Трагедия уникального «Урала»

По ряду причин, количество построенных в Советском Союзе боевых кораблей с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ) оставляло желать лучшего. Более того, построенные корабли, начиная со второй половины восьмидесятых годов, стали жертвами политических, экономических и т.п. изменений в жизни страны. В результате сейчас в боевом составе ВМФ России имеется лишь один крейсер с ядерной энергоустановкой, а три другие находятся в отстое и ждут своей участи. Несколько лет назад решилась судьба еще одного отечественного корабля с ЯЭУ. В соответствии с решением командования военно-морского флота и министерства обороны, началась утилизация большого атомного разведывательного корабля ССВ-33 «Урал». Судьба этого уникального корабля сложилась самым неприятным образом. Он успел прослужить считанные месяцы и всего один раз выйти в поход.

Трагедия уникального «Урала»


Как известно, залогом успешного перехвата вражеской баллистической ракеты является своевременное обнаружение пуска и передача информации соответствующему подразделению. Для этого ведущие страны мира строили и продолжают строить радиолокационные станции предупреждения о ракетном нападении и запускают специализированные космические аппараты. Ввиду своего географического и военно-политического положения Советский Союз не имел возможности размещать РЛС предупреждения за пределами своей территории. В результате немалая часть планеты оставалась, что называется, белым пятном. Решением этой проблемы должны были стать новые корабли, оснащенные соответствующим радиолокационным оборудованием. Благодаря своей мобильности они могли бы находиться в нужном районе мирового океана, а радиолокационная станция, системы радиоразведки и вычислительный комплекс позволили бы таким кораблям выполнять обнаружение и сопровождение целей, прежде всего баллистических ракет.


В 1977 году все идеи по поводу большого разведывательного корабля для патрулирования на удалении от баз и слежения за пусками ракет вероятного противника были закреплены соответствующим Постановлением Совмина СССР, которым требовалось создать такой корабль. Также в документе говорилось о разработке комплекса средств разведки «Коралл». Проектированием самого корабля, согласно Постановлению, должно было заняться ленинградское ЦКБ «Айсберг», а к созданию «Коралла» привлекли около двух сотен разных организаций по главе с ЦНПО «Вымпел». Проект получил цифровой индекс «1941» и шифр «Титан».

Трагедия уникального «Урала»


Согласно некоторым источникам, при создании проекта 1941 активно использовались наработки, полученные при создании гражданских судов. К примеру, нередко утверждается, что основой для корпуса «Титана» стала конструкция некоего рудовоза. Подтверждений этой информации нет, но стоит учесть, что при проектировании и строительстве других судов с развитым радиоэлектронным оборудованием – кораблей измерительного комплекса, использовавшихся в космической программе – применялся именно такой подход. Вне зависимости от своего «происхождения», корабли проекта 1941 обещали стать, как минимум, одними из самых крупных отечественных судов. Уже на ранних стадиях проектирования сформировались габариты «Титана»: длина корпуса в 265 метров, ширина 30 и общая высота около 70. Расчетное водоизмещение корабля было на уровне 34-35 тысяч тонн. Таким образом, перспективные разведывательные корабли получались крупнее и тяжелее, чем новейшие тяжелые атомные ракетные крейсера проекта 1144 «Орлан».

Трагедия уникального «Урала»


При таких габаритах требовалась соответствующая силовая установка. По результатам недолгих размышлений и обсуждений чиновники от судостроения, командиры флота и конструкторы выбрали ядерную энергетическую установку. Из соображений экономии решили использовать ЯЭУ, ранее использованную на «Орланах», но при этом применить ряд наработок, полученных при проектировании ядерных энергоустановок для ледоколов. В ее основе были два двухконтурных водо-водяных реактора КН-3 (по другим данным, КЛ-40) тепловой мощностью по 170 МВт. Пар из второго контура реакторов подавался на турбозубчатые агрегаты ГТЗА-688, которые давали мощность по 23 тыс. л.с. каждый. Кроме того, выработанное реакторами тепло шло на обеспечение электроэнергией целевого оборудования. В качестве дополнительной силовой установки проект 1941 получил два котла ВДРК-500. Последние располагались в носовом и кормовом трюмах. Как оказалось, при достаточно больших габаритах самого корабля вписать все элементы силовой установки было весьма непросто.

Применение ядерной энергоустановки давало новому кораблю неплохие характеристики. Несмотря на значительное водоизмещение и размеры, он мог бы перемещаться со скоростью до 20-22 узлов, а дальность плавания была ограничена исключительно запасами продовольствия. При этом, согласно расчетам, экипаж из 923 человек (из них 233 офицера и 144 мичмана) мог бы находиться вдали от базы в течение 180 суток.

Над корпусом корабля предусмотрели крупную трехъярусную надстройку с жилыми помещениями, постами управления и целевой аппаратурой. На крыше надстройки поместили четыре мачты с местами для установки различных антенн, а также антенну главной РЛС под сферическим кожухом. Специально разработанный комплекс радиоразведки и радиолокации «Коралл» был сопряжен с несколькими радиоэлектронными системами, как то РЛС МР-750 «Фрегат-МА», МР-123 «Вымпел», МР-212/201 «Вычегда-У», «Неман-П» и «Атолл». Кроме того, для слежения за запусками имелся оптико-электронный комплекс «Лебедь». По некоторым данным, он оснащался оптической системой с диаметром зеркала около полутора метров. При таких параметрах «Лебедь» мог бы засекать пуск межконтинентальной ракеты с расстояния в несколько сотен километров. Для обнаружения подводных объектов корабли проекта 1941 должны были оснащаться гидроакустическими станциями МГК-335М «Аргунь» и МГ-747 «Амулет». Обработкой информации, в соответствии с проектом, должен был заниматься специальный вычислительный комплекс с двумя ЭВМ типа «Эльбрус» и несколькими ЕС-1046. Вероятно, на кораблях предусматривались и другие системы, но точный состав специального оборудования проекта «Титан» не известен до сих пор.

Трагедия уникального «Урала»
Антенна главной РЛС без кожуха. Фото середины двухтысячных годов.


Поскольку большой атомный разведывательный корабль проекта 1941 был интересной целью для противокорабельного оружия противника, его решили оснастить комплексом оборонительного вооружения. На носу и корме проектом предлагалось ставить по одной артиллерийской установке АК-176М с автоматическим орудием калибра 76 мм. Для борьбы с высокоскоростными целями наподобие ракет корабли «Титан» должны были нести четыре автоматических пушки АК-630 калибра 30 мм. Список ствольного вооружения разведывательных кораблей завершали четыре установки «Утес-М» со спаренными крупнокалиберными пулеметами НСВ-12,7. Также на корабле предлагалось перевозить и использовать переносные зенитные ракетные комплексы и легкое противодиверсионное вооружение. В кормовой части корабля предусмотрели ангар и взлетную площадку для вертолета, например, Ка-32.

В середине 1981 года на Балтийском заводе в Ленинграде состоялась закладка первого корабля проекта 1941, получившего имя «Урал». Помимо имени новый корабль получил бортовой номер ССВ-33. Примечательно, что литеры «ССВ» в номере говорили о принадлежности корабля к судам связи. Тем не менее, в ВМФ СССР не было такого класса кораблей и все имевшиеся «ССВ» фактически являлись разведчиками. Чуть позже началась подготовка к строительству второго корабля проекта «Титан», но он так и не был построен. Согласно материалам журнала «Популярная механика», полученным от сотрудников ЦКБ «Айсберг», второй корабль был заложен. Тем не менее, из-за целого ряда проблем постройка второго корабля с заводским номером «811» закончилась на стадии сборки одной из секций корпуса. Вскоре работы остановили, а собранный агрегат порезали на металл. Строительство самого «Урала» заняло примерно два года, после чего начались ходовые испытания. Комбинированная силовая установка с атомными реакторами и котлами вызывала много нареканий. Кроме того, поступали предложения использовать элементы энергоустановки попеременно: выходить с базы и возвращаться на нее корабль должен был при помощи котлов, а на определенном удалении от берега переходить на ЯЭУ. Проверки этой идеи также заняли некоторое время.

Стоит отметить, во время испытаний корабля «Урал» было выявлено множество недоработок и неполадок. Некоторые проблемы возникли с системами ядерной энергоустановки, но больше всего досаждали постоянные поломки вычислительного комплекса. На борту нового разведывательного корабля было слишком много новейшей радиоэлектронной аппаратуры, чтобы все работало без сбоев. Исправление недочетов конструкции и выявление проблем заняло массу времени. В результате новый корабль ССВ-33 «Урал» вошел в состав военно-морского флота только в самом конце декабря 1988 года.

Трагедия уникального «Урала»


Сразу же после принятия в строй ССВ-33 совершил свой первый поход: из Ленинграда на базу недалеко от города Фокино. На переход ушло чуть менее двух месяцев. По пути на тихоокеанскую базу «Урал» на несколько дней зашел в порт Камрань, где тогда располагалась советская военно-морская база. Рассказывают, что во время стоянки во вьетнамском порту от бдительности караульных пострадала черепаха: ее приняли за диверсанта и обстреляли из противодесантного комплекса «Дождь». Вероятно, именно в ходе плавания через три океана (Атлантический, Индийский и Тихий) к официальной расшифровке индекса «ССВ» добавилась неофициальная: «Специальный спальный вагон», а также корабль обзавелся прозвищем «каютоносец». Несмотря на большую численность экипажа, габариты корабля позволили обеспечить морякам неплохие бытовые условия. Помимо удобных кают и кубриков на «Урале» были полноценный медблок, курительный салон, спортзал, две сауны с душами, бассейн и даже кинозал. Таким образом, на корабле было все для того, чтобы дать экипажу не только комфортные условия проживания, но и обеспечить его «культурной программой».

В то же время, большие габариты «Урала» сыграли с ним злую шутку. Как и несколько крупных крейсеров Тихоокеанского флота, он большую часть времени стоял не у причала, а на бочках. Тем не менее, и в таких условиях он смог стать флагманом 38-й бригады разведывательных кораблей Тихоокеанского флота. Примечательно, что ССВ-33 мог выполнять некоторые разведывательные задачи, находясь в порту или на бочках. Потенциал разведывательных систем позволял «видеть» все необходимые вещи и события в радиусе нескольких сотен километров. Имеются сведения, что, находясь в бухте Стрелок, «Урал» перехватывал переговоры американских и японских кораблей, находившихся в северной части Тихого океана. Тем не менее, основной задачей корабля оставались дальние походы и слежение за пусками ракет.

Во второй половине восьмидесятых годов в Советском Союзе начались преобразования, приведшие в итоге к распаду страны. Они сказались на состоянии военно-морского флота в целом и «Урала» в частности. Флот уже не мог позволить себе полноценное содержание и эксплуатацию сложного разведывательного корабля. Предлагалось разделить расходы между ВМФ и ПВО/ПРО. Однако все эти предложения так и остались на уровне разговоров. Вероятно, именно недостаток финансирования в итоге стал причиной первых бед корабля. Еще одной предпосылкой к дальнейшей печальной судьбе «Урала» иногда называется решение освободить от воинской службы бывших студентов, из-за чего экипаж корабля потерял массу молодых и грамотных специалистов.

Трагедия уникального «Урала»
У пирса в бухте Абрек


В середине 1990 года на корабле ССВ-33 «Урал» произошел пожар. Предположительно в результате короткого замыкания загорелись кабельные трассы. Огонь перекинулся на агрегаты кормового машинного отделения. Пожар удалось потушить, но кормовая машина пришла в негодность. На ее ремонт уже не было денег. После этого инцидента ни о каких дальних походах речи уже не шло. Чуть больше чем через год случилась еще одна беда: сгорело носовое машинное отделение, на которое после предыдущего пожара легла вся нагрузка по обеспечению корабля электроэнергией. Теперь «Урал» потерял возможность выполнять какие-либо задачи. Реакторы стояли заглушенными, а питание жизненно важных систем шло от аварийных дизель-генераторов.

Помимо пожаров на борту «Урал» подвергался другим опасностям. Так, в 1990 году произошел печально известный пожар главного боезапаса Тихоокеанского флота. ССВ-33 в это время находился буквально в паре километров от складов, но экипажи корабля и подоспевшего на помощь буксира смогли отвести его на безопасное расстояние. Осенью 1991 года пострадавший от пожара «Урал» во время шторма сорвался с бочки и его стало дрейфовать. Вернуть обездвиженный корабль на место удалось только через несколько часов.

На протяжении всех девяностых годов большой атомный разведывательный корабль ССВ-33 «Урал» стоял на бочках, а затем у пирса в заливе Стрелок и ждал своей участи. Из-за финансовых проблем и отсутствия всяких перспектив экипаж корабля постоянно сокращался. Со временем ССВ-33 сделали плавучей казармой. Такие «обязанности» уникальный разведывательный корабль выполнял в течение нескольких лет. Судьба «Урала» решилась в начале двухтысячных годов. По результатам обследования конструкции и аппаратуры, а также анализа перспектив командование ВМФ приняло решение не восстанавливать корабль. Ремонт обошелся бы слишком дорого, да и аппаратура конца восьмидесятых уже не имела высоких перспектив. Поэтому ориентировочно в 2001 году корабль ССВ-33 поставили на прикол к пирсу в бухте Абрек (залив Стрелок). По иронии судьбы, рядом с «Уралом» стоял тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» (бывший «Фрунзе»), принадлежащий к проекту 1144 «Орлан». Наработки именно по этому проекту активно использовались при создании разведывательного корабля.

Трагедия уникального «Урала»

Трагедия уникального «Урала»

Трагедия уникального «Урала»


В 2008 году состоялся тендер, после которого соседей по пирсу «разлучили». Крейсер остался на месте, где и стоит до сих пор, а «Урал» отбуксировали в город Большой Камень, на завод «Звезда». По имеющимся данным, утилизация корабля не началась до сих пор либо идет крайне низкими темпами. Летом прошлого года руководители «Росатома» рассказали о возможном использовании агрегатов корабля ССВ-33 для ремонта других судов с ядерными энергоустановками. На тот момент сам «Урал» ждал начала демонтажа и резки.

Напоследок стоит сказать, что через пару лет после решения об окончательном списании «Урала» – в декабре 2004 года – на заводе «Северная верфь» (г. Санкт-Петербург) был заложен первый большой разведывательный корабль проекта 18280 «Юрий Иванов». Скоро ожидается закладка второго корабля такого типа. Об этом проекте известно крайне мало, но есть надежда на то, что новые корабли, несмотря на свои меньшие размеры по сравнению с проектом 1941, смогут хотя бы частично заменить списанный «Урал».

Трагедия уникального «Урала»
"Урал" на заводе "Звезда"Э, координаты: 43° 7'6.61"СШ 132°20'6.43"ВД


По материалам сайтов:
http://russian-ships.info/
http://anders.narod.ru/
http://warships.ru/
http://popmech.ru/
http://globalsecurity.org/
http://old.vladnews.ru/
http://ria.ru/

За помощь и важные замечания к статье автор выражает благодарность председателю Союза ветеранов кораблей измерительного комплекса им. адмирала Ю.И.Максюты А.М. Курочкину
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 51
  1. sergant89 2 апреля 2013 07:55
    Сердюкова допросят по делу о незаконных поставках оружия
    BFM.RU29 минут назад, 07:20
    Политика
    Сердюкова допросят по делу о незаконных поставках оружияФото: РИА Новости

    Следствие собирается допросить бывшего министра обороны РФ Анатолия Сердюкова по еще одному уголовному делу — о незаконном перемещении через российскую границу вооружений, произведенных в Казахстане, сообщает газета «Коммерсантъ». Экс-глава военного ведомства будет проходить свидетелем по этому делу.

    1 апреля, стало известно о задержании генерального директора петербургского ЗАО «НПО „Барс“ Владимира Фицнера. После предъявления ему обвинения в незаконном перемещении через таможенную границу РФ вооружения и военной техники, предпринимателя отпустили под подписку о невыезде. Фицнер, как считают следователи, причастен к незаконному перемещению через казахско-российскую границу комплектующих для самонаводящихся ракет. Следствие полагает, что предприниматель попал в группу благодаря протекции советника министра обороны адмирала Геннадия Сучкова, который ее возглавлял, а распоряжение о создании рабочей группы подписал Сердюков.

    «НПО „Барс“ таким образом смогло заключить контракты на закупку комплектующих для ракет и поставку их дочерней структуре ОАО „Оборонсервис“ — ОАО „Ремвооружение“. По данным источников издания, близких к следствию, адмиралу Сучкову предложили покинуть свой пост по собственному желанию, однако он отказался.
    Читать на сайте BFM.RU
  2. профессор 2 апреля 2013 08:00
    При этом, согласно расчетам, экипаж из 923 человек (из них 233 офицера и 144 мичмана) мог бы находиться вдали от базы в течение 180 суток.

    Пароход был нужным, однако ЯЭУ была лишней. Скорость такому пароходу все равно была ни к чему- он должен был болтаться в заданном районе океана отслеживая космическую обстановку, а экипажу почти в 1000 человек все равно надо было привозить снабжение.

    ИМХО отличная высоко габаритная слабо защищенная цель.
    1. avt 2 апреля 2013 09:28
      Цитата: профессор
      отличная высоко габаритная слабо защищенная цель

      request Так на нем же не в штыковую атаку ходить . А в остальном верно ,с размерами явно перебор .Для подобных целей гораздо полезнее иметь штучки четыре ,гораздо эффективнее будет с учетом современного оборудования и содержать дешевле .
      avt
    2. АлНиколаич 2 апреля 2013 18:42
      Цитата: профессор
      ЯЭУ была лишней. Скорость такому пароходу все равно была ни к чему

      Приветствую Профессора. Имею стойкое подозрение, что ЯЭУ рассматривалась не столько для скоростных качеств, сколько для обеспечения энергией аппаратуры. При элементной базе используемой тогда радиоэлектроники, было велико энергопотребление..
      1. профессор 2 апреля 2013 21:33
        Тогда могу себе представить как там все грелось и излучало.
      2. keksus 31 марта 2014 19:40
        я непомню точное число электростанций толи 11 толи 12 но если УРАЛ поставить у стенки во Владивостоке то эл/энергией можно обеспечить и сам город Владивосток и весь приморский край!ведь для УРАЛА энергия нужна для оборудования а не для хода на котлах кстати на 1,5 узла скорость выше чем на ЯЗУ.ЯЗУ выдавал 32-34 атмосферы а КВГ-2 38 атмосфер(лично испытовал.дажэ до 42 атмосфер поднимали правда котельная установка начинала вибрировать поэтому выше нерешались поднять,хотя думаю в аварийном режиме до 45-47 можно было бы)
  3. Красноярец 2 апреля 2013 08:22
    Очередной ненужный титан гибнущей империи,надеюсь хотя бы восстановят "Орланы"
    Красноярец
    1. Самаритянин 2 апреля 2013 20:31
      Напоследок стоит сказать, что через пару лет после решения об окончательном списании «Урала» – в декабре 2004 года – на заводе «Северная верфь» (г. Санкт-Петербург) был заложен первый большой разведывательный корабль проекта 18280 «Юрий Иванов». Скоро ожидается закладка второго корабля такого типа. Об этом проекте известно крайне мало, но есть надежда на то, что новые корабли, несмотря на свои меньшие размеры по сравнению с проектом 1941, смогут хотя бы частично заменить списанный «Урал».

      Большой разведывательный корабль «Юрий Иванов»
      Проект 18280. Основное назначение – корабль связи. Начало строительства - 2004 год. Ожидаемый спуск на воду в 2013 год. Ориентировочно войдёт в состав Тихоокеанского флота в 2013 году. Заводской номер 787.
    2. Oберон 2 апреля 2013 20:31
      Вы погорячились, Сударь!
      Oберон
      1. Самаритянин 2 апреля 2013 20:48
        "В планах к юбилею был запланирован спуск на воду судна связи "Юрий Иванов" [головной заказ проекта 18280, строящийся на заводе с декабря 2004 года, но в очередной раз нас подвели контрагенты - Калужский моторостроительный завод сорвал нам сроки поставки главных двигателей, поэтому спуск состоится уже в 2013 году", - сказал Александр Ушаков. Ему стоит верить!!!!
        Напомним, ОАО "Коломенский завод" также является поставщиком дизель-дизельных агрегатов (ДДА-12000) для уже построенных и еще строящихся на Северной верфи корветов проекта 20380. Как ранее сообщил ЦВМП один из военнослужащих ВМФ, эта энергоустановка имеет ряд недоработок, до сих пор не устраненных изготовителем, а именно - повышенное дымообразование на переходных режимах, недостаточную надежность и экономичность. В связи с отмеченными при эксплуатации головного корвета "Стерегущий" проекта 20380 недостатками ГЭУ командование ВМФ и ЦМКБ "Алмаз" (бюро-проектант) приняли решение об установке на следующей подгруппе корветов, запланированных к постройке на Северной верфи, главных двигателей производства немецкой машиностроительной компании MAN. Головной корвет второй подсерии - проекта 20385 - "Гремящий" с 2011 года строится на Северной верфи.
  4. mark1 2 апреля 2013 08:47
    Урал был дорогим и сложным даже для СССР ( не говоря о том, что появился не вовремя). Но вот сейчас, почему бы не пойти по американскому пути - создавать комплексы ДРЛО и РТР на базе буровых платформ. Тут и определенная мобильность, и можно создавать эшелонированный заслон на угрожаемых направлениях.
  5. Shveik 2 апреля 2013 09:25
    Корвет уходит в небеса
    Здесь так волшебно и опасно
    Во сне но из другого сна
    Во сне у сумасшедшей сказки

    -р/г Агата Кристи-
    Shveik
  6. Per se. 2 апреля 2013 09:33
    Корпус корабля с атомной установкой могли бы использовать для переделки в легкий авианосец-вертолетоносец, пригодился бы нашему ВМФ, для подстраховки "Кузи". Было бы желание, всё лучше, чем сто лет новый авианосец ждать.
    1. Zmey_2Garin 2 апреля 2013 17:01
      Как специалист-судостроитель(корпусник), могу сказать однозначно - судно, простоявшее без надлежащего ухода и обслуживания столько лет, проще взорвать, утопить (и т.д. - на Ваш выбор), чем переоборудовать во что-то путное. Вы посмотрите на фото - он снаружи проржавевший, а уж что внутри творится... Там во всех труднодоступных местах (танках, коффердамах, междудонном пространстве и т.п.) от построечной толщины металла осталось процентов 30-40 в лучшем случае! И менять все эти палубы-переборки-платформы... Да проще новый корабль построить!!! Да и стыковать-варить новый лист металла со старым - ещё то удовольствие! Вот так как-то мне видится предложение переоборудовать этот корабль.
      Zmey_2Garin
      1. Per se. 2 апреля 2013 18:59
        Цитата: Zmey_2Garin
        проще взорвать, утопить (и т.д. - на Ваш выбор), чем переоборудовать во что-то путное.
        Уважаемый Zmey_2Garin, скажу сразу, я не специалист-судостроитель, но соглашусь с Вами здесь лишь в одном, - конечно, сломать, взорвать или утопить проще всего! Вы, наверное, знаете о том, что после Гражданской войны в СССР существовал такой ЭПРОН, чем он занимался и почему. Так, вот, благодаря спецам ЭПРОНа были подняты многие затонувшие корабли, и, даже, некоторые возвращены после ремонта в строй. Например, эскадренный миноносец "Калиакрия" (после ремонта "Феликс Дзержинский", возвращен в строй в конце 1925г.), британская подлодка L55 (после подъёма и ремонта, в нашем флоте, как Л-55 с 1932г.). Вы же говорите об "Урале", который не на дне лежал, а вступил в строй в конце 1988 года. Разумеется, нужно сперва обследовать корабль, но, как говорится, не суди арбуз по корке, а корпус корабля по ржавчине на фото, тем более, что сейчас ломать, это у нас быстро, а, вот, стоить подобные по тоннажу корабли, - быстро вряд ли получиться. Добросались своим флотом уже, хватит.
      2. евген 2 апреля 2013 21:52
        Имел дело с судоремонтом.Все правильно.Снаружи закрасили,замазали,сойдет.А нутрянка....Да без ухода и регулярного ремонта..Крошево.Арматура,стыки,трассы.Прав товарищ.Загубили такое изделие!А мало разве чего загубили?
      3. Александр Петрович 2 апреля 2013 22:10
        Значит, та же участь ожидает и Киров?
  7. р_у_с_с_к_и_й 2 апреля 2013 09:46
    Какие-то странные пожары, один за другим. В случайности не верится...
    1. Old_Kapitan 2 апреля 2013 10:31
      Какие-то странные пожары, один за другим. В случайности не верится...

      Ничего странного. Обратите внимание, когда началась эта аварийная чехарда - после того, как в 1989-м приняли новый "Закон о всеобщей воинской обязанности", по которому бывшие студенты освобождались от военной службы и большинство хорошо подготовленных младших флотских специалистов было уволено в запас.
      1. р_у_с_с_к_и_й 2 апреля 2013 14:27
        Связываете это с халатностью и разгильдяйством? Как по мне, так этим пожарам "помогли", а после них уже судно было очень дорого модернизировать, и ремонтировать. Таким образом, замаскировав всё под случайности лишили нас отличного корабля, ведь свой потенциал он даже не успел раскрыть.
        1. komendor 2 апреля 2013 17:54
          Насчет халатности и разгильдяйства на кораблях в то время не верю . Видел эту махину в Кронштадте когда мы стояли ,на заводе , в ремонте . Рядом с нами пришвартовали этот красавец. Даже мы выученный экипаж с раскрытыми ртами смотрели как ловко работали моряки с Урала. А какая дисциплина и порядок там были, получше чем у нас. Обратили внимание что на корабле было много гражданских. Вокруг много охраны даже на воде. Не верю в халатность. А вот если были сварочные работы по ремонту то легко не заметить уголек где нибудь под утеплителем. Сами так горели но обошлось.
          1. евген 2 апреля 2013 21:55
            Я только "Киров" и "Неделин" видел в Кронштадте.Насчет охраны "Неделениа" вообще молчу...Вроде порезали его,недавно.
  8. viruskvartirus 2 апреля 2013 10:12
    Этот проект называют крупнейшим провалом Советской промышленности...и да согласен с русским какая то странная череда роковых событий преследовала этот корабль. И автору, по моему классная тема для статьи http://www.militaryparitet.com/ttp/data/ic_ttp/5709/. МС-520 и МС-521 уникальные машины, не зря амеры настаивали на их уничтожении.
    1. keksus 31 марта 2014 19:33
      а я вам скажу так-это совсем неслучайная череда событий а всего лишь ошибка командывания в управлении Л/С (имею ввиду матросами срочной службы)ну сами судите ребята которые пригнали эту махину на край света с кронштадта и которые отслужили по 3 года им вдруг говорят ну ладно давайте еще один переход и на дембель,ну и засолили сначала цистерну с котельной водой(дистилированную воду)а потом и цистерну с турбинным маслом в носовой машине конкретное число непомню но было это осенью 1991 года и пожаров было больше чем в статье написано ну как минимум на один когда выгорел котел КВГ-2 в той-жэ носовой машине а ведь тот пожар расследовали контр-адмиралы с Москвы!сами лично приезжали и всех допрашивали
  9. Vovka Levka 2 апреля 2013 12:17
    Основная уникальность, этого "электронного чуда", состоит в количестве золота и редких металлов которые было использовано для электронной начинки. По своим техническим характеристикам, это просто хлам.
    Зато когда бомбили его, поживились ребятки на полную катушку.
    Vovka Levka
  10. Dwarfik 2 апреля 2013 12:38
    Добрый! НУ почему боролись амеры за их уничтожение понятно, для них что изготовлено с помощью глубочайшей инженерной мысли и уникально само по себе - их вымораживает! У них не было таких возможностей, а так да, корабль действительно большой и стать мишенью скажем ПЛ - не проблема!
    1. keksus 31 марта 2014 19:21
      проблема!на урале Г/акустическая рубка тоже есть(вернее была)
      и противоторпедные системы тоже кстати!
  11. gavko 2 апреля 2013 12:56
    Есть версия, что за основу корабля проекта 1941 («Титан») был взят корпус рудовоза. Вероятно, истоки этого мнения проистекают из того факта, что, как правило, суда телеметрического контроля (например, «Космонавт Юрий Гагарин») действительно строились по такому принципу.
    Также, по мнению большинства источников, «Урал» своей энергетической установкой идентичен ТАКР проекта 1144 «Орлан» (из чего часто делается ошибочный вывод о принадлежности «Урала» проекту 1144).
    Кроме ядерной силовой установки, энергию кораблю давали два котла КВГ-2, работающих на мазуте — в носовом и кормовом машинных отделениях. Резервная энергетическая установка предназначалась для использования в портах, так как реакторы полагалось глушить до входа в территориальные воды страны с целью исключения возможных неприятностей.
    Будучи боевым кораблём, «Урал» нёс вооружение — по одной 76-мм артиллерийской установке АК-176М в носу и в корме, четыре шестиствольные 30-мм артустановки АК-630 и четыре двуствольные 12,7-мм пулемётные установки «Утёс-М». Боезапаса должно было хватить минимум на 20 минут боя. На корабле были установлены и средства ППДО — 4 установки комплекса «Дождь» для стрельбы специальными глубинными бомбами против подводных диверсантов. Кроме того, корабль имел ангар, в котором размещался вертолёт Ка-27.
    В массивной трехъярусной надстройке и в просторных мачтах располагались многочисленные боевые посты-лаборатории.
    Всего экипаж корабля состоял из 890 человек, из них не менее 400 — офицеры и мичманы. Персонал разведывательного комплекса подразделялся на 6 специальных служб.
    Основой радиоэлектронного оснащения корабля являлся разведывательный комплекс «Коралл», в том числе включающий в себя две ЭВМ типа «Эльбрус» и несколько ЭВМ «ЕС-1046».


    Нагрудный знак ССВ-33 «Урал»
  12. mark1 2 апреля 2013 14:38
    "Разработка проекта КИК с атомной энергетической установкой было сделано по настоянию основного заказчика Главного Разведывательного Управления Генерального штаба ВС СССР, мечтавшего иметь разведывательный кораблю чуть ли не с круглогодичной автономностью. Проектирование этого корабля получившего номер пр.1941 было выполнено в ЦКБ "Айсберг". Комплекс траекторных и телеметрических измерений, установленный на нем практически мало отличался от пр. 1914, правда некоторые его элементы были более совершенными. Авиационное вооружение состояло из одного вертолта К-27. Так же как и у пр 1914 на корабле размещались средства РР, РТР и ГАР. В отличие от пр 1914 на этом корабле сразу разместили штатное обронительное вооружение: 2 76 мм артеллерийские установки АК-176 и 4 30-мм автомата АК-630, ПЗРК Игла и 4 12,7 мм пулемета.
    Водоизмещение корабля достигло 35 000 т, (это был самый крупный "неавианосный" атомный надводный корабль в мире), скорость полного хода более 21 узла, ГЭУ атомная двухвальная, автономность до 180 суток.
    ГРУ упорно требовало постройки второго такого корабля. ВМФ возражал, поскольку постройка пр. 1941 мешала и без того вялому строительству атомных РКР пр 1144.
    По мнению многих специалистов создание этого КИК было уже чрезмерным "удовольствием". По этой причине дальнейшее строительство подобных кораблей, несмотря на отчаянное сопротивление представителей Генштаба было прекращено. Руководство ВМФ в этой борьбе использовало стандарнтный прием - как бы не отвергая в принципе целесообразность строительства подобных кораблей, предлогало это сделать либо вместо РКР пр 1144, либо вместо программы строительства атомных ледоколов типа "Сибирь". Исход борьбы "под ковром" Генштаба и ВМФ определил развал СССР: второй корабль пр 1941 заложить так и не успели, но и пятый РКР пр. 1144 разрезали на стапеле."
  13. Takashi 2 апреля 2013 14:40
    что за глупость: "Резервная энергетическая установка предназначалась для использования в портах, так как реакторы полагалось глушить до входа в территориальные воды страны с целью исключения возможных неприятностей." \????
    Резервная ЭУ как раз и создавалась на случай выхода из строя основной.
    Глушат реакторы только в 3-х случаях: смена топливных стерженей, замена\ремонт, аварийная ситуация. Раз заглушенной реактор - обратно просто так как двигатель авто не запускается: либо ремонт. либо в контейнер и в остойник.
    1. Old_Kapitan 2 апреля 2013 16:56
      Что за глупость:
      Глушат реакторы только в 3-х случаях: смена топливных стерженей, замена\ремонт, аварийная ситуация.

      Кроме перечисленных случаев наиболее часто реактор глушат ПОСЛЕ ПРИХОДА В БАЗУ! А перед походом снова запускают. Да, не "Жигули" - "заводить приходилось за полсуток до выхода. Тем не менее. Поверьте как служившему на АПЛ.
      А:
      Раз заглушенной реактор - обратно просто так как двигатель авто не запускается: либо ремонт. либо в контейнер и в остойник.
      касается только реакторов на ЖМТ (типа реакторов АПЛ проекта 705 "Лира").
  14. Fuzeler 2 апреля 2013 15:55
    Я помню этот корабль. Я и мои родители жили в поселке Дунай(отец был офицером-подводником), что в Приморском крае(Шкотово-22), окна нашего дома на ул. Морской, выходили как раз на море, и однажды я увидел, вместо авианесущего крейсера типа "Новороссийск"(корабли этого проекта были в тех местах частыми гостями) .Этот корабль мне показался таким ОГРОМНЫМ(не смотря на то что дистанция до него была приличной, но АКР типа Новороссийск казался намного меньше по сравнению с "Уралом").
    У отца спросил: "Что это за корабль с кругляшками и столбами?"
    "Это Урал, наш разведчик, а эти "кругляшки и "столбы"" - локаторы и антенны."-ответил мне он. Конечно, слово"разведчик" меня тогда не впечатлило(я больше любил что-то такое, что б ТАК бахнуло, типа состарившихся ДЭПЛ пр. 629, или авианесущего крейсера).
    Но я более всего поразился когда увидел его на близком расстоянии, когда нам по делам пришлось идти на теплоходике до о. Путятин. Теплоходик прошел на незначительной дистанции от корабля.... Габариты, конечно, поражали. Высота борта такая, что мне, тогда 5ти летнему пацану, даже на той дистанции что наш теплоходик миом этого гиганта проходил, приходилось задирать высоко голову чтобы получше его разглядеть. Ехххх, было время))
    1. keksus 31 марта 2014 19:52
      я тоже когда нас на Р/Б ночью везли на Урал то ночью нам всем казалось что мы идем к берегу на котором стоят дома и со всех окон льется мягкий теплый свет но когда подошли ближе....это был непередаваемый экстаз!
  15. МАГ 2 апреля 2013 16:51
    Технологии постройки больших кораблей вроде есть а нам говорили что нет или они отсталые это я про мистрали! Длина как у авианосца мистраль рядом не валялся
  16. komTMG 2 апреля 2013 17:50
    Кроме того, поступали предложения использовать элементы энергоустановки попеременно: выходить с базы и возвращаться на нее корабль должен был при помощи котлов, а на определенном удалении от берега переходить на ЯЭУ. Проверки этой идеи также заняли некоторое время.
    Насколько я помню.Лежит запрет на заход в порты Финского залива кораблей(судов) с действующим атомным реактором. Таким способом обходили и обходят на БЗ этот запрет.
  17. saturn.mmm 2 апреля 2013 18:15
    Габариты-265 метров, ширина 30 и общая высота около 70, водоизмещение полное 36500 т
    И строился он на "Балтийском заводе" в Ленинграде. Это для тех кто утверждает что негде эсминцы строить водоизмещением 15000 т.
  18. xomaNN 2 апреля 2013 19:42
    Еще один минорный материал о судьбе действительно сильного к 80-м года ВМФ СССР. К 2020 году хотя бы половину той мощи удастся достигнуть?
  19. bddrus 2 апреля 2013 20:07
    вроде как разные корабли на фото то
    1. Самаритянин 2 апреля 2013 21:12
      Не знаете, на третьей фотке что за красавец?
      1. Per se. 2 апреля 2013 22:49
        Цитата: Самаритянин
        Не знаете, на третьей фотке что за красавец?
        Это корабль измерительного комплекса ВМФ России "Маршал Крылов" (проект 1914.1)
  20. МОЯ МЫСЛЬ 2 апреля 2013 20:48
    Спи спокойно ребенок погибшей страны
  21. Trevis 2 апреля 2013 22:32
    Эх, такие проекты загубили! negative
  22. вася 2 апреля 2013 23:53
    Статья не соответствует реальности.
    Постоянная позиция "Урала" планировалась около о.Гуам. В своей работе он должен был взаимодействовать с Красноярской РРС раннего предупреждения. Постройку РРС похерил горбачев. Затем вывели из строя реактор корабля. (По одной из версий - матросы).
    Как обычно, на новый корабль списали самых бестолковых.
    Обычная политика - не нужных или на повышение или в академию
    1. keksus 2 апреля 2014 03:01
      а вот вы и неправы уважаемый))все началось в кормовом машинном отделении,выгорела внутренняя стенка камеры горения котла и сколько её не латали никак немогли заварить,после чего сгорел носовой котел(и тоже не по вине матросов)потом нехватка личного состава (корабль так и небыл укомплектован специалистами)а призывники с союзных республик больше не являлись нашими союзниками
      по этой причине молодых бойцов с россии было очень мало и наш опыт передать было некому
  23. Грица 3 апреля 2013 13:28
    А вот мне посчастливилось поработать на этом уникальном корабле. Было это весной-летом 1991 года. Корабль тогда стоял на рейде в заливе Стрелок около острова Путятин. Между основной базой флота около Фокино и кораблем постоянно курсировал катер, перевозивший гражданских специалистов, матросов и офицеров корабля. Между прочим, особо контрольного режима я не обнаружил. Чтобы попасть на корабль с катера, достаточно было при входе показать соответствующий пропуск. Правда в общей суматохе той толпы, что постоянно прибывала, не всегда пристально на него глядели.
    Жили мы прямо там же в каюте. Они действительно были очень комфортные и удобные. Занимались настройкой, наладкой и ремонтом радиоэлектронного оборудования. Его там, к слову, было видимо -невидимо. И все работало довольно плоховато. Вечно что то ломалось или было поломано. В общем, мороки было выше крыши. Но между тем, ходили слухи то о возможном походе, то о том, что корабль вообще уже никуда не пойдет. точной информации о состоянии корабля мы тогда не знали. А корабль действительно впечатлял.
    Грица
  24. Uncle Lee 4 апреля 2013 07:49
    На момент постройки он был нужен и востребован, НО...Итог сами видите fool
  25. Conepatus 4 апреля 2013 15:46
    Он бы и сейчас пригодился.Запас хода-неограничен.Можно плавать под носом у супостата и своим присудствием давить на нервы,а на любую физическую провокацию,ответить крылатыми ракетами по инфраструктуре врвга и пох что это гражданские обьекты.Такой корабль можно подогнать к берегам Сирии,или Ирана и пусть делает свою работу.А всем вероятным друзьям обьяснить,что любые враждебные действия,получат более чем адыкватный ответ.И все,никто никуда,не идет.
    Conepatus
  26. jayich 8 апреля 2013 13:17
    Этому кораблю совершенно не нужно было подходить к чьим либо берегам он один покрывал половину земного шара для покрытия второй половины земного шара планировался второй корабль серии request
    1. bvava 7 ноября 2013 01:29
      Должна была быть еще серия из нескольких малых кораблей не с атомными движками
      bvava
  27. haarte 1 мая 2013 19:25
    Пожары начались из-за того что там всё было разворовано и надо это было скрыть.Я знаю о чём говорю,многие на этом корабле целые состояния сколотили.
    1. bvava 7 ноября 2013 01:38
      Это ваши догадки Корабль был очень много функционален сам делал учил эксплуатирующих Главные задачи пока скажу про две -фиксация и обработка и ШПИОНАЖ второе и убило в политике .... по тем временам Проблемы - Эльбрус2 запрет на использование импортных составляющих
      bvava
    2. keksus 2 апреля 2014 03:11
      там ничего небыло разворовано это вы придумываете я служил там почти 5 лет и единственное что было украдено это шоколад с прод.склада и то тех ребят нашли!уже многие были в запасе всех обратно на корабль привезли и дали реальные сроки(матросы срочники в свое время подобрали ключи и подделели печати,но это потом обнаружили офицеры один матрос хвастал что еще молодым поедал казенный шоколад ну у него и выведали с кем поедал и в каком количестве)
  28. Несгибаемый 1 мая 2013 19:27
    Корабль конечно интересный, да, только вот зачем он нужен - так никто объяснить и не смог. Сходил в поход да на консервы.
    Несгибаемый
  29. keksus 31 марта 2014 19:13
    Цитата: avt
    Цитата: профессор
    отличная высоко габаритная слабо защищенная цель

    request Так на нем же не в штыковую атаку ходить . А в остальном верно ,с размерами явно перебор .Для подобных целей гораздо полезнее иметь штучки четыре ,гораздо эффективнее будет с учетом современного оборудования и содержать дешевле .

    зря вы так думаете!отлично защищенная цель два мощных электромагнитных контура вокруг корпуса делали корабль невидимым для приборов это раз плюс АК-630 разрезал любую летающую цель пополам причем вдоль фезюляжа и это только то что я знаюа еще внутри шарика антена такой мощности что излучение СВЧ убивает все живое в радиусе одного километра,поэтому при работе этих антенн запрещалось личному составу выходить на верхнюю палубу я служил там я знаю и вообще но это в другом коменте
  30. keksus 2 апреля 2014 03:37
    вот я чего то непонимаю,а что людей служивших на ССВ-33 больше неосталось или никто нечитал этой статьи?
    кстати автор недописал в технических характеристиках и неуточнил одну деталь когда сорвало с бочек на внешнем рейде шторм был 7 баллов и корабль не просто несло на берег,вернее да сначало несло,но потом вовремя вспомнили что есть у корабля такой девайс как рулевые и подруливающие устройства работающие от электричества!вот на них-то и шли и кстати Урал именно благодаря этим устройствам мог развернутся на месте на 360*не выходя за окружность(воображаемую конечно)
    ну и да если кому будет интересно могу про пожар носовой машины написать,секретность-то у меня кончилась=)
    а кстати кинозала на Урале небыло никогда была так называемая кинобудка=)) но там стоял только усилитель ТВ сигнала,а в кубриках у матросов стояли мониторы и как только включали усилитель во всех кубриках показывал один и тотжэ канал,а у мичманов и офицеров был монитор в кают-компаниях,в каютах небыло камбузов было два один матросский в корме рядом с матросской-жэ столовой а другая в носу рядом с пекарней + 2 кают компании одна офицерская(столовая)другая мичманская
    1. shon1863 16 мая 2014 01:49
      Прошу прощения, но, правда, было бы неплохо все-таки узнать историю пожара :)
      И, как к первоисточнику, очень интересна была бы информация про комплекс ЭВМ, так как я сам компьютерщик, то представляю как много было возни с этими ЕС ЭВМ и их примитивными, трудоемкими языками - этим военнослужащие занимались? Или гражданские их обслуживали?
      1. keksus 17 августа 2014 03:12
        в отношении пожара дело обстояло так-заступая на вахту в 15.00(местное время)число не помню сори
        подняли пар до 5ти кг продули в трюм,вышли на 15 кг продули за борт(продуванием называется сброс давления пара кратковременный)вышли на рабочий режим(давление пара 32 кг на см квадратный)ч-з некоторое время я стоя на колонках уровня воды заметил что воды мало крикнул на пульт РГ(РГ-регулятор горения он стоит ниже чем колонки метра на два)вахтенному чтоб добавил подачу воды,ну он добавил,а уровень все равно кипел(когда в уровне пузырьки булькают)а это значит что воды мало
        связались с постом ПЭЖ(пост энергетики и живучести)по внутренней связи дежурный офицер дал приказ продержатся еще полчаса потом глушить котел(в это время хотели перекачать воду с кормовой машины,но и там в цистернах был только мертвый запас т.е.запас воды который не может откачать насос)вахтенный на РГ принял решение самостоятельно потушить горение и заглушить КВГ после чего завели дизель-генератор ч-з полчаса доложили что котел заглушили и занялись ремонтом(прикипел один из клапанов он отмачивался в диз. топливе)после замены испорченого клапана температура в машинном отделении как-бы не упала а наоборот еще больше повысилась,однако этому факту никто значения не придал и все пошли спать гдето часа в 2 ночи нас подняли по пожарной тревоге,и тут началось=)над котлом стоит турбина(которая качает воздух в котел и вытягивает отработанные газы)сняв с турбины кожух мы увидели что коллекторы стали бордовыми(толщина астбестового покрытия 25-30 см)а на практически всех паропроводах такие тоненькие тлеющие полоски вот и ходили мокрой тряпкой их тушить,ч-з трое суток только смогли открыть люк в камеру сгорания котла,а как только принесли переноску так и ахнули!все жаропрочные трубки внутри камеры оплавились и торчат как сталактиты и сталагмиты,соответственно вскрытие производилось при адмиралах с Москвы которые нас и допрашивали,а потом начали ремонтировать все это уже рабочие с судоремонтного завода г.Находка
        я им помогал в восстановлении(отличник ВМФ за это получил)восстановили в лучшем виде!
        про ЭВМ я так скажу сам лично видел только диски диаметром около 500мм,а обслуживали их офицеры(гражданских не пускали-секретность огромная)а помешение где находилась ЭВМ занимала в высоту ну как двухэтажный дом примерно.там лампово-проводниковые приборы всякие я не разбираюсь в ЭВМ но лампы как в старых ч\б телевизорах там были,а в мониторах которые в кубриках стояли ламп небыло-чисто полупроводниковые мониторы(цветные)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня