Истребитель-перехватчик МиГ-31: выдающийся, но сложный

193 377 107
Истребитель-перехватчик МиГ-31: выдающийся, но сложный

Впервые истребитель-перехватчик МиГ-31 произвёл сильное впечатление на автора ещё в 1999 году после прочтения автобиографической книги лётчика-испытателя Валерия Меницкого «Моя небесная жизнь». Сегодня мы поговорим об этом самолёте, его характеристиках и особенностях.

Предпосылки создания


Истребитель-перехватчик МиГ-31 – один из наиболее выдающихся боевых самолётов XX века, который стал продолжением концепции тяжёлых перехватчиков типа Ту-128. Само по себе появление тяжёлых барражирующих перехватчиков типа Ту-128 стало следствием невозможности прикрытия всей территории СССР наземными средствами противовоздушной обороны (ПВО) – зенитными ракетными комплексами (ЗРК).




Дальний барражирующий перехватчик Ту-128

Кроме того, для повышения эффективности противодействия средствам воздушного нападения (СВН) противника рубеж перехвата требовалось вынести как можно дальше. В идеале перехватываться должны были носители – самолёты, а не применённые ими средства поражения – ракеты.

Кстати, на тематических площадках в сети Интернет часто можно увидеть предложение по созданию летающих зенитных ракетных комплексов, так вот, в каком-то смысле Ту-128 и был таким «летающим ЗРК».

Параллельно в тот момент существовала угроза, исходящая от высотных высокоскоростных самолётов-разведчиков, таких как американский SR-71.

Для противодействия этой угрозе был создан также выдающийся самолёт своего времени – истребитель МиГ-25, который в модификации истребитель-перехватчик МиГ-25П мог охотиться на высотные и скоростные самолёты противника. По некоторым характеристикам этот самолёт до сих пор является непревзойдённым – именно МиГ-25 угнал в своё время в Японию лётчик-предатель Виктор Беленко.


Высотный истребитель-перехватчик МиГ-25П

Тяжёлый барражирующий перехватчик Ту-128 продолжительное время мог вести патрулирование для обнаружения и уничтожения воздушных целей, имея дальность полёта в 2565 километров, но его скорость с боевой нагрузкой в четыре ракеты «воздух-воздух» была ограничена 1655 километрами в час или 1,4 Маха (Мах – скорость звука), практический потолок Ту-128 составлял порядка 16 километров.

В то же время высотный истребитель-перехватчик МиГ-25П с подвешенным вооружением мог развивать скорость до 2800 километров в час или 2,35 Маха (кратковременно до 2,65 Маха, без вооружения до 2,83 Маха), которая в то время была недоступна ни для каких других боевых самолётов, как наших, так и вероятного противника. Однако дальность полёта МиГ-25П была значительно меньше и с четырьмя ракетами «воздух-воздух» Р-40 составляла 1730 километров на дозвуковой скорости и 1250 километров на сверхзвуке, зато практический потолок МиГ-25П превышал 20 километров.

В истребителе-перехватчике МиГ-31 были соединены обе концепции – с одной стороны, этот самолёт мог развивать достаточно высокую скорость – максимально, без вооружения, до 2,7 Маха, с другой стороны, применённые в нём двухконтурные турбореактивные двигатели (ТРД) Д-30Ф6 обеспечивали достаточно большую дальность полёта – до 3000 километров на дозвуковой скорости полёта. Практический потолок МиГ-31 составлял 22,5 километра.


Компоновочная схема ТРД Д-30Ф6

Однако отличительной особенностью МиГ-31 стали не только высокие лётно-технические характеристики, но и новейшее по тем временам бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО).

БРЭО


Начать можно с того, что радиолокационная станция (РЛС) РП-31 Н007 «Заслон» истребителя-перехватчика МиГ-31 была реализована на базе пассивной фазированной антенной решётки (ПФАР) – на тот момент таковой не обладал ни один самолёт в мире, а первые самолёты западного производства с ПФАР появились лишь в 2000 году – через 19 лет после принятия на вооружение МиГ-31, это были американский истребитель F-15C и французский истребитель Dassault Rafale.


ПФАР РЛС «Заслон»

Дальность обнаружения целей типа бомбардировщик B-1B достигала 200 километров, истребителя F-16 – 120 километров, одновременно могли отслеживаться 24 цели, дальность автоматического сопровождения составляла 120 километров.

Возможности РЛС «Заслон» в чём-то были сопоставимы, а в чём-то значительно превосходили возможности могучей РЛС Hughes AN/AWG-9 американского тяжёлого палубного истребителя-перехватчика Grumman F-14 Tomcat.

Например, РЛС «Заслон» могла обеспечивать наведение на цель ракет «воздух-воздух» большой дальности в диапазоне порядка +/- 120 градусов, тогда как у F-14 Tomcat этот показатель составляет всего +/- 20 градусов, а угловая зона одновременного обстрела ракетами «воздух-воздух» нескольких целей, обеспечиваемая РЛС «Заслон», составляет 18 200 квадратных градусов. Для сравнения, у F-14 Tomcat только 420 квадратных градусов – эта характеристика показывает, как далеко друг от друга по фронту могут находиться атакуемые цели.


Палубный истребитель-перехватчик F-14 Tomcat и щелевая антенная решётка его РЛС Hughes AN/AWG-9

В 1998 году была разработана модернизированная РЛС «Заслон-М». К сожалению, из-за известных событий поступать на вооружение она стала лишь с 2008 года в составе модернизированного истребителя-перехватчика МиГ-31БМ, который уже уместнее называть многофункциональным самолётом, поскольку он получил возможность работы и по наземным, и по надводным целям. Именно МиГ-31БМ является сейчас основной модификацией МиГ-31, эксплуатируемой в Военно-воздушных силах (ВВС) России.

Максимальная дальность обнаружения воздушных целей РЛС «Заслон-М» увеличена до 400 километров для целей с эффективной поверхностью рассеивания (ЭПР), составляющей порядка 20 квадратных метров и 280 километров для целей с ЭПР, составляющей порядка 5 квадратных метров. Также на МиГ-31 был установлен убирающийся в фюзеляж теплопеленгатор 8ТП, способный осуществлять обнаружение целей на расстоянии до 56 километров.

Ещё одной важной составляющей БРЭО МиГ-31 стало оборудование автоматизированной системы передачи данных АК-РЛДН и АПД-518, интегрированное с наземной автоматизированной системой управления (АСУ) «Рубеж». Цифровая помехозащищённая система связи обеспечивала автоматический обмен тактической информацией для четырёх перехватчиков МиГ-31, удалённых один от другого на расстояние до 200 километров, а для наземных пунктов связи и управления – до 2000 километров.

Также БРЭО МиГ-31 обеспечивало наведение на цель (или цели) до четырёх истребителей типа МиГ-23, МиГ-29 и Су-27 без включения их собственной РЛС. Разумеется, МиГ-31 мог обмениваться информацией и с другими самолётами МиГ-31, а также с самолётом дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) типа А-50.


Кабина пилота и штурмана истребителя-перехватчика МиГ-31

На основании данных от РЛС «Заслон» четырёх истребителей-перехватчиков МиГ-31 могла быть построена полная картина воздушной обстановки, в том числе с использованием триангуляции и кинематических методов. Фактически МиГ-31 и сам в какой-то степени является самолётом ДРЛОиУ.

Помимо перехвата высотных скоростных целей типа американского разведчика SR-71, одной из задач, решаемых самолётами МиГ-31, должен был стать перехват низколетящих крылатых ракет типа «Томагавк».


Кабина пилота и штурмана истребителя-перехватчика МиГ-31БМ

В 2014 году была создана модификация МиГ-31БСМ – в рамках неё самолёт получил новую кабину, однако почему-то лишился штанги заправки топливом в воздухе – в крупную серию эта модификация не пошла.


Кабина пилота и штурмана истребителя-перехватчика МиГ-31БСМ

В 2018 году появилась модификация МиГ-31К – носитель, фактически первая многоразовая разгонная ступень гиперзвуковой ракеты комплекса «Кинжал».


МиГ-31К с ракетой комплекса «Кинжал»

Существовали и другие модификации МиГ-31, наиболее интересной из которых можно назвать МиГ-31И. Как и в случае с ракетой комплекса «Кинжал», модификация МиГ-31И фактически представляла собой первую разгонную ступень, только уже не для боевой ракеты, а для ракеты-носителя, способной выводить малогабаритные искусственные спутники Земли (ИСЗ) или космические аппараты (КА) массой порядка 120-160 килограмм на орбиту высотой порядка 300-600 километров.

Очень жаль, что эта модификация так и не увидела свет – небольшой самолёт, способный стартовать с обычных аэродромов и выводить в космическое пространство пусть и небольшие ИСЗ и КА, мог бы стать критическим элементом, обеспечивающим стране доступ в космос, в том случае если в случае глобального конфликта все космодромы были бы уничтожены. Впрочем, как знать, возможно, что работы по тематике МиГ-31И ещё будут продолжены.


МиГ-31И

Вооружение


Основным вооружением истребителя-перехватчика МиГ-31 стали ракеты «воздух-воздух» Р-33 с дальностью стрельбы до 120 километров и до 160 километров у модификации Р-33С с комбинированной системой наведения – инерциальной системой наведения на среднем участке полёта, а также полуактивной радиолокационной головкой самонаведения с радиокоррекцией на конечном участке у Р-33 и активной радиолокационной головкой самонаведения с радиокоррекцией на конечном участке у Р-33С.

К недостаткам ракет семейства Р-33 относят их малую располагаемую перегрузку, составляющую всего 4G, что позволяло использовать их только против неманеврирующих или ограниченно маневрирующих целей.

В дальнейшем на смену ракете Р-33 пришла новая ракета «воздух-воздух» Р-37 (она же РВВ-БД), дальность которой была увеличена до 300 километров, разумеется, такая дальность возможна только при использовании активной радиолокационной головки самонаведения. Перегрузка поражаемых целей для ракеты Р-37 составляет уже 8G.


Ракеты Р-33 (вверху) и Р-37 (внизу)

Также МиГ-31 могли применяться ракеты «воздух-воздух» средней дальности семейства Р-40 с полуактивной радиолокационной и тепловой головкой самонаведения (в зависимости от модификации ракеты) и ракеты «воздух-воздух» малой дальности семейства Р-60 с тепловой головкой самонаведения.

Возможности модернизированного истребителя-перехватчика МиГ-31БМ были существенно расширены за счёт ввода в состав его вооружения современных ракет «воздух-воздух» средней дальности Р-77 (РВВ-СД) с активной радиолокационной головкой самонаведения и ракет «воздух-воздух» малой дальности Р-73 (РВВ-МД) с тепловой головкой самонаведения.


МиГ-31БМ с ракетами «воздух-воздух» Р-37 (в полуутопленном состоянии под фюзеляжем), Р-77 и Р-73

Модернизированный многофункциональный истребитель-перехватчик МиГ-31БМ также может работать по наземным и надводным целям, применяя противорадиолокационные ракеты (ПРР) Х-31П, Х-25МП и X-25МПУ, противокорабельные ракеты X-31А, ракеты класса «воздух-поверхность» Х-29Т и Х-59 и X-59М, корректируемые авиабомбы КАБ-1500 и КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением.

Также на самолётах семейства МиГ-31 имеется скорострельная автоматическая шестиствольная пушка ГШ-6-23М калибра 23 мм с умопомрачительной скорострельностью до 9000 выстрелов в минуту.


Авиационная пушка ГШ-6-23М

Боекомплект авиапушки ГШ-6-23М составляет 260 снарядов.

Сложный самолёт


Конечно, есть у самолётов семейства МиГ-31 и недостатки, но они достаточно условны.

Например, считается, что МиГ-31 более сложен в управлении и требователен к пилоту, чем самолёты семейства Су-27. Это действительно так, но является ли это недостатком?

Как правильно пишет в своей книге «Моя небесная жизнь» упомянутый в начале настоящей статьи Валерий Меницкий, самолёт МиГ-31 даёт особые возможности в плане скорости полёта, логично, что он и предъявляет особые требования в части пилотирования. Никому ведь не приходит в голову говорить, как о недостатке, о сложности пилотирования тех же сверхзвуковых самолётов-разведчиков SR-71? Просто для их пилотирования привлекаются лётчики соответствующей квалификации, с соответствующей повышенной оплатой труда и уважением коллег – элита ВВС.


Самолёт-разведчик Lockheed SR-71 тоже был сложен в пилотировании и эксплуатации

Ведь МиГ-31 сложен не только в пилотировании, но и требует не менее высокой квалификации для работы со своим БРЭО, особенно при работе в составе группы самолётов.

То же самое можно сказать и о сложности и дороговизне обслуживания – сложная техника требует соответствующих компетенций.

Ограниченная манёвренность и располагаемые перегрузки? Но от этой машины и не требовалось крутить петли и делать «кобры», странно требовать от боевой машины тех характеристик, которые в неё и не закладывались изначально.

При этом у истребителей-перехватчиков МиГ-31 должен быть очень прочный планер, рассчитанный на сложные условия эксплуатации, что предопределяет возможность дальнейшей модернизации и эксплуатации машин этого семейства.

В настоящий момент на вооружении ВВС России находится около сотни МиГ-31БМ и два десятка МиГ-31К, какое-то количество этих самолётов должно находиться на хранении, учитывая то, что всего было произведено свыше пяти сотен МиГ-31, однако их наличие и техническое состояние на текущий момент неизвестны, возможно, что часть из них была распилена в 90-е годы, а с части каннибализированы запчасти для поддержания исправности машин, находящихся в строю.

Кстати, в Казахстане без толку простаивает 31 истребитель-перехватчик МиГ-31, а у самого Казахстана имеется задолженность перед Россией, что как бы намекает – не так давно мы говорили об этом в материале Казахстан и СВО: десятки самолётов, сотни танков на хранении и задолженность перед Россией 13 млрд долларов. Впрочем, о чём это мы, наверняка задолженность Казахстану просто спишут, Россия – щедрая душа...


МиГ-31 ВВС Казахстана

Выводы


Истребитель-перехватчик МиГ-31 был выдающимся самолётом своего времени, да и сейчас он обладает рядом уникальных характеристик, которых нет ни у одной боевой машины современности, как в России, так и в странах вероятного противника.

История МиГ-31 ещё не закончена, в дальнейшем мы поговорим об опыте их боевого применения и перспективах развития этого класса боевых машин.
107 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    14 марта 2025 04:31
    Путаница с ракетами превысила болевой порог- комментировать не хочется.

    А вот истоия МиГ25/31 отражена не полно. МиГ- 25 создавался для отражения атак B-70...
    Если бы не гибель главкома ВВС , то была бы скорее продолжена линия Туполевких перехватчиков с тем же "Заслоном".
    Да, скорости поменьше, но боекомплект больше, и больше дальность, а значит отодвигается рубеж перехвата. Но, увы.
    ..
    1. +8
      14 марта 2025 08:25
      Жаль, но выпуск МиГ- 31 давно закончен.
      1. -20
        14 марта 2025 10:01
        МиГ-31 надо сказать спасибо и до свиданья. С почетом на пенсию.
        Таких самолетов уже никто не делает.

        На каком расстоянии взаимно обнаружат друг друга МиГ-31 с одной стороны и J-20, J-31, F-35, F-22 с другой стороны? МиГ - километров за 20, а его километров за 200.... Так?
        Так что это уже что угодно (патрульный перехватчик мирного времени, носитель КР, первая ступень для запуска спутников...), но точно не истребитель.
        1. +2
          14 марта 2025 11:48
          Увидет на дальности 150км, эти ф 22 , ф 35 и дж20. Да ещё особых упоротых, увидят этих самолётики ПВО дальнего обнаружения, и просто МиГ 31 надо взлететь и перехватить эти истребители.
          1. 0
            14 марта 2025 12:31
            Цитата: Эдуард Егоров
            Увидет на дальности 150км

            Поделитесь инфой, откуда у вас такие сведения, что Заслон увидит цель с ЭПР десятые доли метра за 150 км? Как раз таки километров 20 получается.
            Кстати статья есть по этому вопросу.
            https://topwar.ru/34518-nebo-istrebitelya-perspektivy-perehvatchika-mig-31.html
            Цитата оттуда:
            ...
            - А выйти на МиГ-31 против «Рэптора»?

            - Чистое самоубийство.
            1. +9
              14 марта 2025 16:47
              Цитата: ugol2
              откуда у вас такие сведения, что Заслон увидит цель с ЭПР десятые доли метра за 150 км?

              На дальности 100-120 км. точно увидит . И не "Заслон" , а "Заслон-М" , который ровно в два раза дальше крупную цель (20 кв.м.) видит . И что за глупость равнять самолёт 4-го поколения , причём классический перехватчик с самолётами 5-го поколения ? Или на вооружении мало самолётов 4-го поколения ? Или КР перехватывать не надо ? Ему до конца ресурса работы более чем хватит . Но по скорости выхода на рубеж перехвата ему равных нет - он как и МиГ-25 скорость 2500 км\ч в течение 22 минут держать может . Свободно . А для маневренного боя , для борьбы с малозаметными истребителями противника другие самолёты есть .
              Цитата: ugol2
              - А выйти на МиГ-31 против «Рэптора»?

              На "Раптора" Су-57 выйдет . И сделает его на раз-два .
              Но МиГ-31 сделает ЛЮБОЙ истребитель 4-го поколения в равных\дуэльных условиях . Просто обнаружит раньше , поразит с большей дистанции , догонит любого , а при необходимости разорвёт дистанцию за счёт преимущества в скорости . Но это не МФИ , а специальный самолёт - перехватчик с возможностью выполнения ударных задач .
              1. +7
                15 марта 2025 01:03
                Вот именно, это перехватчик. Его цели - атакующие нашу страну ударные боевые самолеты, крылатые ракеты и борты ДРЛО. Эти цели он увидит далеко и выстрелить успеет с нужных дистанций. У таких целей ЭПР - многие кв м. Даже если на секунду представить, что полетят ф-22 и ф-35, полетят то они с внешней подвеской, а тут ЭПР сразу на порядок вверх. Ибо на внутренней подвеске они только тактическую мелочь тащат. Про б-52, б-1 и авакс скромно молчим, их увидят за 300 км…
                1. 0
                  16 марта 2025 03:58
                  Ваш оппонент конечно тот еще фрукт, у которого перехватчик почему-то вступает в дуэли один на один с ударными самолетами, но не надо по этому поводу делать наших врагов . В случае полномасштабных атак никакие ф22 и ф35 с внешним подвесом летать не будут, да и эти налеты скорее всего будут совпадать с ударами КР и БР, чтоб максимально перегружать систему ПВО.Те же Б1 и Б52 с сегодняшними дальностями КР вообще скорее всего и не зайдут в зону поражения, а выпустят свою боевую нагрузку за десятки или даже сотни км от зон поражения наших систем ПВО. А в самоубийственные атаки на МИГах лететь под их ПВО и всю истребительную авиацию - так себе затея.
                2. +1
                  22 марта 2025 14:25
                  Цитата: Glagol1
                  Вот именно, это перехватчик. Его цели - атакующие нашу страну ударные боевые самолеты, крылатые ракеты и борты ДРЛО. Эти цели он увидит далеко и выстрелить успеет с нужных дистанций. У таких целей ЭПР - многие кв м. Даже если на секунду представить, что полетят ф-22 и ф-35, полетят то они с внешней подвеской, а тут ЭПР сразу на порядок вверх.

                  А зачем им это делать? Как можно себе подобный вздор в здравом уме представить?)) У их внутренних отсеков достаточно места для размещения РВВ, или противорадарных КР для завоевания воздуха.
                  Цитата: Glagol1
                  Про б-52, б-1 и авакс скромно молчим, их увидят за 300 км…

                  А кто даст Миг-31 подлететь к АВАКС на 300км? Вы как себе такой сценарий представляете?
              2. +5
                15 марта 2025 07:10
                Меня заинтересовала пушка ГШ-6-23М с 9000 в/мин., а запас снарядов (боекомплект) всего 260 шт. Получается, что весь боекомплект будет истрачен за 1,7 сек, т.е. одним залпом и вряд ли получится разделить его на два залпа.... Так и задумано или здесь какая-то ошибка у автора?
                1. +2
                  15 марта 2025 09:01
                  Цитата: Сабуров_Александр53
                  Меня заинтересовала пушка ГШ-6-23М с 9000 в/мин.

                  Меня тоже удивила скорострельность , но для уточнения просто нужно набрать в поисковик . Скорострельность действительно фантастическая - 9000 выстрелов в минуту . Стрельба скорей всего ведётся фиксированными очередями ... которых может оказаться при такой скорострельности две-три от силы . Но МиГ-31 больше и не надо - при его скорости и маневренности до пушки дело редко когда дойти может . Но вот при отработке алгоритмов работы по КР , стрельба из пушки всё же отрабатывается . Ибо КР в залпе может быть много и ракет на все не хватит . Вот тогда - пушка .
                2. Ray
                  +5
                  17 марта 2025 05:35
                  Сразу видно человека, никогда не стрелявшего из АК )
                  Этот боекомплект легко разделить залпов на 10!
                  Скорострельность АК для сравнения, 600 в/м.
                  Т.е. 10 пуль за 1 сек. Мы стреляли на стрельбище очередями по 2 выстрела, иногда по 3, так нас учили. У неопытных вылетает сразу 4 за первый залп, но это неэффективно - если неудержать автомат, 4 пуля улетает поверх мишени.
                  2 выстрела - это 1/5 секунды. В случае ГШ-6-23 это 30 выстрелов.
                  Опытный пилот легко выдержит это время, и даже меньше. Даже предположу, что опытные пилоты за 1 залп легко кладут не более 15-20 снарядов.
                  1. +3
                    17 марта 2025 07:22
                    Ринат, спасибо за участие и рассказ про стрельбу из АК. Вы правы, можно сказать я не стрелял из автомата, поскольку назвать две стрельбы по 9 патронов в рожке за 3 года службы на флоте (ПЛ) владением стрельбой. трудно. И кстати, хорошо помню, что у меня получилось сделать три очереди уже при первой же стрельбе в УОПП-51 и оказалось это не сложно... Правда потом, в институте на военной кафедре ещё разок дали пострелять, но там итого меньше, всего по 6 патронов на человека.
                    Однако вы зря спорите со мной... Я же сказал не про технику стрельбы короткими очередями, а просто вычислил время 1,7 сек, за которые "улетит" весь боезапас из 9000 снарядов пушки. Могу конечно допустить, что опытный пилот сможет растянуть удовольствие на три-четыре цикла и подумал, а лучше бы это за него делала автоматика с предварительной установкой числа выстрелов в залпе. Тогда не надо летчику сильно напрягаться и он знает, что одно нажатие на гашетку выдаст строго установленное число снарядов. А может так и есть?
                    1. Ray
                      +1
                      17 марта 2025 07:43
                      Может так и есть. С ГШ не стрелял)
                  2. 0
                    21 марта 2025 20:29
                    По два как то редко получится, в основном по три... на практике)
                3. +2
                  30 марта 2025 06:03
                  У нас рядом авиабаза в Канске, там 31-е стоят, в 2013-м году был юбилей, пускали всех на поле, в кабине посидеть, я с летчиком разговорился, он рассказал, что из пушки не стреляют практически, сильно мощная, отдача нарушает что-то.
                  1. 0
                    30 марта 2025 11:00
                    он рассказал, что из пушки не стреляют практически, сильно мощная, отдача нарушает что-то.

                    Роман, а куда и зачем стрелять из пушки летчику с авиабазы в Канске? Допускаю, что такие учебные стрельбы из пушки штатно проводятся очень редко в мирное время. А запускать ради этого воздушные беспилотные цели соответствующие размеру вражеского самолета, дорогое удовольствие для тренировки. И становится очевидным, что пушка на МиГ-31 это на самый крайний случай, когда уже не до отдачи... request
                    1. +2
                      30 марта 2025 11:54
                      Абсолютно верно, тут нет никакого момента до спора. Хотя, конечно, имеется дилетантское представление, что если пушка установлена, то вроде бы должна стрелять безукоризненно.Офицер так и сказал, кстати, в разговоре, что если выхода не останется, конечно, пушкой воспользуются. Но какой-то там шпангоут погнется, возможно.
                      1. +1
                        30 марта 2025 12:29
                        Но какой-то там шпангоут погнется, возможно.

                        Наверняка же испытывали на заводе этот самолет и пушку, прежде чем пустить в производство. А до него был соответствующий опыт с многими другими самолетами и пушками на них. Сомневаюсь, что могло дойти до деформации корпуса самолета. Ладно, пусть служит родине и пусть у него не доходит до стрельбы из пушки. Его дело теперь запускать "Кинжалы".
        2. 0
          14 марта 2025 11:52
          Научись хоть немного думать, он может сбивать все самолёты и бпл среднего и тяжёлого класа, а также наносить удары по земле и воле , а также запускать малые спутники на околоземную орбиту.
        3. +10
          14 марта 2025 15:49
          Цитата: ugol2
          На каком расстоянии взаимно обнаружат друг друга МиГ-31 с одной стороны и J-20, J-31, F-35, F-22 с другой стороны? МиГ - километров за 20, а его километров за 200.... Так?
          Так что это уже что угодно (патрульный перехватчик мирного времени, носитель КР, первая ступень для запуска спутников...), но точно не истребитель.

          Так МиГ-31 никогда и не был истребителем. Он - перехватчик: летающий ЗРК ДД для прикрытия северного направления от КРВБ и их носителей.
          Воздушный бой ему противопоказан. Он даже маневрировать нормально не может: максимальная эксплуатационная перегрузка - всего 5G.
          Так что МиГ-31 - типичный советский перехватчик ПВО: взлёт, поиск цели или получение данных от ДРЛО, обнаружение, захват, выход на рубеж, пуск, по израсходованию БК - домой. Типовая работа зрдн, только этот дивизион ещё и летает. smile
    2. +6
      14 марта 2025 09:34
      Если бы не гибель главкома ВВС , то была бы скорее продолжена линия Туполевских перехватчиков с тем же "Заслоном".
      Исторические хроники говорят, что делали под Микояна
      Разработка авиационного комплекса перехвата нового поколения Е-155МП была начата в соответствии с партийно-правительственным Постановлением от 24 мая 1968 года №397‑152.
      , причем затем разработку передали другому предприятию. Идея использовать ФАР, тоже не находила поддержки
      Однако идея оснащения перспективного перехватчика БРЛС с ФАР далеко не сразу получила поддержку в Министерстве радиопромышленности СССР. Многим она казалась чрезмерно революционной и «авантюрной» (ведь ничего подобного в США в то время не имелось, а куда нам вперед американцев…).
      1. +4
        14 марта 2025 11:02
        Хроники говорят иное-

        ... в мае 1968 г. в катастрофе на МиГ-25П А.Кадомцев, прекрасный летчик и авиационный инженер, погиб. Новое руководство авиации ПВО предпочло установить систему «Заслон» на модернизированный перехватчик ОКБ А.И.Микояна Е-155МП, который был принят на вооружение под обозначением МиГ-31. Все попытки А.Н.Туполева и его коллег добиться продолжения работ по теме «148» результата не дали.
        1. +3
          14 марта 2025 11:25
          Постановление было принято также в мае 1968 года, никто бы без него разработку бы не начал, и "Заслона" с его характеристиками в "железе" еще не было, поэтому события были больше похожи на "административное" перетягивание ресурсов под свои темы, а не на поддержку создания новой РЛС, характеристики которой оказались в результате на очень высоком уровне.
        2. +4
          15 марта 2025 01:09
          Совмин Союза решил, что Туполеву надо продолжать бомберы (Ту-95, 22, тогда уже в мыслях был 160), а истребителем - Миговцы. И правильно сделал!!! Туполев имел большой админресурс, но ни одного истребителя не сделали. В итоге имеем МиГ-31 - самолет, обогнавший свое время.
  2. +6
    14 марта 2025 04:38
    Красивая машина, у нас на Камчатке в 2015 или 2016 были большие учения, так над городом летали 4 Миг-31 и 4 Су-30 или Су-35 в плотном строю. Красота. А когда идут на сверхзвуки даже на чистом небе (что у нас редкость летом) их очень сложно найти, звук слышно а где летит..... hi
  3. +1
    14 марта 2025 05:48
    и перспективах развития этого класса боевых машин.
    Буду ждать продолжения, очень хочется надеяться что идут работы не только по модернизации данной машины, но и развитие данной концепции в кардинально новых проектах.
    1. +1
      22 марта 2025 14:34
      Надо новые, современные машины создавать, а не бесконечно модернизировать давно и безнадёжно устаревший самолёт. Кинжал на него повесили потому что другого применения этим машинам нет, иначе тоже самое и Су-34 мог бы делать.
      1. +1
        23 марта 2025 22:04
        США модернизируют свои Ф-15 и чёта не парятся. А с нашей промышленность и "эффективными менеджерами" новые самолёты будут делать по штуке в месяц. Су-57 не даст соврать.
        1. 0
          23 марта 2025 22:12
          Ф-15 ЕХ это не модернизованный Ф-15 с 70-80х. Это абсолютно новая машина, планер из других материалов и т.д. А тут собираются старые, железные Миг-31 модернизировать, чьи функции на много лучше Су-30 мог бы исполнять. Да с Су-57, да ещё и со всеми теми ТТХ которые он должен иметь, РЛС АФАР и тп. конечно всё не просто, санкции мешают массовым поставкам нужных комплектующих, станков, оборудования и тп. Если думать о боеспособности ВВС, или ВКС РФ, то это в первую очередь наверное большая масса освоенных МФИ 4го поколения и если правда что Су-30 в 2 раза дешевле выходит чем Су-35, то вопрос, а лучше ли Су-35 в 2 раза чем Су-30?
          1. 0
            23 марта 2025 22:17
            Я говорил не про ЕХ, а про Ф-15Е и даже Ф-15С, которые продолжают служить и модернизироваться.
  4. +3
    14 марта 2025 06:26
    в Казахстане без толку простаивает 31 истребитель-перехватчик МиГ-31

    Обменять их на Су-27 или МиГ-29. У Казахстана они все равно пропадут.
    1. 2al
      +2
      14 марта 2025 10:02
      А где взять экипажи для имеющихся в строю? На Миг-31 вовсе не лейтенанты летают, даже посадочная скорость сравнима с Ту-22М3.
      1. +2
        14 марта 2025 13:57
        C 2018 года вполне себе успешно лейтенантов в полки на МиГ 31 распределяют.
  5. +2
    14 марта 2025 06:33
    Существовали и другие модификации МиГ-31, наиболее интересной из которых можно назвать МиГ-31И. Как и в случае с ракетой комплекса «Кинжал», модификация МиГ-31И фактически представляла собой первую разгонную ступень, только уже не для боевой ракеты, а для ракеты-носителя, способной выводить малогабаритные искусственные спутники Земли (ИСЗ) или космические аппараты (КА) массой порядка 120-160 килограмм на орбиту высотой порядка 300-600 километров.

    Очень жаль, что эта модификация так и не увидела свет/

    На сколько я знаю, истребители по этой програме работали, другое дело, что программа накрылась медным тазом, а самолеты перегнали из Казахстана в Россию, на том все и закончилось.....
  6. +5
    14 марта 2025 06:35
    Я от одного штурмана слышал, что в МиГ31 ещё в СССР был внедрён, что то типа Яндекс навигатора. Загружались карты местности. Ни на одном типе самолётов такого не было. Про американцев не знаю.
  7. +8
    14 марта 2025 06:41
    Выдающееся простым как правило не бывает , тем более в авиации.
  8. -3
    14 марта 2025 09:06
    Самое выдающее изделие это МиГ-25ПДС, его ТРД с прямоточным циклом не один ТРДД не заменит, он единственный, кто может летать на 30 000 метров высоты и на скорости до 4М, можно было довести аэродинамику и модернизировать двигатели Р15БД-300 до предела, установка ускорителей по примеру Шатлов и обмазка термостойкой краской даст возможность выхода в космос, замена блистера фонаря на стеклопакет из огнестойкого стекла, и замена электроники на от Су-35, даст такой потенциал, что 6 поколение будет не нужно am
    1. +1
      14 марта 2025 19:28
      даст такой потенциал, что 6 поколение будет не нужно
      Так это и есть 6 поколение. Осталось "довести аэродинамику и модернизировать двигатели Р15БД-300 до предела, установка ускорителей по примеру Шатлов", как говорится начать и закочить.
    2. +2
      15 марта 2025 01:22
      Самолеты в космос не летают. Только в сказках. Для выхода в космос надо 3,5 Маха - это суборбитальный очень краткий полет, прыжок в 80-100 км на несколько минут. И толку от такого полета? Все топливо уйдет на прыжок, дальше что? Все… Возвращение на базу. А выполнение боевого задания? А полезная нагрузка? Ну а если уж совсем в космос, что было бы интересно, то это уже 8 км/сек, 1 КС. Нет такого ни у кого.
    3. Ray
      +2
      17 марта 2025 05:46
      обмазка термостойкой краской даст возможность выхода в космос

      Мда... аудитория, что называется )
      Физика, 8 класс, помните такой предмет в школе? Какая минимальная скорость должна быть у ракеты, чтобы преодалеть силу притяжение Земли и выйти в космос? Первая космическая скорость, слышали? И мы не говорим про стратосферу, вы написали именно "космос"!
      1. -5
        17 марта 2025 06:24
        Правильно подобранные ускорители решают все задачи, не вижу сложностей, только цена вопроса hi
        1. +2
          22 марта 2025 14:38
          Цитата: air wolf
          не вижу сложностей, только цена вопроса

          Пите ещё, пишите статьи и скоро генералом станете! Тут подобный вздор любят мусолить!))
          1. 0
            22 марта 2025 16:08
            Генералом, мог бы стать по службе, для даже этого закончил академию, но это в жизни не главное, главное спокойствие и семья, поэтому ушел на гражданку, всю жизнь руководитель и мне власть давно не нужна, семья, спокойствие и хобби продлевает жизнь, и у меня сейчас другая проблема, какой очередной ствол для охоты прикупить feel чтоб он не просто в сейфе стоял, как один у меня из пяти, лет пять не выходил из сейфа...
            А пишу в чат, тк обидно за державу, которую продали Западу и уже не вернуть, а вы думаете, что Россия сама решает, что делать в этом мире, у вы...
        2. Комментарий был удален.
  9. +10
    14 марта 2025 09:08
    Сейчас в СВО очень пригодился бы Миг-25РБ, который нес бомбовую нагрузку 4000 кг. На какую бы дальность он бросал бы ОФАБ с УМПК с высоты 20 000 метров...

    Но... Все распилено.
    1. 0
      14 марта 2025 09:28
      „Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвёртая — палками и камнями.“ — Альберт Эйнштейн.
    2. +1
      14 марта 2025 09:35
      Так то, теоретически, есть МиГ31И и не всегда ему нужно таскать БР, можно разгонятся до максималки и кидать бомбы малого диаметра( не ОФАБ с УМПК). И есть обычные МиГ31 БМ - в чем проблема бросания бомб с спутниковой корр?
      1. +2
        15 марта 2025 01:38
        Это примерно как из рогатки сбить надоедливую осу. Обычная глонасс-бомба без модуля далеко не улетит, нужно планирование. Иначе - вход в зону ПВО противника. И тут начинается физика, будь она не ладна. Это пустой, без нагрузки и с 1/4 бака он на 22 км забирается, и то - кратко. А с топливом, да еще и с бомбами, ну не выше 17-18 км. Тут его не только Пэтриоты ждут, но и любые С-300, даже ранних серий. Так что без модулей никак. И конечно, бомбы - это работа для Сушек.
        1. 0
          15 марта 2025 12:47
          Не согласен. Бомбы должны быть изначально , малого диаметра с крылом.
          И шазогенератором. С высот 15-17км там до 200км дальность можно получить
          1. 0
            17 марта 2025 16:31
            500-ки даже с 15 км двести не полетят. Делите на 2.
            1. 0
              17 марта 2025 22:16
              Я написал про малый диаметр и встренное крыло. Не про УМПК
  10. 2al
    -3
    14 марта 2025 10:11
    Кстати классную ЗРК можно сделать на платформе Ту-22М3М она может даже ракеты от С-500 таскать в бомбоотсеке он увеличенного размера. При необходимости можно смонтировать в отсек боевую нагрузку в виде РЛС бокового обзора, энергетики более чем до фига и время патрулирования при наличии дозаправки большое.
    1. 0
      14 марта 2025 10:53
      А что прекрасный барражирующий ЗРК большой дальности drinks
      1. 2al
        0
        16 марта 2025 14:30
        Поэтому "эксперты" и минусуют laughing
    2. +6
      15 марта 2025 12:48
      Давайте сначала сделаем простой дрло. Современный с афар . Стрелять можно и по его данным, ракетами с АГСН
      1. 2al
        0
        16 марта 2025 14:28
        Простой ДРЛОиУ в условиях интенсивной РЭБ это фантастика. Уберечь его и экипаж уже сейчас от ракет ВВ типа MBDA Meteor и ЗУР с АГСН большой дальности более чем проблематично. Известно, по крайней мере на учениях, применение Миг-31 в роли ДРЛОиУ, ещё в 2016г было заявлено о наличии внешнего наведения для ЗУР комплекса С-400, но пока не известны результаты его применения, даже от военных экспертов в Израиле.
  11. 0
    14 марта 2025 10:35
    А что за известные всем события происходили в период 1998-2008 гг, которые не позволили принять на вооружение разработанную в 1998 году рлс и принятую только в 2008?
    1. +4
      14 марта 2025 11:08
      Автор путает варианты РЛС, "Заслон М" это для Миг-31М, все работы по этому направлению были прекращены, а есть еще "Заслон АМ" это для Миг-31БМ, и исторические хроники говорят следующее
      2005
      Начаты испытания модернизированного истребителя-перехватчика МиГ‑31БМ с СУВ «Заслон-АМ»
      2007
      Начаты поставки в ВВС России модернизированных истребителей-перехватчиков МиГ‑31БМ с СУВ «Заслон-АМ»
      плюс еще были модернизации под расширение списка вооружения.
  12. -5
    14 марта 2025 10:50
    С помощью этого самолета вполне можно забрасывать кучу легких спутников типа Старлинк на низкую орбиту. И никакая многоразовая ракета Маска не нужна. Возможно, что как перехватчик он действительно морально устарел. Но как многофункциональный боевой самолет - нет. Да сейчас и перехватывать по сути не кого. Концепция жарких воздушных боев явно уже в прошлом.
    1. +3
      15 марта 2025 11:27
      Это на Украине в прошлом. А в случае столкновения с НАТО напрямую - перехват будет определять выживаемость страны. Поэтому МиГ-31 очень нужен.
      1. +1
        22 марта 2025 14:52
        И много Миг-31 с его огромной ЭПР перехватит Ф-35, или Ф-22 на встречном направлении? Я уже молчу о поддержки ДРЛО звеньев истребителей НАТО. Не имея достаточно современных ДРЛО, хотя бы на уровне АВАКС (которые к слову уже заменяются ДРЛО С АФАР) говорить о защите воздушного пространства с помощью древних Миг-31 от проникновения боевой авиации НАТО не имеет смысла.
  13. -3
    14 марта 2025 11:48
    Цитата: Hexenmeister
    Постановление было принято также в мае 1968 года, никто бы без него разработку бы не начал, и "Заслона" с его характеристиками в "железе" еще не было, поэтому события были больше похожи на "административное" перетягивание ресурсов под свои темы, а не на поддержку создания новой РЛС, характеристики которой оказались в результате на очень высоком уровне.

    Гибель главкома перевесило ситуацию в пользу Микояна. Если рассматривать рубежи перехвата носителей КР , то Ту- 148 был предпочтительней.

    А МиГ-25 сделали, когда основные цели , под которые он создавался, исчезли.
  14. exo
    +4
    14 марта 2025 12:06
    Насчёт Казахстана и его МиГов- здравая мысль.Если, самолёты ещё в нормальном состоянии.
    1. +1
      14 марта 2025 17:48
      Цитата: exo
      Насчёт Казахстана и его МиГов- здравая мысль.Если, самолёты ещё в нормальном состоянии.

      Угу обращение МИД
      Уважаемые казахи у нас тут СВО идет по возвращению земель которые у нас забрала бывшая советская республика которую придумал Ленин, передайте нам пожалуйста свою боевую авиацию. Как там кстати у вас дела в Северном Казахстане?

      Думаю Казахстан откажет.
      1. exo
        0
        17 марта 2025 20:02
        Был же вариант с Украиной.Когда в счёт долга за газ, вернули ТУ-160 и крылатые ракеты. Думаю у Казахстана тоже есть долги перед РФ. Можно попытаться договориться.
        1. -1
          17 марта 2025 23:36
          Цитата: exo
          Был же вариант с Украиной.Когда в счёт долга за газ, вернули ТУ-160 и крылатые ракеты.

          Учитывая как эти самолеты и ракеты вернулись на Украину, им проще самолеты разобрать, от греха по дальше.
  15. -1
    14 марта 2025 12:17
    "Истребитель-перехватчик МиГ-31 – один из наиболее выдающихся боевых самолётов XX века..."
    Какие-то слишком громкие слова или список "наиболее выдающихся боевых самолётов ХХ века" очень обширный)
  16. +2
    14 марта 2025 12:27
    Всё это классно, конечно. Мы до сих пор держимся лишь за счёт наработок, сделанных в СССР. Вопрос в том - способно ли хоть одно предприятие в современной России запустить в производство Миг-31?
    1. +1
      14 марта 2025 19:34
      Цитата: WhoWhy
      Всё это классно, конечно. Мы до сих пор держимся лишь за счёт наработок, сделанных в СССР. Вопрос в том - способно ли хоть одно предприятие в современной России запустить в производство Миг-31?

      Нафига?
      1. osp
        0
        14 марта 2025 19:58
        Кооперация по производству этого самолета рухнула еще в 90-е годы.
        Там даже стекло фонаря было особое что давно не производится.
        Из-за этого накладывается ограничение на максимальную скорость строевых самолетов.
        Электронное оборудование тоже давно не делают вообще - оно на элементной базе 70-х годов собрано.
        МиГ-31М небольшой партией сделали в 90-е и они даже испытания различные проходили в ГЛИЦ.
        Но потом все заглохло.
        Для него просто не было задач конкретно под этот самолет.
        Притом что Су-30 который к тому времени пошел на экспорт большими партиями уже становился многофункциональным боевым самолетом с широкой номенклатурой вооружения.
        Притом что такие ракеты как Р-73 , Р-27 и Р-77 обычные МиГ-31 вообще нести не могли!
        Из-за того что электроника там уровнем ниже.
        Р-60, Р-40 , Р-33. Вот что было. Давно снятое с вооружения.
        И куча других особенностей что делала МиГ-31 в современных условиях бесполезным как истребитель.
        1. 0
          15 марта 2025 06:57
          На фотографии в статье МИГ-31БМ с ракетами 77 и 73! Так БМ это обычный или нет Миг-31??? А совать в Миг-31 ракеты 27ЭР, это вообще не понимать ни истории развития ракет "в-в", ни преимуществ Заслона.
      2. 0
        15 марта 2025 11:39
        Нафига?

        Ну, хотя бы спутники на низких орбитах сшибать или баллистические ракеты (может ведь и до этого дело дойти) или те же высотные воздушные шары-разведчики....
        Дело ведь не в том, что целей нет (случись война с НАТО, они тут же и появятся), а в том, что много чего у нас разрушено и утрачено и воспроизводство Миг-31 сейчас просто невозможно.
        А электронику ведь можно и современную поставить, - был бы планер и двигатель, способный закинуть "стальную тушку" на такую высоту и с такой скоростью. Вон, американцы свой Б-52 уже сколько модернизируют....
    2. +2
      15 марта 2025 11:32
      Су-57 более сложный и совершенный комплекс, чем Миг-31. Полностью разработан с нуля в России в начале 2000-х, за 7 лет. Строим сами. Серийно.
      Завод в Комсомольске-на-Амуре. Там же производят Су-35 и Суперджет - тоже уже российские. Ответ на ваш вопрос. Конечно да.
      1. -2
        15 марта 2025 11:51
        Ответ на ваш вопрос. Конечно да.

        Су-57 и пожиже и потише будет, и несмотря на всю его сложность и совершенность те задачи, которые может выполнять Миг-31, Су-57 просто недоступны. А современную электронику можно и в планер Миг-31 поставить, да вот только ни двигателей, ни технологий таких не найти у нас днём с огнём....
        1. +2
          15 марта 2025 12:12
          Двигатель второго этапа, Ал-51 для Су-57, имеет макс тягу 18 тонн. Это больше, чем у д-30 Миг-31, у которого 15,5 тонн. Дальность действия у Сушки больше в полтора раза. Потолок 20 км, близко к Мигу, а больше и не надо. Стреляет дальними ракетами РВВ БД на 300 км. Уступает по скорости - 2600 против 3000, зато у Сушки есть крейсерский сверхзвук. Да!!! И еще: Сушка малозаметная, ЭПР 0,1-0,3 , а у Мига метров 10 наверное. Т.е. Сушка отстреляться еще и так, что не поймешь кто и откуда.
          1. -1
            15 марта 2025 12:36
            Всё в мире относительно. wink Если по горизонтали разница в 10км - это ни о чём, то по высоте - весьма существенно. Вы пишите: "А больше и не надо", а мне вот интересно, - кому это не надо? Различие в скорости на 400км/ч - тоже весьма существенно. Тяговооружённость, хоть и даёт возможность таскать в три раза большую боевую нагрузку, но не даёт забраться высоко и не обеспечивает соответствующую скорость. Понятно, что эти самолёты имеют очень разное целевое назначение, но поэтому и ЭПР для Миг-31 не имеет такого существенного значения, как для Су-57. Да и вообще, сравнивать их просто не корректно. Так что в этом плане, наличие Су-57 вообще ничего не доказывает.
            1. +1
              17 марта 2025 16:35
              Доказывает только одно: когда Миг-31 уйдет на пенсию, на его место заступит Су-57П. Ибо он может. Больше вариантов нет. Я правда не знаю, что с МиГ-41, но кажется его отложили…
              1. 0
                18 марта 2025 15:55
                Доказывает только одно: когда Миг-31 уйдет на пенсию, на его место заступит Су-57П.

                Су-57П - такой же фейк, как и Миг-41. no
  17. +3
    14 марта 2025 14:58
    Красивый самолет, когда пролетает голова сама поднимается посмотреть
  18. +2
    14 марта 2025 15:51
    на обеде, лежа на диване, смотрел ящик и там рук. ОАК говорил Гаранту, что к 2030 году производительность в авиастроительной отрасли будет поднята на 30%...
    до сих пор не могу в себя прийти от этого...
    во как...
    кругом Рапорты...
  19. +1
    14 марта 2025 15:56
    Почему то не слышно в каком состоянии работы по МиГ- 41. Или как все говорят Ан-2 повторить не можем а вы про МиГ-41.
    1. +5
      14 марта 2025 19:35
      Цитата: Солдатов В.
      Почему то не слышно в каком состоянии работы по МиГ- 41. Или как все говорят Ан-2 повторить не можем а вы про МиГ-41.

      Да не будет никакого Миг-41. Не планировался даже.
      Одни прожекты от людей, не имеющих отношения к реальной авиапромышленности
  20. +3
    14 марта 2025 17:24
    В сегодняшнем конфликте МиГ-31показал себя хорошо стреля с большух дистанции ракетами Р-37М. Кроме того их изпользовали и как ерзац ДРЛО после известните собитии с А-50 и временного ограничения их полетов
    1. 0
      14 марта 2025 19:35
      Цитата: Petio
      В сегодняшнем конфликте МиГ-31показал себя хорошо стреля с большух дистанции ракетами Р-37М. Кроме того их изпользовали и как ерзац ДРЛО после известните собитии с А-50 и временного ограничения их полетов

      Кого сбили миг-31? Есть факты?
      1. 0
        14 марта 2025 20:24
        Есть немало звездочек не МиГ ах . Потери ВСУ от Р-37М примерно половина на их счет в том числе самолети и КР. По дронами не знаю. Даже сегодня в росиийских телеграма каналах утверждется победа МиГ-31 над украински самолетом. Пока непотверденная.
        1. +2
          14 марта 2025 20:46
          ( Пока непотверденная).
          Подтвердили , Миг29 угомонил.
  21. 0
    14 марта 2025 22:44
    Самолёт Миг-31 выдающийся самолёт.
    Однако пишут о потерях компетенций в его производстве.
    На самом деле завод по производству Миг-31 был разграблен. Завод по производству д-30 - двигателей к Мигу был разграблен.
    При чем это выглядело примерно так - создавались отдельные ооо которые выкупали станки и просто разбирали из на цвет мет.
    Вся документация, такое ощущение , собиралась по всему бывшему союзу и уничтожалась.
    Были попытки собрать документацию и специалистов, для того чтобы восстановить производство, но в конце концов все оказалось тщетно.
    Печальная часть истории заключается в том, что кб Миг уничтожили.
    Производство Мига только на экспорт.
    У нас есть только Су.
    Но это токо Су и не более.
    Сложность Миг-31 это иллюзия.
    Любой отлаженный в производстве самолёт это система которая работает.
    У нас таких систем осталась мало, а если взять комплекс наземного наведения охватывающий всю страну, то не осталось вообще.
    Признаемся чесно, Миг-31 мы потеряли, а заменить его не чем.
    Это был замечательный тяжёлый перехватчик, имевший глубокий потенциал к модернизации.
    1. 0
      15 марта 2025 11:37
      Плач Ярославны. В строю 100 бортов. Модернизация идет полным ходом. Капремонт. Вовсю воюет. Все наоборот. Машина летает, ну а про замену - Су-57П заменит со временем.
      1. 0
        15 марта 2025 11:48
        Что такое 100 самолётов.
        3 - 4 полка.
        Как на всю Россию делить будете?
        Или в резерв главного командования выведете?
        Ещё раз - самолёт задумывался как воздушная часть комплекса в котором главную составляющую играла наземная система наведения.
        Потенциал самолёта не раскрыт.
        Самолёт который таскает Искандер воздушного базирования к перехвату непредназначен.
        Так где ваши 100 самолётов?
        Выпускать новый мы не в состоянии.
        Это плач об утеряном заводе и коллективе, которые создать заново очень не просто.
        1. 0
          17 марта 2025 16:39
          100 бортов этого типа. Еще есть Су-30/35/57, этих больше. Это немного, но и не мало. Маневр наличными силами дает нужный результат.
    2. +1
      27 марта 2025 12:57
      Цитата: 26_Сергей_26
      Завод по производству д-30 - двигателей к Мигу был разграблен.
      При чем это выглядело примерно так - создавались отдельные ооо которые выкупали станки и просто разбирали из на цвет мет.

      Ну положим, завод Пермские Моторы еще жив. Насчет оснастки для изготовления новых Д-30 - вы правы, сейчас только их ремонтом занимаются (правда моим данным уже ~10 лет), может что-то и поменялось.
  22. -1
    14 марта 2025 22:54
    Забыл указать что этот самолёт мог быть летающим КП, сопровождающим воздушные цели и способный раздавать целеуказание своей группе.
  23. -2
    15 марта 2025 01:52
    так упростите его. Вместо изменяемой стреловидности поставьте простое треугольное крыло небольшой площади, а для взлёта и посадки используйте вспомогательный самолёт носитель.
    Вариант -2: вместо оборудования изменяемой стреловидности поставьте третий движок для вертикального взлёта и посадки. Фалькон Маска садится вертикально в беспилотном режиме? Вот и вы так же сделайте, там же абсолютно ничего сложного. Конструктора откажутся - дайте заказ студентам. Сваяют за полгода... вернее, сваяют за полмесяца, потом надо будет организовать изготовление и испытания.
    .
    С тремя двигателями можно будет отказаться от управления вектором тяги. Движки полегчают и станут проще...
  24. +6
    15 марта 2025 01:59
    Институту, который разработал передовой и уникальный " Заслон" для уникального же миг-31 исполнилось 70 лет. Самому "Заслону"- 44 года.
    Слава советским конструкторам, инженерам, рабочим и летчикам-испытателям!
    1. 0
      15 марта 2025 06:44
      Причём все эти 70 лет это борьба с общепринятым "не высовываться и быть как все". Ну и присоединяюсь к поздравлениям с этим юбилеем!
  25. kig
    0
    15 марта 2025 02:33
    в дальнейшем мы поговорим об опыте их боевого применения
    да-да, интересно будет.
  26. +4
    15 марта 2025 08:07
    на базе пассивной фазированной антенной решётки (ПФАР)

    Никаких "пассивных" антенных решеток никогда не было. Это название, придуманное журналистами более поздних времен. Были просто "ФАР" -фазированные антенные решетки, т.е. система активных фазовращателей, через которые прходило СВЧ излучение от внешнего генератора при посылке импульса и отраженный от цели сигнал на вход приемника. Сами фазовращатели управлялись довольно сложным устройством, которое изменяло угол поворота фазы дла каждого отдельного фазовращателя, а в результате менялась диаграмма направленности излучения самой решетки. Активная ФАР - то же самое, только приемник и передатчик конструктивно находятся в самом фазовращателе.
  27. -2
    15 марта 2025 14:00
    И с какой стати 41е до сих пор в Казахстане делают? Нам не нужны эти самолеты?
  28. 0
    15 марта 2025 14:22
    Функция обмена данными между 4 самолётами (мини ДРЛО) применяется в ходе сво для контроля и уничтожения самолётов и бла противника? Скорее всего нет иначе не было бы массовых налётов да и авиация укров уже давно бы выбили.значит эта функция обмена данными работала на учениях а на реальной войне нет.и ещё на МиГ 31бм пушка гш 6-23 демонтирована.
  29. 0
    16 марта 2025 09:40
    Цитата: Glagol1
    Совмин Союза решил, что Туполеву надо продолжать бомберы (Ту-95, 22, тогда уже в мыслях был 160), а истребителем - Миговцы. И правильно сделал!!! Туполев имел большой админресурс, но ни одного истребителя не сделали. В итоге имеем МиГ-31 - самолет, обогнавший свое время.

    Разговор не о истребителе, а о перехватчике, который должен сбивать носителей КР, поскольку бороться с тучей КР было нереально.
  30. Ray
    0
    17 марта 2025 04:54
    Казахстану вряд ли простят долг. Это же не Мозамбик, или не Куба какая нибудь. Казахстан - нефтяная страна. Там же в К. не да такой степени недалекие сидят я думаю.
  31. -1
    19 марта 2025 16:12
    Цитата: ugol2
    МиГ-31 надо сказать спасибо и до свиданья. С почетом на пенсию.
    Таких самолетов уже никто не делает.

    На каком расстоянии взаимно обнаружат друг друга МиГ-31 с одной стороны и J-20, J-31, F-35, F-22 с другой стороны? МиГ - километров за 20, а его километров за 200.... Так?
    Так что это уже что угодно (патрульный перехватчик мирного времени, носитель КР, первая ступень для запуска спутников...), но точно не истребитель.

    Кто не делает?. Такие самолёты кроме Союза никто никогда и не делал, мозгов не хватало. Да и сейчас МИГ-31 остаётся самым мощным и продвинутым кораблём ПВО. Вы вообще понимаете разницу между истребителем ПВО и тактическим истребителем?
  32. +1
    20 марта 2025 16:30
    Приведенные по родному мигарю цифры по большей части - пурга. А досужие рассуждения о современном воздушном бое далеких от темы комментаторов - тем более.
  33. +3
    21 марта 2025 19:48
    Один вопрос от дилетанта, как имея такой мощный перехватчик , над Украиной еще что то летает?
  34. +2
    23 марта 2025 22:23
    Цитата: ugol2
    МиГ-31 надо сказать спасибо и до свиданья. С почетом на пенсию.
    Таких самолетов уже никто не делает.
    На каком расстоянии взаимно обнаружат друг друга МиГ-31 с одной стороны и J-20, J-31, F-35, F-22 с другой стороны? МиГ - километров за 20, а его километров за 200.... Так?
    Так что это уже что угодно (патрульный перехватчик мирного времени, носитель КР, первая ступень для запуска спутников...), но точно не истребитель.

    Значит надо сделать для МиГ-31 новую РЛС и прочую электронную начинку. Благо внутренние объёмы у него порядочные, а электроника с 1990-х шагнула очень далеко. Новых планеров 31-го конечно делать не надо, но старые ещё долго послужат. По сути ведь планер - это всего лишь грузовик для оружия и электроники.
  35. 0
    30 мая 2025 10:44
    Изделие иной, более развитой цивилизации, где работали головой и руками, а не болтали в основном языком, где в любой таёжной глухомани можно было услышать радио "Маяк", а не станции Китая как сейчас.
  36. 0
    1 июля 2025 16:15
    Наследие титанов советского времени, которые якобы умели только в галоши. Много что было при СССР, хорошего и плохого. Но чего не было, так это этакой творческой, производственной импотенции, и было много людей живущих производством и болеющих за него. Сейчас же во многих головах думаю, определяющих векторы развития и существования производств -особняки, яхты, счета. А производство лишь источник прибыли. Потому главный сейчас это менеджер, а не инженер. И мы имеем то, что имеем.