Asia Times: Китай стал мировым лидером в судостроении, угрожая военно-морскому превосходству США

14 624 37
Asia Times: Китай стал мировым лидером в судостроении, угрожая военно-морскому превосходству США

Используя зарубежные контракты, инфраструктуру двойного назначения, поддерживаемая государством судостроительная промышленность Китая быстро обгоняет США и, в частности, американские ВМС, которые борятся с сокращающимися верфями и стратегической неопределенностью, пишет издание Asia Times.

Издание отмечает со ссылкой на отчет Центра стратегических и международных исследований (CSIS – добавлен в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ), что Китай стал мировым лидером в области судостроения, угрожая военно-морскому превосходству США в Азиатско-Тихоокеанском регионе и за его пределами.



Согласно отчету, КНР использует промышленную политику и военно-гражданский союз (MCF) для интеграции коммерческого и военно-морского производства. А китайская государственная судостроительная корпорация (CSSC), крупнейший в мире судостроитель, стерла границы между гражданским и военным секторами, способствуя расширению военно-морского флота Народно-освободительной армии Китая (НОАК).

В отчете также говорится, что китайская судостроительная сеть работает по многоуровневой структуре, а принадлежащие CSSC верфи с высоким уровнем риска производят коммерческие суда и военные корабли, которые часто финансируются международными клиентами. Более 75% судов с китайских верфей продаются иностранным покупателям, косвенно субсидирующим военно-морское строительство Китая. В CSIS отмечают, что европейские и азиатские фирмы, включая тайваньскую Evergreen Marine, фактически вложили миллиарды в инфраструктуру CSSC двойного назначения.

Asia Times напоминает о прошлогоднем докладе Конгресса США, в котором приводятся данные о доминировании Китая в судостроении над США. Согласно оценкам, судостроительные мощности Китая в 230 раз превосходят американские, что позволяет ему обладать крупнейшим в мире военно-морским флотом. А по данным Пентагона, военный флот Китая насчитывают 370 кораблей и подводных лодок. В то же время по состоянию на март 2025 года в составе ВМС США находилось 295 кораблей. Это ставит ВМС США в шаткое стратегическое положение.

Для исправления ситуации администрация Трампа представила план по выходу из кризиса, в котором оказалось американское судостроение. Однако, по словам экспертов, для его реализации требуются кардинальные изменения во многих сферах, связанных с судостроением.
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. « Китай стал мировым лидером в судостроении, угрожая военно-морскому превосходству США» —

    — Если кто-то в мире делает что-нибудь лучше или больше, чем американцы, они воспринимают это как угрозу ...
    1. +1
      13 марта 2025 13:39
      Цитата: Владимир Владимирович Воронцов
      Если кто-то в мире делает что-нибудь лучше или больше, чем американцы, они воспринимают это как угрозу ...

      Но с этой угрозой они уже мне способны бороться, остаётся одно - смириться.
  2. 0
    13 марта 2025 13:35
    Очередная "плакалка "от военных сша. При желании янки могут и 500 боевых кораблей построить, используя верфи японцев и южнокорейцев. Вопрос не в количестве, а том что строится, у янки одни Бёрков почти 70 единиц. Да,и флот подводный китайский это флот уровня сша конца 80ых годов 20 века.
    1. 0
      13 марта 2025 14:01
      Цитата: Бережливый
      При желании янки могут и 500 боевых кораблей построить

      Так и йеменские хуситы могут тапками закидать американский корабль...
      С появлением противокорабельных гиперзвуковых ракет в морских сражениях количество кораблей не столь актуально...
      1. 0
        15 марта 2025 00:31
        С появления практически несбиваемых Х-22 американцы решили вложиться в РЭБ, системы раннего предупреждения и маневры. К тому же они теперь хотят свои ПКР погрузить на всякие беспилотные ракетные катера, которые будут стоить сопоставимо с перевозимыми ракетами, а значит и потерять их не жалко
  3. 0
    13 марта 2025 13:37
    Колличество,колличеством,но опыта ведения морских операций у амеров хоть отбавляй. Это не стоит исключать.
    1. -1
      13 марта 2025 13:54
      Цитата: Лимон
      Колличество,колличеством,но опыта ведения морских операций у амеров хоть отбавляй. Это не стоит исключать.

