Е-2С Hawkeye, IAI Phalcon 707 и российско-израильские проекты в области самолётов ДРЛО

19 912 17
Е-2С Hawkeye, IAI Phalcon 707 и российско-израильские проекты в области самолётов ДРЛО

Первыми самолётами дальнего радиолокационного дозора в израильских ВВС стали двухдвигательные турбовинтовые Е-2С Hawkeye производства американской компании Grumman. В начале 1990-х ведущие израильские компании оборонного сектора, специализирующиеся в области авиастроения и электроники, создавали тяжёлые самолёты ДРЛО для собственных воздушных сил, а также участвовали в совместных российско-израильских проектах с Китаем и Индией.

Самолёты Е-2С Hawkeye


Прежде чем рассказывать о службе «Hawkeye» в Израиле, стоит кратко остановиться на том, что это за машина и какими возможностями она обладала. В середине 1970-х самолёты ДРЛО Е-2С начали вытеснять в авиации ВМС США палубные летающие радары предыдущего поколения — Е-2В.




Самолёт ДРЛО Е-2В

Внешне Е-2С был похож на предыдущую модификацию. Обновленный палубный «летающий радар» внешне отличался более обтекаемой носовой частью кабины, и он стал немного длинней (на 30 см). Внутренние же отличия были куда существенней. Благодаря применению новой РЛС AN/APS-120 расширились возможности по обнаружению маловысотных целей на фоне земли. Изменился состав навигационного оборудования, повысилась надёжность и улучшилась точность определения координат на маршруте патрулирования. В состав БРЭО вошла станция радиотехнической разведки, что позволило обнаруживать самолёты противника в пассивном режиме, фиксируя работу радиотехнических систем (БРЛС, радиовысотомера, аппаратуры связи и навигации) без включения собственного радиолокатора.


Рабочие места операторов РЛС на самолёте Е-2С

На борту самолёта появилась работоспособная аппаратура системы передачи радиолокационной информации на командный пункт авианосца. При этом передача велась по закрытому каналу с помощью узконаправленной антенны, в случае постановки организованных помех предусматривался переход на резервные частоты. Кроме новой БРЭО, самолёт получил более мощные двигатели Allison Т56-А-425 по 4910 л.с. каждый, что позволило, в свою очередь, увеличить взлётный вес.

Максимальная взлётная масса самолёта составляла 23556 кг. Размах крыла – 24,56 м, длина – 17,54 м. Максимальная скорость – 598 км/ч. Скорость на патрулировании – 450-480 км/ч. Потолок – 9300 м. Практическая дальность – 2580 км. Время патрулирования – до 4 часов. Экипаж – 5 человек, из них 3 оператора РТК.

В 1976 году начался выпуск «Hawkeye» с РЛС AN/APS-125 (именно такие были поставлены в Израиль). Самолёт ДРЛО Е-2С, оснащённый РЛС AN/APS-125, патрулирующий на высоте 9000 метров, мог обнаруживать более 750 воздушных целей на удалении до 450 км и осуществлять наведение 30 истребителей. Для увеличения скорости обработки данных аналоговую ЭВМ заменили цифровой.

Для начала 1980-х «Hawkeye» являлся очень продвинутым самолётом радиолокационного дозора, оснащённым весьма совершенным оборудованием. Хотя он изначально разрабатывался для базирования на авианосцах, такие государства, как Израиль, Египет, Япония, Сингапур и Тайвань, эксплуатировали их с сухопутных аэродромов.

Израиль всегда был в числе привилегированных импортёров американского оружия, что в полной мере проявилось при поставках четырёх самолётов Е-2С Hawkeye. Соглашение о передаче самолётов ДРЛО было подписано в 1978 году. Они достигли боеготовности в составе израильских ВВС в 1981 году.


Машины с бортовыми номерами: «941», «942», «944», «946» – вошли в состав 192-й эскадрильи, которая была приписана к авиабазе Хацерим, расположенной возле города Беэр-Шевы.

Самолёты ДРЛО Е-2С, получившие местное имя «Daya» («Воздушный змей»), оказали очень заметное влияние на ход воздушных схваток с сирийскими истребителями во время вторжения Израиля в Ливан в 1982 году. Они также были в центре событий операции «Арцав-19», в ходе которой израильские ВВС разгромили в долине Бекаа сирийскую группировку сил ПВО «Феда», координируя действия по завоеванию превосходства в воздухе и нанесению ударов по наземным целям. Высокая информационная осведомлённость израильских пилотов позволила выполнить большую часть задач и свести потери к минимуму.


Израильтяне тщательно планировали боевые действия и использовали многоярусное построение разнородных воздушных сил. Над ливанской территорией действовали истребители и ударные самолеты, управление которыми осуществлялось с борта Е-2С. В самые острые моменты в воздухе находилось два «Воздушных змея», которые выписывали восьмёрки на высоте 8000 м в 100 км от береговой черты. Дальше и выше их барражировали С-130 и Boeing 707 с аппаратурой постановки помех. Хотя самолёты ДРЛО патрулировали на значительном удалении от районов, где происходили воздушные схватки, и вероятность прорыва сирийских истребителей к Е-2С считалась близкой к нулю, каждый «Воздушный змей» прикрывало звено новейших тогда F-15.

После разгрома в Ливане наземной группировки ПВО «Феда» и неудачных для сирийской истребительной авиации итогов воздушных боёв, противовоздушная оборона Сирии была оперативно усилена. Одновременно с поставкой современных на тот момент истребителей МиГ-23МЛ и зенитных ракетных комплексов различных типов, в 40 км к востоку от Дамаска и на северо-востоке страны были развёрнуты четыре ЗРК С-200. С этими дальнобойными комплексами, которые на первом этапе обслуживали советские расчёты, связана легенда, согласно которой на дистанции 190 км был поражен израильский самолёт ДРЛО.

Эта ничем не подтверждённая информация уже больше 30 лет кочует по различным российским печатным изданиям и сайтам. Возможно, что Е-2С, появившийся в пределах досягаемости С-200, был действительно обстрелян. Но, зафиксировав пуск зенитной ракеты при помощи радиолокационного комплекса, пилоты израильского самолёта имели достаточно времени, чтобы резко снизиться и выйти из зоны поражения, после чего сопровождение его радиолокатором подсвета и наведения прекратилось. В любом случае бортовые и серийные номера «Воздушных змеев» известны, и судьба всех израильских Е-2С достоверно прослеживается до наших дней.

В конце 1980-х началась программа по повышению боевых характеристик израильских «Хокаев». В рамках этой программы самолёты модернизировали, оснастив системой дозаправки в воздухе от КС-130 (раньше, чем в ВМС США), новой аппаратурой связи и радиоэлектронной борьбы.

Активная эксплуатация Е-2С в ВВС Израиля продолжалась до 1994 года, после чего их вывели в резерв, периодически поднимая в воздух.

В начале 21 века американцы одобрили продажу израильских Е-2С в Мексику. После этого три самолёта с бортовыми номерами «941», «942» и «946» были отремонтированы на предприятии компании Israel Aircraft Industries, после чего в 2004 году вошли в состав мексиканской морской авиации.


Мексиканский самолёт ДРЛО E-2C

Борт с номером «944» стал выставочным экспонатом в Музее ВВС Израиля на авиабазе Хацерим.


Самолёт ДРЛО E-2C в Музее ВВС Израиля в Хацериме

В Мексике бывшие израильские E-2C планировали использовать для выявления наркотрафика в Мексиканском заливе. Самолёты ДРЛО вместе с патрульными турбовинтовыми CASA C-212PM летали с взлётно-посадочной полосы авиабазы морской авиации Лас-Бахадас.


Спутниковый снимок Google Earth: разобранные самолёты E-2C на авиабазе Лас-Бахадас

Однако служба «Хокаев» в Мексике была непродолжительной. Из-за многочисленных отказов оборудования, вызванных ненадлежащим уходом и высокой степенью износа, в 2010 году самолёты поставили на прикол, а в 2013 году разделали на металлолом.

Самолёт ДРЛО IAI Phalcon 707


В конце 1980-х технологический и научный потенциал Израиля достиг такого уровня, что появилась возможность самостоятельного создания самолётов радиолокационного дозора, и в 1993 году на Парижском авиасалоне был публично представлен самолёт с радиотехнической системой Phalcon на платформе переоборудованного Boeing 707-320В.


Этот израильский самолёт ДРЛО по своим лётным данным близок к американскому Е-3 Sentry, также построенному на базе Boeing 707. При максимальной взлётной массе 160 800 кг, с 90 800 литрами топлива на борту он может вести патрулирование в течение 10 ч. Тактический радиус действия — 1200 км. Максимальная скорость 853 км/ч, скорость патрулирования – 720 км/ч. Высота патрулирования — 8000 м.

Основой РТК, созданного Israel Aerospace Industries и её дочерней компанией Elta Electronics Industries, стала импульсно-доплеровская РЛС EL/M-2075 с электронным сканированием луча. На втором самолёте с улучшенным БРЭО элементы РЛС АФАР, состоящей из 768 элементов, сгруппированных в конфорных блоках, размещались в плоских панелях по бортам в передней части фюзеляжа и в носовом обтекателе.


Радиолокатор EL/M-2075, работающий в частотном диапазоне 1215–1400 МГц, способен обнаруживать крупные высотные воздушные цели на дальности до 500 км. Цель с ЭПР, соответствующей истребителю МиГ-21, летящая на высоте 5000 метров, может быть обнаружена на дистанции 350 км. Крылатые ракеты на фоне земли фиксируются на дальности 220 км с точностью определения координат 300 метров. При этом может осуществляться одновременное сопровождение 100 целей. В рекламных проспектах, представленных на авиасалоне в 1993 году, говорилось, что радар способен осуществлять круговое сканирование по азимуту. Однако на практике просмотр воздушной и надводной обстановки обычно ведется в выделенных оператором секторах. Благодаря сочетанию электронного сканирования луча и высокопроизводительных ЭВМ удалось добиться обновления радиолокационной информации каждые 4 секунды.

Помимо РЛС АФАР, окончательный вариант самолёта IAI Phalcon 707 получил станции радиотехнической разведки и радиоперехвата EL/L-8312 и EL/K-7031 и комплект современных средств связи, которая даёт возможность фиксировать излучение радаров наземного, морского и воздушного базирования, работающих в диапазоне частот 70 – 18000 МГц, и определять с высокой точностью их координаты на дальности до 450 км. Станция EL/K-7031 обеспечивает пеленгацию и перехват передаваемых сообщений радиопередатчиков, работающих в диапазоне 3-3 000 МГц. На самолёте имеется 11 автоматизированных рабочих мест, кухня и места отдыха экипажа. Максимальная численность экипажа 17 человек, из них 4 – лётный состав.

В 1995 году между Израилем и Чили был заключён контракт стоимостью $450 млн на поставку одного самолёта IAI Phalcon 707. В отличие от первого прототипа, проходившего испытания в Израиле, чилийский самолёт оснащен более широким спектром бортового радиоэлектронного оборудования и системой дозаправки топливом в воздухе.


Самолёт ДРЛО IAI Phalcon 707 ВВС Чили

В ВВС Чили IAI Phalcon 707 получил обозначение EB-707 Condor. Его постоянным местом базирования стал аэродром двойного назначения Нуэво Пудаэль в окрестностях Сантьяго. Здесь на постоянной основе также размещаются заправщики КС-135, транспортно-пассажирские Boeing 767, Boeing 737, военно-транспортные С-130Н и с недавних пор самолёты ДРЛО E-3D Sentry.


Спутниковый снимок Google Earth: чилийские самолёты ДРЛО E-3D и EB-707, а также заправщик КС-135 на авиабазе Нуэво Пудаэль

Чилийский «Кондор» регулярно поднимался в воздух до 2003 года, после чего его активная эксплуатация прекратилась, и самолёт находился «на техническом обслуживании». В 2013 его удалось ввести в строй, но летал он нечасто. В 2021 году Чили приобрели в Великобритании три подержанных самолёта ДРЛО E-3D Sentry (Sentry AEW.1), после чего стало известно о намерении чилийских ВВС списать EB-707 Condor.

Экспортные проекты российско-израильских самолётов ДРЛО


В 1990-е годы, после начала масштабных поставок российских истребителей и систем ПВО, Китаю был предложен самолёт ДРЛО А-50Э с упрощённым радиотехническим комплексом и без аппаратуры закрытой связи. Однако, изучив характеристики РТК самолёта А-50Э, китайские специалисты его отвергли. После переговоров стороны решили создать на базе самолёта Ил-76 «летающий радиолокационный пикет», оснащённый современным западным радиотехническим и связным оборудованием.

В 1997 году был создан китайско-российско-израильский консорциум, целью которого стало строительство четырёх самолётов авиационного комплекса дальнего обнаружения и управления для ВВС НОАК. Подрядчиками выступали израильская фирма Elta и российский ТАНТК им. Г. М. Бериева. Российская сторона обязалась подготовить для переоборудования серийный А-50 из наличия МО РФ, а израильтяне должны были установить на него РЛС EL/M-2050 Phalcon. В отечественных источниках Ил-76 с израильской аппаратурой именуется как А-50И.

В отличие от РТК советского самолёта А-50, израильская импульсно-доплеровская РЛС EL/M-205 Phalcon, разработанная для китайского А-50И, имела не вращающуюся грибовидную антенну с тремя АФАР, образующими треугольник. Одна АФАР состоит из примерно 800 активных приёмо-передающих модулей, которые осуществляют электронное сканирование луча в двух плоскостях. Три АФАР с полем зрения 120° каждая обеспечивают круговой обзор без механического вращения обтекателя. По мнению израильских экспертов, такая схема значительно упрощает конструкцию антенного обтекателя и снижает вес.

Согласно рекламным материалам, представленным фирмой Elta, относительно низкая несущая частота РЛС дециметрового диапазона (1,2–1,4 ГГц), в сочетании с высокопроизводительными вычислительными средствами и специальными устройствами подавления шумов, обеспечивали возможность обнаружения «трудных» маловысотных воздушных целей, таких как крылатые ракеты и самолеты, разработанные с использованием технологии малой радиолокационной заметности.

Кроме того, китайский самолёт ДРЛО должен был нести современную аппаратуру радиотехнической разведки, что позволяло прослушивать радиопереговоры противника и вести наблюдение за наземными и корабельными радиолокаторами в районе боевых действий. Стоимость одного самолёта с израильской радиолокационной аппаратурой составляла $250 млн.

Практическая реализация проекта А-50И началась в 1999 году, когда А-50 с бортовым номером «44», взятый из состава ВВС России, после демонтажа штатного РТК вылетел в Израиль для установки РЛС, радиотехнической и связной аппаратуры.


Передача готового самолёта заказчику планировалась во второй половине 2000 года. Но летом 2000 года, уже при высокой технической готовности комплекса, израильская сторона объявила о выходе из программы. Это произошло из-за сильнейшего давления со стороны США.

Решение о разрыве контракта не только обернулось финансовыми убытками, но негативно сказалось на репутации Израиля как надёжного поставщика вооружений. В то же время американцам удалось лишь несколько замедлить реализацию программы китайского самолёта ДРЛО, но не сорвать её полностью.

Подготовленный для установки израильского оборудования самолёт был возвращён в КНР, после чего китайское руководство приняло решение оснащать закупленные в России транспортные Ил-76ТД радиотехническим комплексом национальной разработки.


Существует неофициальное мнение, что тайная сделка между Израилем и Китаем всё же состоялась, и китайские специалисты получили документацию на РЛС EL/M-205 Phalcon. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что аппаратура самолёта ДРЛО, получившего обозначение KJ-2000 («Кун Цзин» – «Небесное око»), во многом повторяла израильский комплекс. Как и планировалось с самого начала, на самолёт установили РЛС с АФАР в неподвижном дискообразном обтекателе.

Cамолёты KJ-2000 интенсивно эксплуатировались ВВС НОАК более 20 лет, участвовали в многочисленных учениях и вели патрулирование над морем и в приграничных районах. С целью повышения характеристик РТК три самолёта этого типа были модернизированы. В настоящее время эксплуатационная карьера KJ-2000 завершается, и они выводятся из эксплуатации.


Спутниковый снимок Google Earth: самолёт ДРЛО KJ-2000 в центре мемориального комплекса на заводском аэродроме Сианьской авиастроительной корпорации

С одного самолёта демонтирован радиотехнический комплекс, и он используется как транспортный. Ещё один KJ-2000 установлен в качестве памятника в мемориальном комплексе на заводском аэродроме Сианьской авиастроительной корпорации.

Позже фирма Elta использовала наработки, полученные в рамках китайского контракта, заключив в 2004 году соглашение с Индией на поставку трёх самолётов А-50ЭИ. Общая сумма сделки составила $1,1 млрд., при этом примерно 2/3 стоимости – это израильская аппаратура. В качестве платформы для А-50ЭИ использовались Ил-76МД с двигателями ПС-90А-76. Первоначально российская сторона отказывалась поставлять Ил-76МД, подготовленные для установки радиотехнического комплекса без РЛС «Шмель». Но после того как Индия пригрозила приобрести самолёты Boeing 767 или Airbus A310, Россия пошла на уступки.


Самолёт ДРЛО А-50ЭИ ВВС Индии

Основой РТК индийского самолёта ДРЛО стала РЛС EL/W-2090. В отличие от израильско-чилийского IAI Phalcon 707, на А-50ЭИ антенны радиолокатора размещены в невращающемся дисковидном обтекателе диаметром 12 метров. Плоские антенные решетки с электронным сканированием луча длиной 8,87 м и высотой 1,73 м расположены в виде равнобедренного треугольника. Одна АФАР состоит из 864 активных приёмо-передающих модулей, которые осуществляют электронное сканирование луча в двух плоскостях. Три АФАР с полем зрения 120 градусов каждая обеспечивают круговой обзор без механического вращения обтекателя. По мнению израильских экспертов, такая схема значительно упрощает конструкцию антенного обтекателя и снижает вес.

