Бен Гурион – не спрашивайте, кто это? Спросите, что это?

27 540 23
Бен Гурион – не спрашивайте, кто это? Спросите, что это?


Памяти сиониста родом из России


Считайте эту статью окончанием, продолжением, а лучше дополнением к заметке Страсти по Суэцу. Из истории обратимся к настоящему, тем более что об альтернативах Суэцкому каналу, особенно израильских, активнее всего говорили после того, как там застрял гигант-сухогруз Ever Given.



События в Газе, казалось, отправили все эти проекты в утиль, но сейчас они, кажется, опять всплывают. В наши непростые дни, когда Ближний Восток снова неспокоен, в Израиле уделяется повышенное внимание плану создания так называемого канала «Бен-Гурион» длиной примерно 258 километров.


Этот проект нацелен на конкуренцию с Суэцким каналом и может соединить Красное море со Средиземным. Канал, названный в честь первого премьера Израиля, активного сиониста, уроженца России Давид Бе-Гуриона (на фото), начинается от курортного города Эйлат в заливе Акаба и, пересекая границу с Иорданией, уходит к средиземноморскому побережью.

Канал должен пройти через пустыню Негев и обойти крайне опасный сектор Газа. Выход к морю, ранее запланированный в районе города Ашдод, скорее всего, будет передвинут севернее – ближе к Тель-Авиву или даже к Хайфе.

Глубина нового канала достигнет 10 метров, что позволит проходить судам шириной до 110 метров и длиной до 300 метров. Строительство канала может заметно ослабить экономическое влияние Китая и его инициативы «Один пояс – один путь» или «Новый Шёлковый путь».

С точки зрения эксперта


В своё время, анализируя альтернативы Суэцкому маршруту, российский востоковед Елена Базанова напоминала, что

«вскоре после войны 1973 г. Пекин отказался поддержать резолюцию Совета Безопасности о прекращении военных действий и, тем самым, сыграл на руку Израилю. Речь идет и о Суэцком канале, который по вине Израиля был долго — с июня 1967 г. до июня 1975 г. включительно — закрыт для судоходства.

Но это как раз устраивало Пекин: закрытие Суэцкого канала значительно сужало маневренность нашего флота, в частности, мешало доставлять помощь Вьетнаму, а СССР уже тогда объявили своим «врагом номер один» в Пекине».

Помимо удара, пока не самого сильного, по масштабной китайской инициативе, канал «Бен-Гурион» способен сделать менее привлекательным и глобальный маршрут «Север-Юг», так как у того заведомо меньше адресатов ближе к полюсу.

Последние события, если рассматривать их в совокупности с проектом «Бен-Гурион» вполне могут привести к серьёзным изменениям в геополитическом положении Израиля не только на Ближнем Востоке. Это особенно важно в контексте предполагаемых новых границ и с учётом мастерского лавирования израильской дипломатии сразу на всех направлениях.

Тут надо принимать во внимание и то, что Израиль по большому счёту не ссорится ни с Россией, ни с Китаем, ни с Индией или Бразилией, сохраняя абсолютно доверительные отношения с США.

Кошерная дипломатия


А уж то, как в Тель-Авиве научились играть на противоречиях арабских держав, причём не только на религиозной почве, у кого-то вызывает нескрываемую зависть, а у кого-то – раздражение, не позволяющее, однако, практически никакой реальной ответной реакции.

Отнюдь не случайно на Востоке многие сегодня так хладнокровно воспринимают регулярные взаимные угрозы Израиля и Ирана. Похоже, всерьёз ввязаться в драку не дадут ни тому, ни другому.

Опять же, очень характерно, что вопреки официальной позиции ООН, Израиль, перенёсший столицу из Тель-Авива в Иерусалим, много лет как зачисленный в оккупированные вместе со всем Западным берегом реки Иордан, получил на это своего рода добро от США.

Президент Дональд Трамп ещё не своём первом сроке, причём в самом его начале, запустил инициативу переноса в Тель-Авив дипломатических миссий. При этом ссылаясь исключительно на то, что это удобно и куда более выгодно.

При всех противоречиях республиканцев с демократами, последние тоже воспользовались поддержкой Израиля и Индии для продвижения идеи создания комплексного экономического коридора из Южной Азии через Саудовскую Аравию в Израиль и далее в Средиземноморье. Либо вместо, либо в дополнение, это уж как фишка ляжет, к китайскому «Одному пути».

Ну а кто последовал примеру США в переносе посольств, сейчас не так важно. Но не отсюда ли исходит поистине завидная уверенность тех, кто уже сегодня делает инвестиции в проект «Бен-Гурион»?


Альтернатива, и всё?


Проект «Бен-Гурион» представляет собой альтернативный вариант Суэцкому каналу. Хотя Египет занимает значимое положение в арабском мире, он оказывается под давлением и рискует лишиться доходов в размере свыше 6 млрд долларов.

К тому же нельзя забывать, что уже сама шумиха вокруг «Бен-Гуриона» служит неким противовесом, пока всего лишь информационным, китайскому проекту «Один пояс – один путь» или, простите за повтор – «Новый Шёлковый путь».

Впрочем, дело, скорее всего, не только и не столько в информационном сопровождении. Проект, и даже, не исключено, и рабочие чертежи «Бен-Гуриона» уже имеют место быть – в отличие от «Одного пояса», существующего пока даже не на бумаге.

И без конкретного пути, то есть маршрута или маршрутов. Пока китайские товарищи всё ещё торгуются с кем стоит, и с кем вовсе не стоит. О чём? Да о том, где и на каких условиях будут прокладываться вообще-то весьма многочисленные трассы под «Новый шёлковый путь». Трассы самого разного профиля.

А вот почему те, кто вообще-то должен раскручивать «Бен-Гурион», не делают акцента именно на этом актуальном преимуществе проекта «Бен-Гурион» – одна из загадок, ответ на которую знают, скорее всего, и в Иерусалиме, и в Вашингтоне.

Возможно, всего лишь потому, что с инвестициями – с деньгами-то как раз никаких проблем не ожидается. Что, в общем-то, и нужно президенту Трампу в контексте его противостояния с Китаем.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    29 марта 2025 05:00
    Бен-Гурион - это аэропорт в Израиле, рядом с Тель-Авивом. Впрочем, там всё рядом :)
    1. 0
      29 марта 2025 15:35
      Цитата: Andy_nsk
      Впрочем, там всё рядом :)
      Нет. Я ездил туда на экскурсию из Египта, так от границы до Иерусалима всю ночь ехали. Задолбался.Правда, приехали довольно рано,но было уже светло.
      1. +3
        29 марта 2025 15:43
        Так то из Египта, из другой страны. А сам Израиль с юга до севера можно за несколько часов проехать. Я ездил на экскурсии из Нетании (в средней части Израиля) в Хайфу (север) на автобусе. Дорогу просто пролетали. У нас в Новосибе из одного района города в другой бывает дольше пилишь :)))
        1. 0
          29 марта 2025 15:45
          Цитата: Andy_nsk
          Так то из Египта, из другой страны.
          От границы. На автобусе ехали по Израилю. До границы летели на самолете (винтовом, прикольно).
    2. +1
      30 марта 2025 13:33
      Такое всерьез обсуждать - просто редкостная глупость. А пассаж - вместо Ашдода - к Хайфе… это просто беспросветно…
  2. +5
    29 марта 2025 05:11
    Этот канал, если он и будет когда-нибудь построен, станет лакомым кусочком для террористов, ещё даже больше, чем сам Израиль
    1. +7
      29 марта 2025 08:12
      Террористы-это "цветочки",это банды в десятки человек.Там сам район неспокойный,если опять обострение арабы могут легко перекрыть залив ,и вход в канал закрыт,тем более это конкурент Суэцу.Причем это уже было. hi
      1. +1
        29 марта 2025 09:48
        hi Канал как я понимаю хочет Израиль, значит ему и решать все возникающие вокруг канала проблемы.
        Конкуренция это хорошо, может стоимость проходного билета через канал упадёт. Для пользователей это хорошо.
    2. 0
      3 апреля 2025 23:13
      Цитата: Голландец Михель
      Этот канал, если он и будет когда-нибудь построен, станет лакомым кусочком для террористов, ещё даже больше, чем сам Израиль

      Скорее всего всё будет ровно наоборот. Чисто географически этот канал не будет иметь каких-то конкурентных преимуществ, он будет подобен шоссе-дублёру. Вангую - как только его построят, в Египте начнутся разборки по поводу территорий на Синае, м.б. из-за переселённых туда к тому времени беженцев из Газы. Транзит по Суэцу станет небезопасным, и "дублёр" расцветёт, и заплодоносит, под эгидой Израиля и США. Чтобы этот "неожиданный" конфликт не рапространился на "дублёра", Израиль будет постоянно держать там силы, щедро финансируемые конгрессом. Все довольны, все смеются.. wink
  3. +3
    29 марта 2025 06:08
    Почему бы и не построить этот еврейский канал за их деньги, больше каналов лучше судоходство, больше торговля. Ещё и Никарагуанский канал нужно построить. Просится канал из Белого моря в Ботнический залив.
    Канал из Каспийского моря через Иран в Индийский океан тоже есть в планах. Планов громадьё.
    1. +2
      29 марта 2025 07:58
      Цитата: Солдатов В.
      Планов громадьё.

      Планов громатье,только иногда природа против! Одно дело покопать песочек в Египте,и выкопать большую канаву-безшлюзовый канал.Другое-это вгрызаться в Иранское плоскогорье,где перепады высот в сотни метров.Это сплошные "лестницы" шлюзов ,резервов воды нет(нет крупных рек и озер).Дорого обойдется и строительство и проводка судов на таком канале. no what
      1. +1
        29 марта 2025 09:56
        Как я читал технический план и технология строительства канала из Каспия в Индийский океан уже досконально проработана. Слово за политиками. yes
        1. +1
          29 марта 2025 11:57
          Да можно построить все ,самое главное-сколько это будет стоить ,во сколько обойдется его эксплуатация ,и будет это рентабельно. А политики не бизнесмены ,строят не за свои деньги, иногда "для понтов" wink
          1. +2
            29 марта 2025 12:48
            Нашёл информацию в интернете, Иран готов хоть завтра начать строительство, главное снятие санкций чтобы другие государства этим воспользовались, впустую не строить.
          2. +2
            30 марта 2025 10:45
            Понимаете с постройкой канала все страны каспийского региона получают выход в мировой океан. Даже если и будут какие то ограничения по габаритам, овчинка стоит выделки.
    2. 0
      29 марта 2025 20:32
      Просится канал из Белого моря в Ботнический залив.

      Так замерзать же будет.
      Аналог - Кильский канал. Но поюжнее будет.
      1. 0
        30 марта 2025 04:37
        У нас же реки все сезонные, на зиму замерзают, и ничего не страдаем.
        1. 0
          30 марта 2025 11:47
          У нас же реки все сезонные

          Река почти бесплатна. Только фарватер разметить.
    3. +1
      29 марта 2025 23:59
      Канал из Каспийского моря через Иран в Индийский океан тоже есть в планах.

      Нет таких планов. Это только в умах диванных экспертов. Изначально ясно что такой канал стоил бы не просто огромных денег, а просто сумасшедших денег, которых нет.
  4. +4
    29 марта 2025 06:52
    А России-то что, у нее даже флот "теневой"
  5. +2
    29 марта 2025 12:10
    Египтяне подсуетятся и опять модернизируют с китайцами свой канал.Так быстрее и дешевле.
  6. +1
    29 марта 2025 16:09
    Ну что ж)), снова автор(Ы) из Подымов и К*!
    Но - авторы, статья подпись имеет, а это уже +. Т.е. люди не боятся).
    Как всегда броский заголовок, тема интереснейшая. И начало - норм. Далее не очень читабельно, с "водой"(ну этим многие пользуются).
    Но удивили слова "автора" в статье:
    "Президент Дональд Трамп ещё не своём первом сроке, причём в самом его начале, запустил инициативу переноса в Тель-Авив дипломатических миссий. При этом ссылаясь исключительно на то, что это удобно и куда более выгодно."
    Дело не в ошибках правописания, а в смысле)))!
    Сын после первой контрольной работе по химии пришёл: - "Химичка мне два поставила!!! - За что? - Да ни за что! Сказала тУт надо написать кальций, а не калий. - Да ладно, калий\кальций - какая разница!")))
    Так и здесь - Иерусалим/Тель-Авив - какая разница!? )))
    Редакция отдыхает. С автором и К*.
  7. +1
    30 марта 2025 11:12
    Здесь автор говорит с полной небрежностью: «Этот новый канал может ослабить позицию Китая» ... Этот автор не может узнать, какие эти корабли транспортируют? Если я не знаю, я говорю вам, все они (к сожалению для европейской экономики) продукты, изготовленные в Китае. Китай действительно важно знать, какой канал движутся эти продукты. Надеемся, что европейские либеральные политики осознают и навязывают области на все китайские продукты. Мы страдаем от наших либералов и дружелюбного китайского деиндустриализации в Европе.