Русский серб, создатель бензинового двигателя и… много чего ещё!

16 705 62
Русский серб, создатель бензинового двигателя и… много чего ещё!
Дирижабль «Россия». Таким он был представлен в журнале «Техника — молодежи»


…и все сердца делает оно богатыми, так что никто не думает ни о царе, ни о сатрапе, и всякого заставляет оно говорить о своих талантах.
Вторая книга Ездры, 3:21




Из истории отечественной науки и техники. Почему есть у нас странные люди, считающие, что до 1917 года в России не было ни науки, ни техники, а был один сплошной дремучий феодализм. Да был, и еще какой! Но наряду с ним были и ученые с мировым именем, и замечательные инженеры, и изобретатели, и собственные моторы, кстати говоря. Беды были с «узким местом» внедрения. Вот тут, да, мы были далеко не на высоте. Но и в СССР с внедрением дело обстояло точно также.

Более того, будучи лектором РК КПСС и присутствуя на одной из лекций для актива, которую читал лектор из ЦК, мне довелось услышать (а было это где-то в 1985 году), что главным недостатком социализма была на тот момент проблема с … внедрением его достижений, в том числе и научно-технических, в жизнь. И что тут мы реально отстаем от стран Запада, и это «на сегодня главное противоречие социализма». Вот как!

До этого я вообще не слышал о том, что у нас в обществе есть противоречия, а тут нам такое вывалили. Однако в том, что это так, никто не усомнился. У меня самого к этому времени были и разработки промышленных образцов на новые игрушки, и диплом победителя Всесоюзного конкурса игрушек 1982 года, но ничего из этого промышленность не внедряла. «Зачем нам новые игрушки, когда каждый год рождаются новые дети?» Так что данная «традиция» была, скажем так, еще одним не пережитым пережитком прежнего общества. Однако и в нем были новаторы и люди, «желающие странного». Об одном из них мы сегодня и расскажем…

А было так, что в отечественной литературе обычно сообщается, что первый российский бензиновый мотор появился в России в начале 1896 года, и был он изготовлен на заводе керосиновых и газовых двигателей Е. А. Яковлева в Санкт-Петербурге. Вот только это не совсем так. Потому что первый бензиновый карбюраторный четырехтактный двигатель был создан Огнеславом Костовичем, сербом по национальности, но капитаном торгового флота России.


Огнеслав Костович (1851–1916)

Родился он в 1851 году в Австро-Венгрии, образование получил в техническом училище и школе судовождения, и уже в 26 лет встал за штурвал каботажного парохода «Ада». Причем в этом качестве участвовал в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, занимаясь перевозкой через Дунай русских войск, причем действовал под огнем неприятеля, проявляя отвагу и мужество, был ранен и потом долго находился на лечении. Подал прошение о получении российского подданства и получил его за несомненные заслуги перед своим новым Отечеством.

А в России в это время многие увлекались идеями воздухоплавания. С 1880 года стал выходить и журнал «Воздухоплаватель», вот только денег на него катастрофически не хватало. Причем просьба его редактора инженер-полковника Петра Клиндера о субсидии Главным инженерным управлением Военного министерства России была отклонена. Тем не менее при Императорском Русском техническом обществе (ИРТО) был создан VII (воздухоплавательный) отдел, частично финансировавшийся российским Военным министерством.

И вот в первом же номере журнала «Воздухоплаватель» за 1881 год появилась статья «Воздухоплавательное судно или аэроскаф капитана Костовича», а рисунок этого аппарата был помещен даже на обложке!

Предполагалось, что «аэроскаф» (такое название дал Костович своему «воздушному кораблю») будет двигаться с помощью машущих крыльев и пропеллера, приводимых в действие ручной насосной установкой, то есть идея была совершенно «детской».

А между тем уже в 1884 году в небо поднялся французский дирижабль La France длиной 50,4 м, воздушный винт которого вращал электромотор. Дирижабль был построен на средства Генерального штаба Франции. И тут же газеты всего мира начали изощряться в описаниях применения таких аппаратов в грядущей войне. Понятно, что и в России военно-техническое сообщество в стороне от такого события просто не могло оставаться, тем более что сам военный министр Петр Ванновский (1822–1904) издал приказ о создании при Главном инженерном управлении Комиссии по применению воздухоплавания и голубиной почты.

Вот тут Огнеслав Костович и выступил со своим проектом дирижабля «Россия» длиной 64 м, диаметром более 12 м и объемом в 5 тыс. куб. м. Движение дирижабля должно было осуществляться посредством вращения толкающего четырехлопастного воздушного винта в его кормовой части, в то время как руль направления должен был находиться в носовой. С помощью подвижного маятникового груза предполагалось изменение тангажа.

Каркас дирижабля должен был обтягиваться водонепроницаемой тканью. Все жесткие элементы его конструкции предполагалось сделать из арборита — изобретенного Огнеславом Костовичем материала, который представлял собой деревянный шпон, склеенный в несколько слоев. Отзывы на проект Костовича дали очень известные и серьезные по тому времени российские ученые, и отзывы эти были самые положительные.

