Миллиард под крылом – это весело!

83 786 72
Миллиард под крылом – это весело!

Сегодня, уважаемые, мы с вами несколько сменим курс и будем говорить не столько о ТТХ или ЛТХ, сколько о таком направлении, как ФЭХ, то есть финансово-эксплуатационные характеристики. То есть, почём стоит полетать в действительности, и так ли это оправдано.

Совершенно не станем открывать сундуки Полишинеля, обсуждая деньги, да что их обсуждать, и так понятно: для того, чтобы летать, денег надо немерено. А чтобы воевать в небе — примерно в пять раз больше.



И сегодня у нас снова этот самый F-35, который Lightning II.


Выдающийся по своим летным (сомнительно) и финансовым (бесспорно) характеристикам самолет. У которого действительно почти по миллиарду долларов под каждым крылом висит, это почти не шутка: стоимость всей программы F-35 сегодня оценивается в 170 миллиардов долларов. Без стоимости эксплуатации всех изготовленных самолетов. Так что почти в точку.


В некоторых странах (ну, в одной отдельно взятой точно) эксперты считают, что F-35 является вершиной современных технологий истребителей-невидимок, обладая непревзойденным превосходством в воздухе, ударными возможностями и системами радиоэлектронной борьбы.

Но есть и критики, которые утверждают, что при стоимости жизненного цикла F-35 общая цена программы в 1,7 триллиона долларов — это слишком дорого из-за перерасхода средств, проблем с обслуживанием и проблем с программным обеспечением.

Между тем, сторонники программы считают, что пользы от F-35 намного больше, чем кажется: самолет является большим подспорьем в политическом плане: он укрепляет альянсы, расширяет глобальное военное сотрудничество и обеспечивает долгосрочное взаимодействие между США и странами, купившими F-35. Другие считают, что США могли бы инвестировать в более дешёвые альтернативы.

Здесь возникает вопрос на миллиард долларов, который многим в мире экспертов не дает покоя и является предметом споров и обсуждений: является ли F-35 технологическим чудом или пустой тратой бюджетных средств? Дискуссия продолжается и по сей день, а влияние F-35 на военную авиацию мира остаётся неопределённым.

По сути, сегодня F-35 не просто самолет – это полноценное семейство одноместных одномоторных сверхзвуковых малозаметных многоцелевых истребителей различного способа базирования.


Разработанный для выполнения различных задач, включая завоевание превосходства в воздухе, нанесение ударов по наземным целям, радиоэлектронную борьбу, а также разведку, наблюдение и рекогносцировку с построением радиолокационных карт, которые могут быть переданы по сетецентрическим каналам другим участникам современного боевого взаимодействия.

Многие хотели бы видеть F-35 краеугольным камнем военно-воздушных сил США и их союзников. Однако его разработка и внедрение сопровождались значительными разногласиями, не в последнюю очередь из-за его ошеломляющей стоимости.

Что именно делает истребитель столь дорогим самолётом и оправданы ли эти затраты?

Программа F-35 — один из самых дорогостоящих военных проектов в истории. Министерство обороны США не зря огласило общую стоимость в 1,7 триллиона долларов за весь срок службы самолёта.


Столь замечательной (если не сказать честно — астрономической) цифре способствовали несколько факторов:

- первоначальная разработка F-35 была масштабным проектом, включавшим передовые технологии и обширные исследования и разработки. Программа Joint Strike Fighter (JSF), которая привела к созданию F-35, была направлена на производство универсального самолёта для ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты США, а также для международных партнёров. Эта амбициозная цель потребовала значительных инвестиций в R&D, что привело к высоким первоначальным затратам;

- истребитель включает в себя множество передовых технологий, включая возможности скрытности, усовершенствованную авионику и сенсоры. Эти технологии повышают живучесть самолета и эффективность в бою, но также способствуют его высокой стоимости. Например, малозаметные характеристики F-35, которые уменьшают его радиолокационное сечение, требуют специальных материалов и производственных процессов, отнюдь не уменьшавших стоимость.

Три семейства. F-35A (обычный взлёт и посадка), F-35B (короткий взлёт и вертикальная посадка) и F-35C (для базирования на авианосцах). Каждый вариант адаптирован под конкретные потребности различных родов войск, что усложняет и удорожает процесс производства.


Эксплуатация и техническое обслуживание F-35 также требует больших затрат. Передовые и технически сложные системы самолета требуют регулярных обновлений и технического обслуживания, а специализированные компоненты и материалы, используемые в его конструкции, дорогостоящи в производстве и замене. По оценкам Министерства обороны, только затраты на техническое обслуживание составят более 1 триллиона долларов в течение срока службы самолетов.

В программе JSF была принята смелая, но странная стратегия: производство началось, когда разработка и тестирование еще продолжались, то есть процессы шли параллельно. Такой подход должен был, согласно задумкам, сократить общее время реализации проекта, но на деле привел к многочисленным изменениям конструкции, что еще больше увеличило затраты. Поскольку в ходе испытаний были выявлены проблемы, которые пришлось решать «на лету», уже изготовленные самолеты пришлось дорабатывать и модифицировать. А это, в свою очередь, ожидаемо увеличило общие расходы.

Стоит ли F-35 таких вложений?


Вопрос о том, стоит ли F-35 своих высоких затрат, является предметом постоянных споров. Опять же, весьма и весьма обоснованных. Сторонники утверждают, что передовые возможности F-35 оправдывают вложения, в то время как критики указывают на перерасход средств и задержки в реализации программы как на доказательства её недостатков.

F-35 считается одним из самых передовых истребителей в мире, обладающий впечатляющими возможностями в плане малозаметности, объединения работы различных датчиков и сетевых операций. Его способность действовать в условиях высокого уровня насыщения театра военных действий современными системами вооружений и выполнять широкий спектр задач делает его ценным активом для любой современной армии. И использование пусть и отдельно модифицированного, но F-35 армией Израиля – лучшее тому подтверждение.

В программе создания и эксплуатации истребителей F-35 участвуют многочисленные международные партнеры, повышающие оперативную совместимость сил союзников. Это сотрудничество укрепляет глобальную безопасность и способствует более тесным военным связям между странами-участницами. Таким образом, F-35 не только усиливает возможности союзников по НАТО в военном отношении, но и укрепляет геополитические связи между США и их союзниками. То есть привязывает обладателей F-35 к постоянному взаимодействию с США.


F-35 спроектирован таким образом, чтобы оставаться в эксплуатации в течение нескольких десятилетий, а запланированные усовершенствования и модернизация гарантируют, что он будет оставаться актуальным в условиях меняющихся угроз. Сторонники утверждают, что такая долгосрочная жизнеспособность делает его стратегической инвестицией в будущее.

Аргументы против F-35


Тех, кто не видит в F-35 ничего, кроме огромного расхода средств, тоже немало. Да, нельзя не согласиться, что программа F-35 была сопряжена с перерасходом средств и многочисленными задержками, что привело к критике ее руководства и исполнения. Высокие затраты пошатнули оборонные бюджеты и вызвали вопросы критиков об эффективности программы.

Несмотря на свои передовые возможности, F-35 столкнулся с рядом эксплуатационных проблем, в том числе с программным обеспечением, техническим обслуживанием и надёжностью. Эти проблемы повлияли на доступность и производительность самолёта, вызвав опасения по поводу его общей эффективности. Многочисленные крушения и аварии также подлили масла в огонь: многие утверждают, что самолёт просто ненадёжен.

Критики также утверждают, что высокая стоимость F-35 могла бы быть потрачена с большей пользой на другие приоритетные направления в области обороны, такие как модернизация существующих самолётов или инвестиции в беспилотные системы. Они утверждают, что возможности F-35, хотя и впечатляют, могут не понадобиться во всех боевых сценариях.

Последнее, без сомнения, верно. F-35 действительно не такой универсальный самолет, как, скажем, F/A-18 или F-15ЕХ, и не сможет сыграть в небе над гипотетическим ТВД любую роль, но возможности этого самолета все равно высоки.


Что касается денег… Давайте оглянемся и сами себе признаемся, что каждый последующий самолет был обязательно дороже предшественника. И коль мы говорим об американских самолетах, то было бы странно, если бы F-4 стоил дороже, чем F-14, а тот, в свою очередь, превосходил бы в этом плане F-15.

