Мифическая "Жажда" Григория Поженяна

Мифическая "Жажда" Григория ПоженянаОдной из героических страниц Великой Отечественной войны можно назвать оборону Одессы. Город, хоть он и не был важным стратегическим пунктом (здесь не было ключевых военных предприятий и порт – второстепенная морская база Черноморского флота), первоначально сдавать врагу не собирались, готовясь к длительной осаде. Однако, судьба распорядилась иначе…

В наступлении на южном фронте, на Одессу, участвовала (помимо немцев) румынская армия. В начале августа 1941 года 72-я пехотная дивизия вермахта на южном направлении сумела расчленить Приморскую и 9-ю армию, вклинившись между ними 50-ти километровой фронтом. Таким образом, Одесса оказалась отрезанной от «большой земли» СССР.


Взять Одессу румынским военным частям сходу не удалось – так начинается осада города, продлившаяся 74 дня.

Ставкой было приказано командованию Приморской армии (генерал-лейтенанту Г. П. Сафронову) оборонять Одессу до самой последней возможности. Уже с 5 августа идут тяжёлые бои за город, и до 10 августа войны Приморской армии сражались на дальних подступах, позже перейдя на передовой рубеж обороны города.

Помощь осаждённой Одессе оказывали моряки Черноморского флота – это был отряд боевых кораблей, которым командовал контр-адмирал Г. В. Жуков, командир Одесской военно-морской базы. Под его руководством в порт Одессы завозилось на сухогрузах нужное для фронта вооружение и боеприпасы…

… В 1959 году на экранах советских кинотеатров появился фильм "Жажда" режиссёра Евгения Ташкова, посвящённый событиям одесской обороны. Сценаристом фильма был довольно известный поэт и писатель, непосредственный участник тех событий, - Григорий Михайлович Поженян. Фильм яркий, интересный даже сегодня. Особый интерес представляет то, что в качестве оператора фильма выступает Пётр Тодоровский. Здесь же, в «Жажде», можно увидеть и Вячеслава Тихонова, примеряющего на себя роль советского разведчика в немецкой военной форме – так закладывалась основа для его будущего Штирлица.

Несмотря на все свои художественные достоинства «Жажда», - это фильм-сказка, построенная на одном-единственном эпизоде, действительно произошедшем с отрядом Поженяна, но не имевшем для одесситов того ключевого значения, которое уделяется ему в фильме…

Давайте попробуем разобраться, что же на самом деле происходило в те дни в Одессе.

Фильм «Жажда» называется так неслучайно. Название отсылает к проблемам с водоснабжением, которые испытывали одесситы во время обороны города от немцев.

Дело в том, что с самого своего основания в 1794 году , в районе Хаджибейского лимана, Одесса стала испытывать проблемы с наличием питьевой воды. Выяснилось, что в округе нет достаточного её количества для нужд города. Малопригодными для питья были подпочвенные воды (из-за сильной минерализации), поэтому первым одесситам приходилось рыть достаточно глубокие колодцы, от которых по улицам воду развозили в бочках. Проблему помогли решить открытые неподалёку от города пресные источники, - «фонтаны» (которые дали названия целому ряду районов Одессы).

На протяжении всего 19-го века горожане также создавали систему для сбора дождевой воды, скапливающей в так называемых «цистернах».

Первый одесский водопровод, организованный купцом Тимофеем Ковалевским от Фонтанов в 1853 году оказался неэффективным, и через 20 лет пришёл в упадок.

Однако, уже в 70-х годах в городе был открыт полноценный водопровод, строительство которого вела английская компания. Вода для Одессы бралась из реки Днестр, где в селе Беляевка была построена водозаборная станция. Именно эта водоводная линия, модернизированная с течение времени, и обеспечивала Одессу к моменту начала Великой Отечественной войны.

В ходе военных действий эта линия была разрушена румынскими войсками, и горожане действительно испытывали недостаток в пресной воде. В фильме показывается как бедные одесситы, с пересохшими от жажды губами бегут к Потёмкинской лестнице, едва заслышав гудки танкеров с питьевой воды… Картинка эта, конечно, красивая, но не верная.


Дело в том, что Одесса вполне могла обходиться внутренними пресноводными источниками, действовавшими ещё со времён XIX века. Дюковские источники, источник на Польском спуске (действующий, кстати, до сих пор), более того, - по одной-две артезианской скважине ещё с дореволюционных времён были пробиты практически на каждом промышленном предприятии города (а это около трёхсот заводов на то время). Именно к этим водным «сокровищам» и стояли люди в больших очередях с бидончиками в руках.

Теперь рассмотрим эпизод захвата водонапорной станции – по фильму тоже очень красочный и напряжённый. Если говорить о деятельности поженяновского диверсионного отряда, то – если быть реалистом – очень странно представить ситуацию, когда группу людей в обороняемом городе готовят специально для выполнения задания, которое в общем-то бессмысленно. Бессмысленно хотя бы потому, что, как и вскользь выше указывалось, подача воды от Беляевки до Одессы была физически невозможна – водоводный путь быть разрушен обстрелами румынской артиллерии.

Что интересно, диверсионный отряд, в который и входил Григорий Поженян, действительно существовал (как и пять ему подобных групп), занимался разведывательной и диверсионной деятельностью в прифронтовой полосе. Более того (по воспоминаниям самого Поженяна, но до написания сценария фильма), случай с захватом водокачки, который, видимо, позже творчески и переработал Григорий Михайлович, тоже имел своё место. В ходе рейда по тылам противника, поженяновский отряд обнаружил водокачку, которую охранял небольшой отряд румынских жандармов. Охранников этих советские диверсанты, конечно же, ликвидировали, но толку от водокачки не было никакого – пустить воду в город возможности не представлялось.

Обо всём этом, а также о других, не менее интересных фактах одесской обороны говорится, в частности, в книге историка Александра Черкасова «Оборона Одессы: страницы правды». Эти факты Черкасов подтверждает официально изданными документами. Например, книжным сборником военных документов, выпущенных издательством «Воениздат», - официальной книгой Министерства обороны, с мизерным тиражом в 30 экземпляров.

Вообще, если говорить о Григории Поженяне, нужно учитывать то, насколько он был интересной и неоднозначной личностью (и именно поэтому своеобразное творческое переосмысление с захватом водокачки было вполне в его духе).

Широкой общественности Поженян известен как поэт. На его счету десяток стихотворных сборников, он писал сценарии к фильмам, выступил также как режиссёр киноленты «Прощай». Стихи Поженян начал писать в годы войны, а в 1946 году он поступил в Литературный институт имени Горького.

И вот интересен один из случаев, происшедших с ним за время учёбы в институте. В 1948 году разворачивалось дело так называемых «безродных космополитов» (под которыми понимались попросту люди еврейской национальности). «Космополитическое» дело коснулось и института Горького – нападки были направлены против замечательного поэта и преподавателя Литинститута - Павла Антокольского. Поженян был один из тех редких смельчаков, которые отказались клеймить поэта «врагом народа» и поддержали Павла Григорьевича в эти трудные минуты.

Это не понравилось директору Литературного института, «пролетарскому классику» Фёдору Гладкову (и кто сейчас уже помнит это «писателя»-функционера?) и он буквально кричал Поженяну в своём кабинете - «Чтобы ноги вашей не было в Литинституте!». На что Григорий Михайлович с серьёзным видом отвечал – «Уже нет». И встав на руки, удалился таким образом из кабинета Гладкова.

Случай анекдотичный, но характеризующий Поженяна вполне. Шутник и балагур, любитель розыгрышей и мистификаций, он и историю с водокачкой превратил в красивую легенду, которой одесситы гордятся до сих пор…
Автор:
Филипп Хорват
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти