
            12 марта 2025 08:13
            Цитата: Ричард
            Интересно они с клеем? красками?

            Без клея и красок. Рельсы только под самим поездом...
            1. +1
              12 марта 2025 17:02
              Рельсы только под самим поездом.

              Отлично! Это как раз меня и интересовало. Так как на информации выложенной на сайте продавца об этом - не слова
              1. +1
                12 марта 2025 17:37
                Цитата: Ричард
                Отлично!

                Кстати, у Пивкина есть кусок рельсов, распечатанных в 3д. в масштабе НО.
          2. +3
            12 марта 2025 13:30
            Я видел модель поезда в масштабе 1-35 от Hobby Boss. Для этого вам нужно купить резак, немного клея, я использую Tamiya с оранжевым колпачком, вам нужно купить баллончик с аэрозольной грунтовкой, потому что, если вы ею не воспользуетесь, акриловые краски не прилипнут к пластику модели.Вам нужно уметь прикреплять все эти маленькие кусочки пластика, и это сложная работа, требующая большого терпения. Вот почему я лично покупаю модели быстрой сборки, в которых мало деталей, которые нужно прикрепить.
            1. +2
              12 марта 2025 14:38
              Спасибо, Michele!
              Клей я использую Tamiya с оранжевым колпачком

              Спасибо! Уже- конкректика. Такой на на "озоне" есть объемом 20 мл. А сколько его потребуется на три модели?
              такой?
              1. +2
                12 марта 2025 16:40
                Цитата: Ричард
                на три модели?

                ОДИН!
              2. +1
                12 марта 2025 19:50
                Да, я именно этим и пользуюсь, думаю 1 хватит, но так как он дешевый и в будущем вы планируете делать другие модели, купите еще один. Затем, если вы хотите покрасить модель, вам придется купить мне аэрозольную грунтовку, потому что, если вы используете только акриловые краски, прикосновение к модели со временем приведет к удалению цветов.В дальнейшем, чтобы наносить декали, не оставляя разводов, вам придется приобрести тюбик Vallejo Varnish Satin 70522. Однако, на мой взгляд, создание этих трех моделей бронепоезда будет длительной и кропотливой работой.
                1. +2
                  12 марта 2025 22:54
                  В дальнейшем, чтобы наносить декали, не оставляя разводов

                  Michele, огромное вам спасибо! Ваши с Калибром советы для меня очень важны. Я сам - не моделист. Наборы приобрел спонтанно . Поэтому сразу прошу прощения за глупый вопрос- что такое декали?
                  Сто такое декали?
                  1. +1
                    13 марта 2025 13:39
                    Декали — это наклейки, которые вы найдете в купленных коробках, и их следует наносить после нанесения слоя глянцевой или атласной краски, чтобы наклейка не отражалась при прикреплении к модели. При желании этого делать не обязательно, но вы рискуете увидеть эти отражения.
        2. +3
          12 марта 2025 00:48
          Теперь вот сижу и ломаю голову - куда все это ставить
          Привет, Дмитрий. Это еще по беды - куда модели ставить. А представь у тебя пяток тяг и под сотню вагонов в НО (16 мм). К этому богатству пути, стрелки итд. Хочется все это разложить и позапускать. Тут полочками в шкафчике не отделаешься. Это битва с домашними за квадратные метры.
          1. +1
            12 марта 2025 14:48
            Доброе утро, Владимир!
            А представь у тебя пяток тяг и под сотню вагонов в НО (16 мм). К этому богатству пути, стрелки итд.

            Такое я просто финансово не потяну. Хотя в детстве мечтал - вот вырасту и куплю себе такую. ... Так и не сбылось
            1. +2
              12 марта 2025 16:43
              Путь собирателя всяких "штучек" не прост и прихотлив. Если покупать в магазинах новье - несуразно дорого. Вторичный рынок коллекций и ликвидации складов на Амазоне до известных событий - более приемлемый вариант. В ряде случаях на вторичном рынке - в идеальном состоянии, как говорят "новьё, муха не сидела".
              Правда, есть дополнительный расход - система управления - контроллеры тяги. Это чтоб в одной системе одновременно и независимо управлять нескольким локомотивами.
        3. +4
          12 марта 2025 08:14
          Цитата: Ричард
          Теперь вот сижу и ломаю голову - куда все это ставить

          Будете дарить школам, как надоест. У меня та же проблема. Когда-то был обладателем коллекции из 100 моделей танков в масштабе 1:35 и... все пришлось продать.
          1. +1
            12 марта 2025 15:16
            Когда-то был обладателем коллекции из 100 моделей танков в масштабе 1:35

            Круто! Это грубо на в вскидку - каждый по четверти метра в длину.
            1. +3
              12 марта 2025 16:39
              Цитата: Ричард
              Круто!

              В 90-ые это было. Когда стало 100 устроил выставку в городе. А потом жена сказала, что на танковом складе ей жить надоело. А какие там были диорамы... особенно одна: Т-60 стоит после боя... Один танкист позади справляет малую нужду. Другой высунулся из башни и смотрит, как на площадке казак отплясывает гопака, другой играет на баяне , танцора окружили два пехотинца, матрос с ППШ, из морской пехоты и медсестра с сумкой... У кого она теперь даже и не знаю, и цела ли она...
        4. +2
          12 марта 2025 08:15
          Цитата: Ричард
          Продавцы до кучи уговорили

          Купите у Пивкина "Заамурец". Он вообще на ходу и с моторчиком! И красить не надо - готовый!
          1. +1
            12 марта 2025 15:09
            Купите у Пивкина "Заамурец". Он вообще на ходу и с моторчиком!

            Спасибр за совет, но - нет. Тут интерес в том, чтоб самому склеить.
            И красить не надо - готовый!

            Думаю, у меня вряд ли до покраски дело дойдет - нет ни красок, ни кисточек, ни грунтовки. А самое главное - нет никакого опыта по раскраске моделей - никогда этого делать не приходилось.
            1. +1
              12 марта 2025 16:32
              Цитата: Ричард
              самому склеить.

              Пивкин Вам бы даже без моторчика сделал бы... Намного дешевле. И он очень красивый. А сделать самому легко. Кисточки есть в любом магазине канцтоваров. Краски - акриловые "Леонардо". Грунтовать... можно и не грунтовать в принципе... Попробуйте и опыт придет!
              1. +1
                12 марта 2025 16:57
                Спасибо! И последний вопрс. Звонил проконсультироваться в м-н "Мир моделей" . Там настоятельно рекомендуют пориобрести для удобства склеивания побольше захваток-прищепок. это что такое?
                1. +1
                  12 марта 2025 17:35
                  Цитата: Ричард
                  захваток-прищепок

                  В канцтоварах есть такие для скрепления бумаг. Но можно обойтись и сильными бельевыми прищепками.
    2. +4
      11 марта 2025 16:05
      Железная дорога есть, депо есть. Все остальное "производство" так же как тойота в Шушарах laughing
  2. +3
    11 марта 2025 08:45
    Остальная часть корпуса вагона имела высоту 1,10 м
    Маловато будет...
    Наверное, это высота только бронекапсулы. Плюс высота стенок ж/д платформы, на которую она установлена (судя по фото).
    1. +2
      11 марта 2025 23:42
      В статье есть иллюстрация "Схема мотоброневагона Шобера". По этой схеме можно прикинуть высоту бронекорпуса - половина от высоты башни, те 1 метр. Ниже платформы находятся колесные пары и передача от двигателя к ведущей колесной паре. Команда перемещалась в броневагон только в боевой ситуации через нижние люки в полу. Пулеметчики действовали сидя на платформе, а артиллеристы могли работать стоя.
  3. +8
    11 марта 2025 08:55
    Автору огромное мерси - цикл получается интересный и познавательный. Сразу чувствуется любовь к технике у автора.
    Очень интересно развитие идей у каждой стороны, тем более какого-то единого "шаблона" не существовало - по сути требовался "бронированный вагон с вооружением и движителем", а дальше каждый ухищрялся в меру своих способностей и технических навыков)))
    Еще раз спасибо!
  4. +4
    11 марта 2025 09:14
    Строительство началось 1 мая 1915 года, а завершилось 31 июля 1915 года

    а вот такая скорость впечатляет... "не то что нынешнее племя", куда ни плюнь, сроки сдвигаются, бюджеты растут :)
    1. +6
      11 марта 2025 19:37
      Эрцгерцог Фридрих осматривает бронепоезд Panzerzug IX, Карпаты февраль 1917 года.
      1. +3
        11 марта 2025 22:34
        Цитата: Ричард
        Эрцгерцог Фридрих осматривает бронепоезд Panzerzug IX, Карпаты февраль 1917 года.