В Санкт-Петербурге тут же появилось «Товарищество по постройке воздухоплавательного корабля», к 886 году собравшее 200 тыс. рублей. Главное инженерное управление также выделило деньги, и работы начались. Главной изюминкой проекта стал бензиновый четырехтактный мотор в 80 л. с. и весом 240 кг, тогда как лучший немецкий двигатель весил 420 кг при мощности 14 л. с. Двигатель Костовича впервые в практике двигателестроения получил восемь горизонтальных цилиндров со встречным движением поршней, соединенных в две группы на общем основании. Охлаждение двигателя было водяное. Движение поршней передавалось на общий коленчатый вал. То есть это был уникальный для того времени оппозитный двигатель.


Двигатель Костовича в Центральном музее ВВС. Фото Д. Иванова

Питание двигателя осуществлялось с помощью карбюратора испарительного типа по четырем патрубкам и дроссельных кранов. Зажигание происходило электрическим током низкого напряжения. Равномерный ход двигателя обеспечивал маховик большого размера. Для смазки трущихся поверхностей были предусмотрены масленки-дозаторы.

Отдельные детали двигателя делали в Германии, но дорабатывались они в мастерской у Костовича. А 26 мая 1888 года капитан Костович попросил выдать ему десятилетнюю привилегию на «усовершенствованный двигатель, действующий бензином, керосином, нефтяным, светильным и другими газами и взрывчатыми веществами» в департамент торговли и мануфактур Министерства финансов, занимавшийся также патентами. Рассматривали его заявку долго, но в 1892 году всё-таки выдали. Причём к этому времени он уже получил на свой двигатель патенты США и Великобритании.


Чертеж дирижабля «Россия». 1882 год

А дальше от удара молнии в ангар, где велось строительство дирижабля, начался пожар, в значительной степени его повредивший. Деньги кончились. Новых не нашлось. Военные интерес к «России» потеряли, и в итоге закончить постройкой его не удалось.

Тогда Костович занялся коммерческим производством своих моторов, которые начали продаваться и работать на российских заводах. Но с 1899 года на российский рынок начали поступать дизельные двигатели петербургского завода «Людвиг Нобель». Они были более экономичные, нежели бензиновые, и производство своих моторов Костовичу пришлось прекратить.

Зато он начал выпуск изделий из своего арборита. Выпускались корпуса речных лодок и катеров, бочки для керосина, ящики, сундуки, чемоданы, сборные дачные домики и даже легкие и прочные древки для казачьих пик. При этом трехслойный клееный материал с волокнами древесины, перекрещивающимися по направлению, показал себя очень неплохо. Более того, для изготовления шпона Костович придумал еще и оригинальную машину. Склеивали арборит специальным клеем-цементом, проникавшим во все поры распаренной древесины, что делало арборит и очень прочным, и водонепроницаемым. В 1906 году на этот материал Костович получил патент в США. По сути, это была та самая дельта-древесина, из которой в СССР тридцать с лишним лет спустя сделали истребитель ЛаГГ-1, а затем и ЛаГГ-3.

А затем Костович решил попробовать себя и в качестве конструктора аэропланов и в 1911 году получил привилегию на 10 лет на проекты двух самолетов: сухопутный триплан и аэрогидроплан. Корпус и крылья обоих самолетов должны были изготовляться из арборита. Привод аэропланов осуществлялся от четырехцилиндрового бензинового двигателя, который, как и французский «Гном-Рон», должен был вращаться вместе с воздушным винтом. Интересно, что на самолет-амфибию Костович поставил еще и гребные колеса, которые вращались от двигателя и должны были помогать аппарату разбегаться на воде! Еще один аэроплан-амфибию с мотором в 100 л.с. Костович предложил военному министерству уже в годы Первой мировой войны, однако смерть помешала ему воплотить этот проект в жизнь.

Однако творческий талант капитана Костовича всем этим, как оказалось, отнюдь не ограничивался. Среди других его изобретений (а всего их было около 100!) была и подводная лодка с компактным бензиновым двигателем, и водолазный скафандр, и воздушная торпеда, телеграфный аппарат и даже оборудование для подъема затонувших кораблей.

Похоронили его на столичном Преображенском православном кладбище, а в некрологе в одной из газет Петрограда было написано: «...Ушел блестящий изобретатель и ученый, человек, по многим причинам заслуживающий, чтобы будущие поколения помнили его необычную судьбу и научный подвиг».


P.S. А вот книга, которую об этом замечательном человеке можно сегодня прочитать…
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    15 марта 2025 05:01
    Цитата: В. Шпаковский
    Но с 1899 года на российский рынок начали поступать дизельные двигатели петербургского завода «Людвиг Нобель». Они были более экономичные, нежели бензиновые, и производство своих моторов Костовичу пришлось прекратить
    А вот если бы вместо царя в Зимнем дворце сидел какой-нибудь Трамп, то он бы, наверняка, обложил эти дизельные двигатели пошлиной. Даже если и выпускались они в России wink
    1. 0
      18 марта 2025 21:38
      У Людвига Нобеля шведским было только подданство. Всю жизнь прожил в России и в России похоронен. Хотя казалось какая разница где хоронить, умер то он в Каннах на лечении.
  2. +2
    15 марта 2025 05:51
    Стал смотреть про Арборит и нашел вот что.
    (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/29245)
    Автор не указан, но 1:1 совпадает текст со статьей г-на Шпаковского, но ссылка идет на книгу В.Б.Шаврова.
    Ув. Вячеслав Олегович! Разъясните!
    1. -2
      15 марта 2025 06:55
      Цитата: Дилетант
      Разъясните!

