Как Пётр I прорубал "дверь" на Восток

Как Пётр I прорубал "дверь" на Восток

Пётр I, несмотря на свои недостатки, несомненно, обладал стратегическим мышлением. Победа над Швецией вернула России древние новгородские земли по берегам Финского залива и устье Невы. Получила Российская держава и Прибалтику, с Ригой и Ревелем.

Но Россия так и не смогла выйти в Средиземное море. Даже Азов, после неудачного Прутского похода 1711 года, пришлось вернуть османам. Не только Черноморские проливы, но и устья Дуная, Днестра, Днепра и Дона принадлежали Турции. Фактически Чёрное море являлось внутренним морем Османской империи, как и Мраморное море. Его берега принадлежали Турции, её вассалу - Крымскому ханству и Черкессии. А ведь когда-то Чёрное море по праву называлось Русским, и русские твердо стояли на его берегах. При Петре закрепиться на берегах Черного моря не удалось. Хотя сил и ресурсов было затрачено много, людей в Азовских походах потеряли тысячи, построили Азовский флот.


Петербург став серьёзным фактором в европейской политике, не мог расстаться с мыслью о Востоке. Собственно говоря, история показывает, что восточное (юго-восточное) направление всегда имело решающее значение для России. Петр не был бы одним из величайших государственных деятелей Российского государства, если бы отказался от мысли утвердиться на Востоке. Пётр хотел проложить путь через Среднюю Азию в богатую Индию. Пётр Алексеевич понимал, что без создания и укрепления новой экономической базы Россия не сможет быть великой державой, а для этого надо было твердо стать на мировые коммуникации.

Прежде всего внимание царя было приковано к Персии, которая могла стать ключом к богатствам Индии. Пётр уже пытался проложить дорожку в Индию. 2 июня 1714 года царь издал указ «О посылке преображенского полка капитан поручика кн. Александра Бековича-Черкасского для отыскания устьев реки Дарьи…». Так началась подготовка военного похода на Хивинское ханство. Александр Бекович-Черкасский (до принятия христианства — Девлет-Гирей-мурза) получил указание: исследовать старое течение реки Амударьи и возможности обратить ее в старое русло (было предположение, что в этом районе есть золото); склонить хивинского хана в русское подданство; по пути в Хиву и особенно при устье Амударьи, устраивать крепости; утвердившись в Хиве, попытаться склонить в подданство бухарского хана; провести из Хивы разведку в Индостан для прокладки торгового пути. Бекович получи отряд в 4 тыс. солдат. 2 тыс. яицких и гребенских казаков и 100 драгун. В 1716 году в Астрахани шла подготовка экспедиции. В 1717 году началась экспедиция. Хивинский хан собрал большую армию, но в трехдневном бою потерпел поражение. Тогда он вступил в мирные переговоры с Бековичем и предложил тому разделить отряд на пять частей, чтобы его было легче прокормить местным жителям. Это была военная хитрость. Все русские отряды были по отдельности уничтожены. Бекович погиб. Спастись удалось немногим. Экспедиция провалилась.

В 1723 году Петр вернулся к идее прорыва на Восток. Вице-адмирал Даниэль Вильстер, датский морской офицер, перешедший на русскую службу, разработал проект Мадагаскарской (Индийской) экспедиции. Задачами этой секретно миссии были предоставление российского протектората пиратам Мадагаскара для создания русской базы в Индийском океане и установление торговых отношений с империей Великих Моголов в Индии. Осенью 1723 года в глубокой тайне и весьма спешно в Ревеле были подготовлены два фрегата для похода в Индийский океан, к Мадагаскару. В советники Вильстеру были назначены два русские командира обоих фрегатов: капитан-лейтенант Д. И. Мясной - командир фрегата «Амстердам-Галей» и капитан-лейтенант М. Киселёв - старший офицер фрегата «Декронделивде». Вице-адмирал Даниэль Якоб Вильстер должен был обещать мадагаскарскому начальнику флибустьеров протекцию России и защиту от всех врагов и даже, если он выразит желание, привезти его на жительство в Российскую империю. Затем отряд должен был идти в Индию и попытаться склонить «великомочного могола» вступить в торговые сношения с Российским государством. К сожалению, подвело техническое состояние кораблей, они не смогли выполнить столь дальний поход. К тому же неудаче способствовал неправильный выбор кораблей и спешность их подготовки. Кроме того, отряд вышел в путь в зимние месяцы, неудобные для плавания (21 декабря). Это заставило уже 8 января 1724 года корабли вернуться в Ревель. После этого Пётр отменил экспедицию.

Следует отметить, что Индия была для Петра Алексеевича заманчивой ещё с детства, с «Александрии». Это была повесть получившая хождение по Руси, полуфантастическая по содержанию, о походе Александра Македонского в Индию. Воцарившись со старшим братом Иваном, Пётр не забыл сказочную страну, и в 1694 году отправил в Индию купца Семёна Маленького. Перед купцом была поставлена задача собрать как можно больше сведений о восточной стране. Купца снабдили из государевой казны деньгами и товаром. В Астрахани Семёна Маленького дали в товарищи посадского человека Ивана Севрина, дали в сопровождение целовальника, толмача (переводчика) и конвой. Астраханский воевода дал грамоты персидским и индийским правителям. В ноябре 1694 года гость Семён Маленький с торговым караваном добрался до Персии. Оттуда с купцами посланец царя попал в Индию, посетил ряд её городов, включая Дели и Агру. Семён Маленький был представлен правителю династии Великих Моголов, вручив ему верительную грамоту. Видимо, купец вёл для царя и путевые заметки.

Распродав все товары, Семён Маленький отправился в обратный путь. На этот раз он решил добраться до Персии морем. Однако в Персидском заливе их судно было разграблено морскими разбойниками с острова Бахрейн. Царский посланник умер в Шемахе, погибли и другие участники экспедиции. До Астрахани добрался только Иван Севрин.

Неудача отряда Бековича-Черкасского и Мадагаскарской затеи, не изменили замыслов Петра Алексеевича. Его план поражал своим стратегическим замахом – найти путь в Индию, по суше или морями. Причём Пётр хотел изучить и путь через Северный Ледовитый океан, для этого снаряжали экспедицию Витуса Беринга. И всё же наиболее изученным, проще достигаемым и удобным был древний путь из Руси по Волге и Каспию в Персию и далее Индию. Именно этим путём шли на Русскую землю восточные товары, в том числе индийские. Часть этого торгового пути принадлежала России и была обустроена. Нижний Новгород стал крупным торговым центром. Здесь же строились суда для плавания на Волге и Каспийском море. В устье Волги стояла Астрахань, южные ворота России и тоже важный торговый центр. Русские купцы-гости вполне освоили Каспийское (Хвалынское) море и плавали к южному каспийскому побережью, к торговым городам Решт, Энзели и Баку. Но дальше пути не было. Дальнейший путь в богатую Индию контролировали персы.

Считается, что уже к 1710 году у Петра Алексеевича окончательно созрела идея о военном походе по кавказскому берегу Каспийского моря на юг, в Персию. Одновременно призывы о военной помощи шли из Грузии и Армении. А. П. Волынский в своём «Оправдании о персидском деле» сообщал, что Пётр был информирован о состоянии персидских дел со стороны грузинского и армянского патриархов. Они не хотели жить под игом персов и неоднократно просили русского царя помочь. Волынский сообщал Петру Алексеевичу из Астрахани, что грузинский царь Вахтанг VI просит Россию защитить христиан живущих на Кавказе, и предлагает начать совместные военные действия против Персии. Царь Вахтанг сообщал, что Персия слаба и персы не смогут сопротивляться русско-грузинским войскам. Он обещал выставить против Персии 30-40 тыс. воинов. Схожие сообщения шли и из Армении. Армянский владетель Минас Вардапед просил поддержать многострадальный армянский народ. Католикос Нерсес писал Петру о тяжелой участи христиан в странах мусульманского Востока и о том, что они ждут помощи единоверной России.

Вся подобная переписка шла через астраханского губернатора, через Посольский двор губернатора. Сюда же стекалась самая различная разведывательная информация о состоянии персидских вооруженных сил, силе мятежников, которые выступали против шаха, о возможной помощи, которую русские войска могли получить от Осетии, Кабарды, Грузии и армянского населения Закавказья. Благодаря стараниям Волконского между Россией и Персией был заключён выгодный для русского купечества договор. Русские и армяне получили право строить свои церкви в Армении; русские купцы получили право свободной торговли, без таможенного досмотра; было разрешено вывозить через Россию в другие страны шёлк-сырец, что позволяло монополизировать значительную часть торговли шёлком; была разрешено построить большую пристань на западном берегу Каспийского моря; в случае крушения русского судна у персидских берегов местные власти должны были вернуть товары и не брать команду в плен.

Подготовка и начало Персидского похода

Пётр Алексеевич понимал, что для того чтобы проложить путь в Индию, необходимо твёрдо встать на кавказских и персидских берегах Каспийского моря. Причём для этого надо было приложить значительные военные усилия. Здесь всё решала грубая сила. Для этого было решено организовать Персидскую (Каспийскую) экспедицию. Базой для подготовки похода стала Астрахань. Она была главным портом России на Каспии, здесь же базировалась немногочисленная Каспийская военная флотилия. Персия военного флота не имела, чтобы должно было облегчить задачу по захвату плацдарма на персидском берегу.

Ещё до похода была совершена определённая разведка Каспия. В 1710 году присланный в Астрахань капитан Яков Ренталь совершил с купцами плавание на юг с целью отыскать удобную для судов гавань. Ренталь в докладной записке адмиралу Ф. М. Апраксину отписал, что такое место найдено и осмотрено. Пристань он предлагал строить в бухте города Баку, попросив разрешение хана Шемахи, вассала персидского шаха. Пётр был ознакомлен с результатами этой экспедиции.

Губернатор Астрахани, а тогда в состав огромной Астраханской губернии входили – Гурьев-Яицкий, Дмитриевск, Петровск, Самара, Симбирск, Сызрань, Терки, Царицын, Красный Яр, Чёрный Яр и Кизляр, имел поручение составить карту Каспия. Основную работу проделали поручик Фёдор Соймонов и капитан Яков Ренталь. Рисованная карта получила название «Картина плоская моря Каспийского от устья Волги реки протоки Ярковской до устья Куры…».

В конце 1721 года в Астрахани возвели пильную ветряную мельницу для распилки брусяного леса. Это позволило в 1722 году начать строить «островные» (мореходные) лодки и ластовые суда, предназначенные для перевозки грузов, в том числе военных. Каждая такая плоскодонка брала на борт несколько ластов груза, а ласт по весу равнялся 120 пудам. Строили их в большой спешке, ожидая прибытия императора. По Волге прибывали караваны с провиантом для войск: хлебом, солониной, уксусом и белым вином. Но хлеба военным не хватало, поэтому Волынский провел реквизицию излишков продовольствия у населения. Излишки отбирались в пользу казны с условием возврата.

В феврале 1722 года Пётр начал приготовления к походу. Войска были сосредоточены в городах Верхней Волги – Ярославле, Твери, Угличе. Было приказано построить 200 островных лодок и 45 ластовых судов. К концу мая лодки и суда были готовы и их сосредоточили в Нижнем Новгороде. К этому моменту в Нижнем Новгороде сосредоточили и войска. В их число вошли два испытанных в боях полка петровской гвардии – Преображенский и Семеновский. В их числе было немало опытных людей, которые не раз ходили на веслах и парусах, принимая участие в речных, озерных и морских схватках.

2 июня первые суда из Нижнего Новгорода двинулись в Астрахань. Каждая островная лодка брала на борт до 40 солдат с оружием и снаряжением. В первой половине июля 1722 года все суда и войска прибыли в назначенное место. Каспийская военная флотилия создавалась, как и всё в петровской России, быстрыми темпами и с приложением огромных усилий. Пётр Алексеевич лично заложил летом 1722 года Астраханский морской порт, куда собирали суда, предназначенные для похода. 4 ноября 1722 года вышел официальный указ об основании военного порта. Одновременно началась постройка большой верфи. У пристани Ивановского монастыря на реке Кутум появился быстро растущий военный лагерь. Петр лично осматривал все суда предназначенные для экспедиции. Недоделки устранялись на месте. Для хранения питьевой воды на судах во время похода изготовили 1 тыс. бочек. Работы было настолько много, что император приказал освободить всех астраханских колодников, содержавшихся в астраханском остроге, кроме убийц,

Транспортные суда были разделены на 5 отрядов: командиром первого стал капитал Геслер, второго – капитал Вильбоа, третьего – капитан-лейтенант князь Василий Урусов, четвертого – капитан-лейтенант – Петр Пушкин, пятого – капитан-лейтенант Иван Урусов.

Флот на Каспии создали в самые короткие сроки. Для укрепления экипажей прибыли опытные командиры с Балтийского моря. Понятно, что каспийские фрегаты, гекботы, шнявы, бомбардирские корабли, бригантины, галеры, яхты, боты, галиоты, отнюдь не отличались высокими боевыми и мореходными качествами. Их строили в спешке, и они имели множество дефектов. Да и их названия поражали разнообразностью. В частности, гекботы, которые строили в Нижнем Новгороде, носили название городов и местностей – «Нижний Новгород», «Симбирск», «Царицын», «Тмутаракань», «Арарат» и др. Гекботы, которые строили в Казани, имели кавказские и персидские названия: «Гилян», «Дагестан» и пр. Много названий кораблей было связано с римской и греческой мифологией: «Марс», «Венус», «Вулкан», «Меркуриос» и др. Посыльные суда назывались по своему предназначению: «Почтальон», «Курьер», «Сокол» и др. Каспийскую флотилию возглавил Фёдор Матвеевич Апраксин.

Перед началом русского похода в Персии началась настоящая междоусобная война, что позволяло Петру вмешаться в конфликт, поддержав законную власть, против которой ополчилось полстраны. Для установления контакта с шахом в Шемаху был отправлен офицер Степан Чеботаев с «особыми письмами и манифестами». О результатах этой миссии ничего неизвестно, видимо, она не достигла своей цели.

2 июля в Грузию к царю Вахтангу был направлен с письмами императорский посланец князь Борис Турхистанов. Он должен был передать грузинскому царю, который планировал выступить на стороне Петра, чтобы грузинские войска «никакого разорения и тесноты не чинили» местному населению. Это могло привести к бегству людей и их раздражению, что затрудняло Персидский поход.

Было решено выступить летом 1722 года, хотя не все приготовления были завершены. Это было связано с большим восстанием в восточных областях Персии. Это восстание затрудняло организацию обороны для персидского шаха. Шахские войска были заняты на другом направлении. К тому же был повод для вмешательства в персидские дела. Петр мог объяснить своё предприятие желанием помочь «дружественному» шаху в борьбе с мятежниками.

Благо сыскался и удобный повод для начала похода. В городе Шемахе был разгромлен русский купеческий караван. Русские купцы были ограблены и «побиты». Шемахинский хан и его воины были безучастными свидетелями нападения (возможно, были в доле). Требование России о возврате награбленного, было проигнорировано владельцем Шемахи.

15 июля 1722 года Персидский поход начался. В этот день суда с войсками стали выходить из Астрахани, держа курс к волжскому устью, а затем в открытое море и к кавказскому берегу. Основные силы вышли 18 июля. За устьем Волги корабли соединялись в отряды.

Вперёд флотилии и сухопутных войск было послано воззвание российского императора к персам и другим народам, живущим на западном берегу Каспийского моря. Документ был составлен на персидском и татарском языках и размножен как прокламация. Пётр Алексеевич извещал, что идёт помогать «нашему верному приятелю и соседу», персидскому шаху против мятежников. В этом же воззвании сообщалось, что бунтовщики, которые восстали против своего народа, и русских людей «безвинно и немилосердно порубили», разграбили товаров на 4 млн. рублей. Таким образом, были нарушены договорённости между государствами. Российский монарх обещал местному населению охрану и защиту их жизней и имущества от возможных грабежей и насилия со стороны русских войск. Это обещание императора оказалось не пустым звуком и привлекло к русским симпатии, как жителей Дагестана, так и Персии. Дисциплинированность русских войск стала одной из причин успеха Персидского похода.

Поход начался одновременно на море и на суше. Корабли и суда Каспийской флотилии везли войска, артиллерию и запасы. Регулярная кавалерия (драгуны) и иррегулярная конница шли берегом. Конница вошла Дагестан через Моздокскую степь.

Продолжение следует…
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

39 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти