Подводная лодка проекта 667М «Андромеда»

В 1970-е годы в СССР параллельно с работами по разработке дозвуковых малогабаритных стратегических крылатых ракет (КР), которые предназначались для запуска из торпедных аппаратов, начались работы принципиально нового класса морских стратегических сверхзвуковых КР (М=2,5-3). Соответствующее постановление правительства об их разработке было принято 9 декабря 1976 года. Новые сверхзвуковые крылатые ракеты должны были поражать цели на удалении до 5000 км. Выбор дальности полета ракет определяло стремлении избежать захода субмарины-носителя в зону активной противолодочной обороны США. Помимо этого требовалось поражать вражескую территорию на значительную глубину.

Создание сверхзвукового крылатого ракетного комплекса «Метеорит-М» с крылатой ракетой ЗМ-25 было доверено КБ им. Челомея. При разработке новой ракеты было найдено очень много технических решений, которые обеспечивали длительный полет КР на высоте более 20 км со скоростью около 3500 км/ч. Крылатая ракета ЗМ-25 «Гром» была изготовлена по аэродинамической схеме «утка» с двухкилевым складным вертикальным оперением и со складным стреловидным крылом. Ракета оснащалась двумя стартовыми жидкостными ускорителями и маршевым ТРД.

Ракета имела стартовую массу в 12 650 кг (без ускорителя 6380 кг), максимальная скорость полета составляла 3500 км/ч. Максимальная дальность пуска составляла 5000 км. Полет ракеты проходил на высоте в 22-24 км, что в сочетании со сверхзвуковой скоростью полета, полностью автономной помехоустойчивой системой наведения на цель и малой радиолокационной заметностью делало ракету почти неуязвимой для средств ПВО и ПРО США тех лет. Во время полета траектория крылатой ракеты к цели могла корректироваться с помощью радиолокационной системы, которая считывала рельеф местности.
Подводная лодка проекта 667М «Андромеда»


Первоначально в качестве потенциального носителя предполагалось использовать АПКРРК проекта 949, модернизированный по проекту 949М. Но проектные разработки, выполненные ЦКБ МТ «Рубин», продемонстрировали, что для размещения новых крылатых ракет ЗМ-25 на пусковой установке ПКРК «Гранит» требовалось радикальное изменение конструкции. Обеспечение для ракеты достижения сверхзвуковой скорости полета привело к значительному росту ее массогабаритных характеристик в сравнении с крылатыми ракетами «Гранит», а также к необходимости размещения ракет не в торпедных аппаратах, а в специальных пусковых контейнерах.

В итоге от проекта 949М отказались в пользу переоборудования для этих целей ракетных стратегических крейсеров проекта 667А, которые выводились из состава стратегических подводных сил согласно договору ОСВ-1. При этом предполагалось не просто использовать лодку для проведения серии испытаний, но и в будущем использовать ее как полноценную боевую единицу флота. Для переоборудования по новому проекту была выделена подводная лодка К-420, на которой были вырезаны и уничтожены ракетные отсеки, а также проведен сопутствующий ремонт. Заводом производителем был выбрано Севмашпредприятие.

Технический проект переоборудования АПЛ проекта 667А под новый ракетный комплекс «Метеорит-М» (проект 667М «Андромеда») был подготовлен в ЦКБ «Рубин» уже в 1 квартале 1979 года. Существенные габариты КР и соответственно самих ракетных контейнеров, а также их число – 12 шт. оказали очень значительное влияние на облик будущей ПЛАРК. Так в районах размещения ракетных контейнеров «Метеорит-М» (в средней части лодки по бортам) ширина наружного корпуса была увеличена с 11,7 до 15 метров. При этом диаметр подводной лодки в этом районе, наоборот оказался меньшим.

Конструкция лодки проекта 667М была двухкорпусной. Для монтажа крупногабаритных ПУ в корпус подлодки была произведена вставка, которая состояла из 3-х отсеков. ПУ СМ-290 были размещены побортно по 6 шт. в междубортном пространстве (между легким и прочным корпусом лодки). При этом длина подводного крейсера по сравнению с оригинальной подлодкой проекта 667А была увеличена на 20 метров. В новых 4 и 5 отсеках находилась аппаратура предстартовой подготовки и пуска ракет «Клевер», аппаратура управления корабельными системами предстартового и повседневного обслуживания «Коршун-44», а также необходимые для ее работы пневмогидросистемы. В третьем новом отсеке, который обозначался 5-бис, были размещены помещения для экипажа субмарины. В связи с установкой на лодке новых комплексов оборудования была выполнена перекомпоновка центрального поста.
Подводная лодка проекта 667М «Андромеда»

Максимальное надводное водоизмещение составляло 10 500 тонн, подводное – 13 600 тонн, длина лодки – 152 метра, ширина – 15 метров, средняя осадка – 8,7 метра. Рабочая глубина погружения подлодки составляла 320 метров, предельная – 400 метров. Скорость подводного хода – 27 узлов, скорость надводного хода – 16,5 узлов. Экипаж лодки состоял из 112 человек, автономность плавания составляла 70 суток.