        я как-то про технику, а вы за живое... :)
        у меня один из дедов в чине полковника под его командованием служил... кстати в том же месяце того же года эрцгерцог был отстранен от командования... редкое фото вы нашли, однако и, главное, в тему
        п.с. наименования поездов традиционно немецкие, в танковых войсках по 2-ю мировую включительно использовались : panzerkamfwagen I / II / III / IV...
  5. +7
    11 марта 2025 10:38
    Цитата: Rodez
    Строительство началось 1 мая 1915 года, а завершилось 31 июля 1915 года

    а вот такая скорость впечатляет... "не то что нынешнее племя", куда ни плюнь, сроки сдвигаются, бюджеты растут :)

    Они просто тогда ещё не знали, что можно ввести должность и понятие "эффективного менеджера"... ))
    1. +4
      11 марта 2025 12:04
      в Австро-венгрии может и не знали, а у нас можно вспомнить "семь пудов августейшего мяса"
  6. +5
    11 марта 2025 13:11
    Очевидно, что данный мотоброневагон не являлся самостоятельной боевой единицей и не мог действовать на значительном удалении от основного состава.

    Если его цепляли в средину состава, как у модели, то да. А вот на первом фото уже более разумно.
    Наши Мотовагоны обычно ставили впереди, чтобы можно было послать на разведку. Опять же, вдруг противник что-то похожее навстречу пустит?
    Вообще странный бронепоезд. Орудийных бронеплощадок нет, если не считать мотовагона. Пехотные вагоны практически не вооружены.
    1. +3
      11 марта 2025 17:09
      Цитата: Старший матрос
      Пехотные вагоны практически не вооружены.

      Это, похоже, т.н. "штурмовые вагоны" - бронированные транспортёры бронепоездного десанта.
      Вот польский вариант:

      Штурмовой вагон бронепоезда Р.Р.55 Bartosz Głowacki.
      Вооружение таких вагонов - пулемёты по бортам или вообще дырка для ружья ©.
      1. +2
        11 марта 2025 18:10
        Цитата: Alexey RA
        Это, похоже, т.н. "штурмовые вагоны" - бронированные транспортёры десанта.

        Это понятно, просто почему бронепоезд только из них?
        Оптимальный состав легкого бронепоезда: бронепаровоз; 2-3 бронеплощадки с орудиями; броневагон и мотовагон\бронедрезина + сколько-то открытых (контрольных) платформ на предмет защиты от подрыва и заодно перевозки всякого нужного .
        Цитата: Alexey RA
        дырка для ружья

        Амбразуры feel
        1. +1
          12 марта 2025 19:52
          Цитата: Старший матрос
          Это понятно, просто почему бронепоезд только из них?

          Если верить тёте Вике, то только у двух австро-венгерских БЕПО было два артиллерийских броневагона. У остальных - либо один, либо вообще не было (из 11 БЕПО чисто пехотно-пулемётными были 4).
          1. Panzerzug № I (артиллерийский броневагон, пехотный броневагон за ним, бронепаровоз в середине, пехотный броневагон).
          2. Panzerzug № II (артиллерийский броневагон, пехотный броневагон за ним, бронепаровоз в середине, пехотный броневагон).
          3. Panzerzug № III (2 артиллерийских броневагона спереди и сзади, 2 бронепаровоза за ними и пехотный броневагон в середине).
          4. Panzerzug № IV (артиллерийский броневагон, пехотный броневагон за ним, бронепаровоз в середине, пехотный броневагон).
          5. Panzerzug № V (пехотный броневагон, бронепаровоз в середине, пехотный броневагон).
          6. Panzerzug № VI (пехотный броневагон, бронепаровоз в середине, пехотный броневагон).
          7. Panzerzug № VII (артиллерийский броневагон, пехотный броневагон за ним, бронепаровоз в середине, пехотный броневагон).
          8. Panzerzug № VIII (2 артиллерийских броневагона спереди и сзади, 2 бронепаровоза за ними и пехотный броневагон в середине).
          9. Panzerzug № IX (артиллерийский мотоброневагон, пехотный броневагон за ним, бронепаровоз в середине, пехотный броневагон).
          10. Panzerzug №X (пехотный броневагон, бронепаровоз в середине, пехотный броневагон).
          11. Panzerzug №XI (пехотный броневагон, бронепаровоз в середине, пехотный броневагон).

          Цитата: Старший матрос
          Амбразуры

          Я в курсе официального названия. wink
          Просто вспомнил старый мем с шушпанцера:
          Вооружение - дырка для ружья.
          © из комментов про Танкетку Morris-Martel, прототип, 1925 год.
    2. +3
      11 марта 2025 19:11
      Вообще странный бронепоезд. Орудийных бронеплощадок нет, если не считать мотовагона

      Несмотря на то что теоретический проект бронирования и вооружения поезда появился во Франции ещё в период Реставрации Бурбонов в 1826 году, практически именно Австро-венгерской армии принадлежит приоритет в постройке и применении бронепоездов в Первой мировой войне .Строительство бронепоездов (бепо) там было начато сразу же после объявления войны в сентябре 1914 года. Австро-венгерская концепция применения бепо состояла в том, что бепо нужен для прорыва обороны противника, захвата мостов, жд танций, высадки там пехоты и пулеметно- артилерийской
      поддержкеи этого десанта для удержания захваченного объекта до подхода основных сил. Именно под эти задачи Шомер и строил свои бепо. И не стоило бы Калибру, сегодня так скептически относится к Шомеровским бепо и их не особо
      приглядному виду- для того времени это была реальная сила на поле боя. Более того основная заслуга Шомера состоит не в том что он создал первый бронирванный жд вагон на жидком топливе, ( по задумке Шомера он предназначался для возможности непредвиденной эвакуации бепо с поля боя в случае потери бронепаровоза, а не для сугубо индивидуальных задач. ) , а в функциональной конвертируемости его бепо, в зависмости от поставленной задачи- мост или небольшая станция - достаточно одного броневагона с пехотой, крупный объект - до пяти(более пяти в документах не втречалось. Да, более было и не нужно, т.к по Австро-венгерской концепции на нетором отдаление за бепо следовал обычный воинский эшелон с основными силами. Шомер с немецкой педпетичностью обосновал принцип построения бепо. По его мнению бепо,подобно боевому кораблю должно комплектоваться из БЧ- в данном случае специальных броневагонов:
      БЧ1 - командно- штабная часть: бронтрованный штабные вагон - (Stabseinheit: gepanzerte Stabswagen)
      БЧ2 - артиллерийская часть - (Artillerieeinheit)- состоящая из одного(реже двух) бронированные артилерийских вагонов (gepanzerte Artilleriewagen), вооруженых 8cm пушками Бохлера 5FK M.5,скорострельностью 10 в.в мин. установленных в
      казематах либа вращающихся на 120гр. морских башнях. На первых K.u.K. Panzerzug I и K.u.K. Panzerzug II пушечная бронеплощадка была казематная, на остальных - башенная. Также в состав Artillerieeinheit входили рамсположенные во
      всех - броневагонах 8-мм пулемёты Шаврцлозе.
      БЧ3 - штурмовая часть часть (Angriffseinheit Teil): бронированные пехотно-штурмовые вагоны (gepanzerte Infanterie Angriffswagen) на 88 чел. десанта и четыре пулеметных расчета броневагона
      БЧ4 ходовая часть- Fahrgestell: состоящая из Бронепаровоза-танка: МАВАГ серии 377 Gepanzerte Dampflokomotive-Panzer: MAVAG Reihe 377 (осевая формула 0-3-0), мощностью пара 300 л.с
      Всего за годы Первой мировой в Австро-Венгрии было построено 11 бронепоездов Шобера:
      1. Panzerzug № I (артиллерийский броневагон-пехотный броневагон- бронепаровоз- штабной броневагон-пехотный броневагон).
      2. Panzerzug № II (артиллерийский броневагон-пехотный броневагон-бронепаровоз-пехотный броневагон)
      3. Panzerzug № III (артиллерийский броневагон- бронепаровоз- штабной броневагон-пехотный броневагон-артиллерийский броневагон)
      4. Panzerzug № IV (артиллерийский броневагон-пехотный броневагон-бронепаровоз-пехотный броневагон).
      5. Panzerzug № V (пехотный броневагон-бронепаровоз штабной броневагон-пехотный броневагон)
      6. Panzerzug № VI (пехотный броневагон-бронепаровоз-пехотный броневагон).
      7. Panzerzug № VII (артиллерийский броневагон-пехотный броневагон-бронепаровоз-пехотный броневагон).
      8. Panzerzug № VIII (артиллерийский броневагон-бронепаровоз-пехотный броневагон-штабной броневагон-бронепаровоз-артиллерийский
      броневагон
      9. Panzerzug № IX (артиллерийский мотоброневагон-пехотный броневагон-бронепаровоз-пехотный броневагон). На нем Пехотные и
      артиллерийские броневагоны сделаны на основе трехосных полувагонов. Артиллерийский броневагон, вдобавок, имел двигатель
      внутреннего сгорания и имел возможность автономного хода
      10. Panzerzug №X (пехотный броневагон-бронепаровоз-пехотный броневагон)
      11. Panzerzug №XI (пехотный броневагон, бронепаровоз-штабной броневагон-пехотный броневагон)
      Таким образом - бепо Шобера были уеиверсальным легко трансформируемым под различные боевые задачи "конструктором из стандартных элементов."
      Во всех европейских армиях бронепоездная "схема Шобера"была актуальна до начала сороковых.Пока ее не смениила схема советского
      военно-железнодорожного инженера Д.М. Базияну. В соответствии с ней все броневые поезда делились на четыре типа, по своему
      оперативно-тактическому предназначению:
      тип «А» — ударные полевые броневые поезда для решения задач в условиях ближнего боя.
      тип «Б» — броневые поезда огневой поддержки
      тип «В» — зенитные броневые поезда спецназначения
      тип «С» - броневые поезда спецназначения
      1. +2
        11 марта 2025 19:27
        Локомотив шомеровских бепо -Бронепаровоз-танк: МАВАГ серии 377 Gepanzerte Dampflokomotive-Panzer: MAVAG Reihe 377
        1. +3
          11 марта 2025 19:31
          бронированные артилерийские вагоны Шомера (gepanzerte Artilleriewagen), вооруженые 8cm пушками Бохлера 5FK M.5,скорострельностью 10 в.в мин
    3. Комментарий был удален.
  7. +1
    11 марта 2025 15:34
    "Это означало, что вагон имел значительно меньшее сопротивление воздуха при движении на высоких скоростях". На скоростях, характерных для бронепоездов, это эффект пренебрежимо мал. Аналогично, например, троллейбусы; форму этих "сараев на колёсах" никто не стремиться "вылизывать".
    1. +4
      11 марта 2025 16:52
      Скорость движения бронепоезда при локомотиве во главе состава 60 км/ч в середине состава 30 км/ч на перегонах. Попробуйте перенесите лист фанеры при умеренном или свежем ветре 6- 8 метров в секунду и поймёте, что "обтекаемая форма" дает заметную экономию усилий... топлива smile
      1. 0
        11 марта 2025 18:02
        Цитата: Толстый
        Скорость движения бронепоезда при локомотиве во главе состава 60 км/ч в середине состава 30 км/ч на перегонах. Попробуйте перенесите лист фанеры при умеренном или свежем ветре 6- 8 метров в секунду и поймёте, что "обтекаемая форма" дает заметную экономию усилий... топлива

        Но, все равно, люди видимо "денег не считали" (или пилили?) wink. Скругленные поверхности в разы дороже в производстве, чем просто угловые наклоны, а результат по обтекаемости и пулестойкости приблизительно тот же.
      2. +2
        11 марта 2025 18:18
        Цитата: Толстый
        "обтекаемая форма" дает заметную экономию усилий... топлива

        Так-то да, только она не нуужна на всех вагонах, тем более с обеих сторон. Достаточно иметь такие закругленные "обтекатели" на головном и замыкающем.
        1. +1
          11 марта 2025 18:50
          Сглаженная, округлая форма броневагонов, по тексту Вячеслава Олеговича это требование технического задания на реконструкцию. Побудительные причины такого ТЗ вторичны. Закругленные формы с обоих сторон имеет только автомотриса
  8. +3
    11 марта 2025 19:44
    «Бронепоезд XI»
    Возможно опечатка. Вики утверждает, что автомотриса входила в в комплектацию бронепоезда панцерцуг IX... request
    1. +2
      11 марта 2025 20:23
      Ты прав, Андрей, тут опечатка. В Panzerzug №XI автомотрисы не было. Состав Panzerzug №XI: пехотный броневагон-бронепаровоз-штабной броневагон(в редких случаях)-пехотный броневагон.
  9. +2
    11 марта 2025 20:48
    Вот почему одного и того же автора за первую публикацию клевали, словно рябину в морозную зиму, а в эту публикацию большинство комментаторов переключилось на информацию, того же автора не задевая?
    1. +3
      11 марта 2025 21:55
      Это потому, что статья не затронула острого конфликта мировоззрений в области политики. В головах многих коллег по обсуждениям вовсю " Полыхает гражданская война от темна до темна" (с). Это основная причина священных войн "хрустобулочников" с "совками" и обвинений в предвзятости в адрес автора.
      С Уважением.
      1. +3
        12 марта 2025 01:00
        Спасибо автору за технические данные. Можно конструкцию посмотреть размеры осознать. Заамурец с его 20 метрами - в стандарте начала века 20-22 метра для двух тележек на две вагонных пары каждая. Сейчас пассажирские вагоны не на много длиннее. Австрийский броне вагон с трудом уложился в 15 тон нагрузки на ось (для дорог начала 20 века это предельная нагрузка). Для этого третья ось появилась. Дополнительно на неё подключили двигатель. Интересно, что основной вход в броне вагон снизу. Интересный материал вышел.