      Известная книга Шаврова посвящена авиации. Костович два или три самолета предлагал. И сделаны они были из арборита. Шавров мог не знать, что арборит как раз Костович и придумал. В то время с поиском нужной информации было сложновато. Кстати, свой текст я проверял на уровень новизны, и без эпиграфа, система Антиплагиат показала 82%, то есть выше нормы ВО (75)... то есть можно публиковать, текст оригинальный.
    2. +6
      15 марта 2025 09:26
      Цитата: Дилетант
      на книгу В.Б.Шаврова.

      Хм. А на кого еще ссылаться кроме как на Вадима Борисовича Шаврова. Конструктор советских летающих лодок написал 2 книги по истории авиастроения в СССР. Кроме него такими исследованиями никто не озаботился.
      Вики.ру так же только на него ссылается, плюс книга Черненко Г. Т.
      Разумеется что все публикации станут похожими как матрёшки.
      Это как библию своими словами попытаться пересказать laughing
      1. +4
        15 марта 2025 09:31
        Вопрос был задан не про книгу Шавырина, а на прямое заимствование из статьи на сайте "Академик ру" без ссылки на нее. А именно та статья отсылает к книге Шавырина, которая вне всякого сомнения является "библией" истории советского самолетостроения.
        1. +4
          15 марта 2025 09:39
          Все статьи, какие мне удалось найти, а их набралось штук 7,о капитане Костовиче похожи будто написаны под копирку, тем не менее это не "копипаст".
          Самая похожая публикация в Дзэн.
          1. +5
            15 марта 2025 09:44
            В таких случаях саме простое и эффективное - дать ссылку на первоисточник. И "копипасть" хоть до морковкиных заговен. Ну а если такой ссылки нет, то "копипаст" это или нет годами решают суды... drinks
            1. 0
              15 марта 2025 10:18
              Цитата: Дилетант
              то "копипаст" это или нет годами решают суды.

              Я Вам зачем написал про 82% новизны? Все исторические статьи, кроме тех, что базируются на конкретных архивных материалах откуда-то списаны и переписаны.
              1. +1
                15 марта 2025 20:32
                "Откуда-то списаны" естественно: авторы не могли лично беседовать с тем же Костовичем..
                Что Вячеслав Олегович использует:"антиплагиат "он уже и раньше говорил и я использовала похожую программу .
        2. +1
          15 марта 2025 11:36
          Цитата: Дилетант
          Вопрос был задан не про книгу Шавырина, а на прямое заимствование из статьи на сайте "Академик ру"
          У плагиата есть и своя хорошая сторона. Могу подкрепить примером. Когда в смутное время великого переселения народов сгорели все рукописи римского дипломмта Приска, который описывал Аттилу и гуннов, то остались труды других летописцев, которые "позаимствовали" записи Приска. И благодаря этим плагиаторам, мы кое-что знаем о том времени wink
          1. 0
            15 марта 2025 20:33
            Поиск? Первый раз слышу эту фамилию
            1. +1
              16 марта 2025 05:38
              Цитата: lisikat2
              Поиск? Первый раз слышу эту фамилию
              Приск Панийский. Римский дипломат и историк V века
      2. +6
        15 марта 2025 09:31
        Это как библию своими словами попытаться пересказать
        Большинство ересей так и начинались.
        Привет, Борисыч!
        К слову, проживаю на улице Шаврова.
        1. +1
          15 марта 2025 09:56
          Цитата: 3x3zsave
          Большинство ересей так и начинались.

          good ... Ладно если бы только ересей. Все основные течения ныне существующих и признанных религий так появились.
          Приветствую, Антон.
          1. +5
            15 марта 2025 10:00
            Все основные течения ныне существующих и признанных религий так появились.
            Евреи будут против.
            1. +3
              15 марта 2025 10:10
              Вполне возможно, что шииты тоже очень не радуются наличию иных толкований ислама.
              А вообще у самих иудеев 4 признанные конфессии, включая ортодоксов.
              1. +1
                15 марта 2025 20:38
                "Включая ортодоксов" на сайте иногда мелькали комментарии израильтян, ещё был местный израильтянин:"Краснодарский "(?) было бы интересно, что они оь этом расскажут?
        2. +6
          15 марта 2025 17:32
          на улице Шаврова.
          Антон, в фильме "Служили два товарища" (1968 г) Вадим Борисович Шавров сыграл эпизодическую роль пилота. Наверное, его взяли консультантом, а потом и в эпизоде сыграл.
          1. +2
            15 марта 2025 23:21
            Не знал такой подробности из биографии Шаврова.
            Спасибо, Сергей!
            1. +1
              16 марта 2025 07:57
              Сам недавно узнал. Он и в титрах есть.
        3. +3
          15 марта 2025 17:49
          Цитата: 3x3zsave
          Это как библию своими словами попытаться пересказать
          Большинство ересей так и начинались
          Протестантство начиналось именно с того, что они пытались отойти от идеологических штампов католицизма, понять Писание и пересказать его своими словами, не отходя при этом от канонов христианства. Лютер, Цвингли, Кальвин, да много их, и были именно такими пересказчиками Писания, из которого в итоге родилось множество протестантских деноминаций. И Протестантство - это вовсе не ересь, а попытка отмыть все то, что налипло на христианское учение за более чем два тысячелетия... П.С. Тем же самым занимаются в сегодняшнем исламе и вахабиты, пытающие отмыть ислам от прилипшей к нему тысячелетней накипи, но только со своими тараканами в голове...
          1. +3
            15 марта 2025 23:19
            но только со своими тараканами в голове...
            В этом и отличие адептов новых течений, от устоявшихся традиций. Вторые предпочитают убеждать несогласных, вторые - убивать.
  3. +5
    15 марта 2025 08:51
    К большому сожалению, этот дирижабль не полетел. Но если бы и полетел, то:
    Питание двигателя осуществлялось с помощью карбюратора испарительного типа
    из-за такого карбюратора на высоте могли бы появиться проблемы. Проблемы так же могли появиться и из-за использования водяного охлаждения двигателя...
    1. +2
      15 марта 2025 09:33
      Цитата: Luminman
      Проблемы так же могли появиться

      В любом случае все проблемы бы выявились в результате летных испытаний, которые не состоялись из-за пожара на охтинской верфи...
      К тому еще причальное оборудование для этого дирижабля оказалось по всей видимости непродуманно. Как заправлять аппарат топливом и водой? И много прочего.
  4. +4
    15 марта 2025 10:07
    Более того, будучи лектором РК КПСС и присутствуя на одной из лекций для актива, которую читал лектор из ЦК, мне довелось услышать (а было это где-то в 1985 году), что главным недостатком социализма была на тот момент проблема с … внедрением его достижений, в том числе и научно-технических, в жизнь. И что тут мы реально отстаем от стран Запада, и это «на сегодня главное противоречие социализма». Вот как!


    Так это известная проблема даже не социализма как такового, а госэкономики, есть условный директор АвтоВаза у него есть план по выпуску легковых автомобилей, за выполнение плана (и возможно не большое перевыполнение 1-5%) он получит премии, награды, через пять лет героя соцтруда, может повышение куда то в министерство, за не выполнения плана в лучшем случае на первый раз простят, в следующий раз снимут с должности и переведут куда ни будь в условные инструктора райкома партии.
    Теперь к нему приходят из конструкторского отдела и предлагают оснастить жигули кондиционерами, мотивируя тем, что совестим гражданам будет комфортнее ездить, да и буржуи уже давно их используют. И директор с руководством размышляют, если они внедрят автокондиционеры и выдадут план будет все как обычно премии, награды, похвала, если внедрение автокондиционеров сорвет выполнение плана, будет не хорошо и зачем в таких условиях им эти риски.
    В 1988 вышел фильм Грешник, где таланливого токаря, который не мог работать спустя рукава и качественно выполнял работу отовсюду выгоняли, потому что его рвение ни кому не было нужно.
    1. +2
      15 марта 2025 10:22
      Цитата: Oldrover
      В 1988 вышел фильм Грешник, где таланливого токаря, который не мог работать спустя рукава и качественно выполнял работу отовсюду выгоняли, потому что его рвение ни кому не было нужно.

      Я же приводил в одной из статей с высказыванием Сталина на одном из съездов о "самозадвиженцах". Сначала их выдвигали... потом задвигали так хорошо, что они сами отказывались выдвигаться! Сталин даже фамилию одного из таких задвиженцев назвал...
  5. +7
    15 марта 2025 10:27
    на самолет-амфибию Костович поставил еще и гребные колеса, которые вращались от двигателя и должны были помогать аппарату разбегаться на воде!

    При его постройке никаких гребных колес Костович не делал, а снабдил лодку по ватерлинии водонепроницаемыми крылышками поперечной устойчивости - "жабрами", как их теперь называют, сделанными впервые в мире.
    1. +2
      15 марта 2025 11:21
      В любом случае мужик был молодец и хорошо потрудился на благо России!
      1. +5
        15 марта 2025 14:07
        Мужик то молодец был,только почему то,для проекта танка Менделеева,не было двигателя,на танк Лебеденко,поставили,два двигателя Майбах,от сбитого немецкого дирижабля,на Илью Муромца,ставили собранные по лицензии,устаревшие иностранные двигатели.Многие изобретения Костовича,были засекречены военным ведомством и легли в архивах мертвым грузом и в разработку не пошли.Как тот же карбюраторный двигатель,развития своего и массового применения не получил.За годы Первой мировой войны для ВВС Российской империи было куплено у иностранных производителей около 4 тысяч авиационных двигателей, а порядка 1 тысячи произвели в стране по иностранным лицензиям и образцам.При этом количество моторов, собранных без привезённых из других стран деталей,составляло менее 3 сотен.Некоторые другие показатели производства авиадвигателей в России в период ПМВ:За ноябрь 1915 - ноябрь 1916 года из Франции и Англии доставили 1184 двигателя, с русских заводов - около 500.В 1916 году, в момент наивысшего развития русской промышленности, изготовили 666 моторов для 1769 самолётов,т.е. 1 мотор,на 2 с половиной самолета,а например самолет Илья Муромец,являлся четырехмоторным.Например, к концу первой мировой та же Германия производила в месяц около 1200 самолётов и 1350 моторов.83 бомбардировщика "Илья Муромец" были построены для российских ВВС в период с 1913 по 1918 год.Потому Советская Россия-СССР,покупала,лицензии на производство моторов,на основе которых создавались свои.
      2. +4
        15 марта 2025 22:53
        О.С.Костович за испытанием двигателя. Уникальная фотография, найденная в менделеевском архиве в 1949 году.
      3. +4
        15 марта 2025 23:08
        Большая часть изобретений Костовича так и не нашла воплощения. Одним из немногих законченных проектов стал дорожный императорский сундук из собрания коллекции Эрмитажа. Он сопровождал ставшего императором Александра III в двух дворцах – Александровском в Царском Селе и Аничковом в Санкт-Петербурге. Конструкция военно-походного чемодана, как его называл изобретатель Огнеслав Костович, сама по себе уникальна. Это трансформер, который способен заменить кровать, платяной шкаф, буфет, бюро, туалетный столик, кухню и аптечку. Словом, под крышкой сундука есть все, что нужно для походной жизни: складные стол и стулья, письменный прибор, аптечка, походная плита, посуда, столовые приборы и кухонная утварь, белье, туалетные и косметические принадлежности. Не забыты удобные съемные полочки, разнообразные клеенки, подставки и даже справочник по гомеопатии в придачу к аптечке. В любом месте, в чистом поле или заброшенном здании, можно обустроить быт и даже уют. О том, что автором идеи и самой конструкции сундука был капитан Огнеслав Костович, свидетельствует надпись на откидной доске: INVENTION du Capitane Kosztovits («Изобретение капитана Костовича»).
        Фото Военно-походный чемоданАлександра III. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
        1. +2
          16 марта 2025 07:03
          Цитата: Ричард
          Военно-походный чемодан Александра III

