Спутниковые снимки американских подводных лодок с баллистическими ракетами и мест их базирования

127 147 60
Спутниковые снимки американских подводных лодок с баллистическими ракетами и мест их базирования

В начале 1970-х большая часть американских ядерных боеголовок стратегического назначения была развёрнута на дальних бомбардировщиках и межконтинентальных баллистических ракетах шахтного базирования, находившихся в распоряжении Стратегического авиационного командования ВВС США. Однако к тому моменту точность боевых блоков МБР улучшилась настолько, что появилась возможность внезапного удара, в ходе которого одна из сторон могла попытаться победить в глобальном конфликте, уничтожив стационарные шахтные пусковые установки ракет, координаты которых были известны.

Чтобы гарантировать «ядерное возмездие» при любом развитии событий, стороны, помимо увеличения стойкости ШПУ к поражающим факторам ядерного взрыва, форсированно развивали мобильные платформы.



Советский Союз параллельно с ракетными подводными крейсерами стратегического назначения строил подвижные грунтовые и железнодорожные ракетные комплексы, а Соединённые Штаты сделали ставку на подводные ракетоносцы, и уже в начале 1980-х основой американских СЯС стали ПЛАРБ, вооружённые ракетами межконтинентальной дальности с термоядерными боеголовками индивидуального наведения.

В 1985 году боевое патрулирование в мировом океане осуществляло несколько типов американских ракетоносцев. Это были подводные лодки первого поколения типа George Washington и Ethan Allen с БРПЛ UGM-27С Polaris A-3, типа Lafayette с ракетами UGM-73 Poseidon, ПЛАРБ второго поколения типа James Madison и Benjamin Franklin с ракетами UGM-73 Poseidon и UGM-96 Trident I, а также шесть новых лодок третьего поколения типа Ohio с БРПЛ UGM-96 Trident I.

Осуществлять эксплуатацию лодок трёх поколений было весьма накладно и хлопотно. Кроме того, наличие в составе флота ПЛАРБ, вооружённых ракетами разных типов, давало козыри сторонникам создания подвижных грунтовых и железнодорожных ракетных комплексов, которые, по заверениям разработчиков, требовали меньших капиталовложений, чем подводные ракетоносцы. В связи с этим командование ВМС США в середине 1980-х приняло решение о сокращении типов подводных стратегических ракетоносцев и унификации их вооружения. Однако американцы держали это в секрете, использовав отказ от старых лодок как аргумент в переговорах с СССР.

В отличие от СССР, где до последнего держались за откровенно устаревшие сильно шумящие подводные атомоходы, американские адмиралы сделали ставку на новые лодки типа «Огайо», которые по основным показателям – скрытности, глубине погружения, межремонтному ресурсу и ударной мощи – существенно превосходили другие ПЛАРБ. На фоне скорого списания безнадёжно устаревших и выработавших свой ресурс ракетных лодок первого поколения и отказа в ближайшее десятилетие от лодок второго поколения, был сделан вывод, что лодки типа «Огайо» в долгосрочной перспективе должны стать основой морской составляющей американских СЯС. Высокий модернизационный потенциал и большой запас эксплуатационного ресурса лодок третьего поколения позволяли эксплуатировать их в течение нескольких десятилетий, что в дальнейшем было подтверждено на практике.

В рамках унификации было решено создать новую БРПЛ, удовлетворяющую самым высоким требованиям, способную надолго стать основой американских стратегических ядерных сил.

Изначально характеристики БРПЛ UGM-96A Trident I ограничивались необходимостью вписаться в габариты ракетных шахт ПЛАРБ второго поколения, вооружённых ранее ракетами UGM-73 Poseidon C-3.

В ходе проектирования лодки третьего поколения был принят диаметр ракетной шахты 2,4 м и длина 14,8 м, и ширина корпуса ракетоносцев типа «Огайо» позволяла вооружить уже построенные и вновь строящиеся лодки новыми, гораздо более тяжёлыми и длинными ракетами с дальностью стрельбы более 10 000 км, что давало возможность вести боевое патрулирование в районах, непосредственно примыкающих к американским территориальным водам, вне зоны действия советского флота и противолодочной авиации. Это повышало боевую устойчивость подводных ракетоносцев и давало возможность отказаться от использования передовых пунктов базирования за рубежом.

БРПЛ UGM-96A Trident I по дальности пуска превосходила ракеты UGM-73 Poseidon C-3 и UGM-27C Polaris A-3, но всё же уступала МБР шахтного базирования LGM-30G Minuteman III и LGM-118А Peacekeeper. Для сокращения отставания от баллистических ракет, имеющихся в распоряжении САК ВВС США, в конце 1970-х корпорация Lockheed приступила к разработке БРПЛ массой около 60 т, получившей обозначение UGM-133A Trident II. Также ставилась задача увеличения забрасываемого веса, что позволяло оснастить ракету большим числом боевых блоков с индивидуальным наведением и средствами преодоления противоракетной обороны.

При проектировании БРПЛ «Трайдент-2» новые технические решения удачно совмещались с уже имеющимися, хорошо себя зарекомендовавшими наработками. Это позволило создать весьма совершенную ракету с высокими служебно-эксплуатационными и боевыми характеристиками, которая продолжает оставаться актуальной и через 35 лет, прошедших с момента её принятия на вооружение.

По сравнению с «Трайдент-1», новая БРПЛ стала намного крупней и тяжелей. Длина возросла с 10,3 до 13,53 м, диаметр – с 1,8 до 2,3 м. Масса увеличилась примерно на 70 % – до 59,08 т. Забрасываемый вес – 2800 кг. Дальность пуска с минимальной боевой нагрузкой (три боевых блока Mk.5) – более 11 000 км. С максимальной нагрузкой (восемь боевых блоков Mk.5) – 7600 км.

Ракета UGM-133A Trident II (D5) способна нести до 8 боевых блоков индивидуального наведения Mk.5, оснащённых термоядерными боеголовками W88 мощностью 475 кт или до 14 блоков Mk.4 с боеголовками W76 мощностью 100 кт. КВО для блоков Mk.5 составляет 130 м. В случае использования в процессе наведения спутниковой навигационной системы более половины боевых блоков попадает в круг диаметром 90 м, что позволяет с высокой вероятностью уничтожать «закалённые» (по американской терминологии) цели, такие как шахтные пусковые установки и подземные командные пункты. При стрельбе по ШПУ МБР предусмотрено использование так называемого способа «два по одному» – при этом на одну цель наводятся два боевых блока с разных ракет. По американским данным, вероятность уничтожения «закалённой» цели боевыми блоками Mk.5 при этом составляет не менее 0,95. Всего американский флот получил примерно 400 боевых блоков с боеголовками W88, но большая часть ракет «Трайдент-2» несла боевые блоки Мk.4, которые ранее использовались на БРПЛ UGM-96A Trident I. В этом варианте вероятность уничтожения ШПУ при способе «два по одному» оценивается не выше 0,84, что связано с меньшей мощностью заряда.

Как и в случае с другими американскими БРПЛ, для запуска «Трайдент-2» используется «сухой» способ старта – из ракетной шахты, без заполнения её водой. Запуск ракет может производиться с интервалом 15–20 сек с глубины не более 30 м, при скорости хода лодки около 5 узлов и волнении моря до 6 баллов. Теоретически все ракеты, имеющиеся на борту ПЛАРБ типа «Огайо», могут быть выпущены в одном залпе, но в реальности такие стрельбы никогда не проводились.

Корпорация Lockheed Martin в период с 1989 по 2007 год поставила 425 ракет ВМС США и 58 ракет ВМФ Великобритании. Ракета «Трайдент-2» является основой морской компоненты американских СЯС и будет пребывать в данном статусе в течение ближайшего десятилетия.

С 2007 по 2012 год реализовалась программа комплексной модернизации. В частности, уже построенные ранее ракеты оснащались новой аппаратурой управления и астрокоррекции, построенной с использованием быстродействующих радиационно-стойких микропроцессоров. Кроме того, осуществлялась замена твёрдого топлива.

Корпорация Lockheed Martin получила контракт стоимостью $559 млн на модернизацию существующих ракет до уровня Trident II D5LE, что позволит продлить их службу до вывода из эксплуатации стратегических атомных подводных лодок типа «Огайо». Усовершенствованные «Трайдент-2» уже загружены в ракетные шахты ПЛАРБ, выходящих на боевое патрулирование. Обновлённые ракеты должны постепенно заменить все старые БРПЛ на американских и британских лодках.

Испытательная инфраструктура для ракет UGM-133A Trident II


Первый запуск ракеты «Трайдент-2» был осуществлён с Восточного ракетного полигона на мысе Канаверал в 1987 году.


Спутниковый снимок Google Earth: Восточный ракетный полигон на мысе Канаверал

Этот ракетный полигон в основном известен исследовательскими космическими программами, но до БРПЛ UGM-133A Trident II здесь также испытывались другие баллистические ракеты подводных лодок, баллистические ракеты средней дальности и межконтинентальные баллистические ракеты шахтного базирования.

Испытания БРПЛ «Трайдент-2» осуществлялись с пусковых комплексов LC25С и LC25D.


Спутниковый снимок Google Earth: стартовая площадка, с которой осуществлялись испытательные пуски БРПЛ «Трайдент-2»

До принятия на вооружение с наземной испытательной площадки было произведено 19 стартов. Весной 1989 года новую БРПЛ запустили с борта ПЛАРБ USS Tennessee (SSBN-734). Эта девятая в серии лодка типа «Огайо», переданная ВМС США в декабре 1988 года, изначально строилась под ракету «Трайдент-2». В 1990 году БРПЛ UGM-133A Trident II (также используется обозначение Trident D5) официально поступила на вооружение.

Строительство и модернизация ПЛАРБ типа «Огайо»


Первая лодка USS Ohio (SSGN-726) была принята в эксплуатацию в конце 1981 года. Самая новая американская подводная лодка стратегического назначения USS Louisiana (SSBN 743) вступила в строй в сентябре 1997 года.

Сборка лодок велась на верфи корпорации General Dynamics Electric Boat в Гротоне, штат Коннектикут, из секций длиной 13 м, поставляемых с завода в Квонсет-Пойнте, штат Род-Айленд.


Спутниковый снимок Google Earth: судостроительные верфи корпорации General Dynamics Electric Boat в Гротоне

На этапе проектирования срок службы лодок типа «Огайо» был рассчитан на 20 лет с одной перезарядкой реактора. Однако большой запас прочности и значительный модернизационный потенциал позволили существенно продлить эксплуатационный ресурс. Во второй половине 1990-х началась поэтапная модернизация, осуществляемая в ходе двухгодичных капитальных ремонтов, совмещённых с заменой ядерного топлива.

После обследования лодок, поставленных на капитальный ремонт, специалисты пришли к выводу, что имеющиеся в строю ПЛАРБ могут эксплуатироваться приблизительно 45 лет. При этом замену ядерного топлива необходимо производить каждые 20 лет.

Головную лодку USS Ohio (SSGN-726), которая сейчас является носителем крылатых ракет, планируют списать в 2026 году. Из лодок, вооружённых баллистическими ракетами, первой в очереди на вывод из боевого состава в 2027 году является USS Henry M. Jackson (SSBN-730) (бывшая Rhode Island).

Эксплуатация и места базирования ПЛАРБ типа «Огайо»


В настоящее время задачи ядерного сдерживания возложены на 16 ПЛАРБ типа «Огайо». Ещё четыре подводных атомохода, ранее вооружённых ракетами «Трайдент-1», переоборудованы в носители крылатых ракет UGM-109 Tomahawk и средства доставки боевых пловцов.

Из четырнадцати имеющихся в боевом составе ПЛАРБ две лодки находятся в плановом капитальном ремонте. Согласно информации, опубликованной в свободном доступе, в ВМС США имеется 240 баллистических ракет с подводным стартом, каждая из которых может нести 4 боевых блока. Боевое дежурство в мировом океане может одновременно осуществлять 8-9 субмарин с 160-180 ракетами на борту, несущими 640-720 боевых блоков.

В США заявляют, что в ракеты, находящиеся на борту лодок, осуществляющих патрулирование, не загружены полётные задания, и выдача целеуказания происходит после получения приказа на применение. Сигналы боевого управления поступают по радио, в том числе при помощи сверхдлинноволновый связи и транслируются с самолётов Boeing E-6В Mercury (подробней здесь).

В распоряжении Стратегического командования, штаб которого находится на авиабазе Оффут в Небраске, имеется две сверхдлинноволновых радиостанции, размещённых на Тихоокеанском и Атлантическом побережье.


Спутниковый снимок Google Earth: береговая сверхдлинноволновая радиостанция ВМС США в Катлере

Радиостанция ВМС США в Катлере, штат Мэн, работает на частоте 24 кГц и имеет мощность 1,8 МВт.

Радиостанция ВМС США Джим-Крик, расположенная в районе Осо, штат Вашингтон, излучает на частоте 24,8 кГц с мощностью 1,2 МВт.


Спутниковый снимок Google Earth: передающий центр и антенны сверхдлинноволновой радиостанции ВМС США Джим-Крик

Когда международная обстановка спокойная и нет большой вероятности развития глобального кризиса, американские подводные ракетоносцы осуществляют боевое патрулирование у своих берегов, под плотной защитой своих кораблей и авиации в районах, для которых существуют точные гидрологические карты. Благодаря этому навигационные системы лодок, находящихся в подводном положении, получают от бортового гидроакустического комплекса все необходимые данные для корректировки погрешности при отслеживании своих координат. Однако приблизительно 25-30 % времени американские ПЛАРБ проводят в удалённых районах мирового океана. В прошлом американские лодки несли дежурство в Индийском океане, в Средиземном море и в Северной Атлантике.

По статистике, лодки типа «Огайо» совершают в среднем по 3-4 боевых службы в год. Ежегодно каждая американская атомная лодка стратегического назначения, находящаяся в строю, проводит на боевом патрулировании более 200 суток.

Постоянным местом базирования американских ПЛАРБ на западном побережье является ВМБ Бангор, а на восточном побережье – ВМБ Кингс-Бей. Обе американские базы находятся в зонах с мягким климатом, что существенно облегчает несение службы и удешевляет эксплуатацию лодок.


Места постоянного базирования ПЛАРБ типа «Огайо» на территории США

В настоящее время восемь ПЛАРБ типа «Огайо» приписаны к тихоокеанской базе Бангор, шт. Вашингтон.


Спутниковый снимок Google Earth: американские АПЛ на стоянке военно-морской базы Бангор

Тихоокеанская ВМБ Бангор имеет очень развитую инфраструктуру, необходимую для длительной эксплуатации и поддержания в работоспособном состоянии подводных атомоходов.


Спутниковый снимок Google Earth: ПЛАРБ типа «Огайо» в сухом доке ВМБ Бангор, часть крышек ракетных шахт открыта

Наличие на военно-морской базе сухого дока и кранов большой грузоподъёмности позволяет производить текущее обслуживание и оперативный ремонт ПЛАРБ типа «Огайо».

Атлантическая база Кингс-Бей, шт. Джорджия, является домом для ещё шести стратегических лодок.


Спутниковый снимок Google Earth: военно-морская база Кингс-Бей

Инфраструктура каждой военно-морской базы рассчитана на обслуживание 10 ПЛАРБ.


Спутниковый снимок Google Earth: ПЛАРБ типа «Огайо» у пирса военно-морской базы Кингс-Бей

В ходе боевого патрулирования американские атомные подводные лодки для пополнения запасов, мелкого ремонта и краткосрочного отдыха экипажей посещают военно-морские базы Гуам и Пёрл-Харбор.


Спутниковый снимок Google Earth: ПЛАРБ типа «Огайо» и судно снабжения у пирса военно-морской базы Гуам

На военно-морской базе Гуам на ротационной основе находятся суда снабжения, с которых осуществляется погрузка на американские атомные лодки припасов и в случае необходимости пополнение боекомплекта.

Если на Гуаме возможно лишь пополнение припасов и мелкий ремонт, то ВМБ Пёрл-Харбор, расположенная на Гавайях, обеспечивает полноценное длительное базирование и обслуживание кораблей всех классов.


Спутниковый снимок Google Earth: американские АПЛ и боевые корабли на стоянках военно-морской базы Пёрл-Харбор

В Пёрл-Харборе возведён полноценный арсенал с ангарами для поддержания боеготовности ракет, а также подземные укреплённые хранилища для минно-торпедного и ракетного вооружения с примыкающими к ним пирсами.


Спутниковый снимок Google Earth: американская АПЛ, пришвартованная к пирсу, расположенному рядом с хранилищами минно-торпедного и ракетного вооружения

Ядерные арсеналы американских ПЛАРБ типа «Огайо»


В рамках договора СНВ-3 на американских ПЛАРБ количество шахт с загруженными БРПЛ ограничено 20, и в суммарном залпе ракет одной лодки должно быть не более 80 термоядерных боеголовок.

В настоящее время американские БРПЛ UGM-133A Trident II несут по 4 боевых блока Mk.5 с боеголовками W88 и Mk.4А c боеголовками W76-1, прошедшими через программу продления продолжительности жизненного цикла. В 2021 года началось производство модернизированных боеголовок W88 ALT 370, срок службы которых должен составлять не менее 20 лет. С 2019 года часть ракет «Трайдент-2» оснащена боевыми блоками улучшенной точности с боеголовками W76-2 мощностью 5-6 кт (только плутониевые заряды без термоядерной ступени). Заявлено, что эти высокоточные боеголовки меньшей мощности, способные заглубляться в грунт, в какой-то степени призваны компенсировать отставание США в тактическом ядерном оружии. Такие боеголовки вполне пригодны для «хирургических» ударов по шахтам межконтинентальных баллистических ракет, хранилищам химического и бактериологического оружия, а также для уничтожения подземных командных пунктов.

Лодки, вернувшиеся с боевого патрулирования на базу, швартуются к специально выделенному пирсу с подъёмными кранами большой грузоподъёмности, на котором в течение нескольких суток из ракетных шахт выгружаются БРПЛ. После чего ракеты направляются на диагностику и техобслуживание.


Спутниковый снимок Google Earth: пирс для выгрузки и погрузки БРПЛ в ракетные шахты ПЛАРБ на военно-морской базе Бангор

Таким образом, американские подводные «стратеги», в отличие от российских РПКСН, не несут боевого дежурства у причалов в местах постоянного базирования.

На военно-морской базе Кингс-Бей построены специальные крытые сооружения, в которые для выгрузки и загрузки боекомплекта заходят лодки.


Спутниковый снимок Google Earth: сооружения для выгрузки и погрузки БРПЛ в ракетные шахты ПЛАРБ на военно-морской базе Кингс-Бей

Рядом с причалами с погрузочным оборудованием возведены здания, в которых осуществляется контроль технического состояния и подготовка к дальнейшей эксплуатации ракет «Трайдент-2»


Спутниковый снимок Google Earth: причальные сооружения и здания, в которых производится техобслуживание ракет, расположенные на территории ВМБ Бангор

На военно-морских базах, где базируются американские ПЛАРБ, имеются арсеналы и укреплённые хранилища для обслуживания, ремонта и размещения ракет.


Спутниковый снимок Google Earth: ядерное хранилище на территории ВМБ Бангор

На ВМБ Бангор недавно произведена реконструкция ядерных погребов с очисткой территории от растительности.


Спутниковый снимок Google Earth: законсервированное ядерное хранилище на территории ВМБ Бангор

Вплотную к периметру этого объекта имеются законсервированные подземные хранилища, построенные в 1960-е годы.


Спутниковый снимок Google Earth: ядерное хранилище на территории ВМБ Кингс-Бей

Хранилище на военно-морской базе Кингс-Бей разделено на два изолированных объекта. «Горячая», особо охраняемая зона с 42 укреплёнными бункерами находится в южной части.

Публикации из этой серии
Ядерные силы ВВС США на спутниковых снимках: баллистические ракеты шахтного базирования
Ядерные силы ВВС США на спутниковых снимках: дальняя бомбардировочная авиация
60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    11 апреля 2025 04:59
    Замечательные снимки со спутника...все можно разглядеть.
    По сопуствующей инфраструктуре можно даже небольшой анализ объекта сделать.
    Хе хе... на спутниковой прошлогодней в гугловской спутниковой карте я смог свою машину найти... request спрятаться от всевидящего ока спутниковой разведки без укрытия невозможно...враг видит все.
    1. 0
      11 апреля 2025 05:27
      Цитата: Леха с Андроида.
      спрятаться от всевидящего ока спутниковой разведки без укрытия невозможно...враг видит все.

      Решает подвижность и укрытия от наблюдения.
    2. +5
      11 апреля 2025 10:49
      Цитата: Леха с Андроида.
      Замечательные снимки со спутника...все можно разглядеть.
      По сопуствующей инфраструктуре можно даже небольшой анализ объекта сделать.

      Это общедоступные снимки не в очень хорошем разрешении, с коммерческого спутника. Для узкого круга пользователей идут более качественные снимки, которые обновляются часто.
    3. -1
      Вчера, 08:13
      За морем – океаном живут американцы,
      Смотрят сериалы и бургеры едят.
      И верят в то, что Богом они избранная нация,
      Хоть внешне американцы напоминают нас.
      И как один уверены все американцы
      В том, что самый важный для страны их человек
      Находится в Капиталийского холма локации,
      Где занимает в Белом доме главный кабинет.
      Но где-то по бескрайней заснеженной Сибири
      Мобильный комплекс едет баллистических ракет,
      А за баранкой комплекса сидит сержант Василий,
      Вот Вася для Америки важнейший человек…(с)
  2. +3
    11 апреля 2025 05:37
    Укрытия в Кингс-Бее позволяют демонстративно завести туда пару ПЛАРБ и скрытно вывести в море. Благо непрерывного наблюдения за базой нет.
  3. +6
    11 апреля 2025 06:07
    hi
    Как всегда, интересная статья и отличные иллюстрации!

    Вспомнил насчет охраны баз ПЛАРБ в США во время Холодной Войны, "когда все было по настоящему": " База — точнее две базы — располагались на берегу Темз-ривер, примерно в шести милях к северу от пролива Лонг-Айленд.
    Верхний объект содержал обычные флотские вещи, необходимые для существования — офицерское общежитие, тыловые службы, кинотеатр, военторг и казармы, а, также, узлы связи и управления для обеих баз. Что более важно, там же был арсенал с боеприпасами — где хранилось тактическое оружие- такое, как торпеды, и более тайное - ядерное оружие. Ниже по реке был укрытия, где стояли подводные лодки класса «Огайо» («Трайденты» были слишком велики, чтобы проходить под мостом федерального шоссе 1-95, и швартовались в другом месте).
    .... База, как вскоре выяснилось, была открыта настежь. Насколько широко? У нее не было настоящих ворот, только въезд. laughing По оси север-юг между верней и нижней базой шли железнодорожные пути. Заборы из проволочной сетки, чтобы люди не забредали belay с правой стороны дороги на базу, сгнили и проржавели. Вдоль самого восточного периметра верхней базы никакого забора не было вообще — только 100-футовый (прим. 30м) сланцевый утес, усеяный кустарником, гвоздичным перцем и чертополохом. У его подножия было здание арсенала, окруженное в один ряд сетчатым забором высотой восемь футов (прим. 2,5 м)
    ....
    ...взял напрокат небольшой самолет, и Скачки провел нас под мостом 1-95, замочив колеса в Темз-ривер, когда мы низко спикировали. Мы прожужжали над стоянками подводных лодок. Никто нам даже не помахал fellow . Мы арендовали катер и подняли советский флаг soldier на его носу, затем проплыли мимо базы, в то время как открыто записывали на видео подводные лодки в их сухих доках, фиксируя секретные детали их конструкции. Сухие доки были открыты и незащищены — если бы мы решили протаранить одну из подводных лодок, ничего бы нам не помешало.
    Затем Минкстер — у которого был лучший арабский акцент — позвонил с первой угрозой. Он набрал центральный коммутатор Нью-Лондона.
    - Военно-морская база подводных лодок, чем я могу lol вам помочь?
    - Ага — сказал Минкстер — это «Движение за свободную lol эя/////ию Палестины. Освободите всех наши пленных, или вы, сионистские неверные, пострадаете.
    Затем он повесил трубку, как раз когда бедный оператор собирался сказать «Что-о-о-о-о?».
    В ту ночь база была в полной боевой готовности. Морские пехотинцы патрулировали линию ограждения у главного въезда. У боковых ворот, где единственная дорога вела к госпиталю базы, стояли пикеты военно-морской охраны. Датчики движения вокруг здания арсенала были включены. Но датчики защищали только две стороны здания. В конце-концов, кто будет так невоспитан no , чтобы выдать два притопа три прихлопа сзади?
    ...
    После того, как квартет бойцов SEAL осуществил проникновение в защищенную зону, мы спустили съемочную группу, которая расположилась, чтобы заснять действие.
    Вставляйте кассету. Ларри и Фрэнк нырнули под сетчатый забор и прокрались с одной стороны здания арсенала; Пыжик и Змей пошли в другую сторону. Часовой с дробовиком, в патронник которого не был дослан патрон, велел им остановиться. Прежде чем он среагировал, Змей «застрелил» его из пистолета с глушителем и тот упал. Посредник признал его убитым. А потом началось самое интересное. Пыжик заминировал пару баллонов с пропаном. Затем они со Змеем вскрыли замок боковой двери и установили взрывчатку с таймером рядом с зоной подготовки belay ядерного оружия. Среди торпед были спрятаны еще СВУ — самодельные взрывные устройства.
    В довершении всего Ларри и Фрэнк повесили на здании арсенала огромный плакат good , сделанный из простыни. Надпись гласила: «БА-БАХ! Любим-целуем love , Движение за свободное ///извержение feel Палестины». Потом все взобрались на скалу, мы запрыгнули в машины, припаркованные на самом видном месте у обочины, и уехали.
    После успешно проделанной ночью работы, мы отправились на более серьезную террористическую feel вечеринку. В одном из баров, которые мы осмотрели, мы подобрали пару наиболее симпатичных сотрудниц laughing «Дженерал Дайнемикс». Пока они танцевали грязные танцы laughing с Пыжиком и Золотопыльным Фрэнком, я стащил feel их удостоверения.
    Гибель вам, дамочки. fellow
    Мы без проблем добрались до верхней базы. На второй день мы нанесли удары по госпиталю, коммуникационному узлу и зданию штаба, и все это без сопротивления. Причина была очевидна с самого начала: подводники — очень организованные люди.
    Они работают по контрольным спискам. Как только что-то было проверено, оно вычеркивается из списка и больше не проверяется. Террористы не работают по контрольным спискам, они поражают цели по возможности. Так что мы подождем, пока это место не проверит охрана, а затем ударим по нему, уверенные, что нас никто не будет поджидать.
    То же самое оказалось верным и для стоянок подводных лодок. Так что на День Второй я отправил Минкстера, Малыша Рича, Скачки и Умника Арти примерно на четверть мили вверх по реке, к затону для яхт. Там они переоделись в гидрокостюмы, сложили одежду в непромокаемые мешки и поплыли к стоянкам подводных лодок. Они взобрались на сваи, снова переоделись, повесили сумки на пирсе и принялись за работу. Во-первых, они нашли часовых, которые спокойно пили кофе drinks в своих будках и заставили их замолчать. Затем они спрятали взрывчатку за рулями одной атомной подводной лодки. Они поднялись на борт belay еще одной подводной лодки класса «Огайо» и разместили подрывные заряды в рубке управления, в ядерно-реакторном belay отсеке и торпедном отсеке. Когда их останавливали request , они выходили из положения, называя себя обслуживающим персоналом request из «Дженерал Дайнемикс». Никто не спрашивал у них удостоверения личности, а если бы и спросил, они бы показали удостоверения, украденные feel мною прошлой ночью. Они бы помахали ими — большие пальцы удобно прикрывают фотографию — и никто бы ничего не заподозрил."
    (с) "Воин-разбойник", Ричард Марсинко
    1. 0
      11 апреля 2025 07:12
      Цитата: Wildcat
      Воин-разбойник", Ричард Марсинко

      smile Повезло разбойнику...не нарвался на служаку...мог вполне и пулю схлопотать.
      1. +5
        11 апреля 2025 08:19
        Судя по контексту все же шли учения... и никто не готовился уж прямо сразу стрелять, посредники бегали...
        request

        Но однажды "Марсинко и Ко" нарвались на служаку soldier .... на служаку soldier - soldier генерала во время контртеррористических учений в Италии... и генерал отделался сломанным wassat носом...
        crying
    2. +1
      11 апреля 2025 13:03
      Цитата: Wildcat
      hi
      Вспомнил насчет охраны баз ПЛАРБ в США во время Холодной Войны


      Насколько я помню ранее прочитанное, в Советское время в СССР, такие задачи выполнял КУОС по запросам. Выделял людей для проверок.
      1. +4
        11 апреля 2025 16:03
        В нескольких мемуарных книгах (да и юмористических) встречал несколько раз такие истории.
        Трюки, помниццца, самые забавные были следующие:
        - пронесли буквально на руках своего человека в форме "с большими погонами" через лес, а на объекте он уже "навел шороху"
        - получили пропуск в закрытую зону под предлогом - для проведения лекции
        - офицер "с большими погонами" "нарезал сектора наблюдения"...
        - офицер "с большими погонами" нашел в караулке "чайник и незаконную розетку" и "нарезал караулу воспитательную беседу"...
        и т. п.
        В общем, та же самая ситуация: самая слабая часть охраны - человек и "неписанные правила бюрократии". request
  4. -5
    11 апреля 2025 06:12
    История создания ракет "Трайдент 2" и лодок " Огайо" начинается с того что после комплексной проверки в 70 годах американцы обнаружили что 80 процентов баллистических ракет различного базирования не были работоспособны. Они взрывались при пуске или в начале полёта. Они были на твёрдом топливе и в них образовались каверны, что приводило к взрыву. Чтобы выкрутится из этой ситуации и устранить проблему они, и в какой то мере успокоить СССР чтобы он не воспользовался этим, США предложили и пошли на договор ОСВ-1. К 2000 годам они перевооружились на "Трайдент"2 и "Огайо" и начали отказываться от различных договоров ограничивающих их военный потенциал. soldier
    1. +9
      11 апреля 2025 10:57
      Здравствуйте!
      Цитата: Солдатов В.
      История создания ракет "Трайдент 2" и лодок " Огайо" начинается с того что после комплексной проверки в 70 годах американцы обнаружили что 80 процентов баллистических ракет различного базирования не были работоспособны. Они взрывались при пуске или в начале полёта. Они были на твёрдом топливе и в них образовались каверны, что приводило к взрыву.

      Был бы очень признателен, если бы Вы поделились источником информации откуда взялась информация про 80% неработоспособных американских ракет.
      Какое-то время назад я делал цикл по американским БРПЛ. По данным которые имеются в свободном доступе, в ходе контрольно-учебных пусков отказывало не более 15% ракет, и это не всегда было связано с двигательной установкой.
      1. +1
        11 апреля 2025 11:00
        Ответа на вопрос от пустомели можно не ожидать) там лишь бы чего ляпнуть, неважно что
        1. +3
          11 апреля 2025 11:04
          Цитата: Polyssenator
          Ответа на вопрос от пустомели можно не ожидать) там лишь бы чего ляпнуть, неважно что

          Считаю, что всякий взрослый и дееспособный человек должен отвечать за свои слова. Но, и возможно, про 80% - это прошло мимо меня, и относительно состояния американских СЯС в годы "холодной войны" чего-то не знаю. request
          1. +1
            11 апреля 2025 11:08
            Я тоже так считаю, но там не тот случай, что не спроси так сразу в евреи записывает)
            1. +1
              11 апреля 2025 11:11
              Цитата: Polyssenator
              Я тоже так считаю, но там не тот случай, что не спроси так сразу в евреи записывает)

              В этом случае, только понять и простить! smile
              1. osp
                +1
                11 апреля 2025 13:52
                Здравствуйте Сергей!
                У США в отличии от СССР и России всегда получалось создавать хорошие БРЛП на твердом топливе.
                С теми параметрами что ставил Заказчик. Вот.
                В случае с "Трайдентами" , сказался опыт создания твердого топлива , композитов оболочки и прочего что использовалось по программе "Спейс Шаттл".
                То есть США в твердотопливных ракетах всегда были на высоте.

                У нас же, до появления "Акул" (там огромная и тяжелая БРЛП на твердом топливе) все БРЛП на подводных лодках были жидкостными.
                И сейчас именно жидкостные "Синева"/"Лайнер" основа МСЯС.
                1. +1
                  11 апреля 2025 19:33
                  Синева и Лайнер это на БДРМах, а судя по всему основа уже это БОРЕИ, а там совсем другие ракеты, которые как раз твердотопливные, правда дальность у них и полезная нагрузка меньше. Вот как то так.
                  1. osp
                    +1
                    11 апреля 2025 19:39
                    Я про это знаю что "Дельфины" по-прежнему основа МСЯС как минимум на СФ. Хоть это и не молодые подлодки, их списывают потихоньку.
                    А у "Булавы" худшие показатели по надежности, забрасываемому весу и дальности.
                    1. +1
                      11 апреля 2025 19:44
                      А как Вам сегодняшнее заявление Нашего Президента;В этой связи, конечно, хочу отметить, что сейчас доля современных образцов вооружения и техники в морских стратегических ядерных силах составляет в России уже 100 процентов. БДРМы сэда никак не вяжутся.
                      1. osp
                        +2
                        11 апреля 2025 19:57
                        "Кальмаров" на ТОФ не осталось вроде как уже.
                        "Дельфины" списывать не хотят все на СФ.
                        Ракеты к ним новые и только они могут быть их носителями.
                        Хотя все "Дельфины" советского производства.
                      2. 0
                        Вчера, 14:59
                        Цитата: Barracuda 148
                        БДРМы сэда никак не вяжутся.

                        Значит "Лайнеры" на них считаются вполе современными . Их испытывали уже в 00-х , а перевооружили так вообще почти вчера . Ну и сами БДРМы сверстники американским "Огайо" последних лет выпуска , так что ресурса ещё лет на 5-10 хватит . Ради таких ракет могут и придержать . Да и ДСНВ уже на днях конец и можно ничего не соблюдать .
                      3. osp
                        +1
                        Сегодня, 01:27
                        Ракеты "Дельфинов" которые красноярского производства хоть и жидкостные но вполне еще на приемлемых характеристиках.
                        И свежие по годам выпуска. Они снова МСЯС Северо-Западного направления.
                        Но их носители уже весьма старые подлодки коим больше 30 лет.
                        Их поддерживать все сложнее и сложнее в сложившихся условиях когда немалая часть оборудования подлодки уже давно не производится и заменять изнашиваемые системы просто нечем.

                        По мере списания "Дельфинов" их ракеты придется отстреливать на вывод малых спутников (см. "Штиль") как раньше планировалось , либо "Севмашу" пришлось бы строить 2-3 новых РПКСН под эти ракеты.
                        Ибо отказ от этих ракет (там дальность и забрасываемый вес значительно выше "Булавы") существенно снизит боевые возможности МСЯС.
                2. +1
                  Вчера, 01:00
                  Цитата: osp
                  Здравствуйте Сергей!

                  Здравствуйте, Константин!
                  Цитата: osp
                  У США в отличии от СССР и России всегда получалось создавать хорошие БРЛП на твердом топливе.
                  С теми параметрами что ставил Заказчик. Вот.
                  В случае с "Трайдентами" , сказался опыт создания твердого топлива , композитов оболочки и прочего что использовалось по программе "Спейс Шаттл".
                  То есть США в твердотопливных ракетах всегда были на высоте.

                  У нас же, до появления "Акул" (там огромная и тяжелая БРЛП на твердом топливе) все БРЛП на подводных лодках были жидкостными.
                  И сейчас именно жидкостные "Синева"/"Лайнер" основа МСЯС.

                  Всё это мне известно. yes Но, в любом случае, спасибо за грамотный комментарий! good
            2. +3
              11 апреля 2025 14:13
              так сразу в евреи записывает)
              Сергею не привыкать! laughing
              1. +2
                11 апреля 2025 14:53
                Антон, здравствуй!
                Серёжа уже спать лёг, завтра на дежурство.
                Цитата: 3x3zsave
                так сразу в евреи записывает)
                Сергею не привыкать!

                Я его в шутку тоже так называю. lol
                Мы зарабатываем по российским меркам очень неплохо, но у Серёжи периодически обостряется не оправданное чувство экономии, и приходится его одёргивать.
                1. +3
                  11 апреля 2025 15:38
                  но у Серёжи периодически обостряется не оправданное чувство экономии,
                  Тогда кот Матроскин тоже еврей!
                  "А я ничего выписывать не буду. Я экономить буду!"(С)
                  Привет, Оля!
                  1. +2
                    11 апреля 2025 15:51
                    Ты вот кота Матроскина упомянул, а я сразу про Морского кота вспомнила. Жаль, что он ущёл, душевный был дядюшка. sad
                    1. +2
                      11 апреля 2025 16:08
                      Пусть ему там будет хорошо!
              2. +4
                Вчера, 01:04
                Антон, доброе утро!
                Цитата: 3x3zsave
                так сразу в евреи записывает)
                Сергею не привыкать! laughing

                А шо ви имеете против евреев?
                Ну, а если серьёзно, то мне глубоко параллельно какой национальности человек. Главное как он себя проявляет. В жизни люди не делятся на национальности, они делятся на умных и дураков. А вот дуракам уже важен цвет кожи, национальность, вероисповедание и т.д.
                1. osp
                  +1
                  Вчера, 01:43
                  Цвет кожи и национальность это неважно. И вероисповедание тоже как правило.
                  Вот только в одном вероисповедании есть разные течения, не всегда миролюбивые и лояльные к другим вероисповеданиям.
                  И довольно часто среди тех, кто едет в Россию из Средней Азии на работу или более того за гражданством попадают такие.
                  Кого у себя дома местные силовики прессуют за радикальные ваххабитские взгляды.
                  А попав в Россию они чувствуют свободу и начинают свои ячейки тут создавать.
                  Вот с этим надо очень осторожно.
                  Притом что российские мусульмане с Кавказа и Поволжья в ужасе от такого поведения этих приезжающих.
                  1. +3
                    Вчера, 01:52
                    Цитата: osp
                    А попав в Россию они чувствуют свободу и начинают свои ячейки тут создавать.

                    Константин, было бы желание, а достаточно надёжные фильтры для въезжающих из Средней Азии создать можно. Конечно не 100%, но и не так как это у нас было до недавнего времени.
                    1. osp
                      0
                      Вчера, 03:33
                      Сергей, как это не странно то своеобразные "фильтры" создают государства исхода этих въезжающих.
                      Казахстан (а с него едут русские люди как правило у которых нет проблем с интеграцией в наше общество), Узбекистан и Киргизия запрещают своим гражданам иметь двойное гражданство.
                      Хочешь русский паспорт - откажись от своего.
                      Из-за чего на работу в Россию из двух последних республик едут лишь по патенту.
                      Совсем иное дело Таджикистан. Тут большая политика - межправительственное соглашение о признании двойного гражданства.
                      Именно из этой республики проникает больше всего радикалов в Россию.
                      А уж национальность их не имеет значения. Именно приезжающие оттуда имеют наибольшие сложности с интеграцией в российское общество. Точнее они пытаются свое общество строить, параллельное нашему.
                      Когда их диаспоры начинают свою теневую юстицию строить и российские школы заставляют по своим правилам жить.
                      Притом когда их значительная часть не имеет официальных трудовых доходов и живет на детские пособия. Которых российские семьи не имеют. По причине наличия официальных трудовых доходов.
                      И на воинский учет там никто не встает после получения российского паспорта.
                2. +4
                  Вчера, 05:42
                  А шо ви имеете против евреев?
                  Что я могу иметь против людей, у которых нет ядерного оружия, но они готовы его применить?
                  Привет, Сергей!
      2. -4
        11 апреля 2025 12:02
        Когда служил в РВСН 75-77 годах Это рассказывал на занятиях замполит, сравнивая наши ракеты с американскими. У нас на жидком топливе у них на твёрдом. После постановки на боевое дежурство
        простояв несколько лет американцы обнаружили пустоты (каверны) образовавшиеся в твёрдом топливе приводящие к взрывам. Вот тогда и приезжал Форд чтобы заключить договор ОСВ-1, чтобы получить время на перевооружение. Эта информация в принципе не распространялась чтобы не ставить в неловкое положение американцев. После 91 года я прочитал про это в свободной прессе, где конечно не помню. Но вы можете как специалист по вооружению найти источники про эту информацию. Может у историков РВСН.
        1. +5
          11 апреля 2025 12:19
          Цитата: Солдатов В.
          Это рассказывал на занятиях замполит, сравнивая наши ракеты с американскими.

          Ну, если замполит рассказывал, тогда, относительно 80%, конечно, никаких сомнений быть не может! yes
          Ведь замполиты в советской армии были людьми кристальной честности, глубоко разбирались в ракетной технике и имели доступ к сов. секретной информации касающейся актуального состояния американских СЯС.
          Цитата: Солдатов В.
          Но вы можете как специалист по вооружению найти источники про эту информацию. Может у историков РВСН.

          Невозможно найти то, чего не существует. no
          1. -5
            11 апреля 2025 12:36
            Зря вы так про замполитов РВСН, все офицеры хоть замполиты и специалисты по тылу входили в пусковые расчёты дежурных смен. Все заканчивали высшие инженерные училища, и перед заступлением на боевое дежурство доводили военно- политическую обстановку в мире. Чтобы как говорится не дрогнула рука.
            1. +2
              11 апреля 2025 13:22
              Цитата: Солдатов В.
              Зря вы так про замполитов РВСН, все офицеры хоть замполиты и специалисты по тылу входили в пусковые расчёты дежурных смен.

              Замполитами были офицеры закончившие военно-политические училища, в которых упор делался на "верность марксистко-ленинскому курсу партии", пропаганду общевойсковую подготовку. В техническом отношении они были по большей части безграмотны.
              Цитата: Солдатов В.
              перед заступлением на боевое дежурство доводили военно- политическую обстановку в мире.

              В войсках ПВО страны тоже самое. Но после этих разводов, мы вместе с заместителем командира по воспитательной работе постоянно ржали, над тем, какое гов-но он лил в уши бойцам.
              1. osp
                +1
                11 апреля 2025 14:08
                У меня знакомый полковник в отставке которому уже за 80.
                Он служил в советское время еще в Войсках ПВО страны.
                Так вот, про этих офицеров-политработников он плохо высказывался.
                Говорит что только мешали они работать с личным составом.
                Он после окончания Харьковской академии ПВО в 1974 году был на Урал направлен. Там служил.
                Еще говорил что вот у летчиков - как правило да, были хорошие замполиты в том плане что они летали.
                Могли что-то там говорить про политической части людям, но в основном летная работа и подготовка к ней.
                1. -4
                  11 апреля 2025 14:30
                  Ему замполит рекомендацию дал в Академию а теперь он говорит что ему замполиты мешали работать с личным составом. Выше подполковника никто практически без академии не становился, если это не было исключением.
  5. +2
    11 апреля 2025 06:27
    Чтобы гарантировать «ядерное возмездие» при любом развитии событий, стороны, помимо увеличения стойкости ШПУ к поражающим факторам ядерного взрыва, форсированно развивали мобильные платформы.
    Советский Союз параллельно с ракетными подводными крейсерами стратегического назначения строил подвижные грунтовые и железнодорожные ракетные комплексы
    ИМХО, конечно, но развитие в СССР ПЛ с БР было вызвано не столько желанием повысить неуязвимость платформ, сколько желанием получить хоть какое-то ЯО, потенциально способное попасть "в супостата за океаном".
    В отличие от ВВС или первых БР наземного базирования, даже межконтинентальных, ПЛ теоретически могли подойти на дальность пуска своих Р11 или даже запустить Р21...
    1. +5
      11 апреля 2025 10:57
      Цитата: Wildcat
      ИМХО, конечно, но развитие в СССР ПЛ с БР было вызвано не столько желанием повысить неуязвимость платформ, сколько желанием получить хоть какое-то ЯО, потенциально способное попасть "в супостата за океаном".

      Скорее даже не попасть, а просто долететь. Ибо до 1961 года серийных МБР у СССР просто не было. Да и первая Р-16 требовала минимум полчаса для старта даже в наивысшей готовности. А стратеги даже с КРВБ практически не имели шансов против ПВО США (у которой тогда ещё были массово развёрнуты ЗРК ДД).
      Цитата: Wildcat
      В отличие от ВВС или первых БР наземного базирования, даже межконтинентальных, ПЛ теоретически могли подойти на дальность пуска своих Р11 или даже запустить Р21...

      Теоретически - да. А практически - см. Карибский кризис.
      Единственную условно оставшуюся в живых ПЛ спасло только мирное время. В военное время её при первом же обнаружении долбанули всем, чем можно, не дав уйти - а не стучали бы импульсами по корпусу и не сбрасывали бы "хлопушки".
      А тем же ПЛ с Р-11ФМ с их 150 км дальности пришлось бы подходить практически к берегу.
      1. +2
        11 апреля 2025 16:10
        ИМХО, если рассматривать ситуацию "капиталисты напали" - то все еще хуже.
        Сам взлет ВВС был бы под вопросом, да и устойчивость ракетных баз первых ракет тоже.

        А ПЛ, развернутые в океане, все же имели какой-то шанс.
        А тем же ПЛ с Р-11ФМ с их 150 км дальности пришлось бы подходить практически к берегу.
        Ох, ладно подойти к берегу - надо же было всплыть на поверхность.. и провести предстартовую подготовку... и это все непосредственно у цели, 150 км...

        В случае Кубинского кризиса все же условия для ПЛ были совсем плохие и нетипичные: время на операции против ПЛ было больше, да и маршрут был ясен.
        В случае БД, даже с Р11, все же несколько другая ситуация.
        1. +3
          11 апреля 2025 17:00
          Цитата: Wildcat
          ИМХО, если рассматривать ситуацию "капиталисты напали" - то все еще хуже.
          Сам взлет ВВС был бы под вопросом, да и устойчивость ракетных баз первых ракет тоже.

          Ну да... даже с ранними Р-16 был большой вопрос: успеют ли ракеты взлететь до того, как противник отработает по их открытым наземным стартам.
          Цитата: Wildcat
          Ох, ладно подойти к берегу - надо же было всплыть на поверхность.. и провести предстартовую подготовку... и это все непосредственно у цели, 150 км...

          Ну я не стал расписывать весь цикл пуска: всплыть, поднять ракету на верхний срез шахты, развернуть стартовый стол по азимуту и лишь потом выполнить пуск.

          Плюс ограничения по метео и ходу.
          Волнение при пуске - до 4-5 баллов
          Бортовая качка - до 12 град.
          Килевая качка - до 6 град.
          Угловая скорость качки - до 9 град/с
          Скорость хода ПЛ - до 12 уз

          Цитата: Wildcat
          В случае БД, даже с Р11, все же несколько другая ситуация.

          Это да. С другой стороны, в случае БД, точнее перед ними, к ПЛО будут подключены все соответствующие силы НАТО, включая ещё не сдувшийся RN. А у лайми опыт ПЛО богатый...
  6. -1
    11 апреля 2025 08:25
    Цитата: Wildcat
    генерал отделался сломанным носом...


    Бывает... smile чем больше чин, тем больше гонору.
    1. +3
      11 апреля 2025 15:43
      ... судя по контексту - расслабился генерал в Италии и как следует, серьезно, не воспринимал тренировку по противодействию захвату его, генерала, террористами.... жену пытался успокоить... вот и усугубил свое положение wassat
  7. 0
    11 апреля 2025 08:29
    Канада должна быть 51 штатом США ,смотрим где заканчивается экспортный " Горный нефтетрубопровод " Канады .Было тихое место ,а теперь это проходной двор. bullyУ нас такой Североморск ,но там АПЛ не базируются.
  8. osp
    +1
    11 апреля 2025 14:02
    Цитата: Леха с Андроида.
    Замечательные снимки со спутника...все можно разглядеть.
    По сопуствующей инфраструктуре можно даже небольшой анализ объекта сделать.
    Хе хе... на спутниковой прошлогодней в гугловской спутниковой карте я смог свою машину найти... request спрятаться от всевидящего ока спутниковой разведки без укрытия невозможно...враг видит все.

    А вот у нас с такими спутниками беда-бедой.
    Судя даже по тому что на четвертом году уцелевшая до сих пор украинская авиация бросает западные планирующие бомбы на Курскую и Белгородскую области.

    И эта проблема для всех российских космических аппаратов - мало их и ресурс активного существования тоже малый.
    Ибо в России не производится вообще целый ряд важнейших электронных компонентов необходимых для создания электроники космических аппаратов.
    Особенно устойчивых к разного рода излучениям.
  9. +5
    11 апреля 2025 14:16
    Сергей. Добрый день. Статья как всегда шикарная ! Но есть одно НО, Вашей вины точно в этом нет. Забрасываемый вес "Трайдент-2" - 2800 кг - это заблуждение.
    Эта история берёт своё начало с договора ОСВ-1 (1973). Мало кто задумывается, а почему между договорами ОСВ-1 и ОСВ-2 всего шесть лет , что не так было с ОСВ-1 ?, что через шесть лет пришлось заключать новый договор, а старый денонсировать. В 1970-м амеры приняли на вооружение МБР и БРПЛ с РГЧ ИН и начался резкий рост количества боеголовок , развернутых на них, но когда в СССР начались испытания таких ракет с РГЧ ИН , вот тут у них началась форменная истерика, которая даже получила наименование "Окно уязвимости американских МБР". . Дело в том, что договор ОСВ-1 вводил только количественные ограничения на носители - МБР, БРПЛ и ТБ. Тут и появился это термин - забрасываемый вес. Амеры посчитали , что суммарный забрасываемый вес их МБР - около 1 000 тонн, а советских - 4 500 тонн. В сенате, конгрессе вся эта истерика все шесть лет и далее продолжалась , что мол у русских после развёртывания ими РГЧ ИН появляются неограниченные возможности по наращиванию своего стратегического потенциала. Даже предпринимались попытки нарастить забрасываемый вес своих МБР доступными тогда для них способами. Развертывание "Минитмен-3" именно этот способ , там ни сколько пытались увеличить суммарное количество боеголовок на МБР , а нарастить забрасываемый вес . Заменой 550 ракет "Минитмен-2" с БЧ Mk -11B, с забрасываемым весом - 720 кг на такое же количество "Минитмен-3" с БЧ Mk- 12, с забрасываемым весом 1 150 кг просто пытались догнать русских. Отсюда же растут ноги у МБР МХ. Так вот тогда в новом договоре (ОСВ-2) появился пункт с забрасываемым и стартовым весом МБР и БРПЛ, в нём очень подробно всё описано. Сейчас не хочется цитировать, в моих статьях все это есть. Так вот откуда цифра 2 800 - из обмена данными , уже в 1979 году, когда ракета существовала только в бумажном виде, амеры сами ещё толком не знали как все будет в "металле". Расчётный вес W88/Mk5 был - 800 фунтов (360 кг), в реальности он оказался - 330 кг, когда её довели до "металла"в 1987 году. А тогда они просто сложили расчётный вес восьми боеголовок и дали эту цифру нам . Вот она с тех пор в официальных документах и фигурирует. Мы знаем, что это не правда, амеры знают, что мы это знаем. Но в документах всё по прежнему. Реальный забрасываемый вес БРПЛ "Трайдент-2" - 4840 кг (при полной нагрузке - до 8 боеголовок W88/Mk5 или до 12 W76/Mk4 (14 не влезет на платформу, так что это миф) . Если у кого будет желание, дам деталировку забрасываемого веса . Теперь, в наше время - ПЛАРБ "Огайо" выходят на БП со стандартным боекомплектом в 90 боеголовок на 20 ракетах. Комплектация - следующая 10 ракет несут по 5 боеголовок W76/Mk4, еще 10 несут либо 4 W76/Mk4, либо 4 W88/Mk5, либо смешанную комплектацию 2 плюс 2.
    1. +1
      Вчера, 01:07
      Сергей, здравствуйте!
      Благодарю за дельный и развернутый комментарий!
  10. +2
    11 апреля 2025 16:22
    Вообще, нужно отметить, амерам верить нельзя, они всегда и на всём пытаются обмануть . Например, всё тот же договор ОСВ-2 - какие цифры они нам дали: "Минитмен-3" - забрасываемый вес - 1 150 кг, хотя этот вес соответствует только ракетам с ГЧ Мк-12, а таких всего 250 единиц, правда к 1982 году, а 300 единиц, это ракеты с БЧ Мк-12А, а там забрасываемый вес - 1 800 кг. А в документах продолжают давать - 1 150 кг. Теперь БРПЛ, по "Трайдент-1" по документам дают забрасываемый вес - 1 350 кг, реальный - 3 520 кг, на момент заключения (подписания) ОСВ-2 ракета уже на вооружении, амеры не могли не знать, что они нас нагло обманывают. Наши же давали забрасываемый вес и по МБР и по БРПЛ, посчитанный по всем правилам, до килограмма. И все эти цифры кочуют из договора в договор, и в нынешнем СНВ-3 всё тоже самое.
    1. +2
      11 апреля 2025 18:21
      Прошу прощения , ошибка закралась. Забрасываемый вес "Трайдент-1" не - 3 520 кг., а - 2620 кг.
      1 320 кг - вес восьми боеголовок W76/Mk4 плюс 1300 кг - вес блока разведения , платформы, ДУ и запаса горючего и окислителя.
    2. +1
      Вчера, 01:12
      Цитата: sergeyketonov
      Вообще, нужно отметить, амерам верить нельзя, они всегда и на всём пытаются обмануть .

      Мы тоже успешно обманывали "вероятных партнёров". Война - это путь обмана...
      1. osp
        0
        Вчера, 01:31
        Сергей, боюсь что мы обманулись гораздо больше этих "вероятных партнеров".
        Производства в России почти не осталось. Вот в чем беда.
        Даже ту продукцию что до 2022 года поставляла Украина (электромеханические судовые и промышленные приборы к примеру) в России до сих пор не смогли заместить в выпуске.
        Заводов в Москве уже нет , заводы в Рязани и Челябинске не могут это делать из-за того что невыгодно и с подшипниками маленькими непросто.

        А электронные приборы современного уровня сделать на отечественной элементной базе не возможно.
        Она не делается в России.
  11. osp
    +1
    11 апреля 2025 19:49
    А для охоты на "Огайо" в ВМФ СССР начали заказывать новые многоцелевые АПЛ которые "Щука-Б" назывались.
    Завод в Комсомольск-на-Амуре строил лодки 971-го проекта для ТОФ и построил 8 АПЛ.
    Из которых в строю осталось не больше 1-2.
    Последнюю , "Нерпу" индийские моряки сильно износили так, что после ее возвращения думают о списании.

    Завод в Северодвинске построил 7 таких АПЛ 971-го проекта. С их готовностью и состоянием на Северном флоте несколько лучше чем на ТОФ.
    Потому что судоремонтная база рядом.

    Но особо стоит отметить завод Красное Сормово в Нижнем Новгороде что делал очень неплохие многоцелевые АПЛ собственной разработки. С титановым корпусом.
    Сейчас все это уже история.
    Не строится ничего такого в России.
    Вся производственная кооперация по ним порушена давно.
    1. +3
      Вчера, 01:10
      Цитата: osp
      Потому что судоремонтная база рядом.

      Константин, в Большом камне тоже очень неплохое судоремонтное предприятие. Дело не в ремонтных мощностях, а в приоритетах. ТОФ всегда был пасынком.
      1. osp
        0
        Вчера, 01:23
        Сергей, я про это знаю. Но ремонт подлодок там часто на годы растягивался если вообще проходил из-за урезания денег.
        Нижний Новгород и Северодвинск они ведь в Европейской части России.
        Рядом большинство заводов-поставщиков. И проектных организаций.
        На Севмаше еще в советское время подразделение было что занималось разработкой сварочного оборудования TIG-сварки титана и легированной стали, а также MIG-сварки углеродистой стали.
        Потом, оно самостоятельной фирмой стало и даже за направления автоматизированной сварки взялось. Хотя фирма небольшая но знаком с их продукцией больше 10 лет.
        Очень успешная фирма что весь постсоветский рынок такого оборудования держит сейчас.

        А у ТОФ и обеспечивающих его существование судостроительных/судоремонтных заводов были сложности не только с деньгами , но еще и географическая удаленность сказывалось от основных поставщиков.
        Ведь привезти турбины с завода в Калуге на завод в Нижний Новгород или Северодвинск дело суток-двое.
        А на Дальний Восток оно все достаточно долго шло железнодорожным транспортом.
        Ну в постсоветское время так стало...
  12. osp
    0
    Вчера, 03:47
    Цитата: Bongo
    Цитата: osp
    Здравствуйте Сергей!

    Здравствуйте, Константин!
    Цитата: osp
    У США в отличии от СССР и России всегда получалось создавать хорошие БРЛП на твердом топливе.
    С теми параметрами что ставил Заказчик. Вот.
    В случае с "Трайдентами" , сказался опыт создания твердого топлива , композитов оболочки и прочего что использовалось по программе "Спейс Шаттл".
    То есть США в твердотопливных ракетах всегда были на высоте.

    У нас же, до появления "Акул" (там огромная и тяжелая БРЛП на твердом топливе) все БРЛП на подводных лодках были жидкостными.
    И сейчас именно жидкостные "Синева"/"Лайнер" основа МСЯС.

    Всё это мне известно. yes Но, в любом случае, спасибо за грамотный комментарий! good

    Я больше скажу - у США за десятилетия накоплен еще и огромный опыт в создании радиационно стойких электронных компонентов которые прекрасно себя зарекомендовали в межпланетном пространстве автоматических аппаратов что вплоть до орбиты Плутона прекрасно работали.
    Такие микросхемы и соответственно собранные на них спутники могут иметь десятки лет активного существования!
    У России с этим полный ноль можно сказать.
    Спутники сделанные на базе гражданских импортных микросхем из старых запасов или из тех что после санкций пока еще попадают в Россию окольными путями имеют очень малый срок активного существования или вообще могут "не проснутся" после выведения на орбиту.
    И работать могут лишь на низких орбитах.
    А в межпланетном пространстве при простреле солнечных частиц такая электроника отказывает.
    Разбившаяся лунная станция один из примеров.

    После того как санкции посыпались на заводы Москвы, Зеленограда и Воронежа работающие в сфере электроники космоса/ВПК то там все очень туго стало.
    Особенно как отрезали поставки кремниевых пластин из Европы и материалов даже для линий 0.35-0.25 мкм.
    Практически ничего не производится современного.
    Кроме силовой электроники из Брянска и радиационно стойких микросхем еще советской разработки по 1.2-3.0 мкм процессу.
  13. 0
    Вчера, 20:01
    Почему везде спутниковые снимки от Гугла? А где достижения российского космоса?

    Может вместо актрис и бесполезных роботов типа Фёдор начнём спутники в космос отправлять?!
    1. osp
      +1
      Сегодня, 01:11
      Я же выше несколько комментариев на эту тему написал.
      Почему так происходит.
      В России не делается целый ряд важнейших электронных компонентов необходимых для построения современных систем авионики и тем более оборудования космических аппаратов.
      Там нужные особые микросхемы и оптика работающие в жестких условиях различного излучения и действия экстремальных температур.
      Это если современный спутник делать.
      Потому большинство российских космических аппаратов имеет очень малый период активного существования.
      Их электронику делают на гражданской элементной базе импортного производства которую еще пока можно купить окольными путями или из старых запасов использовать.