Многоцелевая АПЛ «Пермь» проекта «Ясень-М» станет первым штатным подводным носителем гиперзвуковых ракет «Циркон»

17 918 33
Многоцелевая АПЛ «Пермь» проекта «Ясень-М» станет первым штатным подводным носителем гиперзвуковых ракет «Циркон»

Многоцелевая атомная подводная лодка «Пермь» проекта 885М «Ясень-М» станет первым штатным носителем гиперзвуковых ракет «Циркон». Об этом говорится в материалах к рабочей поездке президента РФ Владимира Путина в Мурманскую область.

Четвертая серийная субмарина «Пермь» проекта «Ясень-М», строительство которой продолжается на «Севмаше», будет оснащена гиперзвуковыми «Цирконами» и станет первым штатным подводным носителем этих ракет. Как отмечается, в связи с размещением на борту АПЛ ракет «Циркон» в конструкцию субмарины внесены некоторые изменения.



Именно «Пермь» среди атомных подводных лодок проекта 885М станет первым штатным носителем крылатой гиперзвуковой ракеты «Циркон», и в связи с этим подлодка конструктивно будет немного отличаться от предшественниц,

- говорится в документе.

О том, что АПЛ «Пермь» оснастят «Цирконами», сообщалось еще в 2023 году, но на уровне осведомленных источников, теперь же это подтверждено официально.

Многоцелевая атомная подводная лодка «Пермь» является четвертой серийной субмариной модернизированного проекта 885М «Ясень-М» и пятой в серии, считая головную. Заложена 27 сентября 2016 года, пока находится на стапелях. По планам должна войти в строй в этом году, но как будет на самом деле, пока неясно. Предназначена для ТОФ.

Всего в составе ВМФ РФ на сегодняшний день пять многоцелевых АПЛ проектов 885 и 885М. Это головной «Ясень» «Северодвинск», оставшийся единственным в серии; головной «Ясень-М» «Казань» модернизированного проекта и серийные «Новосибирск», «Красноярск» и «Архангельск».
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    27 марта 2025 18:19
    10 лет на стапелях? Не многовато?
    1. 0
      27 марта 2025 18:31
      У нас малые ракетные корабли строят по 8 лет, по нашим меркам очень даже быстро.
      1. +2
        28 марта 2025 11:49
        Надо все-таки сказать, что и у США подводный флот строится не быстро. По сообщениям СМИ в год они способны строить и ремонтировать чуть более 1 лодки. При этом опять же из СМИ:
        По словам генерального директора «Севмаша» Михаила Будченко, за 12 лет для ВМФ построено 12 новых АПЛ.

        В 2024 году подводные силы ВМФ России пополнятся сразу четырьмя новыми подлодками: двумя атомными субмаринами «Князь Пожарский» (проект «Борей-А») и «Архангельск» (проект «Ясень-М»), а также последней дизельной «Варшавянкой» для Тихоокеанского флота «Якутск» и второй серийной «Ладой»

        Все из открытых источников. При этом в мелкой Британии ядерные АПЛ всего то 4-е штуки. Несут только американские Трайденты, своих нет и не будет. 2-е из них в ремонте. Одна недавно попыталась выйти в море, сломалась и вернулась обратно. Так что не стоит так уж ругать Россию, что выпускает в море по 1-2 лодкам в год.
        1. -1
          28 марта 2025 12:46
          У нас только Севмаш нормально работает, с надводными кораблями всё примерно как с суперджетами. Американцы раз в год - и наклепали четверть сотни вирджиний, которые под стать ясеням, которых четыре. ПЛАРБ свои они не списывали и не строили заново, как мы. У американцев кроме того есть полноценный флот и куча союзников, которые по паре подлодок скинулись - и уже заметно больше, чем у нас.
          1. +2
            28 марта 2025 15:24
            alexoff, хватит нести ахинею.

            "Ясеней" не 4 а 5, вчера произведен спуск на воду 6-го. При этом Севмаш ежегодно передает Флоту помимо одной 885М еще и по одному РПКСН(2024й - единственный за 7 лет подряд год когда не соблюли график и перекинули на 5 месяцев, на конец этого мая/начало июня), а иногда и по третьй новой АПЛ спецназначения в год вроде "Белгорода" в 2021м и вероятно "Хабаровска" в этом 2025м.
            goodРоссия на абсолютном N1 в мире по темпам строительства новых атомных субмарин, в среднем по 2 год, у США давно по одной, у Китая по доступным данным - 1 АПЛ в полтора года, Франция с Британией хорошо если по одной новой в 5 лет делают.
            Также не надо забывать что РФ ежегодно передает Флоту по 1(а иногда и по две) новой неатомной подлодке, чего не способны делать ни Штаты ни Британия(только Фр иностранным заказчикам и то крайне низкими темпами, смех).

            "Вирджиний" наклепали не 25 а 23, причем 23-ю - Айова - только передают ВМС в середине апреля 2025го(по плану, а как по факту еще посмотрим).

            Касаемо надводного флота, то он у американцев действительно хороший и союзники имеются, тем не менее не нужно забывать что темпы списания надводных кораблей ВМС США(тех же Тикондерог,т.д.), а также "Лосей" - существенно превышают ввод замен, флот американский гораздо меньше чем 20-30 лет назад. Ohio также начинают идти на металлолом, первые два переоорудованных под bgm-109 превысив все сроки утилизации обязаны были порезать в 2023м и 2024м, под мощным давлением Конгресса перебросили неизбежное на 2026й и 2027й, а в 2028м и 2029м по графику списывают и оставшиеся две "Гайки" переоборудованные по томагавки. С 2030го гарантированная утилизация ровно по штуке в год уже 14 штатных ПЛАРБ, а первая Columbia на замену встанет в строй самое раннее в 2033-2034м(кстати под именно ее вариант T2D5 новой боеголовки не будет, будут старые до 2039го, Национальным ядерным агентством подтверждено).

            Также не забываем что США в 2021м потеряли незаменимую жемчужину - SeaWolf "Коннектикут", который для картинки общественности пока типа "чинят" но по факту руководство Ассоциации американских инженеров и Ассоциации металлургов констатировали - только на канибализацию деталей для двух оставшихся Морских Волков, следлвательно минус еще одна.
            Британский флот, раз уж союзник и надо считать общий потенциал, сокращается вообще немыслимыми темпами, режут почти новые военные корабли из-за отсутствия денег, экипажей и вооружений, подводный флот у них в еще бОльшей заднице с отсусвием успешных пусков БРПЛ 9 лет подряд, а там еще и новая строящаяся ПЛАРБ на стапелях BAE Systems в конце 2024го знатно погорела(насколько понимаю полсуток подряд).

            А у нас плюс с ремонтов и модернизации ускоряется пополнение, к тому же у единственной в мире Державы - морское гиперзвуковое УРО, и наконец глобальное АБСОЛЮТНОЕ доминирование по ТЯО на надводных и подводных кораблях, ОЯКи стран Запада и Ази не в состоянии и 5% произвести того количества морского(и любого) ТЯО что есть у ВМФ России. Соответственно можно оценить очевидные потенциалы в итоговом противостоянии.
            1. +1
              28 марта 2025 16:39
              alexoff, хватит нести ахинею.
              не любите конкурентов? laughing
              "Ясеней" не 4 а 5, вчера произведен спуск на воду 6-го.
              а у американцев двадцать четыре, но мы впереди! Первый ясень кстати начали строить в 1993 году
              При этом Севмаш ежегодно передает Флоту помимо одной 885М еще и по одному РПКСН(2024й - единственный за 7 лет подряд год когда не соблюли график
              скажите, а вы 2014-2020 годы не забыли подсчитать?
              Россия на абсолютном N1 в мире по темпам строительства новых атомных субмарин, в среднем по 2 год, у США давно по одной
              США давно и долго по одной, потому накопили их прилично, а у нас только с 2020 года считается видимо, а до того было тяжёлое наследие Ельцина
    2. +4
      27 марта 2025 19:30
      Она отличается от остальных из серии: "Как отмечается, в связи с размещением на борту АПЛ ракет «Циркон» в конструкцию субмарины внесены некоторые изменения."
      Закладывалась как проект 885 «Ясень», достраивалась уже как 885М, а потом ещё и модернизация под "Циркон".
      Первая французская лодка серии "Сюффрен" строилась "всего" 13 лет, без всяких санкций, ограничений, в кооперации с фирмами из других стран ЕС.
      1. -2
        27 марта 2025 19:48
        На мой взгляд Сюффрен это на сегодняшний день лучшая подлодка на Западе.Самая современная ,с самым малым водоизмещением и потому менее заметная.
        1. +2
          27 марта 2025 20:15
          Думаю, если бы у нас такое построили, то многие бы были далеко не в восторге (мягко говоря):
          https://armystandard.ru/news/20205271033-7cb05.html?ysclid=m8rlqffxko837220942
          1. -3
            27 марта 2025 20:17
            Чем вас не устраивает Сюффрен?Современная малозаметная подлодка.Оружия мало несёт что ли?
            1. +1
              27 марта 2025 20:31
              Я плохо отношусь к слишком универсальным инструментам — "Ни рыба, ни мясо".
              Хотя мультитул на всяких случай таскаю: хоть что-то, когда нормального инструмента нет.
        2. 0
          28 марта 2025 15:26
          При этом крайне медленная и по некоторым НЕвекипедийным данным - предельной глубиной погружения не превышающая "импрувд"-Варшавянку(которая ДЭПЛ).
      2. +1
        28 марта 2025 11:55
        Заказ 165 "Пермь" закладывался по уже модернизированному проекту 885М.
    3. 0
      27 марта 2025 22:30
      Лодку заложили 27.09.2016, сегодня ее поставили на воду, с учетом всех модернизаций и штатного размещение КР «Циркон», получается меньше 9 лет. Но, наша промышленность не «тянет», быстрее строить корабли и лодки. Увы, наша реальность. Кроме китайцев, все стали медленнее строить корабли, еще французы под вопросом.
      1. +2
        28 марта 2025 15:32
        Китайцы только с начала "двадцатых" вышли на темп строительства новых АПЛ одна в год, до этого у не было и этого(2 за 3 года в лучшем случае).
        США последние 6 лет строят по 1 в год, Франция с Британией по 1 в 5 лет.

        При этом Севмаш лет 7 стабильно строит по 2 новые атомные субмарины в год, только в прошлом 2024м было небольшое смещение графика на 5 месяцев этого года.
    4. 0
      27 марта 2025 23:58
      Конечно многовато ... Но в наших реалиях хорошо что хоть так а не по 12 лет строят
    5. +1
      28 марта 2025 11:49
      Вообще-то 9 лет с момента закладки.
    6. +1
      28 марта 2025 15:35
      goodИмператор вчера посетил "Севмаш", где поучаствовал в спуске на воду АПРК пр. 885М (08851) "Пермь", 5-по счету представителем "Ясеней-М" (плюс "Северодвинск" пр. 885(08850)).
      Крейсер примечателен тем, что гиперзвуковые многоцелевые (просто ПКР считать достаточно сложно) крылатые ракеты 3М22 "Циркон" он получит сразу с рождения. Другие корабли проекта или получают в ходе ремонтов, или при переоборудовании для испытаний.

      Так, на минуточку, 6 (с "Пермью") этих крейсеров - это 192 "Циркона" (когда везде будет) или "Оникса"/" Оникса-М", или 240 "Калибр"/"Калибр-М". А теперь представим, что все эти ракеты - с СБЧ (да без проблем). Что они могут натворить - додумывайте сами.

      Но можно писать лучше об очередных стопицотых беззубых корветах, спущенных азиатским союзником. Или азиатскими несоюзниками. Или эсминцах заокеанского противника. Не имеющих и не будущих иметь НИ-ЧЕ-ГО ядерного.
      1. 0
        28 марта 2025 18:18
        Сармат Саныч (Сергей), голубчик, Вы, пожалуйста, закусывайте поплотнее и почаще, не только рукавом, картошечку не забывайте и капустку квашену... Президент РФ в Северодвинске вчера не был и Севмаш не посещал.
  2. Комментарий был удален.
    1. +3
      27 марта 2025 20:25
      3M22 «Циркон» принята на вооружение 4 января 2023 года.

      Головной атомный подводный крейсер базового проекта 885 (08850) «Ясень» К-560 «Северодвинск» в 2014 году. Создание облика АПЛ четвёртого поколения началось ещё в 1977 году.

      Кто в 2014 году (и тем более тогда, когда эти лодки проектировались) мог знать о том вооружении, что появится в 2023 году? Вопрос!
      1. -3
        27 марта 2025 20:29
        Что-то мне подсказывает, что кому надо - знали. Поэтому заложить возможность пуска перспективных крылатых ракет можно было. Но также что-то мне подсказывает, что наши адмиралы от генералов не сильно далеко ушли. Модернизация с освоением бюджетов бонусом пойдёт.
        1. +5
          27 марта 2025 20:42
          Спроектировать и построить современную АПЛ сложнее чем космический корабль.
          А вот закладывать разные "перспективы" (которые ещё непонятно, понадобятся или нет) на будущее, на "всякий случай" — вот это как раз отличный способ освоить любой бюджет.
          Я так подростком в поход "одного дня" ходил, с рюкзаком под 15-20 кг: "а вдруг понадобится?"
          Когда повзрослел и поумнел, рюкзак для подобных походов весил не более 3 кг.
        2. +2
          27 марта 2025 23:36
          Цитата: AlexSam
          Что-то мне подсказывает, что кому надо - знали.

          Вы дом когда нибудь строили? С нуля, самостоятельно проектируя и подбирая тип строительства и стройматериалов, с разнесением несущих стен, ригелей и перегородок с коммуникациями?!
      2. -2
        28 марта 2025 10:40
        KruLL NortherLy (KruLL NortherLy) уважаемый, официально "Циркон" начали испытывать в 2015 году.... "Калибр" начали испытывать ещё в СССР в конце 80-ых годов 20 века. "Дагестан" флот принял в 2012 году. Первый "голубь мира" патрульный корабль пр.22160 "Василий Быков" флот получил в 2018 году. Проектировались патрульники с возможностью стрелять "Калибром". "Быков" даже на стрельбы в Белое море приходил, но побоялись моряки с него стрелять - сказали , что "Калибр" его утопит. "Каракурты" с акватории Белого моря полигон Чижа откалибровали много раз. Вроде и КР отработана и в боевых условиях работали "Калибром" много раз, но стрельб с кораблей пр. 22160 не было.Вопрос: " А почему? Ведь под него корабли сделали серией."
        1. 0
          28 марта 2025 16:19
          "...но побоялись моряки с него стрелять - сказали , что "Калибр" его утопит." (с)
          Это ведь ещё "советские" моряки были, с советским образованием и опытом (что сейчас здесь на сайте для большинства является идеалом)? Наверное они что-то в этом понимали? Или нет?
          Что там с американскими "утюгами" типа "Замволт", которые планировали вооружить "рельсотроном" (что считалось перспективным и весьма реальным на момент проектирования)?
          И что бы писали здесь на сайте, если бы и "Калибр", и "Циркон" не удалось бы довести "до ума"? У американцев с гиперзвуком до сих пор проблемы, не смотря на несопоставимые затраты на разработку.
  3. +2
    27 марта 2025 18:43
    Циркон применили в СВО всего два раза.
    Хотя, вроде бы, самое время отработать ракету в боевых, сложных условиях - интенсивная ПРО, наземные цели с малой радиоконтрастностью.
  4. -6
    27 марта 2025 19:07
    Странностей больше, чем восхищения.... 10 Лет на стапелях и у "достроечной стенки" многовато, даже по "совково" - социалистическим меркам СССР, для атомохода... При уважаемом Леониде Ильиче, весь творческий коллектив," Малахита", вместе с передовиками производства из числа ИТР "Севмаша" уже бы копал, "вторую очередь", Беломорско - Балтийского канала, а при Исифе Виссарионовиче - даже, страшно подумать....
    1. -3
      27 марта 2025 20:09
      nordscout (Иван), уважаемый, Никаких странностей - всё идёт по плану. Ведь в РФ план - не закон, а руководство к сдвигу. В основном - вправо. Это в СССР было: план - это закон... В РФ ни одна новая АПЛ не была сдана в срок, обозначенный первоначальным планом. Правда, это не помешало великому специалисту по автомобиле- и тракторостроению господину Рахманову почти 10 лет рулить ОСК и получить орден Александра Невского как раз за руление ОСК...Вот интересно, Алексей Львович сегодня, когда Севмаш вместо финских компаний делает опорные подшипники для валов атомных ледоколов пр.22220, является сопредседателем российско-финляндского делового совета...Или как кавалерственная дама ордена Александра Невского и ещё 3 орденов РФ, бывший зам. министра обороны РФ, Татьяна Викторовна Шевцова от трудов тяжких отдыхает...
      1. -5
        27 марта 2025 20:27
        Уважаемый Тестов(Евгений), к сожалению, Вы, правы... Нынешняя российская "беда", так и не осталась решённой со "щедринских" времён: дураки и дороги... Если с дорогами есть определённые сдвиги, в лучшую сторону, то к "дуракам" добавились, ещё, и казнокрады разных уровней и с купеческим размахом... Очень сочувствую нашему Верховному: ой, как, ему непросто, в таком "окружении", в одиночку.... Прокладывает тропу России, прямо, как сапёр, по минному полю "евродемократии и евроценностей"...
        1. -5
          27 марта 2025 21:30
          Да, Верховному можно только посочувствовать... Терпеть такое количество людей на ключевых постах, которых сам и назначил, поддерживал и защищал - это какую силу воли надо иметь?
        2. -2
          28 марта 2025 10:22
          nordscout (Иван), уважаемый, не знаю где Вы сегодня живёте, но в Архангельской области новая российская "беда": дураки проектируют дороги. Подъезд к городу Северодвинску федеральной трассы М-8 "Холмогоры" сделали с малюсенькими, в сантиметры, обочинами, а дальше сплошной отбойник металлический.При ДТП на отбойниках этих: водителям мотоциклов ноги просто отрывало, автомашины об эти отбойники получают повреждения, часть машин, особенно на гололёде, отбрасывает и летят они на любую полосу движения, часть машин при ДТП просто разрезается отбойниками. Все специалисты дорожного строительства говорят, что так строить было нельзя, что нужны были широкие обочины, но проект реконструкции дороги кто-то утвердил, одна надежда, что в ближайшие 20-30 лет вновь дорогу надумают модернизировать и сделают её в 2 полосы в каждую сторону...Ну, а про первую беду. Вот мне хомячки минусов накидали за комментарий. Видимо оставшиеся без работы (благодаря многолетней борьбе директора Севмаша господина Будниченко, который требовал у руководства ОСК загрузить работавших в одну смену станочников, уникальные станки Севмаша с работой в одну смену окупались БЫ лет за 100-150) изготовители опорных подшипников для атомных ледоколов пр. 22220 из Финляндии, похоже читают на русском "В.о.". Или это коллеги госпожи Шевцовой, что при Сердюкове в МО РФ пришли из ФНС РФ?
  5. +1
    28 марта 2025 02:15
    ВЧЕРА, 27.03.25 г. СПУЩЕНА со стапелей. Видеоролик по всем ТВ каналам имеется. В.В. Путин дал команду, и лично присутствовал при спуске нА воду.
    Заложена 27 сентября 2016 года, пока находится на стапелях.
    1. 0
      28 марта 2025 19:04
      Илия, голубчик, не порите чушь - ей же больно! Верховный только дал разрешение на начало движения по видеотрансляции с Кольского. А после этого на Севмаше прозвучала команда :"Стапель - на ход!" И стапель-поезд начал движение с "Пермью", раздался гудок, а командир корабля разбил бутылку шампанского. Но "Пермь", будет Вам известно, не пошла на воду. А повёз её стапель-поезд, не торопясь, в наливной бассейн, а мог везти в плавдок "Сухона". И пока водичку беломорскую "Пермь" первый раз почувствует на своём лёгком корпусе, может, с команды "Стапель на ход!", пройти более суток. "Гепард" в 2001 году долго на сухом дне наливного бассейна стоял, ждали на Севмаше Путина. Есть в интернете замечательные фото: "В добрый путь "Гепард!" Про "Сухону" можно почитать тут: https://dzen.ru/a/YuI3Udpp7D7MVDjb
      Да, ответственным сдатчиком плавдока "Сухона" с 1977 по 1980 год был, воевавший на гвардейском эсминце "Гремящий", Павел Васильевич Лапшинов, награждённый в 1943 году медалью «За выдающиеся заслуги» (The Distinguished Service Medal) от имени английского короля Георга VI, медалями "За боевые заслуги", "За оборону советского Заполярья", "За победу над Германией", юбилейными медалями. В качестве ответственного сдатчик на Севмаше предал Павел Васильевич ВМФ СССР 3 ДЭПЛ и 9 АПЛ, страна его трудовые подвиги оценила орденами: "Трудового Красного знамени" и "Орденом Ленина"