Британский «уазик» собирается на покой

28 422 103
Британский «уазик» собирается на покой


Старикам здесь не место


Попытки найти правильную формулу легкого тактического автомобиля наблюдаются почти во всех армиях мира. Десятилетиями проверенным HMMWV и Gelandewagen прочат скорую замену новыми машинами, которые «быстрее, выше и сильнее». Всё так, но характерен современный опыт специальной военной операции. В первые месяцы конфликта различные «уазики» и им подобные автомобили действительно казались морально и технически устаревшими. Лишённые брони, они оставались беззащитными для осколков, а артиллерия в те времена правила балом.



Но всё поменялось, когда снарядов и ракет у обеих сторон конфликта стало не хватать. Сбросы с БПЛА и FPV-дроны стали главными, и они перевернули поле боя. Легкие бронированные автомобили оказались в меньшинстве. Не только потому, что они не защищают от прямого попадания беспилотников с кумулятивными БЧ, но и за счёт меньшей подвижности и большей заметности. А когда речь заходит о стоимости техники, бронированные машины кратно проигрывают старым-добрым «уазиками». Дело доходит до того, что на фронте в дело пошли багги, менее заметные и более манёвренные. Поэтому все перспективные программы перевооружения армейского сегмента легких тактических автомобилей должны быть пересмотрены.


Вероятнее всего, это коснётся и заслуженного Land Rover, 76-летие которого отмечают британцы. Время старичка сочтено – 21 февраля 2025 Министерство обороны опубликовало данные тендера:

«Министерству требуется легкое транспортное средство (LMV) в рамках Программы наземной мобильности (LMP). Специалисты рассмотрят несколько вариантов LMV, включая поставку колесной платформы, которая заменит нынешние Land Rover и Pinzgauer».


6×6 Pinzgauer используется для буксировки дрона Watchkeeper британской армии на базе ВВС Акротири, Кипр

То есть менять намерены не только Land Rover, ставший одним из символов Великобритании, но и менее известный Pinzgauer. Для начала разберёмся, что из себя представляют эти машины. Начнём с австрийского внедорожника бескапотной компоновки от фирмы Steyr-Daimler-Puch, первые прототипы которого появились в середине 60-х годов. Шестиколёсные варианты грузовичка успели засветиться на Украине, где славно горели под ударами наших бойцов. Это типичные армейские полуторки, отличающиеся неплохой проходимостью и предназначенные преимущественно для тыловой работы. Всё-таки размещение экипажа прямо над передней осью очень дорого обходится при наезде на мину.

Но это сейчас, а во времена холодной войны Pinzgauer, за неимением иного, эксплуатировали и в хвост и в гриву. В первую очередь, в качестве легкого артиллерийского тягача для орудий массой 1,5-1,8 тонны. После ряда модернизаций машина приобрела вполне современный вид и содержание – 105-115-сильные дизель, автоматическая 4-диапазонная КПП, дифференциал с электроблокировкой и дисковые тормоза. История Pinzgauer в Великобритании началась с 2000 года, когда лицензию на производство купила местная Automotiv Technik. Именно англичане сделали из машины бронированный вариант, облегчённый авиатранспортабельный RDV с парой пулемётов и «легкий оперативный автомобиль» LOV с тремя осями.


Если Pinzgauer за свою карьеру изменялся несерьёзно, то Land Rover, главный герой истории, прилично трансформировался за 76 лет. Условно это можно сравнить с превращением ГАЗ-69 в УАЗ-469. Первый появился в СССР ненамного позже Land Rover – в 1952 году – и стал идейным предшественником УАЗ-469. Ульяновская машина сильно задержалась и появилась на конвейере только в 1972 году. Вот и Land Rover Series I – это тот самый «козлик»: 50-сильный мотор, 4-ступенчатая КПП, 2-ступенчатая раздатка, рессорная подвеска и неразрезные мосты. ГАЗ-69 был несколько мощнее, хотя и был лишён четвёртой ступени в трансмиссии. То есть можно утверждать, что стартовые позиции у британской и советской внедорожной техники были аналогичные.

Land Rover растёт и развивается


Первая модернизация британского джипа пришлась уже на 1951 год, то есть спустя всего четыре года после запуска в серию. Это говорит о том, что в Land Rover поспешили и выпустили сыроватую машину. Новый джип получил имя Land Rover Series I Mk II, и ему достались 52-сильный мотор с обновлённой КПП. Первая «боевая» модификация внедорожника появилась в 1954 году и называлась она FN-18006. Машинка была для настоящих рэмбо – открытый всем ветрам кузов и целых три пулемёта для отстрела неугодных.

Были в истории Land Rover машины, в которых в упор нельзя было распознать происхождение. Речь о Land Rover Lightweight (Облегчённый), разработанном специально для британских десантников. Джип максимально облегчили, отчего на весах он тянул на 1140 кг против полутора тонн у классических Land Rover. Всё это было ради возможности переброски по воздуху на британском вертолёте Westland Wessex. Следующая версия Lightweight потяжелела до 1225 кг и выпускалась до 1985 года. Но в автомобильной истории эти изделия не особо заметны – в первую очередь из-за примитивного оформления, контрастирующего с ладными обводами аутентичного Land Rover.


Land Rover Lightweight

Со временем Land Rover стал настоящим символом британской армии, наряду с танком Challenger и БМП Warrior. Англичане насчитали не менее 65 модификаций внедорожника – здесь были полугусеничные транспортёры вооружений, санитарные автомобили, броневики, штабные транспорты, машины быстрого реагирования с пулемётами, ПТУРами и даже 20-мм пушками.

Британцы последние десятилетия воевали с партизанскими отрядами, и для этих целей Land Rover подходил слабо. Машина изначально не предназначалась для бронирования – дают о себе знать сравнительно небольшая полезная нагрузка и классическое шасси. 70 лет назад никто и думать не мог, что джип прослужит до 2030 года – именно на эту дату британцы планируют замену. Поэтому в конструкции не была предусмотрена противоминная стойкость. А это важнейшее качество в борьбе с повстанцами. Но не в полномасштабной войне. Когда сталкиваются державы сходного технологического уровня, сложных и дорогих транспортных средств может банально не хватить. Как, например, немцам не хватило под конец войны танков.

Вот и сейчас британцы заменяют Land Rover на защищённые и кратно более дорогие Force Protection Ocelot. В мирное время шаг вполне понятен, но как только начнётся реальная война, все Ocelot станут лёгкими мишенями для FPV. И британцам банально не на чем будет ездить. Напомним, к 2030 году Land Rover окончательно снимут с вооружения. Но пока до этого дело не дошло, армия модернизирует оставшиеся экземпляры. В сентябре прошлого года был подписан контракт стоимостью 71 миллион фунтов стерлингов (около 86 миллионов долларов США) на поставку запасных частей и прочих работ для Land Rover и Pinzgauer, а также для их прицепов.


Современный Land Rover в британской армии – это машина сугубо второго плана. Майор Дональд Уркухарт из 154-го (шотландского) полка Королевского корпуса свидетельствует:

«В настоящее время они используются в основном в учебных целях для развертывания и проведения операций. В операциях мы обычно стараемся использовать бронированную машину, поэтому это учебные платформы, обычно оснащенные радиостанциями и командными пунктами».

Но здесь же отдаёт дань живучести концепции, заданной ещё 76 лет назад:

«Эти автомобили по-прежнему очень успешны, потому что в них нет никакой электроники. В них нет электронного блока управления, поэтому их очень легко ремонтировать, и это, вероятно, их самая сильная сторона».

Конфликт на Украине показал, насколько этот тезис верен.

В лучшие годы выпускали по 80-90 тысяч Land Rover, 12-15 процентов из которых уходили в армию Великобритании, остальные распределялись по 140 странам.
103 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -7
    25 марта 2025 06:22
    21 век на дворе! Лёгкие вертолёты, ховербайки и прочие "леталки" нужны уже вчера, а не «Эти автомобили по-прежнему очень успешны, потому что в них нет никакой электроники. В них нет электронного блока управления, поэтому их очень легко ремонтировать, и это, вероятно, их самая сильная сторона».
    1. +5
      25 марта 2025 08:25
      вы имеете опыт эксплуатации хотя-бы десятка автомобилей в сложных климатических и дорожных условиях?
      1. +1
        25 марта 2025 10:25
        Ознакомьтесь с мнением парней на передке. " За сутки над позицией взвода насчитали 147 бпла. Подтянуть миномёт ближе 15 км. проблема. Минируются с воздуха все возможные пути подъезда. С "бабы яги" разбрасываются противопехотные мины замаскированные под траву. На передке с квадриков устанавливаются датчики движения". Это про бандерлогов! Хоть на поршаке, хоть на уазе добраться до передка-игра в рулетку! Мой "спич" за использование в текущей войне легких "леталок"! В плюсе скорость, снижение минной опастности, манёвренность! Сколько потеряли на минах! На фронте уже достаточно давно и экзоскилеты используют рядовые бойцы. Думают, анализируют, пробуют!
  2. +5
    25 марта 2025 06:32
    21 век на дворе! Лёгкие вертолёты, ховербайки и прочие "леталки" нужны уже вчера, а не «Эти автомобили по-прежнему очень успешны, потому что в них нет никакой электроники. В них нет электронного блока управления, поэтому их очень легко ремонтировать, и это, вероятно, их самая сильная сторона».

    Съездите на своем Майбахе, или Порше, напичканном электроникой, а то и ховербайке, или легком вертолете в зону боевых действий, если вернетесь, следующую поездку сделайте на УАЗе, и потом поделитесь с нами своими впечатлениями.
    1. +7
      25 марта 2025 08:22
      следующую поездку сделайте на УАЗе
      - тезка, найти сейчас Уаз без электроники задача не тривиальная, их просто не выпускают, и уже давно...
    2. 0
      25 марта 2025 10:32
      Ирония дело хорошее. Однако и вы узнайте что предпочтут бойцы: порш или уаз ( с его нынешним качеством изготовления и временем "жизни" на передке.) Про "экономику" можно поговорить, если определить цену жизни!
  3. AVP
    +5
    25 марта 2025 07:36
    простой как бревно, копеечный разъездной Жып, в армии будет актуален примерно всегда. поэтому что деф, что козёл - вечен для армии.
  4. +2
    25 марта 2025 07:53
    Замена может быть не очень удачной, как обычно бывает, повторить успех очень сложно. Нам вот тоже надо УАЗы заменить, много попыток но толку почти нет.
    1. +2
      25 марта 2025 08:13
      Это потому, что хотелки военных и хотелки производителей несколько разнЯтся.
      1. 0
        26 марта 2025 01:42
        хотелки военных это еще тот абсурд ! перед вторжением в германию в 1944 грау предложило
        военным миномет большого калибра который бил на 3 км но они захотели на 5 км
        в результате из за этого каприза было потеряно много жизней советских солдат
        указывает в своей книге Широкорад
  5. +1
    25 марта 2025 08:12
    Для боевых действий важна надёжность техники и простота её ремонта. Нужна техника, которая ремонтируется с помощью минимума инструментов и в кратчайшее время. В идеале молотком, кувалдой, отвёрткой и газовым ключом. Любая электроника в полевых условиях - зло. Даже простейший электронный реле-регулятор в случае его выхода из строя способен доставить массу проблем тому, кто не в теме.
    1. +2
      25 марта 2025 08:33
      В идеале молотком, кувалдой, отвёрткой и газовым ключом. Любая электроника в полевых условиях - зло

      При этом боевые действия в современных полевых условиях определяются высокотехнологичной электроникой - бпла, рэб, связь, приборы наблюдения, роботизированные платформы. Но, согласен, судя по всему транспорт нужен дешевый и максимально массовый.
      1. +1
        25 марта 2025 08:44
        боевые действия это одно, транспорт и логистика другое, да вооружение должно быть высокотехнологичным, а транспорт максимально простым и дешевым
      2. +2
        25 марта 2025 08:53
        То, что обеспечивает гарантированное поражение - не единичное изделие, сломался - возьмём другое. Связь, если она проводная с точки зрения безопасности и защищённости - лучше, с точки зрения мобильности - нет. Как говорится каждому овощу - своё время.
      3. -2
        25 марта 2025 10:36
        За "электронику" поставил плюс. А вот транспорт.....дешёвый-равно ломучий (что и наблюдаем). А уж его эффективность в нынешней обстановке "тысячи порезов"...!
        1. +1
          25 марта 2025 11:08
          А вот транспорт.....дешёвый-равно ломучий (что и наблюдаем)
          - не верно, это в нашей реальности в РФ так сейчас получилось в силу неправильной экономической политики, армейский автомобиль должен быть простым по конструкции как топор и соответственно недорогим
          1. -2
            25 марта 2025 12:18
            Вы опять исходите из глубоко ошибочной концепции простой техники как надежной. Это совершенно не так. Надежной является такая техника, где её элементы не подвергаются повышенным разрушающим нагрузкам. В некоторых случаях надежной является техника с дублированием функций и дублирующими системами как в авиации.
            Простая техника является крайне ненадёжной из-за высоких нагрузок на её критически важные элементы.
            1. +1
              25 марта 2025 12:29
              она ошибочна по Вашему мнению, а по моему нет, и в обратном вы меня убедить не сможете
              1. -1
                25 марта 2025 12:33
                Один простенький пример для "глубокого" теоретика. Когда создавали ШРУС и расширяли концепцию его применения, как раз и подчёркивали, что в отличие от крестовины нагруженность элементов ШРУСа в 10-16 раз ниже, отчего его надежность и долговечность в разы превосходит крестовину. А конструкция в разы сложнее.
                У вас похоже свой, отдельный от цивилизации путь, в примитивизм и упрощенчество.
                1. 0
                  25 марта 2025 12:37
                  Один простенький пример для "глубокого" теоретика.
                  - не надо иносказательно хамить
                  1. 0
                    25 марта 2025 12:43
                    Глубина мысли о необходимости упрощения техники и торжестве примитивизма не оставляет пространства для манёвров в высказываниях. Как правило адепты вашей теории невероятно агрессивны, потому извиняюсь.
                    1. -1
                      25 марта 2025 12:54
                      простая ситуация берем Уаз-31512/31514, простой карбюраторный и берем Уаз-хантер инжектор с электробензонасосом, у вас вышел из строя бензонасос, на какой машине вы сможете уехать без замены з/ч?
                      1. -3
                        25 марта 2025 12:58
                        А модификациями УАЗов дел не имел. Завод уличён в умышленном снижении надежности своих автомобилей. Там, скорее всего, вопрос в другом.
                        Зато имел опыт эксплуатации нового автомобиля с карбюраторным двигателем, а затем уже с инжекторным. Это небо и земля по пуску в холодное время хода, вообще по запуску двигателя и по надежности в работе.
                        А чтобы вышел из строя бензонасос на автомобиле с инжектором, вообще ни у кого не встречал, даже о таких случаях не слышал.
                      2. +1
                        25 марта 2025 13:07
                        тогда о чем мы можем спорить? я руководил автобазой санитарного автотранспорта с более сотней машин 8 лет, и чего я только не видел за это время
                      3. 0
                        25 марта 2025 13:10
                        Показатель опыта, но не научных знаний. Увы, ещё с давних времен есть нехорошая традиция, когда по-настоящему технически грамотный руководитель это редкость.
                2. -2
                  25 марта 2025 19:10
                  В любой технике могут быть конструктивные недостатки, а могут быть и недостатки при изготовлении деталей, сталь не того качества и тд, в первых 08, 09 быстро из строя выходили подшипники ступицы, были плохо смазаны. Позднее начали быстро хрустеть шрусы, закалка стали была некачественная. Крестовина это особенность конструкции заднеприводных автомобилей, в переднеприводных их нет, но своевременное проведение регламентных работ сводит к минимуму отказы в межсервисном пробеге. На поле боя ремонт проще проводить тогда, когда есть запчасти, в любом случае машину нужно эвакуировать с поля боя. Немецкий генерал-полковник Фриснер писал в мемуарах что у русских было мало различной техники, и поэтому проблем с запчастями было меньше, в отличии от вермахта.
                3. 0
                  27 марта 2025 16:17
                  Шрус конечно хорошо ,особенно по асфальту, а при движении по пересечённой местности резиновый пыльник Шруса ещё та защита, особенно при наличии кустарника. Пыльник рвётся внутрь попадает грязь, и ремонт вопрос времени. Кардан с крестовиной таких проблем не имеет. Замена крестовины проще и быстрее, не нужно домкратить, шрус тяжелее чем крестовина, и нужно сделать больше операций, по времени замены крестовина вне конкуренции быстро и дёшево.
          2. 0
            25 марта 2025 13:01
            Возможно недорого и просто, но не обязательно надёжно и точно не эффективно.
            1. +1
              25 марта 2025 13:13
              когда дорого и сложно тоже не обязательно надежно и эффективно.....
              1. +1
                25 марта 2025 13:20
                Дороговизна на войне..... а сколько стоит жизнь? При наличии мозгов, рационального мышления, необходимого эффекта гораздо проще достигать "имея широкие возможности", а не только "топор"
                1. +3
                  25 марта 2025 15:01
                  простой Уаз-31514 20 лет назад стоил 7тыс. долларов, его нынешний аналог Уаз-хантер стоит 18тыс. долларов, его напичкали электроникой сменили подвеску, мосты, на нем можно втопить на хорошей дороге 150км/ч, но в тайгу на 200-300-400 и более км я на нем не поеду, а на первом ездил и не раз
    2. +3
      25 марта 2025 08:40
      "Даже простейший электронный реле-регулятор в случае его выхода из строя способе"
      электромеханическое реле -регулятор - точно также. в данном случае, речь не о том- механическая, или электронная деталь вышла из строя, а об удобстве и простоте замены. хотя, поскольку авто на войне живёт значительно меньше, вполне хватит и электромеханических устройств
      1. +2
        25 марта 2025 08:47
        Есть схемы электрооборудования, в которых электромеханический РР так просто вместо электронного не вкрячишь. Сам с этим столкнулся в СА, когда с моего Краза спёрли РР. Даже с моим опытом радиолюбителя разобраться было не просто, в конце концов просто плюнул и тоже спёр, ибо машина была не строевая, а транспортная и в рейс приходилось ежедневно, иногда и довольно далеко от цивилизации.
        1. +2
          25 марта 2025 09:00
          "электромеханический РР так просто вместо электронного не вкрячишь"
          реле-регулятор на генератор можно легко поставить/ поменять любой на любой. ну, может, пару проводов лишних прикрутить. приходилось заниматься этим, в своё время. генераторы то, собственно, все одинаковые
          1. +1
            25 марта 2025 09:03
            Только для этого нужно косу в оплётке резать и разбираться в проводке, поскольку схемы (актуальной) нет, как и времени на это.
            1. +3
              25 марта 2025 09:06
              "Только для этого нужно косу в оплётке резать и разбираться в проводке, поскольку схемы "
              совсем необязательно. просто кидаешь новые провода поверх косы, и всё. да и какая "коса" на кразе?
              1. +1
                25 марта 2025 09:10
                От РР установлен на перегородке моторного отсека справа по ходу, от него несколько проводов идут в толстую косу. Генератор установлен спереди, из этой косы выходят провода к нему. А цвет их от времени уже не определить и пробника под рукой нет. А время поджимает, в рейс надоть.
                1. +3
                  25 марта 2025 09:16
                  " Генератор установлен спереди, из этой косы выходят провода к нему"
                  один провод, "+" на щётки. вот к нему и цепляй, что нужно. и, кстати, коса и жгут- разные вещи
                  "А цвет их от времени уже не определить и пробника"
                  прям снимаешь оболочку жгута на пару сантиметров, и волшебным образом появляются цвета laughing
                  1. +1
                    25 марта 2025 09:19
                    Всё так, только когда приходишь на выезд, который вкрай нужно сделать, а у тебя полная ж... время горит, а площадка ТЗ в 20-ти метрах...
                    1. +1
                      25 марта 2025 12:41
                      Вы описываете проблемы характерные для второй половины прошлого века, когда была ненадежная проводка и разъёмы. Эти проблемы во много решены и не имеют сейчас решающего значения.
                      Зато инжекторный двигатель многократно надежнее в эксплуатации, несмотря на сложность системы.
                      А сложности с электроникой во многом обусловлены умышленной сложностью её замены, закладываемой производителем. Другими словами, заложи блок управления в доступном места и в доступном для замены виде и всё будет в порядке. Просто это следующий этап развития, как в компьютерах легкость подключения внешних элементов.
                      1. +1
                        25 марта 2025 12:48
                        Мне просто интересно, а бензонасос высокого давления, ЭБУ запасные Вы собираетесь в виде лишнего груза с собой возить? А, да, датчик детонации, датчик давления во впускном коллекторе, форсунки, датчик положения коленвала, датчик положения распредвала, кислородный датчик, ах да, забыл диагностический прибор, иначе как Вы собираетесь определять неисправность, опять же модули зажигания запасные тоже нужны. То, что можно устранить на коленке за условно 10 минут, превращается в великую головную боль, а транспорт нужен здесь и сейчас. Никто не спорит, что инжектор лучше, просто не для всех условий он подходит. Где-то нужна простота, где-то мощь и экономичность.
                      2. -2
                        25 марта 2025 12:52
                        Большинство из перечисленных вами датчиков кратно надежнее карбюратора, и таки да, меняются на коленке, даже проще.
                        И настанут таки такие времена когда либо диагностический прибор не понадобится, он будет встроенным или будет простой способ подключения смартфона.
                      3. +1
                        25 марта 2025 12:58
                        Лично на своём авто менял датчики положения распредвала ТРИЖДЫ (естественно на оригинал). ELM и сейчас можно спокойно воткнуть в OBD разъём и связать со смартфоном, повторюсь Вы всё это будете в виде запчастей возить с собой? Настроить карбюратор совсем не сложно и работать он будет долго и счастливо, там ломаться НЕЧЕМУ, самое худшее, что с ним может произойти это загрязнение, отвинчиваешь винтик, чистишь сеточку и едешь дальше.
                      4. -2
                        25 марта 2025 13:03
                        "Не бери на понт" подобными сказочками. ELM, OBD термины такие страшные, прям закачаешься. Смартфон не берем с собой? Или переходник так велик и тяжел, что его в сумку гаечными ключами не поместить?
                        Датчики да, бывает попадаются ненадёжные, но они не сдыхают одномоментно. И критичным является лишь датчик положения коленвала, но с его поломками не сталкивался.
                      5. +1
                        25 марта 2025 13:09
                        OBD - диагностический разъём у авто, и вязать его со смартфоном просто так не получиться. ELM -устройство для связи смартфона с диагностическим разъёмом. Датчик коленвала, да выходит из строя редко. Да, без половины указанных датчиков машина всё равно будет ехать, но несколько хуже. А запасная машина у меня была и будет карбюраторной. Да, не очень быстро, не очень комфортно, не очень экономично, зато заведётся и поедет всегда... проверено...
                      6. -2
                        25 марта 2025 13:13
                        Вот как раз с тем, что заведется, в карбюраторных машинах и проблема. В инжекторных машинах проблемы завестись практически нет. Если вы, конечно догадались, что датчик положения распредвала у вас шалит и давно. Вот его неисправность как раз и не даёт исправно заводиться инжекторной машине, особенно в слякотную погоду.
                      7. 0
                        25 марта 2025 13:14
                        Если руки и голова на месте (Вас не имею в виду) карбюраторная машина заводится ВСЕГДА.
                      8. 0
                        25 марта 2025 13:18
                        На "Жигулях" водилы заслонку пассатижами выдирали, вот была жизнь! Не то, что нынешнее племя.
                      9. +1
                        25 марта 2025 13:21
                        Не стоит иронизировать, карбюратор карбюратору рознь, у "Солексов" конструкция проще, но они как раз и склонны к поломкам, "Озон" в этом отношении лучше и после некоторых доработок работает как часики.
                      10. -2
                        25 марта 2025 13:26
                        Не убедили, карбюраторная машина порой требует индивидуальной настройки вроде выставления углов зажигания и прочего. И требует крайне квалифицированного персонала. А на инжекторе это всё делает автоматика.
                        Проблема инжектора в том, что его как-то прекратили совершенствовать и очеловечивать. Перестали делать ещё более удобным для диагностики и ремонта. То ли "батя" помер и секрета не оставил, то ли ещё чего.
                      11. +1
                        25 марта 2025 13:29
                        Это Вы меня не убедили. Угол опережения зажигания выставляется на раз при помощи провода с лампочкой, обороты холостого хода с помощью покручивания двух винтиков на карбюраторе, на всё- про всё 30 минут времени и бутылка пива )))
                      12. -2
                        25 марта 2025 13:31
                        Это надо знать как делается. И просто лишь для того, кто владеет методикой.
                        И квалификация требуется не слабая, которая на инжекторе не требуется вовсе, там блок управления всё покажет, если захочет, конечно.
                      13. 0
                        25 марта 2025 13:33
                        Там на самом деле всё просто, в интернете все настройки описаны не раз, это просто кажется, что требуется "Великий гуру Сваминами, потомственный йог и целитель автомобилей"
                      14. 0
                        25 марта 2025 13:35
                        Знаете, всё кажется таким простым, когда умеешь и знаешь. Вот уже который раз приходит домой мастер по газовому оборудованию, а настроить ничего не может. И в интернете инструкция есть и просто всё, а уже пятый по счёту ничего не может.
                      15. 0
                        25 марта 2025 13:38
                        Ну что тут сказать, Хочешь сделать хорошо - сделай сам. Мне пришлось вызывать "мастера" по установке газового котла. Нет, сантехнику он развёл любо-дорого, а вот что касается дымохода, пришлось переделывать самому.
                      16. +1
                        25 марта 2025 14:06
                        Это Вы меня не убедили. Угол опережения зажигания выставляется на раз при помощи провода с лампочкой, обороты холостого хода с помощью покручивания двух винтиков на карбюраторе, на всё- про всё 30 минут времени и бутылка пива )))

                        Простая ситуация.
                        Дано: Я военнослужащий. Не подготовленный водитель, но уехать смогу. Обычный стрелок, дыхалка, физуха, 5ка по стрельбе и крепкие нервы - больше от меня не требуется.
                        Задача: На авто, простоявшем Н времени в лесополосе или брошенном или найденом на улице мне необходимо уехать в тыл. Отступить. Ну вот как на днях ВСУ бежали из Курска. Я из группы прикрытия, держал врага до последнего, пока мои товарищи отступают, а теперь сам должен убежать.
                        Я сел в найденное авто. Оно военное, стоит на вооружении, в части когда-то учили куда нажимать педаль, если надо будет. А оно не заводится. Ну или не едет на полную мощность. Мне свечи регулировать?
                        Массовая техника, должна быть максимально простой в эксплуатации для неквалифицированного бойца. Но не обязана быть просто устроена или простой в изготовлении.
                        Вон тот же АК - его делать замучаешься, а для солдата: сюда дёрни, сюда нажми, туда стреляет.
                        Чо делать?
                      17. 0
                        25 марта 2025 14:12
                        Такая ситуация может быть с любой техникой, просто чтобы справиться с инжектором (починить) тому же гипотетическому солдату потребуется гораздо больше знаний. А так пожалуйста аналогия: у меня кончились патроны, а из трофейного - только натовские и м-16, она стреляет, только клинит, как исправить, учили то меня на ак-74?
                      18. +1
                        25 марта 2025 14:32
                        Такая ситуация может быть с любой техникой, просто чтобы справиться с инжектором (починить) тому же гипотетическому солдату потребуется гораздо больше знаний

                        Мне без разницы что я не смогу починить, свечи или инжектор. Но если мне не придётся чинить то, что сложнее, но работает надёжнее - проблема решится сама собой.
                      19. 0
                        25 марта 2025 18:54
                        Неинжектор по определению работает надёжнее, такова жизнь. Ещё раз повторю, каждый агрегат должен быть на своём месте, и чем он сложнее, тем менее надёжен. Кстати при чём тут свечи? Это вообще самый надёжный узел в автомобиле, тем более в инжекторе они тоже присутствуют.
                      20. 0
                        25 марта 2025 18:59
                        Если Вы не в состоянии починить то, на чём Вы передвигаетесь или хотя бы определить чем оно заболело - Вам не место за рулём. Для справки, в курс обучения военного водителя в ДОСААФ был включен курс устройства и ремонта автомобиля. Не знаю как сейчас с этим обстоит. Да и ВДВ этому, пусть и поверхностно, но обучали.
                      21. 0
                        25 марта 2025 14:17
                        выйти из авто и бежать ножками
                        плевать какая там машина - простая или сложная
          2. +2
            25 марта 2025 09:06
            Можно было конечно возбуждение напрямую подать без регулятора, но тогда кирдык всем лампочкам, а в то время в армии, да и не только это был дифсит.
            1. +2
              25 марта 2025 09:10
              "Можно было конечно возбуждение напрямую подать без регулятора,"
              а можно было через лампочку подать, или через сопротивление, но там следить нужно постоянно за перезарядом. а можно через любое другое рр , подходящее по напряжению
              1. +2
                25 марта 2025 09:13
                гдеж их найтить-то РР подходящий. В роте 5 кразов, 4 255-х -тягачи и мой 257-й, остальные - карбираторные. Старшины ещё нет, кладовщика тоже, да и не факт, что у них есть. С ТЗ электрогазовой роты спёр, каюсь.
                1. +2
                  25 марта 2025 09:18
                  "гдеж их найтить-то РР подходящий"
                  ну я ж говорю- пускай возбуждение через лампочку. единственно, на амперметр смотреть надо периодически, потому что зарядка не отключается
                  1. +2
                    25 марта 2025 09:21
                    Ага, ехая по городу .Перми не отрывать глаза от амперметра, а кроме того искать лампочку, патрон с проводами, ибо паяльника нет от слова совсем. Я ж говорю - время.
                    1. +3
                      25 марта 2025 09:26
                      "Ага, ехая по городу .Перми не отрывать глаза от"
                      ну , блин, нашёл город- пермь laughing и кто сказал- не отрывая? я сказал- посматривать
                      "а кроме того искать лампочку, патрон с проводами,"
                      да там же, где ты рр нашёл. я просто хотел сказать, что проблему без рр можно легко решить, если знать как laughing
                      1. +2
                        25 марта 2025 09:30
                        да там же, где ты рр нашёл
                        laughing На этом крокодиле и Пермь - город, особенно в центре. laughing
                      2. 0
                        25 марта 2025 12:46
                        Изготовителей и конструкторов реле-регулятора очень хочется подвесить, причем совместно, причинив им страдания сопоставимые с теми, коим они подвергают всех связанных с автомобильной техникой.
                      3. +2
                        25 марта 2025 19:27
                        Сергей! Тут даже не в конструкторах дело. Расскажу историю из собственной жизни. В далёком 2007 году на выставке в Москве общался Главным технологом завода АТЭ-1 (завод автортакторного электрооборудования). Работал тогда на АО "Уралэлектромедь" в Управлении порошковой металлургии (громкое название, на самом деле отдел маркетингово-инженерно-сбытового обеспечения цеха порошковой металлургии). Так вот, АТЭ-1 занимался производством генераторов, в конструкции которых присутствуют так называемые контактные кольца (для подвода электропитания к обмотке возбуждения). их конструкция (до монтажа на генератор) крайне проста - медное кольцо, к которому контактной сваркой припаян проводник (медная проволочка). Технология порошковой металлургии предусматривает 3 операции: прессование заготовки из медного порошка, спекание заготовки в печи (как кирпич) и калибровка, то есть придание спечённой заготовке заданных по чертежу размеров. Родилось предложение: прессуем заготовку контактного кольца, вставляем в предусмотренное гнездо медную проволочку, отправляем на спекание и вуаля, после спекания и калибровки получаем готовое к монтажу изделие, а в виде бонуса оная проволочка становится отожжённой, то есть её можно изгибать сколько угодно раз и она не сломается. Экономия до трёх раз по сравнению с традиционной технологией. После испытаний, зарубили т.к. на 20% увеличился износ щёток. А то, что поменять контактное кольцо стоит гораздо дороже замены щёток никого не взволновало. И я уже не говорю, что и в то время существовали более износостойкие материалы щёток. Это косность и нежелание работать. Гримаса капитализьма однако. Мне и так хорошо, платят, зачем мне лишняя работа?
                      4. 0
                        26 марта 2025 10:42
                        "Изготовителей и конструкторов реле-регулятора очень хочется подвесить"
                        за шо ты их так? все рр, электромеханические и электронные, простые и надёжные устройства. даже если и выходят из строя- легко заменяются. электромеханические хороши тем, что там нет ни капли электроники, как раз для сегодняшних условий laughing
  6. +6
    25 марта 2025 08:26
    Не только потому, что они не защищают от прямого попадания беспилотников с кумулятивными БЧ
    Автор очень сильно ошибается по этому поводу. Пробитие лёгкая броня конечно не держит, но зато резко уменьшает фугасное и осколочное , в т.ч. и вторичное, действие кумалятивов. А даже без мангалов это заметно снижает потери.
    1. 0
      25 марта 2025 09:27
      Цитата: Владимир_2У
      кумалятивов.

      "Кумалятивов" - Позор мне!! request
    2. +2
      25 марта 2025 14:27
      Автор очень сильно ошибается

      Начнём с того, что он уазик из фольги равняет с хамви.
      Чо он сразу жигули с брдм-2 не сравнил - не понятно.
      И называет недостатком пинцгауэра, то есть просто аналог уаза буханки - плохую противоминную защиту из-за компоновки кузова.
      1. +2
        25 марта 2025 14:30
        Цитата: Английский тарантас
        Начнём с того, что он уазик из фольги равняет с хамви.

        Исходный Хамви и был из фольги. И брезента.
      2. 0
        25 марта 2025 14:43
        так и уазики бывают бронированные как и хамви небронированные
        пинцгауэр это скорее аналог шишиги
  7. +3
    25 марта 2025 09:01
    ББМ прежде всего защищают экипаж от осколков мин и снарядов.От кумулятива с FPV-дрона и ОБТ выйдет из строя.
    1. 0
      25 марта 2025 13:21
      Прежде всего не хватает понимания, что стоимость бронированного "Тигра" сопоставима с выплатами за гибель одного только бойца или чуть выше. Так что бронированные автомобили нужнее нужного и их нужно много.
      1. 0
        25 марта 2025 14:05
        где это вы Тигра за 5млн нашли?
        1. 0
          25 марта 2025 15:59
          За погибшего дают 7 млн. или даже 8, если добавляет администрация области.
          Цифры объявлял президент, сам слышал. Откуда у вас другие?
      2. +1
        25 марта 2025 14:46
        Неужели? ГАЗ-2330 2005 г.в. 8,5 млн.руб. минимальная цена.
        Сейчас КАМАЗ Линзы и Ахмат выпускает массово,но дорого.
        На видео одни древние буханки и иногда японские рамные внедорожники 20-летние.
  8. +3
    25 марта 2025 09:30
    немцам не хватило под конец войны танков

    Если бы им не хватало танков, они бы перераспределили производство бронемашин. Танки у них составляли только треть производства бронемашин. В СССР более чем две трети, а в начале войны и вовсе кроме танков ничего не выпускали. Солдат немцам не хватило, а не танков.
  9. +4
    25 марта 2025 10:03
    И из авторской(!) статьи на ВО: "Всё-таки размещение экипажа прямо над передней осью очень дорого обходится при наезде на мину."
    Для нормальной мины - пофиг эта разница (капот/безкапот), итог будет один.
    Автор "не копенгаген").
    1. 0
      25 марта 2025 13:28
      Для подтверждения подобных мыслей нужна весомая аргументация и подтверждение на примерах. Коими, вы, по всей видимости, не обладаете и не владеете.
      1. -1
        25 марта 2025 19:19
        Для утверждения в своих мыслях вам достаточно не полениться и почитать открытые публикации в инете на эту тему. Удачи).
        1. 0
          25 марта 2025 20:16
          Мысль о том, что мины стали большие и толстые и от них нет защиты, недостаточно глубока, чтобы пытаться найти её подтверждение.
  10. +2
    25 марта 2025 10:26
    Судя по содержанию многих комментариев - пора возрождать кавалерию. Сплошные плюсы - электроника отсутствует в принципе, нет проблем с подвозом горючки, проходимость и скрытность на пересеченной местности отличная, скорость передвижения тоже. Да и от голода при необходимости спасет. Шутка - но в каждой шутке обычно есть немалая доля истины.
    1. +3
      25 марта 2025 10:52
      ну да, ну да, и так насчет кавалерии - вы в курсе что 2/3 продовольственного обоза тех времен это для лошадок? никакие армейские лошадки на подножном корме не жили, овес в обязательном порядке иначе хрен чего/кого лошадки увезут, скрытности никакой уже у эскадрона, скорость только в атаке, все остальное время шагом 5км/ч, все картинки из кино забудьте - это сказки hi
    2. 0
      26 марта 2025 06:06
      Да и от голода при необходимости спасет.
      пишут что татаро монголы если приспичит втыкали в свою лошадь в специальные места трубочку пили кровь а после скакали на этой лошади дальше, сейчас подумал что и собак или кошек если приспичит убивать не обязательно
  11. -1
    25 марта 2025 17:29
    Какое раздолье начнётся для великобританских любителей помесить говна и попутешествовать вне дорог после вывода этой техники и её списания! Австрийская повозка ну очень интересна!

    ЗЫ. Слегка позавидовал)
  12. -1
    25 марта 2025 21:04
    Цитата: СергейАлександрович
    Один простенький пример для "глубокого" теоретика. Когда создавали ШРУС и расширяли концепцию его применения, как раз и подчёркивали, что в отличие от крестовины нагруженность элементов ШРУСа в 10-16 раз ниже, отчего его надежность и долговечность в разы превосходит крестовину. А конструкция в разы сложнее.
    У вас похоже свой, отдельный от цивилизации путь, в примитивизм и упрощенчество.


    Здрасьте! Извините, я с вопросом...
    Разве крестовины и ШРУСы не из разных применений? Раньше крестовины использовались при постоянно меняющемся угле передачи?
    Не провоцирую.
    1. 0
      25 марта 2025 22:53
      Здрасьте! Я конечно встречал неосведомленность, но не до такой степени. В карданах уже дано перешли с крестовин на ШРУСы, первыми на легковушках это сделали, кажется на БМВ, чуть раньше остальных.
      Аллё, гараж! Хоть какое-то представление о предмете есть? Или что-то слышали, но не знаете где?
  13. -1
    25 марта 2025 23:07
    Если за надёжность топим, то велосипед это самый надёжный вид транспорта.
    Если серьезно, то надо принять, что инжектор и ЭБУ это современный автомобиль.
    Про евро 1, 2, 3, 4, 5 для военных автомобилей молчу, их наличие может требовать только идиот и не важно в погонах он или от гражданских.
    В условиях перестрелки или атаки дронами все кто был в машине дадут деру в разные стороны. Никто бензонасос или провода чинить не будет. Противник, в свою очередь, саданет по машине чем нибудь, что вы на ней уже никуда не поедете.
    Поэтому нужен нормальный военный автомобиль - надёжный, простой современный.
    Про карбюраторы - это смешно. Я знаю что такое карбюратор на морозе.
    Надёжная подвеска, хоть какая нибудь (для небронированного) противоминная защищенность, надёжный мощный двигатель, широкий, просторный салон, крепления для оружия и снаряжения, комфорт (кондёр, печка, коробка автомат или робот).
    С точки зрения автомобильной промышленности ничего выдающегося.
    Если толковым студентам поставить задачу, то я уверен они ее выполнят, а вот российским заводам это не под силу.
    АБС, ЭБУ, по цене копейки, если не пилить бюджет.
    ВАЗ давно бы уже свое детище 2121 распилил бы вдоль и поперек, сделал бы вставки по 50 и 30 см соответственно, поставил двигатель хотя бы от 2110, глядишь и получилось бы чего годного. И бог с этими автоматами и кондерами.
    Дядя Вася в гараже, при нормальном "субсидировании" сможет наладить серийный выпуск.
    Только армии это не надо, им подавай "то не знаю что, как не знаю сам", "но сделайте, а мы посмотрим".
    1. 0
      25 марта 2025 23:14
      УАЗик и патриазик - это святое, мы на них ещё 100 лет молиться будем.
      Хотя если патриот сделать надёжным, то будет самое то.
      В Чем Проблема Сделать Патриот Надёжным?
      1. -1
        26 марта 2025 01:58
        Цитата: 26_Сергей_26
        В Чем Проблема Сделать Патриот Надёжным?

        В отсутствии совести у владельца Соллерса г-на Швецова.
        1. +1
          27 марта 2025 07:59
          Вы уверены, что Соллерс принадлежит Швецову?
    2. -1
      26 марта 2025 10:57
      "Про карбюраторы - это смешно. Я знаю что такое карбюратор на морозе"
      просто вы не знаете, что такое исправный и правильно отрегулированный карбюратор laughing
      "В условиях перестрелки или атаки дронами все кто был в машине дадут деру в разные стороны. Никто бензонасос или провода чинить не будет"
      вообще, речь идёт не о боевых машинах переднего края, а о транспортных ближнего тыла. и бензонасос змз402 гораздо проще поменять, чем электробензонасос змз406, или любой другой
      "комфорт (кондёр, печка, коробка автомат или робот)"
      да, ещё кожаный салон, окраска перламутровыми эмалями, салон, отделанный ценными породами дерева, мультимедийная система. что я ещё упустил? ах да, датчик дождя laughing . коробка автомат- буксировать нельзя. эвакуатор будем вызывать? и чем вам механика не угодила, пользоваться не умеете?
      1. -1
        26 марта 2025 12:05
        Я говорил про минимум комфорта, а не про датчики дождя или адаптивный круиз контроль.
        А Вам действительно лучше ездить на Газ-АА. Там все Вами перечисленное есть.
        Про надёжность военных машин у американцев спросите. Они у них почему-то со всей модной электроникой нормально эксплуатируются
        1. 0
          30 марта 2025 13:56
          "Про надёжность военных машин у американцев спросите. Они у них почему-то со всей модной электроникой нормально эксплуатируются"
          я лучше у них про надёжность гражданских авто спрошу laughing .простое окисление контактов в электрооборудовании приводит к полному стопу авто. у амеров может они не окисляются, а у нас- завсегда laughing
  14. 0
    26 марта 2025 00:19
    Что есть "Королевский корпус"? "Корпус" чего, простите...? laughing
  15. +2
    26 марта 2025 09:53
    Шестиколёсные варианты грузовичка успели засветиться на Украине, где славно горели под ударами наших бойцов.

    так и танки горят... разве это - показатель для автотранспорта?
    а вы, автор, ездили на таком пепелаце? скорее всего - нет...
    а едет по грязи он зачетнее, чем даже ГАЗ-66 или УРАЛ...
  16. 0
    27 марта 2025 20:45
    Самое надежное это пространственная рама, дизель с механическим ТНВД, МКПП, два неразрезных моста на рессорах и надстройка на любой вкус. Любая другая комбинация из существующих агрегатов будет менее надежной.
  17. 0
    10 апреля 2025 07:31
    Цитата: ZлоyКот
    просто вы не знаете, что такое исправный и правильно отрегулированный карбюратор laughing

    Справедливости ради, надо отметить что мало кто знает что такое исправный и отрегулированный карбюратор. Ибо, что бы он был исправен и отрегулирован, надо читать инструкцию. А кто же в России читает инструкции!? :)
    ...Свою Ниву с инжектора хотел переделать на карб. Но лень одолела это желание сделать самому, а на сервисе попросили кучу денег. Так и езжу по лесам на инже, хотя, в условиях леса карб лучше.