БМД из стеклопластика и керамики — в СССР предлагалось и такое

26 467 45
БМД из стеклопластика и керамики — в СССР предлагалось и такое

Как известно, комбинированное бронирование, предусматривающее применение различных металлических и неметаллических элементов в защитных структурах, активно использовалось при создании целого ряда советских основных танков, начиная от Т-64 и заканчивая Т-80. Чего, в общем-то, нельзя сказать о серийных машинах куда более лёгкого класса — БМД и БМП, чья броня, во многом по технологическим причинам, всегда ограничивалась сталью и алюминием (по отдельности либо в сочетании).

Однако не стоит думать, что разработка комбинированной брони для лёгкой бронетехники в СССР не велась совсем — проекты и предложения по этой теме были, причём некоторые из них выглядели весьма интересно. Примером может служить броня из стеклопластика и керамики для БМД, подробное описание которой было опубликовано в 1990 году. Его мы и предлагаем к прочтению, поскольку пересказывать слова авторов нет никакого смысла, если есть возможность ознакомиться с оригиналом.



Использование композитных материалов для лёгких ВГМ


В последние годы в нашей стране и за рубежом «доводятся» опытно-конструкторские работы по применению композитных материалов для ВГМ. Из зарубежных работ наиболее известны попытки создания корпусов из композитных материалов американских БТР и БМП. Их целью являлось снижение массы машин при сохранении заданного уровня броневой защиты.

В СССР исследована возможность создания корпуса из композитных материалов для боевой машины десанта (БМД), корпус которой изготовлен из броневых материалов на основе алюминиевых сплавов. Для этой машины была предложена конструкция корпуса на основе стеклопластика и керамики. Было установлено, что для корпуса БМД с защитными модулями из стеклопластика толщиной 15 мм и керамики толщиной 8 мм при сохранении массы алюминиевого корпуса можно обеспечить полную защиту от 7,62-мм бронебойной пули со всех дистанций. При этом выигрыш в массе – по 32 кг с каждого квадратного метра поверхности корпуса. На макете такого корпуса был достигнут 25%-ный выигрыш в массе при одновременном снижении поражаемости бортовых проекций бронебойной 7,62-мм пулей с дистанции от 500 м до 0. Оказалось, что энергозатраты на производство корпуса из алюминия в 1,5 раза, а корпуса из композитного материала вдвое меньше, чем на производство стального корпуса.

Результаты натурных испытаний обстрелом различных конструкций преград на основе стеклопластика с керамикой (рис. 1) показали, что их применение для защиты от бронебойных пуль может обеспечить выигрыш по массе до 50% по сравнению с равностойкой стальной броней. Использование этих результатов и опыта изготовления макета композитного корпуса позволило перейти к разработке конструкции, технологических процессов и изготовлению экспериментальных образцов корпуса БМД. При проектировании корпуса необходимо было обеспечить полную идентичность его внутренних объемов алюминиевому образцу корпуса, сохранить наружные обводы для установки серийного наружного оборудования, гидропневматической подвески и др. Для корпуса машины из стеклопластика был разработан метод контактного формования. В основу технологического процесса изготовления экспериментального корпуса БМД положена технология, применяемая в судостроении.

Для стеклопластиковых элементов конструкций использована стеклоткань марки Т-11-ГВС-9 по ГОСТ 19170—73, а в качестве связующего — смола марки ПН-609-21М по ОСТ 6-05-431—78. Формование стеклопластиковых элементов и конструкций выполнено из расчета 22 слоя стеклоткани на 10 мм толщины. При формовании фланцев и набора соблюдены конструкторские требования к их толщинам без учета числа слоев стеклоткани, но не менее 22 слоев на 10 мм. Формовать наружную оболочку можно, используя единую (разбираемую) модель. В этом случае изготовленный корпус получается в виде единой неразборной детали. Серьезным недостатком данного метода являются невозможность изготовления качественной наружной поверхности, а также трудности установки наполнителя при формировании корпуса. Для повышения качества изготовления корпуса применено формирование его отдельных деталей (днища с бортами, крыши) в матрицах с последующей сваркой деталей.


