Пока «Байкал» на земле, Ан-2 еще полетает

6 233 39
Пока «Байкал» на земле, Ан-2 еще полетает
Второе (или третье?) дыхание заслуженного старичка Ан-2 мы увидим примерно вот в таком виде. На фото — мелкосерийный Ан-3 с турбовинтовым двигателем ТВД-20.


Очередная история вправо


Значение ЛМС-901 «Байкала» для России очень сложно переоценить. Легкий одномоторный самолет должен оживить региональные перевозки в Арктике, Сибири и на Дальнем Востоке. Можно, конечно, возложить все на вертолеты, но стоимость такой логистики будет превышать все разумные пределы. «Байкал» в качестве замены заслуженного Ан-2 «Кукурузника» хорош всем: дальность полета около 3 тыс. км, крейсерский режим на 300 км/ч, вместимость – 9 пассажиров или около двух тонн груза. Главное преимущество – машина может садиться на грунтовые аэродромы. Все в лучших традициях советской школы самолетостроения.



«Байкал» уже поднимался в воздух – случилось это в январе 2022 года. Чувствует себя самолет в небе очень неплохо. 174 испытательных полета прошли вполне штатно, однако есть нюанс. Дело в том, что силовой установкой самолета служит американский General Electric H80-100. Очень непросто сдержать праведный гнев по случаю тотальной зависимости отечественной авиационной отрасли от импортных моторостроителей. Самая большая страна в мире со слаборазвитой сетью железных дорог на востоке априори не должна себе позволять ходить на поклон к западным производителям авиатехники. Если, конечно, речь идет о реальном технологическом суверенитете, а не его имитации.

Разработчики самолетов сами вручили американцам инструменты для санкционного давления, уповая на всемогущий рынок. Этот самый рынок оказался совсем не всемогущим, а максимально политизированным. Иностранные моторы у нас отобрали, и все перспективные самолеты остались на земле. Спустя три года после начала СВО и «тотального импортозамещения» ситуация кардинально не изменилась. Наверное, если бы у Китая имелись изделия, аналогичные General Electric H80-100, «Байкал» давно бы уже работал в небе. Никто же не запрещает наступать на грабли во второй раз, попадая в зависимость от китайских «партнеров»? Но у КНР кисло с гражданским авиамоторостроением, и серийное производство российских самолетов снова сдвигается вправо.


«Байкал» летал исключительно с американским мотором.

Ситуация с ЛМС-901 «Байкал» очень походит на плохой детектив. В связи с тем, что официальные лица либо хранят молчание, либо выдают противоречивую информацию, вокруг востребованного изделия множатся мифы. Например, о неких «драматических конструкционных ошибках, которые вскрылись только сейчас». Некоторые источники настаивают на необходимости полной перекройки планера самолета. «Коммерсант» приводит данные о проблемах «Байкала» на малых скоростях, очень тугом штурвале и неоптимальной компоновке шасси.

То есть, если верить этой информации, дело не только в отсутствии работоспособного двигателя, а в сырости самой конструкции ЛМС-901. Спрашивается, чем занимались летчики-испытатели, когда обкатывали «Байкал» с импортным мотором? Напомним, по словам главы Минпромторга Антона Алиханова, машина 174 раза поднималась в небо. Если всё обстоит именно так, то на устранение недочетов может уйти несколько лет. И это в том случае, если искомый отечественный ТВ7-117СТ-02 будет готов вовремя. Впрочем, никто сейчас не может сказать, что такое «вовремя» в отечественной промышленности.

Ан-3 в небо?


Революция вместо эволюции – примерно так можно охарактеризовать подход современных отечественных управленцев от авиационной отрасли. С одной стороны, он верен. Зачем допиливать до совершенства морально и технически устаревшие машины, если можно создать с чистого листа технику нового поколения? Именно так поступили с SSJ-100, именно так рождается (в больших муках) МС-21, и по такому же пути пошли в Уральском заводе гражданской авиации.

«Байкал» в теории машина очень неплохая, о чем говорилось выше, но слишком инновационная для промышленности. Особенно в условиях санкций и реалий специальной военной операции. Но ни в 2022-ом, ни в 2023-ем, ни в 2024-ом годах никто не заикался о заморозке проекта до лучших времен. Мало того, пару лет назад дальневосточный перевозчик «Аврора» подписал контракт сразу на 95 «Байкалов». И даже сейчас чиновники от Минпромторга продолжают настаивать на появлении серийных самолетов уже в конце следующего года.

В истории появления заменителя «кукурузника» присутствует самолет ТВС-2ДТС или ЛМС-9, построенный на агрегатах Ан-2 в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С.А. Чаплыгина (СибНИА). В лучших традициях, двигатель у машины был американский Honeywell TPE331-12. Очень условно можно извинить разработчиков за подобную недальновидность – первый полет состоялся в 2011 году, когда политические разногласия между Россией и США не казались фатальными. Конечно, накладывало свой отпечаток и отсутствие современного турбовинтового двигателя. Но проект самолета назвали неперспективным и отдали предпочтение более легкому «Байкалу», для которого требовалось создавать планер с чистого листа.


Компоновка «Грача» начала 90-х годов удивительно похожа на злополучный «Байкал».

Новейшая история знает еще один пример модернизации Ан-2 – Т-101 «Грач». Машину построили в начале 90-х годов, и она удивительно похожа на современный «Байкал». Разумеется, с учетом того, что «Грач» берет на борт 15 пассажиров против 9 у ЛМС-901. Самолет оснащался турбовинтовым мотором ТВД-10Б мощностью 960 л.с., о котором мы еще вспомним. Возникает вопрос – зачем конструкторы на замену Ан-2 предложили проект более легкого самолета «Байкал», если в запасниках был проект «Грач»? Для «Байкала» потребовался свой турбовинтовой ВК-800СМ, который не могут довести до ума уже больше двадцати лет. В итоге мы пришли к позиции, когда нет ни самолета, ни авиадвигателя. Менеджмент высшей пробы, ничего не скажешь.

Неудивительно, что в феврале 2025 года вспомнили о старичке Ан-2. Когда один сменщик забракован (ТВС-2ДТС), а второй придется серьезно переделывать (ЛМС-901 «Байкал»), невольно задумаешься о модернизационном потенциале советского наследия. Не впервые – вспомним, как все надеялись на возвращение Ту-204, Ил-96, а то и Як-40 с Ту-134. В итоге ограничились восстановлением законсервированных машин. По-другому было нельзя. Восстановление производства машин советской эпохи очень дорого обойдутся экономике и потребуют серьезной перестройки инфраструктуры аэропортов. Достаточно упомянуть третьего члена экипажа Ту-204, что по мировым меркам уже давно является анахронизмом. Бортинженеров уже давно нет в большинстве российских авиакомпаний, что и вызвало обоснованный скепсис в отношении самолета.


ТВД-10Б от Омского машиностроительного конструкторского бюро

Но вернемся к многострадальному и заслуженному Ан-2, который решено воскресить. Придумано следующее: вынуть из носа поршневой АШ-62ИР и поставить на его место тот самый турбовинтовой ТВД-10Б. Получится вполне годная машина, очень похожая на подзабытый самолет Ан-3. Только у «тройки» стоял турбовинтовой ТВД-20 мощностью 1375 л. с. от омских моторостроителей. Ан-3 рассматривался как замена Ан-2, но распространения не получил, хотя и выпускался малыми сериями в Омске на предприятии «Полет». Всего было произведено 25 самолетов.

Сейчас, повторимся, «кукурузник» готовы оснастить турбовинтовым ТВД-10Б гораздо меньшей мощности в 960 л.с. Владимир Барсук, директор Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С.А. Чаплыгина, заявил, что опытный образец с новым мотором планируют построить уже к лету 2025 года, и вот тогда «можно будет оценивать перспективы проекта». Впрочем, чего оценивать-то? Адекватной замены Ан-2 ждать еще не один год, а ресурс заслуженных «кукурузников» больше не становится.

В сухом остатке у нас печальная картина. Усилиями «эффективных» менеджеров в отечественном авиастроении попытались сотворить революцию, не имея для этого необходимых ресурсов. Военный конфликт усугубил ворох проблем, но никаких выводов сделано не было. 2025-й год авиапромышленность встретила в точно таком же состоянии, что и 2022-й – если движения и были, то исключительно вправо. Реальность осознали только сейчас, обратив взор на крепкое советское наследие. К сожалению, примеры «Байкала» и «Кукурузника» далеко не единственные.
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    Сегодня, 04:21
    Реальность осознали только сейчас, обратив взор на крепкое советское наследие.
    Ну не выходит никак каменный цветок у нынешних эффективных манагеров...
    1. +7
      Сегодня, 06:12
      не выходит никак каменный цветок
      Так он и не получится при такой безнаказанности и бездарности, нонешнего "руководства".
      1. +2
        Сегодня, 07:39
        Двигателю АШ-62ИР, в девичестве Wright R-1820 Cyclone 9, через 6 лет будет 100 лет с момента начала выпуска laughing

        Историю создания ТВД-10, он же ГТД-3 не нашел, может кто в курсе?
    2. +3
      Сегодня, 06:44
      Цитата: Uncle Lee
      Ну не выходит никак каменный цветок
      Так нефиг было его глотать lol
  2. +13
    Сегодня, 04:46
    Дожили - "кукурузник" повторить не могут... Позорище просто эпическое. И как всегда - никто за это не ответит. Зато клятых коммуняк хаять да вещать за ужасы советского прошлого - у нас мастеров хватает..
    1. +5
      Сегодня, 06:48
      Цитата: paul3390
      Дожили - "кукурузник" повторить не могут...

      Кто был во главе государства, когда Антонов делал Ан-2? (намек: дело было в 1947)
      А кто теперь?
      Можете не отвечать, вопросы риторические.tongue
    2. +7
      Сегодня, 07:28
      В стране построена экономика, заточенная не на конечный результат, а на обеспечение как можно большего и как можно более длительного финансирования, с последующим выводом этого финансирования в пользу нужных бенефициаров.
      1. 0
        Сегодня, 08:57
        Цитата: Monster_Fat
        заточенная не на конечный результат

        Это смотря какой "конечный результат"...
        Как сообщил российский Forbes, в список миллиардеров в 2024 году попали 125 российских предпринимателей — на 15 больше, чем в 2023 году.

        Результ у отдельных эффективных виден...
  3. +13
    Сегодня, 05:14
    Цитата: paul3390
    И как всегда - никто за это не ответит

    Вы - экстремист.
    Идея ответственности власти перед народом признана властью РФ экстремизмом.
    Люди уже сидят за это.
  4. +4
    Сегодня, 05:33
    Разработчики самолетов сами вручили американцам инструменты для санкционного давления, уповая на всемогущий рынок
    Правда, что ли - разрабы вручили? Или их к этому принудили те, кто сверху? Те, под чьим чутким руководством все промышленные отрасли у нас либо уже убиты, либо добиваются? Те, кто, собственно, и является авторами тезиса о том, что на свою промышленность можно и забить - чего надо, за рубежом купим? Что-то, сдается мне, автор не на тех вину повесить пытается.
  5. +6
    Сегодня, 05:42
    «Грач» берет на борт 15 пассажиров против 9 у ЛМС-901

    Байкал - это тот же самолёт, что и Грач. Найдите пять отличий! Двигатель другой присобачили, БРЭО чуть современнее. А остальное то же самое.
    Не верю я в Байкал. 9 пассажиров - это слишком мало, а остальное слишком дорого. Не будут его раскупать, как горячие пирожки. Если уж Грач не пошёл, который лучше, то Байкалу точно успеха не видать.
    1. +2
      Сегодня, 06:35
      По современным правилам, если количество пассажиров в ЛА более 9, в составе экипажа должно быть 2 пилота.
      1. 0
        Сегодня, 06:44
        Цитата: ИВЗ
        более 9, в составе экипажа должно быть 2 пилота.

        В США уже обсуждают, чтобы с Боинга второго пилота убрать. Самолёты на автоматике летают. Пилоты уже лишним звеном становятся. И это в больших самолётах. А в малой авиации вот-вот БПЛА появятся для перевозки пассажиров. Так там ни одного пилота нет.
        Я к тому, что правила пишут люди в зависимости от ситуации.
        1. +2
          Сегодня, 06:50
          В большой авиации развиты наземные средства обеспечения безопасности полётов. Аппарат может управляться почти полностью автоматически с коррекцией с земли. В малой авиации, при эксплуатации с минимально оборудованных площадок... И Боинг Боингом, но правила-то никто не отменял.
        2. 0
          Сегодня, 08:25
          Самолёты на автоматике летают. Пилоты уже лишним звеном становятся.
          А садиться будут как в 2018 в Шереметьево RRJ, когда пилот после удара молнии пытался посадить первый раз вручную машину с известным результатом.
  6. +5
    Сегодня, 06:04
    Строили, строили, но ничего не построили
    (Чебуратор, эффективный российский манагер 21 века)

    Все эти незавершенные или неудачные проекты были профинансированы. И не из карманов "эффективных менеджеров", а из наших карманов, т.е. из гос.бютжета. А кто ответил за выброшенные деньги и потерянное время? А никто и звать его никак.
    И мы либо будем жить (существовать) без отечественных самолетов, станков, автомобилей и т.д. или нам придется превратиться в "ужасную тоталитарную" страну, в которой каждый несет ответственность за то дело, которым он руководит. "Сделал дело - гуляй смело". Сорвал или проворовался - отвечай по всей строгости закона. Не смог организовать производство авиадвигателя - поруби лес или пошей варежки лет 10. И тогда "эффективные менеджеры" как "по щучьему велению" превратятся в грамотных инженеров и высококвалифицированных руководителей производства.
    1. +4
      Сегодня, 06:16
      Цитата: Дилетант
      превратятся в грамотных инженеров и высококвалифицированных руководителей производства.

      Не превратятся, грамотешки и упорства не хватит...
      1. +4
        Сегодня, 07:09
        Цитата: Uncle Lee
        Цитата: Дилетант
        превратятся в грамотных инженеров и высококвалифицированных руководителей производства.

        Не превратятся, грамотешки и упорства не хватит...

        Вчера была тут статья о ценах и окладах жалования при царе. Так вот тогда инженеру платили больше чем ажно целому полковнику.
        https://topwar.ru/261259-i-hrust-francuzskoj-bulki-ceny-i-zarabotnye-platy-v-carskoj-rossii-skolko-stoil-rubl-1914-g.html
        При Сталине было примерно так же. Иначе как бы мой дед, инженер, мог подарить моей маме на свадьбу не часики там или сервиз, а кооперативную двушку в Ленинграде?
        Ну хорошо, он был не простой инженер, а начальник ОГМ завода средней руки, а в войну был на этом заводе еще и врио директора и главного инженера в одном лице, и тем не менее.
        А какие были инженерные зарплаты в эпоху "развитого социализма" - кто был тогда в сознательном возрасте, те должны помнить, они были не поводом для гордости, тем паче хвастовства, а мишенью злобных насмешек. С тех пор, похоже, мало что поменялось. Ну и чего вы хотите от инженеров, если в инженеры идут те, кому не хватило мозгов пойти в более оплачиваемые занятия?
    2. +4
      Сегодня, 06:19
      Цитата: Дилетант
      Сорвал или проворовался - отвечай по всей строгости закона. Не смог организовать производство авиадвигателя - поруби лес или пошей варежки лет 10. И тогда "эффективные менеджеры" как "по щучьему велению" превратятся в грамотных инженеров и высококвалифицированных руководителей производства.

      "Вот самый популярный анекдот времён перестройки. К Горбачёву приходит министр ВД. _ товарищ президент у нас слишком много преступности развелось.
      - Вызывайте Шерлока Холмса и доктора Ватсона.
      Вызвали. На следующий день нашли их повешанными на фонарных столбах.
      - Вызывайте комисара Катани.
      Вызвали. На следующий день нашли его повешанным на фонарномс столбе.
      - Вызывайте Жиглова и Шарапова. Вызвали. На следующий день к Лефортово подъезжаен чёрный автобус. Из него выходят Жиглов, Шарапов, а за ними с руками за спиной все депутаты Верховного совета. Жиголов кричит: а теперь Горбатый, я сказал Горбатый!"
    3. +5
      Сегодня, 06:26
      были профинансированы. И не из карманов "эффективных менеджеров", а из наших карманов, т.е. из гос.бютжета
      Что вы такое говорите?! Один из самых молодых и эффективных манагеров, некто Дегтярев (ныне министер спорта), будучи губером Хабаровского края, черным по белому же пояснил, что никаких таких "наших" (т.е., народных) не бывает после того, как они в бюджет попали - это уже государственные деньги! Законченная капиталистка М. Тэтчер при этих словах в гробу перевернулась, но что нам до нее? У нас своя специфика...
    4. +1
      Сегодня, 06:32
      И тогда "эффективные менеджеры" как "по щучьему велению" превратятся в грамотных инженеров и высококвалифицированных руководителей производства.
      Жизнь не сказка. Не превратятся. Специалиста, хоть технаря, хоть управленца надо обучать, а потом натаскивать (предварительно выявив перспективных), и делать это должны тоже специалисты и в учебных заведениях и по месту работы. И эти спецы, технари и управленцы, должны работать в связке. Только тогда можно ожидать положительный эффект.
      1. +4
        Сегодня, 06:44
        Если у молодого инженера есть мозги, хорошее образование, руки "откуда надо" и желание, а так же возможность "делать карьеру", то он будет стараться и в конечном итоге из него получится или отличный главный инженер/главный конструктор, или отличный директор. Но если он будет знать, что как бы он "не корячился" директором Воронежского ПАО назначат полную бездарь лишь только потому, что она (бездарь) - сын вицепремьера Рогозина, так зачем ему "корячиться"?
        1. 0
          Сегодня, 06:53
          Так я не спорю. Фактор карьерной перспективы должен работать. Но обучать -то его, будующего министра, всё равно надо. А кому?
          1. +3
            Сегодня, 07:08
            его, будующего министра, всё равно надо. А кому?

            Когда Сталин назначал 30-35 летних парней Наркомами, то у них кроме хорошего образования и исключительной ответственности за порученное дело, специальных учителей тоже не было. Они сами находили себе учителей, сами учились на собственных ошибках и не ошибках других. И выражение "Сталинский нарком" стало синонимом высочайшего профессионализма.
            p.s. Следует отметить, что жизнь им облегчало минимальное количество альтернатив, всего две. Или "Сталинская премия" и жизнь им и их семьям "почти как при коммунизме" или "10 лет без права переписки", а семьям "Карагандинский лагерь ЧСИР". В результате за 29 лет страна от голода и разрухи прошла путь до А-бомбы и второй экономики мира.
            p.p.s. Есть еще 4 года, что бы улучшить результат. Но есть ли желание?
            1. 0
              Сегодня, 07:15
              Честно говоря не скучаю по такой методике. Не думаю, что и Вы Вашей родне, допустим, такого пожелаете. Но если власть и дальше будет наслаждаться статус-кво, либо рухнет независимость страны, либо пойдёт рекламируемый Вами "Сталинский вариант".
              1. +4
                Сегодня, 07:22
                Не думаю, что и Вы Вашей родне, допустим, такого пожелаете.

                Жить "почти как при коммунизме" - еще как пожелаю. Просто мне для этого надо будет много РАБОТАТЬ и не воровать и не злоупотреблять властью. Меня когда-то поразили Указы Сталина о награждении участников разработки бомбы. Там, среди всевозможных "плюшек", был пункт: "Дети лиц, перечисленных в п... имеют право внеочередного зачисления в любой ВУЗ страны по их выбору." Вот так-то. Для кого-то это было весомее, чем орден или премия...
    5. 0
      Сегодня, 06:52
      Цитата: Дилетант
      Сорвал или проворовался - отвечай по всей строгости закона. Не смог организовать производство авиадвигателя - поруби лес или пошей варежки лет 10. И тогда "эффективные менеджеры" как "по щучьему велению" превратятся в грамотных инженеров и высококвалифицированных руководителей производства.

      Для этого надо Сталина из гроба поднять. Иначе придется вам утешаться пошлой фразой "сегодня не 1937".
  7. +1
    Сегодня, 06:15
    В сухом остатке у нас печальная картина. Усилиями «эффективных» менеджеров
    Скорее не менеджеров, а предателей - политиков 90-х. Современный российский менеджмент - результат именно их экономической политики. Другое дело, "эффективность" этой политики уже не просто бросается в глаза, а буквально убивает страну. И я почему-то не вижу никаких телодвижений со стороны нынешнего руководства, которое "не бросает своих". Своих? Точно?
  8. +2
    Сегодня, 06:25
    Это уже становится фирменным российским анекдотом. Слово "Байкал" это что-то вроде слов "демократия" или "приватизация". Уже можно смеяться. Ещё и медали "эффективные менеджеры" получат. Чубайса же никто госнаград не лишал? Кстати как главную бухгалтершу МО при Шойгу, а у той целый иконостас на сиське. Навоевала.
  9. +2
    Сегодня, 06:33
    Префразируя "ехали мы ехали и наконец приехали".
  10. +2
    Сегодня, 06:35
    Умный учится на чужих ошибках,- на своих.Но как назвать того,который не учится ни на своих,ни на чужих ошибках и продолжает переть неизвестно куда?
  11. +2
    Сегодня, 06:45
    В 2025 году хотят пересмотреть принятую программу самолетостроения в России, которая планировала постройку 1000 отечественных бортов к 2030 году, "Карася" решили урезать до 200 бортов, мотивируя, что столько самолётов иностранного производства авиакомпании выведут из своего парка к 2030 году. Вот их и надо поменять. По видимому, другие 774 борта, России пока не нужны.
    Остался вопрос по производству этих 200 бортов. Специалисты, точнее, реалисты сомневаются в выполнении и этих планов производства самолётов минпромторгом РФ.

    ( По информации Интерфакса -
    Скорректированная программа гражданского авиапрома появится ближе к концу года).

    И ещё, срок летной годности самолётов АН-26 решено продлить с 50 до 60 лет.
    1. +2
      Сегодня, 06:54
      И ещё, срок летной годности самолётов АН-26 решено продлить с 50 до 60 лет.
      Не рукамиводители же на них летать будут.
  12. +3
    Сегодня, 07:28
    Разработчики самолетов сами вручили американцам инструменты для санкционного давления, уповая на всемогущий рынок.

    Что вы все валите на разработчиков. Они чтоли заводы разрушали или передавали в частные руки, где они потом разграблялись и разрушались? Разработчики говорили: зачем нам это дерьмо, купим все на западе. Разработчики наверное вгоняли гвозди в крышку гроба коммунистам (интерпретация слов Чубайса), закрывая заводы?
  13. 0
    Сегодня, 07:29
    Главное - делать надо под свои запросы и стандарты - к черту мировые. А то значит на самолете 1 мотор = 9 пассажиров всего, а как в авто до 3,5 тонн пихать больше 9 человек так можно, но у нас или 7 или 11-12-13. Водитель и 8 пассажиров только в Газели Бизнес есть которая слишком большая, а Соболя такого серийного нет - все только отдельным заказом. Уазик буханка с откидными скамейками вроде как уже тоже не производится - ремней то там нет... И когда за бугор продают 1-2% техники обзывают все и пишут все на английском - истинные патриоты... Свой рынок насытить не могут - все главно забугор спихнуть.
  14. +3
    Сегодня, 07:47
    Давайте признаемся сами себе, что у нас в стране полный провал в отношении специалистов профессионалов, причём дефицит профессионалов он в диапазоне "От Кремля и до токарного станка"
  15. 0
    Сегодня, 07:59
    Ну наверно надо начинать с начала. Даеш стране По-2!!. am
  16. +1
    Сегодня, 08:23
    Ан-2 хорошая машина, бы токмо мотор поэкономичней, а всю авионику надо оставить без изменений – современная электроника на севере часто даёт сбои, ну а в целях экономии можно сократить одного водителя.
    Аэропланов на местных линиях практически не осталось, их вытеснили сараи Ми-8 и есть ли смысл их возрождать – большой вопрос.
    Что точно требуется сделать, так упростить доступ и пользование частными летательными аппаратами – мотодельтопланами, лёгкими аэропланами и вертолётами типа Робинсонов, ну и беспилотными аппаратами. На Аляске полно частных извозчиков и можно вызвать в любое время как такси, а в РФ одни разговоры и никаких сдвигов.
  17. 0
    Сегодня, 08:44
    Так может пора уже этих "кухарок", очень эффективных в авиапроме к ногтю прижать? По моему- давно пора!!!