Авиабаза Фэллон – тот самый «Топган»

13 323 11
Авиабаза Фэллон – тот самый «Топган»

В западной части штата Невада к юго-востоку от города Фэллон расположена авиабаза Naval Air Station Fallon (авиационная станция морской авиации «Фэллон») или сокращённо – NAS Fallon.


На авиабазе находится Центр боевого применения авиации ВМС США (Naval Aviation Warfighting Development Center (NAWDC) – Центр развития боевых действий морской авиации) в состав которого входят: Школа подготовки инструкторов истребительной авиации, Школа подготовки экипажей палубных самолётов ДРЛО, Курсы по применению авиационного вооружения, Центр разработки боевых действий палубной авиации, Школа передовых авиационных наводчиков, Школа экипажей поисково-спасательных вертолётов. В окрестностях авиабазы имеется полигон, над которым ведутся учебные воздушные бои и расположены мишенные поля для отработки ударов по наземным целям. Общая площадь территории авиабазы превышает 26 000 км².



Возникновение авиабазы и её использование в годы «холодной войны»


Строительство взлётно-посадочной полосы на месте будущей авиабазы Фэллон началось в конце 1942 года, вскоре после нападения Японии на Перл-Харбор, в рамках программы по созданию аэродромов, предназначенных для предотвращения японского вторжения. Вскоре аэродром был передан Морской авиации и использовался для обучения пилотов. После завершения Второй мировой эта территория с 1946 по 1951 год находилась в распоряжении Бюро по делам индейцев. В 1952 году авиабазу Фэллон вернули Военно-морским силам, и она служила для вспомогательных целей.

В период с 1956 году Командование противовоздушной обороны ВВС США развернуло на авиабазе Фэллон пост радиолокационного наблюдения, и сюда с авиабазы Гамильтон переехала 858-я радиолокационная эскадрилья наведения и управления, которая эксплуатировала радиолокаторы AN/MPS-7, AN/MPS-14, AN/FPS-3, AN/FPS-6 и AN/FPS-35. В начале 1970-х здесь развернули обзорную станцию сантиметрового диапазона AN/FPS-66А, с дальностью обнаружения около 300 км.


Спутниковый снимок Google Earth: радиолокационная станция AN/FPS-66А в окрестностях авиабазы Фэллон

Впоследствии радиолокатор AN/FPS-66А, установленный на окрашенном в красно-белые квадраты бетонном основании, находящийся в северо-западной части авиабазы, неоднократно модернизировали. Эта РЛС до сих пор используется для контроля воздушной обстановки и руководства полётами в окрестностях базы.

1 января 1972 года руководство ВМС США пересмотрело ценность NAS Fallon для морской авиации, повысив статус базы со вспомогательной до статуса полноценной военно-морской авиабазы, находящейся в непосредственном распоряжении Боевого авиационного командования. В связи с чем инфраструктура и лётное поле NAS Fallon подверглись реконструкции и расширению.

После этого в Фэллон развернули 127-ю ударную истребительную (штурмовую) эскадрилью «Desert Bogeys» (VFA-127), летавшую на самолётах A-4E и TA-4J Skyhawk.

Основная миссия заключалась в обучении пилотов палубной авиации. В том числе преподавали базовую и углублённую подготовку при выполнении слепых полётов по приборам, учились применению авиационных средств поражения (обычных и ядерных), бортовых средств радиоэлектронного противодействия, отрабатывали укороченные взлёт и посадку на полосу малой протяженности, навигацию на малых высотах, дозаправку в воздухе и ближний воздушный бой.

Как оказалось, реактивные штурмовики Douglas A-4 Skyhawk являлись сильным «спарринг-партнёром», по возможностям ведения воздушного боя «Скайхоки» были близки к советским истребителям МиГ-17, активно воевавшим во Вьетнаме.

В начале 1970-х на авиабазу Фэллон вместе со своими «Скайхоками» для углублённого обучения прибыли аргентинские и сингапурские лётчики.


Американские и сингапурские «Скайхоки» осуществляют полёт в одном строю в окрестностях авиабазы Фэллон

Во второй половине 1970-х задачи 127-й эскадрильи изменились. Теперь помимо борьбы с наземным ПВО здесь в основном учили ведению ближнего манёвренного боя и перехвату маловысотных воздушных целей. В 1980-е годы к «Скайхокам», задействованным в учебных боях, добавились реактивные двухместные учебно-тренировочные Northrop T-38B Talon. Для максимального «приближения к боевым условиям» при применении авиационного оружия использовались беспилотные радиоуправляемые мишени QT-38A Talon.


Радиоуправляемая мишень QT-38A

В ходе боевых действий в Юго-Восточной Азии к командованию авиации ВМС США пришло понимание, что предрекавшийся авиационными экспертами переход к дальним ракетным дуэлям между истребителями не состоялся, и больше внимания при обучении пилотов палубной авиации стали уделять ближнему манёвренному воздушному бою.


Для большего реализма на часть «Скайхоков» 127-й эскадрильи нанесли красные звёзды, номера и окраску, которые по представлениям американцев соответствовали принятой в советских военно-воздушных силах.

В 1980-е годы такой подход в части подготовки пилотов палубной авиации сохранился, что во многом было связано с тем, что у истребителей, базировавшихся на авианосцах, вероятность боестолкновений с самолётами ВВС других стран гораздо выше, чем у ВВС США.


На авиабазу Фэллон, которая являлась филиалом учебного центра Мирамар в Калифорнии, для участия в тренировочных воздушных боях и учениях на своей авиатехнике прибывали строевые палубные эскадрильи авиации. Помимо совершенствования навыков воздушного боя они также учились бороться с системами ПВО советского образца. Продолжительность курса обучения составляла четыре недели, итоговых учений – 7-10 дней.

Так как возможности базы уже не в полной мере соответствовали масштабам проводившихся здесь учений, она была в очередной раз расширена и реконструирована. В настоящее время на стоянках и в ангарах размещается более 80 самолётов и вертолётов различных типов, но в случае необходимости инфраструктура базы позволяет принять и обслужить вдвое большее количество летательных аппаратов.


Спутниковый снимок Google Earth: современное состояние авиабазы Фэллон

На авиабазе имеется три полосы, позволяющих независимо друг от друга осуществлять одновременные взлёты и посадки самолётов. Самая протяжённая асфальтобетонная ВПП имеет длину 4268 м, идущая параллельно ей бетонная – 3376 м, а расположенная под углом к ним ещё одна асфальтовая полоса – 2134 м.


Истребители F-5Е и F/A-18А в окраске, нетипичной для палубной авиации ВМС США, на стоянке авиабазы Фэллон

В 1987 году на вооружении 127-й эскадрильи появились истребители Northrop F-5Е Tiger II, а в 1992 году палубные McDonnell Douglas F/A-18А/В Hornet.

Авиабаза Фэллон после окончания «холодной войны» и в наше время


В 1996 году 127-ю эскадрилью расформировали. Вместо неё на авиабазу Фэллон с авиабазы Мирамар перевели 13-ю резервную тренировочную эскадрилью (VFC-13), также известную как «Fighting Saints», приписанную к Школе истребительного оружия (TOPGUN), в которой готовились лётчики-инструкторы и осуществлялось повышение квалификации пилотов строевых палубных эскадрилий. До этого авиабаза ВМС в Неваде была филиалом учебного центра Мирамар в Калифорнии.

Школа прославилась благодаря фильму 1986 года «Лучший стрелок» с Томом Крузом в главной роли и его сиквелу 2022 года.


Впрочем, упоминание «Лучшего стрелка» в школе влечёт за собой немедленный штраф в размере 5 долларов, поскольку считается противоречащим атмосфере профессионализма.

В Школе истребительного оружия основное внимание уделяется повышению личного мастерства рядовых пилотов. Продолжительность учебного курса обычно составляет 9 недель. За это время на практике изучается тактика ведения воздушного боя истребителей ВКС РФ и ВВС НОАК. В ходе занятий рассматриваются самые различные сценарии боевых действий, в том числе пилотов ВМС учат действовать в ситуациях, когда у них нет численного превосходства.

С самого начала работы школы «Топган» перед командованием ВМС США встал вопрос поиска достойных «спарринг-партнёров» для проведения учебных воздушных схваток. Для придания большего реализма вполне естественным было желание задействовать самолёты, неизвестные флотским пилотам. Первоначально в роли МиГ-21 выступали перехватчики Convair F-106 Delta Dart c треугольным крылом, обладавшие хорошими разгонными характеристиками. Однако манёвренные характеристики «Дельта Дарт» оставляли желать лучшего, и они для тренировок пилотов морской авиации эксплуатировались недолго.

Как уже говорилось выше, высокого реализма удалось добиться благодаря использованию в качестве условного противника штурмовиков А-4, учебно-тренировочных Т-38 и истребителей F-5.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-5 и F-18 на стоянке авиабазы Фэллон

Истребители «Тайгер-2» присутствуют на авиабазе Фэллон до сих пор. Это стало возможным благодаря тому, что примерно 10 лет назад в Швейцарии была выкуплена партия F-5E/F, построенных в конце 1970-х и имеющих большой остаточный ресурс.

После восстановительного ремонта и модернизации для имитации самолётов противника истребители, получившие обозначение F-5N, передали в 13-ю резервную эскадрилью.


Истребитель F-5N

Ликвидация Организации Варшавского договора и развал СССР привели к тому, что американцы получили возможность получить значительное количество боевых самолётов советского производства.


Спутниковый снимок Google Earth: авиатехника на стоянке музея Naval Air Station Fallon Air Park

В авиационном музее Naval Air Station Fallon Air Park, расположенном на территории авиабазы, помимо американской авиатехники, а также польских PZL Lim-5 и PZL Lim-6, имеются истребители МиГ-17Ф, МиГ-21бис, МиГ-23МФ и МиГ-29.

Истребители МиГ-21 и МиГ-29 на авиабазе Фэллон использовались для «совместного маневрирования» с палубными самолётами ВМС США до 2007 года.


В начале 1990-х в Школе истребительного оружия имелись штурмовики А-4Е, истребители F-5Е и F/А-18А/В, а также небольшое количество самолётов советского производства. Однако с учётом высокой интенсивности учебного процесса стало ясно, что имеющегося парка самолётов, предназначенных для имитации противника, явно недостаточно, и командование авиации флота приняло решение использовать для тренировок модифицированные F-16N. Эти облечённые машины, оснащённые дополнительной станцией постановки активных помех, переделаны из истребителей F-16A.

Таким образом, школа стала первой и единственной авиационной частью ВМС США, где эксплуатировались лёгкие однодвигательные F-16.


Всего к 1989 году было поставлено 26 самолётов, из них четыре в двухместном варианте – TF-16N.

Облегчённые «Сражающиеся Соколы» оказались очень сложным противником в ближнем воздушном бою для пилотов тяжелых палубных истребителей Grumman F-14 Tomcat.


Самолёты F-16N эксплуатировались очень интенсивно, к началу 21-го века выработали ресурс и были списаны. Ещё до выработки назначенного лётного ресурса на плоскостях и хвостовом оперении самолётов, подвергавшихся значительным перегрузкам во время учебных воздушных боёв, были обнаружены трещины, что делало полёты небезопасными. После вывода из эксплуатации F-16N их место на авиабазе Фэллон заняли F-16A/В.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-16 на стоянке авиабазы Фэллон

Эти самолёты, изначально построенные для Пакистана, но непоставленные из-за наложенных США санкций, были взяты с базы хранения Дэвис-Монтан. Перед отправкой в «Топган» они прошли восстановительный ремонт на авиабазе Тусон, где с истребителей было демонтировано вооружение, узлы подвески, изменено связное и навигационное оборудование. Исходя из опыта эксплуатации F-16N, усилению подверглись наиболее критичные к перегрузкам части планера.

Истребители F-16А/В, эксплуатировавшиеся в авиационной школе «Топган», также несли камуфляж, нехарактерный для ВВС и ВМС США.


В 2022 году стало известно, что 13-я резервная эскадрилья переходит на специально модифицированные для тренировочных целей истребители F-16C/D Block 30/32, снятые с вооружения ВВС США.

В 2020 году на авиабазе Фэллон появились истребители F-35C Lightning II, которые задействуются в тренировочных воздушных боях, что позволяет воспроизводить угрозы, которые несут малозаметные самолёты 5-го поколения.


Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-35 и F/А-18 и самолёт ДРЛО Е-2 на стоянке авиабазы Фэллон

Помимо Школы истребительного оружия в Центре развития боевых действий морской авиации имеются другие подразделения: Школа дальнего радиолокационного обнаружения (CAEWWS), которая также известна как TOPDOME, Школа бортового электронного оружия (HAVOC) и Школа подготовки экипажей вертолётов SH-60, HH-60 и MH-60.

Школа дальнего радиолокационного обнаружения ВМС США является американским подразделением, обеспечивающим углублённую подготовку пилотов и операторов палубных самолётов радиолокационного дозора Е-2С Hawkeye 2000 и E-2D Advanced Hawkeye.


Спутниковый снимок Google Earth: палубные самолёты ДРЛО Е-2 Hawkeye на стоянке авиабазы Фэллон

На постоянной основе на авиабазе присутствует 5-6 турбовинтовых самолётов ДРЛО. Офицеры наведения и лётчики модернизированных «Хокаев» круглый год учатся взаимодействовать с пилотами палубных истребителей, координируя их действия и информируя о воздушной обстановке.


Экипажи самолётов ДРЛО также принимают участие в регулярных учениях, в которых задействуются истребители школы «Топган». Обеспечивая информационную осведомлённость противоборствующих сторон и контролируя воздушную обстановку над авиационным полигоном.

В Школе бортового электронного оружия осуществляется обучение пилотов и операторов самолётов радиоэлектронной борьбы Boeing EA-18G Growler.


В прошлом в школе также эксплуатировались «летающие глушилки» Grumman EA-6В Prowler, но сейчас они сняты с вооружения и списаны.

В настоящее время в Школе подготовки экипажей вертолётов ведётся обучение команд, предназначенных для поиска и спасения лётчиков палубной авиации.


Вертолёт MH-60S

С 2011 года вертолётная спасательная группа «Longhorns» летает на Sikorsky MH-60S. До этого использовались вертолёты Bell UH-1N и Sikorsky SH-60F. Помимо выполнения своих прямых задач экипажи «Лонгхорнов» при взаимодействии с гражданскими структурами нередко задействуются для экстренной эвакуации пострадавших в дорожных происшествиях.

В 40 км к юго-востоку от NAS Fallon начинается граница Учебного комплекса Fallon Range (FRTC) — изолированная территория, находящаяся под контролем ВМС США, с четырьмя отдельными учебными полигонами.


Для отработки радиоэлектронной борьбы на специально оборудованных площадках развёрнуты реальные радары, станции подсвета и наведения зенитных ракет или их имитаторы, воспроизводящие режимы работы зенитных систем. Также имеются образцы советского производства, на которых тренируются экипажи самолётов постановщиков помех EA-18G Growler.


Спутниковый снимок Google Earth: разбомбленная «позиция ЗРК» на полигоне

На полигоне возведён мишенный комплекс: долговременные укрепления, воспроизводящие узлы обороны, аэродром с взлётно-посадочной полосой с рулёжными дорожками и капонирами, в которых установлены списанные самолёты. На окраине аэродрома имеются макеты ЗРК. В укрытиях и на дорогах в колоннах и поодиночке размещены грузовики, танки, бронетранспортёры. Каждые 2-3 месяца на полигоне организуются учения по подавлению средств ПВО и уничтожению наземных целей. Для этого сюда свозят списанную военную технику, используемую в роли мишеней.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    26 марта 2025 05:07
    Я слышал про эту авиабазу ранее, но некоторых фактов не знал, так что спасибо автору за расширение кругозора.
  2. +5
    26 марта 2025 07:31
    Смотрел на канале Хистори про эту базу, лет 6 назад, размах там впечатляет. Погодные условия почти идеальные всегда, позволяет хранить самолёты открыто весь год, ничего там не портится. Учебный центр классный, вложились туда по полной.
    1. +2
      26 марта 2025 13:20
      Цитата: Вадим С
      Учебный центр классный, вложились туда по полной.

      Статья замечательная. Как и учебный центр. Хочется верить, что наши учебные центры находятся на таком же уровне.
  3. +4
    26 марта 2025 10:58
    hi
    Как всегда, интересная статья!
    На авиабазе находится Центр боевого применения авиации ВМС США (Naval Aviation Warfighting Development Center (NAWDC) – Центр развития боевых действий морской авиации) в состав которого входят: .... Школа передовых авиационных наводчиков

    От работы ПАНов прежде всего зависит эффективность ударов авиации "по земле", особенно - если цель может перемещаться.
    Вот как оно в Лаосе, "Школа УСН": "Передовой авиа-наводчик.
    ПАНы это специалисты которые отучились в Е///// ВВАУ по профильной специальности. Вообще ни ССО ни в одном месте. Они нужны Родине, чтоб ползать по передку вместе с пехотой и давать целеуказания штурмовой и армейской авиации, а иногда и ФБ. Впервые они появились во времена Афганской войны, как своеобразный штрафбат для ФБ. Первые ПАНы это летчики, которые где-то неилюзорно накосячили и им казнь заменили на панство. )) Так как все косяки так, или иначе связаны с УСН (употреблением спиртных напитков), но без УСН - ПАН на рабочий режим не выходит, и поныне существует приказ о включении в снаряжение авианаводчиков поллитры спирта, или литра водки и на добавку две пачки сигарет. На харчи у аборигенов меняется прекрасно. И конечно является предметом лютого троллинга и зависти красных шапок на КПП.
    Охраняет его величество ПАНа целый взвод спецназа. ПАНы всем рассказывают, что в Афгане и в Чечне их голова стоила больше 2 тыс.$ даже больше чем голова летчика. Но мы-то с вами уже знаем, что летчики у нас одни. И не хватит в мире всех голов ПАНов, чтобы сравнялись со стоимостью мизинца синегрудого. ))
    По пескам ПАН разъезжает на специально для него заточенном БТРе, с личным водителем, который защищает тельце ПАНа и через специальную оптику изнутри можно рулить атакующими летающими аппаратами. В теории. На практике гоняют в обычном БТРе. Ибо специальный слишком палился необычными очертаниями и враги его на всякий пожарный ///ярили сразу из всех видов оружия. С ПАНом внутри конечно. И все машины кончились. Из специальной оптики у ПАНа есть бинокль 1954г.в., в руках руках карта и компас Адрианова, но для ////датых селфи можно взять и дальномер-целеуказатель, если дадут. Когда прилетают злые грачи, или крокодилы, ПАН по рации объясняет экипажу как выглядит цель и как её лучше ///сти, и выдав добро на работу начинает героически ////бывать на//// наперегонки со взводом СпН с того места с которого нажал тангету. Так как через пару минут в него начинают лететь мины (пеленгуют сразу) но на бегу продолжая одним глазом смотреть на цель. Иногда им дают посмотреть как ССО с помощью приборов, про которые мы вам не расскажем, подсвечивают лучем лязера цели для боеприпасов с ЛГСН, или как работают по КРУС и как потом уши разлетаются в разные стороны. Вобщем очень интересная профессия. Записывайтесь в ближайшем военкомате!"
    (с) Файтербомбер

    Ну и вот: https://vk.com/@-213315029-o-vzaimodeistvii-s-aviaciei

    В надежде, что автор все же напишет о Школе передовых авиационных наводчиков...
    feel
    1. +4
      26 марта 2025 11:14
      Андрей, приветствую!
      Цитата: Wildcat
      В надежде, что автор все же напишет о Школе передовых авиационных наводчиков...

      Андрей, я пишу о том, в чём хоть немного разбираюсь. Тема передовых авиационных наводчиков очень интересная, но в неё надо погружаться. Я хоть и проходил в своё время общевойсковую подготовку, но она была весьма поверхностная и очень давно. request
      1. +3
        26 марта 2025 11:24
        Добрый день!
        Ни в коем случае не настаиваю на своих "хотелках"! feel
        1. +5
          26 марта 2025 11:49
          Это будет следующая публикация.
          Стараюсь не зацикливаться и менять темы.
          1. +4
            26 марта 2025 11:55
            "Лайк не глядя и заранее"!!!
            Про "ядерную губку" мало кто пишет!
            "Что такое «ядерная губка» (Nuclear Sponge)? Концепция, согласно которой противник, желающий совершить ядерное нападение на США, не может оставить без внимания их ядерный потенциал. Поражение авиационной компоненты требует уничтожения нескольких авиабаз и попытки перехватить самолеты в воздухе; подводной — уничтожения нескольких баз подлодок и попытки уничтожить их в море: все это требует только нескольких боеголовок баллистических ракет (разумеется, еще и неядерных средств, возможно, в случае субмарин еще и несозданных, но в данном случае речь о потенциале компонентов «впитывать» ядерные удары).
            Тогда как для уничтожения шахтных МБР необходимо поразить их баллистическими ракетами (крылатые ракеты, даже перспективные высокоскоростные летят слишком долго) 400 целей в виде пусковых шахт, желательно, вместе с 45 пунктами управления пуском. Заманчиво было бы поразить только последние, но они способны запускать не только «свои» ракеты, кроме того, команду на пуск может выдать и воздушный командный пункт. Однако поражение пунктов управления желательно, так как оно замедлит встречный удар. Таким образом, «губка» даже без резервирования наряда сил на поражение «впитывает» пятьсот боеголовок баллистических ракет, которые могли были быть направлены на другие цели. А это значительная доля российского арсенала, и то количество, которое Китай только планирует, по мнению американских алармистов, обрести. Таким образом, можно сказать, что старенькие «Minuteman III» в каком-то смысле представляют собой во много раз более эффективное средство ПРО, чем все созданное до сих пор и чем то, что можно будет создать в обозримом будущем."
            https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rubya-nogu-yadernomu-trenozhniku-boy-za-budushchee-shakhtnykh-mbr-v-ssha/?sphrase_id=141768755
            1. +3
              26 марта 2025 11:59
              Цитата: Wildcat
              Про "ядерную губку" мало кто пишет!

              Про "ядерную губку" будет вскользь и в самом конце. Основная часть посвящена испытательной инфраструктуре, системе боевого управления, развёртыванию и обслуживанию.
  4. +4
    26 марта 2025 11:20
    На авиабазе находится Центр боевого применения авиации ВМС США (Naval Aviation Warfighting Development Center (NAWDC) – Центр развития боевых действий морской авиации) в состав которого входят: .... Школа экипажей поисково-спасательных вертолётов.
    Зачем нужны спасатели - надеюсь и так понятно.

    И немного о Лаосе, разумеется: "ГОП - группа огневого прикрытия. Это те самые, которые прилетают в вертолёте ПСО выдавать (ну или получать) ///юлей за сбитых военлетов в самую ///орезку.
    Это те самые небесные ангелы - спасители лётчиков.
    ...
    Есть бомберский полк, где сбит уже ////// экипаж. И будут сбиты ещё.
    И они снова и снова идут в атаку.
    .....
    Это самая лучшая в мире работа.
    " (с) Файтербомбер

    Но в Лаосе все проще насчет Школы экипажей поисково-спасательных вертолётов: "...спрашивают как попасть в экипажи ПСО, на любые должности. Медики, ГОП и т.д.
    Никуда так не просятся, как в спасатели.
    Честно скажу, я не знаю как попасть. Ибо экипажи ПСО назначают. Спецназовцев в эти экипажи прикомандировывают.
    Я надеюсь, что когда весь этот ////дец закончится, мы перестанем заниматься ///ей и запилим отдельную службу поиска и спасания, в которой будут служить и работать люди которые всю свою жизнь будут заниматься ТОЛЬКО поиском, спасением и вытаскиванием из ////резок экипажей и всех кого нужно вытащить из //пы.
    Они будут уметь всё. Спасать на воде, в тылу противника, в горах, пустыня и лесах. Везде. И у них будет все что нужно для спасания.
    Причём последний пункт, мы возьмём на себя, если его не осилит государство."
    (с) Файтербомбер
  5. 0
    28 марта 2025 17:21
    Свежатина от Файтербомбера про ПАНов: "Олдскулы наверное помнят мой старинный пост про Передовых Авиационных Наводчиков?
    Канешн помнят. Даже я его помню.
    Что же изменилось за это время?
    Ну чуть поменялось все.
    Ныне ПАНы не ползают по передку, а находятся в нескольких километрах от передка и наводят авиацию имея пульт управления мавиком в одной руке и "Варевом" в другой руке.
    На шее при этом все так же висит советский бинокль 6х30. А и компас Адрианова канешн.
    Ну и да, никто ни БТРов ни отделения спецназа им уже не даёт. Не потому что не положено, а потому что нету.
    Вместо этого придумали им дать Мобильный Комплекс ПАН. Это китайский пикап, в который напихали всяких лазеров, антенн, биноклей, радиостанций за х///ард юаней и торжественно с фото-видео отчетом эту машину вручают ПАНу. Все хлопают, все радуются и кричат "Ура!".
    Как только камеру выключают, пикап переворачивают вверх тормашками, и все это дорогое барахло из него вытряхивают вместе с ПАНом и дальше на нем ездит какой нибудь начальник по своим делам.
    С одной стороны как бы жалко, с другой стороны такая красивая машина на передке проживёт секунд 15.
    В какой-то момент кто-то решил что ПАНов мало не бывает, и организовав ускоренные курсы "Выстрел" за пару дней начали клепать ПАНов в каждый взвод. Правда им не разрешили разговаривать с экипажами по радио, поэтому идея пошла немедленно по тому самому месту.
    Кроме летания на мавиках и подглядывания в бинокль, иногда выползают на передок посветить лазером для Х-38мл, но основа это конечно наведение армейской и изредка тактической авиации для поражения, наземных целей.
    Ну и теперь ПАНов готовит ЧВВАКУШ.
    Вооот.
    Ну и лётчиков в паны больше не ссылают. Ссылают сразу в мсп. Ок ок, пока больше не ссылают. )
    Конечно я описал штатно укомплектованного, сферического в вакууме ПАНа, всякие "Яесы", дроны, детекторы, плитники, метеостанции ,тепловизоры и т.д. от вас, тут не учитываются.
    Ну и конечно так как армия Лаоса многогранна и уникальна, то в зависимости от направления могут быть какие-то отклонения от стандарта."
    (с) Файтербомбер