От МиГ-31 к МиГ-41: цели и задачи перспективной боевой машины

33 694 58
От МиГ-31 к МиГ-41: цели и задачи перспективной боевой машины
МиГ-31 (слева) и изображение МиГ-41, сгенерированное нейросетью (справа)


Какими бы выдающимися характеристиками ни обладал тот или иной образец боевой техники, со временем он неизбежно начинает устаревать. Частично проблема устаревания может решаться проведением модернизаций, однако бесконечно это продолжаться не может.



Одним из образцов вооружений, который потенциально близок к исчерпанию модернизационного потенциала, являются самолёты семейства МиГ-31, по крайней мере, в открытых источниках в сети Интернет говорится об отсутствии потенциала дальнейшей модернизации радиолокационного комплекса (РЛК) «Заслон-АМ», радиолокационная станция (РЛС) которого выполнена на базе пассивной антенной фазированной решётки (ПФАР).


Как бы это ни было печально, но рано или поздно истребитель-перехватчик МиГ-31 уйдёт в историю. Изображение lana-sator.livejournal.com

Учитывая то, что вся концепция МиГ-31 во многом строится вокруг РЛК «Заслон-АМ», то его замена по сути будет сравнима с разработкой нового самолёта, и возможно, что такой самолёт уже разрабатывается, по крайней мере, информация об этом периодически появляется в сети Интернет.

Перспективный самолёт на замену МиГ-31 обозначается как «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» (ПАК ДП) или МиГ-41.

Сегодня мы поговорим о том, какие задачи могут ставиться перед этим боевым самолётом.


Ранее в материале Истребитель-перехватчик МиГ-31: выдающийся, но сложный мы говорили о том, что перед разработчиками истребителя-перехватчика МиГ-31 стояли две взаимопротивоположные задачи.

Первая – это поражение высотных скоростных целей типа американского стратегического самолёта-разведчика SR-71, ранее для решения этой задачи привлекался предшественник МиГ-31 – истребитель перехватчик МиГ-25П.


SR-71 – в недалёкой перспективе у него могут появиться наследники...

Вторая – это длительное патрулирование в составе боевой группы истребителей-перехватчиков МиГ-31 для поиска и перехвата низколетящих крылатых ракет (КР), а также уничтожения их носителей до момента запуска КР – для решения последней задачи ранее применялся дальний перехватчик Ту-128.

Решение первой задачи требовало от МиГ-31 выдающихся лётно-технических характеристик (ЛТХ), в первую очередь высокой скорости и максимальной высоты полёта. Решение второй задачи требовало наличия высокоэффективных двухконтурных турбореактивных двигателей (ТРД), способных обеспечить возможность длительного барражирования в воздухе.

В наше время у самолётов семейства МиГ-31 появилась ещё одна важная задача – запуск гиперзвуковых ракет комплекса «Кинжал», обеспечиваемая высокими ЛТХ, грузоподъёмностью, а также прочностью корпуса МиГ-31, способного не переломиться при скоростном подъёме четырёхтонной ракеты на высоту в десяток километров.

Итак, какие задачи могут быть поставлены перед МиГ-41?

Перехват низколетящих КР


На момент создания МиГ-31 ему не было альтернативы, как охотнику за низколетящими КР – бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) истребителей семейства Су-27 и Миг-29 было куда примитивнее.

В настоящее время ситуация уже не так однозначна – БРЭО самолётов Су-30СМ2 и Су-35С, не говоря уже о БРЭО Су-57 и перспективного Су-75, с высокой вероятностью должно обеспечивать успешный перехват низколетящих КР на фоне земли.


Су-57. Изображение gelio.livejournal.com

Кроме того, теперь на малых высотах, помимо крылатых ракет, к цели идут сотни, а в перспективе и тысячи малоскоростных, малозаметных и относительно недорогих беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) камикадзе. Зачастую они могут применяться одновременно с КР для того, чтобы отвлечь и истощить средства противовоздушной обороны (ПВО) обороняющегося.

Применение машин класса МиГ-31 или перспективного Миг-41 с их дорогостоящими вооружениями и высокой стоимостью лётного часа для перехвата низколетящих КР и БПЛА-камикадзе в перспективе вряд ли будет целесообразно.

Скорее всего, эта задача будет решаться многофункциональными самолётами Су-300СМ2, Су-35С, Су-57 и Су-75, а также иными, перспективными, скорее всего, специализированными комплексами, о которых мы поговорим в отдельном материале.

Высотные разведывательно-ударные комплексы


В настоящее время проблематика поражения высотных и высокоскоростных целей вновь становится актуальной – в США, Китае и даже в странах Европы активно разрабатываются высотные летательные аппараты (ЛА), как пилотируемые, так и беспилотные, способные перемещаться на высотах порядка 20-30 километров на скоростях свыше 5 Махов (Мах – скорость звука).


Перспективный китайский сверхзвуковой/гиперзвуковой самолёт Cuantianhou компании Space Transportation, предположительно, способный разгоняться до 5 Махов. Ничего не напоминает?

Если раньше речь шла только о разведывательных летательных аппаратах, то теперь можно ожидать появления разведывательно-ударных комплексов, которые будут представлять для нашей страны значительную угрозу. В это направление сейчас вкладываются значительные средства, причём не только крупными оборонными концернами, но и небольшими частными компаниями и стартапами.

Одновременно сейчас появляется множество разработок в области перспективных материалов, способных выдерживать высокие температуры, тестируются реактивные двигатели разных типов, позволяющие летательным аппаратам развивать высокие сверхзвуковые и гиперзвуковые скорости, вплоть до достижения так называемого «быстрого гиперзвука» – более 10 Махов.

Гиперзвуковые КР


Ещё один схожий тип целей – это гиперзвуковые ракеты, разработкой которых занимаются в США, КНР, Северной Корее, Иране и ряде других стран.

В открытых источниках проходила информация о том, что истребители-перехватчики МиГ-31БМ хотят привлекать для решения этой задачи. Логично, что перехват гиперзвуковых ракет будет закладываться и в задачи перспективного МиГ-41.


Гиперзвуковые ракеты – это очень сложная цель для перехвата

По мнению автора, эта задача будет сопряжена со значительными сложностями, ранее в материале Боевое применение МиГ-31: от перехвата SR-71 до решения задач в рамках СВО мы говорили о том, что подготовка к вылету и вылет истребителя перехватчика МиГ-31 занимали порядка 16 минут, и это не считая времени, необходимого для выхода на цель.

Гиперзвуковая ракета с дальностью полёта порядка 1000 километров и скоростью полёта 10 Махов будет лететь к цели около пяти минут, то есть поражение такой цели истребителем-перехватчиком возможно только из режима дежурства в воздухе, что вновь возвращает нас к необходимости обеспечения длительного барражирования перспективного МиГ-41.

На сверхбольшой дальности


Отличительной особенностью МиГ-31 стали его ракеты «воздух-воздух» Р-33, обладающие значительной для того времени дальностью в 120-160 километров. В наше время на истребители-перехватчики МиГ-31БМ применяют ракеты «воздух-воздух» Р-37, способные поражать воздушные цели на дальности до 300 километров.

Можно предположить, что на МиГ-41 это направление получит дальнейшее развитие, например, за счёт дальнейшего наращивания дальности ракет Р-37 до 400 километров и более, а также включения в состав вооружения истребителя перехватчика МиГ-41 ракет «воздух-воздух» КС-172 сверхбольшой дальности. Это позволит поражать воздушные цели на запредельной дистанции в 500-600 километров и более.


Прототип или макет ракеты «воздух-воздух» сверхбольшой дальности КС-172

Также, по информации из открытых источников, в России разрабатывается Многофункциональный ракетный комплекс дальнего перехвата (МРК ДП) – ракета, оснащённая разделяющейся головной частью с блоками с индивидуальным самонаведением на базе ракет «воздух-воздух» Р-77. Возможно, что это решение будет применяться, как для зенитных управляемых ракет (ЗУР), так и для ракет «воздух-воздух» сверхбольшой дальности.

Приоритетными целями для таких ракет могут стать не только гиперзвуковые летательные аппараты, но и самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), самолёты-топливозаправщики, самолёты-разведчики, самолёты противолодочной авиации, а также стратегические бомбардировщики. Разделяющаяся головная часть на ракетах «воздух-воздух» в этом случае потребуется для преодоления систем активной обороны перспективных авиационных комплексов и повышения вероятности поражения цели.


Многофункциональный ракетный комплекс дальнего перехвата с разделяющейся головной частью

Противоспутниковое оружие


Когда в открытых источниках говорится о МиГ-41, то зачастую упоминается о способности этого самолёта оперировать в космическом пространстве. Разумеется, речь идёт не о том, что МиГ-41 сможет выходить в открытый космос, а о возможности поражения указанным комплексом целей в ближнем космосе.

В принципе, возможность решения задачи по выводу полезной нагрузки (ПН) на орбиту рассматривалась и для МиГ-31 в модификации МиГ-31И, причём в качестве ПН могло выводиться как противоспутниковое оружие, так и гражданские космические аппараты (КА). В 2018 году были опубликованы снимки, предположительно, самолёта МиГ-31Д («тип 07») с противоспутниковой ракетой 79М6, разрабатываемой МКБ «Факел».


МиГ-31Д с противоспутниковой ракетой 79М6. Изображение bmpd.livejournal.com

Учитывая то, что космическое пространство является средой, определяющей победу на поверхности планеты, задача по выводу своих КА и уничтожению КА противника становится одной из критичных. Перспективный самолёт МиГ-41 может здесь играть особую роль в связи с возможностью эксплуатации с обычных аэродромов – это может стать незаменимой возможностью в случае уничтожения противником космодромов в рамках глобального конфликта.

Конечно, выводимая МиГ-41 полезная нагрузка, скорее всего, будет относительно невелика, но с учётом миниатюризации электронных компонент, даже она будет играть большое значение. В формате кубсатов могут быть созданы спутники оптико-электронной разведки (ОЭР) и радиотехнической разведки (РТР), ретрансляторы связи и даже кубсаты-камикадзе, предназначенные для охоты на спутники противника.

Соответственно, противоспутниковые ракеты с моноблочной боевой частью могут использоваться для поражения целей на более высоких орбитах, недоступных кубсатам-камикадзе.

Первая ступень


Скорее всего, останется за МиГ-41 и роль первой ступени для ракет гиперзвукового комплекса «Кинжал» или её аналогов, которые могут быть разработаны впоследствии.

Применение скоростного высотного самолёта-носителя в качестве многоразовой «первой ступени» позволяет значительно увеличить дальность поражаемых целей без существенного увеличения массогабаритных характеристик и стоимости применяемой ракеты.


МиГ-31К с гиперзвуковой ракетой комплекса «Кинжал». Изображение Анатолий Власов

Помимо увеличения дальности и скорости полёта самой запускаемой ракеты, суммарный радиус применения комплекса увеличивается ещё и на радиус самолёта-носителя.

Выводы


Это далеко не исчерпывающий перечень – учитывая то, что для решения большей части вышеперечисленных задач МиГ-41 должен быть оснащён мощным радиолокационным комплексом, он должен быть способен осуществлять уничтожение боевых самолётов противника на дальности, недоступной другим истребителям. Например, сейчас нам совсем не помешала бы такая возможность для охоты на украинские F-16, по большей части прячущиеся в тылу.

А учитывая предполагаемые высокие лётно-технические характеристики, МиГ-41 может использоваться и как высотный самолёт-разведчик, и для применения каких-то иных перспективных образцов оружия класса «воздух-поверхность», например, высокоточных планирующих малозаметных авиабомб большой дальности.

Как мы видим, для машин класса МиГ-31 до сих пор существует ряд задач, для решения которых самолёты Су-57 и Су-75 не подходят, не говоря уже о самолётах предыдущего – четвёртого поколения, так что появление многофункционального высотного истребителя-перехватчика МиГ-41 вполне целесообразно и оправданно.

В дальнейшем мы поговорим о том, что может из себя представлять МиГ-41, с учётом тех ограниченных сведений, что публикуются об этой машине в открытой печати, рассмотренных в настоящем материале задач, а также существующих и прогнозируемых возможностей российского оборонно-промышленного комплекса.
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    Вчера, 05:43
    что вновь возвращает нас к необходимости обеспечения длительного барражирования перспективного МиГ-41
    Длительное барражирование в воздухе, приведет к огромному расходу топлива и скорой наработки на отказ всех систем самолета.
    1. +3
      Вчера, 08:04
      Цитата: Голландец Михель
      и скорой наработки на отказ всех систем самолета.

      Наработка на отказ исходит из общей наработки, как вы написали, то продолжительность полета ни как тут не влияет, ибо она входит в саму эксплуатационную наработку. Другими словами из нее и считается общая эксплуатационная. Если есть регламент 1000500 часов то он и есть ,а на отказ уже считаем количество отказов и на их делим наработку. Ну так как то, не связана продолжительность полета и наработка на отказ, это все как то заложено уже при проектировании. По вашему самая низкая или высокая наработка на отказ , это у ТУ 95 ибо время его полета сильно больше остальных..
      С уважением. hi
      1. +2
        Вчера, 09:01
        Цитата: НИКНН
        Наработка на отказ исходит из общей наработки
        Я не совсем правильно выразил свою мысль wink
      2. +1
        Вчера, 10:32
        , это у ТУ 95 ибо время его полета сильно больше остальных

        А разве они отказывают?
        Николай hi
    2. 0
      Вчера, 12:20
      От МиГ-31 к МиГ-41: цели и задачи перспективной боевой машины

      Мгновенно вспомнил - 1 апреля, автор молодец!
    3. 0
      Вчера, 19:25
      Цитата: Голландец Михель
      что вновь возвращает нас к необходимости обеспечения длительного барражирования перспективного МиГ-41
      Длительное барражирование в воздухе, приведет к огромному расходу топлива и скорой наработки на отказ всех систем самолета.


      В чем различие нашей двигательной школы, от западной.
      Наши считают до сих пор моточасы.
      Западная, уже дошла до такого уровня, что считает циклы.
      У нас 3000 моточасов.
      У них 12-16 тысяч циклов "взлет-полет-посадка".
      Причем они считают, что надежность их двигателей, такова, что время просто полета, не стоит считать.
      Понятно, что есть форсажи и т.д.
      Но форсажи точно также убивают наши 3000 моточасов втрое-впятеро, как и любой другой двигатель.
      1. +1
        Сегодня, 04:49
        Цитата: SovAr238A
        Наши считают до сих пор моточасы
        Считают и просто часы. Например, если какая-то деталь самолёта выработала свой ресурс, независимо от того была она в работе или нет, ее все равно либо списывают, либо отправляют а ремонт. В американской авиации работает принцип "по состоянию". Если деталь работает хорошо, то ей просто продлевают ресурс
  2. +5
    Вчера, 05:44
    Очередная "митрофановщина". Что, сейчас есть КБ, способное спроектировать МиГ-41 и есть завод, способный его серийно производить? Нижегородский "Сокол" в состоянии производить такую технику?
    В настоящее время важнейшим направлением работы предприятия является производство деталей и агрегатов для гражданской авиационной техники.

    С 2020 года ведется производство отсеков фюзеляжей самолета Ил-114-300. Осваивается производство деталей и агрегатов самолета МС-21.

    На заводе реконструированы основные производства. Продолжается техническое оснащение цехов новым оборудованием. Активно идут работы по совершенствованию производственной системы с использованием технологий «бережливого производства», целью которых является снижение затрат и издержек за счет оптимальной организации производственного процесса.
    1. +1
      Вчера, 06:43
      Автор статьи попытался обосновать необходимость разработки нового самолёта, наметил круг решаемых им задач и состав вооружения. Собственно чисто концептуальная проработка проекта как его представляет автор статьи. Любой реальный проект начинается с таких проработок и их обсуждения. Ну а сложности реализации существуют всегда, правда именно сейчас они действительно огромны. Надеюсь всё же на лучшее.
      1. 0
        Вчера, 08:26
        Огромное спасибо за попытку разъяснить мне, что именно хотел сказать в своей статье г-н Митрофанов. А то я читаю плохо и понимаю содержание заметок без посторонней помощи уже с трудом. request
        1. +2
          Вчера, 08:30
          Да не за что. Чуть что, обращайтесь. lol
        2. +2
          Вчера, 16:56
          Сразу вспомнился господин Ястржембский и его комментарии бориных эскапад laughing
      2. +3
        Вчера, 09:22
        Цитата: ИВЗ
        Автор статьи попытался обосновать необходимость разработки нового самолёта, наметил круг решаемых им задач и состав вооружения. Собственно чисто концептуальная проработка проекта как его представляет автор статьи.

        Всё так, но это взгляд дилетанта. Наверное, это может быть интересно таким же дилетантам и ценителям "Военной приемки", но не мне
      3. +1
        Вчера, 19:31
        Цитата: ИВЗ
        Автор статьи попытался обосновать необходимость разработки нового самолёта, .

        когда появилась первая картинка якобы МИГ-41?
        Все разговоры о нем пошли вот с этой картинки, нарисованной одним иностранным тупо художником-дизайнером...
        А ни как иначе.
    2. +3
      Вчера, 10:33
      Оптимизация - это кастрация, ибо убивает резерв
  3. +6
    Вчера, 05:46
    Можно много рассказывать про МиГ-41, но пока официально не будет представлен хотя бы макет изготовленный хотя бы по дендро-фекальной технологии, восприниматься все это будет не очень (как о космических кораблях в Большом театре). По макету можно хоть прикинуть ожидаемые характеристики и назначение, а так - устное народное творчество.
  4. Eug
    -5
    Вчера, 05:55
    Как по мне, целесообразно проектировать единый комплекс Дальний Перехват - Морской Ракетоносец на базе платформы вроде "двухдвигательный Ту-160" с НК-32.
    1. Да был такой проект на базе обычного Ту-160. Дальний истребитель, выкашивающий ПВО противника или группоц блокирующие действия АУГ. Вполне актуален сегодня.
  5. +12
    Вчера, 06:08
    Мечты "розовых пони". К сожалению реальность совсем другая. Я так могу помечтать о межзвездном пепелаце и написать чему он должен соответствовать По мнению автора. Как вчера уже писали о другой статье, если это "мнение автора" то и размещаться опус должен в рубрике "Мнение", но никак не в "Вооружении".
    1. +5
      Вчера, 06:47
      Цитата: Алексей 1970
      Мечты "розовых пони". К сожалению реальность совсем другая.
      Согласен с вами ! Мечтать,конечно же,не вредно (если не работе!), но сколько не кричи "сахар", во рту слаще не станет ! Создание МиГ-41 равнозначно ,как минимум! ,созданию Су-57 ! Но в России и с Су-57 до сих пор не всё абгемахт ! (То есть,сохраняются проблемы!) РФ не СССР ! Стране ,обретшей массу проблем благодаря "эффективным менеджерам" существующего режима власти не потянуть всё не только желаемое ,но и "очень нужное" ! ( По крайней мере, не в ограниченный промежуток времени! Разве что хотелки "растянуть по времени !) А "идеи" Митрофанова ? Ну. что Митрофанов ?! Всегда были люди готовые,рассказывать "как космические корабли бороздят Большой театр..." ! Ранее был Даманцев и форумчане ворчали : Вот...опять "даманцевщина" ! Теперь Митрофанов и уже слышим о "митрофановщине" !
      1. +3
        Вчера, 08:33
        Ранее был Даманцев и форумчане ворчали

        А как Даманцев ловко вставлял всевозможные аббревиатуры и сокращения! Песня! Пол текста и одни АБВГДейки!
        Да, были люди в наше время...

        drinks
      2. 0
        Вчера, 16:44
        Цитата: Nikolaevich I
        Создание МиГ-41 равнозначно ,как минимум! ,созданию Су-57 ! Но в России и с Су-57 до сих пор не всё абгемахт ! (То есть,сохраняются проблемы!) РФ не СССР ! Стране ,обретшей массу проблем благодаря "эффективным менеджерам" существующего режима власти не потянуть всё не только желаемое ,но и "очень нужное" !

        Так то оно так , только чего то не уходит из информационной повестки этот мифический МиГ-41 . Уже пожалуй лет 10+ . Тут намедни в выпуске "Время-Вперёд" тоже про него - про МиГ-41 , и даже компьютерную графику его облика наваяли весьма реалистичную . Вот и вопрос - это имитаторы так плебсу мечты и надежды раздувают , или действительно что-то ваяется ? Ибо видимо хочется что-то на замену МиГ-31 получить .
        По двигателю для оного , вроде как Р-579В-300 хотят ставить . По тяге он должен давать 23 000 кг.с. на форсаже и 14 000 без оного . Так что вроде можно получить нечто путнее , скоростное , высотное , если конечно есть кому . Вопрос - а есть кому ? И второй вопрос - а точно ли нужен такой четырёхмаховый перехватчик ? Не справится ли с этими задачами тот же Су-57 , пусть даже в двухместной версии ? Может лучше на тех же двигателях сделать новый самолёт МРА ? Чтобы пару ГЗ ПКР мог во внутренних отсеках тащить + 2-4 РВВ для самообороны ? Этот самолёт и как ударный самолёт средней дальности на смену Ту-22М3 (евростратегический) сможет , и в версии истребителя дальнего перехвата и длительного барражирования (для Арктики и ДВ) , и как истребитель сопровождения самолётов Дальней Авиации - с большим БК РВВ , в т.ч. и БД . Ведь вона какой универсал получается на одной базе . При взлётном весе до 70 т. И планер ему на основе укрупнённого Су-57 , с кабиной как у Су-34 - знатный зверюга получится , а не узкий специалист-перехватчик .
        Но у нас периодически как по команде начинают разгонять о грядущем МиГ-41 ... Это они так скрепы крепят ? А эффект то уже противоположный .
  6. +2
    Вчера, 06:18
    МиГ -31 ещё не сказал своё последние слово, это гениальный самолёт, как АН-2. Не получается сделать лучше самолёты с нужными характеристиками. На базе МиГ- 31 можно использовать как макет самолёта для выхода в ближний космос. Поставить третий двигатель с ракетными характеристиками, вывести на нужную высоту, поманеврировать, проверить хватит ли нынешнего локатора для работы с такой высоты и определиться какая будет конструкция МиГ- 41. Главное работать, а не сидеть сложив руки, в ожидании денег на самолёт, пинка под задницу для начала работы по МиГ- 41.
    1. +5
      Вчера, 08:28
      Главное работать, а не сидеть сложив руки, в ожидании денег на самолёт,
      Деньги здесь важны конечно и сами по себе, но главное всё же их использование. К сожалению утрата, в значительной степени, компетенций как разработчиков, так и производственников, устаревшие технологии и прочие проблемы заставляющие некоторых комментаторов то ли сокрушаться то ли злорадствовать о пройденной "точке невозврата"- реальность существующего положения и не только в авиации. Но есть примеры стран вообще не имевших каких-либо компетенций в определённых областях и добившихся в их освоении и развитии огромных успехов. РФ потенциально богатейшая страна и если направить её ресурсы не на коллекционирование этих самых богатств небольшой группой космополитов, а на закупку или даже воровство технологий и мозгов - результаты не заставят себя ждать Хотя... мечты, мечты.
    2. +1
      Вчера, 09:18
      МиГ-31 больше не производят, восстанавливать производство не целесообразно, т.к. проще новый самолёт спроектировать и выпускать. Планеры самолётов, особенно подверженных высоким нагрузкам, постепенно изнашиваются, их ресурс не бесконечен. Поэтому МиГ-31 постепенно будет сниматься с вооружения. Многие его функции способен взять на себя Су-57
      1. -6
        Вчера, 10:02
        Может я не прав но сравнивая Миг-31 и СУ-57, МиГ-31 ближе если так можно назвать к космолёту ближнего космоса до 100 км. Особенно если он сможет за один полёт пролететь вокруг земного шара, как разведчик или наблюдатель или со спец зарядом и не одним. Учитывая скорость выхода на орбиту земли она должна быть в пределах 7 тысяч км в час. В принципе гиперзвуковые ракеты на это способны уже сейчас.
        1. +3
          Вчера, 10:54
          У МиГ-31 практический потолок 22,5 км, динамический - 30 км, дальность полета - 3 тыс.км.
          К космолетам его отнести не получится.
          Как пример космоплана ближнего космоса
          - это американский экспериментальный ракетоплан Х-15. Достигнутая высота - 107, 9 км, скорость 7,3 км/ч. Все это было достигнуто в 60-х годах прошлого века
          1. +1
            Вчера, 18:20
            Цитата: Cympak
            скорость 7,3 км/ч. Все это было достигнуто в 60-х годах прошлого века

            Кхе.... Километров в секунду...
            Больше 26 000 км/ч
        2. -2
          Вчера, 16:07
          какой космолет с реактивным двигателем?
          1. 0
            Вчера, 19:37
            Х-15 - экспериментальный ракетоплан с жидкостным реактивным двигателем, работающем на кислороде и ангидриде аммиака.
            Да, конечно, ошибся: максимальная достигнутая скорость — 7274 км/ч. М
  7. +4
    Вчера, 07:20
    Приятно пофантазировать, да? После "триумфа" Ил-112, о чём тут говорить-то? Су-57 пилят-пилят, никак не допилят... Боюсь, что точка невозврата, уже позади.
    1. +1
      Вчера, 08:52
      Цитата: anclevalico
      Боюсь, что точка невозврата, уже позади.

      Нет ничего не возможного, было бы желание!
      Когда то вообще не чего не было, а появилось, тогда и возвращается было некуда, просто старались идти вперёд! При должных усилиях можно добиться нужного результата, это кстати сегодня демонстрирует Китай.
      1. -3
        Вчера, 16:06
        В Китае живет под полтора миллиарда, будь нас столько, мы бы и не такое продемонстрировали...
    2. +1
      Вчера, 13:30
      Боюсь, что точка невозврата, уже позади.
      возможно если заявить, что точна не возврата пройдена и выгнать на мороз всё руководство ОАК и прочих владельцев особняков за ненадобностью, то эта точка рассосётся. Но кажется даже завести дело на таких людей непосильная задача. Возможно нейросети позволят нам когда-нибудь найти главных вредителей...
    3. 0
      Вчера, 18:28
      Цитата: anclevalico
      После "триумфа" Ил-112, о чём тут говорить-то?

      Для этого самолёта изначально не было двигателя , и было исходя из этого безграмотно составлено техзадание (от заказчика) . Поэтому вместо клона Ан-140 , который к 2014 г. уже начали собирать по лицензии и в кооперации в России (собрали два лётных образца) и который был создан аккурат по заказу МО РФ для замены Ан-26 , заказчик начал раздувать хотелками размеры фюзеляжа\грузовой кабины . В результате то , что захотел безграмотный заказчик мог поднять только двигатель тягой 3750 - 4000 л\с . Им мог бы стать старый-добрый АИ-20 (в РФ не производится , но возобновить можно) который стоял на Ил-18 , Ан-12 , Ан-30 . А тот двиг , который пытались для этого самолёта использовать - ТВ3-117 даже в дико перефорсированном режиме мог выдать не более 3250 л\с на взлёте , но при этом сильно грелся и показывал отвратительный ресурс . Что и неудивительно . Дичь творимая Мантуровым и Шойгой привела к гибели опытнейшего экипажа лётчиков-испытателей . Теперь уже всё -проект закрыт и возобновлён не будет . Но были слышны речи о организации кооперации с Ираном , который тоже выкупил у б\У лицензию на Ан-140 и готовится его строить по именем "Семург" . ТВ3-117 для Ан-140 подходит как родной , так что возможно вскоре таки здравый смысл возобладает и Ан-140 , пусть и под другим именем , пойдёт в серийное производство .
      Цитата: anclevalico
      Су-57 пилят-пилят, никак не допилят...

      Кто Вам такую ересь изрёк ? Су-57 в серийном производстве , в строю уже порядка 50 машин , к концу года будет порядка 70 шт. Возможно в этом году первые машины выдаст уже вторая сборочная линия Су-57 , расчитанная как и первая на выпуск 30 самолётов в год . 1-я линия в этом году должна выйти на плановые производственные показатели (30 шт. в год) . Уже построен цех и идёт техническое оснащение третьей производственной линии для Су-57 , на которой вероятно будут собирать двухместную версию этой машины . Именно поэтому с этого года начинаются экспортные поставки Су-57Э в Алжир . Всего подписано несколько экспортных контрактов . Экспортные поставки позволят быстрей окупить столь быстрое развёртывание сразу трёх сборочных линий для этого самолёта и заработать деньги на дальнейшее развитие этого проекта - на ту же двухместную версию . Так что Су-57 вполне удался . Стоны про двигатель второго этапа , это у хомячков от непонимания , что и АЛ-41Ф-1С для Су-57 вполне достаточен и это именно двигатель 5-го поколения , создававшийся (в первообразе) для МиГ-1.42 . В первой версии у АЛ-41Ф тяга на форсаже была 15 500 кг.с. , но для Су-35С и Су-57 максимальная тяга была понижена ради достижения более высокого ресурса - 4000 моточасов . Следующая модификация этого двигателя ("промежуточный" или ещё "единый") при той же тяге показывает уже ресурс в 5500 моточасов и расход топлива уменьшен на 4+%. Этот двигатель будут ставить при модернизации на Су-34М , Су-30СМ2\СМ3 и Су-35С\СМ . Именно поэтому этот двигатель и называют "единый" - он может устанавливаться на все самолёты Сухого платформы Т-10 .
      Цитата: anclevalico
      Боюсь, что точка невозврата, уже позади.

      Посмотрим на эту точку через 2-3 года . В МО и Минпромторге сейчас новое руководство , выделяются очень серьёзные средства . Трёп Мантурова о 1000 самолётов к 2030 г. - это трёп эффективного дилетанта , провалившего почти всё за что брался . Чего от него ждать то было , если он по образованию ... эколог . А вообще пора разгонять эту богадельню (Минпромторг) к чертям собачьим - по департаментам , переводя их в разряд отраслевых министерств . Чтоб за каждую отрасль экономики и Промышленности ОТВЕЧАЛ конкретный министр . И именно ОТВЕЧАЛ . В т.ч. и по Уголовному Кодексу .
      По гражданскому авиастроению думаю что тоже заработает , просто этот хриплый , но самый высокооплачиваемый министр , наобещал небывальщины , не глядя на состояние и возможности Промышленности . Без его личного вредительства отрасль вполне может заработать . На создание авионики и организацию серийного производства двигателей нужно было время , а не хриплые обещалки многостаночника-универсала от экологии - Мантурова .
  8. +4
    Вчера, 08:40
    Уже лет 20 "експерды" фантазируют о МИГ 41.
    а меж тем это ПШИК.

    да и МИГ, пишут , ВСЕ.
    заказов нет, ремонтируют старую технику, специалисты ушли в СУ, даже на выставках только небольшие модельки (по фото с выставок).

    а остальное - вода, имхо. фантазии на основе забугорных разработок....
    1. 0
      Вчера, 09:12
      Вопрос нужен ли специализировагный перехватчик МиГ-41, когда есть Су-57 с безфорсажным сверхзвуком, мощным радаром, системой обмена информацией с другими самолётами и длительным временем патрулирования. Остальное можно решить совершенствуя вооружение. Единственное исключение - борьба с гиперзвуковыми ракетами, но там требуется очень специфичный комплекс, заточенный только на эту задачу. Фактически, это должен быть космоплан для действия в стратосфере, мезосфере и на границе ближнего космоса. Только на этих высотах можно достичь потребных скоростей. Остаётся вопрос о наличии у нас технологий для реализации таких требований
      1. -1
        Вчера, 10:11
        Миг-41 это по сути самолёт следующего после Су-57 поколения.Поэтому безусловно нужен.
  9. +2
    Вчера, 09:03
    Цитата: Nikolaevich I
    Ранее был Даманцев и форумчане ворчали

    При всех недостатках Даманцева, его статьи во многом превосходят "опусы" некоторых нынешних авторов, часто публикующих здесь свои статьи.
    У Даманцева было много фактов, но часто из этих фактов делались спорные выводы. Сейчас же ни фактов, ни анализа, ни выводов
  10. -3
    Вчера, 09:54
    Развите ПВО требует, да. Сначала было "летим высоко, нас не собьют". Научились. Потом "летим высоко и быстро, нас не собьют". Научились. Потом "летим низко, нас не увидят" Увидели. Потом "летим низко на малозаметном". Всё равно видно.
    Логика подсказывает следующий этап. Летим ещё выше и ещё быстрее. Практически в космосе.
  11. 0
    Вчера, 10:15
    МиГ 41 это конечно замечательно. Но вот Кинжал к нему приспосабливать это огромная ошибка. МиГ 31 был и Кинжалу был нужен адекыатный разгонный модуль. А работы для МиГ 31 было немного. Вот и поженили.
    Но делая с нуль ПАК ДП нужно прлностью сосредоточится на его основеом предназначении.
    Кинжал нужное и эффективное оружие. С огромным будущим. Нужно на его основе делать комплекс. С перспективой на пару десятилетий. И нужен новый носитель. Дешевле чем перспективный МиГ 41.
    Модификацию Су 34. С двигателями от Су 57. Чистый ракетоносец. Проще, дешевле, массовей,
    1. +1
      Вчера, 18:39
      Кинжал" появился как вынужденная мера в условиях ДРСМД (нам нельзя было иметь БРСД) , вот и придумали поженить "Искандер" и МиГ-31 . Для европейского ТВД за неимением альтернативы . Сейчас уже появился "Искандер-1000" который с ЯБЧ летит на 1200 км. Вероятно на подходе двухступенчатый "Искандер" с первой ступенью в виде двигателя от "Искандер-1000" и второй ступенью в виде "Кинжала" с дальностью 2000 - 2500 км. С их появлением авиационный комплекс "Кинжал" свою безальтернативность теряет . Но вероятно сможет использоваться с Су-34 после списания МиГ-31 .
      Идея МиГ-41 как высотного четырёхмахового перехватчика (как о нём говорят) весьма спорна .
    2. 0
      Вчера, 19:36
      Цитата: garri-lin

      Модификацию Су 34. С двигателями от Су 57. Чистый ракетоносец. Проще, дешевле, массовей,


      Геометрию посмотрите. Размеры ракеты, размеры самолета, между гондол посмотрите, стойки шасси посмотрите, как взлетает посмотрите.
      Потом забудьте о кинжале на Су-34 как о влажной фантазии. Если сможете все посмотреть. А не просто отписаться с бросанием шапочки в космос.
  12. +2
    Вчера, 10:17
    Вчера Ставер анализировал сказки про медведя, сегодня другой пропагандист анализирует самолет, который никогда не будет построен.
    В этом разделе отсутствуют Карандаш и Буратино. laughing
  13. +1
    Вчера, 10:37
    Эх мечты, мечты. Но вот первое фото - размещенное в начале статью - как раз очень близко к нашей текущей реальности в области авиации. Поводы для оптимизма сейчас конечно есть, а это весьма печальный снимок былого авиа-могущества.
  14. 0
    Вчера, 10:40
    в открытых источниках в сети Интернет говорится об отсутствии потенциала дальнейшей модернизации радиолокационного комплекса (РЛК) «Заслон-АМ», радиолокационная станция (РЛС) которого выполнена на базе пассивной антенной фазированной решётки (ПФАР).
    А есть конкретные имена у "выразителей" этого мнения? Если это "эксперды" из интернета, то в сети нет описания идеологии работы "Заслона", да и других РЛС современных истребителей! Как можно оценивать то, про что ничего не знаешь? С другой стороны, например, и "Заслон" и "Ирбис" это один и тот же отдел, и его коллектив в разные интервалы времени, а в настоящий момент "сходят" уже люди, успевшие еще получить советское радиотехническое образование, а приходящие им на замену что-то уж больно долго все делают, да и не того уровня, мне так кажется...
  15. -4
    Вчера, 11:59
    Статья, на троечку, самое главное требование самолета 6 поколения это гиперзвук, и дальность, крейсерская скорость 5-6 Махов, крайне мощный радар и радар на фотонных принципах, включая теплопеленгатор, и он центр сетевого контроля и управления, всего в воздухе, включая пво, а высота полета 100 км, малозаметность ему не нужна, и вижу в этом образе Сотку от Мясищева, взлетающий с пороховыми ускорителями для достижения высоты 100 км. Двигатели ПВРД и все будет хорошо drinks
  16. -3
    Вчера, 12:22
    Хотелось бы увидеть прототип МиГ-41, в идеале - опытный образец. Но раньше первого полета точно не покажут. ПАКФА только так увидели в 2010. Можно немного пофантазировать. Двигателей - 2, скорее всего Ал-51 в версии с особым форсажным режимом. Экипаж 1 пилот, второго никак. Радар - версия с Су-57, АФАР, возможно с увеличенным количеством модулей и/или большей мощности. Пушка ?, но точно не 6 стволов, как на 31-м. Основные ракеты - способные бороться с умеренным гиперзвуком 5-8 махов хотя бы, дальность до 350-400 км. Версия с разделяющимися на конечном этапе перехвата 3-4 ракетами индивидуального наведения рассматривается. Новизна этого изделия велика! Расположение основного дальнобойного оружия в полуутопленном положении, как на Миг-31, внутрь не влезет. 2 маленьких отсека для 2-4 ракет ближнего боя внутри или комфортных. Пушка скорее 30мм, выдвижная. Никаких малозаметных премудростей, кроме тех, что можно реализовать попутно. ЭПР 3 кв. м. - ничего страшного. Взлетный вес до 40 тонн. Максимальная скорость 3200-3500, большего не добиться. Или третий двигатель и тогда много другое - прощай.
    Дозаправка в воздухе. Дальность без нее - 3 тыс км с основным профилем полета 950 км час. Потолок - 20-22 км с возможностью краткого подскока до 25 км. Серийность - 60-80 бортов за 10-15 лет выпуска с последующей модернизацией. Стоимость серийного борта 10-12 млрд рублей. И остается все равно открытым вопрос: довести Су-57 в Су-57П, тогда дешевле, риск новизны меньше, но и характеристики будут проще, или идти на МиГ-41 с использованием наработок по МиГ-31 и Су-57, будет дороже и дольше, но характеристики скорее всего лучше. И как быть?
  17. -1
    Вчера, 15:58
    Понятно что никакого МИГа 41 не будет, КБ МИГа сейчас выдать что-то новое не сможет.
    Но если помечтать, то тут по моему ответ очевиден, был проект Мига-701, под которого и делали кс-172 в СССР. Вот такая машина нужна, массой в 30-35 тонн сухой, с дальностью полета 10000-12000 км. С отсеками куда влезут ракеты под 9 метров(у 701го была 4 отсека по 8 метров и 2 поменьше под Р-77), в такие отсеки можно и х-101, и может даже оникс. Вот такой нужен истребитель, стратегический МФИ) которые и огромные УРВВ таскать сможет и ракеты крылатые(тогда и пакда не нужен). Только в отличие от мига701, ко всему этому добавить стелс и композиты. Такая машина могла бы сейчас вдоль границ Украины постоянно патрулировать.
    Всякие идеи про сбивать спутники, это бесполезно) ракета которая их будет сбивать стоит как десять этих спутников, а выводить новые спутники сейчас ы могут очень дешево с спейсикс, а с огромной ракетой старшип, там вообще будут гору спутников на орбиту вываливать, их сбивать бесполезно.
  18. 0
    Вчера, 17:56
    От МиГ-31 к МиГ-41: цели и задачи перспективной боевой машины

    Россия не сможет сделать этот самолет.
    В свои лучшие времена СССР смог бы.
    А сегодняшняя Россия - нет.
    Выделенные деньги будут растрачены впустую.
  19. -1
    Вчера, 18:44
    Да, фантазии автора уместны лишь частично. За статью все равно респект.
    Кому не нравится, напишите лучше.
    Теперь по существу - Ту128 это предшественник Миг31. И его функции он решать не мог.
    Изобретать самолёт достигаемый сегодня по высоте и скорости современными ЗРК нет смысла.
    Скорость и высота сегодня мало чего решает.
    Носитель, первая ступень, для ракет, с возможностью перехвата воздушных целей над всеми поверхностями - это да. Но это опять тяжёлый перехватчик.
    У нас нет лёгких самолётов. Вот где поле не паханное.
    Тяжёлый перехватчик это узкоспециализированный самолёт. Афар даёт куда более широкий спектр возможностей. А скорость и высота - это компромисс продолжительности полета.
    Нейросети это зло. Они дают ложную картину прогресса. Все фото это фантастика. И подспорье для впаривателей-менеджеров. Отталкиваться нужно всегда от ТТЗ.
  20. 0
    Вчера, 19:21
    О, хоспадя...
    Да откуда пошел этот бред про разработку Миг-41?
    КБ МиГ давно уже мертво.
    Уже лет 20 как...

    Идем дальше.
    Очередной "фантазм" про Миг-31, как "уничтожителя" вражеских КР.
    Есть информация о том, что такой огромный и прожорливый самолет, как Миг-31, не мог обнаружить и сбить более 1КР. Не мог. Просто технически не мог. По совокупности всех характеристик боевого применения как нашего, так и вражеского. Комплекса. А не вакуума сферического. И наши испытания реально это подтверждали.
    Идем далее.
    Повесить Кинжал на устаревший самолет - это вынужденная мера.
    Просто потому что, Кинжал не помещается на самолеты 4 поколения Су-27, 30,35, 34 - в силу размера самой ракеты , расположения мотогондол и стоек шасси и геометрии взлета. А вот на Миг-31 с его огромными размерами и плоским "брюшком" - он мог быть подвешен.
    Причем фюзеляж самолета - перерабатывался на самолетах МИГ-31К полностью. Брюхо там совсем другое. Это была глобальная переделка-модернизация.
    В которой в том числе убирается и РЛС.
    И самолет МИг-31К становится простым тупым бомбардировщиком уровня 2МВ.
    С одной задачей. Выйти в зону запуска и пустить ракету. По заранее внесенным в ракету координатам. В заранее заданный район.
    Задачи ПВО он решать уже не может - просто нечем.

    Повторюсь, забудьте про МИГ-41 - это бред, его не было, нет и не будет никогда!
    Фантазии людей, многолетние, уже лет 20 как, которые вообще не следят скрупулезно, за реальностью...
    Какой то чудак, причем иностранный студент, нарисовал рендер, назвал его МИГ-41, и вся урякающая братия, его подхватила...
  21. +1
    Вчера, 21:06
    появление многофункционального высотного истребителя-перехватчика МиГ-41 вполне целесообразно и оправданно.

    Да, "целесообразно и оправданно", но не реалистично. Об этом проекте часто говорят, но кто им будет заниматься и воплощать в металле? Ведь от КБ МИГ мало что осталось. Можно сказать одно громкое когда то название. Ни школы уже нет. Ни конструкторов. И компетенции похоже утрачены. Какой им МИГ-41. Они МИГ-35 мусолят не один десяток лет и до сих пор не могут довести его до кондиции. Да и московского авиационного завода производившего МИГи похоже уже не существует . У КБ "сухой" дел и без МИГ-41 хватает. Тогда откуда этому самолету взяться? Разве, что в китае закажем. А что они сделают быстро. Вон уже Самолет 6-го поколения подняли.
  22. 0
    Вчера, 21:38
    Миг 41 не будет хотя бы по тому что КБ"Миг" оптимизировано тобишь УНИЧТОЖЕНО wassat
  23. 0
    Вчера, 22:07
    Распилить бюджет, вот его главная цель и задача. Примерно как с арматой и курганцем. А пацаны и на мотолыгие в штурм пойдут
  24. osp
    0
    Сегодня, 01:11
    Цитата: Дилетант
    Очередная "митрофановщина". Что, сейчас есть КБ, способное спроектировать МиГ-41 и есть завод, способный его серийно производить? Нижегородский "Сокол" в состоянии производить такую технику?
    В настоящее время важнейшим направлением работы предприятия является производство деталей и агрегатов для гражданской авиационной техники.

    С 2020 года ведется производство отсеков фюзеляжей самолета Ил-114-300. Осваивается производство деталей и агрегатов самолета МС-21.

    На заводе реконструированы основные производства. Продолжается техническое оснащение цехов новым оборудованием. Активно идут работы по совершенствованию производственной системы с использованием технологий «бережливого производства», целью которых является снижение затрат и издержек за счет оптимальной организации производственного процесса.

    "Сокол" давно уже ничего не производит а только ремонтирует.
    Вот даже "Гжель" взять.
    Неплохой самолет был для летных училищ.
    Его на "Соколе" делали.
    Но это уже история.
  25. 0
    Сегодня, 10:55
    Писали, что у самого МиГ31 довольно долговечный фюзеляж.
    Можно просто модернизировать постепенно ТРД (Может, сделать новый ТРД. И Ставить на него все то БРЭО, что сейчас планируют на Су30СМ2/3/4
    В новом смысла не вижу. Парк истребителей нужно унифицировать (по БРЭО и ТРД) легкий,тяжелый. И наращивать парк самолетов/бпла ДРЛО и ЦУ.
  26. 0
    Сегодня, 16:13
    Многофункциональный ракетный комплекс дальнего перехвата (МРК ДП) – ракета, оснащённая разделяющейся головной частью с блоками с индивидуальным самонаведением на базе ракет «воздух-воздух» Р-77.

    Сдаётся мне, что эта "вундерфавля" не "выстрелит". request
    Как разведение БЧРН так и защитных колпаков на различных ракетах происходит во время не значительного ветрового напора.
    У одних изделий в вакууме, у других сразу после вылета из контейнера, то есть когда низкая скорость и значит ветровое давление.
    Здесь же речь походу идёт об пуске с разделением где-то там, впереди.
    Но там очень высока скорость, несколько Махов. Как здесь будет происходить? Мощности пиропатронов точно не хватит, чтобы под таким давлением сбросить общий обтекатель. Запускать ракету почти в космос, где разряжена атмосфера и попытаться там разделить, ну бред же.
    Зенитная ракета запускается чтобы возможно скорее поразить цель, и тратить это драгоценное время на разделение? Бред. yes