Узбекский завод «Хавзтез» представляет семейство БТР «Арслан»

34 934 37
Узбекский завод «Хавзтез» представляет семейство БТР «Арслан»
Базовая четырёхосная модификация БТР Arslon на испытаниях, 2024 г.


Узбекистан пытается строить собственный оборонно-промышленный комплекс и разрабатывать необходимую ему военную технику. В прошлом году он впервые показал перспективный бронетранспортер Arslon, который в ближайшем будущем планировалось принять на вооружение. Недавно стало известно, что параллельно создавалась схожая машина в иной конфигурации, и фактически речь идёт о новом семействе бронетехники.



Собственная разработка


Несколько лет назад высшее военное и политическое руководство Узбекистана поставило перед промышленностью задачу разработать несколько новых образцов бронетехники для армии. В частности, требовался новый бронетранспортёр для замены устаревших машин советского производства.

Разработку нового БТР поручили Агентству оборонной промышленности (АОП) при министерстве обороны. В качестве субподрядчиков и поставщиков необходимых компонентов были привлечены несколько местных и зарубежных предприятий. Производство опытной и серийной техники планировалось развернуть на заводе Krantas Group в Ташкенте.

В июле 2024 г. АОП представило первые результаты своей работы. В рекламном видеоролике вместе с другими изделиями показали новый БТР под названием Arslon (узб. «Лев»). Машина на четырёхосном колёсном шасси демонстрировалась в статике и в движении. В объектив попал её экстерьер и внутренние отсеки. Также официально раскрыли некоторые особенности проекта и тактико-технические характеристики машины.


Как было объявлено, новый «Арслон» создан с использованием основных современных идей и решений. В конструкции широко применяются иностранные компоненты, а защита и другие параметры соответствуют стандартам НАТО. В целом, о машине говорили как о современном образце с высокими характеристиками.

К тому времени опытный «Арслон» уже прошел первые проверки и дошел до войсковых испытаний. В ближайшее время планировалось завершить процесс тестирования и доводки, после чего БТР мог был поступить на вооружение. Впрочем, на тот момент точные сроки завершения работ и начала поставок техники в войска не назывались.

Два бронетранспортёра


В феврале 2025 г. в Объединённых Арабских Эмиратах прошла очередная военно-промышленная выставка IDEX. Одним из участников этого мероприятия стало АОП Узбекистана. Оно представило несколько современных разработок, включая три бронемашины разных типов.

На площадке IDEX-2025 разместили уже два бронетранспортёра под общим названием Arslon и 155-мм колёсную гаубицу To'fon. Все эти изделия были разработаны при участии АОП и других организаций. Сборкой опытных машин занимался ташкентский завод «Крантас».


Десантный отсек Arslon 8x8

Следует отметить, что бронетранспортёр «Арслон» на четырёхосном шасси впервые демонстрировался на публичном мероприятии. Вместе с ним в ОАЭ показали унифицированную трёхосную машину, о разработке которой ранее не сообщалось. Тем не менее, секретность не помешала узбекской промышленности создать и довести до испытаний ещё один БТР.

Таким образом, бронетранспортёр, представленный в прошлом году, получил дальнейшее развитие. На его основе была создана унифицированная машина с другой конфигурацией ходовой части и иными изменениями. В целом, можно говорить о превращении БТР Arslon 8x8 в универсальную платформу и о будущем формировании целого семейства бронетехники.

Планы на трёхосный вариант БТР пока не уточнялись. Вероятно, в ближайшее время он должен будет пройти испытания, по результатам которых принмут решение. Вполне возможно, что Минобороны Узбекистана будет закупать оба типа техники и найдёт для них свои сферы применения.

Демонстрация двух новых БТР на международной выставке может указывать на желание АОП найти и иностранных заказчиков. Кроме того, об этом говорит использование иностранных наработок и импортных комплектующих, а также следование натовским стандартам. Впрочем, способность «Арслона» в полной мере конкурировать с современными зарубежными образцами вызывает справедливые сомнения.


БТР Arslon 6x6 на выставке IDEX-2025

Унифицированные машины


Два БТР под общим названием Arslon похожи друг на друга. В этих проектах используются общие инженерные, компоновочные и иные решения. При этом машины имеют ряд существенных отличий, прежде всего, в конструкции корпуса и ходовой части. Также они различаются габаритами и массой, но должны иметь близкие боевые возможности.

Оба «Арслона» имеют сварной броневой корпус традиционной для нынешних БТР конструкции. В носовой части расположены двигатель и отделение управления, а остальная часть корпуса отведена под десантный отсек. Под полом десантного отсека находятся агрегаты трансмиссии. Корпуса незначительно различаются по форме и расположению мелких деталей.

Размеры двух машин пока не уточнялись. При этом трёхосный БТР предсказуемо короче базового образца 8x8. Более крупная бронемашина имеет боевую массу до 33-35 т. Новый вариант Arslon 6x6 весит порядка 22 т.

Для двух «Львов» заявлены достаточно высокие показатели защиты. Сообщается, что лобовая проекция корпуса выдерживает попадание 30-мм снаряда — это соответствует 6 уровню натовского стандарта STANAG 4569. Прочие проекции защищены по 4 уровню — от 14,5-мм пуль. Противоминная защита соответствует уровню 4a/4b, т.е. подрыву 10 кг тротила под колесом или днищем.


Arslon 8x8 оснащается дизельным двигателем мощностью 600 л.с., тогда как более легкий БТР имеет 450-сильный двигатель. Новый БТР отличается улучшенной удельной мощностью, которая даёт ему более высокие ходовые характеристики. Его максимальная скорость заявлена на уровне 110 км/ч против 100 км/ч у четырёхосной машины. Оба БТР способны двигаться по бездорожью и пересечённой местности, преодолевая препятствия. Из-за большой массы оба изделия не могут плавать.

В прошлом году и на выставке IDEX-2025 бронемашина «Арслон» демонстрировалась с полноразмерным боевым модулем-башней. Этот модуль оснащен 30-мм пушкой иностранного производства пулемётом, дымовыми гранатомётами и оптико-электронными средствами управления огнём. В рамках первого показа Arslon 6x6 получил модуль другого типа, но с аналогичным вооружением и оснащением.

Конструкция двух БТР позволяет использовать и другие боевые модули с различным составом вооружения, включая ракеты. Выбор модуля и его комплектации остается за заказчиком.

Обе версии БТР Arslon управляются экипажем из трёх человек. В него входят механик-водитель, командир и наводчик-оператор. Четырёхосная машина имеет десантное отделение на 8 мест. Второй вариант БТР перевозит только 6 бойцов с вооружением. На обеих машинах используется кормовая аппарель для посадки и высадки.


Современные образцы


Таким образом, промышленность Узбекистана продолжает осваивать новое для себя направление и регулярно демонстрирует результаты этого процесса. Прошлым летом она впервые показала БТР Arslon 8x8, к тому времени уже доведенный до войсковых испытаний, а в феврале представила унифицированную трехосную машину.

Вероятно, обе модификации «Арслона» сейчас проходят испытания, по итогам которых будет решаться их будущее. Если БТР успешно пройдут испытания, Минобороны Узбекистана примет их на вооружение и закажет серийное производство. Это позволит заменить устаревшие бронетранспортёры, построенные ещё во времена СССР.

Кроме того, следует помнить, что технический облик изделия Arslon был сформирован с учетом потребностей и пожеланий международного рынка. Соответственно, можно ожидать начало полноценного поиска покупателей и, при положительном развитии событий, даже получение первых контрактов.

Тем не менее, АОП и его подрядчикам пока не стоит предаваться чрезмерному оптимизму. Их новые разработки действительно имеют большие перспективы в контексте перевооружения узбекской армии. Однако на международном рынке двум изделиям Arslon предстоит столкнуться с жёсткой конкуренцией, и обойти другие БТР будет весьма сложно.
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    1 апреля 2025 05:03
    Узбекский БТР - это что, первоапрельская шутка?wassat
    1. +8
      1 апреля 2025 06:21
      Цитата: Наган
      Узбекский БТР - это что, первоапрельская шутка?

      Первоапрельской шуткой станет узбекский «Иссык-куль» (Ан-2)... feel
      1. 0
        2 апреля 2025 14:17
        Шутка будет, если Узбекистан оснастит свою армию национальным БТР/БМП тяжелого класса, а РФ не оснастит.
    2. +6
      1 апреля 2025 12:39
      Узбекский БТР - это что, первоапрельская шутка?

      Во время ВМВ, даже Венгры имели своё производство бронетехники. Пусть ее самой хорошей, но имели.
      То, что в Узбекистане сделали такую машину значит только, что мир достиг такого уровня технического прогресса, что создание ББМ такого уровня и класса - настолько просто и непримечательно, что может даже такая известная промышленная и технологичная держава как Узбекистан. В принципе, оно и не удивительно, первые машины такого уровня появились десятилетия назад.
      А наши всё на БТР-80 катаются и на БМП-1 модули ставят.
    3. +5
      1 апреля 2025 12:40
      Над одними уже смеялись, а в итоге легкий поход превратился в затяжную и тяжелую СВО.
      1. +3
        1 апреля 2025 15:36
        Цитата: james
        Над одними уже смеялись, а в итоге легкий поход превратился в затяжную и тяжелую СВО.

        Это над теми у кого были, хоть и остатки, аэрокосмической, автобронетанковой, моторостроительной, ракетной, судостроительной, металлургической, химической и прочей промышленности при 44 млн. человек образованного населения ?
    4. -3
      1 апреля 2025 13:28
      Знаменитая на весь мир узбекская броня
    5. +5
      1 апреля 2025 17:55
      Первоапрельска шутка - это когда русских солдат перевозят на музейном экспонаты БТР-80. Вот это действительно шутка... Грустная правда.
      1. +2
        1 апреля 2025 18:10
        Цитата: cast iron
        Первоапрельска шутка - это когда русских солдат перевозят на музейном экспонаты БТР-80. Вот это действительно шутка.
        Как раз это не шутка, а "объективная реальность, данная нем в ощущениях"(с)
        Цитата: cast iron
        Грустная правда.
        Да уж, веселого в этом чуть меньше чем нихрена.
  2. -6
    1 апреля 2025 06:19
    Вот это домина!!! belay На ней хорошо помидоры по базарам развозить! И под охраной сразу laughing Похоже, заведомо создавалась как техника двойного назначения. Заодно может и армии пригодится laughing
  3. +4
    1 апреля 2025 06:25
    А где сей агрегат изготавливают? Случайно не на площадях некогда Ташкентского авиазавода им. Чкалова?
    1. -1
      1 апреля 2025 08:54
      Думаю, изготовить промышленность Узбекистана может только бронекоробку и кое-что по мелочам. Остальные комлектующие (самые вкусняшки)явно зарубежные. Так что узбекским изделие является чисто номинально. Ну, а местная сборка способна изгадить самую передовую конструкцию.
      ЗЫ 01.04.25
    2. -1
      1 апреля 2025 18:59
      Случайно не на площадях некогда Ташкентского авиазавода им. Чкалова?
      На ТАПОиЧ делают вагоны. Может, бронепоезд соберут. Под каждым моторным вагоном - верблюд.
  4. +2
    1 апреля 2025 07:37
    Пока одни на ура интернет "войска" все ресурсы тратят, производя бтр-82... Другие начинают нормальную технику клепать
    1. -3
      1 апреля 2025 11:22
      Цитата: spektr9
      Пока одни на ура интернет "войска" все ресурсы тратят, производя бтр-82... Другие начинают нормальную технику клепать

      То есть, сборка военной техники из иностранных комплектующих - это нормальная техника?
      Да случись такое в России - ура-патриоты тут же закричали бы о национальном позоре. smile
      1. +3
        1 апреля 2025 12:42
        Лиха беда начало. Китай тоже с этого начинал, копировал, воровал, покупал. А теперь сам много чего делает и обгоняет бывших лидеров
      2. 0
        1 апреля 2025 12:50
        это нормальная техника?
        Да случись такое в России - ура-патриоты тут же закричали бы о национальном позоре.

        Почему "бы".
        А то на танках у нас не стоят прицелы французского и белорусского происхождения.
        1. +2
          1 апреля 2025 13:32
          Цитата: Английский тарантас
          Почему "бы".
          А то на танках у нас не стоят прицелы французского и белорусского происхождения.

          Стоят.
          Но нам предлагают в качестве "нормальной техники" нечто, у чего отечественного будет только бронекорпус, и то под вопросом. Конструктор "собери сам" из комплектующих со всего мира.
          1. 0
            8 апреля 2025 11:46
            Да случись такое в России - ура-патриоты тут же закричали бы о национальном позоре.

            Я об этом вашем предложении отозвался.
            Но нам предлагают в качестве "нормальной техники" нечто, у чего отечественного будет только бронекорпус, и то под вопросом.

            Не знаю что вам и кто предлагет. А лично меня интересует вопрос, почему у нас до сих пор глухота с ББМ новых поколений. Машины серии БМП-1/2 уже давно не отвечают требованиям, бронирование уже устарело, а возможности его нарастить нет, внутреннего пространства мало, а скорость погрузки и высадки десанта, а также место для его размещения внутри - критичны.
            Можно, конечно, поставить новый двигатель, боевой модуль, как сделали с бережком. Но корпус то тот же, конструкция, размеры.
            Уже бы давно сделали ящик аля CV-90 из отечественных комплектующих, чтобы была возможность и хоть башню и от двойки и от тройки поставить, по необходимости, и для десанта место оставить, и запас по массе иметь для бронирования.
            То же с БТР. Была же куча машин. И бтр90, и бтр82м, и бумаранг. А катаются всё машины концептуально созданные в 50х.
            Даже европейские мини-страны, закупаются сотнями современных машин.
            Дело не в том, что надо как Узбекистан, делать из непойми чего и непойми что. Дело в том, что даже они, на своём уровне возможностей взялись за модернизацию. А мы?
            1. 0
              8 апреля 2025 15:37
              Цитата: Английский тарантас
              Уже бы давно сделали ящик аля CV-90 из отечественных комплектующих, чтобы была возможность и хоть башню и от двойки и от тройки поставить, по необходимости, и для десанта место оставить, и запас по массе иметь для бронирования.

              Цитата: Английский тарантас
              Дело в том, что даже они, на своём уровне возможностей взялись за модернизацию. А мы?

              А мы тоже брались. И тоже по узбекскому сценарию. Сначала хотели изучить немецкий "Боксёр" и локализовать его. Но немцы не дали. Прошлось изучать итальянцев. По результатам сбудовали "Бумеранг" - как писали, тоже с применением иностранных комплектующих.
              А потом - санкции. И новые ББМ накрылись.
              А потом - СВО. На которой выяснилось, что меч оказался сильнее щита - и старые БМП, и новые ББМ одинаково горят от FPV и ПТУР.
              1. +1
                10 апреля 2025 00:21
                По результатам сбудовали "Бумеранг"

                Мне всегда казался бумеранг уж больно похожим на французский VBCI-2, я думал с него рисовали.
                На которой выяснилось, что меч оказался сильнее щита - и старые БМП, и новые ББМ одинаково горят от FPV и ПТУР.

                Горят то горят. Да есть нюансы.
                Танки тоже горят, но их неспроста закрывают теперь наглухо мангалами и ДЗ, видать спасает. Не зря для десанта штурмовиков, городят царь-мангалы на танках.
                Так же и с БМП. Кто бы что ни говорил, но кто сидел в наших БМП и БТР знает - двери узкие, внутри теснотища. Бронирование пусть и противотанковые средства не держит, но наши ББМ по росту бронезащиты уступают новым машинам НАТО. Их машины имеют бронирование от современных БОПС малого калибра, от бронебойных патронов 7,62 в упор, от ККП и 12,7 и 14,5.
                Ясное дело, что дрон или ПТУР разобьёт всё и даже танк. Но где комплексная модернизация парка?
                Где машины способные действительно доставлять к позициям врага современных штурмовиков в полной аммуниции, а не бойцов с АК и поясной сумкой на 4 магазина без бронежилета, где бронемашины способные уверенно держать огонь любого оружия пехоты, которое само и боеприпасы к нему, сегодня без труда доставляются на любые позиции в нужном количестве?
                Тут история не про то, что "на западе делают как надо, а у нас чтобы тяжелее было". Тут исттрия про то, что "там" тоже не дураки, и многое они делают правильно, а наша задача догнать и перегнать любыми способами, а не рассказывать про сложности производства и кадровый голод.
    2. -1
      1 апреля 2025 19:00
      Другие начинают нормальную технику клепать
      А с чего это видно, что она "нормальная"? Только потому, что свежепокрашенная?
    3. 0
      2 апреля 2025 02:16
      Цитата: spektr9
      Пока одни на ура интернет "войска" все ресурсы тратят, производя бтр-82... Другие начинают нормальную технику клепать

      Нормальную? Вы на размер этого сарая посмотрите. К тому же: "В конструкции широко применяются иностранные компоненты...". По-вашему, 35-тонный сарай на колёсах, который невозможно производить без импортных комплектующих -- это нормально? Вы понимаете, что при таких габаритах машину невозможно забронировать толком. А 35 тонн массы делают его не пригодным для перемещения по мягким грунтам. Вы хотите в такую машину пересадить наших бойцов? В слабобронированный сарай из агрегатов НАТО, способный перемещаться только по дорогам? "Другие" не делают "нормальную технику", а тупо копируют "модные тенденции" западного оружия. А чего это оружие стоит в реальности войны против армии технологически развитого государства, наглядно показала СВО.
      Вы правда считаете, что в СССР все были идиотами и от нехватки ума делали компактную бронетехнику, а не городили трёхметровые сараи на колёсах для перевозки пехоты и 70-тонные бронтозавры в виде танков?
      1. 0
        8 апреля 2025 12:03
        Нормальную? Вы на размер этого сарая посмотрите. К тому же: "В конструкции широко применяются иностранные компоненты...". По-вашему, 35-тонный сарай на колёсах, который невозможно производить без импортных комплектующих -- это нормально? Вы понимаете, что при таких габаритах машину невозможно забронировать толком. А 35 тонн массы делают его не пригодным для перемещения по мягким грунтам. Вы хотите в такую машину пересадить наших бойцов? В слабобронированный сарай из агрегатов НАТО, способный перемещаться только по дорогам? "Другие" не делают "нормальную технику", а тупо копируют "модные тенденции" западного оружия. А чего это оружие стоит в реальности войны против армии технологически развитого государства, наглядно показала СВО.
        Вы правда считаете, что в СССР все были идиотами и от нехватки ума делали компактную бронетехнику, а не городили трёхметровые сараи на колёсах для перевозки пехоты и 70-тонные бронтозавры в виде танков?

        Вы про сво говорите, но очевидно что за сво не следите.
        Вот она как раз, прекрасно показала, что 60 тонные западные танки, вполне себе доезжают куда надо. Там прекрасно видно, что и советская, и натовская техника, абсолютно независимо от размеров, прекраснейшим образом поражаяются и дронами, и птурами, и пушками.
        При этом то же СВО прекрасно показывает, как важно иметь возможность навесить дополнительную броню, как важно иметь возможность эвакуироватся на "сарае", в который, если, например, подбили вторую машину эвакуации, можно при необходимости половиной взвода набиться как шпроты в банку и уехать.
        Даже насчёт 70тонных бронтозавров всегда было смешно слушать.
        Вы бы хоть про технику больше узнали.
        50-60 тонные танки были и у немцев в ВОВ, и даже с менее мощными двигателями и худшей конструкцией ходовой. И ничего, куда надо, доезжали. До Ленинграда доехали, до Курска доехали, и что по Украине, что по Белоруссии неплохо эти "бронтозавры" разъезжали.
        Да и поспрашивайте водителей спец транспорта: автокранов, бензовозов, бурильных установок и просто кузовных грузовиков - сколько весят их машины, и по каким грязищам они катаются на своих вахтах и стройках.
  5. -1
    1 апреля 2025 07:42
    А вот и дно тук-тук.Продайте России нормальные БТР
    1. 0
      1 апреля 2025 11:25
      Цитата: zxc15682
      А вот и дно тук-тук.Продайте России нормальные БТР

      Хотите купить военную технику у стран НАТО? Потому что узбекский БТР - это примерно как питерский "Форд" или "Ниссан". smile
  6. +1
    1 апреля 2025 09:59
    Анонсирован перевод измерения мощности узбекских двигунов с лошадиных сил на ешачинные.
  7. +1
    1 апреля 2025 14:29
    узбекам надо делать бтр, не универсальный для продаж, а надо поступать как евреи, делать машину под свои климатические и почвенные условия, все равно вряд ли кто купит их машину на мировом рынке, зато если смогут, то снабдят свою армию машиной подходящей для своей страны
    1. 0
      2 апреля 2025 17:14
      В Узбекистане есть разные дорожные условия снежные вершины болота пески, к тому же если вдруг узбекам понадобится проицировать свою силу на другом твд
    2. 0
      8 апреля 2025 12:20
      под свои климатические и почвенные условия

      А какие такие специфические географические реалии в Узбекистане?
      Те же резко-континентальный климат, та же лесостепь, горные хребты и полупустыни.
      Чем-то принципиально от России не отличается. А российскую технику покупает весь мир.
  8. -3
    1 апреля 2025 19:58
    Полнейшая фигня это, а не БТР.
    1. 0
      6 апреля 2025 15:39
      Цитата: victorlitvin
      Полнейшая фигня это, а не БТР.

      Полнейшая фигня в наше время на броне ездить! Я не имею ввиду, что такие БТР панацея, но делать что то надо нашим генералам, чтобы сохранить жизни бойцов! Нас итак уже не много осталось для такой территории. Имхо.
  9. -2
    2 апреля 2025 05:14
    лобовая проекция корпуса выдерживает попадание 30-мм снаряда . Прочие проекции защищены от 14,5-мм пуль

    Кто-нибудь объяснит смысл усиления лба ? Кроме варианта встречи на шоссе с вражьей [с 30-мм пушкой] бронемашиной пользы отъ 3-4 тонн усиления лобовой брони не просматривается. По-моему броня БТР — от неожиданной атаки, и наиболее вероятен «прилёт» в борт. Однако лючки на наклонном лбу (см. фотки) порождают сомнения в заявленной снарядостойкости лба (или STANAG-стандарт - про осколочные 30-мм снаряды ?).
    Судя по фото, выходная аппарель узкая — для неторопливого выхода по-одному (и желательно без оружия). А для запасных люков места в крыше десантного отделения места нет — всё заслоняет монструозная башня. Эта башня [полагаю] немало весит — как бы не опрокинуться на повороте или косогоре !
    Смещение башнни взад затрудняет бой в городских условиях — чтобы стрельнуть «из-за дома» надо подставить под ответный удар борт во всю длину корпуса !
    Но узбеки - скорее всего — отобьют затраты, если ограничатся выставочными экземплярами. Широкая публика, слоняющаяся по оружейным выставкам (внатуре или online) узнает о существовании Узбекистана и при покупке джинсов предпочтёт узбекское вместо неведомых стран.
  10. 0
    2 апреля 2025 08:48
    В технике угадывается какая то национальная черта ,практически всегда. Китайская техника ,американская ,итальянская, французская и вот узбекская
  11. +3
    2 апреля 2025 11:00
    Ну если даже Узбеки могут нормальные БТРы производить, тогда это просто какой то, потому что у нас, уже несколько десятков лет не могут создать путёвую машину с хорошей защищённостью, передним мто и задним десантным отсеком с удобным выходом....
    1. +1
      8 апреля 2025 12:24
      задним десантным отсеком с удобным выходом

      Главное не равняйте удобство выхода, с его кормовым расположением.
      Выходы должны быть в три стороны.
  12. +5
    2 апреля 2025 20:07
    Цитата: роман66
    Знаменитая на весь мир узбекская броня

    там очень даже не плохая металлургия, еще со времен СССР, и новые заводы металлургические прямо сейчас они запускают, не строят а уже построили.