Military Review

Submarine project 667M "Andromeda"

15
In the 1970-s in the USSR, in parallel with the work on the development of subsonic small-sized strategic cruise missiles (KR), which were intended to launch from torpedo tubes, work began on a fundamentally new class of marine strategic supersonic KR (M = 2,5-3). The relevant government decree on their development was adopted on December 9 1976. New supersonic cruise missiles were supposed to hit targets at a distance of 5000 km. The choice of missile flight range was determined by the desire to avoid the entry of the carrier submarine into the zone of active US anti-submarine defense. In addition, it was required to hit the enemy territory to a considerable depth.


Creation of the Meteorit-M supersonic cruise missile system with the ZM-25 cruise missile was entrusted to the Design Bureau named after Chelomey. When developing a new rocket, a lot of technical solutions were found that ensured a long flight of the Kyrgyz Republic at an altitude of more than 20 km at a speed of about 3500 km / h. The ZM-25 “Thunder” cruise missile was manufactured according to the aerodynamic “duck” design with two-quing folding vertical tail and with a folding swept wing. The rocket was equipped with two launch fluid accelerators and a cruising turbojet engine.

The rocket had a launch mass in 12 650 kg (without an accelerator 6380 kg), the maximum flight speed was 3500 km / h. The maximum launch range was 5000 km. The flight of the rocket took place at an altitude of 22-24 km, which, in combination with supersonic flight speed, a completely autonomous noise-resistant target guidance system and low radar visibility, made the missile almost invulnerable to air defense and missile defense systems of those years. During the flight, the trajectory of the cruise missile to the target could be corrected using a radar system that read the terrain.
Submarine project 667M "Andromeda"

Initially, it was supposed to use as the potential carrier for the XCRP project's APCRCR, upgraded by the 949 project. But the design developments made by the TsBB MT Rubin demonstrated that to deploy the new ZM-949 cruise missiles on the Granit PCRC launcher, a radical change in design was required. The provision for the rocket to achieve supersonic flight speeds led to a significant increase in its weight and size characteristics in comparison with Granit cruise missiles, as well as to the need to place the missiles not in torpedo tubes, but in special launch containers.

As a result, Project 949M was abandoned in favor of re-equipping for this purpose the missile strategic cruisers of Project 667A, which were withdrawn from the strategic submarine forces in accordance with the OSV-1 agreement. It was supposed not only to use the boat for a series of tests, but also to use it in the future as a full-fledged combat unit fleet. For the re-equipment of the new project, a K-420 submarine was allocated, on which the missile compartments were cut and destroyed, as well as related repairs were carried out. The manufacturer selected the Sevmash enterprise.

The technical design of the retrofitting of the 667A submarine for the new Meteorit-M missile system (the Andromeda 667M project) was prepared at Rubin Central Design Bureau in the 1 quarter of the 1979 year. The essential dimensions of the KR and, respectively, the missile containers themselves, as well as their number - 12 pcs. had a very significant impact on the appearance of the future SSGN. So in the areas where the Meteorit-M missile containers are located (in the middle of the boat along the sides) the width of the outer hull was increased from 11,7 to 15 meters. The diameter of the submarine in the area, on the contrary, turned out to be smaller.

The design of the boat project 667M was two-hull. For the installation of large PU in the hull of the submarine was inserted, which consisted of 3-x compartments. PU SM-290 were placed on the 6 board. in the double-breasted space (between the light and strong hull of the boat). At the same time, the length of the submarine cruiser compared to the original submarine project 667А was increased by 20 meters. The new 4 and 5 compartments contained the Klever pre-launch preparation and launch equipment, the Kite-44 pre-launch and daily service control equipment, as well as the pneumatic hydraulic system required for its operation. In the third new compartment, which was designated 5-bis, were placed accommodation for the crew of the submarine. In connection with the installation of new equipment on the boat, the central post was redeployed.

The maximum surface displacement was 10 500 tons, underwater - 13 600 tons, boat length - 152 meters, width - 15 meters, average draft - 8,7 meters. The working depth of the submarine was 320 meters, the maximum depth was 400 meters. The speed of the underwater stroke - 27 nodes, the speed of the surface stroke - 16,5 nodes. The crew of the boat consisted of 112 people, the autonomy of navigation was 70 days.

The main armament of the new boat was to be the 12 PU of the strategic cruise missiles of the Meteorit-M P-750 complex. The missiles were located in special launchers - CM-290, which were located at an angle of 45 degrees. The type of launch of cruise missiles was “wet” underwater and surface (with flooding before the launch of PU). КР ЗМ-25 were stored in special containers with folded wing consoles, on the launching unit with a well sealed main engine. The launch of the missiles could be carried out at a speed of up to 10 nodes and a boat depth of up to 40 meters. In order to keep the submarine missile carrier in the launch corridor during salvo firing, the Bor control system was installed on the boat.

The underwater launch of strategic cruise missiles was carried out from flooded annular clearance of rocket containers with a “deaf” rear plate. Before the launch itself, the missile containers were filled with annular gap water, and to open the lid the water pressure in them was equalized with outboard pressure. At the same time, the cruise missile itself was also charged (in order to avoid its deformation). On the surface of the rocket carried the first 2 engine starting unit. After descending from the guides of the launcher, the rocket wings opened up and the main engine activated. On the surface, the 2 of the remaining engine of the launching unit was turned on, which were separated from the KR after it had gained a given flight speed.

Tests of missiles with launching from a ground stand at the Kapustin Yar launch site and a floating stand on the Black Sea were carried out in parallel with the work on the conversion of a submarine. In total, within the framework of the flight test design program, XM-1982 missiles were launched from stands from 1987 to 30. At the same time, the 25 of December 27 of the year began flight design tests of the Meteorit-M complex on board the submarine. These tests were performed on the 1987 year inclusive (1986 launch in 1 year and 1984 in 1 year).

There were several reasons for the rather lengthy development of this missile system. At the same time, perhaps, the main thing was that the rocket used a lot of new technical solutions: this was a wet submarine launch of the CD with a starting acceleration stage, and a multifunctional protection complex, and an inertial guidance system with correction using radar maps of the area, etc. d. All of these fairly promising solutions in practice required careful experimental development, which in turn led to multiple re-tests, and hence to numerous postponements of the complex. As a result, state testing of the Meteorit-M complex was started only in 1988 year. At first, launches were carried out from the ground stand - 4 launch, and then from the board of the submarine - 3 launch.

Unfortunately, the number of successful launches at all stages of the tests was approximately equal to the number of unsuccessful ones, since “Meteorit-M” was still not brought to the “mind”. In addition, the cost of refurbishment for this complex of SSBNs of 667 Ave., which were withdrawn from the fleet as part of the SALT-1 contract, was too high. As a result, at the end of 1989, a joint decision was made by the Navy and industry to discontinue work on this program. After this, the re-equipment of the Ave 667A boats, as well as other submarines, was not conducted for the use of the ZM-25 strategic cruise missiles. The ship's part of this complex was handed over to responsible storage for the personnel of the submarine, and the boat itself was handed over to the fleet in the torpedo version of 1990. In 2004, the boat was disposed of.

Information sources:
- http://militaryrussia.ru/blog/topic-727.html
- http://naydinel.narod.ru/opis667.htm
- http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nsrs/667m/list.htm
Author:
15 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Cosmonaut
    Cosmonaut 29 March 2013 11: 51
    +5
    Interrresno. +
  2. 955535
    955535 29 March 2013 12: 06
    12
    I remember this ship very well. He stood in Gadzhievo at 16-17 piers. Even after being sucked, he served us well, being a source of spare parts for our ships. And so, of course, it is a pity that they did not bring him to mind.
  3. Hudo
    Hudo 29 March 2013 13: 24
    +6
    Unfortunately, the number of successful launches at all stages of the tests was approximately equal to the number of unsuccessful ones, since “Meteorit-M” was still not brought to the “mind”. In addition, the cost of refurbishment for this complex of SSBNs of 667 Ave., which were withdrawn from the fleet as part of the SALT-1 contract, was too high. As a result, at the end of 1989, a joint decision was made by the Navy and industry to discontinue work on this program. After this, the re-equipment of the Ave 667A boats, as well as other submarines, was not conducted for the use of the ZM-25 strategic cruise missiles. The ship's part of this complex was handed over to responsible storage for the personnel of the submarine, and the boat itself was handed over to the fleet in the torpedo version of 1990. In 2004, the boat was disposed of.

    And here Misha Gorbaty reached out with the tentacles of his disaster. sad
  4. AlNikolaich
    AlNikolaich 29 March 2013 13: 33
    +2
    Thank you for the article! It is a pity that they did not bring to mind. A great argument for cooling off hotheads! Would be...
  5. Akuzenka
    Akuzenka 29 March 2013 14: 12
    +2
    Duc, with "Bulava" the same story, but adopted. Here it is, the grin of "totalitarianism"! Whether it is democracy !!!!
  6. nnnnnn
    nnnnnn 29 March 2013 14: 25
    +2
    was in practice in 1987 in the winter how long has it been
  7. Strategy
    Strategy 29 March 2013 17: 24
    +1
    It is necessary to resume development with bringing to hypersonic speed. After all, they promised to introduce all sorts of "inno" and "nano". Before it's too late ...
  8. Seaman
    Seaman 30 March 2013 11: 47
    +1
    Very interesting!!! It was a pity that the project was not completed. Would come in handy!
  9. duchy
    duchy 30 March 2013 19: 42
    +1
    The article is interesting +. It’s a pity, of course, that it didn’t really come true, but the best practices and experience remained. Will do better. good
  10. Kir
    Kir 31 March 2013 18: 31
    +1
    Thank you very much to S. Yuferov for the article, but with regards to why the Chelomey Design Bureau worked on this topic? it seems like in the Urals there was a design bureau with exactly the same specifics. And by the fact that we are being reduced that at least in potency has no analogues, well, what can I say? We are lucky for such rulers !!! well, what they’re doing now or don’t do is a secret, though ...........
  11. smershspy
    smershspy April 5 2013 17: 15
    +4
    Interesting! But we have everything as always!
  12. Glover
    Glover 17 June 2013 10: 12
    0
    Thanks to the author! Good job!
  13. Misantrop
    Misantrop 17 June 2013 10: 34
    +4
    I heard that the problems with the missile system were caused by the death of the chief designer of the rocket in 1984. I remember this nuclear submarine in Severodvinsk, it hung there for a long time, because of this in the fleet they even nicknamed it "Parasite" - to get to S-Dvinsk for a long time in those years was a dream for every submariner, and they succeeded. There was even a saying at that time: "The souls of the dead submariners end up in Severodvinsk" ... This is not reflected in the article, but the plant very competently managed to take advantage of the fact that a ship with a regular crew was at its disposal for a long time. In fact, "K-420" was turned into a floating test bench for new systems and equipment, so most of its exits to the sea were associated with these tests. So, many ship systems received a "start in life" on it. Nice boat, brought many benefits to the fleet
  14. Midshipman
    Midshipman 19 July 2013 16: 12
    +2
    He served in Gadzhievo from 1994-1996, at the last pier, it’s a pity that they were disposed of, it somehow became sad, I lost a part of my history
  15. Vladimir420
    Vladimir420 20 January 2014 21: 31
    +2
    HAD TO SERVE ON K-420 UNDER THE COMMAND OF CHEREPNEV V.M. From 1975 to 1978 I REMEMBER THE SERVICE WITH LARGE HEAT, A BOAT AND GUYS ... [email protected]

Подводная лодка проекта 667М «Андромеда»

В 1970-е годы в СССР параллельно с работами по разработке дозвуковых малогабаритных стратегических крылатых ракет (КР), которые предназначались для запуска из торпедных аппаратов, начались работы принципиально нового класса морских стратегических сверхзвуковых КР (М=2,5-3). Соответствующее постановление правительства об их разработке было принято 9 декабря 1976 года. Новые сверхзвуковые крылатые ракеты должны были поражать цели на удалении до 5000 км. Выбор дальности полета ракет определяло стремлении избежать захода субмарины-носителя в зону активной противолодочной обороны США. Помимо этого требовалось поражать вражескую территорию на значительную глубину.

Создание сверхзвукового крылатого ракетного комплекса «Метеорит-М» с крылатой ракетой ЗМ-25 было доверено КБ им. Челомея. При разработке новой ракеты было найдено очень много технических решений, которые обеспечивали длительный полет КР на высоте более 20 км со скоростью около 3500 км/ч. Крылатая ракета ЗМ-25 «Гром» была изготовлена по аэродинамической схеме «утка» с двухкилевым складным вертикальным оперением и со складным стреловидным крылом. Ракета оснащалась двумя стартовыми жидкостными ускорителями и маршевым ТРД.

Ракета имела стартовую массу в 12 650 кг (без ускорителя 6380 кг), максимальная скорость полета составляла 3500 км/ч. Максимальная дальность пуска составляла 5000 км. Полет ракеты проходил на высоте в 22-24 км, что в сочетании со сверхзвуковой скоростью полета, полностью автономной помехоустойчивой системой наведения на цель и малой радиолокационной заметностью делало ракету почти неуязвимой для средств ПВО и ПРО США тех лет. Во время полета траектория крылатой ракеты к цели могла корректироваться с помощью радиолокационной системы, которая считывала рельеф местности.
Подводная лодка проекта 667М «Андромеда»


Первоначально в качестве потенциального носителя предполагалось использовать АПКРРК проекта 949, модернизированный по проекту 949М. Но проектные разработки, выполненные ЦКБ МТ «Рубин», продемонстрировали, что для размещения новых крылатых ракет ЗМ-25 на пусковой установке ПКРК «Гранит» требовалось радикальное изменение конструкции. Обеспечение для ракеты достижения сверхзвуковой скорости полета привело к значительному росту ее массогабаритных характеристик в сравнении с крылатыми ракетами «Гранит», а также к необходимости размещения ракет не в торпедных аппаратах, а в специальных пусковых контейнерах.

В итоге от проекта 949М отказались в пользу переоборудования для этих целей ракетных стратегических крейсеров проекта 667А, которые выводились из состава стратегических подводных сил согласно договору ОСВ-1. При этом предполагалось не просто использовать лодку для проведения серии испытаний, но и в будущем использовать ее как полноценную боевую единицу флота. Для переоборудования по новому проекту была выделена подводная лодка К-420, на которой были вырезаны и уничтожены ракетные отсеки, а также проведен сопутствующий ремонт. Заводом производителем был выбрано Севмашпредприятие.

Технический проект переоборудования АПЛ проекта 667А под новый ракетный комплекс «Метеорит-М» (проект 667М «Андромеда») был подготовлен в ЦКБ «Рубин» уже в 1 квартале 1979 года. Существенные габариты КР и соответственно самих ракетных контейнеров, а также их число – 12 шт. оказали очень значительное влияние на облик будущей ПЛАРК. Так в районах размещения ракетных контейнеров «Метеорит-М» (в средней части лодки по бортам) ширина наружного корпуса была увеличена с 11,7 до 15 метров. При этом диаметр подводной лодки в этом районе, наоборот оказался меньшим.

Конструкция лодки проекта 667М была двухкорпусной. Для монтажа крупногабаритных ПУ в корпус подлодки была произведена вставка, которая состояла из 3-х отсеков. ПУ СМ-290 были размещены побортно по 6 шт. в междубортном пространстве (между легким и прочным корпусом лодки). При этом длина подводного крейсера по сравнению с оригинальной подлодкой проекта 667А была увеличена на 20 метров. В новых 4 и 5 отсеках находилась аппаратура предстартовой подготовки и пуска ракет «Клевер», аппаратура управления корабельными системами предстартового и повседневного обслуживания «Коршун-44», а также необходимые для ее работы пневмогидросистемы. В третьем новом отсеке, который обозначался 5-бис, были размещены помещения для экипажа субмарины. В связи с установкой на лодке новых комплексов оборудования была выполнена перекомпоновка центрального поста.
Подводная лодка проекта 667М «Андромеда»

Максимальное надводное водоизмещение составляло 10 500 тонн, подводное – 13 600 тонн, длина лодки – 152 метра, ширина – 15 метров, средняя осадка – 8,7 метра. Рабочая глубина погружения подлодки составляла 320 метров, предельная – 400 метров. Скорость подводного хода – 27 узлов, скорость надводного хода – 16,5 узлов. Экипаж лодки состоял из 112 человек, автономность плавания составляла 70 суток.

Основным вооружением новой лодки должны были стать 12 ПУ стратегических крылатых ракет комплекса «Метеорит-М» П-750. Ракеты были расположены в специальных пусковых установках – СМ-290, которые были расположены под углом в 45 градусов. Тип старта крылатых ракет был «мокрым» подводно-надводным (с затоплением перед стартом ПУ). КР ЗМ-25 хранились в специальных контейнерах со сложенными консолями крыльев, на стартовом агрегате с хорошо загерметизированным маршевым двигателем. Пуск ракет мог выполняться при скорости хода до 10 узлов и глубине лодки до 40 метров. Для того чтобы удержать подводный ракетоносец в стартовом коридоре во время залповой стрельбы, на лодке была установлена система управления «Бор».

Подводный пуск стратегических крылатых ракет осуществлялся из затопленных водой кольцевого зазора ракетных контейнеров, имеющих «глухое» заднее днище. Перед самим стартом контейнеры ракет заполнялись водой кольцевого зазора, и для открытия крышки давление воды в них уравнивалось с забортным давлением. Одновременно с этим выполнялся наддув самой крылатой ракеты (для того чтобы избежать ее деформирования). На поверхность ракету выносили первые 2 двигателя стартового агрегата. После схода с направляющих пусковой установки раскрывались консоли крыльев ракеты и активизировался маршевый двигатель. На поверхности включались 2 оставшихся двигателя стартового агрегата, которые отделялись от КР после того как она набирала заданную скорость полета.
Подводная лодка проекта 667М «Андромеда»

Испытания ракет с выполнением пусков с наземного стенда на полигоне Капустин Яр и плавучего стенда на Черном море осуществлялись параллельно с работами по переоборудованию подводной лодки. Всего в рамках программы летно-конструкторских испытаний со стендов с 1982 по 1987 год было осуществлено 30 пусков ракет ЗМ-25. При этом уже 27 декабря 1987 года начались летно-конструкторские испытания комплекса «Метеорит-М» с борта подводной лодки. Данные испытания проводились по 1986 год включительно (1 пуск в 1984 году и еще 1 в 1986 году).

Причин достаточно долгой отработки данного ракетного комплекса было несколько. При этом, пожалуй, главной являлось то, что на ракете использовалось очень много новых технических решений: это и «мокрый» подводный старт КР со стартовой разгонной ступенью, и многофункциональный комплекс защиты, и инерциальная система наведения с коррекцией по радиолокационным картам местности и т.д. Все эти достаточно перспективные решения на практике требовали тщательной экспериментальной отработки, что в свою очередь вело к проведению многократных повторных испытаний, а значит и к многочисленным переносам сроков сдачи комплекса. В результате этого государственные испытания комплекса «Метеорит-М» были начаты лишь в 1988 году. Сначала запуски проводили с наземного стенда – 4 запуска, а затем с борта подводной лодки – 3 запуска.

К сожалению, число успешных запусков на всех этапах проведения испытаний примерно равнялось количеству неудачных, так как «Метеорит-М» все же не был доведен до «ума». Помимо этого, стоимость переоборудования под данный комплекс РПКСН пр. 667А, которые выводились из состава флота в рамках договора ОСВ-1, вышла слишком большой. В результате этого в конце 1989 года было принято совместное решение ВМФ и промышленности о прекращении работ по данной программе. После этого переоборудование лодок пр. 667А, как и других АПЛ под использование стратегических крылатых ракет ЗМ-25 не велось. Корабельную часть данного комплекса передали на ответственное хранение личному составу подводной лодки, а саму лодку сдали флоту в 1990 году в торпедном варианте. В 2004 году лодка была утилизирована.

Источники информации:
- http://militaryrussia.ru/blog/topic-727.html
- http://naydinel.narod.ru/opis667.htm
- http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nsrs/667m/list.htm
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. Космонавт 29 марта 2013 11:51
    Интеррресно. +
    Космонавт
  2. 955535 29 марта 2013 12:06
    Прекрасно помню этот корабль. Стоял он в Гаджиево на 16-17 пирсах. Даже после вывода в отстой он сослужил нам добрую службу, являясь источником ЗИПа для наших кораблей. А так, конечно жалко, что не довели его до ума.
  3. Hudo 29 марта 2013 13:24
    К сожалению, число успешных запусков на всех этапах проведения испытаний примерно равнялось количеству неудачных, так как «Метеорит-М» все же не был доведен до «ума». Помимо этого, стоимость переоборудования под данный комплекс РПКСН пр. 667А, которые выводились из состава флота в рамках договора ОСВ-1, вышла слишком большой. В результате этого в конце 1989 года было принято совместное решение ВМФ и промышленности о прекращении работ по данной программе. После этого переоборудование лодок пр. 667А, как и других АПЛ под использование стратегических крылатых ракет ЗМ-25 не велось. Корабельную часть данного комплекса передали на ответственное хранение личному составу подводной лодки, а саму лодку сдали флоту в 1990 году в торпедном варианте. В 2004 году лодка была утилизирована.

    И сюда Миша Горбатый дотянулся щупальцами своей катастройки. sad
    Hudo
  4. АлНиколаич 29 марта 2013 13:33
    Спасибо за статью! Жаль что до ума не довели. Отличный аргумент для остужения горячих голов! Был бы...
  5. AKuzenka 29 марта 2013 14:12
    Дык, с "Булавой" та же история, а на вооружение приняли. Вот он оскал "тоталитаризма"! То ли дело - демократия!!!!
  6. nnnnnn 29 марта 2013 14:25
    был на практике в 1987 году зимой, как давно это было
    nnnnnn
  7. Strategia 29 марта 2013 17:24
    Необходимо возобновить разработки с доведением до гиперзвуковой скорости. Ведь обещали внедрять всякие "инно" и "нано". Пока ещё не поздно...
  8. Seaman 30 марта 2013 11:47
    Очень интересно!!! Жал, что проект не довели. Пригодилась бы!
  9. duche 30 марта 2013 19:42
    Статья интересная +. Жаль конечно, что реально не воплотилось в жизнь, но наработки и опыт остались. Сделают лучше. good
  10. Kir 31 марта 2013 18:31
    С.Юфереву огромное спасибо за статью, а вот касаемо почему КБ им.Челомея работало по данной теме? вроде как на Урале было КБ как раз с подобной спецификой. А по тому что у нас сокращают то что хотя-бы в потенции не имеет аналогов, ну что тут скажешь Везёт Нам на таких управителей!!! что-же до того что делают ныне или не делают, так то тайна, хотя...........
    Kir
  11. smershspy 5 апреля 2013 17:15
    Интересно! Но у нас все как всегда!
    smershspy
  12. Glover 17 июня 2013 10:12
    Спасибо автору! Хорошая работа!
    Glover
  13. Misantrop 17 июня 2013 10:34
    Слышал, что проблемы с ракетным комплексом были обусловлены смертью главного конструктора ракеты в 1984 году. Помню эту АПЛ по Северодвинску, она там зависла надолго, ее из-за этого на флоте даже "Дармоедой" прозвали - попасть в те годы надолго в С-Двинск было мечтой для каждого подводника, а им это удалось. Даже поговорка тогда была: "души погибших подводников попадают в Северодвинск"... В статье это не отражено, но завод очень грамотно сумел воспользоваться тем, что в его распоряжении на долгое время оказался корабль со штатным экипажем. Фактически "К-420" была превращена в плавучий испытательный стенд для новых систем и оборудования, так что большинство ее выходов в море было связано именно с этими испытаниями. Так что "путевку в жизнь" многие корабельные системы получали именно на ней. Хороший кораблик, много пользы флоту принес
    Misantrop
  14. Мичман 19 июля 2013 16:12
    Служил в Гаджиево с 1994-1996, у последнего пирса, жаль что утилизировали, как-то грустно стало, частицу своей истории потерял
    Мичман
  15. Vladimir420 20 января 2014 21:31
    ДОВЕЛОСЬ СЛУЖИТЬ НА К-420 ПОД КОМАНДОВАНИЕМ ЧЕРЕПНЕВА В.М. С 1975 ПО 1978 Г. ВСПОМИНАЮ СЛУЖБУ С БОЛЬШОЙ ТЕПЛОТОЙ, ЛОДКУ И РЕБЯТ... SVT420@MAIL.RU
    Vladimir420

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня