Грузовик по цене российского БТР: в польской прессе настаивают на импортозамещении деталей для автомобиля Jelcz

31 362 21
Грузовик по цене российского БТР: в польской прессе настаивают на импортозамещении деталей для автомобиля Jelcz

Польская автомобильная промышленность в 1990-х годах «потерпела крах», однако сумела восстановиться за последнее десятилетие. При этом уровень её компетенций после возрождения оставляет желать лучшего, примером чего является производство грузовиков для нужд армии.

Об этом говорится в издании Defence24, указывая, что компания Jelcz в настоящее время является единственным польским производителем военных грузовиков. Их изготовление ведётся на заводе Autosan по заказу Минобороны, которое приобрело в 2022 году машины Jelcz 442.32.



Как указывается, эту модель по достоинству оценили солдаты, «уже привыкшие к технике времён давно ушедшего режима». Она отличается высокой проходимостью, имеет достойную грузоподъемность, её надежность находится на уровне западных образцов в этом сегменте, а поломки не вызывают особых сложностей при ремонте.

Однако с Jelcz связана одна серьёзная проблема: многие из ключевых компонентов 442.32 импортируются

- отмечается в польской прессе.


По его словам, автомобиль оснащается немецким рядным шестицилиндровым дизельным двигателем MTU; из Германии также поставляется механическая КП с 9 передачами переднего хода и рулевой механизм; мосты производятся AxleTech, дочерней компанией американской Meritor, имеющей несколько предприятий в Западной Европе; даже сталь Armox 500, из которой изготовлены кабины для бронированных версий Jelcz, производится шведской SAAB. Собственно в Польше все компоненты собираются в несущую конструкцию (классическую продольную раму).

Заказанные Минобороны 382 грузовика Jelcz 442.32 обошлись в 564,5 млн злотых или чуть менее 1,5 млн злотых за единицу [33 млн руб. – примерно такая цена у российского БТР-82А]. При этом львиная часть выделенных средств уйдёт за рубеж – поставщикам ключевых деталей для грузовика.

В связи с этим автор настаивает на «полонизации» военного грузовика. По его словам, имеются два пути импортозамещения. По первому пошли такие производители, как турецкая компания BMC Power или южнокорейская STX Engine, которые разрабатывают целые семейства современных модульных дизельных двигателей исключительно для нужд оборонки.


Однако слабость польского автомобильного сектора и неблагоприятные политические обстоятельства в ЕС означают, что шансы на успех аналогичного проекта в Польше будут ограниченными

- полагает автор.

Поэтому он предлагает второй путь – лицензионное производство ключевых агрегатов с постепенно нарастающей локализацией:

Производство двигателей внутреннего сгорания в Европе сталкивается с настоящим апокалипсисом из-за предстоящих постановлений ЕС в отношении легковых автомобилей.



Так, в конце прошлого года немецкая Volkswagen объявила о намерении сократить 35 тыс. рабочих мест к 2030 году. В этой связи имеется возможность перенести изготовление целого ряда ключевых компонентов на территорию Польши. В итоге появится возможность нарастить национальные компетенции хотя бы в такой отрасли, как военное автомобилестроение, в «котором в мире представлено всего несколько игроков», таких как американские компании Oshkosh и AM General, и чешская Tatra.

21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    15 марта 2025 17:43
    Однако с Jelcz связана одна серьёзная проблема: многие из ключевых компонентов 442.32 импортируются

    Надо срочно направить полякам наших "эффективных манагеров" с ВАЗ - у них вообще автомобильной промышленности не будет laughing
    1. +4
      15 марта 2025 18:23
      Цитата: Андрей К
      Надо срочно направить полякам наших "эффективных манагеров" с ВАЗ - у них вообще автомобильной промышленности не будет
      Угу...
      А Трампу весь наш "финансово-экономический блок" на 4 июля подарить.... laughing
  2. +1
    15 марта 2025 17:45
    Чего это они вдруг кинулись деньги считать, когда на закупки вооружения тратят миллиарды долларов кредитов?"На водке пропить, а на спичках сэкономить "решили???
  3. -1
    15 марта 2025 17:48
    "В связи с этим автор настаивает на «полонизации» военного грузовика"...
    А слабо, польский гонор в известное место засунуть, из НАТО выйти и нейтральный статус объявить?
    Знаю, знаю, ненаучная фантастика bully
  4. -1
    15 марта 2025 17:53
    По внешке очень похож на МЗКТ, почти блинец, в случае контакта возможна путаница.
  5. -5
    15 марта 2025 17:57
    Хороший аппарат (если коротко).
  6. +2
    15 марта 2025 17:59
    Тяжело полякам в Европе. Бензин - фу! Дизель - фу! Электричество из угля - фу! Остаётся на солнышке ездиить с ветерком... Или на яблоках...
    1. +1
      15 марта 2025 18:30
      Цитата: Кот Александрович
      Или на яблоках...
      А кстати...
      Сумрачный польский гений ещё не додумался хотя бы до экспериментальной разработки?
      Я, конечно, слышал, что органический синтез на многое способен. И не сомневаюсь, что, при должном упорстве, вполне можно даже в домашних условиях из яблок спирт получить. И даже, если жлоба не загрызёт, в бак автомобиля спирт лить можно.
      А чтоб вот так - яблоки? Засыпал ведро и поехал...
      Уже лет несколько как пора бы лучшим умам Польши этим вопросом озаботиться...
  7. +1
    15 марта 2025 18:04
    Польский? А что же в нём польского? Название и место сборки..... незачёт
    1. 0
      16 марта 2025 07:20
      Цитата: hiller
      Польский? А что же в нём польского? Название и место сборки..... незачёт

      Название - Желчь?
      1. 0
        16 марта 2025 14:33
        Ёлчь - так произносят поляки
    2. 0
      16 марта 2025 13:14
      Если объективно, то и в наших автомобилях ( от ВАЗа(УАЗа) до Камаза(Урала)) российского тоже ведь не всё.
      1. 0
        16 марта 2025 14:38
        К сожалению так. И , думаю, мы ещё долго будем возвращаться к исконным российским поставщикам. Хотя в истории с "польским" грузовиком в технической составляющей польского нет совсем. По крайней мере, если верить статье.
  8. 0
    15 марта 2025 18:05
    ну да, Польша чай не Эстония, нужно хоть что-то свое производить
  9. +3
    15 марта 2025 18:13
    Уже не раз говорил, что сборка из китайских комплектующих стиралок и микроволновок - это не экономика, это понты. Вот и все польское экономическое чудо)))
  10. +1
    15 марта 2025 23:41
    а еще три дня назад здесь на ВО один польский патриот писал мне посты на чистом английском о замечательных польских грузовиках и кораблях. Я еще удивился что этот патриот ни одной марки грузовика не назвал. Я сделал вывод что тот польский патриот в свое время закончил Львовское высшего военно-политическое училище и теперь устроился защищать польские интересы в интернете.
    1. -1
      16 марта 2025 23:27
      I need to clarify a few things, because reading this article without context could give the wrong impression that the only thing Poles do is assemble foreign components.

      Jelcz was a bankrupt company and was saved by the Polish government. The factory is small and, until recently, employed barely 300 people and produced around 500 vehicles per year. Only recently has it started to earn significant money and grow.

      With a production of 500 units per year, it didn't make sense to develop its own engine or springs. Besides, who was supposed to do it, and who was supposed to produce it, when the whole factory employed 300 people? It's normal in the truck industry to use engines from a few of the biggest manufacturers rather than producing your own. This also simplifies military logistics.

      Jelcz is expanding, and increasingly more components are being made in-house, but it's still too small a plant to produce everything. The latest Jelcz 883 already has a new suspension developed in Poland, so the production is slowly becoming more localized. But, of course, it takes time.

      Also, keep in mind that, in general, there are probably no fully national vehicles anymore. Most airbags come from Japan – the company TAKATA. Most headlights are from Germany (Hella), most braking systems are from Italy (Brembo). So, it's no surprise that Jelcz buys components from external markets.

      What is Polish in this specific Jelcz? The frame, the cabin, the armor structure (not the plates themselves), the drive axles, and the electrical system.
      1. +1
        16 марта 2025 23:48
        .
        I need to clarify a few things, because reading this article without context could give the wrong impression that the only thing Poles do is assemble foreign components
        Крупнейший завод для производства польской военной техники на котором работают 300 человек. Вы меня рассмешили. Пишите еще.
        1. -1
          17 марта 2025 04:03
          Unfortunately, you didn’t understand my comment. It happens, but we won’t laugh at your shortcomings. We in Poland have understanding for people with intellectual challenges. Jelcz factories are not the largest arms manufacturing plant in Poland. They are the largest producer of military trucks. That’s a big difference. The Polish group PGZ, which is the largest weapon manufacturer in Poland, employs over 20,000 people.
          1. 0
            17 марта 2025 10:26
            Цитата: Fafick
            We in Poland have understanding for people with intellectual challenges. Jelcz factories are not the largest arms manufacturing plant in Poland.
            Судя по ленте новостей среди польских политиков давно проблемы с интеллектуальным пониманием общей ситуации. У вас нету ни одного дружеского соседнего государства. Польша требует деньги с Германии как репарации за войну, Польша имеет претензии к России. У меня много друзей и знакомых поляков и все они отличные люди. Но в правительстве Польши явно работают не поляки. Это наверно как на Украине, где в правительстве совсем нету украинцев. Ото печально когда страной руководят люди другого этноса.
  11. 0
    20 марта 2025 16:28
    Купили бы лицензию у МЗКТ. Там и 8х8 и 6х6 и 4х4 и Броневик 4х4 и БТР 8х8.