Карманные линкоры короля Альфонсо

28 505 64
Карманные линкоры короля Альфонсо

Программы строительства нового флота после 1898 года поступали пачками: в 1902 году было предложено построить 7 броненосцев водоизмещением 14-15 тысяч тонн и стоимостью 50 миллионов песет каждый (денег не нашлось). Толчок очередной программе дала русско-японская война: Цусима добавила аргументов сторонникам «доктрины морской силы» и вылезло предложение купить восемь броненосцев типа «Микаса» по 42 миллиона песет каждый. На этот раз деньги выделили: аж 8,1 миллиона — на три канонерки и учебное судно хватило, но считать это «морской силой» даже у отпетых оптимистов язык не поворачивался.


Король Альфонсо XIII, человек и пароход

В конце концов, после долгих дискуссий и горячих речей в Кортесах (и напряжённой подковёрной борьбы за их дверями) 7 января 1908 года был принят закон о судостроении, предусматривавший строительство 3 линкоров, 3 эсминцев, 22 миноносцев, 4 канонерских лодок и нескольких вспомогательных судов. После чего дело было за малым: разделить вкусный пирог военных заказов так, чтобы никто не ушёл обиженным.



В ожесточённой схватке сошлись три группы: первая, во главе с итальянской компанией «Ансальдо» (к итальянцам присоседились «Армстронг» и «Шкода»); вторая — французы из «Форж э Шантье» в компании с «Шнейдером»; третья — испанская, из числа баскских капиталистов, правда, интересы они лоббировали английского «Виккерса». Собственно говоря, именно третья группа, образовавшая общество SECN (Sociedad Española Construcciones Navales) с уставным капиталом в 20 миллионов песет, выиграла конкурс.


Ферроль сегодня, виден большой док начала ХХ века

SECN взяло реализмом: общество не давало несбыточных обещаний спроектировать и построить линкоры исключительно испанскими силами, но и не отдавало постройку на откуп зарубежным верфям. Спроектировать корабли поручили «Виккерсу», постройку заказали полученному в собственность Феррольскому арсеналу и судоверфи, где построили два эллинга, док и фабрику по производству котлов и машин (специалисты по началу были английские, но испанцы быстро учились...). Постепенно SECN передали Картахенскую верфь, мастерские Ла-Каракка (Кадис), верфи Сан-Карлос (Кадис), Сестао (Бильбао), Нервион (Бильбао), завод по производству артиллерийских орудий в Рейносе (Кантабрия). В общем, получилась классическая кораблестроительная монополия, мимо которой физически не мог пройти ни один военно-морской заказ...

В рамках выделенных средств можно было либо построить один супердредноут с водоизмещением 31 тысячу тонн, либо три линкора с водоизмещением менее 20 тысяч тонн. Само собой, был выбран второй вариант: заморских колоний у Испании практически не осталось (Марокко — не в счёт, оно совсем рядом), так что небольшие «линкоры береговой обороны» благородных донов вполне устраивали: как раз по одному на оборону трёх военно-морских баз. Естественно, в условиях финансовых ограничений, проблем с базированием и обслуживанием корабли должны были иметь ограниченное водоизмещение, дальность хода и скорость, а вот на вооружении решили не экономить.

Предложенный «Виккерсом» эскизный проект представлял собой дредноут водоизмещением 16100 тонн («Андрей Первозванный» планировали построить 16500-тонным!) со скоростью 19 узлов с 8х12'' орудиями: в двух трёхорудийных и одной двухорудийной башнях. Второй проект представлял собой итальянскую переработку проекта «Виккерса»: те же 8х12'' орудий, но в четырёх двухорудийных башнях. Смета, выставленная представителю испанского флота капитану 1 ранга Фустеру, составила 1490 тыс. фунтов стерлингов (в смету входила и стоимость боеприпасов). Поскольку испанское правительство было готово потратить на строительство кораблей 1607 тыс. фунтов стерлингов, прошёл проект общества SECN: очень сильно напоминающий «виккерсовский», но с небольшими изменениями. Цена корабля, согласно ему, составила 1708 тыс. фунтов стерлингов. Проект утвердили королевским декретом от 14 апреля 1909 года.


Линкоры «Эспанья» и «Хайме I»

Все три корабля были заложены на верфи в Ферроле (благо стапели и сухой док SECN уже успело построить). Все запланированные к использованию материалы были испанскими, кроме артиллерии главного калибра, брони, системы управления огнём и ряда вспомогательных механизмов. Стоит отметить отличие от России: у нас, даже полностью заказывая постройку кораблей за рубежом, всегда старались ставить на них отечественную артиллерию. 22 ноября корабли получили имена: «Эспанья» (в пояснениях не нуждается), «Альфонсо XIII» — в честь действующего монарха, и «Хайме I» — в честь короля Каталонии и Арагона в XIII веке, набившего множество мавров и за это сильно уважаемого.

Строили первый из трёх линкоров 4 года, второй — 5 лет, а третий — аж все 7! Можно, конечно, поиронизировать над испанцами, у которых всё не как у людей, но не стоит: началась Первая мировая война, и с зарубежными комплектующими начались регулярные перебои. В результате «Эспанья» была принята флотом 26 октября 1913 года, «Альфонсо XIII» — 16 августа 1915 года, а «Хайме I» — аж 20 декабря 1921 года!


«Альфонсо XIII», в Европе называть корабли в честь здравствующих монархов — норма

Корабли получили большое (0,6) удлинение и хорошо спроектированные обводы, в результате скорость их была даже выше проектной: до 20 узлов. Полное водоизмещение кораблей составило 16713 тонн. Корпус был разделён восемнадцатью водонепроницаемыми переборками, причём переборка таранного отсека была полностью глухой, следующие две и переборки по 144 шпангоуту доходили до верхней палубы, ещё две — до главной палубы, остальные — до броневой палубы. Корабль имел двойное дно с толщиной наружной обшивки 12 мм и внутренней — 22 мм. Главный броневой пояс линкоров имел толщину 230 мм (оконечности 102 мм), над ним располагался второй пояс толщиной 150 мм (оконечности — 75 мм) и третий — 75 мм. Лоб башни имел толщину брони 234 мм, барбет башни и боевая рубка — 250 мм. Альфонсо XIII регулярно издавал декреты, вмешиваясь в строительство: то приказал добавить противоминную переборку, то увеличить надводную высоту противоминной батареи, то увеличить дальность плавания.

Машины линкоров запитывались паром от 12 водотрубных котлов Ярроу (их лицензионное производство было налажено в Испании). Пар от котлов поступал на четыре турбины системы Парсонса, так что «Эспанья» стала первым турбинным кораблём испанского флота. На испытаниях турбины первого линкора показали мощность 23337 л.с., расход угля на полной скорости составил 15 тонн в час.


Главный калибр линкора «Эспанья» во время визита на Кубу, 1920 г.

Особый интерес вызывает вооружение этих кораблей. Главный калибр составили 8х12'' орудий фирмы «Виккерс» с длиной ствола в 50 калибров. В самой Великобритании эти пушки восторга не вызывали: они были получены простым увеличением длины ствола 45-калиберных пушек, поэтому после каждого выстрела на них возникала вибрация, из-за которой кучность была слишком низкой. «Виккерс» перепроектировала пушку, но удалось ли полностью избавиться от вибрации — не понятно: испанцы до этого с 12'' орудиями не сталкивались и все особенности стрельбы принимали как должное. Максимальный угол возвышения орудий составлял 15 градусов, предельная дальность стрельбы — 20 тысяч метров. Орудия были установлены в четыре двухорудийные башни с эшелонным расположением.

В боекомплект орудий главного калибра входили снаряды пяти типов: бронебойный, полубронебойный, фугасный, общего типа и шрапнель. Все снаряды весили по 385,55 кг, имели баллистический наконечник и медный ведущий поясок. Первоначально снаряжались боеприпасы зарядом лиддита (пикриновой кислоты), но впоследствии перешли на тринитротолуол.

Противоминная артиллерия состояла из 20 102-мм пушек «Виккерс» модель Е, расположенных побортно в казематах. При возвышении 9 градусов 52 минуты дальность стрельбы составляла 9 тысяч метров. Снаряды — бронебойные, полубронебойные, фугасные, общие, шрапнельные и практические массой 14,06 кг. Заряд ВВ первоначально также был лиддитным, но впоследствии заменён на тринитротолуол.

Помимо вышеназванной артиллерии, на башнях главного калибра А и D были смонтированы две 47-мм пушки фирмы «Виккерс» (иногда встречаются упоминания о 42-мм орудиях «Шкода», но это маловероятно). Их механизмы наводки могли быть полностью синхронизированы с механизмами 12'' орудий, что позволяло проводить учебные стрельбы, не тратя ресурс стволов главного калибра и дорогостоящие боеприпасы. Также на каждом линкоре была пара десантных 3'' орудий на колёсных лафетах и два пулемёта винтовочного калибра (само собой, фирмы «Виккерс»!). Пулемёты штатно располагались на крыльях мостика, но могли устанавливаться и на катера.

Впоследствии на место 47-мм пушек были установлены два 3'' зенитных орудия, в 1936 году ПВО линкора «Альфонсо XIII» (к тому времени переименованного в «Эспанью») дополнили 20-мм немецкие автоматы 20/65 C/30. Иногда встречаются утверждения об установке четырёх 105-мм зениток, но подтверждений тому нет. В любом случае ПВО испанских линкоров стоит признать абсолютно неудовлетворительным. Причина тому — практическая невозможность модернизации оных! Во-первых, традиционно для Испании на это не было денег, а во-вторых... За малое водоизмещение пришлось платить сложностью модернизации: корабли были слишком плотно набиты вооружением и оборудованием...

Если брать судьбы серий кораблей, то три линкора типа «Эспанья» можно считать феноменально невезучими! «Своей смертью» из них не умер ни один...


«Эспанья» на камнях у маяка Трес Форкаш

Первой погибла «Эспанья». Несмотря на то, что в европейских войнах Испания держала нейтралитет, повоевать линкорам довелось. В 1921 году началась «Рифская война» — колониальный конфликт в Северном Марокко, где против испанцев восстал берберский эмират Риф (формально он был покорён испанцами ещё в 1912 году). Сражаться с берберами испанской армии было далеко не просто, и регулярно требовалась помощь флота, в том числе 12'' орудий линкоров. В августе 1923 года испанская армия штурмовала город Тифарауин, линкоры оказывали войскам поддержку, ведя огонь по береговым целям. 26 августа «Эспанья» попала в густой туман и, поскольку двигалась у самого берега, села на камни напротив маяка Трес Форкаш.


Разломившийся на две части корпус линкора

Села весьма качественно: в районе машинного отделения открылась течь, линкор получил сильный крен на левый борт. Попытки снять корабль с камней оказались безуспешны, несмотря на то, что испанцы не прекращали их несколько месяцев! К осени появилась надежда на успех спасательной операции: с линкора плавкраном сняли всё, что можно, включая артиллерию главного калибра, чем сильно облегчили его. Но 20 ноября во время шторма корпус разломился напополам и перевернулся. Артиллерия корабля пошла на усиление береговой обороны испанского Марокко.


Башня главного калибра в составе береговой батареи

В 1931 году, после падения монархии и установления республики, «Альфонсо XIII» получил вакантное имя «Эспанья» («Хайме I» остался с прежним именем, поскольку республиканцы решили, что в названии больше от Реконкисты, чем от монархии). Впрочем, ещё под прежним именем корабль успел в 1925 году принять участие в первой в мире «современной» десантной операции под Альсдиром, в ходе которой использовались десантные баржи специальной постройки, с которых на берег высаживались, в том числе, и танки «Рено FT».

В ходе мятежа экипаж линкора принял сторону республики, но высаженный на борт отряд морских пехотинцев сумел переломить ситуацию, и корабль был захвачен франкистами. Под суд пошли 72 матроса линкора, 28 были приговорены к расстрелу, 34 — к пожизненному заключению, 10 — амнистировано. Состояние линкора было неважное, но франкисты предприняли все меры к его восстановлению, и 12 августа 1936 года корабль смог самостоятельно выйти в море.

Несмотря на старость (корабль прозвали «Эль Абуэло» — «Дед») и некомплект личного состава, линкор принимал самое активное участие в гражданской войне на море: экипаж, в котором сильно не хватало матросов, пополнили учениками военно-морского артиллерийского полигона, после чего корабль задержал несколько пароходов, везущих республиканцам военную контрабанду. В строю на «Эспанье» были только пять из восьми орудий главного калибра, что не помешало ей потопить пару республиканских канонерок, а взятие франкистами Ируна часто объясняют эффектом от применения 12'' орудий линкора.

В ночь с 29 на 30 апреля 1937 года линкор прикрывал эсминец «Веласко», выставлявший минное заграждение у Сантандера. В 7 ч 20 мин при попытке перехватить пароход «Нитсли» «Эспанья» вылетела на одну из мин, выставленных недавно франкистским минным заградителем «Хупитер». При взрыве погибло пять человек, эсминец «Веласко» снял с линкора экипаж — пробоина была такой большой, что борьба за живучесть была бессмысленна...


Весёлый народ — анархисты! Если не вдаваться в детали. Экипаж «Хайме I», 1937 год

Судьба «Хайме I» была противоположной — линкор стал ядром флота республики. Сразу же после падения монархии на корабле упала дисциплина: караул теперь выставляли на час днём и на два ночью, и то — только по будням, по выходным весь экипаж убывал в увольнение. Когда старпом корабля не отпустил одного из матросов в увольнение, случился самый натуральный бунт, разруливать ситуацию пришлось лично морскому министру!

В 1936 году на корабле существовала тайная офицерская организация, готовившая линкор к мятежу, но случился он для офицеров неожиданно — ответственный за связь с мятежниками лейтенант Феликс Фернандес Фурнье был в отпуске. После начала мятежа командир корабля дель Валье предложил офицерам действовать осторожно: для вида начать выполнять приказ правительства о переходе в Кадис, но на деле — пойти в Сеуту. Но в море радиотелеграфист получил приказ немедленно арестовать всех мятежных офицеров, который он передал судовому комитету. Матросам тут же раздали оружие, командир корабля и четыре офицера заперлись в штурманской рубке и начали отстреливаться.

Судком поместил пулемёты на кормовой надстройке и башнях главного калибра, стрелков на марсах, и мятежники после краткой перестрелки сдались. В ходе гражданской войны корабль поначалу поддерживал действия республиканских частей, осуществлял бомбардировки мятежной Сеуты (погибли, как водится, только мирные жители), потопил франкистскую канонерскую лодку «Дато», но постепенно власть на корабле захватили анархисты, а они... воевали только тогда, когда опасности не было, предпочитая фестивалить на берегу (в том числе, расстреливая политических заключённых в тюрьмах).


Александр Лабудин в молодости — советский военный советник на «Хайме I».

Ну и расстрелы офицеров стали делом настолько обычным, что когда на борт поднялся советский военный советник Александр Лабудин, офицеров на корабле оставалось только двое: командир и механик. Сам советник выданную офицерскую форму не носил, а ходил в матросской — чтобы не получить пулю в спину. Но Лабудину ещё повезло, он застал линкор, на который был назначен. Следующий советский компаньеро Валентин Богденко корабль уже не застал: в полдень 17 июля 1937 года в районе погребов башни «С» произошёл сильный взрыв. Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов впоследствии писал, что анархисты курили в артиллерийском погребе. Испанское расследование это не подтвердило: анархисты в погребе не курили, они вели там резку металла автогеном...


Сегодня в Ферроле строят даже авианосцы...

Как охарактеризовать проект линкоров типа «Эспанья»? Если как корабль — то... не слишком высоко (хотя проект интересен как вариант того, что можно было, при желании, построить в водоизмещении «Андрея Первозванного»). При встрече с нормальными дредноутами у испанских, действительно «карманных», линкоров шансов не было, а гибель «Эспаньи» на одной мине — показатель неважной противоминной защиты. Если же оценивать его с точки зрения Испании... Опыт, наработанный при постройке линкоров типа «Эспанья», привёл к рождению весьма современной испанской кораблестроительной промышленности, сумевшей впоследствии строить и тяжёлые крейсера типа «Канариас», и авианосцы типа «Принсипе де Астурия».

Все изображения взяты из открытых источников
64 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    22 марта 2025 04:48
    Первоначальный проект с трёхорудийными башнями:
    1. +4
      22 марта 2025 17:43
      Я продолжаю думать, что "броненосец" с двумя башнями ГК куда эффективнее дредноута с четырьмя или более. На этом чертеже видно, что средняя двухорудийная башня явно лишняя. Этакий броненосец с шестью орудиями ГК вполне бы справился со всеми задачами, которые возлагались на эти дредноуты, обеспечив при этом гораздо лучшую живучесть и обитаемость.
      1. +1
        23 марта 2025 23:10
        согласен. Три трехорудийных по весу не пролазят. Если только в корме одну палубу не срезать и установить две башни линейно-возвышенно. Тогда можно было бы в имеющееся водоизмещение уложиться.
        А если бы Испанцы еще бы повозились с проектом и отложили бы постройку до послевоенного времени, то могли бы купить по дешевке хоть австро-венгерские дредноуты, хоть американские первых серий.
      2. 0
        2 июля 2025 19:11
        Таки да! Ну, или как вариант, с тремя линейно-возвышенными двухорудийными башнями. Один хрен, толком никто из диагональных башен ни на противоположный борт, ни, тем более, по носу/корме не стрелял.
        Как пишет, если не путаю, Кофман, в противника надо ещё попасть, а вот собственная обшивка будет содрана гарантированно!
  2. +6
    22 марта 2025 05:38
    анархисты в погребе не курили, они вели там резку металла автогеном...
    good
    А у нас не анархисты, а православные пофигисты(назовем это явление так), сколько кораблей сваркой и кипятильниками пожгли .
    Как бюджетный вариант проект был отличный, естественно для 1909 года (не всем же эскадры одним залпом сокрушать)
    1. +1
      22 марта 2025 06:11
      А что в нём отличного? С кем воевать собрались? С сша реванш, Англией? Франция?
      Деньги последние растратили и лапу сосали
      1. +4
        22 марта 2025 06:27
        Защита собственного побережья, поддержка десантных операций. И деньги не истратили, а с умом использовали ограниченные средства (свои, не заемные)
        1. +2
          22 марта 2025 07:32
          Цитата: mark1
          Защита собственного побережья, поддержка десантных операций. И деньги не истратили, а с умом использовали ограниченные средства (свои, не заемные)

          Защита от кого? От Эфиопии? Бездарно растратили последние гроши
          1. +3
            22 марта 2025 08:34
            Цитата: тлауикол
            Цитата: mark1
            Защита собственного побережья, поддержка десантных операций. И деньги не истратили, а с умом использовали ограниченные средства (свои, не заемные)

            Защита от кого? От Эфиопии? Бездарно растратили последние гроши

            В клуб держателей «линкоров» даже хотела войти Греция.
            Не срослось, промахнулись с исполнителем заказа.
            1. +3
              22 марта 2025 12:33
              Цитата: Коте пане Коханка
              В клуб держателей «линкоров» даже хотела войти Греция.
              Не срослось, промахнулись с исполнителем заказа.

              Нужно быть очень дальновидным человеком, чтобы в 1912 году протелепать мировую войну через два года.
              1. +1
                22 марта 2025 17:46
                Приветствую, Максим!
                Вообще-то Греция участвовала в Балканской войне 1911 - 1912 гг., так что не удивительно, что готовилась к продолжению банкета.
                1. 0
                  22 марта 2025 18:45
                  Цитата: Виктор Ленинградец
                  Вообще-то Греция участвовала в Балканской войне 1911 - 1912 гг., так что не удивительно, что готовилась к продолжению банкета.

                  Тут мысль в том, что строили его немцы. Естественно, не достроили....
            2. +2
              22 марта 2025 14:52
              Ну с Грецией понятно, у нее противник извечный был - Турция. А испанцы то с кем воевать собирались?
          2. +4
            22 марта 2025 12:37
            Цитата: тлауикол
            Защита от кого?

            ЕМНИП испанцы очень боялись, что франки отнимут у них последние колонии, отчего и вооружались как не в себя.
            Другой воппос, как бы им помогли в этом их "недодоредноуты"?
    2. +6
      22 марта 2025 11:32
      Проект, на мой взгляд,, интересен именно тем, что можно было выстроить в водоизмещении "Андрея Первозванного", причём, за вменяемые деньги. Дефицит финансов очень положительно влияет на инженерную мысль...
      1. +2
        22 марта 2025 12:06
        Цитата: Летучий_Голландец
        Проект, на мой взгляд,,

        Ваш взгляд, на мой взгляд - правильный.)))
      2. +2
        22 марта 2025 12:42
        Цитата: Летучий_Голландец
        Проект, на мой взгляд,, интересен именно тем, что можно было выстроить в водоизмещении "Андрея Первозванного",

        Если бы "Андрея" и "Павла" заказывали бы году в 1907, то несомненно получили бы мини-"севастополи"... В реальности же, что имеем, то имеем.
      3. +2
        22 марта 2025 12:51
        Цитата: Летучий_Голландец
        Проект, на мой взгляд,, интересен именно тем, что можно было выстроить в водоизмещении "Андрея Первозванного", причём, за вменяемые деньги.

        То есть Вы хотите, чтобы Россия в 1905 г начал строить минидредноут практически по цене супердредноута. Потому как Эспаньи, по Вашим данным
        Цена корабля, согласно ему, составила 1708 тыс. фунтов стерлингов.

        в то время как "Орион" обошелся в 1 856 тыс. ф.ст.
        1. +3
          22 марта 2025 13:49
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Вы хотите, чтобы Россия в 1905 г начал строить минидредноут практически по цене супердредноута

          Стоимость строительства эбр "Андрей Первозванный" (фактическая) около 1500000 фунтов, стоимость ЛК "Севастополь"-2940000 фунтов, а особенности ценообразования в Великобритании, это проблемы "великобританцев" к РИ и Испании отношения не имеющие.
          1. 0
            22 марта 2025 19:47
            Цитата: mark1
            Стоимость строительства эбр "Андрей Первозванный" (фактическая) около 1500000 фунтов

            А это корыто на наших верфях будет еще намного-намного дороже. Башни и орудия ГК - новые, и более дорогие, турбины - надо заказывать за рубежом или создавать при зарубежной помощи самостоятельно. В итоге заплатим денег как промежуточное значение между Севастополем и Первозванным, а получим невесть что.
      4. +7
        22 марта 2025 16:11
        Цитата: Летучий_Голландец
        что можно было выстроить в водоизмещении "Андрея Первозванного"

        "Андрея" закладывали в рамках доцусимской концепции, согласно которой СК считался главной силой корабля. Но к этому времени дистанции боя подросли, поняли что 6-дм/45 кал ничего не пробивают, поэтому перешли на 8-дм/50 кал.
        Испанцев же закладывали в рамках послецусимской концепции...
        1. 0
          22 марта 2025 16:50
          Оно, конечно так, но есть нюанс: до Цусимы их толком строить не начали, поэтому проект перерабатывали по ходу пьесы, так что "Андрей" и "Император" - постцусимские корабли. Но переработать проект можно было, например, выкинув всю артиллерию калибра 203-мм и поставив пару 12'' башен а-ля "Эспанья", но выбрали вариант - "не два - ни полтора". Впрочем, мы в этом плане в хорошей компании - англичане тоже предредноутов понастроили)))
          1. +1
            22 марта 2025 20:27
            Контракты уже были заключены, работы начали.
            Орудия 8-дм/50 кал. вообще специально под эти корабли разработали.
            12-дм какие бы поставили? 40 кал. уже выглядели слабовато, а новых еще не было.
            Интересно бы смотрелись 10-дм 50 кал. в количестве 10 шт, размещенные как на "Дредноуте" ...
      5. 0
        2 июля 2025 19:13
        Это если с нуля. Андрея начали перекраивать слишком поздно. Увы!
  3. 0
    22 марта 2025 06:54
    не ахти проект: конкурировать с одноклассниками они не могли, а для обстрела марроканских лачуг и прикрытия минзагов были явно избыточны. Судя по характеру применения испанцам больше бы подошла концепция финнов с Вяйнемяйненом..А эти строились как памятник былому величию, для статуса, о котором упорно не могли забыть...
    1. 0
      22 марта 2025 08:19
      Цитата: Димакс
      не ахти проект:

      Ну если цель проекта - "больше, ширше и длиннее" то да.
      Цитата: Димакс
      конкурировать с одноклассниками они не могли

      А кто у нас в одноклассниках? "Дредноут" и "Мичиган"?
      Цитата: Димакс
      больше бы подошла концепция финнов с Вяйнемяйненом.

      Так ведь концепция финнов- поддержка сухопутных войск вдоль прибрежной полосы..., а кто со стороны моря будет прикрывать?
      Цитата: Димакс
      .А эти строились как памятник былому величию, для статуса

      Микролинкор не дает ни статуса ни напоминания о величии , одна голая прагматика - по одежке притягивать ножки.
      1. +1
        22 марта 2025 11:23
        Вяйнемяйнен создавался как раз прежде всего для охраны минных полей и противолодочных сетей в Финском заливе, а так же для обороны демилитаризованных Аландских островов...Корабли строятся с расчётом на вероятного противника, Испания строила эти корабли целиком и полностью для поддержания статуса морской державы иначе вообще трудно представить зачем они ей были нужны. Очнись, с 1912 года уже супердредноуты вступать в строй начали Айрон Дюки, да КингДжорджи..
      2. +1
        22 марта 2025 12:43
        Цитата: mark1
        А кто у нас в одноклассниках? "Дредноут" и "Мичиган"?

        С учётом дат ввода в строй: сверхдредноуты с 13,5 - 16" ГК.
    2. +3
      22 марта 2025 11:39
      Я сильно сомневаюсь, что "Вайнемяйнен" дошёл бы до Кубы. Финны строили корабли для работы на минно-артиллерийской позиции (совместно с эстонцами, те пару подводных минных заградителей построили, а финны - пару мониторов), а у испанцев цели были помасштабнее. Да, корабли строили по соображениям престижа, но престиж пытались (сложно сказать насколько успешно, не специалист по испанской внешней политике) монетизировать в отношениях с бывшими колониями. К тому же, сложно сказать, что будет завтра, испанцы не смогли угадать, что воевать им придётся исключительно у своего побережья, ну так и наши этого не угадали, построив линкоры типа "Севастополь", которые для Балтики тоже были большим излишеством...
      1. +3
        22 марта 2025 12:50
        Цитата: Летучий_Голландец
        построив линкоры типа "Севастополь", которые для Балтики тоже были большим излишеством...

        У "Севастополей" было конкретное назначение: предотвращение прорыва МАП немецким флотом.
        "Ваня-Маня" против "Кёнига" не потянет.
      2. 0
        22 марта 2025 14:59
        То есть вы хотите сказать, что "Эспаньи" дошли бы до Кубы и вышвырнули бы от туда американцев?)) Ну-ну. И кстати, в других источниках указывается ГП 203мм а не 230. Опечатка?
        1. +1
          22 марта 2025 16:56
          "Морская коллекция" даёт именно 230 мм, Википедия - 203, я - за 230!
          1. -1
            22 марта 2025 17:04
            Не-не, "Морская коллекция" №3'99, дает ГП именно 203мм, да и башни там до 203мм, а не как у вас 234.
            1. +2
              22 марта 2025 17:19
              А "Морская коллекция" 12'2004 даёт 230 мм...
              1. 0
                22 марта 2025 21:34
                Кстати да, порылся в инете, справочник Конвея 1906-1921 тоже выдает 229мм.
                Conway's All The Worlds Fighting Ships, 1906—1921 / Gray, Randal (ed.). — London: Conway Maritime Press, 1985. — 439 p. — ISBN 0-85177-245-5.
        2. +2
          22 марта 2025 16:58
          "Эспанья" доходила до Кубы, насчёт вышвырнуть американцев... Десантные операции через океан - слишком фантастический сценарий. Просто нужен был флот для демонстрации флага, строить предредноуты не стали, а на что-то крупное денег не хватило...
          1. 0
            22 марта 2025 17:12
            Тогда что ей делать на Кубе? Демонстрировать флаг? Так это слишком дорогой и неэффективный демонстратор. На ведущие морские державы эта "демонстрация" никакого впечатления не произведет, а папуасам можно флаг и на канонерке демонстрировать. Там даже латиносы с их "Минас Жераисом" и "Ривадавией" не впечатлятся.))
            1. +2
              22 марта 2025 17:24
              Сам факт, что все три корабля погибли "не своей смертью" говорит о том, что эти линкоры были весьма востребованы...
  4. +4
    22 марта 2025 07:46
    «Хайме I» — в честь короля Каталонии и Арагона в XIII веке,
    Поправлю. В XIII веке не было Каталонии, было графство Барселона.
    Спасибо, автор!
  5. +1
    22 марта 2025 09:19
    Как ни крути, но водоизмещении хорощего броненосцы 8 305-мм пушек. И 20 узлов. А это 8 - 305 мм и 20 узлов.
    1. +1
      22 марта 2025 11:20
      Ага, эти 305-мм. стреляли по бабуинам в пустыне))) а 20 уз., для перехода от Валенсии до Сеуты, в целом - ни к чему)))
    2. 0
      22 марта 2025 15:01
      Это не "хороший" броненосец. Там ГП 203мм, даже меньше чем у "Первозванного", которого тут склоняют на все лады.
      1. +1
        22 марта 2025 15:27
        На большой дистанции от 305-мм потянет. Английские линейные крейсера ненамного больше имели.
        Да, и откровенно говоря, сильно сомневаюсь, что их планировали к противостоянию с дредноутами. А вот по берегу и как поддержка легких сил - прекрасно.
        1. 0
          22 марта 2025 15:40
          Так по берегу можно более дешевые ББО сделать, а для поддержки легких сил они скоростью не вышли.
          1. +3
            22 марта 2025 16:38
            ББО самые бесполезный класс. Нигде они себя не зарекомендовали.
            Испанцы не сильно переплатили. Нормальные кораблики для третьеразрядного флота.
        2. +1
          22 марта 2025 17:17
          Цитата: MCmaximus
          На большой дистанции от 305-мм потянет

          Броневая защита испанцев с трудом защищала от 240 мм французских орудий, на дистанции 10000 метров.
          Английские линейные крейсера ненамного больше имели.

          У английских линейных крейсеров скорость была гораздо больше, а следовательно выбор дистанции боя и расположение кораблей в бою.
      2. +2
        22 марта 2025 17:20
        Повторюсь, "Морская коллекция" 12-2004 даёт 230 мм ГП...
  6. +5
    22 марта 2025 09:21
    Больше всего понравилось, что анархисты не курили. Тут их оклеветали писаки. Они резали, что-то газом. Это их, конечно, реабилитирует.
    laughing laughing laughing
    1. 0
      22 марта 2025 12:45
      Так и вопрос о том, курил ли безымянный бейрутский сварщик в процессе осуществления сварки на тысячах тонн азотных удобрений - тоже до сих пор открыт. Как и вопрос, от чего именно рвануло.
  7. +3
    22 марта 2025 10:50
    Цитата: MCmaximus
    Больше всего понравилось, что анархисты не курили. Тут их оклеветали писаки. Они резали, что-то газом. Это их, конечно, реабилитирует.
    laughing laughing laughing


    Нууу вон, Лафайет (бывш. Нормандию) американцы тоже автогеном подожгли, так что это вполне свежо и мейнстримно!!
    1. +3
      22 марта 2025 11:41
      Военно-морской идиотизм всегда свеж и полностью интернационален!
  8. -1
    22 марта 2025 11:18
    Абсолютно бесполезные корабли. Колоний у Испании не осталось, участвовать в войнах она не собиралась, обе мировых благополучно пробыла нейтральной. С точки зрения ТТХ, один из самых слабых дредноутов, если не самый плохой. В общем, отличный пример - как абсолютно бесполезно потратить кучу денег))) по поводу испанского недоавианосца))) уже сказано, что корабль строился по американскому проекту, за американские деньги - особых заслуг испанцев там нет.
  9. +6
    22 марта 2025 12:35
    Как охарактеризовать проект линкоров типа «Эспанья»?

