Воины княжеских дружин и ратники-ополченцы

Александр Невский поражает копьём ярла Биргера. Н. К. Рерих. 1904 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Первое послание Тимофею, 1:18
Из истории Отечества нашего… В «Поучении» великого князя Владимира Мономаха сказано:
А вот историк Сергей Соловьёв даже подсчитал, что за 234 года (с 1228 по 1462) Русь участвовала более чем в трёхстах войнах, её воины сражались в 85 крупных сражений, а уж мелких стычек и боёв было за это время бессчётно.

Князь Александр Невский, прославившийся своими победами над шведами на реке Неве (1240) и тевтонскими рыцарями на Чудском озере. Изображён таким, каким советским кинозрителям его показали в эпической киноленте «Александр Невский» С. Н. Эйзенштейна 1938 года. Но шлем у фигурки другой, не такой, как в кино, а более соответствующий тому времени. Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings»

А вот так Александр Невский вполне мог выглядеть на поле брани. Сабли в это время, кстати, уже появились, вот только насколько они были эффективны против кольчуг и чешуйчатых панцирей, сказать сложно. Производители: «Silver Dream Studio» и студия «Серебряная Ладья»

А это князь из фильма… В роли Александра Невского снимался Н. К. Черкасов. Интересно, что в похожих доспехах князя Александра изобразил и Николай Рерих
Впрочем, чему тут удивляться, ведь у раннефеодальных государств, будь то Русь или королевства Западной Европы, главным средством разрешения любых конфликтов была война. Поэтому роль воинов в обществе была и очень велика, и почётна.
Но что представляла собой армия времён Древнерусского государства, эпохи княжеских междоусобиц, а затем и монголо-татарского нашествия? Каким оружием и в каких доспехах сражались воины этого времени? А воинская тактика и стратегия? Существовали ли в период от Вещего Олега до Дмитрия Донского, или же тогда бились так, что воины толпой с криком налетали на другую толпу – и таким вот образом бои и происходили? Тут, прежде всего, надо заметить, что военную тактику всегда определяет наличествующее вооружение, а оно на протяжении всех этих пяти столетий не очень-то сильно и менялось.

Пеший тяжеловооруженный копейщик Новгородского ополчения, XIII в. Производители: «Silver Dream Studio» и студия «Серебряная Ладья»

Воин новгородского ополчения, 1242 г. Производители: «Silver Dream Studio» и студия «Оловянный Парад»

Русский арбалетчик 1242 г. Интересен способ, которым он приводился в действие: лук натягивали двумя крюками на поясном ремне, за которые заводили его тетиву, упираясь ногой в «стремя» на его ложе. После этого можно было вкладывать в него стрелу, прицеливаться и стрелять! Производители: «Silver Dream Studio» и студия «Оловянный Парад»

Знатный дружинник из войска Александра Невского. Как видите, доспехи в это время начинают утолщаться: поверх кольчуги всё большее количество воинов стали носить кирасу из металлических пластинок. Шлемы всё чаще оснащаются забралами в форме лицевой маски. Производители: «Silver Dream Studio» и студия «Оловянный Парад»
Что же касается организации, то своеобразной «регулярной армией» ещё во времена киевских князей Олега, Владимира, Святослава и Ярослава Мудрого следует считать княжескую дружину. Изначально она состояла из варягов-наёмников, но уже к концу X века большинство дружинников были по происхождению славянами. Что же касается численности дружины, то она была невелика: несколько сотен профессиональных воинов. При этом она делилась на две части: старшую дружину, в которую входили бояре, или мужи, и младшую дружину – гридьбу, состоявшую из гридней. В IX–XIII вв. они являлись телохранителями князя и жили при его дворе в помещениях — гридницах. Содержались дружинники за счёт княжеского двора и должны были находиться в постоянной боевой готовности. В мирное время они могли заниматься хозяйством и торговать. А ещё дружина занималась поддержанием общественного порядка, собирала налоги и в целом была основой княжеской власти.

Князь Дмитрий Донской на поле Куликовом, 1380 г. Производители: «Silver Dream Studio» и студия «Серебряная Ладья»

Русский конный воин из дружины князя Дмитрия Донского. Доспехи из кованых пластин, и такие же наплечники – всё это стало неотъемлемой частью защитного вооружения русских воинов, сражавшихся на Куликовом поле. Производители: «Silver Dream Studio» и «Mercury Models»
В то же время одной дружины для ведения серьёзных военных действий князю было недостаточно. Ей в помощь привлекались вои – воины-ополченцы, набиравшиеся прежде всего из числа горожан, поскольку крестьян по глухим деревенькам, заброшенных в лесной чаще, собрать было очень сложно. Брать на войну самых младших из взрослых мужчин в семье при этом запрещалось. Вопрос о созыве ратников-призывников решался на народном собрании, и если оно дать князю воинов не соглашалось, то на войну уходили лишь добровольцы. Ополченцы, как и дружинники, имели своё оружие и защитное снаряжение, хотя и не столь качественные. Кстати, в одном из журналов советского времени в 1980 году было написано, что
Трудно придумать большую нелепость, если учесть, что щиты никогда из древесины дуба не делали, но главное – это стоимость кольчуги и стального меча. И то и другое стоило очень дорого, и «бедному крестьянину» было просто не по карману. В Европе стоимость хорошего меча равнялась стоимости хорошего дома со службами (то есть с конюшнями и сараями), и так же дорого стоила и кольчуга. Не было у крестьян и средств на приобретение боевого коня, поэтому служили они «пешцами», то есть в пехоте. Щит, копьё, нож и топор – вот и вся их боевая «справа», да большего-то им и не требовалось, ведь задача пехоты Средневековья главным образом – создать «стену из щитов» и таким образом задержать конницу врага, а значит, помочь своим конникам.

Одним из участников Куликовский битвы стал воин-монах Ослябя – инок Троице-Сергиева монастыря, причисленный впоследствии в Русской православной церкви к лику святых. Производители: «Silver Dream Studio» и студия «Серебряная Ладья»

Воевода Дмитрий Михайлович Боброк Волынский, командовавший на Куликовом поле засадным полком. Производители: «Silver Dream Studio» и студия «Серебряная Ладья»
Кроме всадников-дружинников князья нанимали конные отряды стрелков из лука, состоявшие из печенегов, торков, берендеев и половцев. С XII века на Руси появляются и конные отряды из бродников – вольных поселенцев, уходивших за Дон. Впоследствии именно их и стали называть «казаками».
Зато все воинские люди Древней Руси, и дружинники, и ратники, отправлявшиеся в поход, звались одинаково – «вои», и вот от этого-то слова и пошло слово «воин». Вои на протяжении многих столетий после 862 года использовали оружие для рукопашного боя – копья, топоры, мечи, ножи, секиры, а также луки и реже самострелы, а вся пехота делилась на копейщиков и стрелков.

Знатный русский конный воин, XIV в. Вполне возможно, что именно так могли выглядеть русские воины, участвовавшие в грандиозной битве при Грюнвальде в 1410 г. Обратите внимание на его характерный щит-павезу. Щиты такого типа применялись как в коннице, так и в пехоте. А вот где они впервые появились, точно неизвестно. В качестве места их возникновения называют земли Руси (XII век) или литовско-польские земли (XIII век). На рубеже XIII–XIV веков павезы распространились на землях под властью Тевтонского ордена, на Западной Руси и в остальной Польше. Так что на поле Грюнвальдской битвы такой щит вполне мог применяться. Производители: «Silver Dream Studio» и «Chronos-Miniatures»
С X века у конников уже появляются длинные и тонкие сабли, перенятые у кочевников из Великой Степи. Причина в том, что меч, как здесь уже отмечалось, был дорогим оружием. Он достигал около 90 сантиметров в длину, обоюдоострое лезвие делалось из стали или железа, рукоять – из дерева, рога, и обтягивалась кожей. Им можно было наносить сокрушительные удары, но вот в сражениях со кочевниками-степняками сабля оказалась эффективнее. Кроме того, длинной саблей всадник мог легко достать лежавшего упавшего на землю воина.

Врагами наших воев XIII–XIV вв. были, например, вот такие монгольские лучники. Производитель: «Silver Dream Studio» (и скульптура, и роспись)

Конник Челубей. Согласно литературному произведению XV века — «Сказанию о Мамаевом побоище», схватка русского воина Пересвета с Челубеем предшествовала Куликовской битве. В «Сказании» сказано, что в поединке оба воина погибли, но так как конь довёз Пересвета до русских войск, а Челубей был выбит из седла, следовательно, победа осталась за нашим поединщиком. Производители: «Silver Dream Studio» и студия «Серебряная Ладья»
Многие воины вооружались широколезвийными топорами-секирами. Боевые топорики меньшего размера – «чеканы», с рукояткой до одного метра – с большим успехом использовались в конном бою. Ценились и заимствованные у мадьяр булавы и кистени. Но самым массовым и востребованным в бою оружием русских дружинников и ополченцев были мощные копья, длина древка которых у пехотинцев достигала двух метров, а у конников было ещё длиннее. До первых столкновений с монголами русские всадники использовали приём куширования копья, то есть зажимали одной рукой тупой конец под мышкой. Но со временем они переняли восточную манеру и стали удерживать его обеими руками, и, соответственно, так же наносить удар. Возникал риск потерять равновесие и свалиться с коня, но зато увеличивалась сила удара.

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». М. И. Авилов, 1943 г. В то время вооружение воинов-ордынцев традиционно считалось весьма легким. Однако в войсках у Мамая была и тяжеловооруженная конница, имевшая доспехи из лакированных кожаных пластинок на лошадях. И, скорее всего, Челубей как раз и принадлежал к числу таких всадников! Впрочем, на художественных достоинствах картины это никак не отразилось. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Великий магистр Тевтонского ордена в битве на Чудском озере. Производители: «Silver Dream Studio» и «Pegaso Models», Италия

Тевтонский рыцарь в коронованном шлеме, да ещё и с когтистой лапой. Вообще-то, рыцарям-монахам не разрешалось носить на шлемах мирские украшения, тем более разные языческие символы. Но Эйзенштейн явно посчитал, что в данном случае эпичность важнее историчности… Кадр из фильма «Александр Невский»
Луки у славян сначала выделывались из цельного дерева. Встретившись с монголами, они переняли у них технологию изготовления луков, склеенных из разных пород дерева, да ещё и с костяными вставками.
Традиционным видом защитной одежды являлась кольчуга, а также панцирь из металлических пластинок, прикреплённых на кожаное основание наподобие рыбьей чешуи. Голову защищали остроконечными шлемами, в том числе и с металлическими «личинами» (забралами). Щиты были большие, миндалевидной формы, и обшитые кожей червлёного (красного) цвета, благодаря чему можно было легко отличать своих от чужих издали.
Начиная c X века у восточных славян появляется боевое построение: растянутая по фронту линия пехоты, построенной в несколько рядов, с лучниками перед строем и конницей на флангах. В начале XI века появляется знаменитый «полчный ряд». Причина заключалась в том, что это было время княжеских междоусобиц, когда каждый князь предпочитал лично командовать своими войсками. А когда под одним знаменем сражалось несколько князей, своё место на поле брани они выбирали соответственно численности и вооружению своих отрядов. Впереди ставился передовой полк, принимавший на себя первый удар врага, и состоял он из самых хорошо вооружённых воинов. За ним стоял большой полк («чело»), фланги прикрывали, соответственно, полки правой и левой руки. Часть войск, опять же самых хорошо вооружённых и состоявших из профессионалов, прятали до времени от неприятеля. Это был засадный полк. Дмитрий Донской, например, с успехом использовал такое построение в битве на Куликовом поле.
В сутолоке и сумятице боя управлять войсками было очень сложно. Осуществлять такое управление приходилось либо устно (и личным примером – «куда скачет князь, туда и мы!»), а также с помощью труб. Княжеский стяг также являлся элементом управления. По нему судили о месте князя в битве и о направлении, в котором следовало двигаться в бою.
Воевать воинам Древнерусского государства приходилось на два фронта: с западноевропейскими рыцарями и кочевниками-степняками. Это привело к появлению на Руси своей собственной своеобразной военной культуры, соответственным образом отвечающей на угрозы и от тех, и от других. Хотя к XIII веку оружие и доспехи на Руси стали заметно тяжелее, в русском войске боевая тактика рыцарей – построение «свиньёй», «клином», «бороной» – так и не привилась, а пехота, как и раньше, продолжала встречать врага плотной стеной щитов и частоколом копий. Вместе с тем на открытых пространствах степей конница была более эффективна, и к концу XIV века пехота стала отходить на второй план, хотя зачастую именно она всё так же продолжала решать исход схватки.

Ещё один рыцарь крестоносцев в битве при Грюнвальде. Поверх кольчуги в это время уже стали носить накладные металлические пластины, а сам шлем получил открывающееся забрало! Интересно, что Генрик Сенкевич в своём романе «Крестоносцы» писал о том, что тевтонские рыцари имели обыкновение украшать свои шлемы павлиньими перьями! Производители: «Silver Dream Studio» и «Pegaso Models», Италия
Так, в битве при Грюнвальде в 1410 году против Тевтонского ордена выступило объединённое польско-литовско-русское войско. Литовские конные отряды не выдержали удара тяжеловооруженной рыцарской конницы в центре, но русская пехота, стоявшая там, сумела остановить рыцарский натиск. Затем польские рыцари смогли провести мощную фланговую атаку на расстроенные порядки войск ордена, в результате чего тевтонцы были наголову разгромлены.
Таким образом, к XV веку на Руси сложилась военная организация, основу которой составлял постоянный отряд профессиональных воинов (великокняжеская дружина), затем городовые полки (ополчение жителей удельных городов и вольные казаки, служившие за деньги), и засечная стража (ополчение, набиравшееся из сельского населения по одному человеку от 20 дворов). Ополчение из «посошных людей» (по одному воину от сохи) созывали только лишь в случае крупномасштабной войны. Наёмников в войсках практически не было – государству вполне хватало своих собственных отрядов.
P.S. Автор и администрация сайта выражают благодарность руководству «Silver Dream Studio» за предоставленные фотоматериалы.
Информация