Китайские грузы на Северном морском пути

Китайские грузы на Северном морском путиВ течение нескольких десятков лет Советский Союз, а затем и Россия перевозили часть грузов по Северному морскому пути. Несмотря на кажущуюся сложность, этот маршрут был выгоден из-за своей относительно малой длины и поэтому брал на себя немалый процент от всех трансконтинентальных перевозок. Одновременно с этим Севморпуть был объектом зависти ряда зарубежных стран, которые желали иметь столь удобную транспортную коммуникацию, но не могли себе ее позволить. Теперь же появились сообщения, согласно которым в течение ближайших месяцев в морях Северного Ледовитого океана появится новый перевозчик.

Важность этого пути обусловлена его малой длиной. Так, для доставки груза из Мурманска или Архангельска во Владивосток судам нужно преодолеть менее шести тысяч морских миль. Если же добираться до Дальнего Востока, огибая Европу и проходя через Суэцкий канал, то придется пройти более 12 тыc. миль. Выгода налицо. Ввиду таких своих особенностей Севморпуть привлекателен не только для российских компаний-перевозчиков. Несколько дней назад стало известно, что часть своих товаров по северным морям будет перевозить и Китай.


На недавнем Арктическом саммите, прошедшем в Норвегии, эту тему затронул директор китайского Полярного научно-исследовательского института Хуэйгень Ян. Он сообщил, что его организация завершила все необходимые исследования и уже летом текущего 2013 года китайские торговые суда совершат свой первый коммерческий рейс по Северному морскому пути. С этим маршрутом Пекин связывает большие надежды, поскольку он позволяет сократить расстояние и, как следствие, время и стоимость грузоперевозок из Китая в Европу. В связи с этим на ближайшие годы запланировано полноценное освоение Севморпути.

Летом прошлого года китайский ледокол «Сюэлун» с экспедицией под руководством Хуэйгень Яна совершил пробный поход из Китая в Исландию. В ходе этого плавания ученые собрали массу сведений о состоянии льдов в морях, а также сделали несколько выводов. Отмечалось, что количество льда на маршруте было меньше ожидавшегося. По этой причине китайские моряки изменили обратный маршрут и прошли немного севернее, чем собирались изначально. Таким образом, в ходе всего одного похода удалось собрать почти двойной объем информации. Вероятно, именно этот факт в итоге благотворно сказался на сроках реализации первого коммерческого рейса.

Ожидания китайских исследователей относительно количества льдов, вероятно, не оправдались из-за того, что в последние годы наблюдалось некоторое сокращение «шапки» Ледовитого океана. Согласно различным источникам, за последние три года интенсивность оледенения южных морей океана упала почти на треть. Пока рано прогнозировать дальнейшие события, но уже сейчас понятно, что внимание Китая к Севморпути не уменьшится, а в будущем только увеличится.

По оценке Полярного НИИ Китая, до 2020 года объем грузоперевозок по Северному морскому пути должен выйти на уровень не менее 5% от общего объема китайского грузопотока, связанного с международной торговлей. Кроме того, называются цифры роста вплоть до 15%. Стоит отметить, даже если по Севморпути будет перевозиться только десятая часть всех грузов, то и в таком случае, согласно некоторым прогнозам, общий оборот превысит 500 миллиардов евро. Кроме того, Хуэйгень Ян отмечает, что при соответствующей подготовке новый маршрут станет популярным среди коммерсантов. В свете такого очевидного высказывания становится понятно, почему всего за несколько лет Китай намерен вывести на северные моря сразу 10-15 процентов от своих внешнеторговых перевозок.

Ранее, в течение нескольких десятков лет, единственным эксплуатантом Северного морского пути был Советский Союз, а затем Россия. Другие страны приступили к активным действиям по освоению этой коммуникации только в последние несколько лет. В связи с этим возникает вопрос: как Россия может использовать китайские планы в свою пользу? Прежде всего, стоит вспомнить, что на данный момент у Китая есть всего один ледокол, способный работать на Севморпути. Другие суда такого класса только строятся и их введут в эксплуатацию в достаточно отдаленном будущем. Россия располагает сразу несколькими необходимыми ледоколами и поэтому, к примеру, может предоставлять услуги по сопровождению торговых судов.

Несколько дней назад правительство России издало документ, согласно которому в январе следующего года начнет свою работу новая организация при Федеральном агентстве морского и речного транспорта. Новая Администрация Севморпути будет осуществлять организацию движения по маршрутам в морях Северного Ледовитого океана, следить за экологическим состоянием региона и решать прочие вопросы юридического характера. Судя по имеющейся информации, Администрация создается с целью организации движения судов, а также для возможности оказания некоторых платных услуг. Таким образом, Россия сможет получать деньги даже с тех перевозчиков, которые не фрахтуют российские грузовые суда.

По данным Федерального агентства морского и речного транспорта, в прошлом 2012 году по Севморпути было перевезено свыше четырех миллионов тонн грузов, 1,2 млн. из которых была транзитными. В текущем году ожидается небольшой рост на уровне 5-6%. Из китайских планов следует, что в самые ближайшие годы объем перевозок значительно возрастет и, как следствие, могут ощутимо увеличиться и доходы России от предоставления ледокольного и лоцманского сопровождения.

К сожалению, в деле трансконтинетальных перевозок Россия пока может надеяться только на Северный морской путь и связанные с ним вещи. Альтернативным маршрутом для грузов могла бы стать Транссибирская магистраль, но она имеет ряд проблем. Отсутствие должного внимания в прошлые годы привела к износу инфраструктуры и поэтому Транссиб не способен в полной мере выполнять свои функции. Несколько лет назад были начаты работы по модернизации магистрали, но даже в этом случае больший интерес для коммерсантов представляет не железнодорожный путь, а морской.

Помимо Китая свой интерес к Севморпути проявляют Индия и Сингапур. Однако эти страны пока ограничиваются лишь общими заявлениями. Вероятно, одной из главных причин отсутствия заметной активности в этом направлении является тот факт, что в северные страны Европы из Южной или Юго-Восточной Азии можно добраться не только через северные моря, но и через Суэцкий канал. При этом в некоторых случаях перевозка груза через Красное и Средиземное море быстрее и удобнее, чем через Берингов пролив и моря Северного Ледовитого океана. Таким образом, в течение ближайших лет Китай останется единственным активным участником перевозок через Севморпуть помимо России.


По материалам сайтов:
http://svpressa.ru/
http://nvo.ng.ru/
http://arctic-info.ru/
http://b-port.com/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

36 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти