Безэкипажный катер «Катран» вышел на испытания

3 064 16
Безэкипажный катер «Катран» вышел на испытания
«Катран» с ОЭС и пулемётом на воде


Российский оборонно-промышленный комплекс активно занимается тематикой безэкипажных катеров, и регулярно демонстрирует новые разработки такого рода. Всего несколько дней назад было объявлено о существовании проекта БЭК под названием «Катран». К настоящему времени этот проект дошёл до стадии сборки опытных образцов и испытаний в условиях, максимально приближенных к реальной эксплуатации.



Новый катер


В феврале 2024 г. была создана автономная некоммерческая организация «Центр беспилотных систем и технологий» (АНО ЦБСТ). Её учредителями выступили «Промсвязьбанк» и фонд «Наша правда». Эта организация координирует деятельность более ста различных компаний, занимающихся разработкой и производством беспилотной техники. К настоящему времени эти компании уже представили множество различных образцов.

Недавно стало известно об очередной разработке АНО ЦБСТ. 6 марта Центр и фонд «Наша правда» доставили в одну из частей Черноморского флота новую партию беспилотной техники. В состав этой партии вошли БПЛА нескольких типов, а также опытный безэкипажный катер «Катран».

Сообщается, что первый БЭК нового типа будет проходить войсковые испытания. Специалисты строевой части освоят этот образец и начнут использовать его по прямому назначению. От результатов такой эксплуатации зависит дальнейшая судьба перспективного проекта.

Следует отметить, что ранее АНО ЦБСТ или входящие в его состав организации не сообщали о существовании проекта с шифром «Катран». Тем не менее, без огласки они провели проектирование и дошли до стадии строительства и испытаний опытной техники, в т.ч. на базе строевой части.

18 марта информагентство RT опубликовало большой материал о новом отечественном БЭК. В нём приводятся основные сведения технического и иного характера, раскрываются возможности и специфические особенности катера и т.д. Также опубликованы примерные планы организации-разработчика на будущее.


Пара БЭК в различающейся комплектации

Цели проекта


Любопытные сведения о проекте раскрыл одино из разработчиков проекта «Катран». Его личность и место работы, по понятным причинам, не сообщают.

Сообщается, что организация-разработчик заинтересовалась темой БЭК еще до начала Спецоперации по защите Донбасса. Создавались и испытывались различные экспериментальные образцы и прототипы. Тем не менее, до определённого времени это направление не получало много внимания.

Ситуация изменилась после того, как представители организации пообщались с участниками операции, несущими службу на берегах Днепра. Этот район имеет свою специфику и предъявляет особые требования к матчасти войск. В связи с этим было решено разработать новый безэкипажный катер. Этот проект выполнили в недавнем прошлом с учетом потребностей и пожеланий будущих эксплуатантов.

Сообщается, что на разработку проекта к настоящему времени потратили около полутора лет. В середине прошлого года началась постройка нескольких катеров «Катран» для последующих испытаний и опытной эксплуатации в войсках. Изготовили несколько катеров, которые были обозначены как предсерийные.

Около полугода назад начались испытания «Катрана» на воде. В целом, катер подтвердил правильность принятых инженерных решений, что позволило перейти к следующему этапу. Недавно один из БЭК был передан Черноморскому флоту для испытаний на море и решения различных учебных и боевых задач.

После завершения испытаний и доводки «Катран» может пойти в серию. Возможен выпуск крупными партиями для разных заказчиков, но для этого требуется финансирование. Удастся ли его найти, как скоро это может случиться, и когда новый БЭК доведут до полноценного производства, пока неизвестно.


Общий вид катера

Разработчики «Катрана» понимают, что их катеру придётся столкнуться с конкуренцией, т.к. отечественная промышленность уже представила ряд подобных изделий. При этом предполагается, что такой БЭК имеет ряд важных особенностей и преимуществ перед возможными конкурентами.

Технические особенности


«Катран» представляет собой многоцелевую надводную платформу ограниченных размеров и водоизмещения. Такая платформа предназначается для монтажа разных полезных нагрузок, при помощи которых катер может вести разведку или атаковать цели. При всём этом, приняты меры, направленные на повышение характеристик и компенсацию негативных черт БЭК.

Катер построен по схеме тримарана. Он имеет центральный корпус традиционных лодочных обводов, к которому с помощью рам крепятся два боковых аутригера-поплавка. Такую схему выбрали для повышения остойчивости и уменьшения вероятности переворачивания. Предполагается, что такой подход упрощает дистанционное управление катером.

Все основные элементы корпуса выполнены из алюминиево-магниевого сплава. Этот материал позволил совместить в проекте малую массу конструкции, высокую прочность, а также дешевизну производства.

Габариты и водоизмещение «Катрана» не сообщаются. При этом опубликованные материалы показывают, что он не крупнее распространённых лодок и катеров. Благодаря этому БЭК можно перевозить на стандартных автоприцепах для лодок.

БЭК имеет систему дистанционного управления традиционного вида. Оператор получает с борта катера видеосигнал и телеметрию, а обратно отправляет необходимые команды. Отмечается, что видеосигнал передается с небольшой задержкой, которая может повлиять на работу оператора. Однако боковые корпуса позволяют компенсировать возможные ошибки оператора при вождении и сохранить катер на плаву.


Основной корпус и боковой поплавок

Катер оснащен навесным мотором неизвестной модели, который должен обеспечить высокие ходовые характеристики. Скорость хода пока не раскрывается, а дальность плавания должна достигать 1 тыс. км. По всей видимости, схема тримарана позволяет получить высокую манёвренность.

В нынешнем виде «Катран» способен выполнять две основные задачи. Первая заключается в наблюдении и ведении разведки. Для этого катер использует оптико-электронную станция на невысоком основании. В начале марта был представлен катер с ОЭС и простейшим пулемётным боевым модулем. Также предлагается модификация-камикадзе, оснащённая боезарядом для поражения цели прямым столкновением.

Прорабатываются и другие варианты полезной нагрузки. Например, «Катран» может служить носителем большого количества FPV-беспилотников и ретранслятором сигнала станций управления. Такой ударный комплекс сможет действовать на расстоянии в десятки или сотни километров от базы, успешно выполняя задачи поиска и поражения различных целей.

Можно предположить, что БЭК «Катран» способен нести и другие радиотехнические средства или вооружения. Например, возможно внедрение ОЭС других типов, малогабаритных радиолокаторов или станций радиотехнической разведки. Для поражения целей могут установить противотанковый ракетный комплекс с соответствующими средствами дистанционного управления и т.д.

Перспективное направление


Отечественная оборонная промышленность всерьёз занялась темой безэкипажных катеров. Уже разработано несколько таких проектов, и первые образцы успели поступить в войска для эксплуатационных испытаний. Также создаются новые БЭК с теми или иными особенностями и возможностями, и в начале марта впервые рассказали об очередном таком образце.

Сейчас один из опытных «Катранов» проходит испытания в неназванной части Черноморского флота. Специалистам ВМФ предстоит оценить это изделие и определить пути его дальнейшего развития. Возможно, по итогам этих процессов новый БЭК получит рекомендацию к принятию на вооружение. Впрочем, флот может предпочесть ему любую другую современную разработку того же класса.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    Сегодня, 05:00
    Без дальнего обмена большими массивами данных онлайн, который России обеспечить нечем, БЭКи бессмысленны.
    Ну и цельноалюминиевый корпус как средство удешевления - улыбает...
    1. +1
      Сегодня, 05:52
      Можно ещё больше удешевить, делать из бакелитовой фанеры. Посадить чучело рыбака, напичкать взрывчаткой и вперёд на Одессу. Их можно тысячами таким образом запускать по бандеровцам.
      1. +5
        Сегодня, 05:56
        Цитата: Солдатов В.
        Посадить чучело рыбака

        Что бы сделать чучело рыбака - нужен рыбак. Может манекеном обойдёмся? laughing
        1. 0
          Сегодня, 06:52
          Цитата: Владимир_2У
          Что бы сделать чучело рыбака - нужен рыбак.

          good good
    2. +1
      Сегодня, 05:54
      Цитата: Владимир_2У
      Без дальнего обмена большими массивами данных онлайн, который России обеспечить нечем

      Недавно вывели в космос на низкую орбиту очередную партию спутников в интересах МО России...поживем увидим. request
      1. +1
        Сегодня, 05:58
        Цитата: Леха с Андроида.
        Недавно вывели в космос на низкую орбиту очередную партию спутников в интересах МО России...поживем увидим.

        Для непрерывного обмена нужны тысячи таких спутников...
        1. -3
          Сегодня, 06:49
          Для непрерывного обмена нужны тысячи таких спутников...

          Не несите пургу, если не знаете.
          1. +1
            Сегодня, 07:13
            Цитата: Tagan
            Не несите пургу, если не знаете.

            Ну и как вы обеспечите передачу качественного видеоряда с БЭК и управление им и его системами имеющимися средствами онлайн? Любопытно на вашу пургу взглянуть.
    3. +1
      Сегодня, 07:32
      Цитата: Владимир_2У
      Ну и цельноалюминиевый корпус как средство удешевления - улыбает...
      Меня это тоже улыбнуло laughing
  2. +1
    Сегодня, 05:35
    На безрыбье и рак рыба.
    Хоть что появится у ЧФ и БФ...загнанных в свои базы этими девайсами...и не только этими.
  3. 0
    Сегодня, 05:43
    А какая дальность у него? Насколько понимаю аналога старлинка у нас нет, а когда будет неизвестно. Без этого дальность действия как у бпла.
  4. +1
    Сегодня, 05:48
    Ну да,ну да,формируется новый Черноморский флот.Шлюпочно-катерный...
    1. -3
      Сегодня, 06:37
      Ну что поделать раз тактика "много мелких" побеждает тактику "мало больших", а сделать "много больших" у нас уйдёт очень очень много лет, и не факт что по пути не сэкономят "на спичках" и получится как с АК-630 которые недееспособны по мелким целям.
  5. +1
    Сегодня, 05:58
    представители организации пообщались с участниками операции, несущими службу на берегах Днепра. Этот район имеет свою специфику и предъявляет особые требования к матчасти войск. В связи с этим было решено разработать новый безэкипажный катер. Этот проект выполнили в недавнем прошлом с учетом потребностей и пожеланий будущих эксплуатантов.

    а дальность плавания должна достигать 1 тыс. км.

    Это куда по Днепру должен плавать этот катер что бы достичь дальности в 1000 км? И зачем ему пулемет, если есть задержка времени при обмене информацией?
  6. +1
    Сегодня, 06:22
    Почему не пластик или что то такое? Алюминий не тяжеловат? А так очень радует что начали делать, а то были отстающими
  7. +1
    Сегодня, 06:54
    Все основные элементы корпуса выполнены из алюминиево-магниевого сплава. Этот материал позволил совместить в проекте малую массу конструкции, высокую прочность, а также дешевизну производства.

    Насчёт дешевизны я бы поспорил. С каких это пор алюминиево-магниевые сплавы стали дешёвыми? А почему не стали использовать действительно дешёвый и к тому же радиопрозрачный стеклопластик? Из него даже тральщики у нас делают.