      Один Перл-Харбор чего стóит...
      1. -1
        13 марта 2025 18:31
        Цитата: yuriy55
        Один Перл-Харбор чего стóит...

        Это была самоподстава - Рузвельту нужен был повод для войны с Японией .
  4. 0
    13 марта 2025 13:53
    Тысяча гиперзвуковых ракет с любой противоборствующей стороны и нет флота. И что дальше? Ракеты подземного комплекса или подвижный старт, подлодки?
    1. +2
      13 марта 2025 18:41
      Цитата: Солдатов В.
      Тысяча гиперзвуковых ракет с любой противоборствующей стороны и нет флота.

      А эта тысяча ГЗ ПКР на каких носителях базировать будет ? При дальности таких ракет как "Циркон" в 1000+ км. ? Или у своих берегов флот противника поджидать ? Вот и получается , что у США ещё есть самый мощный Флот , но пока нет гиперзвука , у Китая скоро будет самый мощный Флот , но пока так же нет аналога "Циркона" (другие системы есть , но для удобного и компактного базирования на корабле пока нет) . А у России есть великолепная ГЗ ПКР (которая не только по кораблям) , а скоро будут и аналоги её воздушного базирования , но ... нет Флота . Забавный расклад .
      А поштучно можно считать лишь корабли основных классов для сравнения потенциалов . И по ПЛА Китаю с США пока тягаться рано - и количеством , и качеством , и темпами строительства . Так что оба противника на данный момент находятся в состоянии неустойчивого равновесия , и только РФ стоит на земле твёрдо , ибо Флота не имеет .
      1. +1
        15 марта 2025 00:37
        у Китая скоро будет самый мощный Флот , но пока так же нет аналога "Циркона" (другие системы есть , но для удобного и компактного базирования на корабле пока нет)
        у Китая есть прекрасные и единственные в своем роде противокорабельные баллистические ракеты DF-21D, ну по крайней мере по цифрам.
        1. 0
          15 марта 2025 07:54
          Цитата: alexoff
          у Китая есть прекрасные и единственные в своем роде противокорабельные баллистические ракеты DF-21D, ну по крайней мере по цифрам.

          Да , есть , но я всё же про корабельные вооружения . Аналога "Циркона" у них пока нет , чтоб можно было в корабельную ячейку УВП упрятать . А БРК у них весьма интересные .
          1. 0
            15 марта 2025 15:29
            https://topwar.ru/253862-na-ajerokosmicheskoj-vystavke-v-chzhuhae-kitaj-predstavil-giperzvukovuju-protivokorabelnuju-raketu-yj-21.html
            Память вас подводит, сами же писали в комментах по поводу китайской корабельной аэробаллистической ПКР, которую упаковали в универсальную ПУ
            1. 0
              15 марта 2025 18:23
              Цитата: alexoff
              Память вас подводит, сами же писали в комментах по поводу китайской корабельной аэробаллистической ПКР, которую упаковали в универсальную ПУ

              Вообще-то я эту публикацию как-то пропустил , и комментария моего под ней нет . Я не являюсь автором ВО , всё моё участие только в комментариях .
              Если данная ракета входит в ячейку 055-го , это серьёзная проблема для США . Но меня смущает заявленная дальность . Если пускать её с воздушного носителя , то она в принципе имеет возможность показать заявленную дальность в 1500 км. , хотя в качестве носителя и заявляется китайский клон нашего Ту-16 , а значит что в сравнении с "Кинжалом" стартовые возможности у них разные . У "Кинжала" стартовая скорость 2500 км\ч и высота 17 000 м. , у китайской ракеты стартовая скорость дозвуковая и высота пуска серьёзно меньше . Так что или лукавят китайцы с дальностью ... да и со скорость на конечном участке очевидно тоже (так же как случилось с "Белым Императором") . Если на основном участке траектории скорость 6М , а на конечной заявлена 10М , у ракеты должна быть вторая ступень , отделяемая и включаемая на конечном участке . Одной лишь гравитации для такого ускорения точно недостаточно , ибо в плотных слоях атмосфера при снижении на конечном участке ракета будет наоборот тормозиться сопротивлением среды . Поэтому предположу реальную дальность данной ракеты в "порядка 1000 км." - максимум , да и скорость на конечном участке скорей всего в пределах 5-7М. Это ведь классическая ракета с ТТРД , так что как ни изощряйся , против законов физики не попрёшь . Тип.055 конечно кораблик большой и ячейки можно сделать и побольше , и подлинней\поглубже , но даже если эта ракета имеет энергетику и стартовую массу как наш "Искандер-1000" , дальность при стрельбе по кораблям на дистанцию более 1000 км. вряд-ли возможна .
              А вот в случае с "Цирконом" уже всё как бы доказано и ракета стоит на вооружении . При дальнейшей её модернизации дальность может быть доведена и до 1500 км. А если в составе БРК появятся новые ТПУ с новой ГЗ ПКР у которой в качестве бустера (первой ступени) будет двигатель "Искандера" , а в качестве второй ступени "Циркон" , то такая ракета дальность и до 2000 км. покажет . Чего искренне хотелось бы . Но в ячейку корабля такую дурынду уже не впихнёшь .
      2. +1
        15 марта 2025 03:44
        Цитата: bayard
        А эта тысяча ГЗ ПКР на каких носителях базировать будет ? При дальности таких ракет как "Циркон" в 1000+ км. ? Или у своих берегов флот противника поджидать ?

        А про ЯО вы забыли? Или считаете, что это негуманно?
        Вот и я всё думаю, где это США проявили флотоводческий талант? Неужто, в войне против Ирака? Может быть раньше, во время войны во Вьетнаме?
        Ещё в СССР были разработаны средства уничтожения АУГ и во время войны хороши все средства...
        1. +2
          15 марта 2025 08:38
          Цитата: yuriy55
          А про ЯО вы забыли? Или считаете, что это негуманно?

          О ЯО никто не забывал , но это всё-же боезаряды , к которым ещё и средства доставки полагаются . А АУГ и КУГ в океане , это групповая подвижная цель которую сперва надо обнаружить , дать целеуказание , ввести полётные задание в ракеты , при этом расчитать местоположение подвижной цели к моменту прилёта . А т.к. у противника хорошо развиты средства космической разведки и собственные ИДЖИСы , то иметь в виду надо и те маневры уклонения и рассеивания ордера , которые применит противник при обнаружении залпа по себе любимому . Так что стрельба ПКР БД , ГЗ ПКР и аэробаллистическими ПКР на большую дистанцию - та ещё наука .
          А для "Цирконов" , "Ониксов" и более ранних ПКР ЯБЧ предусмотрена . Тут важно , чтобы в нужный момент она была на носителе в готовности к пуску , когда потребуется .
          Цитата: yuriy55
          Вот и я всё думаю, где это США проявили флотоводческий талант?

          Поверьте , в Морской Войне опыта и талантов флотоводцам США опыта и компетенций не занимать . Это морская держава и упор её вооруженных сил всегда был именно на морскую компоненту .
          Цитата: yuriy55
          Неужто, в войне против Ирака? Может быть раньше, во время войны во Вьетнаме?

          И там тоже . Но основы их военно-морского мастерства и компетенций ковались в ходе Войн на Тихом океане . И такой опыт не пропьёшь .
          Кстати вспомните откуда стартовала авиация в ходе Корейской и Вьетнамской войн . Вспомните , изучите и оцените роль авианосцев в тех конфликтов , посмотрите сколько авианосцев они держали у берегов своих неприятелей , чем и обеспечивали господство в воздухе на ТВД и огневую поддержку . Можно говорить про агрессивную политику США и в целом Запада , можно о несправедливости тех войн , что они вели , можно и о боевых возможностях их сухопутной армии , но нельзя отрицать очевидного - у США самый могучий , самый совершенный и наилучшим образом сбалансированный Флот на этой планете . И после ВМВ вплоть до середины-конца 70-х у них на море вообще конкурентов не было . А в надводной компоненте мы стали к ним приближаться лишь к концу 80-х . Обретение относительного паритета в надводных силах Флота СССР по всем планам должен был достичь к рубежу конца 90-х - началу 00-х . С подводным флотом у нас было конечно получше , тут мы брали сперва количеством , а затем с 80-х годов и качеством своих ПЛА . А такая разновидность ПЛА как ПЛАРК позволяла ВМФ СССР отчасти компенсировать слабость наших надводных сил , усиливая каждую КУГ одной-двумя ПЛАРК . Но в целом понимание какой именно Флот нам нужен созрело лишь в 80-х ... Когда было уже поздно .
          У современной РФ надводного флота почти что нет (так , символическое обозначение) , а Подводный Флот можно оценить как обеспечивающие силы наших МСЯС .
          Китай бурно строить свой надводный Флот , но отстаёт в подводном , и у Китая ещё мало опыта в организации служб и планировании военно-морских операций . Китайцы пока набираются опыта и растят кадры . Им необходимо ещё лет 10 минимум , чтоб иметь шанс в противостоянии ВМФ США . Вопрос в том - получат ли они это время .
          У США свои серьёзные проблемы , в т.ч. с поддержанием своего Флота в надлежащем состоянии , ибо судоремонтных и судостроительных мощностей не хватает катастрофически . Но в США к власти пришла команда кризисных менеджеров и там возможны позитивные (для США) перемены .
          А вот ВМФ РФ ... Если после окончания СВО не будут предприняты радикальные меры для развёртывания военного и гражданского Судостроения , подготовка кадров и развитие базовой инфраструктуры ... Если эти экстренные меры приняты не будут , то нам грозит полная деградация ВМФ . Не смотря на новые РПКСН и даже на десяток "Ясеней". Корветами и МРК противника можно только насмешить . А слабость всегда провоцирует на агрессию .
          1. 0
            15 марта 2025 08:42
            В чём-то согласен, в чём-то нет...Но (+) заслужили... yes
      3. +1
        15 марта 2025 10:18
        Согласен, интересный расклад - как в игре.
  5. +8
    13 марта 2025 13:54
    Гражданское судостроение двигает военное .Рейтинг по тоннажу в год.1 КНР 24 млн.тонн .2 ЮК 19 млн тонн,3 Япония 9 млн тонн .Остальные страны менее 1 млн тонн Военный потенциал китайских судоверфей просто огромен при мобилизации.Судостроительные мощности ЮВА все под прицелом КНР.Да и индусы с вьетнамцами идут ноздря в ноздрю с западом.Запад сам себе выкопал яму ,на черта нам это судостроение - можно купить. Знакомо.
  6. 0
    13 марта 2025 13:57
    Китай стал мировым лидером в области судостроения, угрожая военно-морскому превосходству США в Азиатско-Тихоокеанском регионе и за его пределами.

    А почему Россия не хочет заказать в Китае то, что не может построить сама? Хотя бы что-то, а не тряпки, которые можно шить дома...
    1. +3
      13 марта 2025 18:47
      Цитата: yuriy55
      А почему Россия не хочет заказать в Китае то, что не может построить сама?

      Потому что не построят . Пытались . Китай отказал из за санкций США .
      Была идея\попытка заказать в Китае серию из 8 фрегатов Тип.054А корпусами на ходу , с нашим боевым насыщением . Ещё в 2015 г. Вот такой "союзник" . Что же будет когда силу наберёт ? Он ведь нам за 3+ года и с запуском автопрома толком не помог - хоте ли ведь с их помощью полный цикл производства у себя запустить ... ан НЕТ . "Союзник" , такой "Союзник" .
      1. 0
        Сегодня, 10:37
        Ты ещё раз подумай, откуда у тебя информация по этим вопросам? Я как маркетолог производственного предприятия хочу напомнить: наша компания недавно поставила российскому коммерческому автозаводу сборочные линии ведущих мостов, главных редукторов и стенды EOL. Их инженеры и техники проходили обучение в нашей компании, для чего мы специально через государственные каналы привлекали профессиональных русскоязычных переводчиков. Мы приложили массу усилий, чтобы обойти санкции - ведь из-за американских шпионов в ваших структурах США может заблокировать всю производственную цепочку, связанную с вами. Так откуда у тебя данные для утверждения "нет реальной помощи"?

        Кроме того, Россия на самом деле хочет получить от Китая десантные корабли типа 075. По сравнению с фрегатами 054А, у вас уже есть корабли сопоставимого водоизмещения, но с более мощным вооружением - проект 22350. Если Россия закажет у Китая 8 кораблей 054А, это автоматически сократит на 8 единиц количество российских фрегатов в составе ВМФ. Для судостроительной отрасли России, которая борется за сохранение производственных мощностей, это был бы сокрушительный удар. Уверен, что адмиралы российского флота и руководство Москвы не станут одобрять такую глупую программу закупок - 8 кораблей с более слабым вооружением, чем проект 22350, которые к тому же подорвут отечественное судостроение.
        1. 0
          Сегодня, 11:35
          Цитата: 鹰击21
          наша компания недавно поставила российскому коммерческому автозаводу сборочные линии ведущих мостов, главных редукторов и стенды EOL. Их инженеры и техники проходили обучение в нашей компании, для чего мы специально через государственные каналы привлекали профессиональных русскоязычных переводчиков. Мы приложили массу усилий, чтобы обойти санкции

          Не знал , но оценил . У меня только открытые источники на тему автопрома . Если действительно помогаете - снимаю шляпу . hi
          Цитата: 鹰击21
          Россия на самом деле хочет получить от Китая десантные корабли типа 075.

          Вообще то в 2015 г. шли переговоры и ездили делегации от ТОФ в Китай с желанием заказа 4 УДК Тип.071 (тогда 075 ещё не было) и 8 фрегато Тип.054А , но корпусами - без боевого и специального насыщения . ЗРК , РЛК и УКСК , а так же противолодочный комплекс "Пакет-НК" должны были устанавливать в России . Т.е. по вооружению он должен был стать чуть меньшим подобием нашего пр. 22350 . Возможно и ГАК на него поставили бы от корвета пр. 20380 . У нас тогда были очень большие проблемы с корабельными ГЭУ .
          Цитата: 鹰击21
          Если Россия закажет у Китая 8 кораблей 054А, это автоматически сократит на 8 единиц количество российских фрегатов в составе ВМФ.

          Вовсе нет . Именно из за проблем с ГЭУ мы никак не можем нормально строить наши фрегаты . Поэтому и было решение именно для ТОФ заказать 8 фрегатов в Китае с установкой наших систем вооружения , и 4 УДК Тип.071 . Это тот минимум что нужен ТОФ для надёжного контроля Охотского и Японского морей . Именно прехватиться кораблями , пока собственная промышленность не освоит производство ГЭУ , которые в СССР производились только в Николаеве .
          Цитата: 鹰击21
          Россия на самом деле хочет получить от Китая десантные корабли типа 075.

          А можно отсюда поподробней ? У нас строятся два подобных в Керчи , но из за угрозы ударов по верфи работы там идут медленно . Действительно какие-то переговоры или заявки были ? Тип.075 получился весьма симпатичным , но во первых вам самим таких не менее 10 шт. надо , во вторых я бы и сейчас (это лично моё мнение) заказал бы , но уже Тип.054В корпусами под наше боевое насыщение . И не менее 8 шт. Просто для как можно более быстрого насыщения кораблями ТОФ . Тем более что новая модификация этого фрегата уже вполне подходит для интеграции всего комплекса вооружений нашего пр.22350 . Тем более на электрической трансмиссии , что для противолодочной работы очень даже полезно .
          Цитата: 鹰击21
          . Уверен, что адмиралы российского флота и руководство Москвы не станут одобрять такую глупую программу закупок - 8 кораблей с более слабым вооружением, чем проект 22350,

          В этом нет никакой глупости , если все системы вооружения будут нашими . по цене это более половины стоимости корабля и достройка велась бы скорей всего во Владивостоке , на достроечной базе Амурского ССЗ , что серьёзно развило и загрузило бы эти мощности . Во всяком случае фрегат с двумя УКСК (16 ячеек) и ЗРК "Полимент-Редут" , с нормальным ГАК от пр. 20380 и с "Пакетом-НК" , это гораздо лучше тех корветов , которые достраиваются для ТОФ . А по цене они возможно не сильно бы и отличались . А вот корпус Тип.054В уже способен принять весь комплект вооружения усиленного пр. 22350.1 (с 4-мя УКСК на 32 ячейки) . Так что я бы не прочь даже сейчас вернуться к данной теме . Но для этого проект Тип. 54В придётся всё же серьёзно переработать , чтобы он смог интегрировать наш весьма габаритный обтекатель ГАК и все наши системы вооружения , включая РЛК . От китайской стороны необходим по сути только корпус с ГЭУ и частичным или полным общекорабельным насыщением .
          И нам эти фрегаты нужны в первую очередь для обеспечения надёжной ПЛО зоны Охотского и Японского морей . И это нисколько бы не подорвало наше отечественное судостроение , ибо за прошедшие 10 лет строительство наших фрегатов так и не налажено . а такие корабли нужны и Северному флоту , и Черноморскому , и для Балтики , и конечно для ТОФ . Сейчас у нас на Камчатке разворачиваются новейшие ПЛА и их надо прикрывать на выходе и в базе . Для ТОФ надо много кораблей . И договорись мы тогда , сегодня они все были бы уже в строю .
          Но и о том , что рисковать ради этого своей торговлей с США вы тоже готовы не были , я понимаю .
    2. +2
      13 марта 2025 22:19
      . А почему Россия не хочет заказать в Китае то, что не может построить сама?

      И заказывала , и заказывает, и будет заказывать. Я говорю не о ширпотребе (хотя, те же китайские металло - и деревообрабатывающие станки с ЧПУ для судостроительной промышленности далеко не ширпотреб и сварочное технологическое оборудование для верфей, тоже), а об обновлении коммерческого флота. Хотя слово "обновление" следует читать, именно, что в кавычках.... потому что, по факту, обновления нет, а есть покупка пожилых китайских грузовых судов, чтобы заменить ими совсем уже старые, доставшиеся ещё от СССР. Во Владивостоке есть логистическая компания "Транзит", они охотно покупают бывшие китайские контейнеровозы. Да и не только "Транзит" это делает.... потому что грузы возить надо "здесь и сейчас".
      А на рыбодобывающем флоте закупаются китайские технологические линии для рыбообработки, другое техническое оборудование (связь, навигация, поисковая) главные и вспомогательные судовые двигатели. Это не говоря уже о том, что весь Дальний Восток РФ давно и плотно сидит на китайской судоремонтной "игле" и слезет с неё очень не скоро, если вообще, слезет. Потому что существующие судоремонтные заводы не в состоянии удовлетворить требования заказчика ни по качеству ремонтных работ, ни по срокам их исполнения. Поэтому "рыбаки" и "торгаши" уходят ремонтироваться и предъявляться Морскому Регистру, как правило, в Китай. Такие дела.
  7. +5
    13 марта 2025 14:20
    Согласно оценкам, судостроительные мощности Китая в 230 раз превосходят американские, что позволяет ему обладать крупнейшим в мире военно-морским флотом
    А когда-то китайцы учились у нас wink
    1. +2
      14 марта 2025 05:08
      Цитата: Голландец Михель
      А когда-то китайцы учились у нас

      Азы плановой экономики и мер ответственности за порученное дело усвоили на «отлично»...
      Вероятно, они не держат в обойме холостые и бракованные патроны. Потому и стреляют в яблочко...Как бы их не «уважали» американцы, ни разу не слышал, чтобы вместо китайского государственного флага поднимали серую тряпку...
  8. +1
    13 марта 2025 15:34
    Китайцы обогнали всех не только в судостроении. В технологиях строительства домов, мостов, дорог, электростанций, в сельском хозяйстве.
    Китайская инженерная школа сейчас - лучшая в мире. Только Ю.Корея и Япония как-то с ними конкурирует.
    "Будущее ушло на Дальний Восток". fellow
    1. 0
      13 марта 2025 22:23
      . Китайская инженерная школа сейчас - лучшая в мире.

      Не согласен. Говорю это, как представитель советской инженерной школы, услугами которой, в некоторых областях, китайцы пользуются по сей день. Нахожусь в Китае, в качестве приглашенного технического специалиста.
      1. +2
        13 марта 2025 22:27
        "В некоторых областях" - может быть.
        Через несколько лет освоят и эти области.
        Темпы их продвижения феноменальны.
        Нет второй страны, которая бы развивалась столь быстро.
        Я был в Сеуле - тоже "круто идут", но китайцы и их бьют.
        1. 0
          13 марта 2025 22:42
          . Через несколько лет освоят и эти области.

          Возможно. А возможно, что и нет. Посмотрим. Мы тоже не стоим на месте.
          Если китайцы начнут бить русских в математике , тогда, действительно, можно сказать, что мы проиграли. А до этого момента - нет....
          1. +3
            14 марта 2025 05:14
            Цитата: Brylevsky
            Возможно. А возможно, что и нет. Посмотрим. Мы тоже не стоим на месте.

            Естественно...Судя по «Байкалу» - мы топчемся...
            Вчера смотрю это показательное выступление Путина и Лукашенко...В первых рядах сидят побитые пылью и провалившие все поручения безыдейные, безынициативные, просто противные чиновники...С такими в горы идти нельзя...
            1. 0
              15 марта 2025 00:45
              Судя по китайской гражданской авиации - они топчутся примерно там же. А вообще секрет азиатского экономического чуда многим бы не понравился - пахать с утра до ночи без отпусков и больничных, а для снятия стресса несколько раз в неделю бухать с коллегами. А ещё важная часть чуда показана в фильме "Последний самурай", где чтоб шагнуть из деградировавшего феодализма в индустриализацию перестреляли побитых пылью безыдейных феодалов
  9. +2
    13 марта 2025 15:54
    КНР лидирует во многих важнейших отраслях науки техники материального производства (постепенно вытесняя США с мировых рынков и потому для США являются первоочередной целью) включая судостроение по номенклатуре и тоннажу, но в силу географии как срединное гособразование сильно уязвим по всей своей переферии госграниц.
    Всё судостроение КНР в зоне поражения сшасовских баз Первой (а ещё есть вторая и третья) линии на Филиппинах, Тайване, Окинаве, Ю.Кории.
    В случае боевых действий прорвать даже первую линию блокады для КНР будет проблематично и по любому будет связано с большими потерями производственных и иных мощностей военного флота.
    В отличии от КНР, СШАсовское судостроение на обоих побережьях и в ЕС, что делает его практически неуязвимым для КНР.
  10. 0
    14 марта 2025 08:53
    Asia Times: Китай стал мировым лидером в судостроении, угрожая военно-морскому превосходству США

    Проблема в том, что Китай угрожает не только США. Рано или поздно китайцы наверняка захотят поживится за счет России. И если американцы пока еще сохраняют паритет в отношении Китая, то россияне вряд ли смогут что-то противопоставить, если Пекин пожелает купить Чукотку, а Дальневосточный край сделать своей северной провинцией.
    1. 0
      Сегодня, 10:42
      Типичные китаефобские высказывания. В нашем Северо-Восточном регионе наблюдается постоянный отток населения: массовый переезд людей на юг и перемещение предприятий в южные районы. Как вы можете быть уверены, что ваши более холодные земли окажутся привлекательны для Китая?
      1. 0
        Сегодня, 11:49
        На наших холодных землях уже сегодня полно ваших "теплолюбивых" китайцев. Они ко всему приспосабливаются. Даже в Арктику стремятся влезть.
  11. 0
    14 марта 2025 18:13
    Я несказанно рад за успехи китайцев, вот только хотелось бы больше про наши успехи слышать...