Просто булава

Три воина эпохи Средних веков: мусульманский наемник, рыцарь-миннезингер Вальтер фон дер Фогельвейде [1160(?) — 1228(?)], и рыцарь-клирик, скорее всего, епископ, с булавой-шестопером на руке. Рисунок В. Королькова.
Ударом палицы быкоголовой».
«Шах-наме» Фирдоуси
Рассказы об оружии. А было так, что в 1971 году мне довелось посмотреть художественный фильм киностудии «Таджикфильм», снятый по произведению Абдулькасима Фирдоуси «Шахнаме». Фильм мне очень понравился, и я решил прочитать всю поэму, благо к этому времени она уже издавалась на русском языке. Обратил внимание на то, что в тексте часто встречается «быкоголовая палица». И долго не мог понять, что это? Реальная палица с «боеголовкой» в форме бычьей головы или художественный прием, позволяющий показать ее мощь и силу.
Но только когда оказалось возможным попасть на сайт Метрополитен-музея в Нью-Йорке, выяснилось, что «быкоголовые» иранские палицы (булавы) действительно существовали. Возник и интерес к этому виду оружия. Тем более, что, занимаясь темой рыцарского вооружения, неоднократно сталкивался с выражением, что булава считалась оружием воинов-клириков, поскольку им тоже приходилось сражаться, но было грешно проливать чужую кровь.

На этой иллюстрации XVI века из персидской рукописи «Шанаме» хорошо видна такая быкоголовая булава. То есть это не выдумка. Они были!

А это «настоящая» булава с навершием в форме головы быка из Ирана. Она ассоциируется с героями «Шахнаме» поэта Фирдоуси о доисламском Иране, завершенного в 1010 году н. э. Булава воспроизводит оружие героя Бахрама Гура, сделанное в память о корове, которая его вскормила. Являясь символом силы и добра, она была унаследована другими героями эпоса, в частности Феридуном и Рустамом. На ней стоит ложная подпись легендарного кузнеца Хаджи Аббаса и столь же ложная дата 951 г. хиджры (1544–1545 гг. н. э.). Вес 879 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Итак, что мы знаем о таком оружии прошлого, как булава? Оказывается, оно очень древнее. Находят образцы каменных булав, которые, например, в том же Египте относятся к додинастической эпохе. То есть государства там еще не было, был родоплеменной строй, а вот булавы с каменным шарообразным навершием там уже могли делать. И сразу возникает вопрос, почему у них форма именно шара или чего-то на него похожего? Почему не это куб? Ведь последний сделать намного легче. Легче и сверлить, округлую форму придавать не надо, да и удар каменным кубом по голове кажется явно опаснее, нежели удар каменным шаром.

Каменное навершие булавы из Додинастического Египта, 3850–гг. до н.э. Метрополитен музей, Нью-Йорк

Навершие булавы из диабаза, 2500 – 1900 гг. до н.э. Кипр. Метрополитен музей, Нью-Йорк
Уже в эпоху бронзы наряду с каменными навершиями появились и отлитые из бронзы. Причем мастерство литейщиков было таково, что многие из них отливались пустотелыми. Отливали столь сложные изделия, скорее всего, методом «потерянной формы», то есть лепили образец из воска, а потом обмазывали глиной, воск вытапливали и заливали расплавленный металл… Некоторые образцы таких наверший, изготовленные в Средневековье, являются настоящими произведениями искусства.

Вот, например, навершие из Ирана, относящееся к IX в. Это шестиперый наконечник из Королевского арсенала в Лидсе. Внешняя поверхность покрыта резным декором, состоящим из лиственного орнамента в виде завитков и надписей. Длина 115 мм.

Наконечник булавы ок. XII века. Восточная работа. Королевский арсенал, Лидс
Зато древние перуанцы, и мочика, и инки, использовали навершия очень интересной формы, и на европейские они были совсем непохожи. Например, многие навершия имели форму плоского зубчатого диска, похожего на современную шестеренку.

Наконечник булавы из Перу, III в. до н. э. – II в. н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

А это работа инков. Почему-то им в качестве наверший приглянулись вот такие шестилучевые «звездочки» из бронзы. XV–XVI вв. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Очень своеобразными были булавы в средневековой Индии. Вот, например, одна из них. Ее головка представляет собой сплющенный сфероид, снабженный семью горизонтальными полосами шипов, имеющими 12, 17, 20, 20, 20, 17 и 12 шипов соответственно. На каждом полюсе сферы находится накладная пластина с отверстием и зубчатым краем. Из вершины выходит большой четырехугольный шип. Древко увенчано квадратным выступом, под которым находится молдинг и восьмиугольная проколотая клетка, еще один молдинг, затем длинное прямое древко. Рукоять ограничена двумя сферическими набалдашниками. На верхнем шипе и в полосах на древке внизу, вверху, над рукояткой и на каждом конце рукояти есть серебряное украшение кофтгари. Ну, а сам ее внешний вид просто устрашает. Представьте себе удар такой булавой по обнаженному телу (в Индии же жарко), да хотя бы и по одетому в ту же кольчугу… Тут уж ни о каком непролитии крови и речи быть не может!

Вот она эта ужасная шипастая булава. Королевский арсенал, Лидс
Другой особенностью индийского холодного оружия было наличие на его рукоятях обязательной гарды, причем гарды с дужкой, которая была еще и подбита бархатом. Само же навершие могло быть и шарообразным с шипами, и фланцевым, подобным европейскому шестоперу.

Индийская булава-шестопер с рукояткой. Королевский арсенал, Лидс

Ну, а это типичное оружие английских йоменов – моргенштерны, которыми можно было и колоть и… бить! Чтобы мечник не мог перерубить его древко, оно имело две длинные металлические полосы, шедшие от навершия к рукоятке. Королевский арсенал, Лидс

Два стальных шестопера. Верхний имеет шестиугольное стальное древко с точеной деревянной рукояткой. Головка образована шестью крепкими заостренными фланцами, которые заметно утолщаются к кончикам. Ок. 1500 г. Нижний шестопер деревянной накладки рукояти не имеет. Королевский арсенал, Лидс.

А вот это и вовсе совершенно уникальный артефакт: шестопер-пистолет!
Ствол пистолета образует древко булавы, головка которой имеет шесть заостренных фланцев, каждый из которых пронизан трилистником. Замок представляет собой колесцовый замок и имеет поворотный предохранитель, взаимодействующий с курком. Рукоять имеет фланцевую гарду над головкой и полусферическое навершие, которое представляет собой откидную крышку для гнезда в полой рукояти. Всё оружие протравлено и позолочено листвой; клеймо изготовителя выбито на замочной пластине и повторено на стволе. На стороне, противоположной замку, имеется крюк для крепления у седла.
Бывает и так, что хорошо забытое старое возвращается вновь. Те же булавы вновь появились в руках у европейских солдат в годы Первой мировой войны. Называли их «траншейными дубинками» и часто делали «из всего, что под руками» прямо в полевых условиях. Но бывало и так, что заказы на них размещались на небольших заводиках и в мастерских, и тогда на фронт поступали качественные «заводские изделия». Например, такие, как вот эта «дубинка»…

Германская траншейная дубинка. Чугунная головка бочкообразной формы с шестью шипами по окружности и верхним шипом. Головка прикреплена винтами к деревянной рукоятке, нижняя половина которой сужается и заканчивается точеной, сплющенной ручкой. Королевский арсенал, Лидс

Еще одна германская «булава». Имеет головку с выступающими накладками и острием квадратного сечения, деревянная рукоять утолщена у рукояти. Королевский арсенал, Лидс.

Англия или Франция. Чугунная головка в форме слегка сужающегося приземистого цилиндра с верхним шипом. Деревянная рукоять, слегка сужающаяся к концу для удобства удержания в руке. С отверстиями на обоих концах рукояти для шнура. Королевский арсенал, Лидс.
Вот такая история этого древнего оружия… А еще в забавной сказке Н. Носова «Незнайка на Луне» описана лунная полицейская дубинка, соединенная с электрошокером!
Информация