Многоцелевой истребитель МиГ-29С

73
Из цехов МАПО имени Дементьева к концу 1991 год вышло около 1,2 тыс. одноместных истребителей МиГ-29, завод в Нижнем Новгороде собрал около 200 «спарок» МиГ-29УБ. В соответствии с планом развития советской авиапромышленности, предполагалось к этому времени перевести МАПО на производство самолетов МиГ-29М: параллельно с МиГ-29 еще до 1990 года должны были построить 60 машин данного варианта, а в течение следующих десяти лет их количество предстояло увеличить до 300-400 (одновременно в 1986-1995 годах рассчитывали изготовить 27 МиГ-29К – корабельных истребителей). Но доводка МиГ-29М затягивалась, и к началу 1990-х годов удалось завершить лишь летно-конструкторские испытания, а также провести часть испытаний первого этапа ГСИ. При этом еще в 1986 году произошло событие, которое потребовало принятия безотлагательных мер по модернизации некоторых советских истребителей, включая МиГ-29. В Москве тогда арестовали сотрудника одного из оборонных предприятий Толкачева. Будучи завербованным западной спецслужбой, Толкачев в течение нескольких лет передавал секретную информацию по оборудованию и системам вооружения новейших советских боевых самолетов. Во время следствия по делу о шпионаже удалось выяснить, какие сведения могли «утечь» на Запад. В соответствии с этим был разработан план мероприятий по компенсации ущерба нанесенного обороноспособности страны. В частности, «МИГ» было поручено модифицировать перехватчик МиГ-31 и истребитель МиГ-29 с усовершенствованными системами управления вооружением. Также предполагалось, что по их образцу доработают и ранее выпущенные строевые машины (в начале 1980-х годов подобным образом на авиаремонтных заводах большая часть МиГ-25П была модернизирована в вариант МиГ-25ПДС, а несколько сотен МиГ-23МЛ – в МиГ-23МЛД). Таким образом, появились самолеты МиГ-29С и МиГ-31Б.

Усовершенствованная РЛС Н-019М «Топаз» самолета МиГ-29С способна одновременно сопровождать две цели и обстреливать их ракетами Р-77 (АА-12 «Adder», носящими на Западе неофициальное название «AMRAAMski»).


Поскольку в конструктивно-технологическом плане МиГ-29М, недавно вышедший на испытания, от серийного истребителя отличался достаточно сильно, а новая система управления вооружением, примененная на нем, требовала длительной доводки, было решено новый вариант «двадцать девятого» унифицировать с модификацией «9-13», освоенной в производстве. В состав вооружения нового истребителя планировали ввести новые управляемые ракеты класса «воздух-воздух», первоначально предназначавшиеся для МиГ-29М. Это касалось в первую очередь управляемых ракет РВВ-АЕ средней дальности с активной радиолокационной головкой самонаведения, а также Р-27Т с тепловой головкой самонаведения, Р-27ТЭ и Р-27РЭ увеличенной дальности пуска. СУВ-29С система управления вооружением истребителя, должна была строиться на базе РЛПК-29М (радиолокационный прицельный комплекс) разрабатываемого в НИИР (научно-производственное объединение «Фазотрон») под руководством Кирпичева Ю.П. (а затем Францева В.В.). В состав радиолокационного прицельного комплекса входили радиолокационная станция Н019М, новый вычислитель Ц101М, оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29-1. От прежнего РЛПК-29 усовершенствованный РЛПК-29М отличался повышенной помехозащищенностью, системой углубленного встроенного контроля, новым программным обеспечением. Данная модернизация позволяла производить одновременную атаку 2 целей 2 ракетами с ТГС или АРГС. В ОЭПрНК-29-1 был реализован режим совмещенного управления для ведения огня по воздушным целям из пушки. Оба комплекса СУВ-29С также могли работать в учебно-тренировочном режиме. Боевая нагрузка «мига» должна была возрасти до 4000 кг (на четырех многозамковых подкрыльевых балочных держателях предусматривалась подвеска восьми 500-килограммовых авиабомб), при этом максимальный взлетный вес истребителя достигала почти 20 тонн. Кроме того, истребитель МиГ-29С предполагалось оснастить доработанной системой автоматического управления, которая обеспечивала улучшение характеристик устойчивости, а также управляемости на больших углах атаки – максимальный угол довели до 28 градусов.

Основной задачей МиГ-29C является противовоздушная оборона небольших территорий, войсковых групп и важных объектов. При этом тактика использования против воздушных целей предполагалась следующая:

Наземные радиолокационные станции, размещенные в 10-15 километрах от линии боевого соприкосновения (линии фронта) гарантируют радиолокационный контроль на расстоянии почти 250 километров за самолетами противника на высотах более 10 тыс. м. и 20-40 километрах за низколетящими целями. МиГ-29 взлетает с аэродрома в дежурном режиме, расположенного от линии фронта ~ 100 км в течении максимум 8 мин, его наводят к цели при помощи скрытого переноса из командного пункта дат автоматически. Воздушные цели, летящие на высотах 20-23 тыс. м. со скоростью до 2 тыс. км/ч и на высотах 10-20 тыс. м. со скоростью до 2,5 тыс. км/ч истребитель может уничтожать еще до подхода их к линии фронта. При экономичном режиме набора высоты МиГ-29 способен уничтожать стратосферные быстроходные воздушные цели на дальности 240-230 км; а при полете с полным форсажным режимом – 170-180 км от аэродрома. Истребитель на средних высотах наводят до высоты цели. Чтобы перехватить воздушные цели, летящие на высотах 20-23 тыс. м, его наводят до высоты 16-17 тыс. м. В случае если МиГ-29 следует перехватить маловысотную воздушную цель, то до рубежа он летит на 12-12,5 тыс. м. В дальнейшем истребитель переходит на высоту 3,5-4 тыс. м, на которой обеспечивается стабильная работа бортового РЛПК, а также имеется возможность выполнения необходимого вертикального маневра. МиГ наводится в переднюю полусферу воздушной цели. Если не удается первая атака, МиГ осуществляет маневр занятия позиции для проведения повторной атаки.В 1988-1989 годах на ММЗ им. Микояна для испытаний системы управления вооружением переоборудовали два серийных МиГ типа «9-13». В воздух первый из них (№405, бортовой №05) поднялся 20 января 1989 года, второй – (№404, бортовой №04) – 30 июня 1989 года. На данных самолетах отрабатывались функционирование СУВ-29С в целом и модернизированного РЛПК-29М, применение ракет РВВ-АЕ. Например, на 405-м впервые осуществили успешный одновременный пуск 2-х ракет по 2-м воздушным целям. В ходе отработки было доказано, что новая система управления вооружением обеспечивает последовательный или одновременный пуск ракет по целям, которые разнесены по азимуту на угол свыше 8 градусов или находящимся на расстоянии более 10 тыс. м на одном азимуте. При входе в зону разрешенных пусков обеих целей и появлении единой индикации соответствующих символов на экране системы пуск мог осуществляться в автоматическом или ручном режиме. Если цели в зону разрешенных пусков входили одна за другой, последовательно, то соответственно последовательно запускались и ракеты. В сентябре 1991 года завершились испытания обеих машин. В 1994 году МиГ-29С приняли на вооружение. К этому времени МАПО им. Дементьева выпустило почти 50 таких истребителей, но лишь 16 из них приобрели военно-воздушные силы России. Первые МиГ-29С поступили в истребительный авиаполк в Шайковке, несколько машин этого типа также передали в ГЛИЦ в Ахтубинске и ЦБП в Липецке. Оснащение истребителя новыми ракетами средней дальности, главным образом РВВ-АЕ, имеющими активные радиолокационные головки самонаведения, повысило его эффективность в воздушном бою в 2,5-3 раза по сравнению с серийным «двадцать девятыми». По расчетам специалистов конструкторского бюро в воздушном бою МиГ-29С на средних дистанциях превосходит по эффективности истребители «Рафаль» и F-16C на 10, а JAS39 «Грипен» и «Мираж» 2000-5 - на 25 процентов.

Несмотря на увеличенный запас топлива у самолетов семейства МиГ-29С, в качестве варианта доработки предлагается установка заправочной штанги. На снимке - МиГ-29С следует за самолетом-заправщиком Ил-78М во время испытаний в ГЛИЦ в Ахтубинске.


Тем не менее, в 1992 году Минобороны России приняло решение прекратить закупки МиГ-29 – было признано нецелесообразным в условиях экономического кризиса одновременно строить два типа фронтовых истребителей. Как отмечалось, в первой половине 1970-х годов в основу концепции парка истребительной авиации военно-воздушных сил страны был положен принцип построения на базе двух типов: МиГ-29 – 70% и Су-27 – 30%. Также предполагалось, что соотношение стоимости истребителей данных типов будет составлять 1:1,9. Но на практике сделать «миг» таким дешевым не получилось: его стоимость была лишь на 40-50 процентов меньше, чем «су» (на мировом рынке стоимость Су-27 оценивается в 30-35 млн. долларов, а МиГ-29 – 22-24 млн. долларов). Касательно количественного соотношения данных типов самолетов в структуре ВВС, то, согласно данным опубликованным в печати, оно было несколько превышено в пользу «мигов»: в Европейской части СССР к концу 1990 года на момент подписания Договора по ОВСЕ базировалось 648 МиГ-29 и 138 Су-27 (82% и 18% соответственно), не считая истребителей авиации войск ПВО и ВМФ. ВВС России после распада СССР перешло около 400 МиГ-29 (80 процентов) и чуть более 100 Су-27 (20 процентов)

Таким образом, 16 истребителей МиГ-29С выпущенные на МАПО в 1991 году стали пока последними машинами данного типа, поступившими на вооружение. Су-27 «продержался» несколько дольше, правда, они строились уже только для войск противовоздушной обороны. Дальнейшее развитие событий известно. В начале 1997 года на пресс-конференции, проводившейся в Министерстве обороны России и посвященной вопросам финансирования армии, в частности, была приведена статистика закупки новых боевых самолетов: Минобороны РФ в 1994 году приобрело 7 машин, в 1995 году – 1 , а в 1996 году – ни одного истребителя. Московское авиационное производственное объединение, специализировавшееся с конца 1960-х годов исключительно на выпуске военной техники, с 1992 года осталось без госзаказа. ОКБ, к этому времени преобразованное в Авиационный научно-промышленный комплекс «МИГ» также получило весьма скудные ассигнования. Единственным выходом в создавшейся ситуации мог стать экспорт «мигов», тем более что данные самолеты неизменно пользовались популярностью в Индии, на Ближнем Востоке и в некоторых бывших «братских» республиках Восточной Европы: к 1991 году уже почти 300 МиГ-29 продали в 12 иностранных государств.

Поэтому 30 истребителей МиГ-29С невыкупленных российскими ВВС переделали в экспортный вариант МиГ-29СЭ. Они в настоящее время находятся в Луховицах на складе МАПО на хранении. Кстати, здесь же находится несколько десятков выпущенных до 1992 года новых МиГ-29 типа «9-12». КБ подготовило документацию для доработки таких истребителей в вариант МиГ-29СД, аналогичный по системе управления вооружением, номенклатуре применяемого оружия и САУ МиГ-29СЭ (от МиГ-29СЭ МиГ-29СД отличается отсутствием встроенной аппаратуры РЭП, следовательно, имеет меньшую стоимость; внутренний запас топлива на данном самолете несколько меньше, но топливная система МиГ-29СД обеспечивает подвеску подкрыльевых подвесных топливных баков). Именно МиГ-29СД – предмет переговоров по известному «малазийскому» договору, предусматривающему поэтапную модернизацию поставленных истребителей, в частности их оснащение системой дозаправки топливом в воздухе.

Обе экспортные машины оснащены РЛПК-29МЭ «Топаз» (радиолокационный прицельный комплекс) и ОЭПрНК-29-1Э (оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс). В номенклатуру вооружения данных истребителей, кроме пушки ГШ-301 (боекомплект 150 патронов), входят ракеты ближнего - до 6 Р-73Э; ракеты средней дальности – до 6 РВВ-АЕ, две Р-27Т1 или Р-27Р1; ракеты увеличенной дальности – две Р-27РЭ1 или Р-27ТЭ1. Кроме этого самолеты вооружены неуправляемыми ракетами, авиабомбами и зажигательными баками общим весом до 4 тонн, размещаемые на 6 подкрыльевых точках подвески. В соответствии с требованиями заказчика может изменяться состав оборудования самолетов (возможно использование и зарубежной аппаратуры). Так, например, на истребителях для военно-воздушных сил Малайзии устанавливаются радиотехническая система TACAN AN/APN-118, аппаратура инструментальной посадки VOR/ILS-71, приемник GPS TNL-1000, ответчик системы государственного опознавания COSSOR, самолетный ответчик СО-69М, который работает совместно с западными навигационными системами, дополнительная радиостанция Р-800Л1 дециметрового и метрового диапазонов с частотой 243 МГц.

Опытный МиГ-29СЭ был впервые публично продемонстрирован \ в ЛИИ в Жуковском. По некоторым сообщениям, этим самолетом заинтересовалась Малайзия.


Одним из условий, выдвинутых Малайзией при подписании 07.06.1994 контракта о поставке истребителей МиГ-29, было их оснащение системой дозаправки топливом в полете. До этого ни один серийный МиГ-29 не имел такой системы (оборудование дозаправки планировалось использовать только на МиГ-29К, поэтому в их конструкции сразу предусмотрели отсеки для размещения трубопроводов и штанги-топливоприемника). Установить на МиГ-29 убираемую заправочную штангу перед кабиной, как это принято на отечественных самолетах (МиГ-31Б, МиГ-29К, Су-30, Су-27К, Су-24М и др.), без серьезной переделки конструкции не представлялось возможным. В связи с этим специалистами МАПО «МИГ» было разработано компромиссное решение, систему выполнили съемной с размещением части оборудования (штанги, узлов крепления штанги и отрезка трубопроводов) в выступающем в поток обтекателе на стыке корпуса самолета в зоне кабины пилота и левого наплыва крыла.

Масса выдвижной штанги-топливоприемника равнялась 75 килограммам, а остальных элементов системы – до 30 килограммов. Наконечник штанги унифицировали для приема топлива от самолета-заправщика Ил-78, и от зарубежных танкеров КС-130, КС-10 и т.п. Предусмотрена возможность заправки как внутренних, так и подвесных баков истребителя, максимальная скорость перекачки горючего – 900 литров в минуту. Топливоприемник, опорная балка, которая поддерживает его в выпущенном положении, и другие выступающие части системы могут в течение часа быть демонтированы с самолета и, при необходимости, установлены вновь. Конструкция системы дозаправки дает возможность устанавливать ее на любую модификацию МиГ-29 с минимумом доработок самолета. Для облегчения процесса дозаправки также несколько модифицировали САУ истребителя и навигационное оборудование. Поиск и гарантированная встреча с самолетом-заправщиком обеспечиваются бортовой системой ближней радионавигации. Пилот после выпуска штанги-топливоприемника переключает САУ в режим «стабилизация при дозаправке», и она, парируя внешние возмущения, удерживает машину на необходимом расстоянии от танкера.

Разработанный в годы холодной войны, МиГ-29 был важным этапом в истории советского авиастроения, сочетая великолепную маневренность с возможностью использования широкого набора вооружения. Пройдя в последние годы серию модернизаций, этот самолет так и не смог реализовать свой полный потенциал, но это было следствием не технических, а совсем других причин.


В 1995 году для отработки новой системы дозаправки переоборудовали серийный МиГ-29 №4808, бортовой №357. 16 ноября 1995 года на нем первую дозаправку от танкера Ил-78 выполнил Р.П. Таскаев, шеф-пилот МАПО «МИГ». В испытаниях системы также принимали участие М.Р. Алыков, летчик-испытатель ОКБ, а также А.А. Гончаров и В.Д. Шушунов, военные летчики. По мнению испытателей, система дозаправки, реализованная на МиГ-29, делает этот сложный этап полета доступным даже для летчиков со средней квалификацией, а оборудование, обеспечивающее поиск танкера и стыковку, намного лучше ранее применявшегося на военных самолетах российского производства. Испытания показали, что установка топливоприемника во внешнем обтекателе не оказала значительного влияния на летные характеристики, устойчивость и управляемость МиГ-29. Перегоночная дальность полета с тремя подвесными топливными баками при одной дозаправке возросла с 2900 до 5200 километров. Дозаправки выполнялись на высоте до 8 км при скоростях 400-600 км/ч. Ряд дозаправок также произвели на скоростях 350-500 км/ч чтобы имитировать прием топлива от КС-130 (малазийские ВВС располагают 6 транспортными турбовинтовыми самолетами С-130, которые можно переоборудовать в заправщики). В январе 1996 года завершились полеты по программе испытаний и систему дозаправки топливом рекомендовали к применению на МиГ-29 различных модификаций.

Летно-технические характеристики:
Модификация - МиГ-29С;
Длина – 17,32 м;
Высота – 4,73 м;
Размах крыла – 11,36 м;
Площадь крыла – 38,06 м2;
Масса пустого самолета – 11200 кг;
Нормальная взлетная масса – 15600 кг;
Максимальная взлетная масса – 19700 кг;
Топливо внутреннее – 4540 кг;
Топливо в подвесных баках – 3800 кг;
Тип двигателя – 2 ТРДДФ РД-33;
Тяга – 2х8300 кгс;
Максимальная скорость на высоте – 2450 км/ч;
Максимальная скорость у земли – 1500 км/ч;
Практическая дальность на малой высоте – 710 км;
Практическая дальность на большой высоте – 1500 км;
Практическая дальность с подвесными баками – 2100 км;
Максимальная скороподъемность – 19800 м/мин
Практический потолок – 18000 м;
Экипаж – 1 человек;
Вооружение:
- одна встроенная пушка ГШ-301 калибра 30 мм;
- боевая нагрузка - 4000 кг
На шести подкрыльевых узлах размещалось:
- от 2 до 4 УРВВ Р-27Р/6 РВВ-АЕ/до 6 Р-60М или Р-73
- 500- или 250-кг бомбы, контейнер КМГУ;
- в блоках Б-8М1 и С-24Б НАР 80 С-8.
73 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    2 апреля 2013 09:03
    Спасибо за статью.
    1. 0
      3 апреля 2013 10:27
      проврка комментария
  2. +2
    2 апреля 2013 09:33
    А сейчас Миг-29 освоил весь свой потенциал или еще можно дорабатывать?
  3. Vovka Levka
    0
    2 апреля 2013 09:59
    Цитирую - "Наземные радиолокационные станции, размещенные в 10-15 километрах от линии боевого соприкосновения (линии фронта) гарантируют радиолокационный контроль на расстоянии почти 250 километров за самолетами противника на высотах более 10 тыс. м. и 20-40 километрах за низколетящими целями. МиГ-29 взлетает с аэродрома в дежурном режиме, расположенного от линии фронта ~ 100 км в течении максимум 8 мин, его наводят к цели при помощи скрытого переноса из командного пункта дат автоматически". Какие радиолокационные станции, на расстоянии 10-15 км. от фронта, кто позволит им там быть. Аэродром на расстоянии 100 км., это что вторая мировая. Это что за цирк. Объясняется все просто, радиусом действия, количеством топлива. То есть сделали машину, берите что дали, а боевое применение, напишите что нибудь.
    1. +2
      2 апреля 2013 10:44
      Единственный перехватчик,который способен работать без ЦУ это МиГ-31. И то работают четверкой.
    2. +1
      2 апреля 2013 20:07
      это известная болезнь мига лётчики называли его истребителем защиты аэродрома
      Цитата: Vovka Levka
      Аэродром на расстоянии 100 км., это что вторая мировая. Это что за цирк. Объясняется все просто, радиусом действия, количеством топлива. То есть сделали машину, берите что дали, а боевое применение, напишите что нибудь.
  4. General
    +5
    2 апреля 2013 10:22
    МиГ-29-это Легенда
  5. +1
    2 апреля 2013 10:48
    Машина красивая, ничего не скажешь, и маневренные характеристики отличные, но.... Тут возникает такой вопрос- на сколько я помню, ВВС СССР планировало иметь 2 истребителя- один легкий (МиГ29) и один тяжелый (Су 27). У США такой же подход был- легкий Ф16 и тяжелый Ф15. "Разделение труда" между истребителями по радиусу действия , на первый взгляд, выглядит оправдано. Однако легкий истребитель должен быть значительно дешвле тяжелого и по сему долее массовым. Если разница в цене между легким и тяжелым истребителем не велика, то тут возникает другой вопрос- зачем нужен истребитель чуть более дешевый но и с почти в 2 раза меньшей дальностью? проще говоря что лучше- иметь 2 разных самолета или один универсальный? у кого какие мнения?
    1. +5
      2 апреля 2013 12:35
      Цитата: bazilio
      Однако легкий истребитель должен быть значительно дешвле тяжелого и по сему долее массовым. Если разница в цене между легким и тяжелым истребителем не велика, то тут возникает другой вопрос- зачем нужен истребитель чуть более дешевый но и с почти в 2 раза меньшей дальностью? проще говоря что лучше- иметь 2 разных самолета или один универсальный? у кого какие мнения?

      Почему же Американцы не стали делать один "универсальный" F-15 ?
      На деле у этих самолетов разные цели.F-15 истребитель-перехватчик,и завоевания господства в воздухе.F-16 самолет для БВБ (у него даже ракет средней дальности не было),и для работы по земле.
      Су-27 у нас прежде всего истребитель-перехватчик,в ВВС шли как раз Миг-29 на замену Миг-23.Так что с превосходством в массовости у Миг-29 проблем не было.
      Мне кажется Вы несколько путаете реалии 80-х когда эти самолеты создавались,и условия нынешних дней.
      Сейчас техника ушла вперед и действительно можно говорить о создании универсальных самолетов.
      1. -1
        2 апреля 2013 17:44
        Цитата: Одиссей
        Мне кажется Вы несколько путаете реалии 80-х когда эти самолеты создавались,и условия нынешних дней.

        Нет, я про другое. Думаю что Су 27 или Ф 15 так же могут справиться с теми боевыми задачами, которые ставились перед МиГ 29 или Ф 16. Если так, то Сушка получается более универсальным но при этом более дорогим самолетом. Вот и вознкает вопрос что лучше- вооружится только одним универсальным самолетом типа Су 27, несмотря на то что он дорогой или же часть боевых задач взвалить на 2ой самолет, который дшевле, легче но с меньшей полезной бомбовой нагрузкой, с меньшим радиусом действия.
        1. +1
          2 апреля 2013 22:22
          Цитата: bazilio
          Вот и вознкает вопрос что лучше- вооружится только одним универсальным самолетом типа Су 27

          А Вы не от Погосяна? В России уже на супер пупер джет в гражданской авиации сделали ставку crying
          1. 0
            3 апреля 2013 08:28
            Цитата: evgenii67
            А Вы не от Погосяна?

            Нет, уважаемый, я сам по себе. И это был мой вопрос а не намек или предложение. Я сам до конца не знаю, какой вариант лучше- с 2мя самолетами или с 1м. Просто если посмотреть по аналогии с танками- после ВМВ отказались от применения разных классов танков (средние, тяжелые) и оставили только 1 вид. Но задачи танков и задачи истребителей отличаются, а по сему и поднял я этот вопрос- что лучше 2 самолета или 1 универсальный?
        2. +1
          3 апреля 2013 14:01
          Цитата: bazilio
          Вот и вознкает вопрос что лучше- вооружится только одним универсальным самолетом типа Су 27, несмотря на то что он дорогой или же часть боевых задач взвалить на 2ой самолет, который дшевле, легче но с меньшей полезной бомбовой нагрузкой, с меньшим радиусом действия.

          Если бы была возможность справляться со всеми задачами одним самолетом,то так бы и делали.Но только сейчас ВВС США стали полностью унифицировать парк под F-35,и то у них есть "подстраховка" в виде F-22 и F-18 E.
          В целом же выбор ВВС-стратегии зависит от цели стоящей перед государством в целом,и от его возможностей.
          В случае ВВС СССР вполне разумно и оправдано было иметь и дальний перехватчик "по Северам" (Миг-31),и ближний истребитель для 3 мировой (Миг-29),и маневренный перехватчик для ДВБ (Су-27),и "истребитель резерва" (Миг-23)
          В случае ВВС России.... Не знаю,вопрос сложный.Опять же,все зависит от того,какие задачи перед собой ставит государство.
          P.S Смешной мировой рекорд в этом отношении поставили ВВС Индии.Не будучи глобальный державой они умудрились создать ВВС с 7 типами истребителей и истребителей-бомбардировщиков.Зачем им такой зоопарк совершенно непонятно.
          1. 0
            4 января 2016 18:35
            Они технологии собирают, возьмут все лучшее из 7 лучших истребителей ...
      2. +2
        2 апреля 2013 20:04
        ага очень универсальный как F 35
        Цитата: Одиссей
        Сейчас техника ушла вперед и действительно можно говорить о создании универсальных самолетов.
        1. +1
          3 апреля 2013 14:26
          Цитата: vjhbc

          ага очень универсальный как F 35

          Ну я же написал-можно говорить о создании универсальных самолетов. smile
          Если серьезно-все современные истребители могут работать и по земле(кроме F-22 его в этом плане дорабатывают),но создать полностью универсальный самолет пока затруднительно.
    2. 0
      4 апреля 2013 22:11
      В Советской Армии МиГ-29 именовался- истребитель завоевания господства в воздухе.
  6. awerkiev
    -11
    2 апреля 2013 11:20
    Безнадёжно устаревший хлам... Не смотря на легендарное прошлое... Увы и ах! всему приходит конец...
    1. -4
      2 апреля 2013 11:35
      Согласен 9-12 и 9-13 пора уже давно списать или модернизировать до уровня 9-20.
    2. +3
      2 апреля 2013 12:18
      Цитата: awerkiev
      Безнадёжно устаревший хлам...

      Если Вы про 9-12,9-13,то это грубовато,но верно.Но то же самое можно сказать про Су-27П,С,СМ и чистый Миг-31. Время не стоит на месте.
    3. +2
      2 апреля 2013 18:26
      а ф-16 это последнее слово техники по вашему?
  7. cyberandr
    +1
    2 апреля 2013 11:37
    Интересно какая цена у МиГ 35 будет, а то говорили = Су 35. А вообще недорогой многофункциональный, а-ля Су 30 был бы весьма нужен, например для Беларуси
  8. 0
    2 апреля 2013 11:39
    Чувствую, что опять весь спор будет сведен к тому, что на данный момент у нас накопилось отставание от европейцев и американцев.
    1. cyberandr
      +1
      2 апреля 2013 11:52
      Ну прям таки отставание. Сравни с Рафаэлем. Он лучше по многим (но не по всем!) показателям, но и в 2 и более раз дороже (от комплектации) По вики 45 млн против 85~120 млн.
  9. Просто_ник
    0
    2 апреля 2013 15:23
    Посмотрел на скороподъемность - 19800 метров в минуту, тут нет никакой ошибки?
  10. Хиус-124
    +2
    2 апреля 2013 15:46
    Цитата: Аллигатор
    Но ведь это чистая правда. Отставание лет 20 есть точно. Но это не страшно, оно и при СССР было всегда.

    Некорректное сравнивание. При прочих равных Сербия ( а не Югославия) не показатель; - выше все сказано. А учитывая в каком дерьме было ( до сих видимо пор) РСК (МАПО) МиГ находилось расчитывать на МиГ-29( М1, М2, М3 и т.д.) расчитывать не приходится. Если Вам поваров каждый день менять и денег им не платить как скоро Вы подружитесь с унитазом ??? fool А потенциал у МиГа-29 есть, может еще увидим модернизацию, если РСК не похерят приватизаторы. yes
  11. Хиус-124
    0
    2 апреля 2013 16:15
    Цитата: Просто_ник
    Посмотрел на скороподъемность - 19800 метров в минуту, тут нет никакой ошибки?

    Есть конечно, но мне так больше нравится ! lol
  12. -1
    2 апреля 2013 22:49
    Ну вообщето уже СМ не новость а СМТ даже в войсках есть,под Питером в полку порядка 15 единиц и около Курска[частично тот самый алжирский контракт]. Вопрос закупки 35го в целом решен положительно. Омрачила ситуацию индия выбравшая "Рафаль".Вцелом дела обстаят так что цена на 35й становится преемлемой для ввс в случае реализации двух зарубежнах контрактов. Первый это палубник для индии, второй вместо индийского ММИ предложили казахам МиГ-29М2. Какоето количество старых машин будет модернизированно до уровня СМТ. Что касается конкуренции с Су-35 то ее в принципе быть недолжно-стоимость жизненного цикла у сухаря гораздо выше.Стоит отметить хотя бы то,что основная часть закрытых стоянок- убежищ на европейской части россии строились под МиГ-23,Су-17аСу-35 в них просто не влезет.
    1. +2
      3 апреля 2013 16:21
      Цитата: Argon
      Ну вообщето уже СМ не новость а СМТ даже в войсках есть,под Питером в полку порядка 15 единиц и около Курска[частично тот самый алжирский контракт]

      belay
      24 СМТ в Курске.Откуда под Питером ?
      Цитата: Argon
      Омрачила ситуацию индия выбравшая "Рафаль

      Да там изначально понятно было,что Рафаль выиграет.Хотя бы РЛС под этот контракт доработали и то хорошо.
      Цитата: Argon
      Какоето количество старых машин будет модернизированно до уровня СМТ

      Сомнительно.Откуда ресурс по планеру ?
  13. djon3volta
    -1
    3 апреля 2013 03:29
    зачем коменты подчищают?кому это выгодно?
    1. +1
      3 апреля 2013 03:51
      Цитата: djon3volta

      зачем коменты подчищают?кому это выгодно?

      Никто,ничего не подчищает,проблемы на саите.
  14. 0
    3 апреля 2013 08:17
    тест тест тест тест тест тест тест тест тест
  15. 0
    3 апреля 2013 10:48
    проверкак комментария