Вырастают, соответственно, и затраты на эксплуатацию. И здесь да, долгосрочные затраты на техническое обслуживание F-35 вызывают серьёзную обеспокоенность у всех без исключения эксплуатантов. По мере старения парка самолётов ожидается рост затрат на техническое обслуживание и модернизацию, что может привести к отвлечению средств от других критически важных оборонных нужд. Несмотря на то, что это более новый самолёт, техническое обслуживание парка уже обходится чрезвычайно дорого, настолько, что некоторые страны ограничивают полеты F-35 именно с целью экономии.

Так что есть F-35, проклятие или благословение?



F-35 представляет собой значительное технологическое достижение и важнейший компонент современной военной авиации. Его расширенные возможности и универсальность делают его ценным и незаменимым активом для США и их союзников, и даже с другой стороны гипотетической линии фронта нельзя это не признать — F-35 самолет выдающийся, но... Высокая стоимость программы, эксплуатационные проблемы и постоянные расходы на обслуживание вызвали сомнение в его общей ценности. Причем не в лагере потенциальных противников, какими являемся мы и Китай, а в лагере своих. И вот это очень странно.

К сожалению, четкого ответа на дебаты по F-35 нет. Для тех, кто отдает приоритет передовым технологиям и глобальному военному партнерству, преимущества F-35 могут перевесить его издержки. Однако высокая стоимость программы остается спорным вопросом для тех, кто обеспокоен бюджетной эффективностью и альтернативными оборонными решениями.

И вот здесь-то и главный аспект зарыт: если F-35 не отвечает предъявляемым ему требованиям в плане финансов, не проще ли остановить мельницу, перемалывающую миллиарды и миллиарды, и… далее NGAD?

Здесь есть куда думать. F-22 американские военные давно хотят куда-то сбагрить, потому что самолет, мягко говоря, не боевой. Он истребитель, да, но истребитель бюджета. F-35 улетел немного дальше, но по соотношению «цена/эффективность» ему до F-15 очень далеко. Как Porsche «Кайенн»: оно как явление на внедорожник похоже, колеса большие, привод полный, понтов просто немерено, но если с асфальта съезжать, то тут лучше «Паджеро» да «Крузак». Вот примерно так и с F-35. Самолет действительно серьезный, новаторский и всё такое, но как в бой — лучше старые проверенные F-15 да F-16.


Может, сразу – через поколение и в дамки?


Но по теме NGAD мы уже сказали столько, что добавить что-то новое сложно. Истребитель следующего поколения для завоевания превосходства в воздухе, который мы знаем как NGAD, находится под пристальным вниманием, поскольку его противники указывают на высокую стоимость, отсутствие точных технических характеристик и несоответствие приоритетам Министерства обороны.

В целом — очень похоже на то, что происходит вокруг F-35, но с более далеко идущей перспективой.

Вообще, министр обороны Пит Хегсет в настоящее время больше озабочен охраной южной границы с Мексикой, чем изучением возможностей возобновления программы по созданию истребителей, которая зависла в режиме оперативной паузы. Зато ниже разворачиваются даже более крутые по накалу дискуссии относительно старых/новых самолетов.

Есть те, кто считает: NGAD не нужен, с обеспечением безопасности вполне справятся имеющиеся в наличии F-35 и F-22, а еще одной такой программы военный бюджет может и не пережить. Конечно, может и пережить, вопрос — какой ценой. И смогут ли F-35 и F-22 благополучно прослужить время, необходимое для разработки следующих поколений.

Сторонники NGAD считают, что этот перспективный самолёт является лучшим вариантом для будущих войн с Россией и Китаем — странами, у которых есть собственные программы по созданию истребителей 6-го поколения.


По мнению многих сторонников программы, NGAD — самый жизнеспособный вариант из всех разработанных за истекшие 30 лет, возможно, он даже более жизнеспособен, чем F-35. Но здесь у нас снова возникает цена. А цена — это то, что может запросто убить NGAD, потому что 300 миллионов долларов за единицу — это, простите, в три раза дороже, чем любая версия F-35. И это козырь, который крыть практически нечем.

Именно потому будущее NGAD туманно. У проекта много сочувствующих и заинтересованных, но и противников более чем достаточно. И каких…

Конечно, если взять десяток экспертов и генералов, которым не нравится NGAD, и одного Илона Маска, который очень гневно критиковал всю программу F-35… За F-35 становится страшновато. Но, надо сказать, Маск в правительстве – это, возможно, ненадолго. Хотя его кавалерийские наскоки на программу с заявлениями о том, что самолеты F-35 в частности и пилотируемые полёты в целом не соответствуют потребностям будущего, на многих произвели неизгладимое впечатление.

Нужен беспилотный корабль-носитель? Без проблем, чтобы успокоить Маска и других критиков, может быть создана малозаметная масштабная беспилотная версия NGAD. Кстати, заодно это успокоит и еще одного поклонника БПЛА – министра обороны Хегсета.

И действительно, ВВС объявили, что недавно были представлены прототипы их нового дрона «Верный ведомый» под названием «Совместный боевой самолёт» (CCA). С помощью такого маневра NGAD может стать базой для CCA, если программа будет расширена. То есть пилотируемый вариант NGAD может использовать CCA для более точного наведения, ведения радиоэлектронной борьбы и сбора разведывательных данных. В перспективе – нормальные боевые действия, но в перспективе весьма отдаленной.

Руководители ВВС, выступавшие на недавней конференции в Колорадо, не рассматривали другие варианты. Один генерал сказал, что ВВС не «прячут голову в песок» и не отказываются рассматривать различные решения, которые могут обеспечить превосходство в воздухе в условиях противостояния китайским и российским истребителям.

Но ВВС не могут сидеть сложа руки и «ничего не делать», когда речь идёт о будущих американских истребителях, объяснили в руководстве ВВС.


В целом, вся эта суета с NGAD – она смотрится своеобразно, особенно учитывая тот момент, что китайские прототипы уже вовсю летают. Но кроме отставания в плане времени, есть еще один фактор. И он опять-таки денежный!

Хегсет призвал к 8% сокращению расходов в каждый из следующих пяти лет. Это равносильно сокращению расходов примерно на 50 миллиардов долларов. Неясно, как это повлияет на усилия по оборонным закупкам, но министр обороны обозначил свои 17 приоритетов, и NGAD в этот список, увы, не входит. Противоракетная оборона и ударные подводные лодки необходимы больше, чем самолеты.

Хегсет призвал сосредоточить бюджет на «Железном куполе» или «Золотом куполе», которые, по словам президента Дональда Трампа, должны защищать Соединённые Штаты от вражеских ракет. Хегсет не раз заявлял, что программа постройки новых стратегических подводных лодок должна быть полностью профинансирована.

Вообще, конечно, военно-воздушным силам необходимо заглянуть в будущее и понять, чего они хотят добиться с помощью истребителя шестого поколения. Вот что является главной задачей для американских военных, а не бездумная гонка по вертикали за огромным бюджетом.

Перед командованием авиации стоит очень много насущных вопросов, некоторые из них мы попробуем сформулировать:
- Утратило ли превосходство в воздухе свою актуальность?
- Как будет выглядеть превосходство в воздухе в будущем?
- Нужно ли силам НАТО вообще превосходство в воздухе?

И, пожалуй, только на последний из трех вопросов есть ответ: да, необходимо. И в настоящем, и будет необходимо в будущем.


Для того чтобы программа NGAD перешла из своего нынешнего состояния «паузы», в бюджете должно быть больше средств на исследования и разработки. Бывший министр военно-воздушных сил при администрации Джо Байдена Фрэнк Кендалл заявил, что программе NGAD потребуется 20 миллиардов долларов на разработку, чтобы завершить первоначальные планы по проектированию и двигательной установке.

Цифра душевная, особенно если перевести ее в F-35. «Всего-то» 200 самолетов на аэродромах, или окончание теоретических изысканий. А ведь работы по В-21 «Рейдер» пока никто не отменял, и Военно-воздушные силы вложат значительные средства в строительство как минимум 100 самолётов, которые будут готовы к началу 2030-х годов. Если будут готовы.

Сторонники абсолютного превосходства в воздухе хотели бы, чтобы и NGAD, и B-21 были готовы в следующем десятилетии, но сокращение расходов на 50 миллиардов долларов в год ставит программу NGAD под угрозу.

Вот такой интересный расклад, чаша весов качается, но когда она остановится — сказать трудно. Однако пока NGAD в стадии приостановки, пока на него будут искать деньги, абсолютно в том же состоянии будет и F-35. Однозначно, самолёту начертано большое во всех смыслах будущее.

