Концерн «Калашников» разработал оптическую навигационную систему для БПЛА, обеспечивающую навигацию без спутников

24 301 29
Концерн «Калашников» разработал оптическую навигационную систему для БПЛА, обеспечивающую навигацию без спутников

Концерн «Калашников» разработал собственную бортовую оптическую навигационную систему (БОНС) для беспилотников. В ближайшее время систему опробуют в зоне СВО.

Специалисты концерна разработали новую оптическую навигационную систему, способную обеспечить полет беспилотника без использования глобальных навигационных спутниковых систем. БОНС устанавливается в БПЛА совместно с бортовой инерциальной навигационной системой, являясь дополнительным датчиком для ее коррекции. Как пояснили в концерне, система помогает БПЛА ориентироваться в условиях отсутствия сигналов спутниковой навигации.



Разработка предназначена для определения собственных географических координат беспилотника по изображению подстилающей поверхности. По результатам вычислений она выдает положение носителя, угол сноса, путевую скорость полета и передает всю необходимую информацию системе автоматического управления носителя.

- говорится в сообщении.


При отсутствии карты подстилающей поверхности, полете на малой высоте от 150 до 500 м или вне границ загруженной карты БОНС проводит расчет географических координат в режиме счисления пути.

В ближайшее время разработку «Калашникова» опробуют в зоне СВО, где противник глушит сигналы спутниковой навигации.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    21 марта 2025 12:23
    Концерн «Калашников» разработал собственную бортовую оптическую навигационную систему (БОНС) для беспилотников. В ближайшее время систему опробуют в зоне СВО.

    Больше БПЛА нашей армии разных, чтоб знал враг что с нами бодаться опасно... am
    1. +4
      21 марта 2025 12:48
      Вот ещё интересная задумка.БПЛА Аргус .Даже больше псевдоспутник с солнечными батареями.

      . Беспилотники смогут подниматься на высоту примерно 18-25 км и барражировать над заданным районом в течение месяца и более благодаря четырём электрическим двигателям. ... будет размещен оптический модуль с поворотной платформой, предназначенный для установки устройств для наблюдения и дистанционного зондирования Земли.


      https://www1.ru/news/2025/03/20/unikalnye-stratosfernye-bespilotniki-argus-s-vysotoi-poleta-do-25-km-nacali-vypuskat-v-rossii.html
  2. +1
    21 марта 2025 12:27
    И 200 гр тротила к нему нужно прикладывать ,как гарантия от попадания инфы в руки врага
    1. +1
      21 марта 2025 14:05
      Судя по картинкам выложенным с той стороны мушки, их БПЛА уже устойчиво применяют оптическую систему наведения на больших расстояниях.
      https://dzen.ru/a/Z9yS22VrjVU7PTGQ
      1. +1
        21 марта 2025 14:16
        Цитата: Аркадий007
        Судя по картинкам выложенным с той стороны мушки, их БПЛА уже устойчиво применяют оптическую систему наведения на больших расстояниях.
        https://dzen.ru/a/Z9yS22VrjVU7PTGQ


        Наши Герани тоже.
  3. 0
    21 марта 2025 12:28
    . Разработка предназначена для определения собственных географических координат беспилотника по изображению подстилающей поверхности


    "Пока противник готовится к наступлению, рисует карты местности, мы меняем окружающий ландшафт, причём вручную. В результате, противник на не знакомой местности теряется и приходит в полную не боеготовность. В этом наша сила" (х/ф "ДМБ").
    Шутка, конечно.... Понятно, что упомянутый в статье способ определения местоположения БПЛА, это всего лишь один из режимов работы бортового навигационного комплекса.
    ИМХО, проще и дешевле сделать астрокоррекцию, - Солнце, Луна и звёзды никуда не денутся, хотя и могут скрыться за облаками. Нужен комплексный подход.
  4. +1
    21 марта 2025 12:40
    Дай то бог,что бы все получилось. Нужная опция!
    1. +1
      21 марта 2025 12:50
      Цитата: Лимон
      Дай то бог,что бы все получилось. Нужная опция!

      И для ФАБ с УМПК тоже может подойти после успешных испытаний.
  5. +1
    21 марта 2025 12:42
    Раньше на море маяки выдавали не только световые, но и радио сигналы. Если не ошибаюсь, то в коротковолновом диапазоне. В отсутствии видимости можно было определять точку с помощью определения азимутов на них. Простейшая навигация без GPS.
    1. +3
      21 марта 2025 12:54
      . Если не ошибаюсь, то в коротковолновом диапазоне.

      Средние и длинные волны.
      . В отсутствии видимости можно было определять точку с помощью определения азимутов на них.

      И при наличии видимости тоже :-). Ничего не мешало включить "Румб", "Рыбку" или АРП-5 на дежурный приём :-). Только мало, кто хотел заморачиваться учётом радиодевиации. Тем более, что её определение в корабельных условиях, это почти что фикция, - слишком много там значащих факторов, не поддающихся учёту. Так - то и РНС можно для целей воздушной навигации использовать, у американцев, говорят, до сих пор где-то "Лоран - С" применяется... Только при наличии РЭБ, всё это летит в ж... пу. И остаётся только астрокоррекция и навигация по визуальным ориентирами, как в комплексе, упомянутом в статье.
      1. +1
        21 марта 2025 13:08
        . И остаётся только астрокоррекция и навигация по визуальным ориентирами, как в комплексе, упомянутом в статье.

        Хотя.... там вполне может быть реализована функция коррекции местоположения по рельефу местности. Хотя бы по данным от радиовысотомера....
        1. +1
          21 марта 2025 13:51
          Цитата: Brylevsky
          Хотя бы по данным от радиовысотомера....

          Радиовысотомер - это вроде сканирующего луча, так ? Для получения узнаваемой карты местности долго придётся лучом водить, да и полученная картинка может оказаться без характерных примет для узнавания. А вот описываемая технология похожа на визуальную ориентацию лётчика, берущего за ориентиры дороги и водоёмы. Дорогу высотомер вряд ли опознает.
          1. +1
            21 марта 2025 14:07
            .Для получения узнаваемой карты местности долго придётся лучом водить, да и полученная картинка может оказаться без характерных примет для узнавания

            Расскажите об этом навигационному комплексу крылатой ракеты, он это с интересом выслушает, наверное... коррекция местоположения по рельефу местности применяется в ракетном оружии с 60-х годов прошлого века и радиовысотомер играет там далеко не последнюю роль, хотя и не главную. А вы, скорее всего, имеете в виду радиолокатор бокового обзора, судя по вашему описанию.
            1. 0
              21 марта 2025 14:40
              Цитата: Brylevsky

              коррекция местоположения по рельефу местности применяется в ракетном оружии с 60-х годов прошлого века

              Вы не находите странным, что эта технология , по видимому, хорошо отработанная за прошедшие 60 лет - не стала востребованной в такой напряжённой ситуации, обусловленной РЭБ ? М.б. она хороша для ракет с большим радиусом поражения, нивелирующим погрешности этого способа навигации ?
              1. +1
                21 марта 2025 14:52
                Позвольте, ну как же "не стала"? Именно, что стала востребованной. Настольно, что давно применяется в автоматических системах наведения крылатых ракет... А сейчас, видимо, очередь дошла и до БПЛА. Технологии не стоят на месте :-). Принцип работы , во всех случаях, один и тот же: есть электронная карта местности (как именно она построена, значения не имеет), и есть датчик координат, информацию с которого компьютер "привязывает" к этой карте. Просто в одном случае в качестве датчика координат будет спутниковая навигационная система, а в другом - рельеф местности и аксиометры бортового навигационного комплекса. Либо комбинация (скорее всего, комбинация) этих двух систем.
                1. 0
                  21 марта 2025 14:54
                  Цитата: Brylevsky
                  А сейчас, видимо, очередь дошла и до БПЛА. .

                  Вот об этом , пока я не видел новостей
          2. +1
            21 марта 2025 14:29
            .А вот описываемая технология похожа на визуальную ориентацию лётчика, берущего за ориентиры дороги и водоёмы.

            Я думаю, там всё гораздо проще, и сложнее, одновременно.... Чтобы компютер мог уверенно опознавать визуальные образы, он должен быть подключён к специализированной нейросети и иметь на борту соответствующий софт. Получается, для обмена данными между бортовым компьютером навигационного комплекса и нейросетью должен быть организован радиоканал.... устойчивая работа которого в условиях применения РЭБ сомнительна, хотя и возможна, в принципе. Но зачем городить "огород", когда можно использовать уже давно отработанные решения? Летательный аппарат во время своего полёта строит трёхмерную карту местности с помощью РЛС бокового обзора; потом эта карта переносится в другой летательный аппарат, компютер которого "ищет" своё местоположение по рельефу местности, в случае, если GPS или "ГЛОНАСС" внезапно "отвалится", используя предыдущую информацию о своём местоположении (в навигации это и называется счисление, - плавание или полёт по известному курсу и расстоянию ). Технология эта давно отработана в ракетной технике.
            Лично у меня есть сомнение, что компьютер сможет уверенно идентифицировать рельеф местности, используя только оптику. Ну не верю я в это... Хотя бы потому, что местность, как бы это выразиться.... не всегда статична. Полагаю, вы осознаёте, что современное оружие способно изменить окружающую местность почти до неузнаваемости? А инженерные войска могут дополнить этот эффект. Хотя, вероятно, в комплексе, все оговорённые выше методы навигации и будут работать.
            1. +2
              21 марта 2025 14:50
              Цитата: Brylevsky
              вероятно, в комплексе, все оговорённые выше методы навигации и будут работать.

              Да, очевидно, что секрет живучести в мультимодальности систем.
              На счёт связи с нейросетью - м.б. всё и на борту, если атлас карт ограничен полётным заданием, а процессор , обрабатывающий графику - достаточно мощный.
              1. 0
                21 марта 2025 14:54
                . На счёт связи с нейросетью - м.б. всё и на борту,

                "Ланцет" :-)?
                1. 0
                  21 марта 2025 14:55
                  Цитата: Brylevsky
                  . На счёт связи с нейросетью - м.б. всё и на борту,

                  "Ланцет" :-)?

                  Всё может быть ..
    2. 0
      21 марта 2025 13:13
      . Раньше на море маяки выдавали не только световые, но и радио сигналы

      Маяки, которые когда-то, до появления спутниковых навигационных систем, были радиомаяками, теперь транслируют поправки к сигналам GPS. Это называется "дифференцированная GPS", DGPS. Так что, "старички" без работы не остались.
  6. 0
    21 марта 2025 12:53
    Главное, обеспечить систему собственным надежным самоликвидатором, на случай чего
  7. +1
    21 марта 2025 13:07
    На будущее ему бы еще вверху такую камеру поставить. И 2-ого оператора для защиты верхней полусферы предусмотреть. Массовое появление БПЛА-истребителей - уже сегодня. Воздушные бои ДЕСЯТКОВ дронов нападения и защиты - вопрос времени...
    1. +1
      21 марта 2025 14:13
      Намедни было сообщение, что ZALA реализовала систему защиты от атак в верхней полусфере, с использованием ИИ. В подтверждении видеокадры с хохялтского FPV. https://ya.ru/video/preview/18050577077768282833
  8. +1
    21 марта 2025 13:55
    Еще в 90-х вычисляли предполагаемые маршруты крылатых ракет Томагавков по допустимым градиентам высот. Но там должен был включатся радиовысотомер в зонах коррекции. Здесь решили сделать коррекцию с помощью фотографии. Интересно как это будет выглядеть ночью, да и в течении сезона картинка меняется или они только днем в хорошую погоду будут летать.
    1. +1
      21 марта 2025 14:33
      . Интересно как это будет выглядеть ночью, да и в течении сезона картинка меняется

      100 %.
      Но ведь можно чаще обновлять карту местности?
    2. 0
      21 марта 2025 16:18
      . Интересно как это будет выглядеть ночью,

      На "Томагавке" для этого используется лампа - вспышка. Дорогу себе подсвечивает, чтобы не заблудиться....
  9. 0
    21 марта 2025 23:00
    Полагаю речь идёт об ориентировании по векторной модели между азимутами на местности. Данная система координат должна быть экономичнее на расход памяти для массива данных о координатах. В десятки раз по сравнению с технологией подстилания графических снимков поверхности земли, и точнее. А инерциальная система движения объекта и оптический контроль дополняют систему данными о точном положении объекта. В данном случае беспилотника. Умнички ребята, респект!
    Ps: вот это уже моделирование серьёзного класса.
  10. 0
    22 марта 2025 00:23
    Разработка предназначена для определения собственных географических координат беспилотника по изображению подстилающей поверхности.

    Хорошая вещь! Противник глушит и наведение наших корректируемых бомбочек, может БОНС и тут будет полезен?
    Кстати такой принцип я предлагал полгода назад тут на ВО, но меня не поддержали, однако наши конструкторы видимо другого мнения!