Смерть К. У. Черненко. Незамеченная дата, или На сломе эпох

18 458 92
Смерть К. У. Черненко. Незамеченная дата, или На сломе эпох
Не столько приветствует, сколько прощается, и кто тогда знал, что с эпохой…


Предпоследний Генсек или Ненаписанная монография


В свете текущих громких событий почти незаметной прошла печальная круглая дата – сорокалетие со дня смерти Константина Устиновича Черненко. Его уход 10 марта 1985-го стал своего рода разломом в новейшей отечественной истории. Поговорим.



Тот мартовский день – не помню уже точно, но, кажется, в плане погоды пасмурный – разделил нашу историю на до и после. Не перестройка – термин, кстати, в обиход Черненко и введенный, – а именно смерть предпоследнего генсека. Последний – это уже именно «после», когда шаг в пропасть был сделан.

На уровне общепринятых представлений Константин Устинович видится неяркой проходной фигурой. Аппаратчик, всю жизнь бывший в партноменклатуре хоть и на важных, но вторых ролях. Его биография в первом приближении выглядит скучной и почти бесцветной на фоне ярких его предшественников во главе государства.

Другое дело, что посвященной Черненко научной монографии не написано. Думаю, она – непременно дело будущего. Ибо когда закончится СВО, утихнет грохот орудий, будут преданы земле все павшие, не останется пропавших без вести, притупится боль от потерь и ослабнет в будущих поколениях жало взаимной ненависти, уйдут в мир иной все действующие лица нынешних военно-политических событий, тогда историки в тиши кабинетов и средь стеллажей с папками архивных документов спокойно примутся искать точку отсчета, приведшую в том числе и к современной трагедии. И не исключено, что таковой станет 10 марта 1985-го.

А пока, уважаемые читатели, позвольте поделиться с вами краткими и, может быть, несколько сумбурными размышлениями касательно указанной даты. Все-таки пройти мимо нее невозможно.

Помню, мне было двенадцать. Жили с мамой в коммуналке, учился я, как и многие мои сверстники, во вторую смену. Утро нередко проводил у друга, семья которого на рубеже 1970-х – 1980-х гг. также мечтала о собственной отдельной квартире. Как правило, фоном работал черно-белый телевизор.

И вот запомнилось: показывали вручение Черненко наград космонавтам. Константин Устинович выглядел больным и говорил с трудом. Я тогда не знал, что у него астма и бóльшую часть времени в должности главы государства он провел в ЦКБ. Помню непрошенную мысль: «Помрет, наверное, скоро».

Поблекшее золото или Затянувшийся век номенклатуры


Не ошибся. Тогда вообще была череда смертей, подводившая естественный итог золотому и явно затянувшемуся веку номенклатуры, о котором, пожалуй, даже не мое, а более старшее поколение вспоминает с ностальгией.

Январь 1982 г. вошел в историю уходом напоминавшего чеховского человека в футляре М.А. Суслова, серая осень осталась в памяти смертью и похоронами Л.И. Брежнева, две зимы 1984-го – Ю.В. Андропова и маршала Д.Ф. Устинова. Еще ранее ушел, на мой взгляд, самый недооцененный политик эпохи А.Н. Косыгин. Помню буквально промелькнувший в программе «Время» краткий некролог о нем. Я впервые услышал его фамилию. Детская память запечатлела ее отчего-то в череде других, более важных для ребенка событий.

Им бы всем, да еще А.А. Громыко с Н.А. Тихоновым, после хрущевской встряски и турбулентности, символам стабильности внутри страны и достигнутого военного паритета с США на международной арене, уйти на заслуженный отдых где-то в середине или ближе к концу 1970-х, проведя прежде ротацию кадров.


1966 г. Лет через десять, полагаю, нужно было ротацию проводить

Думается, тогда здоровье, интеллектуальный багаж, административный и внутрипартийный опыт позволяли им еще принимать взвешенные решения, в том числе и в кадровой политике, а если уж совсем от дел уходить не хотелось, ничто не мешало остаться членами Президиума Верховного Совета, то есть выполнять те же функции, что и отставные министры в дореволюционном Госсовете. Собственно, Громыко при последнем генсеке станет формальным главой государства..

Тогда они еще могли открыть дорогу молодым, разглядеть свою смену в Н.И. Рыжкове, В.И. Воротникове, Е.М. Примакове, В.И. Долгих, В.С. Черномырдине – речь о последнем как о министре-управленце, а не о политике и, тем более, не главе правительства.

Вместо этого — М.С. Горбачев. Притом что, на мой взгляд, Ставрополь стал его естественным потолком, позволявшим ему приносить пользу стране, не выходя за рамки собственной компетенции и таланта. Но именно в 1978-м Михаила Сергеевича переводят в Москву, если не ошибаюсь, по инициативе Ю.В. Андропова.

О причинах этого шага высказываются различные точки зрения, в основном связанные с внутриаппаратной борьбой. Но, мне думается, было бы правильным рассмотреть данный вопрос в совместном исследовании историкам, социологам, психологам и философам с точки зрения влияния феномена старости на принятие сложных политических решений. Под данным углом указанную проблему никто, кажется, не изучал, разве что апелляция к почтенному возрасту советских руководителей иной раз делается при анализе принятия ими решения о вводе войск в Афганистан.

Что касается Горбачева, то в настоящее время, пожалуй, можно утверждать несоответствие масштаба его личности стоявшим перед страной сложным, но решаемым задачам. И неумение им выдвигать на ключевые должности грамотных и компетентных в своей области управленцев – разве что Рыжков стал исключением – обрекали страну на гибель.

К этому добавилась фатальная наивность последнего генсека в сфере внешней политики: шаги по демонтажу ГДР, то есть прелюдии к нашему уходу из Восточной Европы, разрушавшему установленный в Потсдаме баланс сил и интересов; снижение влияния на Кубе, Ближнем и Среднем Востоке – в стратегически важных для безопасности и интересов СССР регионах.

«Энергия» – «Буран» как символ несбывшейся надежды


Еще большее непонимание Горбачев проявил относительно происходящих внутри страны, в особенности на ее окраинах, процессов – сложных, но не патовых для ее будущего, и уж точно не предрешавших распад.

Больше того, не отрицая комплекса серьезных проблем, стоявших перед советским руководством, замечу: кризисные явления в любом государстве носят системный характер и затрагивают все сферы жизни, в том числе и связанные с развитием фундаментальной науки.

Разве что искусство и гуманитарная область представляют собой исключения; скажем, расцвет греческой философии в лице Сократа, Платона и Аристотеля пришелся на кризис полисной системы, усугубленный Пелопонесской войной и последовавшей потерей независимости вследствие македонского вторжения.

Но именно фундаментальная наука была сильной стороной СССР и своего рода ее визитной карточкой, речь прежде всего о космонавтике. В свою очередь, советский научный потенциал немыслим без добротного среднего и высшего образования, квалифицированных административных и преподавательских кадров, а также функционирования социальных лифтов, когда парень или девушка из, допустим, якутской деревни или камчатского поселка, соответствующим образом и без репетиторов подготовившись, могли поступить не только в региональные вузы, но и в МГУ.


Советские школьники

Одним из наиболее ярких свидетельств эффективности советской науки и системы образования в целом стала реализация опередившей свое время космической программы «Энергия» – «Буран».

Прошу специалистов в комментариях меня поправить, если ошибаюсь, но как-то прочитал, что на современном этапе ни уровень отечественной науки, ни производственная база России не позволят воссоздать проект.

С базой всё понятно – разрушенные экономические связи убитой в Беловежской пуще страны, да и с финансовой точки зрения, кто спорит, проект оказался чрезмерно дорогой. Недаром даже более богатые американцы отказались от программы «Спейс Шаттл» в пользу более рентабельной МКС.


В продолжение предыдущей фотографии: будущие советские физики и лирики

А вот то, что фундаментальная наука столь серьезно просела в постсоветский период, вызывает опасения за будущее, особенно в свете текущих событий.

Но, повторю, «Энергия» – «Буран» – свидетельство прогресса Советского Союза, показатель его научной и промышленной мощи, высокого уровня образования и способных обеспечить его эффективность управленческих структур. Соответственно, отпущенный историей потенциал для развития СССР не был исчерпан, а кризисные явления в той же экономике – преодолимы. И раз система образования успешно интегрировала кадры в фундаментальную науку, значит, она могла обеспечить ими и аппарат управления. Нужно было только вовремя предоставить им власть.


Опередившая время программа, ставшая символом СССР как научной цивилизации

Речь о квалифицированных кадрах, способных предложить стране нечто большее, нежели горбачевско-яковлевская демагогия, бакатинский дилетантизм, ельцинский развал и козыревское низкопоклонство перед Западом, приправленное солженицынщиной. К слову и чуть в сторону: что делает вермонтский затворник в школьной программе? Патриотизму учит? И какому, господин министр Кравцов?

Сейчас можно только предполагать сценарий развития СССР, приди во второй половине 1970-х к власти управленцы из второго – третьего эшелонов партноменклатуры, выдвинутые тогда еще советскими мастодонтами, но вовремя не сошедшими с политической сцены и перешагнувшими рубеж 1980 г. дряхлыми стариками. И большой вопрос: способны ли они были принимать отвечающие интересам страны решения?

Достойны продвижения наверх были и директора некоторых предприятий. Думаю, много пользы стране принес бы возглавлявший Казанский авиационный завод Виталий Егорович Копылов, не выдержавший горбачевско-ельцинского развала.

Да и если брать фамилии из тех, что на слуху, Л.М. Кучма – не лезь он в политику, а займи со временем должность главы Министерства общего машиностроения, то, глядишь, пользу СССР принес бы.

В целом, думаю, что следствием своевременной ротации кадров в высших эшелонах власти стало бы что-то вроде повторения косыгинской реформы, но с учетом работы над ошибками и понимания социоэкономических реалий.

Вместо этого после Черненко во власть пришли случайные, наряду с Горбачевым, люди, вроде В.С. Павлова, Г.И. Янаева. Я не говорю, что это бесталанные управленцы, но точно оказавшиеся не на своем месте. Этажом ниже в номенклатуре от них было бы больше толку.

Да, оба последних в августе 1991-го попытались спасти СССР, но какими-то полумерами. Работавший в Москве друг мне рассказывал потом, что, увидев, как в первый день ГКЧП введенная в столицу бронетехника останавливается на красный сигнал светофора, понял неизбежность провала.

Примечательно, что при Горбачеве повторилась ситуация семидесятилетней давности, когда в политику, а позже и непосредственно к власти пришли не профессиональные управленцы, а не имеющие соответствующего опыта интеллигенты.

На руинах Российской империи, скажем, это был П.Н. Милюков, в позднем СССР начал политическую карьеру Р.И. Хасбулатов. Обоим надо было наукой заниматься, а не в политику лезть, которая — искусство возможного, а не трибуна для демагогических выступлений.

А дальше стало только хуже, особенно на окраинах: А. Эльчибей, З. Гамсахурдиа, В. Шушкевич. Случайные некомпетентные люди во власти ничего хорошего принести своим странам не могут, какими бы при этом они ни руководствовались побуждениями.

Об этом свидетельствует короткая, но имевшая для народа только негативные, а порой и трагические, особенно в отношении Грузии, последствия карьера названных деятелей.

После провала ГКЧП гибель страны стала почти неизбежной. Распад же любой империи, всегда представляющей собой мультикультурное пространство, сцементированное сильной властью центра, порождает кровь, ненависть и борьбу региональных элит. В рухнувших империях – и Российской, и Советской – делить было что: и производственные мощности, и склады с вооружением. Разве что наука оказалась никому не нужна. Наполненная трагическим символизмом судьба «Бурана» – яркое тому свидетельство.


Реквием не только по уникальной, пусть нерентабельной, космической программе, но по стране и ее научному достоянию – тоже уникальному

А всего прошло шесть лет со дня смерти Черненко – последнего символа стабильности и слишком – трагически слишком – затянувшегося золотого века номенклатуры.

Реквием по эпохе


И еще вот о чем хотел бы сказать в качестве своего рода приложения к статье. На мой взгляд, наиболее ярко разлом отразился в наиважнейшем из всех искусств. Последние фильмы советской, несправедливо обозванной застойной, эпохи, такие как «Чучело», «Валентин и Валентина», «Без свидетелей», — да, уже о проблемах; даже любимые мною новогодние «Чародеи» о них же: о рентабельности деятельности некоторых НИИ.

Но эти картины добротно сняты и, в особенности «Без свидетелей», представляют собой произведения искусства. Потом начнется спад, и снимавшие шедевры режиссеры примутся выдавать на-гора если и не чернуху, вроде «Небес обетованных», то либо низкопробные фильмы, наподобие «Урга — территория любви», либо явно переоцененное «Покаяние».

Это ли не показатель разлома в эпохах – разлома, который будущим поколениям предстоит еще осмыслить.
92 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    22 марта 2025 04:19
    Автор забыл отменить главную причину развала ссср....смена политтческого строя...и стержень этого - средства производства в частных руках....
    1. -2
      22 марта 2025 09:00
      Цитата: moneron
      Автор забыл отменить главную причину развала ссср.

      главная причина-исчезновение легкодоступных людских и материальных ресурсов-иссяк ручеёк дешевой рабочей силы из русской деревни, намного дороже добыча ископаемых и пр.

      Черненко известен одним-он единственный из генсеков, чьи потомки живут на РОдине.:
      потомки Сталина, Хрущева, Брежнева, Андропова, Горбачева прекрасно прижились на Западе.
      Чему они учили нас и чему-своих детей....
      1. -18
        22 марта 2025 09:27
        О ,очередное трусливое оправдание захвата СССР его врагами с целью своего обогащения за счет ограбления страны и народа .
    2. -1
      28 апреля 2025 21:48
      Только надо заметить, что к концу восьмидесятых страна пришла и износом основных производственных мощностей под 90%. Это означает, что за последние двадцать лет до этих событий в производство страна НИЧЕГО не вкладывала. И это является ОСНОВНОЙ причиной, почему оборудование заводов по всей стране массово шло на металлолом. Технологическое отставание и так никуда не девалось, но к нему еще прибавилось то, что оборудование стало натуральной рухлядью.
      Замечу, что в государственных руках тот же аэропорт Домодедово был натуральной избушкой размером со стандартные аэропорты по всей стране с одним залом. И у государства денег не то, что на его реконструкцию, просто на работу не было.
      Магнитогорский Металлургический Комбинат на момент приватизации имел износ основных производственных мощностей 95%. За десять лет было ПОЛНОСТЬЮ перестроено производство, построены и модернизированы разливка и прокат. И это не за счет государства. Государство тут абсолютно было несостоятельно.

      Когда ни разу не были на производстве, легко мечтать о мощи государства. Но ложь это все. Развал СССР это прямое следствие глубинной несостоятельности этого строя.
  2. +5
    22 марта 2025 04:36
    Сейчас мы повторяем ту же ошибку, приведшую к развалу ссср. Отрицательная селекция руководящих кадров...наверх прорываются не талантливые, а люди , явно демонстрирующие верноподданические чуасва...часто, не имеющие вообще никаких компетенций в курируемой ими сфере...ленинский принцип "любая домохозяйка может руководить государством" В действии. Это нам явно грозит очередным чудовищным застоем...все у нас опять зеркально повторяется....явно быстро стареющий президент со своим несменяемым ближним политбюро. Отдельные представители сво получают должности где то на задворках страны. Молодых, свежих лиц на российском олимпе нет...нет прорывных идей для страны...нет российских илонов масков. А может они есть? Только их наверх не пускают?
    1. -8
      22 марта 2025 04:45
      Цитата: moneron
      нет российских илонов масков
      Откуда они возьмутся, если из Кремля приходят указания, когда и кому сеять, а когда убирать wink
      1. +3
        23 марта 2025 11:52
        Цитата: Голландец Михель
        Цитата: moneron
        нет российских илонов масков
        Откуда они возьмутся, если из Кремля приходят указания, когда и кому сеять, а когда убирать wink

        Вы с СССР спутали?Ну так включите "Вечный зов" - там хорошо показано что где, когда и что кому сеять......
    2. +22
      22 марта 2025 05:51
      Цитата: moneron
      ...ленинский принцип "любая домохозяйка может руководить государством" В действии

      Мдя. Ленинские работы Вам не довелось, не то что конспектировать но и читать.
      "Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники."
      1. +2
        22 марта 2025 18:24
        не конспектировали видать первоисточники!
  3. +4
    22 марта 2025 05:05
    Помню начало 70 х годов.Переехали в отдельную трех комнатную квартиру. Работал цветной телек, старый холодильник, и никто даже не предпагал, что это - роскошь.

    И нечего здесь трясти бутафорскими лохмотьями....
  4. +8
    22 марта 2025 05:14
    Новые взгляды на время дряхлеющих партийных боссов?
    А никто не заставлял их сидеть на постах до самой смерти. Сегодня мы видим повторение пройденного, когда дряхлеющих «деятелей» никакими способами невозможно отогнать от кормушки. И результатов «высоких помыслов» не наблюдается, и новых идей не замечено, и независимого развития не видно, а руки всё тянутся то к скипетру, то к державе...
    Может быть пора уже внести в Конституцию поправку о предельном возрасте на государственной службе в 70 лет? Чтобы в управление страной вливалась свежая кровь, та которая сегодня проливается за её независимость...
    1. +2
      22 марта 2025 05:25
      Брежнев-76 лет,
      Андропов-69 лет, Черненко-73 г

      Как говорится "самый расцвет для политика".

      Но любопытно, что пошли они все друг за другом. И одновременно ещё и министры обороны Варшавского договора.

      Лучше старый конь, чем молодой предатель.
      1. +4
        22 марта 2025 08:44
        Цитата: sidorov
        Как говорится "самый расцвет для политика".

        Что-то у нас политиков быстро выделили в отдельную касту. Физиологию человека никто со счетов не сбрасывал. Вы тут пишите:
        Цитата: sidorov
        Лучше старый конь, чем молодой предатель.

        Только народная мудрость гласит:
        «Старый конь борозды не испортит, но и глубоко не вспашет»
        И означает сие, что пожилой или опытный человек вряд ли полностью провалит поставленную задачу благодаря своему опыту. Однако не факт, что ему хватит сил и задора, чтобы справиться с делом идеально.
        Также пословица может указывать на то, что любой старый человек или животное с возрастом не теряют навыков, приобретённых в течение жизни, но, в силу своего возраста, могут выполнять эти навыки некачественно.
        Цитата: Голландец Михель
        Моему бате 83 года. Давление как у космонавта, ни разу в жизни ничем не болел, если не считать насморка.

        Именно поэтому поправка о продлении срока пребывания на государственной службе должна заключаться в определении медицинской комиссии этих самых возможностей пребывания.
        Цитата: Голландец Михель
        Только управлять страной он не сможет, ибо всю жизнь проработал шофером

        А у нас никто не рождается с серебряной ложкой в заднице. И президентами и министрами сразу в 49 лет не становятся, потому что его кто-то порекомендовал. Но не это главное. Есть объективная оценка деятельности чиновника. Простите меня, но не могу понять почему нет замены таким «старожилам», как Матвиенко, Зорькин и т.д. А некоторые и в более молодом возрасте не нашли себя ни в управлении, ни в безопасности.
        1. +7
          22 марта 2025 09:27
          Короля играет свита.Если "король" не смог или не захотел найти своего "Ришелье", значит и король не на своём месте...
          1. -2
            22 марта 2025 09:31
            Король безумно боится малейшей альтернативы себе для народа среди своих "бояр ". Вот и подбирает себе только "плохих бояр ".
            1. +4
              22 марта 2025 09:34
              Что-то я не припоминаю,чтобы кто-то жил и правил вечно.В принципе основы для перехвата власти в СССР теми,кто устроил в 90-е капитализм были заложены в начале 80-х.
              А потом просто пошла обработка населения.
              1. -11
                22 марта 2025 09:46
                Ни один из врагов СССР ,накидавших кучу лжи и трусливых бредней о уничтожении СССР ,так и не оказался способен доказать -как без их "Освободителя " Горбачева мог бы быть уничтожен СССР ,а его территория захвачена врагам коммунистов и СССР ,создавших на ней свои отдельные антисоветско-русофобские Государства .
                1. +6
                  22 марта 2025 10:13
                  Доктора, доктора скорее!!!
      2. +3
        22 марта 2025 13:08
        Лучше старый конь, чем молодой предатель.
        ¨


        Только как выросший в деревне скажу, что любой крестьянин с удовольствием бы обменял старого коня, которому не много осталось на молодого здорового жеребца.
        Если взять другие области, спорт, искусство, науку, инженерию и т.д, крайне сложно найти пример что бы человек за 70 мог эффективно конкурировать с тему кому от 30-до 50, как правило великие ученые, писатели, режиссёры, инженеры выдавали свои лучшие работы, труды до 60 лет. Ну ладно можно сказать условный бокс это прежде всего про физическую форму, но возьмём шахматы, мыслительный процесс, но найдите там чемпионов за 60 лет?
        И в политике все тоже самое, не возможно в 70 лет иметь такую же концентрацию, работоспособность, гибкость ума как в 40-50 лет, как по мне кроме того что бы была жесткая ротация условна два срока по пять лет, так и еще должен быть верхний возраст на высшие должности, не старше 70 лет.
        1. -3
          22 марта 2025 13:29
          Цитата: Oldrover
          Лучше старый конь, чем молодой предатель.
          ¨


          Только как выросший в деревне скажу, что любой крестьянин с удовольствием бы обменял старого коня, которому не много осталось на молодого здорового жеребца.
          Если взять другие области, спорт, искусство, науку, инженерию и т.д, , но найдите там чемпионов за 60 лет?
          И в политике все тоже самое, не возможно в 70 лет иметь такую....
          И что, молодой предатель лучше? В политике действующие руководители за 70-нередкое дело. Примеры-указать? Политик организатор, авторитетный человек, а не гроссмейстер и не чемпион. ! Это издревле понимали народы.
          Насчёт деребца и крестьянина.. То-то и оно. Ибо Яфет власть имеет, Сим молитву деет, а Хаму требуется хлеба сеять.И в 70 лет он никуда не годен.

          Руководитель страны работает головой, а не той частью, которой работает жеребец.
          1. +3
            22 марта 2025 13:57
            И что, молодой предатель лучше?

            У вас смешалось в кучи кони люди) Горбачев не был предателем, он был не компетентным на ту должность, на которую его выдвинули и то время когда его выдвинули.
            Но у вас логическая ошибка тут не стояло выбора кто лучше Горбачев или Черненко, Черненко умер.

            В политике действующие руководители за 70-нередкое дело. Примеры-указать? Политик организатор, авторитетный человек, а не гроссмейстер и не чемпион. ! Это издревле понимали народы.


            Ну когда то и рабство было и человеческие жертвоприношения, то что сидят старцы на верху, не значит, что это хорошо, все старцы являются людьми причем уже больными и старыми и они больше царствуют чем правят, а правит их свита. Или свита манипулирует таким правителем, что Путин, Сталин, да хоть Байден получали (получают) картину мира от своего окружения, чем старее становились, тем больше полагались на свое окружение и больше делегировали задач своему окружению, а потом начинается что у Сталина три наркома НКВД оказались шпионами и предателями, а у Путина его постоянно обманывают.


            Руководитель страны работает головой, а не той частью, которой работает жеребец.


            С дряхлым телом и голова не особо работает.
            1. -2
              23 марта 2025 03:15
              С дряхлым телом и голова не особо работает.

              Потрясающая беспросветная чушь!!! Вы на Китайское руководство посмотрите исторически, на состав Политбюро. Чжоу Эн Лай, День Сяо Пинь, Си Цзи Пинь …. Хо Ши Мин… Генерал Во Нгуен Зап… Школы Сталинских Академиков… тот-же Трамп… В Политбюро Китая избирают не моложе 60 лет.

              Потому что мудрость приходит только в жизненном опыте борьбы в решениях проблем. Старость в Китае, Корее, Японии, Вьетнаме, Сингапуре, Малайзии…уважается и считается необходимым условием мудрости…
              как в первый день ГКЧП введенная в столицу бронетехника останавливается на красный сигнал светофора, понял неизбежность провала.
              …. А студент перед танком на Тяньаньминской площади - метафора тех демонстраций. Только в 1991 годы это закончилось Беловежской Пущей, а в Китае при мудром День Сяо Пине не во власти, но как Мудром Старце - кровавым разгоном студенческих демонстраций, в Июне 1989, кстати после приснопамятного «…Горби, Горби…» визита Горбачева 15 Мая.

              Воля применить силу основывается на уверенности в правоте ее применения, не в праве на ее использование. В Китае она несомненно есть и была, в СССР…. ее несомненно не было после птенцов Горбачева.

              Понятие времени в Китае - это источник мудрости! Чжоу Жн Лая, франкофила,, спросили о роли Французской Революции как выражения Эпохи Просвящения - на что он ответил «… еще рано говорить об этом, может быть через пару столетий…»
              1. 0
                23 марта 2025 09:50
                Потрясающая беспросветная чушь!!! Вы на Китайское руководство посмотрите исторически, на состав Политбюро. Чжоу Эн Лай, День Сяо Пинь, Си Цзи Пинь …. Хо Ши Мин… Генерал Во Нгуен Зап… Школы Сталинских Академиков… тот-же Трамп… В Политбюро Китая избирают не моложе 60 лет.


                Вы просто физиологию что ли поизучайте, вы спорите с очевидным, физические, умственные, гибкость ума и пр способности в 40-50 выше чем в 60-70.
                То что политики за 70 это недостаток нашего общества, но в целом понятно почему так, люди прошли адскую конкуренцию и очень не хотят в 60 лет уходить из своей "зоны комфорта".

                Потому что мудрость приходит только в жизненном опыте борьбы в решениях проблем. Старость в Китае, Корее, Японии, Вьетнаме, Сингапуре, Малайзии…уважается и считается необходимым условием мудрости…


                Это к чему? Старость безусловно нужно уважать, но повторюсь физиология такая же беспощадная как гравитация.
    2. +5
      22 марта 2025 05:33
      Цитата: yuriy55
      Может быть пора уже внести в Конституцию поправку о предельном возрасте на государственной службе в 70 лет?
      Моему бате 83 года. Давление как у космонавта, ни разу в жизни ничем не болел, если не считать насморка. Целый день работает в огороде, не разгибая спины. Если его поставить во главе государства, то он точно так же, на износ, будет работать и в кабинете, управляя страной. Только управлять страной он не сможет, ибо всю жизнь проработал шофером, и в таких делах у него попросту нет опыта. Это я к тому, что возраст здесь совершенно ни причем, главное здоровье, которого у наших генсеков просто не было. Ли Куан Ю, бессменный глава Сингапура, правивший страной до 91 года не даст соврать wink
      1. +3
        22 марта 2025 09:11
        Все зависит от головы , не от возраста . Некоторые старики своим умом и опытом могут молодых оставить далеко позади . Надо только трезво думать и не отрываться от жизни , и всегда понимать , жизнь бывает не только наверху , и маленькие люди живут . А о них то часто завывают власть имущие . А Горбачев принес бы больше пользы , если бы оставался за штурвалом комбайна . А вашему бате Голландец здоровья .
        1. +1
          23 марта 2025 01:29
          Все зависит от головы , не от возраста . Некоторые старики своим умом и опытом могут молодых оставить далеко позади


          В том то и дело что некоторые старики некоторых молодых, но самый лучший из стариков проиграет самому лучшему из молодых, такова уж наша природа и физиология.
    3. -1
      22 марта 2025 08:04
      Нынешний,скорее всего,тоже будет сидеть до самого финиша.Это уже болезнь такая и маразм.
      Стране ничего хорошего уже не принесет.
      1. +1
        22 марта 2025 10:28
        Это уже болезнь такая и маразм.


        Почему уже, за последние сто лет только Ельцин добровольно (по крайней мере официально) ушел из власти и не стал сидеть до смерти, хотя мог он ушёл в 1999, а умер в 2007, до него либо сидели до смерти, либо смешали разными способами.
        1. +2
          22 марта 2025 11:01
          Цитата: Oldrover
          Почему уже, за последние сто лет только Ельцин добровольно (по крайней мере официально) ушел из власти
          Потому что он уже был совершеннейшей развалиной. И если бы не болезнь, то его из Кремля и палкой бы никто не выгнал
          1. 0
            22 марта 2025 11:39
            Не небыл, по крайней мере как минимум был не хуже Черненко на посту генсека и после отставки прожил еще семь лет. Или Брежнев не был развалиной в 80 году? Да и Сталин последние годы жизни не блистал здоровьем.
            1. +1
              22 марта 2025 14:29
              Цитата: Oldrover
              Или Брежнев не был развалиной в 80 году?
              Был и Брежнев. Но СССР был уже сложившимся государством, где существовала преемственность власти. Брежнев был всего лишь символом, хотя ему надо было и уходить. А вот в случае с Алкашом ничего такого не было, ибо после его смерти мог бы начаться кровавый делёж власти
              1. +2
                22 марта 2025 15:30
                где существовала преемственность власти.


                Это где в СССР такое существовало? Разве Хрущев пришел по этой самой преемственности власти? Или Андропов с Черненко?
                1. +1
                  22 марта 2025 20:01
                  Цитата: Oldrover
                  Это где в СССР такое существовало? Разве Хрущев пришел по этой самой преемственности власти? Или Андропов с Черненко?
                  В отличие от демократических государств, где руководители страны приходят к власти в результате выборов, у нас эта власть переходит от одного человека из узкой группы к другому. В нашем случае - это Политбюро. И Хрущев, и Брежнев, и Андропов с Черненко и Горбачевым в результате никому не видимой "схватки под ковром" стали у руля государства. Ещё раз подчёркиваю, именно из узкого круга Политбюро. А вовсе не из оппозиции или каких-либо, не дай бог, партизан. А вот в случае с Ельциным бы такого не произошло, поэтому ему был подобран преемник
  5. +6
    22 марта 2025 06:30
    Цитата: moneron
    ...наверх прорываются...


    Вот эта фраза, возможно, и является ключевой. Кто нужен наверху? Умный? Честный? Энергичный? Образованный?
    Хорошо бы идеальный. Для всех.
    А как и кто выберет лучшего? Да никак.
    В лидеры прорываются, проползают или назначаются.
    1. 0
      22 марта 2025 10:31
      Цитата: Fangaro
      Кто нужен наверху? Умный? Честный? Энергичный? Образованный?

      Мой (+) - за ваши вопросы.
      Вы знаете какого правителя желает видеть большинство граждан нашей страны? Они хотят видеть энергичного, волевого, мудрого человека, который не бросает слов на ветер.
      Сегодня, как и раньше, наверху собираются те, кто умеет пресмыкаться и угождать всем без изъятья. И самый главный принцип, которого должен придерживаться правитель - выполнение закона обязательно для всех. Не бывает справедливости, когда власть живёт по своим правилам, а населению диктует другие...
      stop И ещё. Коли ты подписался под двумя сроками - исполняй! Или прими поправку, что количество сроков президентства может быть ограничено только волей избирателя. Так будет честно. И выборы не должны содержать разных лазеек для фальсификации.
    2. +1
      23 марта 2025 16:37
      Цитата: Fangaro
      В лидеры прорываются, проползают или назначаются.

      Знаете, некоторые руководящие должности не позволяют почивать на лаврах после их достижения. Просто прорвавшись или проползя туда не получится дальше работать. Должность -- это не золотая медаль на чемпионате, а тяжёлый труд и большая ответственность.
  6. +4
    22 марта 2025 06:42
    Цитата: yuriy55
    ... Может быть пора уже внести в Конституцию поправку о ...


    Каменщикам, сварщикам, разнорабочим и строителям позволили работать дольше. А управленцам высшего звена и представителям интересов населения ограничить?
    Так это же дискриминация будет. /s
    1. 0
      22 марта 2025 17:26
      Цитата: Fangaro
      Каменщикам, сварщикам, разнорабочим и строителям позволили работать дольше. А управленцам высшего звена и представителям интересов населения ограничить?
      Так это же дискриминация будет. /s
      Ничего, они смогут тоже дальше работать каменщиками, сварщиками, разнорабочими и строителями. Никакой дискриминации.
      1. 0
        27 апреля 2025 19:13
        Это ОНИ-то? Посмотрю я на такого "сварщика"...
  7. -7
    22 марта 2025 08:54
    От чего ушли -к тому и пришли ,возраст чиновников в высших эшелонах власти ,в основном -70+ ,и они будут сидеть на своих должностях до своих "пышных похорон ". Но враги СССР , как всегда ,"ни при чем ", это ж всё советские коммунисты и чекисты виноваты .
  8. +4
    22 марта 2025 09:24
    Социальные лифты? Уже тогда было заявление: "Сын министра должен быть министром!"
    Уже тогда в МГИМО простому парню из глубинки путь был закрыт. Будь ты трижды краснодипломником....Потому как все места были заняты "сынками" и "внучками" партийных бонз из КПСС.
    1. +1
      22 марта 2025 11:27
      Уже тогда в МГИМО простому парню из глубинки путь был закрыт.
      А кем были советские дипломаты, похищенные в Бейруте в 1985 году? Неужели сыновья высокопоставленных чиновников? Тот, которого тогда убили, поступал в МГИМО после армии.
      1. +5
        22 марта 2025 14:02
        Дети шахтёров и доярок?Или райкомогоркомовских деятелей? Был знаком с зам.командира Таманской дивизии, его сын с четвёртого раза,с золотой медалью, еле поступил и то,только потому, что отец тайком помог по своим каналам.А "абитуриенты" сплошные "детишки и "внучата" разных деятелей партхозноменклатуры.
        1. +1
          22 марта 2025 14:09
          Был знаком с зам.командира Таманской дивизии
          придворные дивизии (Таманская и Кантемировская) покрыли себя несмываемым позором за осень 1993. Ну а как Кантемировцы воевали в СВО - все видели. Бросали исправные Т-90 и драпали.
          1. +1
            22 марта 2025 20:12
            Извините, Ваше Высокопревосходительство,но не в тему абсолютно...
            И насчёт осени 1993-го,когда две банды делили власть и имущество, и насчёт СВО...
            1. -1
              22 марта 2025 20:55
              Ну почему же, Ваша Светлость. Возможно, Вы слишком молоды, чтобы помнить события осени 1993, только это может объяснить подобное "хатаскрайничание" с Вашей стороны. А я там участвовал на стороне Верховного Совета. А Т-90 после отступления из-под Балаклеи в 2022 сначала показали шумеры, а потом наши его не то отбили, не то уничтожили в 2023, Colonel Cassad показывал кадры.
              1. 0
                23 марта 2025 12:10
                Значит один из участников одной из банд,которые делили власть, имущество и деньги СССР? Банда Ельцина-Гайдара и Ко против Банды Хасбулатова-Руцкого и Ко...Проиграли россияне...
                А по поводу танков, то ты в том танке сидел и знаешь всё как было?
                Кстати, танк показали стоящим и заглушенным.
                1. -1
                  23 марта 2025 12:23
                  Значит один из участников одной из банд,которые делили власть, имущество и деньги СССР? Банда Ельцина-Гайдара и Ко против Банды Хасбулатова-Руцкого и Ко...Проиграли россияне...
                  Не ответил про свой возраст. Похоже, жертва ЕГЭ. Да, была попытка не допустить переход страны под власть олигархов, кстати, назови олигархов в составе ВС. "Стоящий и заглушенный танк" потом выставили в Киеве, потом он воевал против нас, пока не подбили. Его результаты - на совести кантемировцев.
                  1. -1
                    23 марта 2025 13:05
                    Через месяц будет 62...Устроит?
                    По поводу октября 1993-го...Две банды разбойников решали,кто из них главнее и кто имеет право грабить российского мужика...
                    А насчёт танка,то тебя там не было, а то ты бы полВСУ руками голыми бы передушил,не так ли?
                    Там техники много пооставляли...По причине разных поломок.
                    В т.ч.и танков.
                    Если ты обижен на кантемировцев,выпей мочи и закуси г...Полегчает!
                    1. -1
                      23 марта 2025 14:25
                      Через месяц будет 62...Устроит?
                      Да, иной раз старость приходит одна, без мудрости - раз уж до сих пор не понял, что это был последний шанс предотвратить разрушение страны. Позиция "моя хата с краю, чума на оба ваших дома". До эпохи ЕГЭ не слишком размышляющие тоже были. Похоже, служил (или прислуживал) в придворной дивизии, раз так об имидже её заботишься.
                      Если ты обижен на кантемировцев,выпей мочи и закуси г...Полегчает!
                      Проверял, помогает?
                      В кастрюле ещё не прыгаешь (судя по последнему комменту)? Железобетонный аргумент навалил!
                      1. 0
                        23 марта 2025 14:52
                        Да вы её уже разрушили,страну...А тебя грызет обида,что твоя банда проиграла банде Ельцина. А по мне,так что ваша,что та,обе банды, которые решали свои шкурные вопросы.И самым первым из них был: "Кто будет грабить страну,чья банда?"
                        А старт грабежу уже дали,когда ВС РФ дал карт-бланш Гайдару и Чубайсу.
                        Служил,но не в этой дивизии и даже не в сухопутных войсках.
    2. ANB
      -1
      22 марта 2025 13:37
      . Уже тогда в МГИМО простому парню из глубинки путь был закрыт.

      У меня дядя закончил МГИМО и работает дипломатом. Связей не было. С первого раза не поступил, специально пошел а армию (попал в стройбат по зрению, а мог вообще не служить). И по льготе поступил.
      1. +2
        22 марта 2025 13:58
        Сказки Венского леса...Мой дядя самых честных правил...
      2. +1
        23 марта 2025 19:45
        В МГИМО в советские времена принимали документы от абитуры только с письменной рекомендацией обкома/ЦК союзной республики ВЛКСМ. У чела с улицы документы бы просто не приняли. Возможно у Вашего дяди было направление от какой-то армейской организации ВЛКСМ достаточно высокого уровня. Ну а как и почему люди получали такие рекомендации - отдельная тема.
    3. +2
      23 марта 2025 16:45
      Цитата: Grencer81
      Социальные лифты?

      Цитата: Grencer81
      Уже тогда в МГИМО простому парню из глубинки путь был закрыт.

      Не знаю за МГИМО, а в ЛГУ на юрфак моя сестра поступила на раз-два. Дочь слесаря из провинции.
      1. +1
        26 апреля 2025 10:35
        Моя знакомая в конце 60-х трижды ломилась в МГИМО. Её папа - не последний чин в курском КГБ устроил ей направление. Трижды сдавала экзамены на отлично. Но после экзаменов там существовало еще и собеседование с поступающим. И трижды ей сообщали: "Вы не прошли собеседование". Без объяснения причин. Всё.
        1. 0
          26 апреля 2025 10:52
          Да, профотбор -- важный элемент для заключения о зачислении на курс. Не только экзамены и золотые медали важны. Видно, что-то комиссия разглядела подозрительное в Вашей знакомой. Так бывает. hi
          1. +1
            26 апреля 2025 10:53
            Что-то в рентгене не понравилось...(С)
            1. 0
              26 апреля 2025 11:00
              Вот Вы шутите, а я знаю некоторых людей в руководящих должностях, которые являются профессионалами своего дела, умными и образованными. Но это если из производства убрать других людей. С сотрудниками они же склочные, провокаторы и грубияны. Могу предложить, что способны на саботаж, если так решат. Комиссия на профотборе недоглядела.
              1. 0
                26 апреля 2025 11:58
                Вообще-то я описывал другой случай. Папа той девушки хоть и майор КГБ(в провинции), но не дипломат и не партбоза, чтоб разбавлять "элиту" всякими простушками.
                1. 0
                  26 апреля 2025 12:05
                  Возможно, а может и нет. 50/50, как с динозавром. laughing Что там у комиссии в головах, кто их знает...
  9. +3
    22 марта 2025 10:14
    Одним из наиболее ярких свидетельств эффективности советской науки и системы образования в целом стала реализация опередившей свое время космической программы «Энергия» – «Буран».

    Прошу специалистов в комментариях меня поправить, если ошибаюсь, но как-то прочитал, что на современном этапе ни уровень отечественной науки, ни производственная база России не позволят воссоздать проект.


    Буран — это как раз пример того, как уже постаревшая элита не правильно анализирует информацию и принимает решения. Несмотря на всю сложность и грандиозность задачи, сам проект Буран-Энергия был бесполезный, это попытка скопировать Спейс-Шаттл, не понимая зачем он нужен американцам. Буран не давал никаких военных преимуществ, и при этом проигрывал по стоимости вывода груза на орбиту обычным одноразовым носителям, ну концепт не был продуман до конца, отсутствие разгонного двигателя, по сути из всей конструкции переиспользоваться мог только сам челнок, в отличии от американской системы где терялся только большой “дешевый алюминиевый бак“
    1. 0
      22 марта 2025 11:31
      Буран не давал никаких военных преимуществ, и при этом проигрывал по стоимости вывода груза на орбиту обычным одноразовым носителям,
      Одноразовый носитель не мог инспектировать вражеские спутники и даже забирать их с собой. Опять же, РН "Энергия" позволяла развивать не только лунную программу, но и марсианскую. У америкосов такой РН нет и не будет.
      1. +3
        22 марта 2025 11:43
        Буран такого делать не мог, его еще нужно было доводить до ума, второе задача инспектирования вражеских спутников взята из головы, сколько американцы проинспектировали советских спутников? Далее ради такой инспекции городить неимоверно сложную конструкцию это верх нерациональности. Такая задача могла идти бонусом, но ни как не быть основной.

        Опять же, РН "Энергия" позволяла развивать не только лунную программу, но и марсианскую. У америкосов такой РН нет и не будет.


        Американцы без всякой Энергии летали на Луну "за долго" до появления этой Энергии.
        1. 0
          22 марта 2025 11:56
          Американцы без всякой Энергии летали на Луну "за долго" до появления этой Энергии.
          Естессно, летали на РН "Сатурн-5". Потом компетенции её постройки были утеряны. А у нас готовилась новая система, способная не только Буран выводить, но и много чего ещё. Однако ГУЧП жидко обгадился, поэтому имеем, что имеем.
          1. 0
            22 марта 2025 12:54
            Опять эти мантры про потерю компетенций, американцы не компетенции потеряли, а не было рынка и задач для сверхтяжёлых носителей, все эти разговоры про Луну, Марс не более чем разговоры, пока не будет реальной коммерческой выгоды, максимум может быть политическая “флаговтыкательная” миссия со стороны США или Китая сейчас, да и то сомневаюсь. Если же на Луне или Марсе обнаружатся какие-то чудо ресурсы, добыча которых оправдывает все технические сложности то и на Луне и на Марсе “зацветут яблони”
            1. 0
              22 марта 2025 13:52
              Ну, мантры про коммерцию - это не сюда. Это какой-нибудь другой сайт нужен, если всё на деньги мерить. Про свечной заводик в Самаре и ларёк по торговле поддельными африканскими масками и сушёными крабами.
              1. +2
                22 марта 2025 14:09
                Ну а куда еще то, США капиталистическая страна с рыночной экономикой и странно было бы если коммерческая составляющая была не главным фактором. Илон Маск сделал свои сверхнадежные многоразовые ракеты, в первую очередь именно по коммерческим соображениям, снижение себестоимости и захват рынка.

                Не нравится вам коммерчески причины, но даже в “социализме” было понятие себестоимости и окупаемости ресурсов, нельзя было просто так вложить миллионы человеко-часов и тонны различных материальных ресурсов, чтобы на выходе не окупить затраты. Нет физически так делать то можно, только экономически последствия наступают не приятные, копировать западную микроэлектронику СССР стал по экономическим причинам.
                1. -2
                  22 марта 2025 14:12
                  США капиталистическая страна с рыночной экономикой и странно было бы если коммерческая составляющая была не главным фактором.
                  Конечно, конечно. А протекционизм и лобби тех или иных структур, естессно, только в СССР, да и в КНДР. А Англо-французский "Конкорд" все 20 лет эксплуатации был убыточным, как выяснилось после его катастрофы.
                  1. 0
                    22 марта 2025 15:28
                    Все это есть, только не понимаю, как это отменяет того что не нашлось рынка/задач для сверхтяжелых носителей, тем более вы же сами пишите что американцы потеряли все компетенции, а как они могли их потерять к моменту производства Энергии? Потерять можно только в случае, если наработки вообще не востребованны, даже сейчас нет таких задач.
  10. +5
    22 марта 2025 10:18
    Цитата: Grencer81
    Социальные лифты? Уже тогда было заявление: "Сын министра должен быть министром!"
    Уже тогда в МГИМО простому парню из глубинки путь был закрыт. Будь ты трижды краснодипломником....Потому как все места были заняты "сынками" и "внучками" партийных бонз из КПСС.


    Это не так, когда меня направили в МГИМО на повышение квалификации - помимо "золотой молодёжи" вполне хватало и обычных медалистов, ходивших пешком от метро и пивших пиво в скверике напротив (потом там появится пресловутая ныне не существующая "Рябинка"), и детей провинциальной номенклатуры мелкого звена, живших в общаге, как все.
  11. +4
    22 марта 2025 11:37
    Черненко в силу возраста-способностей-состояния здоровья уже не мог бы сделать ничего лучше или разгрести Авгиевы конюшни . Этого не мог бы сделать и Андропов, в силу тех же причин.
    Горбачёв не смог бы это сделать в силу менталитета и интеллектуального уровня, хотя к моменту своего "воцарения" система уже кажется осознавала как кризис в своем существовании,так и неизбежный значительный "кард-бланш" человеку,который будет заниматься его разрешением (какие-бы безумные меры он для этого не выбрал)
    Последняя фигура способная "развернуть телегу" как не посмотри - это был Брежнев. Я имею ввиду некий стык между "ранним Брежневым" и "Зрелым Брежневым" , и абсолютно не имею ввиду черепаховича ,которым он стал позднее.
    Вникая в характер ЛИБа ,правда,приходит понимание что неД - он не смог-не стал бы это делать как-то концептуально иначе ,он не стал бы "жёстким" и эффективным антикризисным политиком. Это было вне его жизненных привычек - Брежнев был во-первых гедонист ,во-вторых он был человек довольно мягкий ,в-третьих он был по складу ума более коллегиальным и "тусовочным" персонажем, чем ему бы стоило быть.
    Когда границы между мастером и инструментами стираются, мастерская перестает быть мастерской и становится чем-то типа музея "славных дел" . Подобное произошло в СССР при Брежневе - функционеры, "инструменты" срослись с мастером,он (мастер) перестал оценивать их рациональность по эффективности ,перестал осуществлять их целенаправленный эволюционный отбор . При Брежневе СССР утратил главное, что было даже во времена Хрущева - направление движения. Нет,отдельные части СССР продолжали двигаться -атом,космос,наука. Но именно что связующее это движение на высоком уровне - деградировало на периоде ранний-поздний ЛИБ. И к моменту позднего ЛИБа эта деградация уже была в запущенной стадии.

    Так что если и искать "точку перелома" - во времена Черненко ее вряд ли найти. Он не был ни губителем,ни тем,кто мог все спасти - просто человек ,старый и больной. Просто следствие той импотенции ,которая уже поразила систему.
    1. -6
      22 марта 2025 13:19
      Цитата: Knell Wardenheart
      .. Просто следствие той импотенции ,которая уже поразила систему.

      У "системы" не может быть "импотенции". Эта система выиграла войну и за 10 лет восстановила хозяйство.У законов государства импотенции не бывает. Если общество их исполняет.

      Импотенция поразила русский народ. Он сегодня вообще не размножается. И крах потерпело общество. А гос аппарат СССР потерпел крах только как часть общества.

      Ибо законодательство СССР было демократическим,. И в парт аппарате были все должности выборными и выборный Верховный Совет имел огромные права. Но народ не имел и сегодня не имеет здравых демократических традиций. И сегодняшнего президента избирают пожизненно, как 400 лет назад избирали Михаила Романова.

      Как говорится :"Народ прекрасный, только маленько беспомощный". Хотя каждый русский по отдельности просто молодец и удалец. laughing
      1. -4
        22 марта 2025 15:32
        Цитата: sidorov
        У "системы" не может быть "импотенции". Эта система выиграла войну и за 10 лет восстановила хозяйство

        эта сгнившая система самоисчезла вообще без всякой войны, засухи или землетрясения.
        Цитата: sidorov
        Импотенция поразила русский народ.

        не надо личные проблемы нв народ раскидывать
        Цитата: sidorov
        Ибо законодательство СССР было демократическим,. И в парт аппарате были все должности выборными и выборный Верховный Совет имел огромные права


        belay lol вы -с Марса? Кого ......выбрали из кого, хоть раз?
        Цитата: sidorov
        Но народ не имел и сегодня не имеет здравых демократических традиций

        народ провел самые свободные и демократические выборы в УС более 100 лет назад.

        Потом его лишили права выбора узурпаторы.
    2. ANB
      0
      22 марта 2025 14:19
      . Он не был ни губителем,ни тем,кто мог все спасти - просто человек ,старый и больной.

      Согласен.
      Впечатления из отрочества - при Черненко был откат по сравнению с Андроповым. Снова болото, пьяные на улице....
  12. -4
    22 марта 2025 14:25
    Примечательно, что при Горбачеве повторилась ситуация семидесятилетней давности, когда в политику, а позже и непосредственно к власти пришли не профессиональные управленцы, а не имеющие соответствующего опыта интеллигенты.
    Трудно, конечно, назвать лениных интеллигентами , но, по сути, верно: все эти великовозрастные лоботрясы и тунеядцы никогда ничем не руководили, даже стрителсьвтвом дворового туалета (никто не доверит)
    1. -8
      22 марта 2025 17:16
      У вас ,врагов СССР и советского народа ,огромный комплекс неполноценности ,из-за которого вы с вашей Перестройки за счет лжи , клеветы на других ,оскорбления и унижений других ,маниакального критиканства того ,что сделали другие ,как другие работали и воевали ,пытаетесь выставить других плохими ,чтобы хоть этим выставить себя лучше других ,потому что признаете ,что вы ничем не способны доказать ,что ВЫ лучше других .
  13. +2
    22 марта 2025 17:32
    Одним из наиболее ярких свидетельств эффективности советской науки и системы образования в целом стала реализация опередившей свое время космической программы «Энергия» – «Буран».
    Буран не опередил своё время. И не отстал. Его делали для обслуживания группировки ударных спутников. После принятия решения о немилитаризации космоса, он потерял смысл: все остальные задачи можно было решить без него, сильно дешевле.
    Прошу специалистов в комментариях меня поправить, если ошибаюсь, но как-то прочитал, что на современном этапе ни уровень отечественной науки, ни производственная база России не позволят воссоздать проект.
    Штаты сейчас тоже не смогут сделать ни Шаттл, ни даже старый Сатурн 5.
    После провала ГКЧП гибель страны стала почти неизбежной.
    Ничего подобного, просто Горбачев - размазня. Назначили бы Ельцина главой СССР - Союз бы еще существовал.
    1. 0
      23 марта 2025 00:53
      Цитата: bk0010
      Назначили бы Ельцина главой СССР - Союз бы еще существовал.

      Это шутка такая? Не снимая вины с Горбачёва, главную роль в развале страны сыграл именно Ельцин.
      Да и предлагали Ельцину возглавить СССР, но он отверг.
  14. 0
    23 марта 2025 00:33
    Но именно фундаментальная наука была сильной стороной СССР и своего рода ее визитной карточкой, речь прежде всего о космонавтике.
    Вот только несмотря на наши успехи в фундаментальной науке Партия и Правительство почему-то отказались от развития собственного компьютеростроения и программирования.
    Вероятно, самым звездным периодом в истории советской вычислительной техники была середина шестидесятых годов. В СССР тогда действовало множество творческих коллективов. Институты С.А.Лебедева, И.С.Брука, В.М.Глушкова — только крупнейшие из них. Иногда они конкурировали, иногда дополняли друг друга. Одновременно выпускалось множество различных типов машин, чаще всего несовместимых друг с другом (разве что за исключением машин, разработанных в одном и том же институте), самого разнообразного назначения. Все они были спроектированы и сделаны на мировом уровне и не уступали своим западным конкурентам.
    Многообразие выпускавшихся ЭВМ и их несовместимость друг с другом на программном и аппаратном уровнях не удовлетворяло их создателей. Необходимо было навести мало-мальский порядок во всем множестве производимых компьютеров, например, взяв какой-либо из них за некий стандарт. Но...
    В конце 60-х руководством страны было принято решение, имевшее, как показал ход дальнейших событий, катастрофические последствия: о замене всех разнокалиберных отечественных разработок среднего класса (их насчитывалось с полдесятка — "Мински", "Уралы", разные варианты архитектуры М-20 и пр.) — на Единое Семейство ЭВМ на базе архитектуры IBM 360, — американского аналога. На уровне Минприбора не так громко было принято аналогичное решение в отношении мини-ЭВМ. Потом, во второй половине 70-х годов, в качестве генеральной линии для мини- и микро-ЭВМ была утверждена архитектура PDP-11 также иностранной фирмы DEC. В результате производители отечественных ЭВМ были принуждены копировать устаревшие образцы IBM-вской вычислительной техники. Это было начало конца.
    Вот оценка члена-корреспондента РАН Бориса Арташесовича Бабаяна (полный текст статьи доступен с адреса znanie-sila.ru/ online/issu...):
    "Потом наступил второй период, когда был организован ВНИИЦЭВТ. Я считаю, что это критический этап развития отечественной вычислительной техники. Были расформированы все творческие коллективы, закрыты конкурентные разработки и принято решение всех загнать в одно "стойло". Отныне все должны были копировать американскую технику, причем отнюдь не самую совершенную. Гигантский коллектив ВНИИЦЭВТ копировал IBM, а коллектив ИНЭУМ — DEC."
    Никоим образом не стоит думать, что коллективы разработчиков ЕС ЭВМ выполняли свою работу плохо. Напротив, создавая вполне работоспособные компьютеры (хоть и не очень надежные и мощные), подобные западным аналогам, они справились с этой задачей блестяще, — учитывая то, что производственная база в СССР отставала от западной. Ошибочной была именно ориентация всей отрасли на "подражание Западу", а не на развитие оригинальных технологий.
    К сожалению, сейчас неизвестно, кто конкретно в руководстве страны принял преступное решение о сворачивании оригинальных отечественных разработок и развитии электроники в направлении копирования западных аналогов. Объективных причин для такого решения не было никаких.
    1. 0
      23 марта 2025 00:50
      Цитата: Seal
      Ошибочной была именно ориентация всей отрасли на "подражание Западу", а не на развитие оригинальных технологий.

      Об этом и западные эксперты говорят.
    2. +1
      23 марта 2025 02:45
      Пришлось поработать на БЭСМ-4, БЭСМ-6, украинская машина Промiнь-2 (мрак, разработка института Кибернетики), МИР-2 (типа миниэвм, язык руссифицированный алгол), писал программы на алголе для БЭСМ. Потом появилась ЕС-1020, это был громадный скачок вперёд в сравнении с БЭСМ, начал писать на Fortran'e и сразу першёл на PL-1.
      Работал на VAX-750, PC 286 - Autocad/Lisp.
      И так я дошёл до сегодняшего дня - С#, jquery, angularJS, python(Lynux). Разработка ведётся на десктопе. Потом это всё аплоадится через Azure( облачный сервер) - pull request, pipe lines. Работаем с IIS.
      Файлы посылаются через SFTP в формате XML или Json (идёт миграция с XML в Json). Часть файлов кодируется в PGP.
      Где-то так, если очень, очень кратко.

      Уход от национальной архитектуры была вынужденная и необратимая мера. Выжить в противопоставлении западнымм компьютерными разработками шансов не было от слова совсем.
      Не забывайте, что с приходом Горбачевской перестройки, народ начал массово завозить персоналки. А на западе в это время начался массовый уход с мейнфреймов к писи.
      Союзу (и странам его составляющим) было проще, компьютиризация сильно отставала от запада, поэтому она сразу началась с персональных компьютеров.
      У нас мейнфреймы (линейка эвм ЕС) использовалась главным образом в математических и прочностных расчетах и была доступна в больших организациях. На западе это в основном были банки и главным языком был Кобол. Они тяжело уходили от мейнфреймов, у них разработки шли параллельно на мейнфреймах и писи.
      Чем сейчас занимается фирма АйБиЭм (IBM)? Консультационными услугами.
  15. +2
    23 марта 2025 00:46
    Цитата: ANB
    Впечатления из отрочества - при Черненко был откат по сравнению с Андроповым. Снова болото, пьяные на улице....
    Однако при Черненко никого из арестованных при Ю.В.Андропове не выпустили, уголовные дела продолжали расследовать. Медунова, который рвался на приём к Черненко, он не принял. Лишь Черненко осмелился восстановить в партии с сохранением всего партийного стажа тов. Молотова, хотя Молотов с такой просьбой обращался к каждому новому ГенСеку. Более того, по свидетельству помощников и ряда членов аппарата ЦК КПСС, Черненко дал указание вернуть Волгограду имя Сталинград. Об этом намечалось объявить на день Победы. Но не дожил Константин Устинович.
  16. 0
    23 марта 2025 02:02
    Интересно, где жил автор, к 1985 году все коммуналки были расселены. Или он просто нагнетает мрака, коммуналка, пасмурный день, вторая смена в школе, умер Черненко. (Кстати, а кто тогда учился в первую смену).
    Черненко запомнился реформой образования, что это было, так никто и не понял. Тогда ещё шутили, нам управляет КУЧер. Вся эта эпоха трёх генсеков называлась "Гонка на лафетах".
    Хорошо помню это время, я был постарше автора. В январе 1985 года ушёл в армию после института. Смерть Черненко прошла практически незамеченной, а вот приход Горбатого был ярок. Перестройка, гласность, особенно антиалкогольная компания, когда невозможно было купить бутылку водки. Безалкогольные рестораны, когда официант подводили человека, который продавал водку. Все бухали, но на столе алкоголя не было от слова совсем.
    Само правление Черненко было скучным и незапоминающимся. Вот Андропов да, тот запомнился, ловля людей по кинотеатром, появлением дешёвой водки "андроповка".

    И ещё, автор в 12 лет был умным и красивым, сразу поставил диагноз "Скоро умрёт". Когда мне было 12 лет я не смотрел, как генсек вручает ордена, было чем заняться другим.
    1. 0
      23 марта 2025 20:00
      Безалкогольные рестораны, когда официант подводили человека, который продавал водку. Все бухали, но на столе алкоголя не было от слова совсем.

      1988 год. Я в командировке в Ереване. Хозяева ведут меня в ресторан. Официант накрывает стол и последним ставит керамический кувшинчик с пластмассовыми цветами и кофейные чашечки. Один из хозяев достает из кувшинчика цветочки, разливает содержимое кувшинчика по чашечкам и вставляет цветочки обратно. Старший из хозяев начинает говорить тост. "Поехали..."
  17. 0
    23 марта 2025 08:27
    Константин Устинович прекрасно понимал сложившееся положение. В недрах политбюро и ЦК был обсужден и составлен проект решения "О признании ошибок допущенных необоснованными реабилитациями 50-х годов" Фактически это была реабилитация Сталина и возвращение к основополагающим нормам марксизма. Не успел. А автор правильно подметил что проблемы в стране были но все они были решаемы.
  18. +1
    23 марта 2025 08:45
    Какая глубокая, содержательная и исчерпывающая статья о К. У. Черненко.

    Может тоже в писатели, поэты-песенники или композиторы податься?
  19. +2
    23 марта 2025 13:03
    Не статья, а винегрет. Поверхностно пробежал. Единственная польза, это напоминание об исторических событиях.
  20. 0
    23 марта 2025 19:11
    Цитата: Grencer81
    Через месяц будет 62...Устроит?
    По поводу октября 1993-го...Две банды разбойников решали,кто из них главнее и кто имеет право грабить российского мужика...
    А насчёт танка,то тебя там не было, а то ты бы полВСУ руками голыми бы передушил,не так ли?
    Там техники много пооставляли...По причине разных поломок.
    В т.ч.и танков.
    Если ты обижен на кантемировцев,выпей мочи и закуси г...Полегчает!


    Здрасьте!
    Может с ты на Вы перейдёте? Если конечно Вы с Авиатором лично не знакомы.
    Авиатор! Может пора бег с пылью из-под сапог начала службы сменить на пешую прогулку по воспоминаниям?
    Есть два старых приятеля...
    Один в 91-м на заводе работал. Радио в цеху тоже работало. И он спорил с теми, кто постарше. Но все продолжали работать. И потом в вечернюю смену, уже другие, тоже спорили. Но продолжали работать.
    Второй в 93-м ехал в машине. Уже торговать начал. Оттуда сюда привозил, потом опять оттуда сюда. В пробке стоял. Радио слушал. И тоже спорил с теми, кто рядом ехал. Но продолжал ехать. Такая работа была.
    А что нужно было делать?
    Первому бросить инструмент и пойти из Новгорода на защиту СССР?
    Второму выйти из машины и пойти пешком по Москве на защиту того, что уже не покупало конденсаторы его завода?
  21. 0
    7 апреля 2025 12:47
    Напомните мне пожалуйста последнего якута, поступившего в мгу.
    По Бурану. Повторить можно, только будет неимоверно дорого. Собственно, Ангара в максимальной грузоподъёмности уже разрабатывается.Да и полезной нагрузки у нее нет особо, разве что свою мкс строить.Мечты о дальнем космосе остались в 60х-70г. Собственно и шарахания Роскосмоса из одного проекта в другой говорит об отсутствии четкой концепции освоения космоса.
  22. 0
    28 мая 2025 12:48
    Автор незаслуженно обращает внимание на т.н. "фундаментальную" науку. Главное для развивающегося общества - схема: фундаментальная наука - прикладная наука - инженерия - производство - потребление. Конечно, схематично. В том же космосе это очевидно при ближайшем рассмотрении.
    Люди - "население" - в большей части управляемы. А управление это во многом - путем информации, теми же самыми СМИ, идеологии и другими механизмами поощрения.. Все это имеет обратную связь и взаимное влияние.
    По моему, в позднесоветское время такая связь стала утрачиваться. Как и идеологическая сила социализма. Все видели жизненные примеры уравниловки, а вместе с тем и незаслуженно приобретенные привилегии. При этом массовые. На пример разницы снабжения Москвы, определенных "выделенных" регионов по сравнению с большей части остальных территорий/населения страны.
    В прочем, сейчас эти диспропорции многократно увеличились...
    Это создает социальную нестабильность и грозит существованию единой страны.
  23. Eug
    0
    15 июня 2025 08:31
    Гамсахурдиа, Шушкевич , Эльчибей - случайные некомпетентные люди во власти? Ну-ну.... Роль Косыгина, как по мне, глубоко неоднозначна - как по мне, мог ли он не знать, что на самом деле творилось в Институте системного анализа в Вене, которым руководил его зять - Гвишиани? Гайдар Чубайс, Авен - все прошли через этот институт...возможность сохранения Союза исчезла с уходом Сталина - но заложенная им основа была столь прочна, что по инерции удерживала Союз от распада еще 50+ лет.