F-15A. «Небесный орёл» против советских спутников

F-15A 76-0086, несущий на центральном подфюзеляжном пилоне ракету CASM-135 ASAT (противоспутниковую). CASM-135 – учебная версия УР ASM-135. CASM идентифицируется синим прямоугольником с надписью «Inert» в задней части ракеты.
В 1985 году неисправный спутник наблюдения за Солнцем, находившийся на орбите на высоте более 300 миль над Землей, стал целью самолета ВВС США F-15A, вооруженного 2700-фунтовой ракетой, в попытке протестировать способность уничтожать советские спутники во времена Холодной войны.
Угроза из космоса
Начиная с начала 1960-х годов, вскоре после того, как 1 мая 1960 года был сбит американский самолет-разведчик Lockheed U-2, в СССР проводились научно-исследовательские работы по поиску способов нейтрализации американских спутников-шпионов и ударных спутников, находившихся на орбите вне досягаемости зенитно-ракетных систем «земля-воздух».
Советский Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев инициировал программу по разработке и созданию оружия для уничтожения вражеских спутников. Оружие было известно на западе как ИС (Истребитель Спутников). Космический аппарат должен был быть запущен в космос РН и управляться сложной сетью станций слежения и командных пунктов, маневрировать к своей цели, сокращая расстояние до нее, и взрываться, уничтожая вражеский спутник шрапнелью.
Первое летное испытание состоялось в 1963 году, а первый перехват системой в космосе специально разработанного спутника-мишени произошел 1 ноября 1968 года. К 1978 году система была усовершенствована до такой степени, что могла запустить «Истребитель Спутников» менее чем за два часа на советской МБР (межконтинентальной баллистической ракете). Основной источник сбора разведданных Америки, спутники-шпионы, теперь оказались под угрозой этой новой формы оружия, известной как ASAT (противоспутниковое).
Ответ — противоспутниковая ракета ASM-135
Соединенные Штаты также разрабатывали противоспутниковое оружие, начиная с конца 1950-х годов, некоторые из них были оснащены ядерным оружием. Проблема с ядерным противоспутниковым оружием заключается в том, что оно не только выводит из строя цель, но и дружественные спутники. В 1978 году президент Джимми Картер поручил Военно-воздушным силам США разработать новую систему противоспутникового оружия.
В том же году ВВС США выпустили технические требования к ракете воздушного базирования (ALMV), использующей миниатюрный самонаводящийся перехватчик (MHV), для применения против спутников на низкой околоземной орбите. Компания LTV Aerospace (Ling-Temco-Vought) разработала двухступенчатую ракету, предназначенную для пуска с перехватчика F-15A в сверхзвуковом полёте с кабрированием на больших высотах. В двухступенчатой ракете со стартовым весом 1180 кг применялся в качестве разгонного (стартового) двигатель от УР Boeing AGM-69А SRAM, двухрежимный РДТТ Lockheed SR75-LP-1 (LPC-415) тягой 27,4 кН (2 794 кгс) и маршевый двигатель ракетной ступени Vought Altair III (разгонная ступень одной из самых распространенных гражданских РН США) — РДТТ Thiokol FW-4S тягой 10,2 кН (1 100 кгс).
Две твердотопливные ступени должны были вывести ракету в космос, вторая ступень направляла перехватчик MHV на цель, чтобы MHV мог обнаружить инфракрасное излучение спутника. Вес самого перехватчика – всего 15,4 кг. После отделения MHV должен был стабилизироваться вращением с помощью 63 короткоимпульсных ракетных двигателей, используемых также для маневрирования по тангажу и рысканию. Затем перехватчик MHV должен был уничтожить цель, столкнувшись с ней на набранной к моменту перехвата скорости не менее 15 000 миль в час (24 000 км/ч) плюс скорость самого перехватываемого спутника – 7,9 – 8 км/с. Впервые применена схема поражения целей Hit to Kill.
Летные испытания УР ASM-135 начались в 1982 году с полетов с пуском ракеты по условной цели (без реального поражения цели) на самолете F-15A на авиабазе Эдвардс, Калифорния. 21 января 1984 года майор Ральф Б. Филберн, пилотируя McDonnell Douglas F-15A (бортовой 76-0086), успешно запустил ракету ASM-135A, используя условную точку в пространстве в качестве ориентира. В 1985 году президент Рональд Рейган санкционировал испытание против реального спутника.
CASM-135, модифицированная версия противоспутниковой ракеты ASM-135, экспонируется в Национальном музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо.

Макет УР ASM-135 ASAT на экспозиции в Центре Стивена Ф. Удвара-Хейзи.
Первый тестовый перехват реальной цели
Летящий на круговой орбите с высотой 345 миль (550 км) довольно большой, но неисправный спутник (вес более 900 кг) наблюдения за солнцем Solwind P78-1 был выбран как цель. Пилотируя «Celestial Eagle» F-15A (76-0084), майор Уилберт Д. «Дуг» Пирсон вылетел с авиабазы Эдвардс 13 сентября 1985 года с УР ASM-135, подвешенной на центральном подфюзеляжном пилоне его самолета. Самолёт летел со скоростью 1,22 Маха (1 295,6 км/ч), Пирсон выполнил кабрирование с набором высоты под углом 65 градусов, и УР ASM-135 автоматически стартовала, когда самолёт совершал полёт с кабрированием, находясь на высоте 38 100 футов (11 400 метров) в заданной точке, в это время F-15A летел со скоростью 0,934 Маха (990 км/ч). 30-фунтовый MHV врезался в 2000-фунтовый спутник на скорости сближения 30 000 миль в час, уничтожив его. Это был первый и единственный случай, когда спутник был уничтожен американской ракетой.
Пирсон не мог видеть свою цель или её уничтожение, но с помощью закодированных радиопередач результаты должны были быть сообщены ему. Однако всё, что он услышал в сети, это крики и аплодисменты на командном пункте, доносящиеся по его радио, когда микрофон был включен на другом конце, так сообщили ему, что перехват выполнен успешно. В августе и сентябре 1986 года были проведены еще два испытания, ГСН перехватчика была нацелена на звезды, MHV был успешно направлен в соответствующие условные точки в космическом пространстве.
Длина ракеты ASM-135 составляла 17 футов 9,5 дюймов (5,48 м), диаметр миделя ракеты — 20 дюймов (50,8 см), стартовый вес — от 2600 до 2700 фунтов (1180 кг). Верхняя граница перехвата составляла не менее 350 миль (560 км), а возможно, есть и такие данные, и более 600 миль (960 км).
F-15A был оснащен двумя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney F100-PW-100, создающими 25 000 фунтов (10 800 кг) тяги на форсаже каждый. Максимальная скорость самолета составляет 2,5 Маха (2650 км/ч на высоте 11 000 метров). Самолёт способен был нести четыре ракеты AIM-7 Sparrow и четыре ракеты AIM-9 Sidewinder, он также был вооружен 20-мм пушкой M61A1 Vulcan и мог нести до 15 000 фунтов оружия на внешних подвесках. F-15, используемые для испытания ASM-135, имели специальное оборудование, установленное вместо барабана пушки, наряду с другими модификациями.

Ракета ASM-135 сразу после сброса с истребителя F-15A, пилотируемого майором Пирсоном, на пути к уничтожению спутника Solwind P-78-1 (слева) и запуск двигателя ракеты (справа).
Недолгая история развития
В 1980-х годах росла обеспокоенность по поводу размещения оружия в космосе, у Советского Союза были спутники-убийцы, а президент Рейган заговорил о Стратегической оборонной инициативе (СОИ), которая стала более известна как «Звездные войны».
«Смертоносное оружие в космосе» стало проблемой, как и космический мусор, создаваемый этим типом войны, и это привело к тому, что в декабре 1985 года Конгресс запретил испытания ракеты на космических целях. Несмотря на планы ВВС США модифицировать 20 самолетов F-15A под противоспутниковые УР ASM-135, а также производство 112 боевых ракет, программа была отменена в 1988 году. Всего было произведено 15 ракет ASM-135, 5 из которых отстреляны во время летных испытаний. В Национальном музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо, выставлены учебные версии ракеты CASM-135, а одна — в Смитсоновском центре имени Стивена Ф. Удвара-Хейзи в Шантильи, штат Вирджиния. Последняя также включает в себя модель перехватчика MHV в разрезе.

Рендер перехватчика MHV осуществляющего манёвры и сближение со спутником Solwind P-78-1 на высоте более 300 миль над Землей.
F-15A 76-0084 «Небесный орел»
История самолёта F-15A, на котором в тот день летал майор Пирсон, была исследована почти 22 года спустя штабным сержантом Аароном Хартли, командиром экипажа и любителем истории авиации, назначенным в 125-е истребительное крыло Национальной гвардии Флориды, отряд 1. Хартли исследовал историю самолётов F-15, приписанных к его подразделению, когда узнал, что их F-15A бортовой 76-0084 выполнял миссию ASAT. Он связался по электронной почте с отставным генерал-майором Пирсоном.
Пирсон упомянул, что хотел бы снова полетать на этом самолете, а его сын Тодд Пирсон был капитаном и пилотом F-15, базировавшимся на авиабазе Маунтин-Хоум, штат Айдахо. Так родилась идея памятного полета «Небесного орла». 22 года назад, 13 сентября 2007 года, с такой же круглой нашивкой на плече, как у его отца, капитан Пирсон сидел в кабине того же F-15A, на котором летал его отец. «Небесный орел» был нарисован на носу, а имя капитана было размещено снаружи кабины. Генерал Пирсон также присутствовал вместе с семьей на авиабазе резерва Хоумстед и наблюдал этот полёт с земли.
В 2009 году самолет F-15A бортовой 76-0084 был снят с вооружения и помещен на хранение на авиабазу Дэвис-Монтен в Тусоне, штат Аризона, в 2010 году. Теперь, став членом «Могильника», еще один исторический самолет ждет своей участи.

Отставной генерал-майор Дуг Пирсон (слева) и его сын капитан Тодд Пирсон (справа), пилот 390-й истребительной эскадрильи с авиабазы Маунтин-Хоум, штат Айдахо, посещают перед вылетом капитана Пирсона в памятный полет «Небесный орел» 13 сентября 2007 года на авиабазе резерва Хоумстед. Генерал Пирсон летал на точно таком же F-15 ровно 22 года назад, совершив единственное в истории успешное уничтожение спутника ракетой, запущенной с самолета. На момент фото самолет был приписан к 125-му истребительному крылу Национальной гвардии Флориды.
Информация