Основным вооружением новой лодки должны были стать 12 ПУ стратегических крылатых ракет комплекса «Метеорит-М» П-750. Ракеты были расположены в специальных пусковых установках – СМ-290, которые были расположены под углом в 45 градусов. Тип старта крылатых ракет был «мокрым» подводно-надводным (с затоплением перед стартом ПУ). КР ЗМ-25 хранились в специальных контейнерах со сложенными консолями крыльев, на стартовом агрегате с хорошо загерметизированным маршевым двигателем. Пуск ракет мог выполняться при скорости хода до 10 узлов и глубине лодки до 40 метров. Для того чтобы удержать подводный ракетоносец в стартовом коридоре во время залповой стрельбы, на лодке была установлена система управления «Бор».

Подводный пуск стратегических крылатых ракет осуществлялся из затопленных водой кольцевого зазора ракетных контейнеров, имеющих «глухое» заднее днище. Перед самим стартом контейнеры ракет заполнялись водой кольцевого зазора, и для открытия крышки давление воды в них уравнивалось с забортным давлением. Одновременно с этим выполнялся наддув самой крылатой ракеты (для того чтобы избежать ее деформирования). На поверхность ракету выносили первые 2 двигателя стартового агрегата. После схода с направляющих пусковой установки раскрывались консоли крыльев ракеты и активизировался маршевый двигатель. На поверхности включались 2 оставшихся двигателя стартового агрегата, которые отделялись от КР после того как она набирала заданную скорость полета.
Подводная лодка проекта 667М «Андромеда»

Испытания ракет с выполнением пусков с наземного стенда на полигоне Капустин Яр и плавучего стенда на Черном море осуществлялись параллельно с работами по переоборудованию подводной лодки. Всего в рамках программы летно-конструкторских испытаний со стендов с 1982 по 1987 год было осуществлено 30 пусков ракет ЗМ-25. При этом уже 27 декабря 1987 года начались летно-конструкторские испытания комплекса «Метеорит-М» с борта подводной лодки. Данные испытания проводились по 1986 год включительно (1 пуск в 1984 году и еще 1 в 1986 году).

Причин достаточно долгой отработки данного ракетного комплекса было несколько. При этом, пожалуй, главной являлось то, что на ракете использовалось очень много новых технических решений: это и «мокрый» подводный старт КР со стартовой разгонной ступенью, и многофункциональный комплекс защиты, и инерциальная система наведения с коррекцией по радиолокационным картам местности и т.д. Все эти достаточно перспективные решения на практике требовали тщательной экспериментальной отработки, что в свою очередь вело к проведению многократных повторных испытаний, а значит и к многочисленным переносам сроков сдачи комплекса. В результате этого государственные испытания комплекса «Метеорит-М» были начаты лишь в 1988 году. Сначала запуски проводили с наземного стенда – 4 запуска, а затем с борта подводной лодки – 3 запуска.

К сожалению, число успешных запусков на всех этапах проведения испытаний примерно равнялось количеству неудачных, так как «Метеорит-М» все же не был доведен до «ума». Помимо этого, стоимость переоборудования под данный комплекс РПКСН пр. 667А, которые выводились из состава флота в рамках договора ОСВ-1, вышла слишком большой. В результате этого в конце 1989 года было принято совместное решение ВМФ и промышленности о прекращении работ по данной программе. После этого переоборудование лодок пр. 667А, как и других АПЛ под использование стратегических крылатых ракет ЗМ-25 не велось. Корабельную часть данного комплекса передали на ответственное хранение личному составу подводной лодки, а саму лодку сдали флоту в 1990 году в торпедном варианте. В 2004 году лодка была утилизирована.

Источники информации:
- http://militaryrussia.ru/blog/topic-727.html
- http://naydinel.narod.ru/opis667.htm
- http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nsrs/667m/list.htm
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. Космонавт 29 марта 2013 11:51
    Интеррресно. +
    Космонавт
  2. 955535 29 марта 2013 12:06
    Прекрасно помню этот корабль. Стоял он в Гаджиево на 16-17 пирсах. Даже после вывода в отстой он сослужил нам добрую службу, являясь источником ЗИПа для наших кораблей. А так, конечно жалко, что не довели его до ума.
  3. Hudo 29 марта 2013 13:24
    К сожалению, число успешных запусков на всех этапах проведения испытаний примерно равнялось количеству неудачных, так как «Метеорит-М» все же не был доведен до «ума». Помимо этого, стоимость переоборудования под данный комплекс РПКСН пр. 667А, которые выводились из состава флота в рамках договора ОСВ-1, вышла слишком большой. В результате этого в конце 1989 года было принято совместное решение ВМФ и промышленности о прекращении работ по данной программе. После этого переоборудование лодок пр. 667А, как и других АПЛ под использование стратегических крылатых ракет ЗМ-25 не велось. Корабельную часть данного комплекса передали на ответственное хранение личному составу подводной лодки, а саму лодку сдали флоту в 1990 году в торпедном варианте. В 2004 году лодка была утилизирована.

    И сюда Миша Горбатый дотянулся щупальцами своей катастройки. sad
    Hudo
  4. АлНиколаич 29 марта 2013 13:33
    Спасибо за статью! Жаль что до ума не довели. Отличный аргумент для остужения горячих голов! Был бы...
  5. AKuzenka 29 марта 2013 14:12
    Дык, с "Булавой" та же история, а на вооружение приняли. Вот он оскал "тоталитаризма"! То ли дело - демократия!!!!
  6. nnnnnn 29 марта 2013 14:25
    был на практике в 1987 году зимой, как давно это было
    nnnnnn
  7. Strategia 29 марта 2013 17:24
    Необходимо возобновить разработки с доведением до гиперзвуковой скорости. Ведь обещали внедрять всякие "инно" и "нано". Пока ещё не поздно...
  8. Seaman 30 марта 2013 11:47
    Очень интересно!!! Жал, что проект не довели. Пригодилась бы!
  9. duche 30 марта 2013 19:42
    Статья интересная +. Жаль конечно, что реально не воплотилось в жизнь, но наработки и опыт остались. Сделают лучше. good
  10. Kir 31 марта 2013 18:31
    С.Юфереву огромное спасибо за статью, а вот касаемо почему КБ им.Челомея работало по данной теме? вроде как на Урале было КБ как раз с подобной спецификой. А по тому что у нас сокращают то что хотя-бы в потенции не имеет аналогов, ну что тут скажешь Везёт Нам на таких управителей!!! что-же до того что делают ныне или не делают, так то тайна, хотя...........
    Kir
  11. smershspy 5 апреля 2013 17:15
    Интересно! Но у нас все как всегда!
    smershspy
  12. Glover 17 июня 2013 10:12
    Спасибо автору! Хорошая работа!
    Glover
  13. Misantrop 17 июня 2013 10:34
    Слышал, что проблемы с ракетным комплексом были обусловлены смертью главного конструктора ракеты в 1984 году. Помню эту АПЛ по Северодвинску, она там зависла надолго, ее из-за этого на флоте даже "Дармоедой" прозвали - попасть в те годы надолго в С-Двинск было мечтой для каждого подводника, а им это удалось. Даже поговорка тогда была: "души погибших подводников попадают в Северодвинск"... В статье это не отражено, но завод очень грамотно сумел воспользоваться тем, что в его распоряжении на долгое время оказался корабль со штатным экипажем. Фактически "К-420" была превращена в плавучий испытательный стенд для новых систем и оборудования, так что большинство ее выходов в море было связано именно с этими испытаниями. Так что "путевку в жизнь" многие корабельные системы получали именно на ней. Хороший кораблик, много пользы флоту принес
    Misantrop
  14. Мичман 19 июля 2013 16:12
    Служил в Гаджиево с 1994-1996, у последнего пирса, жаль что утилизировали, как-то грустно стало, частицу своей истории потерял
    Мичман
  15. Vladimir420 20 января 2014 21:31
    ДОВЕЛОСЬ СЛУЖИТЬ НА К-420 ПОД КОМАНДОВАНИЕМ ЧЕРЕПНЕВА В.М. С 1975 ПО 1978 Г. ВСПОМИНАЮ СЛУЖБУ С БОЛЬШОЙ ТЕПЛОТОЙ, ЛОДКУ И РЕБЯТ... SVT420@MAIL.RU
    Vladimir420

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня