Эдмунд Бёрк и идея Империи

4 719 23
Эдмунд Бёрк и идея Империи

Учитывая, что английский мыслитель Эдмунд Бёрк жил и творил во второй половине XVIII века, в период небывалого территориального расширения Британской империи, нет ничего удивительного в том, что вопрос отношения к империи стал одним из центральных в посвященной ему историографии. Историки и биографы постоянно ломали голову над поиском ответа на вопрос, является Бёрк одним из идеологов империи или, напротив, антиимпериалистом, и каково вообще его отношение к империи как историческому явлению.

Но прежде чем приступить к рассмотрению основного вопроса, следует сказать несколько слов о том, что есть Империя. Как отмечал кандидат политических наук А. А. Бычков, Империя есть, прежде всего, политико-философская идея, идея о том, чем должно стать государство, называющее себя империей [2]. Иначе говоря, специфика Империи заключается, прежде всего, в определённой идее, лежащей в её основании.



Существует множество противоречащих друг другу понятий империи, поэтому в этом вопросе читателю очень легко запутаться. В самом общем виде империю как идеальный тип можно охарактеризовать следующим образом: это государство, в котором источником верховной власти признаётся трансцендентальное божественное начало, её носителем – единоличный правитель (император), идеология которого носит универсальный (всемирный) характер, а внутренняя территориальная организация государственной власти отличается выраженной социально-правовой иерархичностью.

Как отмечает профессор И. А. Исаев:

«Империя в любом ее состоянии всегда подразумевает величие и мечтает о нем. Этот знак должен демонстрироваться как «имперский стиль», предпочитающий монументальность и долгожительство, а еще лучше — вечность существования империи. Имперские законы принимаются на века, покровителями империи являются внеземные, а значит, вечные силы» [3].

Сущность империи заключается в непрерывной борьбе за пространство, стремлении государства стать великой державой в смысле власти над большими территориями, а в перспективе — мировой державой. При этом следует отметить, что в XVI-XVII веках идея всеобщей империи сменилась идеей империи национальной, в рамках которой нация становилась центром империи для завоеванных колоний.

Что касается непосредственно британской имперской идеологии, то довольно важное место в ее оформлении принадлежит географу, математику и астроному Джону Ди, которому принадлежит появление самого термина «Британская империя» и разработка концепции прав Англии на колониальные завоевания и доминирование в мире. Но стоит отметить, что, несмотря на безапелляционность утверждений об избранности Британии как центра «будущей Империи», в трудах Ди нет идей национального превосходства англичан.

Теперь же вернемся непосредственно к Эдмунду Бёрку и его представлению об Империи.

Эдмунд Бёрк и его имперская теория



Мыслитель и публицист, политический деятель второй половины XVIII века, Эдмунд Бёрк (1729–1797) был, наверное, одной из самых неординарных исторических фигур своего времени. Выходец с кельтских окраин Великобритании, сын небогатого ирландского адвоката, этот человек в течение тридцати с лишним лет был одним из руководителей парламентской оппозиции к английскому королю Георгу III. Кроме того, Бёрк традиционно считается одним из классиков политической мысли XVIII столетия, родоначальником ряда философских и политических концепций, имеющих большое значение с точки зрения формирования идеологии консерватизма.

Когда Эдмунд Берк начинал свою парламентскую карьеру, британская политика претерпевала ряд существенных изменений с точки зрения партийной принадлежности и имперской политики. В этот период Семилетняя война привела к формированию нового ополчения, которое стало источником национальной гордости, объединив страну против Франции и устранив влияние якобитских идей. Традиционное противостояние между тори и вигами утратило свою былую значимость. Конкурирующие идеологии и интересы на внешнеполитической арене претерпевали существенные изменения, в результате чего конфликт Великобритании с Францией распространился на Северную Америку, Карибский бассейн и Индию. Баланс сил в Европе был нарушен в результате разделения сфер влияния, и к 1763 году территориальная экспансия Великобритании достигла своего апогея [1].

Когда Берк был назначен личным секретарем маркиза Рокингема, государственный долг достиг небывало высокого уровня, при этом потребности в обороне империи только нарастали, посему политическая ситуация требовала неотложного внимания со стороны всех слоев политического истеблишмента. Вступив в парламент в качестве депутата от Уэндовера после принятия Закона о гербовом сборе 1765 года, разработанного Д. Гренвилем, Берк приступил к разработке доктрины имперского суверенитета, которая была бы адекватной реалиям обширной империи [1].

В то время у Бёрка были все возможности разработать теорию имперского правления, которая была бы одновременно идеологически привлекательной и политически осуществимой. Стоит отметить, что Британия официально была объявлена империей лишь в XIX веке, но, по мнению многих историков, из-за огромных владений и военной мощи Британия вполне соответствовала этому статусу ранее. Бёрк неоднократно упоминает этот термин, имея в виду Великобританию и ее колонии.

Нельзя не согласиться с Эдмундом Бёрком, который писал о том, что смысловое и институциональное содержание политики исторически сформировалось в условиях имперско-монархического строя.

Нет никаких сомнений в том, что в представлении Бёрка империя – это политическая единица. Принято выделять ряд признаков империи, которые сам английский мыслитель определяет как: это обширность территорий, иерархия управления, которое представляет центр и периферию, а также имеющая одной из своих ключевых функций – завоевание. Таким образом, империя – явление сугубо политическое, причём в самом глобальном плане. Характеристики, которые Э. Бёрк приписывает империи, касаются политики в самом широком смысле – это международная политика и система управления государством [4].

Суммируя взгляды Бёрка на имперское ядро и англоговорящие заморские территории, можно сформулировать следующее представление Бёрка об империи как концепции. Несомненно, ядром и идеологическим центром для Бёрка является Англия в самом узком смысле этого слова, поскольку Уэльс в работах не упоминается вовсе, а Шотландия появляется лишь в виде врага без каких-либо экскурсов в её историю. Её история представлена единым потоком регулярно сменяющихся поколений, связанных единой неразрывной традицией, которая представляет живительный источник универсального права. Именно его Бёрк предлагает применять во всей империи [4].

Заморские территории, по мнению Бёрка, находятся в чрезвычайно выгодном положении, поскольку, не имея за своей спиной столь же славного прошлого и даже, наоборот, имея весьма ограниченный ресурс в виде собственных не столь полноценных устоев, порождённых их «дефектной» историей, могут приобщиться к данной традиции. Бёрк прямо говорит, что заморские территории не должны быть как-то ущемлены в правах, наоборот, Бёрк выступает против какой-либо дискриминации в отношении англоговорящих территорий, призывая избавится от всякого угнетения и сосуществовать внутри империи на равных правах [4].

Имперская «теория» Бёрка допускала известную автономию местных собраний:

«Имперские права Великобритании и привилегии, которыми должны наслаждаться колонисты, должны быть самыми согласованными вещами в мире. Парламент Великобритании стоит во главе обширной империи на двух основаниях: во-первых, как местная законодательная власть острова, решая вопросы на родине немедленно и никоим образом, кроме исполнительной власти. Другая ее служба, более благородная, носит черты имперской; в ней с небесного трона она управляет всеми подчиненными законодательствами, направляет и контролирует их, не отменяя ни одно из них… Так как эти провинциальные законодательства одинаковы по отношению друг к другу, они все должны подчиняться ей; иначе они не могут ни сохранить взаимный мир, ни надеяться на взаимную справедливость, ни позволить себе эффективную взаимопомощь. Она (империя) никогда не вмешается в дела других, пока они в равной степени соответствуют общим целям их учреждения. Чтобы заставить Парламент отвечать этим целям предусмотрительного и выгодного управления, ее полномочия должны быть безграничными…» [5].

Империя и свобода


Бёрк старался изобразить империю как разнообразную совокупность территорий, которые при этом являлись единым организмом. В этом контексте управление должно было иметь характер благотворительного акта, а не строгого приказа. Только в этих рамках можно было «управлять обширной империей на основе свободы». Между обширными территориями, входившими в Британскую империю, не существовало ни равенства конфедерации, ни рабства абсолютной монархии, что должно было привести к форме повиновения, которая характеризовалась бы либеральностью [1].

«В моем понимании, империя представляет собой объединение нескольких государств под властью одного суверена, будь то монарх или президент республики. В таких конституциях часто случается, что подчинённые части пользуются множеством местных привилегий и иммунитетов. Грань между этими привилегиями и высшей всеобъемлющей властью часто чрезвычайно тонка. Естественно, могут возникать споры, иногда ожесточенные и даже враждебные. Хотя каждая привилегия представляет собой освобождение от вышестоящей власти, это не является ее отрицанием. Притязание на привилегию, по-видимому, скорее ex vi termini подразумевает высшую власть» [6],
– писал Бёрк.

Нельзя отрицать, что понятие империума в XVII и XVIII веках можно было трактовать как «суверенитет» или «империю». Однако Э. Бёрк подчеркивал, что «империю» – Британскую – следует понимать не просто как единообразное осуществление суверенной власти, а скорее как сложную сеть подчиненных структур [1].

Как и многие философы эпохи Просвещения, Бёрк видел свободу в равенстве ограничений. Правительство должно разумно облагать подданных налогами, не обременяя их слишком тяжелой ношей. В противном случае сам «родитель» заставит «бунтовать» детей против него. Здесь уместно сказать, что просветительский термин «естественные права», тесно связанный со «свободой», был специфически рационализирован Бёрком. Право на свободу, в его представлении, должно быть исторически обосновано [5].

Свобода, в понимании Бёрка, имеет конкретно-исторические проявления: свобода от налогообложения, свобода выбора должностных лиц и т. д. Она покоится на принципе давности: нация склонна пользоваться тем видом свободы, за который она боролась в прежние времена. Тогда это и есть «естественная» свобода (историческое право нации), а не результат «метафизических» размышлений. По мнению Бёрка, американцы боролись за свободу от торгового рабства, за право иметь своих представителей в Парламенте, значит, они заслужили ту степень свободы, на которую претендовали [5].

Империя и религия


Несмотря на призыв частей империи к подчинению, Бёрк был способен пожертвовать некоторыми государственными интересами во имя справедливой религиозной политики. Религия была для него особой областью размышлений. Это и общий «дух» народа, и могучая сила, и особый вид нравственности, и форма поддержки государства. Последняя характеристика, пожалуй, самая важная, поскольку, защищая католиков, Бёрк, прежде всего, удовлетворял государственные интересы всей империи [5].

Религия, считает Бёрк, может идти рука об руку с властью. Раз государственным действиям нужна санкция свыше, то гонения на инаковерующих означают вызов Божественному Провидению [5]. Конфессиональная нетерпимость правительственных кругов пугала Бёрка не только потому, что он сам был глубоко религиозным человеком и политиком, но и потому, что она повлекла за собой череду конфликтов, разгоревшихся в разных уголках британских владений.

Бёрк видел этическим христианским долгом просвещение варварских народов в виде приобщения их к христианской религии и европейским ценностям. Будучи этическим долгом, его невыполнение, очевидно, является аморальным поступком. Говоря о колониальных державах, Бёрк всегда говорит о «имперскости», то есть для него в данном случае колониальность является одной из характеристик Империи [4].

Из этого можно сделать вывод, что империя в каком-то смысле становится инструментом выполнения этического долга, инструментом, без которого этот долг выполнить было бы невозможно, а значит, отказ от империи был бы аморальным поступком [4].

Использованная литература
[1]. Richard Bourke. Liberty, Authority, and Trust in Burke's Idea of Empire. Journal of the History of Ideas, Vol. 61, No. 3 (Jul., 2000), pp. 453-471.
[2]. Бычков А.А. Обоснование и кризис имперской идеи в XIV веке: Данте Алигьери, Уильям Оккам и Марсилий Падуанский: Автореф. дисс. ... канд. полит. наук. — М., 2008.
[3]. Исаев И. А. Государство-фантом, или воображаемая империя («северные» мотивы) // Lex Russica. 2017. № 4 (125). С. 9 – 51.
[4]. Гаврилин Б. А. Понятие «империя» в интеллектуальном наследии Эдмунда Бёрка: магистерская диссертация / Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина, Уральский гуманитарный институт, Кафедра новой и новейшей истории. — Екатеринбург, 2022.
[5]. Белов М. В., Витальева А. И. Эдмунд Бёрк – ранний идеолог британской империи // Диалог со временем. 2011. Вып. 34. С. 74-99.
[6]. Edmund Burke, «Speech on Conciliation with the Colonies» (1775), in The Works of the Right Honourable Edmund Burke (16 vols.; London, 1826-27), III, 69-70.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    8 апреля 2025 05:34
    отрицательное отношение к слову Империя и империалисты многим из нас прививку сделали советские коммунисты , надеясь что антиимперский иммунитет будут стабильный и вечный . Пусть там англичане имеют своих философов по отношению своей в вообще Западным Империям , а мне бы хотелось услышать начальника нашего транспортного цеха об изысканиях и резервах восстановления Российской Империи . Ведь не шутка , от Царя Ивана Грозного до Президента Ельцина Российская Империя в разных имперских видах - Царская Империя , Романовская Империя , Красная Империя простояла 450 лет , пройдя через величайшие испытания победительницей , и что бы потом рухнула на ровном месте без единого выстрела из вне , это показывает , что про имперский путь России нам мало рассказывает , как мало рассказывает и об предателях погубивших "на ровном"месте Империю
  2. +4
    8 апреля 2025 06:53
    Здесь следует определиться, какую именно империю имел в виду Эдмунд Бёрк, империю колониальную или классическую. Если колониальную, то все его выкладки не стоят и выедённого яйца, ибо империя колониальная, в отличие от классической, это империя построенная на ограблении территорий и народов. А до классической империи Британии, как черепахе до Луны wink
    1. 0
      8 апреля 2025 08:50
      Михель,британскую империю создали ростовщики и корсары.
    2. 0
      8 апреля 2025 09:58
      в отличие от классической, это империя построенная на ограблении территорий и народов.


      Любая империя это ограбление народа либо своего, либо чужого, либо всех разом, в РИ “грабили” титульную нацию, чем жизнь крепостного крестьянина была лучше жизни аборигена в колонии, да все тоже самое по сути рабство как его не называй.
      1. +3
        8 апреля 2025 11:19
        Цитата: Oldrover
        Любая империя это ограбление народа
        Наряду с ограблением народа, народ все же чувствовал государство и был уверен, что оно его защитит. Этакая крыша для малых народов, чего не было в империях колониальных
        1. -2
          8 апреля 2025 11:37
          Звучит как крепостное право: "это крыша над головой# уверенность в завтрашнем дне и защита барина".
          И колониальные империи защишали свои колонии по мере возможности. Суть то одна и тоже была привилегировонная прослойка высшего общества существовала за счёт ограбления подданных империи.
  3. 0
    8 апреля 2025 07:08
    Южная - азиатская история успеха империализма и колониализма.

    Британские, французские, португальские, голландские, испанские и американские проекты колонизации в Азии всегда были успешными. В частности, Южная Азия получила гигантскую прибыль для Ост -Индийских компаний (британские, французские и голландские компании Ост -Инд).

    Португальский исследователь Васко да Гама посеял семена колонизации в Южной Азии. Он прибыл в Индию в 1498 году. Португальцы управляли индийским штатом Гоа с 1510 по 1961 год (451 год). Ост -Индская компания (EIC) была сформирована в 1600 году. EIC управляла Индией с 1600 по 1947 год (447 лет). Все колониальные державы получали гигантскую прибыль от их колоний.

    Как западные державы успешно колонизировались на юге - Азии? Процесс колонизации в Южной Азии был не таким сложным и сложным. 1% элиты всегда контролировали мощность на юге - Азию на протяжении веков. Они никогда не допускали диверсификацию в своих королевствах. Западные державы успешно использовали умную тактику - обнять, расширять и потушить.

    Кастовая система, неприкасаемость, вражда между родственниками кровью внутри королевских семей, отсутствие единства среди людей, суеверия, жестокие и коррумпированные правители, неквалифицированная армия, невежество порошок оружия, хрупкая экономика, неграмотность, странные и странные налоговые системы, инфекционные заболевания, слабые физическое и психическое состояние, голод и т. Д., Сыграли очень важную роль в возмещении знаменитых королевств на юге.

    Шокирующе в 2025 году большинство этих поведенческих признаков и событий все еще присутствуют в Южной Азии. Политически, в финансовом и военном отношении, Южная - Азия слабее, чем когда -либо. Законодательные, исполнительные, судебные и средства массовой информации в большинстве стран коррумпированы и гниют до сути. На протяжении всей истории эти условия сделали страну/регион плодородной почвой для западной колонизации. Там может быть возможность западной реколонизации в Южной Азии.
  4. 0
    8 апреля 2025 08:29
    Эдмунд Бёрк (1729–1797) был, наверное, одной из самых неординарных исторических фигур своего времени.

    Эдмунд Бёрк- идеолог консерватизма,один из лидеров вигов. Бёрк,критиковал британское отношение к американским колониям, в том числе её налоговую политику в отношении колоний. Бёрк даже поддержал права американских колонистов на сопротивление центральной власти, но выступал против попытки добиться независимости.Автор критических памфлетов против Великой французской революции.Бёрка хвалили как консерваторы, так и либералы.Кроме того,Бёрк,был убежден в том, что свобода может быть только в рамках закона и порядка и что реформы должны осуществляться эволюционным, а не революционным путём.,иными словами,свобода определяется длинной поводка.С начала короткий, затем длиннее и длиннее, а потом можно пустить и по двору гулять... на поводке. smile Крч, Бёрк,наше всё,как и И.А.Ильин. smile
    1. +1
      8 апреля 2025 20:12
      Бёрк,был убежден в том, что свобода может быть только в рамках закона и порядка
      Сразу вспомнился Ярослав Гашек - "Партия умеренного прогресса в рамках закона".
  5. +1
    8 апреля 2025 09:11
    Очень интересная статья. Понятие империи многогранно и видоизменяется в различных исторических условиях. Социал-демократы, марксисты разного толка в 19-20 веках придали ему однозначную отрицательную коннотацию для того, чтобы самим прийти к власти. Вспомним пресловутый "Империализм как высшая стадия развития капитализма" нашего незабвенного классика, который связал понятие империи с капитализмом и превратил его в понятие высшего социального зла, которое должно быть уничтожено в результате социальной революции. Однако, социальная революция в Российской империи длилась несколько десятилетий, но привела лишь к ее трансформации и смене элит . Капитализма не стало, а его высшая стадия осталась в виде Советской империи, построенной на иных принципах управления.
    РИ не была колониальной империей в классическом западноевропейском виде. У нее не было колоний. Поэтому ее нельзя ставить в один ряд с Англией, Францией и прочими империями.
    Можно ли ее восстановить?
    Нет, конечно, как нельзя дважды войти в одну и ту же воду. Нельзя реанимировать и Советскую империю. Тогда какую же империю мы имеем сейчас?
    1. +2
      8 апреля 2025 11:23
      Цитата: Силуэт
      Тогда какую же империю мы имеем сейчас?
      Это осколок Империи, наподобие позднеантичного Рима, поздней Византии или Османской империи образца конца XIX века
      1. -2
        8 апреля 2025 11:28
        Цитата: Голландец Михель
        Это осколок Империи,

        Какой именно?....Российской или Советской?
        1. +2
          8 апреля 2025 12:30
          Попробуйте привести различия между этими двумя империями не затрагивая социальный строй и территорию.
          1. +3
            8 апреля 2025 14:28
            Цитата: Толстый
            Попробуйте привести различия между этими двумя империями не затрагивая социальный строй и территорию
            Если это вы мне (не работает колокольчик), то разницы особой я не вижу
          2. -1
            8 апреля 2025 14:41
            Попробуйте привести различия между мужчиной и женщиной не затрагивая половые органы и внешность.
            Попробуйте привести различия между этими двумя империями не затрагивая социальный строй и территорию.
            1. +3
              8 апреля 2025 15:18
              Легко. В ДНК женщин отсутствует У хромосома.
              1. 0
                8 апреля 2025 16:11
                И это все?... всего лишь одно? Из видимых различий что-то можете назвать?
                1. +1
                  8 апреля 2025 18:08
                  Нет. Из видимых отличий ничего существенного. Так же не вижу явного различия между СССР и РИ, кроме территории и социального строя..
                  1. 0
                    8 апреля 2025 19:20
                    Эти "кроме" и являются определяющими. Можно сюда добавить различия в отношении религии, культуры, государственного устройства.
        2. +1
          8 апреля 2025 14:26
          Цитата: Силуэт
          Какой именно?....Российской или Советской?
          Советская империя была правопреемницей империи Российской. Современная же РФ, является правопреемницей СССР. Поменялась только разве что идеология
          1. -2
            8 апреля 2025 14:51
            Вы какую Советскую империю имеете в виду? Советская Россия не считала себя правопреемницей РИ и отказалась от всех долгов и обязательств, конфисковала всю собственность и недвижимость в том числе и зарубежных собственников. То есть ограбила всех, кто что-то имел.
            А вы говорите "только идеология".....
            1. 0
              8 апреля 2025 17:44
              А вам конечно очень жалко "всех, кто что-то имел"..... А остальные десятки миллионов нищебродов пусть идут лесом. laughing

              Всё российские типы государства достигли величия за счёт ограбления своего народа, а британская ограбила других и добивалась богатства своего народа.
  6. 0
    8 апреля 2025 15:31
    Из этого можно сделать вывод, что империя в каком-то смысле становится инструментом выполнения этического долга, инструментом, без которого этот долг выполнить было бы невозможно, а значит, отказ от империи был бы аморальным поступком

    Да , очевидно это как раз про беременного белого человека .