Концепции, мышление и действия в отношениях между Россией и ближайшими соседями надо приводить к общему знаменателю

7 251 17
Концепции, мышление и действия в отношениях между Россией и ближайшими соседями надо приводить к общему знаменателю

С 13-го марта до 15-го в Москве прошли не только переговоры между Россией и США по украинской тематике, но и встречи, которые напрямую касались повестки на т.н. «евразийском контуре». Очно встречались лидеры России, Белоруссии и Таджикистана, а также состоялся совместный разговор по видеосвязи с президентом Азербайджана.

Состав участников мероприятия по нынешнему времени не просто примечательный, а, скорее даже, знаковый. Он интересен тем, что вместе с повесткой и итогами дает неплохую возможность аналитически пройтись по ряду проблемных узлов как политики России в отношении ближайшего зарубежья, так и политики соседей в отношении нашей страны.



Мягкая пересборка отношений и ее персоналии


Взаимодействие России с государствами ее ближнего контура является настолько «специфической» сферой политики, что многие обозреватели и эксперты скорее предпочтут вместо него в тысячный раз «анализировать Трампа» или препарировать очередной пассаж от Э. Макрона и представителей Еврокомиссии. Даже за Китай в этом плане берутся чаще, чем за соседей по евразийской коммунальной квартире.

Вот и в этот раз переговоры по линии «СНГ-ЕАЭС» по большей части были восприняты как своего рода демонстрация прочных отношений Москвы с соседями перед началом полноценного обсуждения с США украинской проблемы. Этот фактор можно учитывать, но как фактор дополнительный, а не основной. Дело в том, что по итогам этого мероприятия в Баку и Ашхабад направилась В. Матвиенко, роль которой как переговорщика зачастую недооценивают.

В. Матвиенко, конечно, вписала себя в новейшую историю Санкт-Петербурга своей борьбой «с сосулями», а верхнюю палату Федерального Собрания часто (и, кстати, неверно) оценивают как некую почетную синекуру, однако как раз в плане межгосударственных переговоров ее роль довольно высока. По большому счету, именно она в основном представляет Россию через формат межпарламентских встреч. Но формат — это только внешний фасад, за которым В. Матвиенко для России «расшивает узкие и проблемные места» в отношениях с ближними и дальними соседями. График главы Совета Федерации зачастую даже более насыщен, чем у профильных ведомств.

Направление СНГ в России курируют четыре департамента МИД, которые во внутренней неформальной иерархии сильно уступают по влиянию четырем департаментам европейским и одному департаменту, отвечающему за «Северную Атлантику». Впрочем, есть еще в рамках МИД такое федеральное агентство, как «Россотрудничество», которое, кстати, полностью называется «Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству». Есть отдельный вице-премьер в правительстве по вопросам «евразийской интеграции» и международного сотрудничества (от СНГ до БРИКС+), есть отдельное управление в президентской администрации по вопросам внешней политики.

Вот когда вся эта административная машина начинает с трудом двигаться на тех самых узких местах, и в особенности в плане СНГ-ЕАЭС, то к проблеме подключается В. Матвиенко. Иногда это происходит параллельно с участием А. Лукашенко.

Если совместить мероприятия 13–15-го марта и поездки главы Совета Федерации, мы увидим не демонстрацию влияния перед и во время переговоров с США, а своего рода мини-ревизию отношений в условиях, когда новая администрация США проводит ревизию уже американской внешней политики.

В Центральной Азии и Закавказье довольно активно сейчас обсуждают возможные изменения не только в плане США, но и Евросоюза. Если в Вашингтоне при Дж. Байдене многим направлениям уделялось внимание по остаточному принципу (исключением тут была разве что Армения, и некоторое внимание уделялось Узбекистану), то Брюссель Центральную Азию и Закавказье «окучивал» довольно плотно.

За последние два года европейцы не только стали вгрызаться в Грузию и Армению, но высокую активность там демонстрировали в отношении Киргизии и Туркменистана, отдельно и плотно работали со стороны Великобритании, а также ряда одиозных европейских фамильных кругов. Под всей этой активностью лежали не только прошлые накопленные инвестиции в 110 млрд долл., но и обещания новых и очень вложений. Так, только по реанимированным проектам концепции «Global Gate» речь велась о суммах в районе 300 млрд долл. за пять лет. Фактор российского и китайского влияния, который ЕС хотели ограничить, позволял странам региона рассчитывать на многое.

Теперь ситуация намного усложнилась. Брюссель до сих пор делает инвестиционные заявления, но формат «С5+ЕС» постоянно переносится, а те суммы, которые Европа собирается потратить на перевооружение и поддержку Украины, да еще без главного военного донора — США, просто не позволяют оценивать обещания европейцами инвестиций в Центральную Азию и Закавказье как серьезные.

Это уже очевидно, что просто риторика. Работу структур, которые входили в контур USAID, европейцы подхватят в плане финансов без особых проблем, но это вообще не те деньги, которых ждут в промышленность и инфраструктуру. Не исключено, что в Центральной Азии даже проведут чистку западных информационных «войск», аналогичную индийской. Хотя бы для того, чтобы минимизировать даже саму возможность событий, аналогичных тем, что сейчас разворачиваются в Турции, а раньше в Грузии.

В этой ситуации настаивать на сохранении и дальше фактора «узких мест» в отношениях с Россией с рациональной точки зрения для стран Закавказья и Центральной Азии представляется не слишком дальновидным шагом, о чем, несомненно, и в очередной раз наш «лучший переговорщик» (по СНГ так точно) и намекнул. Это же обсуждалось в том числе и в Москве.

Но возникает закономерный вопрос: а как вообще образовались эти самые проблемные узлы в отношениях России и ближайших соседей, если Москва, невзирая ни на какую критику и вопросы «снизу», годами строит эти отношения по принципу «всё для вас, всё ради вас»? Законодательство под постсоветское пространство у нас сверстано не просто лояльно, а сверхлояльно. То, что обстоятельства заставляют всех заняться рефлексией и переоценкой, — это фактор положительный, но почему об этом вообще надо вести речь?

Критическое противоречие между идеей совместного труда и совместной торговли


Проблема на самом деле описывается на удивление просто. Корни ее находятся в непонимании ни элитами России, ни подавляющего большинства соседей итоговой формы того, что бодро и с позитивом называется «евразийская интеграция». У всех на виду и на памяти два интеграционных примера: Европейский союз и СССР. Судя по всей последней предыстории в плане интеграционного «творчества», хотели «как лучше», т. е. сделать нечто среднее между СССР и ЕС. Взять лучшее оттуда и оттуда, получить некий идеал, тем более что на суверенитет друг друга никто не покушается (на интересы элит внутри страны, если точнее).

Дело даже не в том, возможна ли полноценная экономическая интеграция без некоторых (хотя бы) уступок в плане политической самостоятельности. История говорит, что так вообще-то не бывает, но вдруг есть какие-то новые, неизвестные истории формы. Интеграция — это соединение чего-либо разного во что-либо одно и общее. Такая общность формируется на самом деле на довольно ограниченных основаниях.

Первый вариант — это общая стоимость, когда все участники совместно что-то производят, совместно торгуют, совместно управляют инфраструктурой и совместно делят продукт труда и результат управления и торговли. Это полное взаимопроникновение и сосуществование в рамках общих этических норм.

Второй вариант — это общее управление инфраструктурой и совместная торговля с совместным разделом результата. Это уже общая этика для бизнеса и элит, но она не затрагивает глубинные общественные слои.

Третий вариант — это общая торговля без общего управления и общей стоимости. Это этика купеческой дипломатии, но назвать это «интеграцией» уже сложно.

И четвертый вариант — это приверженность историческим нарративам и сохранение пространства общения, которое в плане политики может способствовать удержанию некоего политического общего вектора, но это возможно, а не должно. В первом варианте общий политический вектор формируется обязательно и естественным образом.

Есть ли у России и стран Центральной Азии общее производство и потребление именно совместно произведенного, а не купленного друг у друга? Нет. Есть ли инфраструктура, от совместного управления которой имеют доли элиты? Нет. Есть сфера общей торговли (сфера узкой купеческой этики) и остались со стороны России «исторические нарративы». Это, собственно, всё, вся «интеграция». Но на такой интеграции общая внешняя политика не строится.

Когда у нас вполне закономерно обозреватели и неравнодушные вопрошают, почему Россию в вопросе СВО и Украины вообще никто не поддержал из соседей (даже Белоруссия с оговорками и поправками), то ответ простой — в такой форме интеграции для Закавказья и Центральной Азии Россия и Украина в общем-то мало чем различаются, мол, ваш двусторонний вопрос, в нем сами и разбирайтесь, а торговля будет до тех пор, пока санкции не давят. И в такой интеграционной форме это единственно возможный вариант. Потому что из корня березы апельсиновое дерево не растет.

Российская управленческая (и идеологическая) мысль в ответ на это очевидное противоречие выставила на щит политику «мультикультурности» и «дружбонародности», которая стала переходить уже в какие-то гротескные формы. В плане отношения соседей она изначально была обречена на провал, просто потому что там строились сугубо национальные государства. Только Казахстан еще пока двигает в официальном поле тезис про «казахстанцев». И то с трудом.

У нас развернулась некоторое время назад большая дискуссия об учебниках истории у соседей. Да, там есть, пусть и не во всех изданиях, довольно терминальные идеологические установки (Узбекистан, Азербайджан, даже уже Армения), но вот самый адекватный вариант — Киргизия. Там черным по белому написано, что советский период при всех его перегибах принес индустриальное развитие и науку в республику, дал колоссальный толчок в развитии для того, чтобы Киргизия органично могла дальше строить… национальное государство. Т. е. искреннее спасибо советской власти и отчасти русским, но дальше мы сами. Это в нормальном варианте, без «колониализма», «красного-белого угнетения» и проч.

Если там строят целенаправленно сугубо национальное государство, а Россия про абстрактную «дружбонародную интеграцию», где нет ни эллина, ни иудея, ни русского, то о каком единстве смыслов можно говорить? Безнациональное уже давно для этих регионов органически чуждо и просто не воспринимается.

Попытки интегрировать в «россиян» тех, кто поколениями рос сугубо в национальных установках, оборачиваются закономерным провалом. Наши «умы» не понимают, что теперь уже реальная ценностная интеграция с соседями только и тогда возможна, если Россия будет декларировать не безнациональное, а именно национальное государство. Но даже в этом случае идеологемы и нарративы не заменят совместного производства-потребления, а также совместного управления с совместными долями (вариант первый и второй). Они дополняют, но никак не заменяют.

Следующая колоссальная и почти уже фатальная ошибка заключается в подмене понятия «совместная стоимость». Мигранты из соседних стран приезжают в абсолютной уверенности в том, что «раз они у нас строят, то имеют право на всё остальное». И такую уверенность им транслируют через раздачу социальных гарантий, паспорта, льготы и т. п. Впрочем, вербально тоже транслируют.

Гастарбайтер приезжает и оказывает услугу, получает за это вознаграждение. Это сфера не общего производства, а той же торговли. Это не самолет, у которого 30% произвели в Ташкенте, 10% в Душанбе, 20% в Бишкеке, а летают все вместе. Нет, это услуга и вознаграждение за нее. Но у нас подается это так, будто строитель вашего частного дома имеет право на долю в этом доме. Это абсурд. Но никто не разъясняет ни наверху в элитах, ни внизу приезжему и местному населению, что это абсурд, а все, что есть, это «услуга-товар в обмен на оплату».

Как уже говорилось в ряде прошлых материалов, концепция ЕАЭС формировалась с прицелом на первый вариант интеграции на принципе «создания общей стоимости», но в реальности дальше общей сферы торговли дело не пошло. Казалось бы, в таком случае надо либо вернуться к изначальной модели, либо убрать из смыслового поля те нарративы и установки, которые на эту неработающую концепцию ориентированы. Нет, к модели не возвращаемся, установки кратно усиливаем.

Поскольку Россия тут традиционно уже выступает в качестве интеграционного флагмана, то в таком положении она совершенно естественным образом оказывается в роли по сути просителя, а соседи — в роли персонажа, обдумывающего условия. Когда возникают не просто трения, а уже (как с вопросом бесконтрольной миграции) натуральные осложнения, то ужесточение требований со стороны просителя воспринимается как нарушение условий просьбы, на которые, долго думая и взвешивая аргументы, согласились соседи.

И в такую позицию нас поставили не абстрактные «жадные глобалисты» и прочие «Ротшильды, Виндзоры и Рокфеллеры», а наши же элитарии-управленцы и концептуалисты, которые стоимость и доли в результате подменили на торговую сделку и сдобрили это идеологическими нарративами, но «оно так не работает». Тот же вопрос о двойном гражданстве, который, очевидно, уже много лет как перезрел, или вопрос биометрического контроля, который уже является фактором государственной безопасности, — всё это следствия той самой системной подмены понятий и выраженных узких интересов.

И вот когда этот комплекс противоречий, на самом деле противоречий объективных и по сути очевидных, очередной раз доходит до точки напряжения, к делу приходится подключаться В. Матвиенко и А. Лукашенко, потому что обычная административная машина это вытянуть уже не может, тем более когда ведомства тянут каждое в свою сторону.

Использовать рационально время


Концепции у нас всегда воспринимались прохладно, как что-то внешнее и бумажное. Но проблема в том, что концепция должна отражать мировосприятие и мышление. Если у вас концепция общей стоимости, а мышление и мировосприятие и действия торговые, то проблемы уже будут и в рамках отношений даже в «Союзном государстве», даже в рамках России и Белоруссии.

Одно из основных требований-просьб Минска к нам — полноценное и свободное открытие рынка государственных закупок для белорусских компаний. Наше встречное предложение — вход в доли основных предприятий Белоруссии. Вроде бы логично. Но в ответ белорусы говорят, что ваша олигархия сейчас скупит на корню всё «сладкое», а кто будет заниматься «пресным»? Наша олигархия пресное скупать и развивать не будет, потому что с пресного не снимаются сливки. Вот и противоречие между концепцией «Союзного государства» и мышлением-мировосприятием. Вроде бы теоретические установки, а в реальности на уровне «трактора в поле» это тупик. Либо менять концепцию, либо мышление и мировосприятие.

То, что нынешняя администрация США начала большую ревизию своей внешней политики, и то, что проблемные узлы сейчас на этом фоне пробуют снова развязать по линии СНГ-ЕАЭС, это позитивно. ЕС себя загнал пока в тупик, США отстранились от региона, а Китай в своей манере тянет проекты по сантиметру. Понятно, почему сейчас Россия делает определенные реверансы в сторону того же Таджикистана: в условиях внешнего давления и афганского фактора там неочевиден вопрос транзита власти от старшего к младшему. Но в таких случаях как раз и бесценным выглядит временное окно, которое США создали, в том числе кратно повысив ставки для Европы и Великобритании на идеологическую и инвестиционную экспансию в регион.

В условиях подобной неопределенности появляются шансы многое в отношениях подправить. Но не должно быть на концептуальном уровне помесь ужа и ежа. Если у нас торговый союз, то это один тип отношений, если общая стоимость, то другой. Если же за более чем тридцать лет общую стоимость и общую инфраструктуру не восстановили и не воссоздали, то надо ли вообще дальше вести об этом речь и дальше двигать это на уровне идеологии, хотя надо просто честно признаться, что у нас перспектива союза торгового по обмену товарами и услугами, общий рынок труда, но не общий «рынок паспортов и социальных услуг», государства все строят национальные и взаимодействуют не по принципу «Россия — это некая общность, а соседи — национальные государства», а через принцип общего знаменателя.

Никто не знает, надолго ли «трампизм» стал главной политической линией в США, но надо использовать рационально и здраво то время, которое она дает в отношении нашего ближайшего зарубежья. На личном факторе нескольких сильных переговорщиков концептуальные проблемы не решаются, а только ретушируются на время, чтобы потом всплыть вновь. Пропасть между идеологической декларацией и реальностью как-то надо заделывать, пока она окончательно не превратилась в Большой Каньон и не привела уже к критическим противоречиям.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    26 марта 2025 04:56
    В. Матвиенко, конечно, вписала себя в новейшую историю Санкт-Петербурга своей борьбой «с сосулями»... ... По большому счету, именно она в основном представляет Россию через формат межпарламентских встреч.

    Ну собственно за "Баку на Неве" ей отдельный "поклон".
    1. +6
      26 марта 2025 05:20
      за "Баку на Неве" ей отдельный "поклон".
      Да,ладно,только ей..Не с нее началось, как выговаривал,мой командир отделения в начале 90-х , одному "опоздуну",будешь опаздывать,лифчикам к азербайджанцам пойдешь торговать,его слова оказались пророческими,ксиву,потерял и таким пошел на Апрашку,к азербайджанцам лифчиками торговать.
      1. +12
        26 марта 2025 05:33
        Цитата: parusnik
        Да,ладно,только ей..

        Не только, но ей отдельный. Потому что и сейчас она особо А-джану благоволит. Хотя их нитрированными тряпками давно пора гнать из России.
        1. +19
          26 марта 2025 07:26
          Разве в одном Питере так, в Москве такая же история
          Как стало известно Царьграду, ответом на попытки властей России навести порядок на рынках "Садовод" и "Фуд Сити" стала отправка в отставку сразу четырёх генералов МВД. Это наилучшим образом показывает, что в столице уже создан "второй Баку".
          По всей стране такая история..
          их нитрированными тряпками давно пора гнать из России
          согласен категорически.
    2. +8
      26 марта 2025 07:35
      Либо менять концепцию, либо мышление и мировосприятие.
      Предложенный выбор из кратно нереального. «…станы» и Азербайджан не стоят перед бинарным решением «или с нами, или против нас», и Россия оказавшись при всей суперлояльности новым национальным государствам, в роли просителя, не имеет рычагов влияния НА БУДУЩЕЕ. Денежный поток от гастарбайтеров, со временем перестанет быть весомым фактором в том-же Таджикистане - смотри исторический пример Турции с гастарбайтерами в Германии.

      Так что-же остается, и возможна ли с этим остатком т.н. интеграция? Остаток этот актуальные проекты в которых есть обоюдная объективная заинтересованность га период более 3-5 лет - с Таджикистаном, это Военная База 201 и далее по списку … ОДКБ… Экономические проекты - это конъюнктурно, и для России с громадной натугой если с нуля, а газопроводы - теперь их изобилие. И вторая составляющая - это второе - третье поколение таджиков России, как мост к Таджикистану. Да, по примеру Америки и не Германии или Франции, община иммигрантов может быть не только мостом, но и источником влияния. Для этого Россия должна развиваться чтобы быть привлекательной и силой. И конечно 201 База должна снабжаться и комплектоваться не по остаточному принципу. Эти два инструмента России посильны - в остатке будет хотя-бы Таджикистан, взвешивающий роль России. Это не интеграция, а некое партнерство.

      Относительно Азербайджана - несмотря на гегемонию Турции, есть общая граница с Баку, Каспийская конвенция и фактор Ирана (иранский азербайджан). Россия здесь объективно как проситель, только чего - это явно не интеграция? Одним словом, слова о стратегическом партнерстве, традициях добрососедства. Но все-же мудрости и исторического опыта у Азербайджана немало.

      В целом, России нельзя следовать стратегии бутерброда с маслом которое равномерно размазано, и поэтому вкуса от него нету нигде. России необходимо выбрать посильного весомого чемпиона по пост-советскому партнерству - это может быть Таджикистан, и в будущем - Грузия. У России и Грузии достаточно общих интересов, истории, границы, религии и рычагов влияния. России.
  2. +8
    26 марта 2025 05:08
    Для наших ближайших соседей Россия дойная корова...и ситуация к лучшему не меняется.
    1. +8
      26 марта 2025 05:15
      Цитата: Леха с Андроида.
      Для наших ближайших соседей Россия дойная корова...
      И которая всем должна wink
    2. +11
      26 марта 2025 06:24
      Цитата: Леха с Андроида.
      Для наших ближайших соседей Россия дойная корова...и ситуация к лучшему не меняется.

      Че бы и не подоить того, кто не против. Они же видят как ведет себя наше руководство, вот и наглеют.
  3. +4
    26 марта 2025 05:24
    демонстрация прочных отношений Москвы с соседями
    Каких-каких отношений???
    В. Матвиенко для России «расшивает узкие и проблемные места» в отношениях с ближними и дальними соседями
    да понятно, почему у нас отношения с ближними и дальними соседями в таком состоянии, будто на них сосуля упала.
    На уровне ВО, конечно, можно предполагать какие-то планы, создавать концепции и прочее. Но гарантия 146% - при этой команде отношения с "ближним зарубежьем" (как и с дальним) будут продолжать деградировать. Потому что по-другому они не умеют, только через дипломатию имени Черномырдина-Зурабова, а теперь еще и Хуснуллина.
  4. +10
    26 марта 2025 06:10
    Изучая замещение импорта,мы рассматриваем только саму "конфетку". Но рассматриваем,каким образом она была произведена.Обычно финишное предприятие выполняет только черновую работу.Но чтобы оснастить всем необходимым подключено десятки и даже сотни предприятий.Которые на конкурсной основе участвуют в произведении уже законченного проекта.И в этом предприятии играет большую роль либо один,а может и два банка.Которые своими действиями поддерживают своевременную поставку и надлежащее качество.Все сложное просто.Почему мы не хотим действовать по такому методу,неизвестно.Ведь и ежу понятно,что лучшие идеи связаны с производством.
  5. +4
    26 марта 2025 06:13
    Спасибо за статью, Михаил, повеселили.
    Наше дражайшее руководство промотало всё наследство СССР и судорожно импровизирует на краю пропасти. То, что бывшие Республики СССР занимают откровенно антироссийскую политику - объективная реальность. Единственная попытка Реконкисты, предпринятая в 2014 г. , увы, бесславно провалилась.
    А все эти попытки продать электорату некие успехи в деле реинтеграции напоминают рецепт, который дал деду Щукарю его хороший знакомый Игнатий Порфирьевич.
    Щукарь, видя сочувственное к нему отношение, осмелился спросить: "А скажи, Игнатий Порфирич, через чего это она так уж дюже скоро похудела? Я ее веду, а она прямо на глазах тает; дух чижолый из нее рвется и помет выскакивает, как из пропасти. Всю дорогу приследила!" - "А ты ее где купил? Не у цыганов?"

    - "У них, зараз за вашим хутором табором стояли". - "Ну, так она через то стала худая, - пояснил казак, знающий и в лошадях и в цыганах, - что они ее перед тем, как продать тебе, надули. Какая лошадка от старости превзойдет в тощесть, ей перед продажей встромляют в задний проход продырявленную камышину и дуют по очереди всем кагалом до тех пор, покеда бока ей разнесет и станет она видом круглая и пузатая. А потом, как надуют ее наподобие бычиного пузыря, - зараз же камышину выдернут и на место ее встромляют обмазанную смолой тряпку, либо кусок почитки, чтоб дух не выходил. Вот и ты такую надутую купил. Затычка-то, должно, дорогой выпала, и начала кобылка твоя худеть... Ты вернись, поищи затычку-то... Мы заново в момент надуем..."
  6. +7
    26 марта 2025 07:05
    К"заслугам" Матвиенко обязательно надо причислить и по инициативе её и её семьи установку памятника Солженицыну в Кисловодске. Проще говоря , их узнаем по ихним кумирам. Ну как и с Ельцин центром ...
    Теперь по поводу Лукашенко . Союзное государство-это не Империя . А Россия может существовать только в качестве Империи . Запад со своей демократично- либерастной русофобией совершенно мозги потерял . Ведь если Запад скумекал бы , что для отдаления Белоруссии от России Белоруссии и Лукашенко нужна ласка , терпеливость и пряник а не санкции и кнут , то уже лет как пятнадцать Лукашенко пересел бы конкретно на один стул под названием Европейский Союз . Так что вот такой вот союзник и его поведение в модели Союзного государства, в отличии от губернатора , если он был бы губернатором Минской губернии в составе Российской Империи. Тогда за намерение " если что-то мне
    в поведении России не понравится то я губернию уведу к врагам России", только за такие лишь намерения ждала бы виселица . А сейчас России надо стараться всё время быть начеку- буду я всё выполнять чего такой союзник пожелает , лишь бы он в нашем "союзе" был . Так что Царско-Императорская Россия простояла триста лет , а одно союзное государство в котором уже однажды экспериментировала существовать Россия , Это государство СССР рухнуло через семьдесят лет . Зато появились должности и для подобия Матвиенко , и для подобия Лукашенко... Президентов развелось там , где должны быть лишь Губернаторы Российской Империи...
  7. +4
    26 марта 2025 10:06
    Концепции.....
    В том-то и дело, что нужна концепция. Формирования лояльного приграничного окружения при условии минимального финансового вливания с нашей стороны. Все рассмотренные автором концепции не подходят либо по своей экономической или политической затратности (1, 2, 3), либо неустойчивости (4).
    Осуществляемая сейчас концепция - торговая (4), с добавлением пряников (ребята, давайте дружить) для повышения устойчивости. Очевидно, что наши контрагенты со временем привыкают к существующему уровню пряников и требуют новых, наши взбрыкивают и показывают им кнут, и так все продолжается с переменным успехом на протяжении уже 30 лет. Тем не менее, концепция демонстрирует неустойчивость под действием внешних игроков, нужна новая.
    Самая надежная концепция - взять на крючок политические элиты этих стран, как это сделали США с Европой, но у нас для этого недостаточно сейчас ни военной, ни экономической составляющей. Нужна какая-то другая концепция, соизмеримая с этой по надежности.
  8. +3
    26 марта 2025 11:47
    Есть ли у России и стран Центральной Азии общее производство и потребление именно совместно произведенного, а не купленного друг у друга? Нет. Есть ли инфраструктура, от совместного управления которой имеют доли элиты? Нет. Есть сфера общей торговли (сфера узкой купеческой этики) и остались со стороны России «исторические нарративы». Это, собственно, всё, вся «интеграция». Но на такой интеграции общая внешняя политика не строится.
    Вот и все, что можно придумать про "концепции" и "окна возможностей".
    Нет, можно конечно и дальше носить этот "чемодан без ручки", но РФ - не СССР и н Российская Империя по возможностям.
    С "домашними делами" разобраться бы. "Долгосрочные прогнозы динамики численности населения России предполагают «широкую вилку» от 67,4 млн до 216,7 млн человек, но наиболее вероятный сценарий — снижение численности к концу XXI века до 137,5 млн граждан." https://www.rbc.ru/economics/26/07/2022/62de7e0f9a7947e84216786d
  9. +2
    26 марта 2025 14:30
    Принцип сотрудничества республик Средней Азии, Закавказья и Белоруссии с РФ банально прост, "Россия нам должна, а остальное не важно".
  10. +3
    26 марта 2025 19:40
    Для многих народов мира конфликт между Россией и коллективным Западом является внутрихристианским. Мир действительно становится многополярным, причем в первую очередь идеологически.
    Обращаю внимание, что именно с пониманием, что из себя представляет главенствующая идеология в мусульманских странах и у народов, исповедующих мусульманскую религию, все относительно просто. Процент верующих максимальный, среди них нормы шариата соблюдаются (идет процесс ослабления требований в отношении женщин, но и «закручивание гаек» тоже не редкость). К этому можно добавить, что согласно опросам около 80% мусульманской молодежи придерживаются антиамериканских взглядов и их доля только увеличивается.
    А вот элита, как и у нас, повернута "карманом" на Запад (дети уже там). Турция пытается возглавить формирование центральноазиатского центра, откалывая от России бывших ее союзников (экономические связи вещь долговременная).
    Мягкая сила культурных связей сильно ослабла (русским языком молодежь не владеет, для гастрабайтеров его знание только сейчас становится обязательным).
    Миграционное давление со стороны наших южных соседей будет только нарастать, поскольку там слишком много "лишних" людей, которых сами прокормить не в состоянии.
  11. 0
    10 апреля 2025 05:32
    Ишь комплексная и активная дипламатия позволит России сохранить влияние в регионе на фоне внешнего давления и внутренних изменений в этих странах.