Армии России требуется новая БРЭМ

Опыт СВО бесценен
Итоги специальной военной операции на Украине подводить еще рано, но предварительные выводы сделать уже можно. Касательно выхода из строя военной техники и её последующей эвакуации они небезынтересны. В профильном журнале «Наука и военная безопасность» авторы из Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева приводят данные о том, что только четверть вооружений, военной и специальной техники выходит из строя из-за боевых повреждений. 75 процентов эвакуаций в тыл связаны с техническими неисправностями. Цитата авторов:
Имеющиеся в распоряжении средства эвакуации в прямом смысле работают на износ – гусеничные эвакуаторы накручивают до 150 километров в сутки, а колесные – 350-570 километров в сутки. Всё это ведет к преждевременному выходу из строя уже самой эвакуационной техники, что чревато вполне понятными последствиями. Нехватка средств эвакуации на фронтах СВО сложилась в условиях достаточно стабильной линии боевого соприкосновения. Еще и в ситуации, когда тяжелая техника преимущественно не участвует в штурмах.
Возникает закономерный вопрос: а что случится, если будет крупномасштабное наступление? Авторы «Науки и военной безопасности» приводят пример численности средств эвакуации в мотострелковой бригаде, в которой всего 11 единиц БРЭМ. Это, в среднем, на несколько десятков танков и БМП. Может быть, в мирное время такого количества эвакуаторов и хватило бы, но не в условиях масштабного военного конфликта.

БРЭМ-Л на СВО
Для справки: на тактическом уровне на СВО работают сразу четыре типа эвакуационных и ремонтных машин – БРЭМ-1(М), БРЭМ-Л, БРЭМ-К и РЭМ-КЛ. Последняя машина не бронирована даже условно. Именно на эту технику «возлагается задача по транспортировке вооружений, военной и специальной техники в ходе совершения перегруппировки и передача их в ремонтно-восстановительные органы соединения».
О чем это говорит? Во-первых, столь широкая номенклатура техники, в особенности легких БРЭМ, не нужна ремонтным подразделениям. Вот, например, БРЭМ-Л на базе БМП-3. Машина хорошая, надежная и современная, но не способна вытащить с поля боя подбитый танк. Или вытащить его из глины. Учитывая перегруженность боевой техники дополнительной броней и прочими усовершенствованиями, под большим вопросом эффективная эвакуации даже своих сородичей – БМП, БТР и БМД. При этом стоимость БРЭМ-Л не принципиально ниже танкового эвакуатора БРЭМ-1(М).
Еще хуже обстоят дела с БРЭМ-К, построенной на базе бронетранспортера. Пожалуй, единственным плюсом машины является колесный ход и связанная с этим большая мобильность и ресурсность. Совершенно справедливо авторы из Академии МТО обращаются к зарубежному опыту, по которому «применение единой платформы не только упрощает и снижает затраты на производство бронетанковых ремонтно-эвакуационных машин (БРЭМ) за счет повышения степени унификации, но и улучшает организацию технического обслуживания бронетанковой техники как в мирное время, так и в условиях боевых действий». Тезис, с которым очень непросто спорить.



БРЭМ-1 на СВО
Предварительным выводом по итогам всего вышесказанного можно считать острую необходимость численного увеличения БРЭМ на фронтах с одновременным сокращением разнообразия. Нужен единый тяжелый эвакуатор, и машина на базе Т-72, которую мы знаем как БРЭМ-1(М), здесь поможет слабо.
Проще и мощнее
Техника современного вооруженного конфликта неизбежно становится тяжелее. Даже если это изначально не закладывалось инженерами. Угроза дронов заставляет обвешивать машины сотнями, если не тоннами килограмм дополнительного железа. Но и без этого современный российский танк весит немало. Т-90М уже тянет на 48 тонн, в то время как его предок Т-72 начинал с 41 тонны. Вроде бы и немного – всего 7 тонн, но это рост сразу на 17 процентов.
Основная машина БРЭМ-1 вполне достаточна для проведения ремонтных работ, но уже слабовата для эвакуации тяжелой техники в сложных дорожно-грунтовых условиях. Временным решением стала улучшенная версия БРЭМ-1М с большим тяговым усилием лебедки, форсированным двигателем и усиленной крановой установкой. Но версия М показала также полное исчерпание модернизационного потенциала платформы. Кто-то из читателей наверняка вспомнит про перспективный БРЭМ Т-16, который разрабатывался для заметно потяжелевших российских танков и БМП. Машина, как минимум, не уступает западным машинам, а по отдельным параметрам превосходит иностранцев. Например, вне конкуренции защита, маневренность и кран-манипулятор.

БРЭМ Т-16
Проблема у Т-16 одна – в войсках её ни разу не видели. Если про «Армату» на СВО еще ходили некие слухи, то о перспективной БРЭМ все забыли. Между тем, без таких тяжелых эвакуаторов «Арматы» на СВО нельзя, даже если бы они присутствовали в армии России в необходимом числе. Фантазировать о Т-16 можно много, но эвакуатор не идеален. Помимо высокой стоимости, он избыточен.
Дело в том, что на спецоперации БРЭМ практически не используется в интересах ремонтных подразделений. На фронте это исключительно эвакуационная машина. Экипажам просто некогда заниматься ремонтом – БРЭМ не хватает даже для перемещения вышедшей из строя техники в тыл. О какой ремонтной работе здесь может идти речь? Поэтому облик идеального БЭМ (бронированной эвакуационной машины) лишается крана-манипулятора и прочего ремонтного оборудования. Взамен техника требует гораздо более мощной лебедки.
Для примера можно привести американский БРЭМ M88A2 Hercules, у которого тяговое усилие на основной лебедки в два с лишним раза больше российских аналогов. Hercules, несмотря на избыточный вес, может эвакуировать тяжелые танки без развертывания полиспастов, без которых не обойдется тот же БРЭМ-1М. Востребованной, хотя и очень непростой в исполнении, будет механизированная сцепка эвакуационной машины. Это устройство позволяет крепить вышедшую из строя технику без покидания экипажем забронированного пространства. На перспективной Т-16 механизированная сцепка была реализована в металле.



БРЭМ-1М едут на фронт
В джентльменский набор современной БРЭМ также должен в обязательном порядке входить разведывательный дрон, а также эффективная система обзора назад. Последнее решение позволит эвакуировать подбитый танк из опасного района задним ходом. 1000-сильный двигатель, который сейчас монтируется на БРЭМ-1М (самый тяжелый серийный эвакуатор Российской Армии), также недостаточен. Эвакуатор должен оснащаться хотя бы дизелем от Т-90М мощностью 1130 л.с.
Опыт специальной военной операции переворошил многие устои Армии, и военно-техническая служба здесь не исключение. Одним из компонентов усиления Вооруженных Сил России должно стать насыщение боевых порядков современной эвакуационной техникой в должном количестве. Военные конфликты не исчерпаются на СВО, и очень желательно не наступать в будущем на одни и те же грабли.
Информация