Ну а хранить Америку на своих крыльях станут все те же F-15 и F-16, которые, прямо скажем, вполне способны это сделать.


И – самое главное – намного дешевле, что для современных Соединенных Штатов очень важно. Хотя миллиард на крыле – это впечатляет!
72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    5 апреля 2025 04:39
    Производство современного истребителя с полноценной цепочкой от добычи редких природных ископаемых до современных технологий углеводородного волокна могут позволить себе только три страны США, Россия, Китай.Это реально дорого...очень дорого для стран третьего мира.
    Однако применять ультра современный самолёт как показали воздушные бои на Украине на ЛБС насыщенной ПВО очень рискованно...будут сбивать.
    Не напасешься самолетов и денег.
    1. 0
      5 апреля 2025 05:19
      ПВО использовалось во всех войнах, где применялась авиация. И самолеты всегда сбивали/уничтожали - где то больше, где то меньше.
      Для минимизации потерь своих самолетов наступающая сторона проводит подавление ПВО.
      Завоевывает господство в воздухе. И побеждает, а противник подписывает свою капитуляцию.
    2. -1
      5 апреля 2025 18:57
      Не напасешься самолетов и денег.
      Резонное замечание. Но если экстраполировать в будущее, то такие проекты как F-35 это платформа для новых разработок и новых исследований. Сколько там денег было потрачено это дело десятое, значит могли себе позволить!? У нас тоже имеются свои не менее успешные разработки СУшек и плевать сколько это стоит. Сейчас, при Белоусове средства тратятся подконтрольно и это главное. Я уже писал как-то, что новое поколение "птичек" должно иметь гиперзвук и манёвренность соизмеримую с ракетой для повышения неуязвимости перед ПВО. Данная концепция должна полагаться на элементы ИИ и управление через спутники для начала. А далее, по возможности, и полную автономность. Но это уже будет совершенно другая история.
      1. SAG
        +3
        6 апреля 2025 02:39
        новое поколение "птичек" должно иметь гиперзвук

        На каком виде топлива должна двигаться и маневрировать такая птица?
        Какой радиус действия предполагаете с учётом энергичного маневрирования на скоростях от 5 махов и выше?
        Какой размер баков для горючего должен быть? Общий вес примерно...?
        Вы насмотрелись роликов про авангард видимо? Так у него задача одна грохнуться о землю с большим выделением энергии.
        "Фантазёр - ты меня называла...)) "
        Думаю диалог можно продолжить лет через 200...
        1. 0
          6 апреля 2025 07:43
          На каком виде топлива должна двигаться и маневрировать такая птица?

          Гиперзвуковые двигатели не должны работать постоянно, я уже писал об этом. Применение гиперзвука должно использоваться порциями: это могут быть манёвры уклонения от ракет противника, резкое удаление при смене троэктории. За оптимальные манёвры с использованием гиперзвука должен отвечать ИИ, или автоматика на худой конец. Вы мыслите как человек, а такого типа маневрирование ничего общего с управление пилотом не имеет, как и те перегрузки которые будет испытывать машина. Вес "птички" вероятно будет в два раза меньше текущих экземпляров, масса боевого снаряжения ниже, размеры в 1.5 меньше. Численность таких боевых машин должна исчисляться сотнями. Основное их назначение внезапная атака или прорыв. Рано или поздно такие машины появятся и вероятно Китай будет первой страной которая создаст что-то подобное.
          1. +2
            6 апреля 2025 22:41
            Гиперзвуковые двигатели не должны работать постоянно, я уже писал об этом. Применение гиперзвука должно использоваться порциями: это могут быть манёвры уклонения от ракет противника, резкое удаление при смене троэктории.


            Ну если физику не учить, то можно такое писать. У вас самолет в плотных слоях атмосферы таки трюки будет проделывать? А если у вас может так летать самолет, то ракета ПВО сможет еще быстрее и манёвреннее и при этом еще и дешевле будет и значит самолет снова обречем, мы вернулись от того с чего начали.

            Численность таких боевых машин должна исчисляться сотнями. Основное их назначение внезапная атака или прорыв. Рано или поздно такие машины появятся и вероятно Китай будет первой страной которая создаст что-то подобное.


            Ну вообще у нас есть примеры подавления ПВО, евреи в операции Медведка и американцы во время Бури в Пустыне, без всяких чудо гиперзвуков и ИИ обошлись.
    3. +1
      5 апреля 2025 19:21
      ..не понял а Европа с его ЕвроФайтером а Фрация с Рафалем.. даже Турция что-то там анонсировала по Файтеру 5-го поколения..а опыт СВО показывает что ВВС сами по себе и ВВС в связке с ..дронами космосом и вплоть до СПЕЦНАЗа(как например в войне против Ирака когда с начала тупо раздолбали ПВО а потом воевали в Чистом небе а не ..как на СВО когда..да совсем как Вьетнам когда поставки вооружения идут по тропам Хо_Ши _Мина и С-75 убивают Фантомы и Стратофортресы но ведь мы не учимся на чужих ошибках нет...)а так ВВС оказались в роли...да как дойчевские U-boat в войне в Атлантике и так-же как те отступили к ЛБС и на територию 404 не залетают..так-что тут дело не в крафтах и $$$ а в стратегии(точнее в её отсутствии)
  2. +22
    5 апреля 2025 05:05
    Роман, обучите нейросетевую модель на своих старых статьях, сможете выдавать ещё больше текста не напрягаясь
    1. 0
      5 апреля 2025 15:27
      Это оно и есть. Очевидная нейросетевая фигня.
  3. -1
    5 апреля 2025 05:11
    Ну а хранить Америку на своих крыльях станут все те же F-15 и F-16, которые, прямо скажем, вполне способны это сделать.

    Ф-15 350 шт.
    Ф-16 700 шт.
    Ф-35 400 шт. (общее количество произведенных больше 1000 шт.)
    Это количество не соизмеримо, конечно, с количеством самолетов. использовавшихся в последней большой войне.
    Но все же, вероятно достаточное, что бы они могли позволить себе всякие эксперименты.
  4. -3
    5 апреля 2025 05:27
    Вопрос ещё в чём? Когда США и НАТО наберёт критическую массу вооружений, например больше всех видов вооружений там в пять-десять раз чем У России, Китая, КНДР, тех же хуситов не возникнет ли соблазн решить все экономические и политические проблемы одним махом ТМВ? (третьей мировой войной). Это в том случае если то что сейчас делает Трамп в экономике с пошлинами не достигнет нужного результата на его взгляд.
    Нам же и Китаю нужно как никогда укреплять свою военную составляющую, и развивать экономические связи между собой, и в принципе с БРИКСом и дружественными странами. Я бы назвал это автономным плаванием без захода в порты США.
    Будет такая же ситуация как в СССР в тридцатые годы всё своё. И товары, продовольствие, и производство до болтов и гаек и гвоздей.
  5. +4
    5 апреля 2025 05:37
    Цитата: MidnightBear
    Роман, обучите нейросетевую модель на своих старых статьях, сможете выдавать ещё больше текста не напрягаясь

    Не надо...она столько глупостей пишет что диву даёшься...текст вроде правильный, а суть мысли на уровне питекантропа...понимаешь где человек пишет, а где машина.
    1. +1
      5 апреля 2025 14:28
      Можно подумать статьи Скоморохова лучше. Жонглирует фактами как ему удобно.
  6. 0
    5 апреля 2025 06:15
    Цитата: Солдатов В.
    не возникнет ли соблазн решить все экономические и политические проблемы одним махом ТМВ? (третьей мировой войной)

    Она уже стучится к нам в дверь...реально..."их там нет" НАТО воюют с нашей армией и гражданскими...фактов полно.
    1. +2
      5 апреля 2025 07:55
      Пока что НАТО на войну не явилось. Реально - работает "современный ленд-лиз"
      1. -1
        5 апреля 2025 08:09
        Цитата: Владимир-ТТТ
        Пока что НАТО на войну не явилось.

        Официально да...
        неофициально офицеры НАТО дохнут пачками на этой войне. smile
        Их как бы нет...но они как бы есть...тем и хороша прокси-война.
        1. 0
          5 апреля 2025 08:28
          Цитата: Леха с Андроида.
          неофициально офицеры НАТО дохнут пачками на этой войне.

          На любой войне есть некоторый процент "сторонних".
          Только на майдане почему то никого из России не оказалось.
          Ну и насчет "пачками" - тут уж поумерьте осетра.
          Инфа об этом из каких СМИ - их или наших?
        2. 0
          8 апреля 2025 15:59
          Ага только ни одного офицера не показали. А техника НАТО в Украине, по крайней мере современная (годов 10-х) там либо отсутствует, либо имеется в гомеопатических количествах.
          Будь там реально НАТО, война бы уже кончилась.
          У ес разных истребителей больше чем самолётов в РФ. Сюда добавляем например южную Корею, Канаду и т.д.
          1. KCA
            0
            12 апреля 2025 13:18
            Показывали могилку американского генерала, который, не сказано, где-то погиб во время СВО
  7. +7
    5 апреля 2025 07:33
    Дорого, не дорого - это их проблемы. При всей умопомрачительной сумме, тем не менее наклепали не одну сотню. Нам бы так.
    1. +1
      5 апреля 2025 19:13
      Цитата: Алексей 1970
      Дорого, не дорого - это их проблемы. При всей умопомрачительной сумме, тем не менее наклепали не одну сотню.

      если посчитать прямо в "лоб" и поделить украденные при великом полководце деньги на цену Ф35, мы бы смогли всю эту тысячу произведенных самолетов купить. Победа в войне приносит фантастические прибыли при должном умении и все расходы покрывает, особенно если враг вскинет лапки и сам сдастся после боев с вооруженными дронами зулусами. А дорого иметь вороватых министров и генералов
  8. +4
    5 апреля 2025 07:43
    Так-то F35 это часть новой системы управления вооруженными силами, т.с. вершина айсберга и дело не в самом самолёте.
  9. -4
    5 апреля 2025 08:01
    Здесь, как посмотреть. Критерий эффективности - уничтожение русского народа. то очень и неплохо. Пока все про бюджет, про F-35, про шестое поколение... Высокие и финансово меговысокие темы. А пока Россия вымирает по 500 000 и чуть больше в год. Только Голикова и Матвиенко сиё заметили скромно.
    1. +5
      5 апреля 2025 10:40
      вы так говорите как будто F35 в этом виноват
  10. -5
    5 апреля 2025 08:46
    Цитата: Владимир-ТТТ
    Ну и насчет "пачками" - тут уж поумерьте осетра.
    Инфа об этом из каких СМИ - их или наших?

    Не поумерю...инфу вы найдёте, если хорошо пороетесь...гибли и французы и поляки и британцы и американцы и даже чешские офицеры smile.
    Ну а если вы этого не видите или не хотите видеть... ну это не моя проблема. hi
    1. +7
      5 апреля 2025 09:58
      Цитата: Леха с Андроида.
      Не поумерю...инфу вы найдёте, если хорошо пороетесь...гибли и французы и поляки и британцы и американцы и даже чешские офицеры

      Вы скромно не заметили вопрос - откуда инфа?
      Тут наблюдается интересный парадокс:
      1. Почему то все (практически все) статьи здесь, на ВО, базируются на вражеской инфе - НАТО, Америка, Европа, Украина. Своего - остаточный принцип - только рассказывать про зверства на оккупированных территориях.
      2. После того, как на первом году боевых действий официальный Конашенков раз пять уничтожил ВСУ, на отечественные официальные СМИ перестали обращать внимание.
      3. И вот теперь - никто не отрицает, что "их там есть" - но про то, что гибнут именно пачками - большое сомнение. Отсюда и вопрос - откуда инфа? И есть она у вас вообще, или фантазии ваши?
      4. Вишенкой на торте - ваше предложение искать инфу самому. У вас, получается, ее нет? И вы даже не можете указать - это наши официальные СМИ такое заявляли или нет*
  11. +7
    5 апреля 2025 08:54
    Удивляет позиция автора по поводу "неимоверно" больших расходов по проектированию, созданию и эксплуатации Ф-35. Они могут себе это позволить. Автор прямо изрыдался по этому поводу. Мой совет, бесплатный, - не считайте деньги в чужом кармане, это не этично.

    Ну а хранить Америку на своих крыльях станут все те же F-15 и F-16, которые, прямо скажем, вполне способны это сделать.

    Автор намекает на то, что с нашими Сушками и эти вполне справятся.
    Читал в какой-то статье, возможно такого же автора, как наш уважаемый Скоморохов, что Ф-22 сняли с производства по причине его дороговизны.
    И приняли в производство еще, если верить автору, более дорогой Ф-35.
    Где логика? А она есть - наверное Ф-35 все таки лучше Ф-22
    Один двигатель у Ф-35 говорит о многом. Не знаю, я в этом не разбираюсь от слова совсем.
    Но мне неприятна логика автора. Казалось бы радоваться надо - матрасники этим самолетом подрывают свой бюджет, ан нет, автор прямо изрыдался по этому поводу. Ведь всем известно - создание нового вида вооружений, это создание новых технологий, материалов. Это шаг вперед во всех сферах деятельности государства. Нам бы столько инноваций, сколько есть у матрасников.
    1. -1
      5 апреля 2025 11:44
      Цитата: красноярск
      Они могут себе это позволить

      Не могут. От этого и очень сильное падение уровня боеспособности семейства Ф-35, что отмечает GAO
      1. +3
        5 апреля 2025 16:13
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Не могут.

        Не могут, но позволяют. Они настолько тупые? (по-Задорнову) Или таки настолько богатые, что могут?
        И Ф-35 летают, и воюют, кстати. Плохо или хорошо не мне судить.
        А евреи почему взяли себе этот самолет, ведь очень дорог в обслуживании? Да и против кого? Против арабов? Так с ними и Ф-16 легко может справиться, дешево и сердито.
        1. 0
          5 апреля 2025 16:39
          Цитата: красноярск
          Не могут, но позволяют.

          Вы, кажется, не читаете то, что Вам пишут. Давайте попробуем еще раз
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Не могут. От этого и очень сильное падение уровня боеспособности семейства Ф-35, что отмечает GAO

          У них процент боеготовых Ф-35В в КМП - меньше 15%
          То есть по факту имеем следующее. Сперва хотели заменить на Ф-35 большое количество самолетов, включая Ф-16, А-10 и т.д. и т.п. Но замена не получилась, в войсках Ф-35 все еще много меньше, чем предполагалось. Но даже и это меньшее количество самолетов американцам не удается своевременно обслуживать и обеспечивать техническую готовность.
          То есть у США не получается ни произвести задуманное количество самолетов в срок, ни обеспечить приемлемое техническое состояние тех, которые все же смогли произвести.
          Цитата: красноярск
          А евреи почему взяли себе этот самолет, ведь очень дорог в обслуживании?

          У США и Израиля очень... особые отношения. Поэтому, тот факт, что Ф-35 дорог в обслуживании, не означает, что он дорог в обслуживании для Израиля. Вот, к примеру, недавно израильтяне купили еще 25 Ф-35. На дотации, выделенные США на оборону Израиля:))))))
          1. 0
            5 апреля 2025 16:45
            Цитата: Андрей из Челябинска
            что отмечает GAO

            И Вы этой информации доверяете. А нужно?
            1. 0
              5 апреля 2025 17:36
              Цитата: красноярск
              И Вы этой информации доверяете. А нужно?

              Это, на секундочку, информация американских аудиторов, проверяющих состояние ВС США. У них эта инфа открыта. Так что да, они заслуживают доверия.
              1. 0
                6 апреля 2025 07:49
                Цитата: Андрей из Челябинска

                Это, на секундочку, информация американских аудиторов, проверяющих состояние ВС США. У них эта инфа открыта. Так что да, они заслуживают доверия.

                Тады ой! hi
          2. +1
            6 апреля 2025 08:00
            Цитата: Андрей из Челябинска
            У США и Израиля очень... особые отношения.

            Секундочку, тогда у США со всеми, купившими самолет, особые отношения? Странно как-то. Все знают о том, что самолет дорог в обслуживании и эксплуатации, даже у производителя
            Цитата: Андрей из Челябинска
            У них процент боеготовых Ф-35В в КМП - меньше 15%
            , а что тогда будет у покупателей, и вместе с тем покупают. Вы не находите, что тут отсутствует логика?
            1. 0
              6 апреля 2025 10:20
              Цитата: красноярск
              Секундочку, тогда у США со всеми, купившими самолет, особые отношения?

              Конечно, нет. Именно поэтому, например, Германия, поэксплуатировав Ф-35 решила дальнейшее обновление ВВС осуществлять посредством еврофайтеров.
              Цитата: красноярск
              Вы не находите, что тут отсутствует логика?

              А в чем ее отсутстсвие? Покупать у США очень политично, кроме того, Ф-35 все же международный проект. Что брали сырой самолет - такое не в первый раз, Ф-16 тоже сырым был когда-то, потом довели. Проблема в том, что когда покупали, не видели каких-то непреодолимых проблем. А они потом наступили у самих США
          3. 0
            8 апреля 2025 15:41
            Простите меня конечно.Но какой же вы бред пишите тут. Есть даже сомнения ,а адекватный ли вы человек?:-).
            1. 0
              8 апреля 2025 17:05
              Цитата: asmadei
              Но какой же вы бред пишите тут.

              Что именно из сказанного Вам кажется бредом?
              Цитата: asmadei
              Есть даже сомнения ,а адекватный ли вы человек?:-).

              Видите ли, в моем понимании адекватный человек, ведя дискуссию в интернете, четко формулирует то, с чем он не согласен у оппонента и причины своего несогласия. Также адекватный человек обсуждает предмет дискуссии, а не личность своего оппонента.
              Поскольку Вы не делаете ни того ни другого, Вы совершенно убедили меня в Вашей неадекватности. Соответственно, с моей точки зрения, важность Вашего мнения обо мне невозможно недооценить:)))
    2. +2
      5 апреля 2025 15:28
      Цитата: красноярск
      что Ф-22 сняли с производства по причине его дороговизны.
      И приняли в производство еще, если верить автору, более дорогой Ф-35.
      Один F-22 дороже одного F-35.
      Цитата: красноярск
      А она есть - наверное Ф-35 все таки лучше Ф-22
      По ЛТХ F-22 круче F-35. Но F-22 не имеет будущего. А F-35 сделали с модульной архитектурой (можно улучшать не переделывая весь самолет, как комп) и с интеграцией в сети управления войсками. Софт у F-35 гораздо лучше.
      После развала СССР у США появились изделия, которые очень дороги, но избыточны в сложившейся ситуации. У ВВС это F-22, у ВМФ это Си Вульф, у сухопутных - САУ Crusader (в серию не пошел). Их преемники (Ф-35, Вирджиния, М777) попроще, но дешевле. Оружие почти мирного времени, так сказать.
      1. +1
        5 апреля 2025 16:18
        Цитата: bk0010
        По ЛТХ F-22 круче F-35.

        Читал, что Ф-15 в последней модификации очень крут, но, не смотря на это, продолжают клепать Ф-35. В чем подвох?
        1. 0
          5 апреля 2025 17:42
          Цитата: красноярск
          Читал, что Ф-15 в последней модификации очень крут, но, не смотря на это, продолжают клепать Ф-35. В чем подвох?
          Это разные самолеты. На наши деньги Ф-35 это Миг-35, а F-15EX это Су-34.
          1. +1
            6 апреля 2025 07:48
            Цитата: bk0010
            Это разные самолеты. На наши деньги Ф-35 это Миг-35, а F-15EX это Су-34.

            Спасибо, понял. hi
    3. 0
      8 апреля 2025 16:03
      Стоит отметить что ф 35 заменяет сразу 3-4 сам самолёта (ф 16, ф 18, Харриер и а 10). К тому же это многофункциональный самолёт, а ф 22 все же скорее для воздушного боя
  12. +1
    5 апреля 2025 09:09
    . затраты на техническое обслуживание составят более 1 триллиона долларов в течение срока службы самолетов.

    Да, деньги потрачены огромные и ещё больше, будет потрачено в будущем. Но, если этот самолёт инструмент разрушения других государств, что бы потом выкачивать их ресурсы себе в "карман", то все затраты будут оправданы.
  13. +6
    5 апреля 2025 09:20
    Цена F35 это последнее на что нужно нам обращать внимание. Тем более печатный станок к США находится , ну и плюс они подсадили на иглу нового самолёта всё НАТО. Он для них безальтернативный.

    По техническим характеристикам это отличнейший самолёт, который может сделать партию и нанести в чём то обезаруживающий удар по противнику в начальном этапе при игре нервов, когда понятно что вероятность войны огромная.

    Его преймущество это очень небольшая граница обнаружения, что заставит противника нервничать и выставлять бесконечные дозоры , держать в напряжении летный состав.

    Конечно для такой большой страны как Россия это в большой степени не актуально, хотя и тут есть проблемы касающиеся возможности противнику выйти на удар пуска ТЯО по передовым частям и инфраструктуре и в зоне поражения не только западные регионы, но и рубежи пуска РВСН даже в Ясном на границе с Казахстаном в зоне присутствия баз НАТО в среднеазиатских республиках.

    Поэтому можно что угодно о F35 писать, но это чрезвычайно эффективный самолёт уже сейчас. Да понятно что наша Сушка лучше в повседневном использовании и потенциально сильнее когда конфликт уже произойдет и эффекта внезапности уже не будет и в НАТО не будет времени готовить самолёты к вылетам в режиме малозаметности , а будут просто летать без восстановления радиопоглащающего покрытия и надеюсь наше ПВО и авиация сильно прижмут хвоста противнику а это как раз и может произойти т к. НАТО не сможет нанести обезаруживающий удар и мы успеем ответить так больно что НАТО не сможет вывезти всей сущности катастрофы которая обязательно возникнет в регионе где проживают более 700 миллионов населения,им уже по большому счету не до нас будет....
    Ну а для других стран ф35 это будет просто палач
  14. +4
    5 апреля 2025 09:47
    Имхо, лажа...
    Вместо того ,чтоб сказать чтото новое, идет перемывание старых давно известных косточек, и много воды
    А имхо, суть проста. Маленький однодвигательный стелс-бомбардир, который тащит оружия почти столько-же как и более тяжелые двухдвигательные СУ, видит одиночный танк на земле за 40 км (здесь писали), и может отбиться от истребителя сам, если что (здесь писали ,что и радар у него неплохой как водух-воздух)

    Вот про это авторы както стараются не упоминать.

    да, дорогой час полета, но зато стелс, и явно дешевле чем час полета полноценного бомбардира....

    Усе, что еще нужно то? незаметно налететь, ударить, и скрыться... На море за ним вообще некому особо гоняться... на суше - уж как повезет ,но бой истребителю, если не скроется в стелсе, дать может....
    1. +2
      5 апреля 2025 11:49
      Цитата: Макс1995
      А имхо, суть проста. Маленький однодвигательный стелс-бомбардир

      Ничоси, маленький. У Су-35 нормальная взлетная масса 25,3 т, у Ф-35А - 24,5 т
      Цитата: Макс1995
      да, дорогой час полета, но зато стелс, и явно дешевле чем час полета полноценного бомбардира....

      Явно дороже. У Ф-15ЕХ час полета 29 тыс. долл, у Ф-35 - до 45 тыс. долл.
      1. -1
        5 апреля 2025 19:51
        ха-ха. Вы троль на зарплате, или как? .тк написанное у Вас - выглядит как мошеннический увод в сторону.
        1)Су 35 пустой: 19 000 кг, Ф35 А - 13 290 кг (по вики)
        2) F-15EX Eagle II — американский многоцелевой истребитель (по вики) - а не бомбер.
        т.е рабочая лошадка истребителя на основе прежних Ф15. Естественно, будет дешевле.
        3) Ф35 - аналог Су-34 истребителя-бомбардировщика (Вес пустого: 22 500 кг) , а не Су 35 (многоцелевой сверхманёвренный истребитель) (вики)
        1. +2
          5 апреля 2025 21:16
          Цитата: Макс1995
          ха-ха. Вы троль на зарплате, или как? .

          Да, я тролль. На зарплате:))))) Отрабатываю свои 30 сребренников:)
          Цитата: Макс1995
          1)Су 35 пустой: 19 000 кг, Ф35 А - 13 290 кг (по вики)

          Мне казалось, Вы имели ввиду не "легкий"/"тяжелый", а размеры самолета, каковые лучше отражает нормальная взлетная. Вы же не писали "легкий", Вы писали
          Цитата: Макс1995
          Маленький однодвигательный стелс-бомбардир

          А так-то да, цифры пустого Ф-35 и Су-35 более-менее верные
          Цитата: Макс1995
          2) F-15EX Eagle II — американский многоцелевой истребитель (по вики) - а не бомбер.

          Не поверите, но Ф-35 - тоже не бомбер ни разу, а именно многоцелевой истребитель:)))))
          А теперь, давайте-ка небольшой ликбез, бо Вы в нем явно нуждаетесь.
          В США истребитель завоевания господства в воздухе и тактический бомбардировщик сделаны на базе одной и той же машины - Ф-15. Только одноместный Ф-15С/Д - истребитель, а двухместный Ф-15Е - тактический бомбер. По сути, его можно рассматривать как аналог нашего Су-30, но только если мы Су-30 используем именно как многоцелевой, то американцы свои Ф-15Е для боев в воздухе не привлекают вообще. Только самозащита. Хотя по ТТХ Ф-15Е очень даже годная для воздушного боя машина.
          А потом американцы разработали поколение 4++ - Ф-15Х на замену Ф-15С/Д и Ф-15ЕХ на замену Ф-15Е. Но в итоге решили не мудрить, и Ф-15Х не строить вообще, а Ф-15ЕХ передавать на замену Ф-15С/Д. Это как если бы мы Су-35 сделали не как развитие Су-27, а как развитие Су-30.
          Поэтому сравнение Ф-35 как тактического бомбера с Ф-15ЕХ совершенно правомерно и правильно. Ф-15ЕХ тяжелее, он двухместный, изначально ориентированный именно на роль тактического бомбера, тащит куда больше груза, обладает очень мощной авианикой и проигрывает Ф-35 только в стелсе.
          Цитата: Макс1995
          Ф35 - аналог Су-34

          Совершенно нет. Ф-35 - не является тактическим бомбардировщиком, это многоцелевой истребитель. МиГ-35 и Су-75 его аналоги, если хотите среди наших самолетов ему аналогии искать
          1. 0
            6 апреля 2025 14:34
            Жульнически жонглируете словами.
            1)Как ни смотри, по габаритам, по весу, Ф35 явно меньше этих СУ.
            2) Можно хоть Ф15 звездным крейсером назвать, но он модификация старого истребителя. т.е. а) дешевле в полете б) не соответствует моему комментарию "полноценного бомбардира"
            в)Ф35 можно называть хоть "многоцелевой истребитель", хоть "тактического бомбера" хоть еще както (как и делают в инете) - суть не меняется. Маленький однодвигательный стелс...чегото там.
            1. +1
              6 апреля 2025 14:58
              Цитата: Макс1995
              Жульнически жонглируете словами.

              Конечно. Я известнейший жулик
              Цитата: Макс1995
              2) Можно хоть Ф15 звездным крейсером назвать, но он модификация старого истребителя. т.е. а) дешевле в полете б) не соответствует моему комментарию "полноценного бомбардира"

              Соответствует. Просто Вы этого не знаете, и не желаете признавать после пояснений, хотя о том, что Ф-15Е - именно тактический бомбер знают все, кто хоть немного владеет предметом.
              Цитата: Макс1995
              Ф35 можно называть хоть "многоцелевой истребитель", хоть "тактического бомбера" хоть еще както (как и делают в инете) - суть не меняется.

              И суть эта - многофункциональный истребитель, а совсем не то, что Вам мерещится
  15. 0
    5 апреля 2025 10:26
    Еще больше вздохов Романа о любви к сексапильным пингвинам. Роман так любит этих пингвинов, ему бы так хотелось, чтобы эта тысяча пингвинов пролетела над Россией. К сожалению, объект привязанности Романа вылупляется из яиц далеко за океаном. Но не волнуйтесь, дорогой Роман, пингвины начинают мигрировать, их уже можно увидеть в Европе. Возможно, однажды они доберутся до России drinks
  16. +1
    5 апреля 2025 10:29
    Статья - сборник американской рекламы на свой самолет. Это именно американцы всячески восхваляют техническое совершенство своей техники, а в качестве недостатка (должен же он быть, иначе покупатели в достоверности будут сомневаться) приводят стоимость - типа, да, дорого, но ведь отличная же вещь.
    Реально уже сто раз говорили, что самолет не сверхзвуковой ни разу, заметный и в длинноволновом радиодиапазоне, и в инфракрасном, насет мало вооружения, непригоден для маневренного боя, и вот опять - техническое совершенство. Не надоело?
    Вообще, у меня впечатление, что под ником "Роман Скоморохов" скрывается целый коллектив авторов. Статьи в совершенно разном стиле, иногда интересные, иногда - вот как эта - бестолковые.
  17. +1
    5 апреля 2025 10:37
    Хороший американский бизнес проект. Можно не сомневаться, что деньги вложенные в эту программу вернутся к дяде Сэму с ощутимой прибылью. А будет этот самолет воевать или не будет - вопрос побочный. Почти все услуги по техобслуживанию - жестко завязаны на американские компании. Фактически союзники США используют F-35 на правах аренды. Получили ребятки красивую игрушку - радуйтесь, демонстрируйте свою крутость - но деньги в кассу пожалуйста. А не будете платить - отключим газ - или точнее- нажмем на секретную кнопку. Только бизнес и ни чего личного.
  18. +4
    5 апреля 2025 10:40
    В основном вода.
    Кому лень читать, содержание в двух словах: "в чем-то вышло хорошо, а в чем-то не очень".
  19. 0
    5 апреля 2025 11:12
    Его способность действовать в условиях высокого уровня насыщения театра военных действий современными системами вооружений и выполнять широкий спектр задач делает его ценным активом для любой современной армии. И использование пусть и отдельно модифицированного, но F-35 армией Израиля – лучшее тому подтверждение.
    А с кем армия Израиля воюет? Асад слился, а остальные имеют в лучшем случае ПЗРК. Для этих противников и "Фантом" F-4 времён Вьетнамской войны сойдёт.
  20. +4
    5 апреля 2025 12:08
    F-22 американские военные давно хотят куда-то сбагрить, потому что самолет, мягко говоря, не боевой. Он истребитель, да, но истребитель бюджета. F-35 улетел немного дальше
    Немного новостей из Лаоса, для прояснения фактической ситуации: "Сейчас на вооружении США находятся истребители F-22. Их у них очень много. Так скажем.

    Достоверных данных о их реальных возможностях на дальней и средней дистанции мы не имеем.
    Я сейчас говорю о практике. То есть о том что проверено нами при личной встрече с тем, или иным самолетом.
    Но в ближнем, маневренном бою такая практика у нас есть.
    С F-22 встречался и Су-35С и Су-30СМ.
    Битвы были с затупленными клинками (то есть самолеты были вооружены и выполняли сходные боевые вылеты, но огонь мог быть открыт только в самом фантастическом развитии ситуации) схождение было не по честному, самолеты были не в равных условиях, на разных скоростях и высотах и с разной боевой загрузкой, а так-же уровень подготовки летчиков был неизвестен обоим участникам.
    Сходились один на один.

    То есть все было как на войне. Все было не по честному.

    Во всех случаях F-22 раз////л наших истребителей. Прям так очень уверенно и без напряга.

    Да, возможно если бы весовые категории были равны и если там бы был бы Су-57 то у него бы вырос /// и он бы стал дедкой. Я не знаю. Почему-то он не прилетел.
    А когда он наконец прилетел его крышевали наши Су-35.

    На сегодня расклады такие, завтра может быть поменяются и нас всех спасут МиГ-31, которые не очень понимают зачем нужен этот ваш ближний, маневренный бой.

    И я напомню, что пока у нас нет ни одного строевого полка вооружённого Су-57."
    (с) Файтербомбер
    Так что тему "какие плохие самолеты 5 поколения" можно закрыть.

    А ведь работы по В-21 «Рейдер» пока никто не отменял, и Военно-воздушные силы вложат значительные средства в строительство как минимум 100 самолётов, которые будут готовы к началу 2030-х годов. Если будут готовы.
    Просто для информации - три Б21 уже летают.

    PS, "Плачь Ярославны" на тему как много денег Запад тратит на Ф35 особенно забавен, если учесть, что больше 1000 Ф35 летают в условиях военных бюджетов "от 2 процентов" с криками "ну хотя бы 3 процента"!
    PPS. "Плачь Ярославны" особенно забавен после "Сирии вар 2", где еще раз неимеющаяаналоговПВО добилась (2 раза) оглушительных успехов, а Ф35... а Ф35 долбили Дамаск, "не влетая в зону ответственности".
  21. -1
    5 апреля 2025 12:50
    Самолëт дорогой. Но свою нишу и задачи он выполняет.
    Рабочие места дают
    Парк самых старых истребителей заменяют
    Поддерживают необходимое кол-во авиатехники в парке
    Сохраняют передовые технологии для самых приоритетных направлений воздушных боёв.

    Но вот в чем точно будут проблемы - это условия если вдруг, не дай бог, начнётся 3МВ.
    Масштаб противостояния, и постоянные потери - довольны быстро могут вывести из строя значительную часть техники.
    Следовательно - либо страны ИЗНАЧАЛЬНО (как 3МВ только начнётся) будут ограничено использовать авиатехнику, что бы не потерять еë сразу. Либо воевать будут в основном техникой поколения 4 и 4+. А к передовым истребителям будут обращаться только при выполнении особо важных миссий.
    1. +4
      5 апреля 2025 16:30
      Цитата: Усатый Кок
      Самолëт дорогой.

      Для кого?
      Как говорится - для кого-то жемчуг дорог, а кому-то булка с маслом не по карману, довольствуется "Дарницким"
  22. +1
    5 апреля 2025 17:19
    О том, что самолет - как минимум неплохой говорит тот факт, что его купили много стран и на сегодня выпущено уже несколько сотен машин. И то, что заказчики готовы платить $80М за самую дешевую версию как раз подтверждает этот довод.
    Далее. Технологии идут вперед и эта машина заменила в строю F16, который честно отпахал свои 35-40 лет и даже намного пережил F117, который моложе его на 15 лет.
    Ну и последнее. Россия по программе 6го поколения не работает. МО никак не может понять, хотят ли они 5е или их устроит 4+++++
  23. 0
    5 апреля 2025 18:55
    О чём вообще эта статья? Вот так, с другой стороны так, и ещё вот так. И ни одной конкретной цифры, факта, или примера. Переливание из пустого в порожнее. Сплошная вода. Читать невозможно, только прокрутить колёсиком мышки
  24. +1
    5 апреля 2025 22:59
    Есть подозрения что столкновение с Ф-35 при полной поддержки американских спутников, дронов и самолетов дрло - станет большой при большой проблемой для наших ВКС + ПВО. А уж для любых других ПВО и ВВС, включая китайские, это столкновение станет и вовсе фатальным.
    Так что нечего гнать на этот самолет, в их концепции он безусловно крут. А вот проданный условной Уганде без доступа к американским средствам разведки - плюс минус бесполезен.
    1. +2
      6 апреля 2025 11:24
      Для наших ВКС + ПВО проблема окончательно перёщёлкать все переданные бандеровцам МиГ-29 и F-16, которые нет нет да бомбят планирующими бомбами наши войска на фронте. Хорошо хоть бандеровские Су-24М вроде как окончательно закончились.

      Что же на счёт F-35A... Та же бандеровская авиация не одержала ни одной победы в воздушных боях с нашими МиГ-31БМ и Су-35С. А F-35A, они в воздушные бои и победы смогут? Или будут как сегодня переданные бандеровцам F-16 сбрасывать планирующие бомбы находясь над контролируемой своими войсками территорией, и тут же бежать?
      Так что нечего гнать на этот самолет, в их концепции он безусловно крут.

      По концепции это был дешевый малозаметный ИБ, в американской терминологии "strike fighter" причём в трех исполнениях - обычный взлёт и посадка, СКВВП, катапультный взлёт с авианосца и посадка на аэрофинишёр. По этому однодвигательный и изначально без крейсерской сверхзвуковой скорости - дешевый же.

      В реальности получилось хуже чем в концепции. Во первых дешевый не получился. Получился достаточно дорогой. Во вторых пытаясь увязать один здоровый двигатель, внутренние отсеки вооружения и крыло с хвостовым оперением нормальной схемы разработчики были вынуждены "забить" на аэродинамическое "правило площадей" и у всех трех модификаций самолёта, не смотря на самый мощный в мировой истребительной авиации ТРДДФ (три его модификации) получились отвратительные разгонные характеристики в зоне трансзвуковых скоростей (числа Маха М=0,75 — М=1,2), потому как высокое волновое сопротивление на этих скоростях. Если б хотя б не пришлось с большой степенью унификации делать вместе с самолётом обычного взлёта и посадки и палубным самолётом катапультного взлёта и аэрофинишёрной посадки модификацию СКВВП, может быть что с "правилом площадей" и получилось бы. Но получилось именно то, что получилось. Самолёт, даже в самой "прыткой" версии для ВВС, с максимальной скоростью М=1,6 и очень медленным разгоном с высокой дозвуковой до сверхзвуковой скорости. С F-35B и F-35C получилось ещё хуже. При попытке разгона на форсаже до сверхзвуковой скорости у тех буквально "хвост подгорает" со вспучиванием и разрушением противорадиолокационного покрытия и повреждением антенн. F-35B и F-35C буквально оказались не способны разогнаться до максимальной скорости без последующей утраты боеспособности для восстановления которой требуется ремонт.

      Вообщем с ЛТХ не получилось.

      Зато в Lockheed Martin нахваливают бортовое радиоэлектронное оборудование и бортовое ПО самолёта.

      Но ведь БРЭО тоже было задумано как дешёвое. БРЛС AN/APG-81 в разы по своим параметрам (той же пиковой излучаемой мощности) уступает БРЛС AN/APG-77 истребителя F-22A, а стоимость бортового комплекса РЭБ AN/ASQ-239 составляет лишь четверть от стоимости бортового комплекса РЭБ AN/ALR-94 самолёта F-22A, соответственно с потерей ряда возможностей. Даже отсутствующая на F-22A электронно-оптическая прицельная система AN/AAQ-40 выполнена с матричным фотодетектором среднего ИК диапазона. Хотя для обнаружения и отслеживания относительно холодных целей, тех же летящих на дозвуковой скорости самолётов, предпочтительнее был бы широкодиапазонный, работающий в том числе и в дальней части ИК диапазона, инфракрасный фотодетектор на квантовых ямах (QWIP), ну вот к примеру такой как на Су-57.

      Розочкой на торте стало то что для написания как бортового так и наземного ПО в для F-35, а там далеко за десять миллионов строк кода, эффективные менеджеры Lockheed Martin набрали персонал "с улицы по объявлению". До F-35 основным языком высокого уровня для написания бортового ПО в ВВС США был язык Ada, язык со строгой типизацией для создания сложных программных систем с высокими требованиями к безопасности, надежности и производительности. Для написания бортового и наземного ПО F-35 основным языком высокого уровня был избран C++ потому что: "Выпускники колледжей Ada не знают".

      В результате история написания и отладки бортового и наземного ПО F-35 стала самым большим провалом в истории американской авиации. То что наземное ПО ALIS обеспечивающее поддержку материально-техническое обеспечения и эксплуатации самолета полностью провалилось и от попыток его доводки до более менее работоспособного состояния просто отказались, решив заменить на созданное как говориться "с нуля" ПО ODIN известно всем интересующимся.

      https://bmpd.livejournal.com/3935066.html

      "ALIS была большой проблемой, потому что она не работала. А когда казалось, что она всё-таки работает, часто оказывалась, что она работала против пользователя."

      Во только и c ODIN боеготовность парка самолётов F-35 как то существенно не подросла.

      В отличие от проблем наземного ПО информация о фактической работоспособности бортового ПО F-35 всегда находилась в состоянии "а власти скрывают", прорывались лишь отдельные факты с мест и из отчетов U.S. Government Accountability Office (Счётной Палаты США). Но факты там были настолько вопиющие что их разве что на анекдоты растаскивать. Как например система лазерного подсвета для бомб с лазерным наведением которая способна подсвечивать только неподвижные цели, или data link MADL относительно устойчиво работающий при взаимном обмене данными между парой самолётов, но зависающий и теряющий трассы целей уже при взаимном обмене данными в звене их четырех самолётов. И т.д. и т.п.

      Вот такое вот соответствие "концепции" с реальностью. Ошибка там в кралась ещё в ДНК "эффективных менеджеров" корпорации Lockheed Martin. Но с учётом того что эти менеджеры всё же исправно платили откаты и не жлобились на пиар... сказочка о замечательном, разве что немножко дорогом самолёте F-35 всё ещё как мем жива в соцсетях.
  25. -3
    5 апреля 2025 23:55
    У США задача проецировать свою силу по всему миру с помощью армии, грабя другие страны и свергая режимы, чтобы и дальше поддерживать статус доллара. У них госдолг 1.5ВВП и отдавать они его не будут.
  26. Комментарий был удален.
  27. +2
    6 апреля 2025 10:03
    Статья - да простит меня за критику автор, переливание из пустого в порожнее.

    Ах серийное производство началось, когда разработка и тестирование еще продолжались. Это случилось в 2011 году, 14 лет назад. C 2024 года самолёт в состоянии full rate production. Почему ВС США снижают закупки этого full rate production самолёта? В чем проблема? Он же при закупке уже не такой уж и дорогой в сравнении с тем же F-15EX или F/A-18E/F.

    Ах стоимость эксплуатации высокая, а боеготовность низкая. Ну хорошо, а почему? Информационная система поддержки материально-техническое обеспечения и эксплуатации самолета ALIS с треском провалилась. Так вместо неё же разработали ODIN. ODIN тоже провалился?

    Ах проблемы с бортовым ПО. А конкретики можно? F-35A наконец то научили не промахиваться при стрельбе из пушки из за того что открывающаяся перед стрельбой шторка пушечной амбразуры изменяет аэродинамику самолёта отклоняя его нос от направления на цель, или оно так криво и стреляет? А проблему со Data fusion от нескольких источников пофиксили, когда track цели распадался на несколько tracks, или вообще терялся. А data link MADL уже устойчиво работает в группе хотя бы из четырех истребителей, или как и раньше, устойчивая работа не больше чем в паре?

    А что там с устранением других недостатков? Радиопоглощающее покрытие в хвостовой части уже перестало перегреваться, вспучиваться и отслаиваться при попытке на F-35B и F-35C на форсажном режиме работы двигателя хотя бы ненадолго выйти на сверхзвуковую скорость полёта? А при катапультном старте F-35C с авианосца пилоты перестали биться головой об фонарь кабины, да так что зачастую с головы слетает высокотехнологичный шлем стоимостью 400 тыс. долларов?

    Читатели, хотя бы в моём лице, желают "слайдов" с конкретикой, а не пустого переливания из пустого в порожнее от лектора общества "Знание" выступающего с лекцией "О любви".
  28. 0
    6 апреля 2025 10:56
    Да, неплохо бы букву F- заменить на Су- и обсудить, что дешевле, точнее и мощнее. В частности фронтовой Су или дальнобойная крупнокалиберная гаубица увеличенной дальности, или РСЗО, или простенький самолет для запуска планирующих авиабомб, или какой-нибудь "Искандер".
  29. 0
    6 апреля 2025 18:15
    Из авторской(!) на ВО статьи именитого автора: "Стоит ли F-35 таких вложений?" и
    "К сожалению, четкого ответа на дебаты по F-35 нет." )))
    Но статья - норм, читается с интересом.
    У кого сколько денег и возможностей.
    У нас вполне одни могут позволить себе (например)) - Майбахи и т.п.
    И в их "среде" это - дорого, но доступно.
    Многим у нас и "Веста" - уже за пределом(ну тут понятно, война и рост стоимости всего, а не то что бюджетных "иномарок").
    К тому.
    Ф-35 и др. - США(и их саттелитам) вполне по средствам - даже и если - дорого.
    А прогресс то - идёт.
    Поэтому уповать, что им не хватит денег(ума)) - так себе мысль.
    Автору +.
  30. -1
    7 апреля 2025 04:45
    Цитата: Владимир-ТТТ
    ПВО использовалось во всех войнах, где применялась авиация. И самолеты всегда сбивали/уничтожали - где то больше, где то меньше.
    Для минимизации потерь своих самолетов наступающая сторона проводит подавление ПВО.
    Завоевывает господство в воздухе. И побеждает, а противник подписывает свою капитуляцию.


    все это рассуждение типа сферического коня в вакууме.. на примере СВО мы отчетливо наблюдаем как уже более ТРЁХ лет российские ВС подавляют-подавляют и всё никак не могут подавить ПВО противника, ограничиваясь сбросом бомб с УПМК издалека.. о завоевании господства в воздухе речи не идёт вообще, учитывая что в текущих реалиях непонятно что вообще понимать под этим термином.. в моем понимании, "господство в воздухе" - это когда бомбер может спокойно и не торопясь долететь до цели скинут на голову противника обычный свободнопадающий чугуний без всяких крылатых приблуд.. такая ситуация в ближайщем будущем пока не просматривается.. буду рад ошибаться..
    1. 0
      7 апреля 2025 07:24
      https://cyberleninka.ru/article/n/gospodstvo-v-vozduhe-istoriya-i-perspektivy

      Господство в воздухе: история и перспективы Полковник в отставке А.А. СИНИКОВ,
      доктор военных наук

      "ПОНЯТИЕ «господство в воздухе» утвердилось в годы Первой мировой войны, хотя появилось еще перед войной. В авиацию оно было перенесено, как и многое другое, из морского флота, где существовало по крайней мере уже с середины ХIХ века. Колониальные державы в те годы и позже вели борьбу за господство на море; победитель получал беспрепятственный доступ к колониям в Африке, Индии, Америке. Как же в настоящее время трактуется понятие «господство в воздухе»?
      «Господство в воздухе – решающее превосходство авиации одной из воюющих сторон на ТВД или на стратегическом (операционном) направлении (в районе), позволяющее сухопутным войскам, силам ВМФ, ВВС и тылу страны выполнять свои задачи без существенного противодействия со стороны авиации противника.
      Господство в воздухе может быть завоевано на одном или одновременно нескольких ТВД на длительное время – стратегическое господство в воздухе; на отдельном стратегическом или операционном направлении на период ведения операции – оперативное господство; кратковременное овладение инициативой в воздухе авиационными подразделениями, частями или отдельными соединениями в ограниченном районе принято называть тактическим господством в воздухе»[1]."


      [1] Военная Энциклопедия. М.: Воениздат, 1994. Т. 2. С. 465–466.
  31. 0
    7 апреля 2025 11:33
    Я видимо что-то не понимаю, про какую сложность у NGAD пишет автор? F-47 уже представили, пока хоть и картинку для внутренного потребителя, ведь проект убермегапупер засекреченный, F/A-XX скоро тоже примут и огласят нам производителя сего чуда. NGAD забукусовал к 2024, но под новый год китайцы устроили подарочек и NGAD моментально перешёл в другой этап и представлен F-47. И как это прикольно читать уже какой год подряд, что вот они глупые нетоварищи из Пентагона, всё дорогое, а они делают и делают f-35, b-21, теперь будут делать f-47 и др.

    И ещё про раптор смешно читать, раптор сделали столько, сколько мы имеем сегодня по одной причине - победа в холодной войне. ВКС РФ не представляют опасность для ВВС США, ни по количеству, ни по качеству, в отличии от нашейго китайского соседа, который нагоняет США, у них одних J-20 более 200 шт. На подходе J-35 для ВМС и ВВС.
  32. 0
    8 апреля 2025 15:24
    Какая длинная статья. А если бы коротко, ф35 оч дорогой:-)). В статье нет не чего нового,лишь переливание из пустого в порожнее. И не мы ,не тем более автор на самом деле не знаем эффективен ли ф35 как истребитель.И если действительно он будет виден на радарах наших самолётов с расстояния 40-50 км. Это уже будет большая проблема для нас.И тогда его большая стоимость будет оправдана.И ы и европейцы ведь не идиоты,что бы тратить деньги впустую,покупая оч дорогой не эффективный стелс истребитель.Так,что статья автор ваша, не что иное как глупое шапкозакидательство.
  33. 0
    8 апреля 2025 15:51
    Я конечно не силен в математике, но сомневаюсь что 170 млрд разделенные на 1000 это 1 миллиард под крылом.

    Что касается характеристик ф 35, то на данный момент благодаря куда более совершенному БРЭО ф 35 в БВБ побеждает даже ф 16 без подвесов, а если учесть нагрузку, то преимущество будет ещё более очевидным.
  34. 0
    10 апреля 2025 07:54
    В любой войне (даже в холодной) побеждает в первую очередь экономика. И на сегодняшний день экономика Штатов побеждает. А все эти самолеты сколько бы они не стоили полностью соответствуют их вектору деятельности. Они демонстрируют их мощь и развивают науку, создают рабочие места, поднимают патриотизм и веру в мощь своего государства. А наши рассуждения о стоимости их техники - это рассуждения и оправдания для бедных. Вот когда мы начнем поставлять свое оружие воюющей с США Мексике и наши жопы будут целовать другие страны что бы иметь возможность торговать с нами - вот тогда можно будет критиковать других и считать их смешные бюджеты.