    Как технический оксюморон. Тихоходный "Инвисибл"
  10. +3
    22 марта 2025 13:03
    Думаю, что не стоит говорить о бесполезности этих кораблей. Если смотреть с таким подходом, то большинство всех подобных кораблей были бесполезны. Дальше распространяться не буду. Важно просто понимать, что никто сегодня не может предполагать, что завтра будет полезным или бесполезным.
    Испанские линкоры не сгнили в порту. Как те же "Андрюши" на Балтике.
    1. +1
      22 марта 2025 15:07
      Ага, один погиб на скалах, другой в прямом смысле испытал на себе предупреждение минздрава о вреде курения, третий подорвался на собственной мине. И чем такая судьба лучше, чем просто "сгнить в порту"? А, ну да, креативно, че.))
      1. +3
        22 марта 2025 15:33
        Это значит, что корабли хотя бы в порту не стояли. События бардачные были в стране, а все остальное - просто иллюстрация этих событий. Анархисты, маузеры, гармошки - вся романтика гражданской войны налицо. Интересно, они кино про те времена снимали?
        1. +2
          22 марта 2025 17:10
          Как ни странно - нет! Ну или почти нет. Есть испанские фильмы, где имеются вставки из времён Гражданской войны, например "Печальная баллада для трубы", но вот прямо о самой войне снимали, в основном, американцы (хотя и наши отметились, и даже ГДРовцы), сами испанцы - очень мало... А вот книги - есть! Мне понравилась трилогия "Фалько", "Ева" и "Саботаж" Артуро Переса Реверте - о франкистском шпионе, Джеймс Бонд нервно курит в сторонке)))
  11. +1
    22 марта 2025 14:32
    анархисты в погребе не курили, они вели там резку металла автогеном...

    Техника безопасности? Нет, не слышали :))

    Интересная статья!
  12. 0
    22 марта 2025 17:34
    Спасибо, Герхард, очень интересно!
    Кроме того, что вся эта лабуда с "Революционной Испанией" с ее "буревестниками" слова путного не стоила, и ссориться с Муссолини, сотрудничая с которым Сталин возрождал флот, из за недобитых анархистов не было никаких резонов, важно отметить, что эти линкоры все же послужили Испании. А главное - был выбран удачный тип корабля в соответствии с планируемым применением.
  13. +1
    22 марта 2025 18:09
    "анархисты курили в артиллерийском погребе. Испанское расследование это не подтвердило: анархисты в погребе не курили, они вели там резку металла автогеном..."
    Отменное сочетание глупости и пофигизма ))
  14. -1
    22 марта 2025 18:13
    хотя проект интересен как вариант того, что можно было, при желании, построить в водоизмещении «Андрея Первозванного»
    Да, канонерка на 15 килотонн водоизмещения - это круто...
  15. +6
    22 марта 2025 18:55
    Нормальный линкор для третьеразрядной страны! Мне лично нравится smile Построенный на СВОИ деньги, впихнуто в свое водоизмещение по максимуму. Не забывайте,шибко умные комментаторы, что любой корабль проектируется и строится в заданных ограничениях! Чем то приходится жертвовать. Но впихнуть в водоизмещение броненосца 8 12"стволов ГК и иметь формально то же бронирование стандартных броненосцев начала ХХ века - 230мм(поверим чему то одному) и иметь скорость в приличные 20 узлов - это дорогого для инженеров стоит. Потому если уже сравниваете, то исходите из того, что имели испанцы на руках - к моменту закладки в строй уже вступали линкоры первой генерации,многие из которых имели бортовой залп 8-10 стволов. Скорости на уровне 20-21 узел. да.бронирование потяжелее было,но и "Эспанья" по сути самый легкий из них. Потому ничего постыдного в том нету, что страна наскребла на три относительно нормальных для своих денег корабля.Гонять папуасов по берегу Африки тоже надо чем то. А с учетом того, что в тот период скорость развития технической мысли и возможности ведущих стран мира были приличные, то не удивительно, что они смотрятся убого на момент вступления в строй. Но те же австро-венгры в 09 году строили свои "Радецкие", янки - "Флориды", лягушатники спускали на воду свои "Дантоны". даже англичане в том году заложили свои "геркулесы". Так что именно на момент закладки испанцы строили вполне достойные кораблики. При том в жестких ограничениях в размерах броненосца. Все относительно smile
    По мне,так симпатичные корабли smile
  16. -1
    25 марта 2025 02:59
    Я очень уважаю автора,но,простите и тут без мата никак-о какой чтране идёт речь,я далёк от истории и до середины статьи ,пока не увидел,чтт речь про Испанию,нихрена не мог понять,о ком ,собственно речь.Копипастить надо грамотно и то,что для одних очевидно,для других набор имён,общих слов и повод не читать сей обширный опус.
  17. 0
    2 июля 2025 19:14
    Цитата: Летучий_Голландец
    Дефицит финансов очень положительно влияет на инженерную мысль...

    Несомненно!