Боевое применение МиГ-31: от перехвата SR-71 до решения задач в рамках СВО

50 140 22
Боевое применение МиГ-31: от перехвата SR-71 до решения задач в рамках СВО
МиГ-31И (МиГ-31К) и Су-30СМ. Изображение ТГ-канал fighter_bomber


В материале Истребитель-перехватчик МиГ-31: выдающийся, но сложный мы рассмотрели путь МиГ-31 в небо, а также основные характеристики и модификации этой боевой машины. Сегодня же мы поговорим о боевом применении МиГ-31 в разное время и в различных модификациях.



Рутина службы


Первые серийные истребители-перехватчики МиГ-31 с 1980 года стали поступать в Войска противовоздушной обороны (ПВО), но они предназначались для проведения лётных испытаний и обучения личного состава. С 1984 года истребители-перехватчики МиГ-31 стали поступать на вооружение полков ПВО, прикрывающих Заполярье и Дальний Восток.

В то время очень активно действовала разведывательная авиация противника, в частности, в 1987 году советские лётчики одного из дальневосточных полков 214 раз поднимались на сопровождение самолётов-разведчиков вероятного противника, а в 1988 году и вовсе 825 раз.

Перехватывать приходилось такие машины, как береговой патрульный противолодочный самолёт Lockheed Р-З Orion и Boeing RC-135 – разведывательную модификацию многофункционального военно-транспортного самолёта KC-135 Stratotanker. Эти самолёты были для МиГ-31 простой целью, однако зачастую МиГ-31 приходилось совершать вылеты и для перехвата высотных сверхзвуковых самолётов-разведчиков SR-71.


Lockheed Р-З Orion и Boeing RC-135

Высотные разведчики SR-71 начали гонять ещё истребители-перехватчики МиГ-25П – иногда для перехвата одного самолёта SR-71 в воздух поднимали сразу три МиГ-25, однако у 25-го было достаточно простое бортовое радиолокационное оборудование (БРЭО), слабая радиолокационная станция (РЛС) и не слишком дальнобойные ракеты «воздух-воздух» Р-40 с радиолокационной или с тепловой головкой наведения.

Применение истребителей-перехватчиков МиГ-31, практически не уступавших МиГ-25 по скорости и высоте полёта, но обладавших кратно лучшим БРЭО – могучей РЛС «Заслон» с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР), а также дальнобойными ракетами «воздух-воздух» Р-33, привело к тому, что высотные разведчики SR-71 стали держаться подальше от границ СССР.


МиГ-31 и SR-71

Кстати, по открытым данным, обнаружение SR-71 истребителем-перехватчиком МиГ-31 в основном осуществлялось с помощью теплопеленгатора – факелы пламени от мощных двигателей SR-71 обнаруживались на расстоянии свыше 120 километров, а РЛС включалась только в том случае, если существовал риск захода высотного разведчика SR-71 в воздушное пространство СССР.

Но даже для МиГ-31 охота за SR-71 была сложной задачей – примерно 16 минут на подготовку к вылету, разгон и набор высоты, выход на курс и перехват цели, с последующим снижением для того, чтобы остудить раскалившееся от полёта на сверхзвуковой скорости до 800 градусов Цельсия остекление кабины – каждый такой полёт мог привести к повреждению или даже гибели машины, не говоря уже о серьёзном расходе ресурса планера и турбореактивных двигателей (ТРД).

Помимо «ловли» самолётов-разведчиков привлекались истребители-перехватчики МиГ-31 и для сопровождения дальних сверхзвуковых бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3, периодически «взбадривающих» японцев и американские корабли в дальневосточном регионе.


МиГ-31 и Ту-22М3

После развала СССР работы для МиГ-31 стало немного, ситуация усугублялась хроническим недофинансированием вооружённых сил России. После начала первой чеченской войны истребители-перехватчики МиГ-31 совместно с истребителями Су-27 привлекались для контроля воздушного пространства над Чечнёй, а в войне 08.08.08 истребители-перехватчики МиГ-31, судя по всему, не участвовали.

Достаточно интенсивную боевую работу Военно-космические силы (ВКС) России вели в Сирии, правда, там основная нагрузка легла на боевые машины, осуществляющие бомбардировку «бармалеев» свободнопадающими авиабомбами с использованием авиационных прицельно-навигационных комплексов СВП-24 «Гефест».

На определённом этапе в Сирию были перебазированы несколько модернизированных многофункциональных истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ, развёрнутых на авиабазе Кверес в сирийской провинции Алеппо, но в боевых действиях им участвовать так и не довелось, хотя было бы здорово, если бы они снесли с неба парочку турецких F-16, в отместку за наш сбитый борт, и ничего бы турки в ответ не сделали – мы просто провоцируем всех своей нерешительностью.


Посадка истребителя-перехватчика МиГ-31БМ ВКС России на авиабазе в Сирии

Проведение специальной военной операции (СВО) на Украине, по сути превратившейся в настоящую войну, стало испытанием для Вооружённых сил Российской Федерации (ВС РФ) и потребовало максимальной отдачи от всех видов и родов войск.

Основной модификацией самолётов МиГ-31, применяемых в ходе ведения боевых действий на Украине, стала модификация МиГ-31К (по другим данным, МиГ-31И), используемая для запуска гиперзвуковых ракет комплекса «Кинжал» – после взлёта этих боевых машин по всей территории Украины звучат сигналы воздушной тревоги. По крайней мере, именно работа МиГ-31К, что называется, «на слуху».

А как на самом деле? Что у нас с применением в зоне СВО многофункциональных истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ?

По наземным целям


В основном для работы по наземным целям в зоне СВО используются фронтовые истребители бомбардировщики Су-34, а по воздушным целям работают многофункциональные истребители Су-35. Двухместные Су-30СМ работают как по наземным, так и по воздушным целям. При этом информации о боевой работе МиГ-31БМ в зоне СВО крайне мало, но так ли это в действительности?

Как мы помним, МиГ-31БМ является многофункциональной боевой машиной, так что в принципе он может работать и по наземным целям, но, судя по всему, ВКС РФ просто нет смысла привлекать для решения этой задачи МиГ-31БМ, с его огромной эффективной поверхностью рассеивания (ЭПР), неоптимизированным для работы по наземным целям БРЭО и низкой манёвренностью, не позволяющей уклониться от атак ЗРК противника, тогда как для этого можно использовать куда более эффективные специализированные решения – фронтовые истребители-бомбардировщики Су-34.


Фронтовой истребитель бомбардировщик Су-34

С другой стороны, высочайшие лётно-технические характеристики потенциально позволяют забрасывать авиабомбы с унифицированными модулями планирования и коррекции на максимально большое расстояние – ранее мы упоминали о возможности доработки ограниченного количества самолётов МиГ-31 с хранения для решения этой задачи в материале Реинкарнация МиГ-25.

Причём, учитывая то, что МиГ-31К способен нести гиперзвуковую ракету комплекса «Кинжал», доработанный для сброса авиабомб с УМПК МиГ-31 мог бы применять тяжёлые фугасные авиабомбы ФАБ-3000 с УМПК, забрасывая их на максимально возможную дальность, недостижимую ни для какого другого отечественного самолёта.

То есть не то чтобы применение МиГ-31 для сброса ФАБ-3000 с УМПК могло стать массовым явлением, но пара-тройка машин вполне могла бы подпортить жизнь противнику не хуже МиГ-31К с «Кинжалом», поражая сверхмощным боеприпасом особо важные цели вне зоны ПВО противника. Впрочем, возможно, что существующие ФАБ-3000 с УМПК имеют ограничения по скорости сброса, но наверняка эти ограничения преодолимы путём доработки существующего или разработки специализированного УМПК.


ФАБ-3000 с УМПК

Ну да ладно, реальное использование МиГ-31 для запуска «Кинжалов» и предполагаемое использование для сброса ФАБ-3000 с УМПК – для самолёта, который изначально разрабатывался как истребитель-перехватчик, всё-таки это «работа не по специальности». А как у нас с применением МиГ-31БМ для решения задач по поражению воздушных целей?

По воздушным целям


Если посмотреть открытые источники, то в последнее время чаще говорится о применении против авиации противника самолётов Су-35 и Су-30СМ/СМ2, о работе же МиГ-31БМ по воздушным целям упоминается редко.

Согласно отчёту Королевского института объединённых служб (RUSI) Великобритании, в октябре 2022 года по самолётам украинских военно-воздушных сил (ВВС) ежедневно запускалось по четыре-шесть ракет Р-37/Р-37М, большую часть из которых запускали именно с МиГ-31. Впрочем, теперь ракеты Р-37/Р-37М применяются не только с МиГ-31, но и с Су-35, а также с Су-30СМ2, ну и, разумеется, с Су-57.


Сверхзвуковые истребители-перехватчики МиГ-31 заступают на боевое дежурство на Донбассе. Изображение Министерство обороны РФ

Вообще, официальной информации о том, что тот или иной российский боевой самолёт сбил украинский самолёт или вертолёт, достаточно мало, да и неофициальных сведений по этой теме просачивается не так уж и много.

Например, в открытых источниках говорилось о том, что в октябре 2022 года МиГ-31 уничтожил украинский фронтовой бомбардировщик Су-24, а в ноябре того же года Forbes писал о том, что украинские Су-27 не могут противостоять российским МиГ-31, сбивающим их ракетами Р-37М с безопасной для себя дистанции, составляющей порядка двухсот километров.

В декабре 2023 года прошла информация о том, что истребитель МиГ-29 вооружённых сил Украины (ВСУ) был сбит ракетой «воздух-воздух» большой дальности Р-37М, запущенной с истребителя-перехватчика МиГ-31 ВКС России.

Также на одном из ресурсов вероятного противника говорится о том, что в последнее время российские истребители МиГ-31 стали реже атаковать Украину – это связывается с возможным исчерпанием ресурса ТРД Д-30Ф6, а также с накоплением усталости планеров этих самолётов в связи с их интенсивной эксплуатацией.

В то же время ещё в 2014 году генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель» Александр Иноземцев говорил о том, что всего было изготовлено порядка 1500 двигателей Д-30Ф6, и остался огромный резерв этих изделий, которые можно использовать для ремоторизации МиГ-31. Что касается планера, то он у МиГ-31 очень прочный, выполнен с применением титана и нержавеющей стали, а его ускоренный износ идёт только при полётах на высоких скоростях – свыше двух Махов.

С другой стороны, на ТГ-канале Fighterbomber был опубликован пост, в котором в несколько завуалированной форме говорится о том, что МиГ-31 превосходит по количеству сбитых воздушных целей все иные истребители ВКС России – очевидно, имеются в виду самолёты Су-35 и Су-30СМ/СМ2, а также о том, что 14 марта 2025 года истребитель-перехватчик МиГ-31БМ перехватил очередной самолёт противника.


В части поражения воздушных целей в зоне СВО у нас есть две задачи: первая – это уничтожение самолётов и вертолётов противника, которые всё никак не кончатся, а вторая – это перехват низколетящих целей, таких как крылатые ракеты и беспилотные летательные аппараты (БПЛА) камикадзе противника.

Особенностью работы по самолётам противника в зоне СВО является их удалённость – ВВС Украины стараются не приближаться к линии боевого соприкосновения (ЛБС), хотя в последнее время отмечены случаи применения противником управляемых планирующих авиабомб по нашим позициям, а это значит, что самолёт противника осуществил сброс с расстояния порядка 50-70 километров, после чего ушёл безнаказанно.

Так какой российский истребитель сейчас эффективнее всего может применяться для работы по самолётам и вертолётам противника – Су-35, Су-30СМ2 или МиГ-31БМ?

Истребитель пятого поколения Су-57 мы пока вынесем «за скобки» – всё-таки этих машин пока ещё в войсках очень мало.

Эффективность поражения самолётов и вертолётов противника на большой дальности, особенно на фоне земной поверхности, в основном складывается из возможностей РЛС (или, как их ещё обозначают, РЛК – радиолокационных комплексов) и возможностей ракет «воздух-воздух».

У самолётов российских истребителей последних модификаций – Су-35, Су-30СМ2 и МиГ-31БМ – имеется возможность применения ракет «воздух-воздух» большой дальности Р-37М и средней дальности Р-77 с активными радиолокационными головками самонаведения (АРЛГСН), так что можно сказать, что по этому параметру они равны, то есть в большей степени на эффективность работы Су-35, Су-30СМ2 и МиГ-31БМ будет влиять их РЛС/РЛК.


Пуск ракеты Р-37М с Су-35С. Изображение Министерство обороны РФ

«Заслон» против «Ирбиса»


На МиГ-31 установлена РЛС «Заслон-М/АМ», выполненная на базе пассивной фазированной антенной решётки (ПФАР) диаметром 1,4 метра (у немодернизированной РЛС «Заслон» – 1,1 метра), способная осуществлять обнаружение цели с ЭПР порядка 20 квадратных метров на расстоянии до 400 километров, одновременно отслеживать до 24 целей и наводить оружие на 6 целей.

На Су-35 и Су-30СМ2 установлена РЛС Н035 «Ирбис», выполненная на базе ПФАР диаметром 0,9 метра, способная осуществлять обнаружение цели с ЭПР в 3 квадратных метра на встречных ракурсах на расстоянии до 350-400 километров, на догонных – до 150 километров. Также у РЛС Н035 «Ирбис» есть возможность механического доворота полотна антенны, что расширяет зону сканирования.


РЛС «Заслон» (слева) и РЛС Н035 «Ирбис» (справа)

Здесь надо сделать ремарку – реальные данные о возможностях РЛС должны быть засекречены, так что оперировать можно только ограниченным набором открытых данных.

Обе РЛС выполнены по одной технологии – ПФАР, их предполагаемая мощность, по одним данным, сопоставима, по другим – у РЛС «Заслон-АМ» она несколько выше, чем у РЛС Н035 «Ирбис». Диаметр полотна больше у РЛС «Заслон-АМ» (1,4 метра), против РЛС Н035 «Ирбис» (0,9 метра).

Количество приёмо-передающих элементов (ППЭ) у РЛС Н035 «Ирбис» составляет 1850 единиц. Точное количество ППЭ РЛС «Заслон-АМ» автору найти не удалось – у немодернизированной РЛС «Заслон» число ППЭ составляло 1700 единиц. Если соотнести увеличение площади с 1,1 метра у РЛС «Заслон» до 1,4 метра у РЛС «Заслон-АМ», то количество ППЭ у последней должно составлять порядка 2700 (!) единиц.


С форума «Стелс-машины» / paralay.iboards.ru

По дальности работы РЛС «Заслон» удалось ещё найти такой пост (правда, в нём автор говорит о РЛС «Заслон-АМ», но упоминает диаметр антенного полотна – 1,1 метра):


В общем, судя по всему, РЛС «Заслон-АМ» истребителя-перехватчика МиГ-31БМ должна иметь определённое преимущество в дальнем воздушном бою по сравнению с РЛС Н035 «Ирбис» истребителей Су-35 и Су-30СМ2. При этом Су-35 и Су-30СМ2 будут иметь преимущество в ближнем воздушном бою не только за счёт собственной манёвренности, но и за счёт возможности механического доворота полотна антенны РЛС Н035 «Ирбис», тогда как у РЛС «Заслон-АМ» имеется только возможность электронного сканирования.

Таким образом, вышесказанное косвенно подтверждает информацию ТГ-канала Fighterbomber – истребители-перехватчики МиГ-31 вносят значительную лепту в ход СВО не только как носители гиперзвуковых ракет комплекса «Кинжал», но и как высокоэффективный комплекс для поражения воздушных целей противника.

Что может играть против МиГ-31 при решении задач по поражению воздушных целей над территорией Украины?

Как ни странно, как раз то, что этот самолёт является носителем гиперзвуковых ракет комплекса «Кинжал» – за взлётом этих машин ВСУ следят с особой тщательностью, соответственно, при объявлении тревоги из-за взлёта МиГ-31 не только разбегаются все наземные цели, но и убираются подобру-поздорову самолёты и вертолёты противника (далеко не факт, что противник всегда может понять, какая именно модификация МиГ-31 взлетела).

Возможным решением является увеличение времени боевого дежурства истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ в воздухе с помощью использования самолётов-топливозаправщиков.


Изображение ТГ-канал Fighterbomber

Можно предположить, что и МиГ-31БМ, и Су-35/Су-30СМ способны обнаруживать самолёты F-16 и Mirage-2000 ВСУ на расстоянии порядка 150-200 километров в зависимости от скорости, высоты и направления полёта цели, однако МиГ-31 должен делать это быстрее из-за более высокой эффективности РЛС «Заслон-АМ», по сравнению с РЛС Н035 «Ирбис».

Выводы


Очень жаль, что Министерство обороны России мало рассказывает об успехах нашей боевой авиации по уничтожению самолётов и вертолётов противника. Конечно, в настоящее время нельзя говорить о том, какой именно пилот сбил тот или иной самолёт или вертолёт противника, как минимум, по соображениям безопасности, но официально говорить о том, что, например, «сегодня российский истребитель-перехватчик МиГ-31БМ / Су-35С / Су-57 сбил украинский истребитель F-16 / Mirage-2000 / МиГ-29 / Су-24 / Су-27...», можно и нужно.

Это не только повысит престиж ВКС РФ, но и заставит вероятных противников задуматься о необходимости дальнейших поставок авиационной техники на Украину, да и о целесообразности эскалации конфликта в целом. А после завершения боевых действий, возможно, что могут быть опубликованы и имена / звания лётчиков, сбивавших самолёты и вертолёты противника над Украиной – как бы мы узнали про подвиги Покрышкина или Мересьева, если бы их личности были засекречены в своё время?


Ещё один интересный вопрос – использование истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ для перехвата низколетящих крылатых ракет (КР) и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) камикадзе большой дальности, применяемых противником по целям, расположенным в глубине нашей территории.

По открытым данным, ВСУ вовсю используют как самолёты советского производства Су-27 и МиГ-29, так и самолёты западного производства F-16 и Mirage-2000 для перехвата российских низколетящих авиационных КР Х-101 и корабельных КР комплекса «Калибр».

При этом даже о первой версии МиГ-31 говорилось, что этот самолёт изначально разрабатывали для перехвата низколетящих крылатых ракет, и что на момент своего появления истребитель-перехватчик МиГ-31 был единственным боевым самолётом, способным эффективно перехватывать малозаметные низколетящие крылатые ракеты, при этом группа из четырёх самолётов МиГ-31 должна была контролировать воздушное пространство протяжённостью до 1100 километров по фронту.

Однако информации о применении МиГ-31БМ против крылатых ракет противника найти не удалось, впрочем, как и о применении для решения этой задачи и других боевых самолётов ВКС РФ.

В открытых источниках в сети Интернет говорится о том, что резерв модернизации РЛС «Заслон-АМ» исчерпан, в то же время у самого самолёта МиГ-31 потенциал дальнейшей модернизации ещё имеется. Кроме того, в открытых источниках нет-нет, да и мелькнёт информация о том, что на замену МиГ-31 создаётся перспективный истребитель-перехватчик МиГ-41, но об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    20 марта 2025 04:42
    «сегодня российский истребитель-перехватчик МиГ-31БМ / Су-35С / Су-57 сбил украинский истребитель F-16 / Mirage-2000 / МиГ-29 / Су-24 / Су-27...», можно и нужно.
    Правильно ! good
  2. +4
    20 марта 2025 07:43
    Самолётов мало, наладить их производство невозможно, нужна замена не хуже, хотя бы такой же. Машина очень удачная, нужно на основе идеи сделать последователя. Тем более что оружие для него есть и целей хватит надолго!
    1. +2
      20 марта 2025 17:57
      Ну, 31-ых на базах хранения стоит еще не мало, их больше 400 шт. выпустили. Но пока никто не спешит снимать их с хранения.
  3. +5
    20 марта 2025 08:27
    Таким образом, вышесказанное косвенно подтверждает информацию ТГ-канала Fighterbomber – истребители-перехватчики МиГ-31 вносят значительную лепту в ход СВО

    а еще в прошлом(или уже позапрошлом) году была статья о похоронах МиГа...
    если мы останемся только с Сухим - нам сравнивать его работу будет не с чем ...
    нужен МиГ, очень нужен...
    и не только советских времен...
    1. 0
      20 марта 2025 09:55
      А для каких задач вам нужен новый МиГ? И что вас не устраивает в уже существующей линейке Сухого ?
      1. +1
        20 марта 2025 10:26
        А для каких задач вам нужен новый МиГ? И что вас не устраивает в уже существующей линейке Сухого ?

        нет конкуренции...
        и это не красного словца: я не представитель ФАС и не продавливаю применение федерального закона 135-ФЗ
        нужно соревнование между КБ...
        1. +2
          20 марта 2025 11:01
          Возможно, возможно....
          Но следует учесть, что сейчас не 50-е годы прошлого века, когда существовали сразу несколько КБ, занимающиеся сходными вопросами. Тогда разработка нового ЛА занимала пару лет от силы.
          Сейчас разработка нового самолета занимает пару десятков лет и стоимость разработок и самого самолета возросла на порядок если не больше (это если по честному делать, а не заниматься распилами без цели выхода на конечный результат).
          Ресурсы, финансы, люди. Людей не осталось. Одни блогеры, да эффективные менеджеры кругом, которые весь бюджет МиГа благополучно и освоят.
          1. +2
            20 марта 2025 11:03
            тогда разработка нового ЛА занимала пару лет от силы.
            Сейчас разработка нового самолета занимает пару десятков лет

            а что изменилось?
            считать стали на компе вместо логарифмической линейки?
            чертить стали в компе, а не на кульмане карандашом?
            все эти изменения должны снижать трудоемкость рутинных конструкторских работ, но у нас - все наоборот...
            1. -2
              20 марта 2025 11:09
              Продавщица на счетах быстрее обсчитывала на кассе мою корзинку с продуктами в 80-е, чем ту же корзинку пропикают сейчас в Пятерочке, потом нажмут с десяток кнопок, подтвердят возраст ...
              Это просто наблюдение, может субъективное.
              Но факт остается фактом. И по факту 20 лет на создание нового самолета. Минимум.
          2. +2
            20 марта 2025 12:52
            А что? ДВА конкурирующих между собой КБ в области производства реактивных истребителей это по вашему МНОГО?
            Вон, в штатах постепенно всë пришло к форме конкуренции двух фирм. Lockhid и Boeing.
            У нас же эти КБ УЖЕ БЫЛИ, просто один загнали в застой, а другой серией удачных заказов смог остаться на плаву. Но без конкуренции, продукция Сухого начинает терять в качестве и цене.
  4. +1
    20 марта 2025 10:22
    возможно, что могут быть опубликованы и имена / звания лётчиков, сбивавших самолёты и вертолёты противника над Украиной
    МО вообще не очень щедро на награды, а для строевиков заметка о очередном пианино не является подтверждением удачного применения. А как его подтвердить если на пределе дальности? Зато на пенсию не забыли отправить опытных ребят, потому что пора…. Хорошо что хоть не наказали за первые применения - механизм принятия решения на кп малость не спешный.
  5. +3
    20 марта 2025 12:28
    Ракетами Р-33/37 не так то и просто сбивать тактические борта. Перегрузка 4-5 g, тому же Миг-29 вполне можно увернуться. Если успеет заметить. Целями этих ракет скорее являются бомберы, разведчики, заправщики, но таких на Украине нет. Другое дело ракеты средней дальности, 70-110 км, тут увернуться уже тяжело, но это оружие именно Сушек. Именно поэтому я думаю, что много трофеев в этом небе 31-й не собрал. Насчет Фаб3000 - ну не знаю. Эту бомбу берет Су-34, но он не берет Кинжал. Кинжал берет Миг-31. Пусть каждый занимается своим делом?
  6. +1
    20 марта 2025 17:16
    «Заслон» против «Ирбиса»
    судя по всему, РЛС «Заслон-АМ» истребителя-перехватчика МиГ-31БМ должна иметь определённое преимущество в дальнем воздушном бою по сравнению с РЛС Н035 «Ирбис»

    Сравнение ни о чем, попросту "забыто", что "Заслон" летающий учебник по "нетривиальной" радиолокации, а "Ирбис" - "силовой примитив" в духе современной моды. Разные принципы и подходы, и должны быть другие методы сравнения, а не мощности и количество элементов в решетке...
    1. Комментарий был удален.
    2. AVM
      0
      20 марта 2025 23:28
      Цитата: Hexenmeister
      «Заслон» против «Ирбиса»
      судя по всему, РЛС «Заслон-АМ» истребителя-перехватчика МиГ-31БМ должна иметь определённое преимущество в дальнем воздушном бою по сравнению с РЛС Н035 «Ирбис»

      Сравнение ни о чем, попросту "забыто", что "Заслон" летающий учебник по "нетривиальной" радиолокации, а "Ирбис" - "силовой примитив" в духе современной моды. Разные принципы и подходы, и должны быть другие методы сравнения, а не мощности и количество элементов в решетке...


      Возможно. Я оперирую только открытыми данными. Вы имеете в виду наличие излучателей L-диапазона в антенной решётке "Заслона"?
      1. 0
        21 марта 2025 12:03
        L-диапазон это скорее всего элемент системы государственного опознавания, и к "радиолокации" Заслона никакого отношения не имеющий. А по "открытым" источникам можно нарыть массу информации про "революционность" идей Заслона, "странности" мышления известных людей того времени, и самоотверженный труд разработчиков, перелопативших массу вариантов реализации с отказом от идей "высшего руководства", в сложных условиях (шутка про "отсутствие теплых туалетов"). Идеи, заложенные в наши РЛС тех годов, до сих пор нигде не расписаны, но по крупицам из "свободного" доступа их можно восстановить, только уровень понимания радиолокации как науки должен быть намного выше, чем "афар-не афар".
  7. 0
    21 марта 2025 10:34
    и ничего бы турки в ответ не сделали – мы просто провоцируем всех своей нерешительностью

    Факт.
    Это в школе на уроках истории надо упоминать каждый раз.
    Может новые поколения "что то заподозрят".
  8. 0
    21 марта 2025 23:48
    Цитата: Glagol1
    Ракетами Р-33/37 не так то и просто сбивать тактические борта. Перегрузка 4-5 g, тому же Миг-29 вполне можно увернуться. Если успеет заметить. Целями этих ракет скорее являются бомберы, разведчики, заправщики, но таких на Украине нет. Другое дело ракеты средней дальности, 70-110 км, тут увернуться уже тяжело, но это оружие именно Сушек. Именно поэтому я думаю, что много трофеев в этом небе 31-й не собрал.


    Думаю, Вы ошибаетесь. Если ограничение по перегрузке цели у Р- 33 - 4, то у Р-37М - 8, что вполне достаточно, чтобы сбивать истребители.

    Применение Р-33, возможно и было в 2022 году.
  9. 0
    24 марта 2025 14:10
    Насчет ракет с дальностью 150-200 км. Может ли Миг-31 сбить истребитель противника на такой дистанции? Да. Если это старые Украинские Миги и Су времен СССР. У них нет нормальных станций об оповещении пилота об облучении РЛС противника. Дело в том, что ракета с радиолокационным наведением нуждается в постоянном подсвете цели РЛС. В случае срыва наведения она улетит в никуда. Любой спец скажет. Так вот - сбить Мираж или Ф-16 на такой дальности невозможно. У них прекрасные станции обнаружения облучения от РЛС противника. Плюс хорошие системы РЭБ.
    1. 0
      24 марта 2025 16:23
      Дело в том, что ракета с радиолокационным наведением нуждается в постоянном подсвете цели РЛС. В случае срыва наведения она улетит в никуда.
      Непрерывный подсвет от РЛС требуется для ракет с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения, а 37М имеет активную радиолокационную ГСН, и в лучшем случае обнаружите ее включение на последних секундах наведения!
      У них прекрасные станции обнаружения облучения от РЛС противника
      С какого перепугу они прекрасные? Для ухода от ГСН на последних секундах нужны намного более сложные системы, чем какие-то СПО!
  10. 0
    25 марта 2025 00:33
    На МиГ-31 установлена РЛС «Заслон-М/АМ», выполненная на базе пассивной фазированной антенной решётки (ПФАР) диаметром 1,4 метра (у немодернизированной РЛС «Заслон» – 1,1 метра)

    На МиГ-31БМ установлена БРЛС Заслон-АМ, диаметр ПФАР которой - 1.1 м, а не 1.4 м. Заслон-АМ является модернизацией БРЛС Заслон-А МиГ-31 с сохранением ФАР. БРЛС Заслон-М - совсем другая БРЛС, под которую создавался МиГ-31М.
    Диаметр полотна больше у РЛС «Заслон-АМ» (1,4 метра), против РЛС Н035 «Ирбис» (0,9 метра).

    А здесь еще надо учитыват КИП - коэффициент использования поверхности. А судя по тому, что ширина ГЛ ДНА у них (и у АВГ-9 Ф-14) - около 2.5 градуса, то, скорее всего, КИП ФАР Заслона-АМ меньше КИПа ФАР Ирбиса-Э.
    По дальности работы РЛС «Заслон» удалось ещё найти такой пост (правда, в нём автор говорит о РЛС «Заслон-АМ», но упоминает диаметр антенного полотна – 1,1 метра)

    Диаметр полотна у Заслона_АМ именно 1.1 м. Про КИП он забыл. Дальность обнаружения цели с ЭПР 3 м^2 Заслоном - 120-130 км. И, если у Заслона-АМ дальность увеличена на 40-60%, то получаются те же 200 км, что и у Ирбиса-Э.
    Количество приёмо-передающих элементов (ППЭ) у РЛС Н035 «Ирбис» составляет 1850 единиц. Точное количество ППЭ РЛС «Заслон-АМ» автору найти не удалось – у немодернизированной РЛС «Заслон» число ППЭ составляло 1700 единиц.

    То есть, шаг решетки ФАР Ирбиса меньше, чем шаг решетки ФАР Заслона-АМ. У Заслона и Заслона-АМ одна и та же ФАР.
    однако МиГ-31 должен делать это быстрее из-за более высокой эффективности РЛС «Заслон-АМ», по сравнению с РЛС Н035 «Ирбис»

    Странное утверждение... Особенно, учитывая, что Ирбис-Э - на Соло, а Заслон-АМ - на Багете..
    1. 0
      25 марта 2025 01:18
      И, если у Заслона-АМ дальность увеличена на 40-60%,
      Сами разработчики пишут, что у АМ дальность обнаружения была повышена в 1.5-2 раза.
      МиГ-31 должен делать это быстрее... Ирбис-Э - на Соло, а Заслон-АМ - на Багете
      Процесс обнаружения сигнала в РЛС никакой скоростью характеризоваться не может, также как и типом процессора, поэтому снисходительно пропустим рассуждения "лириков" в части радиолокации smile
  11. 0
    25 апреля 2025 18:28
    "мы просто провоцируем всех своей нерешительностью" - золотые слова!