Ракета AIM-260 JATM на стадии испытаний

6 144 8
Ракета AIM-260 JATM на стадии испытаний
Авиационные ракеты «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM. Фото Минобороны США


В настоящее время Пентагон и его подрядчики занимаются разработкой перспективной ракеты «воздух-воздух» AIM-260 JATM. Вся основная информация об этом проекте засекречена, но уже известны некоторые подробности. В частности, из открытой информации следует, что ракета большой дальности доведена до стадии лётных испытаний. Очередная серия тестов такого рода имела место в прошлом году.



Секретная разработка


Работы над созданием перспективной авиационной ракеты большой дальности AIM-260 Joint Advanced Tactical Missile («Единая передовая тактическая ракета) начались не позднее 2016-17 гг. По понятным причинам, работы держали в тайне. Сам факт существования этого проекта стал известен только в 2019 г., когда Пентагон и компания Lockheed Martin успели провести часть конструкторских работ.

Начиная с 2019 г., регулярно поступали те или иные сведения о новом проекте. Официальные лица и неназванные источники сообщали технические особенности ракеты, планы по её производству, финансовые аспекты проекта и т.д. Часть таких сведений в итоге не подтвердилась, а достоверность прочей информации до сих пор не определена.

Предполагается, что к настоящему времени проект AIM-260 продвинулся довольно далеко. Так, в мае 2023 г. министерство ВВС заявило, что работы близки к завершению, и до конца года готовые ракеты поступят в части. Затем профильные СМИ утверждали, что лётные испытания новой ракеты начнутся уже летом. Однако, насколько известно, этого не произошло.

Судьба проекта AIM-260 обсуждалась в мае 2024 г. в Комитете по вооружённым силам Палаты представителей. Комитет пытался выяснить, удастся ли довести новую ракету до производства в разумные сроки, или имеет смысл продолжить закупки менее совершенных изделий AIM-120.

В январе 2025 г. в американских СМИ были раскрыты некоторые подробности секретных военных контрактов, выданных компании «Локхид-Мартин». Анализ доступной информации позволял предположить, что компания уже начала производство ракет AIM-260, но иные подробности не раскрывались.


AIM-120 подл крылом истребителя F/A-18. Фото Wikimedia Commons

Таким образом, на данный момент известно о существовании проекта AIM-260 и о том, что он продвинулся достаточно далеко. Впрочем, пока ракета может быть не готова к полномасштабному серийному производству и развёртыванию в войсках.

Ракета на испытаниях


Известно, что перспективную ракету достаточно давно довели до испытаний. Имеются отрывочные сведения о проведении тех или иных мероприятий, но все подробности пока остаются неизвестными. В частности, под вопросом цели и результаты этих испытаний.

Осенью 2021 г. в открытом доступе появились некоторые сведения о применении беспилотных самолётов-мишеней QF-16 Full-Scale Aerial Target, принадлежащих ВВС США. Выяснилось, что эти машины ранее использовались в испытаниях нового оружия класса «воздух-воздух». По некоторым признакам можно было предположить, что речь идёт о ракете AIM-260.

Первые испытания с использованием QF-16 и ракет JATM прошли не позднее апреля 2020 г. Упоминалось восемь вылетов самолётов-мишеней, но без каких-либо подробностей. В октябре выполнили еще шесть вылетов, а два других отменили.

Информация о применении воздушных мишеней FSAT позволяла представить, какими могли быть эти испытания. Вероятно, уже на тот момент речь шла о пусках опытных ракет по реальным целям. Для первой серии тестов задействовали восемь дистанционно управляемых самолётов, а во второй обошлись меньшим количеством. Это указывает на возможные успехи второй серии испытаний — их задачи были выполнены с привлечением ограниченных средств.

Недавно появились новые данные об испытаниях изделий JATM. Так, в начале февраля испытательно-оценочная эскадрилья ВМС VX-31 на своих страницах в социальных сетях опубликовала информацию о награждении одного из своих офицеров. Однако вскоре запись была удалена, возможно, из-за разглашения закрытой информации.


Внутренний отсек боевой нагрузки истребителя F-22. Справа — ракета AMRAAM. Фото Минобороны США

Согласно удалённому сообщению, в декабре 2024 г. лейтенант-коммандер Орион Флуррет из VX-31 был удостоен Медали за достижения ВМС и КМП. Поводом для награждения стала его деятельность в июле-августе того же года в рамках проведённых мероприятий. Награждённый офицер возглавлял команду из 78 специалистов, занимавшихся испытаниями различных систем и вооружений.

Под руководством лейтенант-коммандера Флуррета было проведено пять пусков ракет AIM-260. Возможно, именно эта информация стала причиной для быстрого удаления записи. Проект JATM по-прежнему остаётся секретным, и его подробности нельзя раскрывать даже по радостным поводам.

Очевидный прогресс


Таким образом, доступные сведения позволяют понять, что ракета «воздух-воздух» AIM-260 достаточно давно дошла до лётных испытаний. Если в 2020 г. речь могла идти о вывозе макетных изделий или об испытаниях сбросом, то теперь прямо упоминаются полноценные пуски. Возможно, ракеты даже применялись по воздушным мишеням.

Нужно напомнить, что новая ракета должна была поступить на вооружение ещё в 2023 г. Однако тогда Пентагон не смог уложиться в установленные сроки и перенёс выполнение планов на более поздний срок. Затем летом 2024 г. состоялись некие испытания новой ракеты, причём ими занималась одна из специализированных эскадрилий ВМС.

Эти факты позволяют предположить, что прошлогодние испытания должны были пройти на год раньше. Вероятно, они были одними из последних перед началом серийного производства и развёртыванием ракет в войсках. Всё это означает, что изделие AIM-260, после ряда тех или иных трудностей, все же справилось с испытаниями.

Также существует предположение о начале серийного производства ракет не позднее 2024 г. Вполне возможно, что Lockheed Martin и Пентагон уже готовы к полномасштабному выпуску новых AIM-260 и их принятию на вооружение. Однако на данный момент заказчик и разработчик проекта заняты последними проверками и мероприятиями, а также оформлением необходимых документов.

Технические секреты


Из официальных сообщений и иных источников известны некоторые технические подробности проекта AIM-260 JATM. Его задачей является создание авиационной ракеты «воздух-воздух» большой дальности. Она должна дополнить, а затем заменить существующее изделие AIM-120 AMRAAM. Кроме того, JATM рассматривается как прямой ответ на передовые иностранные разработки, такие как российская ракета Р-37 или китайская PL-15.


Российская ракета большой дальности Р-37 РВВ-БД. Фото Vitalykuzmin.su

Облик ракеты AIM-260 пока не раскрывается. Вероятно, она будет похожа на существующие изделия, но с поправкой на иной уровень характеристик. Сообщалось, что по своим габаритам она не будет сильно отличаться от ракеты AMRAAM. В этом случае длина ракеты не должна превышать 3,7 м, а максимальный поперечник с учётом плоскостей — 450-500 мм. Будут ли две ракеты похожи стартовой массой, неизвестно.

AIM-260 получит традиционный для такого типа ракет твердотопливный двигатель, возможно, с несколькими режимами работы. Он должен обеспечить высокую сверхзвуковую скорость полёта и отличные энергетические характеристики. Дальность пуска ракеты превысит 200 км. Более точное значение этого параметра пока не называли.

Ожидается, что JATM будет оснащена активной радиолокационной головкой самонаведения, включаемой на конечном участке траектории. Полёт к цели будет выполняться с помощью спутниковой или инерциальной навигационной системы. Также упоминалось наличие двусторонней радиосвязи с самолётом-носителем.

Для поражения цели будет использоваться осколочно-фугасная боевая часть. Её тип, масса и основные параметры пока неизвестны. По всей видимости, БЧ будет оснащена неконтактным взрывателем.

Носителями новой ракеты станут все истребители американских ВВС и ВМС. Самолеты F-15, F-16 или F/A-18 последних версий смогут нести её под крылом или под фюзеляжем. Габариты на уровне существующей AMRAAM позволят подвешивать новую JATM во внутренние отсеки истребителей F-22 или F-35.

Накануне принятия


Таким образом, есть все основания полагать, что проект AIM-260 JATM успешно продвигается вперёд и приближается к своему завершению. Несмотря на всю сложность и различные задержки на тех иди иных стадиях разработки, новая ракета уже прошла несколько этапов испытаний и, возможно, готовится к серийному производству.

Впрочем, официальные лица пока не спешат раскрывать всю информацию о перспективном проекте и хвастаться его результатами. Реальное положение дел пока неизвестно, и вместе, с ним под вопросом остается будущее проекта JATM. Понятно, что Пентагон постарается показать свою новую ракету как можно скорее, но когда это произойдёт, неизвестно.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    Вчера, 05:54
    AIM-260 получит традиционный для такого типа ракет твердотопливный двигатель, возможно, с несколькими режимами работы. Он должен обеспечить высокую сверхзвуковую скорость полёта и отличные энергетические характеристики. Дальность пуска ракеты превысит 200 км. Более точное значение этого параметра пока не называли.

    В размерах AIM-120 невозможно создать ракету заявленной дальности с классическим РДТТ, пусть и многоимпульсным. Очень мало информации по этой ракете. При этом все отрицают наличие ПВРД, что было бы логичным, "Метеор" хороший тому пример. Поэтому чего такого необычайного применили? Новый сорт ТТ?
    1. -1
      Вчера, 08:47
      Придется подвешивать снаружи Ф35... Тогда в чем смысл?
      1. +1
        Вчера, 11:14
        Зачем? Она входит во внутренний отсек Ф-35.
    2. 0
      Вчера, 11:12
      Дальность AIM-120 увеличили с 100 км до 180 км изменением конструкции и схемы работы двигателя и топливом.
      1. 0
        Вчера, 21:58
        Реальную дальность никто официально не сообщал как и вес боеголовки. Вообще это маленькая ракета, много в нее не впихнешь - ни топлива, ни БЧ.
        1. 0
          Вчера, 22:06
          Реальную дальность никто официально не сообщал как и вес боеголовки.

          Для большинства вооружений реальные характеристики официально не сообщают широкой публике. Наш удел, как любителей- судить по неофициальным сообщениям. А реальные параметры могут быть как больше так и меньше.
  2. США планируют вооружить этими AIM-260 флотилии беспилотных летательных аппаратов на основе искусственного интеллекта, разрабатываемых в рамках концепции Collaborative Combat Aircraft (CCA) и предназначенных для ведения воздушных боев. На ракетах предполагается использовать многорежимные системы наведения с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) и инфракрасными искателями, а также возможность принимать сигналы наведения от сторонних источников, включая наземные радары, другие самолеты, беспилотники и спутники.
  3. 0
    Сегодня, 02:20
    no matter what missile it is, it always seems that there is a way to defend against them, be it decoys,flares,or other means
    but what if the missiles were given AI and its brain were shown a picture of a airplane,

    that missile would then go after the picture of what a plane looks like, no flare or electronic device will have any effect on it
    this is the type of missile that needs to be made