          Вот это Вы раскопали! Спасибо огромное!
  6. 0
    15 марта 2025 12:08
    Но с 1899 года на российский рынок начали поступать дизельные двигатели петербургского завода «Людвиг Нобель».

    Построенные на машиностроительном заводе "Русский дизель".

    В конце XIX века Эммануил Нобель приобрёл у Рудольфа Дизеля лицензию на производство дизельных двигателей. Не удовлетворившись производством готового образца, на заводе до революции инженером Густавом Васильевичем Тринклером были созданы десятки новых видов дизельных двигателей с оригинальной конструкцией. Здесь в 1899 году появился первый в мире дизельный двигатель, работавший на сырой нефти; за границей он стал известен как «русский дизель». В 1908 году на заводе был создан первый в мире дизельный двигатель с непосредственным реверсом коленчатого вала. В 1911 году завод построил V-образный 8-цилиндровый двигатель для подводных лодок с рекордно малой удельной массой двигателя. Завод поставил двигатели первому в мире дизельному судну «Вандал» и первой в России дизельной подводной лодке «Минога». Такие же как на «Миноге» двигатели были установлены на канонерках «Карс» и «Ардаган». В 1900—1912 годах завод изготовил 540 дизельных двигателей, в том числе 87 судовых. (с)
    1. +1
      15 марта 2025 12:19
      Цитата: Петровичч
      В 1900—1912 годах завод изготовил 540 дизельных двигателей

      Какое отличное дополнение!
    2. +3
      15 марта 2025 13:17
      Цитата: Петровичч
      Здесь в 1899 году появился первый в мире дизельный двигатель, работавший на сырой нефти; за границей он стал известен как «русский дизель».

      Википедия, рассказывая о заводе Нобеля, который сейчас носит название "Русский дизель" дипломатично выражаясь "передёргивает"...
      На сырой нефти работал полудизель или " болиндер".
      В 1904 году Мамины подали заявку на изобретение, а в 1908 году получили привилегию и патент №14061 на двигатель, который назвали "Русский Дизель"
      У братьев Маминых был собственный завод по производству двигателей с калильной головкой - полудизелей.
      1. -1
        15 марта 2025 14:49
        Википедия, рассказывая о заводе Нобеля, который сейчас носит название "Русский дизель" дипломатично выражаясь "передёргивает"...
        Наверное не передергивает, во многих источниках написано что именно на сырой нефти, такая задача была поставлена конструкторам завода с самого начала
    3. 0
      15 марта 2025 14:03
      Построенные на машиностроительном заводе "Русский дизель".
      Построены они все же были на заводе Акционерного Общества «Людвиг Нобель», Русским Дизелем он стал после Октябрьского переворота
  7. +2
    15 марта 2025 13:49
    Тогда Костович занялся коммерческим производством своих моторов, которые начали продаваться и работать на российских заводах. Но с 1899 года на российский рынок начали поступать дизельные двигатели петербургского завода «Людвиг Нобель». Они были более экономичные, нежели бензиновые, и производство своих моторов Костовичу пришлось прекратить.
    Тут какая-то нелепица.
    На на заводе "Людвиг Нобель" с 1899 г. действительно начали строиться двигатели с воспламенением от сжатия. Но это были огромные судовые машины и составить конкуренцию легкому бензиновому двигателю не могли никак.
    Тут скорее всего дело в ином.

    Сведений о серийном производстве ДВС Костовича в профильной литературе не встречается, скорее всего он был воплощен в единственном опытном образце, и официальных испытаний для снятия ВСХ не проводилось.
    Т.е. ведения о мощности ДВС видимо взяты из заявлений самого изобретателя.
    Работоспособность мотора тоже под сомнением, но заложенные в него технические решения несомненно уникальны в их совокупности (хоть и не новы по отдельности).
    Можно предположить, что двигатель оказался очень сложен и добиться его бесперебойной работы в течение длительного времени изобретателю так и не удалось.
    Питание двигателя осуществлялось с помощью карбюратора испарительного типа по четырем патрубкам и дроссельных кранов.
    Встречаются сведения о питании с помощью четырех карбюраторов
    1. +3
      15 марта 2025 15:01
      Цитата: Lewww
      Работоспособность мотора тоже под сомнением

      Скорее всего ДВС Костовича работал.
      1880-ом году Костович изготовил уменьшенную модель двигателя с двумя цилиндрами. Успешные испытания дали уверенность в возможности создания более мощного мотора для дирижабля и для подводной лодки, проект которой он вторично представил Морскому ведомству в том же году, а в начале следующего установил двухцилиндровый движок на катер собственной конструкции. Проба новинки позволила сконструировать комбинацию из четырех таких моторов.
      К 1883 году двигатель был построен, испытания и доводка продолжались до 1885 года. В результате и был создан 80-сильный бензиновый двигатель внутреннего сгорания.
      1. +1
        15 марта 2025 15:06
        Скорее всего ДВС Костовича работал.
        Это из области предположений и из журнальных публикаций.
        Реально имеется только неукомплектованный опытный образец с неизвестными характеристиками.
        У Дизеля в процессе ОКР тоже один из образцов работал на бензине, правда недолго laughing
        1. +3
          15 марта 2025 15:37
          Наверно проблемы у Р. Дизеля были не на пустом месте. laughing
          Первыми ДВС на тяжелых топливах работающих на сжатии были двигатели разраотвнные Генрихом Акройдом Стюартом. Производились с 1991 как масляные двигатели Хорнсби-Акройда. в Британии. У шведов был Болиндер
          Эти агрегаты могли работать на любом жидком топливе. Высокие давления для воспламенения топливо-воздушной смеси не требовались. Для запуска требовалось предварительно нагреть камеру сгорания.
          Дизель пошел дальше - поднял давление в камере сгорания до технического по тем временам предела.... В общем в 1899 году создать полноценный дизель на сырой нефти у инженеров Нобеля не получилось бы, полудизель с высокими характеристиками - без особого труда, такие двигатели неприхотливы и долговечны.... Но маломощны smile
          1. +1
            15 марта 2025 15:53
            В общем в 1899 году создать полноценный дизель на сырой нефти у инженеров Нобеля не получилось бы,
            О том, что получилось, написано в книге Двигатели внутреннего сгорания в СССР 1927 г.
            Основная трудность р-ты на сырой нефти является распыливание, и видимо конструкторы з-да эту проблему решили.

            Впрочем спорить не стану - возможно вам виднее hi
            Про нефтянки в курсе - есть на полке книги с их подробным описанием
  8. 0
    15 марта 2025 14:55
    Цитата: Lewww
    На на заводе "Людвиг Нобель" с 1899 г. действительно начали строиться двигатели с воспламенением от сжатия. Но это были огромные судовые машины
    Точнее судовые машины выпускались позже, первоначально делали стационарные двигатели на 25-30 л.с. для различного заводского оборудования, т.е. явно не конкуренты ДВС Костовича
  9. +3
    15 марта 2025 16:02
    ... Да был, и еще какой! Но наряду с ним были и ученые с мировым именем, и замечательные инженеры, и изобретатели, и собственные моторы, кстати говоря. Беды были с «узким местом» внедрения. Вот тут, да, мы были далеко не на высоте. Но и в СССР с внедрением дело обстояло точно также.

    Вячеслав Олегович! Ну как такое "да был," в начало публикации Вы пропустили?!
    Вы всегда пишете интересно. С Вами можно соглашаться или спорить. Иногда Вы вообще становитесь врагом. Лично моим врагом! Но как такое в начале текста?!
  10. +1
    15 марта 2025 18:23
    Если мы говорим об истории вообще и истории техники в частности, то хочется быть разобраться в мелочах. В технике что-то делается не по прихоти изобретателя, а по необходимости или в надежде на улучшение характеристик устройства, которая не всегда оправдывается.
    Поэтому вопросы по тексту:
    Каркас дирижабля должен был обтягиваться водонепроницаемой тканью. - не это главное для этого материала. Водород или гелий обладают существенно более высокой способностью утечки нежели азот и кислород воздуха.
    Ткани, используемые для оболочки аэростатов, должны обладать определенными свойствами, чтобы обеспечить безопасность, прочность и эффективность.
    1. Легкость
    Ткань должна быть легкой, чтобы минимизировать общий вес аэростата и увеличить подъемную силу.
    2. Прочность
    Высокая прочность на разрыв необходима для выдерживания давления газа внутри оболочки и внешних нагрузок, таких как ветер.
    3. Устойчивость к атмосферным воздействиям
    Ткань должна быть устойчива к ультрафиолетовому излучению, влаге и перепадам температур, чтобы предотвратить повреждения и продлить срок службы.
    4. Непроницаемость для газа
    Важно, чтобы ткань была достаточно плотной, чтобы минимизировать утечку газа (например, водорода или гелия) из оболочки.
    5. Гибкость
    Ткань должна быть гибкой, чтобы легко принимать форму и адаптироваться к изменениям давления внутри аэростата.
    6. Сопротивление к механическим повреждениям
    Оболочка должна быть устойчива к проколам и порезам, особенно при использовании в условиях, где могут возникнуть механические повреждения.
    7. Сопротивление к коррозии
    Если используется водород, ткань должна быть устойчива к коррозии, так как водород может вызвать окисление некоторых материалов.
    8. Термостойкость
    Ткань должна выдерживать различные температуры, чтобы обеспечить безопасность и эффективность в различных климатических условиях.