Рис. 1. Пулестойкость при обстреле пулей Б-32 калибра 7,62 мм (зависимость предела кондиционного поражения от поверхностной плотности р защиты) композитных броневых преград с опорным слоем из стеклопластика марки МПС и лицевым слоем из: 1 – атенита толщиной 8 мм; 2 – карбида кремния 9 мм; 3 – корунда 7 мм; 4 – керамики типа ГМТ 8 мм. Примечание: Vпкп по оси X — скорость пули при соударении с бронёй, при которой не наблюдается сквозных пробоин, проломов и прочего.

Матрица (рис. 2) представляет собой неразъемное жесткое основание, сваренное из профильного проката со съемными частями по бортам и в носовой части корпуса, с приспособлениями для снятия изделия после формования, для получения местных обводов в зонах резкого изменения формы обшивки корпуса, для установки закладных частей и т. п.


Рис. 2. Общий вид матрицы (а) и устанавливаемых в нее керамических блоков (б): 1 – верхний и нижний бортовые блоки

Соединение конструкций из стеклопластика и металла выполнено клеем марки К-153 или ЭПК по ОСТ 5.9767—79 без наполнителя. Для заформовки винтовых соединений в зонах, где специальные покрытия отсутствуют, использована паста, приготовленная из рубленой стеклоткани, эпоксидного связующего К-153 или ЭПК. Отдельные части корпуса, изготовленные формованием в матрице, сварены между собой. При матричном способе изготовления керамический наполнитель может быть размещен на необходимой глубине слоя стеклопластика, наружные поверхности корпуса машины отличаются высоким качеством. В зависимости от массы машины, типа устанавливаемого на ней оружия, скорости движения и динамических характеристик подвески могут применяться различные схемы корпуса, каждая из которых должна обеспечивать прочность и жесткость.

Опыт по использовании различных композитных материалов, накопленный к настоящему времени, позволяв предложить три основных варианта конструктивных схем корпусов для ВГМ легкой категории по массе.

Цельный пластмассовый корпус, представляющий собой несущую систему бескаркасного типа, в которой с помощью клеевых и резьбовых соединений устанавливаются опора башни, подмоторная рама, перегородки, устройства крепления подвески и др. Такой корпус может использоваться для легких небронированных машин, а также для легкобронированных машин с подвеской (например, гидропневматической), передающей корпусу небольшие нагрузки.

Комбинированный корпус (рис. 3, а) из пластмассы, но с металлическим днищем. Пластмассовая часть его и днище связаны переходным устройством с помощью клеевых и резьбовых соединений или сварки. Он может использоваться для ВГМ или колесных машин массой более 10 т.

Пластмассовый корпус, усиленный металлическим каркасом (рис. 3, б). Он может применяться для легких бронированных машин. Кроме метода контактного формования, могут применять и другие методы изготовления пластмассовых корпусов в зависимости от программы выпуска, требований к качеству материала и конструкции, возможностей обеспечения технологического процесса.

Методом контактного формования могут выполнены все три рассмотренные здесь конструктивные схемы корпуса. Однако он не обеспечивает стабильности механических свойств материала, весьма трудоемок и потому может применяться лишь при ограниченных программах выпуска и в опытно-конструкторских работах.


Рис. 3. Схемы корпусов комбинированного (а) и пластмассового, усиленного металлическим каркасом: 1 – верхняя часть корпуса (выполнена методом намотки); 2, 3 – носовая и кормовая детали корпуса (выполнены методом контактного формования или прессования); 4 – нижняя (металлическая) часть корпуса; 5 – соединительный узел; 6 – металлический каркас

Известным методом изготовления частей корпуса является прессование, дающее возможность получения 2-го и 3-го вариантов корпуса, но требующее уникального прессового оборудования.

Метод намотки также требует специального оборудования и сложной оснастки, не обеспечивая изготовление всех частей корпуса. Лобовые и кормовые детали корпуса в этом случае должны изготовляться либо методом прессования, либо контактным формованием. Метод намотки может быть применен для изготовления 1-го и 2-го вариантов конструктивных схем (см. рис. 3, а, б). Им изготовляется только средняя (трубообразная) часть корпуса, которая разрезается по диаметральной плоскости на две идентичные части; каждая из них становится верхней половиной корпуса. Остальные детали 2, 3 (см. рис. 3, б) выполняются методом контактного формования или прессованием.

Разработаны схемы корпусов стеклопластикового и комбинированного, изготовленных для ходового макета ВГМ (рис. 4). Верхняя часть последнего выполнена из стеклопластика методом контактного формования в матрице с наружным керамическим слоем. Соединение верхней 1 и нижней (металлической) 2 частей корпуса осуществляется с помощью специального переходного устройства 3.

В целях обеспечения заданной прочности и жесткости цельный пластмассовый корпус БМД при минимально возможной массе выполнен полностью из стеклопластика в виде несущей системы бескаркасного типа. Материал оболочки — стеклопластик холодного отверждения на основе стеклоткани Т11-ПВС-9 и полиэфирной смолы ПН-609-21М. В качестве заполнителя в поперечных балках применен пенопласт марки ПХЗ-1. Оболочка корпуса имеет толщину 15 мм, лобовые и передние бортовые детали — 30 мм, что отвечает требованиям по противопульной стойкости. Верхняя часть корпуса формовалась в матрице на двух деревянных пуансонах (верхнем и нижнем) по типовой технологии. Опора башни, подмоторная рама, перегородки и другие неразъемные элементы устанавливаются в корпус с помощью клеевых соединений.

Применение композитных материалов при изготовлении корпусов и башен легких машин позволяет дополнительно уменьшить заметность машины, вероятность поражения ракетами с головками самонаведения и минами, взводимыми магнитным полем, а также заброневую дозу проникающей радиации. При этом возможно повышение точности стрельбы за счет снижения уровня шума и вибраций.

К эксплуатационным преимуществам применения композитных материалов можно отнести:

1. Отсутствие необходимости в частой очистке и окраске элементов корпуса, а также уменьшение (либо полное исключение) работ, связанных с ликвидацией последствий коррозии;

2. Снижение вероятности появления трещин от ударов;

3. Упрощение ремонта в процессе эксплуатации; улучшение эргономических показателей (ниже уровень шума, вибраций, легче тепловой режим).


Рис. 4. Общий вид комбинированного корпуса для ходового макета ВГМ

Из-за перечисленных преимуществ выполнять корпус и башню из стеклопластика оказывается экономически более выгодным, чем из металла.

Технологические преимущества использования композитных материалов включают:

Значительное снижение энергозатрат;

Возможность изготовления корпусных конструкций практически любой формы с более высоким качеством поверхности и более низкой трудоемкостью, чем у конструкций из традиционных материалов;

Уменьшение трудоемкости (если, например, для изготовления металлического корпуса необходимы специальные приспособления, электро- и газосварочная аппаратура, штампы, прессы, высококвалифицированные рабочие и специалисты, то для изготовления пластмассового корпуса требуется лишь теплое помещение, оснастка и формовщики сравнительно низкой квалификации);

Использование более дешевых материалов (серийно выпускаемые керамические плиты на основе корунда стоят 9 тыс. руб. за 1 т; на один корпус расходуется 0,4 т таких плит).

К недостаткам композитных материалов следует отнести низкий модуль упругости, а также невысокую прочность соединения элементов конструкций между собой.


Использование композитных материалов для изготовления корпусов и башен основных танков весьма проблематично. На данном этапе развития танкостроения защита от бронебойных подкалиберных снарядов осуществляется в основном за счет стальной составляющей комбинированной брони. Однако возможно широкое использование композитных материалов в конструкциях корпусов и башен основных танков в качестве «упаковки» для керамического наполнителя, устанавливаемого в преграды, для изготовления навесных защитных модулей с керамикой. Они могут быть применены также в конструкциях крыши моторно-трансмиссионного отделения, лючков корпуса, стенок отсеков, кормовых деталей корпуса и башни.

В случае выноса некоторых элементов внутреннего оборудования танка на надгусеничные полки (например, аккумуляторных батарей, фильтровентиляционной установки, автономного энергоагрегата) последние могут быть надежно защищены от осколков снарядов и пуль экранами из композитных материалов.

Вывод. Использование композитных материалов для легких ВГМ позволит уменьшить их массу при сохранении заданного уровня броневой защиты или повысить уровень защиты при сохранении массы и обеспечит некоторое уменьшение вероятности поражения, а также улучшение эксплуатационных и производственно-технологических показателей машин.

Источник:
«Использование композитных материалов для лёгких ВГМ». А. В. Козлов, О, М. Лазебник, А. Ф. Мисюк, Б. И. Бобров. Вестник бронетанковой техники №4 за 1990 год.
45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    12 марта 2025 04:46
    Интересно, что там было с деформациями на длительной дистанции, как у автомобилей со стеклопластиковыми кузовами?
    1. +6
      12 марта 2025 06:21
      Цитата: Corvair
      Интересно, что там было с деформациями на длительной дистанции
      В Су-57 около четверти элементов конструкции выполнено из композитов. У МС-22 крыло полностью изготовлено из композиционных материалов. А нагрузки там, не чета автомобильным
      1. +9
        12 марта 2025 06:59
        После Афгана, Чечни, СВО - надо уже сделать выводы по поводу БМД, да и по поводу ВДВ тоже. Экономить на броне - себе дороже выходит во всех смыслах.
        1. +6
          12 марта 2025 07:30
          Заодно сделай выводы о морской пехоте, РВСН да и вообще о всех родах войск, где есть спц. техника.
          1. +8
            12 марта 2025 07:58
            РВСН тоже верхом на броне воевала в Афгане например? Морская пехота в предгорьях Кавказа это не от хорошей жизни.
            1. +3
              12 марта 2025 11:41
              Афганистан был разным, в некоторых западных провинциях ближе к Пакистану все мосты были с грузоподъемностью не более 10 тонн, там могли проходить только БМД или БРДМ-2.
              1. +4
                12 марта 2025 12:19
                Цитата: СергейАлександрович
                Афганистан был разным, в некоторых западных провинциях ближе к Пакистану все мосты были с грузоподъемностью не более 10 тонн, там могли проходить только БМД или БРДМ-2.

                Это только вопрос комплектования механизированными мостами, ПМП и не более. В бой лучше под тяжелой броней, сейчас - тем более.
      2. 0
        12 марта 2025 15:57
        Самолёт имеет довольно определенные нагрузки и постоянное качественное обслуживание. По канавам и кочкам его никто не гоняет
        1. +3
          12 марта 2025 18:38
          Цитата: alexoff
          Самолёт имеет довольно определенные нагрузки и постоянное качественное обслуживание
          Элементы конструкции самолёта несут колоссальные нагрузки, совсем не сравнимые с автомобильными
          По канавам и кочкам его никто не гоняет
          Канавы и кочки, совсем не сравнимы с теми силами, которые действуют на самолёт, особенно во время маневра
          1. 0
            12 марта 2025 18:49
            Колоссальные нагрузки несут элементы МиГ-25, а у гражданских при превышении скорости крылья отваливаются и их гоняют в максимально щадящем режиме.
            И вообще керамика это обычно покрытие, а основную прочность обеспечивает старая добрая арматура.
            1. +2
              12 марта 2025 18:53
              а основную прочность обеспечивает старая добрая арматура
              Старая, добрая арматура при контакте с композитом, отрицательно действует на композиты. Для начала могу посоветовать Википедию. А так, литературы на эту тему много. Читайте wink
              1. +1
                12 марта 2025 19:53
                Нормально всё действует с композитами.
                http://www.ato.ru/content/krylo-iz-rossiyskih-kompozicionnyh-materialov-ustanovleno-na-seriynyy-ms-21
                Крыло МС-21 - алюминиевая арматура, углепластиковое покрытие.
        2. -1
          15 марта 2025 23:19
          Самолёт имеет довольно определенные нагрузки и постоянное качественное обслуживание
          После того как словите флаттер на своём стальном цельнометалическом коне, запёте по другому.
          1. 0
            16 марта 2025 02:55
            Некоторые эксперты полагают, что проблема флаттера давно решена. Вы решили поумничать или к чему вообще это было написано?
            1. 0
              22 марта 2025 18:43
              Некоторые эксперты полагают, что проблема флаттера давно решена
              Эксперты предполагают, практика располагает. Про флаттер сказка, чтобы не думали, что в авиации до преодоления звукового барьера никаких сложностей не возникает. Одна из них связана с паразитными резонансами. Вы не думали, почему число лопаток в двигателе является простым числом? Кстати, в кулерах компьютеров та же самая ситуация.
              1. 0
                22 марта 2025 19:36
                К чему это вообще? Какое это отношение имеет к материалам? Вы просто решили рассказать что летать сложно? Потом расскажете про обледенение, взлет и посадку при ветре и сложности закручивания болтов в самолёте?
  2. +4
    12 марта 2025 06:17
    Одно время, в конце восьмидесятых, начале девяностых, поткерамической броне очень часто публикации были. В технике Молодёжи что то даже про керамические бронежилеты писали. Сейчас неслышно.
    1. +4
      12 марта 2025 07:08
      Бронежилеты из керамических пластин давно производят в России
      1. +3
        12 марта 2025 07:51
        hi Про бронежилеты знаю, там и про скрытое ношение и даже шубы бронежилет с применением керамики, угоеволокна и кучи всего. А вот про технику, тишина. Раньше из каждого ютюга было, как перспективно, но видимо металл ещё рано списывать со счетов.
        1. 0
          12 марта 2025 19:13
          металл ещё рано списывать со счетов

          В принципе можно достаточно тонкую броню сделать из качественных сталей или специальных алюминиевых, но вопрос ещё в деньгах. Это дорого для массового производства.
        2. 0
          15 марта 2025 23:25
          Многослойное бронирование танковой башни не обходится без керамики. У керамики довольно много замечательных свойств, к ударным нагрузкам чувствительна она. Правда, когда из неё начинают делать волокна, например, огнеупорные части в автомобилях, там она показывает себя не такой хрупкой.
    2. 0
      16 марта 2025 00:17
      Про многомерные тканные изделия с моделированными свойствами (когда у вас несколько типов волокн с различными, а иногда с противоположными свойствами, сплетены в многослойную структуру и это всё залито компаундом или смолой) писали не только в ТМ, даже в ЮТ проскакивали статьи. Кроме обеспечения заданных характеристик прочности в зависимости от характера и направления воздействия рассматривался дополнительный вариант возможности обогрева (по типу обогрева лобовых стёкл) и определения места повреждения (наложенные крест на крест слои тензорезисторов).
  3. +2
    12 марта 2025 07:47
    Тема очень интересная, но у нас она как то сильно не развивалась. Мне кажется композиты стоит применять активнее хотя бы только из за снижения веса и отсутствия коррозии.
    1. 0
      12 марта 2025 16:17
      А что у нас вообще развивалось по броне с конца восьмидесятых? recourse
  4. +5
    12 марта 2025 07:53
    В СССР была развита вся промышленность. Могли и по экспериментировать. На обороне не экономили, как Путин, последние 25 лет. Путинских галош не дождёмся, будем советские до нашивать!
    1. +1
      12 марта 2025 18:43
      Цитата: сталевар
      На обороне не экономили, как Путин, последние 25 лет.

      Наверное поэтому Путин умудряется зарабатывать на экспорте продовольствия больше чем с ВПК, а СССР с 1963 года плотно сидел на канадско-американском зерне, платя втридорого, а потом и на карточках на продукты с начала 80-х. Вы бы специалистов историков про "развитую всю промышленность" спросили, хотя бы о том, чью трубу в экспортных газопроводах и нефтепроводах использовали... А путинские "галоши" такой же образный термин, как ваше "вся промышленность". Просто вы литературу в школе прогуливали, вот и не знакомы с таким распространенным типом выражений.
      1. 0
        18 марта 2025 13:25
        С/х СССР вывозила на своей технике и технологиях, а РФ в большинстве своем на импортной, включая семена. К тому же качество продуктов было лучше. А сейчас хлеб из фуражного зерна идет, мясо на стероидах с накачкой инъекциями до 50% массы, молочные продукты из пальмового масла. Еще основная часть экспорта это сырье, а не готовая продукция.
        1. 0
          18 марта 2025 13:35
          Цитата: Demon
          С/х СССР вывозила на своей технике и технологиях, а РФ в большинстве своем на импортной, включая семена

          С 1963 СССР импортировал зерно с каждым годом все больше и больше
          Цитата: Demon
          А сейчас хлеб из фуражного зерна идет

          Из фуражного зерна (если за него принимать зерно 5 класса) хлеб не делают. А делают его и смесей разных классов в разных пропорциях. Качество муки влияет на цену готового изделия. Из муки более высокого качества хлеб дороже и наоборот, если нравится. Я беру пшенично-ржаной за 45 руб. 600 граммовую буханку. Мне она больше нравится. А вы если не хотите масло и молоко из пальмы, читайте этикетки и берите то, что надо.
          1. 0
            18 марта 2025 18:59
            Качество хлебобулочных изделий сильно зависит от качества зерна. Так вот качество хлебобулочных изделий в большинстве своем отвратное. Как и большинство других продуктов естественного вкуса практически не имеет, все на ароматизаторах и усилителях. Если убрать всю химию, то есть такое невозможно.
            Раньше импортировали дешевое зерно, а сейчас дорогую технику и семена.
    2. 0
      13 марта 2025 09:58
      Цитата: сталевар
      На обороне не экономили, как Путин, последние 25 лет. Путинских галош не дождёмся, будем советские до нашивать!

      А какое отношение советская оборонка - классная, сильная имеет к галошам?
      Если Вы смотрели всё выступление, а не умело вырезанную часть, то знали бы, что в нём советские "галоши" - отдельно, оборонка и космос - отдельно. И галоши - это ТНП, которые в СССР производились по остаточному принципу.
      1. 0
        13 марта 2025 15:48
        И галоши - это ТНП, которые в СССР производились по остаточному принципу.

        Кстати галоши в СССР пользовались устойчивым большим спросом. Вещь нужная, о нужности которой, москвачи в большинстве своем не знают. Есть спрос и сейчас, даже некоторые бережливые горожане покупают, но уже более модифицированные для защиты от соляной каши зимой.
    3. 0
      15 марта 2025 23:37
      В СССР была развита вся промышленность
      В особенности радиоэлектронная, сельскохозяйственная (ох не зря летом и осенью от студентов до доцентов ездили в колхозы помогать в борьбе за урожай) ну и лёгкая, которая просто заваливала полки магазинов разнообразными качественными товарами.

      Могли и по экспериментировать
      Нуда: поворот Сибирских рек, проект перекрытия Берингова пролива, военные учения под Тоцком с применением ЯО. Бюджеты тратили с размахом, ни копейки не щадили.

      Путинских галош не дождёмся, будем советские до нашивать!
      А что с Горбачёвскими стало, куда девались Ельцинские?
  5. +8
    12 марта 2025 08:48
    Вопрос ремпригодности таких корпусов неозвучен.
    Сталь или алюминий в месте пробоя пулей или осколком можно просто заварить. А что с ремпригодность стеклопластиковых корпусов? Насколько помню те же лодки чинить их сложно.
    1. +1
      12 марта 2025 09:05
      Стеклопластиковые корпуса лодок ремонтировать гораздо проще, чем алюминиевые. При качественном ремонте место не видно.
      1. +1
        14 марта 2025 09:15
        А прочность??? Армируюшая основа разрушенна будет ли прочность отремонтированного участка прежней? Легкие прогулочные лодки из стеклопластика единственное с чем плотно имел дело из крупных композитных конструкций. И там не все так замечательно как Вы говорите. Заделать и закрасить можно. Но прочность и что самое главное жёсткость уже не те что прежде.
        И извините за долгиц ответ. Приложение моросит.
        1. 0
          14 марта 2025 13:52
          Плюсую, я тоже хотел поднять вопрос ремонтопригодности.
          Армируюшая основа разрушенна будет ли прочность отремонтированного участка прежней?
          ответ однозначный -нет. Это самый большой минус композита в авиации, в случае повреждения - только замена.
          1. 0
            14 марта 2025 19:39
            Да уж. Так себе перспектива.
    2. +1
      12 марта 2025 10:46
      Цитата: garri-lin
      Вопрос ремпригодности таких корпусов неозвучен
      Да, это вопрос наиважнейший!
    3. 0
      15 марта 2025 23:54
      Сталь или алюминий в месте пробоя пулей или осколком можно просто заварить.
      Аналогично как и со стальным корпусом. Дырку залили смолой вместе с армирующей основой и снова в бой. Только не надо пока ничего рассказывать про прочность такой латки. От неё столько толку как от стальной. Такое же фуфло. Потому что с большим трудом верю, что дырку в стальной броне будете заваривать латкой из такой же броневой стали, как и материал корпуса. И сварочный шов скорее всего будет из разряда "хай так".
      Если брать в рассмотрение стеклопластик (стекловолокно склееное эпоксидкой), то это ещё то барахло в случае резких ударных нагрузок в плане накопления усталости. Стекловолокну по барабану, а вот эпоксидка в этом плане не известно где трещину подарит. Поэтому при заклеивании дырки в 1 см желательно накладывать латку с большим запасом, не менее 10-ти кратного превышения по площади.
      Ещё у эпоксидки кроме её токсичности есть гадкое свойство в скорости засыхания в зависимости от температуры. В муфельной печи можно за несколько часов уложиться, но в морозец это может легко затянуться на несколько дней.
  6. +2
    12 марта 2025 09:29
    Обидно, что не приняты такие технологии, фактически из кварцевого песка делают танки, за этим будущее, стекловолокно и клей делают чудеса, а броню можно из плит СВЭМП заделать, танк, бтр и бмп были бы в два раза легче, вот это был бы рывок am
  7. +3
    12 марта 2025 13:33
    не совсем понятно ,насколько непробитие брони разовым одиночным попаданием влияет на дальнейшую прочность корпуса (возможное нарушение структуры материала, геометрии деталей, соединения блоков и тд). Так же устойчивость к воздействию высоких температур, например, или ремонтопригодность тоже не упоминается. В целом, судя по тому, что дальше опытных работ идея не продвинулась - перспективы в ней в итоге не увидели
  8. +1
    12 марта 2025 17:43
    "К эксплуатационным преимуществам применения композитных материалов можно отнести:.. снижение вероятности появления трещин от ударов" -- это спорный момент, на мой взгляд. Любые удары о пни, камни, лёд будут приводить к накоплению повреждений, проникновению влаги, растрескиванию от самих ударов и последующих циклов замерзания-оттаивания и т.п. В целом это материал не для бронетехники, по крайней мере не для низа корпуса. Отдельный вопрос про термостойкость, огнестойкость и ремонтопригодность в полевых условиях, другие читатели это уже заметили.
  9. +1
    12 марта 2025 23:59
    Если композитная броня хороша, но есть проблемы с корпусами, то почему бы не делать дополнительное навесное бронирование? Внутри старый, добрый металл, а снаружи усиление пластиковой/композитной бронёй.
    1. 0
      16 марта 2025 00:04
      Видимо не по зубам нашей промышленности или на этом сильно не заработаешь. Очень хотелось узнать подробности у знающих людей про нагрузки механические и температурные у радиопрозрачного носового обтекателя боевых самолётов. Ему ведь приходится многократно переходить звуковой барьер, греться набегающим потоком воздуха у земли, мёрзнуть на верхних эшелонах.
  10. 0
    29 марта 2025 17:07
    серийно выпускаемые керамические плиты на основе корунда стоят 9 тыс. руб. за 1 т

    По какого года ценам ? Сейчас плитка 250x250x15 мм (это примерно 2 кг) стоит 10 тыс. руб !
    По характеристикам пулестойкости - то же вопросы - нет сведений для ненормального угла встречи. Все эти неметаллы - хрупкие материалы, неспособные к пластическому поглощении энергии. И если под большими углами (траектории к нормали) пули будут рикошетить от алюминиевой брони со стальной облицовкой, то в корунде каждая пуля просечёт борозду, а очередь - дыру вылупит.