Американский пилот F-35B, чей истребитель летал без него после катапультирования, рассказал свою версию случившегося

240 635 52
Американский пилот F-35B, чей истребитель летал без него после катапультирования, рассказал свою версию случившегося

Корпус морской пехоты США частично признал виновным Чарльза Дель Пиццо в потере 17 сентября 2023 года истребителя F-35B, который пролетел без пилота после его катапультирования почти 12 минут, прежде чем рухнуть на землю. Ушедший в отставку после этого инцидента 48-летний полковник рассказывает свою версию событий.

В интервью западной прессе он опроверг выводы следственной группы КМП, заявив, что был фактически «ослеплён» из-за каскадных сбоев оборудования в плохую погоду во время возвращения на базу Чарльстон, Южная Каролина, после тренировочного полёта над Атлантикой.



До инцидента Пиццо проверял самолёт, изучая его сильные и слабые стороны, прежде чем принять командование VMX-1 – эскадрильей для проведения эксплуатационных испытаний и оценки в Юме, штат Аризона. Происшествие случилось, когда он пытался совершить посадку по приборам в вертикальном режиме в условиях нулевой видимости во время бушующего шторма.

И в отчёте КМП, и в заявлениях Пиццо упоминаются проблемы с шлемом стоимостью почти полмиллиона долларов, на котором отображались скорость, высота и информация о наведении на цель. Однако версии событий сильно расходятся в том, что касается решения катапультироваться.



Согласно выводам КМП, факторами, способствовавшими происшествию, стали помехи в электросети во время полёта, которые привели к сбоям в работе радиостанций, транспондера, системы воздушной навигации и системы посадки по приборам, дисплее на шлеме и панорамном дисплее в кабине:

Это привело к тому, что пилот потерял ориентацию в сложных метеорологических условиях. Происшествие произошло из-за ошибки пилота, который неверно диагностировал потерю управления и катапультировался из исправного самолёта.

Пиццо говорит, что у него не было другого выбора, кроме как катапультироваться. По его словам, шлем выходил из строя три раза в течение 41 секунды. Сначала он мигал, затем на визоре вспыхивали предупреждения:

Сбои в системах управления полётом, авионике, охлаждении, навигации, GPS, связи. Звучат звуковые предупреждения. Затем шлем и основные дисплеи погасли, звуковые предупреждения прекратились. Прошло около 15 секунд.

Примерно через 15 секунд шлем отказал во второй раз, когда самолёт находился на высоте около 230 м над землёй и снижался в вертикальном режиме со скоростью около 240 м в минуту. Лётчик решил уйти на второй круг. Дисплей шлема снова погас.

Попытался связаться по рации со своим ведомым, с диспетчерской вышкой. Ничего. Связь отсутствует. Затем, вместе с очередной бурей предупреждений, обрушилось более 25 сообщений о том, что самолёт попал в серьёзную аварию и ситуация ухудшается.



11 секунд спустя оборудование снова вышло из строя:

Шлем и главный дисплей отказали в третий раз, на этот раз как будто окончательно. Приборы погасли. Потянул штурвал на себя. Услышал звук, похожий на запуск двигателя. Нос самолёта поднялся вверх. Почувствовал, что падаю. По-прежнему не вижу земли. Всё еще над базой? Над деревьями?

В этих условиях лётчик принял решение катапультироваться, хотя фактически самолёт не падал. Как указывается в издании, иллюзия падения возникла из-за пространственной дезориентации, «когда внутреннее ухо обманывает вас, заставляя чувствовать головокружение или падение».

При отстреле фонаря кабины при катапультировании металлические осколки вонзились пилоту в шею. Шлем и кислородную маску сорвало порывом ветра. Он также сломал спину. Сначала он боялся, что на него рухнет вышедший из-под контроля самолёт.

Однако истребитель продолжал полёт ещё 11 минут и 21 секунду, прежде чем упасть в сельской местности примерно в 90 км от аэродрома. В результате падения никто не пострадал, но был нанесён ущерб лесу и посевам.



Расследование показало, что длительный полёт самолёта без экипажа был возможен благодаря устойчивости, обеспечиваемой передовыми автоматическими системами управления полётом F-35

- говорится в отчёте КМП.

Как указывается в западной прессе, точная причина сбоя в электросети может никогда не стать достоянием общественности, поскольку КМП засекретил её в «целях национальной безопасности».

В отношении Пиццо было проведено три расследования, два из которых признали его невиновным. Несмотря на это, спустя год он был отстранён от командования VMX-1. Учитывая, что его карьерные возможности будут сильно ограничены, он подал в отставку.

Несмотря ни на что, Пиццо остаётся поклонником противоречивого F-35 и используемых в нём технологий. Однако он обеспокоен тем, что его случай может подать неправильный сигнал другим американским пилотам:

В авиации у нас есть культура. Когда случаются ошибки, когда что-то идёт не по плану, мы извлекаем из этого уроки. Если вы этого не делаете, то у вас появляется культура страха, из-за которой люди будут парализованы и не смогут принимать решения. Вот так люди и получают травмы. Вот так в конечном итоге и теряют людей.

52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    2 апреля 2025 15:59
    Автопилот оказался умнее пилота.
    Летчик запаниковал и выбросился, а автопилот спокойно вывел самолет из шторма.
    1. +5
      2 апреля 2025 16:07
      Оно конечно всяко бывает, но что-то мутит янки-асс! Игрушка стоимостью 120 млн.дол., а нареканий выше крыши.... request
      1. -13
        2 апреля 2025 16:12
        На более 1150 выпущенных F-35 и более миллиона летных часов - количество аварий ничтожно мало.
        Меньше, чем у других самолетов НАТО.
        1. +6
          2 апреля 2025 18:01
          Цитата: voyaka uh
          На более 1150 выпущенных F-35 и более миллиона летных часов - количество аварий ничтожно мало.
          Меньше, чем у других самолетов НАТО.

          ну, это закономерно, откуда аварийность то у летающего утюга? Самолёт не расчитан на манёвренный бой, задача- пролететь по маршруту, вывалить из отсека вооружения содержимое и вернуться по маршруту назад. С тем же задором можно ставить в пример аварийность пассажирских авиалайнеров.
          1. +2
            2 апреля 2025 21:24
            "задача- пролететь по маршруту, вывалить из отсека вооружения
            содержимое и вернуться по маршруту назад"///
            ----
            Невозможно представить лучшую похвалу боевому самолету,
            чем та, что представили Вы! good drinks
            1. +1
              2 апреля 2025 22:28
              Возникает вопрос, как этот пепелац поведет себя в условиях реального боевого противодействия?
              1. +2
                3 апреля 2025 01:24
                Цитата: firefox7022
                Возникает вопрос, как этот пепелац поведет себя в условиях реального боевого противодействия?

                Он видите, ощутил противодействие погоды и довёл пилота до катапультирования, при реальном противодействии он ему и на катапультирование шансов может не оставить.
              2. 0
                3 апреля 2025 11:46
                Этот пепеланц более маневренен в ближнем воздушном бою, чем F-16.
                Который считается одним из самых "вертких" истребителей НАТО.
                Из F-16 в США формируют "эскадрилии агрессоров", имитирующих авиацию России.
                У F-35 короткий фюзеляж и очень прочные трапецевидные крылья.
                Это позволяет совершить резкий вираж не снижая скорости. Вираж на скорости 0.85 - 0.9 МАХ. Проверено в учебных боях НАТО норвежскими летчиками.
                Российским Сушкам чтобы применить свою сверхманевренность требуется снизить скорость до 0.5 - 0.6 МАХ.

                А вот для завоевания господства в воздухе F-35 ( как и F-16 ) не годится.
                Не хватает скорости и скоропод'ьемности.
                1. +1
                  3 апреля 2025 12:38
                  Цитата: voyaka uh
                  Из F-16 в США формируют "эскадрилии агрессоров", имитирующих авиацию России.

                  Фу16 рядом не стоит ни с одним российским истребителем, но его берут для имитации российских ввс, вот правду говорят, каков бы ни был красивый павлиний хвост, под ним всегда расположена обычная куриная жоппа.
                2. 0
                  3 апреля 2025 12:59
                  Voyaka uh,
                  В своих постах вы показываете очень глЫбокие знания в тактике и стратегии современного воздушного боя. Не иначе вы выпускник академии генштаба ... Эстонии.
                  1. -1
                    4 апреля 2025 10:29
                    Ре ээээстонии, а Мумбы-Юмбы. Редкостное племя в Ю.Америке. Всего их насчитывается около 35 голов. От стариков, до новорожденных...
                    firefox7022
                    (Дмитрий Лисейцев, )
                    +1
                    Вчера, 12:59
                    Новый
                    Voyaka uh,
                    В своих постах вы показываете очень глЫбокие знания в тактике и стратегии современного воздушного боя. Не иначе вы выпускник академии генштаба ... Эстонии.
                3. 0
                  4 апреля 2025 12:40
                  Цитата: voyaka uh
                  Этот пепеланц более маневренен в ближнем воздушном бою, чем F-16.

                  Это не так. В учебных воздушных боях F-35A неизменно проигрывал двухместному F-16D Block 40 ... нёсшему подвесные топливные баки:

                  https://www.19fortyfive.com/2022/06/deathmatch-f-35-vs-f-16-viper-in-a-dogfight-who-wins/

                  "В 2015 году Дэвид Экс из War is Boring опубликовал подробности полученного им отчёта, в котором говорилось о том, как F-35 снова и снова проигрывал F-16. Сообщается, что учения проходили 14 января 2015 года над морским полигоном, который представляет собой участок Тихого океана недалеко от базы ВВС Эдвардс в Калифорнии.

                  Сражение произошло между современным F-16D Block 40 и F-35A ВВС США. Для взлёта и посадки F-35A требуется взлётно-посадочная полоса полной длины (в отличие от его аналогов STOVL и палубных самолётов). F-35A также является единственным из трёх вариантов Joint Strike Fighter, на борту которого установлена 25-миллиметровая четырёхствольная пушка Гатлинга GAU-22/A, что делает его наиболее подходящим для ближних воздушных боёв, которые имитировались на этих учениях.

                  «Оценка была сосредоточена на общей эффективности самолёта при выполнении различных заданных манёвров в динамичной среде», — написал в отчёте неназванный лётчик-испытатель F-35.

                  «Это были традиционные базовые манёвры истребителя в наступательных, оборонительных и нейтральных положениях на высоте от 3000 до 9000 метров».

                  У F-35 не было внешних подвесных топливных баков или боеприпасов, так как в бою они не нужны для сохранения малозаметности, в то время как у F-16 были внешние подвесные баки. В отчёте Экс называет это преимуществом, которое F-35 привнёс в испытание, хотя на самом деле это преимущество, которое платформа почти наверняка привнесла бы в любой бой с самолётом четвёртого поколения, так как все истребители той эпохи несут оружие снаружи.

                  Как только начались боевые действия, F-35, казалось, сразу же столкнулся с трудностями, не сумев навести прицел на «Гадюку» для условных выстрелов из-за «вялой» работы.

                  «Даже при ограниченной конфигурации цели F-16 F-35A оставался в явном энергетическом проигрыше при каждом столкновении», — сообщил неназванный пилот-испытатель после учений.

                  В наступательных и оборонительных дуэлях F-35 неизменно проигрывал, в значительной степени из-за своей неспособности направить нос в сторону противника.

                  «Вместо того, чтобы застать противника врасплох, быстро потянув штурвал на себя, чтобы выйти вперед, я медленно набирал высоту, что позволило ему легко рассчитать время для уклонения от выстрела», — написал пилот JSF, фактически заявив, что из-за медленного набора высоты F-35 F-16 оставался неуловимым.

                  Та же проблема с углом атаки преследовала F-35, когда ситуация изменилась, позволив F-16 быстро занять огневую позицию, в то время как Joint Strike Fighter изо всех сил пытался уйти с линии огня «Вайпера».

                  В отчёте говорилось, что единственный способ, которым F-35 мог бы победить Viper в дуэли, — это совершить экстремальный манёвр, который позволил бы ему направить нос самолёта на противника и выстрелить ракетой. Однако, как объяснялось в отчёте, такой манёвр лишил бы F-35 скорости и сделал бы его уязвимым для последующей атаки."

                  У F-35 короткий фюзеляж и очень прочные трапецевидные крылья.
                  Это позволяет совершить резкий вираж не снижая скорости.

                  Просто укажите цифры максимальной эксплуатационной перегрузки F-35A и F-16C. Сравним.
                  Это позволяет совершить резкий вираж не снижая скорости. Вираж на скорости 0.85 - 0.9 МАХ. Проверено в учебных боях НАТО норвежскими летчиками.
                  Российским Сушкам чтобы применить свою сверхманевренность требуется снизить скорость до 0.5 - 0.6 МАХ.

                  Бравурные рассказы про высокие возможности F-35A в ближнем воздушном бою, часть компании пиара призванной как-то выправить реноме этого самолёта в глазах широкой общественности. Не буду голословен. Как полагаю Вы уже уточнили значение максимальной эксплуатационной перегрузки F-35A. Я воспользуюсь общедоступным РЛЭ истребителя Су-27СК. Максимальная эксплуатационная перегрузка Су-27СК при расчётном полётном весе 21400 кг:

                  Пу макс = 8,0 при М≤0,85

                  Для весов, отличающихся от расчётного полётного веса, перегрузка устанавливается из расчёта:

                  Пу макс = const = 171000 кг при М<0,85, но не более Пу = 9,0

                  P.S. В ближнем маневренном воздушном бою F-35A может использовать только пушку, потому что в столкновении с противником у которого есть истребительная авиация F-35A необходимо использовать в "малозаметной" конфигурации, без вооружения на внешних подвесках. При выборе какие ракеты "воздух-воздух" размещать во внутренних отсеках вооружения F-35A в ситуациях когда возможно столкновение с истребителями противника разногласий конечно же быть не может - ракеты средней дальности AIM-120. Эти ракеты к моменту начала ближнего маневренного воздушного боя или будут израсходованы, или их окажется невозможно применить из внутреннего отсека вооружения в ходе "экстремального маневра".
                  1. 0
                    4 апреля 2025 15:34
                    ВВС Норвегии используют один тип самолета. Используют, как истребитель, а не ударник.
                    Они пересели с F-16 на F-35. Утверждают, что F-35 менее подвержен вибрациям
                    в фигурах высшего пилотажа, им легче управлять. Радиус разворота у F-35 на скорости 0.8 МАХ меньше, чем у F-16.
                    Что касается общего воздушного боя, то американскую
                    эскадрилию "противника" на F-16 собираются
                    расформировать: F-35 бьют их всухую с дальних-средних дистанций.
                    Причем, летчики F-16
                    не "видят" на этих дистанциях стелсов вообще.
                    Поэтому подобраться в ближний бой не могут.
                    Так как китайцы массово перешли на стелс, то дальнейшее
                    использование F-16 для учебных
                    целей посчитали нецелесообразным.
                    1. +3
                      4 апреля 2025 20:09
                      Цитата: voyaka uh
                      ВВС Норвегии используют один тип самолета. Используют, как истребитель, а не ударник.

                      На Ваш взгляд в гипотетической войне с Россией норвежские F-35A будут как правило совершать боевые вылеты для ведения воздушных боёв с истребителями противника с ракетами "воздух-воздух" на подкрыльевых пилонах, или в "малозаметной конфигурации", только с ракетами "воздух-воздух" во внутренних отсеках вооружения?

                      Далее, на вооружении ВВС Норвегии доживают свой век пусть и модернизированные, прошедшие mid-life update, но очень старые F-16AM/BM Block 15 поставки 1978-1981 гг. 8000 часовой лётный ресурс которых практически исчерпан.

                      Я не удивлюсь если для этих самолётов установлена масса дополнительных эксплуатационных ограничений именно по прочности планера.

                      И радиус установившегося (т.е. без потери скорости) разворота у этих вот F-16AM/BM на скорости M=0,8 оказался больше чем у новеньких F-35A?

                      Впрочем не будут сравнивать с пожилыми норвежскими F-16AM Block 15 MLU. Сравню с Су-27СК. Благо РЛЭ на этот самолёт 4-го поколения общедоступно.

                      Иллюстрацию с графиками установившейся перегрузки Су-27СК с ракетами 2xР-73 + 2xР-27 и 50% остатком топлива на режиме работы двигателей "полный форсаж" я приатачил.

                      На скорости М=0,8 и высоте 5000 её значение согласно графику 7,3, меньше эксплуатационного ограничения Пу макс = 8,0 при М≤0,85, т.е. перегрузка ограничена тяговооруженностью самолёта.

                      А что мы знаем про максимальное значение установившейся перегрузки на скорости М=0,8 для F-35A?

                      https://www.f-16.net/forum/viewtopic.php?f=22&t=25297&start=15

                      a top turning speed of 370 kt. at 9g and 15,000 ft.; and a sustained turn capability of 4.95g at Mach 0.8 and 15,000 ft.and a sustained turn capability of 4.95g at Mach 0.8 and 15,000 ft

                      Высота 5000 м, скорость М=0,8 примерно 50% остаток топлива и кое-какое вооружение "воздух-воздух".

                      У Су-27СК перегрузка установившегося виража 7,3. У F-35A перегрузка установившегося виража 4,95.

                      Наступает время задать вопрос, у какого самолёта радиус установившегося виража меньше?

                      И второй, самый главный вопрос, зачем рассказывать широкой общественности о том что F-35A "более маневренен в ближнем воздушном бою чем F-16" если последние реальные ближние маневренные бои истребителей 4-го поколения состоялись более четверти века назад в войне Эфиопии и Эритреи?
                      1. -1
                        4 апреля 2025 21:44
                        "зачем рассказывать широкой общественности о том что F-35A "более маневренен в ближнем воздушном бою чем F-16" "///
                        ----
                        Я опроверг популярное и неверное утверждение, что F-35 неповоротлив.
                        Это заблуждение проистекает из внешнего вида этого самолета: короткий фюзеляж и короткий нос. Эти факторы никак не мешают, а, наоборот, помогают маневренности.
                        Слабые же места F-35, как истребителя другие - недостаточная скоропод'ьемность и недостаточная максимальная скорость.
                        Это не позволяет ему быть истребителем по захвату господства в воздухе или быть перехватчиком.
                        Поэтому F-35 применяют в группе, где самолеты расположены далеко друг от друга, но поддерживают сетевую связь при полном радиомолчании. И пользуясь лучшей ситуационной осведомленностью могут наносить ракетные удары с максимальных дистанций. При этом уклоняясь от контактов с самолетами противника.
                        Это досконально проверили финны в своем тендере. F-35 далеко обогнал всех европейских и американских конкурентов.
                      2. +4
                        4 апреля 2025 23:19
                        Цитата: voyaka uh
                        Я опроверг популярное и неверное утверждение, что F-35 неповоротлив.

                        Сравнив (со слов сотрудничающих с представителями компании Lockheed Martin служащих норвежских ВВС) поворотливость F-35A с поворотливостью престарелых F-16AM Block 15 MLU?

                        Маневренность F-35A стоит сравнивать с маневренностью истребителей поколения 4++ и 5 с которыми F-35A потенциально могут встретиться в воздушных боях.

                        И при таком сравнении легко понять что:

                        а.) в потенциальном "догфайте" F-35A окажется в совершенно проигрышном положении потому что пилоты истребителей поколения 4++ и 5 поворотом головы нацеливают и применяют современные высокоманевренные ракеты "воздух-воздух" малой дальности, которых в распоряжении пилота F-35A скорее всего не будет. Нет на F-35A отсеков вооружения рассчитанных только на такие ракеты.

                        б.) Вероятность активного "догфайта" для F-35A крайне низка, потому что в XXI веке бои реактивных истребителей сводятся к применению ракет "воздух-воздух" большой и средней дальности с активными радиолокационными ГСН, после израсходования которых как правило осуществляется выход из боя. Условия для ближнего маневренного боя в воздушных боях современных истребителей просто не складываются;

                        в.) Выход из боя после израсходования ракет "воздух-воздух" AIM-120C на F-35A затруднён плохими разгонными характеристиками самолёта на трансзвуковых скоростях, а параметры современных БРЛС противостоящих истребителей поколения 4++ и 5, а так же их ракет "воздух-воздух" таковы, что пилот F-35A не блещущего низкой ЭПР со стороны задней полусферы легко может получить вдогон ракетой Р-37М или PL-15, на чём его совместный с самолётом полёт и закончится.

                        Вследствие всего этого в ВВС США считают "ударный истребитель" прежде всего "ударным истребителем", который требуется прикрывать истребителями изначально создававшимися для решения задачи завоевания превосходства в воздухе.

                        Проблемы же ВВС незадачливых союзников США за неимением "новопоколенческих" альтернатив закупивших F-35A в расчёте на то что с помощью обновки смогут успешно решать "истребительные" задачи... можно свести к классическому: "Проблемы индейцев шерифа не волнуют".
                        Поэтому F-35 применяют в группе, где самолеты расположены далеко друг от друга, но поддерживают сетевую связь при полном радиомолчании

                        Вы хотели написать "при БРЛС не работающих на излучение"?

                        Потому что взаимодействуют F-35A в группе всё же с помощью MADL (Multifunction Advanced Data Link) системы цифровой широкополосной радиосвязи работающей в Ku-диапазоне. А с самолётами 4-го поколения и с наземными КП взаимодействие осуществляется по каналам тактической радиосети обмена данными Link 16. В отличие от F-22A на борту F-35A есть не только приёмник, но и передатчик Link 16.
                        И пользуясь лучшей ситуационной осведомленностью могут наносить ракетные удары с максимальных дистанций.

                        Ситуационная осведомлённость лучше у того, у кого больше и лучше РЛС. А ВВС Норвегии и Финляндии самолёты ДРЛО и У как-то не купили. Ну хотя бы шведские S-100B "Аргус". Бортовые же РЛС истребителей F-35A на сегодня выглядят весьма средне.

                        Когда представители маленьких но очень гордых стран покупая лишь один компонент системы думают что они обрели возможности всей системы, они впадают в заблуждение.

                        Вся глубина этого заблуждения впрочем может открыться лишь в ходе крупномасштабных боевых действий.

                        Если бы политики и генералы ВВС Норвегии и Финляндии думали бы прежде всего о защите своих маленьких homelands, а не о возможных военных экспедициях "коалиций желающих" совместно с заокеанским сюзереном, им бы стоило закупить истребители JAS-39E/F, самолёты ДРЛО и У S-100B "Аргус" и УР "воздух-воздух" MBDA "Метеор".

                        Толку для возможной в столь непредсказуемом будущем защиты от возможных угроз с воздуха их маленьким homelands от подобных закупок было бы больше.
                      3. -2
                        5 апреля 2025 04:27
                        Как говорят: "Минздрав предупреждал". fellow
                        1) На вооружение стран НАТО
                        сотни F-35.
                        2) Все крупные воздушные учения, где против F-35 выступали разнообразные истребители 4++ поколения, оканчивались разгромными поражениями последних.
                        3) О возможностях F-35, как ударника, даже и писать нечего - с ним нет сравнения, и ПВО он проходит легко.

                        Было приятно с Вами вести дискуссию, обменяться мнениями.
                      4. -1
                        5 апреля 2025 22:43
                        Цитата: voyaka uh
                        Все крупные воздушные учения, где против F-35 выступали разнообразные истребители 4++ поколения, оканчивались разгромными поражениями последних.

                        Какой F-35 оказывается хороший истребитель 5-го поколения!

                        Вот только может быть поясните мне один момент в статье:

                        https://nationalinterest.org/blog/buzz/f-35-air-forces-2000000000000-mistake-213747

                        F-35: The Air Force’s $2,000,000,000,000 Mistake от 22 ноября 2024 года

                        Процитирую: "And what has America gotten? Yes, it’s a technically advanced plane—one of the most advanced in the world. But it is nowhere near as impressive as America’s other fifth-generation warplane, the F-22A Raptor. The former Obama administration ordered the production line for the F-22 prematurely canceled in 2010 in favor of the F-35.

                        As the meme goes, the Pentagon chose poorly. One cannot help but to wonder how much better things might have been for America’s force readiness if, instead of choosing the F-35 over the F-22 production line, the opposite decision had been made. Because if a great power war erupts anytime soon, the F-35 will be on the frontlines. According to our own military, these birds are not fully prepared for the crucible of great power conflict. That’s disturbing.

                        Can these negative trends be reversed before a great power conflict erupts?"

                        Если надо я полностью переведу с английского процитированное.

                        Поясните почему F-35: "Далеко не так впечатляет как другой американский военный самолёт пятого поколения, F-22A Raptor"? Ведь на F-35 гораздо более продвинутая, обеспечивающая "ситуационную осведомлённость", авионика чем на F-22A. Нет?

                        И почему прекращение производства F-22A в пользу развёртывания производства F-35 по мнению автора отрицательно повлияло на: "Дела с боеготовностью американских вооружённых сил"?

                        За одно поясните почему на Ваш взгляд автор тревожится: "Eсли в ближайшее время разразится война между великими державами, и F-35 окажутся на передовой. По мнению наших военных, эти самолёты не полностью готовы к испытаниям в условиях конфликта между великими державами"?

                        Что-это за такое: "Не полностью готовы к испытаниям в условиях конфликта между великими державами"? В чём не полностью готовы? F-35 же всех в учебных воздушных боях побеждают. И ударные возможности у них явно значительно выше чем у F-22A.

                        Так откуда эта уверенность автора в том что с бОльшим числом F-22A в составе ВВС США боеготовность вооруженных сил США к крупномасштабному военному конфликту с другой великой державой или державами была бы выше?

                        Подскажете что пытался сказать своим читателям Брэндон Дж. Вейхерт в своей статье?

                        А то я грешным делом решил что автор, не знает чего-то такого, что знаете Вы. Или наоборот, знает что-то такое о программе F-35, чего Вы не знаете.
                        Было приятно с Вами вести дискуссию, обменяться мнениями.

                        Я всё же хотел бы услышать Ваши пояснения по поводу процитированных выше заявлений в журнале The National Interest.
                      5. -1
                        6 апреля 2025 16:07
                        F-22 - прекрасный "воин-рубака" прошлого века: ведущий-ведомый - "прикрой, я атакую", "делай как я"...
                        (И F-22 не поддается апгрейдам: ADA, жесткая архитектура.. он устарел).
                        Сейчас воюют по-другому.
                        Учебные воздушные бои F-22 против F-35 были. Их результаты засекречены.
                        Но просочилось: одиночные/пары F-22 побеждают F-35. Но группа F-35 переигрывает, обманывает и побеждает F-22. За счет лучшей ориентации/осведомленности о ситуации в воздухе.
                        И не надо думать, что норвеги, финны, голландцы и др. не изучают передовую групповую тактику применения F-35.
                        Асы-одиночки нынче малополезны.
                        Хотя и эффектны на авиа-шоу.
                      6. -1
                        7 апреля 2025 19:32
                        Цитата: voyaka uh
                        F-22 - прекрасный "воин-рубака" прошлого века: ведущий-ведомый - "прикрой, я атакую", "делай как я"...

                        F-22A поступил на вооружение в 2005 году, т.е. в XXI веке.

                        Далее:

                        https://military.wikireading.ru/h1MSqR4083

                        "«если F-22 вступит в воздушный бой на виражах с перегрузкой девять единиц, значит, мы сделали что-то не так», – утверждали руководители программы. «Рэптор» должен был побеждать в дальнем ракетном воздушном бою, оставаясь невидимым и, соответственно, неуязвимым для истребителей противника."

                        При этом даже если "мы сделали что-то не так" и на F-22A, Су-57 и J-20B пришлось вступить в ближний маневренный воздушный бой то у пилотов этих истребителей 5-го поколения есть все шансы победить в таком бою. Хотя бы потому что у них будут ракеты для ближнего маневренного воздушного боя.

                        Пилоты F-35 просто лишены шансов на победу в ближнем маневренном бою. Просто потому что пилот F-35A в таком бою окажется без ракет ближнего боя, а пилоты F-35B и F-35C даже без встроенных авиапушек.
                        И F-22 не поддается апгрейдам: ADA, жесткая архитектура.. он устарел

                        У Вас ошибочные сведения. Погуглите F-22 Raptor’s Increment 3.2B upgrade. Или просто прочтите статью по ссылке:

                        https://nationalinterest.org/blog/buzz/stealth-us-air-force-f-22-raptors-are-getting-new-weapons-and-more-156176

                        Это F-35 все никак с Block 3F до Block 4 не удаётся модернизировать. Да и ракеты AIM-120D в F-35 поместить пока не удалось, ведь они на 16 дюймов длиннее ракет AIM-120C-7.

                        А F-22A вооружить ракетами AIM-120D удалось, не смотря на ADA. :)) Читайте по ссылке про Increment 3.2B выше.

                        Вы понимаете что стали жертвой недобросовестной рекламы откровенно второсортного продукта в пиар которого вложено огромное количество денег?
                        Но просочилось: одиночные/пары F-22 побеждают F-35. Но группа F-35 переигрывает, обманывает и побеждает F-22. За счет лучшей ориентации/осведомленности о ситуации в воздухе.

                        Расскажите за счёт чего это вдруг у F-35 лучшая "ситуационная осведомленность" в воздухе, если по американским же заявлениям ЭПР F-35 на порядок выше чем у F-22A, БРЛС у F-22A гораздо мощнее чем у F-35 и скрытный datalink IFDL на F-22A имеется, так же как и весьма совершенная аппаратура РТР и точной радиопеленгации сигналов, в том числе малозаметных "шумоподобных".

                        К слову не так давно F-35 и F-22A наконец то обрели возможность относительно скрытно обмениваться в полёте данными между собой... через летающий информационный шлюз.

                        https://www.twz.com/40380/f-22-and-f-35-datalinks-finally-talk-freely-with-each-other-thanks-to-a-u-2-flying-translator

                        И да, почему это против групп F-35 должны воевать одиночные F-22A? :)
                        И не надо думать, что норвеги, финны, голландцы и др. не изучают передовую групповую тактику применения F-35.

                        Европа была полностью подконтрольна США за счёт наличия в США компромата на всю политическую верхушку европейских стран и всю верхушку брюссельской бюрократии. Решения о закупках F-35 принимались даже не на военном уровне. И сегодня, когда Трамп развязал со всем миром, в том числе и ЕС экономическую войну, в США пишут что он подложил продавцам F-35 очень большую свинью.

                        https://www.npr.org/2025/03/19/nx-s1-5330475/f35-fighter-nato-trump-gripen

                        В добавок свежие стенания на тему низкой боеготовности и проблем с техобслуживанием и ремонтом парка F-35 со ссылкой на отчёт GAO. Вы же помните что это за GAO?

                        https://boltflight.com/f-35-gao-report-structural-weaknesses-undermining-a-trillion-dollar-program/

                        А Вы будьте добры, приведите ссылки на рассказы о том как F-35 бьют в учебных боях F-22A. Я коллекционирую удивительные истории.
                        Асы-одиночки нынче малополезны.
                        Хотя и эффектны на авиа-шоу.

                        Природа воздушного боя такова что превосходство в подготовке помноженное на техническое превосходство сводит на нет даже 4-5 кратное численное превосходство противника в воздушном бою. С появившейся вместе с ракетами с активными радиолокационными ГСН возможностью атаковать на большой и средней дальности сразу нескольких противников техническое превосходство стало определяющим в воздушном бою.

                        First Look, First Shot, First Kill!

                        Но я с интересом почитаю как лётчики на F-35 могут получить First Look и First Shot в столкновении с лётчиками на F-22A. Напишите, или процитируйте про их удивительные тактические приёмы.
                      7. 0
                        7 апреля 2025 21:09
                        Заканчиваю (окончательно) диалог с Вами тем же, с чего начал свой предыдущий пост:
                        "Минздрав предупреждал" yes
                        hi
                      8. -1
                        7 апреля 2025 22:34
                        Я не знаю о чём конкретно Вас предупреждал Минздрав, но явно не о технических и эксплуатационных особенностях F-35. Как понимаю ссылок, перейдя по которым можно будет в подробностях почитать удивительные истории о том как F-35 в учебных боях всех победиша, в том числе и F-22A в групповых боях, не будет? Жаль. Я бы пополнил коллекцию.
                      9. -1
                        4 апреля 2025 23:23
                        Принимая во внимание факт, что в руководстве Финляндии, как и в большинстве европейских стран заседают "говорящие головы", которые озвучивают повестку из Вашингтона, то неудивительно, что европейские самолеты оказываются в пролёте. Это началось не вчера, но судьба еврофайтера и тайфуна предрешена. Тендеры выигрывают не обязательно лучшие игроки.
                    2. Комментарий был удален.
            2. +3
              3 апреля 2025 01:38
              Цитата: voyaka uh
              "задача- пролететь по маршруту, вывалить из отсека вооружения
              содержимое и вернуться по маршруту назад"///
              ----
              Невозможно представить лучшую похвалу боевому самолету,
              чем та, что представили Вы! good drinks

              Ваш "боевой самолёт"- никакой. Воочию убедились в этом в феврале. Захват в прицел из задней полусферы стал для содержимого кабины Фу35 неожиданностью, которую оно излило на аварийной частоте. Оно пролюбило появление сухого из задней полусферы пытаясь сдвинуть с курса разведчика, будучи уверенным, что разведчик один.
      2. +18
        2 апреля 2025 16:16
        Ну, если шлем Вам будет показывать вместо текущей обстановки резвящихся покемонов, и не будет возможности его снять, то кто угодно запаникует. Пятое поколение однакО, а компы глючат... Какие у него реальные боевые возможности - это военная тайна.
      3. +6
        2 апреля 2025 23:26
        Цитата: майор Юрик
        Оно конечно всяко бывает, но что-то мутит янки-асс! Игрушка стоимостью 120 млн.дол., а нареканий выше крыши.... request

        Очередной вброс, читал я у них (лень сайт искать для подтверждения своих слов) разборку этого инцидента. Там пилот явно слишком перенервничал... Ну как сказать, вроде действовал согласно инструкции, но для спасения самолета не предпринял ни каких попыток. Его и как бы осуждают, но и юридически как бы прав. ИИ рулит. Наши летчики поступили бы по другому и попытались бы выкарабкаться, в этом я уверен. Ну моего поколения летчики.
    2. +15
      2 апреля 2025 16:14
      48 лет пилоту, полковник, опытный летчик, паника тут не причём, электроника стала отказывать видимо по причине шторма и не было гарантии, что она полностью не выйдет из строя, поэтому пилот всё правильно сделал, катапультировался.
      1. +10
        2 апреля 2025 17:17
        Чем сложнее, навороченнее система, тем больше в ней вероятность отказа. Закон природы.
        1. +1
          3 апреля 2025 10:46
          Чем сложнее, навороченнее система, тем больше в ней вероятность отказа. Закон природы.

          По Вашей теории современный смартфон абсолютно неработоспособен.
          Парадокс, не правда ли?
          1. +2
            3 апреля 2025 12:54
            Вы еще ни разу не меняли смартфон?
  2. -1
    2 апреля 2025 16:09
    а что в сша нынче не учат военных летчиков ориентации и полету без электронных гаджетов? позорище
    1. 0
      3 апреля 2025 00:38
      Цитата: Грац
      а что в сша нынче не учат военных летчиков ориентации и полету без электронных гаджетов? позорище

      Было бы позорище... если бы у нас было бы не так!
    2. 0
      3 апреля 2025 11:21
      их наверное еще не учат анализу метеоусловий и уходу на запасной аэродром и не входу в грозовую деятельность. и какого х вылет был осуществлен, если в районе шторм.
  3. +31
    2 апреля 2025 16:12
    11 июня 1964 года во время учебного полёта на Су-9У из 179-го иап в результате потери внимания на предпосадочном круге и опасного снижения скорости катапультировались капитан Мельников и инструктор майор Николаев. После катапультирования самолёт набрал высоту около 1300 метров. После полной выработки авиатоплива он приземлился на пашню в районе аэродрома, получив при этом серьёзные повреждения, и был списан[10].
    25 января 1965 года во время ночного учебного полёта на истребителе Су-9 в результате отказа управления катапультировался подполковник Овчаров. Самолёт приземлился самостоятельно в 32 километрах от аэродрома Сары-Шаган, получив минимальные повреждения и смяв ПТБ. Скорость на посадке составила 400 км/ч, пробег 250 метров. Истребитель был восстановлен.
    Ну и знаменитый МИГ-23М улетевший в Бельгию без пилота. Бывает.
    1. +11
      2 апреля 2025 16:23
      знаменитый МИГ-23М улетевший в Бельгию без пилота.

      Вот это устойчивость.. А то 12 мин
    2. +4
      2 апреля 2025 17:14
      Ну и знаменитый МИГ-23М улетевший в Бельгию без пилота. Бывает.

      Ага помню был такой случай. Советский истребитель пролетел без пилота половину Европы и упал в Бельгии придавив какого-то местного крестьянина. Этот день 4 июля 1989 года для полковника Николая Егоровича Скуридина был первым лётным днём после отпуска.
    3. +2
      2 апреля 2025 19:18
      В Бельгии он ещё, как я помню упал на дом фермера. Скандал был нешуточный.
  4. +5
    2 апреля 2025 16:15
    11 секунд спустя оборудование снова вышло из строя
    Хороша техника!
  5. +5
    2 апреля 2025 16:18
    F-35B, который пролетел без пилота после его катапультирования почти 12 минут
    У нас самолёт, не помню точно марку и тип, пролетел после катапультирования пилота всю западную гейропу, упав уже в Голландии (Нидерландах). Сам полёт начался в воздухе ГДР.
    Вот как самолёты строить надо! fellow
    А тут всего 12 минут! fellow laughing
    1. 0
      3 апреля 2025 10:37
      Не совсем точно.Полёт начался в воздухе польши
  6. +4
    2 апреля 2025 16:20
    всё бывает, в военной авиации подобные случаи нередки и обвинять во всём пилота неразумно

    чёрные ящики должны были бы что-то путное рассказать, если конечно они уцелели
  7. +2
    2 апреля 2025 16:29
    Слабаки! Наш МиГ-23 пол-Европы пролетел без пилота, который поспешил покинуть аппарат (ускорился политдеятель полка winked )
    1. +3
      3 апреля 2025 17:54
      Уточню, летчик служил начальником политического отдела дивизии. Он не поспешил, выполнил команду РП, а двигатель на авторотации запустился, САУ вывела в горизонтальный полет и привет Бельгия.
      1. 0
        3 апреля 2025 18:56
        Даже начПО целой дивизии. Тогда становится ещё понятнее, чего это он так ускорился. Новое мЫшление, перестройка и ускорение, однако.
  8. -1
    3 апреля 2025 08:51
    помехи в электросети во время полёта, которые привели к сбоям в работе радиостанций, транспондера, системы воздушной навигации и системы посадки по приборам, дисплее на шлеме и панорамном дисплее в кабине:
    Ничего себе! И вывод:
    Происшествие произошло из-за ошибки пилота, который неверно диагностировал потерю управления и катапультировался из исправного самолёта.
    По мнению КПМ это был ИСПРАВНЫЙ самолет?! А как выглядит неисправный? Когда отвалились оба крыла и двигатель? Потому что такое положения явно аналогично происшедшему. Это немножко не Фарман 4, у которого компас выпал. Это чуток другой самолет, и если у него начинают глючить практически все приборы, пилотировать его невозможно, и в воздухе он держаться не может. Какие у них там расследования "обьективные"! Слезы с глаз, сопли с носу...
  9. -3
    3 апреля 2025 09:01
    Электропомехи? Да это просто микроволновку кто-то включил! Мда, "литак" явно не жилец.
  10. 0
    3 апреля 2025 20:05
    "При отстреле фонаря кабины при катапультировании металлические осколки вонзились пилоту в шею. Шлем и кислородную маску сорвало порывом ветра. Он также сломал спину."
    Отменная система спасения.
    1. +1
      3 апреля 2025 23:31
      Ну допустим и наши получают компрессионные переломы позвоночника при катапультировании, специальная шторка отсекает потоки воздуха от лица пилота, так шта шлем не срывает. К-36 рулит, практически 100% удачного срабатывания, у американцев только 90%.
  11. 0
    3 апреля 2025 23:44
    Дух машины взбунтовался)
  12. -2
    5 апреля 2025 13:21
    F-35B, который пролетел без пилота после его катапультирования почти 12 минут

    Хорошие новости! Хороший самолет. Отличнейшие орлы-летчики! Замечательная автоматика, и наверное, условия эксплуатации и компетенции. Молодцы! Побольше и почаще!
  13. -2
    5 апреля 2025 13:25
    Цитата: firefox7022
    Ну допустим и наши получают компрессионные переломы позвоночника при катапультировании, специальная шторка отсекает потоки воздуха от лица пилота, так шта шлем не срывает

    На "военной приëмке", передача была про кресла. Летчики, которые вынуждены были у нас катапультироваться, в следующий полет ушли на третий день. В США, с их слов, летчики уходят, как правило, в отставку. За что купил, за то и продаю.
    1. +1
      5 апреля 2025 17:54
      При срабатывании катапульты летчик испытывает перегрузку около 20g. Для здоровья не полезно. В любом случае медкомиссия - по результатам допуск или недопуск к полётам.