Истерика в Европе на тему «Где у F-35 кнопка «Убей самолет», в которой виноваты русские

94 586 62
Истерика в Европе на тему «Где у F-35 кнопка «Убей самолет», в которой виноваты русские

Снова эти неуловимые российские… То ли шпионы, то ли хакеры, очень сложно сказать, кто в очередной раз устроил шум на всю Европу. Главное – российские, это однозначно. Ну кто еще мог проникнуть в святая святых американских авиапроизводителей и украсть там секретнейшие секреты? Только русские.

Другой вопрос — зачем они эти материалы передали европейцам, но вообще и тут ответ можно отыскать быстро: убирают конкурентов. Пусть эти евронеумехи, которые все еще копаются в проектах своих «самолетов будущего», отказываются от этих F-35 в пользу Су-35. Или МиГ-35. Или, у кого денег нет, J-35.



«Тридцать пятых» в мире много, выбирай на любой вкус, как говорится.


Но самое-то интересное в том, что в ответ на бучу, поднятую в евроСМИ, американцы… начали оправдываться! Да еще так, что у людей, давно и прочно сидящих в авиации, волосы дыбом вставали и фуражки с них падали, потому что отродясь такого за американцами не водилось. «Made in USA» — это априори бесподобно и великолепно (ну, как F-22, но мы вам его не дадим), а кому что не нравится — походите по рынку, поторгуйтесь. Вам вон французы «Рафаль» продадут. Недорого…

В чем суть поднятого шума: кто-то очень умный выдал информацию в эфир о том, что у истребителей F-35, которые США поставляют всем своим союзникам, есть внутри некий блок, который, если на него передать определенный сигнал, превращает самолет в кучу металлолома. Доказательств ноль, как обычно, но кто там полезет 35-й разбирать?

«Слон сказал, не разобрав: видно, быть потопу…»

В общем, да, взвились в Европе не шутя. С криком и обвинениями до небес, сразу видна высшая степень доверия к поставщикам, раз тема так «зашла».

Знаете, вот во всем мире так. Сразу вспомнилось одно дело, которое ударило по ВСУ не хуже «Искандера». Дело было в жарком июне 2014 года, когда под Изварино шли бои и никто о «котле» еще не думал. Два беспринципных негодяя придумали эпизод информационной войны, который весьма неплохо сработал. Просто в известном редакторе на профессиональном уровне были обработаны карты площадок хранения радиоактивной техники, после чего многие СМИ (в том числе, естественно, и «Военное обозрение») начали выдавать материалы на тему того, что командование ВСУ готовит для своих бойцов радиоактивные танки с площадки под Рассохой.

И, надо сказать, сработало. Недели две был шум, действительно, украинские танкисты отказывались получать радиоактивную, по их мнению, технику. Естественно, дозиметры в карманах у всех не лежали, и в отдельные моменты пришлось проводить дозиметрический контроль техники, которая реально приезжала из Харькова.

Потом, правда, в 2017-м году, массовый вывоз техники с площадок хранения в тех же Копачах, Янове, Рассохе был организован, но это уже совсем другая история.


И вот примерно то же самое и с F-35. Есть там этот блок, нет его – кто станет разбираться, когда блогеры строчат гневные посты, а изрядно поглупевшая европейская публика глотает это вообще не жуя?


Вот и пришлось американцам оправдываться. Но, надо сказать, оправдания оправданиями, а интересно они все объяснили. Кнопки «убить F-35» нет, но есть нюансы… Впрочем, пойдем по порядку.

В ответ на недавние сообщения европейских СМИ компания Lockheed Martin и несколько правительств опровергли идею о том, что у истребителей-бомбардировщиков F-35 есть какой-либо скрытый «аварийный выключатель», который власти США могли бы использовать для удалённого отключения самолётов. Реальность такова, что специальный аварийный выключатель не нужен для того, чтобы иностранные F-35 не могли выполнять то, для чего они предназначены. Простое отключение поддержки самолётов приведёт к тому же результату, пусть и не мгновенно, но достаточно быстро.

Без доступа к контролируемым американцами цепочкам технического обслуживания и материально-технического обеспечения, а также к компьютерным сетям, любой парк F-35 быстро придёт в негодность, а те самолёты, которые смогут летать в течение ограниченного периода времени, будут обладать значительно сниженными возможностями.

Утверждения о том, что у самолетов программы Joint Strike Fighter есть функция удалённого отключения, не новы, но вновь всплыли после того, как правительство США внезапно решило прекратить военную и разведывательную помощь Украине, и возникли новые вопросы о поддержке Америкой НАТО при президенте Дональде Трампе. За последнюю неделю или около того СМИ по всей Европе, в том числе в Бельгии, Швейцарии, Германии и Великобритании, опубликовали статьи, в которых, по крайней мере частично, рассматривается возможность отключения F-35. Это, в свою очередь, вызвало несколько официальных ответов.

«У нас нет никаких признаков того, что это возможно, — заявил министр обороны Бельгии генерал Фредерик Вансина в интервью бельгийской газете La Dernière Heure 5 марта. — F-35 — это не дистанционно управляемый самолёт. Программа рассчитана на всемирную логистическую поддержку с обменом запчастями между странами-пользователями».

«Невозможно «дистанционно управлять» или «блокировать» истребители F-35A, например, путём внешнего вмешательства в электронику», — говорится в пресс-релизе Министерства обороны Швейцарии от 7 марта. «Швейцарии не нужно чьё-либо согласие, если она хочет использовать свои системы вооружения или управляемые ракеты для собственной защиты. Она может делать это автономно, независимо и в любое время».

8 марта компания-производитель Lockheed Martin отправила электронное письмо большому списку различных СМИ, как в США, так и в Европе, в котором говорилось о «слухах, распространяющихся о том, что у F-35 есть «переключатель смерти», который США могут активировать, чтобы вывести из строя флот F-35 союзников». В письме упоминались более ранние опровержения властей Швейцарии и Бельгии.

Да, на сегодняшний день нет никаких доказательств того, что находящиеся на вооружении разных стран F-35 имеют специальную функцию, которая может быть использована для полного отключения реактивных двигателей или бортовых систем в прямом или переносном смысле нажатием кнопки. Что верно, так это то, что истребители F-35 подвергаются особенно серьезному экспортному и другим правительственным мерам контроля со стороны США. Практически все F-35, находящиеся на вооружении по всему миру, в решающей степени зависят от частной поддержки со стороны правительства США и подрядчиков в Соединенных Штатах.

Не нужен «рубильник», чтобы серьёзно снизить эффективность экспортируемой системы вооружения. Вы просто перестаёте оказывать ей поддержку, и она быстро приходит в негодность, а некоторые системы — очень быстро. И вообще, давно известно, что чем сложнее система, тем быстрее она деградирует.

Но здесь надо понимать, что F-35 был задуман, разработан, эксплуатируется и обслуживается как платформа совместного производства, основанная на прочных партнёрских отношениях с союзниками США и странами-партнёрами по всему миру. С момента своего создания F-35 был результатом совместных усилий, объединяющих опыт и вклад нескольких стран, чтобы обеспечить соответствие его эксплуатационным потребностям всех пользователей. И существует целая программа, работающая в соответствии с чётко сформулированными соглашениями, которые гарантируют, что у всех операторов F-35 есть необходимые возможности для обслуживания и эффективной эксплуатации своих самолётов. Суть программы по эксплуатации F-35 заключается в глобальном партнёрстве, когда всем пользователям гарантируют все необходимые функции и поддержку.

Это выжимка из того, что ответили «Локхид-Мартин» всем паникующим. Но даже в столь прямолинейном ответе есть небольшие нюансы.


В заявлениях, которыми просто завалили прессу различные инстанции, прямо не упоминается, что компании Lockheed Martin и Pratt & Whitney, которая поставляет двигатели F135, устанавливаемые на все варианты F-35, осуществляют значительный контроль почти над всеми аспектами обслуживания F-35.

Это включает в себя ограничение работ по техническому обслуживанию, которые могут выполняться за пределами объектов, находящихся в ведении подрядчиков в США и других странах. Многие отдельные компоненты самолётов, особенно «чёрные ящики», содержащие критически важную электронику, опечатаны в целях экспортного контроля и должны быть отправлены обратно на специализированные предприятия для обслуживания. В стране пользователя нет никакой базы знаний для этого, а создавать ее, по понятным причинам, США не станут.

Даже в условиях мирного времени существующие цепочки материально-технического обеспечения F-35 испытывали значительные трудности с поддержанием боеготовности F-35, в том числе тех, что находятся на вооружении армии США. А в Европе давно уже бухтят на тему того, что эксплуатация очень дорого обходится как раз из-за того, что вся логистика очень медленно работает.

В последние годы американские официальные лица выражали опасения, что существующие механизмы логистики запасных частей, в частности их регулярная нехватка, создадут серьёзные операционные риски в случае любого крупномасштабного конфликта в будущем. Нехватка ключевых запчастей — один из наиболее часто упоминаемых факторов, способствующих исторически низкому уровню доступности всех вариантов F-35 на вооружении США.


А как может ухудшиться ситуация для любого оператора F-35, который внезапно может оказаться без доступа к строго контролируемой глобальной экосистеме запчастей и поддержки, говорить, думаю, не надо. У нас здесь сегодня примеров в плане автомобилей более чем достаточно, так вот, с самолетами то же самое. И если в России «Боинги» и «Эйрбасы» начали каннибалить, потому что запчастей реально не хватает, то вот с F-35 такой номер не пройдет. Для боевых самолетов все выглядит несколько сложнее.

Попытка получить запасные части для F-35 из альтернативных законных или «серых» источников или даже путём контрабанды была бы крайне затруднительной, если не невозможной, учитывая общую сложность самолётов и очень высокие допуски даже для самых мелких компонентов. Для обслуживания критически важных обтекателей, обеспечивающих малозаметность истребителей-бомбардировщиков F-35 вообще требуются специализированные помещения и оборудование.


Роботизированные системы наносят антикоррозийное покрытие на истребитель-бомбардировщик F-35A ВВС США


Тот факт, что большая часть программы F-35 до сих пор засекречена, только усложняет ситуацию, в том числе из-за жёсткого контроля, введённого в отношении отдельных компонентов самолёта. Правда, в прошлом году часть программ была рассекречена американцами, и их европейские партнеры получили доступ к ним, но уровень секретности в отношении многих элементов F-35 до сих пор сохраняется.


SAP-системы обеспечивают дополнительные многоуровневые протоколы безопасности для информации. Даже если оператор F-35 (например, ВВС какой-то страны), отключившийся от более крупной программы Joint Strike Fighter, сможет какое-то время поддерживать в воздухе несколько своих самолётов за счёт имеющихся запчастей и «каннибализации», эти самолёты будут иметь крайне ограниченные возможности. Во многом это связано с автономной информационной системой материально-технического обеспечения (ALIS) и её преемницей интегрированной сетью оперативных данных (ODIN), которые всё ещё находятся в процессе внедрения.

ALIS/ODIN — это облачная сеть, которая отвечает не только за управление логистикой F-35, хотя логистика - это тоже очень важный элемент поддержания работоспособности самолёта, поскольку он напрямую взаимодействует с сетями снабжения и обслуживания, о которых говорилось выше. Система также служит портом, через который пакеты данных, содержащие конфиденциальную информацию о планировании миссии, в том числе сведения о противовоздушной обороне противника и другие разведданные, разрабатываются и загружаются на истребители F-35 перед вылетами в виде файлов данных миссии (MDF).

Именно этот пакет данных для планирования миссии является основным фактором живучести F-35. «Синяя линия» (маршрут самолёта в зоне действия противника), которую проецирует система, основана на сочетании огромного количества факторов: от зон ПВО противника до малозаметности и возможностей самолёта по ведению радиоэлектронной борьбы, а также бортовых датчиков и систем вооружения и интегрированной тактики взаимодействия F-35 с другими средствами. По меньшей мере, это одно из самых мощных вооружений F-35. Без него самолёт и его пилот (которые и так не сильно восхищают своими возможностями) гораздо менее способны раскрыть свой потенциал и, как следствие, станут более уязвимы для обнаружения и сбития.

Здесь, конечно, очень большую роль играет то, против кого будут применяться самолеты. Одно дело, если это Иран с его F-5 и самоделками на базе этого ветерана плюс ЗРК НQ-7 (китайская копия «Кроталя»), другой вопрос, если это будут Су-35 с С-300/400 за спиной.


Конечно, у Ирана есть более современное вооружение российского производства, но оно пока в мизерных количествах. И это просто для сравнения, эффективность самолета зависит не только от того, насколько хорошо работают его системы поддержки, но и насколько силен противник.

Есть и продолжение: когда F-35 возвращаются на базу, ALIS/ODIN это также средство, с помощью которого загружаются данные, собранные в ходе миссии, для дальнейшего анализа и использования. Эта информация представляет дополнительную ценность для разведки и может быть использована для обновления библиотек критических угроз, которые обеспечивают живучесть F-35 как в целом, так и в конкретном районе, где работают самолеты.

Стоит заметить, что все компоненты ALIS/ODIN и программное обеспечение создаются на предприятиях, расположенных в Соединённых Штатах, в соответствии с политикой США.

Комплекс поддержки партнёров F-35 (PSC) предоставляет возможность программировать, тестировать и внедрять данные о миссиях F-35 для стран-партнёров и клиентов FMS, это ведомство иностранных военных продаж, аналог нашего Рособоронэкспорта. Эта деятельность на 100% финансируется странами-партнёрами, включая Великобританию, Австралию, Норвегию, Италию, Данию, Нидерланды, Японию, Корею, Израиль, Польшу и Бельгию. Странам-участницам программы не разрешается проводить независимые испытательные работы за пределами США.

Есть опасность (по мнению некоторых экспертов в США), что ALIS/ODIN может стать источником кибератак, которые могут привести к попаданию в сеть недостоверной информации или даже нарушить или вывести из строя некоторые алгоритмы работы для F-35. На протяжении многих лет несколько стран работали над установкой брандмауэров для защиты данных в сети, что подчёркивает реальные опасения по поводу её сильно централизованной структуры. Мысль о том, что США могли бы применить аналогичную тактику, если бы захотели вывести из строя F-35 какой-либо страны, интересна, но это было бы нарушением контракта и могло бы иметь опасные последствия на многих уровнях, в том числе для остальной части парка F-35, если бы это было возможно.

Впрочем, будем объективны, если какая-то другая страна, обладающая необходимым ресурсом для взлома и иных действий в отношении программы, захочет нанести урон, то у нее это может получиться.

А если бы какая-то страна была исключена из программы F-35, американские власти могли бы также заблокировать ей доступ к другим критически важным сервисам, таким как космические сети связи. Без систем связи и каналов передачи данных, а также поддерживающих их сетей, истребители Joint Strike Fighter столкнулись бы с ещё более серьёзными негативными последствиями.


Джастин Бронк, старший научный сотрудник по военно-воздушным силам и военным технологиям в аналитическом центре (RUSI) в Великобритании:

«Я понимаю опасения по поводу F-35 – это реальная зависимость. Но если все ваши возможности наведения на цель, средства связи BLOS (за пределами прямой видимости), орбитальная ISR (разведка, наблюдение и позиционирование) и боеприпасы, которыми, как вы предполагаете, вы будете сражаться на войне, предоставлены США, тогда зависимость от США в отношении MDFS (файлов данных миссии, предоставляемых для каждого F-35) и ALIS/ODIN для F-35 не является вашей главной проблемой».


И он совершенно прав: действительно, есть вопросы более важные, чем файлы миссий.

Армия обороны Израиля, справедливо видя подводные камни этих критически важных и тесно взаимосвязанных зависимостей, на сегодняшний день является единственным оператором F-35, который заключил сделку, позволяющую ему использовать свои самолёты вне сети ALIS/ODIN, устанавливать разработанные в стране программные комплексы и проводить полностью независимое техническое обслуживание.


Таким образом, израильский F-35I, представляющий собой разновидность модели F-35A, отличается от любого другого истребителя пятого поколения, находящегося на вооружении в других странах мира. Израильтянам по-прежнему приходится закупать запасные части за рубежом, но в отношении программного обеспечения они совершенно независимы.

Ну а теперь о самом серьезном: а стоит ли вообще странам, купившим F-35, отказываться от них?

Да, все вышесказанное говорит о серьёзных последствиях для страны, если она потеряет доступ к существующим или будущим программам поддержки F-35. Joint Strike Fighter — это мощная и живучая платформа для воздушного боя с мощными средствами сбора разведданных, радиоэлектронной борьбы и сетевыми комплексами. Продолжается работа по добавлению нового американского и иностранного оружия в арсенал самолёта, а также по расширению его возможностей в качестве летающего «квотербека» для будущих беспилотных летательных аппаратов типа «верный ведомый». Новый радар, улучшенные возможности радиоэлектронной борьбы и многое другое также находятся в разработке в рамках пакета обновлений Block 4.

В настоящее время компания Lockheed Martin ожидает, что к 2035 году только в Европе будет базироваться около 600 F-35, если не больше. В прошлом году Греция стала последней страной, объявившей о планах по покупке этих самолётов. В последние годы рынок истребителей-бомбардировщиков продолжал расти во всём мире, а F-35 реально самый продаваемый (но отнюдь не самый лучший) товар на этом рынке.

И здесь весьма такой неприятный для Европы аспект: реальной замены F-35 не существует, по крайней мере, пока. «Тайфун» и «Рафаль» - это самолеты из прошлого века, реально уступающие российским и (возможно) китайским новинкам. О «Торнадо» и «Миражах» мы даже не разговариваем в этом плане. Так что для Европы, пока там не осилили свои собственные разработки, F-35 – это единственный вариант на ближайшие лет десять, если не больше.

Вот, скажем, Великобритания находится в процессе разработки малозаметного истребителя нового поколения, который в настоящее время называется Tempest, в сотрудничестве с Японией и Италией, которые также являются операторами F-35. До того, как Tempest станет реальностью, пройдут годы, если не десятилетия.

Франция, Германия и Испания также ведут аналогичные разработки примерно с тем же азартом но большей эффективностью. Разработка малозаметного боевого самолёта исторически оказалась сложным и дорогостоящим делом, а серийное производство такого самолёта сопряжено с дополнительными трудностями.

Перспектива того, что американские власти решат полностью исключить страну из программы F-35 даже после того, как она взяла на себя обязательство по покупке самолётов, тоже не является беспочвенным предположением. Более того, как раз сомнений в таком пассаже и нет, достаточно турецкого примера. Это речь идет о том, как правительство США при поддержке других партнёров по программе решило исключить Турцию в 2019 году из программы F-35 в основном из-за покупки этой страной российских зенитно-ракетных комплексов С-400.

Турецким военно-воздушным силам было отказано в поставке F-35, а также различных деталей и вспомогательного оборудования, за которые уже была произведена оплата. Турецкие компании, которые в течение многих лет были основными субподрядчиками Joint Strike Fighter, также были исключены из глобальной сети поставок. Вот вам и все, политика, и никакого бизнеса.


Кстати, из программы Joint Strike Fighter Турция вылетела именно при президенте Трампе… Так что сегодня, когда состоялось «возвращение Терминатора», некоторые в Европе задергались совершенно небеспочвенно. Дядя Дональд рубить с плеча не будет, но с ноги пробьет весьма качественно. Уже все поняли.

Но здесь важно заметить, что, хотя F-35 является особенно ярким примером проблем, связанных с иностранной зависимостью, общая проблема заключается в том, что чем более продвинутой является система, тем быстрее она, скорее всего, выйдет из строя без поддержки, которая, в свою очередь, с меньшей вероятностью будет по-настоящему независимой от иностранных источников.

Сложно, громоздко в формулировке, но понимаемо. Понимаемо настолько, что некоторые страны предприняли шаги, чтобы сохранить как можно большую независимость. Швеция, которая долгое время была нейтральной, а теперь является членом НАТО, возможно, является самым известным примером. Сегодня за Швецией начинает всерьез задуматься о независимости Швейцария.

Кстати, именно в Швейцарии начались публикации на тему «У F-35 есть кнопка самоликвидации», которой США могут вырубить все самолеты этой марки.

Хотя у F-35, возможно, и нет явной функции «аварийного отключения», программа в целом создаёт значительные тревожные зависимости для большинства операторов Joint Strike Fighter.


Самолёт требует постоянной поддержки со стороны цепочки поставок и концепции логистики «точно в срок», которая уже вызвала серьёзные опасения. То, что многие его ключевые функции привязаны к ALIS/ODIN, только усугубляет эти опасения.

Учитывая нынешнюю весьма замысловатую траекторию политики правительства США в отношении Украины и НАТО, реальные опасения по поводу будущей поддержки систем американского производства, скорее всего, будут только расти, и существует реальная вероятность того, что в результате экспорт американского оружия в Европу может сократиться.

Касаемо того, кто вбросил информацию о таинственной «кнопке» в европейские СМИ, скорее всего останется тайной. Но на самом деле какая разница? Если у европейцев есть проблемы с F-35, то у нас-то проблем с ними нет.
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    19 марта 2025 05:04
    У нас в России такая же ситуация с Суперджетом примерно. Санкции в его отношении поставили крест на его производстве. Как и на СМ-21. Да же на ТУ-214, где успели напихать импортного оборудования. Некоторые авиакатастрофы с Суперджетом похожи на отключения такой кнопкой.
    А история в Газпроме где купленные газоперекачивающие станции с немецкими насосами управлялись из Германии, и которые встали колом после санкций, когда те отключили тех поддержку и их ремонт, и пришлось ставить всё своё.
    В принципе современные самолёты напичканные супер электроникой можно выводить из строя и без кнопки, теми же вспышками на солнце или направленным высокочастотным излучением с земли или с другого самолёта.
    1. +15
      19 марта 2025 05:15
      Вспомните как сгорели иранские центрифуги...из за вируса подброшенного в их ПО, то ли Моссад Израиля, то ли ЦРУ США.
      Можно покойного Хуссейна вспомнить, у которого французские радары внезапно перестали видеть нужные цели.
      1. +9
        19 марта 2025 06:14
        В принципе далеко ходить не надо. Статьи авторов и обозревателей ВО приходят на сайт с американских серверов, это видно по времени появления на сайте. В три-пять часов ночи по московскому времени. В 15, 17 часов по американскому. Так что сайт могут вырубить одним щелчком.
        1. +2
          19 марта 2025 06:36
          И не только сайт. Банковские операции, ............ и прогноз погоды.
          1. +2
            19 марта 2025 08:06
            Можно и Украину отрубить: для этого надо от 6 до 10 минут.
            1. 0
              19 марта 2025 08:16
              Если в минуты перевести , что то цифра большая получается.
        2. +2
          19 марта 2025 08:31
          Статьи авторов и обозревателей ВО приходят на сайт с американских серверов,

          об этом мало кто задумывается...
        3. 0
          22 марта 2025 23:30
          В принципе далеко ходить не надо. Статьи авторов и обозревателей ВО приходят на сайт с американских серверов, это видно по времени появления на сайте. В три-пять часов ночи по московскому времени. В 15, 17 часов по американскому.
          Сетевые проверки говорят об обратном.

          Так что сайт могут вырубить одним щелчком.
          Сайт не сильно громоздкий и не дюже навороченный, даже при ленивых потугах переносится либо востанавливается из бэкапа в течении половины дня. Если поднапрячься, можно за час перееехать.
    2. +13
      19 марта 2025 12:16
      Такая большая статья, автора ,который ничего не понимает ! Вам всем давно рассказывают, что самолёт 5-го поколения существует только в рамках глобальной Боевой Информационной Системы. А такая система существует только в США и включает она не только продвинутые способы обмена информации, но и доступ к различным техническим средствам разведки и информационным базам. И доступ к ним открывает США. Без этих средств разведки и информационных баз F-35 почти бесполезный самолёт. F-35 все, кроме США , покупают не для себя а фактически для американцев. Это вам понятно ? Какая "красная кнопка" ?
      Хотите вы или нет , но в СВО против нас воюют США, ведь это они обеспечивают разведданные и целеуказание для ВСУ и доступ к своим информационным базам и средства для этого...
      1. +2
        19 марта 2025 13:28
        Без этих средств разведки и информационных баз F-35 почти бесполезный самолёт.

        Евреи как-то обходятся.
        Но в целом да, f-35 разрабатывался как часть этой системы.
        И это не ограничивается разведданными, тактика применения F-35 подразумевает наличие аваксов и рапторов.
        1. +1
          19 марта 2025 13:59
          А аваксы и рапторы чем занимаютя ? Собирают разведанные и мониторят воздушное, наземное и морское пространство!!! Евреи ставят на F-35I своё оборудование для использования и своих БИС. Только им это разрешают делать США ! Спасибо за расшифровку и дополнение.
        2. +1
          19 марта 2025 20:58
          Евреи как-то обходятся.
          Они делают неглубокие рейды и сразу назад. После разгрома Сирии им там гонять противников с воздуха вообще никто не мешает.
        3. 0
          20 марта 2025 11:10
          не обходятся они все получают из сша
    3. +4
      19 марта 2025 13:25
      У нас в России такая же ситуация с Суперджетом примерно.

      Примерно, но не такая.
      Мы то можем помучившись сделать суперждет нью, и думаю сделаем, он уже полетел.
      А вот ЕС никак не сделать F-35 Euro laughing
      1. -6
        19 марта 2025 14:03
        Суперджет "мёртвый" самолёт. У него устаревший двигатель ПД-8, который непонятно кто и как сделал и он не имеет отношения к ПД-14. Нужно снимать всё руководство за бездарный распил средств. Как и у МС-21 у него система управления самолётом на джойстиках, которую нельзя заменить, и у нас нет опыта производства таких систем....
        https://dzen.ru/a/ZovKGSD0SFFZehCN?ysclid=m8fr5lecd3155061736
        1. 0
          20 марта 2025 13:15
          Как и у МС-21 у него система управления самолётом на джойстиках

          Ну так теперь все самолеты с такой системой будут. Придется получать опыт.
  2. +11
    19 марта 2025 05:50
    Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе
    Науке доподлинно не известно.
    (Х/Ф "Карнавальная ночь")

    Так и в статье. То ли закладки есть, то ли закладок нет, никто в Европе точно не знает
    p.s. Многим известно, что в 1999 году, перед началом бомбежек Югославии самолетами НАТО, "вдруг" отключились все ЭАТС "Искрател" вроде как югославского (словенского) производства, но сделаные на из Сименсовских комплектующих. Что привело к полному прекращению связи в стране и нарушению работы ПВО страны.
    p.p.s. Кроме Югославии "Искрателы" частично отключились в Молдавии и даже на Западной Украине.
    what
  3. +6
    19 марта 2025 06:00
    В чем суть поднятого шума: кто-то очень умный выдал информацию в эфир о том, что у истребителей F-35, которые США поставляют всем своим союзникам, есть внутри некий блок, который, если на него передать определенный сигнал, превращает самолет в кучу металлолома. Доказательств ноль, как обычно, но кто там полезет 35-й разбирать?
    . А вот это не совсем правильно... Израильские военные, тому пример. Разбирают, копаются и ставят СВОЁ оборудование, электронику и это БЖ Ж Ж, не спроста!
    1. +4
      19 марта 2025 11:52
      Израиль добавляет свое оружие и, естественно, ПО к нему.
      И ставит доп. датчики, приборы, и их ПО. С согласия Локхида.
      Базовое ПО остается американским.
      У F-35 - "открытая архитектура" ПО. Можно добавлять, изменять не "ломая" то, что есть.
      У F-22, например, такое невозможно.
      1. 0
        19 марта 2025 13:30
        Для вас это плохо, потому что в базовом ПО могут быть закладки. Или что более вероятно они могут придти с обновлениями.
      2. 0
        20 марта 2025 19:16
        Конечно "открытая архитектура"... это когда тебе её открыли!
  4. BAI
    +13
    19 марта 2025 06:12
    Пейджеры взрываюися, хакеры перехватывают управление автомибелем, сименсовские ветряки на освобожденных территориях все отключены, а тут целый самолет, напичканный электроникой.
    Т.е. ветряк Сименсу можно дистанционно отключить, а Штатам боевой самолет нельзя? Не зря Европа всполошилась - сами так делают.
    Не удивлюсь, если там взрывчатка уже заложена, чтобы предотвратить попадание самолета в нежелательнве руки. Я бы по крайней мере так и сделал бы.
    1. 0
      19 марта 2025 11:24
      То у вас собаки лают, То руины говорят! Мы кое в чём поднаторели.
    2. +2
      19 марта 2025 15:54
      А там и не надо ставить заряд дополнительный. Достаточно осуществить пуск ракет без выдвигания из внутренних отсеков, залить топливом двигатели перед или в момент старта, отключить двигатели в момент полета, сместить уровень земли в момент посадки или отключить систему автоматической стабилизации полета... Там много чем можно привести самолет в полную негодность.
  5. +6
    19 марта 2025 06:29
    Спасибо автору на ВО за его привнесённую личную изюминку в перевод западных статей. Читается легко, хоть и с "водой".
    Ф-35 удивительная платформа, единственная (пока) в мире. То, что её удалось продумать, создать, скооперировать и продавать - уважение.
    Возможно сам самолёт и "плох" (зависть))) как и его пилоты:
    "По меньшей мере, это одно из самых мощных вооружений F-35. Без него самолёт и его пилот (которые и так не сильно восхищают своими возможностями) ...", но это ... звучит не солидно).
    К тому. Автор в профильной теме "Авиация" в содержательной статье мог бы объективно оценить и наши (+ КНР) достижения - чисто для сравнения.
    Пока США - впереди.
  6. +3
    19 марта 2025 06:31
    Глупости конечно. Все знают, что Майкрософт никак не может влиять на проданный пользователям Виндовс. А тут - целые самолеты.
    1. +3
      19 марта 2025 13:31
      Все знают, что Майкрософт никак не может влиять на проданный пользователям Виндовс.

      Еще как может, если вы конечно хотите использовтаь все возможности винды.
      1. +1
        20 марта 2025 11:29
        я думаю вадим 2 пошутил , по желанию американского правообладателя винда может просто удалится с компа ....
  7. +4
    19 марта 2025 06:34
    Да в любых сложных системах есть закладки, уже давно не секрет. Никто не будет делиться лидерством в высоких технологиях.
  8. Eug
    +2
    19 марта 2025 06:50
    Я только не понял, почему " ....два беспринципных негодяя придумали эпизод информационной войны -это про Изварино в 2014.
  9. +4
    19 марта 2025 07:35
    компания Lockheed Martin и несколько правительств опровергли идею о том, что у истребителей-бомбардировщиков F-35 есть какой-либо скрытый «аварийный выключатель»
    Они и будут это отрицать. Это же очевидно wink
  10. +6
    19 марта 2025 08:04
    Однажды, возможно пару лет назад в СМИ промелькнула новость от PW (или возможно другого производителя авиационных двигателей), что они на земле получают от всех работающих в данное время двигателей их производства телеметрическую информацию в режиме online и могут производить до настройку их прямо в полете. Все это касалось гражданской авиации. По этому поводу у меня вопрос к автору, как специализирующемуся на авиатеме, на сколько это возможно (я имею ввиду контроль работающей силовой установки) и не связаны ли вопросы по "кнопке" с упомянутым сервисом?
    1. +7
      19 марта 2025 10:32
      Цитата: Hagen
      Однажды, возможно пару лет назад в СМИ промелькнула новость от PW (или возможно другого производителя авиационных двигателей), что они на земле получают от всех работающих в данное время двигателей их производства телеметрическую информацию в режиме online и могут производить до настройку их прямо в полете. Все это касалось гражданской авиации. По этому поводу у меня вопрос к автору, как специализирующемуся на авиатеме, на сколько это возможно (я имею ввиду контроль работающей силовой установки) и не связаны ли вопросы по "кнопке" с упомянутым сервисом?


      Я не автор статьи.
      Но я в режиме реального времени мог снимать порядка 20 параметров через простую систему мониторинга автотранспорта с дополнительно установленными датчиками.
      Суммарной стоимостью установленного оборудования порядка 150 долларов.
      При желании, мог подключить функцию блокировки.
      так что все о чем вы спрашиваете - абсолютно реально.
      БПЛА большие же контролируются и управляются дистанционно.
      Я мало того скажу.
      Через 10 лет мы увидим экипажи гражданских самолетов с 1 пилотом. Его оставят для "чувства безопасности" пассажиров.
      И возможность дистанционного управления с земли, получит большинство гражданских самолетов.
      Как только действия/бездействия пилота будут вызывать "вопросы" - система будет забирать управление.
      1. +3
        19 марта 2025 12:09
        Цитата: SovAr238A
        Я не автор статьи

        Большое спасибо. Очень ценно... Таким образом, то, о чем беспокоится западный потребитель F-35, вполне имеет основания. Если возможна корректировка и перехват управления, то кнопка "убить F35" фактически существует. Весь вопрос в чьих руках и с какими целями будет этот внешний контроль.
        1. 0
          19 марта 2025 13:24
          Цитата: Hagen
          Цитата: SovAr238A
          Я не автор статьи

          Большое спасибо. Очень ценно... Таким образом, то, о чем беспокоится западный потребитель F-35, вполне имеет основания. Если возможна корректировка и перехват управления, то кнопка "убить F35" фактически существует. Весь вопрос в чьих руках и с какими целями будет этот внешний контроль.


          не совсем так.
          Я говорил про гражданскую авиацию.
          А тут военная.

          Гражданская авиация единоуправляемый организм в мире.
          Военная авиация управляется в каждой стране, они могут входить в альянсы и формировать единую систему, но сути это не меняет.
          Никто в военной авиации не позволит иметь кнопку "выключения".
          Хотя я часто негативно отношусь к творчеству Скоморохова, но тут он написал реальность.
          Выключить можно только систему сбора данных, телеметрии, обновления встроенного ПО.
          И все.
          Во всем остальном - "Самолет вы не выключите".
          Просто вы не будете получать информацию о сбоях во время полетов, накопленных ошибках в ОЗУ БК, остаточном ресурсе тех, либо иных узлов и агрегатов.
          Не сможете автоматически и заранее заказывать ЗЧ и виды требуемого обслуживания.
          Вернетесь к ручному обслуживанию самолетов.

          А тут вот как раз и неизвестно - а есть ли РЛЭ и сервис-мануал в на обслуживание данного самоля в бумажном виде.
          В этом может быть и прикол.
          1. +1
            19 марта 2025 14:22
            Цитата: SovAr238A
            Выключить можно только систему сбора данных, телеметрии, обновления встроенного ПО.

            По моему мнению, если возможно обновление ПО, то можно обновить так, что двигатель потеряет мощь или вовсе остановится. Неоднократно звучал вопрос у наших журналистов представителям нашего ВПК на выставках вооружения о возможных закладках в технике в целях предотвращения ее использования против страны производителя. Наши отвечали, что принципиально такое не ставят. Но продукция ВПК США сегодня самая распространенная в мире. Подстраховать себя на случай попадания самолёта в руки врага - соблазн велик, а тем более под вполне благовидным предлогом... как помощь пилоту в полете...
      2. 0
        19 марта 2025 13:33
        Арбуз уже тестируют самолёты, полностью управляемые автопилотом, от старта до пасадки и остановки. Пилоты сидят, но ни РУДы, ни сайдстики вообще не трогают. Если не ошибаюсь, тестируют A33N и A359. А так, на МВЛ, часто летают по одному пилоту: DHC-6-400/ТВС-2МС, Ан-3 и Ан-2.
        У нас, к слову, в декабре прошлого года, ветром Ан-3 оба крыла оборвало (42 м/с выдуло), так до сих пор и стоит, бедолага, куцый: ни одной горизонтальной плоскости нет (даже стабилизаторы посрывало)
      3. +1
        19 марта 2025 21:43
        Цитата: SovAr238A
        Как только действия/бездействия пилота будут вызывать "вопросы" - система будет забирать управление.

        Насколько я помню , это уже реализовано. Те 2 упавших боинг737мах :
        В октябре 2018-го лайнер Lion Air разбился у западного побережья острова Ява, погибли 189 человек. После анализа данных «чёрного ящика» эксперты были очень удивлены странным поведением системы MCAS. Судя по всему, с датчиков поступали неправильные данные об угле атаки — и самолёт автоматически опустил нос и направился прямо в воду. Пилоты более десяти раз пытались вручную поднять нос, но система всё равно опускала его вниз
    2. 0
      19 марта 2025 13:27
      Ну, заниматься изменением тяги, и другими параметрами в процессе полёта - очень чревато... А вообще, эту тему задали европейцы, их концерн по имени Арбуз: они создали в Тулузе аналитический центр, куда, во время полёта самолёт отправлял кучу телеметрических данных (порядка 200 параметров, если не ошибаюсь). И стали делать это - довольно давно (не могу сказать, с какой модели это пошло, чуть-ли не с 310). При этом, они не скрывали это, а сразу сказали: мол, мы не можем залезть в мозги самолёта дистанционно (при проектировании это было учтено, так как понимали, чем это может грозить).
      А потом, эстафету подхватили RR с их серией Trent (A380, B787), а затем, почти одновременно и PW (серия PE1000G, и их производные. Да, те самые, проблемные с редукторами), да GE/Snecma (с их серией LEAP), так как эти движки вышли почти одновременно. Позжа, и сам Бобик попёр тем же путём (сильно ускорились, когда обделались со своей системой MCAS, на B7M9). А сейчас (буквально, неделю назад прочитал) и Ростех решил выкатить подобное для ПД-14 и ПД-8.
  11. bar
    +5
    19 марта 2025 08:22
    выключатель не нужен для того, чтобы иностранные F-35 не могли выполнять то, для чего они предназначены. Простое отключение поддержки самолётов приведёт к тому же результату, пусть и не мгновенно, но достаточно быстро

    И что тут вызывает удивление? Те же самые гейропейские автопроизводители уходя с российского рынка лишили его своей техподдержкой, и те же мерседесы и бмв поимели кучу проблем с диагностикой и обслуживанием. А утеря оригинального ключа зажигания при отсутствии фирменной поддержки вообще превращает автомобили в кирпич.
  12. -1
    19 марта 2025 08:35
    Подскажем автору, чем технологичнее изделие, тем оно сложнее. Во 2МВ истребители выпускались десятками тысяч, самое сложное в них был мотор и пулеметы. Потом пришла реактивная эра - выпуск шел тысячами, на самолетах появились радары и ракеты. Сейчас основные истребители, ф-35, Рафаль, Сушки выпускаются сотнями, электроника, авионика, ИИ - еще усложняется. Возможно в будущем 6/7 поколение будет выпускаться уже десятками, а каждый борт будет стоить 300-500 млн долл. станет еще сложнее - прыжки в космос, беспилотный режим, оружие на новых принципах, ИИ+ и тд. Прогресс не остановишь. Никаких особо проблем у европейцев с ф-35 нет. У этого самолета есть плюсы и минусы, и все их прекрасно уже знают. Альтернативы нет. Европа застряла в 4 поколении, а у врагов не возьмешь.
  13. +5
    19 марта 2025 08:51
    Да элементарно смартфоны. Айфоны и Самсунги.
    Функционал режут как хотят. Без подключения к интернету не работает. После подключения микропатчь убивает полсистемы.
  14. +2
    19 марта 2025 08:53
    Давай, Россия, защити F35! tongue
    Конечная цель — уничтожить не самолет, а пилота, заставив его пролететь через фонарь кабины.
    У нас пилота военного самолета готовят за 5 лет! tongue
    https://fr.topwar.ru/260786-frg-ne-iskljuchaet-otkaza-ot-istrebitelej-f-35-iz-za-opasenij-chto-ssha-vstraivajut-v-oruzhie-distancionnyj-avarijnyj-vykljuchatel.html
    Я француз, так что да здравствует Dassault Rafale.
  15. +4
    19 марта 2025 09:18
    Весь цимес не в истребителе, и не в его малозаметности. Это вторично! Весь цимес в инфраструктуре и информационной системе! Вот о чем надо думать. У нас что-то есть подобное или все сведения вручную собираются?
    Такое чувство, что она настолько секретная, что о ней даже в войсках не знают. Discort используют
    1. +1
      19 марта 2025 10:20
      Цитата: Alexander K
      У нас что-то есть подобное или все сведения вручную собираются?

      Не с этими генералами. Для решения этой задачи необходимо новое грамотное поколение в руководстве МО. Все можно сделать, если правильно все расставить в работе и приоритетах.
  16. +3
    19 марта 2025 10:08
    Есть такая кнопка или иные варианты, а может нет их. Не столь суть важно))) важно то, что из прогрмаммы Ф - 35 смогут "выскочить" не только лишь все))) как изящно выразился, один известный бандерополитик. Потому что, фирма "Локхид" творчески переработала свои схемы "развода" лохом и применила новую. Покупаелся не готовый продукт Ф - 35, а участие в программе
    его разработке и строительстве. Т. е. все страны участницы программы уже вложили немалые деньги, а самолеты получили еще не все. Поэтому, можно выйти из программы, но денег вам никто не вернет. А это, уже потраченные миллиарды $ и в перспективе, потратить еще миллиарды на следующую программу)))
  17. 0
    19 марта 2025 10:45
    Тот ,кто придумал эту "диверсию" против Фу-35,явно получит повышение в звании и премию....
  18. +3
    19 марта 2025 10:54
    «Невозможно «дистанционно управлять» или «блокировать» истребители F-35A, например, путём внешнего вмешательства в электронику», — говорится в пресс-релизе Министерства обороны Швейцарии от 7 марта.

    Угу... а потом выясняется, что программное обеспечение самолёта не куплено, а, как это нынче модно, предоставлено в пользование. А дальше...
    Сетевая лицензия недоступна. Закрыть без сохранения / Сохранить и закрыть?
  19. 0
    19 марта 2025 12:04
    Цитата: Hagen
    Однажды, возможно пару лет назад в СМИ промелькнула новость от PW (или возможно другого производителя авиационных двигателей), что они на земле получают от всех работающих в данное время двигателей их производства телеметрическую информацию в режиме online и могут производить до настройку их прямо в полете. Все это касалось гражданской авиации. По этому поводу у меня вопрос к автору, как специализирующемуся на авиатеме, на сколько это возможно (я имею ввиду контроль работающей силовой установки) и не связаны ли вопросы по "кнопке" с упомянутым сервисом?

    Отдать телеметрию по шине данных при работающем двигателе - возможно.
    Изменение прошивки или настроек при работе двигателя невозможно . Система Fadec так не работает. Обычно требуется вход в сервисный режим, в который невозможно зайти, и наоборот в сервисном режиме запуск и работа невозможны. Обычно ещё применяется "железный" ключ для перехода в сервисный режим.
  20. +3
    19 марта 2025 12:23
    Одно дело, если это Иран с его F-5 и самоделками на базе этого ветерана плюс ЗРК НQ-7 (китайская копия «Кроталя»), другой вопрос, если это будут Су-35 с С-300/400 за спиной.

    К С-300/400 тоже вопросы.
    ГУР Украины выложил видео ударов по ПВО в Крыму. Список весьма не короткий
    Поражено:
    48Я6-К1 “Подлет” (2шт);
    1Л125”Ниобий-СВ” (2шт);
    39Н6 “Каста 2Е2” (3шт);
    9С19 “Имбирь”;
    “Небо-СВ”;
    С-300ВМ;
    “Небо-М”;
    59Н6-Е “Противник-ГЕ”;
    БРЛС “Мыс”
    А также:
    Установка С-300СВ
    КП РЛС “СТ-68” та РЛС 39Н6 “Каста 2Е2” ЗПРК Панцирь-С1 - 3шт.
  21. 0
    19 марта 2025 12:44
    классно придумали американцы - единое поле инфы по работе с самолетом. от развед данных до логистики...А как ее можно развить? что б с большего количества источников поступала инфа, что б можно было быстрее искать, заказывать и устанавливать запчасти, проводить модернизацию, искать бабки?
  22. 0
    19 марта 2025 12:48
    Кнопок нет,но ньюансы. И их много. В принципе ничего нового и неизвестного в этом нет. Экспортные версии всегда слегка оскопление идут,чего спрашивается орать то?
  23. +1
    19 марта 2025 13:35
    Вобщем ,опять непонятно кто непонятно что за бугром ляпнул...
    зато у нас пошла пустая писанина... размахнись рука... сколько можно статей написать то? сколько рубликов заработать?
    Фактов нет? зато можно фоток навставить.... и быстрей, быстрей, все равно через 2-3 денька все забудут ,будут новые "перемоги"...
  24. 0
    19 марта 2025 15:12
    Оружие обязательно должно быть своей разработки, производства и компонентов. Чего нет- копировать, как китайцы, или украдать. Ничего зазорного в этом нет. Идёт война, детка. И хватит уже из международного права делать фетиш, как наш Верховный. Это право умерло в 1991-м году, вместе с Союзом. Сейчас побеждают наглые и решительные. Американцы ни на что не оглядываются.
  25. +1
    19 марта 2025 15:50
    Причем здесь блок в Ф35?
    У него регулярное обновление (как у Андроида и Айфона) ПО через НЕТ из США идет. И все БРЭО (передача данных, обработка данных от АФАР и тд) зависит от ПО и его новизны. Соответственно вам могут:
    - просто перестать обновлять
    - Отключать от внешнего ЦУ от американских источников
    - просто обрезать функционал.

    -
  26. +1
    19 марта 2025 20:28
    Есть стойкое мнение, что кнопка "Stop"в ПО F-35 существует... На всякий случай...Первыми это заподозрили японцы, пытаясь, самостоятельно, в "арийном режиме", реанимировать одну из систем данного "вундерваффе"... Итог: куча потраченного времени, сил, знаний, технических "суперприбамбасов" и на выходе - "голяк"... Короче, летательный аппарат был в состоянии "уже умер", до получении техническим персоналом авиабазы, некоего "загадочного"специализированного драйвера от производителя ПО F-35, что привело самураев в "священный ужас" от поступка "бледнолицего господина".... В России, данные "закладки" работают давно и, периодически "срабатывают", по команде из - за океана или ближайшего "забрюсселья"... Это и газпромовские "приобретенья" и отечественный "Sukhoi Superjet - 100", МС-21, возможно, и "Ту-214"... Не зря Руководство СССР категорически запрещало (после 1945 года) приобретение, на Западе или в США, сложных систем и агрегатов "в сборе", элементной базы радиоэлектроники, разрешалось приобретать, лишь, лицензии, патенты, для их изучения и проверки "на вшивость", с последующим их воплощением "в мраморе и бронзе" отечественными предприятиями... Исключение делалось для ширпотреба и продукции лёгкой промышленности... Эпоха алкаша ельцина "отменила" данные запреты, а результаты сего "нововведения", до сих пор, "глотаем столовыми ложками", начиная от фармацевтики, заканчивая космосом, образованием, культурой и, далее, по списку ...
  27. 0
    20 марта 2025 22:40
    Нормальная портянка! Придётся читать по диагонали. Да сто пудово есть та самая кнопка. На всём есть. Те же поляки не могут сами свои условные "Химари" запустить без допуска и бегают звонить после каждой зарядки. А тут целая вундервафе. Да кто ж им даст?
  28. 0
    21 марта 2025 18:44
    Сейчас кнопка не обязательна. Можно обновлениями, счетчиками наработки или запрограммированной поломкой прикончить самолет. Все видно на примере автомобилей, как только появилась необходимость постоянного обновления ПО, риск получить кирпич на ровном месте вырос кратно. Заложенный "бэкдор" ни кто не отменял, а проверить его наличие или отсутствие почти не возможно пока сам создатель не сознается.
    Верить глобальным корпорациям, себя не уважать. Сейчас все идет к жизни по подписке.
  29. 0
    25 марта 2025 10:02
    Есть ли эта зловредная кнопка на F-35, нет ли этой кнопки на F-35, наука пока не знает. Это знает только коварный дядя Сэм, который молчит как партизан. Дискутировать на данную тему можно долго, но безрезультатно. Но вот на днях в моем Айфоне полностью отключился ВотсАпп - не устанавливается обновление - и я на своем печальном опыте убедился в ненадежности американского дяди. Что там не говори, а опыт - критерий истины. Вероятно финальный комментарий для этой дискуссии.
  30. 0
    28 марта 2025 02:55
    Исходя из того, что F-35 постоянно подключён к сети, передать на него управляющий сигнал (вирус, update software), для разработчика этого самолёта, проблем не составит. Следовательно, эту функцию и можно назвать красной кнопкой отключения самолёта по требованиям США. Против США самолёт воевать никогда не будет, это очевидно.
    1. +1
      14 мая 2025 12:27
      Цитата: Eugene Zaboy
      Исходя из того, что F-35 постоянно подключён к сети, передать на него управляющий сигнал (вирус, update software), для разработчика этого самолёта, проблем не составит.

      Как и на боинг\аирбусик.
      Это на древних пассажирских оно с дискеты до сих пор, в новье явно или сеть или флешка.
      Если сеть - вообще дырень, если флешка - тоже можно вирус подбросить.
      В прочем, раз вообще есть доступ да хоть с дискеты - тоже нагородить можно.

      Цитата: Eugene Zaboy
      Следовательно, эту функцию и можно назвать красной кнопкой отключения самолёта по требованиям США. Против США самолёт воевать никогда не будет, это очевидно.


      А ну как все еще хуже?
      Раз есть доступ - кто гарантиркет, что по желанию США самолет не отрубит связь и не вдолбится в предназначенную мишень? (или полетит куда ненадо и огребет, не суть)
      И хорошо еще если это будет истребитель.
      Теоритически все пассажиры летящие на самолетах Запада - в заложниках США.
  31. 0
    14 мая 2025 12:21
    Столько букав ниочем.
    Кнопа и у нас есть, чтоб когда экстренно покидается борт - подорвать накопитери с софтом\данными и окирпичить электронику.
    По идее если катапультирование - её даже жмякать не надо(и даже, о ужас, валенок на неё кидать), ОНО САМО.

    А вот "кнопка" с окирпичиванием удаленно это фишка США...
    Оружие по подписке. wassat