Ракета Freedom Eagle-1 для борьбы с БПЛА

789 0
Ракета Freedom Eagle-1 для борьбы с БПЛА
Подготовка к первому испытательному пуску ракеты FE-1, январь 2025 г.


Пентагон хочет получить простую и недорогую зенитную ракету для борьбы с беспилотными летательными аппаратами. Разработкой такого изделия сейчас занимается компания BlueHalo LLC. Недавно она завершила необходимые приготовления и провела первые пуски опытных ракет. Изделия Freedom Eagle-1 подтвердили часть расчетных характеристик, и в ближайшее время испытания будут продолжены.



Специализированное средство


Текущий уровень развития беспилотной авиации требует создавать специализированные системы ПВО для борьбы с подобными угрозами. В связи с этим в 2023-24 гг. Пентагон запустил программу Next-Generation C-UAS Missile («Ракета нового поколения для борьбы с БПЛА») или NGCM.

В рамках этой программы планируется создать и, возможно, принять на вооружение новый зенитный ракетный комплекс, способный бороться с БПЛА разных классов. В состав ЗРК должна войти новая ракета, сочетающая высокие технические характеристики и минимально возможную стоимость.

В начале 2024 года Пентагон принял и рассмотрел заявки от компаний, желающих участвовать в программе. К конкурсной части NGCM допустили всего две компании, и в июне им были выданы контракты на продолжение работ. Одной из этих компаний стала BlueHalo LLC из Арлингтона, шт. Вирджиния.


Головная часть ракеты

Одним из направлений деятельности BlueHalo является разработка средств противодействия БПЛА. Заказчикам предлагаются лазерные комплексы, средства радиоэлектронной борьбы и т.д. При этом компания ранее не занималась разработкой ракетных вооружений. Впрочем, отсутствие опыта не помешало ей справиться с поставленной задачей, причём в ограниченные сроки.

От проекта до испытаний


Компания BlueHalo представила на конкурс NGCM проект с рабочим названием Freedom Eagle-1 («Орел свободы-1»). На тот момент речь шла о предварительном проекте, нуждающемся в дальнейшем развитии. Получив государственный заказ, компания приступила к полноценному проектированию.

В течение лета 2024 г. BlueHalo завершила разработку некоторых компонентов будущей ракеты и приступила к их испытаниям. К началу сентября провели тесты нескольких опытных твердотопливных двигателей. Ожидались испытания и других ключевых узлов. Отмечалось, что от старта полноценной разработки до испытаний первых изделий прошло всего 107 дней.

В декабре компания отчиталась о проведенных испытаниях оригинальной боевой части. Боезаряд продемонстрировал свою мощность, осколочное и пробивное действие и т.д. БЧ подтвердила расчётные характеристики и может использоваться на реальной ракете.


Хвостовая часть корпуса, сопло и разъём для управления стартом

16 января 2025 г. на полигоне Юма в шт. Аризона стартовали первые лётные испытания новой ракеты. Для этого мероприятия подготовили три опытных образца FE-1 в проектном облике, но, по всей видимости, с имитатором боевой части. Для запуска использовали несложную установку на базе автомобильного прицепа.

В рамках первого этапа испытаний провели три пуска ракет-прототипов. Эти тесты были направлены на проверку работы двигателей и основных бортовых систем. Воздушные мишени не использовались, и полет проходил по заложенной программе. Все три изделия отработали штатно, продемонстрировав свою способность взлетать с земли и совершать управляемый полёт.

Интересно, что первые тестовые пуски FE-1 состоялись еще в январе, но сообщили о них только сейчас, спустя два месяца. Почему это произошло, неизвестно. Возможно, в Пентагоне или в компании-разработчике решили временно скрыть свои успехи в области борьбы с БПЛА.

Сейчас компания BlueHalo анализирует результаты январских испытаний и продолжает дорабатывать проект. В ближайшее время она должна изготовить новую партию опытных ракет. Следующий этап испытаний запланирован на третий квартал текущего года. На этот раз ожидаются полноценные пуски ЗУР по воздушным мишеням.


Пуск ракеты

Если проект Freedom Eagle-1 и впредь будет продвигаться с такой же скоростью, как сейчас, у Пентагона есть основания для оптимизма. Вполне возможно, что уже до конца 2026 г. удастся завершить все оставшиеся испытания и подготовить новый ЗРК к принятию на вооружение. Благодаря этому в течение нескольких следующих лет в армии США появится достаточное количество новых комплексов для борьбы с БПЛА.

Технические особенности


Проект Freedom Eagle-1 предусматривает создание зенитной управляемой ракеты и пусковых установок для нее. О полноценном ЗРК со всеми средствами для самостоятельной боевой работы речи не идёт. Подразумевается, что ракета FE-1 будет входить в существующие контуры ПВО и работать по данным от сторонних РЛС.

Конструктивно изделие FE-1 представляет собой типичную современную ЗУР. При этом, как утверждается, в ракете использованы различные решения и идеи, направленные на повышение эффективности при борьбе с небольшими и сложными целями.

Ракета выполнена в цилиндрическом корпусе с оживальным головным обтекателем. На корпусе установлены Х-образные крылья малого размаха и удлинения, а в хвостовой части расположены Х-образные рули. Внутренняя компоновка, вероятно, является традиционной для подобного оружия. Головной отсек вмещает системы управления, за ним располагается боевая часть, а в хвостовой части установлен твердотопливный двигатель.


Проектный облик ЗУР Freedom Eagle-1

Габариты и масса изделия FE-1 остаются неизвестными. Исходя из доступных материалов, можно предположить, что длина ракеты не превышает 2-2,2 м. Диаметр — до 300 мм. Массу оценить пока не удастся.

Ракета имеет двухрежимный твердотопливный двигатель. Первый режим предназначен для старта, а на втором осуществляется разгон до максимальной скорости. Лётные данные ракеты не уточняются. Можно предполагать, что она развивает высокую сверхзвуковую скорость. Дальность — неизвестна.

Компания BlueHalo пока не раскрывает информацию о системе наведения ракеты. Однако характерный головной обтекатель и состав наземных средств комплекса указывают на применение активной радиолокационной головки самонаведения.

Боевая часть ракеты — осколочно-фугасная с неконтактным датчиком цели. За счёт осколков она должна гарантировано уничтожать воздушную цель или наносить ей серьезные повреждения.


ЗРК Freedom Eagle-1 на базе шасси Stryker

В январских испытаниях ракеты FE-1 стартовали с простейшей наземной пусковой установки на базе автомобильного трейлера. Ракета помещалась на направляющих, собранных из металлического профиля. При этом установка получила все необходимые средства для управления ракетой.

В рекламных материалах фигурирует и другая установка, которую, вероятно, будут предлагать заказчикам. Это полноценный боевой модуль, предназначенный для установки на технику-носитель. В нем предусматривается четыре внутренних контейнера для пуска, а также собственная ОЭС. В рекламном ролике показали, как может выглядеть ЗРК с такой установкой на базе БТР Stryker. Также аниматоры продемонстрировали запуск ЗУР с корабля.

Проблема упрощения


По задумке заказчиков и разработчиков, ракета Freedom Eagle-1, как и весь комплекс в целом, должна отличаться простотой и дешевизной. Это упростит её массовое производство и развёртывание. Также появится возможность снизить затраты на боевое применение, в т.ч. при отражении массированных налётов. Специфика беспилотной угрозы заставляет уделять особое внимание именно экономическим показателям.

Компания BlueHalo утверждает, что её новая ракета соответствует всем требованиям, но эти оценки могут быть преждевременными. Изделие FE-1 ещё не прошло все необходимые испытания и не показало реальный уровень характеристик. Также остаётся неизвестной реальная стоимость серийных ракет. На оставшиеся испытания, даже если всё пойдет по плану, потребуется не менее года. И только тогда можно будет делать выводы.