Боевое применение МиГ-31: от перехвата SR-71 до решения задач в рамках СВО

МиГ-31И (МиГ-31К) и Су-30СМ. Изображение ТГ-канал fighter_bomber
В материале Истребитель-перехватчик МиГ-31: выдающийся, но сложный мы рассмотрели путь МиГ-31 в небо, а также основные характеристики и модификации этой боевой машины. Сегодня же мы поговорим о боевом применении МиГ-31 в разное время и в различных модификациях.
Рутина службы
Первые серийные истребители-перехватчики МиГ-31 с 1980 года стали поступать в Войска противовоздушной обороны (ПВО), но они предназначались для проведения лётных испытаний и обучения личного состава. С 1984 года истребители-перехватчики МиГ-31 стали поступать на вооружение полков ПВО, прикрывающих Заполярье и Дальний Восток.
В то время очень активно действовала разведывательная авиация противника, в частности, в 1987 году советские лётчики одного из дальневосточных полков 214 раз поднимались на сопровождение самолётов-разведчиков вероятного противника, а в 1988 году и вовсе 825 раз.
Перехватывать приходилось такие машины, как береговой патрульный противолодочный самолёт Lockheed Р-З Orion и Boeing RC-135 – разведывательную модификацию многофункционального военно-транспортного самолёта KC-135 Stratotanker. Эти самолёты были для МиГ-31 простой целью, однако зачастую МиГ-31 приходилось совершать вылеты и для перехвата высотных сверхзвуковых самолётов-разведчиков SR-71.

Lockheed Р-З Orion и Boeing RC-135
Высотные разведчики SR-71 начали гонять ещё истребители-перехватчики МиГ-25П – иногда для перехвата одного самолёта SR-71 в воздух поднимали сразу три МиГ-25, однако у 25-го было достаточно простое бортовое радиолокационное оборудование (БРЭО), слабая радиолокационная станция (РЛС) и не слишком дальнобойные ракеты «воздух-воздух» Р-40 с радиолокационной или с тепловой головкой наведения.
Применение истребителей-перехватчиков МиГ-31, практически не уступавших МиГ-25 по скорости и высоте полёта, но обладавших кратно лучшим БРЭО – могучей РЛС «Заслон» с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР), а также дальнобойными ракетами «воздух-воздух» Р-33, привело к тому, что высотные разведчики SR-71 стали держаться подальше от границ СССР.

МиГ-31 и SR-71
Кстати, по открытым данным, обнаружение SR-71 истребителем-перехватчиком МиГ-31 в основном осуществлялось с помощью теплопеленгатора – факелы пламени от мощных двигателей SR-71 обнаруживались на расстоянии свыше 120 километров, а РЛС включалась только в том случае, если существовал риск захода высотного разведчика SR-71 в воздушное пространство СССР.
Но даже для МиГ-31 охота за SR-71 была сложной задачей – примерно 16 минут на подготовку к вылету, разгон и набор высоты, выход на курс и перехват цели, с последующим снижением для того, чтобы остудить раскалившееся от полёта на сверхзвуковой скорости до 800 градусов Цельсия остекление кабины – каждый такой полёт мог привести к повреждению или даже гибели машины, не говоря уже о серьёзном расходе ресурса планера и турбореактивных двигателей (ТРД).
Помимо «ловли» самолётов-разведчиков привлекались истребители-перехватчики МиГ-31 и для сопровождения дальних сверхзвуковых бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3, периодически «взбадривающих» японцев и американские корабли в дальневосточном регионе.

МиГ-31 и Ту-22М3
После развала СССР работы для МиГ-31 стало немного, ситуация усугублялась хроническим недофинансированием вооружённых сил России. После начала первой чеченской войны истребители-перехватчики МиГ-31 совместно с истребителями Су-27 привлекались для контроля воздушного пространства над Чечнёй, а в войне 08.08.08 истребители-перехватчики МиГ-31, судя по всему, не участвовали.
Достаточно интенсивную боевую работу Военно-космические силы (ВКС) России вели в Сирии, правда, там основная нагрузка легла на боевые машины, осуществляющие бомбардировку «бармалеев» свободнопадающими авиабомбами с использованием авиационных прицельно-навигационных комплексов СВП-24 «Гефест».
На определённом этапе в Сирию были перебазированы несколько модернизированных многофункциональных истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ, развёрнутых на авиабазе Кверес в сирийской провинции Алеппо, но в боевых действиях им участвовать так и не довелось, хотя было бы здорово, если бы они снесли с неба парочку турецких F-16, в отместку за наш сбитый борт, и ничего бы турки в ответ не сделали – мы просто провоцируем всех своей нерешительностью.

Посадка истребителя-перехватчика МиГ-31БМ ВКС России на авиабазе в Сирии
Проведение специальной военной операции (СВО) на Украине, по сути превратившейся в настоящую войну, стало испытанием для Вооружённых сил Российской Федерации (ВС РФ) и потребовало максимальной отдачи от всех видов и родов войск.
Основной модификацией самолётов МиГ-31, применяемых в ходе ведения боевых действий на Украине, стала модификация МиГ-31К (по другим данным, МиГ-31И), используемая для запуска гиперзвуковых ракет комплекса «Кинжал» – после взлёта этих боевых машин по всей территории Украины звучат сигналы воздушной тревоги. По крайней мере, именно работа МиГ-31К, что называется, «на слуху».
А как на самом деле? Что у нас с применением в зоне СВО многофункциональных истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ?
По наземным целям
В основном для работы по наземным целям в зоне СВО используются фронтовые истребители бомбардировщики Су-34, а по воздушным целям работают многофункциональные истребители Су-35. Двухместные Су-30СМ работают как по наземным, так и по воздушным целям. При этом информации о боевой работе МиГ-31БМ в зоне СВО крайне мало, но так ли это в действительности?
Как мы помним, МиГ-31БМ является многофункциональной боевой машиной, так что в принципе он может работать и по наземным целям, но, судя по всему, ВКС РФ просто нет смысла привлекать для решения этой задачи МиГ-31БМ, с его огромной эффективной поверхностью рассеивания (ЭПР), неоптимизированным для работы по наземным целям БРЭО и низкой манёвренностью, не позволяющей уклониться от атак ЗРК противника, тогда как для этого можно использовать куда более эффективные специализированные решения – фронтовые истребители-бомбардировщики Су-34.

Фронтовой истребитель бомбардировщик Су-34
С другой стороны, высочайшие лётно-технические характеристики потенциально позволяют забрасывать авиабомбы с унифицированными модулями планирования и коррекции на максимально большое расстояние – ранее мы упоминали о возможности доработки ограниченного количества самолётов МиГ-31 с хранения для решения этой задачи в материале Реинкарнация МиГ-25.
Причём, учитывая то, что МиГ-31К способен нести гиперзвуковую ракету комплекса «Кинжал», доработанный для сброса авиабомб с УМПК МиГ-31 мог бы применять тяжёлые фугасные авиабомбы ФАБ-3000 с УМПК, забрасывая их на максимально возможную дальность, недостижимую ни для какого другого отечественного самолёта.
То есть не то чтобы применение МиГ-31 для сброса ФАБ-3000 с УМПК могло стать массовым явлением, но пара-тройка машин вполне могла бы подпортить жизнь противнику не хуже МиГ-31К с «Кинжалом», поражая сверхмощным боеприпасом особо важные цели вне зоны ПВО противника. Впрочем, возможно, что существующие ФАБ-3000 с УМПК имеют ограничения по скорости сброса, но наверняка эти ограничения преодолимы путём доработки существующего или разработки специализированного УМПК.

ФАБ-3000 с УМПК
Ну да ладно, реальное использование МиГ-31 для запуска «Кинжалов» и предполагаемое использование для сброса ФАБ-3000 с УМПК – для самолёта, который изначально разрабатывался как истребитель-перехватчик, всё-таки это «работа не по специальности». А как у нас с применением МиГ-31БМ для решения задач по поражению воздушных целей?
По воздушным целям
Если посмотреть открытые источники, то в последнее время чаще говорится о применении против авиации противника самолётов Су-35 и Су-30СМ/СМ2, о работе же МиГ-31БМ по воздушным целям упоминается редко.
Согласно отчёту Королевского института объединённых служб (RUSI) Великобритании, в октябре 2022 года по самолётам украинских военно-воздушных сил (ВВС) ежедневно запускалось по четыре-шесть ракет Р-37/Р-37М, большую часть из которых запускали именно с МиГ-31. Впрочем, теперь ракеты Р-37/Р-37М применяются не только с МиГ-31, но и с Су-35, а также с Су-30СМ2, ну и, разумеется, с Су-57.

Сверхзвуковые истребители-перехватчики МиГ-31 заступают на боевое дежурство на Донбассе. Изображение Министерство обороны РФ
Вообще, официальной информации о том, что тот или иной российский боевой самолёт сбил украинский самолёт или вертолёт, достаточно мало, да и неофициальных сведений по этой теме просачивается не так уж и много.
Например, в открытых источниках говорилось о том, что в октябре 2022 года МиГ-31 уничтожил украинский фронтовой бомбардировщик Су-24, а в ноябре того же года Forbes писал о том, что украинские Су-27 не могут противостоять российским МиГ-31, сбивающим их ракетами Р-37М с безопасной для себя дистанции, составляющей порядка двухсот километров.
В декабре 2023 года прошла информация о том, что истребитель МиГ-29 вооружённых сил Украины (ВСУ) был сбит ракетой «воздух-воздух» большой дальности Р-37М, запущенной с истребителя-перехватчика МиГ-31 ВКС России.
Также на одном из ресурсов вероятного противника говорится о том, что в последнее время российские истребители МиГ-31 стали реже атаковать Украину – это связывается с возможным исчерпанием ресурса ТРД Д-30Ф6, а также с накоплением усталости планеров этих самолётов в связи с их интенсивной эксплуатацией.
В то же время ещё в 2014 году генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель» Александр Иноземцев говорил о том, что всего было изготовлено порядка 1500 двигателей Д-30Ф6, и остался огромный резерв этих изделий, которые можно использовать для ремоторизации МиГ-31. Что касается планера, то он у МиГ-31 очень прочный, выполнен с применением титана и нержавеющей стали, а его ускоренный износ идёт только при полётах на высоких скоростях – свыше двух Махов.
С другой стороны, на ТГ-канале Fighterbomber был опубликован пост, в котором в несколько завуалированной форме говорится о том, что МиГ-31 превосходит по количеству сбитых воздушных целей все иные истребители ВКС России – очевидно, имеются в виду самолёты Су-35 и Су-30СМ/СМ2, а также о том, что 14 марта 2025 года истребитель-перехватчик МиГ-31БМ перехватил очередной самолёт противника.

В части поражения воздушных целей в зоне СВО у нас есть две задачи: первая – это уничтожение самолётов и вертолётов противника, которые всё никак не кончатся, а вторая – это перехват низколетящих целей, таких как крылатые ракеты и беспилотные летательные аппараты (БПЛА) камикадзе противника.
Особенностью работы по самолётам противника в зоне СВО является их удалённость – ВВС Украины стараются не приближаться к линии боевого соприкосновения (ЛБС), хотя в последнее время отмечены случаи применения противником управляемых планирующих авиабомб по нашим позициям, а это значит, что самолёт противника осуществил сброс с расстояния порядка 50-70 километров, после чего ушёл безнаказанно.
Так какой российский истребитель сейчас эффективнее всего может применяться для работы по самолётам и вертолётам противника – Су-35, Су-30СМ2 или МиГ-31БМ?
Истребитель пятого поколения Су-57 мы пока вынесем «за скобки» – всё-таки этих машин пока ещё в войсках очень мало.
Эффективность поражения самолётов и вертолётов противника на большой дальности, особенно на фоне земной поверхности, в основном складывается из возможностей РЛС (или, как их ещё обозначают, РЛК – радиолокационных комплексов) и возможностей ракет «воздух-воздух».
У самолётов российских истребителей последних модификаций – Су-35, Су-30СМ2 и МиГ-31БМ – имеется возможность применения ракет «воздух-воздух» большой дальности Р-37М и средней дальности Р-77 с активными радиолокационными головками самонаведения (АРЛГСН), так что можно сказать, что по этому параметру они равны, то есть в большей степени на эффективность работы Су-35, Су-30СМ2 и МиГ-31БМ будет влиять их РЛС/РЛК.

Пуск ракеты Р-37М с Су-35С. Изображение Министерство обороны РФ
«Заслон» против «Ирбиса»
На МиГ-31 установлена РЛС «Заслон-М/АМ», выполненная на базе пассивной фазированной антенной решётки (ПФАР) диаметром 1,4 метра (у немодернизированной РЛС «Заслон» – 1,1 метра), способная осуществлять обнаружение цели с ЭПР порядка 20 квадратных метров на расстоянии до 400 километров, одновременно отслеживать до 24 целей и наводить оружие на 6 целей.
На Су-35 и Су-30СМ2 установлена РЛС Н035 «Ирбис», выполненная на базе ПФАР диаметром 0,9 метра, способная осуществлять обнаружение цели с ЭПР в 3 квадратных метра на встречных ракурсах на расстоянии до 350-400 километров, на догонных – до 150 километров. Также у РЛС Н035 «Ирбис» есть возможность механического доворота полотна антенны, что расширяет зону сканирования.

РЛС «Заслон» (слева) и РЛС Н035 «Ирбис» (справа)
Здесь надо сделать ремарку – реальные данные о возможностях РЛС должны быть засекречены, так что оперировать можно только ограниченным набором открытых данных.
Обе РЛС выполнены по одной технологии – ПФАР, их предполагаемая мощность, по одним данным, сопоставима, по другим – у РЛС «Заслон-АМ» она несколько выше, чем у РЛС Н035 «Ирбис». Диаметр полотна больше у РЛС «Заслон-АМ» (1,4 метра), против РЛС Н035 «Ирбис» (0,9 метра).
Количество приёмо-передающих элементов (ППЭ) у РЛС Н035 «Ирбис» составляет 1850 единиц. Точное количество ППЭ РЛС «Заслон-АМ» автору найти не удалось – у немодернизированной РЛС «Заслон» число ППЭ составляло 1700 единиц. Если соотнести увеличение площади с 1,1 метра у РЛС «Заслон» до 1,4 метра у РЛС «Заслон-АМ», то количество ППЭ у последней должно составлять порядка 2700 (!) единиц.

С форума «Стелс-машины» / paralay.iboards.ru
По дальности работы РЛС «Заслон» удалось ещё найти такой пост (правда, в нём автор говорит о РЛС «Заслон-АМ», но упоминает диаметр антенного полотна – 1,1 метра):

В общем, судя по всему, РЛС «Заслон-АМ» истребителя-перехватчика МиГ-31БМ должна иметь определённое преимущество в дальнем воздушном бою по сравнению с РЛС Н035 «Ирбис» истребителей Су-35 и Су-30СМ2. При этом Су-35 и Су-30СМ2 будут иметь преимущество в ближнем воздушном бою не только за счёт собственной манёвренности, но и за счёт возможности механического доворота полотна антенны РЛС Н035 «Ирбис», тогда как у РЛС «Заслон-АМ» имеется только возможность электронного сканирования.
Таким образом, вышесказанное косвенно подтверждает информацию ТГ-канала Fighterbomber – истребители-перехватчики МиГ-31 вносят значительную лепту в ход СВО не только как носители гиперзвуковых ракет комплекса «Кинжал», но и как высокоэффективный комплекс для поражения воздушных целей противника.
Что может играть против МиГ-31 при решении задач по поражению воздушных целей над территорией Украины?
Как ни странно, как раз то, что этот самолёт является носителем гиперзвуковых ракет комплекса «Кинжал» – за взлётом этих машин ВСУ следят с особой тщательностью, соответственно, при объявлении тревоги из-за взлёта МиГ-31 не только разбегаются все наземные цели, но и убираются подобру-поздорову самолёты и вертолёты противника (далеко не факт, что противник всегда может понять, какая именно модификация МиГ-31 взлетела).
Возможным решением является увеличение времени боевого дежурства истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ в воздухе с помощью использования самолётов-топливозаправщиков.

Изображение ТГ-канал Fighterbomber
Можно предположить, что и МиГ-31БМ, и Су-35/Су-30СМ способны обнаруживать самолёты F-16 и Mirage-2000 ВСУ на расстоянии порядка 150-200 километров в зависимости от скорости, высоты и направления полёта цели, однако МиГ-31 должен делать это быстрее из-за более высокой эффективности РЛС «Заслон-АМ», по сравнению с РЛС Н035 «Ирбис».
Выводы
Очень жаль, что Министерство обороны России мало рассказывает об успехах нашей боевой авиации по уничтожению самолётов и вертолётов противника. Конечно, в настоящее время нельзя говорить о том, какой именно пилот сбил тот или иной самолёт или вертолёт противника, как минимум, по соображениям безопасности, но официально говорить о том, что, например, «сегодня российский истребитель-перехватчик МиГ-31БМ / Су-35С / Су-57 сбил украинский истребитель F-16 / Mirage-2000 / МиГ-29 / Су-24 / Су-27...», можно и нужно.
Это не только повысит престиж ВКС РФ, но и заставит вероятных противников задуматься о необходимости дальнейших поставок авиационной техники на Украину, да и о целесообразности эскалации конфликта в целом. А после завершения боевых действий, возможно, что могут быть опубликованы и имена / звания лётчиков, сбивавших самолёты и вертолёты противника над Украиной – как бы мы узнали про подвиги Покрышкина или Мересьева, если бы их личности были засекречены в своё время?

Ещё один интересный вопрос – использование истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ для перехвата низколетящих крылатых ракет (КР) и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) камикадзе большой дальности, применяемых противником по целям, расположенным в глубине нашей территории.
По открытым данным, ВСУ вовсю используют как самолёты советского производства Су-27 и МиГ-29, так и самолёты западного производства F-16 и Mirage-2000 для перехвата российских низколетящих авиационных КР Х-101 и корабельных КР комплекса «Калибр».
При этом даже о первой версии МиГ-31 говорилось, что этот самолёт изначально разрабатывали для перехвата низколетящих крылатых ракет, и что на момент своего появления истребитель-перехватчик МиГ-31 был единственным боевым самолётом, способным эффективно перехватывать малозаметные низколетящие крылатые ракеты, при этом группа из четырёх самолётов МиГ-31 должна была контролировать воздушное пространство протяжённостью до 1100 километров по фронту.
Однако информации о применении МиГ-31БМ против крылатых ракет противника найти не удалось, впрочем, как и о применении для решения этой задачи и других боевых самолётов ВКС РФ.
В открытых источниках в сети Интернет говорится о том, что резерв модернизации РЛС «Заслон-АМ» исчерпан, в то же время у самого самолёта МиГ-31 потенциал дальнейшей модернизации ещё имеется. Кроме того, в открытых источниках нет-нет, да и мелькнёт информация о том, что на замену МиГ-31 создаётся перспективный истребитель-перехватчик МиГ-41, но об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз.
Информация