Израильские авиационные средства радиолокационного дозора: самолёты, привязные аэростаты и беспилотники

34 509 32
Израильские авиационные средства радиолокационного дозора: самолёты, привязные аэростаты и беспилотники

Благодаря наличию технологически развитой электронной и авиационной промышленности Израиль входит в элитный клуб государств, способных самостоятельно разрабатывать и серийно строить авиационные комплексы дальнего радиолокационного обзора. В качестве воздушных платформ для размещения аппаратуры ДРЛО в Израиле использовались пассажирские и транспортные самолёты различной грузоподъёмности, беспилотные летательные аппараты и привязные аэростаты. В прошлом израильские ВВС эксплуатировали самолёты радиолокационного дозора американского производства, сейчас Израиль экспортирует летательные аппараты, предназначенные для радиолокационного контроля воздушного пространства и земной поверхности, в том числе и в страны НАТО.

Современные израильские самолёты радиолокационного дозора


Проанализировав опыт эксплуатации самолётов радиолокационного дозора Е-2С Hawkeye и IAI Phalcon 707, израильские специалисты с учётом специфических местных условий сформировали требования для машин такого класса.



С учётом тесных союзнических отношений с США воздушные силы Израиля вполне могли приобрести самолёты Boeing E-3 Sentry, Boeing E-767 или Boeing 737 AEW&C. Однако командование ЦАХАЛ сочло, что такие крупные машины избыточны для израильских ВВС и слишком дороги в эксплуатации. Вполне приемлемым вариантом могли стать модернизированные до уровня Hawkeye 2000 турбовинтовые Е-2С Hawkeye или кардинально обновлённые E-2D Advanced Hawkeye.

Однако, оценив все за и против, в Израиле решили создавать собственные самолёты ДРЛО. Немаловажным фактором при принятии такого решения стало желание развивать собственную научно-промышленную базу и тратить финансовые ресурсы, выделенные на оборонные программы внутри страны. Так как площадь Израиля составляет всего около 22 000 км², а финансовые возможности являются ограниченными, было решено создавать самолёт ДРЛО, основываясь на относительно небольшой и лёгкой платформе. В то же время, в случае необходимости новый многофункциональный самолёт должен был иметь возможность вести патрулирование и сбор информации в течение не менее 8 часов.

Израильтяне понимали, что потянуть столь сложную программу в одиночку им будет очень тяжело, в связи с чем в начале «нулевых» с целью скорейшего создания перспективного самолёта радиолокационного дозора компании IAI Elta Systems, Gulfstream Aerospace и Lockheed Martin образовали консорциум.

В качестве носителя радиотехнического комплекса был выбран относительно компактный двухдвигательный реактивный самолёт бизнес-класса Gulfstream G550. На тот момент это был новейший бизнесджет, в котором реализованы самые передовые достижения гражданского авиастроения. Существенным фактором при выборе этой машины явилась возможность совершать длительные перелёты. Так, в самом начале продаж в рекламных целях «Гольфстрим» осуществил беспосадочный перелёт общей протяжённостью 13 521 км, из Сеула (Республика Корея) в Орландо (США, штат Флорида). Столь высоких результатов удалось добиться благодаря хорошей аэродинамике и применению двигателей Rolls-Royce BR 710, имеющих высокую топливную эффективность и обеспечивающих крейсерскую скорость 850 км/ч. Максимальная скорость составляет 926 км/ч.

Стоит сказать, что Gulfstream G550 не стал первым бизнесджетом, использовавшимся для преобразования в радиолокационный разведчик. Великобритания раньше, чем Израиль, приняла на вооружение Sentinel R1 на платформе Global Express от Bombardier.


Израильский самолёт ДРЛО G550 CAEW

Ядром радиотехнического комплекса самолёта G550 CAEW (англ. Conformal Airborne Early Warning and control – Раннее радиолокационное предупреждение и управление) стала радиолокационная станция с АФАР EL/W-2085 (модернизированный и облегчённый вариант EL/M-2075). Так же как и на IAI Phalcon 707, плоские антенны радиолокатора смонтированы по бортам в средней части фюзеляжа. Вспомогательные антенны размещаются в носовой и хвостовой части, что позволяет создать круговой радиолокационный охват. Большие боковые антенны работают в диапазоне 1 ГГц – 2 ГГц, а носовая и хвостовая – в диапазоне 2 ГГц – 4 ГГц. Также в передней полусфере установлен метеорологический радар и антенна станции радиоэлектронной борьбы. Антенны пассивной системы радиотехнической разведки смонтированы под законцовками крыла.


В ходе проведения международных аэрокосмических салонов было заявлено, что радиолокатор EL/W-2085 имеет максимальную дальность обнаружения 370 км и способен сопровождать до 100 целей, а аппаратура связи позволяет выдавать целеуказание в автоматизированном режиме одновременно более чем 12 перехватчикам и ЗРК. Отдельно отмечается, что достоинством израильской РЛС является высокая частота обновления информации – каждые 2-4 секунды. Это увеличивает точность измерения координат, особенно при работе по целям, имеющим высокую скорость полёта. На радиолокационных комплексах с вращающейся антенной радиолокатора данный параметр составляет 10-12 секунд. РЛС имеет несколько режимов работы: обнаружение цели, сопровождение и опознавание с длительным временем импульса. После того как цель переходит в разряд приоритетной, радиолокатор переключается в режим высокой скорости сканирования с оптимизированным для точного измерения характеристик цели.

На борту G550 CAEW имеется аппаратура радиотехнической разведки, но её возможности и характеристики не раскрываются. Известно, что станция РТР, наряду с аппаратурой РЭБ, является частью системы самообороны самолёта. В эту систему также входят: контейнер с дипольными отражателями и ИК-ловушками и средства управляемого противодействия ГСН ракет с тепловым наведением. По всей видимости, в данном случае речь идёт о комбинации системы обнаружения приближающихся ракет и лазерной аппаратуры ослепляющей головки самонаведения.

Для передачи радиолокационной информации в реальном режиме времени на борту G550 CAEW имеется многофункциональная мультичастотная аппаратура связи, работающая в аналоговом и в цифровом режимах. Средства связи позволяют взаимодействовать со штабами и командными пунктами различных родов войск, поддерживать связь с самолётами ВВС, кораблями военно-морского флота и армейскими сухопутными подразделениями. Связь осуществляется по защищённым КВ, УКВ и спутниковым каналам. Антенна аппаратуры спутниковой связи, работающей в диапазоне 12,5-18 ГГц, расположена в обтекателе над вертикальным оперением самолёта.

Для размещения специального оборудования на борту базового Gulfstream G550 пришлось произвести полную перепланировку салона, проложить сотни километров кабеля, установить два дополнительных энергогенератора и систему принудительного жидкостного охлаждения аппаратуры. Большое внимание уделили условиям работы операторов РТК. Помимо 6 автоматизированных рабочих мест, внутри самолёта имеются места отдыха, буфет и туалет.


Рабочее место оператора G550 CAEW

Для отображения информации, получаемой с РЛС и станции радиотехнической разведки, применены современные цветные жидкокристаллические панели.

Платформа для самолёта G550 CAEW, собранная на американском предприятии компании Gulfstream в Саванне, штат Джорджия, впервые поднялась в воздух в мае 2006 года. После облёта самолёт передали израильской компании IAI Elta Systems, и вскоре на нём начались работы по установке специального оборудования. По сравнению с бизнесджетом G550 CAEW стал несколько тяжелей, его максимальный взлётные вес достигает 42 000 кг, при этом запас топлива составляет 23 000 литров горючего, что обеспечивает дальность полёта более 12 000 км и даёт возможность вести непрерывное патрулирование в течение 9 часов, на удалении 200 км от своего аэродрома.


В настоящее время ВВС Израиля располагают пятью самолётами G550 CAEW, которые базируются на авиабазе Неватим неподалёку от города Беэр-Шева и входят в состав 122-й эскадрильи «Нахшон».

Оценивая G550 CAEW, можно отметить, что его радиолокационный комплекс по дальности обнаружения уступает более крупным самолётам ДРЛО, таким как американские E-3 Sentry и E-767 или российский А-50. В то же время сильной стороной израильской машины является использование современной экономичной авиационной платформы на базе гражданского авиалайнера бизнескласса, что положительно сказывается на стоимости постройки нового самолёта и эксплуатационных расходах.

Израильские самолёты ДРЛО в прошлом принимали участие в учениях Red Flag на американской авиабазе Неллис в штате Невада и продемонстрировали при этом неплохие результаты. Американцев очень впечатлили возможности станции постановки помех, которая эффективно подавила БРЛС и каналы связи истребителей F-15 и F-16. Также отмечалось, что по комфорту и условиям работы операторов РТК израильский G550 CAEW серьёзно превосходит американский «Хокай».

Благодаря удачному балансу «цена-качество» самолёты G550 CAEW пользуются определённым спросом на мировом рынке вооружений. Первой страной, закупившей в 2008 году самолёты ДРЛО этого типа, стал Сингапур. Стоимость контракта составила $1,1 млрд, что относительно недорого за четыре машины такого класса.

После того как израильские военно-воздушные силы выбрали на роль реактивного УТС итальянский M-346 Master, стало известно о намерении Италия приобрести самолёты G550 CAEW. Стоимость радиолокационных систем дальнего обнаружения первых двух самолётов, предназначенных для ВВС Италии, составляет $758 млн. Передача первого борта заказчику произошла в декабре 2016 года.


Итальянский самолёт ДРЛО G550 CAEW

Согласно информации, опубликованной справочным изданием Military Balance 2024, в настоящее время Италия располагает тремя самолётами ДРЛО с радиотехническими комплексами израильского производства, поставка ещё одного ожидается.

Наработки, полученные при создании G550 CAEW, были использованы в «летающей глушилке» EA-37B Compass Call, принятой на вооружение ВВС США в 2024 году.


Самолёт радиоэлектронной борьбы EA-37B Compass Call

Самолёт EA-37B также построен на базе Gulfstream G550 и имеет плоские конформные панели антенн с двух сторон вдоль фюзеляжа, выполненные на основе АФАР РЛС EL/W-2085. Однако основным назначением EA-37B является не обнаружение воздушных целей, а постановка помех радиолокационным станциям, размещённым на воздушных судах, на суше и на кораблях, а также подавление различных средств связи и ведение радиотехнической разведки.


Американское военное ведомство планирует закупить 10 самолётов EA-37B, которые войдут в состав 55-й группы радиоэлектронной борьбы и заменят устаревшие EC-130H Compass Call.

Для радиолокационной разведки наземных и надводных целей в ВВС Израиля используются самолёты G550 SEMA (англ. Special Electronic Missions Aircraft – Самолёт специального радиоэлектронного назначения).


Самолёт радиолокационной разведки G550 SEMA

Работы по созданию этой машины велись параллельно с проектированием самолёта ДРЛО G550 CAEW. Основным разработчиком радиотехнического комплекса для G550 SEMA также стала компания IAI Elta Systems.

Основным разведывательным инструментом израильского G550 SEMA является радиотехнический комплекс EL/I-3001 AISIS. Антенна РТК установлена в каноэобразном обтекателе в передней нижней части фюзеляжа. Такое расположение антенны является характерным для радиолокаторов разведки наземных целей. Также на самолёте смонтирована аппаратура радиоперехвата и комплекс радиотехнической разведки, способный на большом расстоянии идентифицировать и определять координаты работающих радиолокаторов. Помимо РТК на борту имеется вычислительные средства обработки развединформации, аппаратура линии передачи данных, спутниковая система связи, система отстрела тепловых и радиолокационных ловушек.

Лётные данные G550 SEMA практически не отличаются от G550 CAEW. Максимальная скорость на высоте 10 000 м – 960 км/ч. Скорость патрулирования – 850 км/ч. Практическая дальность – 11 800 км. Экипаж 12 человек, из них 10 операторов РТК.


Первый G550 SEMA был передан заказчику в 2005 году. Через год этот самолёт достиг оперативной готовности и принял участие в операции «Литой свинец». На данный момент в ВВС Израиля эксплуатируют три самолёта радиотехнической разведки G550 SEMA.

Радиотехнический комплекс израильского производства, аналогичный тому, что используется на G550 SEMA, установлен на двух разведывательных самолётах ВВС Индии Global 5000 SIGINT.


Самолёт ВВС Индии Global 5000 SIGINT

Самолёт Bombardier Global 5000, являясь прямым конкурентом Gulfstream G550, несколько уступает «Гольфстриму» по дальности полёта. В то же время канадский бизнесджет значительно дешевле, что, видимо, и стало для индийцев определяющим фактором.

Что касается израильских самолётов ДРЛО и радиолокационной разведки, то они неоднократно демонстрировали свою эффективность в операциях, проводимых ВВС Израиля. Большая продолжительность полёта самолётов специального назначения, построенных на платформе Gulfstream G550, позволяет осуществлять дальние рейды без дозаправки в воздухе. Так, 6 сентября 2007 года самолёты G550 CAEW и G550 SEMA осуществляли поддержку группы истребителей-бомбардировщиков F-15I, разрушивших сирийский ядерный объект в районе Дейр эль-Зор. При этом они не только контролировали воздушное пространство на маршруте и осуществляли обзор поверхности земли, но и сами ставили очень мощные помехи средствам ПВО и подавляли радиосвязь.

Беспилотные летательные аппараты радиолокационной разведки


Первый БПЛА Heron, созданный компанией Israel Aerospace Industries, поднялся в воздух в 1994 году. В течение длительного периода времени аппараты среднего класса Heron (Machatz-1) являлись самыми продаваемыми израильскими БПЛА. Экспортная стоимость беспилотника с комплектом разведывательной аппаратуры и наземным пунктом управления составляет $10 млн.

Армия Израиля за 20 лет заказала около 50 аппаратов этого типа. Они также поставлялись в Азербайджан, Австралию, Бразилию, Индию, Канаду, Марокко, Сингапур, США, Турцию, ФРГ и Эквадор. Во Франции на основе израильского «Херон» строились аппараты, известные как Eagle или Harfang.

Комплект разведывательной аппаратуры БПЛА Heron включает в себя широкий набор оптоэлектронных датчиков и радиолокатор EL/M-2022U с дальностью обнаружения до 200 км.


РЛС фирмы Elta способна обнаруживать наземные, морские и воздушные цели. Бортовое радиолокационное оборудование весит немногим более 100 кг, передача радиолокационной информации на наземный пункт обработки ведётся в режиме реального времени. Однако ввиду невозможности цифровой обработки на борту и ограниченной пропускной способности канала передачи данных, число одновременно сопровождаемых целей невелико. Один беспилотник способен сопровождать не более шести целей одновременно. Кроме того, по сравнению с РЛС самолёта ДРЛО количество литерных частот РЛС в разы меньше, что снижает помехозащищённость. Испытания в полевых условиях показали, что беспилотник в силу ряда ограничений пока не способен служить платформой в деле эффективного контроля воздушной обстановки. В то же время РЛС, установленные на израильских дронах, неплохо проявили себя при разведке наземных замаскированных целей и патрулировании морской акватории. С помощью беспилотного радиолокатора можно контролировать передвижение автотранспорта в ночное время или в сложных метеоусловиях, когда обнаружение традиционными оптическими средствами затруднено.

Дроны израильского производства с радиолокаторами на борту неоднократно применялись в боевых действиях. Они участвовали в операциях ЦАХАЛ в секторе Газа в 2008-2009 гг. Австралийские БПЛА Heron в Афганистане наблюдали за передвижением автотранспорта талибов в ночное время, а французские аппараты вели разведку в ходе подготовки операций ВВС Франции в Ливии и Мали.

В ходе серийного производства аппаратура беспилотных аппаратов семейства «Херон» неоднократно подвергалась модернизации, да и внешний вид последних модификаций сильно отличается от исходного образца.


БПЛА Super Heron, представленный на Международном авиасалоне в Сингапуре

В феврале 2014 года на Международном авиасалоне в Сингапуре демонстрировался БПЛА Super Heron с дизельным двигателем мощностью 200 л.с. и радаром, позволяющим получать изображение в высоком разрешении с большой высоты и в плохих погодных условиях.

Развитием семейства «Херон» стал тяжелый БПЛА Eitan с турбовинтовым двигателем Pratt & Уитни PT6A-67A мощностью 1200 л.с.


БПЛА Eitan

Этот беспилотник имеет взлётный вес 5400 кг, размах крыла 26 м и способен нести полезную нагрузку массой до 1000 кг. Помимо оптоэлектронных систем наблюдения и лазерного дальномера-целеуказателя в нижней части фюзеляжа может быть установлена антенна радиолокатора с синтезированной апертурой. Аппарат способен висеть в воздухе 36 часов и покрыть расстояние более 7400 км. Максимальная скорость 407 км/ч, потолок более 14 000 метров. Стоимость одного аппарата – $35 млн. Помимо израильских ВВС они поставлялись в Азербайджан, Грецию, Индию и ФРГ.

Привязные аэростаты радиолокационного дозора


Основываясь на успешном опыте эксплуатации американских аэростатных радарных постов, компания Israel Aircraft Industries создала аэростатную разведывательно-дозорную систему EL/I-330 MPAS (англ. Multi-Payload Aerostat System – Аэростатная система с несколькими полезными нагрузками).


Подъём в воздух РЛС с фазированной антенной решёткой осуществляется аэростатом американского производства TCOM 32M, который имеет длину 32 м, грузоподъёмность до 225 кг и способен нести дежурство на рабочей высоте 900 метров в течение 15 дней. Для транспортировки и подъёма аппарата в воздух используется мобильная платформа. Полученные данные передаются на наземный пункт управления по оптоволоконному кабелю. Запас кабеля составляет 2700 метров.


Спутниковый снимок Google Earth: аэростатный радиолокационный пост неподалёку от города Димона

Аэростатный радиолокационный пост, функционирующий на постоянной основе в 10 км к югу от города Димона контролирует пространство в окрестностях израильского ядерного центра. По информации, представленной на сайте компании IАI, радиолокатор, установленный на аэростате, способен обнаруживать маловысотные воздушные цели на дальности, значительно большей, чем наземные РЛС.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    19 марта 2025 04:47
    В гостях у сказки. У них головы квадратные или руки с нужного места растут?
    1. +10
      19 марта 2025 04:56
      Цитата: nazgul-ishe
      В гостях у сказки. У них головы квадратные или руки с нужного места растут?

      У них "элита" не сливала страну, как в случае с Россией, а вместе с ней и радиоэлектронику, гражданское авиастроение в общем, и тему малых самолётов ДРЛО в частности.
      1. 0
        19 марта 2025 06:18
        Дело не в элите. Государство заинтересовано в получение нужного результата. В своё время от получения заказа, до получения результата проходил месяц.
      2. +2
        19 марта 2025 10:09
        У них "элита" не сливала страну
        Хм, а почему только в прошедшем времени?
        Как сказал "тот самый" А. Бенкендорф: "Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно; что же касается будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение."
      3. +3
        19 марта 2025 13:51
        Цитата: Владимир_2У

        У них "элита" не сливала страну, как в случае с Россией, а вместе с ней и радиоэлектронику, гражданское авиастроение в общем, и тему малых самолётов ДРЛО в частности.

        На счёт авиационных носителей аппаратуры сказка не в саморазвитии, а в сотрудничестве с "Pratt & Уитни, Rolls-Royce, Gulfstream Aerospace и Lockheed Martin" и т.п. Начинку конечно сами разрабатывали, и наверняка хорошую, но общий результат (достойный восхищения, наверно) - это плод коллективных усилий целой коалиции.
    2. +9
      19 марта 2025 06:06
      Это самый наглядный пример, когда деньги, выделяемые государством на оборону, не разворовываются, а используются по назначению. Как например с небезызвестным А-100...
    3. +6
      19 марта 2025 11:19
      Цитата: nazgul-ishe
      В гостях у сказки. У них головы квадратные или руки с нужного места растут?

      Так у них приёмка изделий идёт "по бразильской системе". smile
      Не работает как требовали - прилетят ракеты или придут крайне дружелюбные соседи. И есть шанс, что именно к тебе.
      1. +6
        19 марта 2025 13:03
        Цитата: Alexey RA
        Так у них приёмка изделий идёт "по бразильской системе". smile
        Не работает как требовали - прилетят ракеты или придут крайне дружелюбные соседи. И есть шанс, что именно к тебе.

        Помимо "бразильской системы" Израиль является крупным экспортёром оружия занимая сейчас 8-е место в мире. Основные продажи приходятся на системы ПВО/ПРО, средства связи и радиолокации.
        1. +3
          19 марта 2025 18:08
          Очередной отличный цикл! Спасибо!
          Сугубо личное мнение - технологический скачок у Израиля произошел в 90-ые. Странно... smile
        2. +1
          19 марта 2025 19:32
          Россия в течение прошлых десятилетий второе-третье место стабильно держала, и около четверти на поставках систем ПВО и РЛС. Также поставляла Китаю и Индии системы ДРЛО Ка31. Однако почему то для себя закупить никто не подсказал...
  2. +8
    19 марта 2025 05:02
    Сергей спасибо за продолжение цикла, как всегда доступно и информативно!
    Хорошего дня!
  3. +6
    19 марта 2025 06:59
    Автору спасибо за интересные и познавательные статьи!
  4. +4
    19 марта 2025 07:18
    Вот люди работали именно на благо своей страны, а не на личные интересы и вывоз капитала! Мизерная страна а делает такие сложнейшие штуки, поучится бы, да боюсь некому. И да аэростаты, да длинна оптокабеля 2.7, помнится кто то тут укакивался мне доказывал что больше 100м кабель не поднять, где этот умник, отзовьсь
    1. +4
      19 марта 2025 13:04
      Цитата: Вадим С
      помнится кто то тут укакивался мне доказывал что больше 100м кабель не поднять

      Дык, дроны на оптоволокне летают на гораздо большее расстояние чем 2,7 км.
      1. 0
        19 марта 2025 15:12
        Я то это знаю, сам с оптоволокно работаю не один год. Просто в статье в прошлом году об оснащении танка дроном на оптике, один тут яростно спорил что дрон волокно больше ста метров не поднимет. Бездарь какой то диванный был. Таких к сожалению много, очень
      2. +1
        19 марта 2025 15:31
        Цитата: Bongo
        Дык, дроны на оптоволокне летают на гораздо большее расстояние чем 2,7 км.

        ЕМНИП, у ударных БПЛА большая часть кабеля лежит на земле - в воздухе только часть от катушки до точки касания земли, длиной максимум раза в 4-5 больше высоты полёта. А крадутся мыши низенько... РазведБПЛА на оптоволокне поднимают всё же ниже аэростатов.
        А у аэростата кабель висит вертикально на всю высоту подъёма.
    2. -2
      19 марта 2025 15:22
      кек "мизерная" страна но так присосалась к дотациям из сша как кровосос взаправский
  5. +3
    19 марта 2025 09:56
    hi
    Как всегда, интересная статья!
    Отличные материалы и иллюстрации!
    1. +3
      19 марта 2025 13:04
      Цитата: Wildcat
      Как всегда, интересная статья!
      Отличные материалы и иллюстрации!

      drinks
  6. +7
    19 марта 2025 10:06
    Что касается израильских самолётов ДРЛО и радиолокационной разведки, то они неоднократно демонстрировали свою эффективность в операциях, проводимых ВВС Израиля.

    Помимо самолётов G550 CAEW и G550 SEMA («Нахшон Эйтам» - «Нахшон Шавит») есть на базе 550 еще какой-то "Орон": "04.04.21 в Израиль прибыл новый самолёт семейства «Нахшон» (на базе административного самолёта Gulfstream G500/G550) – «Орон» (конкретно он – на базе G550). В отличии от «Нахшон Шавит» (самолёт РТР) и «Нахшон Эйтам» (самолёт ДРЛОиУ), «Нахшон Орон» (или просто «Орон») предназначен для построение общей разведкартины размещения наземных и морских сил противника, плюс может в некоторой степени выполнять функции и самолёта ДРЛОиУ....самолёт был представлен на авиасалоне Ле-Бурже в Париже (19-25.06.23). Причём, как оказалось, в IAI он имеет собственное коммерческое название – MARS2, что означает «Многоцелевая авиационная система наблюдения и разведки» (Multi-Mission Airborne Reconnaissance and Surveillance System). На сайте IAI есть и соответствующая страница – MARS2 ELI-3150, где EL – это первые буквы от ELTA (ЭЛьТА, «Электроника, Таасия Авирит»), т.е. Отделение и дочерняя компания IAI по производству электронных систем, а буквой ‘I’ обозначаются разведсистемы (от Intelligence)
    ....
    общая стоимость программы (включая закупку специально изменённого Gulfstream G550 в США, разработку и установку спецсистем IAI, различные испытания) – около 1 млрд долларов;
    самолет предназначен для выполнения стратегических задач по сбору разведданных путем периферийного наблюдения в радиусе тысяч километров с помощью современных камер, больших РЛС, прослушивающих устройств и, прежде всего, инновационных технологий искусственного интеллекта и алгоритмов обработки огромных объёмов информации в считанные минуты; всё это для создания точной, актуальной разведывательной картины и её быстрой передачи с пилотируемой воздушной платформы на землю;
    самолёт способен производить больше разведданных, чем 10 крупных стратегических БПЛА;
    штабы и КП на земле получают с самолёта в режиме реального времени не просто поток информации, а готовый разведывательный продукт;
    как и «Шавит» и «Эйтам», «Орон» имеет рабочую высоту 40-50 тысяч футов (12-15 км), выход на такую высоту занимает самолёту около 25 минут;
    дальность действия – более 1,000 км (замечу, что для гражданского Gulfstream G550 дальность полёта составляет 12,500 км);
    электроника самолёта значительно миниатюризирована по сравнению с использованной на «Шавит» и «Эйтам», что позволило при примерно том же весе значительно увеличить производительность всех систем; самолёт способен засекать тысячи объектов на суше и на море, идентифицировать их и выявлять цели; почти треть массы самолёта – это «железо» десятков компьютеров;
    основное оборудование самолёта – РЛС производства ЭЛьТА;
    самолёт несёт 8 постов операторов оборудования; в принципе «Орон» не предназначен действовать как полноценный воздушный КП, но на случай необходимости на нём будет пост старшего командира.


    По сайту IAI MARS2 – это многоцелевая платформа разведки и целеуказания (ISTAR – Intelligence, Surveillance, Target Acquisition, and Reconnaissance) наземных целей. Описанные технологии схожи с описанными в статье о РЛС ELM-2060PES, т.е. РЛС АФАР (AESA), технология синтезирования апертуры (SAR) и индикация движущихся целей (GMTI). С помощью РЛС самолёт может эффективно вести разведку, находясь на безопасном расстоянии (standoff range) в 60-80 км от линии фронта. Кроме РЛС, самолёт несёт электрооптические системы дневного и ночного видения для точной идентификации целей, системы РТР (SIGINT), системы связи стандарта НАТО (включая спутниковую связь), системы дальней перспективной (диагональной) фотосъёмки (Long Range Oblique Photography System), активные и пассивные системы самозащиты."
    https://oleggranovsky.livejournal.com/tag/g-550
    1. +5
      19 марта 2025 10:26
      "....
      «Орон» создан совместными усилиями Управления НИОКР МО (МАФАТ), ВВС, ВМС, ГУ военной разведки (АМАН) и специалистов IAI. Самолёт назван самым современным в своём роде в мире. Он несёт системы автоматической обработки развединформации на базе продвинутых алгоритмов и технологии искусственного интеллекта. «Орон» призван АОИ сохранить и углубить разведпревосходство перед стоящими задачами, в мирное время, в «сражении между войнами» и во время войны.
      На базе ВВС Неватим прошла торжественная церемония принятия самолёта на вооружение, с участием командующего ВВС генерал-майора Амикама Норкина.
      Норкин: «Приобретение самолёта ‘Орон’ это ещё одно проявление повышения эффективности ВВС. Возможности самолета добавят еще один уровень к существующим оперативным и стратегическим возможностям ВВС, что обеспечит постоянное сохранение их превосходства в небе на Ближнем Востоке и защиту неба Государства Израиль и его безопасности».
      Глава разработок (МАП) в составе МАФАТ бригадный генерал Янив Ротем: «МАФАТ возглавляет разработку систем ‘Орон’ уже более девяти лет. Этот разведывательный самолёт даёт АОИ новаторский и беспрецедентный уровень разведки с помощью новейших систем обнаружения, множества датчиков и РЛС, установленных на самолёте. Все они направят поток ценной информации в разведывательные системы АОИ. Технологии искусственного интеллекта позволят автоматически обработать множество данных, которые будут собираться и преобразовать их в продукт, который будет поддерживать наступательные усилия различных видов ВС АОИ и усиливать смертоносную способность в реальном масштабе времени».
      Заместитель гендиректора IAI и гендиректор ЭЛьТА Йоав Турджеман: «IAI с гордостью передаёт МО и АОИ самый современный в мире разведывательный самолёт, который обеспечит ломающие равенство оперативные возможности и беспрецедентные возможности сбора развединформации. Уникальная технология израильской разработки повысит возможности АОИ противостояния на различных аренах боевых действий с упором на ударные возможности ВВС. IAI – это база разведсамолётов Государства Израиль и мировой лидер в этой области. ‘Орон’ добавляется к семейству разведсамолётов, которые мы поставили АОИ за последние 20 лет – ‘Эйтам’ и ‘Шавит’».
      Командир 122-й эскадрильи подполковник Г.: «Это знаменательный день для эскадрильи, самолет ‘Oron’ представляет важного игрока усиления ВВС и АОИ и требует тесного сотрудничества между различными видами ВС для успеха задачи. Мы как эскадрилья возглавляем в ВВС освоением его возможностей от начала до конца, и большая ответственность лежит на наших плечах. Самолет позволит ВВС и АОИ усилить своё разведывательное превосходство во всех сферах деятельности».
      Заместитель командира 122-й эскадрильи майор А.: «Самолёт сочетает несколько возможностей: фотографирование, ДРЛОиУ, возможности сбора информации для ВМС. Большинство этих возможностей уже существуют в эскадрильи и в подразделении ‘Маоф Рахав’, но здесь мы объединяем их в одном самолёте».
      Далее майор А. поясняет, что хотя «Орон» внешне похож на «Эйтам», его системы значительно более продвинуты. Он сочетает возможности «Эйтам», «Шавит» и разведвозможности боевых самолётов, выполняющих фоторазведку или обнаружение наземных целей с помощью контейнеров с РЛС бокового обзора. Т.е. задачи ДРЛОиУ в сочетании с задачами ISR (Intelligence, Surveillance and Reconnaissance).
      Как и предыдущие самолёты семейства «Нахшон», «Орон» имеет большую дальность полёта и большое время пребывание в воздухе (8-9 часов на высоте 30-40 тысяч футов). Может нести на борту большое количество операторов, в т.ч. и из АМАН для расшифровки развединформации в реальном масштабе времени.
      ....
      В эскадрильи уже продумывают, как его эксплуатация повлияет на работу и организацию эскадрильи. ....Общая техника пилотирования «Орон» не отличается от «Эйтам», но системы будут другие и профиль полёта – иной для разных видов задач. Необходимо подготовить тактические наставления («Торот Лехима вэ-Пкудот») для пилотирования в каждом виде задач: высота полёта, скорость, углы и т.п.
      Поскольку самолёт многозадачный и может выполнять ряд разных задач в одном вылете необходимо продумать состав и задачи каждого члена экипажа. Понятно, что в кабине пилотов всегда будет командир экипажа («Кабарнит») и второй пилот. Но в транспортном отсеке персонал будет меняться. Для разведвылетов будут нужны в основном дешифровщики АМАН. Но если будут выполняться несколько задач – нужны разные специалисты и нужно правильно продумать их сочетание. В общем, персоналу эскадрильи совместно с офицерами штабов ВВС, ВМС и АМАН предстоит немало штабной организационной работы для продумывания всех этих вопросов."
      https://oleggranovsky.livejournal.com/597334.html
  7. +3
    19 марта 2025 10:16
    был выбран относительно компактный двухдвигательный реактивный самолёт бизнес-класса Gulfstream G550. На тот момент это был новейший бизнесджет, в котором реализованы самые передовые достижения гражданского авиастроения. Существенным фактором при выборе этой машины явилась возможность совершать длительные перелёты.
    Хм, и не только поэтому.
    Израиль, по численности населения с пол-Москвы, еще "немножко" строит самолеты: "Кстати сказать, выбор G550 как база для самолёта ДРЛО IAI был не случайным. В 2001 г. компания General Dynamics (владелица Gulfstream с конца 90-х гг.) купила Galaxy Aerospace, до этого принадлежавшая IAI. Вместе с ней, Gulfstream получила права на IAI-1125 Astra SPX (переименованный в Gulfstream G100) и IAI-1126 Galaxy (переименованный в Gulfstream G200). Причём значительная часть их производства продолжалась в Израиле. G100 был сменён в производстве G150. Из-за низких продаж решено свернуть выпуск G150 в 2017 г., к тому времени будет построено 265 самолётов: 145 Astra/G100 и 120 G150. Производство G200 завершилось в конце 2011 г. после выпуска 250 Galaxy/G200, на смену ему пришёл новый G250 (позже переименован в G280), который также частично производится на IAI (фюзеляж, хвостовое оперение, шасси, конечная сборка). Производство началось в 2009 г., первый самолёт передан заказчикам в 2012 г., уже построено около 100 самолётов.
    Как следствие сотрудничества, IAI создало на базе G500/G550 несколько военных моделей. "
    https://oleggranovsky.livejournal.com/8634.html
  8. 0
    19 марта 2025 13:42
    Интересно, в РФ, хотя бы на уровне курсовой работы, такие машины рассматривают?
    Или только Ил76?
    1. +2
      19 марта 2025 15:35
      Цитата: Zaurbek
      Интересно, в РФ, хотя бы на уровне курсовой работы, такие машины рассматривают?
      Или только Ил76?

      На базе "Гольфстрима"? wink
      Чтобы рассматривать ДРЛО на какой-либо базе, нужно эту базу иметь. Причём отечественную. И не из-за боязни "закладок" или проблем с ТО и запчастями. Отечественной эта база должна быть потому, что при переделке в ДРЛО придётся потрошить самолёт и набивать его электроникой и теми же силовыми и сигнальными кабелями заново (плюс экранирование и прочие радости). То есть, на базу должен быть полный комплект КД и результатов испытаний.
      А такая база у нас одна - Ил-76.
      1. +1
        19 марта 2025 15:39
        Ну так , на вскидку. Из времен СССР были лайнеры- Ан24, Як40, Як42, Ту154,Ту204.
        В новом времени ССЖ100(да он санкционный, но даже прожектов не было в этом размере)
        Сейчас главный АВАКС НАТО на базе Б737 сделан. Что то слышно про ДРЛО на основе Ту214 или МС21?
        1. +3
          19 марта 2025 15:44
          Цитата: Zaurbek
          Ну так , на вскидку. Из времен СССР были лайнеры- Ан24, Як40, Як42, Ту154,Ту204.

          Были - это абсолютно правильный термин. Из всего этого в единичном производстве остался только Ту-204/214. Серии нет.
          Цитата: Zaurbek
          Сейчас главный АВАКС НАТО на базе Б737 сделан. Что то слышно про ДРЛО на основе Ту214 или МС21?

          А вот про Ту-214 - это хороший вопрос. Благо что разведчик на его базе есть.
          1. 0
            19 марта 2025 15:45
            Так и во время СССР не было потуг. Были на основе Ан72 и Як44, но это спец машины.
            Так то и база самолета Ил86 и 96 не использовалась. А на Западе - такие машины основа АВАКС были.
            1. +2
              19 марта 2025 19:11
              Цитата: Zaurbek
              Так то и база самолета Ил86 и 96 не использовалась. А на Западе - такие машины основа АВАКС были.

              Не-а. База АВАКСов - это "семьсот седьмые". На наши деньги - что-то типа Ил-62 с массовостью Ту-154.
              А Ил-86 - это наш ответ бройлеру-747. smile
              1. 0
                19 марта 2025 21:30
                707 первый широкофюзеляжный самолёт...и ил86 ну не достаёт до 747. К нему приближается. 96-400. И то не совсем.
  9. +1
    19 марта 2025 14:14
    Автору аплодисменты - статья на злобу дня. Надеюсь кто нибудь на улице Знаменской хоть ради интереса прочитает, ну так для развития…
  10. +2
    19 марта 2025 19:21
    Чем же Заслон-М или Ирбис плохи, вполне себе фазированные антенные решетки, можно было вполне создать малый ДРЛО на базе Ми8(ведь есть же множество модификаций оного вертолета с станциями РЭБ - значит и мощными электрогенераторами) или на базе тех Ан140 или ИЛ-114. Ну и конечно Ка31 незабвенный, коих для инозаказчиков сделали свыше 20 штук...
  11. 0
    21 марта 2025 22:04
    В России под ДРЛО и заправщики надо было в свое время списываемые из коммерции Ту-154М приспосабливать, а все Ил-76 направить в ВТА.