Частотный диапазон радиолокатора РЛС EL/M-2090, работающего в диапазоне 1280-1400 МГц, разбит на 22 рабочие частоты. Максимальная дальность обнаружения воздушных целей на средних высотах составляет 450 км. В верхней части обтекателя РЛС самолёта А-50ЭИ нарисован треугольник, соответствующий расположению плоских панелей АФАР.


На А-50ЭИ установлена станция радиотехнической разведки, имеющая расширенные возможности по сравнению с аппаратурой аналогичного назначения на самолете IAI Phalcon 707. Аппаратура РТК индийской машины способна обнаруживать, распознавать и определять координаты радиолокаторов и станций наведения ЗРК на дальности до 500 км в частотном диапазоне 0,5-40 ГГц. Направление на источник излучения вычисляется интерферометрическим способом с помощью четырёх антенн, расположенных на законцовках крыла, в носовой и хвостовой частях самолета. Полученные данные коррелируются с радиолокационной информацией, что повышает достоверность и вероятность распознавания объекта. Сортировка принятых сигналов по частоте, координатам и типу носителя производится в автоматическом режиме. В базе данных для автоматического распознавания хранятся характеристики до 500 типов источников радиолокационного излучения. Оператор станции радиотехнической разведки выделяет наиболее актуальные из принятых сигналов.

Индийский самолёт ДРЛО А-50ЭИ стал по-настоящему международным проектом, помимо израильской Elta и ТАНТК им. Г.М. Бериева в создании радиотехнического комплекса приняла европейская компания Thales, поставившая аппаратуру системы «свой-чужой». Опознавание принадлежности обнаруженных радиолокатором целей происходит путем отправки кодированного сигнала запроса и анализа ответного сигнала. В случае идентификации объекта как «свой» осуществляется индивидуальное опознавание с определением бортового номера самолета или корабля.

Самолёт А-50ЭИ по характеристикам радиолокатора примерно соответствует китайскому KJ-2000, но при этом имеет более совершенную аппаратуру передачи данных и превосходит по возможностям ведения радиотехнической разведки. Примерно 10 лет назад правительство Индии рассматривало возможность приобретения ещё трёх самолётов ДРЛО с усовершенствованным радиотехническим комплексом, построенных на базе Ил-76МД. Однако финансы для этого выделены не были.

На постоянной основе индийские самолеты А-50ЭИ размещаются на авиабазе Палам в 150 км южнее Дели.


Спутниковый снимок Google Earth: индийские самолеты ДРЛО А-50ЭИ на авиабазе Палам

На авиабазе, где также базируются военно-транспортные Ил-76МД и заправщики Ил-78МКИ, возведены крупногабаритные ангары для текущего ремонта и обслуживания, имеется капитальная ВПП длиной 3300 м и стоянки большой площади.

Индийские А-50ЭИ играют важную роль в своевременном дальнем обнаружении воздушных и морских целей, повышая информационную осведомлённость пилотов боевых самолётов и расчётов наземных средств противовоздушной обороны. Самолёты ДРЛО регулярно участвуют в крупных учениях авиации и флота. Во время обострений ситуации на индийско-пакистанской границе А-50ЭИ под прикрытием истребителей Су-30МКИ неоднократно вели патрулирование в приграничных районах.

Продолжение следует...
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    Вчера, 06:24
    Израиль всегда был в числе привилегированных импортёров американского оружия, что в полной мере проявилось при поставках четырёх самолётов Е-2С Hawkeye. Соглашение о передаче самолётов ДРЛО было подписано в 1978 году.

    А через девять лет список "привилегированных импортёров американского оружия" пополнил Египет, старый враг Израиля... Семь "Хокаев" приобрел Египет...
    Примерно 10 лет назад правительство Индии рассматривало возможность приобретения ещё трёх самолётов ДРЛО с усовершенствованным радиотехническим комплексом, построенных на базе Ил-76МД. Однако финансы для этого выделены не были.

    Вместо этого "разработали " ERJ-145I Netra на котором РТК вроде как собственного изготовления, но злые языки утверждают, что это еврейские руки создали...
    1. +2
      Вчера, 06:53
      Цитата: Дырокол
      список "привилегированных импортёров американского оружия" пополнил Египет, старый враг Израиля... Семь "Хокаев" приобрел Египет...
      Это совсем не то оружие, которое может допустить утечку технологии или решить исход войны. А вот оружие высокотехнологичное, например такое, как F-35 они не продают даже туркам, хотя они и являются их союзниками по НАТО
      1. +3
        Вчера, 07:07
        Цитата: Голландец Михель
        Это совсем не то оружие, которое может допустить утечку технологии или решить исход войны

        Так то в конце 80-х годов прошлого века не много стран могли похвастать наличием самолетов ДРЛО. У Индии на тот момент не было, у Китая ущербный KJ-1, который Хокаю не конкурент, как и иракская самоделка Baghdad-1. Так что египтянам сильно фортануло что на них снизошла такая благодать.
        1. +7
          Вчера, 10:26
          Цитата: Дырокол
          Так то в конце 80-х годов прошлого века не много стран могли похвастать наличием самолетов ДРЛО.

          Реально дееспособные самолёты ДРЛО в конце 1980-х имелись только в США. РТК советского А-50 доводили до ума до 1989 года. Ту-126 вывели из эксплуатации в середине 1980-х. Китайский KJ-1 построен в единственном экземпляре и на вооружение не принимался.
          1. +3
            Вчера, 10:32
            Цитата: Bongo
            Реально дееспособные самолёты ДРЛО в конце 1980-х имелись только в США.

            Это да, египтянам жутко повезло.
            1. +3
              Вчера, 10:40
              Цитата: Дырокол
              Это да, египтянам жутко повезло.

              Это сложный вопрос. Мало иметь хороший инструмент, им ещё надо уметь пользоваться.
      2. +3
        Вчера, 10:20
        Цитата: Голландец Михель
        Это совсем не то оружие, которое может допустить утечку технологии или решить исход войны.

        Ну, как сказать. Именно "Хокаи" во многом решили исход воздушной войны в 1982 году.
        Цитата: Голландец Михель
        А вот оружие высокотехнологичное, например такое, как F-35 они не продают даже туркам, хотя они и являются их союзниками по НАТО

        Вы видимо немного не в курсе этой истории. Турция была одним из ключевых участников Joint Strike Fighter (JSF) в рамках которой турецкие компании должны были производить детали для F-35А и ряд источников утверждает, что частично они это делают. Отказ от уже подписанного соглашения о поставках готовых F-35А был чисто политическим решением, и формальным поводом для этого стал контракт с Россией предусматривавший передачу четырёх ЗРС С-400.
    2. +5
      Вчера, 10:11
      Цитата: Дырокол
      А через девять лет список "привилегированных импортёров американского оружия" пополнил Египет, старый враг Израиля...

      К тому моменту Египет уже не был врагом Израиля, за что , впрочем Анвар Садат поплатился жизнью. Кроме того, США было очень важно удержать Египет в своём фарватере. В связи с этим и многие "оружейные плюшки".
  2. +3
    Вчера, 08:45
    Сергей как всегда, на высоте!
    Статья интересная и обстоятельная.
    Спасибо автору, ждем продолжения!
    1. +5
      Вчера, 10:29
      Цитата: mr.ZinGer
      Сергей как всегда, на высоте!
      Статья интересная и обстоятельная.
      Спасибо автору, ждем продолжения!

      Спасибо, за добрые слова! Вторая часть про израильскую авиацию ДРЛО часть ждёт своей очереди на публикацию.
  3. +3
    Вчера, 10:14
    hi
    Как всегда, интересная статья!
    ИМХО, продолжение будет про Gulfstream G500/G550 Нахшон Шавит (Special Electronic Mission Aircraft)/Нахшон Эйтам (Conformal Airborne Early Warning)...
    Самолёты ДРЛО Е-2С, получившие местное имя «Daya» («Воздушный змей»), оказали очень заметное влияние на ход воздушных схваток с сирийскими истребителями во время вторжения Израиля в Ливан в 1982 году. Они также были в центре событий операции «Арцав-19», в ходе которой израильские ВВС разгромили в долине Бекаа сирийскую группировку сил ПВО «Феда», координируя действия по завоеванию превосходства в воздухе и нанесению ударов по наземным целям. Высокая информационная осведомлённость израильских пилотов позволила выполнить большую часть задач и свести потери к минимуму.
    ИМХО, сложно оценить вклад Е2С, скорее свою роль сыграла успешная история принятия на вооружение Ф15 и Ф16 (бои с которыми, например, для МИГ21 оценивались "кое-где" как "преимущество у МИГ21", все с четкой научной базой, как всегда).

    PS. "«Дая» («Коршун») – Grumman E-2 Hawkeye" https://oleggranovsky.livejournal.com/1146095.html
    1. +3
      Вчера, 10:48
      Андрей, добрый день!
      Цитата: Wildcat
      ИМХО, продолжение будет про Gulfstream G500/G550 Нахшон Шавит (Special Electronic Mission Aircraft)/Нахшон Эйтам (Conformal Airborne Early Warning)...

      yes
      А еще про беспилотники и привязные аэростаты. Те кто едет по дороге западней города Димона могут любоваться болтающейся в небе "колбасой", эксплуатация которой обходиться многократно дешевле, чем самолётов ДРЛО.
    2. +2
      Вчера, 10:51
      Цитата: Wildcat
      ИМХО, сложно оценить вклад Е2С, скорее свою роль сыграла успешная история принятия на вооружение Ф15 и Ф16 (бои с которыми, например, для МИГ21 оценивались "кое-где" как "преимущество у МИГ21", все с четкой научной базой, как всегда).

      Это комплексная история. В любом случае, гораздо лучше, когда у тебя за спиной есть "Соколиный глаз", чем когда его нет.
      Цитата: Wildcat
      PS. "«Дая» («Коршун») – Grumman E-2 Hawkeye

      Да, одно из местных названий, как и "Воздушный змей". yes
      1. +4
        Вчера, 12:14
        Это комплексная история. В любом случае, гораздо лучше, когда у тебя за спиной есть "Соколиный глаз", чем когда его нет.
        ИМХО, согласен, хотя "сирийские глушилки связи" были крайне эффективны. В мемуарной литературе есть упоминания о диспетчерах (ИМХО, судя по контексту - как раз Хокаи/Дая), которые даже ударными самолетами рулили в воздухе: "И вот диспетчер начинает налаживать работу по целям. Спрашивает, кто и сколько ещё может ждать, и, получив ответы, начинает посылать звенья в районы боевой работы. Конечно, сначала тех, у кого в запасе меньше всего времени ожидания.
        Из потока разговоров и указаний диспетчера понимаю, что почти всем дают новые задания и новые координаты целей. Как будто старые, оригинальные цели изменили позиции. Или исчезли.
        Интересно, куда же нас пошлют?
        Всё это время наблюдаю за количеством топлива и рассчитываю, сколько ещё смогу играть в молчанку. Решаю попробовать подать голос. Спокойным голосом говорю диспетчеру, что я на месте, ожидаю разрешения выйти в район боевой работы и готов для получения новой цели.
        Сработало! Меня не посылают домой, а переводят на другой канал связи, к другому диспетчеру.
        Выхожу на связь и после нескольких автоглушилок получаю новое задание. Нам поручено выйти на какое-то шоссе и разбомбить в клочья весь военный транспорт, который там едет. Название шоссе передали по кодовой карте. Также просили не задерживаться и выйти в район цели, как только будем готовы. А нам это на руку: топлива задерживаться у нас уже нет.
        ...Нахожу шоссе на карте и начинаю её рвать и перекладывать, чтобы можно было держать в руке интересующий меня район и не мешать обзору и управлению. Пытаюсь понять, где это шоссе проходит по географии.
        Немного шокирован – шоссе, на которое меня послали, находится восточнее озера Карун, километрах в 10—15 от границы с Сирией и менее 50 км от самого Дамаска. По данным разведки перед вылетом, это в самом сердце зоны защиты ЗРК и ПВО самой Сирии. Или я не понял кода, или диспетчер посылает меня в пекло, или…
        Ну что же, волков бояться, в лес не ходить. Сверяю данные с Р., получаю от него, что он готов. Топлива у нас немного, но хватит на скоростной заход сверху и на парочку кругов с пике для бомбометания.
        ....
        Успокаиваю дыхание, сигналю Р. перейти в развёрнутый боевой строй для атаки, широким поворотом беру на восток и начинаю небольшое снижение для набора скорости. Сообщаю диспетчеру о входе в район боевой задачи, получаю «ОК» и оглядываюсь на Р. Всё, мы поехали.
        Мы с Р. молчим и несёмся вперёд на скорости в 500 узлов. Это всё, что наши «Скайхоки» сегодня могут нам дать. Это не мало, но я бы с радостью просвистел сейчас на сверхзвуковом «Фантоме», пересекая побережье Ливана и приближаясь к горам Шуф. Ведь летим-то мы в пасть ЗРК и истребителей ПВО, не говоря уж о сирийских зенитках разных калибров.
        Уже издалека видно, что долину Бекаа покрывает тёмное облако зенитных разрывов. А у них там ещё и ПЗРК «Стрела» и ещё какие-то новые самоходные ЗРК, о которых наши техразведчики ещё толком не знают. Так что ожидать нам с Р. можно чего угодно.
        Проходим южнее Цидона, и я целюсь носом километров на 10 правее озера Каруна. Пока всё тихо. Кроме общего зенитного огня. Моя система радиолокационного оповещения (прозванная «Комер» – на иврите это значит «поп») жужжит и пищит в ушах, предупреждая, что на меня сейчас нацеливаются РЛС ствольных зенитных батарей и несколько отдалённых стационарных ЗРК SA2E [2], расположенных в самой Сирии.
        Маневрирую влево-вправо, чтобы сбить наводчиков ПВО. Пока работает.
        Ещё через несколько минут мы на траверзе озера. Высоко над нами и довольно-таки в стороне вспухает бело-розовое облако взрыва ракеты ПРО, как видно, SA6. Бесцельный выстрел, если это по нашу душу.
        ...Р. на месте, справа от меня – молодец. Долетев до нашего шоссе, делаем поворот на север, и он переходит налево: так он сможет предупредить меня, если что-то полетит в мою сторону из Сирии.
        Проходим над шоссе – пусто. Нет колонн транспорта, нет отдельных грузовиков. Около селения Султан-Якуб догоняем одиночный зелёный джип, который шпарит на север. Зато вокруг шоссе куча зениток и бронетехники. Кажется, что целая дивизия развернулась и окопалась.
        Докладываю диспетчеру и получаю разрешение атаковать батареи ПВО. Ведь долетели-то мы сюда с бомбами, вот и надо их использовать по назначению. Всё равно с ними уже не сядешь.
        Мы с Р. делим работу: я беру две батареи 57-мм орудий ПВО, он берёт две других..
        ////
        Спрашиваю офицера наведения о результатах – он доволен и просит зайти на эту же цель ещё раз, но только на другие здания. О’кей, сейчас наберём высоту и вернёмся, думаю про себя.
        Но не тут-то было. На нашу частоту выходит диспетчер воздушного контроля и приказывает удалиться от берега на запад, и как можно быстрей. Всё ясно – освобождают пространство для наших перехватчиков. Как видно, сирийские МИГи полезли к нам, на свою голову…
        Послушно продолжаем отходить на запад с набором высоты до 20 тысяч футов – так нас лучше видно нашим РЛС. Прикидываю, на сколько нам хватит топлива, – мы можем здесь проваландаться минут 15, так что вроде пока всё в порядке.
        ...
        Спрашиваю диспетчера, можем ли мы вернуться к цели. Получаю: «Подожди!» Жду. Делаем (вместе) пару широких кругов километрах в 30 от берега.
        Диспетчер выходит на связь и даёт нам разрешение вернуться на восток. Проверяю, готов ли Н., и мы в развёрнутом строю возвращаемся к Нааме. Проверяю с офицером наведения – тот ждёт нас с нетерпением. Как видно, эти ребята там, в промышленных строениях, надоели нашим передовым частям.
        ...
        Спускаюсь в КП эскадрильи и докладываю дежурному руководителю полётов результаты, в том числе и про пушечную атаку на зенитку. Спрашиваю про новости, слышу, что сирийцы подняли свои истребители, пытаясь помешать нашим атакующим «Скайхокам» и «Фантомам», но их, как и планировали, перехватили четвёрки наших F-15 и F-16, и в разгоревшихся воздушных боях были сбиты десятки МИГов без единой потери наших истребителей. Молодцы ребята, да и только…"
        https://iknigi.net/avtor-isaak-mostov/199770-zharkoe-leto-82goda-isaak-mostov/read/page-5.html

        В общем, гр. Исаак Мостов, пилот Скайхока в 1982 г; он же "Вице-президент ГК "РАМАКС" Исаак Мостов дал эксклюзивное интервью ведущему ИТ-ресурсу CNEWS в рамках крупнейшего ежегодного ИТ-обзора "Итоги года - 2017" обладает всей информацией по САБЖу.
        Вот он мог бы дать комментарий по вопросам Ливанской войны.... 79 лет ему, ИМХО...
  4. +5
    Вчера, 11:51
    Спасибо за спокойно читаемую с интересом авторскую статью на ВО.
    Тема то жизненная.
    Меня всегда удивляло, что для открытого неба в США мы норм самолёт сделали, а для своих нужд (СВО) ничего нет(не используем).
  5. +1
    Вчера, 12:45
    Отказ от поставок A-50I вызвал в Китае жёсткое недовольство — не из-за технологий или финансов, а из-за катастрофической задержки в разработке самолётов ДРЛО НОАК. После создания KJ-2000 (Контрольно-измерительный комплекс 2000) закупки сократили из-за значительного подорожания авиационных платформ, что в итоге привело к разработке KJ-200 и KJ-500. Можно сказать, что KJ-2000 стал «несчастливым проектом» — его преследовали технические и политические неудачи.
    1. +2
      Вчера, 16:13
      Цитата: lDaive
      Можно сказать, что KJ-2000 стал «несчастливым проектом» — его преследовали технические и политические неудачи.

      Этот "несчастливый проект" служил достаточно долго, позволил накопить бесценный опыт и ценился командованием ВВС НОАК весьма высоко.