    Не понял фразу “Питание двигателя осуществлялось с помощью карбюратора испарительного типа по четырем патрубкам и дроссельных кранов.” Карбюратор - один, нормально. А как запитывали восемь цилиндров от 4-х патрубков. Зачем дроссельные краны? В карбюраторе дроссельной заслонки не хватало? Если это супер задумка инженера, то в чем её соль?

    Для смазки трущихся поверхностей были предусмотрены масленки-дозаторы. - понятно, не было шариковых подшипников. Стандартное решение тех времен подшипник скольжения с системой смазки.

    Зажигание происходило электрическим током низкого напряжения. - тут снова вопрос. А как формировалось зажигание рабочей смеси?. Катушки зажигания не было? Какой смысл в этой фразе в тексте?
    По современной терминологии:
    Системы зажигания в автомобилях и других транспортных средствах можно разделить на низковольтные и высоковольтные, каждая из которых выполняет свою уникальную функцию в процессе запуска двигателя.
    Низковольтная система зажигания
    Определение: Низковольтная система работает на напряжении, обычно не превышающем 12 вольт. Она отвечает за управление высоковольтной частью системы зажигания.
    Компоненты:
    Аккумулятор: Основной источник питания, который обеспечивает питание всей электроники автомобиля.
    Реле зажигания: Устройство, которое управляет подачей напряжения к катушке зажигания.
    Функция: Низковольтная система отвечает за активирование высоковольтной части, обеспечивая правильное время зажигания и управление работой двигателя.
    Высоковольтная система зажигания
    Определение: Высоковольтная система работает на значительно более высоком напряжении (обычно от 12 до 45 кВ), необходимом для создания искры в свечах зажигания.
    Компоненты:
    Катушка зажигания: Преобразует низковольтное напряжение от аккумулятора в высоковольтное. Это основной компонент высоковольтной системы.
    Свечи зажигания: Создают искру, которая воспламеняет топливно-воздушную смесь в цилиндрах двигателя.
    Функция: Высоковольтная система создает искру, необходимую для зажигания топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя, что приводит к его работе.

    Отличия
    Напряжение: Низковольтная система работает на 12 вольт, тогда как высоковольтная — на десятках тысяч вольт.
    Функциональность: Низковольтная система управляет работой двигателя, а высоковольтная отвечает за создание искры для зажигания.
    Компоненты: Низковольтная система включает аккумулятор и ЭБУ, а высоковольтная — катушку зажигания и свечи.
    1. 0
      15 марта 2025 18:50
      Не понял фразу “Питание двигателя осуществлялось с помощью карбюратора испарительного типа по четырем патрубкам и дроссельных кранов.” Карбюратор - один, нормально. А как запитывали восемь цилиндров от 4-х патрубков.
      Встречаются сведения о 4-х карбюраторах видимо по одному на каждые 2 цилиндра что вполне логично ибо одна клапанная крышка на 2 цил.
      Конструкция для того времени явно нежизнеспособная
      Зажигание происходило электрическим током низкого напряжения. - тут снова вопрос. А как формировалось зажигание рабочей смеси?. Катушки зажигания не было?
      искра "на разрыв" ток от аккумулятора

      Может автор подробнее разъяснит
      1. 0
        15 марта 2025 19:56
        Тут вопрос в подаче материала. Мне было бы понятнее, если бы описание технических особенностей (а статья собственно об этом) говорилось бы: обычно делали так, а этот умнейший инженер сделал эдак, чтоб убрать тот недостаток и получить вот такой выигрыш. Чтоб была видна динамика и генезис идей. Иначе набор данных мало связанных с историческим контекстом не позволяет оценить собственно уникальность устройства.
        1. 0
          15 марта 2025 20:04
          Ну вы прям хотите получить подробный технический анализ.
          Дело это сложное и требует не только обширных исторических, но и технических знаний.
          Автор как я понял таковыми не обладает.

          Подробности тех. устройства ДВС Костовича можете найти в ж-ле Автомобильная промышленность 1949 г. №12.
          Но как я выше отмечал, видимо этот образец не испытывался на стенде, и его точная хар-ка неизвестна
          1. +1
            15 марта 2025 20:29
            Да, интересен системный анализ, как информационный блок. Изучение материала тогда будет более продуктивным - вяжутся логические цепочки с другими блоками информации.
            1. 0
              16 марта 2025 12:24
              Да, интересен системный анализ
              Анализ конечно интересен, однако сделать его затруднительно, т.к. мало данных по ДВС Костовича.
              В журналах писали, что он был окончен в 1878-79 г.
              В советской тех. литературе его называли первым в мире двигателем, работающим на бензине,что было не совсем точно.

              Некий Hock сконструировал бензиновый ДВС в 1973 г. но серийно он не выпускался. Более известный конструктор Brayton в 1872-73 гг. сконструировал несколько моделей бензиновых двигателей, одна из которых была испытана на стенде. Т.е. это был как минимум работающий опытный образец.
              Но это были двигатели без сжатия, следовательно, если мотор Костовича действительно был доведен до стадии работающего, то это был первый в мире 4-х тактный бензиновый двигатель быстрого сгорания.

              Искровое зажигание было использовано еще до Костовича, и насколько помню оппозитная схема тоже. Но ранее него никто не строил 8-цил. оппозитников - тут он был явно первым.

              Даймлер с Майбахом сделали первый вполне работоспособный бензиновый двигатель в 1885 г. (до этого был опытный в 1883) и в том же году установили его на какую-то телегу, сделав примитивный привод колесной оси.
              Сравнивать этот мотор с ДВС Костовича не совсем корректно, т.к. по назначению это были разные двигатели: Даймлер главными приоритетами выбрал компактность и надежность, а мощность было делом третьим.
              Костович же наоборот приоритетом выбрал высокую мощность, а остальные качества были второстепенны.

              Как то так вкратце
              1. 0
                16 марта 2025 14:42
                Во-первых, спасибо, что потратили время на ответ.
                Во-вторых, из ответа можно получить ключевые точки от которых можно начать поиски информации по созданию первых двигателей внутреннего сгорания.
          2. 0
            16 марта 2025 07:06
            Цитата: Lewww
            Автор как я понял таковыми не обладает.

            Автор обладает очень куцыми знаниями по
            предмету описанному в материале..
    2. 0
      17 марта 2025 14:29
      Цитата: balabol
      А как формировалось зажигание рабочей смеси?. Катушки зажигания не было? Какой смысл в этой фразе в тексте?

      Возможно, зажигание производилось не искрой, а нитью накаливания.
  11. +2
    15 марта 2025 18:53
    Но наряду с ним были и ученые с мировым именем, и замечательные инженеры, и изобретатели, и собственные моторы, кстати говоря. Беды были с «узким местом» внедрения.
    Странно, что никто не обращает внимание на базовый аспект - экономическую обусловленность того или иного явления. Не было в России внутреннего платежеспособного спроса на высокотехнологичную продукцию, обеспечивающего выгодность массового производства в России. Под Высокотехнологичной продукцией имеем в виду передовые для это технологического уклада изделия - Электродвигатели и генераторы, бензиновые моторы, оборудование для цепочки технологичных производств (конвейерное производство) итд.
    Госзакупки (бюджетные вливания) - это не про экономическую целесообразность. Здесь множество аспектов - политика, время на реализацию, надежность поставки, коррупция, наконец. Заинтересованность в развитии собственного производства - около нулевая.
    Крупная промышленность - во много иностранная принадлежность, тоже не вполне ориентирована потребление товаров российского производства .
    Крестьянство? Тракторы? На какие деньги?
    1. +2
      15 марта 2025 20:21
      "Спроса на высокотехнологичную продукцию"
      В СССР с этим тоже были некоторые трудности. Об этом, читала в журнале:"Родина" и Вячеслав Олегович, сейчас подтвердил
  12. +1
    15 марта 2025 20:15
    Всем доброго вечера
    Вячеслав Олегович, Вы , не сказали:была ли семья у Костовича . Что известно о его детях?
    Я, года два назад,, узнала и удивилась Сыновья:Менделеева, адмирала Макарова и сын лейтенанта Шмидта, служили у Колчака, а потом эмигрировали .
    Я, не читала, а Вера, где-то "нарыла", что лейтенант Шмидт, 6 месяцев лежал в дурке и сам он далеко не "белый и пушистый", она была в шоке. С детства, она его считала за образцового человека. И такой пасаж
    В юности, довелось читать кое-что из серии :ЖЗЛ
    Возможно, у Вас есть малоизвестные материалы о таких как Костович, Шмидт, лейтенант Брусилов, он стал прототипом для книги:"Два капитана*
    Эти материалы, как раз отвечают духу и тематике сайта
    1. +2
      15 марта 2025 22:38
      Вячеслав Олегович, Вы , не сказали:была ли семья у Костовича . Что известно о его детях?

      О семье Костовичей, Катя, немного можно узнать из архива писем семьи Д.И. Менделеева. Семьи Костовичей и Менделеевых дружили. Вместе отмечали праздники, регулярно переписывались О его семье известно немного - жена, три дочери. Супругу Огнеслава звали Милена Матиевна. В 1912 году умерла. Есть в Менделеевском архиве и упоминания о судьбе одной из дочерей Огнеслава - Милевы Огнеславовны - она вышла замуж за сербского офицера и во время Первой мировой войны работала в одном госпитале в Валево вместе с знаменитой сербской медсестрой кавлером высшего международного медицинского ордена Красного Креста Надеждой Петрович
      на фото Надежда Петрович на сербской банкноте в 200 динаров.
      1. 0
        16 марта 2025 08:48
        Впервые слышу о такой . Вообще-то, у нас существует медаль имини Флоренс Найтингейл
        Об ордине Красного креста, где-то мимоходом слышала
    2. 0
      16 марта 2025 07:08
      Цитата: lisikat2
      В юности, довелось читать кое-что из серии :ЖЗЛ
      Возможно, у Вас есть малоизвестные материалы о таких как Костович, Шмидт, лейтенант Брусилов, он стал прототипом для книги:"Два капитана*
      Эти материалы, как раз отвечают духу и тематике сайта

      Экая Вы дотошная умница. На расстоянии вытянутой руки материалов нет. Но поискать можно...
  13. 0
    16 марта 2025 11:57
    Но и в СССР с внедрением дело обстояло точно также.

    Не точно также. Во время ПМВ в России было построено несколько сотен самолётов, да и те с импортными моторами. На два порядка меньше чем другие державы. В время ВМВ СССР построил под сотню тысяч самолётов. В сопоставимом количества другими державами.
  14. -1
    17 марта 2025 11:29
    Встречается еще вариант изложения событий при котором дирижабль вовсе не сгорел, а просто не был построен в связи с недостатком финансирования, см. источник стр. 48
    https://ihst.ru/files/sobolev/siov.pdf