Пока «Байкал» на земле, Ан-2 еще полетает

26 333 95
Пока «Байкал» на земле, Ан-2 еще полетает
Второе (или третье?) дыхание заслуженного старичка Ан-2 мы увидим примерно вот в таком виде. На фото — мелкосерийный Ан-3 с турбовинтовым двигателем ТВД-20.


Очередная история вправо


Значение ЛМС-901 «Байкала» для России очень сложно переоценить. Легкий одномоторный самолет должен оживить региональные перевозки в Арктике, Сибири и на Дальнем Востоке. Можно, конечно, возложить все на вертолеты, но стоимость такой логистики будет превышать все разумные пределы. «Байкал» в качестве замены заслуженного Ан-2 «Кукурузника» хорош всем: дальность полета около 3 тыс. км, крейсерский режим на 300 км/ч, вместимость – 9 пассажиров или около двух тонн груза. Главное преимущество – машина может садиться на грунтовые аэродромы. Все в лучших традициях советской школы самолетостроения.



«Байкал» уже поднимался в воздух – случилось это в январе 2022 года. Чувствует себя самолет в небе очень неплохо. 174 испытательных полета прошли вполне штатно, однако есть нюанс. Дело в том, что силовой установкой самолета служит американский General Electric H80-100. Очень непросто сдержать праведный гнев по случаю тотальной зависимости отечественной авиационной отрасли от импортных моторостроителей. Самая большая страна в мире со слаборазвитой сетью железных дорог на востоке априори не должна себе позволять ходить на поклон к западным производителям авиатехники. Если, конечно, речь идет о реальном технологическом суверенитете, а не его имитации.

Разработчики самолетов сами вручили американцам инструменты для санкционного давления, уповая на всемогущий рынок. Этот самый рынок оказался совсем не всемогущим, а максимально политизированным. Иностранные моторы у нас отобрали, и все перспективные самолеты остались на земле. Спустя три года после начала СВО и «тотального импортозамещения» ситуация кардинально не изменилась. Наверное, если бы у Китая имелись изделия, аналогичные General Electric H80-100, «Байкал» давно бы уже работал в небе. Никто же не запрещает наступать на грабли во второй раз, попадая в зависимость от китайских «партнеров»? Но у КНР кисло с гражданским авиамоторостроением, и серийное производство российских самолетов снова сдвигается вправо.


«Байкал» летал исключительно с американским мотором.

Ситуация с ЛМС-901 «Байкал» очень походит на плохой детектив. В связи с тем, что официальные лица либо хранят молчание, либо выдают противоречивую информацию, вокруг востребованного изделия множатся мифы. Например, о неких «драматических конструкционных ошибках, которые вскрылись только сейчас». Некоторые источники настаивают на необходимости полной перекройки планера самолета. «Коммерсант» приводит данные о проблемах «Байкала» на малых скоростях, очень тугом штурвале и неоптимальной компоновке шасси.

То есть, если верить этой информации, дело не только в отсутствии работоспособного двигателя, а в сырости самой конструкции ЛМС-901. Спрашивается, чем занимались летчики-испытатели, когда обкатывали «Байкал» с импортным мотором? Напомним, по словам главы Минпромторга Антона Алиханова, машина 174 раза поднималась в небо. Если всё обстоит именно так, то на устранение недочетов может уйти несколько лет. И это в том случае, если искомый отечественный ТВ7-117СТ-02 будет готов вовремя. Впрочем, никто сейчас не может сказать, что такое «вовремя» в отечественной промышленности.

Ан-3 в небо?


Революция вместо эволюции – примерно так можно охарактеризовать подход современных отечественных управленцев от авиационной отрасли. С одной стороны, он верен. Зачем допиливать до совершенства морально и технически устаревшие машины, если можно создать с чистого листа технику нового поколения? Именно так поступили с SSJ-100, именно так рождается (в больших муках) МС-21, и по такому же пути пошли в Уральском заводе гражданской авиации.

«Байкал» в теории машина очень неплохая, о чем говорилось выше, но слишком инновационная для промышленности. Особенно в условиях санкций и реалий специальной военной операции. Но ни в 2022-ом, ни в 2023-ем, ни в 2024-ом годах никто не заикался о заморозке проекта до лучших времен. Мало того, пару лет назад дальневосточный перевозчик «Аврора» подписал контракт сразу на 95 «Байкалов». И даже сейчас чиновники от Минпромторга продолжают настаивать на появлении серийных самолетов уже в конце следующего года.

В истории появления заменителя «кукурузника» присутствует самолет ТВС-2ДТС или ЛМС-9, построенный на агрегатах Ан-2 в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С.А. Чаплыгина (СибНИА). В лучших традициях, двигатель у машины был американский Honeywell TPE331-12. Очень условно можно извинить разработчиков за подобную недальновидность – первый полет состоялся в 2011 году, когда политические разногласия между Россией и США не казались фатальными. Конечно, накладывало свой отпечаток и отсутствие современного турбовинтового двигателя. Но проект самолета назвали неперспективным и отдали предпочтение более легкому «Байкалу», для которого требовалось создавать планер с чистого листа.


Компоновка «Грача» начала 90-х годов удивительно похожа на злополучный «Байкал».

Новейшая история знает еще один пример модернизации Ан-2 – Т-101 «Грач». Машину построили в начале 90-х годов, и она удивительно похожа на современный «Байкал». Разумеется, с учетом того, что «Грач» берет на борт 15 пассажиров против 9 у ЛМС-901. Самолет оснащался турбовинтовым мотором ТВД-10Б мощностью 960 л.с., о котором мы еще вспомним. Возникает вопрос – зачем конструкторы на замену Ан-2 предложили проект более легкого самолета «Байкал», если в запасниках был проект «Грач»? Для «Байкала» потребовался свой турбовинтовой ВК-800СМ, который не могут довести до ума уже больше двадцати лет. В итоге мы пришли к позиции, когда нет ни самолета, ни авиадвигателя. Менеджмент высшей пробы, ничего не скажешь.

Неудивительно, что в феврале 2025 года вспомнили о старичке Ан-2. Когда один сменщик забракован (ТВС-2ДТС), а второй придется серьезно переделывать (ЛМС-901 «Байкал»), невольно задумаешься о модернизационном потенциале советского наследия. Не впервые – вспомним, как все надеялись на возвращение Ту-204, Ил-96, а то и Як-40 с Ту-134. В итоге ограничились восстановлением законсервированных машин. По-другому было нельзя. Восстановление производства машин советской эпохи очень дорого обойдутся экономике и потребуют серьезной перестройки инфраструктуры аэропортов. Достаточно упомянуть третьего члена экипажа Ту-204, что по мировым меркам уже давно является анахронизмом. Бортинженеров уже давно нет в большинстве российских авиакомпаний, что и вызвало обоснованный скепсис в отношении самолета.


ТВД-10Б от Омского машиностроительного конструкторского бюро

Но вернемся к многострадальному и заслуженному Ан-2, который решено воскресить. Придумано следующее: вынуть из носа поршневой АШ-62ИР и поставить на его место тот самый турбовинтовой ТВД-10Б. Получится вполне годная машина, очень похожая на подзабытый самолет Ан-3. Только у «тройки» стоял турбовинтовой ТВД-20 мощностью 1375 л. с. от омских моторостроителей. Ан-3 рассматривался как замена Ан-2, но распространения не получил, хотя и выпускался малыми сериями в Омске на предприятии «Полет». Всего было произведено 25 самолетов.

Сейчас, повторимся, «кукурузник» готовы оснастить турбовинтовым ТВД-10Б гораздо меньшей мощности в 960 л.с. Владимир Барсук, директор Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С.А. Чаплыгина, заявил, что опытный образец с новым мотором планируют построить уже к лету 2025 года, и вот тогда «можно будет оценивать перспективы проекта». Впрочем, чего оценивать-то? Адекватной замены Ан-2 ждать еще не один год, а ресурс заслуженных «кукурузников» больше не становится.

В сухом остатке у нас печальная картина. Усилиями «эффективных» менеджеров в отечественном авиастроении попытались сотворить революцию, не имея для этого необходимых ресурсов. Военный конфликт усугубил ворох проблем, но никаких выводов сделано не было. 2025-й год авиапромышленность встретила в точно таком же состоянии, что и 2022-й – если движения и были, то исключительно вправо. Реальность осознали только сейчас, обратив взор на крепкое советское наследие. К сожалению, примеры «Байкала» и «Кукурузника» далеко не единственные.
95 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +23
    20 марта 2025 04:21
    Реальность осознали только сейчас, обратив взор на крепкое советское наследие.
    Ну не выходит никак каменный цветок у нынешних эффективных манагеров...
    1. +20
      20 марта 2025 06:12
      не выходит никак каменный цветок
      Так он и не получится при такой безнаказанности и бездарности, нонешнего "руководства".
      1. +9
        20 марта 2025 07:39
        Двигателю АШ-62ИР, в девичестве Wright R-1820 Cyclone 9, через 6 лет будет 100 лет с момента начала выпуска laughing

        Историю создания ТВД-10, он же ГТД-3 не нашел, может кто в курсе?
        1. +3
          20 марта 2025 18:59
          10-ти местная Cessna ,летающая со скоростью 400-600 км/час стоит от 10 до 100 млн рублей.А сколько будет стоить БАЙКАЛ ?
          1. +1
            9 апреля 2025 19:05
            Цитата: вадим dok
            10-ти местная Cessna ,летающая со скоростью 400-600 км/час стоит от 10 до 100 млн рублей.А сколько будет стоить БАЙКАЛ ?

            Манагеры тоже всё на Цесны, Боинги и Аэрбасы киваали. И всё сокрушались, что наши получаются хуже и дороже. А потом хренак! и санкции. Ну и где теперь брать эти Цесны? Скольку би ни стоили Байкалы, а надо делать. Иначе через какое-то время не то, что самолёты, штаны шить разучимся.
            И не надо кивать на цену Ан-2. Он изначально базировался на агрегатах военных самолётов, и делался на военных заводах по тем же технологиям, что и боевые самолёты. Сколько по-вашему стоили первые образцы его мотора, произведенные в СССР? А насколько хороши они были?

            Но вы конечно, можете встать на колени и ползти в США за Цеснами. Умолять, целовать ноги. Вам снизойдя, продадут. В обмен на "множество мелких услуг". Будете без Крыма, зато с Цесной. Вам даже запчасти из США подвезут, прямо на базу ВВС США в Каче. Или на базу ВМФ США в Севастополе. И недорого отдадут.
            А свой авиапром... да кому он нужен? Нефть продадим, и купим Цесны, Арбузы и Боинги...
        2. +2
          20 мая 2025 17:15
          Я в курсе, еще в 2008 и 2009 когда я был техником Ан-28 на котором эти движки стояли, двигателисты приезжавшие из Омска рассказывали что на заводе плохо все,а они выживают тем что ездят в командировки по всему миру. Сам ТВД-10Б это двигатель от одной из советских ПКР слегка доработанный и с редуктором годов 70 х
    2. +14
      20 марта 2025 06:44
      Цитата: Uncle Lee
      Ну не выходит никак каменный цветок
      Так нефиг было его глотать lol
    3. +7
      20 марта 2025 10:13
      Опять манагеры виноваты! Если по этой линии идти, то до конца: кто поставил этих манагеров? А их кто? Так и до дискредитации нынешнего непогрешимого недалеко
  2. +41
    20 марта 2025 04:46
    Дожили - "кукурузник" повторить не могут... Позорище просто эпическое. И как всегда - никто за это не ответит. Зато клятых коммуняк хаять да вещать за ужасы советского прошлого - у нас мастеров хватает..
    1. Комментарий был удален.
    2. +34
      20 марта 2025 07:28
      В стране построена экономика, заточенная не на конечный результат, а на обеспечение как можно большего и как можно более длительного финансирования, с последующим выводом этого финансирования в пользу нужных бенефициаров.
      1. +10
        20 марта 2025 08:57
        Цитата: Monster_Fat
        заточенная не на конечный результат

        Это смотря какой "конечный результат"...
        Как сообщил российский Forbes, в список миллиардеров в 2024 году попали 125 российских предпринимателей — на 15 больше, чем в 2023 году.

        Результ у отдельных эффективных виден...
        1. +6
          20 марта 2025 12:57
          Форбс считает легальных миллиардеров. Учитывая, что тимуровцы воровали триллионами, то список миллиардеров гораздо больше. И где-то там должен быть Мантуров с Чемезовым
          1. +2
            20 марта 2025 17:23
            Цитата: alexoff
            тимуровцы воровали триллионами, то список миллиардеров гораздо больше

            Конечно, но подпольных подсчитать невозможно. Да и большинство из них уже граждане США/Израиля/Великобритании...
            1. +1
              20 марта 2025 21:39
              Цитата: Doccor18
              Да и большинство из них уже граждане США/Израиля/Великобритании...

              думаю если из форбса удалить всех, у кого есть нероссийское гражданство, там вообще никого не останется
      2. +3
        20 марта 2025 15:25
        Медведев как то сказал, во время своего премьерства :
        Мы прошли гигантский путь от постсоветского полуразрушенного хозяйства до крупной экономики западного типа, и было бы чудовищной ошибкой снова вернуться в прошлое

        СССР был 2-ой экономикой мира. Сейчас хорошо если 5-6-ая.
        Но во 2-ую экономику нынешние "руководители" возврата не хотят. Их устраивает.
    3. +7
      20 марта 2025 09:16
      .. Позорище просто эпическое. И как всегда - никто за это не ответит. ...


      Согласен.
      "Безнаказанность порождает безответственность" (ц)

      Предлагаю рассмотреть Эволюцию Планов по выпуску самолетов до 2030 года.
      В декабре 2023 года планировалось произвести 500 самолетов до 2030 г., а в марте 2025 года 200 самолетов.
      Но, думаю, это тоже не точная цифра. Могут скорректировать.

      В своё время задорно пообещали ..., а в реальности... .

      За сдвиг вправо Плана по выпуску самолетов до 2030г. похоже никого не накажут.

      МОСКВА, 28 декабря./ТАСС/. Ростех планирует выпустить более 500 самолетов до 2030 года, в том числе 270 лайнеров МС-21, 142 самолета Superjet и 115 Ту-214. Об этом рассказал глава госкорпорации Сергей Чемезов на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным.
      "У нас основные гражданские проекты - это, в первую очередь, конечно, производство гражданских самолетов для гражданской авиации. И этому у нас как раз уделяется большое внимание. И по программе, которая была вами утверждена, мы до 2030 года должны произвести более 500 самолетов различного типа: 270 лайнеров МС-21, 142 самолета Superjet -100 и 115 самолетов Ту-214", - сказал Чемезов. ...https://tass.ru/ekonomika/19646191

      МОСКВА, 18 марта. /ТАСС/. Россия до 2030 года должна произвести минимум около 200 самолетов, чтобы заместить устаревающие иностранные лайнеры, которые эксплуатируют российские авиакомпании. Об этом журналистам сообщил глава Ростеха Сергей Чемезов в кулуарах съезда РСПП.

      "Сегодня мы пока еще точное количество не можем сказать, потому что мы с авиакомпаниями только сегодня начинаем обсуждать эту тему. Я думаю, что порядка 200, это минимум, нужно произвести самолетов, чтобы заменить те устаревающие иностранные лайнеры, которые сегодня эксплуатируются авиакомпаниями", - сказал он, отвечая на вопрос о необходимом количестве самолетов до 2030 года... https://tass.ru/ekonomika/23429743
  3. +26
    20 марта 2025 05:14
    Цитата: paul3390
    И как всегда - никто за это не ответит

    Вы - экстремист.
    Идея ответственности власти перед народом признана властью РФ экстремизмом.
    Люди уже сидят за это.
  4. +10
    20 марта 2025 05:33
    Разработчики самолетов сами вручили американцам инструменты для санкционного давления, уповая на всемогущий рынок
    Правда, что ли - разрабы вручили? Или их к этому принудили те, кто сверху? Те, под чьим чутким руководством все промышленные отрасли у нас либо уже убиты, либо добиваются? Те, кто, собственно, и является авторами тезиса о том, что на свою промышленность можно и забить - чего надо, за рубежом купим? Что-то, сдается мне, автор не на тех вину повесить пытается.
  5. +13
    20 марта 2025 05:42
    «Грач» берет на борт 15 пассажиров против 9 у ЛМС-901

    Байкал - это тот же самолёт, что и Грач. Найдите пять отличий! Двигатель другой присобачили, БРЭО чуть современнее. А остальное то же самое.
    Не верю я в Байкал. 9 пассажиров - это слишком мало, а остальное слишком дорого. Не будут его раскупать, как горячие пирожки. Если уж Грач не пошёл, который лучше, то Байкалу точно успеха не видать.
    1. +4
      20 марта 2025 06:35
      По современным правилам, если количество пассажиров в ЛА более 9, в составе экипажа должно быть 2 пилота.
      1. +4
        20 марта 2025 06:44
        Цитата: ИВЗ
        более 9, в составе экипажа должно быть 2 пилота.

        В США уже обсуждают, чтобы с Боинга второго пилота убрать. Самолёты на автоматике летают. Пилоты уже лишним звеном становятся. И это в больших самолётах. А в малой авиации вот-вот БПЛА появятся для перевозки пассажиров. Так там ни одного пилота нет.
        Я к тому, что правила пишут люди в зависимости от ситуации.
        1. +3
          20 марта 2025 06:50
          В большой авиации развиты наземные средства обеспечения безопасности полётов. Аппарат может управляться почти полностью автоматически с коррекцией с земли. В малой авиации, при эксплуатации с минимально оборудованных площадок... И Боинг Боингом, но правила-то никто не отменял.
        2. +2
          20 марта 2025 08:25
          Самолёты на автоматике летают. Пилоты уже лишним звеном становятся.
          А садиться будут как в 2018 в Шереметьево RRJ, когда пилот после удара молнии пытался посадить первый раз вручную машину с известным результатом.
          1. +4
            20 марта 2025 11:36
            А авиабилеты будут продавать как лотерейные - пвезет, не повезет.
      2. -2
        20 марта 2025 10:43
        Данное правило всë таки теряет актуальность. Тут крупные Boeingи Airbus могут на автомате совершить весь полëт (со взломать и посадкой). Фактически пилоты сейчас только страхуют автоматику, и на рулëжке ещё нужны. И то, хватит одного пилота. А тут "новый кукурузник". Вполне можно обойтись одним пилотом, но лимит увеличить хотя бы до 15 человек
        1. +2
          20 марта 2025 19:47
          Вы ГАИ никогда не пробовали доказывать, что то или иное правило дор. движ. потеряло актуальность, по Вашему мнению? В авиации всё на порядки серьёзнее. И не дай бог комиссия выявит подобное нарушение при расследовании какого-либо лётного происшествия....
      3. 0
        20 марта 2025 18:44
        Вроде там дело в моторах. На одномоторных самолетах до 9 пассажиров. Но фактически... Грузоподъёмность - 2 тонны, если брать по 150 кг на рыло то получается 13-14 пассажиров.
    2. 0
      20 марта 2025 13:00
      Грач - это чужой самолёт, в нем разбираться надо. Байкал - это уменьшенный чешский L-410 под один двигатель, которые в УЗГА собирали отвертками. А собственно L-410 это Ладога.
      1. 0
        20 марта 2025 21:05
        Цитата: alexoff
        Байкал - это уменьшенный чешский L-410 под один двигатель, которые в УЗГА собирали отвертками. А собственно L-410 это Ладога.

        Отличные разработки с чистого листа с выделенными для этого бюджетами!

        Нам пропагандоны постоянно прогоняют нарратив "Путин знает всё!" Выходит, он знает, что на самом деле разрабатывают под видом новых моделей? Он знает, что 200 самолётов к марту 202 года в отсутствие вообще всего для их сборки - это даже не наглая ложь, это окрытое демонстративное налюбилово? И снова распил бюджетов! Или сказка про великое знание лишь сказка? И у нас только Сталин вникал в новые разработки, чтобы не налюбили и не поставили страну на грань уничтожения? Почему у мантурова самый высокий годовой доход из чиновников, почему он продолжает взлёт по карьерной лестнице, а не распугивает ворон, качаясь на Красной площади? Может на самом деле всё так и задумано и всё идёт по плану?
        1. +2
          20 марта 2025 21:38
          Цитата: AlexSam
          Нам пропагандоны постоянно прогоняют нарратив "Путин знает всё!"

          да тут вопрос о его памяти. Ему что-то пообещают на завтра, он порадуется и потом уже не переспросит никогда - а, собственно, где?
          Цитата: AlexSam
          Почему у мантурова самый высокий годовой доход из чиновников

          УЗГА принадлежит "технодинамике", которой ростех продал за бесценок кучу подобных предприятий. Эта компания принадлежит главе новикомбанка, который является основным для ростеха и, по всей видимости, выступает личным кошельком Чемезова. Вряд ли эти доходы учтены. И до недавнего времени самый большой доход был у Шойгу - 13 триллионов украсть - это вам не шутки! Это почти второй газпром, только без всяких расходов на газоперекачку и добычу - чистый доход, открывай карман пошире!
    3. Где-то читал, что 9 пассажиров - это разрешенный какими-то международными нормативами максимум для одномоторных пассажирских самолетов.
      1. 0
        20 мая 2025 17:23
        В Ан-2 12 мест,он берет 17 прашутастов, Ан-28 25 если кресла выкинуть.
        Может нам пора уже положить на эти правила как на Евро-6 и делать то что нашей стране нужно?
  6. +16
    20 марта 2025 06:04
    Строили, строили, но ничего не построили
    (Чебуратор, эффективный российский манагер 21 века)

    Все эти незавершенные или неудачные проекты были профинансированы. И не из карманов "эффективных менеджеров", а из наших карманов, т.е. из гос.бютжета. А кто ответил за выброшенные деньги и потерянное время? А никто и звать его никак.
    И мы либо будем жить (существовать) без отечественных самолетов, станков, автомобилей и т.д. или нам придется превратиться в "ужасную тоталитарную" страну, в которой каждый несет ответственность за то дело, которым он руководит. "Сделал дело - гуляй смело". Сорвал или проворовался - отвечай по всей строгости закона. Не смог организовать производство авиадвигателя - поруби лес или пошей варежки лет 10. И тогда "эффективные менеджеры" как "по щучьему велению" превратятся в грамотных инженеров и высококвалифицированных руководителей производства.
    1. +3
      20 марта 2025 06:16
      Цитата: Дилетант
      превратятся в грамотных инженеров и высококвалифицированных руководителей производства.

      Не превратятся, грамотешки и упорства не хватит...
      1. +10
        20 марта 2025 07:09
        Цитата: Uncle Lee
        Цитата: Дилетант
        превратятся в грамотных инженеров и высококвалифицированных руководителей производства.

        Не превратятся, грамотешки и упорства не хватит...

        Вчера была тут статья о ценах и окладах жалования при царе. Так вот тогда инженеру платили больше чем ажно целому полковнику.
        https://topwar.ru/261259-i-hrust-francuzskoj-bulki-ceny-i-zarabotnye-platy-v-carskoj-rossii-skolko-stoil-rubl-1914-g.html
        При Сталине было примерно так же. Иначе как бы мой дед, инженер, мог подарить моей маме на свадьбу не часики там или сервиз, а кооперативную двушку в Ленинграде?
        Ну хорошо, он был не простой инженер, а начальник ОГМ завода средней руки, а в войну был на этом заводе еще и врио директора и главного инженера в одном лице, и тем не менее.
        А какие были инженерные зарплаты в эпоху "развитого социализма" - кто был тогда в сознательном возрасте, те должны помнить, они были не поводом для гордости, тем паче хвастовства, а мишенью злобных насмешек. С тех пор, похоже, мало что поменялось. Ну и чего вы хотите от инженеров, если в инженеры идут те, кому не хватило мозгов пойти в более оплачиваемые занятия?
      2. +1
        20 марта 2025 09:34
        Цитата: Uncle Lee
        Не превратятся, грамотешки и упорства не хватит...

        Но, может быть, действительно грамотным платить достойную зарплату будут, хотя бы из чувства собственной безопасности?
        1. 0
          20 мая 2025 17:26
          Не будут,они лучше 20 чел охраны наймут с з/п
          150-250 т.р
    2. +6
      20 марта 2025 06:19
      Цитата: Дилетант
      Сорвал или проворовался - отвечай по всей строгости закона. Не смог организовать производство авиадвигателя - поруби лес или пошей варежки лет 10. И тогда "эффективные менеджеры" как "по щучьему велению" превратятся в грамотных инженеров и высококвалифицированных руководителей производства.

      "Вот самый популярный анекдот времён перестройки. К Горбачёву приходит министр ВД. _ товарищ президент у нас слишком много преступности развелось.
      - Вызывайте Шерлока Холмса и доктора Ватсона.
      Вызвали. На следующий день нашли их повешанными на фонарных столбах.
      - Вызывайте комисара Катани.
      Вызвали. На следующий день нашли его повешанным на фонарномс столбе.
      - Вызывайте Жиглова и Шарапова. Вызвали. На следующий день к Лефортово подъезжаен чёрный автобус. Из него выходят Жиглов, Шарапов, а за ними с руками за спиной все депутаты Верховного совета. Жиголов кричит: а теперь Горбатый, я сказал Горбатый!"
    3. +9
      20 марта 2025 06:26
      были профинансированы. И не из карманов "эффективных менеджеров", а из наших карманов, т.е. из гос.бютжета
      Что вы такое говорите?! Один из самых молодых и эффективных манагеров, некто Дегтярев (ныне министер спорта), будучи губером Хабаровского края, черным по белому же пояснил, что никаких таких "наших" (т.е., народных) не бывает после того, как они в бюджет попали - это уже государственные деньги! Законченная капиталистка М. Тэтчер при этих словах в гробу перевернулась, но что нам до нее? У нас своя специфика...
      1. +3
        20 марта 2025 09:41
        Цитата: ДВосток-2
        некто Дегтярев (ныне министер спорта), будучи губером Хабаровского края, черным по белому же пояснил, что никаких таких "наших" (т.е., народных) не бывает после того, как они в бюджет попали - это уже государственные деньги!

        Да и тут, на ВО, один товарищ(не будем указывать пальцем) с пеной у рта доказывал мне, что я не имею права "считать деньги в кармане у государства", что они не мои и нефиг мне нос совать в эти вопросы! laughing Мои ссылки на товарищей Фридриха и Карла его не убедили...
    4. +2
      20 марта 2025 06:32
      И тогда "эффективные менеджеры" как "по щучьему велению" превратятся в грамотных инженеров и высококвалифицированных руководителей производства.
      Жизнь не сказка. Не превратятся. Специалиста, хоть технаря, хоть управленца надо обучать, а потом натаскивать (предварительно выявив перспективных), и делать это должны тоже специалисты и в учебных заведениях и по месту работы. И эти спецы, технари и управленцы, должны работать в связке. Только тогда можно ожидать положительный эффект.
      1. +8
        20 марта 2025 06:44
        Если у молодого инженера есть мозги, хорошее образование, руки "откуда надо" и желание, а так же возможность "делать карьеру", то он будет стараться и в конечном итоге из него получится или отличный главный инженер/главный конструктор, или отличный директор. Но если он будет знать, что как бы он "не корячился" директором Воронежского ПАО назначат полную бездарь лишь только потому, что она (бездарь) - сын вицепремьера Рогозина, так зачем ему "корячиться"?
        1. 0
          20 марта 2025 06:53
          Так я не спорю. Фактор карьерной перспективы должен работать. Но обучать -то его, будующего министра, всё равно надо. А кому?
          1. +8
            20 марта 2025 07:08
            его, будующего министра, всё равно надо. А кому?

            Когда Сталин назначал 30-35 летних парней Наркомами, то у них кроме хорошего образования и исключительной ответственности за порученное дело, специальных учителей тоже не было. Они сами находили себе учителей, сами учились на собственных ошибках и не ошибках других. И выражение "Сталинский нарком" стало синонимом высочайшего профессионализма.
            p.s. Следует отметить, что жизнь им облегчало минимальное количество альтернатив, всего две. Или "Сталинская премия" и жизнь им и их семьям "почти как при коммунизме" или "10 лет без права переписки", а семьям "Карагандинский лагерь ЧСИР". В результате за 29 лет страна от голода и разрухи прошла путь до А-бомбы и второй экономики мира.
            p.p.s. Есть еще 4 года, что бы улучшить результат. Но есть ли желание?
            1. +1
              20 марта 2025 07:15
              Честно говоря не скучаю по такой методике. Не думаю, что и Вы Вашей родне, допустим, такого пожелаете. Но если власть и дальше будет наслаждаться статус-кво, либо рухнет независимость страны, либо пойдёт рекламируемый Вами "Сталинский вариант".
              1. +4
                20 марта 2025 07:22
                Не думаю, что и Вы Вашей родне, допустим, такого пожелаете.

                Жить "почти как при коммунизме" - еще как пожелаю. Просто мне для этого надо будет много РАБОТАТЬ и не воровать и не злоупотреблять властью. Меня когда-то поразили Указы Сталина о награждении участников разработки бомбы. Там, среди всевозможных "плюшек", был пункт: "Дети лиц, перечисленных в п... имеют право внеочередного зачисления в любой ВУЗ страны по их выбору." Вот так-то. Для кого-то это было весомее, чем орден или премия...
              2. 0
                20 марта 2025 14:15
                А может страну и готовят к такому варианту развития событий?Просто не всех хватать будут и шить ст. 58.А наконец зайдут с конкретными фамилиями?.
              3. +1
                21 марта 2025 10:57
                Цитата: ИВЗ
                либо рухнет независимость страны

                Самое реальное.
                Цитата: ИВЗ
                либо пойдёт рекламируемый Вами "Сталинский вариант".

                Из области ненаучной фантастики.
            2. 0
              20 марта 2025 10:42
              Когда Сталин назначал 30-35 летних парней Наркомами, то у них кроме хорошего образования и исключительной ответственности за порученное дело, специальных учителей тоже не было

              хорошего образования не было у Микояна, Орджоникидзе... специальные учителя были у Ванникова, Устинова... + куча инженеров царских времен, + куча инженеров Германии, Чехословакии, США и Италии, приглашенных с 20-х годов, для индустриализации
              как по мне, то лтх ТВС-2ДТС получше, чем у ЛМС-901 «Байкал» и ТВД-20 вполне себе, в сравнении с Honeywell TPE331-12UAN
    5. +2
      20 марта 2025 06:52
      Цитата: Дилетант
      Сорвал или проворовался - отвечай по всей строгости закона. Не смог организовать производство авиадвигателя - поруби лес или пошей варежки лет 10. И тогда "эффективные менеджеры" как "по щучьему велению" превратятся в грамотных инженеров и высококвалифицированных руководителей производства.

      Для этого надо Сталина из гроба поднять. Иначе придется вам утешаться пошлой фразой "сегодня не 1937".
    6. +1
      20 марта 2025 13:32
      Сорвал или проворовался - отвечай по всей строгости закона. Не смог организовать производство авиадвигателя - поруби лес или пошей варежки лет 10.
      зачем так строго? Пусть поживут на обычную российскую зарплату в Омске lol
    7. 0
      20 марта 2025 13:58
      Интересно то ,что дефективные менагеры просто переведутся как класс.А производством должен руководить инженер,который пришёл на завод/фабрику простым мастером в цех.
  7. +2
    20 марта 2025 06:15
    В сухом остатке у нас печальная картина. Усилиями «эффективных» менеджеров
    Скорее не менеджеров, а предателей - политиков 90-х. Современный российский менеджмент - результат именно их экономической политики. Другое дело, "эффективность" этой политики уже не просто бросается в глаза, а буквально убивает страну. И я почему-то не вижу никаких телодвижений со стороны нынешнего руководства, которое "не бросает своих". Своих? Точно?
  8. +2
    20 марта 2025 06:25
    Это уже становится фирменным российским анекдотом. Слово "Байкал" это что-то вроде слов "демократия" или "приватизация". Уже можно смеяться. Ещё и медали "эффективные менеджеры" получат. Чубайса же никто госнаград не лишал? Кстати как главную бухгалтершу МО при Шойгу, а у той целый иконостас на сиське. Навоевала.
  9. +3
    20 марта 2025 06:33
    Префразируя "ехали мы ехали и наконец приехали".
  10. +5
    20 марта 2025 06:35
    Умный учится на чужих ошибках,- на своих.Но как назвать того,который не учится ни на своих,ни на чужих ошибках и продолжает переть неизвестно куда?
  11. +3
    20 марта 2025 06:45
    В 2025 году хотят пересмотреть принятую программу самолетостроения в России, которая планировала постройку 1000 отечественных бортов к 2030 году, "Карася" решили урезать до 200 бортов, мотивируя, что столько самолётов иностранного производства авиакомпании выведут из своего парка к 2030 году. Вот их и надо поменять. По видимому, другие 774 борта, России пока не нужны.
    Остался вопрос по производству этих 200 бортов. Специалисты, точнее, реалисты сомневаются в выполнении и этих планов производства самолётов минпромторгом РФ.

    ( По информации Интерфакса -
    Скорректированная программа гражданского авиапрома появится ближе к концу года).

    И ещё, срок летной годности самолётов АН-26 решено продлить с 50 до 60 лет.
    1. +3
      20 марта 2025 06:54
      И ещё, срок летной годности самолётов АН-26 решено продлить с 50 до 60 лет.
      Не рукамиводители же на них летать будут.
  12. +9
    20 марта 2025 07:28
    Разработчики самолетов сами вручили американцам инструменты для санкционного давления, уповая на всемогущий рынок.

    Что вы все валите на разработчиков. Они чтоли заводы разрушали или передавали в частные руки, где они потом разграблялись и разрушались? Разработчики говорили: зачем нам это дерьмо, купим все на западе. Разработчики наверное вгоняли гвозди в крышку гроба коммунистам (интерпретация слов Чубайса), закрывая заводы?
  13. 0
    20 марта 2025 07:29
    Главное - делать надо под свои запросы и стандарты - к черту мировые. А то значит на самолете 1 мотор = 9 пассажиров всего, а как в авто до 3,5 тонн пихать больше 9 человек так можно, но у нас или 7 или 11-12-13. Водитель и 8 пассажиров только в Газели Бизнес есть которая слишком большая, а Соболя такого серийного нет - все только отдельным заказом. Уазик буханка с откидными скамейками вроде как уже тоже не производится - ремней то там нет... И когда за бугор продают 1-2% техники обзывают все и пишут все на английском - истинные патриоты... Свой рынок насытить не могут - все главно забугор спихнуть.
  14. +5
    20 марта 2025 07:47
    Давайте признаемся сами себе, что у нас в стране полный провал в отношении специалистов профессионалов, причём дефицит профессионалов он в диапазоне "От Кремля и до токарного станка"
  15. +2
    20 марта 2025 07:59
    Ну наверно надо начинать с начала. Даеш стране По-2!!. am
  16. +2
    20 марта 2025 08:23
    Ан-2 хорошая машина, бы токмо мотор поэкономичней, а всю авионику надо оставить без изменений – современная электроника на севере часто даёт сбои, ну а в целях экономии можно сократить одного водителя.
    Аэропланов на местных линиях практически не осталось, их вытеснили сараи Ми-8 и есть ли смысл их возрождать – большой вопрос.
    Что точно требуется сделать, так упростить доступ и пользование частными летательными аппаратами – мотодельтопланами, лёгкими аэропланами и вертолётами типа Робинсонов, ну и беспилотными аппаратами. На Аляске полно частных извозчиков и можно вызвать в любое время как такси, а в РФ одни разговоры и никаких сдвигов.
  17. +1
    20 марта 2025 08:44
    Так может пора уже этих "кухарок", очень эффективных в авиапроме к ногтю прижать? По моему- давно пора!!!
  18. -1
    20 марта 2025 09:43
    А разве нельзя проблему как-то конкретнее рассматривать?
    В статье "Коммерсанта" от 2024 года указано, что основным недостатком ЛМС-901 является слишком длинная взлетно-посадочная полоса в 1050 м.
    Потом заявлено, что удалось снизить требуемую полосу до 350 метров.
    При всём, при том, уже есть готовый самолет М-101Т «Гжель»
    Его характеристики, взлетная масса -3270, двигатель Walter-760 л.с, полоса для взлета -590м
    У "Байкала", взлетная масса (max) 4800, двигатель 800 л.с., полоса для взлета -? (350) м
    Вопрос, за счёт чего вдруг требуемая полоса для взлета "Байкала" снизилась, превзойдя аналогичный показатель у "Гжели"?
    1. 0
      20 марта 2025 10:15
      Цитата: СергейАлександрович
      есть готовый самолет М-101Т «Гжель»
      Его характеристики, взлетная масса -3270, двигатель Walter
      Двигатель небось под санкциями, а импортозамещение - дело небыстрое. Кстати, авионика в нем чья? А если паче чаяния отечественная, на чьей элементной базе? Сразу говорю, ответов на эти вопросы не искал, но подозреваю, что ответ будет "под санкциями".
      1. -1
        20 марта 2025 10:59
        Дело, как бы, в другом. Самолет М-101Т «Гжель» чуть более легкий самолет с удачным расположением шасси. С двигателем ВК-800СМ обеспечит требуемую короткую полосу. А по "Байкалу" с этим имеются вопросы.
    2. -1
      20 марта 2025 10:39
      Что тут не понятного - бумага в РФ стерпит любые цифры и обещания... "Биг бос" все равно не накажет мальчишей-плохишей из министерств ответственных за безответственность.
  19. -1
    20 марта 2025 10:33
    А нельзя "украсть " чертежи, чего то летающего за границей, воссоздать. И пусть летает.
    Я так понял, у нас проблемы и с ТВД и с самим фюзеляжем.
    1. +5
      20 марта 2025 11:08
      По ходу у нас проблемы с отсутствием ответственности у некоторых чиновников страны и их полной бесконтрольностью! Имхо.
      1. -1
        20 марта 2025 11:12
        Там , судя по всему, комплексная проблема. Мне вот не понятно, как можно проектировать планер (как минимум заменителя Ан2 и Ила ) банальных самолетов( это самолеты из обычных материалов с обычными ТВД) и то в вес не попасть, то еще во что то не попасть?
        1. +2
          20 марта 2025 11:20
          Плохим танцорам все мешает. Наверное не зря есть эта поговорка. А вообще, все в стране пущено на самотёк, главное срубить бобла. Авианосец Кузнецов стоит с 2018 года в ремонте ( куратор, г. Рахманов уже давно сидит на теплом месте и в ус не дует). Обещали были выход из ремонта на 22 год, потом 23 и так далее. Туда же программа 1000 бортов к 2030 году. Гарант ничего не видит, только тусует свои "бесценные" ( в полном смысле этого слова, такие деньги уходят не известно куда) кадры вместо посадок. Здесь и исток этих проблем.
    2. -1
      20 марта 2025 21:39
      Вы опять, всё неправильно поняли. Всем, всё, заранее известно. Слишком дорогой двигатель для мелких коммерческих нужд. Но к поршневым двигателям не позволяет возвращаться религия.
      1. 0
        21 марта 2025 09:35
        Я не про двигатель. Там какие то косяки в планере тоже. И в Ил112 тоже косяки при проектировании планера были.
  20. 0
    20 марта 2025 11:21
    Байкал - это распил проект коррупционеров из Минпромторга. Они его оценили в 300 млн за штуку, авиа и лизинговые компании сказали нет и тут на него еще выделили бабла немерено. А самолетик то - копия Грача 30 летней давности, только хуже. Особенно вместимость - 9 человек. А надо 12-15. А вот лететь на 3 тыс км не надо, нет таких МВЛ, обычно это 300-500, ну 1000 км. Движка тоже нет. Здесь для прокуратуры туча работы. И все просто. Раскулачить кураторов-коррупционеров из Минпромторга, конфисковать у них сворованные миллиарды, вернуть в бюджет. Байкал выкинуть на помойку, как никому не нужный огрызок, и вместо него производить готовые к постройке ТВС, или Ан-3 или Освей.
    1. 0
      20 марта 2025 11:25
      Банальный самолет. Таких по миру куча летает.
  21. +1
    20 марта 2025 11:47
    Забавно.!...Господа министры не знали,что "Байкал" именно с мотором General Electric H80-100 совершил первый полет с аэродрома Екатеринбурга в январе 2022 года ? С этим движком фирма УЗГА и шла на тендер.. И ей отдали победу..ПОЧЕМУ ? Теперь амеро-движка НЕТ, а свой ещё не готов..."Ну не шмогла.." И что за закидоны с ценником и характеристиками ? Нафига там сидят эти "мантуровы" ? Щоки надувать ?
    У Антонова, как и других Генеральных конструкторов в СССР была "ШКОЛА"....
    А что есть у УЗГА -"Байкал-инжиниринг " ? Инжиниринг и маркетинг ? Оно и видно..То ценник меняется лёгко ,то длина полосы.... бардак-с...
  22. 0
    20 марта 2025 11:52
    Я бы восстановил и модернизировал производство таких самолётов. Может где-то электронику, материалы, двигатель и.т.п просто заменить на что то более современное. В целом самолёт сам по себе хорош был именной дешёвой ценой и простотой эксплуатации. То что хотят на замену, стоит как мраморный мост через море.
    1. 0
      20 марта 2025 12:38
      Просто хотят уничтожить память. чтобы ничего не напоминало Советский Союз. Зачем эти грачи, байкалы? Пусть будет АН-10.
  23. +1
    20 марта 2025 12:10
    Авторы! Проверяйте хоть по Вики свою информацию перед публикацией! Где ЛМС-901 «Байкал» и ТВ7-117СТ-02? Ладно хоть потом упомянули ВК-800СМ.
    И не Т-101 «Грач» похож на ЛМС-901 «Байкал», а наоборот. И с большой степенью вероятности, "Байкал" разрабатывали на основе "Грача" и "Виконта", возможно, при участии тех же людей, а не "с чистого листа".
    И уменьшение пассажировместимости и размеров (и соответственно, мощности двигателя) обусловлено введением норм летной годности, по которым с 1 двигателем можно перевозить до 9 пассажиров.
    По поводу ТВС-2ДТС - очень хороший самолет, но кроме импортного двигателя там еще импортные композиты и импортное оборудование.
    Под какие требования разрабатывался ЛМС-901 «Байкал», мне неизвестно, но очевидно, что он не может быть полной заменой Ан-2. Гораздо лучше топливная экономичность, дальность и грузоподъемность и хуже взлетно-посадочные характеристики ( взлетно-посадочные скорости больше на 15-20 км/ч), что есть "две стороны одной медали".
    1. 0
      20 марта 2025 12:28
      А вот почему самолет выполнил 174 испытательных полета (с импортным двигателем) и всех устраивал, а теперь вдруг перестал устраивать - это вопрос. И дело здесь совсем не в отечественном двигателе, с которым самолет еще и не летал. Очевидно, пересмотрели требования к почти готовому самолету, кто и как - тоже вопрос.
  24. -1
    20 марта 2025 13:46
    Можно по тихоньку ремоторизировать АН-2 и при этом готовить производство "Грача",смысла в "Байкале"нет.Ещё вариант ,закупать в Китае планер АН-2,он там до сих пор выпускается и ремоторизовывать в России.
  25. -1
    20 марта 2025 14:12
    Przestrzegałem tu kilkukrotnie - na przykładzie Polski - do czego prowadzi korupcyjne niszczenie rodzimego przemysłu na rzecz przedsiębiorstw zagranicznych. Polska już jest stracona, ale Rosja ma jeszcze możliwość odbić się i funkcjonować normalnie, jak przystało na państwo mające wspaniałych ludzi i wszelkie bogactwa naturalne.
  26. 0
    20 марта 2025 15:30
    Пора прокурору собрать объяснительные со всего круга участников этого безобразия.
  27. +1
    20 марта 2025 16:01
    Реальность такова, что все эти дефективные мэнэгэры, ещё и очень большие поклонники Запада. И не исключено, что тщательно фиксируют все свои действия по уничтожению отечественного авиапрома. И с вожделением ждут договорнячка по СВО, чтобы преподнести забугорными хозяевам свои деяния и начать выпрашивать плюшки.
  28. +1
    20 марта 2025 16:57
    Задружим с америкосами и снова всё забудем опять будет мир, дружба, жвачка, и старые добрые грабли. Так можно и прозевать как наши дети сами станут американцами.
  29. +2
    20 марта 2025 23:16
    История с Байкалом - это история о том, как воняет коррупция.
  30. 0
    21 марта 2025 01:45
    Почему бы не купить лицензию на выпуск авиадвигателя Honeywell TPE 331, если не получится, без неё делать копию, или на его основе свой спроектировать. Ему уже тоже лет 70, но у него отличные ТТХ и он прекрасно подходит на АН-2 (ТВС-2МС). Стоимость у современного производителя 770 тысяч долларов за один двигатель. Это из за него стоимость модернизации АН-2 достигает 100 млн рублей. Двигатель то всего 1200мм в длину и 500 мм в ширину. Напильником вручную можно всё выточить. Критических температур там нет как у больших лайнеров. В принципе можно выпускать на любом моторостроительном заводе хоть для авто и сельхозтехники.
  31. +1
    21 марта 2025 06:16
    Цитата: paul3390
    Дожили - "кукурузник" повторить не могут...

    С такими политическими менегерами, думаю что и калоши сделать будет невозможно
  32. 0
    21 марта 2025 17:45
    В СССР не просто так не переделывали массово Ан-2 в Ан-3.
    Опытная эксплуатация Ан-3 показала, что ТВД не во всех случаях преимущество.
    Условия эксплуатации Ан-2 требовали от двигателя такой показатель как приёмистость, чем ТВД не блещут.
    Химию Ан-3 не тянул совсем.
    Ну и не следует забывать простоту обслуживания ПД в полевых условиях.
    1. 0
      24 марта 2025 13:57
      Там проблема в финансах. Поставили ТВД, посчитали, прослезились. Экономически не вывезли. Оказалось нецелесообразно.
      1. 0
        24 марта 2025 20:16
        И это тоже. Но и приёмистость двигателя роль сыграла.
        1. 0
          5 апреля 2025 16:19
          Цитата: vovochkarzhevsky
          И это тоже. Но и приёмистость двигателя роль сыграла

          И приёмистость это безопасность , экономичность , меньшая цена , проще ремонт и эксплуатация это все плюсы минусы больший вес и меньший ресурс ,
  33. 0
    5 июня 2025 20:22
    А зачем вообще менять Ан-2, ну хорошо, Ан-3 на что то другое? Скорость, дальность? А они вообще нужны для самолёта местных авиалиний, со средней дальностью маршрута 50-150 км (именно на такие дистанции летали "кукурузники" во времена расцвета местных авиалиний).
    Разговоры об устарелости конструкции следует, по моему глубочайшему убеждению отнести к разряду досужих.
    ХЗ, когда старый добрый молоток приобрел свой столь привычный облик, но с тех пор ничего принципиального в ём не произошло.
    Кстати, для тихоходного аэроплана с не убирающимся шасси бипланная схема много выгоднее монопланной. Хотя бы из-за меньших габаритов. Да весит биплан меньше.
    Кстати, ТВД является достоинством только в условиях Европейской России, когда выработавший ресурс двигатель можно отправлять на заводской ремонт.
    В условиях сибирских просторов, машины скорее всего будут вставать на прикол.
    Для ремонта же поршневого двигателя нужны лишь запчасти, отапливаемый (это не обязательно) сарай и в меру трезвый механик.
  34. 0
    5 июня 2025 20:51
    Звание Байкал , такое уродство не достойно ! Авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев говорил: «Хорошо летать могут только красивые самолёты». Вот первоначальный биплан с замыленными крыльями был похож на что то стоящее , а на это просто слов нет , одно только название и всплывает - дайте больше денег ! Вот увидите Китай первый запустит в серию !