«Боинг», третьим будешь?

26 126 39
«Боинг», третьим будешь?

Ну вот на днях Дональд Трамп объявил, что «Боинг» «выиграл» контракт на разработку и производство самого передового истребителя для ВВС США. По словам американского президента, прототип тайно и скрытно летает уже пять лет, и, собственно, там работы не так уж и много в плане разработок. Бери и делай.

Более того, уже огласили обозначение, под которым новый самолет будет служить – F-47. Не в честь ли 47-го президента США? Впрочем, вопросов по теме здесь более чем достаточно, потому пойдем по порядку.



Итак, что будет представлять собой F-47?


Возможно, это последний американский истребитель, который будет пилотировать человек. А возможно, и нет. Конечно, американским военным хотелось бы такого развития событий, но тут как карты… Простите, чертежи на стол лягут.

А так, по всем уже объявленным данным, Next Generation Air Dominance — Воздушное Доминирование Следующего Поколения должно являть собой тяжелый истребитель завоевания воздушного превосходства. То есть замена «лучшему в мире» по версии многих истребителю F-22 Raptor, который… Впрочем, не будем о грустном, который должен улететь (если у него получится) в историю. Не получится — уволокут по земле.

Каким будет F-47, понятно: естественно, в приоритете малозаметность, это своеобразный фетиш американской инженерной школы сегодня, дальность полета и боевая нагрузка. Маневренность, судя по всему, вообще не рассматривается, переходит в категорию второстепенных параметров.

Что непонятно, так это то, чем пять лет занимались в секретных лабораториях по ночам. Что там у них летало все это время, если «Боингу» дают деньги на разработку? Это тогда никак не прототип, а, возможно, то, что летало под названием NGAD, это был аппарат-демонстратор технологий, по типу нашего Су-47 и китайского «Белого императора». То есть машина для сбора данных и не более того.

Тогда до появления прототипа еще ой как далеко… А уж до серийного производства — и тем более. Впрочем, в США никто и не спешит, сотни F-35 надежно охраняют небо Америки (возможно), так что время есть.


Но почему «Боинг»? Весь прошлый год авиационный мир взахлеб следил за «успехами» самолетов этой фирмы, и уже некоторые делали ставки, что отвалится и что откажет в следующий раз? И, надо сказать, совершенно не без оснований.

С «Боингом» все очень интересно.


Во-первых, компания в списке главных бенефициаров избирательной компании Дональда Трампа. В самой ее верхней части, конечно, ниже Маска, но… Но и в списках денежных помощников Харрис «Боинг» тоже присутствует. Руководство «Боинга» в политическом плане молодцы, хоть и такой подход попахивает политической проституцией, но Трампу перепало все же больше, чем Харрис, а потому можно рассчитывать на преференции, пусть руководство уже у компании другое.

Во-вторых, кроме «Боинга», остальные участники «большой тройки» авиапроизводителей США заняты по полной программе:

- «Нортроп Грумман» давно уже отказался от участия в программе NGAD, предпочтя работу по бомбардировщику В-21 «Рейдер». Но и помимо В-21 «Нортроп-Грумман» есть чем заняться: компания, как известно, кроме самолетов строит еще космические корабли и авианосцы.

- «Локхид-Мартин» тоже занята по полной программе. Фирма завалена работой по производству и обслуживанию F-35 как в США, так и у союзников, и в ближайшее десятилетие точно не сможет «отвлекаться по пустякам». А кроме всего прочего, «Л-М» уже работает над палубным истребителем шестого поколения для американского флота. И еще одну программу «Локхид-Мартин» может просто не потянуть не то чтобы в финансовом плане, скорее, не хватит кадров.


А вот у «Боинга» в этом плане всё «хорошо». Военная часть компании не сильно загружена заказами на свои ставшие классикой F-15, F-16 и F/A-18, занимаясь в основном модернизацией существующих самолетов. А это значит, что у компании есть кого посадить за разработки, тем более что череда скандалов пошла «Боингу»: сам бенефициар компании Дональд Трамп принял участие в реорганизации управления компании, в связи с чем старое руководство стройными рядами отправилось в отставку, а новое, устроив зачистку «эффективным менеджерам», демонстрирует полную лояльность и готовность работать как в плане разработок, так и в плане производства чего угодно.

Так что то, что «Боинг» возьмется за работу по F-47, не вызывает сомнений. Тем более что 60 (Шестьдесят) миллиардов долларов на дороге не валяются. А именно в такую цифру оцениваются работы по разработке, испытанию, оснащению вооружениями и средствами защиты и выпуску 200 самолетов. Не дороже 300 000 000 долларов за штуку, включая НИОКР. Цифра бешеная, есть за что повоевать, знаете ли.

Итак, каким же должен стать F-47? Чем он поразит всех противников, как говорится, не выходя на бой?

- В приоритете будет дальность, столь необходимая на огромных просторах Тихого океана;
- минимальная заметность;
- большая боевая нагрузка по сравнению с другими малозаметными самолетами;
- суперкруз (сверхзвуковой полет без форсажа) на скорости до 2М;
- координация действий дронов и донаведение ракет на базе собственных разведданных;
- адаптивность, то есть возможность изменения функций самолета как с помощью модульного переоборудования, так и с помощью смены программного обеспечения.

Да, и еще он обязан оказаться дешевле, чем F-22. Ничего себе задачка, скажете, 300 миллионов за штуку — и это будет дешевле? Ну да, ведь с учетом НИОКР стоимость одного F-22 для американского бюджета «всего-навсего» 379 511 000 долларов. Так что, если «Боинг» сможет уложиться в 300 миллионов — будут красавцы, но вот беда — последние лет 30 ни один проект вооружений в США не смог войти в рамки первоначально означенной стоимости.

Когда со временем просочится больше реальной информации, было бы очень познавательно сравнить отличия китайских и американских взглядов на самолет следующего поколения. Что-то подсказывает, что они будут различаться: китайское видение… оно как бы более приземленное, что ли. По крайней мере, китайцы не делали громких заявлений и не трясли программой на весь мир. Просто показали самолеты в небе и не более того.

Конечно, оплеуха лучшему в мире американскому авиапрому была отвешена нешуточная. И тут можно сказать, что китайские авиастроители очень неплохо помогли программе NGAD, практически вытащив ее из омута сомнений. Серьезно, постройка американского истребителя 6-го поколения уже балансировала на грани закрытия, уже принимались определенные решения, о чем мы писали, и от всей программы NGAD вообще могли остаться беспилотные «верные ведомые».

И вот, китайские самолеты в небе спасли американский самолет. Но какой ценой? Мы же с вами присутствовали при невероятном событии: впервые за полвека (если не больше) американское технологическое превосходство в военной авиации было поставлено под сомнение. И кем? Ладно бы русские или немцы. Но Китай…


Уж если сам президент США выступает с заявлением на тему F-47, то понятно, зачем он это делает. Трампу просто необходимо хоть как-то, но компенсировать тот репутационный ущерб, который китайцы нанесли американской авиационной отрасли. Миротворчество — это хорошо, но свой порох… Он просто должен быть.

Видимо, даже мы здесь не можем представить себе, насколько это всё значимо для американцев, раз Трамп выступает на всех каналах и заверяет общественность, что F-47 будет этакой квинтэссенцией всего, что может измыслить и воплотить в металле американская авиапромышленность.

Надо здесь заметить, что изображение, которое демонстрировалось во время выступления Трампа, — это, скорее всего, некое видение концепции в общем, и к реальному F-47 не имеющее никакого отношения. Но как презентация смотрится вполне.

И показанная схема, она как бы не характерна для американских проектов малозаметных самолетов, правда, на страницах Aviation Week тамошние эксперты четко подметили неожиданное сходство показанного рисунка прототипа и экспериментального самолета YF-118G «Bird-of-Prey», который был построен «Боингом» лет этак тридцать назад.


Это был оригинальный проект, очень недорогой, вся программа обошлась в 67 миллионов долларов, и целью ставилась как раз отработка стелс-технологий и аэродинамических характеристик подобных самолетов.

Получилось очень интересно: «Хищная птица» (так назвали демонстратор) вышла настолько аэродинамически устойчивой, что могла летать без компьютерной коррекции. Её аэродинамическая устойчивость отчасти обусловлена подъёмной силой, создаваемой законцовками крыла, причем такая конфигурация смогла быть устойчивой без горизонтального хвостового оперения и обычного вертикального руля направления. Сегодня это уже нормально, практически даже стандартно, но в 1992 году, когда начинались работы по «Хищной птице», это было весьма новаторским решением.


И вполне вероятно, что в «Боинге» решили использовать часть успешных технологических решений 30-летней давности для создания суперсамолета будущего. Собственно, ничего такого в этом нет, тем более что сегодня многие в США говорят с подачи Маска о том, что новые поколения истребителей вообще должны быть беспилотными. Да, Илон Маск не раз высказывался в том смысле, что нечего тратить деньги на пилотируемые самолеты, если со всеми задачами могут справиться дроны на дистанционном управлении. А управление он (Маск) через свои спутники гарантирует.

И похоже, что в американских ВВС это поддерживают или начинают склоняться к тому, чтобы поддержать такое развитие событий. Произошло интересное событие: ВВС США впервые присвоили литеру «F», которая раньше носили только истребители, двум беспилотникам, которые пока еще находятся в разработке. YFQ-42 от «Дженерал Атомикс» и YFQ-44 «Fury» от «Андурил Индастриз».

Вообще, это, возможно, даже больший поворот в системе ВВС США, чем проект NGAD. Готовность американских генералов принять то, что беспилотный аппарат может встать в один ряд с пилотируемыми истребителями, говорит о многом. В том числе и о том, что к проекту NGAD они относятся с некоей толикой недоверия.

Лучшим доказательством может служить выступление начальника штаба ВВС США генерала Дэвида Эллвина, заявившего, что прототипы F-47 «полетят еще при нынешней администрации США президента Трампа», то есть до начала 2029 года.

Ну или полетят звезды с погон того, кто сделал такое заявление, если оно окажется опрометчивым.

Процитируем Эллвина:

«F-47 истинно является первым в мире пилотируемым истребителем шестого поколения, созданным для доминирования над самым боеспособным противником и эксплуатации в самых опасных условиях угроз, которые только можно себе представить.

В течение последних пяти лет X-planes закладывали основу для F-47 — налетали сотни часов, протестировали передовые концепции и доказали, что мы можем уверенно раздвигать границы технологий. Эти экспериментальные самолеты продемонстрировали инновации, необходимые для развития возможностей F-47, гарантируя, что, когда мы взялись за создание этого истребителя, мы знали, что делаем правильные инвестиции для Америки.

Пока наши X-planes летали в секретности, мы укрепляли наше господство в воздухе — ускоряли технологию, совершенствовали наши оперативные концепции и доказывали, что можем реализовать эту возможность быстрее, чем когда-либо прежде. Благодаря этому F-47 должен быть поднят в воздух во время правления администрации президента Трампа.

Кроме того, F-47 обладает беспрецедентной зрелостью. Хотя F-22 в настоящее время является лучшим истребителем завоевания превосходства в воздухе в мире, и его модернизация сделает его еще лучше, F-47 — это скачок вперед на целое поколение. Зрелость самолета на этом этапе программы подтверждает его готовность доминировать в будущих сражениях.

По сравнению с F-22, F-47 будет стоить меньше и будет более адаптивен к будущим угрозам — и у нас будет больше F-47 в нашем боевом составе. F-47 будет иметь значительно большую дальность, повышенную малозаметность, будет более устойчивым в бою, лучше поддерживаемым и иметь более высокую доступность, чем наши истребители пятого поколения. Эта платформа разработана с мышлением «создана, чтобы адаптироваться» и потребует значительно меньше личного состава и инфраструктуры для развертывания».


Честно говоря, больше похоже на отчаянную попытку оправдать существующее положение дел. Простите, но очень уж похоже на одного деятеля прошлого, который столь же яростно вещал в микрофон о «чудо-оружии», которое вот-вот появится и решит все проблемы. Очень похоже.

Но вот что заставляет призадуматься над происходящим в стиле «Ты помнишь, как всё начиналось? Всё было впервые и…» И что? И, например, на презентациях F-22, F-35, B-21 были самолеты.




Ну хорошо, на крайний случай — их полноразмерные макеты (кто из нас проверял? Да никто!). Но вот в случае с гипотетическим F-47 — только рисунки, причем такие… завуалированные, не сказать — задымленные. На которых ничего не увидеть.


Впрочем, если американскому обывателю этого достаточно, мы не будем настаивать.

Но что можно увидеть тем, кто не верит рисункам? Практически ничего. «Всё секретно» — и облик, и характеристики. Все эти мутные рисунки самолета с большой кабиной, изломанным крылом, вроде бы без вертикального оперения. Да и достоверность изображений как бы сомнительна, поскольку совершенно неизвестен их источник.

Давайте посмотрим назад, на то, над чем работали в США все эти годы.

Программа создания перспективного истребителя шестого поколения Next Generation Air Dominance (NGAD) фактически стартовала в 2014 году.

Началом стали работы известного агентства DARPA, которое и занимается исследованием перспективных направлений за счет Министерства обороны США. Проект Air Dominance Initiative по изучению перспективных концепций систем превосходства в воздухе велся и в интересах ВВС, и в интересах ВМС США.

На основе результатов проекта ADI в 2015 году стартовала программа Aerospace Innovation Initiative (AII) для разработки экспериментальных самолетов-демонстраторов X-plane. Эти аппараты предназначались для отработки технологий перспективных истребителей.

В 2016 году DARPA одарили ВВС США своей перспективной программой Air Superiority 2030, которая фактически сосредоточилась на отработке проекта перспективного малозаметного истребителя завоевания превосходства в воздухе под обозначением Penetrating Counter-Air (PCA).

В 2018 году программа AS 2030 была переименована в NGAD.

С этого момента начался новый этап, и в сентябре 2020 года было заявлено, что начал полеты первый экспериментальный Х-самолет по программе NGAD. Но дальше – завеса тайны. Думаю, что это как раз было детище «Боинга», относительно сходится, потому что второй экспериментальный самолет вроде бы полетел в 2022 году. Это, скорее всего, был самолет от «Локхид-Мартин», потому что «Нортроп-Грумман» как раз после этих полетов в 2023 году объявила о выходе из программы. Видимо, сильно отставали.

«Локхид-Мартин» явно никто не гнал, и сама компания не делала громких заявлений, но в мае-июле 2024 года администрация президента Джо Байдена фактически приостановила программу NGAD. Вроде бы для очередного пересмотра концепции самолета, а что было реальной причиной, боюсь, мы не узнаем. Но программа NGAD была застопорена, и ее возобновили только в конце декабря 2024 года, после известных событий, а именно избрания президентом Дональда Трампа.

Если хорошо уйти назад по оси времени, то там можно получить подтверждения тому, что именно в первый срок президентства Трампа стартовали два ключевых этапа программы NGAD, конкретно в 2018 и 2020 годах. И вот в 2025 году снова Дональд Трамп на коне и утверждает «Боинг» в качестве исполнителя программы NGAD.

Конечно, здесь нет никакой политической подоплеки в виде количества пожертвований на президентскую кампанию, просто да, «Боинг» менее загружен, чем «Локхид-Мартин», у которого как бы F-35.


Одновременно, надо сказать, начались активные шевеления в сторону двигателей. F-47 как бы должен приводиться в движение двигателями, которые должны быть созданы в рамках программы Next Generation Adaptive Propulsion (NGAP) специально для самолета NGAD.

В августе 2022 года ВВС США выдали пяти ведущим американским аэрокосмическим компаниям предварительные контракты по разработке двигателей на сумму 975 миллионов долларов каждый. То есть разработка двигателей для NGAD уже обошлась в 4 миллиарда 875 миллионов долларов. Естественно, это тоже будет конкурс. GE Aerospace (General Electric), Pratt & Whitney (в партнерстве с Raytheon Technologies), Boeing, Lockheed Martin и Northrop Grumman будут бороться за право поставить свои разработки на F-47.

Возникает, конечно, вопрос: а на чем тогда пять лет летали Х-самолеты?

Явно не на современных двигателях. Да и в целом весь этот конкурс из пяти участников – фикция. Только два двигателя, GE Aerospace ХА102 или Pratt & Whitney ХА103, выполнены по адаптивной трехконтурной схеме и могут реально побороться за место в самолете. Остальные так… массовка, зарабатывающая немного денег.

В начале этого года прошла информация, что ВВС США расширили контракты с GE Aerospace и Pratt & Whitney до 3,5 миллиардов долларов каждой компании для продолжения работ по разработке и испытанию двигателей в рамках программы NGAP.

В целом — что-то там в США летало на закрытых полигонах, но не то, что было показано на картинках. Какие-то работы велись, но это не точно. И на чем летало — тоже вопрос. F-47, конечно, будет построен, вопрос только когда и в каком виде.

Вопросов много. И нужно время, чтобы стало понятно, что кроется за мутными картинками презентаций: реальный самолет будущего или реальное небедное будущее для тех, кто будет осваивать бюджеты.
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    26 марта 2025 05:02
    Если бы контракт получал не Boeing, я бы сказал, допустим, надо подождать.
    Но блин Boeing! С ним ассоциация только провал и позор. По-моему вся эта авантюра с F47 закончится как всё у Boeing.
    П. С: и автор прав, имея такую мощную систему связи как Starlink полагаться на человека это шаг назад. Если конечно не предусмотрят опциональное управление.
    1. -6
      26 марта 2025 05:15
      и автор прав, имея такую мощную систему связи как Starlink полагаться на человека это шаг назад.

      Подрыв ядерного заряда на низкой орбите. Вся локальная группировка спутников дружно идёт по известному адресу. Чем управлять после этого сие чудо беспилотное?
      1. +3
        26 марта 2025 05:24
        Цитата: Kuroneko
        Подрыв ядерного заряда на низкой орбите.

        И зачем после этого самолёты, если настанет время МБР? По вашему мы производим подрыв в космосе ЯЗ, уничтожаем собственную СПРН и надеемся, что США это проглотит? А Как узнать то? Собственные спутники уничтожены, подсмотреть нечем.
        Опишите пожалуйста смыл подрыва в космосе ЯЗ?
        1. -2
          26 марта 2025 06:08
          Один плюс, это будет как генеральная уборка околоземного пространства.
          1. 0
            30 марта 2025 00:43
            Плюс один радиационный пояс получите. Чем только усложните жизнь и себе тоже.
        2. 0
          26 марта 2025 08:22
          Можно долго расписывать, но если кратко суть, то мы от этого пострадаем куда меньше, чем США.
          У них почти вся конвенция (оружие) так или иначе на спутники завязана.

          Значит, подобное выгодно.

          P. S. Когда пойдёт серьёзный махач, спутники один фиг будут целью номер один.
          1. +3
            26 марта 2025 09:21
            P. S. Когда пойдёт серьёзный махач, спутники один фиг будут целью номер один.

            вы лучше напишите здесь, для себя и для нас, сколько запусков ракет было в прошлом году по странам мира...
            а потом, оцените риски, от того что ВСЕ спутники, одномоментно, будут уничтожены в космосе...
            и кто первый восстановит свою группировку?
          2. 0
            26 марта 2025 12:47
            Цитата: Kuroneko
            но если кратко суть, то мы от этого пострадаем куда меньше, чем США

            Ага, мы уничтожим свою СПРН. Чем её заменить?
        3. +4
          26 марта 2025 16:51
          Живучесть орбитальных группировок сильно преуменьшена. Их все же делают в расчете на солнечные вспышки и прочие космические излучения. Энергия которых иногда на несколько порядков превосходит то, что способен выдать подрыв ЯБЧ на орбите. Даже при условии несоизмеримо меньшего расстояния между источником и спутниками.
          1. -1
            26 марта 2025 21:20
            И снова о 6-ом поколении. Трудно строить какие-то предположения не имея понятия о самолёте 6-го , а тем более о самолёте 5-го поколения. Роме не стоит писать на эти темы. Кому интересно, можете поднять мои комментарии о самолёте 5-го поколения. Да и вам , автор, Роман Скоморохов , тоже советую. Про 6-е поколение писать ничего не буду. Скажу вам чётко, что если беспилотная версия сомнительна, то кроме одноместной, будет основная двухместная версия, которая вытекает из основного назначения самолёта 6-го поколения...
        4. 0
          27 марта 2025 03:37
          Цитата: Дырокол
          Опишите пожалуйста смыл подрыва в космосе ЯЗ?

          Это же азбука ТМВ , зачем её описывать , если алгоритмы отработаны с 60-х - 70-х ?
          От этих взрывов в космосе не только спутники обнулятся , но и на земной поверхности очень многое выйдет из строя навсегда . И не только электроника , но и электротехника . Кроме того будут спровоцированы сильнейшие магнитные бури , Северные Сияния смогут видеть даже с экватора . Высокозащищённая военная техника на ЭМИ расчитана и устоит , но МБР придётся лететь как в старину пользуясь инерциальной системой и астрокоррекцией . А спутники для контроля поражения целей будут запускаться . Но уже не с космодромов , а из ракетных шахт и с атомных ПЛ . Прежде и у нас , и у них ПЛАРБ носили до двух БРПЛ в варианте носителя низкоорбитального спутника для контроля поражения целей .
          Ну , а дальше - постапокалипсис и всю цивилизацию надо будет начинать с начала .
          Не думаю что Трамп мечтает о такой перспективе , так что я бы сверх меры войной с США не заморачивался . А вот другие войны будут .
          Войну между РФ и США очень хочет Англия . Как и многих других войн . И такие желания и стремления могут обернуться Кармой на авторов таких затей .
      2. bar
        +7
        26 марта 2025 08:31
        Цитата: Kuroneko
        Подрыв ядерного заряда на низкой орбите. Вся локальная группировка спутников дружно идёт по известному адресу.

        Все 1584 спутника на 72 орбитах? А одного заряда точно хватит? Или вы думаете, они вот так висят на одном месте, и взрыв проделает "дыру" в их группировке?
        1. 0
          27 марта 2025 03:48
          Цитата: bar
          А одного заряда точно хватит? Или вы думаете, они вот так висят на одном месте, и взрыв проделает "дыру" в их группировке?

          Ну конечно потребуется несколько таких взрывов мегатонного класса . Но именно - несколько . Это в своё время доказали практические ядерные взрывы , проводившиеся США и СССР в околоземном пространстве . Лягут абсолютно все спутники в зоне прямой видимости такого взрыва . Но Земной Шар , это всё же Шар , поэтому таких взрывов потребуется несколько . Когда США впервые произвели такой взрыв в космосе , у них не только вырубило все спутники в прямой видимости (в т.ч. и несколько спутников СССР , их тогда ещё было совсем не много) , не только электронику на земле , но у них и электросети легли . В последующем подобные эксперименты проводились над Тихим океаном .
          1. bar
            0
            27 марта 2025 06:58
            Цитата: bayard
            Лягут абсолютно все спутники в зоне прямой видимости такого взрыва .

            А через несколько минут на их месте и на той же орбите появятся другие спутники, которые в момент взрыва не были в прямой видимости. Ну выбьет взрыв пару сотен спутников из полутора тысяч. Ущерб группировке конечно будет нанесён, но не существенный. Вы просто почитайте как работает система "старлинк".
            1. 0
              27 марта 2025 12:07
              Цитата: bar
              Вы просто почитайте как работает система "старлинк".

              Вы просто почитайте что такое ЭМИ . И я написал ведь , что для того , чтобы положить всю спутниковую группировку понадобится НЕСКОЛЬКО ядерных боеприпасов мегатонного класса , взорванных на высоте нескольких сотен километров . Взорванных по специальному алгоритму . Причём этим будут заниматься сразу несколько стран . Так что с гарантией .
      3. +1
        26 марта 2025 15:21
        Цитата: Kuroneko
        и автор прав, имея такую мощную систему связи как Starlink полагаться на человека это шаг назад.

        Подрыв ядерного заряда на низкой орбите. Вся локальная группировка спутников дружно идёт по известному адресу. Чем управлять после этого сие чудо беспилотное?


        То есть в вашей головной вселенной, орбит движения спутников не существует?
        И атомный взрыв над гренландией , уничтожает абсолютно все спутники на планете?
        Я правильно понимаю ваши знания?
    2. +3
      26 марта 2025 08:41
      Почему провал и позор? Супер Хорнит вполне ничего они из Хорнитов допилили.
  2. +6
    26 марта 2025 05:04
    Амеры и китайцы - молодцы. И, что самое главное, ведь сделают машину и разместят заказ на сотни штук.
    А это - рабочие места для инженеров и рабочих на следующие лет 10-15. А может и 20. Раз будет гос финансирование, у людей будут хорошие дома, спокойная жизнь, достаток. Форд будет продавать им свои бестселлеры F150 по средней цене $50-60K, и тд и тп. В результате - подъем ВВП в стране. А там, глядишь, и 7е поколение подоспеет
    1. +1
      26 марта 2025 09:40
      А это - рабочие места для инженеров и рабочих на следующие лет 10-15.

      это - социальная составляющая проекта, а есть и технологическая: куча смежников будет развиваться!
      Форд будет продавать им свои бестселлеры F150 по средней цене $50-60K,

      да уж, а то китайцы стали продавать копии форда предыдущей генерации по той же цене...
      и никуда не деться: F150 нам не поставляют
  3. 0
    26 марта 2025 05:22
    Цитата: Роман Скоморохов
    должен улететь (если у него получится) в историю. Не получится — уволокут по земле
    Смеялся, пока не охрип laughing
    1. +6
      26 марта 2025 15:46
      Цитата: Голландец Михель
      Цитата: Роман Скоморохов
      должен улететь (если у него получится) в историю. Не получится — уволокут по земле
      Смеялся, пока не охрип laughing


      Ну если честно, шутка из разряда Петросянщины....
  4. Eug
    +8
    26 марта 2025 05:34
    Грустно улыбнуло упоминание о "чудо-оружии". Сразу вспомнились "утечки", "мультики"и "картинки", которые должны были не на шутку испугать (предостеречь от опрометчивых действий) "партнёров". Вопрос - почему не испугали и не предостерегли?
    1. -4
      26 марта 2025 08:39
      Цитата: Eug
      Вопрос - почему не испугали и не предостерегли?

      Потому что никто не верил в реальность этих мультиков, думали, что это блеф!
      Сегодня мультики материализовались в виде Кинжала и Циркона, в их существовании уже никто не сомневается.
      Мы тоже пока не сильно понимаем, что такое этот Ф47 и что за планеры летают у Китая, даже их J20 многие не воспринимают как истребитель 5 поколения (мне лично на глаза попадались только статьи про J20, где описано какие технические решения в нем скопированы и что движки у него так себе, а на что способно его БРЭО ни разу не видел).
      1. +5
        26 марта 2025 15:48
        Цитата: Eroma
        Цитата: Eug
        Вопрос - почему не испугали и не предостерегли?

        Потому что никто не верил в реальность этих мультиков, думали, что это блеф!
        Сегодня мультики материализовались в виде Кинжала и Циркона, в их существовании уже никто не сомневается.
        .

        Только вот из Очень грозных мультиков про Искандеры и Кинжалы - получился практически пшик.

        Искандер на уровне GMLRS и ATACMS - ничем не отличается по факту боевого применения.
        Кинжал - аналогично.
        1. -2
          26 марта 2025 16:36
          Ну нашли что уравнивать no
          Искандер летает 500км, что почти в 2 раза дальше, бч тоже минимум в 2 раза больше, это значит круг решаемых задач существенно шире.
          Кинжал, это вообще гиперзвук и радиус как оперативно - тактической ракеты и способность поражать подземные цели рассчитанные на ядерную атаку!

          И главное отличие, Кинжал не сбивается сегодняшней ПРО, Искандер тоже крайне трудная цель (не слышал об его сбитии), а вот АТАКМС и летающая бомба сбивается, не всегда, но довольно часто.
  5. -2
    26 марта 2025 05:47
    Если Ф-47 будут делать вместо Ф-22 и у него будет такая же судьба то нам этот самолёт ничем не грозит. Также сделают пару сотен и будут хвастаться, но в бой и на продажу не поступит. Нам бы хоть раз схлестнутся с Ф-35 попробовать его на зубок, его уже достаточно много сделали, нам с ним воевать придётся.
    Нужно отработать свою тактику борьбы с ними. bully
    1. +2
      26 марта 2025 06:04
      Цитата: Солдатов В.
      Нам бы хоть раз схлестнутся с Ф-35
      Не надейтесь, хозлы F-35 не получат. По крайней мере не при Трампе.
  6. Комментарий был удален.
  7. +12
    26 марта 2025 05:58
    Прямо ностальгия накрыла! Вот прямо очень похожие статьи писались лет 10-15 назад про Ф-35. Мол, американский "распил" средств, не летает, требованиям не отвечает. Сейчас их уже более тысячи (!) штук произведено, кстати. И заказчики вроде как очень им довольны.

    П.С. Недооценка вероятного противника - одна из самых больших ошибок, какие можно сделать.
  8. +8
    26 марта 2025 06:25
    Бла бла бла. Ничего не известно, но целая статья нарисовалась! Из пальца… это тоже умение, но читать не обязательно. Практической пользы ноль.
  9. -2
    26 марта 2025 09:16
    Воруют, однако...

    F-47 - это плата Трампа военным за их лояльность.
    Маск не будет "трести" мин.обороны, мин.обороны не будет игнорировать Трампа.
    1. -1
      27 марта 2025 17:12
      Всегда забавно читать аналитику от тех, кто даже родной язык на уровне средней школы освоить не смог.
      П.С. "ТрЯсти", а не "трЕсти".
      1. 0
        28 марта 2025 09:57
        До чего же не русские любят русскому языку поучать...
        Особенно этим страдают украинцы.

        ps
        Вы уверены, что мой родной язык является русским?
  10. +2
    26 марта 2025 09:24
    Мне понравилось в статье это:
    Лучшим доказательством может служить выступление начальника штаба ВВС США генерала Дэвида Эллвина, заявившего, что прототипы F-47 «полетят еще при нынешней администрации США президента Трампа», то есть до начала 2029 года.
    Ну или полетят звезды с погон того, кто сделал такое заявление, если оно окажется опрометчивым.

    а после этого хочется задать риторический вопрос:
    а у нас, так можно?
  11. -5
    26 марта 2025 09:28
    По стоимости почти как F-22,и дешевле B-21 ,но это другой класс машин.
    Возникает вопрос: каким бы не был истребитель 6-го поколения,какие у него будут средства огневого поражения?

    AIM-120 AMRAAM и AIM-9X Sidewinder. Ничего нового.
    1. +3
      26 марта 2025 10:44
      Возникает вопрос: каким бы не был истребитель 6-го поколения,какие у него будут средства огневого поражения?
      AIM-120 AMRAAM и AIM-9X Sidewinder. Ничего нового.

      Есть новые AIM-174, AIM-260
  12. +3
    26 марта 2025 15:59
    Почему же все наши "писатели" - делят стоимость программы разработки, технологического переоснащения заводов и производств как смежников, так и сборщиков, всех компонентов и узлов, переоборудования всех БАО новой техникой...
    Запчастями, запасными двигателями, поддержанием ПО...
    а иногда и топливо и переобучение пилотов...
    и все это на период 20 лет...

    как стоимость 1 самолета????

    Стоимость того же Ф-35 сейчас на уровне 80 млн долларов. Это реальность.
    А реализация всей программы на 20 лет владения самолетом, со всеми вышеописанными вложениями составляет почти 571 млн долларов.
    3482 самолета и программа в 2 трлн долларов.
    Но наши никогда не дают данные по стоимости программы. а только стоимость самолета.
    Американцы же дают стоимость програамы в той или иной полноте.

    Вот и получаются настолько разные "цены", которые бальзамом для некоторых несведущих душ.
  13. 0
    26 марта 2025 16:22
    Цитата: Дедок
    А это - рабочие места для инженеров и рабочих на следующие лет 10-15.

    это - социальная составляющая проекта, а есть и технологическая: куча смежников будет развиваться!
    Форд будет продавать им свои бестселлеры F150 по средней цене $50-60K,

    да уж, а то китайцы стали продавать копии форда предыдущей генерации по той же цене...
    и никуда не деться: F150 нам не поставляют

    Бензиновые китайские траки в США не продаются. И врят-ли будут в среднесрочной перспективе
  14. +2
    26 марта 2025 20:16
    американцы делают и у них получается, у нас же только заголовки - байкал, супеперджет, миг 41 и еще куча всего... только нет ничего кроме заголовков...
    И на заводе так же, вся оценка выгоды идет на том что б меньше потратить, а не выгоднее вложить. любую инициативу по улучшению долбят в пух и прах, лишь бы не тревожил, а потревожишь назначат виноватым.
  15. 0
    26 марта 2025 23:18
    Каким будет F-47, понятно: естественно, в приоритете малозаметность, это своеобразный фетиш американской инженерной школы сегодня, дальность полета и боевая нагрузка. Маневренность, судя по всему, вообще не рассматривается, переходит в категорию
    второстепенных параметров.

    Смотря на компьютерные изображения автор по моему совсем не понял каким будет F-47.

    Все остальные конкуренты предлагали на своих рендерах образцы использующие аэродинамическую схему "смешанное крыло" (blended wing body) в рамках которой была бы в приоритете радиолокационная малозаметность и дальность полёта на сверхзвуковой скорости, а по настоящему высокую маневренность на дозвуковой скорости в рамках этой схемы ожидать нельзя.

    Однако победил Boeing демонстрировавший на своих рендерах самолёт аэродинамической схемы "утка", а это как раз относительно высокая в сравнении с схемой "летающее крыло" и её разновидностью схемой "смешанное крыло" радиолокационная заметность, повышенное аэродинамическое сопротивление на сверхзвуковой скорости, а значит меньшая дальность полёта на сверхзвуке, высокая маневренность на дозвуковой скорости и высокие взлётно-посадочные характеристики. И да, малый технический риск - схема "утка" достаточно отработанная, в том числе и её вариант без вертикального хвостового оперения (экспериментальный самолёт X-31 на котором проводились лётные эксперименты с аэродинамическим "отключением" киля и экспериментальный БЛА X-36 летали ещё в 1990-е годы).

    Таким образом в проекте F-47 была сделана ставка на наименьший технический риск, при этом без получения каких либо прорывных характеристик. На выходе в лучшем случае получится истребитель поколения 5+, за счёт двигателей изменяемого цикла, которые в виде серийного варианта General Electric YF120 могли попасть ещё на победителя конкурса ATF (конкурс в своё время выиграл будущий истребитель F-22A, в смысле его экспериментальный предшественник YF-22), но тогда они проиграли в конкурсе менее технически рискованным двигателям Pratt & Whitney YF119, ставшим в серии ТРДДФ F119-PW-100.

    На 6-е поколение F-47 не потянет ни по своим ЛТХ, ни по характеристикам радиолокационной малозаметности, ни по бортовому вооружению.

    Зато "утку" F-47 с её ожидаемо высокими дозвуковой маневренностью и взлётно-посадочными характеристика видимо удастся успешно посадить на палубу американских атомных авианосцев и тем сэкономить на разработке "с нуля" нового истребителя завоевания превосходства в воздухе для палубной авиации ВМС США.