Штурмовики ВВС США A-10 Thunderbolt II приняли участие в последних в своей жизни совместных учениях с ВВС Республики Корея

31 552 49
Штурмовики ВВС США A-10 Thunderbolt II приняли участие в последних в своей жизни совместных учениях с ВВС Республики Корея

Buddy Squadron — традиционное совместное учебное мероприятие ВВС США и Южной Кореи, которое берет свое начало в 1990-х годах. В январе 2025 года 4-й цикл учений является последним для A-10C, базирующегося на авиабазе Осан.

Штурмовик A-10 Thunderbolt II — одноместный, двухдвигательный, дозвуковой ударный самолёт с прямым крылом, разработанный компанией Fairchild Republic для ВВС США. Находится на вооружении с 1977 года, наименование получил в наследство от легендарного ветерана Второй Мировой Войны Republic P-47 Thunderbolt, но обычно в жизни пилоты его называют Warthog или просто Hog.



Штурмовик A-10 был разработан для оказания непосредственной авиационной поддержки (CAS) наземным войскам для воздушной атаки на вражескую бронетехнику, танки и другие наземные силы; это единственный серийный самолёт, разработанный исключительно для CAS (другими словами, штурмовик), который служил в ВВС США. Его второстепенная задача — направлять другие самолёты в атаках на наземные цели, роль, называемая передовым авианаводчиком (FAC) airborne; самолёты, используемые в основном в этой роли, обозначаются как OA-10. A-10 был призван превзойти характеристики и огневую мощь Douglas A-1 Skyraider.

Работы по формированию облика нового самолёта велись в рамках программы А-Х (Attack Experimental — штурмовик экспериментальный). В результате у ВВС сложилась концепция бронированного штурмовика, «идеология» которого была близка советским и германским штурмовикам второй мировой войны, относительно простым самолётом с тяжёлым бронированием и мощной автоматической пушкой.

Запросы предложений по проекту штурмовика в марте 1967 года были направлены 21 авиастроительной фирме США. Требования заказчика предусматривали, в частности, скорость не менее 650 км/ч, высокую манёвренность на малой высоте, взлётно-посадочные характеристики, обеспечивающие возможность базирования на грунтовых аэродромах, наличие мощного пушечного вооружения (типа шестиствольной 20-мм пушки М61 «Вулкан») и большого числа узлов внешней подвески. В дальнейшем требования по скорости были ещё более ужесточены (722 км/ч), что практически исключило из конкурса проекты самолётов с ТВД.

Война во Вьетнаме подходила к концу, американцы окончательно смирились с мыслью о неизбежности ухода из этой страны, поэтому на первое место всё больше выдвигались требования европейского театра военных действий и противотанковая специализация самолёта. В 1970 году окончательно определился и «главный калибр» штурмовика. Им должна была стать сверхмощная 30-миллиметровая семиствольная пушка GAU-8 Avenger с начальной скоростью снаряда 1067 м/с и скорострельностью 4000 выстрелов в минуту, работы над которой ВВС США начали в 1968 году.

После 75-миллиметрового орудия, устанавливавшегося на американских самолётах в годы Второй мировой войны, GAU-8 была самой мощной авиационной артиллерийской системой, созданной в США. При её разработке был учтён опыт успешного применения израильскими самолётами 30-мм пушки DEFA против бронетанковой техники арабов в войне 1967 года. Как и самолёт А-10, пушка GAU-8 Avenger создавалась в рамках конкурса, в котором приняли участие фирмы «Дженерал Электрик», «Филко-Форд», «Хьюз» и «Дженерал Америкен Транспортейшн».

Победу в 1973 году одержала фирма «Дженерал Электрик». В 1970-м году в финал конкурса проектов вышли компании «Нортроп» и «Фэрчайлд-Рипаблик», получившие контракты стоимостью, соответственно, 28,9 и 41,2 млн долларов на разработку и постройку двух опытных (демонстрационных) самолётов YA-9A и YA-10A.

Проекты штурмовиков имели ряд принципиальных отличий. Более лёгкий и элегантный YA-9A имел высокорасположенное крыло, под которым, в месте сопряжения с фюзеляжем, располагались два компактных ТРДД «Авко Лайкоминг» ALF502 (2 по 3 400 кгс), созданных в инициативном порядке в 1969 году.

Несколько более тяжёлый самолёт YA-10A компании «Нортроп» напоминал своими грубыми, предельно технологичными «рубленными» формами германские проекты конца второй мировой войны. Он имел низкорасположенное крыло и разнесённое вертикальное оперенье. Два ТРДД «Дженерал Электрик» TF34 с большой степенью двухконтурности располагались по бокам хвостовой части фюзеляжа на коротких пилонах.

Первоначально разработанный для палубного противолодочного самолёта Локхид S-3A «Викинг», TF34 был на 15% мощнее ALF502, но и на 23% тяжелее. Так как пушка GAU-8 Avenger достигла «лётного» состояния лишь в 1973 году, опытные самолёты оснастили менее мощной 20-мм пушкой «Вулкан», позволяющей, однако, оценивать эффективность самолётов в качестве «летающего лафета».

Первый полёт опытного штурмовика YA-10A состоялся 10 мая 1972 года (машину пилотировал летчик-испытатель Говард «Сем» Нельсон). YA-9A впервые поднялся в воздух 20 дней спустя. Лётные испытания вторых экземпляров YA-10A и YA-9A начались, соответственно, 21 июня и 23 августа того же года.

К конкурсным испытаниям прототипов штурмовиков приступили 24 октября 1972 года. Полёты проводились на авиабазе Эдвардс специально сформированным для этого подразделением JTF (Joint Test Force). К ним были привлечены лётчики-испытатели ВВС, имевшие большой боевой опыт. Два самолёта YA-9A выполнили 92 полёта, налетав в общей сложности 146 часов. YA-10A совершили 87 полётов продолжительностью 138,5 часов.

Из пушек «Вулкан», установленных на самолётах-конкурсантах, было сделано более 20 000 выстрелов, а в ходе сравнительного бомбометания сброшено 700 свободнопадающих авиабомб. Однако способности самолётов использовать управляемое ракетное оружие не оценивались.

На авиабазе Райт-Паттерсон (штат Огайо) был выполнен беспрецедентный для США объём испытаний по определению боевой живучести самолётов. При этом использовалось вооружение советского производства, в частности 23-мм зенитные пушки. YA-10A и YA-9A продемонстрировали практически одинаковую боевую живучесть, однако более лёгкая и скоростная машина компании «Нортроп» показала несколько лучшую манёвренность и разгонные характеристики. В то же время она уступала YA-10A по топливной экономичности. Кроме того, самолёт «Фэрчайлд-Рипаблик» оказался более технологичным и простым в обслуживании.

В целом, по оценкам ряда советских специалистов, внимательно следивших за ходом конкурса, предпочтение следовало бы отдать самолёту YA-9A. Но борьба велась не только на полигонах и испытательных стендах. С неменьшим напряжением в ней участвовали и политические силы, лоббирующие в конгрессе и МО фирмы, участвующие в конкурсе. Вскоре в «борьбе бульдогов под ковром» верх начала брать партия «Фэрчайлд Рипаблик».

18 февраля 1973 года ВВС США признали победителем в конкурсе штурмовик YA-10A, а фирма-разработчик получила первый контракт — 159 млн долларов на постройку предсерийной партии из 10 самолётов, предназначенных для войсковых испытаний. В дальнейшем Конгресс «урезал» опытную партию до 6 машин. Первый предсерийный штурмовик поднялся в воздух 15 февраля 1975 года. Его масса была несколько больше расчётной, так как по результатам статиспытаний потребовалось усилить конструкцию планера.

В августе 1974 года начались испытания самолёта А-10А с управляемым ракетным вооружением — УР класса «воздух-поверхность» «Хьюз» AGM-65A «Мейверик» с телевизионным самонаведением: 12 ракет размещались попарно на шести подкрыльевых пилонах. А в сентябре на YA-10A была впервые установлена и штатная пушка GAU-8 Avenger. Для проверки её возможностей в реальных условиях были использованы советские танки Т-62, полученные из Израиля, а также американские танки М-48.

Точность, дальность и поражающее действие комплекса A-10A/GAU-8 Avenger оказались выше расчётных. Так, танки Т-62 успешно поражались в верхнюю и бортовые проекции корпуса на дальности до 1200 метров, попадания снарядов вызывали возгорание топлива и взрыв боеприпасов (из официального отчёта испытаний, хотя есть большие сомнения насчёт пробития бортовой 80-мм брони).

Заказ на серийное производство штурмовиков А-10А, получивших имя собственное «Тандерболт-2» в честь одного из самых удачных американских истребителей второй мировой войны, был выдан МО США фирме «Фэрчайлд-Рипаблик» в мае 1974 года, а поступление самолётов в строевые части ВВС США началось в октябре того же года. До 1984 года выпущено в общей сложности 713 серийных машин.


Опытный штурмовик YA-9A собственной персоной: экипаж — 1 человек, размах крыла — 17,68 м, длина — 16,3 м, высота — 5,15 м, площадь крыла — 53,88 кв. м, вес пустого — 10318 кг, вес максимальный взлётный — 18597 кг, силовая установка: два ТРДД Lycoming F102-LD-100 тягой по 33,4 кН (3406 кг), максимальная скорость — 837 км/ч, крейсерская скорость — 740 км/ч.

Итак, планер Thunderbolt II был разработан вокруг мощной 30-мм роторной (Гатлинг) автоматической пушки GAU-8 Avenger. Планер самолёта был спроектирован для обеспечения долговечности с большим ресурсом до 15 000 часов, беспрецедентно бронирован как никакой самолёт в истории штурмовой авиации, предприняты такие меры, как титановая бронированная капсула для защиты кабины пилота общим весом брони 1200 фунтов (540 кг) и бронирование систем управления самолета и двигателей, что позволяет ему поглощать повреждения и продолжать полет. Его способность взлетать и приземляться с относительно коротких и/или грунтовых взлетно-посадочных полос позволяет эксплуатировать его с взлетно-посадочных полос, близких к линии фронта, а его простая конструкция позволяет проводить техническое обслуживание с минимальными возможностями наземных служб.


Douglas A-1С Skyraider

К началу войны во Вьетнаме единственным специализированным самолетом ближней воздушной поддержки в ВВС США был поршневой Skyraider из 1940-х годов. Он был медленным, уязвимым для наземного огня и относительно легко вооруженным.

Штурмовик А-10 принимал участие в войне в Персидском заливе (операция «Буря в пустыне»), американской интервенции в Ирак, где отличился. A-10 принимал участие и в других конфликтах: на Балканах, в Афганистане, в войне в Ираке и в боевых действиях против Исламского государства на Ближнем Востоке.

Самолеты ВВС США A-10 Thunderbolt II , приписанные к 25-й истребительной эскадрилье (FS) 51-го истребительного крыла (FW) на авиабазе Осан, Южная Корея, приняли участие в первом выпуске учений этого года «Buddy Squadron» с ВВС Республики Корея (ROKAF). «Buddy Squadron 25-4» проводились с 21 по 24 января 2025 года и были последними для местных A-10C перед началом вывода этого типа самолётов из страны.

В ноябре 2024 года пресс-служба ВВС Южной Кореи объявила о намерении снять с вооружения 24 южнокорейских A-10С к 2025 финансовому году, одновременно модернизировав F-16С 7-й воздушной армии. В Индо-Тихоокеанском регионе ВВС Южной Кореи намерены развернуть усовершенствованный вариант F-15EX и больше истребителей F-35A Lightning II в рамках более масштабной модернизации PACAF (Тихоокеанских военно-воздушных сил).

План поэтапного вывода из эксплуатации A-10 тем временем является частью общесистемных усилий по выводу из эксплуатации. По крайней мере 39 из других подразделений ВВС США были отправлены на «свалку» на авиабазе Дэвис-Монтан, штат Аризона, в период с января по сентябрь 2024 года, согласно официальным ежемесячным отчетам инвентаризации 309-й группы по техническому обслуживанию и регенерации аэрокосмической техники (AMARG).

«Бадди Эскадрилья» 25-4


Вооруженные силы США в Корее заявили на X, что 25-я FS «Draggins» отправилась в Вонджу 21 января 2025 года для первого в этом году мероприятия Buddy Squadron. Активы ROKAF, задействованные в этом мероприятии, приписаны к 8-му истребительному крылу и включают истребители FA-50 Golden Eagle , турбовинтовые легкие штурмовики KA-1 Woongbi и 51-е FW/25-е FS, оснащённые штурмовиками A-10C ВВС США, которые, как уже упоминалось, находятся там в последний раз, поскольку в этом году их собираются вывести из эксплуатации.

Информация, опубликованная в сети DIVDS, говорит о том, что «Buddy Squadron 25-4 позволил 25-й FS укрепить давние отношения с военнослужащими ВВС РК, отдав дань памяти истории A-10». Другая подпись к фотографии A-10С, покидающего ангар в Осане, подтверждает, что «группа отправилась на авиабазу Вонджу, чтобы в последний раз принять участие в Buddy Squadron».

Южная Корея также принимает 8-е истребительное авиакрыло ВВС США «Волчья стая», базирующееся на авиабазе Кунсан , 80-я и 35-я истребительные эскадрильи которого летают на самолетах F-16 Block 40. 51-я истребительная эскадрилья Осана также курирует 36-ю истребительную эскадрилью, которая эксплуатирует F-16 Block 40, совместно со штурмовиками A-10 25-й истребительной эскадрильи.

По два самолета A-10, FA-50 и KA-1 летали вместе в ходе Buddy Squadron 25-4, чтобы «обмениваться и отрабатывать концепции и тактику полетов, а также углублять отношения между двумя странами». Оба самолета FA-50 и A-10 несли смесь инертных ракет AIM-9 Sidewinder и AGM-65 Maverick.

Южнокорейский полуофициальный телеканал Yu Yungwon TV опубликовал видеозапись учений и сообщил, что «это будет последний раз, когда самолеты A-10 Thunderbolt, которые должны быть выведены с Корейского полуострова в этом году, будут участвовать» в совместных учениях.


Командир экипажа ВВС США выводит пилота A-10 Thunderbolt II, приписанного к 25-й истребительной эскадрилье, из ангара на авиабазе Осан, Республика Корея, 21 января 2025 года.

Военно-воздушные силы США, прибыв на авиабазу Вонджу 21 января, прошли «обучение местным процедурам и технике безопасности». Затем они приступили к «улучшению своих возможностей по выполнению совместных операций и укреплению командной работы посредством практических занятий, таких как миссии непосредственной авиационной поддержки (CAS) и патрулирования наземных боевых действий (SCP)», — говорится в машинном переводе описания видео.
Штурмовики А-10С все идут на списание.

Комментируя вывод из эксплуатации базирующихся в Индо-Тихоокеанском регионе самолетов А-10С, заместитель командующего ВС США в Корее и командующий Седьмыми воздушными силами генерал-лейтенант Дэвид Айверсон заявил в ноябре 2024 года: «Внедряя усовершенствованные самолеты четвертого и пятого поколения, такие как наши модернизированные (F-16 Fighting Falcons), а также (F-35 Lightning II) и (F-15EX Eagle II) в Тихоокеанском регионе, мы значительно повышаем наши общие возможности воздушного боя на корейском театре военных действий».

Базирующиеся в Осане штурмовики A-10С также часто посещали авиабазу Сил самообороны Японии в Йокоте. Между тем, данные AMARG на авиабазе Дэвис-Монтан упоминают, что 17 A-10С были отправлены на свалку в 2023 году, и по крайней мере ещё 39 были отправлены туда же в период с января по сентябрь 2024 года. Согласно бюджетному отчету заместителя министра обороны от 4 апреля 2024 года, в 2025 году ВВС США планирует вывести из своего состава в общей сложности 56 A-10С.

Ресурс Stars and Stripes процитировал представителя 7-го корпуса ВВС майора Рэйчел Буитраго, которая заявила, что: «...А-10 будут заменяться поэтапно, поскольку ВВС оснащают свои F-16 четвертого поколения «основными модернизациями», чтобы приблизить их «к возможностям пятого поколения» к 2025 году. F-35A Lightning II, F-16, FA-50 Golden Eagle и F-15K Slam Eagle из ВВС США и Южной Кореи «более чем готовы выполнить роль А-10 на полуострове», — сообщила Буитраго в своём отчете.

В Японии Пентагон планирует заменить старые F-15C/D Eagles с авиабазы Кадена на Окинаве на более современные F-15EX и обменять F-16С в Мисаве на севере Японии на 48 новеньких F-35A. Тем временем ВМС США также заменяют свои F/A-18 Super Hornet на авиабазе корпуса морской пехоты Ивакуни на юге Японии на F-35C.

История совместных учений


«Buddy Squadron» — уникальная для Южной Кореи традиция совместных учений между ROKAF и ВВС США, учрежденная в конце 1990-х годов. Это полугодовое мероприятие помогало пилотам истребителей ROKAF и ВВС США «обмениваться и практиковать концепции и тактику полетов, а также выстраивать и развивать отношения между летчиками».


Истребители FA-50 Golden Eagle и лёгкие штурмовики KA-1 Woongbi из 8-го истребительного крыла Королевских ВВС совершают тренировочный полёт совместно со штурмовиками A-10С Thunderbolt II из 25-й истребительной эскадрильи во время учений Buddy Squadron 25-1 над авиабазой Осан, 16 октября 2024 года.

Согласно описаниям «Buddy Squadron 25-1», проведенных в середине октября 2024 года, «программа является традицией, уникальной для Республики Корея, восходящей к концу 1990-х годов», где американские и южнокорейские пилоты «обмениваются знаниями». Впервые учения были проведены в 1991 году как «Friendship Training», а затем были переименованы в «Buddy Squadron Training» в 1997 году.

В учениях в октябре 2024 года также участвовали самолёты 8-й эскадрильи ВВС ROKAF, базирующейся в Вонджу, работавшие с 25-й эскадрильей ВВС США, летавшие на самолетах A-10С Thunderbolt II. Эта итерация Buddy Squadron включала «академические занятия, обмен знаниями, общественные мероприятия и комбинированные летные миссии». В то время также были задействованы A-10С Thunderbolt II, FA-50 Golden Eagle и KA-1 Woongbi.

Учения «Buddy Squadron 25-3», состоявшиеся в начале декабря 2024 года, показали, что 8-я эскадрилья FW/80-я FS, оснащенная F-16 ВВС США из Кунсана, летала вместе с KF-16 ВВС Южной Кореи, работая над «генерацией и поддержанием боевой авиации из рассредоточенных мест для поддержки совместных силовых задач». Целью совместных учений было «укрепление общей тактики, обучение и процедуры».
49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    26 марта 2025 05:22
    Спасибо Сергей за историю о появлении Бородавочника!
    Теперь работе.
    После 75-миллиметрового орудия, устанавливавшегося на американских самолётах в годы Второй мировой войны, GAU-8 была самой мощной авиационной артиллерийской системой, созданной в США.

    Спорно, противопартизанские шипганы таскали 105мм гаубицы.
    1. +2
      26 марта 2025 05:29
      Цитата: Коте пане Коханка
      Спорно, противопартизанские шипганы таскали 105мм гаубицы
      Представляю, какая у нее была отдача wink
      1. +2
        26 марта 2025 11:07
        Этож гаубица. Могла быть и меньше чем у 75 мм пушки.
    2. +1
      26 марта 2025 11:06
      Спорно, противопартизанские шипганы таскали 105мм гаубицы.


      Самый дебильный ударный самолёт. Даже странно, как в США протащили этот проект.
      1. +8
        26 марта 2025 14:52
        Добрый день Владимир ! Вы поправку по времени сделайте, и сразу станет всё на свои места. Время разработки самолёта - вторая половина 1960-х годов. В Советских вооружённых силах ещё нет ЗРК малой дальности "Оса", в советской МП и ВДВ ещё нет ЗРК малой дальности "Стрела-10", даже первые советские ПЗРК "Стрела-1" только только появились, о них еще амерам мало что известно. Сухопутные войска СССР прикрыты только "Шилками" и всё, больше, по большому счёту ничего нет. Вот как раз против "Шилок" он и создавался. Защита от 23 мм снарядов у него как раз приличная.
        1. -2
          26 марта 2025 15:58
          Добрый день Владимир ! Вы поправку по времени сделайте, и сразу станет всё на свои места. Время разработки самолёта - вторая половина 1960-х годов. В Советских вооружённых силах ещё нет ЗРК малой дальности "Оса", в советской МП и ВДВ ещё нет ЗРК малой дальности "Стрела-10", даже первые советские ПЗРК "Стрела-1" только только появились, о них еще амерам мало что известно. Сухопутные войска СССР прикрыты только "Шилками" и всё, больше, по большому счёту ничего нет. Вот как раз против "Шилок" он и создавался. Защита от 23 мм снарядов у него как раз приличная.


          Я говорил о AC-130H gunship. Впрочем, и у А-10 против Шилок шансов нет.
          Во-первых, защищён только лётчик и некоторые узлы, весь самолёт защитить невозможно.
          Во-вторых, защита против 23х115, 23х152 она не держит.
        2. +2
          27 марта 2025 00:27
          "Ганшипы" AC-130 создавались не против Советской Армии.

          Что же на счёт A-10A, низкая ИК сигнатура, огромный запас ЕМНИП в 448 отстреливаемых помеховых патронов с ЛТЦ и алюминиевой фольгой, станция активных ИК помех AN/ALQ-132, контейнерные станции РЭБ AN/ALQ-119 или AN/ALQ-132, живучая конструкция и хорошее бронирование, а так же отработанная на многочисленных учениях тактика боевого применения на линии боевого соприкосновения на предельной малых высотах, порой менее 30 метров, делала A-10A малоуязвимым для средств советской войсковой ПВО, от ПЗРК "Стрела-2М/3" и "Игла", до ЗРК ближнего действия "Стрела-1", "Стрела-10" и ЗРК малой дальности "Оса" разных модификаций.

          Впрочем американские военные специалисты считали что высокая эффективность в борьбе с бронетехникой противника оправдает боевое применение А-10А в потенциальной крупномасштабной войне с армиями ОВД на Европейском ТВД даже при прогнозируемых 15 боевых вылетах A-10A на одну потерю.
          1. AMG
            0
            21 апреля 2025 21:50
            А что можно сделать с высоты менее 30 метров?
        3. AMG
          +1
          21 апреля 2025 22:37
          В статье написано ,что самолет стал поступать в строевые части в октябре 1974 года. На вооружении ВС СССР в 1968 году были приняты ЗРК "Стрела-1" (база БРДМ) и ПЗРК "Стрела-2", в октябре 1971 года- ЗРК "Оса", в 1976 году- ЗРК "Стрела-10". Наверняка в войсках первой линии в Европе они были в достаточных количествах.
          1. +1
            22 апреля 2025 01:31
            https://pentagonus.ru/publ/materialy_posvjashheny/1970_1990_gg/samoljoty_a_10a_vvs_ssha_na_uchenii_1977/120-1-0-2298

            Самолёты А-10А ВВС США на учении (1977 г.)

            "...Особенность использования самолетов А-10A в этом учении состояла в том, что они летели к переднему краю расположения войск "противника" на высоте 30 м, используя рельеф местности (ниже летать не разрешалось). Благодаря этому самолеты все время якобы находились под зоной обнаружения радиолокационными станциями ЗРК. "противника". Американские специалисты считают, что подход к цели может происходить и на еще меньшей высоте. На рубеж применения оружия самолет выходил на высоте 100-150 м, с которой экипаж и вел огонь по танкам "противника"...

            ...одводя итоги применения самолетов А-10А в учении "Рэд флэг-77"/"Ирвин"2. американская печать писала, что они показали высокую живучесть в сложных условиях "боевых действий". В 112 вылетах, которые были проанализированы, один самолет был "сбит" огнем зенитной пушки, несколько попало в поле зрения РЛС и оптических приборов самоходных зенитных установок, но они находились вне досягаемости их огня или избежали поражения благодаря соответствующему противозенитному маневру, четыре самолета оказались "уничтоженными" ЗУР и три - истребителями-перехватчиками при нарушении режима полета по высоте.

            В зарубежной печати подчеркивалось, что командование ВВС США намеревается продолжать разрабатывать тактику самолетов А-10А. Так, в конце 1977 года на авиабазе Неллис планировалось отработать; способы применения самолетов по бронированным подвижным целям с более низких высот, методы нанесения ударов по наземным объектам обычными бомбами, порядок взаимодействия самолетов с армейскими вертолетами при оказании непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам, а также действия самолетов против вертолетов противника."

            https://mil.ru/files/files/pvo105/7-strela1-ttx.pdf

            Государственные испытания модернизированного комплекса «Стрела1M» проводились на Донгузском полигоне с мая по июль 1969 г. На
            вооружение войск ПВО СВ ЗРК «Стрела-1М» был принят в декабре 1970 г.
            По результатам испытаний комплекс мог обеспечивать поражение
            самолетов и вертолетов, летящих со скоростью до 310 м/с, на высотах от
            30...40
            до 3500 м

            https://armsdata.net.military-club.com/strelkovoe/rus_strela2m.html

            Минимальная высота поражения целей, м 50

            https://mil.ru/files/files/pvo105/5-osa-ttx.pdf

            Оса-АКМ Зона поражения по высоте, 25-5000 м
            Время реакции 27-39 с

            https://bsvt.by/ru/protivovozdushnaya-oborona/zenitnoe-raketnoe-vooruzhenie/zrk-strela10bm2

            Границы зоны поражения: по высоте, 0,025 – 3,5 км

            И так, заход на бронецели на предельно малых высотах менее 30 метров под прикрытием активных радиолокационных и инфракрасных помех, с одновременным отстрелом ИК ловушек и дипольных отражателей (запас помеховых патронов, я ошибся не 448, а 480).

            При прогнозируемые в ходе начальной фазы Третьей мировой войны в Европе 15 боевых вылетов на одну потерю рассматривались как приемлемы, так как считалось что в каждом боевом вылете ракетами AGM-65 и пушечным огнём будет в среднем уничтожаться несколько бронецелей.

            https://prokhor-tebin.livejournal.com/350474.html

            "Дэвид Экс приводит любопытную информацию.
            В 1980-х гг. ВВС США планировали разместить на шести передовых оперативных аэродромах (Forward Operating Location) по 68 штурмовиков A-10. В случае войны с Советским Союзом предполагалось, что 7% самолётов будут потеряны на каждые сто самолётовылетов. Это означало бы, что всего менее чем за две недели боевых действий США потеряли бы все 700 (а не только развёрнутые на FOL'ах 408) свои штурмовики A-10."

            Реальные же боевые потери в ходе "Бури в пустыне" оказались 7 сбитыми и около 15–17 серьёзно повреждёнными на 8,1 тыс. боевых вылетов - 443 боевых вылета на одну безвозвратную боевую потерю.

            В ходе 20 летней войны в Афганистане боевые потери оказались НОЛЬ штурмовиков A-10:

            https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_авиационных_потерь_международной_коалиции_в_Афганистане
            А что можно сделать с высоты менее 30 метров?


            DANGER CLOSE: A-10 Thunderbolt II fires AGM-65 Maverick Missiles
            1. AMG
              +1
              22 апреля 2025 07:22
              И что в итоге? Воздушная война во Вьетнаме показала, что нет абсолютно эффективных самолетов и тактик их применения. В борьбе все стороны постоянно совершенствуются.
              1. 0
                22 апреля 2025 11:58
                Что в итоге?

                Подводя итоги боевой карьеры штурмовика А-10 можно сказать что этот самолёт триумфально завершил эпоху пушечного противотанкового штурмовика открытую ещё во второй половине тридцатых годов XX века так и не принятыми на вооружение ВВС РККА "воздушными истребителями танков" Поликарпова.

                А-10 оказался последним и лучшим противотанковым пушечным штурмовиком в истории - и это при том семиствольная 30 мм пушка GAU-8/A была лишь вспомогательным оружием этого самолёта для борьбы с бронетехникой. Главным противотанковым оружием были УР AGM-65 со сверхмощными кумулятивными БЧ.

                Соперников-конкурентов у А-10 в нише противотанкового самолёта-штурмовика не оказалось.

                Советский Су-25 изначально не создавался как "борец" с танками и другой бронетехникой, а "работа над ошибками", противотанковые модификации Су-25Т (Су-25ТМ) , так и не стали массовым серийными самолётами.

                Не стала серийной и создававшаяся для Су-25Т 45 мм авиационная пушка.

                А-10А и А-10С отвоевали свои войны крайне удачно, продемонстрировав крайне высокую боевую эффективность при минимальных потерях.

                Как выше отмечено, за 20 лет войны в Афганистане боевые потери составили ноль самолётов-штурмовиков А-10. В ходе войны в Ираке с 2003-2011 гг. - один самолёт. В ходе агрессии против Югославии в 1999 г. - ноль самолётов. И, как уже отмечалось, в ходе "Бури в пустыне" - 7 самолётов.

                Чрезвычайно удачная боевая карьера для самолёта такого рода.
                1. AMG
                  0
                  22 апреля 2025 16:05
                  Ну прям триумфально...Все приведенные войны, это против противника со слабой ПВО. Какие танковые армады остановил этот самолет? Мы забыли еще про ЗРК "Куб", дивизионного звена. Принят на вооружении в конце 1967 года. Очередной пример значительных материальных затрат на образец оружия без которого можно было обойтись.
                  1. 0
                    22 апреля 2025 23:27
                    В 1991 г. А-10А в Кувейте и Ираке столкнулись с войсковой ПВО технологического уровня советской войсковой ПВО 70-х годов.

                    7 сбитых в "Буре в пустыне" А-10А/AO-10A на 8,1 тыс. боевых вылетов. Одна потеря на 1157 боевых вылетов.

                    С ноября 1986 г. советские Су-25 попали под огонь ПЗРК "Стингер" в Афганистане (этих "Стингеров" в Армии США тогда было огромное количество). С 24 октября 1986 года до 20 октября 1987 года 378-м ошап было выполнено 12269 боевых вылетов. Боевые потери за этот период составили 11 Су-25. Одна потеря на 1115 боевых вылетов.

                    Противовоздушная оборона иракский армии в Кувейте безусловно количественно и качественно превосходила противовоздушную оборону афганских моджахедов. А число боевых вылетов на одну потерю - 1157 и 1115, вполне сравнимо.

                    Глядя на эту статистику Вы полагаю согласитесь со мной что самолёт-штурмовик А-10А проявил куда большую выживаемость в условиях активного противодействия ПВО чем самолёт-штурмовик Су-25?
                    Какие танковые армады остановил этот самолет?

                    В 1991 г. имели место случаи поражения ракетами "Маверик" и огнём 30 мм GAU-8/A свыше десятка единиц иракской бронетехники за один боевой вылет A-10A.

                    Исходя из каких соображений Вы сомневаетесь что штурмовик А-10А был эффективным борцом с бронетехникой?
                    Мы забыли еще про ЗРК "Куб", дивизионного звена.


                    https://mil.ru/files/files/pvo105/8-kub-ttx.pdf

                    Зона поражения по высоте, км 0,1..7
                    Время реакции, с 26..28

                    Нужно было ну очень "накосячить" чтоб используя выработанную ещё в 1970- годы тактику: "Выход к переднему краю расположения войск противника на высоте 30 м и менее, используя рельеф местности... "подскок" до 100-150 метров для применения оружия, стрельба из пушки или пуск УР на пологом планировании, разворот и отход от линии боевого соприкосновения для последующего выполнения повторного захода" -
                    попасть на А-10А под ракетную атаку ЗРК "Куб".
                    Очередной пример значительных материальных затрат на образец оружия без которого можно было обойтись.

                    С одной стороны самолёт который сбили только 8 раз за 4 войны и несколько десятилетий боевой эксплуатации.

                    С другой стороны (на основе боевой статистики 368-го шап в "Пятидневной войне") потеря за 5 дней боевых действий с 8 по 12 августа 2008 г. 3 самолётов сбитыми и 2 поврежденными (позднее были списаны без восстановления) на 86 боевых вылета. 28,7 (17,2) боевых вылетов но одну потерю.

                    Безусловно без какого-то из этих самолётов собственные ВВС могли бы и обойтись.
                    1. AMG
                      0
                      23 апреля 2025 15:18
                      Поразить из пушки стоящий на месте танк с расстояния 1000 возможно и можно. А если танк движется, а если по самолету в это время стреляют из чего-либо, и во время "горки" и во время ухода. Для пуска ракет ведь нужно набирать высоту и риски сразу увеличиваются. Ну согласитесь, 4 -ре войны, громко сказано, например в Афганистане просто не было танков. Да, десятки лет эксплуатации ( без боевой). А стоимость самолета? Ведь ни одна страна не приняла на вооружение из-за невостребованности. Почитайте статью в "Уголке неба". Хотя самолет необычный , даже красивый. Спасибо за диалог!
                      1. -1
                        23 апреля 2025 16:41
                        [media=https://vkvideo.ru/video514530581_456239403?ref_domain=yastatic.net]
                        Цитата: AMG
                        Поразить из пушки стоящий на месте танк с расстояния 1000 возможно и можно. А если танк движется, а если по самолету в это время стреляют из чего-либо, и во время "горки" и во время ухода. Для пуска ракет ведь нужно набирать высоту и риски сразу увеличиваются.

                        В боевых условиях поражали, неоднократно, что движущиеся, что неподвижные.

                        https://nationalinterest.org/blog/buzz/record-how-2-10warthog-pilots-destroyed-23-tanks-one-day-65921

                        В том числе и технику британских союзников.

                        https://www.calendarz.com/ru/on-this-day/march/28/friendly-fire

                        Единственно, борт танков Т-72 30 мм снаряды выпущенные с А-10А как правило не пробивали. ВВС США тоже умели и умеют в экономию. 30 мм выстрел с бронебойным подкалиберным оперенным снарядом (БОПС ) с отделяющимся поддоном в боекомплект пушки GAU-8/A так и не был введён. А выстрел с БПС PGU-14/B с урановым сердечником по бронепробиваемости не дотягивает до того чтоб на характерных дистанциях стрельбы пробивать 80 мм броню. Но против лёгкой бронетехники бронепробиваемость PGU-14/B с огромным запасом.

                        Риски иллюстрируются потерями. Для Су-25, после появления к конце 1986 г. ПЗРК "Стингер", ПВО душманов создавала примерно такие же риски как армейская ПВО иракской армии для А-10А в 1991 г. в дни операции "Буря в пустыне".

                        А потом был единственный сбитый А-10А. Опять же в Ираке, когда в 2003 г. пилот штурмовика нарвался на всё ещё функционирующую БМ Roland-2:

                        https://vladimirkrym.livejournal.com/16065200.html

                        В ПВО Ирака была не только советская техника.
                        4 -ре войны, громко сказано, например в Афганистане просто не было танков.

                        Пушка А-10 оказалась крайне эффективна и против укрытой (в зданиях) и неукрытой пехоты, а так же автомобилей. Естественно в Афганистане эти пушки стреляли не бронебойными, а осколочно-зажигательными снарядами PGU-13/B.

                        И за все годы боевого применения в Афганистане ни одной боевой потери. Советских Су-25 в Афганистане было потеряно 36.

                        https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_потерь_самолётов_ВВС_СССР_в_Афганской_войне
                        А стоимость самолета? Ведь ни одна страна не приняла на вооружение из-за невостребованности.

                        Стоимость А-10А в сравнении с каким другим штурмовиком, турбовинтовым? А-10А серийно выпускался в 1975–1984 гг. Примерно тогда, когда европейские союзники США массово закупались американскими многоцелевым истребителями F-16A. Зачем им был тогда специализированный штурмовик? Тем более что у них был свой европейский реактивный штурмовик, франко-германский Dassault/Dornier Alpha Jet, серийно выпускавшийся в 1973-1991 гг. А после 1984 г. покупать стало уже нечего, серийный выпуск А-10А был прекращён.

                        Генералам ВВС США А-10 никогда не нравился. Была даже авантюрная попытка заменить его на штурмовую модификацию F-16 с 30 мм пушкой GAU-13/A в контейнере GPU-5/A Pave Claw. Попытка позорно провалилась. А вот Армии США А-10 всегда нравился. Единственный самолёт ВВС США способный своей пушкой решать задачи непосредственной авиационной поддержки когда противник засел буквально в нескольких десятках метров от американских солдат. А уж если в сотне другой метров, то вообще нет проблем. По сему неоднократные попытки ВВС США досрочно отправить А-10 на пенсию постоянно блокировались Армией США, с лоббированием запретов через Конгресс.
                        Почитайте статью в "Уголке неба".

                        В статье опубликованной на сайте "Уголок неба" не написано ничего такого что противоречило бы моим словам.
                        Спасибо за диалог!

                        Всегда рад.
                      2. AMG
                        +1
                        24 апреля 2025 10:50
                        И все таки, ни одна страна не приняла на вооружение, даже воинственные израильтяне. Цена -6,3 млн. долларов (1978 год) "Уголок неба". А с кем он воевал в Афганистане, где можно почитать? В свое время меня больше впечатлил "Скайхок". 25 лет производства, 42 года эксплуатации. Вьетнам, арабо-израильские войны и Фолькленды. 4 потопленных корабля, несколько поврежденных и все свободнопадающими бомбами, при том что не все взрывались. Вот это боевая биография! А "Альфа Джет", "Хоук" "Як-130" это все переделки из учебных самолетов. А если бы А-10 еще столкнулся с воздушным противником? Трудно представить, что было в Европе в случае большой войны.
                      3. 0
                        24 апреля 2025 13:11
                        Цитата: AMG
                        И все таки, ни одна страна не приняла на вооружение, даже воинственные израильтяне. Цена -6,3 млн. долларов (1978 год) "Уголок неба".

                        Почему Вы, вслед за автором "Уголок неба", считаете что это дорого?

                        https://discover.hubpages.com/education/The-F-16-Fighting-Falcon

                        "Стоимость F-16 выросла с первоначальной оценки в 4,6 миллиона долларов до более чем 6 миллионов долларов в 1975 году. В 1978 году она выросла до 12,322 миллиона долларов."

                        F-16A в 1978 году стоил вдвое дороже чем А-10А. При этом тот F-16A мог применять только УРВВ малой дальности и свободно падающие бомбы.

                        https://ru.wikipedia.org/wiki/McDonnell_Douglas_F-15_Eagle

                        "Согласно критикам, по состоянию на конец 1970-х годов стоимость одного F-15 составляла 20 млн долл."

                        https://www.cbo.gov/sites/default/files/96th-congress-1979-1980/reports/1979_03_navy.pdf

                        Should the Congress fund the Administration's fiscal
                        year 1980 requests for 24 F-14 and 15 F/A-18 aircraft at a cost of $666 million and $1,044 million, respectively?

                        Стоимость одного F-14A в 1980 году 666/24 = 27,75 млн. долларов. Одного F/A-18A (начало производства) - 1044/15 = 69,6 млн. долларов.

                        И где сегодня поступавшие в состав ВВС США F-15 выпуска конца 70-х начала 80-х, поступавшие в состав ВВС США тогда же F-16A первых серий, поступавшие в состав Авиации ВМС США палубные F-14A и первые F/A-18A? На boneyards баз хранения да в ломе цветных металлов?

                        Полностью избавится от нелюбимых А-10 ВВС США рассчитывают к 2029 году, когда самому "молодому" А-10 исполнится то ли 44 года, то ли 45 лет.
                        В свое время меня больше впечатлил "Скайхок". 25 лет производства, 42 года эксплуатации. Вьетнам, арабо-израильские войны и Фолькленды. 4 потопленных корабля, несколько поврежденных и все свободнопадающими бомбами, при том что не все взрывались.

                        А Вы сравните боевые потери. Проектировщики А-10А очень хорошо понимали те угрозы с которыми столкнется их самолёт. От того и столь развитый бортовой комплекс обороны, беспрецедентные меры по снижению инфракрасной сигнатуры, разнесенные в бронированных мотогондолах двигатели "экранируемые" при наблюдении спереди снизу и сзади снизу крылом и двухкилевым хвостовым оперением + наибольшая для одноместного штурмовика масса броневой защиты в 1310 кг.

                        Для сравнения на Су-25 изначально 755 кг. После экстренных, вызванных потерями от ПЗРК "Стингер" доработок, с 1988 г. 1100 кг.
                        А если бы А-10 еще столкнулся с воздушным противником? Трудно представить, что было в Европе в случае большой войны.

                        http://s92025sm.beget.tech/stat/A-10.pdf

                        "Во время учений Jaws II... Для имитации самолётов и вертолётов потенциального противника во время учений использовались самолёты Нортроп F-5 и вертолёты Белл UH-1. Было обнаружено, что применение самолётов F-5 для проведения эффективных атак против самолётов А-10 и боевых вертолётов, маневрирующих на малой высоте, сильно затруднено. Возможности противодействия со стороны вертолётов противника, как показали учения, являются незначительными."

                        Что было бы в Европе в случае большой войны НАТО и ОВД? В зависимости от того удалось бы избежать применения в ходе боевых действий ядерного оружия, или нет, ад был бы или только на тактическом поле боя, или на всём ТВД на всё возрастающую глубину. Ну а потом, по взглядам запугивавших тогдашних политиков тогдашних военных теоретиков, "неконтролируемая ядерная эскалация" и всеобщая ядерная война, в которой "победителей не будет".
                      4. AMG
                        +1
                        25 апреля 2025 16:57
                        Значить будет продолжение нашего дискута, это хорошо. Вы ничего не сказали о "подвигах" самолета в Афганистане. Цены тех лет большие для дозвукового самолета. Критиковать конструкторские решения того времени сейчас конечно легко, но попробую. Создавать противотанковый самолет с пушкой с дальностью стрельбы до 1,5 км ис боекомплектом 1350 снарядов анохронизм. А ракеты и бомбы - скажете Вы? А зачем тогда громадная пушка? Ведь есть выражение-самолет построен вокруг пушки. И это впериод начала бурного развития ракетного вооружения, в том числе и комплексов ПВО. Первый советский мобильный ЗРК "Круг" принят на вооружение в 1965 году. Да , он "обслуживал" средние высоты. Но тогда были еще и "Канберры", американские и французские, 2-х двигательные бомбардировщики, различные типы истребителей-бомбардировщиков ф-100, Ф-105 и т.д.(не хочу ошибаться, завис "Уголок неба". А в разработки уже шли маловысотные ЗРК. Выходит американцы из не предусмотрели. У них задачи ПВО лежали в основном на авиации. ЗСУ М247 и ЗРК "Маулер" они так и не доделали, поэтому и подумали что у нас будет тоже самое. Интересно базировались А-10 в Европе, где и каком количестве? Учения учениями, но реальность может приподнести сюрпризы. Со временем посчитаю продолжительность 4-х войн. Теперь Ваш ход, если не надоело .Еще дополнение, похожее расположение двигателей на амфибии БЕ-200. Как на Ваш взгляд? С уважением.
                      5. +1
                        26 апреля 2025 01:34
                        Цитата: AMG
                        Вы ничего не сказали о "подвигах" самолета в Афганистане.

                        А чего говорить то? Видео того как A-10A и А-10С воевали в Афганистане (любила американская пехоты снимать как "Тандерболт-2" занимается непосредственной авиационной поддержкой с пушкой GAU-8/A наперевес) полно на youtube.

                        Некоторая статистика. "Самолёты A-10 совершили 32% боевых вылетов в ходе операций «Иракская свобода» и «Несокрушимая свобода». В период с 2009 по 2012 год количество таких вылетов составляло от 27 800 до 34 500 в год. В первой половине 2013 года они совершили 11 189 боевых вылетов в Афганистане. С начала 2006 года по октябрь 2013 года A-10 выполнили 19% боевых вылетов в Ираке и Афганистане, больше, чем F-15E Strike Eagle и B-1B Lancer, но меньше, чем 33% вылетов F-16."
                        Цены тех лет большие для дозвукового самолета.

                        В сравнении с какими самолётами аналогичного назначения?

                        http://s92025sm.beget.tech/stat/A-10.pdf
                        А-10: "Стоимость всей программы самолета А-10 составляла в конце 1977 года по оценке с учётом инфляции 4,54 млрд. долларов при стоимости одного самолета 4,1 млн. долл. (6,27 млн. долл. с учётом стоимости наземного оборудования, запасных частей и разработки)[13]."

                        http://www.redov.ru/transport_i_aviacija/shturmoviki_i_istrebiteli_bombardirovshiki/p15.php

                        Alpha Jet: "Стоимость одного самолета (по курсу 1975 года) составляла 4,5 млн долл. в варианте штурмовика"
                        Критиковать конструкторские решения того времени сейчас конечно легко, но попробую. Создавать противотанковый самолет с пушкой с дальностью стрельбы до 1,5 км ис боекомплектом 1350 снарядов анохронизм.

                        Армия США до сих пор в восторге от этой пушки на А-10, её огневой производительности, точности и кучности. И в чём анахронизм? Главным противотанковым оружием A-10 была НЕ пушка, а УР AGM-65. При этом двухсекундная очередь из пушки, в принципе достаточная для поражения любого образца лёгкой/средней бронетехники, обходилась в 2800 долл., более чем на порядок дешевле ракеты AGM-65 c ТВ ГСН (37 000 долл.). Боезапаса в магазине хватало на десять двухсекундных очередей.
                        Ведь есть выражение-самолет построен вокруг пушки.

                        Построен. Масса всей конструкции с полным боезапасом ~1900 кг. И что. Отличная пушка. В реальных войнах отстреливали из GAU-8/A сотни тысяч снарядов.

                        На Су-25Т вообще 45 мм пушку хотели поставить, но не срослось.
                        И это впериод начала бурного развития ракетного вооружения, в том числе и комплексов ПВО.

                        И что ПВО? Во множестве войн, начиная с "Бури в пустыне" в 1991 г. и заканчивая действиями в небе Сирии в 2025 г.

                        https://www.flightglobal.com/fixed-wing/pentagon-confirms-a-10-strikes-in-syria-claiming-defence-of-us-forces/160969.article

                        Сбито 8 А-10. Практика — важнейший критерий истины. Самолёт разрабатывали люди которые знали про такие штуки как ПЗРК, ЗСУ и ЗРК ближнего действия "Стрела-1". Это для разработчиков Су-25 близкое знакомство их детища с ПЗРК "Стингер" стало шокирующим опытом. А боевые потери А-10 в ходе нескольких десятилетий войн и конфликтов ничтожны, не смотря на суммарно миллионы отстрелянных по реальным целям из пушек GAU-8/A 30 мм снарядов. Отстрелянных с малых и предельно малых высот.
                        Первый советский мобильный ЗРК "Круг" принят на вооружение в 1965 году. Да , он "обслуживал" средние высоты.

                        Единственный раз когда А-10 был сбит ЗРК не с ИК наведением ракет - это 2003 г. и ЗРК "Роланд-2".

                        Iraq is believed to have received 100 shelter-mounted Roland 2 on MAN 8×8 trucks and 13 self-propelled systems on the AMX-30R chassis during the 1980–88 Iran–Iraq War and they first went into action in 1982 claiming a F-4E Phantom and F-5E Tiger that year. Roland is believed to have shot down 2 Panavia Tornado aircraft and an A-6E TRAM Intruder[15] during Operation Desert Storm and an A-10 Thunderbolt during the Iraq War.

                        Ни ЗРК "Оса", ни ЗРК "Кроталь", ни ЗРК "Куб/Квадрат" ни разу не удалось. Чего про "Круг" то вспоминать?
                        Выходит американцы из не предусмотрели.

                        Всё американцы предусмотрели. Развитый БКО изначально с контейнером активных радиопомех AN/ALQ-119 и активных ИК помех AN/ALQ-132, позднее с контейнером AN/ALQ-131(V), ещё позднее AN/ALQ-184(V). СПО AN/ALR-46, затем AN/ALR-69, автоматы выброса ловушек АN/ ALE-40(V)10 аж на 480 патронов + экранированные хвостовым оперением с разнесенными килями разнесенные же на пилонах турбовентиляторные двигатели TF34-GE-100 с высокой степенью двухконтурности в мотогондолах с бронезащитой. Ну и конечно же сама прочная конструкция и броня, до бронезащиты пушечного магазина включительно.

                        Это разработчики Су-25 изначально даже автоматы выброса ИК ловушек не предусмотрели. Что уж говорить про двигатели со сниженной ИК сигнатурой и бронеперегородку между ними.

                        Впрочем:

                        https://pentagonus.ru/publ/materialy_posvjashheny/1970_1990_gg/primenenie_bortovykh_sredstv_rehb_v_vvs_ssha/120-1-0-1457
                        "Обобщая опыт локальных войн, испытаний и учений, американские специалисты пришли к выводу, что в некоторых тактических ситуациях для обеспечения скрытности действий нецелесообразно применять бортовые средства РЭБ ударных самолетов (например, штурмовиков А-10) при нанесении ими ударов с предельно малых высот по передовым частям наступающих войск противника. Считается, что в этом случае, действуя с высот порядка 30 м, самолеты будут обнаружены РЛС ЗРК и ЗА противника, но, используя высокие маневренные качества, успеют нанести удар, развернуться и выйти из зоны действия зенитных самоходных установок, прикрывающих бронетанковые войска, а ЗРК не смогут их обстрелять, так как находятся на некотором удалении от передовых наступающих частей и поэтому поздно обнаружат ударные самолеты."
                        Интересно базировались А-10 в Европе, где и каком количестве?

                        https://pentagonus.ru/publ/vooruzhjonnye_sily_ssha_1981/19-1-0-2367

                        "В составе ВВС США в Европейской зоне имеются три воздушные армии (3, 16 и 17-я), на их вооружении более 600 самолетов боевой авиации, в том числе: свыше 200 тактических истребителей F-4, до 160 истребителей-бомбардировщиков F-111, около 110 штурмовиков А-10 и примерно 50 тактических разведывательных самолетов RF-4C."

                        https://pentagonus.ru/publ/komandovanie_vvs_ssha_v_evropejskoj_zone/13-1-0-1324

                        "10 тиакр (авиабаза Олконбери) в 1987 году преобразовано из тактического разведывательного авиакрыла. В его состав вошли две эскадрильи штурмовиков А-10, выделенных из 81 тиакр. Кроме того, на авиабазе Олконбери развернута разведывательная эскадрилья, вооруженная высотными самолетами TR-1 (рис. 3, созданы на базе стратегического самолета-разведчика U-2), которые с помощью бортовой РЛС бокового обзора способны вести воздушную разведку приграничной полосы стран Варшавского Договора без нарушения их воздушного пространства.

                        [...]

                        81 тиакр вооружено штурмовиками А-10 «Тандерболт-2», предназначенными для борьбы с танками и другими малоразмерными целями на поле боя и в тактической глубине обороны противника. В нем четыре авиационные эскадрильи (в каждой 18 самолетов). Местами их постоянной дислокации являются авиабазы Бентуотерс и Вудбридж. Однако задачи боевой подготовки они отрабатывают, как правило, с аэродромов, расположенных на территории ФРГ, где периодически базируется по шесть— восемь машин. Сообщается, что для эскадрилий штурмовиков А-10 командование ВВС США имеет также передовые авиабазы в ФРГ (Ольхорн, Зембах, Нервених и Лепгейм) вблизи границ со странами Варшавского Договора и закрепленные за ними сектора действий. Летчикам этих подразделений уже в мирное время предписывается детально их изучать. В составе 81 тиакр имеется 525-я учебно-тренировочная эскадрилья, которую официально называют эскадрилья «агрессор». Она вооружена самолетами F-5E и предназначена для обозначения действий советских истребителей в ходе практической отработки боевых задач. На ее вооружение планируется получить истребители F-16."
                        Со временем посчитаю продолжительность 4-х войн.

                        Прибавьте Ливию 2011 г. и Сирию с 2015 г. по настоящее время.
                        Еще дополнение, похожее расположение двигателей на амфибии БЕ-200.

                        На Бе-200 точно не с целью их экранирования от ГСН ракет ПЗРК и защиты от прямого обстрела стрелково-пушечным вооружением с земли крылом и хвостовым оперением. Как и на А-40 разместили в максимально защищенной от брызг зоне.

                        С уважением.
                      6. AMG
                        +1
                        27 апреля 2025 07:24
                        Понимаю для чего на самолетах -амфибиях так размещают двигатели, особенно ярко смотрится на ВВА-14. просто подчеркнул сходство. Операция в Югославии длилась 78 дней. Это не война, а избиение. Противостоящее ПВО-!Стрела-2" и ЗРК-125.Там был "триумф" Ф-117, очередного американского увлечения.
                      7. +1
                        28 апреля 2025 03:13
                        Цитата: AMG
                        Операция в Югославии длилась 78 дней. Это не война, а избиение. Противостоящее ПВО-!Стрела-2" и ЗРК-125.

                        https://otherreferats.allbest.ru/history/00153217_0.html

                        "...По состоянию на 24.03.99 войска ПВО ВЮ располагали 60 (по другим данным - 40) стационарными ЗРК советского производства системы С-75М «Двина» (организационно сведены в 8 дивизионов), 60 возимыми ЗРК С-125 «Печора» и «Нева М1А» (15 дивизионов) и 68 (по другим данным - 80) самоходными ЗРК 2К12 «Куб» и «Квадрат» (16 отдельных батарей). Части ПВО сухопутных войск располагали примерно 1 500 зенитными орудиями различных систем и калибров преимущественно югославского производства, 54 советскими зенитными самоходными установками ЗСУ-57-2 и несколькими сотнями югославских самоходных зенитных установок, в целом сведенными в 15 зенитно-артиллерийских полков. Кроме того, на вооружении сухопутных войск находилось 113 (по другим данным - 130) самоходных ЗРК «Стрела-1М», 17 самоходных ЗРК «Стрела-10М3» и около 500 (по другим данным - до 800) ПЗРК «Стрела-2М» и «Игла». ВМФ Югославии располагал примерно сотней стволов разнокалиберной зенитной артиллерии и двумя ЗРК «Оса М»..."
                        Там был "триумф" Ф-117, очередного американского увлечения.

                        Определенный успех против А-10А тоже имел место. Но конечно не такой полный, как в случае сбитого F-117A.

                        Подбитый штурмовик A-10A с регистрационным номер 81-0967 был отремонтирован и продолжил службу. Уже в XXI веке был модернизирован до варианта A-10C.

                        https://www.airplane-pictures.net/apng_registration.php?apqid=81-0967
                      8. AMG
                        0
                        2 мая 2025 19:48
                        Количественный состав югославской ПВО конечно впечатляет. Но ведь Вы лучше меня насколько это все это морально и физически устарело, и ЗРК С-75 и САУ-57-2, и сотни стволов 20-40 мм. И территория просматриваемая насквозь, и кругом враги. У Вьетнама хоть Китай был за спиной. А с той поры насколько продвинулась техника у Запада? А в Афганистане какие цели были у А-10, кишлак или пулеметное гнездо? Как конструкция возможно и удачная, но на "героя" не тянет.
                      9. 0
                        3 мая 2025 16:59
                        Цитата: AMG
                        У Вьетнама хоть Китай был за спиной. А с той поры насколько продвинулась техника у Запада?

                        Если брать за основу заявленную американцами статистику то во Вьетнаме у них одна потеря (по всем причинам) приходилась примерно на 2,3 тыс. боевых вылетов пилотируемых самолётов. Но нас ведь интересуют самолёты-штурмовики. Если брать статистику А-10А и AO-10A в ходе "Бури в пустыне" то одна боевая потеря штурмовика пришлась на 1350 боевых вылетов. Югославская ПВО была оценена в книге "A-10s Over Kosovo: The Victory of Airpower over a Fielded Army as Told by the Airmen Who Fought in Operation Allied Force" следующим образом (стр. 85):

                        https://media.defense.gov/2017/Mar/31/2001724978/-1/-1/0/B_0090_HAAVE_HAUN_A10S_OVER_KOSOVO.PDF

                        The Serbs had a fully integrated, robust, and lethal air defense system and used it cunningly, firing over 700 missiles and millions of rounds of AAA.

                        "Сербы располагали полностью интегрированной, надежной и смертоносной системой противовоздушной обороны и умело использовали ее, выпустив более 700 ракет и миллионы снарядов зенитной артиллерии."

                        Потерь сбитыми А-10А и OA-10A в ходе воздушной кампании против Югославии не понесли, только поврежденными, хотя и выполнили свыше 1,4 тыс. боевых вылетов, действуя в том числе с малых высот и расстреляв в ходе штурмовых ударов не менее 30 тыс. 30 мм снарядов PGU-14/B с сердечником из обеднённого урана (по другим данным 40-50 тыс. таких снарядов).

                        По поводу продвинутости техники. К 1999 г. БКО А-10А конечно продвинулся в сравнении с тем что был в 1977 г. Но продвинулся лишь в вопросе установки станции предупреждения о ракетной атаке AN/AAR-47 и полной замены устаревшего контейнера активных помех AN/ALQ-119(V), на AN/ALQ-131(V) или AN/ALQ-184(V) (модернизированный AN/ALQ-119), отказа от использования окончательно устаревшей контейнерной станции активных ИК помех AN/ALQ-132 и замены контейнерной системы выброса ДО и ИК ловушек AN/ALE-37A на встроенную АN/ ALE-40(V)10 с обновлённой логикой работы и с более современными помеховыми патронами с дипольными отражателями и ИК- ловушками.

                        Что ж, в результате югославская ПВО добилась попаданий как считается двумя ЗУР ПЗРК "Стрела-2М". Одно попадание раскурочило и частично сорвало обшивку мотогондолы и размочалило один двигатель. Попадание в другой штурмовик видимо тоже вывело из строя двигатель, хотя заявлено что ракета не взорвалась (у ЗУР ПЗРК "Стрела-2М" только контактный датчик цели). Фото второго подбитого в югославском небе штурмовика широкого распространения не получили.
                      10. AMG
                        0
                        4 мая 2025 20:45
                        Благодарю за продолжение. Похвала американцев много стоит, тем самым они как бы подчеркивают свою доблесть. Три сотни крылатых ракет наверняка были предназначены стационарным ЗРК и РЛС. А без средств наведения бессильны и сотни стволов зенитных орудий и даже "Стрелы"-!,2. Последние работают только в светлое время. Если ошибаюсь Вы меня поправите. Насколько известно Вам не чужда танковая тема. Тогда вопрос, почему американцы не довели в свое время до ума свой "Блок 3", а сейчас возвращаются к этой теме?
                      11. 0
                        5 мая 2025 02:14
                        Цитата: AMG
                        Последние работают только в светлое время. Если ошибаюсь Вы меня поправите.

                        Да, ПЗРК и ЗРК ближнего действия для работы ночью требуется ночное прицельное оборудование. Иначе они эффективны только в светлое время суток. Ну так и А-10А мог прицельно работать только в светлое время суток. Поисково-прицельный контейнер Sniper XR обеспечивающий круглосуточное боевое применение - это уже A-10C начиная с 2007 года. А до этого разве что очки ночного видения прицеливание через ИК ГСН модификаций ракет AGM-65. Всё это требовало - требовался очень высокий уровень подготовки, и даже при этом уровне эффективность была весьма посредственная.
                        Тогда вопрос, почему американцы не довели в свое время до ума свой "Блок 3", а сейчас возвращаются к этой теме?

                        Готовились встретиться с FST-2 (Future Soviet Tank-2), но так и не встретились. К настоящему времени модернизационный потенциал в модификации известной как M1A2 SEPv3 практически исчерпан. Надо отходить от классической компоновки. На опытном танке AbramsX так и сделали.
                      12. AMG
                        0
                        2 мая 2025 20:03
                        Еще вопрос, может Вы знаете сколько этих самолетов находится в Девис-Монтене?
                      13. 0
                        3 мая 2025 17:21
                        https://www.amarcexperience.com/ui/index.php?option=com_content&view=article&id=205&Itemid=274#

                        178. Из них 128 A-10C.
                      14. AMG
                        0
                        3 мая 2025 22:31
                        Спасибо за довольно обширную информацию.
                      15. AMG
                        +1
                        25 апреля 2025 22:06
                        Прошу сообщить откуда такой материал.http://s92025sm.beget.tech/stat/A-10.pdf
                      16. +1
                        25 апреля 2025 22:40
                        https://tsagi.ru/institute/publications/technical_information/

                        Журнал «Техническая информация» (ТИ) является периодическим изданием Центрального аэрогидродинамического института имени проф. Н.Е. Жуковского.

                        Журнал был создан на основе издания «Экспресс-информация», регулярно выпускавшегося Бюро новой техники ЦАГИ с 1937 г. Издание «Техническая информация» выходит с 1939 г. Среди редакторов журнала были главный конструктор С.А. Кочеригин и сотрудники БНТ Г.А. Лебедев, Е.И. Сухоцкий, Ю.Я. Шилов. С 1983 г. редактором стал Е.И. Ружицкий. Тираж журнала «Техническая информация» — до 2 800 экз.

                        Основными задачами издания являются:

                        информационное обеспечение предприятий авиапромышленности на основе анализа достижений мирового и российского авиастроения, тенденций развития перспективных технологий, а также опыта эксплуатации авиационной техники;
                        ознакомление с конкретными образцами современной гражданской авиационной техники и
                        освещение проходящих в России и в мире выставок и конференций по авиационной тематике.

                        В современном виде журнал издается ежеквартально, 4 выпуска в год. Объем каждого выпуска около 40 страниц. Рассылается подписчикам в печатном и в электронном виде (формат — pdf).

                        В данном случае по ссылке скан статьи опубликованной в № 15 журнала за 1978 год.

                        P.S. Можете тут попытаться скачать некоторые старые номера журнала:

                        https://m.eruditor.one/files/science/transport/aircrafting/periodic/cagi_tehnicheskaya_informaciya/
                      17. AMG
                        +1
                        26 апреля 2025 08:38
                        Глубоко копаете, достойно уважения. Прочитал некоторые Ваши комментарии. Кто Вы по профессии, если не секрет?
                      18. +1
                        28 апреля 2025 03:24
                        Врать не хочу, а честно ответить не могу.
                      19. AMG
                        +1
                        28 апреля 2025 07:03
                        Спасибо! Достойный ответ.
      2. 0
        26 марта 2025 16:34
        Цитата: vovochkarzhevsky
        Самый дебильный ударный самолёт. Даже странно, как в США протащили этот проект.

        Так это нишевая машина - только для конфликтов низкой интенсивности и только в местах, где противник - не прокси какой-нибудь из держав. То есть, для курощения зусулов и прочих повстанцев, которым спонсоры пока что не выделили ПЗРК.
        С возможностью применения ганшипов вне этих рамок всё было ясно уже по итогам первого десятилетия их работы. Тогда все их последовательные модернизации со сменой базы (С-47 - С-119 - С-130) и вооружения (7,62 - 20 - 105 мм), чтобы уйти за радиус вьетнамской армейской ПВО, в итоге оказались биты, когда вьетнамцы зашли с козырей и выложили на стол 57-мм ЗА, ПЗРК и козырный туз - СА-75. smile
        А дальше всё шло по инерции. Плюс сыграл роль действовавший контроль за распространением ПЗРК, рухнувший, ПМСМ, только в 2000-х.
        1. -1
          26 марта 2025 17:01
          Так это нишевая машина - только для конфликтов низкой интенсивности и только в местах, где противник - не прокси какой-нибудь из держав.


          Да даже так. Зачем устанавливать на самолёт пушки такого калибра (пушка это средство доставки боеприпаса), если самолёт сам по себе уже средство доставки боеприпаса?
          Да вместо того чтобы возить лишнее железо (пушки) проще подвесить кассеты с бомбами малого калибра.
          Тем более, что бортовая стрельба точностью не отличается.
          1. 0
            26 марта 2025 20:32
            Цитата: vovochkarzhevsky
            Да даже так. Зачем устанавливать на самолёт пушки такого калибра (пушка это средство доставки боеприпаса), если самолёт сам по себе уже средство доставки боеприпаса?

            Инерция мышления и эволюционное развитие. 7,62 -> 20 -> 40 -> 105 мм.
            Цитата: vovochkarzhevsky
            Да вместо того чтобы возить лишнее железо (пушки) проще подвесить кассеты с бомбами малого калибра.

            Так исходно от ганшипа требовали дежурить в зоне и время от времени работать по точечным целям с высокой точностью. И при стрельбе с круга на полигоне последнее получалось. А почти сотня 105-мм снарядов позволяла растянуть БК на всё время дежурства.

            Самое же забавное, что эволюция ганшипов полностью повторила их морских одноимённых собратьев. Сначала - постоянное увеличение калибра, чтобы доставлять более могущественные снаряды на большую дальность. А когда конструкция была вылизана до предела - внезапно наступила ракетная эра (противник обзавёлся ПЗРК). И началось уменьшение количества стрелкового вооружения и превращение из ганшипов в мисслшипы - носители УРО, УАБ и КАБ.
            1. 0
              26 марта 2025 20:45
              Так исходно от ганшипа требовали дежурить в зоне и время от времени работать по точечным целям с высокой точностью. И при стрельбе с круга на полигоне последнее получалось. А почти сотня 105-мм снарядов позволяла растянуть БК на всё время дежурства.


              Да какая там точность. Это самые плохие условия стрельбы под 90 градусов к траектории полёта. Единственный способ хоть как-то повысить точность, это крутить вираж с центром в районе цели. Что на практике выполнить крайне сложно.
              Короче, это пуляние в ту сторону. не более.
              В Афгане, на вертолёты ставили ПКТ в шкворневые установки. Чисто психологическая стрельба была.
    3. +1
      26 марта 2025 14:35
      Добрый день Владислав ! Спасибо ! И спасибо за то что напомнили о 105 мм орудиях. Вы правы, так и есть. В голове крутился АС -119 "Провайдер" несуразный самолётик, но очень симпатичный, не зря его так полюбил Голливуд. На "Геркулесах" (АС-130) ставили безоткатки 105 мм, но по-моему это было сильно после Вьетнама. В войне в Персидском заливе 1991 года и позже, если мне память не изменяет.
      1. +1
        26 марта 2025 16:41
        Цитата: sergeyketonov
        На "Геркулесах" (АС-130) ставили безоткатки 105 мм, но по-моему это было сильно после Вьетнама.

        Не безоткатки. На "Спектрах" АС-130Е стоят авиационные версии 105/32 гаубицы M102.

        И да, во Вьетнаме 105-мм АС-130Е были. Первый был сбит 30.03.1972 г.
      2. AMG
        0
        22 апреля 2025 16:19
        Какие безоткатки? Обычная гаубица М102, .американское безоткатное орудие М 40 имело калибр 106 мм.
    4. Комментарий был удален.
  2. +2
    26 марта 2025 06:33
    Так, танки Т-62 успешно поражались в верхнюю и бортовые проекции корпуса на дальности до 1200 метров, попадания снарядов вызывали возгорание топлива и взрыв боеприпасов (из официального отчёта испытаний, хотя есть большие сомнения насчёт пробития бортовой 80-мм брони).
    Продвинутые боеприпасы к этому орудию обеспечивают пробитие 110мм. стальной брони на дистанции 1000 метров. При стрельбе с самолёта дульная скорость снаряда неслабо возрастает, прибавляется скорость штурмовика - 100...200м/сек. К тому же темп стрельбы - 4200 выстр./мин.
    1. 0
      26 марта 2025 11:03
      Продвинутые боеприпасы к этому орудию обеспечивают пробитие 110мм. стальной брони на дистанции 1000 метров. При стрельбе с самолёта дульная скорость снаряда неслабо возрастает, прибавляется скорость штурмовика - 100...200м/сек. К тому же темп стрельбы - 4200 выстр./мин.


      Пушка хорошая, но с ней американцы как всегда опоздали. К тому времени войска насытили самоходными комплексами МЗА. И чтобы поразить цель, нужно входить в зону их поражения.
  3. +3
    26 марта 2025 09:42
    Мне все же кажется, что для именно непосредственной поддержки а 10 все же получше из-за высокого расположения двигателей.
  4. +2
    26 марта 2025 09:47
    Четыре раза прочитал заголовок! Ничего не понял! Автор! Ау!
    1. +1
      26 марта 2025 14:39
      Андрей . Добрый день. Не знаю почему весь заголовок не поместился, наверное какая-то техническая ошибка. Там должно быть - ".... с ВВС Республики Корея."
  5. -1
    23 апреля 2025 15:46
    Цитата: AMG
    Поразить из пушки стоящий на месте танк с расстояния 1000 возможно и можно. А если танк движется, а если по самолету в это время стреляют из чего-либо, и во время "горки" и во время ухода.

    В боевых условиях поражали, неоднократно, что движущиеся, что неподвижные.

    https://nationalinterest.org/blog/buzz/record-how-2-10warthog-pilots-destroyed-23-tanks-one-day-65921

    В том числе и технику британских союзников.

    https://www.calendarz.com/ru/on-this-day/march/28/friendly-fire

    Единственно, борт танков Т-72 30 мм снаряды с А-10А как правило не пробивали. ВВС США тоже умеют в экономию. 30 мм выстрел с бронебойным подкалиберным оперенным снарядом (БОПС ) с отделяющимся поддоном в боекомплект пушки GAU-8/A так и не был введён. А выстрел с БПС PGU-14/B с урановым сердечником по бронепробиваемости не дотягивает чтобы на характерных дистанциях стрельбы пробивать 80 мм броню. Но против лёгкой бронетехники бронепробиваемость PGU-14/B с огромным запасом.

    [media=https://vkvideo.ru/video514530581_456239403?ref_domain=yastatic.net]
  6. 0
    10 мая 2025 08:10
    Летающий танк, как и сухопутный созданы первоначально во время 1,2 Мировых для прорыва обороны. В настоящее время оборону нужно прорывать как то по другому; либо ТЯО либо под землей, а потом, после прорыва на глубину 50 км, можно пустить танки наземные и воздушные.
  7. 0
    10 мая 2025 08:23
    В условиях бесконечной войны в "нулях" и на ЛБС возможно появятся бронированные дроны - типа летающих танков достаточно дешевые для приобретения простыми обывателями. В этом случае возможны воскресные бои над территорией противника группой дроноводов с использованием личных бронированных беспилотников, вооруженных пулеметами.