Китайский ракетоплан атакует почти из космоса – это вполне реально

67 388 37
Китайский ракетоплан атакует почти из космоса – это вполне реально

26 декабря 2024 года Китай удивил мир, подняв в воздух не один, а два новых прототипа истребителей, воплощающих его видение воздушных систем нового поколения: Chengdu J-36 и Shenyang J-XX/J-50.


Благодаря серии контролируемых (да, как в Поднебесной умеют хранить военные секреты, мы знаем) утечек информации Китай раскрыл информацию о крупном самолёте-бесхвостке с ромбовидным крылом из Чэнду, получившем название J-36 (по номеру планера 36011), и о меньшем, но всё же крупном и тоже бесхвостом самолёте с «лямбда-крылом» из Шэньяна (неофициально называемом J-XX или J-50).



Хотя было известно, что Китай разрабатывает так называемую боевую авиационную систему «шестого поколения», появление J-36 и J-XX/J-50 стало неожиданностью.

Во-первых, мало кто ожидал, что Китай продемонстрирует такие платформы раньше Соединённых Штатов, которые изначально продвигали концепции боевых самолётов «шестого поколения» в рамках своей программы «Воздушное превосходство нового поколения» (NGAD).

Во-вторых, Китай представил две разные программы истребителей с параллельными исследованиями, разработками и производством от двух разных конкурирующих производителей.

Проще говоря, Китай представил первый в мире истребитель шестого поколения и второй истребитель шестого поколения в течение нескольких часов друг за другом. 2025 год, возможно, начался с того, что Китай стал центром мировой оборонной авиации.


Но сегодня в наших прицелах только Chengdu J-36, потому что то, что происходит вокруг этой машины, мягко говоря, не совсем понятно, а потому дает возможность пофантазировать от души в отношении конструкции, характеристик и, главное, применения J-36, неожиданного детища Chengdu Aerospace Corporation (CAC).

Судя по имеющимся фотографиям и видеозаписям, J-36 имеет бесхвостую ромбовидную конструкцию или, попросту говоря, «летающее крыло». J-36 на первых фото был оснащён двумя турбовентиляторными двигателями, но впоследствии появился третий. И вот этот момент заставляет задуматься над многими нюансами.

В остальном, если сравнивать его с CAC (Chengdu Aircraft Corporation) J-20, то J-36 является заметно более крупной платформой.

Некоторые аналитики оценивают длину J-36 примерно в 23 м, а размах крыльев — 19,2 м. Для сравнения, длина J-20 составляет 20,3 м, а размах крыльев — 12,88 м. Таким образом, максимальная взлетная масса (MTOW) J-36 может составлять от 50 до 60 тонн. Зачем истребителю такой вес? Это больше, чем у Су-34, который в целом больше бомбардировщик, нежели истребитель (45 тонн полного взлетного веса), а здесь вроде бы как истребитель… С минимальным взлетным весом, как максимальный у русского бомбардировщика.

Плюс три двигателя. Да, я уже высказывал соображения по поводу того, что третий двигатель — это от того, что два WS-15 просто не могут обеспечить необходимую тягу, но и тут есть моменты, которые вызывают определенные сомнения.

Если верить китайским данным, то двигатели WS-15 развивают мощность 16 000 кгс. Для сравнения, двигатели Су-34, АЛ-31Ф-М1, выдают на максимуме 13 500 кгс. Если не говорить о ресурсе и надежности (что не является сильной стороной китайских двигателей), то WS-15 мощнее, причем изрядно. Но вот вес…

Вообще, даже при таком весе два WS-15 могли бы нормально тащить этот самолет, не будь он заявлен истребителем, который вообще-то должен уметь в маневр. А здесь у нас, увы, такого не наблюдается.


Конфигурация с тремя двигателями очень своеобразна. Возможно, в «Чэнду» ждут, когда появится WS-15, который, как сообщается, обеспечивает как сверхзвуковую скорость, так и большую тягу для улучшения соотношения тяги к весу. Однако стоит отметить, что выбор в пользу трёх двигателей может быть обусловлен не только размерами самолёта, но и необходимостью достижения определённых характеристик в будущем.

По сути, три двигателя позволили бы J-36 вырабатывать значительную электрическую мощность, необходимую для поддержки усовершенствованной авионики, различных датчиков, мощных систем радиоэлектронной борьбы и, возможно, систем самообороны, таких как HEL и/или HPM.

Другими словами, выбор в пользу трёх двигателей связан не столько с сохранением размеров или веса J-36, хотя это можно было бы предположить при традиционном подходе к проектированию, сколько с его ролью в концепции воздушной войны нового поколения, принятой в Китае. В этом контексте J-36 будет служить как узловым элементом, управляющим группой БПЛА, «умными» боеприпасами и другими средствами, так и высокопроизводительным автономным боевым самолётом дальнего радиуса действия. Впрочем, о возможностях J-36 чуть ниже.

Фактически, даже если бы кто-то ограничил J-36 исключительно координационным узлом для управления боевыми формированиями или руководства ими, эффективное использование этого могло бы зависеть от электроники. По сути, для масштабного управления беспилотными летательными аппаратами потребуется огромная вычислительная мощность на борту, а для запуска этого наряду с мощными каналами передачи данных для двусторонней связи потребуется много энергии. Этот набор электроники будет включать в себя не только обработку данных, а также матрицы датчиков или радиостанций, но и необходимые системы охлаждения.

Истребитель вырабатывает электричество с помощью двигателя (или двигателей). Теоретически, возможно, одного или двух двигателей было бы достаточно, если бы платформа выполняла только определённые задачи, например, развёртывание БПЛА. Однако, похоже, что Китай работает над тем, чтобы сделать каждый J-36 по-настоящему универсальной системой, способной выполнять несколько ключевых — и, разумеется, энергозатратных — задач для поддержки БПЛА и небольших пилотируемых самолётов.

Для выполнения этой задачи, возможно, J-36 — или какой-либо его будущий вариант — может быть оснащён двигателем с изменяемым рабочим циклом (VCE). VCE позволяет отдельным турбинам вращаться с разной или изменяемой скоростью, а не с одной фиксированной скоростью для всех. Это может повысить топливную экономичность и лучше удовлетворять другие потребности в энергии, например, для электронных подсистем.

Потенциальная максимальная взлётная масса J-36 может составлять от 50 до 60 тонн, что делает его значительно крупнее традиционных ударных истребителей. Такой большой размер, вероятно, означает значительный запас топлива и большие внутренние отсеки для вооружения, что позволяет использовать его на больших расстояниях и перевозить тяжёлые грузы.

Правда, стоит заметить, что данный набор качеств более присущ бомбардировщику, а не истребителю.


В настоящее время можно только предполагать, каковы будут дальность полёта и грузоподъёмность. Однако можно сделать вывод, что основная цель Китая с точки зрения дальности полёта — возможность охватить первую цепь островов, то есть Японию, Тайвань, Филиппины и Индонезию. Таким образом, можно ожидать, что радиус действия для охвата первой цепи островов — в идеале без дозаправки в воздухе — будет значительным. В свою очередь, использование дальнобойного оружия может помочь J-36 нанести удар по второй островной цепи (то есть по всей Индонезии).

С точки зрения полезной нагрузки, можно ожидать, что внутренний отсек вооружения J-36 будет поддерживать широкий ассортимент боеприпасов, от новых ракет класса «воздух-воздух», таких как сверхдальняя PL-17 с предполагаемой дальностью более 300 км, до высокоточных планирующих бомб и крылатых ракет воздушного базирования.

Опять же, смысл J-36 заключается не в том, чтобы относиться к нему не как к традиционному истребителю, а как к центральному узлу в более широкой системе воздушного боя. Эта система будет включать беспилотные летательные аппараты различных размеров, возможно, включая относительно большие беспилотные летательные аппараты, которые по размерам могут соответствовать небольшим истребителям с экипажем.

Итак, версия 1. Третий двигатель необходим для того, чтобы 60-тонная махина порхала, как Су-35.

Вообще, конечно, смотрится не очень, потому что физика — штука очень упрямая, и маневренные качества J-36 под очень большим сомнением. Дальность и скорость — пожалуй, а вот маневренность — сомнительно.

Версия 2. Третий двигатель нужен не только для того, чтобы нести самолет, но для выработки просто огромного количества электроэнергии для новейших радаров сверхдальнего действия, систем РЭБ и оружия направленной энергии, обеспечения каналов управления БПЛА.

К этой версии тоже можно придраться без особых проблем. И тогда позволяю себе предложить третью версию, пожалуй, самую фантастическую, но имеющую право на жизнь.

Версия 3. Третий двигатель – не то, что есть на самом деле.


И здесь все устраиваются поудобнее, берут попкорн, и мы начинаем. Так вот, третий двигатель — это двигатель, но его работа будет заключаться совсем в другом. И сейчас он представляет собой просто модель, имитирующую настоящий двигатель.

Тут замечу, что то, что нам показали, – прототип. Аппарат, который используется для испытаний, проб и исканий. А то, что будет на выходе, может кардинально отличаться от того, что есть сейчас.

Многие СМИ уже отметили наличие третьего воздухозаборника сверхзвукового формата в верхней части самолета.


С таким вопросом я обратился к ветерану ВАСО, человеку, который немного (32 года стажа) разбирается в постройке самолетов, и он мне сообщил, что идея более чем интересная, видимо, там у китайцев свободного места просто прорва, раз они такое решили сделать, но вообще-то можно было просто пересчитать сечения двух имеющихся воздухозаборников и отвести часть потока на третий двигатель. И это было бы намного проще, что в расчетах, что в металле.

Но нет, китайцам потребовалось третий двигатель снабжать по своей схеме. И здесь у нас родилась мысль: а если третий двигатель будет не турбореактивным, а обычным таким ЖРД? А что, пара «кислород – керосин» давно используется в космических двигателях, от «Союза-2» и до «Фалькона-9», пара неактивная, то есть кислород не так опасен, как некоторые другие окислители типа фтора или амила, позволяет получить высокий удельный импульс около 3500 м/с.

Есть минус, для запуска ЖРД с такими компонентами (кислород и керосин) необходим внешний воспламенитель, действие которого должно быть точно согласовано с подачей компонентов топлива в камеру сгорания. В космической индустрии используются одноразовые электрические или химические пускатели, но в авиацию уже входят плазменные системы зажигания, которые сложнее, но позволяют запускать двигатели на любой высоте.

Кроме того, как раз этот странный воздухозаборник позволит запустить двигатель, а при необходимости перевести питание от емкости с жидким кислородом, когда это будет необходимо, то есть на больших высотах.

А большие размеры J-36 позволят разместить внутри самолета необходимый запас жидкого кислорода. Причем, так как в камеру сгорания он попадает под действием насосов, то и огромное давление, то есть тяжелые толстостенные баки, не требуются.

И в итоге мы получаем самолет с двумя турбореактивным и одним ракетным двигателями.


У любого нормального человека возникнет вопрос: зачем козе баян, она и так веселая? А чтобы было еще веселее.


J-36 сами китайцы характеризовали как прототип самолета, способного прорвать любое ПВО и нанести удар. А как можно прорвать «любое ПВО»? Вариантов, вообще-то, немного.

Можно, используя новейшие технологии, оказаться малозаметным для радаров противника и, пользуясь этим сомнительным, на наш взгляд, качеством, пройти до рубежа нанесения удара. Очень сомнительно, как и вся теория малозаметности.

Можно, используя сверхманевренность, пройти над складками местности, под лучами РЛС. Вариант, которым сегодня на Украине пользуются вовсю. Однако порхающим в 15–20 метрах над землей 60-тонное крыло представляется очень плохо. Физика опять же. Инерцию никто не отменял, и, по нашему общему мнению, такой прорыв рано или поздно будет прерван по причине недостаточной маневренности втыканием в землю.

А можно (и это тоже вариант) пройти НАД всеми «зонтиками» ПВО. На высоте 50–60 км или даже выше.

Возьмем наш прекрасный комплекс С-400. Лучшая его ракета 40Н6Е имеет зону прикрытия по высоте до 30 км. У американского ЗРК «Пэтриот» всё еще хуже – до 20 км. Хорошо, в распоряжении армии и флота США есть комплекс «Стандарт» с его ракетами. Но там даже SIM-6 имеет предел по высоте на уровне 33 км.

Исключение – это SIM-3, застратосферный кинетический перехватчик.


Высотный высокоскоростной лом, если по-простому. Да, эта трехступенчатая ракета способна работать на высотах до 250 км, наводится при помощи своей инфракрасной ГСН и представляет собой очень серьезную разработку. Однако SIM-3 рассчитана на поражение таких целей, как БЧ баллистической ракеты или спутника на орбите, то есть целей, которые не маневрируют, а летят по просчитываемой траектории. Как SIM-3 будет вести себя против активно маневрирующих целей – пока сказать невозможно, таких испытаний не проводилось.

И таких ракет-перехватчиков у США немного. Да и цена на них кусается, от 18 до 24 миллионов долларов за штуку в зависимости от модификации.

Так что если мы берем США (а с Россией у Китая как-то нет повода сойтись в поединке), то там не так уж и много способов отразить такую атаку. И самолет, летящий на высоте 50-60 км, то есть где еще относительно работают крылья, потому что атмосфера еще имеется, на ракетном двигателе, имеет все шансы пройти через любое ПВО. Как вариант — через ПВО АУГ.

Почему АУГ — тоже, думаю, понятно. Китай не кричит на весь мир о том, что США — их враг №1. Китай не отправит свой флот к берегам Америки наводить там порядок. А вот американские корабли, идущие через Тихий океан на помощь Тайваню, — это реально.

В чем вообще смысл такой атаки таким летательным аппаратом? В выборе цели. Баллистическая ракета очень неприятное оружие в том плане, что перехват ее боеголовок весьма непростое занятие. Но любая баллистическая ракета – это оружие работы по координатам. Прохождение через слои атмосферы на конечном отрезке траектории полета БР очень затрудняет работу любой системы наведения, которая могла бы быть размещена в боеголовке. Это плата за ту огромную скорость, с которой снижается боевая часть баллистической ракеты, и к тому же скорость очень сильно отражается на КВО. Снова физика.

Впрочем, работа баллистической ракеты — это отдельная тема, у нас же задача в том, чтобы выяснить, в чем такой самолет может быть более полезен, чем баллистическая или крылатая ракеты.

Работа по крупной движущейся и маневрирующей цели. Такой, как АУГ флота США, идущая на помощь Тайваню. Баллистические ракеты будут не очень эффективны против группы кораблей, идущей на скорости 25 узлов и время от времени делающей противолодочные маневры. Дозвуковые крылатые ракеты умеют сбивать практически все системы ПВО, а сверхзвуковые пока не имеют такого распространения. Более того, удачные сверхзвуковые ракеты типа нашего «Оникса» можно пересчитать по пальцам на одной руке. О гиперзвуковых пока тоже толком нечего сказать.

Тем более, когда мы говорим о китайском самолете и американской ПВО.

Авианосец трудно уничтожить. Защитить еще труднее. И здесь корректируемая бомба, сброшенная с высоты 50 км, — это будет интересно. Ее полетом будет легко управлять и весьма непросто поразить. Небольшой размер, небольшая ЭПР, огромная (а с такой высоты бомба разгонится не так, как блок баллистической ракеты, но весьма прилично) скорость снижения. Но такого перегрева, какой бывает у блоков баллистических ракет, которые падают из космоса, конечно, не будет.

Так что стратосферный ракетоплан с управляемыми бомбами или ракетами (а они тоже неплохо пойдут в дело) – это интересный вариант. Кто-то может сказать, что это «не торт», но вот господин майор Бернхард Йопе, который 9 сентября 1943 года засадил две бомбы «Фриц Х» в итальянский линкор «Рома» и потопивший его, поспорил бы с того света с кем угодно.


Две бомбы весом 1570 кг отправили на дно новейший линкор водоизмещением 46 000 тонн.


Что две такие бомбы сделают с современным кораблем, практически не бронированным по сравнению с кораблями Второй мировой войны, предсказать не сложно.


И у такого самолета-ракетоплана есть еще одно преимущество: он многоразовый. Баллистическая или крылатая ракета – это билет в один конец. Если им дан старт, то всё, или боевой полет, или самоликвидация. А самолет может сменить цель, уйти в другой район, подождать, в конце концов, более выгодного момента для атаки. Летчик с этим справится намного лучше компьютера ракеты.

Да и нет у ракеты таких опций – подождать и подумать.

Баллистическая ракета «Булава» стоит 10 миллионов долларов. «Искандер» — 3 миллиона. Крылатая ракета «Калибр» — 0,5 миллиона долларов. Бомба с лазерным или спутниковым наведением стоит значительно дешевле, а эффективность ее применения в таких условиях может быть и поболее.

Или, как вариант, отсеки для вооружений J-36 могут быть заполнены дронами-убийцами. Уж с этим у Китая полный порядок.

Вариант, конечно, спорный, но имеющий право на жизнь. J-36 – это пока что всего лишь прототип, идея, китайское видение на ударный самолет завтрашнего дня, и изменений может быть более чем достаточно. Путь в тысячу ли, как говорят китайцы, начинается с одного шага.

В общем, теория, конечно, забавная, но имеет право на жизнь.

Как и в случае практически со всей новой военной техникой Китая, представляющей большой интерес, качество и количество снимков и видеороликов, на которых самолет проходит испытания, будут расти по мере того, как работа над J-36 будет продолжаться. Так что мы увидим со временем гораздо больше и в процессе сможем ответить на вопросы о реальных возможностях этого самолета.
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    24 марта 2025 05:19
    Роман,тот же МиГ31 с парой ракет под крыльями запросто достанет эту китайскую поделку. И,вообще то один вопрос, а с какой скоростью летят ракеты комплекса С400?Это я к вашему утверждению что китайский летак вообще несбиваемый, на высоте в 50 километров летать будет вечно,посадка на землю ему не нужна. Эдакий микрокосмолет. Третий воздухозаборник при пологом спуске с большой высоты и большой скоростью быстро перегреется и разрушится. Высота полёта этого самолёта не больше 20 километров. И,вообще это концепт, не самый удачный из за лишнего веса который он носит в виде третьего двигателя. Мала мощность двух основных, не тянут эту бандуру, раз китайцы третий прилепили.
    1. +6
      24 марта 2025 05:41
      Цитата: Бережливый
      тот же МиГ31 с парой ракет под крыльями запросто достанет эту китайскую поделку

      Не достанет. Время работы РДТТ секунды, далее маневр за счет аэродинамических поверхностей, которые на 50 км. работать не будут, ракета будет лететь по прямой мимо цели.

      Цитата: Бережливый
      Третий воздухозаборник при пологом спуске с большой высоты и большой скоростью

      Нет такого числа "большой". J-36 нет необходимости набирать космическую скорость ибо выходить на орбиту ему не нужно, как и забираться на высоту 90 км. как SpaceShipTwo, который ради этого разгоняется "всего то" на 4200 км/ч.
      1. -1
        24 марта 2025 11:55
        Дырокол-вы так уверены что ракеты мимо такой цели полетят?Для зенитной ракеты или ракеты воздух-воздух этот самолёт слишком большая цель, тепло от кно двигателей фиксируется и в инфрокрасном и в ультрафиолетовом режиме приёма сигнала. Так что, при встрече с МИГ31 он будет просто быстро сбит.
        1. +1
          24 марта 2025 16:36
          Цитата: Бережливый
          Дырокол-вы так уверены что ракеты мимо такой цели полетят?Для зенитной ракеты или ракеты воздух-воздух этот самолёт слишком большая цель, тепло от кно двигателей фиксируется и в инфрокрасном и в ультрафиолетовом режиме приёма сигнала. Так что, при встрече с МИГ31 он будет просто быстро сбит.



          Британский журнал "Aerospace" за март выпустил статью о китайском истребителе шестого поколения J-36.

          .В статье были приведены следующие предполагаемые параметры конструкции J-36:

          Размах крыла составляет 19,812 метра, длина самолёта — 22,56 метра, площадь крыла превышает 204,39 квадратных метров.
          Силовая установка включает три турбовентиляторных двигателя тягой 9,98 тонн каждый, с ограниченной возможностью использования форсажных камер.
          По данным о топливе и нагрузке: внутренний запас топлива находится в диапазоне от 22,68 до 24,95 тонн, боевая нагрузка может достигать 9,07 тонн, максимальная взлётная масса составляет 56,7 тонн.


          https://dzen.ru/a/Z96Ck_EaUEf2zlWA
        2. +2
          24 марта 2025 18:08
          вы так уверены что ракеты мимо такой цели полетят?

          Конечно. Ракеты размещённые на МиГ-31 управляются аэродинамическими поверхностями, которые на высоте 50км. бесполезны. Вы знакомы вообще с основами аэродинамики?
    2. 2al
      0
      24 марта 2025 09:31
      На фото несомненно прототип, такого размера воздухозаборник не нужен для ГПРВ или ракетного движка.
      Был английский проект ещё 90-ых годов прошлого тысячелетия в котором ГПРВ космолёта имела закрываемый воздухозаборник с помощью головного обтекателя, кстати в одной из версий предполагалось, что он будет выводиться с помощью системы "Бурлак" - Ту-160+ракетный бустер но требовал модификации бомбоотсека для Ту-160.
      Миг-31/25 по факту крупная и не очень маневренная цель для ударов из Космоса ракетами с ИКГСН.
    3. Комментарий был удален.
    4. +2
      24 марта 2025 13:32
      Цитата: Бережливый
      Высота полёта этого самолёта не больше 20 километров. И,вообще это концепт, не самый удачный из за лишнего веса который он носит в виде третьего двигателя. Мала мощность двух основных, не тянут эту бандуру, раз китайцы третий прилепили.

      Именно так - самолёт слишком крупный для двух имеющихся у китаев двигателей , поэтому поставили третий . Размеры такие нужны для донесения до рубежа атаки ПКР , даже неважно какого типа . Вот и всё . Технология малозаметности ему в помощь , чтоб раньше времени себя не выдать . Так что вероятнее всего это самолёт МРА или в целом ударный самолёт ракетоносец . Сверхзвуковой , но не более . Возможно вообще более 2М не даёт \ не даст . Но при этом приличный боевой радиус и достаточный размерами отсек вооружения для размещения ПКР .
      И не надо натягивать сову на китайский глобус (это к автору сего опуса) , а то у неё попа порвётся , только глобус испачкает .
    5. 0
      24 марта 2025 16:22
      Лично я не верю в то,что КНР смогла создать такой ракетный двигатель.
  2. +2
    24 марта 2025 05:28
    我认为这款型号应当作为战术轰炸机使用,中国直到现在还在使用H6——虽然内部的设备已经完全更新。然而在远程精确火力投送这方面,中国仍然是欠缺的,最新的例子是在2014年向俄罗斯购买的su35。
  3. +4
    24 марта 2025 05:41
    господин майор Бернхард Йопе, который 9 сентября 1943 года засадил две бомбы «Фриц Х» в итальянский линкор «Рома» и потопивший
    Господин майор Бернхард Йопе засадил эти бомбы в линкор с самого обыкновенного носителя, образца Второй МВ
    1. +3
      24 марта 2025 09:34
      Вообще-то не в борт, а в палубу, если верить рапорту покойного))
  4. +6
    24 марта 2025 05:55
    А большие размеры J-36 позволят разместить внутри самолета необходимый запас жидкого кислорода.

    Скорее всего так и есть. НО! Этого кислорода хватит только на скачок на 50 км., далее полет будет инерциальный. РД жидкий кислород кушают без меры, достаточно взглянуть на ракету Электрон, чья масса всего то 12,5 т. и на топливо с окислителем первой ступени приходится 9250 кг. При этом время работы девяти РД всего 155 сек.
    Таким образом по моему применение будет таким: скачок в стратосферу J-36 будет производить только один раз для преодоления ПВО, а вот дальше пуск ракеты и планирование подальше от цели с выключенными двигателями.
    1. +2
      24 марта 2025 07:43
      В принципе да. Су34 ежедневно сбрасывают по 200 умпк на укров, это минимум 50 самолето-вылетов ежедневно. С большой высоты, не пересекая линии фронта, при этом особых технологий малозаметности в нем нет, да и внешняя подвеска не особо располагает...Те не менее никакие Nasams или PAC2 "неба не закрыли", несмотря на свои рекламные характеристики.
      1. +4
        24 марта 2025 10:10
        Цитата: Дмитрий Эон
        В принципе да. Су34 ежедневно сбрасывают по 200 умпк на укров, это минимум 50 самолето-вылетов ежедневно. .


        Урежьте осетра! раз в пять примерно.
        1. 2al
          0
          Вчера, 10:35
          На Украине NATO посчитало УМПК "В сентябре 2024 года их применение достигло пика: за неделю ВКС РФ применили более 900 таких боеприпасов, нанося удары по украинским позициям и создавая бреши в обороне противника." Типа более 100шт в день по всей линии фронта.
  5. +1
    24 марта 2025 06:18
    И все таки, иметь большую фантазию, уметь предсказывать, предугадывать, дело такое, интересное!
    Только по внешнему виду, на взгляд... можно и так, хотя, не редко, а то и часто, наводят тень на плетень, выдают желаемое за действительно!
    Что такое делают в Китае, что они хотят получить, что именно у них получится???
    У них, когдато получалось, что то выдающееся, уникальное, давно правда.... хотят повторить, возможно.
  6. +1
    24 марта 2025 06:23
    Интересно было бы понаблюдать за китайским супервооружением в бою с американцами.
  7. 0
    24 марта 2025 06:35
    Размышления верны, но это скорее ударный самолёт, чем истребитель, 6 поколение это гиперзвук, а эти поделки и на 5 поколение с трудом натягивают, может мы чего-то не знаем, может там будет стоять два ПРД и один ТРДД, время покажет hi
  8. +2
    24 марта 2025 07:25
    У пилотируемой авиации сейчас одна концепция -залез повыше и сбросил нагрузку: планирующую бомбу или ракету. Есть видео где укро МиГ29 сбрасывает 4 SDB, а зелефюрер на днях плакался что РФ применила полторы тысячи штук умпк только за прошедшую неделю, и никакие С300пс или Пэтриот PAC2 этому не мешают. Так что китайский дальний ракето/бомбовоз имеет право на существование. А насчет ЖРД есть сомнения, может третий двигатель это прямоточный СПВРД?
  9. +1
    24 марта 2025 08:00
    я вообще не вижу смысла в этих гибридах, сделать полноценный ракетоплан на отработанных технологиях в чем проблема? зачем эта суета с турбореактивными двигателями? вам жидкого кислорода жалко? никто же не просит вас делать аппарат с выходом на первую космическую скорость и возможностью крутится вокруг земли, сделайте аппарат со скоростью 2-3 км в секунду (8мах) это в 3 раза меньше чем первая космическая скорость, соответственно и жидкого кислорода вам понадобится на порядок меньше чем тому же "Спейс-шатлу" или "Бурану" задача простая вывел его до необходимой скорости на высоту скажем километров 40-50 пусть пролетит километров 500 швырнет планирующую бомбу которая на такой скорости и высоте до Львова долетит, и спокойно вернется обратно...
    1. +2
      24 марта 2025 09:26
      Цитата: Max-1984
      ачем эта суета с турбореактивными двигателями? вам жидкого кислорода жалко?

      Тогда размеры машины будут огромными и встанет вопрос с базированием. А так J-36 можно на обычном аэродроме размещать.
      задача простая вывел его до необходимой скорости на высоту скажем километров 40-50 пусть пролетит километров 500
      а обратно? ТРД и нужны чтобы выйти в район и вернуться обратно.
      1. -2
        24 марта 2025 09:43
        я не спорю что ракетопланы при прочих равных условиях будут иметь меньшую дальность, так как им топливо придется уменьшить на величину окислителя, то-есть где-то раза в 2.5 в зависимости от типа топлива, керосин это или жидкий метан, НО!, ракетоплан выиграет за счет более чистых аэродинамических форм (ему не нужны воздухозаборники) и высоты полета, так как на большей высоте меньше сопротивление, обычному турбореактиву нужен кислород атмосферы количество которого с высотой падает, а ракетоплану атмосфера нужна только для аэродинамических сил которые его поддерживают, поэтому ракетопланы могут летать выше и быстрее, конечно по итогу дальность ракетоплана будет меньше, но если не гонятся за олимпийскими характеристиками по дальности то и она будет вполне приличной, что касается взлета и посадки, то его можно организовать с помощью транспортного самолета типа АН-124, который с одной стороны поднимет его на достаточную высоту, а с другой стороны даст ему некоторую начальную скорость что позволит сэкономить кислород и топливо....
        1. D O
          +1
          24 марта 2025 12:56
          Транспортный самолет + ракетоплан - теоретически это рабочий вариант, но слишком сложный и дорогой.
          Для СВО, где требуется большое количество самолето-вылетов, где взять столько транспортников?
        2. D O
          +2
          24 марта 2025 13:34
          Max-1984, эту идею можно применить к эволюции планирующих бомб.
          Например, Су-34 разгоняется до максимальной высоты и скорости, и с кабрирования сбрасывает планирующую бомбу с мощным РД (твердотельным или жидкостным). Которая разгоняется и достигает высоты 40-60 км, сбрасывает разгонную ступень, и дальше работает как классическая планирующая бомба.
          Зачем здесь высота 40-60 км? Работающий РД легко обнаруживается противником, но на стратосферной высоте такую "гибридную" бомбу трудно будет сбить. Далее, достигнутые высота и скорость позволят пролететь планирующей бомбе существенно большее расстояние чем прямо сброшенной с Су-34.
          Су-34 здесь упомянут для примера. Это может быть другой самолет, например старый МиГ-25, модернизированный в беспилотник.
      2. PPD
        0
        24 марта 2025 22:40
        Даже при одном жрд встанет вопрос остро- что с него скидывать собираетесь?
        Одну фаб 100? Две? И пару фаб 50 в придачу?
        А на большее места хватит вряд ли?
        И зачем козе баян? Зачем затевать все- если даже с натягом одну пкр можно выпустить?
    2. -2
      24 марта 2025 09:36
      Вот - вот, идея ракетоплана отрабатывалась в Союзе и были даже летающие образцы.
  10. +1
    24 марта 2025 08:19
    1.Если меня не подводит память,то китайцы уже "показывали " высотные и скоростные БПЛА-разведчики с ЖРД ! 2. А в самом деле,нафига "козе баян", а китайскому самолёту отдельный ЖРД ? По моему , еще в сороковые годы (2МВ) В Германии пробовали комбинированные (реактивно-ракетные) движки (ТРД+ЖРД) и ставили их на опытные Ме-262... !
  11. -1
    24 марта 2025 09:29
    Поперли пустые слова...
    А ведь все просто.
    Дальнейшее развитие идеи бесхвостных бомберов, как это было у амеров.
  12. 0
    24 марта 2025 09:49
    Наш автор решил составить конкуренцию Петросяну?
  13. +10
    24 марта 2025 10:21
    1) Аэродинамика данного летательного аппарата не подходит для высотных полетов. (Я - аэродинамик).

    2) Это явно бомбардировщик с элементами малозаметности. Большая площадь крыла, три двигателя, усиленные тележки.

    3) Три воздухозаборника бессмысленны. Но на фото у нас - прототип для обкатки технических решений. Нижние воздухозаборники, скорее всего - для подстраховки. Бомбардировщику - самолету не летающему на больших углах атаки - они ни к чему. И плохи с точки зрения малозаметности. Основной и единственный будет сверху.
    1. +1
      24 марта 2025 10:53
      Цитата: Веселов-Поселкин
      Аэродинамика данного летательного аппарата не подходит для высотных полетов
      Когда мы говорим о высотном полете, то слово "аэродинамика" подходит не совсем. Во всяком случае, в понимании классического полета летательного аппарата в атмосфере
      1. +4
        24 марта 2025 11:00
        На фото не гиперзвуковой летательный аппарат.
        Иных вариантов (крейсерского) полета на высотах 40-60 км нет.
  14. +1
    24 марта 2025 12:40
    Вообще-то, трехдвигательная компоновка - это любопытно. Давненько уже не встречалась у боевых самолетов. Китайцы совсем не тупые, если пошли на такую экзотику, значит есть на то, какие-то соображения.
  15. +2
    24 марта 2025 13:41
    Китайский ракетоплан атакует почти из космоса – это вполне реально
    Вообще-то, нет.
    Ни формой корпуса, ни типом двигателей не тянет эта посудина на космоплан. Это просто попытка создать бомбардировщик, более незаметный и более быстрый, чем есть сейчас у китайцев, чтобы отодвинуть границу поражения морских целей до 2-х, может 3-х тысяч километров от побережья. Сейчас так далеко они могут дотянуться только своими "знаменитыми" баллистическими ракетами, но вероятность поражения ими реального авианосца США, а не учебной цели на полигоне, врядли высока.
  16. 0
    24 марта 2025 14:36
    Не получится залезть на 50 км. Даже на 30 вряд ли. И, скажем на 25 км, чтобы не вилять хвостом перед Пэтриотом - очень не надолго, ибо расход топлива на таком режиме будет просто диким. Вообще, все что выше 20 - 22 км - это уже за гранью. Кроме того, в такой размерности цена за один борт будет космической, и рискну предположить, что аварийность при таких режимах тоже. Как бы не хаяли Су-57, а в версии с Ал-51 наверное лучшее, что есть вообще.
  17. -1
    24 марта 2025 19:58
    Проекты такие были,например в 80х Hotol,вот его вид,размеры 63x28x7(h)м. Однако когда Rolls -Royce попыталась начать разработку двухсредного двигателя, оказалось что надо еще очень долго вести только предварительные научные исследования, да и проект получился ....очень недешевый.И его забросили.А внешне этот аппарат совсем не походит на китайца,но он реально расчитывался для космических скоростей по аэродинамике.Так что китаец для космоса по внешнему виду в принципе не подходит.Не его это.
  18. 0
    24 марта 2025 21:12
    Роман! Ты не можешь не радовать критиканов в плане оружия ВМФ. Да и с китайской мудростью нужно быть поточнее. Опять же, отсылая всех к физике, не плохо было бы самому о ней не забывать.
    Но, к делу!
    1. на высоте 50-60 км "крылья не работают". Найди фото наших ЛА при полете на 20 км и ты увидишь, что машины "стоят" на хвосте и поддерживают полет за счет тяги двигла.
    2. нынешние БР не только работают по координатам, но и являются носителями ГЗ ББ и ГЗ КР типа "гляйдер". Пример -- китайская DF-21, 27D. Поэтому утверждение "не легитимно".
    3. немецкая управляемая противокорабельная планирующая бомба "Фриц-Х" по сути была изделием, с ТУ по радиоканалу (методом наведения на цель"трехточка").
    Поскольку это был снаряд с наведением по MCLOS, оператор должен был постоянно держать бомбу в поле зрения (как и в случае с Azon), для помощи оператору в отслеживании снаряда была предусмотрена хвостовая сигнальная ракета, а самолёт управления должен был удерживать курс, что делало невозможным уклонение от обстрела или истребителей.
    Нынешние ПАБ с УМПК -- автономны и "увернуться" от ЗУР не могут: нет оператора! Они еще в мою бытность за милую душу сбивались Кинжалом (мор вариант ТОРа) После команды оператора РЛС -- наблюдаю разделение цели -- ее брали на сопровождение и аккуратненько СБИВАЛИ !
    4. Роман, довожу до сведения: нынешние ПКР могут: а) перенацеливаться в полете; б) барражировать в районе цели, ожидая команду на атаку; в) при промахе заходить на повторную атаку... Так что, нужно лучше учить морскую матчасть!
    5. китайская мудрость гласит:
    Путь в тысячу ли начинается с первого шага - 千里之行,始于足下 .
    Заметь:-- с первого, а не одного!!! yes
    Ну, и по предмету разговора. "Бесхвостка" навряд ли м.б. истребителем 6 поколения или ракетопланом. Согласен с коллегами -- это скорее всего прототяп И-Б для МРА, разрабатываемый под нанесения ударов по АМГ янки. А третий двигун нужен чтобы 60 т в воздухе держались , на этапе ОКР и проверки железа пока не сварганят двиглы помощней.
    АГА.