LOAD — новая концепцию беспилотного летательного аппарата для борьбы с дронами

39 974 7
LOAD — новая концепцию беспилотного летательного аппарата для борьбы с дронами
Проектный облик БПЛА LOAD


Беспилотные летательные аппараты ударного назначения представляют очевидную угрозу, которая требует ответа. Разрабатываются и предлагаются разные средства и способы борьбы с такими БПЛА, в т.ч. самые интересные. Например, европейская корпорация Airbus на днях представила первые материалы по проекту беспилотного истребителя LOAD. Этот БПЛА должен будет перехватывать воздушные цели и поражать их лёгкими ракетами «воздух-воздух».



Беспилотник против беспилотника


Недавно в немецком Бонне состоялась выставка DWT Unbemannte Systeme X, посвящённая вопросам развития беспилотной авиации. Различные организации представили на этом мероприятии свои последние разработки в сфере БПЛА. Одну из наиболее крупных и интересных экспозиций подготовила корпорация Airbus.

Одной из главных новинок от Airbus стал макет перспективного беспилотника-перехватчика под названием LOAD (Low-Cost Air Defense — «ПВО малой стоимости»). Это изделие предназначается для борьбы с ударными БПЛА или иными средствами воздушного нападения и фактически является ответом на один из основных современных вызовов.

Сообщается, что новый перехватчик LOAD был разработан на основе уже существующего серийного БПЛА. Путём замены некоторых комплектующих и внедрения новых систем, включая вооружение, серийный беспилотник превратился в истребитель. При этом основные лётно-технические характеристики остались на прежнем уровне.

В ближайшее время Airbus планирует провести полномасштабные испытания нового беспилотника, чтобы подтвердить его расчётные характеристики. Проверку пройдет как весь комплекс перехвата в сборе, так и отдельные его компоненты, вплоть до ракет «воздух-воздух».

После успешной проверки нового образца корпорация-разработчик планирует вывести его на рынок. БПЛА предложат потенциальным заказчикам, желающим усилить свою ПВО и обеспечить защиту не только от «традиционных» воздушных целей, но и от современных угроз.


Беспилотная техника от Airbus на выставке

В Airbus уже разрабатывают различные варианты развития проекта LOAD, направленные на улучшение основных параметров и расширение боевых возможностей. В частности, предлагается увеличить перевозимый боекомплект, что, в свою очередь, должно повысить боевые качества беспилотника.

Впрочем, сроки полной реализации проекта и полноценного выхода на рынок пока остаются неизвестными. Использование готовой платформы позволит сократить время разработки нового проекта, но прочие составляющие могут оказать негативное влияние.

На готовой базе


Перехватчик LOAD был создан на основе беспилотной мишени Do-DT25, предназначенной для тренировки зенитных расчетов. Изделие Do-DT25 изначально разрабатывалось компанией EADS, но впоследствии перешло к корпорации Airbus. Оно достаточно давно производится серийно, и к настоящему времени было выпущено более 2500 таких БПЛА. Отмечается, что беспилотник-мишень является одним из наиболее массовых образцов продукции Airbus.

При перестройке беспилотной мишени в перехватчик были внесены некоторые изменения в исходный планер и систему управления. Остальные узлы и агрегаты, по всей видимости, соответствовали целям нового проекта и не требовали доработки или замены. Такой подход к конструированию нового беспилотника позволил сохранить общий облик и часть характеристик. Одновременно с этим LOAD получил принципиально новые возможности.

БПЛА LOAD, как и его предшественник, построен по нормальной аэродинамической схеме. Он имеет веретенообразный фюзеляж, среднерасположенное крыло небольшой стреловидности и Т-образное хвостовое оперение. В основании оперения находится гаргрот с встроенным воздухозаборником.

Размеры перехватчика пока не сообщаются. Однако известно, что мишень Do-DT25 имеет длину около 3,1 м и размах крыла примерно 2,5 м. Вряд ли LOAD имеет принципиально иные размеры.


Макеты изделия LOAD

Изделие LOAD сохраняет турбореактивную силовую установку своего предшественника. С её помощью аппарат сможет развивать скорость более 550 км/ч и оставаться в воздухе не менее часа. Боевой радиус определяется средствами связи и пока ограничен 100 км. При необходимости продолжительность и дальность полёта можно будет увеличить за счёт подвесного топливного бака.

Какую систему управления получит новый БПЛА, пока неизвестно. Вероятно, будет использоваться традиционное сочетание автопилота и дистанционного управления. Часть задач такая система сможет выполнять самостоятельно, а в других случаях потребуется вмешательство оператора. В частности, именно человек будет давать команду на применение оружия.

Беспилотник LOAD может быть оснащён оптико-электронными средствами обнаружения. Также нельзя исключать возможность применения лёгкого малогабаритного радиолокатора. В обоих случаях это позволит получить обзор передней полусферы и обеспечить поиск воздушных целей.

LOAD будет поражать воздушные цели управляемыми ракетами. Тип этих изделий пока не уточняется. Также остаются неизвестными боевые характеристики, которые удастся получить за счёт такого оружия. В рекламных материалах по проекту пока изображаются только усредненные гипотетические ракеты, но не реальные образцы.

Макеты беспилотника-перехватчика демонстрировались с парой ракет под крылом. При этом организация-разработчик утверждает, что в будущем боекомплект БПЛА может увеличиться. Вероятно, будет организована третья точка подвески под фюзеляжем и, возможно, появятся дополнительные точки под крылом.

Беспилотник-мишень Do-DT25 взлетает с рельсовой катапульты. Посадка этого изделия в норме не предусматривается. По всей видимости, LOAD тоже будет использовать стартовую катапульту, но получит некие средства для посадки — парашют или даже полноценное шасси.

Очевидная идея


Идея перехвата БПЛА с помощью других беспилотников не нова и уже находит свое практическое применение. Предлагается множество вариантов таких перехватчиков, каждый из которых обладает своими особенностями и возможностями. Теперь и крупнейшая европейская авиастроительная организация представила свой собственный вариант подобной техники.


Беспилотная мишень Do-DT25 на старте

Проект LOAD от Airbus предлагает создание и использование полноценного беспилотного истребителя на основе готовой конструкции, оснащённого ракетным вооружением. Такой подход к конструированию отличается известной сложностью, но должен дать несколько важных преимуществ.

Использование серийной беспилотной платформы позволит сократить расходы на разработку и производство, но получить приемлемые лётные характеристики. Однако параметры самого БПЛА не являются определяющими для эффективности перехвата. Его задача заключается лишь в доставке ракет к рубежу пуска.

Задача поражения воздушной цели возлагается на управляемые ракеты «воздух-воздух». Специализированные боеприпасы выгодно отличаются об любого беспилотника более высокой скоростью и манёвренностью. Головка самонаведения обеспечивает высокую точность попадания, а осколочно-фугасная боевая часть даже небольшой массы гарантирует поражение цели в виде БПЛА.

В то же время, разработчикам проекта LOAD предстоит решить сложную задачу интеграции БПЛА и ракеты. Предложенная концепция предъявляет особые требования к системе управления беспилотником, которая должна не только контролировать сам аппарат, но и обеспечивать взаимодействие БПЛА, оператора и ракеты.

Также авторы LOAD должны выбрать оптимальный боеприпас для перехвата воздушных целей. Возможно, они остановятся на одной из последних разработок. Однако может оказаться, что существующие ракеты не подходят для новой беспилотной системы. Станут ли в таком случае разрабатывать новый боеприпас, неизвестно.

На ранних стадиях


Корпорация Airbus планирует расширять свое присутствие в сфере беспилотной авиации и представляет новые разработки такого рода, в т.ч. необычного характера. Потенциальным заказчикам предлагают не только разведывательные и ударные БПЛА, но и средства борьбы с ними.

Насколько известно, новый проект LOAD пока находится на стадии разработки, и окончательный облик беспилотного перехватчика ещё не определен. Впрочем, предполагается завершить проект в ближайшее время, и готовый образец смогут показать на одной из следующих выставок. Сможет ли он заинтересовать потенциальных заказчиков, покажет время.
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    28 марта 2025 06:29
    ого, V-1 вернулся. Жалко не ПУРВД, тогда бы сходство было бы стопроцентным
    1. +2
      28 марта 2025 11:14
      я точно также подумал, кстати очень хорошая ракета была, относительно простая и технологичная, особенно двигатель...
  2. +1
    28 марта 2025 08:47
    Огнеметом с бпла сбивать надо
  3. Комментарий был удален.
  4. PPD
    +1
    28 марта 2025 19:12
    может быть оснащён оптико-электронными средствами обнаружения. Также нельзя исключать возможность применения лёгкого малогабаритного радиолокатора.

    Ну да, атакже нельзя исключать, что,... а может быть и не оснащён.
    С приземлением тоже полный порядок...
    Посадка ...в норме не предусматривается. .... но получит некие средства для посадки — парашют или даже полноценное шасси.

    В общем как повезет- может даже сядет- ракеты в любом случае на один полет.
    Рлс- вообще ничего не весит, система управления- как пойдет, дистанция обнаружения- уточняется, наведение- возможны разные варианты, и.т.д.
    Ну норм же техника.
    Главное- беспилотник с орлом не перепутать.
    Или со своим же самолетом- вертолетом- беспилотником. yes
  5. +1
    7 мая 2025 16:34
    Прорывом может являться не сам летательных аппарат, а новый движитель. И только затем летательный аппарат с порядком более эффективными ТТХ.
  6. +1
    11 мая 2025 23:04
    В принципе, если удастся интегрировать ракету от ПЗРК, получится весьма опасная машина для всего летающего.
  7. +1
    17 мая 2025 09:52
    ...корпорация Airbus на днях представила первые материалы по проекту беспилотного истребителя LOAD. Этот БПЛА должен будет перехватывать воздушные цели и поражать их лёгкими ракетами «воздух-воздух».....
    Радиоуправляемая авиамодель + одноступенчатые ракеты "карандаши" на подвесе, всё естественно на новом технологическом уровне 21 века (с видеокамерой, элементами самонаведения, элементами ИИ и т.д) В 70-х годах в школах, Домах пионеров, в клубах при ЖКУ полным полно было секций авиамодельщиков, ракетомодельщиков, радиомехаников (сам занимался в ракетомодельном и авиамодельном кружке в своей школе). Кто бы мог подумать тогда, что это хобби получит такое практическое боевое применение.Помню, что очень серъёзно к развитию этого технического творчества относились в Прибалтике. Вот когда была закладка первоосновы школы создания боевых БПЛА. Так нет же, в конце 80-х всё позакрывали, распустили, наработки профукали. будущую молодёж дизорентировали и отвадили от техники.