«Уродливые сёстры» российского флота

51 186 136
«Уродливые сёстры» российского флота


В Российской империи, в отличие от прочих морских держав, не было должности «главный кораблестроитель», носитель которой определял облик будущих кораблей. На её месте находился коллективный орган — Морской технический комитет (МТК). Кроме того, надзор за развитием флота осуществлял «инспектор кораблестроения». В описываемую эпоху председателем МТК был вице-адмирал Фёдор Дубасов, а инспектором — генерал-лейтенант инженер Николай Кутейников.




Вице-адмирал Фёдор Дубасов, председатель МТК


Генерал-лейтенант Николай Кутейников

Вопрос о том, какие корабли придут на смену эскадренным броненосцам типа «Бородино», в МТК был поднят ещё в 1902 году (поскольку была принята 20-летняя программа судостроения на 1902-1923 годы) и вызвал жаркие дискуссии. Но, как гласила резолюция Николая II: «Судостроение не может останавливаться без самых вредных для государства последствий», так что деньги размере 12 миллионов рублей министр финансов граф Сергей Витте выделил в декабре 1902 года — на 1903 год, и обещал столько же выделить на 1904-й. И это при том, что никто ещё и понятия не имел, что надо строить...


Броненосец «Бородино» — проверенный вариант...

Стало ясно, что можно двигаться в трёх направлениях: либо строить отработанные броненосцы типа «Бородино», либо малость улучшить данный проект, либо строить совершенно новый корабль. Было рассмотрено 17 вариантов концепций «корабля будущего». Среди них были достаточно смелые предложения, осуществление которых могло привести к появлению в России первых дредноутов — кораблей, лишённых артиллерии среднего калибра, но... бюрократическая рутина привела к победе проекта «улучшенное «Бородино».

При проектировании корабля рассматривались такие революционные решения, как установка орудий главного калибра с длиной ствола 50 калибров вместо штатных 40, что вкупе с повышением угла возвышения орудия могло дать существенную прибавку в дальности стрельбы. Но — не сложилось: более тяжёлые орудия давали сильный перегруз, который выливался в рост водоизмещения, определённого в 16 500 тонн, поэтому на установке новых орудий вице-адмирал Дубасов не настаивал, и было решено установить старые 40-калиберные пушки. Так в чём же была новизна проекта?


«Южная Каролина» — один из источников вдохновения

Собственно говоря, в установке 12х203-мм орудий среднего калибра вместо 12х152-мм. Кроме того, борта новых кораблей спроектировали прямыми, в отличие от заваленных бортов эскадренных броненосцев типа «Бородино», а вместо обычных мачт решили установить новомодные решётчатые, как на американских «Южных Каролинах» (разрабатывал башни для броненосцев Владимир Шухов, автор «башни на Шаболовке»). Продольная подводная броневая переборка была отодвинута от борта на 16 футов вместо 6 на «Бородино».

Надо сказать, изменения в проект вносились постоянно. Причём с закладкой в 1903 году эта практика не прекратилась, а лишь усилилась! Дело в том, что на МТК сильно повлияла Цусима, заставившая перекраивать проект уже в ходе строительства. Само перекраивание велось на основании опыта проигранного сражения, но вот опыт этот был известен исключительно из газет: пленные ещё не успели вернуться из Японии, а интернированные корабли оставались в тех портах, где были интернированы.

Потому, например, броня нового корабля была «размазана» по борту: броневой пояс толщиной 8-8,5 дюймов и 4-5 дюймов в оконечностях, но над ним был размещён ещё один бронепояс толщиной 5 дюймов и 3,5 дюйма в оконечностях. Третий бронепояс прикрывал каземат 203-мм орудий и имел толщину в 5 дюймов (внутри каземата орудия были отделены друг от друга траверсами). Но и это был не конец: над третьим бронепоясом размещался четвёртый — прикрывающий каземат 120-мм орудий — толщиной 3,5 дюйма.


Главный калибр...

Вооружение корабля первоначально должно было состоять из двух башен главного калибра с 4х305-мм орудиями и шести расположенных побортно башен промежуточного калибра для 12х203-мм пушек с длиной ствола в 50 калибров, но... снова не вписались в весовые критерии, и от средней башни промежуточного калибра было решено отказаться в пользу расположения орудий в каземате. Правда, за счёт сэкономленного веса посчитали возможным вместо пары пушек поставить в каземате три, увеличив тем самым число 8'' орудий до четырнадцати. «Фишкой» новых кораблей стали кольцевые снарядные погреба башен главного калибра, которые позволили вдвое увеличить скорострельность 12'' орудий: если на броненосцах типа «Бородино» она составляла один выстрел в 66 секунд, то на новых кораблях, как в дальнейшем показала практика, один выстрел при механическом заряжании производился за 32 секунды.

Изначально в качестве противоминного калибра планировалось использовать 20 полуавтоматических 75-мм орудий, защищённых 76-мм бронёй, и 20 полуавтоматических 47-мм орудий. Кроме того, на корабле планировалось иметь пять 75-мм десантных орудий и 8 пулемётов. Должен был новый броненосец нести и шесть торпедных аппаратов: пять подводных и надводный. Учитывая низкую скорость и малую дальность тогдашних торпед, данное вооружение стоило считать полностью бесполезным уже в момент проектирования (представить, что в бою кто-то сможет приблизиться к кораблю со столь мощной артиллерией на дистанцию торпедного залпа, достаточно сложно), но сработала инерция мышления...


8'' башни «Андрея Первозванного»

Скорость корабля по плану должна была быть выше, чем у броненосцев типа «Бородино» на узел — 19 узлов. Правда, получить её с применением паровых машин тройного расширения мощностью 17 635 л.с. при том, что на броненосцах типа «Бородино», имевших водоизмещение меньше на 1500 тонн, стояли машины в 16 300 л.с., было не вполне обоснованным оптимизмом. Особенно если учесть, что при тогдашнем бардаке в судостроении (Путиловский и Металлический заводы в определении веса башен 203-мм калибра могли ошибиться на 237 тонн...) увеличение водоизмещения в ходе постройки корабля было обычным делом (С. О. Макаров сразу оценивал реальное водоизмещение планируемых к постройке кораблей значительно выше 17 тысяч тонн). Стремясь уменьшить водоизмещение будущего предредноута (хотя это название ещё и не было в ходу), было решено отказаться от полубака. И, на всякий пожарный, понизить высоту надводного борта.


Ксаверий Ратник — начальник Балтийского завода

Изменения в проект вносились буквально на ходу. Активное участие во внесении изменений в проект принял начальник балтийского завода Ксаверий (часто имя пишут как «Саверий») Ратник, которому предстояло строить один из кораблей. «Кораблей», потому что строить было решено серию из двух «систершипов». Он, имея опыт постройки броненосцев типа «Бородино», догадывался, что в ходе постройки в проекте будут появляться рефрижераторные установки, прачечные, механические средства подъёма шлюпок, а там и до новшеств в вооружении недалеко, и желательно всё вышеперечисленное внести в проект до момента закладки кораблей. Наивный!


«Император Павел I» в постройке

15 августа 1903 года полные комплекты чертежей были переданы на Балтийский и Петербургский портовый заводы, 16 августа выданы наряды на постройку кораблей, а 22 августа кораблям присвоили имена «Андрей Первозванный» и «Император Павел I». Правда, работы на «Андрее Первозванном» начались только 2 марта следующего года, а на «Императоре Павле I» и вовсе 14 октября. По плану корабли должны были быть спущены на воду к лету 1906 года. Но суровая реальность дореволюционного кораблестроения сразу начала вносить изменения в столь оптимистичные планы. Первые изменения были внесены после гибели на японских минах адмирала Макарова и броненосца «Петропавловск» — с новых кораблей было решено убрать мины заграждения (считалось, что к мгновенной гибели «Петропавловска» привела детонация имевшихся на борту мин). Затем, сообразив, что 75-мм и 47-мм пушки в качестве противоминного калибра уже немного не актуальны, их заменили на 12х120-мм орудия. Число торпедных аппаратов тоже уменьшили с шести до четырёх. Привод шпилей якорного устройства поменяли с электрического на паровой. Был убран боевой марс с пулемётом.

28 апреля 1905 года был заложен официально «Андрей Первозванный»: «Его императорское высочество генерал-адмирал Алексей Александрович» собственноручно прикрепил к килю корабля серебряную закладную табличку («Император Павел I» заложили 27 октября 1905 года). После чего внесение изменений в проект продолжилось: было решено отказаться-таки от двух из четырёх торпедных аппаратов, была уменьшена с 38,1 до 31,7 мм толщина броневого палубного настила, толщину верхней и нижней палуб уменьшили до 6,35 мм, введены поперечные переборки между верхней и нижней палубами, уменьшена толщина вращающихся частей башен 12'' и 8'' орудий и так далее, и тому подобное...


«Дредноут» — корабль, изменивший всё...

При этом все изменения были по большому счёту бесполезной работой: в Англии был уже заложен «Дредноут», сделавший проект «Андрея Первозванного» и «Императора Павла I» мертворождённым. Вместо нормальных бортовых иллюминаторов в каютах и кубриках спроектировали потолочные, диаметром чуть больше 15 см, что тоже подавалось как революционное решение, позволяющее повысить защиту корабля, но на деле превратившее офицерские каюты и матросские кубрики в настоящие душегубки (система вентиляции на кораблях также была весьма несовершенной).


Спуск на воду «Императора Павла I»

На воду первый из кораблей спустили 7 октября 1906 года — с опозданием от плана на 4 месяца, готовность корабля на этот момент составляла 51 процент. И это было только начало: на дворе была Первая русская революция, а стачки и террористические акты не способствуют строительству кораблей. К тому же на сроки достройки корабля повлияли задержки комплектующих от поставщиков, так, броневые крышки от башен главного калибра на Металлический завод поступили только в апреле 1910 года, тогда же были установлены и обе мачты. Работы замедляло отсутствие иллюминаторов: внутри кораблей при неработающей вентиляции условия были как в горячем цеху. В общем, последние недоделки на борту кораблей устранили уже в 1912 году — эпический долгострой!

Между тем ещё в заводе эскадренные броненосцы стали линейными кораблями — появление «Дредноута» привело к изменению привычной классификации. Андреевский флаг на «Андрее Первозванном» подняли 1 июня 1910 года, после чего корабль вступил в вооружённый резерв («Император Павел I» вступил в вооружённый резерв 7 сентября 1910 года). Впрочем, излишних сомнений по поводу реальной боеспособности новых кораблей никто не испытывал.


Пётр Войнович Римский-Корсаков

Лучше всего это выразил командир «Императора Павла I» капитан 1 ранга Пётр Римский-Корсаков:

«Не раз я имел случай высказать своё мнение, что из кораблей «Император Павел I» и «Андрей Первозванный» нельзя сделать дредноутов, сколько бы их не совершенствовали. И потому они никогда не достигнут того, чтобы сравняться с нашими будущими броненосцами. В то же время нельзя ни на минуту сомневаться в том, что эти корабли в том виде, как они теперь обдуманы, всегда останутся весьма серьёзными противниками для самых сильных броненосцев... Наши два корабля на некоторых курсовых углах с успехом могут состязаться даже с английским броненосцем «Дредноут». Но при всём том они всегда останутся кораблями только второй линии боевых судов активного флота: они туда будут поставлены своим ходом, который даже по проекту на 3 узла меньше хода будущих броненосцев нашего флота. К чему же спрашивается, что называется из кожи вон лезть в стремлении совершенствовать их в одном направлении, заведомо ухудшая другие боевые качества также первостепенной важности, каким, например, является ход корабля. Таким образом, я считаю, что совершенно необходимо теперь же и уже окончательно выяснить, в какой мере корабли «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» удовлетворяют современным тактическим требованиям и, уяснив себе это, твёрдо постановить, что эти корабли могут дать и чего с них можно требовать. С этим положением следует примириться и приказать их достраивать так, как они разработаны в настоящее время».


Волну линкоры держали так себе...

Последующая эксплуатация показала, что новые корабли обладали весьма сомнительной боеспособностью. Начнём с мореходных качеств: благодаря отсутствию полубака и низкому борту они были весьма низкими. Нос предредноутов заливало при самом небольшом волнении, так что возможность ведения огня из носовой башни главного калибра сильно зависела от погоды. Скорость... Даже скромные 19 узлов стали для них недостижимой мечтой: больше 18,3 узла на мерной миле ни один из линкоров показать не смог. В мореходность можно добавить и такой критерий, как обитаемость: она у данных кораблей была очень плохой — впоследствии пришлось в заводе прорезать в бортах иллюминаторы, потому что мощности корабельной вентиляции не хватало на то, чтобы создать нормальную атмосферу в кубриках и офицерских каютах. Да и внешность линкоров с архаичными цилиндрическими башнями и футуристичными «шуховскими» мачтами была настолько странной, что корабли получили прозвище «уродливые сёстры».


Во всей красе, «шуховские» мачты ещё не срезали...

Сложнее с вооружением. Да, «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» стали самыми слабыми из предредноутов: 203 мм вспомогательной артиллерии были явно меньше, чем 240 мм на «Радецких» или 234 мм на броненосцах типа «Король Эдуард VII», но количество стволов несколько уравнивало шансы. С другой стороны, скорострельные 12'' орудия главного калибра русских линкоров превосходили аналогичные пушки английского аналога (пусть и несколько уступали австрийским). Но в самой скорострельности крылась проблема! Дело в том, что пушки «уродливых сестёр» были рассчитаны на снаряды образца 1895 и 1907 годов, весившие 331,7 кг и имевшие длину 2,65-3,16 калибра. А в 1911 году на вооружение Российского императорского флота были приняты снаряды весом 470 кг и длиной в 5 калибров. И в кольцевые снарядные погреба «Андрея Первозванного» и «Императора Павла I» они не помещались! В результате, во время Войны старые «Слава» и «Цесаревич» могли выпустить по немецким линкорам хоть что-то, способное им повредить, а более новые предредноуты — нет...


Во льдах Финского залива...

Судьба «уродливым сёстрам» выпала немного странная. На их долю не выпало громких сражений и подвигов: даже в Моонзунде и Ирбенском проливе с немцами дрались «Слава» и «Цесаревич» (к тому времени переименованный в «Гражданин»). Правда, нельзя сказать, что «сёстры» бездельничали — они проводили операции по обеспечению действий эсминцев и крейсеров. С другой стороны... Долгое строительство кораблей привело к хорошей подготовке экипажа в вопросах живучести и эксплуатации материальной части. Если же брать «Андрея Первозванного», то и к высокой сплочённости экипажа. В результате, когда началась революция, очень немногие корабли сохранили реальную боеспособность, и предредноуты были как раз в их числе. Более того, на «Андрее Первозванном» даже не произошло убийств офицеров (на «Императоре Павле I», переименованном в «Республику» — были...). «В тему» оказалась и броня, размазанная по бортам этих кораблей: во время «Ледового похода» из Гелсинфорса в Кронштадт, начавшегося 19 февраля 1918 года, «Андрей Первозванный» некоторое время достаточно успешно исполнял роль ледокола, при том что высота торосов на некоторых отрезках пути доходила до 5 метров!


«Артиллерия бьёт по своим...»

После перехода «Андрей Первозванный» вошёл в состав ДОТа — действующего отряда кораблей Балтфлота. Боёв в этом качестве он не провёл. По крайней мере — с врагом. В 1919 году линкор активно стрелял по мятежному кронштадскому форту «Красная горка»: было выпущено 568 снарядов. «Республика» в данном мероприятии участия не принимала: экипаж там был куда хуже качеством, поэтому сразу после перехода из Гельсинфорса корабль передали на хранение в порт. В «Морских силах Кронштадта» он числился, но реальной ценности не представлял.


Лев Михайлович Галлер сделал в советском флоте прекрасную карьеру. Но частичку «фон» из фамилии пришлось убрать...

Во время «Кронштадской побудки» в час ночи 18 августа 1919 года «Андрей Первозванный» получил торпеду с английского торпедного катера в носовую часть. Сказалась подготовка моряков: несмотря на то, что экипаж на борту присутствовал далеко не в полном составе, борьба за живучесть корабля под руководством командира (и будущего советского адмирала) Льва Галлера была проведена образцово — своевременно задраили переборку на 13-м шпангоуте, течь из цепного ящика заделали клиньями, с поступлением воды справились водоотливные насосы. Сплошное бронирование сослужило кораблю хорошую службу: силу взрыва торпеды приняла на себя броня — две плиты сильно деформировались и отстали от борта на 45-75 см, две — сдвинулись, отстав от борта на 20-80 мм. В принципе, повреждения были плёвые и решались постановкой в док на три месяца, но... Во время революции наступает гарантированный бардак, и восстановить корабль даже не попытались. Между тем экипаж разбегался. Особенно активно процесс пошёл после второго кронштадского мятежа: среди 8000 участников мятежа, ушедших в Финляндию, хватало и матросов с линкора.


Стране Советов нужно много иголок!

В 1923 году «Андрей Первозванный» и «Республика» были переданы в отдел фондового имущества — для разборки. Реальной боевой ценности пережившие революцию корабли не представляли. Но... пострелять по немцам пушкам линкоров довелось во время Великой Отечественной войны: 8'' башенные установки к тому времени стояли на фортах «Красноармейский» (бывшая «Красная горка») и «Первомайский» (бывший «Тотлебен»). А станки 12'' орудий были установлены на артиллерийские железнодорожные транспортёры ТМ-2-12.


Леонид Соболев, в молодости — штурман линейного корабля «Император Павел I»

У этих линейных кораблей не самая яркая судьба, но... Большинство людей, не равнодушных к флоту, очень неплохо с ними знакомы. Дело в том, что на «Императоре Павле I», а впоследствии и на «Андрее Первозванном» служили два брата — Александр и Леонид Соболевы. Старший, Александр, по некоторым сведениям, застрелился после получения приказа на обстрел форта «Красная горка». А младший, Леонид, стал известным советским писателем. Линкор «Генералиссимус» из его романа «Капитальный ремонт» списан с «Императора Павла I»...
136 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    15 марта 2025 06:17
    Ну так то все в конструкции "Андрея" имеет свое логическое объяснение - шуховские башни для централизованного управления огнем (то, что не получилось другой вопрос), многочисленная 203мм артиллерия - компенсация низкой скорострельности "самого главного" калибра , сплошное бронирование объясняется сильным впечатлением от шимозы, ухудшение мореходности -так финский залив позволяет... но зачем надо было пришпандоривать таран да еще столь выдающегося размера и формы в махровом французском стиле 80-х годов 19-го века?
    1. +4
      15 марта 2025 08:31
      203 мм пушки были. А 254-мм это уже другие габариты и вес. Они могли просто не встать на такой корабль с учетом обеспечения их нормальной защиты.
      Мы же ничего не знаем толком по иностранным кораблям того поколения. Вполне возможно, что за бумажными характеристиками кроются огромные недостатки в практической части.
      А уж если ругать... Англичане достроили всю серию "Лордов Нельсонов" уже после начала строительства "Дредноута" и его последователей. Даже пушки на "Дредноут" позаимствовали с них.
      1. +2
        18 марта 2025 11:03
        Цитата: MCmaximus
        203 мм пушки были. А 254-мм это уже другие габариты и вес.

        254-мм пушки - это ещё и закономерный вопрос: "А зачем 254-мм? А давайте заменим их на 305-мм". И начинается бодяга с проектированием полноценного ЛК... smile
        За океаном подобные рассуждения привели к появлению "Южной Каролины".
    2. +4
      15 марта 2025 08:35
      Де би лизм таранов в европейских флотах - необъясним. Те же японцы, на том, что строили сами, от таранов отказались сразу. Стоит только почитать сколько было гемора в технологии из-за этого шпирона. Нет же. Всë преодолели.
      1. +4
        15 марта 2025 11:43
        Цитата: MCmaximus
        Де би лизм таранов в европейских флотах - необъясним.
        Легко объясним: у них перед глазами был реальный пример неэффективности артиллерии и эффективности тарана. Тот самый "опыт - сын ошибок трудных". Фокус в том, что далее в истории не сходились в бою два таких дебила одновременно, так что ситуация больше не повторилась.
        1. +3
          15 марта 2025 14:35
          Фокус в том, что далее в истории не сходились в бою два таких дебила одновременно, так что ситуация больше не повторилась.

          Я бы подобного не утверждал, потери своих судов от «дружественных» таранов практически ежегодно корректировали численность флота, как военного, так и гражданского.
    3. +3
      15 марта 2025 12:09
      Все логично объясняется, но по результату получилась «солянка сборная» из требований выдвинутых в разные периоды в разных обстоятельствах…
      1. +1
        15 марта 2025 14:46
        Да я все понимаю и попытки следовать тенденциям, и попытки хоть как то учитывать опыт РЯВ, судья им история. Но кто такой особо уважаемый сидел в МТК, что протолкнул эдакий не модный (даже вредный) шпиронище вопреки всем тенденциям и опыту? Гиганта мысли в студию!
        1. +3
          15 марта 2025 16:36
          Председателем МТК был Дубасов, но не думаю, что это его инициатива. Создается впечатление, что адмиралу на этом посту просто было ничего не надо: нет пушек 50 калибров, ну ладно, ставьте старые, таран, да пусть будет, не менять же проект…
        2. 0
          18 марта 2025 11:11
          Цитата: mark1
          Но кто такой особо уважаемый сидел в МТК, что протолкнул эдакий не модный (даже вредный) шпиронище вопреки всем тенденциям и опыту?

          Офицеры РИФ горько шутили, что в извечной войне плавсостава со "шпицем" штаб держит нейтралитет, а МТК однозначно враждебен. smile
  2. +7
    15 марта 2025 06:52
    В мою далёкую бытность курсантом ТОВВМУ, был у нас преподаватель по предмету ВМИ (военно-морская история) кап.2 ранга Шугалей. Так вот он нам говорил что у молодого лейтенанта на корабле (подводной лодке) в каюте на полке в обязательном порядке должно стоять три книги : КУ ВМФ СССР, Крейсера Пикуля и Капитальный ремонт Соболева
    1. +7
      15 марта 2025 07:49
      Цитата: FoBoss_VM
      Крейсера Пикуля
      Ну эта-то книга заведет совсем в другом направлении. Хотя для школоты вполне себе сойдёт. Это что-то вроде "Трёх мушкетёров" Дюма, читать интересно, а исторической правды нет даже и на грош wink
    2. +3
      15 марта 2025 10:57
      "Крейсера" Пикуля - это беллетристика для детей, читается интересно, но в практическом плане ничего не дает. По поводу Соболева могу сказать, что человек он был, мягко говоря не очень хороший, потому о его творчестве - лучше промолчу. По самой статье. Преддредноуты,
      в то время строили все, за исключением США. Потому, ругать русских адмиралов или кораблестроителей не стоит. Единственное, что вызывает у меня удивление - корабли для ЧФ строились по отдельному проекту и существенно уступали по ТТХ балтийским. Вот тут, логика отсутствует.
      1. +2
        15 марта 2025 12:05
        Предредноуты сами по себе были неудачным классом, но на фоне всего класса «Андрей» и «Император» смотрелись весьма невыгодно. Во первых - главный калибр как на броненосцах (даже на «Радецком» стояли орудия в 45 калибров), во вторых - слабый промежуточный калибр - 8’’, меньше чем на «Нельсонах» и «Радецком», в третьих - низкая скорость, предредноуты обычно были на пару узлов быстроходнее броненосцев.
        1. +1
          15 марта 2025 13:04
          У "Лорда Нельсона" скорость 18,5 уз., как и у "Первозванного". Большой промежуточный калибр - тоже вопрос относительный. Англичане жаловались, что фонтан от падения 24-мм. снаряда практически не отличался от 305-мм. корректировать огонь было очень сложно. Поэтому, они предпочитали стрелять каким нибудь одним.
          1. -1
            15 марта 2025 16:37
            Если не ошибаюсь, у «Нельсона» длина главного калибра было 50 калибров…
            1. +5
              15 марта 2025 16:52
              На "Нельсоне", как и на "Дредноуте", Беллерофоне" и "Инвинсибл", стояли Мк. Х, 305/45. Мк. ХІ, 305/50 стояли на "сент-винсентах". Впрочем, они оказались неудачными и бритты, быстренько перешли на 343/45.
              1. 0
                16 марта 2025 12:18
                Британцы жаловались, а испанцы на «Эспаньях» не заметили за 50-калиберными пушками недостатков, при том, что повоевать их линкорам довелось…
                1. 0
                  16 марта 2025 12:59
                  И где воевали "Эспаньи"?)))
                  1. 0
                    16 марта 2025 19:00
                    В Марокко, потом - в Гражданскую войну...
                    1. 0
                      16 марта 2025 19:21
                      Какие корабли он потопил?))) и его систершипы тоже)))
                      1. 0
                        17 марта 2025 09:22
                        "Хайме I" потопил пару франкистских канонерок. "Альфосо" тоже, если память не изменяет канонерку или две...
                      2. 0
                        17 марта 2025 09:23
                        Канонерка - это серьезный противник для линкора, где-то на уровне "Нагато".
                      3. 0
                        17 марта 2025 10:07
                        Так их по соображениям престижа строили, так что польза... На неё не рассчитывали, но хоть какую-то получили.
                      4. 0
                        17 марта 2025 11:00
                        Престиж конечно хорошо, но лучше было бы построить для флота более полезные единицы.
                      5. 0
                        17 марта 2025 11:17
                        Испанская армада начала ХХ века представляла из себя жалкое зрелище, хотелось чем-то компенсировать проигрыш испано-американской войны, сначала, хотели даже купить 8 "Микас", но, пока нашли деньги, появился "Дредноут" и захотелось быть как большие мальчики. Можно было либо построить один настоящий дредноут, либо три маленьких, выбрали второй вариант, и не ошиблись: корабли получились - полный отстой, но... Кораблестроительная промышленность получила опыт, деньги и стала развиваться. Скоро строили тяжёлые крейсера типа "Канариаса" - их отстоем назвать уже никак не получится. А сегодня даже маленькие авианосцы на импорт строят...
                      6. 0
                        17 марта 2025 12:41
                        "Канариасы" строили при очень сильной поддержке англичан. Практически весь инженерно-технический персонал на верфях был британский. Да и многое закупалось в Англии, так что, особых заслуг испанцев там нет. Да и сейчас "Навантия" принадлежит англичанам, чтобы налогов меньше платить. Ну, а про испанские авианосцы - без слез не расскажешь)))
                      7. 0
                        19 марта 2025 13:12
                        Много авианосцев построили немцы? А итальянцы? Шведы? Испанское судостроение вполне развитое для масштабов экономики средней европейской страны...
                      8. 0
                        19 марта 2025 13:55
                        "Принц Астурийский" - это не авианосец, а недоразумение))) даже британские "Инвинсибл", которые побольше будут, во время Фолклендской войны показали себя, чуть больше чем никак)))
                      9. 0
                        19 марта 2025 22:23
                        Гм... А когда это судостроительная промышленность оценивалась по боевым качествам кораблей? Испанские верфи неплохо гонят корабли на экспорт, самому доводилось быть на тайском авианосцы испанской постройки ещё в 2005 году. А значит - PROFIT! Деньги поступают исправно, а для бизнеса именно это главное! Что до качества кораблей... Тайцы ведь себе авианосец тоже для престижа приобрели)))
                      10. 0
                        20 марта 2025 09:21
                        "Принц Астурийский" строился по американскому проекту и за американские деньги. У Испании просто не было денег на авианосец, да он ей и не нужен был. Корабль с одним валопроводом и одним винтом - это нонсенс. Да и остальные ТТХ - чистый бред. У тайцев, авианосец вообще работает музеем и развлекательным центром))) есть реклама в интернете.
                      11. 0
                        20 марта 2025 17:06
                        Да зачем, вообще, говорить о ТТХ данной техники? Это - бизнес и только бизнес. И испанцам и тайцам авианосец нужен исключительно из соображений престижа. Как, в некотором роде, спец по местной (юго-восточной Азии) политической психологии (меня местные собкоры и посольские просвещали), там понты, в принципе, неадекватно много значат. А авианосец - понты 84 уровня...
              2. 0
                16 марта 2025 17:22
                Неудачными оказались следующие 305 мм пушки. Которые ставили на "Нептуны". Чуть ли не хуже предыдущих который стояли на дредноутовидных дредноутах.
              3. 0
                17 марта 2025 15:11
                Может ошибся. В литературу не полезу. Сент-Винсеты, те же Нептуны. На них эти пушки и были неудачными. Хуже предыдущих
      2. +2
        15 марта 2025 12:19
        Наверное все таки за исключением Германии. В США "Коннектикут" вполне себе преддредноут.
        1. 0
          15 марта 2025 13:13
          "Коннектикуты" можно отнести к преддредноутам, но с большой натяжкой. И то, к самым слабым - на уровне "Радецкого" или "Евстафия". Из экономии, все постарались "упаковать" в минимальные размеры корпуса. Два вспомогательных калибра - 203 и 178 -мм. - не самое разумное решение. Бронирование - так себе.
          1. +1
            15 марта 2025 13:18
            Насчет "Евстафия" вы конечно загнули. Это обычный броненосец, чуть усиленный. По поводу бронирования - это пояс 280 мм так себе? Единственный минус - это два калибра, тут да, америкосы перемудрили.
            1. +1
              15 марта 2025 13:31
              Ну, "Евстафий" и "Златоуст" строились параллельно с балтийскими преддредноутами и почему они были не однотипными, мне не понятно. И формально имели усиленный промежуточный калибр 203-мм. пусть всего 4 шт. Однако ж эти восьмидюймовки по "Гебену" стреляли.
              280 мм. у "коннектикутов" - это только в середине. Американцы умудрились "размазать" ГБП на всю длину корпуса, в оконечностях 102-мм. Верхний пояс 178-мм. не сильно надежная защита. До "Нельсона" американцам далеко.
              1. +4
                15 марта 2025 13:41
                Цитата: ТермиНахТер
                Ну, "Евстафий" и "Златоуст" строились параллельно с балтийскими преддредноутами и почему они были не однотипными, мне не понятно.

                Если в случае с "павлами" они были "улучшенным "Бородино", то "евстафии" были "улучшенным "Потёмкиным" со всей его черноморской спецификой...
                1. 0
                  15 марта 2025 14:15
                  А что мешало черноморскую специфику подтянуть до балтийской? Вместо 152-мм., сделать весь промежуточный калибр 203-мм.
                  1. +1
                    16 марта 2025 09:52
                    Цитата: ТермиНахТер
                    А что мешало черноморскую специфику подтянуть до балтийской?

                    А зачем? "Златоусты" в имеющемся виде крыли как бык овцу все что имели и когда-либо могли самостоятельно построить турки.
                    А против заказанных в Англии дредноутов "Первозванные" так же бесполезны как и "Златоусты".
                    А если нет разницы, зачем платить больше? (в два раза)
                    1. 0
                      16 марта 2025 13:01
                      А через пару лет, когда турки заказали в Англии дредноуты, пришлось строить самим. Потому, когда строится корабль, который строится долго, а служит еще дольше, надо думать немного наперед.
                      1. 0
                        17 марта 2025 18:54
                        Еще раз
                        А против заказанных в Англии дредноутов "Первозванные" так же бесполезны как и "Златоусты".
                      2. 0
                        17 марта 2025 21:18
                        Согласен, только турки их так и не получили)))
              2. 0
                15 марта 2025 13:47
                Ну так в плане бронирования до "Нельсона" всем броненосцам было далеко. А по "Евстафию" - там вроде изначально планировалось весь СК заменить на 203мм, но что то не срослось, то ли денег не хватило, то ли что еще, но получили то, что получили.
                1. 0
                  15 марта 2025 14:16
                  Сколько не читал литературы по "Евстафию" и "Златоусту", так и не нашел внятного ответа, почему не сделали такую, вполне логичную замену.
                  1. +1
                    15 марта 2025 15:46
                    "Первоначально предполагалось построить для ЧФ 2 броненосца по чертежам и спецификациям строившегося в тот период ЭБР "Князь Потемкин Таврический", с заменой всех 152мм орудий на 203мм. По финансовым соображениям орудия поменяли лишь в нижнем каземате." Цитата из справочника Ю.В.Апальков "Боевые корабли русского флота. 8.1917 - 10.1917"
                    Не знаю, насколько можно доверять этому источнику, тем более, что насколько мне известно, восьмидюймовки поставили в верхнем каземате а не в нижнем. Но, за что купил, за то и продаю.
                    1. +1
                      15 марта 2025 16:46
                      Я тоже читал книгу Кузнецова "Линейные корабли типа Иоанн Златоуст". Увы, объяснения по поводу калибра 203-мм., в ней, как и в других, примерно на уровне : "Время было голодное, хлеба было мало, потому масло мазали прямо на колбасу".
                    2. 0
                      17 марта 2025 15:13
                      Эх.. И мэтры ошибаются.
                      На всех фото (да, и в жизни) 203-мм стоят в верхних казематах.
                      1. 0
                        17 марта 2025 15:19
                        Это первоначально хотели в нижние казематы, потом здравый смысл восторжествовал.
                  2. 0
                    17 марта 2025 15:02
                    Смысла особого не было. Все равно 305 мм главный калибр. А 203 ни то, ни сë.
                    1. +1
                      17 марта 2025 15:21
                      Особого смысла, не было в таком классе как додредноуты, остальное уже производное от главного)
                      1. 0
                        18 марта 2025 06:23
                        Минус не мой. Просто, когда их проектировали и закладывали еще не все знали, что они додредноуты))
                        Ну, и всегда есть финансово-технический момент. Деньги выделены, постройка началась, завод нельзя остановить и тп. Что и произошло, например, с английскими «Лордами Нельсонами»
                      2. 0
                        18 марта 2025 09:11
                        Сложно сказать. Эту ошибку совершили практически все. Однако, если богатая Англия могла себе позволить бесполезные расходы, то страны победнее, могли бы подумать и сэкономить.
              3. 0
                18 марта 2025 11:17
                Цитата: ТермиНахТер
                Ну, "Евстафий" и "Златоуст" строились параллельно с балтийскими преддредноутами и почему они были не однотипными, мне не понятно. И формально имели усиленный промежуточный калибр 203-мм. пусть всего 4 шт.

                Так "Евстафии" - это, похоже, русский вариант ЭБР "King Edward VII". Англичане точно так же построили ЭБР промежуточного типа между классическим ЭБР и преддредноутом - с бикалиберным вспомогательным калибром и четырьмя орудиями крупного вспомогательного калибра.
                1. 0
                  18 марта 2025 11:27
                  Предполагать можно. Но почему бы не построить однотипные корабли? Строили позже дредноуты, строили перед тем крейсера типа "Богатыря". А тут вдруг каждый пошел своим путем.
                  1. 0
                    18 марта 2025 11:42
                    Цитата: ТермиНахТер
                    Предполагать можно. Но почему бы не построить однотипные корабли?

                    Потому что большие горшки БФ и ЧФ броненосной поры всегда были разными. ЧФ разменивал скорость на броню и дальнобойность ГК - его ЭБР должны были медленно спуститься с горы и подавить турецкую БО в Босфоре.
                    Собственно, ЧФ строился как флот одной операции: подавление БО, десант и возможный бой в Проливах с союзниками Турции.
                    Даже черноморские ЛК отличались от балтийских - традиционно за счёт скорости нарастили броню. А дальше, пока на Балтике строили "Измаилы", вектор кораблестроения на ЧФ ушёл в сторону "Николая Первого", не получившего 14" ГК только из соображения тактической однородности.
                    1. 0
                      18 марта 2025 12:44
                      Ну, не скажу, что балтийские броненосцы так уж сильно отличались от черноморских. А "богатырей" вообще строили по одному проекту. Дредноуты черноморские имели свою специфику, но опять - таки, не скажу, что кардинально отличались от балтийских. Скажем так, они строились позже и в их конструкцию вносились некоторые изменения,
                      потому как жизнь не стояла на месте.
                      1. 0
                        18 марта 2025 16:22
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Ну, не скажу, что балтийские броненосцы так уж сильно отличались от черноморских.

                        Сравните одногодок - "Севастополь" и "Три Святителя". У черноморца при однотипной броне толщина бронепояса на треть больше, а по бронированию башен разница ещё значительнее.
                        Цитата: ТермиНахТер
                        А "богатырей" вообще строили по одному проекту.

                        С крейсерами ЧФ постоянно не везло - их заказывали только тогда, когда старички полностью не могли выполнять свои задачи. Вот и брали проекты "из наличия".
                        ЕМНИП, при заказе турбинных КР черноморские "Светланы" всё равно отличались от балтийских.
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Дредноуты черноморские имели свою специфику, но опять - таки, не скажу, что кардинально отличались от балтийских.

                        Ну да, ну да... нормальный бронепояс (а не тот ужас, что испытывали на копии отсека "Севы" на ЧФ) - но малый ход. Будь у "Императриц" 23 балтийских узла - "Гебен" (после года базирования в Турции) бы от них не ушёл.
                      2. 0
                        18 марта 2025 17:34
                        Ну, я же не говорю, что одни однотипные, хотя по уму - это было бы правильно. И они не совсем одногодки, со "Святителями" правильнее сравнивать "Наварин" и по годам, и по ТТХ.
                        Ну, скажем, балтийским крейсерам, тоже не сильно везло. По итогу, почти все ушли на Дальний Восток и немногие вернулись.
                        Балтийские дредноуты строились под конкретную задачу - бой с немецкими дредноутами на ЦМАП. И потому, имели именно такие ТТХ и другие придумать сложно. Черноморские строились для противодействия тем, которые турки заказали в Англии. К ним, были немного другие требования.
                      3. 0
                        19 марта 2025 10:33
                        Цитата: ТермиНахТер
                        И они не совсем одногодки, со "Святителями" правильнее сравнивать "Наварин" и по годам, и по ТТХ.

                        Не-а. "Три Святителя" строили уже на основе "Наварина". И разница в сроках закладки между "Севой" и "Тремя Святителями" - полгода. "Наварин" заложили за два года до черноморского ЭБР, и на момент закладки черноморца его уже спустили на воду.
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Балтийские дредноуты строились под конкретную задачу - бой с немецкими дредноутами на ЦМАП. И потому, имели именно такие ТТХ и другие придумать сложно.

                        Если бы это было так, то "Императрицы" для этого годились бы намного лучше. Ибо при работе в роли плавбатареи рулит броня. А минус два узла хода при базировании всего в полусотне миль от позиции роли уже не играют.
                      4. 0
                        19 марта 2025 12:15
                        Сроки закладки - это понятие весьма относительное, учитывая царивший тогда долгострой. Более объективный параметр - ввод в эксплуатацию. "Сисой" - август 1896 г., "Наварин" - июнь 1896 г., "Три Святителя" - 1895 г.
                        Балтийским дредноутам - для боя на ЦМАП нужна не бортовая броня, а палубная. Потому, что на тех дистанциях боя, которые предполагались, снаряды будут падать под большим углом, т. е.
                        в палубу, а их целых три бронепалубы. И сократить дистанцию, немцы никак не смогут, потому как - минные поля. Да и против немецких 280-мм. снарядов, на таких дистанциях, 225-мм. брони + угольные ямы + скос броневой палубы 50-мм. - вполне адекватная
                        защита. А вот на Черном море, предполагались дредноуты построенные в Англии, с ГК 305-мм. И там дистанции боя могли быть какими угодно, выбирать подходящую - непросто. Потому и главный пояс там был потолще.
        2. 0
          16 марта 2025 19:02
          Сложно сказать, можно ли американские броненосцы отнести к предредноутам: у них изначально вспомогательную артиллерию в 203 мм ставили, просто - такая национальная особенность...
      3. +1
        15 марта 2025 22:19
        Единственное, что вызывает у меня удивление - корабли для ЧФ строились по отдельному проекту и существенно уступали по ТТХ балтийским. Вот тут, логика отсутствует.
        Разный ТВД, только этим и можно объяснить. Да и судостроительные заводы разные.
        1. 0
          16 марта 2025 00:22
          Чем принципиально отличается Черное море от Балтийского? Строились практически одновременно. Судостроительные заводы - оба ЧФ, строились на казенных верфях, "Павел І" тоже.
          1. 0
            16 марта 2025 08:00
            Балтика - война с Германией и выход в Атлантику. Чёрное море - война с Турцией и выход в Средиземное. Судостроительные заводы отличались оборудованием под разные классы кораблей.
            1. 0
              16 марта 2025 09:17
              Да не в заводах дело. Дредноуты же строили на ЧФ и весьма успешно.
              1. 0
                16 марта 2025 10:03
                Да не в заводах дело. Дредноуты же строили на ЧФ и весьма успешно.
                Строили, но по изменённому проекту.
                1. 0
                  16 марта 2025 13:14
                  Не так уж сильно черноморские дредноуты отличались от балтийских. Объемы работ и технологии одни и те же.
              2. 0
                18 марта 2025 14:39
                Дело в заводах. При том развитии стандартизации не имело смыла заморачиваться однотипностью по далеко отстоящим заводам. И в то же время Евстафий и Златоуст были однотипными с Потемкиным на предприятиях. Можно было применить все оснащение и не возить его туда-сюда.
                Да, и были черноморские броненосцы лучше.
            2. 0
              16 марта 2025 10:28
              Николаевские заводы очень неплохо строили дредноуты. Построили три, четвертый был в высоких степенях готовности, закончить помешал 1917 г.
          2. +1
            16 марта 2025 11:36
            Балтика - "ворота" в открытый океан и с некоторых пор "плавучий тыл" эскадры Тихого океана.
            Чёрное море, в силу договоров - закрытый театр, менее требовательный к скорости хода и дальности плавания кораблей + отдельная специфическая задача: содействие прорыву укреплений в Проливах.
            1. 0
              16 марта 2025 11:50
              Корабли ЧФ тоже ходили на службу в Средиземное море. Договор можно переписать, что в последствии и было сделано. Прорыв в Босфор, как-то не случился, хотя в 1915 г., союзники об этом слезно просили.
      4. +1
        16 марта 2025 09:28
        Цитата: ТермиНахТер
        Преддредноуты,
        в то время строили все, за исключением США.

        "Коннектикуты", "Вирджинии" и "Миссисипи" смотрят на вас с чувством глубокого недоумения)))
        1. 0
          16 марта 2025 10:29
          Скажем так - это были очень слабые преддредноуты, из-за жлобства Конгресса.
          1. 0
            16 марта 2025 10:35
            Цитата: ТермиНахТер
            Скажем так

            Скажем так, Вы не умеете признавать ошибки.
            1. 0
              16 марта 2025 10:37
              Почему. Если где ошибаюсь, то признаю. "Коннектикуты", как и "радецкие" по сумме ТТХ - одни из слабейших. О чем я сразу и говорил, что не понимаю восторгов автора.
              1. 0
                16 марта 2025 11:01
                Ну, слабейшие, все таки наверное итальянцы.
                1. 0
                  16 марта 2025 11:08
                  Ну, даже не знаю. Как по мне, так "Реджина Елена" даже хуже, чем "Евстафий". У того, хоть 4 305-мм.
                  1. 0
                    16 марта 2025 11:11
                    Ну так я и написал, что они слабейшие.)) "Евстафии" втроем худо-бедно противостояли "Гебену", а трех "Елен", мне кажется, он бы разогнал на раз-два.
                    1. 0
                      16 марта 2025 11:14
                      У мыса Сарыч, реально стрелял только "Евстафий", "Златоуст" только иногда, "Потемкин" вообще не участвовал, только "давил" на немцев своим присутствием. Так что, "Евстафий" выступил достаточно хорошо.А вот, если бы на их месте были "Первозванный" и "Павел", вот тут бы, ситуация была поинтереснее.
                      1. 0
                        16 марта 2025 11:21
                        Да ничего бы не изменилось, я думаю. ГК у них такой же, а восьмидюймовки "Гебену" особо не навредят.
                      2. 0
                        16 марта 2025 11:46
                        Ну, во-первых у них скорость на два узла больше. Немцы не смогли бы оторваться так быстро. Во- вторых в залпе могло участвовать больше восьмидюймовок. У них, были достаточно неплохие ТТХ. На дистанциях боя у мыса Сарыч, они могли пробить все, кроме главного пояса, башен и барбетов ГК. То есть, могли нанести повреждения, пусть и не критические, но достаточно существенные.
  3. 0
    15 марта 2025 07:51
    Помнится, в 70-е прошлого века в "Технике молодёжи" был материал про "Андрея Первозванного".
  4. +6
    15 марта 2025 08:16
    Про торпеды уж можно не писать одно и то же. ВСЕ ставили ТА на большие корабли. И уделяли большое внимание торпедной подготовке. Достаточно почитать немцев. ТА ставили даже на "Нельсонах". Так что то, что наши убирали и убирали их - это как раз признак того, что хоть тут соображали побольше остальных.
    Основная претензия к этим кораблям - ГК. Но с учетом относительной бесполезности этих кораблей стоит также отметить, что русский флот оказался самым умным и прозорливым. Их построили только два.
    1. +1
      15 марта 2025 21:25
      Цитата: MCmaximus
      Про торпеды уж можно не писать одно и то же. ВСЕ ставили ТА на большие корабли.

      Причина кстати тоже понятна, не для линейного боя, как некоторым кажется, а для добивания. Суворов тому наглядный пример, снарядов гору всадили а он все не тонет.
  5. +8
    15 марта 2025 08:23
    Про уродство - очень относительно. Уж всяко лучше "Бородино". Те красивы только по части современного стимпанка. Надводный борт без иллюминаторов с максимальным бронированием? Решение правильное по итогам Цусимы. Только вот тут закончили про "Ослябю". " Андрей" такие повреждения перенес бы не поперхнувшись. И еще бы попросил. А то, что с вентиляцией прокосячили, так и сейчас хорошего спеца по вентиляции надо днем с огнем искать. Те же американцы в итоге свои последние линкоры делали без единого отверстия в надводных бортах. И понятно почему. Т. е. принципиально- это правильно.
    1. +2
      15 марта 2025 11:59
      Насчет уродства, на мой взгляд, современникам было виднее, а от них хорошего слова про эти корабли не дождешься. Что до иллюминаторов, так проблема была не в их отсутствии, а в неудачной системе вентиляции, которая и превратила их отсутствие в существенный недостаток.
      1. 0
        15 марта 2025 12:26
        Неудачная вентиляция - следствие отсутствия иллюминаторов. И это были первые опыты. Неудивительно, что неудачные.
      2. 0
        15 марта 2025 12:36
        Французские изгибы корпусов - верх этетики. laughing
        Кораблестроительный и технологический бред.
        1. 0
          15 марта 2025 14:39
          Цитата: MCmaximus
          Кораблестроительный и технологический бред

          На определённом этапе для французов это не было бредом, бронированная герметичная "коробка", более устойчивая артиллерийская платформа, большие возможности для стрельбы орудий при преследовании и отходе.
          1. 0
            15 марта 2025 15:00
            Я про форму надводного борта.
            Вообще завал бортов внутрь при крене - плохо с чисто теории корабля. Гнуть листы - дорого. А еще скученная палуба спардека. Пара фугасных снярядов и все железо завязано узлом.
            1. +1
              15 марта 2025 16:00
              Цитата: MCmaximus
              Вообще завал бортов внутрь при крене - плохо с чисто теории корабля

              Для этого у них устанавливался верхний броневой пояс, а за ним коффердам. .
              Пара фугасных снарядов и все железо завязано узлом.

              Французы проводили много опытов и пришли к выводу, что пара фугасных снарядов не завяжет всё железо узлом.
              1. 0
                15 марта 2025 16:51
                У Цусимы свой опыт. Нам французские опыты - не указ. А про верхний борт... Причем там броня? Речь идет о принципах. Верных для любого корабля.
                1. +1
                  15 марта 2025 17:16
                  Цитата: MCmaximus
                  У Цусимы свой опыт.

                  Цусима это очень плохой опыт.
                  Нам французские опыты - не указ

                  Союзники, делились с Россией своими опытами.
                  Причем там броня? Речь идет о принципах. Верных для любого корабля.

                  Потому что тонкий верхний пояс, расположенный над основны, защищал от фугасных снарядов. Коффердамы защищали от поступления воды, в случаи пробития тонкого верхнего пояса. Так, что принципы остойчивости не нарушены.
                  1. 0
                    15 марта 2025 18:45
                    1. Посмотрите фото "Орла" после сражения. Французы такое видели?
                    2. Принципы теории корабоя простые. Чем больший надводный объем входит в воду при крене, тем лучше. И все. Коффердамы, броня - это все вторично. Они никак не увеличивают объем надводной части корабля. Они могут уменьшить повреждения. Но... При определенных углах крена объем начинает уменьшаться. Они большие, не спорю. При таких углах корабль скорее всего не жилец. Но и момент опрокидывания наступает раньше. И есть еще динамические факторы, когда крен может стать избыточным. Оправдать сужение можно. Но намного лучше его просто не делать и иметь угол заката диаграммы остойчиаости побольше.
                    1. +2
                      15 марта 2025 19:26
                      Цитата: MCmaximus
                      Посмотрите фото "Орла" после сражения. Французы такое видели?

                      Это не вина конструкции, а просчеты командующего эскадры. С таким же успехом можно смотреть фотографии "Цесаревича".
                      Коффердамы, броня - это все вторично. Они никак не увеличивают объем надводной части корабля.

                      Они прежде всего обеспечивают защиту от поступления воды в корпус корабля, что вызывает крен. Если защита корабля не пробивается снарядами и нет поступления воды, объём надводной части корабля вторичен.
                      Оправдать сужение можно. Но намного лучше его просто не делать и иметь угол заката диаграммы остойчивости побольше.

                      Посмотрите внимательно на схему конструкции французского броненосца. Это первые конструкции. При этом надо понимать, что сделано это исходя из тактических взглядов французов.
                    2. +1
                      15 марта 2025 21:36
                      Цитата: MCmaximus
                      2. Принципы теории корабоя простые. Чем больший надводный объем входит в воду при крене, тем лучше.

                      Спорно. Заваленный борт уменьшает верхний вес (и момент инерции), А высокий небронированный борт наоборот, будет черпать лишнюю воду пробоинами при крене.
                      1. 0
                        16 марта 2025 07:45
                        Всегда хочется спросить: почему эту французскую зауму никто не применял? Мы-то ладно, нам генерал-адмирал впарил с подачи его шлюх.
                        Можно выдвигать любые соображения. Но! Броня-неброня или, там всякие коффердамы, а теория корабля незыблема как скала. Это как с физикой спорить.
                      2. 0
                        16 марта 2025 07:50
                        А насчет момента инерции. Английские броненосцы просто ниже французских. И это просто видно. Не считали момент инерции?
                      3. 0
                        16 марта 2025 08:01
                        Ну, и такой практический момент. Получил корабль с прямым бортом пробоину и тоже самое с заваленным. Какую пробоину проще заделать? Однозначно на корабле с прямым бортом.
                      4. +2
                        16 марта 2025 13:35
                        Цитата: MCmaximus
                        Какую пробоину проще заделать? Однозначно на корабле с прямым бортом.

                        Вы на картинку чуть выше посмотрите пожалуйста. У того же Бородино борт в районе ватерлинии прямой, в в районе верхнего БП тоже. Завалена верхняя часть, которая под водой так то бывать и не должна. Ну а заделывать любую пробоину в стальном борту тяжело, у нее края кудрявые. wink
                      5. +2
                        16 марта 2025 16:35
                        Цитата: Saxahorse
                        Завалена верхняя часть, которая под водой так то бывать и не должна.

                        "Завал" бортов по французски понятие относительное;
                        На фото французский броненосец береговой обороны "Henri IV" в Дарданеллах.
                      6. 0
                        17 марта 2025 15:07
                        При шторме на "Орле" на скосах постоянно стояла вода. Приходилось порты заделывать. А они по штату течь не должны. А как насчет пробоин? Любое волнение обязывает заделывать повреждения борта. Надводный объем - это запас плавучести. При его снижении завал бортов = снижению остойчивости.
                      7. +2
                        17 марта 2025 20:08
                        Цитата: MCmaximus
                        Надводный объем - это запас плавучести.

                        Запас плавучести будет если объем этот герметичен. Вы фото Орла после Цусимы видели ведь? Выше броневого пояса сплошной дуршлаг. Аргумент неудачный, для боевого корабля не работает. То что не технологично, и с удобством эксплуатации проблемы лишние, вот это факт.
                      8. 0
                        18 марта 2025 06:19
                        Не очень понятны ваши аргументы. Если повреждения выше броневого пояса, то их заделывать, что ли не надо? Да, моряки фанатично ликвидировали, если могли, любые дырки в надводном борту! Всегда. И любые. Им не надо объяснять, чем чревато наличие всякого рода нештатных отверстий даже выше ВЛ. Хоть 100 дней штиля по прогнозу. Рваные края пробоин обрезались. Им еще французских изяществ при этом не хватало. Думаю, что в нашем флоте эти французские штучки прокляли еще тогда. Да, и как-то сами французы с этим бредом завязали. Другие - даже не начинали.
                        Зачем вообще натягивать эту сову?
                        Доводы ваши, мягко говоря, вообще не убедительны. Ладно б это писалось в начале 20го века. Но сейчас?!
                        Ну, вот только недавно появились скругленные борта на быстроходных яхтах для одиночек. Но это чтобы вода стекала. И там все сделано так, чтобы человек на палубу лишний раз не лез. Так как лодка ломится через волны и вода идет потоком. Всë остальное так не делают. Это технологический бред. И крайне непрактичная вещь в повседневной службе.
                      9. 0
                        18 марта 2025 08:45
                        Цитата: MCmaximus
                        Рваные края пробоин обрезались. Им еще французских изяществ при этом не хватало.

                        Не понимаю что вы вцепились в эти пробоины. При заделке пробоин без разницы какой формы борт, это вообще к делу отношения не имеет.

                        Ну и насчет "обрезать края" вы большой оптимист. Не электросварки ни автогена еще нет, чем обрезать стальные листы в 10-15 мм толщиной собираетесь? Ножницами?
                      10. 0
                        18 марта 2025 11:33
                        В РЯВ газовой резки не было. Но края старались спрямить. Зубилами и кувалдами до определенной степени можно. Насколько в человеческих силах. Некоторые в Отечественную топором носы эминцам обрубали. laughing
                        Ну, а насчет вцепились... Ну, перестану. Только мне непонятно ваше пристрастие к французским кораблестроительным извращениям. Вот и пытась понять.
                        Останусь при своем.
                      11. 0
                        18 марта 2025 20:27
                        Цитата: MCmaximus
                        Только мне непонятно ваше пристрастие к французским кораблестроительным извращениям.

                        Нет у меня симпатии к этим французским формам, излишества дизайна и только. Но и сколь ни будь серьезных последствий для критических параметров или характеристик корабля эти извращения дизайнеров не несли. Тут вы явно не правы.
  6. +3
    15 марта 2025 09:39
    Интересно: почему "сестры", а не братья? Мы ж не англичане, это у них корабль "она", " ши"
    1. +2
      15 марта 2025 11:56
      В начале ХХ века Англия диктовала военно-морскую моду всем, отсюда и сестры.
  7. +3
    15 марта 2025 10:28
    Намного интереснее был бы проект с немного удлиненным корпусом, 3-мя линейно расположенными 305мм башнями (как позднее сделали на "Севастополях", добавив еще одну башню) и средним калибром в 152мм. Так хотя бы на 3/4 получился бы современный линкор. А так ни рыба, ни мясо. Очень уж у нас любят держаться за старое.
    1. +3
      15 марта 2025 12:29
      Думаю, что заниматься альтернативщиной не стоит . Что было в технике, то и было. В технике все так или иначе обосновано. И как-то оправдано. Это в поступках людей могут быть многие варианты. Да, и то...
      1. +2
        15 марта 2025 14:23
        "В технике" уже были германские броненосцы первой половины 1890-х годов типа "Бранденбург", от которых было всего полшага до эскадренного броненосца с тремя линейно расположенными башнями ГК с пушками одной баллистики.

        Но в истории с "Андреем" и "Павлом" наши седовласые дедушки в вице-адмиральских и генерал-лейтенантских званиях оказались не готовы даже 12"/40 на 12"/50 сменить. Куда уж тут было ждать более "революционных" решений.

        Революцию в строительстве линкоров в этот момент делали люди помоложе и в других местах. К примеру в США:

        "Одним из первых стал опубликованный в марте 1902 года в журнале Военно-морского института США «Proceedings»[англ.] проект лейтенанта Мэтта X. Сигнора. В проекте предлагался корабль, вооружённый двумя трёхорудийными 305-мм башнями в оконечностях и двумя трёхорудийными башнями с 254-мм орудиями по бортам. Противоминный калибр состоял из 60-калиберных 127-мм орудий. Проект подвергся критике в деталях, но всех привлекла его огневая мощь. Эксперт флота по артиллерии профессор П. Р. Элджер предложил вместо трёхорудийных башен разнородного калибра использовать восемь 305-мм орудий, что стало одним из первых предложений корабля «all big gun» (рус. только большие пушки). Будущий главный конструктор флота Дэвид В. Тэйлор (в 1902 г. ему было 38 лет) предлагал оснастить новый корабль паровыми турбинами, а проблему их низкой экономичности на средних ходах решать применением винтов регулируемого шага.

        В мае 1902 года Бюро по конструированию и ремонту флота США (англ. Bureau of Construction and Repair) при исследовании различных вариантов броненосца «Миссисипи» рассматривало проект 17-узлового броненосца с гексагональным расположением шести двухорудийных башен с 254-мм орудиями. Но, наверное, наибольший вклад принадлежит лейтенант-коммандеру Х. С. Поундстоуну (в 1902 году ему исполнилось 42 года). В декабре 1902 года он направил президенту Рузвельту письмо с предложением резко увеличить размеры кораблей и вместо батареи из 305-мм и 203-мм орудий перейти к батарее из орудий калибром 280 и 229 мм. Его разработки не были опубликованы до 1903 года. В октябре 1903 года в Европе была опубликована работа Куниберти «Идеальный линкор для британского флота», в которой был представлен проект корабля с единым главным калибром. Это заставило Поундстоуна пересмотреть свои идеи в пользу корабля, вооружённого единым 280-мм калибром, который позволял эффективно поражать линкор Куниберти на предполагаемых дистанциях боя. При обсуждении идеи Поундстоуна на ежегодной конференции в Ньюпорте летом 1903 года проведённая военно-морская игра показала, что корабль с гексагональным расположением 280-мм или 305-мм орудий имеет превосходство над тремя кораблями существующих типов.

        В подготовленном по результатам конференции меморандуме говорилось о необходимости перехода на единый главный калибр. С одной стороны, дистанция в 2700—3000 м определяла минимальную дистанцию сближения в артиллерийском бою без опасности получить торпедный залп от противника. На этой дистанции 178-мм и 203-мм орудия не могли эффективно поражать защищённые толстой бронёй броненосцы. С другой стороны, для поражения высокоскоростных маневренных целей типа миноносцев требовалась не мощность снаряда, а скорострельность, для чего хорошо подходили орудия гораздо меньших калибров. Поэтому для средней артиллерии на корабле просто не находилось задач. По итогу предлагалось создать корабль с двенадцатью 305-мм орудиями и как можно большим количеством 76,2-мм орудий.

        Опираясь на выводы конференции, Генеральный совет флота (англ. General Board of the United States Navy) в октябре направил официальный запрос в бюро конструирования на проектирование корабля с однородным главным калибром. Однако работы по проекту не были начаты, так как бюро было загружено работами по текущим проектам. Но 26 января 1904 года этот запрос был переоформлен на создание корабля с четырьмя 305-мм, восемью 254-мм и противоминными 76-мм орудиями. И даже по этому проекту работы бюро были начаты лишь в сентябре 1904 года.

        На очередной летней конференции были сравнены три проекта — текущий заказ Генерального совета под именем «Саут Кэролайна», броненосец «Коннектикут» и прошлогодний проект с однородным главным калибром. Минимальной дистанцией артиллерийского боя также были приняты 2700 м (3000 ярдов). В результате расчётов бронепробиваемости был сделан вывод о том, что даже 254-мм орудия недостаточно для уверенного пробития брони и только 305-мм орудия обладают требуемой эффективностью. В отношении скорости был сделан вывод, что даже трёхузловое преимущество в скорости (18 узлов против 15) не даёт преимущество более быстрой эскадре, так как попытку «поставить палочку над Т» более медленная эскадра в любой момент может нейтрализовать поворотом в сторону.

        Тем временем Поундстоун продолжил свои разработки, предложив в июне 1904 года Генеральному совету три проекта, последний из которых, USS «Possible», имел двенадцать 280-мм орудий при водоизмещении 19 330 тонн. Он привлёк в союзники лейтенант-коммандера У. С. Симса, который много сделал для совершенствования техники управления артиллерийским огнём во флоте США. На рассмотрении проекта нового корабля президентом Рузвельтом представители бюро конструирования настаивали, что корабль с однородным калибром будет непрактичным, а наличие орудий второго калибра может стать решающим фактором в бою. Симс противопоставил этому результаты практических стрельб 1904 года и проект Поундстоуна. Президент заинтересовался, но не был ясен вопрос по поводу 254-мм калибра. В октябре 1904 года У. Л. Роджерс из Военно-морского колледжа подготовил меморандум, в котором указал, что на увеличивающихся дистанциях боя 305-мм орудия за счёт большей точности и разрушающей силы обретают подавляющее преимущество над 254-мм орудиями. По его оценкам, линкор с десятью 305-мм орудиями должен был иметь водоизмещение 18 300 тонн, а с двенадцатью — 21 100 тонн.

        В октябре 1904 года бюро по конструированию пришло к выводу, что просто заменить бортовые 203-мм орудия в проекте «Коннектикута» на двухорудийные 254-мм или одноорудийные 305-мм орудия не так просто. Увеличение веса с учётом больших вырезов под барбеты в верхней палубе приводило к появлению недопустимых напряжений в корпусе. На решение этих проблем требовалось как минимум три месяца. В конце концов бюро пришло к выводу, что вписать бортовые башни такого калибра в пределы 16 000 т нереально без существенного ухудшения прочности корпуса или бронирования. Но эти выводы запоздали. Не имея от флота никаких предложений и аргументов по снятию лимита, Конгресс оставил в действии 16 000-тонный лимит, выделяя 3 марта 1905 года средства на строительство двух линкоров — «Саут Кэролайна» и «Мичиган».

        Главным конструктором Вашингтоном Л. Кэппсом (в 1905 г. ему исполнился 41 год. С 1903 году Кэппс стал главным строителем флота (Constructor of the Navy), а также начальником Бюро строительства и ремонта в звании контр-адмирала) было принято радикальное решение. Он решил, что главным для будущего корабля станет действие в линии во время линейного боя главных сил, а поэтому был отдан приоритет получению максимального бортового залпа. Желание всё же получить достаточно сильный залп в нос и корму привело к появлению схемы, ставшей затем классической, — линейно-возвышенное расположение башен в диаметральной плоскости — по две в носу и корме, одна поверх другой. Эта схема «S» датирована апрелем 1905 года.

        Самые большие опасения вызывала стрельба одной башни поверх другой прямо в нос или корму. Многими специалистами такая стрельба считалась невозможной из-за воздействия дульных газов и ударной волны при выстреле на расчёт нижней башни. Отсутствие таких данных заставило конструкторов британского «Дредноута» расставить башни как можно дальше друг от друга. Американцы решили этот вопрос путём эксперимента. Правда, это было сделано только в марте 1907 года, когда вносить изменения в проект «Саут Кэролайны» уже было поздно. Из башни монитора «Флорида» было демонтировано одно 305-мм орудие и установлено на надстройке. Сначала в башню загнали скот и произвели несколько выстрелов. После того, как выяснилось, что скот не пострадал, эксперимент произвели над офицерами-добровольцами во главе с Кэппсом. Единственным улучшением, которое было рекомендовано по завершении испытаний, — это увеличение толщины задней стенки..."
        1. +2
          15 марта 2025 14:56
          В том-то и дело. Вопрос, что три башни не решали вопроса огневой мощи. Даже японцы ставили по-прежнему 4 пушки. Прорыв обеспечили страны с немного другим промышленным развитием. У американцев прилично была разработана военно-морская наука. Многое вычислили на кончике пера. Как и почему, вопрос другой. Англичане были первыми во всем. С одной стороны, могли себе позволить эксперименты, а с другой, первый назад не оглядывается.
          1. +2
            15 марта 2025 20:34
            Полагаю дело не в промышленном развитии, а в том что за строительство флота отвечали старые п-дуны под руководством некомпетентного коррупционера. После того как великий князь Алексей Александрович подал в отставку 2 июня 1905 года старые п-дуны остались и умудрились одновременно одобрять разработку действительно эффективных бронебойных снарядов нового поколения и "проекты напуганных" с "противофугасной" бронезащитой, которая была бы так к стати в условиях прошедшей русско-японской войны, но которая конечно же не могла противостоять новым 305 мм бронебойным снарядам.

            Можно спорить кто первым начал реальное проектирование линкора с all big guns, американцы, или англичане, но "набившие руку" англичане тогда проектировали и строили гораздо быстрее.

            Зато американские проектировщики "зажатые" Конгрессом в рамки 16000 тонного лимита водоизмещения умудрились построить линкоры разве что по скорости существенно уступавшие "Дредноуту". Что по бронезащите, что по конструктивной подводной защите, что по скорострельности артиллерии ГК (до 2 выстрелов в минуту против до 1,5 выстрелов в минуту) линкоры типа "Саут Кэролайна" превосходили "Дредноут". С учётом качества британских и американских 305 мм снарядов той поры я бы смело поставил на победу в гипотетическом бою американского линкора. Да и вообще американцы в тот период времени уже соображали быстрее англичан. Уже к 1908 г. поняли что пора переходить от 305 мм к 356 мм ГК. На следующих за ЛК типа "Саут Кэролайна" линкорах типа "Делавэр" перешли к 127 мм противоминной артиллерии и отказались от таранного форштевня. На ЛК типа "Невада" смело возродили схему бронезащиты "всё или ничего", которая с тех пор стала называться "американской" и т.д. и т.п.
            1. +1
              16 марта 2025 07:48
              Да, одно расположение всех орудий в ДП на всех линкорах сразу, говорит о намного лучшей соображалке американцев нам всеми европейскими старперами.
        2. +1
          15 марта 2025 16:43
          В России проект броненосца с единым главным калибром еще в 1883 году предлагали, но в качестве главного калибра планировались 12 пушек 8’’…
          1. 0
            15 марта 2025 21:16
            Так ведь на строившемся с 1883 по 1888-й год броненосном крейсере "Адмирал Нахимов" схему с четырьмя барбетными двухорудийными 8" установками главного калибра не просто предложили, а даже внедрили. Вот только схема эта, как продемонстрировали на своих броненосцах французы до 12" (или около того) калибра масштабировалась плохо, и давала в лучшем случае те же шесть орудий в столь важном для эскадренного броненосца бортовом залпе что и более экономная схема германских "Бранденбургов".

            В любом случае в 1890-е ожидать появления броненосцев с all big guns было ещё рано. 1890-е стали эпохой прихода действительно скорострельной артиллерии среднего калибра и фугасных снарядов с бризантными ВВ, которыми "внезапно" для русских адмиралов японцы разгромили в артиллерийских боях русские броненосные эскадры в годы русско-японской войны.

            Какие уж тут опережающие время инновации. В МТК и в 1890-е и даже в начале 1900-х так и не поняли что нужны настоящие фугасные снаряды, а скорострельная артиллерия должна быть действительно скорострельной, а не такой, какая получилась в 6" башнях русских броненосцев от типа "Полтава" до типа "Бородино".

            Хотелось бы все свалить на одного знавшего толк в балеринах великого князя Алексея Александровича, но не получается. Вся "консерватория" под его руководством плохо соображала что собственно в вопросе строительства военных флотов мира в 1890-е, начало 1900-х происходит. После того как генерал-адмирал ушёл со своего поста изменилось не так чтоб много. Линкорам типа "Севастополь" откровенно повезло ни разу не столкнуться в бою с одноклассниками. А то были бы все шансы воочию узреть что ответственных за строительство флота адмиралов и генералов даже поражения в русско-японской сподобили разве что "готовиться к прошедшей войне".
          2. +2
            16 марта 2025 09:44
            Цитата: Летучий_Голландец
            В России проект броненосца с единым главным калибром еще в 1883 году предлагали, но в качестве главного калибра планировались 12 пушек 8’’…

            Вы немного напутали
            Проект Степанова 1884 предполагал 8х12"\35.
            8" ГК предлагали ВК Александр Михайлович и Скворцов ЕМНИП в 1898
            Но к дредноутам они имели весьма мало отношения.
        3. +1
          15 марта 2025 17:07
          В технике" уже были германские броненосцы первой половины 1890-х годов типа "Бранденбург", от которых было всего полшага до эскадренного броненосца с тремя линейно расположенными башнями ГК с пушками одной баллистики.

          Так можно было и сказать о нашей Черноморской серии: Екатерина II и ее сестренки.
          Схемы обоих концепций для наглядности.
        4. 0
          18 марта 2025 11:28
          Цитата: АлександрА
          Революцию в строительстве линкоров в этот момент делали люди помоложе и в других местах. К примеру в США

          Самое забавное, что в США при постройке "Южных Каролин" столкнулись с той же самой проблемой, что на "Андреичах" - директивное ограничение водоизмещения. И получились у них в результате такие же "уродливые сестрички", только с восемью 12".
          1. 0
            18 марта 2025 15:54
            Единственное в чём проявилась убогость утоптанных в 16 тыс. длинных тонн нормального водоизмещения американских "сестричек", это недостаточная для дредноутов первого поколения скорость хода.

            "Конструкторы столкнулись с проблемой, которую Фридман называет «сжатием»: основные элементы линкора (вооружение, силовая установка и броня) обычно составляли около 60% его проектного водоизмещения. Преобладание одного из этих факторов, которые он назвал «тремя основными военными качествами», вынуждало конструкторов идти на компромиссы в отношении одного или обоих других факторов. В конце концов, они предпочли вооружение и броню скорости; в результате максимальная скорость кораблей класса «Южная Каролина» была ниже, чем у всех будущих линкоров США.

            [...]

            Хотя оба корабля превысили скорость 20 узлов в идеальных условиях испытаний, ВМС ожидали, что нормальная максимальная скорость составит около 18,5 узлов."


            Броненосцы типа "Андрей Первозванный" при нормальном водоизмещении 17 тыс. тонн, т.е. на тысячу с лишним тонн больше чем у американских дредноутных "сестричек", провалились как по вооружению, так и по скорости хода и по броне.

            Среди преддредноутов последнего поколения при отнюдь не "скромном" водоизмещении в сравнении с "одноклассниками" оказались чуть ли не самыми убогими.
            1. 0
              18 марта 2025 16:11
              Цитата: АлександрА
              Единственное в чём проявилась убогость утоптанных в 16 тыс. длинных тонн нормального водоизмещения американских "сестричек", это недостаточная для дредноутов первого поколения скорость хода.

              Плюс плохая мореходность и отсутствие реального ПМК.
              1. 0
                18 марта 2025 17:33
                Мореходность конечно не блистала, но позволила в ходе службы раз семь сходить через Атлантику в Европу и обратно (в том числе четырежды в качестве войскового транспорта осенью 1918 г. для доставки солдат из Европы назад в США). Противоминный калибр... максимальная скорострельность кстати была выше чем у 18 cwt QF Mark I "Дредноута". У британской пушки было раздельно-гильзовое заряжание. У американской пушки 3"/50 Mark 2 - унитарное заряжание.

                Вообщем если учитывать что на "Дредноуте" 8 пушек на палубе полубака и юта размещенных в районе действия дульных газов орудий ГК были на разборных станках, штатно хранились в разобранном виде и устанавливаться должны были только перед применением, по этому в ходе службы "Дредноута" редко находились на своих места, то с ПМК у "Дредноута" на мой взгляд ещё хуже было.
                1. 0
                  19 марта 2025 10:44
                  Цитата: АлександрА
                  Мореходность конечно не блистала, но позволила в ходе службы раз семь сходить через Атлантику в Европу и обратно

                  Ну, у американцев через Атлантику ходило даже это: smile

                  Цитата: АлександрА
                  Вообщем если учитывать что на "Дредноуте" 8 пушек на палубе полубака и юта размещенных в районе действия дульных газов орудий ГК были на разборных станках, штатно хранились в разобранном виде и устанавливаться должны были только перед применением, по этому в ходе службы "Дредноута" редко находились на своих места, то с ПМК у "Дредноута" на мой взгляд ещё хуже было.

                  Так сравнивать "Каролины" лучше не с "Дредноутом", а с "Беллерофонами" - этих англичан спустили на воду за год до американцев, и на них уже был 4" ПМК.
                  То есть, у янки был год, чтобы понять - 3" ПМК уже бесполезен. Но менять его хотя бы на 4" янки не стали.
                  1. 0
                    19 марта 2025 13:09
                    Цитата: Alexey RA
                    Ну, у американцев через Атлантику ходило даже это: wink

                    Путешествие "Миантономо" - всё же уникальный случай. И хотелось бы отметить что большая часть пути "Миантономо" состояла из буксировки этого чуда американского броненосного кораблестроения 1860-х пароходом "Августа". При взгляде из дня сегодняшнего - крепчайшая смесь слабоумия и отваги. wink
                    Так сравнивать "Каролины" лучше не с "Дредноутом", а с "Беллерофонами" - этих англичан спустили на воду за год до американцев, и на них уже был 4" ПМК.

                    Спустили на воду "Беллерофон" летом 1907 г. когда "когда вносить изменения в проект "Саут Кэролайны" уже было поздно". В любом случае позднее даже часть этих 76 мм пушек пришлось снять "чтобы компенсировать увеличившийся в результате доработок верхний вес".

                    Честно говоря не могу винить американских проектировщиков в указанных недостатках проекта. "Утрамбовать" носитель восьми 305 мм пушек в сходное (даже чуть меньшее) водоизмещение позднее удалось только испанцам.

                    И пусть дредноуты типа "Эспанья" со своими паровыми турбинами и демонстрировали чуть большую максимальную скорость хода. Да и пушки ПМК на них стояли 102 мм. Но по бронезащищенности испанцы однозначно проигрывали первенцам американского дредноутостроения.

                    На мой скромный взгляд по причине своей удачной схемы бронезащиты и хорошей артиллерии ГК и боеприпасов "Саут Кэролайны" могли успешно вести артиллерийский бой практически с любым дредноутом с 305 мм артиллерией в годы Первой Мировой войны. Пусть из за недостаточной скорости хода эти корабли и не смогли бы в большинстве случаев навязать такой бой, или уклониться от него.
    2. 0
      16 марта 2025 12:30
      Самое интересное, что в момент постройки «Андрея» в Испании уже строили серию из трех мини-дредноутов типа «Эспанья», которые при том же +/- водоизмещении имели четыре башни с восемью 50-калиберными орудиями…
      1. 0
        16 марта 2025 13:49
        Вы что то путаете. Головной "Эспанья" заложен в 1909 году, "Первозванные" в это время ходовые испытания проходили.
        1. 0
          16 марта 2025 19:06
          Насколько я помню, "Андрей" вступил в строй в 1912 году, в 1910 ему на башни главного калибра установили крышки, сомневаюсь, что без крышек башен его выводили на ходовые испытания...
  8. +2
    15 марта 2025 14:04
    Цитата: ТермиНахТер
    Однако ж эти восьмидюймовки по "Гебену" стреляли.

    И что? "Слава" тоже по германским ЛК стреляла, но этот факт не делает из нее преддредноута.))
  9. 0
    15 марта 2025 16:57
    Все- таки перед тем, как писать статью о корабле было бы неплохо хоть что-то о нем прочитать. Хотя бы на уровне популярной литературы
  10. +1
    15 марта 2025 17:28
    Коллегиальное решение. Ответственность коллегиальная.
    Или все отвечают за ошибки, или никто.

    Спасибо за интересную статью!
  11. 0
    17 марта 2025 01:42
    Читал это произведение "Капитальный ремонт". Много интересного. Статья тоже напомнила этот роман.
  12. 0
    17 марта 2025 19:06
    Цитата: ТермиНахТер
    Николаевские заводы очень неплохо строили дредноуты. Построили три, четвертый был в высоких степенях готовности, закончить помешал 1917 г.


    В низкой.
    Там 46-40% готовности по основным механизмам, не более 7% - по вспомогательным и околонулевая по электрике.
    И хотя формально строительство "Николая" остановило Временное правительство за месяц до своего собственного конца, во многом виноваты англичане с систематическим затягиванием поставок заготовок и готового металла.
  13. 0
    19 марта 2025 06:37
    Да, после 1906, когда англы ввели в строй дредноут, лучше было бы этих уродцев разобрать на стапелях, а заказанные для них орудия отправить на береговые батареи.